Конспекты занятий психолога доу с дошкольниками. Занятия психолога

«Жизнь дана на добрые дела»

План-конспект занятия по старший дошкольный возраст

Цель:

Способствовать формированию понятия «доброта», через развитие в ребёнке желания и умения творчески мыслить, анализировать окружающий мир, изучая себя с позиции добра, справедливости, любви.

Задачи:

    Учить воспитанников выражать свои мысли о добрых поступках.

    Формировать умение работать в коллективе, выражать свое мнение, рассуждать.

    Способствовать формированию творческого воображения.

    Вызвать у детей желание совершать добрые поступки, помогать другим.

Оборудование и материалы: мольберт с контуром в виде сердца; большая плотная звезда, разрезанная на 3 части, со словами «улыбка», «поступок», «спасибо», проектор, экран, ноутбук, стол для рисования, краски, кисточки, стаканы с водой, бумага в форме звездочек; разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.

Ход мероприятия

Приветствие « Всем доброе утро».

Дети сидят в кругу.

Педагог: Ребята, как вы думаете, какому человеку легче жить на белом свете – доброму или злому?».

Ответы детей

Педагог: послушайте стихотворение:

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Тепло свое другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

И все же посмотри:

Как много у него друзей!

А злой всегда один...

(Л. Полякова)

Педагог: А как вы думаете, что такое «добро», «доброта»?

Ответы детей.

Педагог: Знаете, а добро бывает разное. Одно добро – это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже руками потрогать. Другое добро можно услышать – это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы, и я, и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро?

Ответы детей.

Педагог: Каждый человек должен иметь доброе сердце, добрую душу, уметь говорить добрые слова, чтобы всем помогать, жалеть тех, кто попал в беду, и, конечно, всех любить. Ребята, посмотрите, что у меня в руках!

(Под музыку воспитатель достает красивый ларец)

Педагог: Это добрая волшебница подарила нам ларец с дарами доброты. Как вы думаете, что там может лежать?

Дети: Игрушки, книжки, другие подарки…

Педагог: Ребята, а что может быть добрым у человека?.

Дети: Добрые глаза, добрая улыбка, доброе рукопожатие, добрый взгляд…

Педагог: Правильно, именно такие дары там и лежат. Но посмотрим на них мы потом. Неслучайно добрая волшебница подарила этот ларец именно сейчас, когда все люди живут в ожидании Нового года и Рождества. В это время всё словно превращается в добрую сказку, а сегодня ночью был сказочный звездопад, и одна из звездочек упала недалеко от нас. Об этой звёздочке я сейчас расскажу.

Флештренинг сказка «Звёздная девочка» (А. Лопатина, М. Скребцова))

«Тысячу лет назад раз в год на землю прилетала небесная звезда и превращалась в маленькую звездную девочку. С котомкой за плечами, в которой она несла небесные искорки, девочка отправлялась в путешествие по разным странам и городам. Она была такой крохотной и незаметной, что многие не обращали на нее никакого внимания. Но она, ни на кого не обижалась и любым, даже самым злым людям, дарила небесные искорки. По дороге с ней случалось много удивительного. Когда в ее котомке не оставалось ни одной искорки, она незаметно исчезала, чтобы через год прилететь опять. Каждый, получивший в подарок небесную искорку, становился самым счастливым человеком на земле, потому что исполнялись самые лучшие мечты его детства. Время от времени он тоже отправлялся в путешествие по разным городам и странам и всем на своем пути рассказывал о встрече с маленькой звездной девочкой. Тогда в сердцах этих людей тоже зажигались небесные искорки».

Педагог: Ребята, как вы думаете, а что это были за подарки, которые так щедро звёздная девочка раздавала людям?

Дети: Наверно, это были доброта, радость, любовь…

Педагог:. Отлично, ребята. Одна звезда от звёздной девочки упала недалеко от нас. Но, к сожалению, она была такая хрупкая, что рассыпалась. Посмотрите на эти частички, давайте соберем их вместе и посмотрим, что получится.

(Дети переходят к коврику и собирают рассыпанные частички, на них написаны слова)

Педагог: Давайте прочитаем, что здесь написано.

Дети (читают): «Спа-си-бо», «пос-ту-пок», «у-лыб-ка».

Педагог: Как вы думаете, почему звездочка подарила нам эти слова, что они означают?

(Дети разделились на 3 группы, по количеству частичек, и обсуждают значение написанных слов, и какое отношение они имеют к слову «доброта»)

Воспитатель. Давайте еще раз зачитаем слова и расскажем, что они означают.

Дети 1-й группы: «Спа-си-бо». Добрые люди всегда говорят спасибо, за все благодарят, и вообще говорят больше добрых вежливых слов.

Дети 2-й группы: «Пос-ту-пок». Чтобы быть добрым, надо не только говорить вежливые слова, но и совершать добрые поступки, дела.

Дети 3-й группы: «У-лыб-ка». У доброго человека всегда доброе выражение лица, он часто улыбается и от этого другим становится лучше. Человек как бы светится изнутри.

Педагог: А вы в жизни встречали добрых людей или совершали добрые поступки? Расскажите о них.

(Дети приводят примеры из своей жизни. Например: Моя сестра добрая, потому что она каждый день играет со мной, делится игрушками. Моя мама добрая, она заботится о нас, ласкает и обнимает, когда плохо или просто так и т.п.)

Педагог:. Как здорово, что нас окружают такие замечательные добрые люди.

Физкультминутка (под музыку)

Педагог: Встали в круг, взялись за руки. Представьте, что мы одна большая звезда. Сердце у звёздочки доброе, как оно может стучать? (Отбивание хлопками ритм биения сердца).

Как звездочка может дышать? (На вдох – присели, на выдох – встали).

Как она может сиять? (Поднять руки вверх и потрясти ими).

Молодцы ребята.

Педагог: Я предлагаю вам сейчас пройти к столам и самим нарисовать волшебные «звезды доброты». Но что нам для этого потребуется?

Дети: Волшебные краски!

Педагог: А где же мы их возьмем?

Ответы детей

Педагог: Конечно, ребята, мы добавим в них улыбок, доброты, радости, солнечного света и перемещаем. А я научу вас как можно быстро и необычно нарисовать наши волшебные «звезды доброты». Приступая к работе, думайте обо всём добром, что можете сделать друг для друга, для своих близких.

Педагог: Листы бумаги сложить пополам, развернуть– капнуть краску разного или одно цвета на середину, друг под другом.

(Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)

Педагог: Ребята, вы подарили волшебный цвет своим звёздочкам, молодцы! Но теперь ее надо оживить. Давайте, прикрепим свою звёздочку к мольберту назовем добрые дела, которые мы можем сделать для своих друзей и близких.

(Дети подходят к мольберту, говорят пожелания, вешают свои звёздочки на контур в форме сердца.

Дети: Я буду слушаться свою бабушку, и она сможет играть со мной в куклы.

А я буду помогать моей мамочке, чтобы она поменьше уставала.

А я больше никогда не буду ссориться со своим братом и поделюсь с ним своими игрушками и т. п.

Педагог: Какое красивое созвездие у нас получилось! Как мы его назовём?

Дети: Доброе сердце!

Педагог: Ребята, помните о ларце волшебницы с дарами доброты? И мы назвали, что там может находиться? Как вы думаете, мы сможем воспользоваться ее подарками? Что для этого надо сделать?

Дети: Поможем волшебнице оживить её дары!

Педагог: Что для этого нужно?

Дети: Просто улыбнуться друг другу.

Подарить друг другу добрый взгляд

Сказать доброе слово.

Помочь тому, кто в этом нуждается и ничего не ждать взамен и т. п.

Педагог: Оказывается, совсем нетрудно быть добрым. Доброта это качество, без которого мир не может существовать. Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день становится светлей.

(Под музыку дети открывают ларец, а в нём подарок от звёздной девочки – разноцветные блестящие звездочки, на которых написаны слова «улыбка», «поступок», «спасибо», «забота», «друг», «внимание», «красота» и т. п.)

Педагог: Я желаю вам, ребята, чтобы вы тоже в сердцах людей зажигали искорки доброты. А дома я предлагаю нарисовать «Солнце доброты», у которого должно быть столько лучей, сколько добрых поступков разных людей вы вспомните. А потом принесете в группу ваши рисунки и расскажите о своем «Солнце доброты».

Как научиться доброте?

Ответ простой – она везде:

В улыбке доброй и в рассвете,

В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы,

Их надо замечать учиться

И в сердце собирать своем,

Тогда не будет злобы в нем.

(А. Лопатина, М. Скребцова)

В данном тематическом разделе представлены готовые конспекты психологических занятий и НОД с дошкольниками и младшими школьниками.

В представленных здесь публикациях педагоги-психологи делятся личным опытом организации и проведения как групповых, так и индивидуальных занятий различной направленности. В том числе: занятия по психическому и эмоциональному развитию; по повышению учебной мотивации; коррекционные занятия, направленные на решение определённых проблем.

Конспекты занятий для сохранения и укрепления психического здоровья.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 2152 .
Все разделы | Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми

Конспект занятия педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по гендерному воспитанию «Мальчики и девочки : разные или похожие?» Задачи : продолжать знакомить детей с отличительными особенностями мальчиков и девочек; формировать социальные и гендерные модели поведения мальчиков и девочек; формировать у детей чувство эмпатии и толерантности к окружающим; ...

Занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Эмоции: для чего они и где живут!» Эмоции - для чего они и где живут наши эмоции?» Выполнила педагог-психолог Глушкова Н .В. Цель : развивать способность распознавать и выражать различные эмоции; Задача : научить различать выразительность эмоций, легко прочитывать их на лице, в позе, жестах, во всем поведении;...

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми - Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе «Путешествие на волшебный луг»

Публикация «Конспект занятия педагога-психолога в подготовительной группе...» НОД по песочной терапии: «В гостях у песочной Феи». Педагог-психолог Харючи О.В. Цель: Продолжать воспитывать в детях сочувствующее отношение к герою, желание помочь в трудной ситуации. Задачи: 1.Развивать мелкую моторику, сенсорное восприятие. 2.Совершенствовать умение...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия педагога-психолога для детей старшего дошкольного возраста «Заколдованная красавица» Цель: знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования эбру. Задачи: Образовательные: Научить нетрадиционной технике рисования эбру; Учит видеть красоту созданного изображения; Учить чувствовать плавные переходы оттенков цвета; Научить приему рисования на воде с...

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни». Цели: 1.Способствовать формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни. 2.Выработать умение психологически...

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну» для учащихся 1 класса Занятие можно использовать в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога как в д/с, так и в школе. Тема: «Мы вместе отправляемся в путешествие на Луну». Цель: скорректировать уже существующие у первоклашек коммуникативные навыки и развить дальше навыки конструктивного...

Занятия психолога. Конспекты, НОД, беседы с детьми - «Цыпленок». Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога ДС

Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности и взаимодействия, снятие усталости и напряжения; совершенствовании общей моторики; движений во взаимосвязи с речью Задачи: развитие коммуникативных навыков, сплоченности и взаимодействия; развитие наглядно образного и...

Конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога в ДС «Путешествие в 39 царство» Цель: Формирование зрительной ориентировки и коммуникации. Задачи: развивать речевые и двигательные, зрительно-слуховые, зрительно-речевые координации; умение устанавливать связь слова, предмета и образа, включать воспринимаемое в разные семантические поля; побуждать принимать...

Елена Решеткина

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

педагога-психолога МБДОУ №1 «Ласточка» города Зеленодольска

Решёткиной Е. А.,

Тема : Путешествие .

Цель занятия : Формирование общности с другими детьми и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров, через преодоление застенчивости, нерешительности, замкнутости.

Задачи : 1. Преодоление застенчивости, нерешительности, замкнутости;

2. Развитие самосознания и индивидуальности детей;

3. Развитие навыков совместной деятельности;

4. Воспитание способности к согласованному взаимодействию, доброжелательного отношения друг к другу.

5. Снижение психоэмоционального напряжения.

Материалы : Цветные карандаши, набор картинок «Животные» , вырезанные из бумаги рукавички с орнаментом, нарисованные персонажи сказки «Репка» .

1. Приветствие.

Психолог собирает детей вокруг себя : «Давайте сейчас сядем на стульчики, но так, чтобы каждый из вас видел всех ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас ». (Единственным верным решением здесь является создание круга.) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый говорит : «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех, и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». (Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми , он дотрагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребятами.)

2. Основная часть. Игра «Путешествие » .

Психолог : «Представим, что мы сели в поезд и отправились в путешествие . В пути поезд будет делать остановки на станциях «Лесная» , «Игровая» , «Творческая» . Название станции подскажет, чем мы будем заниматься во время остановки».

Дети встают друг за другом, положив руки на плечи стоящего впереди. Это паровоз. Он пыхтит, свистит, «колеса» работают четко в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет по помещению в разных направлениях, то быстро, то медленно, то поворачивая, то изгибаясь, издавая громкие звуки и свист. «Машинист» на станциях меняется.

А) Психолог : «Приехали! Станция «Лесная» . Давайте прогуляемся по воображаемому лесу. Послушаем пение птиц, полюбуемся цветами и деревьями, посмотрим на лесных обитателей. А теперь, присядем на полянку и немножко отдохнем.

Упражнение «Божья коровка»

Психолог собирает детей вокруг себя и говорит : «Давайте представим, что мы поймали божью коровку. Вот она у меня в руках. Хотите посмотреть? Я могу передать ее своему соседу, а он – своему. Но это – не простая божья коровка, а волшебная. Каждый раз, когда ее передают другому, она увеличивается в размерах в два раза. Так что, когда мы передадим ее по кругу, она будет во – о – от такая. (Показывает) . Будьте очень осторожны с ней, погладьте ее по крылышкам, приласкайте ее, старайтесь не сделать ей больно, но помните, что с каждым разом она становится все больше и больше, все тяжелее и тяжелее». Психолог держит в руках воображаемую божью коровку, поглаживает ее, показывает остальным детям, затем передает ее соседу. Божья коровка передается по кругу, взрослый все время напоминает детям о том, что она увеличивается. После того, как божья коровка попадает в руки последнему ребенку, взрослый подходит вместе с детьми к окну и «выпускает» ее на улицу.

Сказка «Репка»

Дети берут по одной карточки, где нарисовано по одному из персонажей сказки.

Психолог : «Я сейчас буду рассказывать сказку, которую вы все хорошо знаете. Ваша задача : Когда услышите, что я говорю о персонаже, который нарисован на вашей карточке, вы встаете, обходите свой стульчик, ничего при этом, не говоря, и снова садитесь. Поняли? Хорошо. И так, я начинаю, а вы будьте, очень внимательными. (Работа детей) .

Психолог : «А теперь сядем в поезд и продолжим наше путешествие .

Б) Психолог : «Станция «Игровая» ! Приехали, выходите». Проводится совместная подвижная игра.

Игра «Дотронься до…» .

Все играющие одеты по-разному.

Ведущий выкрикивает : «Дотронься до… синего!» Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий.

Замечание Психолог следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Игра «Выбери себе партнера» .

Дети стоят в кругу. Психолог говорит : «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Алина, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три, подбегайте к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз. Психолог следит за тем, чтобы дети менялись парами.

Игра «Зоопарк» . (Совместная игра со взрослыми) .

Дети и взрослые выбирают самостоятельно карточки, на которых нарисованы различные животные. (Например : лиса, медведь, волк, мышь, еж, олень, белка, заяц.)

Психолог : «Вы должны превратиться в тех животных, которые нарисованы на ваших карточках. А теперь, когда все знают, кто в какое животное превратился, изобразите его и найдите себе соответствующую пару».

Этюд «Согласованные действия» .

Участники разбиваются на пары : Ребенок – взрослый.

Психолог : «Вы должны показать парные действия :

Пилка дров;

Гребля в лодке;

Перемотка ниток;

Перетягивание каната;

Передача хрустального стакана;

Парный танец;

Делаем зарядку;

Делаем макияж;

В) Психолог : «Садимся в поезд. Едим дальше. Станция «Творческая!» .

Игра «Рукавички» .

Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички, количество пар участников равно количеству пар вырезанных рукавичек. Рукавички разбросаны по помещению.

Психолог : «Вы должны найти «свою пару» и раскрасить рукавички». (Работа детей в парах)

Психолог : «Молодцы! Сумели договориться и поэтому быстро выполнили задание» .

Психолог : «А теперь садимся в поезд. Нам пора возвращаться в детский сад. Поехали! Приехали! Вам понравилось наше путешествие ? Что больше всего понравилось? Какое настроение у вас? Что больше запомнилось»? (Ответы детей.)

3. Прощание. Собрать детей вокруг себя. Психолог : «Наше занятие закончено . Давайте попрощаемся» . Психолог вытягивает руки, а дети подходят к нему и кладут свои ладони на ладони взрослого, образуя круг.

Психолог : «Вы подарили мне свое тепло, а я дарю вам свое тепло, которое идет от наших ладоней. На этом наше занятие закончено . До свидания».








Морозова Татьяна Николаевна

Должность: педагог-психолог.

Конспект психологического занятия

«Учимся справляться с трудностями».

Цель занятия : решение вопросов, связанных с психологической неготовностью к учебной деятельности (научить детей справляться с трудностями, используя ихсобственные возможности: знания, творчество, умение сотрудничать, силу воли) .

Задачи:

    Создание чувства группового единения, создание положительного эмоционального настроя на учебную деятельность.

    Формирование мотивации на преодоление трудностей.

    Формирование "механизма самопомощи", умения анализировать, делать выводы.

    Развитие коммуникативных навыков: умения договариваться друг с другом, умения слушать и вступать в диалог, умения обратиться за помощью и отвечать на "неудобные" вопросы.

Контингент: 1 класс (6 человек с признаками дезадаптации).

Продолжительность занятия: 35 минут.

Оборудование : музыкальное сопровождение, пластилин, набор картинок, проектор.

Используемые педагогические технологии : проблемно - диалогическое обучение, сюжетная игра, элементы арт-терапии, ИКТ.

Универсальные учебные действия:

    Личностные универсальные учебные действия:

    -навыки конструктивного взаимодействия ,

    -адекватное реагирование на трудности (используем задания арт-терапии на создание друга котенка Саши).

    Познавательные универсальные учебные действия:

    Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (задания, в которых ребенок предлагает и выбирает варианты способов решения сложных ситуаций).

    Регулятивные универсальные учебные действия:

    - способность к волевому усилию , к выбору в трудных ситуациях и преодолению препятствий (принятие решения к действию, прохождение испытаний).

    Коммуникативные универсальные учебные действия :

    Умение обратиться за помощью, вести диалог, отвечать на вопросы (групповая дискуссия, совместный анализ истории, побуждающий диалог).

Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках занятия:

Методы:

    сказкотерапия: разрешение трудностей в обучении, посмотреть на себя со стороны, разрешение проблем общения, "проживание ситуации";

    дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации);

    игровые методы ( элементы арт-терапии (создание друга котенка Саши), сюжетно-ролевая игра.

Технологии:

    проблемно-диалогическое обучение – деятельностный подход в обучении (поиск решения в ходе подгрупповой работы детей и необходимости находить разные варианты выхода из трудных ситуаций).

    использование ИКТ (проектор).

    игровые технологии (творческая сюжетно-ролевая игра).

Ход занятия

Этап

занятия

Деятельность

педагога

Деятельность учащихся

Организационная

Часть

2 мин

Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть. Сегодня у нас гости, поздороваемся с ними: «скажем все вместе здравствуйте.»

Я предлагаю встать в круг и поприветствовать друг друга необычным способом: ладошками. Передадим друг другу хорошее настроение по кругу.

Приветствуют гостей.

Приветствуют друг друга

Сообщение

темы занятия, мотивация.

Спасибо!Ребята, сегодня у нас с вами будет необычное занятие, к нам на занятие пришел котенок Саша (показывает котенка -мягкую игрушку) . Вместе с котенком Сашей мы будем решать трудные задачи.

Вы готовы помочь сказочным жителям?

Давайте сядем все на ковер вокруг меня.

Дети отвечают

Все садятся в круг

Основная часть:

1.Постановка проблемной ситуации

Итак, ребята, для начала мы с вами послушаем историю про котенка Сашу. Вы слушайте внимательно и стараетесь найти ситуации, в которых Саше было трудно, и как он эти трудности решил? Готовы?

.«История про котенка Сашу» (приложение)

Дети отвечают

Внимательно слушают

2.Обсуждение истории про котенка Сашу

Понравилась вам сказка?

Побеждает ли кто-нибудь в сказке и почему?

С чего все начиналось в этой истории?

Что после с ним случилось? Кто помог Саше?

Какие трудности встретились котенку Саше?

Какие "подсказки" помогли котенку Саше справиться с трудностями?"

А теперь давайте все дружно их проговорим.

Дети отвечают.

Дети отвечают - котенок Саша.

Дети отвечают - вырос Саша и пошел искать знание.

Дети отвечают - встретил бабушку, и она ему помогла.

Называютгоры «Трудно», «Скучно», «Неудача».

Дети отвечают:

1.«Если трудно - смелей и старайся сильней!»

2.«Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей

3.«Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться» .

3.Установление причинно-следственной связи (работа с последовательностью картинок)

Взаимопроверка

Ребята, вы молодцы. Теперь давайте пересядем за столы.

Перед вами лежат карточки, внимательно посмотрите на них и выложите карточки в правильном порядке, что за чем происходило.

А теперь проверьте у соседа, насколько правильно он выполнил это задание.

Ребята проверяют друг у друга правильность выполненного задания. После этого на экране высвечивается правильный порядок раскладки.

- Какая была первая трудность? Как с ней справился котенок Саша?

Какая была вторая трудность? Как с ней справился котенок?

И третья трудность, с которой встретился Саша называется?

Как он решил её?

Как вы думаете, а мы можем пользоваться данными подсказками в своей жизни и когда?

Например, Во время учебы, когда скучно на уроке, было у вас такое?

Когда не получается правильно написать букву, решить пример.

Дети пересаживаются.

Дети выкладывают карточки в правильном порядке с учетом причинно-следственных связей.

Проверяют друг друга

Сравнивают правильный ответ на презентации

Дети отвечают:1 гора « Трудно» .

Подсказка «Если трудно - смелей и старайся сильней»

2гора «Скучно»

подсказка «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей

3гора «Неудача».

Подсказка «Коль ошибка приключиться, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, да не расстраиваться»

Приводят примеры.

Физминутка

Цель: снятие психическогонапряжения с помощью танца

«Кис-кис»

Ребята, мы хорошо поработали, и котенок Саша предлагает нам отдохнуть. Встанем в круг. Я буду вам показывать упражнения, а вы все дружно за мнойбудете повторять либо придумывать свои движения.

(презентация с физминуткой).

Молодцы, ребята!

Делают физминутку

4.Ситуация "Школьные трудности"

Молодцы, вы верно отвечали, но пока наш Саша путешествовал в поисках знания, все его друзья разучились учиться. Им было скучно сидеть на занятиях, трудно решать примеры и задачи, которые давал учитель, и после каждой неудачи они не хотели идти в школу.

Как вы думаете, что Саша посоветовал бысвоим друзьям?

Как бы вы справлялись с ними?

Плакали?

Прятались под парту?

Сами пытались справиться?

Просили помощи у друга? У учительницы?

Как можно попросить помощи? Какие знаете волшебные слова?

- "У кого еще можно попросить помощи?"

Что мы можем посоветовать друзьям Саши?

Как вы считаете, помогли мы друзьям котенка Саши справиться со своими трудностями?

В жизни каждого человека бывают трудности. И силы для разрешения трудной ситуации надо искать не только в самом себе, но и уметь обратиться за помощью к другим (другу, родителям, учителю).

Ребята, запомните важное правило: "Ищи силы для разрешения трудной ситуации не только в самом себе, но и у людей, которые находятся рядом с тобой, ты их обязательно найдешь и ты наверняка победишь трудности"

Отвечают

Отвечают

Высказывают свои мнения

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают

Отвечают ( с помощью «волшебных» слов ).

Отвечают (У друзей, у родителей, у учителя)

Дают свои ответы

Отвечают

5.АРТ-терапия «Лепка»

Цель: снятие мышечного напряжения, профилактика тревожности.

А сейчас я предлагаю вам слепить друзей котенка Саши, чтобы, когда возникнут трудности, мы могли вспомнить, как их разрешал котенок Саша со своими друзьями.

Если вам нужна будет помощь, я раздам вам схемы, по которым легче будет лепить друга.

Молодцы! Давайте, соберём всех друзей около нашего котенка и покажем их ему. Вот какие друзья получились у нашего котенка!

Чему они сегодня научились?

И они говорят вам спасибо, ребята.

Дети лепят друзей котенка Саши

Отвечают чему научились друзья котенка Саши

Итоговая часть:

рефлексия.

Ребята, предлагаю вам встать в круг.

Кто был нашим помощником?

Вам понравилось помогать котенку Саше?

Что нового вы узнали на занятии? Чему мы сегодня научились?

А пригодится нам это в жизни?

Ребята, давайте похлопаем друг другу.

На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается.

Всем спасибо за занятие!

Становятся в круг

Отвечают (Котенок Саша)

Отвечают (умение справляться с трудностями)

Дети отвечают

Хлопают друг другу за работу.

Приложение 1

История: «Сказка о котенке Саше».

Жил-был на белом свете котенок Саша. И был он самым обычным котенком: любил играть, смотреть мультики и не любил убирать игрушки. И он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему узнать: почему дует ветер, как работает телефон и куда ложится спать солнышко. И решил Саша уйти, чтобы побродить по белу свету и поискать Знание.

Шёл по полям, по лесам и дошел он до избушки на курьих ножках. Встретила его там бабуля - то ли Яга, а то ли и не Яга. Указала она ему путь-дорогу к Знанию, да еще и о трудностях этого пути предупредила:

Начало у этой дороги гладкое, ровное и праздничное: оно усыпано цветами и подарками. Вступаешь на нее и не подозреваешь, что скоро начнутся скалистые, снеговые горы, карабкаясь на которые, придется напрягать все силы. Гор тех много, но есть среди них три самые главные, самые крутые.

Первая гора называется «Трудно». И действительно, очень трудно по ней подниматься - даже хочется все бросить, трудно настолько же, насколько тяжело писать буквы или же учиться читать. И кажется, что ничего не получится. Но вот тебе на этот случай моя подсказка: « Если трудно - смелей и старайся сильней!» Повторяй ее шепотом, и тогда одолеешь ты эту гору, и научишься справляться с трудностями.

Вторая гора называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы в строчку аккуратно писать. И так хочется все бросить, вскочить с места, убежать и поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скук ой справиться быстрей ». И тогда научишься ты справляться со скукой и найдешь третью самую крутую гору.

Третья гора называется «Неудача». Очень тяжело по ней подниматься и больно падать. Вроде бы и получается все, но постоянно какие-то ошибки в пути так и вылезают, и неверные тропы сами собой выбираются. И все вокруг - даже ветры - ругают тебя за эти ошибки. И деревья по сторонам тропы будто бы в «двойки» оборачиваются и все пришептывают: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: « Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Ученым котом, котом -пятерочником.

Поблагодарил котенок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда легкий. Но он обязательно пройдет его до конца и поможет другим зверятам и всем ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.

Конспекты психологических занятий на развитие коммуникативных навыков.

Вводное занятие к тренингу «Маршруты моего здоровья»

Занятие 1: «Знакомство»

Цель: организовать работу группы, познакомить детей друг с другом, научить вступать в контакт и общаться в позитивном ключе, создать обстановку доверия и эмоционального комфорта.

Задачи:
научить детей приемам знакомства и начала общения;
развитие согласованности движений; снятие психоэмоционального напряжения; развитие эмоционально-выразительных движений.
формирование положительной установки на участии в занятии, доброжелательных отношений. Воспитание внимательного отношения к здоровью

Комментарии

Психологу
Ход занятия

Данное приветствие становится ритуалом, одинаковым для начала всех последующих занятий

1. Приветствие
дети рассаживаются в круг так, чтобы каждый мог видеть друг друга и слушают песенку Е. Железновой «Мы все уже в сборе…»;
дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте все!!!»

Психолог знакомит участников с целями и правилами группового общения

Упражнение «Давайте познакомимся»

Психолог: «Это наша групповая комната. Здесь мы будем встречаться в течение всего времени нашей работы, говорить о разном, а главное – попытаемся узнать о себе и друг о друге больше и стать интересными и понятными. Кроме этого, мы сможем узнать много нового о том, что такое здоровье и как его сохранить, поэтому наши занятия принесут пользу каждому из вас.

Сегодня мы с вами встречаемся впервые и поэтому должны договориться, как мы будем жить вместе. У нас будут определенные правила, которые мы с вами будем выполнять. Иногда мы будем сидеть, как на уроке за партой, и вести серьезный разговор, иногда на стульчиках в кругу и обсуждать что-либо, а иногда будем играть в задорные и веселые игры. И чем внимательнее и активнее вы будете, тем больше пользы принесут наши занятия каждому из вас. А сейчас я хочу всем сказать: в добрый путь!»

Нужно дать возможность “пообщаться” с игрушкой каждому ребенку (например, потрогать ее, поздороваться с ней). Это помогает детям включиться в игровую ситуацию, почувствовать себя свободнее

В дальнейшем, можно использовать следующий прием: «Мы попросим сейчас нашего Кузю помочь нашей игре. Попроси медвежонка о ….. и поднеси его к уху и послушай, что он тебе скажет. А теперь, когда Кузя что-то тебе нашептал на ухо, расскажи и нам: скажи это громко». Этот прием поможет ребенку заговорить и включает в занятие. В дальнейшем этот игрушечный персонаж следует использовать в случаях молчания детей, долгих пауз, трудностей в рассказах о себе и своих чувствах

Работа с игрушкой

Психолог: «Познакомьтесь с нашим новым другом – медвежонком Кузей. Кузя будет учиться справляться с трудностями вместе с нами и сопровождать нас во всех играх и занятиях. Кузя тоже учится в школе, и он уже многое умеет, а главное, что он умеет слушать и понимать других, и вас, ребята, тоже. Поэтому мы всегда можем попросить у Кузи совета.

А еще Кузя следит за своим здоровьем: он каждое утро желает зарядку, чистит зубы, всегда правильно питается. В этом, ребята, мы будем брать с Кузи пример. Для начала давайте разучим с вами гимнастику, которую постоянно делают йоги и которая придумана специально для малышей»

Цель данного комплекса упражнений: развитие самовосприятия; снятие мышечного напряжения

2. Разминка

1. Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики: «Ту-ту-у-у-у».

2. Останавливаются, встают в круг.

3. «Заводят будильник» - сжимают ладонь в кулачок, выполняют круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».

4. «Будильник зазвонил»: «З-з-з». Мы его остановим дети слегка ударяют ладошкой по голове.

5. «Лепят личико» - проводят руками по краю лица.

6. «Лепят волосики» - нажимают подушечками пальцев на корни волос.

7. «Лепят бровки» - проводят кончиками пальцев по бровям.

8. «Лепят глазки» - трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Моргают глазами.

9. «Лепят носик» - проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.

10. «Лепят ушки» - пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.

11. «Лепят подбородок» - поглаживают подбородок.

12. «Рисуют носиком солнышко» - крутят головой, рисуют носиком лучики - выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: «Жжик-жжик-жжик».

13. Произносят хором: «Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове.

Пословицы для упражнения:

«В здоровом теле - здоровый дух»; «Пешком ходить – долго жить»; «Забота о здоровье – лучшее лекарство»(японская); «Застарелую болезнь трудно лечить; «Деньги потерял - ничего не потерял, время потерял многое потерял, здоровье потерял - все потерял»; « Кто встал до дня, тот днем здоров»

Цель игры: организация взаимодействия детей в группе; создание положительного психоэмоционального состояния у участников группы

Пешком ходить - долго жить

3. Основная часть

Упражнение “Волшебный Подсолнух”

Психолог: «А теперь посмотрите на доску. На ней “Волшебный подсолнух”. На каждом его лепестке есть какая-то надпись. Давайте прочтем первую. (Просит ребенка сорвать лепесток, показывает какой). Читает вслух “Здоровье пожелаешь – счастье повстречаешь”.

Что значит эта народная мудрость? Как вы ее понимаете?

Игра «знакомство»

Психолог: «Теперь, когда мы сорвали первый важный совет “Волшебного подсолнуха”, давайте этот совет выполним, пожелаем здоровья: и себе, и другим. Поиграем в игру “Знакомство”. Для этого расскажем всем кто здесь присутствует о себе и начнем со слов: “Здравствуйте, меня зовут...”. Нам поможет поиграть мячик (психолог показывает небольшой резиновый мячик). Мы будет его передавать по кругу и тот к кому он попадет в руки громко себя назовёт и поздоровается. Я желаю вам всем здоровья и добра!».

Психолог передает мячик сидящему слева ребенку, дети включаются в игру. После каждого приветствия, воспитатель говорит: “Спасибо”, называет ребенка по имени, хвалит: “Молодец”, “Здорово”. Кивает, поддерживает ребенка невербально.

Психолог: «Молодцы, ребята! Я услышала в ваших голосах доброту, вы действительно пожелали всем здоровья, очень хорошо друг с другом поздоровались!

Во время релаксационной паузы можно включить приятную небыструю музыку

4. Заключение

Релаксационная пауза

Психолог: «Вот ребята, мы и поздоровались, пожелали друг другу здоровья. Для этого мы говорили громко, называли себя по имени. А теперь попробуем пожелать здоровья всем молча, про себя. Для этого посмотрите по сторонам, посмотрите на лица всех детей, на мое лицо, рассмотрите комнату, где мы занимаемся. И пожелайте друг другу добра. Можете походить по комнате».

Помогает детям встать в два ряда, каждый напротив друг друга, показывает, как без слов выразить одобрение, поприветствовать, пожелать добра, здоровья. (Кивает, прикладывает руку к сердцу, делает жесты типа: “Удачи вам”).

Психолог: «А теперь садитесь на стульчики. Как вы думаете, где нужно стоять, чтобы другому было видно, что ты хочешь поздороваться, кивнуть? С кем можно поздороваться кивком?»

Объясняет, что стоять нужно близко, чтобы тебя увидели, кивать можно только другу, другому ребенку, но не взрослому. Кивнуть можно другу, если ты уже его видел и поздоровался раньше, а также тому, кому хочешь послать добро еще. Совсем нельзя кивать взрослым, незнакомым, им обязательно нужно сказать: “Здравствуйте” и так, чтобы они услышали.

Психолог: «А нашему Кузе можно кивнуть? Давайте и ему пожелаем здоровья!»

Эта часть занятия направлена на подкрепление положительного эмоционального настроя

Дети обычно повторяют последние слова воспитателя, ее короткие фразы и это создает позитивный настрой в группе
4. Подведение итогов.

Психолог: «У нас сегодня было совсем необычное знакомство, ведь в нем участвовали наши новые друзья – медвежонок Кузя и “Волшебный подсолнух”. Мы узнали, что люди каждый день по многу раз желают друг другу здоровья и научились здороваться по-разному.

А теперь расскажем друг другу о своих впечатлениях, что было хорошего на занятии, что понравилось. (Берет в руки мячик.) Я начну с себя. Я, Ирина Иннокентьевна, увидела сегодня какие вы все добрые и как вам хочется, чтобы все были здоровыми. Мне было интересно играть и заниматься с вами. Мне было весело. (Передает мячик по кругу детям.)

Включение ребенка в тему следующего занятия
7. Прощание

Психолог: «А сейчас я хочу, чтобы это первое занятие вам запомнилось надолго и я хочу, чтобы вы выбрали себе на память что-нибудь, что вам понравилось. (Проносит по кругу коробку, в ней различные предметы: пустые флакончики, шишки, открытки, куколки из бумаги, кусочки красивого материала и пр.)- Посмотрите внимательно, какой предмет сам на вас “смотрит” и “просит”: “Выбери меня!”. А теперь возьмите его с собой, пусть он вам напоминает, как хорошо когда людям весело, когда они добрые.

А теперь давайте выучим девиз нашей группы, который тоже будет помогать нам быть бодрыми и веселыми. Звучит этот девиз так: «Мы здоровьем дорожим. Мы здоровье сохраним!»

В следующий раз мы будет опять путешествовать по “Маршрутам нашего здоровья” и узнаем, что еще написано на лепестках “Волшебного подсолнуха”.

Исследовательское занятие

На тему «Вода. Знакомая и загадочная»

Цель: является развитие у детей развитие у детей учебно-познавательной и эмоционально-психологической компетенций и личностного стремления к практическому исследованию важнейшего составляющего среды обитания – воды.

Задачи:
развитие мотивационно-волевой сферы учащихся;
развитие внимания и воображения;
развития навыков межличностного взаимодействия

Материалы: глобус; иллюстрации, где присутствует вода (поливка цветов, приготовление пищи, умывание), полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая); лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой) кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце.
1. Разминка

Имитация действий
Игра «Как живешь?»

Как живешь? (вот так!_)

А плывешь? ***********

Как бежишь?**********

Как глядишь? **********

Ждешь обед? **********

Машешь вслед? *********

Ночью спишь?**********

А шалишь?*************

2. Постановка задачи

Можно использовать иллюстрации

Чтобы узнать, что мы с вами будем изучать, вам надо отгадать загадку:

Что в гору не вкатишь,

В решете не удержишь
И в руках не унесешь. (Вода)

– Действительно мы будем говорить о воде.

– Для чего нужна вода?

– Как она нам помогает?

– Давайте рассмотрим с вами глобус, это модель нашей Земли.

– Какого цвета на глобусе больше?

– Покажите все что выделено этим цветом?

На земном шаре воды больше, чем суши и она изображается голубым цветом. Найдите океаны и моря. Необозримы их просторы. А главное вода в них не такая, как в реках. В реках, озерах, вода без вкуса (если она чистая). Она называется пресной. В морях и океанах вода соленая.

Кажется, что воды на Земле много – вон сколько голубой краски на глобусе! Но воды, которая нужна человеку, на самом деле очень мало.

– Какую воду мы пьем? (Соленую или пресную?)

Человек не может пить соленую воду, а ее–то как раз на Земле намного больше, чем пресной. Есть такие страны, в которых людям не хватает воды даже для того, чтобы утолить жажду.

– Найдите на глобусе участки желтого цвета.

Это пустыни, где очень мало воды, поэтому там редко живут люди. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды – всего 3 дня.

Кроме того, сейчас на Земле осталось очень мало чистой воды. Мы, например, берем из крана чистую воду, а выливаем в раковину грязную, уже использованную, и она загрязняет водоемы. Значит, воду надо беречь.

3. Исследовательская часть

Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Сейчас мы начнем исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Опыт №1: “Вода не имеет формы”

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

– Что можно сказать о форме воды?

Опыт №2: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №3: “Вода прозрачная”

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная, прозрачная). Подумайте как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: текст, рисунок, на соседа).

Опыт №4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Опыт №5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Опыт №6: “Лед – твердая вода”

Предложить детям принести сосульки, разных размеров. И проследить, какая быстрее растает.

Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике. Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт №7: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало и стекло. Показать, что пар – это тоже вода

4. Анализ

Можем ли мы сказать, что лед и пар – это тоже вода? (Да) Почему?

5. Подведение итогов

Игра: “Где спряталась вода”

– Посмотрите на картинки и отыщите где спряталась вода.

Выводы:

1. Мы не можем прожить без воды. Вода – это и озера, и реки, и океаны, и моря. Кажется, что воды на земле очень много, ее должно хватить всем. Но это не так: пресной воды, которой мы пользуемся, на нашей планете немного. И с каждым годом такой чистой воды становится все меньше, так как люди загрязняют водоемы.

2. Вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха.

5. Домашнее задание

Развитие памяти
Выучить стихотворение:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.

Конспект содержит идеи проекта “Вода – источник жизни” (авт. Бронникова Д.В., Пивень Л.О.)



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: