Конспект занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе. Конспект занятия "патриотическое воспитание" в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию «Мой город» в старшей группе

Программное содержание:
- Формировать представления о родном городе Кумертау
- Закреплять знания о флаге,гербе России и Республики Башкортостан
- Познакомить с флагом и гербом города
- Воспитывать чувство патриотизма,любви к родному городу
- Познакомить детей с достопримечательностями города
- Развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой двор
- Формировать умение работать в коллективе
Оборудование: мультимедийная система, слайд шоу с достопримечательностями города, аудиозапись со звуками города, рисунки детей.
Раздаточный материал: клей, ватман; изображения машин, дворов, деревьев.
Предварительная работа: рисунки детей и родителей на тему «Мой двор».

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей)
Воспитатель : Давайте теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом.
(Игра на общение)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте! » друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет! » и «Добрый день! »;
Если каждый улыбнётся -
Утро доброе начнётся.
- ДОБРОЕ УТРО!
- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.Дети рассаживаются за столы.
Ребята для вас приготовила вопросы.
Итак первый вопрос.
1.Как называется наш детский сад?
Дети: "Золотая рыбка"
2. В каком пасёлке мы живём?
Дети: п. Пятки
3. Наша страна называется...
Дети: Россия
4. Мы живем в городе….
Дети: Кумертау
5. Какие улицы нашего города вы знаете…
Дети: ул.Ленина, ул.К.Маркса,ул.Гафури.
6. На какой улице находится наш детский сад?
Дети: ул.Молодёжная
7. Я живу на улице…..
Дети: ул.Ватутина,ул.Шоссейная.
Послушайте, кто-то стучится к нам.Кто бы это мог быть?
Дети: кукла,почтальон.
Воспитатель открывает дверь,а там Степаша.
- Ребята, посмотрите, это же Степаша. Он пришел к нам в гости из своего города. Давайте с ним познакомимся (дети по очереди называют свое фамилию, имя) .
Воспитатель: Молодцы! Ребята Степаша нам предлагает сыграть в игру «Что? Где? Когда? ». Согласны?
Дети: да!
Воспитатель: - Уважаемые игроки, позвольте представить вам вашего соперника – это Степаша, который будет задавать вам вопросы.
Первый конкурс «Разминка».
- Сейчас вам нужно прочитать стихотворение о родном городе громко и выразительно.
1 ребенок.
Люблю я город свой,
Люблю я край родной,
И рада,что живу я тут,
Где новых все открытий ждут.
Наш город расцветает,
Как будто он живой.
И каждый гость пусть знает,
Про город наш родной.
2 ребенок.
Мы живем, мы растем
В нашем городе родном.
Для кого-то он большой,
А для нас - огромный!
Пусть живет!

Пусть растет!
Городок наш скромный!
- Молодцы! Все справились с первым конкурсом.
2.
Перед вами лежат конвертики вам необходимо из предложенных символик выбрать герб г. Кумертау (в конверте различные гербы и флаги городов Республики Башкортостан) .
Воспитатель : А теперь посмотрите на экран и сравните, правильно ли вы выбрали герб.
(слайд с гербом Кумертау)
Воспитатель : Что означает треугольники в гербе?
Дети: бурый уголь.
Воспитатель : Какая птица нарисована на гербе и что она символизирует?
Дети: Сокол-сапсан,означает башкирскую степь в которой построен наш город.
Физминутка
Утром рано мы встаём,
Город видим за окном.
(показать руками на окно)
Он проснулся, он живёт,
Нас на улицу зовёт.
(ходьба на месте)
Дома бывают разные:
Высокие и низкие,
(поднять руки вверх и опустить)
Далёкие и близкие,
(вытянуть руки и приблизить к себе)
Деревянные, панельные, кирпичные,
(передвигать одной рукой как будто бы считаем)
Вроде бы обычные.
(развести руками)
Мы живём, мы растём
В нашем городе родном.
(постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)
Для кого-то - небольшой, -
(показать руками маленький предмет)
А для нас – огромный.
(поднять руки вверх и опустить через стороны)
Пусть растёт,
Пусть цветёт
(руки на поясе, пружинки в обе стороны)
Городок наш скромный.
(развести прямые руки в стороны)
- Молодцы. Отдохнули хорошо. Продолжаем игру.
3. «Загадочная викторина».
- Уважаемые игроки, вам выпал счастливый сектор «Загадочная викторина». У вас появилась возможность отгадать мои загадки.
1. Отгадайте-ка, ребятки,
Вы о городе загадки.
Я начну стихи читать,
Вам придётся продолжать.
Шумят повсюду поезда,
И едут люди кто куда.
Со всех сторон, со всех концов,
Кто ждёт прибытий поездов. Того мы приглашаем в зал,
Что называется… (вокзал)

2. Здесь можно опустить письмо,
Отправить телеграмму.
По телефону позвонить
В командировку маме.
Ты можешь здесь купить конверт
Послать посылку срочно.
Всем передать большой привет
Ведь это здание- … (почта)

3. Люди в белом, не скучают,
Не сидят без дела,
Курс леченья назначают
Эти люди в белом.
Если кто- то заболел
Все идут лечиться
В городскую, областную,
Детскую… (больницу)

4. Это что за чудный дом?
Сто детишек в доме том,
Дом детишкам очень рад
Что же это... (детский сад)

5. Если холодильник пуст,
Кушать если нечего,
Нет ни хлеба, ни капусты,
Масла нет и гречки.
Ты сюда входи скорей
И бери корзину,
Покупай, что повкуснее
В нашем… (магазине)
- Молодцы. Все загадки отгадали.
4. Конкурс «Угадай что изображено»
Просмотр слайд шоу, рассказы детей о знакомых местах (рассказы детей дополняются рассказом воспитателя) :
1 слайд
Воспитатель: что нарисовано ребята?
Дети: парк Гагарина,в котором мы любим гулять и зимой и летом.Здесь проводят праздники.Есть разные карусели и качели.
2 слайд- вечный огонь.
Дети: вечный огонь.Его установили в память о победе в Великой Отечественной Войне.Перед Вечным огнём отмечают День Победы.
3 слайд- площадь советов.
Дети: городская площадь.Здесь стоит здание администрации.В самом центре стоит памятник Ленину В.И. На площади проводятся праздники: новый год, первомайское демонстрация,бал выпускников.
4 слайд- памятная стелла вертолетостроению.
Дети: стелла вертолету. Посвещен строителям крылатых машин.
5 слайд- стадион "Шахтёр"
Дети: стадион Шахтер.Назвали в честь шахтеров.
- Молодцы. Вы очень хорошо рассказали о своем городе.
5.Игра «Можно - нельзя».
Дети встают в круг.
- Дети давайте поговорим о том, что можно делать дома, на улицах города и чего делать нельзя. Я буду задавать вопрос, а вы будете отвечать молча, используя знак. Хлопок- правильно, руки вниз - нет.
Переходить улицу на красный свет.
Рвать цветы на клумбе.
Любоваться цветущей клумбой.
Сажать деревья и цветы.
Бросать фантики от конфет.
Переходить дорогу на зеленый свет светофора.
Кричать, шуметь в общественных местах.
Разговаривать в спокойном вежливом тоне.
6.Проблемная ситуация.
Воспитатель: Дети, Степаша плачет. Что случилось?
Ребята, он мне сказал, что плачет из-за того, что в его городе нет таких красивых мест, дворов, площадок. В городе, где живет он с друзьями, ему скучно. Как вы думаете, мы сможем ему помочь?
Дети: да.
Воспитатель : Посмотрите на город Степаши. (Вывешивается ватман с изображением дороги и солнца). Как вы думаете, чего здесь не хватает, чтобы наш гость был счастлив?
Дети: домов,машин, детских площадок.
Воспитатель: Мы сможем ему помочь?
Дети: да сможем.
7. Коллективная работа . Город для Степаши.
Дети берут готовые шаблоны (фонтаны, здания, детские площадки, деревья,машины) и наклеивают на ватман.
8.Итог занятия.
Воспитатель: Степаша, посмотри, ребята нарисовали свой любимый двор, где они живут.
Степаша благодарит детей и интересуется, что им понравилось сегодня больше всего.
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! Вы сегодня очень хорошо отвечали на мои вопросы. Я вижу вы знаете и любите свой город, в котором вы живете. Я поздравляю вас с победой и вручаю всем игрокам вот такие эмблемы нашего города.(Детям одеваются эмблемы «Кумертау»).

Открытое занятие по патриотическому воспитанию

«Российская Армия»

Группа, возраст детей, продолжительность: подготовительная к школе группа, 6-7 лет, 30 минут.

Вид занятия: познавательное

Форма проведения: информационный творческий мини-проект.

Цель занятия: вызвать у детей интерес и эмоционально- положительное отношение к Российской Армии через привлечение к диалогу и совместной творческой деятельности на военную тематику.

Программные задачи:

Обучающие:

    расширить представления детей об Армии, её войсках;

    на доступном материале, в совместной деятельности с педагогом, раскрыть такие понятия: великая держава, армия, военные силы, защитники, граница, виды оружий;

    показать детям приёмы организации совместной работы в малых группах, соблюдая общие правила.

Развивающие:

    развивать у дошкольников поисковые умения, умения и навыки работы в сотрудничестве, умения сопереживания за результаты общего дела;

    развивать коммуникативные умения детей, вовлекая в речевой диалог;

    развивать логику мышления, память при построении предположений.

Воспитывающие:

    воспитывать у детей чувства патриотизма, гордости и уважения к Российской Армии;

    воспитывать чувство любви к своему народу, своей Родине, желание беречь и защищать ее в будущем;

    формировать мотивацию у старших дошкольников к служению в рядах Российской Армии.

Проблемная ситуация: Наша страна имеет необъятные просторы, которые необходимо охранять и защищать. Знаешь ли ты, кто защищает нашу Родину и как? Готов ли ты стать её защитником, когда вырастешь?

Словарная работа: великая морская держава, военные силы (сухопутные, военно-воздушные, военно-морской флот), бескозырка, шлем, бинокль.

Методы организации детей на занятии: фронтально, в малых группах; беседа, диалог; создание проблемной ситуации.

Оборудование:

    проектор;

    слайды: карта России, рода войск, военная форма, вооружение;

    фонограммы: марш Славянки, песни о Советской Армии;

    стихотворенье «На площади парад сегодня…»;

    модели фигурок военных 3-х видов военных сил: сухопутные (пограничники), военно-воздушные (летчики), военно-морской флот (моряки);

    материалы для самостоятельной творческой работы детей: бумажные заготовки элементов военной формы, клей, салфетки;

    макет – панорама «Слава Армии!»;

    костюмы для командиров групп, флаги вооруженных сил;

    цветные фишки для организации малых групп детей.

Предполагаемый продукт мини-проекта:

открытое занятие с оформление макета - панорамы «Слава Армии!»,

игровая ситуация с участием в «Параде вооруженных сил».

Ход занятия

Дети входят в зал под звуки марша «Славянки».

Слайд 1. Поздравительная открытка.

Вводная часть.

Знакомство с детьми (Дети стоят в кругу ).

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычное занятие. Что интересного вы заметили во мне (военная форма )? Кто носит военную форму (солдаты, военные) ? А как вы думаете, почему я надела военную форму? (потому что мы будем говорить об армии и солдатах)

Ребята, а где служат солдаты? (в армии)

Правильно ребята, в армии. У каждого народа, в каждой стране есть армия. В России тоже есть армия. И она не раз защищала свой народ от захватчиков.

И сегодня, я предлагаю нашу с вами встречу посвятить нашей славной Российской Армии. Вы поддерживаете мое предложение? (Да).

Во время военных действий люди не всегда обращаются друг к другу по именам, иногда военные люди придумывают особые имена – пароль.

Зачем? (Для безопасности ) Давайте, и мы с вами так поступим. Я сейчас выберу жетон, и вы будете с этого момента обращаться ко мне... (Воспитатель берёт жетон, называет себя, просит повторить ее имя- пароль нескольких ребят). А теперь вы можете выбрать себе необычные имена. Возьмите жетоны, назовите себя. Как тебя теперь зовут? А тебя? ...

По этим имёнам мы будем обращаться друг к другу на занятии. А сейчас, займите, пожалуйста, места на стульчиках.

Основная часть

Вступительная беседа.

Слайд 2: карта России. Вы знаете, как называется наша страна? (Россия).

А кто такие солдаты и военные? Что и кого они защищают? (Ответы- предположения детей).

Наша страна – великая морская держава. Почему «великая» (одерживает победы в войнах, никогда не нападала на другие страны, только защищалась )? Почему «морская» (окружена водой, имеет мощный флот) ?

Страна наша могучая, большая по площади, обнесена границами. Кто хочет показать на карте границы нашей Родины (выбрать желающего, нет – показать самой). А для того, чтобы всем жителям нашей страны жилось спокойно и мирно, ее нужно беречь и защищать.

Как вы думаете, кто же охраняет границы нашей Родины? (Ответы детей: танкисты, летчики, моряки, пограничники и т.д.) Да ребята, у военных много разных специальностей. И главная их задача – обеспечить безопасность нашей страны.

Слайд 3. Итог: В вооруженные силы России входят сухопутные войска (пограничники, танкисты, артиллеристы и др.) , военно-воздушные силы (лётчики, десантники, ракетчики и др.) и военно-морской флот (моряки, морской десант).

Слайды: 4, 5, 6: моряк, корабли.

В морях и океанах

От берега вдали,

В дозоре неустанно

Родные корабли.

Перед вами большой десантный корабль. Новейшие боевые корабли могут охотиться за подводными лодками, запускать ракеты и служить аэродромом для самолетов и вертолетов. Правит кораблем капитан. На мостике корабля стоит моряк. Он одет в праздничную форму. Что отличает его форму от других? (Бескозырка называется так, по форме круглая, не имеет козырька в отличие от фуражки. Цвет формы - сине-белый, что конечно связано с цветом моря и неба).

Слайды 7, 8: лётчик, самолёты.

Наши летчики герои

Небо зорко стерегут

Наши летчики- герои

Охраняют мирный труд.

Очень сложная специальность – военный летчик. Военные самолеты и вертолеты очень быстрые и мощные. Они могут летать очень высоко. Почему их так назвали? Они могут нести на себе оружие и военную технику. Управляют этими машинами военные летчики.

Посмотрите внимательно, в чем отличие формы летчика? (На голове шлем. Для чего он нужен - защищает голову от шума, удара. Цвет формы – темно-зеленый) .

Слайд 9: пограничник.

Пограничники не дремлют

У родного рубежа,

Наше море, нашу землю,

Наше небо сторожат.

Важная и ответственная задача – охрана государственной границы. Днем и ночью, в дождь и жару бдительно несут нелегкую службу пограничники. А помогают им в этом их верные друзья – служебные собаки. Посмотрите на форму пограничника, какая она? (Защитного зеленого цвета, чтобы была незаметной в лесу. Фуражка на ремешке – зачем? Использует в работе бинокль – зачем? На рисунке граната – для чего?).

Обобщение: Как много вы знаете, молодцы! Военных профессий много, мы поговорили о нескольких. Я бы хотела услышать ваше мнение ребята: трудная ли это профессия – защищать Родину? (трудная, опасная, но очень важная и ответственная). Какими качествами должен обладать человек, посвятивший свою жизнь службе в Армии? (смелым, умным, находчивым). О смелости и храбрости наших военных пишут в стихах, песнях, слагают пословицы и поговорки.

Я думаю, вы тоже знаете некоторые из них (предлагает детям по желанию сказать пословицы).

Дети предлагают варианты (если дети не называют, воспитатель говорит сам, поясняет их значение) :

«Один в поле не воин»,

«Дружно за мир стоять – войне не бывать»,

«Трудно в ученье – легко в бою»,

«Кто храбр, да стоек, тот десятерых стоит».

Физкультминутка:

А теперь немного отдохнем и поиграем в игру «Наша армия»

На горах высоких

(руки вверх)

На степном просторе

(руки в стороны)

Охраняет нашу Родину солдат

(маршировать на месте)

Он взлетает в небо

(потянуться вверх)

Он уходит в море

(плавательные движения руками)

Не страшит защитнику

Дождь и снегопад

(пальчиками одной руки бить по ладони другой)

Шелестят березы,

Распевают птицы

(руки вверх, наклоны из стороны в сторону)

Подрастают дети

У родной страны

(потянуться вверх)

Скоро я в дозоре

Встану на границе,

(руку ко лбу, смотреть по сторонам)

Чтобы только мирные

Снились людям сны.

(руки под щеку, закрыть глаза).

Практическая часть – изготовление фигурок военных

А что если мы с вами применим наши знания и сделаем макет-панораму о нашей доблестной Российской Армии! Хотите? А вот и основа для макета (открывается панорама).

Что здесь изображено (дети называют: небо, море, поле, в небе самолёты, десантники, на море корабли) . Но мне кажется кого – то не хватает на этом макете. Как вы думаете, кого? («солдат», поправить – «моделей военных»)?

Я предлагаю вам такие модели изготовить самим.

Для того чтобы работать было интересно, приятно общаться, можно было помочь друг другу, давайте мы с вами разделимся на группы, или отряды как говорят военные люди.

Задание 1. Деление на группы : на полу разложены жетоны трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные. Возьмите по одному жетону. Что вы заметили (жетоны разного цвета)? Распределитесь на отряды по цвету.

Как вы считаете, нужен командир в отряде? (Если говорят, что нет, воспитатель подводит к мнению, что он необходим: принимать главные решения, организовывать работу, оказывать помощь).

Задание 2. Выбор командира. Как это можно сделать?

Варианты детских ответов: при помощи считалки, договориться, при помощи игры, и др. (Выслушать все ответы детей, обращаясь по имени с жетона, предложить один из вариантов – лучше считалку). Считает один из детей, педагог в это время следит за работой, помогает, если возникнет необходимость. На командиров надеваются элементы формы.

Итог: отряды сформированы, командиры назначены. Необходимо занять свои позиции. У вас на столах выставлены цветные флажки, по цвету такие же как ваши жетоны. Будьте внимательны! Займите свои места за столами, определив их по цвету жетона.

Задание 3. Слайд 9: моряк, лётчик, пограничник. Изготовление модели военного .

Внимание (дождаться полной тишины)! Посмотрите на экран!

Мы будем делать с вами модели военных. На столах у вас заготовки будущих моделей военных, у вас в наборе есть лишние детали. Будьте внимательны и выберите только те, которые имеют отношение к вашей модели. Выполняете работу, пока звучит музыка.

Во время практической работы воспитатель детям не помогает, а мотивирует их на общение, называя детей по вымышленным именам: Ромашка, помоги, пожалуйста, Солнцу; Радуга, подскажи, пожалуйста, Звезде и т.д.

Итог: Итак, ребята, заканчиваем свои работы. Командиры каждой команды расскажите нам, что вы планировали делать, все ли у вас получилось. Все слушают отчёт командира внимательно: дополняют его рассказ, задают вопросы. (Можно показать детям образец вопроса: «Почему вы выбрали форму зеленого цвета?», или задать вопрос ловушку: «Какая красивая на пограничнике бескозырка, правда?»). Сравните ваши работы с образцом. Оцените себя. Молодцы!

Заключительная часть

Задание 6. Слайд 10. Оформление панорамы.

Воспитатель предлагает детям поставить свои модели военных на поле панорамы. Полюбоваться. Оценить себя. Молодцы! Справились с работой.

Что может украсить эта панорама (групповую комнату, музей ДОУ, выставку )? Воспитатель выслушивает все ответы детей, соглашается. Нравится вам наша совместная работа? Я оставляю ее в подарок вам, детскому саду.

Итак, ребята, давайте подведем итог нашего занятия:

Наша страна имеет необъятные просторы, которые необходимо охранять и защищать. Скажите, кто же защищает нашу Родину и как? Готовы ли вы стать её защитниками, когда вырастете? Вам понравилось наше занятие? Спасибо вам за работу, занятие окончено.

Свободно - игровая деятельность по окончании занятия.

Организация парада. Звучит музыка: Марш Славянки.

Ребята, а вы хотите поиграть в парад, побыть солдатами, пройти строем, как ходят военные на площадях страны в праздничные дни? (Если получен положительный ответ, есть желание, соответствующий настрой у детей, им предлагается поиграть). Командиры, постройте свои отряды! (Строятся в колонну по четыре. Маршируют. Под музыку покидают зал).

Открытое занятие по патриотическому воспитанию

в подготовительной группе "Путешествие по России"

Цель: Развивать чувство патриотизма и любви к своей Родине.

Задачи: Обобщить и систематизировать детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; названия народных промыслов; воспитывать любовь к Родине, гражданско –патриотические чувства.

Материалы: гербов и флагов, кроссворд, наглядно-дидактические пособия, выставка рисунков..

Предварительная работа: Беседы о российской символике; стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; рассматривание фотографий городов и рек; беседы, рассматривание иллюстраций и выполнение работ по мотивам народного декоративно – прикладного искусства.

Ход занятия

Воспитатель: много разных стран, но самая большая страна наша. Как она называется? (Россия.)

Правильно, Россия. А какая она наша Россия? (Большая, любимая, красивая, огромная, богатая, сильная.)

Россия – наша Родина. Ребята, объясните, как вы понимаете, что такое “Родина”? (Родина – место, где мы родились; страна, в которой мы живем. Родина у каждого человека одна.)

Воспитатель : Ребята, прочитайте стихотворение о Родине?

Стихотворение:

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем

Воспитатель : Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине. Вспомните их.

(Жить – Родине служить. Родина поучает – Родина выручает. Кто за Родину горой, тот истинный герой и т. д.)

Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине, умению ее защищать от врагов. А теперь подойдем к карте.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Посмотрите на карту. (Воспитатель показывает детям карту России. ) Вот как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Чтобы добраться с одного конца на другой на поезде надо ехать 7 дней – неделю, а на самолете лететь почти сутки. И вот сегодня я предлагаю вам путешествие по России.

Ребята, а на чем можно путешествовать? (На самолете, автобусе и т.д.)

Воспитатель: Я предлагаю вам путешествие на поезде. Отправляемся. Занимаем места в вагоне.

(Звучит музыка “Паровоз”.)

Воспитатель:

Станция называется “Лесная”

Карта нам рассказала, что наша страна очень большая, можно сказать огромная. А что же еще нам может рассказать карта?

- Какой цвет вы еще видите на карте. (Зеленый) Как вы думаете, что обозначено зеленым цветом.(Растения, трава, деревья, лес)

Да, зеленый цвет- это лес.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Нам в дождь и в зной.

Поможет друг,
Зеленый и хороший.
Протянет нам десятки рук.
И тысячи ладошек. (Дерево.)

Воспитатель: Правильно! Это дерево. Из чего состоит дерево? (Корни, ствол, ветки, листья.)

Какую пользу человеку приносят деревья, леса?

(Лес- это чистый воздух и дерево, из которого делают огромное количество разных предметов; и бумага, на которой печатают книги, делают тетради, альбомы, мебель, отапливают дома и многое другое.)

Воспитатель : Лес- это природное богатство, к нему нужно относиться очень бережно.

Какое дерево является символом России?

(Символ России - белая береза.) Какими только ласковыми словами не называет русский человек это дерево: кудрявая, стройная, красивая, белоствольная. Ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Береза и в песнях, и в загадках, и в сказках.

Стихотворение:

Ты до того, березонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Еще, какой цвет вы видите на карте? (коричневый) А что он обозначает?

Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них. (Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей показать горы и читает названия – Уральские горы, Кавказские горы и т.д.)

А что дают человеку горы? (предположение детей). В горах добывают полезные ископаемые. Значками на карте обозначено, где, какие полезные ископаемые добывают.

А что такое полезные ископаемые? (предположение детей) Это то, что находится в земле и что очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые нам необходимы для изготовления различных металлов; золото, алмазы. Полезные ископаемые, тоже составляют богатство страны.

Физкультминутка:

Руки подняли и покачали.
Это – березы в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем,
Руки согнули назад

Воспитатель: Лес – это наше богатство. Давайте беречь природу.

А наше путешествие продолжается. Занимаем места в вагонах. Поехали.

Воспитатель: Станция называется “Географическая”

Что за синие волнистые линии на карте вы видите,которых так много?

- Это реки. Рек в России тоже много?

Здесь нам надо решить кроссворд. По написанному слову догадайтесь, о чем пойдет речь. Какое слово, прочитайте. (Слово РЕКА.)

Правильно. Реки России – могучие, полноводные. Реки, несут свои воды в моря и океаны. Слушайте мою первую подсказку.

1. Эта река протекает в городе, где много музеев, старинных парков, прекрасных фонтанов, великолепных дворцов и еще в этом городе есть разводные мосты, и белые ночи. (НЕВА)

2. Название этой реки созвучно, одинаково с названием столицы нашей Родины. Это? (МОСКВА)

3. Эта река названа женским именем. (ЛЕНА)

Воспитатель: Молодцы! Кроссворд наш отгадан. А какие еще реки вы знаете? (Обь, Ока, Енисей, Амур, Ангара, Иртыш.) Какую пользу человеку приносят реки?

Назовите столицу России. (Москва.)

А кто расскажет стихотворение о Москве?

Москва – это Красная площадь,

Москва – это башни Кремля,

Москва – это сердце России,

Которое любит тебя

Как называется город, в котором мы живем?

В нашей стране много городов. Какие города вы знаете? (Казань , Владивосток и т.д.) Правильно.

Воспитатель: Названия городов и рек – это географические названия. Поэтому эта станция называется “Географическая”

Ну, а нам пора ехать дальше. Наш поезд отправляется. Все заняли места? Поехали.

Мы приехали на станцию «Народных промыслов» или «Чудо - мастеров»

Славилась Россия чудо – мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.

Воспитатель : Я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно – прикладного искусства российских мастеров. Отгадайте загадки.

    Разноцветные подружки
    Любят прятаться друг в дружке. Что это? (Матрешка.)

    – Конечно, это всем нам знакомая матрешка. Вот она! (Воспитатель демонстрирует детям матрешку.)
    – Следующая загадка.

    Эта роспись – просто чудо,
    Голубая вся посуда.
    Роспись с синим завитком
    Манит русским васильком. (Гжель.)

    Воспитатель: Правильно, ребята. Посмотрите, какая красота.

    Выросла золотая травка на ложке,
    Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома.)

    Все игрушки – непростые,
    А волшебно-расписные
    Белоснежны, как березки,
    Кружочки, клеточки, полоски. (Дымковская игрушка.)

    Добрый мастер сделал сказку,
    Оживают звери в сказке,
    Мишки, зайцы, колотушки –
    Деревянные игрушки. (Богородская игрушка.)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы знаете изделия Российских промыслов. Русский народ умеет не только трудиться, но и веселиться. И мы поиграем сейчас в русскую народную игру “Ручеек ”

Мы поиграли и продолжаем наше путешествие. Поезд отправляется в путь.

Воспитатель: Станция называется “Государственная

Дети мы говорили столица нашей Родины город Москва.

В Москве находится правительство нашего государства.

Назовите президента нашей страны? (В.В. Путин)

- Какие государственные символы нашей страны вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

Воспитатель : Государственные символы - это символы, которые объединяют граждан одной страны. Нас с вами.

Воспитатель : А, сейчас, найдите герб нашей страны. (Раскладываются изображения, дети выбирают из предложенных гербов герб России.)

Ребенок читает стихотворение про герб:

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу мог

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный

Воспитатель: А что же такое гимн? (Гимн - это самая главная песня страны. Гимн слушают стоя и т.д.)

Правильно! У каждой страны свой гимн. Мы с вами пропели гимн России в начале нашего путешествия..

Посмотрите на флаг России. Наш флаг состоит из горизонтальных полос разного цвета. Какие это цвета?

Найдите флаг нашей страны среди других. (Раскладываются изображения флагов, дети выбирают из предложенных флаг России.)

Молодцы! А кто расскажет стихотворение о флаге?

Стихотворение:

Флаг у нас прекрасный–

Белый, синий, красный!

Белый - мир и чистота,

Синий - верность, небеса,

Красный - мужество, отвага….

Вот цвета родного флага!

А теперь, ребята, я предлагаю вам пройти в мастерскую . Где вы изготовите флаг России для воспитанников младших групп.

Перед работой нам нужно подготовить пальчики к работе.

Пальчиковая гимнастика :

В стране, где мы с тобой живем,

Флаг гордо реет над Кремлем.

Он белый, как снега России,

Как небеса над нами, синий.

И цвета утренней зари

Внизу полоска, посмотри.

Пока он вьется над Кремлем,

Спокойно мы с тобой живем! (Массаж пальчиков)

Воспитатель объясняет, как изготовить флаг, дети выполняют работу под музыку.

Итог занятия : Дети, наше путешествие подошло к концу.

Зачем мы сегодня путешествовали по России? (ответы детей)

Воспитатель : Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна, как мама.

Родиной надо гордиться, любить ее глубоко и нежно, заботься о ней.

«Я люблю тебя, Россия».

Конспект НОД по патриотическому воспитанию в старшей группе

МДОБУ детский сад №3 «Чебурашка»

Воспитатель: Нагайская А.В.

Цель : Познакомить детей с русской культурой.

Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.

Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре.

Познакомить с традиционными русскими праздниками (Новый год, Пасха, Масленица, Крещение, Троица и другими) .

Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.

Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм, пословицам, поговоркам

Познакомить с разнообразием русских народных промыслов, воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству.

Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.

Задачи :

Воспитывать любовь к величайшим богатствам русской народной культуры –фольклору: сказкам, загадкам, пословицам, потешкам.

Познакомить с разнообразием русских народных игрушек, знать характерные особенности разных промыслов, воспитывать добрые нежные чувства к русскому народному творчеству.

Познакомить с традициями и обычаями россиян, прививать любовь к традиционным праздникам.

Воспитывать любовь к России, чувство гордости за свою страну, развивать интерес к историческому прошлому России

Практическое назначение материала : познавательные занятия с детьми 5 – 6 лет.

Воспитатель встречает детей в русском сарафане, переднике, косынке или кокошнике, в группе, оформленной под русскую избу.

Оборудование : географическая карта, иллюстрации с изображением природы России, книги «Русские народные сказки», иллюстрации к сказкам, альбомы с иллюстрациями «Русские традиции», «Потешки», «Народные промыслы», изделия народно-прикладного искусства, хлебные изделия, овощи.

Ход занятия:

Вход под музыку «Мать – Россия моя» (слова С. Островского, музыка С. Куликова) .

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как необычно я одета. Кто знает, какой на мне костюм? Почему этот костюм называют русским?

Да, его носили русские женщины. Они сами шили и с любовью украшали одежду для себя и для своей семьи.

Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей стране. Как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: Кто может показать на карте границы нашей страны?

(Вызванный ребенок проводит указкой по границам России)

Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации. Составьте маленький рассказ о природе России.

Примерный рассказ: Россия – страна очень большая и красивая. В огромных лесах России растет много ягод и грибов, живет много разных зверей и птиц. Через нашу страну протекает много рек. Одна из самых больших – Волга. Много в нашей стране и гор. В горах добывают полезный ископаемые: уголь, железо и другие металлы.

Воспитатель: Да, наша Родина очень большая, красивая и богатая. Богата она не только лесами, полезными ископаемыми, животными, но и прекрасными людьми. Мы с вами много говорили о талантах русского народа. Что наш народ умеет очень хорошо делать? (Ответы детей)

Воспитатель: Русские люди сочинили много очень хороших, интересных сказок, которые удивляют весь мир своей глубокой мудростью, чуткостью, добротой сердец.

Какие русские народные сказки вы знаете? (Ответы детей). О чем нам могут рассказать сказки? (о жизни русского народа) . В чем смысл сказок? (добро всегда побеждает зло) .

Чем сказки отличаются от рассказов?

Дидактическая игра «Отгадай сказку» (работа с иллюстрациями)

Много разных потешек, поговорок, пословиц сложил великий русский народ. Как вы понимаете смысл пословиц:

Долог день до вечера, если делать нечего.

Труд человека кормит, а лень портит.

Умелые руки не знают скуки.

Землю красит солнце, а человека труд.

Сделал дело – гуляй смело.

Игра «Кто больше знает потешек»

Воспитатель: Наш народ сочинял красивые песни, хороводы.

Русский хоровод «На горе – то калина»

Входит коробейник (ребенок с коробом товаров) .

Коробейник: Покупайте товары! Стою на краю, все даром отдаю!

(Дети берут изделия народно-прикладного искусства)

Воспитатель: Ребята, в далёкие времена, торговцы развозили товары по стране и люди покупали то, что им было нужно. Расскажите о том, что вы купили на ярмарке.

(Рассказы детей о предметах народно-прикладного искусства: дымковских игрушках, хохломских изделиях, свистульках, кружевах, матрешках.)

Воспитатель: У каждого народа есть свои ТРАДИЦИИ. Как вы понимаете это слово? Что такое традиция?

(Предположения детей)

Воспитатель: Традиция – слово не русское, а латинское и в переводе оно означает передача, т. е. традиция – это то, что передается от одного поколения людей другому.

Традиции бывают семейные. Например, почти во всех семьях отмечают дни рождения членов семьи, поздравляют женщин в день Восьмого марта и др.

Есть традиции всенародные: празднование Нового года, дня Победы, Масленицы с блинами и катанием на горках, празднование Пасхи, Троицы и многие другие. На всех праздниках люди всегда играли в русские народные игры.

Русская народная игра «Гори, гори ясно».

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Русская народная игра «Золотые ворота».

Золотые ворота,

Проходите детвора.

Я и сам пройду и ребят проведу.

А последнюю собачку я себе возьму.

А еще есть традиции связанные с приготовлением разных блюд – традиционная национальная кухня. Она зависит от того, что выращивают в стране.

Что выращивают в России?

Дети: овощи, пшеницу, рожь, фрукты.

Воспитатель: В нашей стране очень много национальных блюд готовят из муки, например: блины, каравай, расстегай.

(Внести хлебные изделия, рассмотреть и назвать их с детьми)

Воспитатель: А еще русские люди очень любят щи. Из чего варят щи? (Ответы детей). Ребята, с давних времен дошла до нас традиция засаливать капусту, сейчас мы с вами будем «рубить» капусту.

Инсценировка «Мы капусту рубим»

Воспитатель: У русского народа есть такая поговорка: «Щи да каша – пища наша». Значит, что еще любят наши люди?

Дети: Кашу.

Физкультминутка «Кашка-малашка»

Кашка-малашка, ты так хороша, (одна рука согнута в локте имитирует кастрюлю, другой рукой помешиваем)

Если добавить стакан молока. (“Наливаем молоко”)

Сахар и соль мы щепоткой кладем, (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы деткам даем. (Дающее движение рук)

Если добавить кувшин молока. (“Держим кувшин двумя руками”)

Сахар и соль мы ложкой кладем, (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы мамам даем. (Дающее движение рук)

Кашка-малашка, ты так хороша,

Если добавить ведро молока. (“С трудом наливаем”)

Сахар и соль мы горстями кладем, (соответствующие движения)

Кашку-малашку мы папам даем (дающее движение рук)

Воспитатель: Из чего можно сварить кашу?

Дети: Из крупы.

(На столе баночки с крупами)

Воспитатель: Назовите крупы.

Дидактическая игра: «Какая каша? »

(Из манки – манная, из пшена – пшенная.)

Итог занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами говорили о нашей стране и ее традициях.

Традиций у русского народа очень много. Дома поговорите с родителями, узнайте, какие русские традиции они помнят и соблюдают.

Ребята, сейчас мы с вами будем делать панно «Русский хоровод», которое разместим в уголок России.

Мы – русские люди – с гордостью должны носить своё достойное имя!

Конспект занятия - игры на тему: «Россия - Родина моя»
в старшей группе

Программные задачи:

  • закрепить знания детей о нашей стране, о нашем городе;
  • продолжить формировать представления, что наша страна Россия, и в ней много городов и сёл;
  • систематизировать знания детей о символике государства, о разновидностях войск;
  • учить отвечать на вопросы в зависимости от содержания, используя точный, выразительный словарь;
  • воспитывать любовь к произведениям русских поэтов, художников, композиторов

Словарная работа: Родина, Русь, Россия, род, родители, родословная, родня, родич, народ, любить, ценить, уважать, символика, герб, гимн, флаг, стяг, карта, глобус.

Предшествующая работа:

Разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;

Чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае;

Рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, села;

Прослушивание музыкальных произведений патриотического характера;

Посещение сельского музея, предприятий села, воинских частей;

Экскурсии по селу.

Ход игры – занятия:

(звучит куплет песни Ю. Антонова «Родная сторона»)

Воспитатель : - Ребята, вы прослушали отрывок из песни Ю. Антонова «Родная сторона». Кто скажет, о чём эта песня?

Дети : (о родном месте, о нашей Родине,)

Воспитатель : - Правильно, эта песня о родном уголочке, о родной стороне, о Родине, о родном месте.

А как называется наша страна, кто знает?

Дети: (Россия)

Воспитатель: Наша страна называется Россия. Это самая большая страна мира. В России самые большие и многоводные реки, самое глубокое озеро – Байкал. Как разнообразна природа нашей Родины, как много у нас красивых городов, как разнообразны занятия людей в разных уголках страны. Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ слагал о Родине пословицы и поговорки, песни, придумывал сказки. А что такое Родина для каждого из вас?

Дети : (это мой дом, мой город, моя семья, моя мама и я, моя страна)

Здравствуй, Родина моя!

1 реб. Утром солнышко встаёт.

Всех на улицу зовёт.

Выхожу из дома я –

Здравствуй улица моя

Я пою, и в вышине,

Подпевают птицы мне.

2 реб. Травы шепчут мне в пути,

Ты скорей, дружок, расти.

Подпеваю травам я,

Подпеваю ветрам я,

Подпеваю солнцу я –

Здравствуй, Родина моя!

Воспитатель: - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город, моя улица) . Давайте вспомним стихи русских поэтов о Родине, которые мы с вами изучили.

Дети: (дети читают стихи)

Воспитатель: - Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займёт целую неделю, а на самолёте придётся лететь целый день.

Как велика моя земля

Как широки просторы!

Озёра, реки и поля,

Леса и степь, и горы

Раскинулась моя страна

От севера до юга.

Живём мы в радостном краю

И знать его должны мы.

Страну Российскую свою.

Свой светлый край любимый.

А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру – соревнования. И, наверное, вы догадались, что она будет называться: «Русь, Россия, Родина моя!». Нам нужно разделиться на две команды и придумать им названия.

Дети: (делятся на команды и придумывают названия: «Богатыри», «Дети России»)

Воспитатель : - Наша игра будет состоять из 5 этапов. (За каждый правильный ответ команда будет получать фишку, в конце соревнования мы подведем итоги) И первый из них – «Достопримечательности нашего села». Вам необходимо как можно больше назвать достопримечательностей, которыми славиться и гордиться наш село.

Дети : (выполняют задание)

Воспитатель : - Молодцы! Я вижу, что вы хорошо знаете свое село. А сможете ли вы показать на глобусе, на карте мира нашу страну?

Дети: (дети выполняют задания)

Воспитатель : - У нас настоящие будущие географы. Молодцы! Второй этап – «Символы нашего Государства». Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше Государство называется.

Дети : (Россия, Российская Федерация)

Воспитатель: Совершенно верно. А чем отличается наше государство от другого?

Дети: (размером, языком, обычаями, традициями, гербом, гимном, денежными знаками, национальными костюмами, культурой, флагом,)

Воспитатель : - Всё правильно. А назовите символы страны.

Дети: (гимн, флаг, герб)

Воспитатель : - гимн Российской Федерации – это музыка русского композитора М. И. Глинки. Сейчас мы прослушаем отрывок гимна России.

(звучит отрывок гимна России все встают)

Дети: (все встают)

Воспитатель : - Вы правильно сделали, что встали. Любой гимн слушают стоя. А о других символах страны расскажет каждая команда.

Дети: Герб – У нас красивый герб, на нём изображён двуглавый орёл. Орёл символ солнца и небесной силы, бессмертия. Двуглавый орёл на гербе появился очень давно. Внутри герба, на груди орла, расположен герб города Москвы. Георгий Победоносец пронзает копьём дракона. Дракон – это зло, которое есть на земле. Герб – это эмблема государства. Он изображается на всех печатях, денежных знаках и на бумажных, и на металлических, паспортах, документах.

Флаг - Наш флаг состоит из трёх горизонтальных полос. Сверху белое, посредине голубое, внизу красное. Эти цвета символизирует: единство мира, земли и неба. А ещё оно символизирует сотрудничество трёх славянских народов: русских, украинцев, белорусов. Ещё наш флаг называют стягом, триколором, трёхцветным полотнищем).

Воспитатель : - Вы дали полные ответы и разъяснения, о символике государства в котором живёте. Молодцы! А сейчас я предлагаю сыграть всем в русскую народную игру «Заря», чтоб и повеселиться и отдохнуть после таких трудных этапов.

Воспитатель : - На этом этапе вам необходимо объяснить значение слов:

Дети : Родина – это то место, где мы живём.

Воспитатель: Совершенно верно, произошло оно от древнего слова «род», которое обозначало группу людей, объединенных кровным родством.

Род – обозначает древнейшего языческого бога славян «Рода».

Родить – значить появиться потомству; родит и женщина, и зверь, и земля.

Родич – родственник, член рода, одной крови.

Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Воспитатель : - Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Вы всё правильно запомнили и объяснили. А теперь после сложного этапа можно и поплясать.

Дети : (исполняют танец листочков или цветов, по выбору)

Воспитатель : - А теперь черёд настал задать вам вопросы нашим гостям.

1 Столица нашей Родины?

2 Самый главный человек нашей страны?

3. Назовите какие улицы нашего села вам известны?

4. Как называется наш край?

5. Что изображено на гербе Приморского края?

Гости : Да вы просто молодцы и с этим заданием справились просто на отлично. Молодцы!

Воспитатель : - Вот и последний этап. Вам нужно вспомнить и исполнить песни о родине, детстве, детях и дружбе, по одному куплету.

Дети : (исполняют изученные песни)

Реб Берегите Россию, нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце, этот хлеб на столе
И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, чтобы сильной была,
Чтобы нас от беды в трудный час сберегла.
Ей неведомы страхи, и крепка её сталь.
И последней рубахи ей для друга не жаль.

Воспитатель : Понравилось ли вам играть ребята? Что нового вы узнали сегодня? (ответы детей) Молодцы ребята, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо, наше занятие закончилось.

Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Моя семья»

Интеграция образовательных областей : Познание, социально-коммуникативное развитие.

Задачи и цели :

Воспитывать интерес к истории семейных традиций.

Заинтересовать детей происхождением своего собственного имени.

Формирование первоначальных патриотических чувств.

Развивать, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Предшествующая работа :

1. Беседы о семейных традициях в семье каждого ребенка.

2. Разучивание стихов о семье.

3. Чтение литературы о семейных взаимоотношениях.

4. Рассматривание иллюстраций по теме НОД.

5. Рисование древа семьи.

Словарная работа : телестудия, традиции, по наследству, привнести, предки, крепыш, колыбелька, бело-набело.

Материалы к занятию :

1. Иллюстрации с изображением семьи. (Нарисованные самими детьми.)

2. Колыбелька с куклой.

3. Таз с водой и белое полотенце.

4. Монеты, уголь, семена фасоли.

Ход занятия

(На мультимедийной установке картинка семьи.)

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что всех нас пригласили в телестудию на детскую передачу «Семейные традиции». Вы согласны быть участниками этой передачи? Тогда я приглашаю вас - проходите. Я буду ведущая этой передачи. Сегодня вы узнаете очень много нового и интересного.

У каждого из нас есть семья. И в каждой семье свои традиции. Мы не рождаемся с ними, семейные традиции не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их только привнести и сберечь. В одной семье любят по выходным всей семьей ходить в лес, кто-то проявляет любовь и уважение к своим бабушкам и дедушкам и это их семейная традиция. А у кого-то семейная традиция называть детей именами предков. Но сегодня я, ведущая передачи, хочу рассказать вам о старинных русских семейных традициях.

(На м/м картинка русской избы.)

Раздается плач ребенка.

Воспитатель:

Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

Воспитатель:

Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Это кукла-малыш, Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем. Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Вот этому ребеночку родители дали старинное русское имя Егор. Пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Ответы детей. (Оля-Ольга, Гена-Геннадий и т. д.)

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена. А вы знаете, что обозначает имя Егор?

- Это имя обозначает - хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы когда Егорушка вырос у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена? (Воспитатель рассказывает детям что обозначают их имена.)

Воспитатель:

Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

Нашему Егорушке клали эти вещи когда купали его. Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек.

Когда клали уголек говорили:

Привыкай к домашнему теплу.

Воспитатель кладет зернышки.

Когда клали зернышко говорили:

Будь всегда сыт.

Воспитатель кладет денежку.

А когда клали монетку говорили:

Будь всегда богат.

Воспитатель наливает воду в таз.

В старину, когда купали ребенка приговаривали:

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко. (Кладем куклу в таз.)

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли.

Дети вытирают куклу.

Воспитатель: А когда вытирали ребенка говорили:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, Давайте-ка мы положим его спать.

Воспитатель:

А куда кладут спать ребеночка?

Дети:

В кроватку.

(На м/м появляется изображение колыбельки.)

Воспитатель:

В старину кроватка называлась колыбелькой. Вот и у нас есть колыбелька для Егорушки. Достает колыбельку. Посмотрите, какая колыбелька у нашего Егорушки (показывает детям) . В колыбельке лежит хлеб и соль.

Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:

Что же это?

Дети:

Хлеб и соль.

Воспитатель:

Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Теперь я вам предлагаю укачать Егорушку. (Включается колыбельная - девочка укачивает ребенка.)

Воспитатель: Ну, вот и все наш Егорушка уснул. И наша передача на этом заканчивается.

Итог работы :

Что вам на занятии понравилось?- Что нового вы узнали сегодня?- Сегодня, ребята, вы хорошо позанимались. Теперь вы знаете какое значение в старину придавали имени ребенка. Вы были очень внимательными, хорошо мне помогали, я вами очень довольна!


Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Нет ничего на свете краше, чем Родина наша. Моя Родина – Россия»

Латышева Ксения Сергеевна, воспитатель, МКДОУ д/с №233, г.Новосибирск
Данный конспект занятия ориентирован на детей старшего дошкольного возраста, он будет полезен воспитателям, работающим по теме "нравственно - патриотическое воспитание".
Цель: Формирование гражданской позиции, чувства любви к своей стране, Родине.
Задачи: 1. Формировать представление детей о том, что Россия для каждого из нас своя, но она одна; Познакомить детей со сказочным образом Россиночки – России;
2. Познакомить с представлениями России в творчестве людей разных творческих профессий (как видят нашу страну в песнях, живописи, стихах;
3. Продолжать формирование представления о России, как родной стране, продолжать знакомство с понятиями Родина, Отчизна; Расширять словарный запас (знакомство с понятием Россияне – жители России, «богатырская сила», отвага, мужество, храбрость, верность); Расширять представления о богатстве нашей Родины, ее исключительности, необыкновенности;
4. Расширять представления о защитниках Родины – Богатырях;
5. Развивать связную диалогическую речь, развивать внимание, способность рассуждать, делать выводы;
6. Развивать интерес к творчеству и самовыражению, способность создавать, творить в коллективе, развивать самостоятельность в выборе красок для самовыражения и в самой творческой деятельности; воспитывать любовь к музыке и ее красоте.Воспитывать любовь, доброе, вежливое, бережное отношение к Родине, своей стране России, к родным краям, природе, к окружающему детей миру, к людям;
7. Воспитывать такие качества как сочувствие, уважение друг к другу, сопереживание; Вызвать желание оказывать помощь друг другу и окружающему миру, приходить на выручку;
Предварительная работа:
1. Беседы о родной стране – России;
2. Рассматривание энциклопедии «Моя Родина – Россия (ее богатства);
3. Знакомство детей с государственными символами России – Флаг, Герб, их значение для страны, толкование;
4. Знакомство детей с глобусом, рассматривание на нем разных государств и нахождении своей страны, через лупу;
5. Просмотр советских мультфильмов, в которых главные герои обладают храбростью, смелость, отвагой, защищают слабых, приходят на выручку друг другу, проявляют добролюбие, защищают тех кого они любят, свою Родину: «Крепыш», «Приключения пингвинёнка Лоло», «Мальчик с уздечкой», «Дед Мазай и зайцы»;
6. Беседы о таких качествах героев, защитников, как смелость, отвага, воля к победе, мужество, храбрость, преодоление страха, любовь к родным местам;
7. Чтение стихотворений о Родине, пословиц, былин в пересказе «Добрыня и Змей Горыныч», «Алеша Попович и Тугарин Змей», сказка «Финист – Ясный Сокол»;
8. Рассматривание иллюстраций «Битва Богатырей за Землю Русскую» Афанасьева, фотографий «Моя Россия – пейзажи;
9. Рассматривание различных иллюстраций символы России – береза, ромашки, народно-прикладное искусство и другое;
10. Слушание песен о России, Родине, ее просторах, о бережном, заботливом, сердечном отношении к птицам, животным, растениям, людям своей страны, о нашем единстве и конечно же специально созданная окружающая среда группы для самостоятельного наблюдения, познания, творчества и другое.
Окружающая среда, оборудование: колокольчик, видео презентация «Это моя Родина», волшебная полянка (зеленый коврик с цветами), подушки-черепашки, песни о Родине: «Хохлома», «У моей России длинные косички» (музыка Г.Струве, слова Н. Соловьёва), песня «Вместе весело шагать» (слова: М. Матусовский, музыка: В. Шаинский), карточки «Плохо», «Хорошо» (защищают Родину или нет), круги красного и зеленого цветов для дидактической игры «Светофор», канат (веревка для физ. разминки «Мостик через речку»), круги – кочки зеленого цвета – 9 штук (физ.разминка «Переправа через болото»), столы для творчества, репродукции: из серии «Защитники Земли Русской»: Васнецов «Три богатыря», Н.К. Рерих «За морями Земли великие»(Девушка, как образ Россияночки), « Александр Невский. Битва», «Князь Игорь. Поход», из серии «Родные просторы»: фото «Вид на озеро Байкал», В.Ф. Аммон «Летний пейзаж», А.Н. Шильдер «Лес», И.С. Остроухов «Речка в полдень (Купавы на пруду»), Г.И. Чорос-Гуркин «Водопад Балык-суу. Алтай», «Катунь весной», В.Е. Маковский «Гречиха в цвету», В.Д. Поленов «Река. Родные просторы», Шишкин « Березовая роща»; Материалы для творчества: клеенка на стол, краски гуашевые (белая, синяя, красная) для флага и пальчиковые, кисти, вода, влажные салфетки, фартучки и заготовка рисунок «Защитим Родину все вместе» для совместной работы «Детские руки держат землю».Орг.момент
Дети вместе с воспитателем под музыку «Солнечный круг» и видео ряд на проекторе заходят в муз. зал и становятся в полукруг.
Воспитатель:
- Ребята! Мы пришли сегодня в этот зал, чтобы отправиться вместе в путешествие по нашей замечательной стран, нашей Родине. Но отправимся мы не одни. Смотрите - сколько нас!
Вы знаете, есть очень хорошая примета – всем с утра дарить свои улыбки и желать мира, здоровья. Давайте мы так и сделаем.
(Дети здороваются с окружающим миром, а на проекторе появляются слайды с изображением солнца, неба и земли в соответствии с текстом здравия)
Воспитатель:
- Солнце красное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй Солнце красное! (поднимают руки вверх)
Воспитатель:
- Небо Ясное! Здравствуй!
- Дети:
- Здравствуй! Небо Ясное! (качаем руками)
Воспитатель:
- И Земле своей родной! Здравствуй!
Дети:
- Здравствуй! Земля Родная! (поклон)
Воспитатель:
- Всем-всем-всем от всей души – здравствуйте!
Ребята! Чтобы день был добрым, радостным, наполнен любовью, чтобы мы всегда приходили друг другу на выручку, были смелыми, отважными, день нужно начинать (встречать) с хорошим настроением. Давайте все вместе от всего сердца подарим друг другу и нашим гостям любовь (закрываем глазки, прижимая руки к сердцу и как птицу выпускаем вверх в небо. Лети!). Всем желаем доброго дня!
Ну что ж, а теперь, ребята, нам предстоит небольшое путешествие. Вы любите путешествовать?
(Ответы детей)
Отправимся путешествовать мы пешком. Не боитесь!
Ребята! В пути мы можем встретить огромные зеленые леса, широкие реки, озера, болота, высокие горы, золотые поля. В пути нас ожидает много трудностей. Но мы ведь обязательно придем на выручку друг другу. Мы будем смелыми, ловкими, сильными и внимательными. Сможем?
(Ответы детей)
Физразминка
Звучит песня «Вместе весело шагать»
- Отправляемся!
(Дети начинают на месте, а потом по канату, предстающим в детском воображении упавшим в грозу деревом, переходят реку и обегают преграды (горы) взявшись за руки)
Воспитатель:
- А вот и широкая река! А упавшее дерево совсем узкое. Давайте помогать друг другу. Не бросаем их в беде.
- А вот и полянка! Сядем и немного передохнем!
Беседа и видео просмотр
(Дети садятся на подушки, положенные среди полянки перед проектором)
Воспитатель:
- Ребята! Все дошли? (ответы детей)
На нашей планете есть много разных стран. Много разных народов. Много разных людей.
(На проекторе появляется слайд «Земля из космоса»)
Но как бы мы не отличались друг от друга, у нас есть одно общее. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия. Давайте все вместе скажем – Россия!
(На проекторе появляется слайд «Флаг России»)
Воспитатель:
- Смотрите! Это наш флаг! Какого же он цвета? (Ответы детей)
- А что в нашей стране белого цвета? Что означает белый цвет флага?
(Ответы детей)
- Конечно это белые облака, снега. Это цвет доброты и мира.
- А что означает синий цвет?
(Ответы детей)
- Это голубое небо, реки и озера.
- А что же тогда означает красный цвет?
(Ответы детей)
- Правильно. Красный – это наша с вами отвага, храбрость, сила, воля к победе, любовь к своей Родине.
(Демонстрируется много флагов различных государств)
- Ребята! Давайте посмотрим, есть ли среди представленных флагов наш, российский? (Ответы детей)
- Как можно не любить нашу страну! Россия – самая огромная, необыкновенная страна – наша Родина. Нам потребуется много дней и ночей, чтобы проехать от одного края России до другого. Но всю нашу страну и весь мир можно увидеть на карте.
(На проекторе демонстрируется слайд «Карта России»)
- Это карта нашей страны. Большая – неправда-ли? Карта – это изображение нашей страны на бумаге. Посмотрим внимательно на карту. Как вы думаете, что означает на карте зеленый цвет?
(Ответы детей)
- Лес – это наше богатство! Это чистый воздух, животные и растения (дети перечисляют богатства наших лесов)
- А синий цвет? Голубой? (ответы детей)
- Это наши реки, озера, ручейки, водопады.
-Наша Родина сильна дружбой разных народов. В наших городах живут люди разных профессий Все мы хотим, чтоб наша Родина каждый день становилась лучше, красивее и сильнее. О нашей стране сложено много песен, некоторые мы с вами слушали и пели. О Родине написано много стихов и картин, снято мультфильмов. (Дети перечисляют мультфильмы, которые мы смотрели вместе в детском саду) Много пословиц и поговорок о Родине есть у нашего народа.
- А вы знаете какие -нибудь пословицы или стихи?
(Ответы детей)
1 Нет Земли краше, чем Родина наша!
2 Береги Землю любимую, как Маму!
3 Кто за Родину горой – тот защитник и герой!
- Все эти мудрые слова о добре, о любви, о защите нашей страны от ее врагов. Родина нас может накормить, научить, но защитить себя она не может. У нашей Родины столько богатств для нас, что мы с вами должны ее любить и защищать.
- А что же такое – Родина? Что мы Родиной зовем? (Дети все вместе – все, что в сердце нашем бережем. Перечисляют)
Дети:
- Это мама, папа, бабушка, дедушка, семья, дом, наш город, улица, места в нашей стране, где мы любим бывать, поля, леса, реки, горы, дети, цветы, животные и другое.
(Дети вместе с воспитателем встают и рассказывают стихотворение «Большая семья» с движениями)
Мы узнали, что у нас
Есть огромная семья:
И тропинки, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо голубое -
Это все наше, все родное!
Это Родина моя, твоя,
Это наша с вами Страна, Земля!
Воспитатель:
- Для всех для нас своя Россия! Все мы видим ее по-разному, но все же она одна.
(На проекторе демонстрируется слайд «Образы Россияночки» и звучит песня «У каждого из нас своя Россия»)
Знакомство с образом Россияночки

А какие же еще богатства есть в нашей стране? Давайте узнаем!
- Видеопросмотр «Моя Россия» под музыкальное сопровождение – песня «Хохлома» и «У моей России длинные косички».
- Вот сколько разных богатств, красоты есть у нашей Родины. Но кажется нам пора отправляться дальше. Вперед!
Физразминка под музыку «Вместе вся Россия»
(Дети по кочкам – кругам зеленого цвета – переправляются через болото и оказываются в музее, где представлены репродукции картин «Защитники Земли Русской»)
Воспитатель:
- Ребята! Смотрите, мы оказались в картинной галерее. Как вы думаете, кто изображен на этих картинах? (Ответы детей)
Дети:
- Это солдаты, рыцари, защитники, войны, богатыри.
-Конечно же это богатыри. В разное время люди называли защитников Родины по-разному. Богатыри сильные как ветер, могучие как ураганы. Они защищают нашу Землю.
Воспитатель:
- Какие же они, богатыри? Люди говорят, что они обладают «богатырской силой»? (ответы детей)
Дети:
- Сильные, отважные, храбрые.
-Да, Они могучие, решительные, отзывчивые, защитники Земли родной.
Дети рассматривают картины и задают вопросы по их содержанию.
Физминутка
Ребята! А мы можем быть такими же как богатыри? Что бы ими стать нужно немного отдохнуть и набраться сил.
Богатырь – вот он каков (показываем силача)
Он силен и здоров.
Он из лука стреляет (имитация движений),
Метко палицу бросает (имитация),
На границе стоит, зорко-зорко глядит (имитация).
Подрастем и мы, смотри (поднимаем руки вверх)
Станем как богатыри! (руки на поясе)
Ведь в нашей стране есть горы - высокие (Имитация движения – поднимаемся на гору),
Реки глубокие (качание руками внизу),
Степи, поля – широкие (руки в стороны влево и вправо),
Леса большие (руки вверх),
А мы ребята – вот такие (имитация)
Дидактическая мемо - игра «Светофор»
(Дети берут круги красного и зеленого цветов по два на каждого ребенка)
Красный цвет поднимаем – так поступать нельзя, не бережем, не защищаем нашу страну;
Зеленый цвет - так поступать нужно, бережем, защищаем Родину.
Воспитатель:
- Ребята! Теперь мы сильные, дружные, никакой враг нам не страшен!
А как мы с вами можем защищать нашу Родину? Давайте поиграем в игру, которая называется «Светофор» Возьмите себе по два круга – красный и зеленый. Смотрите! Кто догадается на что похожи эти круги? (Ответ детей)
- Правильно! Это цвета светофора. (вспоминаем с детьми, что означают цвета светофора)
-Я буду показывать вам иллюстрации, а вы будете поднимать кружок красного или зеленого цвета. Если вы считаете, что мальчики и девочки защищают Родину, поднимаете – зеленый цвет, а если не защищают – красный. Запомнили? Давайте повторим. (Повторяем)
Ситуации:
1 Мальчик оказывает помощь упавшей девочке;
2 Мальчик оставил открытым кран в доме;
3 Девочка поливает и подвязывает сломанную кем-то ветку дерева;
4 Мальчик бросает найденный на тропинке мусор в урну;
5 Мальчик играл со спичками и поджег квартиру;
6 Мальчик защищает слабую маленькую девочку;
7 Мальчик ломает куст;
8 Девочка обидела мальчика и забрала у него игрушку;
9 Мальчики выясняют отношения мирно, не дерясь;
10 Ребята, увидев, что костер стал разгораться сильнее и подбирается по сухой траве к молодым деревцам, решили тушить его водой, землей и тканью.
Художественное творчество под музыкальное сопровождение «Я, ты, он, она» и «Лети туда, где солнца свет»
- Ребята! Мы с вами видели, как изображают нашу Родину художники. Каждый видит ее по-своему.
А давайте тоже изобразим нашу страну. Ведь ее красота- в наших с вами руках.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: