Цель: создание условий для воспитания нравственных качеств, чувства сопереживания, желания делать добрые поступки.
Задачи:
Обучающие: продолжать знакомить детей с одним из способов конструирования из бумаги: создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя ее характерными деталями.
Развивающие: совершенствовать умение вырезать округлую форму из квадратного листа бумаги, технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.
Воспитывающие: воспитывать навыки сотворчества, взаимопомощи, умение создавать коллективную композицию.
Материал: Ноутбук, экран, заготовка прямоугольной формы (улей). Презентация. Раздаточный материал по количеству детей: полоски черного и желтого цвета размером 2×15 см., бумага квадратной формы желтого цвета размером 2×2,бумага прямоугольной формы желтого цвета, сложенная пополам 3×6 см., клей, ножницы, салфетки, фломастеры.
Дети проходят в группу.
Воспитатель: Проходите, ребята, присаживайтесь. Все удобно сели? Ребята, а где Вася?
Ответы детей: Вася заболел.
Воспитатель: Как жаль, ребята, что Вася заболел. А как вы думаете, как себя чувствует больной человек?
Ответы детей: У него температура, жар. Ему плохо.
Воспитатель: Вы правы, наверное, ему грустно, одиноко одному. Ребята, хотела вам сегодня сказку рассказать, но сейчас у меня возникла другая идея. А давайте, мы все вместе сделаем Васе подарок. Он обрадуется, у него поднимется настроение и он быстрее поправиться.
Ответы детей: Давайте. Он очень обрадуется.
Воспитатель: А из чего можно сделать подарок?
Ответы детей: Из бумаги, из ткани, из коробок.
Воспитатель: Давайте сделаем из бумаги. А интересно, бумага всегда была?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: Нет, ребята, бумага, на которой мы сегодня пишем, рисуем, появилась не сразу. А как все было, я вам сейчас покажу.
Рассказ воспитателя сопровождается презентацией.
В начале, были камень и глина. Глиной писали на камне. Затем появились деревянные дощечки, покрытые слоем воска. Позже появился папирус. Растение разрезали, складывали друг на друга, смазывали клеем, сушили на солнце и после сворачивали в трубочки. Время шло, люди стали использовать шкуры животных (телят и овец). Материал для письма назывался пергамент. И только потом появилась бумага – самый удобный материал для письма. Как вы думаете, для чего можно использовать бумагу?
Ответы детей: Для рисования, письма. В нее можно заворачивать игрушки, продукты. Делать из бумаги игрушки…
Итог беседы. Педагог подводит итог беседы.
Воспитатель: Мы с вами уже сказали, что из бумаги можно сделать красивые подарки. Посмотрите, пожалуйста, у меня есть вот такая заготовка (улей).
Как вы, думаете, чтобы это могло было быть? На что она похожа?
Ответы детей: На домик для пчел.
Воспитатель: Правильно. А как называется домик для пчел? Кто знает?
Ответы детей: Улей.
Воспитатель: Ребята, а давайте сделаем пчел из бумаги, посадим их в этот улей. У нас получится замечательный подарок для Васи?
Ответы детей: Давайте!
Воспитатель: А вы умеете делать пчел? Я вас сейчас научу.
Показ образца: Вот такую пчелу каждый из вас будет делать. Давайте ее рассмотрим. Что у нее есть? (туловище, голова, крылья).
Для того чтобы сделать туловище, необходимо изготовить вот такую гармошку. Для этого мы берем две полоски бумаги: черного и желтого цветов. Черная полоска бумаги лежит на столе вот так – горизонтально, а желтая – вертикально. Конец полоски черного цвета намазываем клеем и приклеиваем к нему к нему конец желтой полоски, совмещая при этом углы и стороны. Теперь нижнюю полоску заворачиваем на черную и проглаживаем линию сгиба. Затем желтую полоску заворачиваем на черную и проглаживаем линию сгиба. И так по очереди складываем полоски, пока не получится гармошка. Туловище готово.
— Аня, из какой фигуры будем вырезать голову?
Ответы детей: Их желтого квадрата.
Воспитатель: Хорошо. Расскажи ребятам, как это сделать (педагог привлекает детей к объяснению уже знакомых способов вырезания).
Воспитатель: А как крылья будем вырезать? Сколько крыльев должно получиться? Бумагу держим вместе, не разворачивая (вырезание из бумаги, сложенной пополам).
Ответы детей: Склеиваем детали вместе.
Воспитатель: Правильно. Голову приклеиваем к передней части туловища. Крылья где? По краям туловища с двух сторон. Ну что все понятно? У кого возникнут трудности, я обязательно помогу. Я думаю, что вы все прекрасно справитесь.
Физкультурная минутка:
Полетели наши пчелки
Собирать нектар с пыльцой.
Жу-жу, жу-жу.
Над цветами я кружу.
Хоть наша пчелка и мала,
Но велики ее дела.
Немного времени пройдет,
И будет самый сладкий мед.
Перед началом работы необходимо вспомнить правила работы с ножницами.
Дети приступают к выполнению задания. Педагог оказывает индивидуальную помощь, следит за осанкой.
Каждый закончивший работу, несет свою пчелку к улею, убирает рабочее место и оказывает помощь другим детям.
Итог: Дети сидят за столами.
Ну что, ребята, вам нравиться наша поделка? Как вы думаете, Васе она понравится?
Да, понравится.
Я думаю, она ему поднимет настроение, и он очень скоро поправится. Сегодня вечером я передам наш подарок Васе. Всем спасибо.
Список использованной литературы:
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из фольги: Методическое пособие для ДОУ и начальной школы. – М.: ТЦ «Сфера», 2003. – 128с. – (Серия «Вместе с детьми»).
2. Козлина А.В. Уроки ручного труда в детском саду и начальной школе: Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 64с. – (Серия «Библиотека воспитателя»).
3. Черныш И.В. Забавные поделки к праздникам. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 192с.: цв. ил. – (Внимание: дети!).
Видео занятия Самоанализ педагогаПри планировании непосредственно-образовательной деятельности, я определила решение следующих задач:
Обучающие: продолжать знакомить детей с одним из способов конструирования из бумаги: создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя ее характерными деталями.
Развивающие: совершенствовать умение вырезать округлую форму из квадратного листа бумаги, технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое.
Воспитывающие: воспитывать навыки сотворчества, взаимопомощи, умение создавать коллективную композицию.
Но главная моя цель — создание условий для воспитания нравственных качеств, чувства сопереживания, желания делать добрые поступки. Сам сюжет занятия завязан на оказании помощи больному товарищу, что стало хорошей мотивацией к предстоящей деятельности. При подаче познавательного материала о бумаге, использовала презентацию. Думаю, что это был более эффективный метод, чем, допустим традиционная беседа с рассматриванием иллюстраций. Дети с интересом смотрели презентацию, и, что меня порадовало, без всякой предварительной работы ответили на все вопросы. Если взять во внимание, что это дети с ЗПР, тем отраднее. Значит, материал был воспринят и понятен.
При изготовлении пчелки я использовала схему — подсказку, гармошки из бумаги — частичный показ, т. к. здесь цель была закрепить ранее полученные знания. Как вырезать круг из квадратного листа бумаги, а также технику симметричного вырезывания из бумаги, сложенной вдвое, рассказали сами дети. Эти способы вырезывания из бумаги им хорошо знакомы и моя цель была их закрепить.
Физминутка способствовала не только смене статического движения, но и доставила детям радость.
В ходе самостоятельной деятельности детей, я старалась создать ситуацию успеха тем детям, которые испытывали трудности. Ненавязчиво направляла, помогала, ведь главное – чтобы каждый сделал свою пчелку.
Дети хорошо справились с поставленной задачей. Каждый самостоятельно сделал свою поделку, и в общем получилась общая коллективная работа. Желание помочь больному другу, чувство сопереживания объединило ребят в общем порыве. При рассматривании общей композиции, дети эмоционально реагировали на поделку, каждый хотел рассказать о своей пчелке. Один ребенок не справился с заданием и приклеил своей пчелке квадратную голову. Этот мальчик изначально не желал участвовать в нашей общей деятельности. Причина в личном непринятии болеющего ребенка и в открытом конфликте между ними. Это открытая провокация, протест и желание привлечь к себе внимание, а ни незнание приемов вырезывания. Общими усилиями мы выяснили, что в природе не встречаются такие пчелы. И голова у нее все-таки должна быть круглой. Из ответов детей я выяснила, что занятие ребятам понравилось, предлагаемый материал усвоен.
Управление образования администрации г. Валуйки и Валуйского района
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Валуйская городская станция юных техников
Методическая разработка
«Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»
Список используемой литературы
1. Дубровская к творчеству. – Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс», 2002
2. теория и методика творческого конструирования в детском саду. – М.: «Академия», 2002
3. Покровская у младших школьников представлений о геометрических фигурах. – М., 2003
4. Ремезова конструировать.- М.: «Школьная пресса», 2004
5. Селевко развивающего обучения. – М.: Школьные технологии, 1986
6. Сиротюк детей с учетом психофизиологии. – М., 2000
7. Тюфанова. И.В. Мастерская юных художников.- Санкт-Петербург.: «Детство-Пресс», 2002
8. , Барылкина мероприятия, - М., 2005
Приложение 1
Примерный конспект занятия
«Цирковой клоун»
Программное содержание. Продолжить знакомство с техникой сминания и разрывания бумаги. Показать, что эта техника может быть использована для изготовления не только целостных предметов, но и их деталей. Формировать умение выбирать размер и цвет бумаги в соответствии с назначением поделки.
Подготовка к занятию . Из расчета на каждого ребенка педагог готовит мягкую бумагу типа папиросной, салфеточной, туалетной, гофрированной разных цветов и размеров; картонную фигурку клоуна высотой не менее 40-50 см; корзинку высотой 12-15 см.
Ход занятия.
Звучит музыка В. Шаинского «Цирк», под которую появляется фигурка клоуна.
https://pandia.ru/text/78/277/images/image014_21.jpg" width="420 height=312" height="312">
Композиция на доске к игровой ситуации «Как Гном чинил свой дом»
Сказал однажды Кукле Гномик:
«Построил я квадратный домик,
Но в дождик с крыши - вот беда -
Стекает в комнату вода.
Повсюду плавает посуда,
Меня измучила простуда,
А мой жилец и друг Паук
Сушиться убежал на юг».
«Постройки с треугольной крышей, -
Сказала Кукла, - суше, выше.
К тому же, Гном, для Паука
Нет места лучше чердака».
Глаза у Гнома загорелись,
Воскликнул он: «Какая прелесть!
Ты, Кукла, можешь подсказать,
Где мне такую крышу взять?»
И Кукла помогла советом:
Не маленький - размером с дом.
Нашел? Теперь запомни, Гном:
Квадрат сгибаем осторожно,
Чтоб пара противоположных
Углов сложилась, и смотри -
Углов-то сколько стало? Три!
Теперь на домик ставим крышу…
Постой, я чей-то топот слышу!»
И Гном сказал: «Паук - друг мой
Уже торопится домой».
Во время чтения стихотворения педагог показывает процесс складывания квадрата по диагонали. После этого он предлагает детям сложить имеющиеся у них квадраты, повторяя 2-3 раза описание способа (выделенное четверостишие). Важно, чтобы дети запомнили это описание и могли пользоваться им в дальнейшем для воспроизведения данного способа складывания квадрата в других ситуациях.
А потом, после того как все дети сложат квадрат, педагог предлагает вместе с ними определить, что можно сделать для Куклы и Гнома из полученных треугольников. Он приставляет этот сложенный квадрат к разным частям тела предложенных игрушек (голова, лицо, туловище) и при этом говорит детям: «Для Куклы можно сделать косынку, воротничок и фартучек; для Гнома - шапку и бороду». Затем педагог дает каждому ребенку плоскостную фигурку (Гном или Кукла) и предлагает сделать для нее одну из названных поделок - «опредметить» полученную фигурку. Например, чтобы получить косынку или воротничок, нужно «надеть» треугольник на голову или плечи Куклы и склеить его углы, а для изготовления шапки, бороды Гнома - приставить треугольник к голове или подбородку и сначала отогнуть его углы назад, потом склеить их; так же отгибаются назад и склеиваются углы. Поделки из квадрата сложенного по диагонали
Помимо этих фигурок педагог раздает детям еще несколько дополнительных деталей: мелко нарезанную бахрому, блестки из фольги, мелкие разноцветные бумажные кружки - и спрашивает, как все это можно применять в их поделках. Некоторые дети предлагают использовать бахрому для бороды Гнома; блестки для фартука Куклы; кружки для украшения фартука и косынки (как горошки); блестки на бороду Гнома - будет как Дед Мороз, бахрому на фартучек и т. п.
Педагог поддерживает все предложения детей и просит их наклеить дополнительные детали. Используя одни и те же детали
Приложение 4
Примерный конспект занятия
«Волшебные цилиндры»
Программное содержании: Познакомить со способом закручивания прямоугольника в цилиндр. Начать знакомство с техникой бумажной скульптуры. Показать богатые возможности сочетания в одной конструкции плоскостных и объемных криволинейных (цилиндрических) элементов.
Подготовка к занятию: Педагог создает на доске предметно-игровую среду: плоские фигурки гнома, домика, домашних животных, деревьев, а также квадрат-заготовку для показа способа. Заранее готовит фигурки цирковых животных, выполненные на основе цилиндра. Также подбирается ряд поделок-образцов. Для каждого ребенка готовится следующий материал: квадраты из писчей бумаги разных цветов и размеров и в дополнение к ним несколько видов заготовок для деталей (бумажные квадраты, полоски, круги, а также нити для бус и клей). Точно такой же материал потребуется воспитателю, чтобы показать, как с помощью этого способа создавать различные поделки.
Ход занятия .
Педагог обращает внимание детей на фигуры, расположенные на доске и начинает рассказ.
В поселке том, где жили гномы,
Дома, поляны и дубы,
И грядки, и в лесу грибы.
Коровы, козы, даже кошки -
И те смотрелись как лепешки...
И вот сюда из-за морей
Приехал как-то Цирк зверей.
А в нем слоны, собаки, выдры
Похожи были на цилиндры.
Увидев их, подумал Гном,
Что зверь такой украсит дом.
Послал он Кукле телеграмму,
Где слезно просит эту даму
Решить задачу: как ему
Цилиндры сделать самому.
И Кукла Гному отвечала
«Берем простой квадрат сначала,
Прямоугольник мастерим.
Теперь работать будем с ним.
Прямоугольник, не сминая,
В цилиндр закрутим, понимая,
Что две коротких стороны
Друг друга перекрыть должны».
«Пустяк», - подумал Гном. В субботу
Он смело взялся за работу.
Собачку сделал. И она
Была размером со слона.
Читая стихи, педагог показывает фигурки животных, имеющие цилиндрическую основу, а также поэтапно демонстрирует преобразование квадрата в прямоугольник, а затем в цилиндр. Затем предлагает детям самостоятельно повторить эти действия и запомнить их словесное описание (выделенное четверостишие), повторяя его два-три раза. Далее показывает заранее приготовленные образцы поделок из цилиндров (без объяснения и показа процесса их изготовления) для выбора объекта предстоящей работы.
Приложение 5
Примерный конспект занятия
«Волшебное превращение круга»
Программное содержание: Продолжать знакомить со способами техники бумажной скульптуры. Показать детям способ закручивания круга в конус («низкий конус). Развивать умение самостоятельно «включать» способ конструирования в процесс изготовления различных поделок. Активизировать воображение. Совершенствовать умение самостоятельно анализировать готовые поделки с точки зрения выделения общего способа их создания.
Подготовка к занятию: Педагог располагает на одной стороне доски несколько кругов разной величины (диаметры - 5, 7, 9 см) и цвета, а на другой - конус высотой 5 см. Для каждого ребенка готовит по нескольку кругов различного диаметра (от 3 до 5 - 9 см), обрезки бумаги разного цвета и размера для изготовления необходимых дополнительных деталей, краски, клей, фломастеры и другие материалы.
Ход занятия .
Педагог обращает внимание детей на геометрические фигуры, расположенные на доске, и начинает рассказывать забавную историю.
«Был летний день. Братья круги сидели на лавочке. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется интересная фигура - конус. Подкатился он к кругам, да и говорит: «Рад видеть вас, братья!». Удивились круги и спрашивают: «Какие же мы с тобой братья?». Рассмеялся конус и воскликнул: «Как же вы меня не узнали! Я тоже круг, только взял да и превратился в конус».
«Как же тебе это удалось?» - спросили круги. «Очень просто», - отвечал маленький красный конус и запел свою песенку:
Есть у бумажного кружочка
Как раз посередине точка.
Надрез к ней сделай, мой дружок,
И в конус скручивай кружок.
(Показывает этот процесс).
И спросили тогда круги: «Зачем же ты превратился в конус?». А маленький конус им отвечал: «Я сделал это потому, что из конуса можно получить много разных интересных игрушек».
Затем педагог предлагает детям закрутить круг в конус, определить, какие поделки можно сконструировать из полученных «низких» конусов, и сделать одну из них. Дети называют, что можно сделать из конусов. А далее педагог показывает несколько готовых поделок..jpg" width="235" height="240 src=">
По окончании конструирования дети анализируют готовые игрушки, выделяя в них общее и различное; по желанию рассказывают про них маленькие истории, объединяют их в единую композицию.
Анкета
Участника II этапа областного конкурса методических разработок
(работа на 1 этапе заняла 1-е место)
1. Фамилия, имя, отчество (полностью)
__________________________________
2. Название методической разработки
3. Должность
4. Полное название образовательного учреждения, его номер
5. Адрес образовательного учреждения
6. Домашний адрес с почтовым индексом
309996 Белгородской обл. г. Валуйки ул. Народная 12
Председатель оргкомитета (подпись)
Рецензия
на методическую разработку
1. Фамилия, имя отчество рецензента (полностью)
2. Должность, место работы
Педагог дополнительного образования Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Валуйской городской станции юных техников
3. Название методической разработки
«Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»
5. Должность
Педагог дополнительного образования
6. Полное название образовательного учреждения, его номер
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Валуйская городская станция юных техников
7. Адрес образовательного учреждения
Белгородская область г. Валуйки ул. Степана Разина 10
Отзыв рецензента.
Рецензент _________________
Анализ
рецензирования и оценки методической разработки
« Система обучения детей творческому конструированию из бумаги»
Педагог дополнительного воспитания Муниципального образовательного
учреждения Валуйской городской станции юных техников
Характеристика методической разработки | оценка в баллах |
|
Новизна и современность | ||
Глубина раскрытия темы | ||
Направленность на рационализацию образовательного процесса, активизацию познавательной деятельности обучающихся | ||
Обеспечение индивидуального подхода к обучающимся | ||
Творческий подход к составлению разработки с учетом личного или заимствованного опыта, подкрепленного конкретными примерами. | ||
Возможность применения в образовательном процессе (общественно полезная направленность) | ||
Наличие иллюстрированного материала, его целесообразность, содержание и качество исполнения | ||
Краткость, аккуратность, стиль изложения, отсутствие стилистических и грамматических ошибок | ||
Наличие плана разработки | ||
Наличие рецензии | ||
Наличие списка использованной литературы | ||
Детское конструирование из бумаги очень важная деталь в гармоничном развитии ребенка. В работе с бумагой детям прививается эстетический вкус, они учатся составлять композиции, подбирать детали по цвету и форме, а также развивают мелкую моторику и мышление.
Конструирование – сборка новогоОт латинского “конструирование” – сборка нового. Конструирование из бумаги имеет несколько направлений, которые тесно взаимосвязаны между собой. Детское конструирование из бумаги может быть:
- конструированием по образцу;
- конструированием по форме;
- конструированием по теме или замыслу.
Самый простой вид конструирования: по образцу . Этот вариант можно и нужно использовать в работе с младшими дошкольниками, знакомя их с цветами, формами и видами бумаги, а также обучая работе с ножницами. В основе этой техники лежит обращение к примеру – образцу. Малышам предлагается рассмотреть готовый образец изделия, сравнить его с готовыми деталями на столах. Это самый простой вид конструирования, осваивая который, дети учатся повторять увиденный рисунок. Малыши учатся собирать из деталей целое, а также осваивают приемы работы с клеем и ножницами.
Конструирование по форме
предполагает закрепление умения работать по образцу. Другими словами, ребенок получая задания, еще не знает конечного результата, но может по форме заготовок собрать нужную композицию. Этот вариант конструирования доступен дошкольникам 4-5 лет. Перед началом работы с заготовками, взрослый показывает несколько вариантов готового изделия. Оставляет эти картины в пределах видимости ребенка. По окончанию работы с деталями, детские картины можно расположить рядом с образцами.
Самое сложное в работе с бумагой – конструирование по заданной теме . Оно предполагает наличие у ребенка умения работать с бумагой, составлять композиции и подбирать материалы. Например, вы хотите создать картину, посвященную осени. Вместе с ребенком перед конструированием, вы просматриваете готовые картины осени. Вы вместе с ребенком выбираете бумагу определенного цвета и размечаете на основе положение будущих деталей картины. В конструировании по форме нет зависимости от заготовок. Ребенок полагается на свою фантазию, учится сочетать цвета, формы и создает свою композицию из бумаги.
Конечно, конструирование из бумаги с ребенком – процесс трудоемкий, особенно, если речь идет о малыше 2-3-х лет. В первую очередь взрослому надо помнить, что игра в таких занятиях – первична, результат работы с бумагой – вторичен. Не ругайте малыша за кривые детали, или неправильный захват ножниц. Не ждите от готового изделия художественного оформления. С малышом 2-3-х лет можно вырезать полоски из цветной бумаги, составлять из них незамысловатый рисунок, и обязательно хвалить ребенка за результат.
Моя дочь очень любит вырезать. Для ребенка ее лет (3 года) процесс вырезания гораздо важнее полученного результата. Дочка с удовольствием нарезает полосочки, кружочки и треугольники. Если задуманная фигура получается у нее с первой попытки – радости нет предела.
Обычно я заготавливаю лист с размеченным образцом, а также шаблоны, которые мы с дочкой обводим вместе на бумагу. Ребенку трех лет удобно вырезать небольшими ножницами с округленными концами. Самые любимые детали в конструировании из бумаги у моей дочки: гирлянды елочек, человечков, бабочек и т.д. С возрастом первичность игры уступает место художественному замыслу. Ребенок 4 лет может самостоятельно оценить предполагаемую композицию, а также подобрать нужные цвета для запчастей. Игра продолжает быть важным элементом в детском конструировании из бумаги, но теперь обыгрывается не цель, а выполнение задания.
Перед началом конструирования из бумаги с детьми, стоит убедиться, что рабочее место организованно верно. Проверьте, наличие на детском столе всех нужных инструментов: ножницы, цветная бумага, клей-карандаш, или клей ПВА с кисточкой, карандаш простой, белый лист-основание, или лист плотного картона.
Внимание!
- ножницы для работы с бумагой должны быть с округлыми концами;
- для маленьких детей стоит выбирать небольшие ножницы с удобными ушками под пальцы;
- если вы планируете работать с клеем ПВА, приготовьте под него небольшую емкость и специальную кисть, так ребенку будет удобней распределять клей по поверхности изделия;
- не используйте в работе материалы, оставляющие цветной след на руках, или обладающие специфическим запахом! Не рискуйте здоровьем вашего малыша.
Перед началом занятия убедитесь, что рабочая поверхность достаточно освещена, приготовьте для ребенка фартук и нарукавники. Так вы защитите одежду от клея или от нечаянного “прорезывания”.
Разные техники конструирования из бумагиДетское конструирование из бумаги имеет особое значение для подготовки ребенка к школе. Чем раньше вы обратите свое внимание на этот вид прикладного искусства, тем быстрее ваш малыш научится различать материалы, видеть цельную композицию в деталях, а также научится крепко держать в руке ножницы и карандаш. С детьми 2-3 лет используйте самые простые техники. Как то: наклеивание на лист цветных квадратов, треугольников, составление из этих фигур картинок, конструирование простейших узоров. Один из доступных способов конструирования для малышей – складывание фигур из бумажных заготовок, или оригами .
Оригами – древнейшая техника конструирования из бумаги. Она позволяет концентрировать внимание малыша, развивает память, тренирует мышление, а также способствует развитию мелкой моторики, которая тесно связана с дальнейшим умением писать и влияет на развитие речи малыша.
С детьми 2-3-х лет можно сложить из бумаги фигуры животных, фонарик, или кораблик. Дети более старшего возраста могут справиться со сложными фигурами оригами, например сложить журавля или цветок лотоса.
Еще одна интересная техника работы в детском конструировании из бумаги: разрывание
и сминание
.
Эта техника на первый взгляд довольно примитивна, но на самом деле несет несколько развивающих аспектов. Порвать бумагу в мелкие клочки, или смять большой лист в комочек – развитие мелкой моторики пальцев рук, а также способ снятия накопленного стресса.
С помощью такой техники можно создавать объемные картины, или необычные коллажи. Сминание и разрывание доступно малышам с самого раннего возраста, но и дети старшего дошкольного возраста с удовольствием работают в этой технике.
Необычная, но очень яркая и любимая детьми техника конструирования из бумаги - форматное конструирование . Это практически создание объемной фигуры из шаблонных заготовок. В форматном конструировании есть одна особенность: многослойность деталей.
Что это значит? Каждая деталь имеет до трех-пяти копий, большего формата. Детали могут копировать форму своей предшественницы, а могут иметь некоторые свои особенности.
Одна из моих любимых техник детского конструирования из бумаги – бумажная скульптура . В ее основе лежат сразу несколько методов работы с бумагой. Это и сминание, и вырезание по шаблонам, и даже создание фигуры в стиле папье-маше. Дети всех возрастов очень любят бумажные скульптуры и охотно занимаются этим видом конструирования из бумаги.
Бумажные светильники студии “Papier à Êtres”
Лошадка из папье-маше. Наш мастер-класс
Самое удивительное, и в некотором смысле – приятное: практически все поделки из бумаги, которые вы создадите с ребенком можно удачно вписать в интерьер его комнаты.
Картины одной тематики – на стены, объемные фигуры приспособить под полезные функции.
Например, снеговик из мятой и прессованной бумаги может стать неплохой подставкой под сотовый телефон, или стакан – бумажная скульптура – чем не подставка под карандаши и ручки.
Другими словами, детское конструирование из бумаги носит не только развлекательный характер. Оно положительно влияет на умственное развитие вашего ребенка, формирует навыки работы с инструментами, бумагой и формами, а также служит неплохим декоративным материалов в организации пространства детской комнаты.
Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путём ознакомления их с искусством модульного оригами.Программа кружка «Модульное оригами» рассчитана на 33 часа (1 год обучения в подготовительной группе, 1 занятие в неделю по 1 часу), в ходе которого предполагаются как групповые занятия, так и оказание педагогом индивидуальной помощи каждому ребёнку.
Содержание программы
Цель: освоение детьми конструирования по типу оригами, используя графический язык оригами.
1. Развивать умение складывать лист бумаги в разных направлениях.
2. Учить ориентироваться в схеме, используемой в качестве дополнительной зрительной опоры.
3. Учить анализировать образец: вместе с воспитателем выделять:
Существенные признаки,
Сравнивать,
Обобщать,
Делать выводы.
4. Развивать моторику мелких мышц рук, глазомер.
5. Воспитывать аккуратность, точность выполнения, внимательность, эстетический вкус.
Оборудование:
Театр на ковролине “Теремок”, звери,
Композиция на столе “Теремок”, звери,
Схемы теремка.
а) для воспитателя – демонстрационные материалы: образец изделия теремка (выполнен в технике оригами из большого листа бумаги);
б) для детей – бумажные квадраты разного размера и цвета, толщины (заготовки теремков), фломастеры.
Индивидуальная работа:
а) совмещение сторон и углов листа;
б)проглаживание сгибов.
План расположения.
Ход занятия
1. Организационный момент.
(“Сказка “Теремок” на ковролине нет зайца)
Цель: настрой детей на предстоящую работу.
Здравствуйте, ребята!
Поздоровайтесь с гостями.
Проходите, садитесь.
2. Введение в тему.
(Мотивация – игровой момент).
По дороге к вам мне встретился один лесной зверь.
Отгадайте загадку, и узнайте, кто это?
Длинное ухо,
Комочек пуха.
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Рисунок, игрушка зайца)
Идет и плачет. Так ему стало жалко.
Я и спрашиваю у него “Чего, заинька, плачешь?”
А он и отвечает: “Да как же мне не плакать, пришел медведь и сломал теремок. Теперь друзьям – зверям негде жить…”.
Проблемный вопрос: (на флонелеграфе “Термеок”).
Дети, как же помочь горю зверей?
Все остались без дома (варианты ответов для детей).
Иди, зайка, успокой зверей.
Скажи, что ребята построят новые теремки для них.
Но, посмотрите, все звери разные.
Кто самый большой? (Медведь)
А кто поменьше? Еще поменьше?, и совсем маленький?
Значит, дома будут одинаковые или разные? (По размеру и цвету).
Чем они будут отличаться? (Размером)
3. Открытие нового знания (образцы бумаги на столе около воспитателя разные по цвету, размеру и толщине).
Игра “Волшебный мешочек”.
Физкультминутка.
Цель: самостоятельность мышления (выбор цвета, размера, толщины листа), развитие речи (составление предложений), активизация двигательной активности (общей моторики, мелкой моторики).
Давайте узнаем, кто какому зверю построит теремок.
Доставайте зверя из мешочка, а на столе берите квадрат нужной величины.
Обратите внимание на цвет и толщину листа (дети выбирают заготовки)
Беседа с детьми:
Для кого ты будешь строить теремок?
Какой лист ты выбрал? (По размеру, цвету, толщине)
Почему? (Медведь – большой, и лист большой коричневый и лист коричневый бумага тонкая, чтобы легче было сгибать).
4. Анализ результата изделия (вопросно-ответной форме).
Цель: выяснение конструкции и способа получения формы.
(Демонстрация образца изделия: поделка “теремок” из большого листа бумаги).
Что это? (Теремок)
Воспитатель медленно перед глазами детей разворачивает образец закладки).
Чтобы домик получился такой же красивый, необходимо правильно сгибать бумагу:
1 правило: совмещение углов точное.
2 правило: линии сгибов тщательно проглаживать.
Как вы думаете, зачем соблюдать эти правила? (Чтобы теремок получился аккуратным, прочным, красивым).
5. Практическая работа детей.
1. Перегните лист по горизонтальной линии.
А. Показ воспитателем:
Внимательно посмотрите, как это выполняется.
Какие правила соблюдаем?
Б. Работа по схеме:
Посмотрите, на схеме стрелочкой показано, как необходимо перегнуть лист.
Что необходимо сделать?
Какие соблюдаем правила при работе?
2. Перегните лист по вертикальной линии (повтор).
3. Согните края к линии перегиба.
А. Показ действий воспитателем:
Внимательно посмотрите, как это делается.
Какие правила соблюдаем?
Б. Работа по схеме:
Что показывает стрелочка? (Сначала сгибаем в правую сторону, а потом в левую).
Внимание: сгибаем точно к середине.
В. Самостоятельная работа детей:
Что необходимо сделать?
Какие правила соблюдаем при работе?
4. Верхние углы согните внутрь и расправьте.
А. Показа действий воспитателем:
Соблюдаем правила.
Б. Работа по схеме:
Посмотрите на схему.
Кто догадался, что показывает стрелочка?
В. Самостоятельная работа детей
Индивидуальная работа с детьми: расправление углов внутрь.
5. Украшение “Теремков”.
Цель: развитие воображение, творчества, мышления, навыков рисования, самостоятельности.
Кто уже построил теремок, может разукрасить его.
Разукрасьте так, чтобы вашему зверю захотелось в нем жить.
6. Оценка готовых работ.
Цель: умение анализировать, делать выводы.
(Воспитатель прикрепляет свой теремок на ковролин).
Ну, уж в этом теремке всем места хватит.
Какие замечательные теремки получились.
Тебе какой теремок понравился?
Как ты думаешь, нравится ли твоей лисичке в нем жить?
Почему? (Аккуратный, красивый, крепкий, нарядный)
Выставка детских работ.
Отмечаются качественные работы.
Вывод: Ну, как ребята, справились мы с постройкой теремка? (Да)
Оказывается добрые дела всегда приятно делать!
Звери хотят вас отблагодарить и угощают вас!