Конспект по коллекции кукол. Конспект урока "Тряпичная кукла

Татьяна Коршева

Введение

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла ? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека , она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям. Каждая девочка любит играть в куклы , да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье : «Чем дольше девочка играет в куклы , тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы , в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек , так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы , тем спокойнее была атмосфера в семье.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла . В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети , пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном : у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро : туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова .

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов . Было большое многообразие кукол.

Цели :

Развивающая : воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре. Приобщение к традициям семейного уклада наших предков.

Дидактическая : Знакомство учащихся с многообразием традиционных русских кукол – оберегов.

Воспитывающая : Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.

Задачи урока :

Сформировать понятие о народной кукле , ее разновидностях и типах.

Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки.

Вид урока : комбинированный – Теоретическая часть и практическая работа.

Объект работы : Кукла – пеленашка , выполненная из натуральных тканей без использования иголки.

Материально-техническое оснащение :

Презентация, проектор, экран;

Куклы различных типов ;

Хлопчатобумажная ткань различных расцветок и белая, суровая нить, тесьма или ленточка.

Ход урока:

Теоретическая часть :

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению кукол – оберегов.

С самого раннего детства вас окружают игрушки, большинство из них изготовлены на заводе. Чаще всего такие игрушки изготовлены из синтетических материалов, они имеют стандартную форму и окраску. А вот игрушки, которые мы сейчас увидим, все разные, потому что они сделаны вручную . С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа . Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию : считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой . По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая. Большинство кукол на Руси были оберегами. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Сейчас мы с вами познакомимся с такими куклами .

Пеленашка - Когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала в люльку , что бы та согревала ее. А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку над люлькой, чтобы малыш смотрел на неё и не плакал, пока мама занята делами по хозяйству.

Неразлучники - Муж и жена - две половинки одного целого. Их дарили молодым на свадьбу. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

Крупеничка - эту куклу делали полной с большим животом. Она символизировала богатство - хороший урожай хлеба. Поэтому и набивалась кукла пшеницей или гречей .

Вепсская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла , символизирующая плодородие и достаток. Она охраняла ребёнка с колыбели. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней : смотрели, как парень берет эту куклу , на что обращает внимание, готов ли к женитьбе.

Закрутка-Кувадка (или Кувадка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая, позже – синяя и белая, подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.

Домашняя Масленица– её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. "Домашняя Масленица ’’символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей’’встречали жениха и невесту.

Мартинички- раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания"весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами : из белых ниток– символ уходящей зимы, из красных– символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

Некоторые обрядовые куклы были лечебные . Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав : тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по– своему . Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Десятиручка - кукла , предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж) . Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы , соломы, лыка и красиво оформляли.

Лихоманки- куклы особенные ,это своего рода приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Верили наши бабушки, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них. Поэтому кукол Лихоманок делают из ярких, очень бросающихся в глаза тканей.

Слайд № 9, 10, 11.

Практическая часть :

А теперь ребята я вам предлагаю самим сделать куклу пеленашку . Демонстрация схемы изготовления куклы и пошаговая инструкция.

Эта кукляшка - пеленашка делается быстро и очень просто. Отрываем полоску ткани шириной не более 5см. Цвет ткани : от белого, до бежевого,

Пелёночку делаем размером немногим больше самой скатки - лялечки. Подойдёт ситец с мелким рисунком или однотонный. Детали все отрываем, не режем

Укладываем лялюшечку прямо посередине пелёночки.

Верхним срезом пелёночки огибаем голову нашему младенчику. Край можно чуть-чуть подогнуть, чтобы не свисала бахрома. Все складочки на пелёнке формируем симметрично, равномерно.

Заключение :

С обрядовыми куклами никогда не разрешалось играть. В крестьянской семье скапливалось до 500 обрядовых кукол. Хранились они в ларце или туеске подальше от чужих глаз. И если в дом приходила беда, доставали определенную куклу и просили у нее благополучия, а потом снова убирали на место.

Литература

1. Берстенева Е. В, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок» , Белый город, 2010 г.

2. Дайн Г. Л., М. Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла » , Культура и традиции, 2007 г.

3. Даль В. И Толковый словарь живого великорусского языка. - М, 2009.

4. Забылин М. «Русский народ » , М, 1992;

5. Котова И. Н., Котова А. С. "Русские обряды и традиции. Народная кукла " - СПб. ,2006;

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М, 1996.

7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь. - М, 1998.

8. И. Н. Котова, А. С. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная кукла » . Санкт-Петербург. «Паритет» . 2003г




Организация: МБДОУ «Комсомольский детский сад»

Населенный пункт: Пермский край, п. Комсомольский

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое куклы»

Цель -расширение знаний об истории создании куклы.

Задачи:

Развивающие: Развивать познавательные и творческие способности детей, умение работать в коллективе.

Обучающие: Познакомить с разновидностями кукол разных времён;

дать представление о прошлом, настоящем и будущем.

Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, инициативность, общительность через создание игровых ситуаций.

Образовательные области: «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное», «Художественно - эстетическое», «Физическое развитие».

Предварительная работа: 1. Беседа о назначении и разнообразии игрушек.

2. Составление рассказов «Моя любимая кукла»

3. Лепка, рисование, аппликация по теме «Моя любимая игрушка»

4. Сюжетно – ролевая игра «Дом».

Оборудование: Экран, проектор, мольберт, слайды с изображением разных эпох, куклы разных эпох, ткань, камушки, палочки, бумага, брусочки, платочки, юбочки, пластилин.

Вводно – организационный этап:

Воспитатель сообщает детям, что хотела бы пригласить их в путешествие в страну Кукляндию.

Как вы думаете, почему она так называется?

А что такое кукла?

Есть ли у вас любимая кукла?

Чтобы попасть в страну кукол, нужно пройти карту времени.

Введение нового содержания:

На слайде: изображение пещеры, куклы, камень, доска.

Давным – давно, когда на земле жили первобытные люди, их жильём была пещера. Добыча огня и пищи была целью их выживания. Взрослые уходили на охоту, на рыбалку, дети оставались одни.

Чем же было заняться малышам? Какие же это были игрушки?

Доски, гальки – самые первые куклы. У них просили пощады от огня, воды и солнца, ветра; ведь многие изменения в природе они объяснить не могли. Впервые куклы облегчили жизнь людей, потому что можно было её попросить о помощи, ей пожаловаться, спеть для неё.

Шло время, менялись люди, менялась их жизнь. Холодная каменная пещера осталась далеко в истории прошлого.

Давайте посмотрим, как же жили люди во времена крестьянства.

(На слайде: изображение крестьянской избы; куклы – полено, куклы из соломы, тряпичной куклы).

Первой куклой у славян была кукла – полено. Звали её «Колодней». В дальнейшем появились новые имена: Морена, Кострома, Купала, Русалка. Куклу – полено наряжали в сарафан или юбку, в цветной платочек.

Как вы думаете, интересно было играть куклой – поленом? А почему?

Крестьяне научились делать кукол из соломы. С песнями водили они вокруг них хороводы; носили на руках, играли около них. Были обряды, когда разыгрывали или сжигали соломенную куклу. Один обряд остался и знаком нам. В наши дни встречают и провожают Масленицу, сжигают её. А потом лакомятся вкусными, сытными блинами.

Любимой куклой крестьянских ребятишек была тряпичная кукла, то есть сделанная из ткани. До появления в семье малыша, мама из тряпочек, свивальничка готовила куколку, приговаривая: «Сонница – бессонница, не играй с моей дитяткой, а играй с этой куколкой». Звали её Берегиней. Когда мама шила куколку, напевала колыбельные песенки:

«Баю, баю, баюшок,

Кладу Катю на пушок,

На пуховую кровать,

Будет Катя крепко спать.

Баю, баюшки, баю,

Не ложися на краю,

Придёт серенький волчок,

И укусит за бочок». (На слайде показ приемов игры с тряпичной куклой)

А интересно тряпичной куклой играть? Почему?

Игровой момент

Предлагаю вам игру с пальчиками:

Кукле кашу я сварю (мешают кашу)

В миску молока налью (наливаем молоко)

Положу туда крупу (накладываем крупу)

И поставим на плиту (ставят).

Будет каша хороша (хлопают в ладоши)

Кушай, кукла, не спеша (грозят пальчиком).

Спустя много лет, человек нашёл природный материал – глину. Поместив её в ведро, добавив воды, было видно, что из неё можно лепить. Так появились глиняные куклы, расписанные яркими, красивыми красками.

(На слайде: куклы из глины) .

Какие глиняные игрушки вы знаете?

В наше время такие игрушки хранятся в музее. Они считаются выставочными, так как встретить их можно на выставках.

В дальнейшем люди придумали делать куклы из другого материала. Так была создана новая кукла «Зина», изготовленная из синтетического материала – резины, пластмассы. Она была с миловидным лицом, в яркой разнообразной одежде. Появились новые имена: Даша, Таня.

(На слайде коллекция пластмассовых и резиновых кукол).

В это время создаются этнографические куклы, т. е. куклы одетые в национальные костюмы с характерными особенностями людей разных национальностей.

А какие национальности вы знаете?

(На слайде коллекция этнографических кукол).

В наше современное время в магазинах появились куклы,

похожие на людей, которые многое умели делать.

Как вы думаете, что умеют делать куклы?

По размеру куклы стали выше, а материал, из которого они делались разнообразнее: резиновая голова, тряпичное туловище, пластмассовое туловище. (На слайде: коллекция современных кукол).

В какие игры можно играть с куклами?

Впервые в наших магазинах появилась совершенно новая кукла – иностранка. Она приехала к нам из далёкой страны Америки, была создана по последнему слову парижской моды. Её имя – Барби. Она умеет двигать головой, сгибать руки в локтях, ноги в коленях; фигурка тонкая, личико миловидное – этим она привлекательна. У куклы Барби есть подруги: Синди, Тутси, Стаси; друг Кен. Кукла Барби находится в музее восковых фигур в Англии и её называют «Мисс кукла Мира».

Какие чувства у вас вызывает эта кукла?

Творческая мастерская:

«Сделаем куклу своими руками».

Какая получилась кукла?

На какую куклу она похожа?

Рефлексия

Ребята, вы сегодня побывали в большой и интересной стране Кукляндии. Увидели кукол разных времён.

Что вы узнали нового?

Чему научились?

Кому бы вы хотели об этом рассказать?

Кому бы хотели подарить свою куклу?

Мотивационно – побудительный этап последующей деятельности

Я предлагаю вам создать куклу будущего третьего тысячелетия и в дальнейшем будет оформлена выставка кукол.

(В старшей группе)

Цель: приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

Обобщить представление детей о русской народной кукле, о декоративно-прикладном искусстве России.

Воспитывать патриотические качества: прививать интерес к русскому народному творчеству, воспитывать любовь и уважение к культуре народа, развивать у детей национальное самосознание. Воспитывать чувство гордости за свою страну.

Воспитывать нравственно- эмоциональные качества (воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности).

Развивать физические навыки, остроту зрения, мускулатуру кисти руки, координацию рук под контролем глаз.

Продолжать формировать умение работать малыми группами (элемент кооперации).

Ожидаемые результаты:

Усвоение знаний о традициях русского народа;

Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;

Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.

Оборудование и методическое оснащение:

Презентация на тему «Народная кукла»;

Выставка «Тряпичная кукла»;

Инструменты и материалы для практической работы (ткани, нитки, шерстяная пряжа и пр.);

Запись с русской народной музыкой;

Образец куклы (изготовленной педагогом ранее).

План занятия:

  1. Организационный момент;
  2. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний;
  3. Новый материал;
  4. Физ. минутка;
  5. Практическая работа;
  6. Закрепление изученного материала;
  7. Анализ и оценка работ, итог урока.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети рассаживаются на ковре полукругом возле воспитателя.

Приветствие:

Добрый день и добрый час,

Я очень рада видеть вас!

Здравствуйте, ребята.

2. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку:

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка?

Дети: Кукла.

Сегодня мы с вами поговорим о русских куклах.

Хотите послушать сказку про Алёнушку и Иванушку? Тогда слушайте.

Жила-была в одной деревне девица красавица. Красны щёчки, алые губки, волос к волосу, одним словом неописанной красоты девица. Но не было у неё жениха в этой деревне. Много ли времени прошло, не зная, а нашёлся ей жених из далёких краёв, как раз под стать ей, здоровый, красивый. Как увидели они друг друга, так и сели глаз не отведут, наглядеться не могут. Сваты в это время договаривались о свадьбе, а жених взял невесту под локоток и повёл к упряжке с лошадьми, уж больно прокатится ему захотелось, да и говорит:

«Да, красива ты, а что же ты делать умеешь? Рубашку мне сошьёшь?»

А Алёнушка ему отвечает: «Я всё делать умею, только шить не могу».

Иван говорит: «Ладно, а блины испечёшь?»

Алёнушка ему в ответ: «Я всё делать умею, только блины испечь не могу».

«Ладно» - усмехнулся жених, « а мешок сошьёшь?»

Алёнушка опять за своё: «Я всё делать умею, только мешок сшить не могу».

Иван удивился: «Ну а плясать ты умеешь, да песни петь?»

Обрадовалась невеста: «Умею, умею!»

Остановил тут жених лошадей и просит её спеть и сплясать.

Красавица спрыгнула на землю и пустилась в пляс.

А жених в это время стегнул лошадей и умчался в свои края.

Ребята, о чём эта сказка?

Дети: Эта сказка о ленивой девушке.

Почему так поступил жених?

Дети: Ему не нужна была ленивая жена.

Что умела делать невеста?

Дети: Ничего, кроме как плясать и танцевать.

Продолжим нашу беседу. Подумайте и скажите, как может девушка всему научится, и шить, и готовить, и ткать, прясть?

Дети : Её кто-нибудь научит.

Правильно. Ей показывает примером мама.

А ещё были помощницы - куклы, на них девушка оттачивала своё мастерство шить, вышивать.

В приготовлении пищи, ей помогала кукла «Крупеничка», почему она так называлась? Демонстрация куклы «Крупеничка».

Дети: у нее внутри крупа.

Посмотрите, потрогайте, как вы думаете, какая крупа содержится в мешочке?

Дети: гречка.

По запаху можно определить, что это гречка. Потрогайте, как пересыпается крупа, сколько её: много или мало?

У неё туловище шьётся мешочком и заполняется крупой, потом пришиваются руки и ноги и изготавливается сарафан. Кукла была с размер горшка, в котором обычно готовилась каша, потому, что крупы насыпали по пояс кукле, воды доливали по шею, а когда кукла была готова, то каша поднималась по голову. А чтобы узнать, когда можно было ставить горшочек с крупой в печь, то вначале туда помещали куклу, когда она становилась тёплой, то можно было ставить и горшок с крупой. Вот такие помощники были у девочек.

3. Новый материал.

Ребята! Посмотрите сколько много самых разных и удивительных кукол (показ современных кукол). Этими куклами мы играем в настоящее время. Посмотрите, какие они все красивые, не похожие друг на друга.

Показать тряпичные куклы. А что вы можете сказать об этих куклах?

Дети: Этими куклами играли наши предки, прабабушки и прадедушки. Куклы сделанные своими руками.

Знаете ли вы, что, первая и главная роль куклы в древности была призвана помогать человеку, оберегать его. Куклы изготавливали не только для игры. Еще до рождения ребенка шили куклу, чтобы он рос здоровым. Кукла служила символом, оберегом, каждая кукла имела своё предназначение.

А сейчас я хочу вас познакомить с новыми куклами.

Показ слайдов.

На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Дети: Красный – цвет крови, заката, красоты и т.п.

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Дети: У кукол нет лица.

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?

Дети: Куклы – обереги берегли людей, игровыми играли дети, обрядовые – нужны были для ритуалов.

Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

Кукла на счастье.

Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

Пеленашка.

Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка-травница» .

Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

Неразлучники

Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

Сёмик и Семичиха

Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

4. Физ. минутка

Гимнастика для глаз : А теперь наши глазки пусть немного отдохнут. Посмотрим на наших кукол сначала слева направо потом справа налево. Закроем наши глазки, а теперь широко-широко откроем. Какая кукла по счёту одета в зелёную юбку? В белую юбку? …

А сейчас все по-порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись-

Через левое плечо,

Через правое ещё,

Дружно присели,

Пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

5. Практическая работа.

Во время работы звучат русские народные песни.

А сейчас я приглашаю вас за стол, мы с вами изготовим куклу.

Дети садятся за столы .

Ход работы:

1. Нарезать лоскутки: один цветной 10х10 см, два из белой ткани 10х20 см и 10х5 см

2. Берем большой белый лоскут и сворачиваем его в трубочку. Затем сгибаем его пополам.

3. Оформляем голову куклы. Для этого из пряжи нарезаем нитки длинной 15-20 см, если хотите сделать длинные волосы для куклы или 10 см, если прическа будет из коротких волос.

Продеваем пучок ниток через белую трубочку крест-накрест, берем белые нитки и затягиваем покрепче, получается голова. Нитку не отрезать.

4. Оформляем руки и туловище. Из оставшегося белого лоскутка так же сворачиваем трубочку, завязываем на концах белыми нитками (это кисти ручек). Прикрепляем руки к туловищу оставшейся ниткой от головы.

5. Наряжаем нашу куклу-девочку. Для этого берем цветной лоскуток, сворачиваем его по диагонали и посередине делаем небольшой надрез для головы, и 2 маленьких для рук. Платьице удобнее надевать через низ.

6. Платье подвязать пояском, заплести косы. Кукла готова. Осталось придумать имя.

6. Закрепление изученного материала.

1. Когда возникли первые игрушки?

Дети: В глубокой древности.

2. Из чего их делали?

Дети: Делали их из сена, ткани, нитей, крупы, лечебных трав.

3. Почему на самодельных тряпичных куклах не рисовали лицо?

Дети: Считали, что кукла с лицом приобретает душу и может навредить ребёнку, а куклы без лица оберегают дом и очаг.

4. Названия каких кукол вы запомнили?

5. Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать?

6. Для чего она служила, какое было её назначение?

Дети: Она оберегала от болезней.

Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.

При подготовке были использованы материалы:

Конспект комплексной деятельности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по познавательно – речевому направлению

развития детей №7 «Рябинушка»

Конспект урока технологии на тему
«Тряпичные куклы»

подготовила

воспитатель

Железнова Эльвира Радифовна

г. Набережные Челны

2013

План-конспект занятия «Тряпичные куклы»

Цель:

познакомить с куклой-пеленашкой

Задачи:

- познакомить с процессом изготовления куклы-пеленашки;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать бережное отношение к игрушкам, народным традициям

Дидактический материал:

раздаточный материал: заготовки тряпичных кукол, лоскутки различной ткани для изготовления куклы-пеленашки, атласная ленточка;

демонстрационный материал: кукла тряпичная, звукозапись пьесы П.И. Чайковского «Новая кукла».

Ход занятия

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Угадайте, кто сегодня к нам пришел в гости, я вам прочту загадку:

Что все это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь – будет спать

День, и два и даже пять.

2. Знакомство с куклой

Кто это, ребятки?

Кукла

К нам в гости тоже пришла кукла Света. Позовите куклу по имени. А теперь позовите ласковым именем. Что же можно сделать с новой куклой? Можно поиграть с нею, нарисовать ее. А вот один человек про новую куклу сочинил музыку. Человека этого зовут Петр Ильич Чайковский. А был он композитором. Композитор – это тот, кто сочиняет музыку. Давайте послушаем, какую же музыку сочинил композитор Чайковский. Вы слушайте и представляйте, о чем хотел рассказать композитор. (Звучит пьеса «новая кукла» из детского альбома П.И. Чайковского). Вам понравилась музыка? (да) Что вам представлялось, когда вы ее слушали? (кукла в магазине, как девочка впервые играет с куклой).

Но это не просто кукла. Какая она, из чего сделана? (из тряпочек, лоскутков) Да, это тряпичная кукла. Давным-давно на Руси наши прапрабабушки играли только такими куклами, сделанными из ткани.

Тряпичных кукол берегли. Вырастает девочка, становится мамой и куклы свой дочке передаёт.

Посмотрите, ребята, кукла пришла к нам с сундучком. Давайте посмотрим, что же в нем? (открываем сундучок).

Ой, кто это, ребятки?

Маленькая кукла

Да, это маленькая кукла называется кукла-пеленашка. Посмотрите, она выглядит как маленькая ляля, в платочке и в пеленочке, и повязана лентой. Раньше таких кукол всегда делали перед рождением ребеночка, ее клали в колыбельку, и она хранила ее.

Давайте мы убаюкаем нашу лялю:

Баю-баю, баю-бай.

Ты собачка не лай.

Белобока не скули

Нашу куклу не буди.

Все, заснула наша лялечка. А в сундучке то у нас еще что-то лежит. Это лоскутки ткани, посмотрите. Наша кукла хочет, чтобы вы сделали себе таких же пеленашек. Ну что, сделаем?

3. Практическая работа

Вот у нас уже есть готовые куколки, которые раньше наши бабушки называли кувадки. Нам осталось надеть платочек на голову куклы и запеленать. Берем маленький лоскуток ткани, какой он формы? (квадрат). Сворачиваем квадратик вот так, что получилось? (косынка) Какой формы? (треугольник). Молодцы! А теперь заворачиваем в косынку голову куколки. Молодцы, ребятки! А теперь кладем нашу лялю на большой лоскуток, какой формы? (квадрат) и заворачиваем как пеленкой. Вот так: сначала закрываем ножки, затем левую ручку и правую. Молодцы! А теперь возьмем ленточку и красиво завяжем пеленашку. Мы неслучайно взяли красный цвет ленточки, потому что раньше верили.что красный цвет оберегает ребеночка.

Вот наши куклы-пеленашки готовы! Какие они красивые! Теперь возьмите их на руки и давайте их тоже уложим спать (повторение потешки)

Баю-баю, баю-бай.

Ты собачка не лай.

Белобока не скули

Нашу куклу не буди.

Молодцы, ребятки!

5. Рефлексия

А сейчас давайте встанем в круг, возьмемся за руки и вспомним, о чем же мы сегодня говорили. Что нового вы узнали на занятии? Чему научились? Почему эти куклы – пеленашки? (пеленки, пеленать) А что вам больше всего понравилось? (выслушиваю ответы детей). А теперь давайте отнесем наших кукол-пеленашек в спальню и положим в кроватки, и они будут оберегать вас во сне. Молодцы!

Список использованной литературы

1. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла - Спб.: Паритет, 2003.

2. Зимина З.И. Текстильные обрядовые куклы - М.: Ладога-100, 2007.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

    www.rodno.ru



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: