Конспект НОД в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка. НОД по социальному миру «Русская матрешка

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Русская матрешка» .

Программное содержание:

Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой.

Образовательные задачи: познакомить детей с историей, видами и особенностями росписей матрешек; научить расписывать плоскостную матрёшку.

Развивающие задачи: развивать интерес детей к народному искусству, чувство цвета и технические умения – умело пользоваться кистью: рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях.

Воспитательные задачи: воспитывать эстетическое отношение и любовь к бытовой культуре, предметам искусства.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, художественное творчество, коммуникация, музыка, физическая культура.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением матрешек, рассматривание узоров на одежде, разучивание частушек о матрешках.

Материалы, инструменты, оборудование: шаблоны матрешек, сделанные белого картона; кисти разных размеров, салфетки бумажные, акварель, стаканчики с водой, образцы матрешек, магнитная доска, костюмы матрешек для девочек, сундук, деревянные матрёшки.

Ход НОД:

Вводная часть

Воспитатель : ребята, сегодня к нам пришли гости и давайте с ними поздороваемся:

Мир Вам, гости дорогие!
Вы явились в добрый час!
Встречу тёплую такую
Мы готовили для Вас!

Основная часть

Воспитатель : Дети, садитесь поудобнее, начнём нашу деятельность. У меня здесь сундучок стоит. Его подарила мне моя бабушка и слова такие говорила: «Вот тебе, внученька, сундук, а в нем диво дивное, диво чудесное и расписное. Мне его моя матушка, прабабушка твоя, оставила, береги его!» Вот я, ребята, его и берегу!

Воспитатель : ребята, как вы думаете - что в нём?

Дети : …

Воспитатель : хотите узнать? Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет отгадать её.

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша….

Дети : русская матрешка !

Воспитатель: Конечно, матрешка! А теперь я расскажу вам откуда же пришла наша русская матрёшка, а вы смотрите и слушайте.

Появилась первая матрёшка в России 120 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. С большим старанием, вручную, изготовил первую матрешку мастер – игрушечных дел Василий Петрович Звездочкин, а художник Сергей Васильевич Малютин ее расписал. Вот так и появилась на свет деревянная фигурка девочки с петухом в русском сарафане. Кто-то из художников воскликнул: «Хороша Матрена!», так деревянную фигурку и назвали Матреной, или ласково – Матрешкой.

Наиболее известны три вида матрёшек , слушайте и смотрите:

    Семёновская матрёшка .

Мы из тихого, зеленого городка Семёнова!
Мы в гости к вам пришли
И букет цветов садовых
Вам в подарок принесли.

Воспитатель : в городе Семёнов есть центр по росписи матрёшек. Отсюда и название - Семёновская матрёшка. Особенность росписи этой игрушки в том, что весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов. А на голове у матрешки что?

Дети : Платок.

Воспитатель: платок завязан как?

Дети : на узелок.

Воспитатель : дети, посмотрите и скажите - какие цвета в росписи используют художники?

Дети : жёлтый, зелёный, малиновый, красный.

Воспитатель : Молодцы! А сейчас встаньте, мы немного отдохнем:

Физкультминутка "Нарядные Матрешки"

Хлопают в ладошки дружные матрешки (хлопают в ладоши ).

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед ) топают матрешки (топают ногами ).

Влево, вправо наклонись (наклоны телом влево – вправо ),

Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево - вправо ).

Девчонки озорные, матрешки расписные.

В сарафанах ваших пестрых, вы похожи словно сестры (руки к плечам, повороты туловища направо – налево ).

Ладушки, ладушки, веселые матрешки (хлопают в ладоши ).

    Сергиев – Посадская матрешка.

Я из Сергиева – Посада!

Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан

Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор

На переднике узор.
Знаменит платочек мой

Разноцветною каймой.

Воспитатель : Сергиев – Посадские матрешки одеты в яркий платок, кофточку с узором и в сарафан. Они всегда что-то держат в руках то корзину, то курицу.

Воспитатель : дети, посмотрите и скажите - какими цветами раскрашена матрёшка?

Дети : желтый, красный, синий.

    Полхов - Майданская матрёшка.

Мы матрешки из Полхов –Майдана!

Можем стать звездой экрана.

Украшен наш наряд цветами

С сияющими лепестками

И ягодами разными,

Спелыми и красными.

Воспитатель : у этих матрёшек нет платка с завязанными концами и фартука. Вместо этого – условный овал, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, какими по характеру могут быть Матрешки?

Дети: веселые, озорные, игривые, радостные, праздничные, добрые, ласковые.

Воспитатель: У каждой матрешки есть автор и живут они в разных городах. И матрешек они расписывают разных и даже на мотив русских народных сказок. Дети, посмотрите и назовите: на мотив каких сказок расписаны эти матрешки?

Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок».

Воспитатель: Сейчас мы с вами как настоящие мастера будем создавать своих матрешек, и я приглашаю вас на фабрику по росписи матрешек. Для этого уже все готово. Проходите на свои места, садитесь правильно: спинка ровная, коленки под столом дружат, рукава засучены и приступайте к работе (поощрять детей за проявление творческой активности, напоминать про осанку и по правила работы с кистью).

Воспитатель: Перед началом работы проведем пальчиковую гимнастику:

Вот помощники мои, Их как хочешь, поверни. Раз, два, три, четыре, пять –

Не сидится им опять. Постучали, повертели
И работать захотели.

Воспитатель :

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор,

Чтобы радовал он взор.

Воспитатель : Молодцы! Очень красиво расписали матрешек, каждая Матрёшка хороша по-своему и они символизируют любовь и дружбу. Давайте сделаем выставку наших работ (вывесить рисунки на магнитную доску). Вы настоящие мастера!

Да и сами матрешки - мастерицы хоть куда: и нарядные красавицы, и певуньи.

Нынче праздник в нашем доме,

Гости бьют в ладошки.

Продолжается знакомство

Где же вы, матрешки?

Эй, Матрешки-хохотушки,

Запевайте-ка частушки!

Дети : (девочки поют частушки под русскую народную мелодию)

Дуйте в дудки, бейте в ложки,

В гости к вам пришли матрешки
Ложки деревянные
Матрешечки румяные.

Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем,
Сами в гости к вам идем.

Весь народ глядит в окошки,
Танцевать пошли матрешки.
Восемь - водят хоровод,
А девятая - поет.

Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две матрены, три матрешки
И одна матрешечка.

Шли по ягоды матрешки,

Позабыли взять лукошко.
И куда ж такую сласть
Мне теперь подружки класть!

Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.

Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики,
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.

Ах матрешечка - матрешка,
Хороша - не рассказать!
Очень любят с тобой дети
В нашем садике играть.

Заключительная часть

Воспитатель : Ребята, наша деятельность сегодня подошла к концу. Мы узнали сегодня много интересного: познакомились с историей, видами и особенностями росписей матрешек и вы расписали шаблоны матрешек. Мне очень понравилось, вы были активными, и хочу сказать спасибо нашим матрешкам за исполнение частушек.


«Расписная матрёшка»
Задачи:


2. Развивать мелкую моторику рук, умение украшать матрёшку.


Организационный момент







Первая сестра - большая,
В ней прячется сестра вторая,
Откроешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке - крошка,
Игрушку ту зовут… (матрешка).



Ой, ребята, а тут только две матрешки, а в письме написано, что игрушек в



старшая, почему? А кто самая младшая, почему? Соберите матрешек от
самой старшей до самой младшей, кто знает как это сделать?
(воспитатель подзывает 2­3 детей).
















Я к вам собиралась,
Долго­долго наряжалась.
Поиграть хочу немножко!
У кого в руках матрешка,
Тот попляшет с ней немножко.


Воспитатель: ­ Ребята, а из чего сделана матрешка? (из дерева)
­ Значит она какая? (Деревянная)

­ Матрешки у нас очень красивые, нарядные. Во что одета матрешка?
(платье, сарафан, платок).
­ Чтобы матрешки получились такими красивыми, яркими и цветными, их
украшали красками – расписывали. Поэтому они и называются – расписные.
Продуктивная деятельность (рисование) «Узор для матрешки»
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришли ещё матрёшки.
(Воспитатель достаёт из сундука заготовки матрёшек)
­ Посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они
отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)
­ Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные,
красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)
­ Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки!
Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров.
Пройдёмте в нашу мастерскую, и там каждый разукрасит свою матрёшку.
Ребята под музыку разукрашивают матрешек.
Индивидуальная работа: во время работы хвалить детей, оказывать по мере
необходимости помощь.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие яркие сарафаны и нет ни одного
похожего.

сегодня говорили?

понравилось?



Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром
«Знакомство с русской народной игрушкой­Матрёшкой»
Цель. Дать представления детям о русской народной игрушке ­ матрёшке.
Задачи:
1. Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой.
формировать понятие, из чего она сделана, как украшена.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Формировать интерес и любовь к народному творчеству;
4. Создавать эмоционально положительный настрой.
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, сегодня утром в нашу группу пришла посылка. Вот она.
Предлагаю открыть её и посмотреть, что в ней. Откроем?
(Воспитатель достает перевязанную коробку и читает адрес на крышке.)
г.Брянск, д/с «Жаворонок», младшая группа «Цыплята». Это наш адрес?
Почтальон не ошибся? Будем открывать. (Воспитатель открывает коробку,
достает конверт и читает.). Жители страны игрушек прислали своих
друзей посмотреть, как живут ребята в группе «Цыплята», но чтобы они
появились из коробки надо отгадать загадку.
Отгадаем? Слушайте внимательно.
Первая сестра - большая,
В ней прячется сестра вторая,
Откроешь, третью ты найдешь,
И так до маленькой дойдешь.
В самой серединке - крошка,
Игрушку ту зовут… (матрешка).

Молодцы. Сейчас посмотрим, правильно ли вы отгадали.
(Воспитатель достает матрешку).

Ой, ребята, а тут только одна матрешка, а в письме написано, что игрушек в
коробке много, я ничего не понимаю, а где остальные.
(Навести детей на мысль, что матрешки спрятались одна в другой).
А где же они, как же они спрятались, кто знает как открыть эту куколку?
(Воспитатель подзывает 2­3 детей открыть матрешек.)
Ой, как много получилось матрешек. А как вы думаете, кто из них самая
старшая, почему? А кто самая младшая, почему?
А я про матрешек одну интересную историю знаю, вот послушайте.
Давным­давно в одном царстве ­ государстве жил да был один мастер,
который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер
с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для
детей необычную игрушку ­ куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы
сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками
разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная.
И он долго­долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским
именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее
звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки,
разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась
русская народная игрушка ­ матрёшка. Её не случайно называют народной,
потому что она сделана добрыми руками русский людей.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю поиграть с матрёшками.
(Воспитатель берет 2 матрешки встает в центр и говорит слова, в
это время звучит народная мелодия)
Я к вам собиралась,
Долго­долго наряжалась.
Поиграть хочу немножко!
У кого в руках матрешка,
Тот попляшет с ней немножко.
Двое детей, взяв матрешек, выходят в круг и под русскую народную
мелодию пляшут, остальные хлопают в ладоши. Танец повторяется два раза.

Воспитатель: ­ Матрешки хотят с вами еще поиграть. Они очень любят
играть в прятки. Кто знает, как с матрешкой можно поиграть в прятки.
(Вызвать одного ребенка, чтобы он показал, как прячутся матрешки одна в
другую. А потом устроить соревнование, кто быстрее спрячет матрешек – 2
набора матрешек из 3­4 штук. Игру повторить 2­3 раза.)
Воспитатель: Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы
сегодня говорили?
Вам понравилось играть с матрешками? А разукрашивать матрешек вам
понравилось?
Воспитатель: Матрешкам пора прощаться и отправляться в страну игрушек,
к своим друзьям, чтобы скорей рассказать им про нашу группу, им очень здесь
понравилось и они обязательно к нам еще придут в гости поиграть.
Давайте похлопаем друг другу в ладоши за хорошую работу.

Дмитриева Вероника Андреевна – Воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида №66» г. Саратов
Дата поступления работы на конкурс: 21.11.2016г.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе образовательной области «Художественное творчество» «Матрёшки»

Возрастная группа: Подготовительная к школе группа.

Авторская образовательная программа разработана в соответствии с Основной общеобразовательной программой МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 66» Заводского района г.Саратова, в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом Примерной основной образовательной программы, Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракс, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Тема НОД: «Матрешки».

Направление образования и развития (образовательная область) художественно-эстетическое развитие.

Цель: способствовать интеллектуальному, художественному и эстетическому развитию детей посредством их знакомства с произведениями народного декоративно-прикладного творчества, а также самовыражению их в творчестве.

Задачи: Образовательные задачи :

Расширять знания детей о народных промыслах России посредством знакомства с русской матрешкой;

Увлеченно и творчески создавать дизайн - изделия;

Совершенствовать умение составлять композицию, используя растительные мотивы народных орнаментов;

Развивающие задачи:

Развивать исследовательский интерес и познавательную активность детей;

Развивать чувство ритма и композиции, творческую активность;

Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова, музыкальных произведений;

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к Родине, через знакомство с народным искусством;

Поощрять желание участвовать в совместной деятельности;

Создавать положительные эмоции через знакомство с народным творчеством.

Виды деятельности: совместная организованная образовательная деятельность педагога с детьми

Формы реализации детских видов деятельности: изготовление продукта детского творчества (рисунка), зарядка для глаз «Матрешки», выбор понравившихся рисунков и проговаривание (обсуждение), чем рисунок понравился, коммуникативная деятельность представлена ситуативным разговором.

Формы организации: подгрупповая.

Оборудование, материалы: силуэты матрешек, кисти беличьи № 2, 4, 6, «тычки», ватные палочки, поролоновые тампоны, стаканчики для воды, салфетки, краски

Предварительная работа: рассматривание матрешек, просмотр анимационного фильма «Секрет матрешки», документальных фильмов «Русская традиционная деревянная игрушка», «История русской матрешки», «Хохломская матрешка. Производство»; рисование в книжках-раскрасках «Матрешка»

ХОД НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Примечание

Вводная часть (мотивация)

Воспитатель обращается к детям:

Я сегодня хочу вас пригласить в чудо-мастерскую «Жар-птицы», в таких мастерских в старину трудились многие народные мастера, посмотрите, какие здесь красивые изделия, сделаны они руками умельцев. Из чего они изготовлены?

Ответы детей.

Основная часть

А хотите услышать рассказ еще об одном из таких народных мастеров? Присаживайтесь поудобнее.

Показ слайдов презентации «Матрешки».

Случилось это в давние-предавние времена, в далекие-предалекие годы…

В одном селе жил деревянных дел мастер, говорят, что руки у него были золотые. Мог он из простого полена выточить и ложку, и сундучок, и игрушку. Вот однажды взял он чурбачок липовый, очистил его от коры. Вырезал из чурбачка игрушку забавную: голова большая, бока круглые, точно надутые. Улыбнулся мастер: «Что за чудная игрушка!». Взял он ее и отнес художнику, что жил на другом краю села: «Посмотри, - говорит, - какая чудная игрушка получилась, распиши ее узором ярким». Взял художник игрушку, повернул одним боком, другим: «И, правда, чудная кукла! Как не поверни, все одинаково». Взял он тогда кисточку, обмакнул в краску и стал украшать игрушку. Вот кукла глазки открыла, улыбнулась. На голову художник «надел» ей платочек, затем нарисовал сарафан узорчатый, а в руки петушка «дал». «Как же назвать тебя кукла чудная? А назову-ка я тебя Матреной, как матушку звали!» - решил художник.

Вот с тех пор и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой. Так появилась на свет первая русская матрешка. Понравилась матрешка ребятишкам. Разнеслась молва о чудесной кукле по всей стране. Много появилось матрешек после той первой. Каждый мастер стремился превзойти другого в росписи, форме.

А как вы думаете, почему в народе ее называют чудо - игрушкой? В чем кроется секрет этой игрушки?

Индивидуальные ответы детей.

Так полюбилась матрешка в народе, что стала эта игрушка не просто русской, а многонациональной. Сегодня матрешек можно встретить в башкирском, мордовском костюме. А как нарядна матрешка в татарском костюме.

Слава об этой чудо-игрушке разнеслась далеко за пределы нашей страны, и стали появляться матрешки в Индии, Японии. Вот какие мастера были, какое чудо придумали. Как не гордиться ими.

А сейчас я предлагаю вам интересную игру – зарядку для глазок. Наши матрешки умеют танцевать. давайте полюбуемся этим танцем. А следить за танцевальными движениями матрешек только глазками.

Зарядка для глаз «Матрешки».

А откуда мастера в старину брали краски для росписи своих игрушек? Ведь такого разнообразия красок не было, как у нас сейчас. Давайте заглянем в нашу мастерскую, может здесь найдем ответ на наш вопрос. Посмотрите, что здесь на ваш взгляд лишнее, случайное?

Индивидуальные ответы детей.

Да, в нашей мастерской башкирском сделано народными умельцами и, на первый взгляд, эти предметы здесь лишние. Но они здесь оказались совсем не случайно. Именно из них в старину и получали краски. Каждый овощ давал свой цвет. Давайте вместе посмотрим, какие цвета можно получить: из свеклы?

А как вы думаете, из чего еще можно получить цветной сок?

А здесь еще есть кора деревьев. А из коры можно получить сок? Я вам скажу по секрету, что для красок использовали не только сок ягод и овощей, но и отвары из коры деревьев, шелухи лука, различных растений. Так из отвара коры дуба получали коричневую краску, из отвара из коры ольхи - красную, из отвара шелухи лука можно получить краску разного оттенка: от желтой до темно-коричневой.

Ребята, а вы хотите сами расписать своих матрешек? Я предлагаю вам стать сегодня мастерами и мастерицами и украсить, как в старину народные мастера, красками из природных красителей.

Работать мы сегодня будем в парах. Для этого вам нужно выбрать себе товарища, договориться о том, матрешку какой национальности вы будете расписывать и каким узором. А еще я вам хочу предоставить право выбора расписать или мальчика, или девочку.

Для создания своих живописных узоров умельцы использовали разные инструменты: кисточки, «тычки», тампоны, которые расположены у вас на мольбертах. Вы их также можете использовать сегодня в своей работе.

Мотивы народных растительных орнаментов вы можете посмотреть на экране.

  • Делаешь наспех - сделаешь на смех.
  • Была бы охота - заладится любая работа.
  • Каков мастер, такова и работа.

Ответы детей.

Ответы детей.

Приглашает пройти за столы. Дети надевают фартучки.

Дети выполняют работу, педагог помогает, если это необходимо, советом, как составить композицию букета, показывает на дополнительном листе прорисовку некоторых элементов. Уточняет у детей, как усвоили последовательность выполнения работы, цветовое сочетание в узоре. Звучит попурри из народных мелодий. По ходу выполнения задания подбадривает пословицами о труде.

Заключительная часть (рефлексия)

Какие вы сегодня молодцы! Вас по праву можно назвать мастерами. Каких красивых матрешек расписали! Недаром говорится, что дело мастера боится. А татарский народ говорит: Эш остадан курка. Обращается к детям. А каким узором вы расписали свою матрешку? А у вас матрешка, какой национальности?

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! То – русская матрёшка!

Детская игрушка эта,

Обошла уже пол света!

Так, немного и немало,

Символом России стала.

Ответы детей.

Программные задачи: Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия) ; формировать интерес к русскому прикладному искусству - деревянной игрушке; дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки; воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Предварительная работа. Разучивание слов игры «Матрешки и мышки» .

Словарь. Сундучок, Дарума, матрешка семеновская, матрешка загорская, матрешкка полхов-майданская.

Демонстрационный материал. Сундук, презентация «Происхождение матрешки» , иллюстрации Дарума, игрушек-матрешек (семеновской, загорской, полхов-майданской) , игрушка- матрешка, аудиозаписи.

Раздаточный материал. Заготовки матрешек, геометрические фигуры разной формы, цвета и величины, клей-карандаш, салфетки.

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята! Моя младшая дочка Варвара спросила у меня сегодня утром: «Мамочка, а что такое добро?» Я задумалась, но не смогла сразу ответить на ее вопрос. И решила обратиться к вам за помощью. А вы знаете, что такое добро?

В ходе ответов и рассуждений делается вывод: самое главное добро, без которого не может прожить ни один человек на свете, - это добрые дела, доброта, забота о людях, любовь к ним.

Воспитатель. Да, ребята, это самое бесценное добро. А у меня есть вот такой сундучок. Этот сундучок подарила мне моя мамочка. Дарила и слова такие говорила: «Вот тебе, дочка, сундук добра, мне его моя матушка, бабушка твоя, оставила. Береги его - он полон добра. Я сберегла и теперь тебе наказываю - береги!» Вот я и берегу! Старенький сундук, уж двести лет ему, а может, и больше. Как вы думаете, детки, что в нем? (Пред-положения детей.)

А попробуйте угадать на ощупь. (Если дети не угадывают, воспитатель загадывает загадку.)

Они и летом, и зимой
Любят жить одна в одной.
Принесите им сапожки -
И пойдут плясать... {матрешки).

А хотите заглянуть? (Воспитатель открывает сундучок.) Ой, ребята, а кто здесь? Правильно, это матрешки. Да какие красивые! Как вы думаете, как появилась эта кукла?

Основная часть

Впервые разъемную игрушку-куклу придумали мастера в Японии. Это был добрый старый японский мудрец Дарума. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Дарума - это бог счастья и долголетия. А пять фигурок внутри - это его помощники. Показ презентации

Более ста лет назад впервые появилась русская внучка для японского старичка. Первая расписная кукла изображала няньку в простонародном костюме - сарафане, переднике, платочке, - была круглолицей и ясноглазой, с аккуратно убранными под платочек волосами. В руке кукла держала петуха, а внутри устроились старшие дочки-помощницы - в фартучке, с серпом, с плошкой, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Внутри самой большой куклы помещалось целое семейство, мал мала меньше. Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой? (Предположения детей.)

Никто точно не знает. Может быть, так ее назвал продавец, рекламирующий свой товар, а может, такое имя ей дали покупатели: Матренами в то время звали очень многих девочек, вот и стала называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой, так и закрепилось имя Матрешка.

А для чего этих матрешек сделали? (Предположения детей.) Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой? Почему вы так решили? Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Только добрые, умелые и веселые люди могут мастерить такие куклы. Смотрю на эти игрушки, и самой поиграть хочется. А вы хотите?

ИГРА «МАТРЕШКИ И МЫШЬ»

(Динамическая пауза)

Вот матрешечки гуляли,
В лесу ягоды искали.
Под кусточком посидели,
Вкусны ягодки поели.

Как матрешечки устали -
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.

Только слышат вдруг подружки
Прямо на лесной опушке
Побежали по дорожке
Чьи-то серенькие ножки.

Ой, Матрешка, берегись!
Оказалось, это мышь!

Воспитатель. На Руси много городков и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек. А из чего мастера их вырезают? Но ведь дерево светлое, а матрешки цветные, яркие и все такие разные. Как это получается?

У загорской матрешки двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу - и готовы губы бантиком. Две пряди волос прячутся под платок и завязываются узлом. Платок и передник оформляются простым цветочным узором.

А семеновской матрешке мастера делают «наводку» черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками, колосками. Полхов-майданские матрешки самые яркие, веселые. Основные цвета - фиолетовый, алый, желтый, голубой. Узор - цветы да ягоды: шиповник, колокольчики, ромашка, клубника...

Давайте, ребята, еще раз полюбуемся матрешками. Возьмите матрешек в руку и положите руку на сердце. Вы чувствуете, как сердцу вашему становится тепло? Все почувствовали? А как вы думаете, почему? Это доброта, ласка, любовь игрушек поселились в вашем сердце. Добрые мастера, которые делали игрушку, подарили вам любовь.

А вы хотите подарить свою любовь? А кому?

Пальчиковая гимнастика.
Поплясали, поиграли
И немножечко устали.
Будем, дети, отдыхать

И матрешек наряжать.
Очень любим мы, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткем и прядем.

Сами в гости к вам придем.

Давайте украсим матрешек и подарим тем, кто заботится о вас и кого вы любите.

Дети выкладывают и приклеивают узоры на матрешках с помощью геометрических фигур разного цвета, формы, величины.

Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас. Кукла-матрешка - это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает меньших и слабых.

Вот о каком добре говорила моя мама, когда дарила мне этот сундучок.

Такую игрушку-матрешку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на Земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную матрешку. А почему игрушку называют народной? (Ответы детей.) Ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.

Рефлексия.

  1. Что нового вы сегодня узнали?
  2. О чем бы вы хотели рассказать родителям?
  3. Кто же такая кукла-матрешка?

А в заключении мы хотим подарить тепло и доброту нашим гостям. Наши девочки матрешки покажут свой танец, (танец матрешек) .

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для старших дошкольников «Путешествие в страну матрешек».



Автор работы: Максимова Елена Владимировна, воспитатель, МБДОУ д/с №321 Советского района г.о. Самара.
Описание : Предлагаю Вашему вниманию конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности «Путешествие в страну матрешек». Данный материал рассчитан для детей дошкольного возраста (старшая или подготовительная группы), педагогов, родителей.
Цель:
- формирование у детей представлений о народной игрушке-матрешке.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять знания детей об истории создания русской матрешки;
- учить создавать образ матрешки;
- расширять представления о Семеновской, Полхов-Майданской и Сергиево-Посадской матрешках, знакомить с их характерными особенностями.
Развивающие:
- развивать у детей познавательный интерес к матрешке;
- продолжать развивать доказательную речь, мышление, воображение;
- развивать творческую фантазию, самостоятельность при изготовлении матрешки.
Воспитательные:
- формирование патриотического воспитания старших дошкольников;
- воспитывать любовь к народному искусству;
- воспитывать у детей бережное отношение к изделиям народных мастеров.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий о матрешках, чтение и заучивание стихотворений, потешек, частушек о матрешках.
Материалы: заготовка деревянной матрешки с подставкой, гуашь, кисточки, бумага для декупажа или скрапбукинга,трафареты платка матрешки, фломастеры, ножницы, клей.Воспитатель:
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой,
В ней сидит сестра другая,
В той еще сестра меньшая.
Доберешься ты до крошки,
Эти девицы –
Дети: - ...(Матрешки) (Показ матрешек)
Воспитатель: Правильно ребята, эти сестрички- матрешки. Разноцветные подружки, перепрятались друг в дружке: мал мала меньше. Сегодня мы с вами отправимся в волшебную страну матрешек.
Воспитатель: Ребята, посмотрите – вот страна матрешек. Как их много! Ребята, что такое матрешка?
Дети : Кукла, которые складываются друг в друга.


Воспитатель: Правильно, ребята. Матрешка – это русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера. (Показ иллюстраций и фигурок матрешек).
Воспитатель: Ребята, посмотрите. Что мы можем сказать о матрешке? Какая она?
Дети: Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Воспитатель: Появилась первая матрешка давно, более 100 лет назад. Однажды из Японии привезли игрушку – большеголового деревянного японца, старичка ФУКУРУМУ. Раскроешь его, а там еще такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. (показ картинки)


Воспитатель: Очень понравилась такая игрушка русским мастерам. Решили они выточить такую же русскую куклу. Токарь Василий Звездочкин выточил фигурку из деревянного бруска на токарном станке. Материал для матрешек брали липу или березу. Деревья спиливали, очищали от коры, пилили на бревна, высушивали, делали заготовки будущей матрешки. Сначала вытачивали самую маленькую. Затем больше, еще больше…. (Показ картинок)



Затем начинают роспись матрешек.


Художник Сергей Малютин начинал роспись матрешек. Кукла получилась на удивление русской. Художники постарались на славу. Так и хотелось назвать ее русским именем. Но как? Кто-то увидев новую игрушку, воскликнул: «Хороша! Типичная Матрена! Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
И начали матрешек по русским селам из дерева вытачивать. Это дело не простое!!! Не зря ведь в народе говорят:
- «Люби дело – мастером будешь».
- «Дело мастера боится».
- Всякий мастер сам себе дивиться».

Воспитатель : Ребята, оглянитесь, в этой стране живут разные матрешки. (Показ иллюстраций каждого вида матрешек).
1. Тверская матрешка. Это сказочная и интересная матрёшка, куклы выполнены в виде героев русских народных сказок, таких, как Василиса Премудрая и Прекрасная, Царевна Несмеяна и другие.
2. Семёновская матрёшка. Ягоды и листья собраны в букеты, которые матрешки держат в руках. Её особенности: желтый платок, красный сарафан и белый фартук, украшенный цветами.
3. Полхов- Майданская матрешка.
Я матрешка из Майдана.
Украшен мой наряд цветами.
С сияющими лепестками.
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
У этой матрешки из под платка обязательно видны кудри.
4. Сергиево-посадская матрешка
Я из Сергиева Посада
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан
Яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор
На переднике узор.

Физминутка: " Матрёш ки"
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)

Входит МАТРЕ ШКА
Воспитатель: Погляди скорее- щечки розовеют,
Пестренький платочек, платьице в цветочек,
Пухленькая крошка – русская матрешка!

Матрешка: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать Вас в моей «Стране Матрешек» Меня зовут Матрена. А Вы откуда? А как называется страна, в которой вы живете? А что вы умеете? А стихи можете рассказывать?
Дети рассказывают стихи.
1-ый ребенок: Подарили Маше Матрешку - нету краше!
Вся такая ладная: яркая, нарядная!
Интересно с ней играть, можно даже открывать.
2-ой ребёнок: Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки:
Всегда расписаны на диво Очень ярко и красиво!
Матрешка: А какие знаете потешки?
Дети:
1-ый: Шли подружки по дорожке,
Было их немножечко:
Две Матрены, три Матрешки
И одна Матрешечка.
2-ой ребенок: Мышку встретили подружки
И попрятались друг в дружке.
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
3-ий ребенок: Очень любите, матрешки,
Разноцветные одежки.
Сами ткут и прядут,
Сами в гости к нам придут! .

Матрешка: Ребята, у меня к вам большая просьба: у меня есть сестрички, которых нужно собрать, поможете мне?
Разрезные матрешки (собирание матрешек по парам)


Матрешка: А сейчас, ребята, приглашаю вас в мастерскую. (Дети проходят в "мастерскую").

А сейчас, дорогие ребята,
На минутку закройте глаза.
Позабудьте заботы, усталость,
Ведь начнутся сейчас чудеса!
Давайте превратимся в настоящих мастеров.

Воспитатель: Очень любят все матрешки разноцветные одежки. Вот и мы с вами будем наряжать, изготавливать каждый свою матрешку. Мы будем украшать фигурки матрешек. Ну, что ж, друзья, за работу.

Практическая рабо та. (Звучит русская мелодия).
1.Берем заготовки деревянной матрешки, гуашь, кисточки, и начинаем тонировать (оставляем место для лица).




2.Пока сохнет гуашь, берем трафарет платка, обводим на бумаге и вырезаем его. Так же вырезаем цветы для украшения фартука матрешки.


3. Рисуем фломастерами лицо и руки матрешки.



4.Украшаем фартук матрешек цветами.


5.Устанавливаем на подставку.


Воспитатель: Молодцы! Замечательные матрешки у вас получились.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: