Колыбельная мамы. О чем поется в колыбельных

Мамина колыбельная. Что может быть более нежным, более чувственным воспоминанием о детстве! Попробуй закрыть глаза и прислушаться - из глубины души услышат мамин голос. Он живет в тебе, такой знакомый, родной. Его не спутаешь ни с каким другим. Даже когда станешь взрослым, всегда будешь помнить мамин голос, мамины руки, мамины глаза.

Связь матери и ребенка устанавливается задолго до появления малыша на свет. Ученые доказали, что в утробе матери ребенок способен слышать голоса и распознавать среди них голос мамы. Он успокаивает и утешает.

Мы, мамы, ежедневно заботимся о своем малыше. Опекаем его, дарим ласку и любовь, следим за тем, чтобы было все необходимое для полноценного развития, помогаем расти. Мы постоянно заботимся о здоровье малыша и заботимся, чтобы наша детка ни была ничем обделена.

Поэтому понимаем, что как воздух и пища, ребенку необходимо хорошо спать, потому здоровый сон - это залог хорошего самочувствия ребенка, его гармоничного физического и эмоционального развития. Каждая мама знает, как иногда сложно бывает уложить ребенка спать. И здесь прибегаем к различным способам, среди которых лучшим станет колыбельная песня.

Психологи считают, что время перед сном для ребенка очень важно. Все услышанное и увиденное запечатлевается в памяти и имеет особое значение. Мне пришлось в этом убедиться.

В свое время, я провела собственный эксперимент. Своей новорожденной дочери в течение двух-трех недель пела одну народную колыбельную. Затем отложила ее, подзабыла и стала петь другие. Когда дочери было уже около годика, я вспомнила об этой песне и, как-то, укладывая спать, начала петь. Вдруг, она открыла широко глаза, посмотрела удивленно и начала себя странно вести. Она лепетала, махала ручками, будто хотела сказать что-то, что имеет большое значение, но не знала, как. Это была реакция на что-то знакомое - то, что вызвало яркие эмоции. Это была мелодия из прошлого, которую ребенок узнала! Вероятно, она отложилась в подсознании малыша, и, вновь услышанная, навеяла какие-то ассоциации.

Колыбельные издавна привлекали внимание писателей и поэтов. К этому жанру обращались многие композиторы. А сколько их создал народ! У каждой мамы есть своя любимая колыбельная песня. Существует много записей в различных исполнениях и жанрах. Для заинтересованных не составит найти их в электронной сети и создать свою подборку.

Слушать музыку очень полезно, особенно музыку убаюкивающую, и лучшим успокоительным средством все же является именно мамин голос. В маминой песни столько добра, нежности, любви, позитива, что ни один запись не сможет воспроизвести этого душевного тепла. Сочетание нежного слова и простой мелодии в мамином голосе обладает уникальной силой - это именно тот оберег, защищающий от всего плохого.

Именно с маминой песни, из маминого слова начинается человек, начинается его воспитание. Конечно, малышка еще не все понимает, но не стоит ограничиваться простым "а-а-а". Ведь мама - это первый человек, который может показать ребенку красоту окружающего мира, научить его гармонии. Ласковый матери напев засевает детскую душу любовью к людям, к природе, ко всему живому!

Часто женщины стесняются петь, потому что считают, что у них не есть слуха или голоса. Я убеждена, что практически во всех случаях, это не является проблемой отсутствия слуха или голоса. Это проблема координации слуховых и голосовых данных, их взаимодействие. У кого-то от рождения эта координация развита лучше, у кого-то - хуже, но чем больше мы будем стараться прислушиваться к звукам, пытаться воспроизводить их, петь при любой возможности (во время застолья, в походе, на праздники, в машине и т.д.), тем лучше мы сможем владеть собственным голосом, правильно интонировать и повторять мелодию.

Если ребенок с детства поет, то у нее не будут возникать неудобства и в старшем возрасте. Очень полезно для детей слышать пение в семье как живой атрибут праздников, событий, традиций, или, собственно, как аккомпанемент процесса засыпания. Они запоминают это и пытаются воспроизводить песню вполне естественно.

Как информация поступает к ребенку - непринужденно, - так и откладывается и воспроизводится - легко и доступно. Особенно детям нравятся песенки, сопровождающиеся движениями. Они очень любят демонстрировать содержание - если поем о щечки, то пальчиками касаемся к ним, если о ручках - поднимаем вверх и машем ими и так далее.

Например, вот этот текст песенки очень подходит для такого интерактива, так как позволяет демонстрировать и щечки, и ножки, и ручки:

«Морозец, морозец пощипал нам щечки,
Теплые валенки у нас, шубки, перчатки... »

Моя дочь очень любила петь простенькую детскую песенку почти ежедневно в течение года только потому, что в ней были такие слова: «хи-хи-хи, ха-ха-ха, щечки у нас красные», - и при этом она постоянно указательными пальчиками показывала на щечки. Даже если мы всем семейством пытались подпевать, то она заставляла и нас указывать на щечки. Это было очень важное правило! :)

Итак, не бойтесь петь. Даже если у вас сначала исходит не очень точно интонационно. Колыбельная - это не оперная ария:) Мелодии основном простые и удобные для голоса.

Отдельно хочу заметить, что детям очень нравится, когда сказка или песенка рассказывает о них самих. Поэтому научитесь составлять сказки, в которых главным героем будет ваш малыш. А в песенках, особенно в колыбельных, пойте о своей любви к ребенку, о том, какая она у вас - умная, красивая, вежливая, милая.
Скажу о себе. Я люблю сочинять детские песенки обо всем на свете, - воспевать события, зверюшек, знакомых, родственников и т.д. И когда моя дочь засыпает, то постоянно заказывает себе «репертуар»: «Мама, спой про зайчика, или о лисичку, или о детях из садика, или о сестричек...», - и так далее. Ей очень нравится слушать убаюкивающую мелодию о чем-то ей знакомое, о ком-то очень близкого.

В свое время, своей старшей дочери я пела на ночь колыбельную, которую придумала сама. В ней был следующий текст: «Мама дочка очень любит и к сердцу ласкает...». И всегда, когда она хотела услышать, что мама любит, она просила меня: «Мама, а спой о сердце».

Рима все слова, вспоминайте аллегории, описывайте, которая ваш ребенок хорошая - и это будет лучшим успокоительным средством, а также очень сблизит вас с вашим малышом. Это будет совместное таинство сотворчества и особой формы общения. Тем более, что перед сном ребенок расслаблен и, засыпая, она будто растворяется в мамином голосе, в спокойных волнах мелодии и с теплым словом.

Воспевать можно все, что так хочется сказать своей кровиночке, выражать ей свою любовь словами и звуками, ведь это так важно для воспитания полноценной личности!

Поэтому, укладывая младенца спать, не забывайте спеть ему песню. Мелодия наполнит душу крохи любовью и добром, защитит от болезней и всевозможных проблем, подарит чувство счастья. А с маленькой счастливого ребенка обязательно вырастет счастливый человек.

Дети вырастают, покидают родительский дом, но в их душах всегда будет звучать нежной мелодией очаровательная, полная безграничной любви и ласки, мамина колыбельная песня.

Мама, поющая ребенку колыбельную…

Какой трогательный, вечный образ! И поэты, и художники, и даже кинематографисты не в силах пройти мимо этой завораживающей картины. Каждый из них во все времена готов бесконечно воспевать и окрашивать в свои тона нетленность мотива колыбельной… Все очень органично, если речь идет о веке минувшем или еще более ранних временах, а мам сегодняшнего дня мы плохо представляем себе за колыбельными.

И дело совсем не в том, что декорации поменялись, или ритм времени другой, или мамы не поют, скромно прячась в молчание и не соперничая с певицами «его величества телевизора». Мамы сейчас просто отличные! И знают цену своему материнству, своей женственности. Пусть весь мир шагает к унисексу семимильными шагами, современное материнство все же на очень высоком подъеме!

Но, чтобы успешно петь колыбельную, нужно постичь некую тонкость, настроить почти неосязаемый механизм самой подачи колыбельной. Раньше девочки этому учились с голоса на голос, но цепочка материнской преемственности прервалась за очередным поворотом социального эксперимента. Нам нужно сделать несколько шажочков назад, чтобы ее подхватить заново. Практическое материнство все-таки отличается от любого, даже самого дотошного теоретического исследовательского фольклорного труда. И колыбельная, уловленная и сохраненная самым высококвалифицированным этнографом, не совсем ежедневный материнский опыт.

С одной стороны, у нас дух захватывает от педагогической емкости и мудрости пришедших в книгу колыбельных.

Баю-бай! Баю-бай! Баю-побаюшки!

Спи-тко теплая сугрева,
Отцу-матери замена;
Вырастешь большой –
Будешь хороший и баской,

Станешь в людушки ходить,
Станешь денежки носить,
Станешь работку работать,
Станешь пашенку пахать.

И, с другой стороны, трудно признаться себе в том, что почему-то именно у нас, это пение не работает… Дети не засыпают… А мы признаемся… и задумаемся. И тогда-то, в чуть приоткрытую дверь, робко заглянет истина. Колыбельная - не для ребенка. Колыбельная поется мамой для самой себя, а малыш находится рядом и свидетельствует этот момент. Это себя мама воспитывает, соборует на свое материнство, а ребеночек косвенно улавливает мамины чаяния.

Мама не затевает вечерний концерт из чудесных песен (их слушать можно часами, но при этом не засыпать). Мама процеживает узеньким звуком, отрешенной интонацией, в тишине и покое свои мысли о прожитом дне, о своей драгоценной заботушке - дитяте, о здоровье всей семьи, о том, сколько ей надо успеть, подумать, ухватить вовремя. И дела на завтра, и на следующий годок, и,… «когда вырастешь большая, станем замуж отдавать». Мама молится.

Нам нужно время, чтобы собраться с мыслями. Слушает колыбельные тот ребенок, чья мама располагает этим досугом - отдохнуть и подумать. В момент пения мама никуда не торопится, не разменивает драгоценное засыпание ребенка на «усни поскорей, а я потом сделаю…». Она вся здесь, с ребенком и она вся – МАТЬ.

Если у мамы такой сокровенной минутки нет – нет и колыбельной. Можно всех уложить спать и раскрыть ежедневник, можно доверить все планы компьютеру, можно дождаться пришедшего с работы мужа и подумать на два голоса. А можно все пропеть колыбельной песней, без победительных эмоций. Оглядеть себя, детей и мужа - само всплывет действительно важное, отсеется пустое.

А ребенок, безошибочно поймав суть материнской неусыпной опеки, отойдет к снам. Его не развлекают, его просто держат у сердца в этот момент.

Мотивы самые простые (из двух-трех тонов), и безыскусно уложенный ритм слов нашего певчего дневника - все работает на засыпание, если маме удается искренность к себе самой. Порой обстоятельства таковы, что мама сама от себя что-то прячет, а голос это выдает. И ребенок беспокоится, не засыпает. Вот тогда маме приходится собраться с силами и в колыбельной, как на духу, очертить проблему и смириться с новыми трудами… Малыш уловил и успокоился - мама все сможет.

Народную мудрость нельзя взять на прокат, выучив стихи наизусть. Тем фольклор и удивителен, что требует соавторства. И, хоть немножко впевшись в себя, вы будете потрясены тем, как оживут,раскроются давно известные слова…

Байки-побайки,
Пекла баба олашки,
В масличко макала
Доченьке давала.

Ешь-ко, ешь-ко дитятко,
И ты вырастешь больша,
Я отдам за молодца,
Ты там станешь поживать,
Да меня все поминать.

Спи, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю,
Когда будешь ты большая,
Все узнаешь ты тогда.

Баюшки-баю!

В церковь Божию ходи
И со всеми мир веди,
Почитай отца и мать,
Ближних бойся осуждать



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: