Когда начинать воспитывать ребенка? Когда надо начинать воспитывать ребенка. Дородовое воспитание и обучение

Воспитание детей с древних времен считается уделом женщин. Мужчины, конечно, принимают в этом участие, но ответственность за нравственность, умственность и физическое состояние ребенка ложится на женский пол. Когда же нужно начинать воспитывать своего малыша?

Большой ошибкой является мнение тех женщин, которые ждут, пока ребеночек немного подрастет. Еще до зачатия малыша будущие родители должны начать с воспитания самого себя, то есть улучшить свое душевное состояние и физическое здоровье. Ведь в генетику ребеночка еще с момента зачатия закладывается «фундамент» его будущего: предрасположенность к болезням или, наоборот, - сильный иммунитет. Состояние малыша в утробе матери может сформировать и его характер.

Раньше люди, возможно, и догадываться не могли, но сейчас почти никто не сомневается в том, что в зачатом ребеночке уже есть душа, и он может чувствовать эмоциональное и физическое состояние своей мамочки и даже слышать ее. Поглаживая свой понемногу растущий животик и разговаривая с малышом, мама может успокоить его, и малыш почувствует себя защищенным.

Родившийся ребенок с первых дней жизни начинает «впитывать в себя», как губка, всю информацию, которую только он сможет воспринять. Дети улавливают слабости характера своих родителей и уже могут капризничать, пытаясь быть лидером в семейных отношениях. В таких случаях, жалея своих детей, родители начинают безмерно их баловать. Ведь, как же не взять малыша, когда он срочно хочет на ручки в тот момент, когда для этого нет времени? Сначала, поняв, преданность родителей, детки им указывают, а затем начинают требовать того, чего детям нельзя.

До года можно заложить в ребенке самое важное и научить его любить, доверять и слушаться. Главное, не упустить время.

В царские времена считалось, что не родители созданы для детей, а дети для родителей. И малыши уважали тех, кто их воспитывает, при обращении называя их по имени и отчеству. Они не садились за стол и не прикасались к еде, пока глава семьи не начнет трапезу. Даже самый лучший кусок еды доставался хозяину, потому что считалось, что ему, как добытчику, нужно больше физических сил. А сейчас, когда отец присаживается за стол, детки уже вытирают рты.

Отчего же это происходит? Почему потеряно уважение к взрослым? Да все потому что не смогли или не захотели этому научить тогда еще только новорожденного малыша.

Прежде чем ответить себе на вопрос, когда начинать воспитывать своего ребенка, нужно решить, каким же хочется увидеть его в будущем. Родители должны понимать всю серьезность этой проблемы. Ведь мы «лепим» из детей будущих спортсменов, музыкантов, докторов или хулиганов, жадин и бездельников. А если родители поздно уже спохватились, не нужно отчаиваться, потому что при усиленном желании и труде можно подкорректировать характер своего малыша. Только нужно руководствоваться не только своими чувствами, но и разумом.

С рождения мы рассказываем малышу все, что происходит вокруг, пытаемся объяснить, что можно делать, а чего не стоит. Но можно ли назвать это полноценным воспитанием? Если нет, то когда начинать воспитывать ребенка? Попробуем разобраться.

Воспитание ребенка до года

Итак, психологи говорят, что воспитание детей начинается с самого рождения. В таком маленьком возрасте малютка должен почувствовать любовь и тепло родителей, а также родных людей, окружающих его. Именно поэтому с рождения нужно разговаривать с малышом, рассказывать о доме, в котором вы живете, о людях, которых встречаете во время прогулок и тому подобное. Важным этапом воспитания до года является . Многие говорят, что это совершенно не нужная вещь, ведь карапуз еще ничего не понимает. Однако психологи придерживаются другого мнения: именно сказки создают тесный контакт между мамой и малышом.

Воспитание ребенка от года до трех

Это период, когда начинает формироваться . Малыш хорошо различает людей, понимает настроение родителей и их тон голоса (строгий, нейтральный и добрый), знает место, где находятся те или иные предметы. В возрасте от года до трех лет воспитание сводится к обучению ребенка быть самостоятельным и вежливым. Найти любимую игрушку, отнести ее мамы или папе, сложить игрушки в мешок - это все первые проявления самостоятельности. Не пытайся помочь малышу, пусть он сам пытается все делать. Насколько это возможно.

Также не забывай, что дети, как обезьянки, копируют поведение своих мам и пап. Поэтому, если хочешь вырастить вежливого ребенка, : здоровайся с людьми и уважительно к ним относись, благодари, извиняйся, если того требует ситуация (даже перед своим крохой).

Воспитание ребенка от трех лет и старше

Вот здесь начинается самое интересное. Одни родители считают, что ребенка нужно держать в строгости, ведь так чадо привыкнет к порядку и уважению в семье. Другие - стремятся отдать всю родительскую любовь и заботу, таким образом, балуя малышей. Стоит придерживаться золотой середины. Малыш должен знать: родители бывают и добрыми, и недовольными, за хорошие поступки - похвалят, за плохие - могут и отругать. Если тебе удастся держать баланс, тогда ты станешь для своего ребенка, в первую очередь, другом, а потом родителем.

Когда начинать воспитывать ребёнка? Вы удивитесь - но с самого рождения. Именно с первых дней жизни ребёнка вырабатываются основополагающие элементы хороших манер.

До годика у ребёнка формируются необходимые умения и навыки, к слову сказать, как хорошие так и не очень. Мало кто знает, но воспитывать у детей аккуратность, основные моральные и эстетические качества нужно именно до годика. В этот же период развивается эмоциональность и культура общения. С таким же успехом, малыши как губка, впитывают и плохие привычки.

Я думаю, ни у кого из родителей не осталось сомнений, что родители должны приложить максимум усилий для того, чтобы привить своим малышам именно хорошее, и по возможности исключить примеры плохого поведения и демонстрации вредных привычек.

Перейдём непосредственно к методам воспитания. В первую очередь первый год жизни ребёнка разобьём на 4 этапа: с нуля до 3 месяцев, 4-6 месяцев; 7-9 месяцев, 10-12 месяцев.

  • Итак, с самого рождения и до трёх месяцев воспитание положительных качеств у малыша может заключаться в таких действиях родителей: научить засыпать без укачивания, меньше брать на руки, по крайней мере, определённое время в день малыш должен находиться сам в кроватке. В этот период ребёнок должен научиться держать головку. Поэтому родители ежедневно выкладывают малыша на животик, даже если он протестует. Со временем ему понравиться и большую часть времени будет проводить именно в таком положении. Мама должна заниматься с ребёнком и учить его издавать самые простые для его возраста слоги, реагировать его зрительно на звуки погремушек. По первому недовольству малыша необходимо менять подгузник, при этом каждый раз хорошо его мыть и пользоваться кремом, чтобы не было раздражения, и ребёнок не привыкал к небольшому дискомфорту. И вообще, чтобы воспитать привычку к чистоте, день малыша должен начинаться со всех необходимых гигиенических процедур: умывание личика и ручек, замена подгузника. Ежедневное и неукоснительное выполнение таких процедур приведёт к желаемому результату.
  • На этапе 4-6 месяцев у ребёнка необходимо формировать будущую речь. Поэтому необходимо обеспечить ребёнку прослушивание приемлемой для него музыки. Вы должны акцентировать внимание малыша на новые для него звуки, часто играть и как можно больше проговаривать с ним свои действия, например при одевании, при кормёжке и т.д.
  • С 7 до 9 месяцев формируется физическое развитие ребёнка. И именно в этом возрасте начинает расти активность ребёнка. Он учиться ползать и вставать. Поэтому родители должны играть с малышом в игры, которые требуют выполнение некоторых движений. Можно двигаться с детьми под музыки, играть в ладушки, сорока-воровка и т.п.
  • На последнем этапе продолжаем у ребёнка формировать речь и умственные способности, не забывая также и физическом развитии малыша. В этот период необходимо игровые моменты перестроить на самостоятельное воспроизведение ребёнком действий: сложить кубики, покатать машинку и т.п. Для развития речи хорошо устраивать театральные представления. В наше помощь родителям могут прийти обилие игрушек на развитие логики.

Помните, что даже когда у плода ещё не заработали слух и зрение, ещё до развития головного мозга и первого биения сердца, все что вы делаете, думаете и чувствуете, влияет на будущего малыша. Ваша реакция на беременность, реакция вашего партнёра, друзей, родственников, обстановка в семье, состояние здоровья и образ жизни - все так или иначе передаётся вашему ребёнку.

С правильным питанием и вредными привычками все понятно, но как он может чувствовать любовь или нелюбовь окружающих? Через ваши эмоции. Если вам грустно, если вы напуганы или расстроены, меняется ваше дыхание и сердечный ритм, происходит множество незаметных для вас перемен в работе вашего организма, которые заметно влияют на течение беременности. Не спешите рвать волосы на голове за ссору с мужем или кратковременный стресс на работе. Мы живём не в искусственном мире, и создать идеальные условия для безоблачной беременности не представляется возможным. Более того, гормональная перестройка делает нас более уязвимыми для всякого рода неприятностей. От вас требуется снизить источники раздражения и печали, наполнить свою жизнь приятными впечатлениями и не концентрироваться не зацикливаться на возникающих проблемах. Не искоренить! А свести к минимуму. Постановка выполнимых задач поможет вам в этом.

Любите вашего малыша уже сейчас. Даже если всего несколько минут назад вы обнаружили две полоски на тесте для определения беременности. Разговаривайте, рассказывайте о мире, в котором вы живёте, находите объекты для восхищения и делитесь ими. Гладьте себя по животику и привлекайте к общению будущего папу.

Создайте себе фильтр для поступающей информации. Ограничьте просмотр новостей, боевиков, фильмов ужасов, выбирайте наиболее приятных собеседников для прогулок и общения.

Не паникуйте по поводу результатов анализов. Прежде чем поддаваться унынию, проконсультируйтесь с несколькими специалистами, пересдайте повторно кровь. Очень часто врачи пугают беременных своими предположениями и надуманными диагнозами. Если есть возможность сменить гинеколога на более деликатного, не упускайте ее.

Ваши занятия и увлечения также сказываются на развитии ребёнка. Вы можете читать сказки вслух, рисовать, посещать выставки, петь или даже развивать способности к изучению иностранного языка. Родители, говорившие на нескольких языках во время беременности, отмечают, что их дети проявляли интерес и способности к их изучению.

Особенно стоит отметить влияние музыки на внутриутробное воспитание. В период беременности предпочтение отдайте классике. В конце второго триместра ваш малыш уже сам подскажет вам, что ему не нравится, а что пришлось по вкусу. Это можно определить по его движениям. Резкие толчки говорят о недовольстве, а плавные движения показывают, что ему приятно.

Поговорите с вашими близкими, поделитесь идеями внутриутробного развития и попросите поддержки и понимания. Многие соглашаются, что надо быть мягче в общении с беременными, но некоторым людям стоит об этом напоминать. Не обижайтесь, если не получаете "должного" внимания. У всех свои проблемы и заботы, постарайтесь понять и сами побалуйте себя чем-то приятным.

Беременность, несмотря на все трудности и физический дискомфорт, необыкновенный период единения с вашим ребёнком. Вы чувствуете его движения, и это доставляет вам радость. Это нельзя сравнить с чем-либо. Необычайная тайна зарождения новой жизни даже после изобретения УЗИ и развития науки будоражит нас. Беременность - только начало длинного пути становления личности вашего ребёнка. Постарайтесь сделать первые девять месяцев вашего малыша счастливыми и спокойными и продолжайте в том же направлении после его рождения.

Появление ребенка - огромное радостное событие в жизни каждой матери. Чувство материнства, светлое, трепетное, радостное и одновременно тревожное, наполняет жизнь любой женщины новым смыслом: ведь малыш целых девять месяцев был связан с матерью буквально душой и телом. Однако мало кто из молодых мам знает о том, что воспитание ребенка должно начаться за девять месяцев до его рождения, то есть практически с первых недель беременности.

По этому поводу существует такая притча, которая говорит о том, как к мудрецу пришли мама и папа, у которых родился малыш и которому исполнилось всего пять дней от роду. И родители задали мудрецу вопрос: "Скажи, пожалуйста, когда нам начать воспитывать своего ребенка?" На что мудрец ответил: вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней. Подразумевая как раз то, что воспитание - это процесс, который начинается не с "сознательного" возраста малыша, а даже до его рождения. Если бы мы прислушивались к совету этого мудреца, то не восклицали бы с досадой в момент, когда наш малыш нас не слушается: "Откуда все это взялось, почему он такой?"

Безусловно, мы как бы привыкли к тому, что в отношении детей у нас есть средства воспитания: есть кнут и пряник, и есть объект воспитания. Но как же мы можем говорить об объекте, если малыш еще не родился? Но сегодня врачи посредством ультразвукового обследования уже могут наблюдать за каждым движением малыша: дети зевают, хватают что-то руками, сосут пальчики, потягиваются, моргают, корчат рожицы. Словом делают все именно так, как делают после появления на свет. Вот он - наш объект воспитания.

Да и средств воспитания вам сегодня психологи и медики предложат немало.

Первое - это физический контакт. Существует метод установления связи с внутриутробным малышом через прикосновения к брюшной стенки матери. Это метод называется гаптономия, он позволяет глубокий контакт между матерью или отцом и ребенком, и заключается в легком массаже брюшной стенки, поглаживании животика.

Второй метод - это музыка. Она давно признана средством общения, которое несет в себе определенную информацию. Ученые в настоящее время доказали, что прослушивание мамой во время беременности качественно структурированной музыки укрепляет нейроны ребенка, способствует образованию тесной функционально связи между полушариями головного мозга. В результате детки обладают большей способностью к обучению, к овладению чтением, иностранными языками. У них очень тонко развит музыкальный слух.

Причем далеко не всякую музыку детки любят слушать во время беременности. Некоторые авторы вызывают у них тревожное состояние (это прежде всего относится к Брамсу и Бетховену), а рок-музыка и вовсе воспринимается отрицательно, потому как низкие частоты действуют на нейроны ребенка разрушающе. Были случаи, и это опять же доказано, что во время прослушивания мамой рок-музыки на концертах малыши себя так активно вели, что не давали ей слушать и заставляли уйти. Самое лучшее, что маме стоит прослушивать в этот период - это музыка Моцарта, Вивальди, Листа.

Очень важное средство общения - это разговор с младенцем. Разговор формирует восприятие голоса матери, формирование голоса отца, других членов семьи. Частота звуковой волны языка, на котором происходит общение, наиболее близка для ребенка в период овладения речью, и, если мама в период беременности изучала иностранный язык или говорила на иностранных языках, то частоты этого языка будет включены в диапазон приемлемости. Малыш будет более обучаем иностранному языку впоследствии, когда он начнет заниматься им.

Были опять же примеры, когда мама, не зная об этой связи, занималась английским языком, просто хотела выучить. И когда малыш уже активно стал разговаривать, он вдруг начинал говорить английскими фразами. И сначала мама была в шоке: откуда, что это такое. А потом выяснилось, что те фразы, которые мама заучивала наизусть и часто повторяла на английском языке, он действительно запоминал, и потом они просто всплывали у него из подсознания.

Очень важное средство в воспитании - это питание, которое оказывает очень большое влияние на здоровье будущего ребенка. Питание несбалансированное, недостаток важнейших пищевых ингредиентов, изобилие шлаков тормозят развитие и образование нейронов. Вот уже могут исчезнуть и возможные таланты, и вместо высокого интеллекта может сформироваться посредственность. Поэтому нужно побольше употреблять витаминов, фруктов и овощей. Исключить все острые продукты с перцем, с чесноком. И не забывать, что стиль питания мамы формирует у ребенка вкус к определенным продуктам, к национальным блюдам, даже к ритму приема пищи.

Эмоциональный фон беременной женщины - это мощный фактор воздействия на развивающийся организм. Он конструирует будущие эмоциональные реакции человека, переживаемые мамой. Чувства страха, гнева, агрессии, зависти и горя сопровождаются выбросами в кровь соответствующих медиаторов, то есть биологически активных веществ, под влиянием которых происходит учащение или урежение сердцебиения, деятельности кишечника, спазмов сосудов, подъем артериального давления; через плаценту и пуповину эти вещества попадают к ребенку и вызывают в его организме те же изменения, что и в материнском. И происходит не только повторение мимики матери, но и переживание ее настроения.

После 20-22 недель у ребенка могут фиксироваться те же лицевые эмоции, что и у мамы. Если мама плачет, то и у ребенка гримасы плача. Если же маленький человечек в течение всего дородового периода находился под воздействием отрицательных эмоций, то они пронизывая каждую его клетку, формируют эгоистичного, агрессивного и нередко со значительными психическими отклонениями человека. И в противоположной ситуации оказывается ребенок, когда мама счастлива, часто улыбается, умеет радоваться жизни, видеть ее положительные стороны. В этом случае в крови обоих преобладают медиаторы радости, младенец запоминает ощущение счастья и будет уметь находить его в жизни.

Вокруг нас, конечно же, достаточно не приглядных моментов: есть и горе и разочарование и обиды, но любовь мамы к своему ребенку, способно предотвратить эти негативные барьеры. И беременная женщина обязана быть счастливой. Приятная обязанность, не правда ли?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: