Когда бывает праздник ивана купала. Праздник Ивана Купала

Мировое сообщество всё больше старается заглянуть в будущее, уделяя особое внимание нерешённым задачам, среди которых немаловажное место принадлежит продовольственной проблеме.

Продовольственная проблема – это вызванная различными причинами и постепенно нарастающая проблема недостатка продуктов питания, которая приводит к недоеданию и голоду среди наименее обеспеченных групп населения планеты. В то время, как многие люди в избытке обладают и деньгами и продовольствием, гораздо большее число людей не имеет ни того, ни другого.

⚡ Продовольственная проблема появилась одновременно с появлением человека и по мере его развития меняла свои черты и масштабы, превратившись во второй половине 20-го века в мировую, планетарную, глобальную проблему.

Человечество овладело многими секретами природы, поставило себе на службу энергию атома, биотехнологию, вышло в космос. Могучие производительные силы развились и в , но продовольственная проблема осталась нерешённой, более того, она приобретает большие масштабы по мере роста численности населения Земли. За её кажущейся простотой скрывается сложность, многогранность и противоречивость, возникает немало споров о её природе и путях решения.

Нехватка продуктов питания сопровождала человечество на всём протяжении его истории. К примеру, в мифологии индейцев Центральной Америки существовало божество голода, а благодаря текстам Кодексов майя и священным книгам, ритуалам, сакральной, религиозной символике можно судить о той выдающейся роли, которая принадлежала главной продовольственной культуре – кукурузе. В греческой мифологии уже первая созданная богами женщина Пандора, открыв врученный ими сосуд, выпустила на волю заключённые в нём людские пороки и несчастья, среди которых был и голод, расползшийся по всей Земле.

Вплоть до 14-15-го веков голод многократно косил миллионы людей, учитывая, что за ним следовали всякого рода эпидемии (голодный тиф) и иные заболевания, вызывавшие массовую гибель людей. Лишь в эпоху позднего средневековья нехватка продуктов питания в европейских странах начинает ослабевать: наблюдавшееся развитие торговли, налаживание хранения зерна, совершенствование транспорта – всё это облегчало участь населения в неурожайные годы и частично спасало от смерти.

В широком смысле к продовольственной проблеме относят обычно производство, распределение, обмен и потребление продовольствия в мире и в отдельных странах. В узком смысле под продовольственной проблемой понимается обеспечение продуктами питания население, его групп, социальных классов.

Масштабы проблемы

С достаточной степенью точности охарактеризовать глобальную продовольственную проблему сложно, поскольку расчёты весьма условные. Прежде всего, трудно установить среднюю в масштабе планеты норму питания, т.к. зоны и регионы планеты в силу различных причин различаются по расходу энергии, требуемой для поддержания жизни человека.

Прежде чем оценивать масштабы голода и недоедания в современном мире, необходимо охарактеризовать медицинские нормы питания. По оценкам ФАО и ВОЗ, примерная норма питания на одного человека принимается равной 2400-2500 ккал в сутки. Некоторые авторы считают, что «среднестатистическому» жителю Земли для нормальной жизнедеятельности необходимо 2700-2800 ккал в день. Разумеется, этот показатель можно несколько варьировать в зависимости от пола, возраста, вида труда, природно-климатических условий и некоторых других факторов. Голодный рацион, вызывающий физическую деградацию организма, содержит менее 1000 ккал в сутки; его получают, согласно имеющимся оценкам, до 800 млн. чел.

Ещё в мире распространено хроническое недоедание, которым охвачено 1,5 млрд. человек, получающих лишь 1000-1800 ккал в день. Оно представляет собой в настоящее время более серьёзную проблему, чем голод, который был вызван неурожаями и поражал локализованные, хотя и обширные, густонаселённые районы.

По норме пищевой рацион должен включать не менее 100 г белка в день. Питание, при котором недостаёт не только калорий, но и белков (в первую очередь животного происхождения), а также жиров, витаминов, микроэлементов, называется неполноценным. По данным ФАО, полноценное питание получают около 40% жителей планеты.

Продовольственная проблема проявляется и с другой стороны. В то время как одни страны страдают от голода, другие вынуждены бороться либо с излишками продуктов питания, либо с их избыточным потреблением.

Факторы, влияющие на продовольственную ситуацию в мире:

  • быстрый рост населения на планете
  • географические условия и размещение населения
  • развитие мирового транспорта и мировой торговли
  • экономическая отсталость развивающихся стран
  • политическое положение в мире
  • процесс индустриализации
  • высокая степень урбанизации
  • динамика производства продовольствия
  • экологическая обстановка
  • нехватка ресурсов(технических, финансовых, земельных)
  • сокращение пахотных земель планеты
  • нехватка пресной воды
  • ограничение урожайности и др.

Глобальный характер продовольственной проблемы определяется следующими обстоятельствами:

  1. каждый житель планеты, каждая страна сталкивается с этой проблемой ежедневно
  2. решение проблемы зависит от коллективных усилий всех стран
  3. с аграрным производством связана обширная сфера в международном разделении труда
  4. продовольственная проблема имеет глобальный характер и в силу своей тесной взаимосвязанности со сложной задачей преодоления социально-экономической отсталости бывших колониальных государств

Регионально-географический аспект продовольственной проблемы

Выделяют следующие типы стран с точки зрения обеспеченности продовольствием:

  • самые крупные развитые страны, являющиеся основными экспортёрами продовольствия в мире (США, Канада, Австралия, некоторые европейские страны)
  • малые страны, активно экспортирующие продукты питания (Финляндия, Венгрия, Бельгия, Нидерланды и другие)

Эти 2 группы не испытывают проблем продовольствия.

  • страны, испытывающие дефицит продовольствия, но способные его приобрести (Южная Корея, Япония), это основные импортёры
  • страны, которые едва обеспечивают свои потребности в продуктах питания за счет собственного производства (Индия, Китай, страны Южной Америки)
  • страны, испытывающие дефицит продовольствия и осваивающие водные, земельные ресурсы, научно-технические для обеспечения самообеспеченности (Ближний Восток, страны Юго-Восточной Азии)
  • страны, где продовольственное обеспечение находится на допустимом по медицинским нормам уровне (страны бывшего СССР)
  • страны с постоянно ухудшающимся продовольственным обеспечением и зарождающимся продовольственным кризисом (Африканские и Азиатские страны)

Продовольственная проблема - как обеспечить продовольствием растущее население Земли?

Старинная мудрость гласит: «Человек ест, чтобы жить, а не живет, чтобы есть». Количество пищи, необходимой ему для нормальной жизни и деятельности,

зависит от пола, возраста, веса, роста. от характера и условий труда, быта, от климатических особенностей территории. Ученые считают, что медицинская норма калорийности потребляемой пищи должна быть не меньше 2300-2600 ккал и 70-100 г белка в сутки. Но в настоящее время, по данным ООН, 1,2 млрд человек проживает в странах, гдe ощущается постоянная нехватка продуктов. Вот почему продовольственную проблему следует считать глобальной.

Конечно, при этом нужно иметь в виду, что для стран Севера явление голода и нeдoeдaния в целом уже не характерно. Эти страны ныне производят и потребляют более 3/4 мирового продовольствия, хотя в них проживает менее 15% населения Земли. В большинстве развитых стран средняя калорийность питания превышает 3000 ккал/сут ки. Напротив, в этих странах стaновится все больше переедающих, имеющих излишнюю массу тела. . В странах же Юга, нeсмотря на заметный рост средней калорийности питания в последние десятилетия, этот показатель едва дотягивает до медицинской нормы, а в Африке к югу от Сахары составляет вceгo 2000 ккал/сутки. Вот почему для решения продовольственной проблемы человечество должно полнее использовать peсурсы растениеводства, животноводства и рыболовства. При этом оно может идти двумя путями.

Экстенсивный пут ь заключается в дальнейшем расширении пахотных, пастбищных и рыбопромысловых угодий.

Пример. Площадь пригодных для сельскохозяйственной обработки земель на нашей планете составляет 3,2 - 3,4 млрд гa, из которых пока используется менее половины. Основные резервы таких земель находятся в Африке южнее Сахары и в Латинской Aмерике.

Однако, поскольку все самые плодородные и удобно расположенные земли практически уже освоены, этот путь требует очень больших затрат.

Интенсивный путь заключается прежде вceгo в повышении биологической продуктивности существующих угодий. Pешающее значение для нeгo будут иметь биотехнология, использование новых, высокоурожайных сортов и новых методов обработки почвы, дальнейшее развитие механизации, химизации, а также мелиорации, история которой насчитывает уже несколько тысячелетий, начиная с Месопотамии, Древнего Египта и Индии.

Пример. Только в течение ХХ в. площадь орошаемых земель увеличилась с 40 до 270 млн га. Ныне эти земли занимают примерно 20% обрабатываемых земель, но дают до 40% сельскохозяйственной продукции. Opoшаемое земледелие применяется в 135 странах, причем 3/5 орошаемых земель находится в Азии.

Разрабатывается и новый нетрадиционный способ производства продовольствия, который заключается в «конструировании» искусственных пищевых продуктов на основе белка из натуральнoгo природного сырья. Ученые подсчитали, что для обеспечения населения Земли продовольствием нужно было в последней четверти ХХ в. увеличить объем сельскохозяйственного производства в 2 раза, а к середине ХХI в.в 5 раз. Pacчеты показывают, что, если бы достигнутый к настоящему вpeмени во многих развитых странах уровень сельского хозяйства был распространен на все страны мира, можно было бы полностью удовлетворить потребности в продовольствии 10 млрд человек и даже больше. . Следовательно, интенсивный путь является главным путем решения продовольственной проблемы человечества. Уже теперь он обеспечивает 9/10 вceгo прироста продукции земледелия.

Праздник Ивана Купалы окутан волшебными преданиями и удивительными обрядами. Наши предки в этот день искали цветок папоротника, разжигали костры и прыгали через них, плели венки из полевых цветов и собирали целебные травы.

История праздника

День Ивана Купалы – любимый в народе праздник. Изначально он праздновался на , 24 июня. Но в связи с переходом на Григорианский календарь дата сместилась на 7 июля. В народном календаре противоположен празднику Рождества Христова.

Многие ошибочно полагают, что Купало – некое языческое божество, которое чествуют в этот день. Однако это ошибка. На самом деле, в народе Иваном Купалой именуют Иоанна Крестителя. Слово «Купала» означает нечто вроде погружения в воду, купания, омовения.

История праздника очень давняя, языческая. Но после прихода христианства многие языческие традиции были утеряны. Однако праздник сохранился, соединившись с Ивановым днем.

Когда отмечается в 2020 году?

Иван Купала в 2020 году отмечается 7 июля. Эта дата повторяется из года в год. Именно это число, а также вечер и ночь накануне – 6 июля – являются праздничными.

Обычаи, традиции, обряды

Существуют самые разнообразные обычаи и традиции на праздник Ивана Купалы. Все они связаны с огнём, водой и травами. Большинство обычаев и обрядов нужно выполнять ночью накануне праздника – с 6 на 7 июля.

Очищающий костер

Разводили поздно вечером и поддерживали горение до самого утра. Разжигать костер необходимо только «живым» огнем, то есть добытый с помощью трения.

Для разжигания костра молодёжь приносила большое количество хвороста. Из него складывали пирамиду, а в ее центре возвышался шест. На этот шест насаживали, например:

  • смоляную бочку;
  • череп коровы или коня.

К купальскому костру обязаны были прийти все женщины селения. А кто не пришёл – нарекали ведьмой. Также все девушки прыгали через костер, тем самым они:

  1. очищались от порчи, заговоров, немочей;
  2. защищались от нападения русалок при купании.

Если девушка не соглашалась прыгать, то ее опять же называли ведьмой. А чтобы очистить такую девицу от скверны, обливали водой и хлестали крапивой.

Обязательно водили хороводы вокруг кострища. Дети играли в горелки. Молодежь устраивала шумные веселые игры. Во многих регионах существовал обычай – парень и девушка брались за руки и прыгали через костер.

Если их руки во время прыжка останутся сжатыми, то это указание на грядущий брак. Хорошим знаком также считались искры, которые летят вслед молодым.

Кроме костров, существовала традиция поджигать смоляные бочки или колеса и скатывать их с гор либо носить на шестах. Это символизировало солнцеворот – то есть смену годового движения солнца.


Венок

Купальский венок плели заранее из диких цветов и трав. Согласно обычаю, каждое растение в венке прибавляет ему дополнительные свойства. Обычно использовали:

  • папоротник;
  • барвинок;
  • ветви дуба;
  • ветви березы;
  • герань;
  • базилик;
  • ежевику.

Символ венка связан с его кольцеобразной формой, которая перекликается с другими похожими предметами: обручем, кольцом. Через венок часто процеживали молоко, переливали воду для умывания, пили и даже пролезали.

В процессе празднования Ивана Купалы венок часто сжигали или закидывали на крышу дома. В других регионах сохраняли, а затем применяли засохший венок для лечения, а также для защиты полей от града.

Существовал любопытный обычай. На рассвете Иванова дня крестьянки выбирали между собой самую красивую девицу. Ее полностью раздевали, а затем с головы до ног наряжали цветочными гирляндами.

Девицу ту нарекали «Дзевко-купало». Она должны была раздавать остальным девушкам приготовленные загодя венки. Раздача происходила с закрытыми глазами.

Другие девицы плясали вокруг избранной в хороводе. Каждая из них получала венок. По нему можно было определить судьбу. Если доставался свежий и красивый венок – к счастью и богатству. А если увядший – к неприятностям и бедности.

Купание

Непременной традицией Иванова дня было всеобщее купание. Начиная с этого времени можно было без боязни купаться в открытых водоемах, так как из озер и рек уходила разнообразная нечисть: русалки и т.д. Купания были разрешены вплоть до Ильина дня.

В северных регионах топили бани и парились там. А после баньки пили свежезаваренные травы, собранные в этот волшебный день.

Часто набирали воду, считая ее чудодейственной. По аналогии с крещенской водой.


Купальское дерево

Еще один атрибут праздника Купалы – это деревце. В разных регионах использовали различные породы деревьев, но всегда брали молодняк:

  • клен;
  • березу;
  • вербу;
  • яблоню.

Местные девушки наряжали деревце лентами, венами, фруктами, полевыми цветами. После чего уносили за пределы селения и на полянке вонзали в землю.

Вокруг купальского дерева пели и плясали, водили хороводы.

Чуть позже к веселью присоединялись парни. Они изображали, будто хотят похитить или поджечь дерево. Но девицы не допускали этого.

В результате все вместе направлялись к речке, где топили деревце, либо к костру, чтобы его сжечь. Сгоревший ствол кидали в реку и убегали, чтобы скрыться от ведьмы (которая якобы могла их преследовать).

Волшебные травы

Праздник Ивана Купалы неразрывно связан с поверьями о травах. Наши предки считали, что буйная летняя зелень защищает от порчи и сглаза, ведьм и колдунов, пожаров и ураганов.

Зелень выступала символом плодородия и плодовитости. Контакт со свежими листьями и травами, по поверьям, способствовал плодовитости скота, богатому урожаю на полях и в огородах.

В этот день было принято собирать всевозможные лечебные травы, так как они получили особую силу от Солнца и земли. Одни травы было принято собирать днем, другие — ночью, третьи — на утренней росе.

Во время сбора трав обязательно читали особую молитву или заговор. В некоторых регионах наиболее целебными называли травы, собранные детьми и стариками. То есть теми, кто не имеет любовных контактов и у кого нет месячным. Таких людей считали самыми чистыми.

Цветок папоротника

Есть такое поверье, что раз в году в ночь на Ивана Купалу цветет папоротник. В действительности же это растение не цветет, оно размножается спорами.

Но вернемся к поверью. Ближе к полуночи за кустом папоротника появляется цветочная почка, которая движется и колышется, как ей вздумается. Это оттого, что нечистая сила изо всех сил укрывает цветок от людей.

Каждую минуту волшебный цветок увеличивается в размерах, вырастает все выше и выше. Точно в полночь раздается треск и цветок раскрывается, озаряя всё вокруг ярким светом.


Сорвать этот цветок совсем непросто.

  • Заранее нужно расстелить возле куста волшебную скатерть, вокруг себя начертить круг ножом и читать особый заговор.
  • Нечистая сила будет отвлекать человека от папоротника. Она то шумит ветром, то мерещится голосами родственников, которые зовут к себе.
  • Злые духи ищут этот цветок, используя для украшения ада. Они могут сорвать голову у человека, дерзнувшего присвоить волшебный цветок, отправив его в ад на вечные муки.
  • После того, как смельчак сорвет цветок папоротника, он должен спрятать его за пазухой, после чего бежать прочь, не оглядываясь.

Иван-да-марья

Другим волшебным цветком праздника считается иван-да-марья. Откуда у него такое удивительное название? Всё дело в любопытной легенде.

Парень крепко полюбил девушку, она ответила взаимностью. Молодые поженились. Но они не знали, что на самом деле приходятся друг другу братом и сестрой.

Когда правда выяснилась, им следовало разлучиться.

Не желая оставлять друг друга, молодые превратились в цветок, две части которого окрашены в разные цвета: желтый и фиолетовый. С той поры иван-да-марья считается символом верности.

Этот цветок часто срывали на праздник Ивана Купалы. Считалось, что он получает волшебные свойства. Позволяет ускакать от любой погони даже на старой кляче.

А если выпить выжатый сок из цветка, то можно вернуть утерянный слух или разум.

Купальские песни

Большинство песен в Иванов день связаны с любовной или семейной тематикой. Множество шутливых стишков и прибауток про отношений парней с девицами.

Песни отличаются особыми запевами или концовками, например, повторение слова Купала или Купалялё.

Нередко в песнях повторяется мотив про братца и сестрицу – Ивана и Марью. О них я уже рассказала в предыдущем разделе.

Гадания

В ночь на Ивана Купалу широко распространены гадания. В особенности молодежные – на любовь и брак. Но также гадали на удачу и богатство. Ниже приведены несколько гаданий, однако их существует великое множество.

На замужество

Вот одно из самых популярных гаданий на замужество.

  1. Девицы заранее собирали полевые цветы и плели из них венки.
  2. Ночью накануне Иванова дня они встречались на берегу озера или речки.
  3. В венки девушки закрепляли по одной свече.
  4. Свечу зажигали и отпускали венок в воду.
  5. Чья свеча раньше погаснет или чей венок вперед утонет, той из девиц раньше замуж выходить.
  6. Если венок приплывет к берегу, то замужество еще далеко.


На будущий год

  1. В Иванов день срывали семь небольших веточек березы. Их прятали в руке.
  2. Далее следовало вытянуть не глядя одну из веточек.
  3. Если ветка гладкая да ровная, то в этом году ждет спокойствие и счастье.
  4. Если ветка с бугорками или надломами, то ждут неприятности и хлопоты.

На желание

Очень простое гадание. Девушка загадывала желание. Затем срывала перезревший белый одуванчик и дула на него.

Если парашютик разлетится, то желание непременно сбудется. Если половина разлетится, то ждать исполнения долго. А если все на месте останутся, то желанию не сбыться.

Видео

Таким образом, день Ивана Купалы — яркий и веселый летний праздник. Его связывают с горящим огнем, с буйством зелени и волшебством трав. Каждый человек найдет, чем порадовать себя в этот удивительный день, наполненный энергией Солнца.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: