Классный час на тему: "Культура поведения в общественных местах". Разбор ситуаций: Работа в группах

Еще раз напомним тему корректного поведения, чтобы не ударить в грязь лицом, не прослыть хамлом, а оставаться в любой ситуации леди или джентльменом. Порой, некоторые нормы поведения, – мы не говорим о светских раутах и прочих развлечениях высшего общества из классической литературы, – иногда нужно напоминать не только подросткам, но и взрослым.

Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов в малознакомых компаниях, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие взаимоотношения и на работе, – особенно в новом коллективе, – и на вечеринке.

Этикет поведения в публичных местах

На улице и в общественном транспорте

Большую часть времени мы проводим в обществе незнакомых нам людей на улице, в транспорте. Главное правило поведения на улице, да и в общественном транспорте тоже, – не доставлять неудобств и неприятностей окружающим. Недопустимо протискиваться сквозь толпу, распихивая всех и «работая локтями». Несите свои вещи так, чтобы не мешать шагающим навстречу.

Если нужно остановиться в плотном потоке людей, сначала отойдите в сторону. Если вы случайно заденете кого-либо или наступите кому-то на ногу, извинитесь.

Будьте аккуратны на улице, не разбрасывайте где попало обертки от конфет и другой мусор. Если рядом нет урны, положите фантик в сумку или карман.

Не привлекайте внимания окружающих слишком громким разговором.

Сидеть в вагоне метро или салоне автобуса с широко расставленными ногами, занимая два сиденья также против правил этикета.

На лестнице

Спускаясь по лестнице, мужчина всегда должен идти впереди. Вверх по лестнице первой идет женщина, слегка позади - мужчина. Однако, если лестница темная, крутая или в совсем незнакомом месте, тогда мужчина идет впереди. Когда на лестнице встречаются мужчина и женщина, идущие в разных направлениях, женщина не обязана отходить от перил, даже если это противоречит правилу правостороннего движения.

Кстати, сторона лестницы с перилами - привилегия женщин, пожилых людей, детей.

У дверей

Традиционно мужчина пропускает вперед женщину. Младший уступает дорогу старшему, а подчиненный – начальнику. Из двух людей равного возраста, занимающих одинаковое положение, первым проходит тот, кто ближе к двери.

Если двери одинарные, входящий пропускает выходящего. Если перед вами двухстворчатые двери – левое крыло двери следует оставить в распоряжении людей, идущих навстречу.

В лифте

Лифт - это такая же «общественная территория», как улица или лестница. В лифте, как и в любом другом месте, здороваемся с теми, кого приветствуем всегда. Если вы – ближайший к кнопкам, спросите, на кнопку какого этажа нужно нажать.

В последнее время принято здороваться не только с соседями по дому или офису, но и с любым «соседом» по лифту. А в лифтах в торговых центрах это совсем не обязательно.

В театре, в кино и на концерте

В театре и кино этикет требует сидеть спокойно, не клонясь то влево, то вправо, особенно если у вас пышная шевелюра: тот, кто сидит за вами будет вынужден все время следовать за вашими перемещениями. Высокий головной убор стоит снять.

Во время спектаклей и концертов считается дурным тоном привлекать к себе внимание громким голосом и жестикуляцией. Премьера любого спектакля – торжественное мероприятие, поэтому можно прийти одетым наряднее, чем в будни.

Крайне невоспитанно опаздывать на спектакль. Если это все-таки произошло, не следует потихоньку пробираться к своему месту в зале.

На концертах не нужно подпевать исполнителям или оркестру или отбивать такт ногами. Обмен впечатлениями об исполнении номеров концерта нужно откладывать до антракта или хотя бы до конца номера.

Если ваше место в середине ряда, то проходить к нему необходимо лицом к зрителям, уже сидящим в этом ряду.

В театре и на концерте невежливо что-то жевать или пить. И уже тем более шуршать пакетиками или чавкать принесенной едой. Не забывайте переставить телефон в режим вибрации, или отключите совсем. Если забыли и телефон зазвонил во время кино (спектакля, концерта) – извинитесь.

В музее

Согласно правилам этикета, прежде чем отправиться осматривать музейные экспонаты, нужно пройти в гардероб, чтобы снять верхнюю одежду. Крупные сумки, портфели, пакеты, рюкзаки и зонты также положено оставлять в гардеробе.

Если в музее – как правило, это старинные дворцы и усадьбы – сохранился старинный паркет, посетителям предлагаются специальные войлочные тапки, которые следует надевать поверх уличной обуви.

По залам музея следует передвигаться как можно тише. Недопустимо громко разговаривать или кричать, подзывая своего спутника.

В крупных музеях считается неправильной попытка торопливо осмотреть всю экспозицию за время одного посещения. Лучше всего выбрать один или несколько соседних залов, отложив осмотр остальной части экспозиции до следующего посещения.

Подробнее о правилах поведения в музеях читайте в статье «Как вести себя в музее».

В библиотеке

Библиотека – это место, которое посещает много людей! И правила поведения тут довольно жесткие. В любой библиотеке есть гардероб. Оставь там верхнюю одежду и все ненужные вещи. В читальном зале нужно соблюдать тишину, так что говорить по телефону – за пределами зала.

Книги нужно сохранять в том состоянии, в каком они попали в руки. Загибать уголки страниц недопустимо, как и ставить на них бутылки с водой или другие предметы.

В ресторане

Речь сейчас не о фаст-фуде и сетевых кофейнях. А именно о ресторанах.

Главное правило - за одежду спутницы отвечает мужчина. Он помогает снять пальто и сдает его в гардероб. На входе в зал посетителей встречает метрдотель, который провожает их к свободному месту. Следом за ним идет дама, замыкает процессию ее спутник. Метрдотель помогает женщине занять ее место, мужчина усаживается сам.

В более демократичных заведениях, где нет метрдотеля, клиенты самостоятельно идут к свободному столику. В этом случае джентльмен следует первым, дама - за ним. Он отодвигает стул, усаживает свою спутницу, после садится сам. При этом лучше расположиться таким образом, чтобы официанту было удобнее обслуживать даму, поскольку именно ей блюда подают в первую очередь.

Правильное поведение в ресторане мы раскладывали по полочкам в статье «Как не опозориться в ресторане».

Как вести себя на природе

Главная проблема – это мусор. Не оставляйте бутылки, обертки и прочие ненужные вещи в парках! Донести до урны не сложно. Если урна далековато, возьмите с собой пакет из дома, он почти ничего не весит.

Этикет для самых маленьких

Очень важно научить ребенка правильно себя вести в общественных местах, не забывая, конечно, и о поведении дома. Ведь именно из дома чадо выносит первые представления о том, как поступать в той или иной ситуации. И если мама с папой учат его правилам поведения, а дома совсем о них забывают, то и ребенок не станет придерживаться: авторитет родителя сильнее детсада и школы. Так что показывайте на собственном примере. Как вы будете себя вести на людях, точно такого же поведения ожидайте и от своего малыша.

Помните, если вы, к примеру, в магазине здороваетесь и не благодарите продавца за то, что он вас обслужил, то и от своего ребенка этого никогда не дождетесь. Если в транспорте вы будете грубы с пассажирами и кондуктором, или не уступаете место пожилому человеку или беременной женщине, или просто уставшей даме с тяжелыми сумками, то ваш ребенок не будет этого делать, когда подрастет. В случае с транспортом стоит помнить и о плохой ролевой модели: когда вам уступают место, то садитесь сами, и ребенка, особенно мальчика, – он же будущий мужчина, – сажайте на колени, не оставайтесь стоять, когда ребенок сидит. Ведь мама (или бабушка) – прежде всего женщина, она устала, и ей нужно сесть. Иначе стоящая женщина запечалится в голове у ребенка и останется нормой.

Цель: ознакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах;

познакомить с правилами этикета.

Культура поведения человека есть внешнее выражение его духовного богатства, умения общаться с людьми. Правила, регулирующие поведение человека в обществе, создавались на протяжении многих столетий. Они возникли в связи с необходимостью упорядочить общение людей, сделать его более организованным, приятным и красивым.
Нередко о воспитании человека судят лишь по его манерам. Но не одни лишь внешние атрибуты воспитанности отличают культурного человека.

Правила поведения в школе.

Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся, педагогов и других работников школы. Учащиеся обязаны выполнять Устав школы, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу, уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы и выполнять правила внутреннего распорядка:

    Соблюдать расписание занятий , не опаздывать и не пропускать занятия без уважительной причины. При входе в школу учащиеся здороваются с дежурным администратором, учителем, товарищами, вытирают ноги, раздеваются самостоятельно в отведенных местах в раздевалке, сменную обувь учащиеся хранят в специальных сумках-мешках в раздевалке вместе с верхней одеждой. Соблюдать чистоту в школе и школьном дворе. Беречь школьное здание, оборудование, имущество. Экономно расходовать электроэнергию и воду. Бережно относиться к результатам труда других людей и оказывать посильную помощь в уборке школьных помещений. Соблюдать порядок и чистоту в раздевалке, туалете. Принимать активное участие в коллективных творческих делах класса и школы. Учащийся обязан являться в школу опрятно (чисто, аккуратно) одетым, обязан иметь и переодевать в школе сменную обувь. Уличная и сменная обувь должна быть чистой. Учащийся в школе должен быть аккуратно причесан, иметь чистый носовой платок, расческу. Учащийся должен следить за чистотой тела, рук, зубов, носа, не разрешается произносить бранные и нецензурные слова и выражения. При разговоре со старшими учащийся должен встать. Руки в карманах держать нельзя.

Правила поведения на улице.

На улице необходимо соблюдать общепринятые правила поведения. Всякий раз, выходя из дома, окиньте себя взглядом - не нужно ли почистить одежду, обувь. Как бы мы не спешили, не летим, расталкивая толпу, но и не плетемся еле-еле, заставляя прохожих обходить нас. Воспитанный человек ведет себя на улице так, чтобы меньше привлекать к себе внимание прохожих: громко не разговаривает и не хохочет, избегает недоразумений, не вступает в случайную перепалку. Отвратительная привычка плевать, бросать шелуху от семечек и другой мусор на тротуар.

По возможности пешеходы должны избегать движения против общего потока. Уступайте дорогу встречному прохожему и обходите его с правой стороны. Если вы заметили, что кто-то торопится, отойдите в сторону. Даже в очень многолюдном месте не толкаются, а просят разрешения пройти. Если дорога узкая и плохая, то в случае необходимости мужчина сходит с тротуара на мостовую. В узких, тесных проходах, а также у лестниц и дверей следует подождать до тех пор, пока не пройдут те, кому по праву положено проходить первым.

Раскрытый зонтик несут над головой так, чтобы вода не стекала на прохожих. При встрече с другими пешеходами зонт поднимают или наклоняют в сторону.

Встретив знакомого и заговорив с ним, не стойте посредине тротуара, отойдите в сторону, чтобы не мешать другим прохожим.

При входе в общественный транспорт пропустите вперед людей, имеющих проблемы со здоровьем, детей, пожилых людей и женщин. В случае необходимости окажите им помощь. Если для входа и выхода используют одну дверь, то сначала дают возможность людям выйти.

В транспорте не останавливайтесь у дверей, а проходите вперед, освобождая место другим пассажирам. Нельзя разваливаться на сидении и занимать его полностью, если оно рассчитано на двоих. Сумки на сидение можно ставить только в том случае, если никто не стоит и есть свободные места. Если свободных мест нет, то уступают свое место престарелым, больным, беременным женщинам, людям с маленькими детьми.

В городском транспорте не едят и не курят. Не входят с мороженым в руках. В нем не стряхивают снег или дождевые капли с одежды. Проездные билеты и мусор не бросают на пол. Чихая и кашляя, пользуются носовым платком. Не приводят в порядок свою внешность, не чистят ногти, не ковыряют в зубах. Родители должны следить за тем, чтобы дети не пачкали ногами сидения и одежду других пассажиров.
Стараемся стоять устойчиво, не особенно налегая на других пассажиров при толчке или повороте. Держась за поручни, следим, чтобы наши локти не задевали соседа, рука не маячила у него перед самым лицом. Если видим, что наше продвижение к выходу стеснит кого-либо, просим разрешения пройти, осведомляемся, не выходит ли человек на такой-то остановке. Если получаем ответ, что выходит, останавливаемся и спокойно ждем.

Правила поведения в магазине.

Мы каждый день заходим в магазины за покупками. Соблюдение здесь обоюдной вежливости - залог порядка и добрых отношений продавцов и покупателей.
Кто должен уступить дорогу в дверях магазина? Входящий. Он дает возможность выйти из помещения, а затем только входит сам, конечно придерживая при этом двери, чтобы не ушибить следующих за ним людей. К продавцу обращайтесь вежливо, не перебивайте его разговор с предыдущим покупателем.

Если вы пришли в магазин, чтобы посмотреть, нет ли в продаже нужных товаров, и у вас нес с собой нужных денег не стоит примерять вещи, которые вы не собираетесь покупать. Лучше расспросить продавца обо всем, что вас интересует, а не заставлять его заниматься бессмысленной работой, да и самому понапрасну не тратить время.
Если вы хотели что-то купить, но не смогли подобрать ничего подходящего, не стесняйтесь сказать об этом продавцу и поблагодарить его за внимание.

Некрасиво стремиться приобрести что-либо без очереди. Такие попытки неизбежно встретят справедливое возмущение окружающих.

Правила поведения в театре, на концерте, в музее и на выставке.

При посещении театра, концерта старайтесь не шуметь, не занимать оба подлокотника кресел, не опираться руками или ногами на стоящие впереди кресла. Лучше всего не опаздывать на спектакль, концерт, но если это случилось, пройдите на балкон или сядьте на ближайшее свободное место. Свое место вы найдете в перерыве. Программы и бинокли держат на коленях. Неприлично в антракте разглядывать окружающих в бинокль. Разговаривать (даже шепотом) во время сеанса, кино или театрального представления не разрешается, тем более нельзя громко комментировать происходящее на сцене. Если вам спектакль или кино не нравится, сидите молча, а в подходящий момент (в перерыве между сценами, выходами артистов) покиньте зал. В кинозале мужчины и женщины снимают высокие головные уборы , чтобы не мешать сидящим за ними зрителям видеть экран. Постарайтесь не елозить на стуле, не кашлять и не чихать. Если вы больны, например, гриппом, посещать общественные места категорически воспрещается.

Соблюдайте определенные правила поведения в музеях и на выставках. При передвижении по залу старайтесь не мешать окружающим концентрировать свое внимание и наслаждаться произведениями искусства. Для этого не подходите слишком близко к другим посетителям, не загораживайте своей спиной картины, не разговаривайте громко. И конечно, нельзя трогать экспонаты руками. Чтобы не рассеивать впечатление полезно осматривать только те экспонаты, которые вам интересны. Бессмысленно быстро пробежать по всем залам, не выделив отдельных картин какого-то художника.
Если вы осматриваете залы в сопровождении экскурсовода, то слушайте его объяснения молча, не придвигаясь к нему слишком близко, чтобы не мешать остальным. Если у вас возникли вопросы, задавайте их после того, как рассказ окончен, или во время паузы. Неприлично во время экскурсии разговаривать с соседями.

В основе всех хороших манер лежит забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к своему прошлому.
Не надо запоминать сотни правил, а запомнить одно - необходимость уважительного отношения к другим.

Конспект внеклассного мероприятия

Тема: Правила поведения в общественных местах

Цели:

  1. Познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения;
  2. Воспитывать уважение к окружающим людям;
  3. Развивать у детей чувство такта.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами.

Сегодня мы будем говорить о вежливости и правилах поведения в общественных местах.

Кто знает, как проявляется вежливость? Правильно, она проявляется прежде всего в словах, а также тоне, которым они сказаны.

Ребята, а как вы считаете, вежливым рождаются или становятся? Конечно же становятся. Вы как можно чаще должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее. В этих словах заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А сегодня давайте проверим, какие вы знаете «волшебные слова»

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

Зазеленеет старый пень

Когда услышит…(добрый день)

Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече…(здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим извините…(пожалуйста)

И во Франций, и в Дании

На прощание говорят…(до свидания)

Но не только слова у вас должны быть добрыми, надо чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не пришлось за них краснеть и стыдиться. Надо всегда стараться быть полезным людям, а теперь послушайте стихотворение «Очень вежливый индюк» и подумайте над его содержанием.

Раз по тридцать в день «не реже»

Он кричал: «Эй вы, невежи!»

Заходите к нам в гости,

Поучитесь вежливости.

Я и сам – кричал индюк –

Доктор вежливых наук,

И жена моя – пример

Замечательных манер.

Даже когда спит она,

Видно, что воспитана.

Не стесняйся ты, осел,

Заходи, садись за стол,

Что же ты молчишь как рыба?

Ты свиньёй не будь свинья,

Только раньше бы умыла

Ты своё свиное рыло.

Как не бился он, однако

К индюку никто не шёл:

Не хавронья, не собака,

Не корова, не осел

Посинел индюк от злости –

Зря пропали все труды:

«Все они балды, -

Своего величия, -

Не усвоили они

Правила приличия».

Ребята, вы согласны с индюком? Правильно ли он вёл себя? А почему это стихотворение так называется?

Теперь все вместе решим задачи.

  1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько сейчас часов?» Какие 3 ошибки он допустил? (скажите пожалуйста, который сейчас час, спасибо)
  2. Одна девочка жалуется маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый, зовёт меня Галькой. – А как ты его зовёшь? – спросила мама. –А я его вообще никак не зову, я ему кричу: «Эй, ты».

Скажите, права ли Галя? А мальчик?

А кто знает, как нужно вести себя в магазине? Кто сможет об этом рассказать?

А теперь послушайте стихотворение, которое называется «Урок вежливости» А пока я буду читать его, вы должны подумать о чём это стихотворение, о каких правилах поведения идёт речь.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести.

В гостях, медведь, нельзя реветь,

Нельзя грубить и чваниться,

Знакомым надо кланяться,

Снимать перед ними шляпу,

Не наступать на лапу.

И не ловить зубами блох

И не ходить на четырёх,

Не надо чавкать и зевать,

А кто хочет спать,

Тот должен лапой прикрывать

Разинутую пасть.

Послушным будь и вежлив будь,

И уступай прохожим путь,

И старших уважай,

И бабушку медведицу

В туман и гололедицу до дома провожай.

Так мишку лет пяти-шести

Учим, как себя вести.

Хоть с виду стал он вежливым,

Остался он медвежливым.

Он кланялся соседям,

Знакомым и медведям,

Знакомым место уступал,

Снимал перед ними шляпу,

А незнакомым наступал

Всей пяткою на лапу,

Совсем куда не надо совал нос

Топтал траву и мял овёс.

Навалился брюхом

На бабушку в метро,

И старика, старухам,

Грозил сломать ребро.

Медведя лет пяти-шести

Учили, как себя вести,

Но, видно, воспитатели

Напрасно время тратили!

О чем это стихотворение? Кто главный герой и сколько ему лет? А почему его учили? А научили ли его этому?

Ребята, вы не должны быть такими, как медвежонок, вы должны быть вежливыми во всем и всегда.

Не только всем детям, но и всем окружающим людям хочется, чтобы все их друзья, все соседи, даже знакомые, прохожие всегда бы уважали их, и чтобы никто-никто не делал им замечания.

А весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку люди относятся всегда хорошо, по доброму. Только такого человека все любят и уважают, и у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

А сейчас мы с вами поговорим о культуре поведения в транспорте. Я расскажу вам о случаях, которые видела сама. О том, что нужно уступать место старшим – знают все. Итак, слушайте внимательно.

  1. На сиденье, в автобусе, сидели мальчик и девочка: он у окна, она со стороны прохода. Подошла женщина с ребёнком на руках. Кто должен уступить ей место?
  2. Пока отец брал билеты, Никита захватил удобное место, устроился и крикнул: папа, иди сюда скорее, я тебе место занял! Отец наклонился к уху сына и тихо сказал:….

Ответьте, что отец мог сказать сыну?

А сейчас вы должны правильно ответить на вопросы:

1. Нужно ли снимать шапку, если ты пришёл в гости если ты пришёл в гости, театр или в библиотеку?

2. Если ты съел конфетку, что ты сделаешь с фантиком?

3. Если тебя пригласили в гости к назначенному часу, как ты поступишь: придёшь пораньше, придешь вовремя, немного опоздаешь?

4. Что нужно сделать, когда входишь в чей-либо дом или квартиру?

5. Кто должен мыть за тобой посуду: мама или бабушка?

О чём мы сегодня говорили? А какие вы знаете вежливые слова? А как вы должны обращаться к товарищу? А как вы должны обращаться к прохожему, когда хотите узнать время?

Ребята, так будьте же всегда вежливыми и воспитанными!


Цели и задачи классного часа:

Развитие этических норм поведения в обществе;

Воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.

Предварительная работа. Учителю необходимо заранее отрепетировать с группой ребят фрагменты сценария классного часа и позаботиться о музыкальном оформлении ситуативного практикума.

Описание классного часа

Культура поведения в общественных местах

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, кино, библиотеке, магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на нашем классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

Выходит группа учеников, которые читают отрывки стихотворения А. Барто «Снегирь».

1-й ученик:

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне...

2-й ученик:

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится —

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

3-й ученик:

Я ходил за мамой следом,

Поджидал ее в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим —

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за все благодарил <...>

4-й ученик:

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:

— Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной —

Ты не дрался в выходной!

5-й ученик:

И ответил я с тоской:

— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

— Чудеса, — сказала мама

И купила снегиря...

Я кричал на всю квартиру:

— У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре...

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Учитель выслушивает рассуждения ребят.

Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, мальчиков и девочек, спокойных и шаловливых.

Обсуждение «Правил, обязательных для всех»

Учитель : А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихи.

Выходят несколько учеников и читают стихи.

1-й ученик:

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных —

И не двадцать,

И не тридцать, —

Ровно сорок сыновей!

2-й ученик:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок, — Это просто ерунда!

3-й ученик:

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки-пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы,

Не как звери,

Не как рыбы, —

Точно ястребы летать!

4-й ученик:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну еще туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы, —

Это просто ерунда!

(Из стихотворения Д. Хармса «Врун»)

Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: «Быть всегда, везде и со всеми честным».

Учитель: Второе правило — правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, учении, приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал — приди вовремя.

Третье правило — деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

И четвертое правило — правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните, все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.

Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах

Ситуация первая: Вот ученики четвертых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как бы вы поступили в данном случае? (Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)

Ситуация вторая: Четвертый класс идет на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идут много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить подножку впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли падают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Каковы пути разрешения данной ситуации? (Ребята вновь предлагают свои варианты, решения проблемы.)

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомьтесь с этими «Не» повнимательнее. Два ученика читают поочередно:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

Не чавкай.

Не рвись первым выскакивать в двери.

Не перебивай говорящего.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего.

Не садись раньше старшего без его разрешения.

Не протягивай руку первым при приветствии, подожди, пока старший поздоровается с тобой за руку.

Не забудь снять головной убор, входя в дом.

Не повторяй слишком часто «я».

Не делай вида в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости — произнеси слово «Простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не сквернословь!

Не считай себя «самым умным и всезнающим», будь скромен.

Мальчики — будьте вежливыми с девочками, а девочки — будьте учтивы с мальчиками.

Не пытайся раньше времени стать взрослым, старайся не попасть под влияние вредных привычек.

Учитель : Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней. Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то вы справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть «правил хорошего тона», например: «За столом...», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например: «не болтай ногами», «не разговаривай» и т. д.

При еде... (не чавкай, не разговаривай с соседом и т. д.).

При приветствии старшего...

При разговоре с другом...

При входе в общественный транспорт...

В людных местах и на улице...

Входя в школу...

Продолжая игру, начальные фразы учитель может придумать самостоятельно, в зависимости от времени и настроения учеников.

Цель : познакомить учащихся с правилами поведения в общественных местах: на вернисаже, в музее, в кинотеатре, на улице.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

Объявляется тема и цели классного часа. (Возможно обсуждение посещения театра, если оно состоялось.)

II. Беседа по вопросам:

Часто ли вы посещаете кино, выставки, музеи?

Что вам особенно понравилось?

Как вы думаете, что значит «вести себя прилично в общественном месте»?

Возможное домашнее задание: написать небольшое сочинение на тему «Культурный человек на выставке или в музее», «Поход в кино».

Дополнительный материал

В кинотеатре

В зале кинотеатра кроме таких «неприятностей», как дама в шляпе, влюбленные со склоненными друг к другу головами, резкие духи, громкий критик, существует типичный кинобич: зритель, который громко рассказывает своей спутнице (спутнику), «что сейчас будет». Такого непрошеного комментатора должна одернуть его спутница. Посторонний также вправе сделать ему замечание.

В кино, в отличие от театра, принято есть конфеты, но, разумеется, не следует жевать громко, шелестеть бумажками и бросать их под стулья.

На стадионе ни шелест бумажек, ни хруст карамелек никому не мешают. Однако сорить тоже не следует.

На концерте особенно нежелательны всякие покашливания, замечания вслух - словом, все, что может помешать слушать музыку. Ни в коем случае не следует напевать мелодию, которая звучит с эстрады, выбивать такт рукой.

После концерта, спектакля или киносеанса мужчина провожает приглашенную им женщину домой. Отвезя ее на такси или собственной машине, мужчина ждет, пока она войдет в подъезд; еще вежливее выйти из машины и проводить спутницу к двери ее квартиры. Женщина, которую мужчина приглашал на спектакль, прощаясь, должна поблагодарить его за приятный вечер.

На вернисаже

Вернисаж, то есть открытие выставки картин или скульптур, - это тоже своего рода спектакль. Громкие замечания допустимы только в том случае, если они выражают одобрение. Если художник знаком вам лично, принято подойти к нему и поздравить. В таких случаях необходима особая деликатность, не допускающая неловких сравнений его с современниками-художниками. Может случиться, что автор выставки творчество именно этого художника не считает для себя образцом.

В случае, если художник вам не знаком, тоже можно к нему подойти, представиться и выразить свое одобрение - ему это будет приятно.

Многие женщины считают неудобным для себя в одиночку посещать концерты и кино. Конечно, приятнее пойти вдвоем. Но принцип «не с кем идти» не должен лишать женщину эстетического удовольствия. Правила хорошего тона вовсе не запрещают этого, наоборот, поощряют.

На улице

На улице мужчине полагается идти слева от женщины; если же идут двое мужчин, то слева идет тот, кто моложе. Если на улице грязно или ведутся дорожные работы, то мужчина идет с внешней стороны тротуара. Если вы идете по улице втроем, середина, как самое почетное место, отводится лицу более уважаемому. Например, профессор между двумя студентами, женщина между двумя мужчинами. В сочетании «мужчина и две женщины» - мужчина идет в центре. Этим предполагается, что в данной обстановке для каждой из женщин он служит равной опорой, к тому же так легче поддерживать разговор. Если вместе идут четверо, то лучше разделиться на пары, женщины или старшие по возрасту идут впереди. Общество из пяти человек разделяется на пару и троих, таким образом, никто не остается в одиночестве.

Поднимаясь по лестнице, мужчина идет на ступеньку ниже - так он может поддержать женщину в случае надобности. Спускаясь по лестнице, мужчина идет вслед за женщиной на таком расстоянии, чтобы успеть поддержать ее, если она вдруг споткнется.

Ежедневно мы встречаемся либо знакомимся и вступаем в общение с новыми людьми. Принятой формой знакомства является взаимное представление. Всегда полагается представлять женщине мужчину, человеку старшему по возрасту или по положению - более молодого.

При встрече первой руку подает мужчине женщина, старший - младшему, вышестоящий по занимаемой должности - нижестоящему. Подавать надо всю ладонь, а не несколько пальцев. Протянутую вам руку слегка пожмите. Слишком сильное рукопожатие, как и слишком длительное, - некрасиво, хотя некоторые стремятся подобным образом выразить свое особое расположение. Иные, проявляя радушие, пожимают протянутую руку двумя руками. Этого делать не следует. Руку подают чуть согнутой в локте, причем локоть не стоит поднимать слишком высоко.

Двигаясь по улице в необходимом темпе (как правило, ускоренном), нужно тоже стараться не причинять неудобств - ни пешеходам, ни автомобилистам.

Воспитанный человек на улице: не сорит, не плюет, не показывает пальцем; не кричит на детей; не останавливается внезапно посередине дороги для того, чтобы поговорить с товарищем; не ходит по газонам, по левой стороне тротуара, не бросает огрызки, не выплевывает косточки, не лузгает семечки и не носит включенным транзистор или портативный магнитофон. Некрасиво силой пробивать себе дорогу к витрине, на которой, возможно, и выставлено нечто интересное.

На улице не следует часто оборачиваться. Мужчине не подобает оглядываться вслед проходящим женщинам особенно в тех случаях, если он разделяет общество другой женщины.

Небрежное обращение с правилами дорожного движения - это не только неоправданный риск в отношении собственной жизни, но и неуважение к нелегкому труду водителя. В свою очередь водители должны помнить о том, что хладнокровно обрызгивать прохожих грязью - вопиющее бескультурье. Встретив знакомого на улице, лучше не допытываться: «Куда идешь?» - и не останавливать приятеля, который идет не один.

Мужчина всегда пропускает женщину вперед. Но если проход труден (толпа, узкий, ненадежный мостик), впереди идет мужчина, в опасных местах предлагая женщине руку.

Мужчина всегда помогает идущей с ним женщине нести сумку с продуктами или вещами, чемодан, портфель. Однако он выглядит нелепо с дамским зонтиком в руках или сумочкой своей спутницы. Женщина также сама несет снятый плащ или жакет.

Как следует носить закрытый зонтик? Женщина подвешивает его на запястье за предусмотренный именно для этого случая шнурочек. Мужчина носит закрытый зонтик на левом предплечье или в правой руке, как трость. Не полагается носить зонтик наперевес, как копье: им можно нечаянно уколоть идущего за вами. Пользуясь открытым зонтом, нужно следить за тем, чтобы не задеть им чужую голову, очки. Спускаясь в подземный переход, зонт нужно сложить.

На ходу не следует есть. В крайнем случае можно детям позволить по дороге съесть мороженое, фрукты или баранки. Взрослому же лучше съесть мороженое или пирожок, стоя у киоска или сидя на лавочке в городском сквере.

Общепринято, что мужчина курит на улице, хотя, по строгим правилам хорошего тона, этого следовало бы избегать. Но женщина на улице может закурить только в самых исключительных случаях. Если у мужчины попросили прикурить, вежливее будет протянуть спичку, а не дымящуюся сигарету.

К одежде, в которой мы выходим на улицу, нужно быть очень требовательными. В первую очередь исключаются в туалете неопрятность и небрежность. Лучше выйти в обычной спортивной рубахе, но чистой и аккуратно застегнутой, нежели в белой, но несвежей, «из под пиджака». Накинутый на плечи или зажатый под мышкой пиджак - весьма сомнительное дополнение к туалету. Сандалеты на босу ногу мужчина надевает только в местах отдыха. И никогда не носят перчатки к костюму, а подбирают их к пальто, плащу или куртке.

Невежливо, проходя по улице, делать громкие замечания в адрес прохожих по поводу их одежды, роста, выражения лица и т. п.

Юноши, которые посылают в адрес проходящих девушек даже остроумные реплики, печально демонстрируют недостатки своего воспитания.

Обращение к случайному прохожему вроде «У вас на чулке спущена петля» или «У вас забрызгано пальто» расценивается скорее как бестактность, нежели как услуга. Но вполне уместно будет обратить внимание незнакомой женщины на то, что у нее открылась сумка, или вовремя подсказать мужчине, что у него из кармана идет дым: тлеет трубка.

В общественном транспорте

Уступая место женщине, галантный мужчина притрагивается к шляпе, затем он встает как можно дальше от нее и не смотрит в ее сторону. Никто не ожидает, что возвращающийся с работы мужчина уступит место любой стоящей рядом женщине (пусть совесть подскажет, как ему поступить). Но приличия обязывают его уступить место уставшей матери с маленьким или грудным ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду. Иногда можно наблюдать, как мужчины вскакивают при виде хорошеньких девушек, которые вполне могут и постоять, в то время как пожилые женщины часто стоят.

Нет нужды говорить, что юноша или девушка не должны сидеть в общественном транспорте, если стоят пожилые женщины или женщины с детьми на руках.

Тот, кому уступили место, благодарит, но никогда не начинает разговора с уступившим место лицом. Если мужчина уступает место женщине, которую сопровождает другой мужчина, последний должен высказать благодарность.

Мужчины иногда ошибочно полагают, что при выходе из транспорта надо пропустить вперед женщину, которую они сопровождают. Это неверно, мужчина должен выйти первым, а затем помочь своей спутнице. На незнакомых мужчин это правило не распространяется, они просто пропускают женщин при входе, если не возникает никаких очевидных затруднений. Мужчина может помочь женщине с маленьким ребенком или с багажом, если этого не сделают водитель или кондуктор, но он должен при этом вести себя очень корректно, не навязываться с разговором, а оказав помощь, не пытаться без необходимости завязать знакомство.

В поезде, трамвае или автобусе также необходимо помнить о соблюдении определенных правил. При посадке придерживаться очереди, уступая первенство старшим, стоящим рядом, а мужчины - женщинам. Если женщина находится в обществе мужчины, то в транспорт они садятся согласно своей очереди. Женщина не должна стараться подняться в вагон трамвая или автобус первой, пользуясь своим преимуществом и оставляя при этом спутника. Если все же случилось, что он оказался далеко позади своей спутницы, то ему вовсе не следует нетерпеливо устремляться вперед, расталкивая при этом других женщин. Не произойдет ничего ужасного, если на короткое время вас с вашей знакомой толпа и разделит.

Воспитанный мужчина сядет в транспорте только в случае, если вблизи не стоит ни одна женщина. И старается тотчас предложить свое место женщине, которая, войдя в вагон, встала рядом с ним. Его обязанностью является уступить место пожилой женщине, женщине с тяжелой сумкой или знакомой. По отношению к молодым, здоровым посторонним женщинам такой жест - добровольная вежливость. Поэтому не в каждом случае уместны громкие замечания в адрес «сегодняшней молодежи». Ведь молодой мужчина может как раз возвращаться с утомительной работы или плохо себя чувствовать. Женщина, которой уступили место, должна тотчас за это поблагодарить. Не годится в таких случаях на освобожденное место сажать своего здорового ребенка даже младшего школьного возраста. Особа, сопровождающая пожилую женщину, для которой не оказалось свободного места, может обратиться к кому-нибудь помоложе с просьбой его уступить, но делать это следует спокойно и вежливо. Женщина не уступает место мужчине даже намного старше себя. В большинстве случаев ему станет неловко: ни один мужчина не хочет, чтобы его принимали за старика. Молоденькая девушка может уступить место пожилому родственнику.

В транспорте нужно стараться не наступать людям на ноги, не опираться на человека, стоящего рядом, не подталкивать его в спину.

Неприлично пристально разглядывать своих попутчиков.

Если женщина едет с мужчиной, он первым проходит к выходу, прокладывая ей путь, первым выходит, помогая сойти женщине. Однако подобная галантность со стороны мужчины вряд ли уместна в отношении начальника (разумеется, если он не женщина), с которым довелось ехать вместе.

В поезде внимание и вежливость к окружающим подчас требует от нас значительных усилий. Толпа и жара, толчея и громоздкий багаж - все это может даже спокойного человека превратить в оголтелого железнодорожного пассажира, пускающего в ход локти, а то и крепкое словцо. Тем более, что сами по себе отпадают проблемы давки, багажа, а также необходимость уступать свое место.

Однако все же напомню, что в полете вовсе не обязательно вызывать панику среди пассажиров, например, такими замечаниями: «Кажется, уже один мотор не работает...», или меланхолически предаваться воспоминаниям об известной вам воздушной катастрофе: «...Погода была хорошая, такая как сегодня».

На пароходе следует представиться соседу по каюте. Не годится занимать весь шкафчик - он, как правило, рассчитан на двоих. Умывшись, не забудьте привести в порядок раковину: после вас ею будет пользоваться ваш сосед. Даже при самых первых признаках морской болезни нужно выйти из каюты в туалетную комнату.

Поездка в автомашине - это тоже определенный круг прав и обязанностей. Почетным местом в личной машине считается переднее - рядом с водителем. Правда, это место менее безопасно, но зато сидеть здесь интереснее. Существует два мнения относительно того, кому предлагать это место. Практически чаще переднее место занимает супруга хозяина машины, а гости располагаются на задних сиденьях. Но лучше всего предложить им выбор, потому что может оказаться, что именно задние сиденья гостю более удобны. В сочетании - двое хозяев, двое гостей - около водителя садится женщина - гость, на задних местах - хозяйка и мужчина-гость. Допустимо также, что рядом с хозяином садится мужчина-гость, а дамы позади. Выбор одного из этих вариантов предоставляется гостям.

Некогда в обязанности водителя, если он отвозил женщину, входило открывать перед ней дверь машины. Для этого мужчина оставлял руль, переходил на другую сторону машины и, открыв дверь, помогал даме выйти. И в настоящее время подобная галантность не изжила себя окончательно, а в отдельных странах даже является обязательной. Во всяком случае, выглядит это очень привлекательно. Но все же в большинстве случаев мужчина-водитель только наклоняется и открывает дверь с той стороны, где сидела женщина. Сегодня подобный жест расценивается как исключительное внимание женщине, которая вам особенно симпатична. Всегда, во всех случаях мужчина-водитель обязан помочь женщине вынести багаж.

Пассажир, сидящий рядом с водителем, добровольно берет на себя ряд особых обязательств. По просьбе водителя он должен протянуть ему сигарету, зажженную зажигалку, развернутую конфету. Не следует допускать в таких случаях энергичной критики, восклицаний вроде: «Ты с ума сошел!», даже если вы испугались, даже если при резком торможении пришлось стукнуться о переднее стекло. Пассажиры обязаны проявлять полное доверие к водителю, коль скоро они сели в его машину.

Даже близкого друга, сидящего за рулем, не следует просить о том, чтобы он подвез «голосующих», или останавливать машину без видимой необходимости. Такие вопросы решает сам водитель.

Не стоит упрашивать знакомого, чтобы он «подбросил» вас на работу или брал с собой на воскресные прогулки. Такие предложения должны исходить только от хозяина машины.

Если вас подвозят попутно и заранее условия оплаты не обсуждались, то в конце пути нужно дать водителю сумму, примерно соответствующую стоимости проезда в такси (на загородном шоссе - примерную стоимость проезда в автобусе). Некоторые водители отказываются брать деньги - это их дело.

Личную машину, как правило, не одалживают. В отдельных, неотложных, случаях можно попросить знакомого, чтобы он отвез вас в больницу, на вокзал.

Вечером, выходя из дома знакомых в обществе других гостей, хозяину машины следует предложить подвезти несколько человек в зависимости от количества мест в его машине. Если это, например, пять человек, а в машине могут разместиться только трое, присутствующие сами решают, кто поедет.

В служебной машине, которую водит штатный шофер, почетным сиденьем считается заднее. Но начальник поступит более вежливо по отношению к водителю, если сядет рядом с ним.

Нелепым выглядит положение, когда начальник усаживает свою сотрудницу рядом с водителем, а сам садится сзади. Его авторитет нисколько не пострадает, если он разместится вместе с сотрудницей сзади или сам сядет около водителя.

Если в такси вы видите табличку «Не курить» или об этом просит шофер, нужно подчиниться безоговорочно. Таким же образом шофер в ответ на просьбу пассажира должен закрыть окно.

Вежливость требует, чтобы садящийся в такси пассажир поздоровался с водителем, тот столь же вежливо обязан ответить на приветствие.

Из двоих пассажиров первой в такси садится женщина. Сопровождающий ее мужчина садится рядом с ней, а не около водителя.

Мужчина и женщина

На улице мужчина, как правило, идет слева от дамы. Справа идут только военные, которые»должны быть готовы отдать честь.

Сопровождающий даму мужчина не курит.

Если мужчина и женщина отправляются куда-либо на такси, то мужчина, подойдя к машине, открывает правую заднюю дверцу. Первой садится женщина, мужчина садится рядом с ней.

Из автомашины мужчина выходит первым и помогает выйти женщине. Если мужчина управляет машиной сам, то вначале он помогает женщине сесть на переднее сиденье, а потом сам садится за руль.

Перед входом в помещение мужчина открывает для женщины дверь, а сам входит после нее.

Спускаясь по лестнице, мужчина идет на одну-две ступеньки впереди, а поднимаясь - на одну-две ступеньки сзади.

Если женщина оступилась или поскользнулась, мужчина поддерживает ее.

В помещении мужчина никогда не сядет раньше женщины.

В гардеробе мужчина помогает женщине раздеться, а выходя - подает ей пальто.

Настоящий джентльмен всегда помогает даме любого возраста нести тяжелые вещи.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: