Китайская вышивка на шелке. Искусство китайской вышивки шелком по шелку

Китайская Вышивка – блестящая жемчужина в искусстве Китая. Это народное ремесло с давними традициями. В Древнем Китае владение вещами с китайской вышивкой символизировало высокий социальный статус.

Однако, национальная экономика развивалась и вскоре вышитые изделия вошли в жизнь простых людей. Китай – первая страна в мире, которая начала использовать шелк. Производство шелковой нити и ткани привело к развитию китайской вышивки.

Вышивание – одно из древнейших прикладных искусств Поднебесной, зародившееся более 3000 лет назад. Первые известные историкам инструкции по вышиванию и украшению одежды встречаются в классической летописи «Шаншу», созданной в период Западной Чжоу (1027-771 гг. до н.э.).

С древних пор в Китае вышивали шелком, шерстью и хлопковыми нитями на самых разных материалах – шелке, атласе, грубой мешковине и т.д. Вышивка шелком по шелку – самая дорогостоящая и изысканная , требующая кропотливой работы и виртуозного мастерства исполнителя. Картины, вытканные шелком, являются настоящим произведением искусства. Меняющие цвет в зависимости от освещения, прозрачные и воздушные вышивки с акварельными переходами света всегда высоко ценились при императорском дворе и в аристократических семьях.


На протяжении долгой истории развития этого вида прикладного искусства с приходом каждой новой династии техника и особенности вышивания менялись, в разных уголках Китая появлялись прославленные вышивальщицы. Девочек и мальчиков готовили к будущей профессии с самого детства , а техника вышивания передавалась из поколения в поколение.

В итоге во всей Поднебесной сформировалось четыре главные школы вышивки, каждая из которых обладает собственным стилем: сяньсюй 湘绣 (провинция Хунань), юэсюй 粤绣 (провинция Гуандун),шусюй 蜀绣 (провинция Сычуань) и сусюй 苏绣 (провинция Цзяньсу, г. ).

На момент правления династии Хань произошел скачок в развитии китайской вышивки, в ее технике и стиле. В этот период времени китайская вышивка официально появилась на свет. Мотивы китайской вышивки варьировались от солнца, луны, звезд, гор, драконов и феникса до тигров, цветов, травы, облаков и геометрических узоров. Многие исторические записи того времени свидетельствуют об этом.

Интересно, что изготовлением китайской вышивки поначалу занимались одни мужчины. Лишь спустя годы они поняли, что нежные руки их женщин подходят для этого лучше . И судя по записям, все женщины в столице Qi (Linzi сегодняшнего Шаньдун) владели искусством вышивки. Они наблюдали за процессом и практиковали это каждый день и вполне естественно, что они были очень искусны в вышивке.

В королевских семьях и в семьях аристократов – все было покрыто вышивкой , даже их номера были украшены множеством вышитых изделий, так что стен не было видно. Вышитые изделия даже захоранивали вместе с их хозяином.

В течение следующего периода трех королевств, заметной фигурой в развитии традиционной китайской вышивки, была жена Сунь Цюаня.

Она была также первой женщиной-художником, попавшей в историю китайской живописи . Она была хороша в каллиграфии, живописи и вышивке. Сунь Цюаню была нужна карта Китая и она сделала ее для него. Она имела репутацию мастера ткачества. В это же время появляются вышитые портреты.

Во время буддийского бума в Кита е, правление Вэй, Цзинь, Суй и Тан династий, китайская вышивка широко используется, как способ чествования статуи Будды. Lu Meiniang из династии Тан вышила семь глав буддийских сутр на крошечном куске шелка! В этот же период появляются новые знания и навыки в вышивке Китая.

Во время Династии Сун произошел пик развития вышивки, увеличилось ее количестве и качество. Китайская вышивка превратилась в искусство, объединив в себе каллиграфию и живопись. Были изобретены современные материалы. Во время правления императора Хуэй Цзун, китайскую вышивку разделили на четыре категории: горы и воды, павильоны, люди, цветы и птицы. В этот период искусство вышивки пришло к зениту. Даже интеллектуалы присоединились к этой деятельности, и она была разделена на две функции: для ежедневного использования и искусство ради искусства.

Зарождение капитализма, возникшее в династии Мин и в китайском обществе, привело к новым мотивам и в китайской вышивке: уточки – мандаринки для любви; гранаты для плодородия, сосны, бамбук и слива для целостности; пионы для богатства и славы.


Династия Цин унаследовала черты династии Мин и поглощает новое из японской вышивки и даже западного искусства.

Новые материалы, такие как позолоченная и серебристая ткань появились в это время. Первая книга по теории и технике китайской вышивки была продиктована опытной вышивальщицей Shen Shou и записана Чжан Цзянь.

В 1911 году она представила вышитый портрет итальянской императрицы в качестве национального подарка. В 1915 году ее работа – портрет Иисуса выиграл первую премию на выставке. Shen преуспела в вышивке и посвятила себя преподаванию и обучению.

Чжан Цзянь был выдающимся промышленником в современной китайской истории. Он создал одну из первых текстильных фабрик, первую нормальную школу, первую текстильную школу и первый музей. Он был страстным в искусстве и культуре, поэтому, когда он узнал о Shen, он решил, что ее зннания и навыки должны быть сохранены.

Однако, она была нездорова и большую часть своего времени проводила в постели, но Чжан вызвался записывать каждое ее слово. Таким образом, это сотрудничество привело к рождению Xue Huan Xiu Pu (Книги вышивки Xue Huan) в 1918 году.

Стили Китайской вышивки

Вышивка Су

Вышивка Су – коротко от Сучжоу – типичный южный город, в котором она зародилась и получила свое название. Сучжоу отражает спокойствие, утонченность и элегантность. Так же и китайская вышивка Су. Вышивка с изображением рыбы с одной стороны, и котенка с другой стороны является хорошим примером этого стиля.

Еще в династии Сун, вышивка Су была уже хорошо известна своей элегантностью и живостью. В династии Мин, под влиянием школы живописи Ву, она стала соперничать с живописью и каллиграфией в художественности. Жена Сунь Цюаня, и Shen Shou из династии Цин были мастера из этой области. Вышивка Су преобладала в королевских гардеробах и на стенах. Даже сегодня она занимает большую долю рынка в Китае и в мире.

Вышивка Шу

Вышивка Шу была создана в провинции Сычуань. Китайская вышивка Шу характеризуется изысканностью и живостью. Самая ранняя запись о вышивке Шу была сделана во времена династии Западная Хань.


В то время, вышитые изделия были роскошью и пользовалась ими только королевская семья.

В династии Цин, Вышивка Шу вышла на рынок. Стиль стал более элегантным и охватывал более широкий диапазон. На вышивке стали изображаться, репродукции картин, шаблоны дизайнеров, пейзажи, цветы и птицы, драконы и феникс, древние монеты.

Народные истории, как Восемь Бессмертных Пересекают море , сороки на сливе и китайские утки играют на воде – были любимыми темами. Модели с сильно выраженными местными особенностями были очень популярны среди иностранцев в то время. Эти местные особенности включали лотосы, карпов, бамбуковый лес и панд. Некоторые покупали вышитые юбки и использовали их в качестве занавесок!

Вышивка Сян

Вышивка Сян – искусство из провинции Хунань, свое название она получила благодаря реке, протекающей на этой территории. Вышивка Сян насчитывает историю более двух тысяч лет, за это время она стала особой отраслью местного искусства. Популярность она завоевывает с каждым днем. Помимо общих тем наблюдаемых в других стилях, она впитала элементы каллиграфии и живописи. Ее уникальность в том, что делают ее по образцу картины, но не ограничивается ею. Возможно поэтому, кажется, что цветок издает аромат, птицы поют, тигр бежит, а человек дышит.

Вышивка Юэ

Вышивка Юэ – кантонский стиль вышивки. Считают, что история этого стиля началась с династии Тан, так как Lu Meiniang, вышившая семь глав буддийских сутр, была родом из провинции Гуандун. Раньше эту территорию называли Кантоном. Портреты, цветы и птицы являются наиболее популярным темами китайской вышивки Юэ. Кроме того,в ней используются насыщенные цвета для сильного контраста, что дает великолепный эффект. Часто изображаются сотни птиц, рыбы, омары, бергамот.

Другие стили китайской вышивки

Одними из самых известных и умелых вышивальщиц в Китае считались мастерицы шанхайского семейства Гу, слава о которых разнеслась по всей стране. Их работы назвали настоящим чудом света. По преданию, вышивальщицы Гу не приступали к работе, если лил дождь или дул сильный ветер , так как это могло сказаться на их чутком настроении. Только когда за окном светило солнце и щебетали птицы, мастерицы брали в руки иголки и стежок за стежком создавали настоящие произведения искусства.

Вышивка Цзяо Гу отличается от других местных стилей тем, что она возникла в семье Гу Мин Ши, во время династии Мин в Шанхае. Она специализируется на живописи и каллиграфии. Изобретательница была наложницей первого сына Гу Мин Ши. Позже Хан Си Мен – жена второго внука Гу Мин Ши разработала стиль и технику, и имела репутацию “Святая Игла”. Некоторые из ее шедевров хранятся в Запретном городе .

Зародилась в городе Сучжоу свыше 2000 лет назад, в эпоху Троецарствия. Стиль вышивки сформировался окончательно во время правления династии Сун (960-1279 гг.), а во время династии Цин (1644-1911 гг) – она достигла своего расцвета и наибольшей популярности. В Древнем Китае секреты этого искусства передавали от мужчины к мужчине, или в крайнем случае, жене сына, но не дочерям.

Сучжоуская вышивка сочетает в себе графику, живопись и рукоделие . Вышиваются изделия тонкими иглами и шелковыми нитями. Созданные изделия выглядят очень натурально и кажется, что они вот-вот оживут. На вышивке можно рассмотреть мельчайшие детали изображенного предмета. Узелки в китайской вышивке прячутся так, что обе стороны выглядят лицевыми.

Вышивка этнического населения

Среди этнических групп Бай, Боуи и Мяо – люди также имеют большой опыт в китайской вышивке. Их вышитые изделия отличаются резким контрастом цвета и примитивным дизайном. Вышитые тибетская танка (картина-свиток) показывает их страсть к религии.

Сычуанская вышивка

Сычуанская вышивка – шусюй была широко известна уже 1000 лет назад . Рукодельницы при вышивании используют 100 видов стежков и швов, благодаря которым они достигают необычайной реалистичности изображений – цветов, птиц, рыб, пейзажей, людей и животных.

Среди прочих жанров особенно славятся сычуанские лотосы, карпы и петухи. Глядя на картины, созданные сычуанскими вышивальщицами, даже не верится, что это вышивка: полотно выглядит точно нарисованное – настолько маленькие незаметные стежки и нежные краски используются при его создании.

Мастерицы школы сусюй, которая насчитывает более 2000 лет, владеют 40-ми видами швов и используют более 1000 видов нитей для вышивания. Традиционными рисунками на вышивках являются разные животные, птицы и деревья, но особого мастерства вышивальщицы достигли в создании на ткани изображений кошек , каждая шерстинка которых и сверкающие глаза выглядят как настоящие.

Как и в других видах традиционного китайского искусства, орнаменты, изображения и цвета, используемые при вышивании, символичны и полны скрытого значения. Так, например, рыбы символизируют благосостояние и богатство , бабочки – счастье, распустившийся лотос – символ верности и непорочности, птицы – свободы, сливы и персики – плодородия, изобилия и богатого потомства.

Основными цветами при вышивании были синий – символ неба, белый – символ чистоты, красный – символ огня, счастья и радости, черный – символы воды, вечности и пространства и желтый – цвет императора и символ земли, власти, мечты.

Китайская Вышивка также украшала надкроватные пологи – обязательная часть приданого невесты, зонтики, веера, халаты, туфли, подушки, кисеты, перчатки и другие личные предметы.

Просмотры: 76

Уникальные произведения китайских мастеров ручной вышивки шелком по шелку, не имеющих аналогов во всем мире, известные, как Сучжоуская вышивка более 2 тысяч лет.

Немного о технике…..

Вышивка делается на полупрозрачном шелке. Узелки прячут так что обе стороны вышивки кажутся лицевыми.Отдельным видом двусторонней вышивки, требующим высшего мастерства, является исполнение двух разных сюжетов на разных сторонах одного полотна (два разных пейзажа, тигр и павлин, кот и собака)! При этом вышивальщица прячет нити одного
изображения под нити другого и добивается полного совпадения размеров
изображаемых объектов – глядя на разноцветного павлина, невозможно
догадаться, что на противоположной стороне вышит желто-коричневый тигр!!!

Весь секрет в том, что вышивкой с обеих сторон покрывалась ВСЯ
поверхность ткани – и фон в том числе (разумеется под цвет фона). Тогда
свет проходил сквозь основу и рисунок через ОДИНАКОВЫЕ препятствия, и не
менял интенсивности (не возникало теней).
Но это только на словах так просто. На деле это как минимум означает, что
толщина нитей должна быть раза в четыре меньше той, что идёт на обычную
вышивку, а трудоёмкость такого изделия – поистине фантастическая. И это
ещё не всё!

Оставалась проблема контура, который даже в тканях равной толщины, всё равно будет заметен, через места прокалывания дырочек иглой и пропуска нити сквозь основу. Судя по всему, вышивка шла ОДНОЙ непрерывной нитью, “срощенной” из кусочков разного цвета!

Вышитая шелком по шелку картина – вещь эксклюзивная, единственная в своем роде, т.к. каждое произведение создается вручную, в связи с чем, картины, с повторяющимся сюжетом, никогда не являются абсолютно одинаковыми.

Процесс создания уникальных вышитых картин очень трудоемок (в среднем, мастер тратит от 3 до 6 месяцев, а то и год на одно произведение), вкладывая в картину частичку своей души. Вышивка расценивается как сокровище китайского традиционного искусства за красивые узоры, гармоничные цвета и аккуратные стежки.

Картина, вышитая руками мастера, это предмет любования и гордости
хозяев дома, лучший подарок на память, уникальное украшение домашнего интерьера, которое создает неповторимую атмосферу и гармонизирует пространство. Шелковую картину можно передать по наследству. Элитарное искусство ручной вышивки никогда не обесценится. Шелковая нить не выцветает и сохраняет свой первоначальный вид десятилетиями, а лучшие вышивки превосходят даже рисованные картины.

К сожалению, фотография просто не может передать огромное количество цветовых оттенков и игру света шёлковых нитей… Так как эти произведения полностью создаются вручную, каждая картина имеет свой характер, свое настроение, которое передает ей мастер-вышивальщица.

Вышивка шелком по шелку – жемчужина восточных искусств
Согласно письменным источникам, данный вид прикладного искусства зародился
в эпоху Троецарствия (Древний Китай, более 2 тысяч лет назад.): император
царства У (нынешняя территория нижнего и среднего течения реки Янцзы) Сунь
Цюань приказал сестре своего главного министра вышить “Карту Царств”.
Горы, реки, города и строения были изображены в мельчайщих деталях на
одном квадратном полотне шелковой ткани.

В книге "Тайные сокровища Цинов" написано, что мастера вышивки используют иглы, тонкие как волос. Цвета столь ярки, что слепят глаза, пейзажи и дома размещены с правильной перспективой, а цветы и птицы словно оживают.
Город Сучжоу по праву является одним из самых известных и посещаемых туристами городов Китая. Сами китайцы называют эту местность "Рай на земле"; иностранцы предпочитают другое название "Китайская Венеция" – из-за множества каналов, придающих сходство Сучжоу с известным итальянским городом. В 1276 году этот город посетил Марко Поло, который описывал его словами "великий" и "благородный".

В начале XX века с этим видом искусства познакомилась Западная Европа. В 1909 году портрет итальянской королевы Лины был послан в Италию как государственный подарок и произвел там сенсацию. В 1915 году изображение Иисуса получило первый приз на Панамо-Тихоокеанской международной выставке в США.

Традиции и опыт сохраняются и приумножаются в современных работах.
Шелковая нить не выцветает и сохраняет первоначальный вид десятилетиями.
Лучшие вышивки превосходят рисованные картины. Вышивка шелком по шелку может быть и двусторонней – вышитое изображение с двух сторон выглядит абсолютно одинаковой. Такие картины не вешают, а ставят на горизонтальную поверхность.

Сучжоуская техника шелковой вышивки появилась более 2000 лет назад, и, благодаря постоянному оттачиванию мастерства, передающегося из поколения в поколения, постепенно достигла совершенства. Были времена, когда в Сучжоу практически каждая семья занималась разведением тутовых шелкопрядов для получения шелковых нитей, использовавшихся для вышивки. Даже названия, сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: "переулок шелковой нити", "фабрика шелка", "улица вышивки цветов", и другие.
Город Сучжоу превратился в центр шелковой вышивки, он стал широко известен не только в Китае, но и за рубежом. Уже в начале XX веке техника шелковой вышивки значительно усовершенствовалась благодаря влиянию запада.

Появилась "Реалистичная вышивка" – именно этой техникой был выполнен вышитый портрет Лины, королевы Италии, который был преподнесен Италии в 1909 году в качестве государственного подарка, и стал настоящей мировой сенсацией. В 30-е годы появился стиль "Произвольный стежок": эта техника вышивки предполагает использование стежков различной длины и направлений, а также наложение многочисленных слоев шелковых нитей различных цветовых оттенков, что позволяет добиться поразительного эффекта игры света, "трехмерности" и реалистичности вышитых картин.

Как и в прежние времена, процесс создания вышитой картины требует огромных затрат труда мастера-вышивальщика: в среднем, одна вышитая картина создается в течение нескольких месяцев непрерывного и тяжелого труда, а отдельные работы мастера вышивают больше года! Сучжоуская техника ручной вышивки продолжает свое развитие. В настоящее время промышленность провинции Сучжоу производит шелк по усовершенствованной технологии, что позволяет создавать вышитые картины в еще более ярких и живых красках и добиваться поразительных визуальных эффектов. .

Эти шёлковые картины – тонкая, изящная авторская вышивка мастеров-вышивальщиц Китая: Джао Дуньбин, известной талантом необычайно точно вышивать животных. С помощью богатой цветовой палитры шелковых нитей сумела создать иллюзию живой теплой шерсти животных и ласковой степной травы в зените лета…

Д жан Чуньфан. Ей 31 год, вышивкой занимается с 7 лет. С 17 лет создает высокопрофессиональные работы (после окончания Института
вышивки).Спокойный, умиротворяющий дух вышивки мастера – вышивальщицы навевает мысли о вечности и непреходящей красоте природы абсолютную иллюзию живой теплой шерсти

Нежная, гармоничная работа известной мастера-вышивальщицы Та Тин,
прозванной за изящество исполнения "мастер -волшебные руки"….Её волшебные руки изумительно, очень тонко, и необычайно точно и достоверно вышивают животных.

Необыкновенно тонкая, изящная вышивка известного современного автора Юнь Чен,выполненная в двух техниках – свободный стежок(фон) и и рельефная точечная вышивка(ваза),создающая волшебную иллюзию настоящей живой фарфоровой мозаики.Вся будто пронизана солнечным светом. Всё это мастер сумела передать с помощью богатой цветовой палитры шелковых нитей.
Изящная вышивка мастера – вышивальщицы Ван Вэй Чжун. Богатая палитра нежных оттенков шелковых нитей, а также оформление картины выполнено художником методом прорисовки сюжета, создают волшебный эффект присутствия.

Юнь Ванг(получила в 2002 г. золотую премию на выставке в Нью-Йорке за работу "Мона Лиза" по мотивам Да Винчи). Изящная, жизнерадостная вышивка мастера очень нежная, гармонизирующая пространство.

Тонкая, элегантная авторская вышивка высочайшего уровня, выполненная известной современной мастером-вышивальщицей Сюе Динь Тин (получила Золотую премию Британии за выполненный ею портрет Королевы Елизаветы Второй).
Для достижения эффекта нежной игры красок живых цветов мастер, разделяла тонкую шелковую нить на 24 волокна, использовала около 1000 цветовых оттенков натурального шелка.

Необыкновенно тонкая, изящная вышивка мастера – вышивальщицы Сунь Чжунь-шань. Спокойные и вместе с тем яркие и сочные переливы нежных тонов шелка дарят умиротворение, нежность,располагают к созерцательному настроению. Необычайно жизнерадостная, тонкая, изящная авторская работа известного мастера Ву Хуанг.
Очень нежная, изящная вышивка мастера- вышивальщицы Йо Ши Мэй, вся будто пронизана солнечным светом. Богатая палитра натуральных шелковых нитей создает полную иллюзию роскошно цветущего дерева, Нежные переливыполутонов шелка создают абсолютную иллюзию живого цветка.

Методом подрисовки сюжета вышивки на багет создается волшебный эффект присутствия живой природы в доме. Богатая палитра натуральных шелковых нитей создает полную иллюзию роскошно цветущей ветки.

Талантливые мастера известны исполнением вышивок на высочайшем уровне по сюжетам художников-авангардистов, по мотивам картины известного современного американского художника китайского происхождения Дин Шаогуан, который творит в стиле попмодерн.

Очень тонкие работы известных мастеров-вышивальщиц высочайшего мастерства. Спокойный, умиротворяющий дух работ навевает мысли о вечности и непреходящей красоте природы.

Если вы желали знать, до каких высот может подняться мастерство рукоделия, вам стоит познакомиться ближе с традиционной сучжоуской шёлковой вышивкой.
Некоторые работы китайских мастеров поистине бесценны. Они по праву могут быть отнесены к «золотому фонду» наиболее совершенных произведений культуры за всю историю человечества. Сучжоуская вышивка производится «шёлком по шёлку» - шёлковой нитью по специальной, особенно тонкой тканевой основе из шёлка, прозрачной либо близкой к прозрачности. Она соединяет в себе приёмы живописи, графики и прикладного искусства. Этот вид практикуется в Китае уже многие тысячи лет и при этом постоянно совершенствуется и развивается.
За чрезвычайной давностью дата открытия шелка неизвестна. Шёлковые коконы со следами ручной обработки находят Археологи в раскопах, относящихся к праистории Китая третьего-четвёртого тысячелетий до Р. Х. В те далекие времена китайцы ухитрились использовать для производства легчайшей ткани нить-паутинку, вырабатываемую гусеницей тутового шелкопряда.

По романтической легенде, однажды Лэй-цзу, жена императора Хуанди, пила чай в саду. Вдруг с дерева в чашку упал кокон шелкопряда. Вынимая его, царица потянула за ниточку и та стала разматываться. Лэй-цзу обошла дворец вокруг прежде, чем нить закончилась.


Из-за своей легкости и прочности долгое время шелк ценился на вес золота. Он был доступен только очень богатым людям.
За тысячу лет до Рождества Христова китайский шёлк был знаменит в разных концах света. Мумии из гробниц египетских фараонов в некоторых случаях находят облаченными в китайские шёлковые халаты.
Веками китайцы сохраняли тайну получения шелковой ткани. Раскрытие каралось смертной казнью. Европейцы, оказавшиеся в Китае, не имели права вывозить из страны бабочек, гусениц и куколок шелкопряда. И хотя затем секрет оказался раскрыт (или украден), по сей день китайский шелк сохраняет первенство по качеству и популярности.


Шёлковой нитью тутовый шелкопряд окутывает себя накануне перерождения в бабочку. Специальный секрет из желёз гусеницы моментально твердеет на воздухе. Нить двойная, под микроскопом она выглядит как лента, разделенная посередине бороздкой. Весь кокон образован единым непрерывным волокном длиной от 300 до 1500 метров. Толщина волокна 20 микрон. Нить двойная, так как у червя две производящие шёлк железы. Она чрезвычайно прочна на разрыв и выдерживает вес в 15 граммов - примерно в 15 000 раз больше собственного веса.
Отличительную особенность шёлка представляет его блеск. Свет играет, отражаясь частично, частично же преломляясь в призмообразной форме волокна (в разрезе оно треугольной формы с закруглёнными краями). За счёт этого шёлковая ткань кажется подвижной, а изображение, вышитое шёлковой нитью, обретает объём и словно бы оживает.


Город Сучжоу является одним из самых известных и посещаемых туристами городов Китая. Сами китайцы называют эту местность "Рай на земле".
Плодородные почвы и умеренный климат провинции Цзянсу способствовали быстрому росту производства шелковых нитей и тканей, что обеспечило развитие шелководства.
В былые времена почти каждая семья в Сучжоу занималась разведением тутовых шелкопрядов, ткачеством, обработкой тканей и изготовлением изделий из шёлка и вышивкой. Названия, сохранившиеся в Сучжоу до настоящего времени, говорят сами за себя: «переулок шелковой нити», «фабрика шелка», «улица вышивки цветов» и другие.


Создание картин из стежков - чрезвычайно кропотливое занятие. На одну картину уходит от 6 месяцев до года неустанного труда мастера. Особенно трудоёмка двухсторонняя вышивка, при которой изнанка каждой из композиций прячется под лицевым шитьём, так что глаз постороннего наблюдателя не различает узелков и переходов.


Интересны световые и цветовые контрасты, имитация посредством вышивки эффекта люминисценции (светоизлучения).


Другой излюбленный приём - игра на различии плотностей «закрашивания» стежками в сочетании с прозрачной основой.

Сучжоуские техники идеально подходят для передачи таких изобразительно сложных явлений, как пух, рябь водной глади, брызги и прочего.



Но это ещё не самое впечатляющее! Почти сверхъестественно смотрятся двухсторонние вышивки с не совпадающими композициями и красками. Вглядитесь, перед вами две стороны одного полотна.
На заднем плане - очертания выставочного зала с посетителями. Очевидно, что изделие полупрозрачно. А между тем силуэты ярко-оранжевого цветка посередине с одной стороны и пары плывущих уток с другой не видны! Их нет, как нет! Любые попытки отследить глазом загадку изображения тщетны.
Неудивительно, что в старину сучжоуские картины считались магическими.



Секрет, как считают, таится в том, чтобы вышивкой с обеих сторон покрыть всю поверхность ткани - и фон в том числе (стежки под цвет фона). Тогда свет проходит сквозь основу и рисунок, не меняя своей интенсивности (не порождая теней).
Но полной разгадки феномена нет. Остаётся проблема контура. Даже в тканях равной толщины контур всё равно будет заметен в местах прокалывания дырочек иглой и пропуска нити через основу.
Одним из возможных объяснений этому является вышивка одной непрерывной нитью, сверхдлинной и состоящей из кусочков, выкрашенных в разный цвет!
Работы высшей степени сложности принадлежат авторству Жень Хойсянь, которая отдала 70 лет жизни сучжоуской вышивке. Соотечественники с огромным почтением относятся к мастерице, называя её «мастером святой иголки».


В начале 30-х годов ХХ в. возник новый стиль шёлковой вышивки, получивший название «произвольный стежок». Его создатель - Ян Шоуюй, декан факультета вышивки в профессиональной женской школе. Стиль специально создан с целью использования стежков разной длины и направлений. Новая техника дала возможность произвольно накладывать вышитые слои для достижения нужного эффекта. Это усложнило работу, сделав её ещё более кропотливой, с другой же, придало дополнительную живость картинам, добавило глубины цветам. Вышивкой в различных направлениях стало возможным в точности воспроизводить «шёлком по шёлку» европейскую реалистическую живопись и фотографию.



Прикладное значение сучжоуской вышивки состоит в декорировании с её помощью одежды: от самой нарядной и праздничной до повседневной.


Ниже вы видите, как технику сучжоуской вышивки используют в необычном, новаторском дизайнерском ключе - для отделки деталей костюма. Совершенно очаровательные котики и котята вылезают из кармашков, выглядывают из-за борта рубашки... Очень умилительное зрелище.


В жилом интерьере вышивки, выполненные с двух сторон, не принято вешать на стены. Их оправляют в специальные рамки. Последние в свою очередь бывают весьма изящными, содержат элементы резьбы и узел вращения, облегчающий просмотр обеих сторон. Удивительно: нити, которыми сделаны вышивки, не выцветают со временем! Они сохраняют яркость в течение многих десятилетий. Такие вышивки украшают дом, служа нескольким поколениям и передаваясь по наследству как фамильные ценности

Рисунок иглой – именно так можно назвать вышивку гладью, которая берёт своё начало в Китае. Именно китайская вышивка в интересной технике - гладью - в подборке со схемами, по которым её делают, поражает своей реалистичностью и красочностью.

Учимся правилам китайской вышивки гладью со схемами и описанием

Считается, что родиной данной техники является Китай. Именно в этой стране традиции и секреты мастерства передаются из поколения в поколение. Поэтому неудивительно, что именно китайцы добились такого уровня выполнения своих работ, которые так и хочется назвать шедеврами.

Техника вышивки гладью является самой простой, которой можно научиться, но в то же время считается самой сложной, потому что добиться идеальных стежков можно далеко не с первого раза. Гладь прекрасно передаёт игру света и тени, а также цветовые нюансы, поэтому пейзажи, портреты и цветочные композиции рукодельницы предпочитают выполнять именно данной техникой.

Для того чтобы овладеть этим искусством, начинающие рукодельницы должны научиться основным стежкам и правильному подбору инструмента. Инструменты понадобятся самые простые: нитки, игла, пяльца и ткань-основа. Для первых опытов лучше всего подойдёт бязь, которая отличается плотностью, но одновременно и эластичностью, и отлично держит форму. Перед началом вышивки ткань необходимо тщательно прогладить утюгом. Для первых своих картин лучше выбрать нитки мулине, которые обладают мягкостью и эластичностью. Особенное внимание стоит уделить хлопковым нитям, которые очень просты в обращении по сравнению с шерстяными и шёлковыми нитками.

Одним из наиболее доступных способов вышивки является вышивка штрихами. Нужно закрепить на изнаночной стороне плоский узел, вывести нить на лицевую сторону и выполнить короткий «штрих», равный буквально 2-3мм. Затем снова вывести нить на лицевую сторону и продолжить делать стежки, которые могут быть различной длины, но обязательно плотно прилегать друг к другу.

Рассмотрим небольшой мастер класс по технике выполнения глади. Работа должна начинаться с выполнения контура. Схемой для вышивки может послужить любой рисунок. Для первых работ идеальным решением будет взять обычную детскую раскраску, рисунок которой на ткань можно перенести при помощи кальки, термокарандаша и утюга.

Самый первый стежок должен быть выполнен «вперёд иголку». Нить раз за разом выводится на лицевую сторону полотна, постепенно обводя контур элемента, а с помощью штриховых стежков заполняется вся его внутренняя часть.

Некоторые элементы схемы можно выделить объёмом и сделать их более рельефными, для этого нужно швом «вперёд иголку» прошить и заданные места. Этот приём называется «настил». В конце его следует закрыть обычными гладьевыми стежками.

Эта техника является одной из немногих, где нет жёстких правил исполнения. Стежки могут ложиться друг на друга, чтоб создать объём, также можно их выполнять внахлёст. Но чтоб полотно было идеальным, а поверхность ровной, нужно делать стежки одинаковой длины.

Также немалое значение имеет наклон стежков, именно от него будет зависеть общее впечатление от вышивки.

Как уже упоминалось выше, китайская гладь по своему исполнению не отличается от обычной глади. Их разница в том, что китайская техника собирает в себе целый ряд требований и доступна лишь опытным мастерицам. Нужно добиться невероятной аккуратности и чёткости шага стежка, прежде чем решиться на неё.

В Китае самыми известными провинциями, в которых работают вышивальщицы, являются Цзяньсу, Хунань, Гуандун и Сычуань. В каждой из них есть свой стиль исполнения вышивки. Мастерицы первой школы знают 40 швов, а также работают с тысячей видов нитей. Приёмы этой школы отличаются довольно сложными рисунками и тонкостью работы мастериц. Каждая деталь, даже шерстинка у животных вышита отдельно, поэтому работы получаются очень качественными, красивыми и живыми.

Во второй школе отдают предпочтение вышивке тигров.

Именно здесь вышивка выполняется шёлковыми нитками по шёлковому полотну, для работы с изображением используется более 70 видов укладки стежка. Кроме разнообразия приёмов, вышивальщицы пользуются специально обработанными нитками, чтоб они не ворсились и не махрились.

В третьей провинции отличительной чертой является богатство красок, геометрически правильные узоры. Здесь довольно часто можно встретить изображения фениксов и драконов.

Четвёртая провинция использует 100 видов стежков, обычно здесь вышивают пейзажи, людей и природу.

Разберем некоторые особенности китайской вышивки гладью

Отличить китайскую вышивку довольно просто, стоит только детально рассмотреть работу. Стежки одного цвета укладываются рядками, не заходя за границы другого цвета. Вышивают с «настилом», используя прямую или косую гладь. Каждый элемент делят на несколько частей, а затем в определённой последовательности заполняют каждую по отдельности. Вышивка начинается с более тёмных тонов у контура и заканчивается более светлыми тонами у середины.

Для вышивки одного цвета подбирается минимум три оттенка, чтоб передать естественность изображаемого предмета.

Видео по теме статьи

В завершение статьи хочется добавить несколько видео, которые более наглядно смогут показать прелесть китайской вышивки гладью.

Наиболее распространенными считаются 4 вида вышивки шелковыми нитками. Они отличаются друг от друга сюжетами, техникой исполнения и даже цветовой гаммой:

  • Самой утонченной и элегантной считается вышивка под названием «Су». Ее характерной особенностью является то, что нить, используемая для вышивки, делится на несколько очень тонких частей. Кроме того подобного рода вышивка выполняется исключительно плотными, гладкими и аккуратными стежками. Для создания картины при помощи такой техники вам нужно будет использовать лаконичную и довольно плавную цветовую палитру;
  • На картинах вышитых при помощи техники «Сян» чаще всего изображены различные пейзажи, цветы, животные или птицы. Во время такой вышивки вместе смешиваются совершенно разные по цвету нити и стежки укладываются с некоторой небрежностью;
  • Картины, вышитые при помощи «Yue» поражают воображение своими яркими насыщенными цветами, а также наличием серебряных и золотых элементов. На таких полотнах, как правило, изображены драконы или птицы-фениксы. Стежки в такой вышивке должны быть очень точными, ровными и гладкими;
  • Отличительной особенностью вышивки «Шу» является то, что в ней используются весьма разнообразные и можно сказать даже специфичные стежки. Картины при помощи такой техники вышивают на мягкой атласной ткани, используя при этом нитки, максимально приближенные по цвету к самой основе.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: