Какова роль матери в воспитании ребенка. О роли матери в воспитании детей

Здравствуйте, уважаемые родители! В последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается праздник «День матери». В этот день принято поздравлять всех матерей. И я поздравляю Вас, дорогие мамочки, с прошедшим праздником! Как хорошо, что всем нам Бог дал это великое чувство – МАТЕРИНСТВО! К сожалению, оно дано не всем женщинам!

Материнство воспето в произведениях поэтов, писателей, композиторов, музыкантов, художников. Не сосчитать светлых образов матерей, которые донесли до нас сказки и легенды, стихи и песни, рассказы и повести, романы и мемуары, спектакли и кинофильмы.

«Есть прекраснейшее существо на свете, у которого мы всегда в неоплатном долгу. Это мать». Эти замечательные слова писателя Николая Островского, можно поставить эпиграфом к нашей беседе.

Все вы помните поучительное Стих. Дмитрия Кедрина «Сердце матери» Дивчину пытает казак у плетня: -Когда же, Оксана, полюбишь меня? Мне полюбится тот, кто матери сердце мне в дар Клинком разрубил он матери грудь И с ношей заветной отправился в путь. Входя на крылечко споткнулся казак И матери сердце, упав на порог Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

А какой трогательный образ матери создал Н.В.Гоголь в повести «Тарас Бульба»: «Ночь перед выездом старого Тараса с сыновьями в Запорожскую Сечь. Все спят. Одна бедная мать не спала. Она приникла к изголовью дорогих сыновей своих… она глядела на них вся, глядела всеми своими чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться. Она вскормила их собственной грудью, она взрастила, взлелеяла их- и только последний миг видит их перед собою… Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у неё в одно материнское чувство. Она с жаром и страстью, со слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. За каждую каплю крови их мать отдала бы себя всю. И несмотря на это, она благословила сыновей на ратные подвиги за Отчизну».

Стих Н. Рыленкова: Я помню руку матери моей, хоть нет её, давно уж нет на свете. Я рук не знал нежнее и добрей, чем жесткие, мозолистые эти.

Как гимн матери звучат слова Максима Горького: «Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни! Вся гордость мира – от матерей! Без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья, без женщины нет любви, без Матери – нет ни поэта, ни героя!»

Можно бесконечно приводить высказывания о матерях.

Но у меня задача другая. Посвящая свою беседу Дню матери, я бы хотела поговорить с вами о том, как мать может повлиять на становление личности ребенка.

Мать для каждого человека - большого или маленького, молодого или пожилого- самый родной человек на свете. Все лучшее в каждом из нас исходит от матери, давшей нам самое бесценное - жизнь. Мать – единственный и неповторимый человек, чья любовь к детям благородна, бескорыстна, удивительна по своей мудрости, безграничности и мужественности.

Много сказано о матери добрых, теплых слов. И все же это тысячная доля того, что она заслужила. Материнство по праву называют подвигом. И в этом нет преувеличения. Материнство не приходит само собой. Иногда говорят: «материнский инстинкт». Но инстинкт – это только первый импульс в рождении вечной материнской любви, за которой следуют высшие социально- нравственные начала. Материнство - великий духовный и физический труд, продолжающийся всю жизнь. Недаром в народе говорят: «не та мать, которая родила, а та, которая воспитала». Это выражение подчеркивает важность воспитательной роли матери и величие материнского подвига женщины, воспитавшей неродных детей.

В.Белинский писал: «Участие матери в воспитании сына или дочери не только важно, но даже необходимо: от влияния матери во многих отношениях зависит будущий характер ребенка, в её руках находится возможность дать его побуждающим мыслям то или другое направление. Ответственность матери велика, обязанности её священны».

Современный мир – это время когда меняется все, и перемены происходят настолько стремительно, что мы просто не успеваем за ними. И еще больше сегодня говорят о новаторстве, о новаторстве во всем, и воспитание детей, не стало исключением, и как-то невольно возникают мысли, а стоит ли доверяться этому новому, стоит ли экспериментировать с воспитанием. Существует такая трактовка – эксперимент это опыт, проба. А еще в науке есть утверждение отрицательный результат, тоже результат. Но согласитесь, в воспитании ребенка отрицательный результат – вовсе не результат, и второго шанса, исправить ошибки не будет. И может, стоит задуматься о традициях воспитания, проверенных не одним поколением. И, безусловно, самым неизменным, самым мощным фактором воспитания является образ матери.

Ответьте мне на вопрос - На ком лежит основная забота по воспитанию детей в вашей семье?

В одном исследовании ответы на этот вопрос сгруппировались следующим образом:

1. На матери- 50% 2. На отце и матери в равной степени-42% 3. На отце-7%. 4. На других членах семьи - 1%

Итак, в половине семей основная забота по воспитанию детей лежит на матери, а отцам принадлежит второстепенная роль. К сожалению все еще бытует мнение, будто семейное воспитание - дело женское. (Потому и в школах работают 99% женщин).

Как же это отражается на воспитании? Есть такие данные - почти 70% слабоуспевающих школьников - из семей, где воспитание целиком переложено на мать (дети выходят из под контроля матери и она не справляется с воспитательными задачами). Хорошее мужское влияние на детей также необходимо, как и женское. Без него семейное воспитание является ущербным. Недаром в понятие «безотцовщина» исстари вкладывается очень горький смысл. Еще П.Ф. Каптарев, русский педагог и психолог отмечал: «В высокой степени важно и даже необходимо для правильной постановки семейного воспитания, чтобы отец и мать принимали, по возможности, равнодеятельное участие в воспитании детей. А когда отца просто - нет? Из 75 детей нашей школы – 16детей (21%) воспитывают матери - одиночки. Где брать хороших отцов?

Конечно, каждая мама, хочет, чтобы дети были добрыми, заботливыми, счастливыми, успешными в жизни, пользовались бы уважением и любовью окружающих. Никто не хочет непослушных, склонных к вредным привычками и преступлениям. Но откуда же берутся «трудные» дети?

А причина проста- в результате ошибок в воспитании родители, и в частности матери, теряют авторитет. Наиболее серьезными и довольно часто встречающимися ошибками являются следующие:

1. На воспитание сына или дочери обращалось мало внимания в первые годы жизни, в дошкольный период и в школьный период. Родила и отдала бабушке (мать- кукушка). А бабушка, есть бабушка. Ребенок вынужден занимать себя сам, самостоятельно находить себе занятие, или искать тех, кто разделит с ним его интересы. А когда он станет подростком, мама с наивностью будет удивляться, почему он её не слушает, почему мнение друзей для него важнее, чем её материнское мнение. Ответ прост, когда мама была нужна ребёнку, когда ребенок был готов её слушать, ей было некогда, она упустила свой шанс и потеряла свой авторитет. Равнодушие к детям порождает непослушных детей. Любите своих детей и никогда не бросайте!

2. Слепая, неразумная любовь к сыну (дочери), которая приводит к вседозволенности и потребительству. Вырастают дети эгоисты.

3. Нетребовательность родителей к сыну (дочери) и попустительство. Все дозволяют, что захочет ребенок, такие помыкают родителями, чаще мамой и мама не справляется с таким ребенком. Ребенок предоставлен сам себе. Что хочу, то и делаю! Часто мы, учителя, в своей практике слышим от родителей: «Я ничего не могу с ним сделать, он меня не слушается». Почему так происходит, а причина проста – родители, и в частности матери, потеряли авторитет. Ведь авторитет появляется не на пустом месте. Вот какой человек является авторитетным для вас? (знающий, компетентный, тот, кому вы доверяете, кто сумел доказать вам каким либо поступком свою правоту). А как понять ребенку, что если он будет делать, так как сказала мама, то получит положительный результат, ведь он не в состоянии понять ваших глобальных замыслов, о воспитании настоящего человека. А авторитет складывается из маленьких дел, в результате, которых ребенок может убедиться сделал, так как сказала мама, получилось хорошо. Надо быть требовательными, последовательными в требованиях и к себе и к детям!

4.Единственный ребёнок в семье является центром чрезмерного внимания всех взрослых членов семьи. Вырастает избалованный эгоист, который кроме себя никого не любит.

5.У родителей было трудное детство, поэтому они считают, что у сына (дочери) детство должно быть беззаботным и легким. Отстраняют детей от посильного домашнего труда. Лучше сама все сделаю (чище, быстрее, а то еще разобьёт, испортит, лучше сама). В корне неверно - вырастают ленивые, белоручки, неумёхи, тунеядцы. А мама, если ребёнок не разделяет с ней домашний труд, в его глазах превращается в некий обслуживающий персонал, и в этом образе не может быть для него авторитетом. Она просто прислуга, появляются повелительные нотки в общении с матерью (принеси-подай). А если загянуть в историю, не совсем даже в древнюю, лет сто назад, авторитет родителей был, несомненно, очень высок. И отчасти потому, что дети видели процесс труда своих родителей и его результат, сами принимали в нем участие. Итак, важное правило- все, что можно делать вместе с ребенком, делайте вместе с ребенком! Труд, разумная занятость детей - одно из главных условий воспитания положительных привычек.

6.Современная мама основное время сосредоточила на улучшении материально - бытовых условий семьи. А воспитанию детей придает второстепенное значение. Современная мама каждый день уходит на работу, и непонятно, что там она делает. А вечером, приходя с этой самой работы, мама в сумке приносит все что нужно (еду, угощения). И вечером мама уже устала и даже еду для семьи готовит на скорую руку. И зачастую все чаще мама прибегает к «быстрой еде» - полуфабрикаты, пельмени из пакета, торты, печенья, пирожные. Ей все время некогда, не хватает времени, но как сказал известный философ Артур Шопенгауэр: «Человек всегда найдет время на то, что ему действительно интересно». Осталось лишь честно ответить себе на вопрос: «А что мне интересно?».

7. Отсутствие единых требований и четкой линии в воспитании. Семья плохо представляет цель, задачи, средства и методы воспитания. Родился ребенок и растет как трава, идет все в семье само собой, по накатанному. Многие женщины думают, что родить ребенка и стать матерью - одно и то же. С тем же успехом можно бы было сказать, что одно и то же - иметь рояль и быть пианистом. Нет, материнство – великий духовный и физический труд, продолжающийся всю жизнь. Если не воспитывают детей в семье, их подхватит улица (они найдут других воспитателей), станут достоянием плохих кампаний.

8. Сын (дочь) избалованы хорошими материальными условиями. Это так называемая «золотая молодёжь» - потребители, они воспринимают родителей как источник финансирования, как «кошелек». Дети растут и потребности их тоже растут. До беды –один шаг.

9. Противоречивость воспитательных воздействий (то чрезмерное запугивание, завышенная строгость, неуместные наказания, то, наоборот, чрезмерная нетребовательность и попустительство), это воспитывает в детях лживость и лицемерие.

10.Чрезмерная строгость и авторитаризм по отношению к детям (грубая родительская власть, применение физических наказаний) - дети запуганные, робкие, неуверенные в себе, не общительные. Взрослея, на насилие отвечают вспышками грубости и откровенной ненавистью. Вырастают злобные и мстительные.

11.Родители делят детей на любимых и нелюбимых «постылых». Мама любит дочь. Папа сына. Ревностные отношения в семье. Любите своих детей одинаково!

12.Неоправданная идеализация своих детей («мой ребенок самый умный, самый талантливый, необыкновенный, самый-самый»)- захваленные дети, дети с завышенной самооценкой, рассчитывают только на успех, воспринимают неудачи как катастрофу.

13.Перекладывание забот о воспитании детей на школу, д/сад, другие общеобразовательные учреждения. (Я кормлю, одеваю, а учителя пусть воспитывают, им за это деньги платят!). Да, школа воспитывает, но первые воспитатели – это мать и отец!

14. Неурядицы в семье, ссоры родителей в присутствии ребенка, разводы родителей. Очень болезненно воспринимаются детьми, особенно когда родители предлагают ребенку выбор чьей-то стороны (быть за папу или за маму, а ему хочется любить и папу и маму), от этого дети очень страдают

15. Неправильное поведение отдельных родителей в быту, пьянство, дебоширство, аморальное поведение мам-одиночек, которые устраивают личную жизнь (молодость бывает только раз!) и им некогда заниматься детьми. Пьют родители - страдают дети. Таких детей видно в школе (они неухоженные, грязные, от них неприятно пахнет, у детей Ф-20). Пьющая мать очень быстро теряет свои материнские качества, перестает заботиться о доме, детях, опускается, не следит за собой. Превращается в жалкое подобие женщины! Такие семьи мы ставим на учет как неблагополучные . Дети, которые растут в неблагополучных семьях, подвержены опасности жизни , их не кормят, не одевают, не воспитываю. Они часто пропускают уроки без уважительных причин, и,как следствие, плохо учатся. Дети в семьях таких женщин видят пример глубокого морального падения матери. Дети принимают такой образ жизни, считают, что так и нужно жить. (защищают мать, попробуй сказать о матери плохо!). Одним из серьезных последствий пьянства в таких семьях является раннее привыкание детей к алкоголю. (пример налицо, а дети склонны к подражательству). Часто таких детей воспитывает улица, они приобретают весьма некультурные привычки и совершают правонарушения. Детей из таких семей забирают, и о них заботится государство. Матерям дают срок на исправление, но исправляется 1% женщин. Получается, наоборот, «мамашкам» развязывают руки, и они продолжают катиться по наклонной.

Перечисленные ошибки нередко встречаются в семьях, иногда дополняют одна другую, еще больше осложняя воспитательную обстановку в семье. Они отрицательно воздействуют на формирование личности ребёнка. На формирование у детей трудолюбия, честности, самостоятельности и многих других качеств личности.

Отцы и матери должны видеть ошибки других родителей и не поступать так. Знать ошибки семейного воспитания необходимо, чтобы предупреждать их появление. Осознание того, что ты, родитель, допустил в воспитании ребенка ошибку, и обдумывание, почему это произошло, помогает найти пути исправления ошибки в каждом конкретном случае. И родителям этому надо учиться.

А какая мать – хорошая мать?

Хотя идеальных людей нет, но, тем не менее, вот несколько критериев , по которым можно определить и сказать: «Вы хорошая мать!»:

1.Хорошая мать понимает, что является первым человеком, которого любит ребенок; она - первый «объект любви» сына или дочери. Если мать соответствует этой потребности (не совершает вышеперечисленных ошибок и достойно выполняет свою материнскую долю), любовь обращается на нее. Если нет - ребенок оказывается в одиночестве и начинает испытывать ненависть. Поэтому хорошая мать работает над собой и обеспечивает достойный объект любви для сына или дочери.

2. Хорошая мать должна быть не только любимой, но и любить . Любовь питает душу, окрашивает красками человеческие чувства. Просто любить ребенка - это ещё мало. Мать любит своих детей больше, чем себя. Любовь её бескорыстна и не требует наград. Для того чтобы накормить детей, она остается голодной. Она готова жертвовать собой ради ребенка, быть отзывчивой и внимательной к его потребностям, готова отдать за ребенка свою жизнь!

3. Хорошая мать всегда придет на помощь в преодолении трудностей , начиная с самого раннего детства и до взрослости.
Это помогает выстроить взаимоотношения с ребенком на основе сотрудничества. Такой вид отношений полностью исключает «подстроить ребенка под себя», не считаясь с его потребностями и желаниями.

4. Хорошая мать гордится своими детьми , они хорошо учатся в школе, участвуют в школьных делах, трудолюбивы, у детей есть домашние обязанности, хобби, они радуют мать своими успехами.

5. Залог успеха в формировании характера сына или дочки - доброжелательные отношения в семье между родителями. Тремя китами семейного счастья должны быть любовь, взаимопонимание и доверие.

Роль матери в жизни сына!
Мать вкладывает в мальчика свое понимание жизни, понимание отношений между мужчинами и женщинами. Мужчина подсознательно ищет себе жену, схожую с матерью. Если отношения с матерью складывались плохо, юноша стремится найти жену с противоположными качествами, чем мать. Как будущий муж будет любить свою жену, является зеркалом его любви к родной матери.
Роль матери в жизни дочери!
Каждая мать должна помнить, что однажды ее дочь будет следовать ее примеру, а не ее советам. От того, как протекали отношения с мамой в самом раннем детстве, зависит то, как человек будет относиться к миру. Для девочки образ мамы, приобретенный в младенчестве - это еще и образ себя как женщины, как матери, бессознательно заложенный в память и автоматически воплощаемый в жизненном сценарии. Именно дочери чаще всего выбирают мамину модель поведения с мужчинами.

Готовясь к собранию , я провела анкетирование уч-ся 9 класса. Детям было предложено ответить на 2 вопроса: Для чего нужна мама? Почему ты любишь маму?

Вот что ответили дети………………………….

Упражнение «Букет из ласковых слов» Дорогие мамы! В том, что вы любите своих детей, нет никакого сомненья! А теперь я хочу спросить, каким способом чаще всего вы говорите ребенку о своей любви, о своих чувствах? Вспомните ласковые и нежные слова о своем ребенке. Мы составим виртуальный букет из ласковых слов и посмотрим много- ли их? ………………….

Оказывается есть 97 способов сказать ребёнку «Я тебя люблю!» Я предлагаю вам памятку, которая так и называется «97 способов сказать ребёнку «Я тебя люблю!» Надеюсь, что она поможет вам в воспитании ваших детей…………..

1. Молодец!

2. Хорошо.

3. Удивительно!

4. Великолепно!

5. Прекрасно.

6. Грандиозно!

7. Незабываемо.

8. Остроумно.

9. Талантливо.

10. Именно этого мы от тебя ждали.

11. Это трогает меня до глубины души.

12. Отлично!

13. Классно!

14. Поразительно!

15. Красота.

16. Несравненно.

17. Неподражаемо.

18. Как в сказке.

19. Очень ясно!

20. Очень эффектно!

21. Здорово!

22. Поздравляю!

23. Ух!

24. Потрясающе!

25. Это как раз то, что нужно.

26. Ярко, образно.

27. Еще лучше, чем прежде.

28. Ты одаренный!

29. Ты сегодня много сделал.

30. Ты чудо!

31. Гораздо лучше, чем я ожидала.

32. Ты на верном пути.

35. Я тобой горжусь.

36. Мне очень важна твоя помощь.

37. Я просто счастлива.

38. Работать с тобой радостно.

39. Сегодня уже лучше.

40. Ты самый замечательный!

41. Сказано здорово!

42. Ты мне необходим.

43. Я тобой восхищаюсь.

44. Ты моя надежда.

45. Ты мое счастье.

46. Ты моя радость.

47. Ты моя опора.

48. Ты великодушен.

49. Я от тебя в восторге.

50. С тобой тепло как при солнышке.

51. Как ты ловок и умел.

52. Ясный, как звездочка.

53. Для меня важно все, что тебя тревожит и радует.

54. Для меня нет никого красивее тебя.

55. Научи меня делать так же.

56. Чудо мое!

57. Тут мне без тебя не обойтись.

58. Ты талантлив!

59. Что бы я без тебя делала?

60. Я горжусь тобой.

61. Удивительно, как мне с тобой хорошо!

62. У тебя руки золотые.

63 . Я тебе благодарна.

64. Как чудесно все у тебя получается!

65. Ай, да умница!

67. Иди, пожалею!

68. Цветик ты мой!

69. Как, ты аккуратен!

70. Я не сомневаюсь в тебе.

71. У тебя непременно все получится.

72. Будь смелее, дерзай!

73. Я верю в тебя.

74. Ты мой защитник.

75. Расскажи мне о своей беде.

76. Ты не подведешь.

78. Это не беда.

79. Спи сладко.

80. Что ты чувствуешь?

81. Как ты считаешь?

82. Солнышко мое!

83. Моя кровиночка!

84. Чудо, а не ребенок!

85. Давай вместе подумаем.

86. Бывают же такие дети!

87. Звездочка моя!

88. Я нуждаюсь в твоей поддержке.

89. Зайка, мой!

90. Ты - удивительный ребенок!

91. Я знаю - тебе это по силам.

92. Я горжусь тем, что тебе это удалось

93. Я сам не смог бы сделать лучше.

94. Пусть тебе присниться чудесная сказка.

95. Не отчаивайся, я рядом.

96. Я благодарна судьбе за то, что она подарила мне тебя!

97. К этому осталось добавить: Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ!

Заканчивая свое выступление, мне искренне хочется верить, что разговор, сегодня был не напрасным, и вы о многом задумаетесь. МАМА- главное слово на свете, а для мамы- главное слово – ДЕТИ!
Помните самое главное, для ребенка мама- это целый мир, и то каким этот мир будет, зависит только от вас. И не забывайте дарить любовь своим детям и учите этому своих детей!

А сейчас поэтические и музыкальные поздравления Вам подарят Ваши дети!

Содержимое

Мама и ребенок настолько тесно связаны, что часто в первые годы жизни малыша они воспринимаются как единое целое. Часто можно услышать от мам - мы поели, мы нарисовали, мы пописали.

Мама ухаживает за ребенком, кормит его грудью, прижимает во сне, защищает и оберегает свое дитя. А также учит всему, что пригодится ребенку для выживания и обретения стабильности в мире.

Это и есть воспитание. В статье мы рассмотрим, в чем конкретно заключается мамино воспитание, какие мифы нужно отбросить и как влияет мамин подход к вопросу воспитания на становление личности малыша.

Мифы о воспитании

Удивительно, но не только статьи в интернете, но и большинство книг о материнстве и воспитании пестрят заголовками «мама должна». И должна она, судя по описанию, всем и очень много - знать все об уходе за новорожденным, уметь успокоить, правильно и вовремя ввести прикорм, воспитать у ребенка музыкальный слух и математические способности, открывать в нем таланты, бесконечно читать, петь, танцевать. А также всегда быть улыбчивой, нежной и всепрощающей. Все это на фоне идеально чистого дома (ведь ребенок должен жить в стерильности!), и приготовленных обедов из трех блюд.

Хорошая новость в том, что наряду с этими статьями и книгами, способными спровоцировать послеродовую депрессию и нервное перенапряжение у молодой и неопытной мамы, появляются более гуманные советы современных психологов и педиатров о роли матери в воспитании. И главная мысль — ребенку не нужна идеальная мать. А нужна совершенно обычная мама, которая будет любить и заботиться, знакомить его с окружающим миром и иногда наказывать. Для того чтобы воспитывать своего ребенка, необязательно бросать работу или не заниматься домашней работой, ведь лучшее обучение - это приобщение малыша к ежедневным хлопотам, игры на ходу. А главное - готовность мамы быть внимательной к потребностям ребенка, слушать и слышать его.

Этапы воспитания

Разберемся, какие этапы в жизни маленького человека являются критическими в воспитании и на что маме лучше сделать упор в эти годы.

Новорожденный

С того момента, как ваш кроха появился на свет, первое в чем он нуждается - это тактильный контакт. Малышу очень неуютно в новом мире, поэтому он успокаивается в маминых объятьях, ждет защиты и заботы, теплого молочка и близкого сердцебиения. До года воспитание в основном сводится к тщательному уходу и помощи в адаптации к окружающему миру. И первое, на что ребенок смотрит, когда знакомится с ним - это мамина реакция. Основываясь на эмоциях, выражении лица, интонациях мамы, он решает - дружелюбен или враждебен мир, учится реагировать на внимание других людей.

Поэтому на этом этапе важно, чтобы мама сама была открыта миру, не находилась в стрессовом состоянии. Для выхода из стресса и послеродовой депрессии стоит использовать всю возможную помощь окружающих — бабушек, папы, дальних родственников. Пусть они занимаются бытовыми и хозяйственными вопросами. Внимание мамы же лучше сосредоточить на ребенке, его развитии и воспитании.

Чем больше внимания сможет мама уделить в этот период малышу, тем крепче становится привязанность между ними. Которая в дальнейшем трансформируется в крепкую основу для формирования сильной и уверенной в себе личности.

Многочисленные исследования доказывают, что в семьях, где нет мамы или малыш обделен ее вниманием, дети медленнее развиваются и более склонны к эмоциональной нестабильности во взрослом возрасте.

С года до четырех

Отмечая малышу первый день рождения, мы ставим черту, за которой начинается новый период. Теперь это уже не младенец, это маленький мальчик или маленькая девочка. И к заботе и уходу, ненавязчивым играм, потешкам и прибауткам добавляются новые элементы. Теперь можно и нужно аккуратно учить малыша правилам безопасности - как различать горячее и холодное, как переходить дорогу, как вести себя в саду или в гостях. На этом этапе у ребенка формируется понятие о законах, которые действуют в мире. Объяснить, что такое хорошо и что такое плохо - задача мамы.

Обучение и воспитание малышей мама всегда проводит только в игровой форме. Не стоит сажать трехлетку за парту и требовать от него повторения правил этикета. Примеры из сказок, разговоры на прогулках, постановки в домашнем кукольном театре - обучение можно облечь во множество форм. Очень важно, чтобы именно мама доносила базовые понятия о мире, ведь она для ребенка источник жизни, малыш бесконечно доверяет ей.

На этом этапе мамам стоит взять за правило - не давать пустых обещаний. Ребенок очень чувствителен к неоправданным обещаниям, они подрывают доверие к маме, а это влечет закрытие от окружающего мира.

Еще один фактор маминого воспитания, о котором стоит упомянуть - в этом возрасте важно дать ребенку научиться проводить какое-то время наедине с собой. Он должен научиться самостоятельно принимать решение во что он хочет играть, в какую одежду одеться, какие игрушки возьмет на прогулку. Это помогает развивать самостоятельность. Часто маме проще самой одеть иди покормить из ложечки малыша, но не отбивайте у ребенка инициативу, пусть делает сам как может.

После четырех

Принято считать, что после трех-четырех лет ребенок уже практически сформирован как личность. У него четко выражены черты характера, он знает, чего хочет, знает распределение ролей и иерархию в семье и в обществе. На этом этапе к воспитанию можно добавлять разного рода обучения.

Маме очень важно видеть в маленьком человеке личность и иметь представление, что именно ребенку нужно. Не стоит поддаваться стадному чувству, если знакомые мамы отдают детей в художественную гимнастику, а ваш усидчивый малыш больше любит рисовать. Выбирайте занятие для развития талантов именно вашего ребенка.

Чаще задавайте ему вопросы - это развивает его мышление, помогает осваивать речь, а для вас откроет мир интересов ребенка. Заинтересованность мамы в нем как в личности, поддержка в новых увлечениях - это формирует в ребенке уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и воспитывает решительность.

Идем в школу

К шести—семи годам мамы начинают готовить детей к школе. По сути ребенок еще достаточно мал, поэтому наряду с обучением ему требуется защита и поддержка, особенно если он не посещал детский сад. Формат обучения в школах практически всегда вызывает стресс у детей, поэтому маме нужно создавать комфортную обстановку дома. Важно не заставлять, а вовлекать в процесс обучения, чаще расспрашивать о школьных друзьях, познакомиться с их родителями.

Мнение мамы для ребенка примерно до 12—13 лет будет единственно верным, будьте осторожны в высказываниях и мнениях. Очень важно подчеркивать уважение к учителям, урокам, дополнительным занятиям.

Подростковый кризис

В моменты, когда ребенок ощущает, что он уже вырос и делает все наперекор родителям, мамина задача все так же принимать ребенка, любить его несмотря на его выходки и неприятности с учителями, эксперименты с одеждой и внешностью. Если мама на это реагирует спокойно, но при этом готова подсказать, мягко направить или дать ценный совет, то пережить подростку тяжелый период будет намного комфортнее.

По мере взросления ребенку нужно все меньше ухода и непосредственной заботы, но все больше ребенок зависим от поведения матери - он копирует ее манеры, привычки, особенности разговора и общения с людьми. На любом этапе жизни для ребенка является важным принятие мамой его личности, одобрение его выбора. Не всем мамы могут уделить ребенку много времени, играть с ним часто, регулярно водить в театры или спортивные секции. Но в становлении личности главное, чтобы мама была на расстоянии вытянутой руки, помогала, а иногда и не мешала развиваться и познавать окружающий мир. В этом и состоит роль матери в воспитании своего ребенка.

Главным воспитателем дочки в семье, как правило, выступает мать. Она дает жизнь ребенку, вскармливает его, материнские чувства являются определяющими в ее отношении к своей малышке. Естественно, что и девочки отвечают матери соответствующим образом, между ними -- особенно в раннем возрасте ребенка -- обычно устанавливаются более близкие отношения, чем между детьми и отцом. Это обстоятельство имеет существенное значение, которое следует учитывать и использовать в целях воспитания как девочек, так и мальчиков.

Близость отношений благоприятствует воспитательному воздействию матери на ребенка, и поэтому очень важно, чтобы мать была во всем настоящим образцом для своей дочери. Природная восприимчивость девочек, их непроизвольное внимание, подсознательный интерес ко всему наглядному, конкретному помогают им как бы автоматически усваивать то, что они видят, слышат, чувствуют, общаясь с матерью. И если мать, помня об этом, в своем поведении, образе жизни, внешнем облике будет стараться служить достойным примером для дочери начиная с первых недель -- успех его воздействия в большой степени будет гарантирован. Это касается и отношения к людям, вещам, к труду и характера проявления эмоций, и манеры говорить, и многого другого. Дочь прежде всего у матери перенимает внешние формы поведения, да и немало внутренних черт, определяющих облик и характер женщины. Так, если мать обладает женственностью, именно благодаря ей это качество становится свойством дочери.

Незаменима роль матери в приучении девочки к семейным делам и заботам, к труду в домашнем хозяйстве. Помимо ее личного примера здесь помогают соответствующие игрушки (куклы, игрушечная мебель, посуда) и игры, а также рассказы, беседы, показ, привлечение к посильному участию в хозяйственном труде.

Появление в семье младшего ребенка предоставляет богатые возможности для воспитания и развития у девочки многих типично женских черт, которые проявляются в заботе о малышах и слабых, в уходе за ними, в ласке и нежности.

Роль отца в воспитании девочки

Рассмотрим роль отца в воспитании дочери.

Папа же выступает в роли главного мужчины ее окружения, своеобразного эталона мужественности. И дочка ждет от этих двух самых главных людей в ее жизни любви, внимания, нежности и заботы. Оправдывая эти ожидания, как можно чаще интересуйтесь мыслями и чувствами дочки, расспрашивайте ее о впечатлениях минувшего дня, о том, что порадовало или расстроило ребенка. Приучая девочку с детства делиться своими бедами и победами с родителями, Вы тем самым установите доверительные и близкие отношения с ней. Впоследствии всегда сможете своевременно оказать необходимую поддержку и дать полезный совет.

Формируйте у ребенка ощущение вашей постоянной готовности прийти на помощь и принимайте активное участие в решении проблем ребенка. Поддержка и одобрение родителей, взаимопонимание в семье помогут девочке вырасти открытым и дружелюбным человеком, без страха использующим свои способности и проявляющим таланты в повседневной деятельности. Если родители не учитывают такую зависимость ребенка от поддержки и участия, то у дочки может сформироваться заниженная самооценка, чувство своей никчемности, слабости и беззащитности. Девочка может замкнуться в себе и начнет избегать общения с окружающими людьми.

В любой деятельности для девочек важно кто оценит их труд и как оценит. Если мальчиков интересует сама суть оценки, то девочки ожидают эмоциональной реакции родителей на то, какое произвели они впечатление. Они ожидают восхищения своими умениями и навыками, внешним видом: нарядами, прической, красотой и т.д. Формирование самооценки у девочки напрямую зависит от оценок, которые ей дают окружающие люди. И мнение их о себе является для девочки очень важным. Позитивная оценка ее поступков, действий или внешнего вида повысит ее уверенность в себе, придаст дополнительную энергию для продолжения нужных действий.

Воспитывая девочку, чаще используйте комплименты. Умение подметить качества и черты характера ребенка, важные детали его внешнего вида помогут вызвать положительные эмоции малышки, утвердиться в правильности совершенного действия и сформируют позитивное мышление. Например, "Какая красивая у тебя кофточка, она очень идет к твоим глазам", "Какие чистые и опрятные у тебя куклы, ты очень аккуратно с ними играешь". Хвалить ребенка можно за все - за помощь по дому, за учебу в школе, за опрятный внешний вид. Но при этом важно чувствовать и меру. Не переступите грань, за которой восхваляемое достоинство превращается в недостаток. Так, постоянно акцентируя внимание девочки на ее внешней красоте, можно сформировать у ребенка завышенную самооценку, которая в дальнейшем вызовет проблемы в общении с другими детьми.

Для девочек характерно проявление интереса ко взаимоотношениям между людьми, к их переживаниям, поведению, эмоциям. С возрастом интерес ко внутреннему миру, своему собственному или же окружающих ее людей, только возрастает. Проявляется этот интерес в стремлении познать саму себя, проанализировать поступки других. В подростковом возрасте девочки заводят дневники-анкеты для своих подруг, или же начинают вести личный дневник, записывая волнующие их мысли. Находитесь всегда рядом, помогайте найти ответы на волнующие их вопросы, найти пути выхода из сложных ситуаций. Участие родителей в воспитании ребенка не должно проявляться в виде стихийных акций. Это постоянный процесс. Дети учатся жизни, отталкиваясь от наших собственных взглядов. Чем больше мы их поощряем и хвалим, чем больше поддерживаем и любим, тем больше радости они видят в окружающем их мире, и большего успеха достигают в жизни.

Отец, олицетворяя мужское начало в семье, главным образом закладывает рациональные основы в детях. Его общение с дочерью дает ей представление о мужчинах вообще и тем самым помогает почувствовать и четче осознать свою женскую природу. Учитывая присущую девочкам привязанность к дому, к тому, что их непосредственно окружает, отец должен уделять специальное внимание воспитанию любознательности, стремиться расширить кругозор дочери, знакомить с тем, что выходит за рамки уже известного ей. Этому помогает чтение сказок, разучивание стихов, рассматривание и раскрашивание картинок, рисование, слушание музыки, общение с природой, просмотр детских телепередач. Большую пользу приносят совместные прогулки и экскурсии, сопровождаемые необходимыми пояснениями, а также контакты со сверстниками.

Воспитательные усилия и отца, и матери по отношению к девочке дошкольного возраста в значительной мере должны быть направлены на то, чтобы как следует подготовить ее к обучению в школе. Это значит: настойчиво продолжать развитие и поощрение у детей любознательности, желания учиться, воспитывать интерес к школе, учению, формировать уважительное отношение к учителю. Важно заранее ориентировать девочек на хорошие, добрые отношения с мальчиками в школе, делать акцент на необходимости дружных совместных занятий, игр, взаимопомощи. Наличие брата в семье, естественно, в значительной мере облегчает решение этой задачи.

Поступление дочери в школу -- большое событие для неё и её родителей. Став школьницей, девочка активно включается в систему общественных отношений, что большинству из них обычно импонирует. Она принимает на себя вполне конкретные обязанности -- добросовестно учиться, вместе с тем обретая определенные права как член школьного коллектива. С появлением школьницы в семье верным союзником и квалифицированным помощником родителей может стать учитель. Поэтому первоочередная забота родителей -- установить с ним деловые контакты и совместными усилиями решать актуальные задачи воспитания.

В семье ребенку-школьнику необходимо создать надлежащие условия для занятий и отдыха. Большое значение имеет четкая организация режима, который предусматривал бы все основные моменты, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность. В этом отношении родители имеют возможность проконсультироваться в школе с учителем, школьным врачом, учитывая при этом специфические особенности жизни своей семьи.

Сознавая, что для начинающей школьницы учение является не только новым занятием, но и серьезным трудом, нелегким и ответственным делом, родителям следует уделять повседневное внимание ее учебе, интересоваться успехами, вникать в затруднения, в случае надобности оказывать помощь разъяснениями и советами, дополнительными упражнениями. Бывают полезны дидактические и другие игры, наглядные пособия, как приобретенные, так и изготовленные вместе с дочкой. Наряду с предметной помощью школьнице в учении важно по прежнему расширять ее кругозор, развивать самостоятельность, поощрять познавательную активность, используя беседы, совместное чтение, экскурсии и т. п.

Опираясь на все положительное в характере своей дочери, отец и мать должны стремиться осуществлять ее всестороннее развитие, совершенствовать важнейшие личностные качества, одновременно выявляя отрицательные черты и преодолевая их. С этой целью используются объяснение, приучение -- девочке рассказывают и показывают, как нужно поступать в том или ином случае, а затем при необходимости напоминают об этом. Повышенная внушаемость девочек благоприятствует эффективному воздействию таких методов.

Целесообразно применять и поощрения, если ребенок их заслуживает хорошим поведением, успехами в учении, добрыми поступками. Это может быть похвала, разрешение на развлечение, желанный подарок. В необходимых случаях возможны и наказания: замечание, лишение удовольствия. С учетом впечатлительности, обидчивости девочек применение наказаний по отношению к ним требует особого такта и осторожности.

Разумеется, совершенно исключаются какие-либо физические наказания, унижающие достоинство и того, кто подвергается такому наказанию, и того, кто наказывает. Не решая проблем, они препятствуют нормальному воспитанию, так как вызывают у ребенка страх, стремление скрыть свой проступок, приводят к отчуждению, а иногда их последствием могут быть серьезные физические или психические травмы.

В подростковом возрасте воспитание девочек заметно усложняется.

Претендуя на взрослость, они предпочитают по многим вопросам иметь собственное мнение, далеко не всегда совпадающее с мнением старших, предъявляют повышенные требования к окружающим. Круг их интересов расширяется, возрастает активность, обостряется желание иметь более обширный круг общения как со сверстниками, так и со старшими по возрасту людьми.

Испытывая определенные трудности с учебой в 5--6-х классах, вызванные, в частности, началом полового созревания, девочки в дальнейшем справляются в основном с этими трудностями и в большинстве своем учатся более ровно, чем мальчики-подростки. Сравнительно лучше обстоит дело у них и с дисциплиной.

Поскольку многие девочки-школьницы предпочитают гуманитарные учебные предметы, в целях всестороннего развития родителям имеет смысл привлекать их внимание и к естественно-научным дисциплинам, раскрывать значение таких предметов, как математика, физика, химия, для совершенствования мышления, повышения общей культуры. Вместе с тем, учитывая их интерес к внутреннему миру человека, важно оказывать им содействие в этом отношении путем непринужденных бесед на соответствующие темы, обсуждения художественных произведений, рекомендации доступной литературы по психологии. Девочки-подростки охотно читают популярные книги, посвященные проблемам нравственности, конкретным вопросам взаимоотношений между людьми, между полами, культуре поведения, что оказывает положительное влияние на их нравственное и общее развитие.

Подростковый возраст школьника связан с проблемой выбора им будущей профессии. Вместе со школой отцу и матери следует уделять этой проблеме специальное внимание, с одной стороны, выявляя склонности и способности дочери, а с другой -- знакомя с различными сферами деятельности, специальностями, профессиями. В принципе, представительницам женского пола доступны очень многие, почти все существующие профессии, но немало таких, которые наиболее отвечают женской натуре, соответствуют их физическим и психологическим особенностям. Например: воспитательница, учительница, врач, медсестра, машинистка, портниха, продавщица, парикмахер, повар, доярка и т.д. При выборе профессии наряду с личными интересами девочки имеют значение состояние ее здоровья, семейные традиции и другие обстоятельства, с которыми необходимо считаться. В любом случае нельзя забывать, что верный и обоснованный выбор призвания, жизненного пути -- весьма важная предпосылка человеческого счастья, материального и морального благополучия.

В среднем и старшем школьном возрасте становится особенно актуальной задача подготовки дочери к семейной жизни. Создание семьи, выращивание и воспитание детей -- естественный долг каждого здорового человека. В процессе семейного воспитания необходимо исподволь, постепенно, но и неуклонно при удобном случае внушать девочке, а затем и девушке мысль о том, что у нее со временем будет своя собственная семья, дети. Такая психологическая установка имеет существенное значение, помогает сформировать положительное отношение к семье, стимулирует целенаправленную подготовку к будущей семейной жизни.

Конечно, при этом надо иметь в виду, что очень многое определяется примером родительской семьи.

Если девочка изо дня в день видит, как хорошо и дружно живут отец и мать, помогают друг другу во всем, какая теплая и доброжелательная атмосфера постоянно царит в доме, насколько легче преодолеваются любые трудности общими усилиями, у нее закономерно будет складываться впечатление о том, что именно семья создает все условия для счастья, что она действительно нужна каждому.

Роль матери основана на биологических особенностях, системы идеологических ценностей и модели поведения взятой из окружающей социальной группы. Права и обязанности материнства определяет общество и культурное наследие.

Роль матери для ребенка

Именно мать влияет на поведение людей в обществе, но прежде всего она оказывает влияние на поведение детей. С момента рождения ребенка значение матери важно для правильного развития, материнская забота основана на любви и доверии, укрепляет чувство собственного достоинства. Качество отношений между матерью и ребенком определяет умственное и эмоциональное развитие, а отсутствие тесной связи с матерью приводит к серьезным последствиям, например к хронической депрессии и склонностью к асоциальному поведению в будущем.

Мать является главным человеком в жизни ребенка независимо от его возраста и важность матери пропорциональна возрасту ребенка, так, чем беспомощней малыш, тем больше он нуждается в ее присутствии. Мать заботится о домашнем хозяйстве, отвечает за создание эмоциональной атмосферы в доме, поддерживает семейные связи и традиции. Кроме того, ребенок учится у матери регулироваться свое поведение, проявлять чувства и эмоции, понимать окружающих через эмпатию. Ребенок стремиться понравится матери, копируя ее поведение и отношение к другим людям.

Роль матери в глазах общества

Роль матери в обществе постоянно меняется и зависит от множества факторов. Например, роль матери-одиночки существенно отличается от матери, у которой есть муж, также отличаются материнские роли в зависимости от того, работает женщина или занимается домашним хозяйством. Понятно, что у одинокой мамы меньше времени на общение с ребенком и больше ответственности перед малышом, она должна все успеть – накормить, отвести, поиграть, приготовить и успеть на работу.

Однако не меняется понятие матери, как первого человека влияющего на развитие и воспитание, поэтому общество так требовательно к ней, вне зависимости от ее социального положения. Каждая мама в глазах общества – воспитатель-педагог, хранительница домашнего очага и человек, который обслуживает потребности семьи.

Как все успеть

Удовлетворить желания общества не всегда возможно, так что не надо рвать на себе волосы, чтобы стать идеальной для всех. Достаточно быть лучшей для своего ребенка. Поцелуй перед сном, беседа о прошедшем дне, прогулка в парке на выходных и совместные игры сделают жизнь ребенка более наполненной воспоминаниями о материнской заботе. Главная задача, сделать детство ребенка как можно более комфортным, не обделенным вниманием и любовью.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: