Какой он — путь к самопознанию?​. Самопознание путь к просветлению: человек и его «Я

-------
| сайт collection
|-------
| Рудольф Штайнер
| Путь к самопознанию человека. Порог духовного мира
-------

В этой книге поставлена задача – дать духовно-научные познания о существе человека. Изложение ведется таким образом, чтобы читатель мог врастать в излагаемое так, чтобы по мере чтения оно становилось для него как бы своего рода беседой с самим собой. Если эта беседа слагается так, что при этом раскрываются скрытые до тех пор силы, которые могут быть пробуждены в каждой душе, тогда чтение приводит к действительной внутренней душевной работе. И душа может увидеть себя постепенно вынужденной к душевному странствию, переносящему ее, воистину, к созерцанию духовных миров. Поэтому сообщаемое дано в форме восьми медитаций, которые могут быть действительно проведены. В последнем случае они могут оказаться пригодными для того, чтобы раскрыть душе путем ее собственного внутреннего углубления то, о чем в них говорится.
Задача этой книги состоит в том, чтобы, с одной стороны, дать что-нибудь читателю, уже более подробно знакомому с литературой и работами в области сверхчувственного, как оно здесь разумеется. Таким образом, знакомый со сверхчувственной жизнью найдет здесь, может быть, в самом способе изложения, в непосредственной связи сообщения с душевным переживанием нечто такое, что может показаться ему важным. С другой же стороны, некоторые найдут, что именно благодаря такому способу изложения книга может оказаться полезной также и людям, еще далеко стоящим от достижений духовной науки.
По отношению к другим моим сочинениям из области духовной науки, эта книга должна служить дополнением, а также и расширением. Однако ее можно читать и как нечто самостоятельное.
В моей «Теософии» и в «Очерке тайноведения» была поставлена задача изложить вещи так, как они представляются наблюдению, обращенному на духовное. Изложение в этих сочинениях описательное; ход его был предписан той закономерностью, которая раскрывается из самих вещей. В этом «Пути к самопознанию человека» изложение ведется иначе. В нем говорится о том, что может пережить душа, вступающая определенным образом на путь к духу. Поэтому на это сочинение можно смотреть как на передачу душевных переживаний. Надо только принять во внимание, что переживания, которые могут быть испытаны человеком в таком роде, как они здесь описаны, должны для каждой отдельной души сообразно ее особенности принимать индивидуальную форму. Автор старался соблюсти это условие; поэтому можно представить себе еще и так, что описанное в том виде, как оно здесь изложено, было в точности пережито какой-нибудь определенной душой (поэтому и заглавие должно быть понято в смысле некоего «Пути к самопознанию» – «Eiп Weg zur Selbsterkenntnis).

По этой причине изложенное может послужить к тому, чтобы и другие души могли вживаться в его содержание и достигать соответственных целей. Таким образом, это сочинение является дополнением и расширением также и того, что содержится в моей книге «Как достигнуть познания высших миров?»
Здесь изложены только некоторые отдельные основные переживания духовной науки. От дальнейших сообщений в таком же роде, касающихся других областей «духовной науки», автор счел нужным пока отказаться.
Рудольф Штайнер
Мюнхен, август 1912

Медитирующий пытается получить верное представление о физическом теле

Когда душа через чувства и через их представления отдается явлениям внешнего мира, то при действительном обращении мысли на себя она не может сказать, что она воспринимает эти явления или что она переживает вещи внешнего мира. Ибо, по правде, во время отдачи себя внешнему миру, она ничего не знает о себе. Солнечный свет, в многообразии цветовых явлений разливающийся от вещей в пространстве, – в сущности, это он изживает себя в душе. Радуется ли душа какому-нибудь событию, в мгновение радования она сама – радость, поскольку она знает о том. Радость сама изживает себя в ней. Душа и ее переживания мира суть одно; она переживает себя не как то, что радуется, удивляется, восхищается или страшится. Она сама – радость, удивление, восхищение, страх. Если бы душа всегда могла сознаваться себе в этом, то времена, когда она удаляется от переживания внешнего мира и переходит к наблюдению самой себя, предстали бы ей жизнью совсем особого рода, и прежде всего – совсем несравнимого с обычной жизнью души. В этой особого рода жизни начинают возникать в сознании загадки душевного бытия. И эти загадки суть, в сущности, источник всех прочих мировых загадок. Внешний мир и внутренний предстают перед духом человека, когда душа на некоторое время перестает быть одно с внешним миром и уходит в одиночество самобытия.
Этот уход не есть простое событие, которое, совершившись однажды, могло бы затем быть таким же образом повторено. Это, скорее начало странствия в дотоле неведомые миры. Когда странствие начато, каждый сделанный шаг становится поводом к дальнейшим. Он же является и подготовкой к этим дальнейшим. Он впервые делает душу способной к последующим шагам. И с каждым шагом узнаешь все больше в смысле ответа на вопрос: что такое человек в истинном смысле слова? Открываются миры, остававшиеся сокрытыми для обычного рассмотрения жизни. И, однако, только в них одних заключено то, что может раскрыть истину также и относительно этого рассмотрения жизни. Если даже ни один ответ и не будет всеобъемлющим, окончательным, то все же эти ответы, добываемые посредством внутреннего, душевного странствия, превосходят все, что могут дать нам внешние чувства и связанный с ними рассудок. И человек нуждается в этом ином. Он замечает, что это так, когда действительно обращает свою мысль на самого себя.
Для этого странствия необходимы прежде всего трезвые, сухие размышления. Они дают достоверную исходную точку для дальнейшего движения вперед в сверхчувственные области, которые и являются, в конце концов, для души ее целью. Иная душа желала бы обойтись без этой исходной точки и тотчас же проникнуть в сверхчувственное. Но здоровая душа, даже если она вначале и избегала подобных размышлений, не имея к ним склонности, впоследствии все же отдастся им. Ибо сколько бы человек ни узнавал о сверхчувственном, отправляясь от иной исходной точки, твердую почву под ногами можно приобрести только путем такого рода размышлений, как нижеследующее.
В жизни души могут настать мгновения, когда она говорит сама себе так: ты должна быть в состоянии устраниться от всего, что может дать тебе внешний мир; иначе ты будешь вынуждена к признанию, с которым нельзя дальше жить, а именно – что ты лишь само себя изживающее противоречие. То, что ты воспринимаешь вовне, оно существует без тебя; оно было без тебя и будет без тебя.
Зачем в тебе ощущаются краски, раз твое ощущение может не иметь для них никакого значения? Зачем вещества и силы внешнего мира строят твое тело? Оно оживляется, слагаясь в твое внешнее явление. Внешний мир слагается в тебя. Ты замечаешь, что нуждаешься в этом теле. Ибо без внешних чувств, которые только оно одно может создать тебе, ты прежде всего ничего не мог бы пережить в себе. Таким, каков ты сейчас, ты был бы пуст без твоего тела. Оно дает тебе внутреннюю полноту и содержание. И тогда могут возникнуть те размышления, без которых не может обойтись человеческое бытие, если оно не хочет в известные, настающие для каждого человека мгновения вступить в невыносимое противоречие с самим собой. Это тело, оно живет так, что является ныне выражением душевного переживания. Процессы его таковы, что душа живет им и в нем переживает себя. Некогда это будет не так. Со временем то, что живет в теле, будет подчинено совсем другим законам, чем теперь, когда все в нем протекает для меня, для моего душевного переживания. Оно будет подчинено тем законам, по которым обращаются ко внешней природе вещества и силы, – законам, не имеющим больше никакого отношения ко мне и к моей жизни. Тело, которому я обязан моим душевным переживанием, будет принято в общий круговорот мира и останется в нем так, что не будет иметь ничего общего со всем тем, что я в себе переживаю.
Подобное размышление может вызвать во внутреннем переживании все ужасы мысли о смерти без того, чтобы к этому впечатлению примешались чисто личные чувства, обычно связанные в душе с этой мыслью. Эти чувства действуют так, что в присутствии их нелегко устанавливается то спокойное, невозмутимое настроение, которое необходимо для познавательного размышления. Более чем понятно, что человек ищет познания о смерти и о жизни души, независимой от разложения тела. Положение, в котором он находится по отношению к вопросам, о которых здесь идет речь, способно больше, чем что-либо другое в мире, затуманить объективный взгляд и заставить принять ответы, подсказанные желанием. Но в духовной области человек не может ни о чем приобрести истинного познания, если он не сумеет стать как бы совершенно непричастным и принимать так же охотно «нет», как и «да». Между тем стоит ему только добросовестно заглянуть в себя, чтобы стало совершенно ясным, что сознание об угасании со смертью тела также и душевной жизни он не принял бы с тем же спокойствием, как сознание, которое говорит о продолжении существования души после смерти. Конечно, есть люди, которые совершенно честно верят в уничтожение души вместе с прекращением телесной жизни и которые строят свою жизнь на этой мысли. Однако и о них можно сказать, что в своих чувствах они относятся к этой мысли отнюдь не беспристрастно. Они, правда, не позволяют себе под влиянием ужасов уничтожения доходить до того, чтобы желание, направленное на продолжение жизни, пересиливало в них доводы убедительного для них познания. Поэтому представления таких людей бывают нередко более объективны, чем представления тех, которые, сами того не зная, морочат себя или позволяют морочить себя доводами в пользу продолжения жизни по той причине, что в тайниках их души горит желание такового продолжения. Однако и у отрицателей бессмертия предвзятость бывает не менее велика. Но только она другого рода. Среди них можно встретить людей, которые создают себе определенное представление о том, что называется жизнью и существованием. Это представление приводит их к необходимости мыслить определенные условия, при которых единственно возможна эта жизнь. Из своих воззрений на жизнь они делают вывод, что по отпадении тела не может больше быть необходимых условий для жизни души. Эти люди не замечают, что они уже предварительно составили себе определенное представление об условиях, при которых единственно возможна жизнь, и что они только потому не могут верить в ее продолжение после смерти, что составленное ими представление не допускает возможности помыслить существование, свободное от тела. Они связаны если не своими желаниями, то представлениями, от которых никак не могут освободиться. В этой области существует еще много и других предвзятостей. Привести можно всегда только единичные примеры из всего многообразия подобных рассуждений.
Мысль, что тело, в процессах которого изживает себя душа, подпадет некогда внешнему миру и будет следовать законам, не имеющим никакого отношения ко внутреннему переживанию, – эта мысль ставит перед душой переживание смерти так, что к этому размышлению могут не примешиваться личные интересы. Так что это переживание может привести к чистому, безличному познавательному вопросу. Но тогда вскоре появляется ощущение, что мысль о смерти значительна не сама по себе, но лишь потому, что может пролить свет на жизнь. Человек неизбежно приходит к воззрению, что загадка жизни познаваема через сущность смерти.
То, что душа желает продолжения своего бытия, должно было бы во всяком случае сделать ее недоверчивой ко всем мнениям, которые она создает себе об этом продолжении. Ибо фактам мира нет никакого дела до того, что чувствует душа. Пусть она чувствует себя бессмысленной перед лицом своих собственных запросов, принужденная думать, что она может подобно пламени, возникающему из горючего вещества, вспыхивать из вещества своего тела и потом снова угасать. Это могло бы быть и так, хотя бы и ощущалось как бессмыслица. Когда душа обращает свой взор на тело, она должна считаться только с тем, что может явить ей тело.
Может показаться, как будто в природе действуют законы, которые приводят вещества и силы во взаимодействие, и как будто эти законы через некоторое время получают власть над телом и тогда втягивают его в этот общий круговорот. Эту мысль можно поворачивать как угодно: с точки зрения естественнонаучной она, пожалуй, и применима, но по отношению к истинной действительности она оказывается совершенно несостоятельной. Можно находить, что эта мысль одна только обладает научной ясностью и трезвостью, а все остальное лишь субъективная вера; это легко можно себе вообразить. Но при истинной непредвзятости на ней нельзя остановиться. И в этом все дело. Важно не то, что душа ощущает существом своим как необходимость, а то, что являет собой внешний мир, из которого заимствовано тело. Этот внешний мир после смерти вбирает в себя свои вещества и силы. И они следуют в нем тогда своим законам, для которых совершенно безразлично, что происходит в человеческом теле во время жизни. Эти законы (физического и химического порядка) относятся к телу так же, как и ко всякому другому безжизненному предмету внешнего мира. Невозможно думать иначе, как только так, что это безразличное отношение внешнего мира к человеческому телу наступает не только со смертью, но что оно таково уже и во время жизни. Не из жизни можно почерпнуть представление об участии чувственного внешнего мира в человеческом теле, но единственно только из этой мысли: со всем, что является в тебе носителем твоих внешних чувств, посредником для тех процессов, которыми живет твоя душа, со всем этим воспринимаемый тобою мир обращается так, как это являет тебе твое представление о нем, простирающееся за грани твоей жизни, – представление, считающееся с тем, что настанет время, когда у тебя не будет больше при себе всего того, в чем ты теперь себя переживаешь. Всякое другое представление об отношении чувственного внешнего мира к телу дает уже само собою почувствовать свою несостоятельность перед действительностью. Но представление, что действительное участие внешнего мира в теле обнаруживается только после смерти, не находится в противоречии ни с чем из того, что на самом деле переживается во внешнем и внутреннем мире. Душа не чувствует ничего невыносимого при мысли, что ее вещества и силы подпадают ходу событий внешнего мира, не имеющих ничего общего с ее собственной жизнью. При полной и непредвзятой отдаче себя жизни, она не может открыть в глубинах своих ни одного возникающего из тела желания, которое делало бы ей тягостной мысль о разложении после смерти. Невыносимое наступает лишь тогда, если при этом создается представление, будто возвращающиеся во внешний мир вещества и силы уносят с собой также и переживающую себя душу. Такое представление было бы невыносимо по той же причине, как и всякое другое, не вытекающее естественно из отдачи себя откровению внешнего мира.
Приписывать внешнему миру при жизни тела совсем иное участие в его жизни, нежели после смерти, – это мысль, ни на чем не основанная. Как мысль, не имеющая смысла, она должна постоянно отпрядывать назад от действительности. Между тем как мысль о совершенно одинаковом участии внешнего мира в теле при жизни, как и после смерти, – это вполне здравая мысль. Когда душа проникнута этой мыслью, она чувствует себя в полной гармонии с откровением действительности. Она может чувствовать, что благодаря этому представлению она не вступает в противоречие с фактами, которые говорят сами за себя, и к которым нельзя пристегнуть никакой искусственной мысли.
Не всегда отдают себе отчет, в какой прекрасной гармонии находится естественное, здоровое чувство души с откровением природы. Это может показаться до такой степени само собой понятным, что на это как будто не стоит даже обращать внимания; и все же это, по видимости незначительное явление может осветить многое. Нет ничего невыносимого в мысли, что тело разложится на свои элементы, но зато есть нечто бессмысленное в мысли, что то же самое постигнет и душу. Есть много личных человеческих доводов, показывающих, что это бессмысленно. С такими доводами объективное размышление не должно считаться. Но вполне безличная отдача себя тому, чему учит внешний мир, показывает, что этому внешнему миру нельзя при жизни приписывать иного участия в душе, нежели после смерти. Решающим является то, что эта мысль возникает как необходимая, и что она способна противостоять всем возражениям, которые можно привести против нее. Кто совершенно сознательно продумает ее, тот ее почувствует как непосредственную достоверность. Но так думают в действительности как верующие в бессмертие, так равно и отрицающие его. Последние скажут, пожалуй, что в законах, действующих в теле после смерти, содержатся также и условия его отправлений при жизни; но они ошибаются, если верят, что могут на самом деле представить себе, будто эти законы при жизни находятся в ином отношении к телу, как носителю души, нежели после смерти.
Само по себе возможно лишь такое представление, что то, особое сочетание сил, которое проявляется в теле, настолько же безучастно к телу, носителю души, как и то сочетание, которое обусловливает процессы в мертвом теле. Эта безучастность существует не по отношению к душе, а по отношению к веществам и силам тела. Душа переживает себя в теле, тело же живет с внешним миром, в нем и через него, и душевное не имеет для тела иного значения, чем события внешнего мира. Необходимо прийти к воззрению, что тепло и холод внешнего мира имеют для кровообращения такое же значение, как страх или стыд, испытываемые душой.
Итак, прежде всего человек чувствует в себе законы внешнего мира действующими в том совершенно особом сочетании, которое сказывается в образовании человеческого тела. Он ощущает это тело как часть внешнего мира. Но внутреннему сочетанию его он остается чужд. Внешняя наука отчасти выясняет теперь, каким образом законы внешнего мира сочетаются в том совершенно особом существе, каким является человеческое тело. Можно ждать, что в будущем знание это будет все более подвигаться вперед. Но как должна думать о своем отношении к телу душа, в этом не могут ничего изменить никакие успехи знания. Напротив, оно все яснее должно будет показать, что законы внешнего мира находятся в одинаковом отношении к душе как до, так и после смерти. Было бы иллюзией ждать, что с успехами познания природы выяснится из законов внешнего мира также и то, каким образом происходящие в теле процессы обусловливают душевную жизнь. Все отчетливее будут познаваться процессы, происходящие в теле во время жизни; но эти процессы всегда будут оказываться такими, что душа будет ощущать их столь же внешними по отношению к себе, как и то, что происходит в теле после смерти.
Поэтому во внешнем мире тело должно являться сочетанием сил и веществ, существующим и объяснимым само по себе, как член этого внешнего мира. Природа дает возникнуть растению и снова разлагает его. Она господствует над человеческим телом и уничтожает его внутри своего существа. Когда человек подходит к природе с таким размышлением, он может забыть себя и все, что есть в нем, и ощутить свое тело как часть внешнего мира. Когда он думает так о своем отношении к себе и к природе, он переживает в себе то, что можно назвать его физическим телом.

Медитирующий пытается получить истинное представление о стихийном или эфирном теле

Через представление, которое душа должна составить себе по поводу факта смерти, она может быть повергнута в полную неуверенность относительно своего собственного существа. Это произойдет в том случае, если она думает, что не может ничего знать ни о каком другом мире, кроме как о мире внешних чувств и о том, что может познать об этом мире рассудок. Обычная душевная жизнь обращает свой взор на физическое тело. Она видит, как оно переходит после смерти в общий круговорот природы, не принимающей участия в том, что душа переживает до смерти как свое собственное бытие. Правда, она может знать (из предыдущей медитации), что физическое тело и во время жизни имеет к ней такое же отношение, как и после смерти: но это не ведет ее дальше признания внутренней самостоятельности ее собственного переживания до смерти. Что происходит с физическим телом после смерти, это показывает ей наблюдение внешнего мира. Для внутреннего переживания не существует такого наблюдения. Такой, какова она есть, эта душевная жизнь не может устремить взор за грань смерти. Если душа не в состоянии составить себе представлений, выходящих за грань того мира, который принимает в себя тело после смерти, то она не имеет также и возможности заглянуть по ту сторону смерти во что-либо иное, кроме как в пустое «ничто» по отношению ко всему душевному.
Для того, чтобы это могло быть иначе, душа должна была бы воспринимать внешний мир другими средствами, кроме внешних чувств и связанного с ними рассудка. Они сами принадлежат к телу и уничтожаются вместе с ним. То, что они говорят, никогда не может привести ни к чему иному, кроме как к выводу первичной медитации. А он состоит лишь в том, что душа может признаться себе: ты привязана к своему телу. Последнее подчинено законам природы, имеющим к тебе такое же отношение, как и прочие законы природы. Благодаря им ты часть внешнего мира, и внешний мир имеет часть в тебе, которая проявляется всего яснее, когда ты размышляешь о том, что делает этот мир с твоим телом после смерти. Для жизни он дает тебе внешние чувства и рассудок, которые делают для тебя невозможным видеть то, что происходит с твоим душевным переживанием по ту сторону смерти. Это признание может привести только к двум результатам. Или человек подавит в себе всякую дальнейшую пытливость относительно загадки души и откажется от какого-либо знания в этой области. Или же им будут сделаны усилия, чтобы внутренним душевным переживанием достигнуть того, в чем отказывает внешний мир. Эти усилия могут привести к тому, что сделают внутреннее переживание сильнее и энергичнее, чем оно бывает в обыкновенном существовании.
В обыкновенной жизни человек обладает известной силой своих внутренних переживаний, своих ощущений и мыслей. Например, он бывает занят какой-нибудь мыслью всегда лишь постольку, поскольку имеется к тому какой-нибудь внешний или внутренний повод. Но можно выбрать из ряда мыслей одну какую-нибудь мысль и без всякого повода начать снова и снова продумывать ее, внутренне напряженно переживать ее. Можно повторно делать эту мысль единственным предметом своего внутреннего переживания. И в это время можно не допускать до себя никаких внешних впечатлений или воспоминаний, готовых возникнуть в душе. Такую полную, исключающую все остальное отдачу себя известным мыслям или также ощущениям можно превратить в правильную внутреннюю деятельность. Чтобы такое внутреннее переживание привело к действительно значительным последствиям, оно должно быть предпринято непременно на основании определенных, проверенных законов. Такие законы указываются наукой о духовной жизни. Многие из них приведены в моей книге «Как достигнуть познания высших миров?» Таким путем достигается укрепление сил внутреннего переживания. Последнее как бы сгущается. Что благодаря этому происходит, это можно узнать из наблюдений над собой, которые наступают, если продолжать вышеозначенную внутреннюю деятельность достаточно долгое время. Конечно, в большинстве случаев понадобится много терпения, пока проявятся убедительные результаты. И кто не согласен в течение долгих лет прилагать это терпение, тот ничего особенного не достигнет. Здесь можно привести только пример подобных результатов. Они бывают различного рода. И то, что здесь будет приведено, применимо для продолжения медитативного пути, с описания которого мы начали.

Самопознание путь к просветлению и этого мы отрицать не можем. Оно необходимо нам для решения колоссальных задач внутри собственной личности: противоречий, лени, безынициативности и даже борьбы с депрессией. Это путь отречения от бессознательных страхов, жалости к себе и беспочвенного волнения. Мы с вами рассмотрим несколько техник самопознания и разберемся, чего же нам стоит боятся в первую очередь. Поговорим о чувстве вины и грузе ответственности, который частенько перекладываем на других людей, либо влачим «воз» дел самостоятельно. Давайте же начнем ваш путь к самосовершенствованию прямо сейчас!

Важно знать! Снижение зрения приводит к слепоте!

Для коррекции и восстановления зрения без операции наши читатели используют ИЗРАИЛЬСКИЙ OPTIVISION - лучшее средство для ваших глаз всего за 99 руб!
Тщательно ознакомившись с ним, мы решили предложить его и вашему вниманию...

Что такое самопознание?

Самопознание сущности человека больше относится к эзотерическим учениям. В нем есть что-то мистическое, заимствованное из восточных религий и наук, которые говорят нам о человеческом подсознании, умении находить комплаенс между телом и душой . Существует множество техник, с помощью которых человек прислушивается к своей душе, мыслям, находит путь, по которому действительно нужно следовать.

В соответствии с уровнями организации человека, :

  • биологическую (познание человека, как организма);
  • социальную (возможность приспосабливаться к окружающей среде с помощью знаний, правил поведения в обществе);
  • личностную (создание своей жизни, коррекция своего поведения, возможность делать выбор).

Наличие стереотипов о мужчинах и женщинах, домыслов из журналов и книг, противоречие мнений, догм психологических школ не дают вам остановится. Уделите время собственному самопознанию, собственным мыслям, а не изучению чужих! Построить эталонную мысль очень тяжело, поскольку человек на пути к познанию часто сворачивает с нужного направления. После того, как найден путь к себе, жизнь снова обретает яркие краски. Человек стремится к новым видам деятельности, становится доброжелательнее и успешные во всех жизненных сферах.

Остановите Землю - я познаю себя!

Люди бегут от себя, прячутся за работой, важностью выполнения определенных заданий, не понимая, как теряют себя. Невозможность решения своих личностных и материальных проблем загоняет человека в угол, появляются депрессия, навязчивые идеи, фобии, неуверенность в себе.

Каждый человек сталкивается с проблемами , которые превращаются для него в испытания на выдержку, умение приспосабливаться. Проблемы или рутинная работа отдаляет человека от своих внутренних потребностей. Действительностью начинает руководить разум, не учитывая желания души. Путь к себе начинается с неопознанного , воссоединение с желанием души (абстрактное понятие, для вас это может сознание или подсознание), а не только разума.

Человек скорее поверит тому, что видит, слышит или понимает, нежели тому, что невозможно ощутить с помощью органов чувств.

На пике избытка негативных явлений, необходимо остановиться и почувствовать внутреннюю тишину , задуматься о смысле жизни, своем существовании, что сделано и что еще нужно сделать.

Никогда не поздно остановится и переосмыслить свою жизнь, поменять нелюбимую работу, найти нового партнера для создания отношений, будущей крепкой семьи. Остановиться и понять, как мало любви отдается своим детям и родным, а особенно себе.

Часто от нелюбви к себе начинается сверхурочная работа, которая выматывает физически и морально, теряется время на уход за собой. С помощью анализа своей деятельности и познания своего «я», после краткой остановки, можно значительно улучшить свою жизнь, постоянно ее совершенствовать.

Самопознание путь к просветлению: принцип действия

Самопознание души и тела человека можно достичь путем определенных техник, изучения эзотерики, психологии, а также . Нет утвердительных выводов, что всем подойдет тренинг или медитация, каждый должен найти индивидуальный подход к познанию своей внутренней силы. Способности человека очень велики.

Наш разум, тело, душа способны на многое, но мы не развиваем то, что дается природой. Непонимание себя, искажение внутренних чувств ведет к деструкции личности, и в этот период важно помнить, что .

На основе определенных техник, оно помогает развить в себе те качества, которые помогут во всех сферах жизни. Например, любимое дело начнет приносить и доход, у вас отпадет необходимость в рутинной работе. В результате можно выбрать партнера, который подойдет по характеру, а также способен делать большие подвиги для сохранения вашей любви, а не терпеть моральное или физическое насилие. Различные техники самопознания помогают развиваться в моральном плане.

Не забывайте и о красоте своего тела! Ведь в человеке должно быть все прекрасно:.. и слова, и мысли, и внешность! Не забывайте следить за собой. Это один из основополагающих факторов в обществе. Если у вас отталкивающий вид, дело не в том, что у вас кривой нос, дело в том, что вы себя запустили. Пусть у вас неправильная форма носа, но это ваша фишка. Больше ни у кого из ваших знакомых нет такого интересного профиля. Может быть вам стоит задуматься над посещением фотографа?

Безжалостно избавляйтесь от внешних раздражителей. Самое лучшее – сменить обстановку, уехать в отпуск, отключить телефон, доступ к интернету, отказаться от просмотра телевизора. Если нет возможности уехать в отпуск, можно сделать что-то необычное для себя, провести день в новом месте, где давно хотелось побывать.

Техника использования наблюдений и размышлений

Когда мы осознаем, что самопознание путь к просветлению, и является важным этапом в нашей жизни, тут и начинаются первые шаги. Прекратите жить в мире иллюзий! Избавляйтесь от глупых привычек - не пользуйтесь чужой головой для генерации мыслей, думайте сами.

С помощью простой техники, вы можете приблизиться к черте осознанности. Чтобы начать пользоваться этим простым приемом, необходимо пройти 4 этапа:

  • Этап I. Осознайте, что вы не тело и не ум и даже не ваши эмоции. Учитывая законы физики, наблюдатель не может быть одновременно и предметом наблюдения.
  • Этап II. Наблюдайте за собой: за своими движениями, мыслями, эмоциями.
  • Этап III. После любой созидательной деятельности следует поток размышлений. На третьем этапе вам придется размышлять о собственных поступках и их подоплеке.
  • Этап IV. В процессе наблюдения вы приблизитесь к тому состоянию, которое называют «чистой душой». Избавитесь от лишних мыслей и сможете сконцентрироваться. Финальный этап заключает в себе поиск ответа. Кем вы являетесь?

Вы думаете, что мы забыли упомянуть об аспекте эмоций? Нет, это не так, просто эмоции являются комплексным продолжением ума. Они относятся к той части бессознательного, которая рождается и развивается вместе с нами. Мы перенимаем привычки, мы перенимаем даже мысли и реакции.

Восприятие и осознание эмоционального статуса позволяет еще глубже погрузиться в свое истинное «Я». Человек остается наблюдателем и переходит к осознанию ложности всех отождествлений. на данном этапе равен вашему познанию чистого сознания без идентификации.

Ум заходит в тупик и отключается. Понадобится много практики, чтобы в совершенстве овладеть этой техникой и избавиться от осознания тела, ума и эмоций. С каждым сеансом открываются новые возможности понятия своей сущности, появляется самопознание человека.

Техника использования медитации

Особым способом восприятия реальности, с осознанием тайного содержания внутреннего мира человека, является . С помощью нее вы можем уравновесить себя, обрести покой ума и тела, приблизиться к гармонии. Различные техники медитации направлены на работу с некоторыми видами чакр или даже на комплексную работу только с одной чакрой. Медитировать можно как под специальную музыку, так и в тишине. К примеру, индийский духовный лидер Ча́ндра Мо́хан Дже́ин, позднее известный всему миру как Ошо, говорил о том, что медитацией может стать любое действие, главное - какая степень осознанности настоящего в нем присутствует.

Самый простой метод погружения в состояние «без мыслей и мусора» являются упражнения в течении 15 минут. Самопознание путь к просветлению, вы понимаете это, и именно это понимание и должно влиять на ваше отношение к занятию медитацией. Во время таких сеансов происходит извлечение наружу негативных переживаний как эмоционального, так и физического характера.

Происходит активация подсознания, поток мыслей следует состоянию благополучия и внутренней свободы. Продолжительность техники подбирается индивидуально, в зависимости от проблем, которые тревожат человека. В среднем техника самопознания длится 10-12 дней. Если состояние медитирования нравится и приносит ощутимые результаты, можно не ограничиваться двумя неделями, а продолжать сеансы столько времени, сколько необходимо.

Вывод: человеческая сущность как она есть

После осознания своей сущности, воссоединения души и тела, человек обретает хорошее настроение, становится бодрым, полным энергии, готовым к новым достижениям. После практикических занятий по медитации, самопознание заставляет человека лучше приспосабливаться к стрессовым ситуациям, не воспринимать внешние раздражители, которые могут вывести из эмоционального равновесия.

Человек, познавший свою жизнь, подобен человеку-рабу, который вдруг узнаёт, что он царь.

Лев Николаевич Толстой

Человек учится влиять на внешний мир с помощью силы собственного намерения влиять на себя, а также исцелять эмоциональные ранения. Использование выше описанных техник исцеляет человека духовно, эмоционально, физически. Вы перестанете прятаться от мира, расширите свое представление о жизни, о своей сущности.

Не только медитация способна убедить нас в том, что самопознание путь к просветлению. Понимание приходит с опытом, который уже есть в нас самих. Эмоциональная встряска или отречение от чужих убеждений способны породить в нас желание двигаться вперед. Только взглянув в лицо самому себе можно понять, кто ты такой и чего ты стоишь!

Каждый находит свой путь к самопознанию. Для всех он свой. Путь познания человеком самого себя во многом определяет его работа, его социальное положение, его реализация среди людей.

Что такое работа в современном обществе? - для кого-то это просто способ заработка денег, и ничего личного. Для кого-то работа - смысл жизни и путь к просветлению. Для кого-то работа - это способ реализации себя в обществе, ощущение своей нужности людям. В любом случае, деятельность человека, его работа - это львиная доля жизни, стимул для развития и получения необходимых навыков и умений, его материальное и социальное положение в обществе.

Зимний путь к самопознанию

Зимой все замерзает. Активность тоже. Наверное, зимой больше размышляешь, думаешь о смысле жизни, о пути самопознания, о своей деятельности, работе... Каждое утро сложнее выталкивать себя из дома. Холодно. Столько людей едут в метро с выражением нежелания на лице. На ненавистную работу. Много людей работает, чтобы в конце месяца только «свести концы с концами». Они ежедневно встают и продолжают работать, только чтобы есть, пить, сохранять температуру тела и где-то спать. Была бы их воля, «залегли бы на зиму в спячку» на диван, перед телевизором, но кушать хочется - надо работать...


Надо ли вообще работать?

Множественные запросы о мгновенных заработках в интернете, частые случаи дауншифтинга в теплые страны «третьего мира» говорят о том, что люди устают от работы, котрая не приносит им удовлетворения и реализации.

Кто-то пытается найти заработок в интернете, и уехать от суеты в поисках пути к просветлению самопознанию.

Кто-то уезжает, накопив достаточно денег. Возвращается, когда они заканчиваются. С новым опытом, и с новыми фрустрациями по поводу своего места в этом мире.

Кто-то пытается делать бизнес. Не у всех получается. Не всем это дано и нужно. После очередного лопнувшего бизнес-проекта, с долгами и разочарованиями, человек возвращается на работу.

Кто-то постоянно «покупается» на обещания быстрых заработков, скупает все заманчивые курсы обучения и способы заработать миллионы по-быстрому. Но, когда деньги заканчиваются и в долг больше никто не дает, человеку приходится найти работу, чтобы выжить...

Что это? Люди работают только «от кнута»? и работа не более, чем средство выжить? Как же проложить путь к самопознанию, если все время тратишь только чтобы добыть «хлеб насущный»?

Как найти свой путь самореализации в условиях современного мира, в обществе людей, и кому-то это нужно?

Психология работы и путь самопознания

Что такое работа в современном обществе? - Это способ ранжирования, способ выживания и реализации себя в обществе. Почему нам сложно выталкивать себя из «своего футляра» и делать что-то, полезное для других, быть нужными людям, получая за это деньги и чувство удовлетворенности?

Системно-векторная психология изучает психику человека, объясняет системно все явления, происходящие в обществе, их причины и следствия.

Наша вселенная восьмимерна. Восемь векторов, восемь мер. Люди рождаются с определенным векторальным набором, это их «судьба», можно сказать, так как в векторах заложены желания, реакции на происходящее, склонности и интересы человека.

Большие государства имеют также свой менталитет, который накладывает отпечаток на развитие и взаимодействие этого общества. В России - это уретрально-мышечный менталитет. Это много что объясняет.

Мир перешел в кожную эпоху развития. То есть, ценности и приоритеты настоящего времени - это ценности кожного вектора , а именно, потребление, польза-выгода, экономия ресурсов, технологии, в условиях стандартизированного закона.

Кожный вектор и уретральный менталитет России - совершенно контрарные друг другу. Это проявляется в таких странных противоречиях, что, например, нам, россиянам, неудобно попросить деньги за хорошо сделанную работу, но тут же что-то украсть - это нормально. «Нагреть Лоха», «Срубить бабла», «По быстрому срубить капусты» - это все проявления архитепичной кожи, которая не может развиться правильно в условиях уретрально-мышечного менталитета России.

Русский человек искренне, на бессознательном уровне верит, что честным путем не заработаешь, только воровство и коррупция может дать богатство. Закон в России не работает. Мы презираем богатых, и хотим такими быть. Мы ненавидим Америку и запад, но хотим там жить.

Кожный запад регламентировал законом социальную жизнь. В условиях России это не работает. Уретральный менталитет россиян не приемлет ограничения, и посягательства на личную свободу.

Работа и реализация

В Советском Союзе зарплата была примерно везде одинаковая, люди искали что-то по душе, чтобы нравилось. Как правило, находили. Получали распределение на работу, уезжали. Жили скромно, не богато, но были удовлетворены в своей реализации.

Россия тяжело переходила в кожную эпоху развития человечества, и до сих пор многие люди «старой закалки» не могут найти себя в новых условиях жизни, которые быстро меняются.

Старые ценности анальной эпохи развития, такие как дружба, взаимопощь и поддержка, семья и традиции, традиционный брак и супружеская верность, сейчас постепенно уходят.

Широко популяризуются новые формы отношений между мужчиной и женщиной, такие как гражданский брак, гостевой брак, любовь на неделю и одну ночь. В работе также много что изменилось. Все реже и реже можно встретить людей, которые работают всю жизнь на одном предприятии, или даже лет пять. Все чаще работу меняют раз в два- три года. Чаще, проще поменять работу, с более выгодной оплатой, чем продвинуться в организации, где уже работаешь.

Куда катится этот мир? - мир развивается. И все это переходный период на совершенно новый формат отношений между мужчиной и женщиной, коммуникации и объединения людей, и работы.

Развитие интернета дает возможность не выходя из дома общаться со всем миром. Наблюдать из Москвы по камере в он-лайн режиме жизнь в Париже, Нью-Йорке, Лондоне. Искать работу на сайтах и проходить международные собеседования, посредством скайпа. Дистанционно обучаться и участвовать в он-лайн конференциях, вместе с участниками из множества стран. М объединены нтернетом, который за считанные секунды позволяет отправлять и получать письма из разных концов стран, переводить послания на разные языки, и быть постоянно на связи, вне зависимости от места нахождения.

Кто может, работает через интернет. Кто не может, учится хотя бы работать в нем, так как это требования работодателей, необходимые для всех позиций, даже далеких от интернет-технологий.

Реализация человека быстро- меняющийся ир

Мир меняется. Эпохи сменяют друг друга. Век информации. Развитие технологий. Желания людей возрастают. С каждым поколением темперамент, коллективные желания и нехватки от их реализации больше и больше. Большее давление и ощущение необходимости поиска в звуковом векторе . Путь самопознания все больше приобретает для них актуальность.

Мы усложняем ландшафт. Ландшафт, в свою очередь, усложняет нас, предполагая большие навыки и необходимые для выживания в этом мире знания. Поэтому сейчас редко рождаются люди с одним вектором, в основном, мы полиморфы, и совмещаем в себе от 2 до 5 векторов.

Каждый вектор несет в себе желания. Если мы не удовлетворяем эти желания, мы испытываем нехватки, неудовлетворение жизнью. Нам чего-то не хватает, мы не чувствуем себя счастливыми.

Информация и быстро-изменяющиеся условия жизни оказывают давление на людей со всеми векторами, навязывая нам, порой, чужие ценности. Делая работу, которая кажется нам более престижной, но не приносит удовлетворения, мы часто уходим от своей природы, чувствуем накапливающиеся фрустрации и хронический стресс.

Часто не понятно, что же нам не хватает. Почему эта, другая, третья работа не устраивает. Поиски и самопознание не приносит ничего, кроме еще накапливающихся вопросов, и нехваток. Мы путаем самих себя и всех вокруг, терзаясь и жалуясь, в поисках неизвестно чего.

Путь самопознания

Многие современные люди стремятся понять, на каком этапе развития находится их душа. Прочтя предыдущий текст, вы, очевидно, можете быть в сомнении, кто-то излишне самокритичен, другие, наоборот, хотят только высокое место и положение. Жизнь души, количество уже прожитых воплощений и опыт, который за это время удалось получить, – все это остается тайной самой души. Что-либо точно вычислить просто невозможно, так как в этой жизни ваша душа выполняет определенную программу обучения, для успешного прохождения которой многое остается тайным.

Как можно точно определить уровень опыта души? Такими попытками мы ставим себя на уровень Бога или той божественной силы, которая только после нашей физической смерти может подвести итог.

Западному человеку всегда хочется составить схему или определиться точно, на какой стадии он находится или какой ступени достиг в своем развитии, однако каждый проходит свой уникальный путь, который трудно предугадать, так как всегда остается свобода выбора, решающая многое. О количестве прожитых жизней судить нелепо, так как можно несколько жизней решать одни и те же задачи, пока, наконец, человек накопит в себе силы следовать верному решению. Говоря «человек», подразумеваем бессмертную душу, которая облекается в физическое тело каждую жизнь, приобретая вид, который мы называем человек .

Мы уже говорили, что будущее формируется здесь и сейчас поступками, мыслями и ожиданиями самого человека. Каждому предстоит многому научиться, но когда и как он справится с поставленной задачей, зависит от него самого.

На пути развития и самопознания душа проходит несколько этапов, о чем мы уже говорили, касаясь вопроса возраста души.

Для того чтобы дать некоторые ориентиры на пути развития, предлагаю вам примерное описание этапов, характеризующихся определенными интересами, взглядом на себя и окружающий мир.

На этом уровне человек ощущает себя частью видимого физического мира и получает информацию о нем через пять органов чувств, опирается на нее в своих отношениях и суждениях.

– Если я могу потрогать, понюхать или осязать, значит, это существует.

Его постоянно переполняют такие эмоции, как злость, раздражение.

Он наполнен только собой и своими представлениями об окружающем.

Окружающих людей он разделяет по внешним данным, поэтому большое значение в его жизни имеет внешний вид, одежда, манеры. Именно об этих людях можно сказать: «По одежде встречают…»

На первом этапе или ступени человек учится обеспечивать себя материально.

Основная цель, которую он преследует в своей жизни, – это карьера и признание.

Внешние, общепринятые нормы успешности становятся его главной «головной болью». Он настолько отождествляет себя с физическим телом, что вся его жизнь сводится к удержанию жизни в нем.

Для этого человека продление жизни физического тела равнозначно продлению его самого, поэтому он готов идти за шарлатаном, предлагающим ему воскресить его близких или его самого.

Этот человек постоянно следит за формой своего тела, делает массу пластических операций и относится к собственному телу как к «визитной карточке».

На этом этапе внешность, манеры и положение в обществе уступают представлениям об уме и духовности.

Людей на этом этапе человек разделяет на умных и глупых, духовных и бездуховных. Иллюзия дуалистичности становится для него реальной системой ориентации в обществе.

Много времени этот человек отдает рассуждениям о качествах личности, анализу и ощущениям ее совершенства или неполноценности.

Обучение и получение всевозможных знаний, о которых он потом сможет рассуждать, становится его желанием возвыситься над другими. Такой человек кичится статусом учебного заведения, он может находить в толпе тех, кто окончил этот же вуз и искренне радоваться тому, что они попали в малую часть «избранных».

Такой человек не может жить без категоричных оценок, он стремится навесить ярлыки на всех, чтобы потом относиться к ним соответственно своим составленным представлениям.

Обычно он не видит и не понимает тех, с кем живет и общается, так как собственный взгляд и мнение являются для него единственно верными.

Для него собственная оценка – абсолютная и безоговорочная истина.

Игра в духовность у такого человека проявляется в виде умных рассуждений и стремлении победить оппонента знаниями и эрудицией.

Однако ему чуждо сопереживание, и любовь воспринимается им как желание иметь при себе объект, который может быть привлекателен для других.

На этом уровне изменяются реакции. Человек начинает воспринимать и получать реакции от своего тонкого тела. Представления о чакрах и их работе становятся не только абстрактными знаниями, но и ощущениями. Мысли и чувства оцениваются с позиции изменения тонких энергий и распределяются по уровням чувствительности и работы чакр.

Этот человек воспринимает других людей с позиции чакр и влияния, оказываемого на энергетическое тело. Отсюда представления «энергетический вампир» и «дающий человек».

Такой человек, оправдывая свои конфликтные взаимоотношения, может сказать:

– Понимаете, он же Лев, разве нормальный Скорпион может с ним спокойно жить?

Желание разделить всех на группы, обладающие весьма условными качествами, приводит к возникновению все новых направлений, таких, например, как соционика.

Этот человек уже не так часто раздражается.

Его суждения более верны, и ошибки становятся редким явлением.

В нем чувствуется определенная степень свободы и знания.

Основным знаком этого уровня является большая степень доброжелательности.

Однако любить они еще не способны, так как это внутренняя способность, отражающая сознание человека, которое у него еще ориентировано вовне.

Он пользуется системой индивидуальных отличий, что дает возможность развивать сопереживание и испытывать кратковременные ощущения любви.

На этом этапе окружающих людей уже оценивают по глазам и рукам. Ощущение души в человеке – это более глубинное ощущение окружающих, чем составление представления по физическим чертам.

На этом этапе уже нет различения по национальному признаку, сущность человека воспринимается как универсальная душа в этом воплощении. На этом этапе развития человек при встрече может сказать:

«У вас хорошее тело в этом воплощении»,

так как видит бессмертную странствующую душу, попавшую в ограничение, созданное физическим, ментальным, астральным телами.

Он видит уровень развития окружающих душ, поэтому не может обижаться и злиться на них, так как видит, сколько еще этим душам предстоит пройти. Ему хочется помочь им, научить или предупредить, но у каждого своя судьба и свой опыт.

На этом этапе души могут ощущать любовь и транслировать ее.

Существует различение окружающих на молодые души и старые, духовные и не очень духовные, эти отличия ощущаются им вроде одежды.

На этом этапе человек получает способность глубоко сопереживать с человеческим обществом.

Очень высокий уровень энергии.

Этот человек способен сопереживать со всеми существами.

Существует такая история о жизни Рамакришны.

Святой шел по улице, когда увидел, как возничий избивает измученную лошадь. Боль лошади от побоев передалась святому, он испытал ее страдания. Увидев это, возничий испугался и оставил лошадь, он бросился просить святого о прощении и благословении. С тех пор возничий не заносил руку ни на одну лошадь.

Душа, достигшая этого уровня, воспринимает страдания мира как свои собственные, сердце такого человека переполнено, как истекающая кровью рана.

Такого состояния достигла Елена Рерих. Она очищала пространство через свое сердце и нейтрализовала негативные энергии, помогая людям. Страдая от сердечных болей, она продолжала свой путь.

После нескольких лет ощущения, что сердце взорвется, начинается следующий этап: происходит как будто взрыв и перерождение. Органы человеческого тела начинают пропускать очень высокую вибрацию. Такой человек излучает свет. В его присутствии нуждаются, рядом с ним происходит очищение.

Такие люди уже не различают людей, они видят частицу Бога в каждом.

Это уровень святых, Учителей человечества.

Из книги Вигьяна Бхайрава Тантра. Книга Тайн. Том 1. автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Священники и политики. Мафия души автора Раджниш Бхагван Шри

Из книги Дух воина автора Холин Юрий Евгеньевич

Путь воина и путь ремесленника Сравним Путь воина с Путем ремесленника. Сравним строительство дома и войну. Ремесленник имеет общий план строения, воин, подобно ему, имеет план битвы. Если хочешь изучить ремесло войны, вчитывайся в эту книгу.Как и зодчий, военачальник

Из книги Учебник самопознания автора

Глава 3. Лествица самопознания Последним шагом самопознания мы, если верить имени нашей науки, должны обрести знание себя. Как определить, что это такое? Как вообще понять это и как передать даже те крохи понимания, которые обретаешь после долгих усилий?!..Что значит,

Из книги Очищение. Том.2. Душа автора Шевцов Александр Александрович

Глава 4. Орудия, способы и некоторые очевидности самопознания Вначале, когда сталкиваешься с обилием сочинений, поминающих самопознание, создается ощущение, что количество различных приемов, способов и орудий самопознания безмерно. Особенно этому самообману

Из книги Письма Махатм автора Ковалева Наталия Евгеньевна

Из книги Крайон. Путь в Эдем – путь силы и света автора Шмидт Тамара

[Неизбежность испытаний для вступившего на путь самопознания; отношение Синнетта к Хьюму] Мы ни довольны, ни недовольны тем, что вас не было на бомбейском собрании. Если бы вы присутствовали там, это было бы лучше в смысле вашей «заслуги», а так как вы туда не пошли, то

Из книги Мудры: как влиять на других и самому защититься от чужого влияния автора Таль Макс

Тамара Шмидт Крайон. Путь в Эдем – путь силы и света

Из книги Йога не работает. Удивительный секрет духовного пробуждения автора Том Джон Робертсон

Что произойдет, если вы выберете первый путь – путь зла? Мудра не сработает так, как вы хотите. Вы просто не сможете причинить зло другому человеку. Причина в том, что мудры по самой своей природе работают лишь на созидательные цели. При помощи мудры вы не сможете нарушить

Из книги Тайны древних цивилизаций. Том 1 [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Что произойдет, если вы выберете второй путь – путь добра? Если же вы выберете второй путь, то вам достаточно будет выполнить мудру и сформировать намерение убрать препятствия из вашей жизни так, чтобы это послужило всем во благо.Как именно эти препятствия исчезнут – вам

Из книги Секреты исцеления. Сила психосоматической энергии. Часть 1 автора Банис Рэймар

Глава 2. ВРАТА САМОПОЗНАНИЯ ПЕРВЫЕ ВРАТА Когда человек впервые познаёт свое истинное «Я», нечто иное поднимается из глубин его существа и овладевает им. Это нечто вне ума, оно бесконечно, божественно и вечно. Рамана Махарши В 1937 году, в возрасте 34 лет, пандит Гопи Кришна

Из книги Школа Вселенского Знания автора Климкевич Светлана Титовна

Путь на гору – путь к самому себе Восхождение на священную гору – это символическое восхождение к центру мира. А такому путешествию всегда предшествовали очистительные обряды, церемонии, помогавшие физически и психологически подготовиться к паломничеству,

Из книги Каббала. Высший мир. Начало пути автора Лайтман Михаэль

Новый путь самопознания Хотя многие люди увлечены всем, что касается неизведанных глубин бессознательного, мало кто из них интересуется теорией данного вопроса. Эта позиция в корне неверна и скорее навредит, чем поможет (о чем говорилось в предыдущей главе). Обязательно

Из книги автора

Путь радости – путь счастливых избранников 859 = Жизнь ведёт каждого так высоко, как велико его понимание своего труда в ней, как труда радости = Человек без Бога в душе – просто Человек, но человек с Богом в Душе сам является богом (30) = «Числовые коды». Книга 2. Крайон

Из книги автора

Путь страданий и путь каббалы Здравый смысл явно подсказывает нам, что основанием для совершения всех плохих поступков является эгоизм, «желание получать наслаждение для себя» (сокращенно мы называем его «желанием получать»). Под понятием «здравый смысл»

Из книги автора

Глава 6 Путь исправления и путь страданий 6.1. Определения в каббале 6.2. Цель развития 6.3. Внутренняя работа Тест 6.1. Определения в каббале В каббале определения отличаются от тех, что приняты в нашей повседневной жизни или в других академических науках. Высший свет,


Стать собой. Путь к самопознанию

Твоя жизнь может быть полна блаженства. Но путь только один: ты должен просто быть собой, каким бы ты ни был. Прими себя. Прими себя как дар, принесенный тебе существованием; будь благодарен и начни искать то, что поможет тебе расти, поможет не стать чьей-то копией…

ОШО является зарегистрированной торговой маркой и используется с разрешения Osho International Foundation; www.osho.com/trademarks

Все права защищены.

Публикуется на основе Соглашения с Osho International Foundation, Banhofstr/52, 8001 Zurich, Switzerland, www.osho.com

Почему я боюсь принимать себя таким как есть?

В таком же положении все люди. Каждый боится принимать себя таким как есть. Такова обусловленность, которую многовековое прошлое человечества прививает каждому ребенку, каждому человеческому существу.

Эта стратегия проста, но очень опасна. Стратегия состоит в том, чтобы осудить человека и дать ему идеалы, таким образом побуждая его постоянно пытаться стать кем-то другим. Христианин пытается стать Иисусом, буддист пытается стать Буддой, – и кажется, этот механизм, уводящий человека прочь от самого себя, настолько действен, что даже те люди, которые его применяют, возможно, сами того не сознают.

То, что сказал Иисус на кресте, – его последние обращенные к человечеству слова бесконечно важны, особенно в данном контексте. Он молил Бога: «Отец, прости этих людей, ибо они не ведают, что творят». Это применимо к каждому отцу и к каждой матери, к каждому учителю, к каждому священнику и к каждому моралисту – ко всем тем людям, которые управляют обществом, культурой, цивилизацией; которые пытаются отлить в определенную форму бытия каждую индивидуальность. Может быть, эти люди также не ведают, что творят. Может быть, они думают, что стараются ради вашего блага. Я не подвергаю сомнению их добрые намерения, – но, безусловно, вы должны понимать, что эти люди невежественны; что они бессознательны.

Появившись на свет, маленький ребенок попадает в руки бессознательного общества. И бессознательное общество начинает отливать ребенка в форму, соответствующую своим идеалам, забывая самое главное: у ребенка есть собственный, уникальный потенциал; ребенок родился не для того, чтобы вырасти в Иисуса, Кришну или Будду, он родился для того, вырасти в самого себя. Если он не сможет вырасти в самого себя, всю жизнь он будет совершенно несчастен. Жизнь станет для него сущим адом, сущим проклятием, и он сам не будет знать, что с ним случилось. С самого начала его направили не в ту сторону, подтолкнули в неверном направлении.

Люди, подтолкнувшие его в неверном направлении, – те самые люди, которых он считает любящими. Он считает их своими благодетелями, тогда как на самом деле они его величайшие враги. Родители, учителя, священники, вожди общества – величайшие враги всякой индивидуальности, которая родилась до сих пор на этой Земле. Сами не сознавая, что делают, они уводят вас прочь от самих себя.

А чтобы увести вас прочь от себя, нужно насадить в вас абсолютную обусловленность только в одном: такие как есть, вы ничего не стоите, ничего не заслуживаете, ни на что не годитесь. Конечно, ты сможешь заслужить уважение и приобрести достоинство – если будешь следовать чужим правилам и предписаниям. Если тебе удастся стать лицемером и им оставаться, ты достигнешь престижного положения в обществе.

Но если ты упорствуешь и остаешься искренним, честным и настоящим; если ты упорствуешь в том, чтобы быть собой, тебя осудят все. А чтобы выдержать всеобщее осуждение, нужно величайшее мужество. Нужно иметь внутренний стержень и быть железным человеком, чтобы, оставшись одному против всех, стоять на своем: «Я буду самим собой и никем другим, – хорошо это или плохо, приемлемо или не приемлемо, престижно или не престижно. Одно определенно: я могу быть только самим собой, никем другим». Для этого нужен абсолютно революционный подход к жизни. Вот первый и главный бунт, необходимый каждому, кто хочет освободиться из замкнутого круга страдания.

Ты спрашиваешь: «Почему я боюсь принимать себя таким как есть?» Потому что тебя никто никогда не принимал таким как есть. Вот откуда взялся этот страх, и теперь ты заранее боишься, что если ты примешь себя, то будешь отвергнут всеми. Каждое общество, каждая культура, существовавшие до сих пор, ставят непреложным условием: либо ты принимаешь себя – и тебя отвергают все; либо ты отвергаешь себя – и получаешь всеобщее уважение, честь, респектабельность в обществе.

Выбор действительно трудный. Очевидно, что большинство выберет респектабельность, – но с респектабельностью приходят всевозможные тревоги, внутренняя тоска, чувство бессмысленности; и жизнь кажется похожей на пустыню, где ничто не растет, где никогда не зеленеет трава, где никогда не цветут цветы; где можно идти и идти без конца, но так и не встретить оазиса.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: