Какие нужны поощрения наказания детей. Какие бывают наказания детей

(12 голосов : 4.17 из 5 )

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Наказание

Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики” , никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание . Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы . Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка . Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен . О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают ; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным .

10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать :

— когда он болеет;

— перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

— во время работы и игры;

— непосредственно после душевной или физической травмы;

— когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

— когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

Поощрение

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу , и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях . Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность .

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте . Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды . Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой . Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее : «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания , проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Ольга Ребещенкова

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СЕМЬЕ

Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей в семье - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало развитию гармоничной личности.

Поощрение и наказание - простейшее из средств родительского влияния. Они предоставляют родителям возможность выражать своё отношение к поступкам ребёнка. И у каждого родителя имеется своё устоявшееся мнение по поводу наказаний и поощрений ребёнка.

Большинство родителей, как показывает практика, отдают предпочтение - наказанию, а психологи, которые занимаются проблемами поведения и подсказывают родителям приёмы эффективного взаимодействия с детьми, делают акцент на позитивном подходе. Они советуют родителям переключить внимание с проступков ребёнка на его хорошие поступки. Позитивный подход выражается, прежде всего, в поощрениях и наградах, то есть в благоприятных последствиях. Определяя, что может служить наградой ребёнку, родители должны повнимательнее присмотреться к ребёнку, подметить, каковы его интересы, нужды, пожелания.

Поощрения и наказания — важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим — судьбу. Посеешь поступок — пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это — самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

НАКАЗАНИЕ

Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать - не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок - одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев - достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него - наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках - больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился. 8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.

10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией - после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

когда он болеет;

перед сном и сразу после сна;

— во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

во время работы и игры;

непосредственно после душевной или физической травмы;

когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;

когда сам родитель находится в плохом настроении.

вынужденное безделье - сидит в специальном кресле, в углу и т.п.;

лишение поощрений и привилегий;

осуждение поведения;
Никогда нельзя использовать как наказание физическую или умственную работу.

ПООЩРЕНИЕ

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу , и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях . Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность .

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте . Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. В семьях, где несколько детей , родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды . Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения - конфеткой и шоколадкой . Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее : «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания , проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок! Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

Поощрение и наказание детей в семье является одним из наиболее важных процессов, применяемых с целью воспитания (таблица 1). Естественно, так как попросту не знаем, в каких эпизодах ребенка необходимо хвалить, а когда лучше прибегнуть к строгим воспитательным мерам. Для того чтобы воспитательные меры имели свою эффективность, необходимо правильно применять карательные методы и одобрения таким образом, чтобы чадо выросло воспитанным и не слишком разбалованным.

В воспитании детей многие специалисты не рекомендуют использовать так называемые наказания. Однако этот способ воспитания имеет право на существование, так как показывает, что родители не равнодушны к проделкам собственного ребенка, а пытаются каким-то образом исправить поведение своего чада.

Каждый родитель должен знать, что чем меньше вы будете наказывать собственного малыша, тем эффективней будут эти профилактические меры. Если вы будете очень часто в отношении ребенка использовать разнообразную систему карательных действий, то тем чаще он будет вести себя таким образом, чтобы вы систематически предпринимали подобные меры. Малыш может стать чрезмерно агрессивным и негативно настроенным в вашу сторону. Среди системы наказаний, которые часто применяются на этапе воспитания, можно найти такие варианты:

  • Лишение различных привилегий и поощрений.
  • Период вынужденного безделья, который заключается в том, что вы ограничиваете собственного ребенка в выполнении определенных действий и делаете ограниченным его круг перемещения.
  • Процесс осуждения поведения вашего малыша.
  • Народный метод, который заключается в использовании умственной и физической силы в качестве профилактических мер.

Что же касается поощрения, то здесь может использоваться как духовный, так и материальный вариант одобрения. При этом многим молодым и неопытным родителям не рекомендуется использовать материальное поощрение очень часто, так как дитя может принять это как должное, а далее без таких материальных вариантов и вовсе не будет стремиться к выполнению каких-либо действий. Чаще всего в качестве некого одобрения используется так называемая похвала. При этом ее можно поделить на несколько вариантов:

  • Компенсация. Этот вид используется тогда, когда чадо является очень неуверенным в себе. В таких случаях его нужно хвалить не за результат, а просто так, для придания ему сил.
  • Аванс. Этот вид является опережающим вариантом, который нужно говорить независимо от того, достиг малыш каких-либо результатов или же нет. Такая похвала является для вашего дитя неким стимулом.
  • Подъем. Этот вариант необходимо использовать только тогда, если вы собираетесь в дальнейшем увеличивать требования к собственному ребенку.
  • Косвенное одобрение. Эта вариация является немного скрытой, так как хвалите малыша вы не напрямую, а при общении с другими людьми, но главное, чтобы эти слова слышал именно он.
  • Взрыв любви. Этот метод применяется крайне редко и только в тех случаях, когда малыш находится в тяжелом психологическом состоянии.

Какой из вариантов одобрения и наказания вам выбрать, решать только вам. Главное в этом процессе, правильно использовать каждый из методов.

Каких правил необходимо придерживаться при применении системы одобрений?

Для того чтобы приведенная выше схема разнообразных видов поощрений была эффективна, необходимо научиться правильно использовать эти методы. Только в таком случае воспитание будет полным и достаточно эффективным. К таким правилам их применения можно отнести:

  • Никогда не пытайтесь применять чрезмерно преувеличенную похвалу. Чем чаще вы будете ее применять, тем невыносимее будет становиться поведение вашего малыша. При этом вы всегда должны использовать ее только тогда, когда дитя ее честно заслужило. В обязательном порядке ваша похвала должна быть только искренней, так как дети очень тонкие натуры и чувствуют всю ложь со стороны родителей.
  • Если вы решили применять одобрение, то оно должно быть направлено только на поступок ребенка, а не на его индивидуальность. Ни в коем случае нельзя говорить малышу, к примеру, такие фразы: «Ты настоящий помощник!», «Как бы без тебя справлялась?» и т.д. В таких словах он очень быстро может засомневаться, так как он сам знает, что не настолько идеален, как его расхваливают. Здесь лучше всего обратить внимание на сам поступок.
  • Не нужно применять похвалу относительно к естественным вещам.
  • Не старайтесь очень часто употреблять так называемую финансовую похвалу. В особенности не давайте ему деньги за его личные творческие преуспевания и за помощь именно вам по хозяйству. В таких случаях он поймет, что за каждое его действие вы в дальнейшем будете давать деньги, и самостоятельно он не захочет выполнять никаких действий.
  • Если у вас в семье не один, а несколько детей, то в обязательном порядке следите за тем, чтобы похвала одного не вызывала чувство оскорбления и унижения другого.
  • Старайтесь в качестве одобрений практически никогда не давать шоколадные конфеты или же обычные шоколадки. Чрезмерное употребление этого метода может воспитать у вашего дитя культ еды.
  • Ни в коем случае не обещайте заранее никаких подарков, так как они должны последовать только после того, как будет выполнен соответствующий поступок.
  • Старайтесь воспитывать у вашего ребенка чувство благодарности за малейшее одобрение.

В том случае, если вы активно используете целую систему одобрений, следите за тем, чтобы приемлемость применения этих способов была оправдана. В иных же вариантах старайтесь чрезмерно не злоупотреблять подобными способами.

Каких правил необходимо придерживаться в процессе применения системы карательных действий?

Если в качестве профилактических мер плохого поведения малыша вы решили использовать систему наказаний, необходимо руководствоваться основными правилами их правильного употребления. К таким правилам их применения следует отнести:

  • Ни одно из наказаний, которое направляется в сторону дитя, не должно навредить его психологическому и физическому состоянию.
  • Если вы сомневаетесь в целесообразности его употребления в конкретном случае, то лучше всего отказаться на первый раз. Все карательные действия должны быть заслуженными, а не как профилактическая мера.
  • Если ваш малыш совершил какой-то плохой поступок, то наказание должно быть одним. Если же поступков несколько, то оно должно быть одно, но достаточно суровое.
  • Не употребляйте запоздалые карательные меры, так как они все равно не будут нести в себе никакой эффективности в процессе несвоевременного применения.
  • Не занимайтесь унижением личности, так как это даст толчок к тому, что он и вовсе может замкнуться в себе и в дальнейшем вырасти неуверенным в себе человеком.
  • В качестве профилактических мер

О поощрении и наказании при воспитании детей, так называемом «методе кнута и пряника», психологи спорят испокон веков. Кто-то твердо уверен в том, что при отсутствии этих двух составляющих невозможно полноценное формирование личности. Другие настаивают на том, что наказывать малышей категорически нельзя, чтобы не вырастить из них закомплексованных людей, напрочь лишенных собственного «Я».

Учеными доказано, что наказание в меньшей степени, чем поощрение, приводит к желательному результату. Поведение, основанное на страхе наказания, наименее стойкое и больше подвержено распаду. Кроме того, серы наказания детей без поощрения имеют побочные эффекты, которые полностью перекрывают эффект от его воздействия на поведение человека.

В этой статье вы узнаете о системе поощрения и наказания детей, которые можно использовать в семейном воспитании.

Зачем родители при воспитании ребенка используют наказания?

Родители нередко жалуются: ребенок ничего не делает без угрозы наказания, все только из-под палки. То есть малыш по-настоящему не принимает правил, не отождествляет себя с вашими порядками. Кто виноват? Часто родители считают, что виноват ребенок: он такой непробиваемый, пока не наорешь на него, ничего не добьешься. Даже существует миф, что есть дети, на которых методы поощрения не действуют, без наказания их слушаться не заставишь. Возможно, внешне это так, но это именно те дети, которых научили слушать только крик, а других способов к ним не применяли. Чем больше давления и принуждения вы используете, пытаясь воздействовать на ребенка, тем более неустойчивое поведение вы формируете. Оно моментально развалится в тот момент, когда исчезнет угроза расплаты.

Так зачем же родители используют наказания? Люди привязаны к наказаниям потому, что это общекультурная практика.

Наказание - это популярный аргумент в любых конфликтах, особенно если существует явный дисбаланс в силах участников (как, например, с ребенком). Если кто-то ведет себя неправильно, в первую очередь думают о том, как его наказать. Это касается не только отношений с ребенком, но и других областей: рабочих отношений, личных, даже международных.

В большинстве случаев меры наказания ребенка не работают, но их продолжают применять, часто усиливая. Так происходит закручивание гаек: если не действует строгое замечание, родители начинают кричать, лишать ребенка привилегий, а зачастую и бить.

Наказание, как и поощрение детей в семье имеет свои последствия и определенным образом влияет на дальнейшее поведение ребенка. В данном случае речь идет о любых наказаниях вне зависимости от их формы.

Условия правильного наказания ребенка

Правильное наказание ребенка может сработать, то есть нежелательное поведение прекратится навсегда только при трех условиях:

  • оно должно быть достаточно неприятным, чтобы вызвать значительные эмоции у человека;
  • оно должно произойти во время или сразу же после негативного поступка.

Например, произошло естественное наказание, если ребенок дотронулся до горячего. В момент совершения действия ему поступает негативный сигнал: он дотрагивается до чайника и обжигается. Скорее всего, больше он этого делать не будет;

  • третье условие для того, чтобы наказание сработало, - действие должно быть произведено впервые. Чем более устойчиво поведение, тем меньше работают наказания. Например, если малыш первый раз укусил кого-то и этот кто-то резко закричал на малыша, то это может сработать, и укус не повторится. Однако если малыш уже привык кусаться и получает от этого удовлетворение, то крик и даже шлепки не имеют на такое поведение ни малейшего влияния.

Таким образом устроено классическое взаимодействие родителей с детьми: проступок - наказание - период затишья - тот же проступок - наказание и т. д. Нетрудно заметить, что наказание, в отличие от поощрения, при воспитании детей не слишком влияет на их поведение, потому что проступок повторяется.

Эффективность примененного метода наказания ребенка измеряется в зависимости от вероятности повторения нежелательного поведения ребенка в будущем.

Работают ли меры наказания в семье без поощрения?

Прежде чем наказывать ребенка дошкольного возраста, нужно уяснить для себя, работают ли меры наказания без поощрения.

Наказание практически не работает при сформированном поведении, то есть таком поведении, которое уже давно существует и очень устойчиво. Если вы раз за разом наказываете ребенка за одни и те же действия, будьте уверены: ваши маневры смысла не имеют. Если привыкшего драться ребенка каждый раз за драку отправлять в угол, то это никак не скажется на привычке распускать руки. Эффективность наказания резко падает уже при повторном применении, а потом уменьшается с каждым последующим разом.

Если наказание не повлекло за собой заметных сдвигов в поведении ребенка, его повторение также не даст никакого результата. На деле часто этот факт во внимание не принимается. Родители могут наказывать ребенка за одни и те же действия снова и снова в надежде, что он «наконец поймет», что поведение необходимо менять.

Практический вывод: если меры наказания ребенка в семье не приводят к значительному изменению поведения, стоит задуматься - нужно ли их тиражировать.

Наказание применяется слишком поздно, чтобы как-то повлиять на поведение ребенка. К тому времени, как наказание происходит, ребенок уже успевает получить некое удовлетворение от своего поступка, и это удовлетворение управляет действиями ребенка в дальнейшем. Поведение человека управляется непосредственными последствиями его поведения.

Когда ребенок кричит, он естественным образом выражает свои , сбрасывает возникающее напряжение. Именно удовольствие от получаемого облегчения при сбросе напряжения и управляет его поведением. Сброс негативных эмоций - это и есть то самое удовольствие, которое управляет поведением ребенка. К тому же криком он привлекает к себе внимание окружающих, что на самом деле для него желательно. Прибавьте сюда неумение справляться с эмоциями и автоматически контролировать свой голос и в результате получите часто кричащего ребенка. В данном случае любые формы наказания ребенка без поощрения никак не могут повлиять на его поведение. Они не изменят ни того, что малыш криком сбрасывает напряжение, ни того, что он так привлекает к себе внимание. И уж, конечно, отчитывания никак не научат ребенка справляться с чувствами.

Последствия наказаний ребенка

Последствия наказаний ребенка могут быть самыми негативными.

  1. Наказание порождает скрытое поведение. Например, если ребенка наказывать за то, что он ругается неприличными словами, он учится не избегать употребления нецензурной лексики, а делать это так, чтобы не слышали взрослые.
  2. Наказание ребенка родителями порождает ложь. Действительно, если ругать ребенка за то, что он чего-то не сделал или сделал не так, то он попросту научится обманывать вас, скрывать свои действия, чтобы избегать наказаний.
  3. Поведение, основанное на наказании, держится только до тех пор, пока существует угроза, что человека поймают за неположенными действиями. При отсутствии угрозы то поведение, которого вы добились путем наказания, мгновенно разрушается
  4. Наказание при воспитании ребенка разрушает доверие между малышом и родителями. Это одно из самых неприятных, но очевидных последствий наказания.

Под влиянием наказания у того, кого наказывают, появляются чувства гнева, обиды, вины и даже ненависти. Эти эмоции не способствуют возникновению доверительных отношений с ребенком, а значит, и осознанному желанию вам подражать или уважать вас.

Пока ребенок маленький, очень зависимый, проблемы с доверием не так заметны. Ребенку в сущности некуда пойти, и он в любом случае придет к родителям, как бы они не обижали его. Трещина в отношениях становится заметнее со временем. Это происходит по-разному в разных семьях: часто дети замыкаются, часто ищут себе людей достойных, по их мнению, доверия на стороне, вне семьи. В любом случае контакте родителями постепенно пропадает.

Можно закрыть глаза на то, как чувствует себя ребенок, когда его наказывают.

Вы в любом случае можете просто заставить его действовать по вашим правилам, так или иначе слушаться.

Особенно остро проблема доверия встает тогда, когда ребенок взрослеет. Рычагов влияния на него уже не так много, и вы оказываетесь в ситуации, когда он будет слушать вас, если только сам того захочет. Но если вы всю дорогу игнорировали такую малость, как эмоциональные отношения с ребенком, считали, что главное - послушание, то сотрудничать с вами такой подросший ребенок уже не захочет. А обычно это происходит в подростковом возрасте, когда тысячи родителей готовы отдать любые деньги, лишь бы иметь хоть какое-то влияние на своих детей.

В результате применения методов наказания в семье ребенок переживает целую гамму неприятных чувств: сопротивление, враждебность, обиду.

Такие эмоции не ведут к теплым отношениям между родителями и детьми и плохо сказываются на душевном развитии ребенка. Любой из нас знает, что постоянное пребывание в дурном расположении духа сказывается на восприятии мира, способностях, возможностях человека, его нежелании сотрудничать с тем объектом, который оказался источником негативных чувств. То же самое происходит с детьми.

Случается, так, что цель наказания состоит не в том, чтобы добиться изменений в поведении ребенка, а в том, чтобы упрочить ощущение своей власти над ним. Это одна из причин того, почему наказание так популярно: родители становятся зависимыми от этого метода как от средства сбросить напряжение, неизбежно возникающее в общении с детьми. Нетрудно заметить, что родители часто наказывают детей не потому, что они в самом деле рассчитывают таким способом повлиять на их поведение, а потому, что они таким образом разряжают свое напряжение. Кроме того, они удовлетворяют собственное стремление к власти, которое фрустрируется, когда ребенок не слушается. Например, накричав на ребенка, не получится добиться от него другого поведения, но негативные эмоции родителей могут быть разряжены, родительская сила подтверждена, и временно (для родителей) ситуация облегчается.

Прежде чем прислушаться к советам по поводу того, нужно ли наказывать детей, подумайте, а не является ли наказание стремлением отомстить? Наказывающего в таком случае может вообще не беспокоить, изменится ли поведение ребенка в будущем. Он попросту отыгрывает аффект. При этом расстроенный вид ребенка, его слезы и обида являются тем желательным явлением, которого добивался наказывающий. Это, в свою очередь, является положительным подкреплением (желательным событием) для наказывающего. Например, мать, пережив унижение, гнев и растерянность в результате или непослушания ребенка на детской площадке, может прийти домой и отшлепать его. При этом ее действия главным образом преследуют одну цель - отомстить малышу за причиненный психологический урон. Такая мотивация может и не признаваться женщиной, быть бессознательной и оттого еще более сильной. Мать испытывает удовольствие от демонстрации власти над ребенком, но прикрываться может при этом воспитательными соображениями.

Если вы уверены, что наказывать детей нужно, задайте себе вопрос: «Действительно ли я хочу изменить его поведение?» А возможно, вам просто обидно, что ребенок не слушается, и тогда наказание - просто ваш способ показать, кто здесь главный. В первом случае, если вы хотите изменить поведение ребенка, наказание - очень слабый способ. Так что его применение имеет мало смысла. Если же вы склоняетесь к тому, что ваш ответ - второй, то это должно стать важным сигналом о собственном внутреннем состоянии. В такой ситуации разбираться нужно не с ребенком, а с самим собой.

В целом, следует сказать, что наказанием можно добиться желательного поведения от ребенка, но эффективность такого метода объективно очень ограничена. Это доказано многочисленными научными экспериментами. Побочные последствия наказания многократно перекрывают пользу от его применения

Ниже вы узнаете о правилах поощрения детей в процессе семейного воспитания.

Правила поощрения детей для формирования желательного поведения

Основной метод формирования желательного поведения у ребенка - это поощрение его к желательным действиям. В науке формирование поведения называется положительным подкреплением. Это не только самый мягкий и гуманный, но и самый действенный способ создать необходимое вам поведение ребенка.

Если использовать методы поощрения ребенка, делать правильные и желательные вещи, то желательного поведения будет становиться больше. Поощряя желательное поведение, вы автоматически уменьшаете нежелательное, так как не могут одновременно существовать два противоположных поведения. А если хорошего поведения становится больше, то оно, естественно, вытесняет плохое.

Меры поощрения ребенка работают лучше всего, когда их используют момент совершения действия или сразу после него. То есть поощрять ребенка нужно в самый момент совершения действия, чтобы он понял, что вот именно сейчас он действует правильно. Помимо прямой информации о том, что он поступает правильно, малыш получает положительный эмоциональный опыт, закрепляющий желательное поведение. Он делает нечто - вы хвалите его, и в момент совершения действия он испытывает приятные эмоции. Это закрепляет поведение, и оно с большей вероятностью будет продемонстрировано вновь.

Существует поведение, которое никто не замечает, пока оно не исчезнет. Взрослые привыкли реагировать на неприятности, включаются только тогда, когда идет что-то не так. Некоторые виды поведения детей являются, безусловно, желательными, но никак не отмечаются взрослыми. Родители воспринимают такое поведение как нечто, что происходит в порядке вещей. И в момент такого вот правильного поведения ребенок не получает никаких сигналов от взрослых о том, что он делает хорошо и правильно. Более дальновидная политика - стратегически поощрять незаметное, но очень ценное поведение.

Вот примеры незаметного поведения:

  • ребенок играет самостоятельно;
  • способен сам себя занять, пока взрослые разговаривают или заняты;
  • играет вежливо с другими детьми, аккуратно и там, где нужно;
  • идет рядом с родителями в людном месте, стоит рядом в магазине;
  • аккуратно смотрит предметы в магазине;
  • вежливо просит;
  • слушается с первого раза;
  • старается, когда нужно.

Все эти виды поведения должны обязательно подкрепляться системой поощрения детей. Обращайте внимание на ребенка в тот момент, когда он ведет себя хорошо. Иначе малыш вынудит вас «отдать» ему ваше внимание, привлекая к себе плохим поведением.

Дополнительные плюсы от использования метода поощрения детей в семье /положительного подкрепления:

  • Поощряя ребенка, родители формируют у него внутренний образ успешного человека. Есть большая разница, сформирован ли характер человека преимущественно на замечаниях или он сформировался на основе избирательного одобрения. В первом случае самооценка будет низкой и неустойчивой, а уровень притязаний (то есть того, на что будет претендовать ребенок в своей взрослой жизни), низким.
  • Поощряя ребенка, вы обеспечиваете ему высокую самооценку и высокий уровень жизненных притязаний, то есть уровень того, что вообще ребенок хочет и готов пробовать.
  • Используя метод положительного подкрепления, вы поддерживает положительный эмоциональный фон в отношениях членов семьи.

Похвала как способ поощрения ребенка

Одним из самых эффективных способов поощрения ребенка является похвала. Когда вы хвалите малыша, он понимает, что им довольны, и все делает правильно. Ребенок получает информацию, заключенную в словах и на эмоциональном уровне.

Конкретная похвала дает ребенку информацию о том, что именно он сделал правильно, точно выделяя тот аспект поведения, который вам важен.

В данном случае вы поощряете не только сам факт того, что ребенок по вашей просьбе что-то принес, но и то, что он сделал это сразу после первой просьбы не откладывая.

Похвала - отличный инструмент, который вы можете использовать, когда хотите поощрить ребенка, но важно знать некоторые особенности этого метода.

Старайтесь отдать предпочтение конкретной похвале, чтобы ребенок точно понимал, что именно вам нравится. Как же нужно поощрять ребенка правильно, чтобы похвала возымела успех? Говорите малышу:

  • «Здорово сложил одежду!»
  • «Молодец, что играешь там, где безопасно!»
  • «Отлично, что так быстро идешь!»
  • Старайтесь не забивать эфир общими, не дающими информации похвалами: «Молодец!», «Умница!» и т.д.

Конечно, такая похвала имеет право на существование, но ее не должно быть чересчур много. Подобные слова просто-напросто приедаются, теряют свой вес, ребенок привыкает к ним, и они обесцениваются. При этом если ребенка всегда хвалят, он не имеет возможности ранжировать свои поступки по степени качества и необходимости.

Если все, что ребенок делает, вызывает у родителей одну только реакцию: «Молодец, какой ты у меня умник!», то ребенок на самом деле получает мало информации о нем самом, о нужности его поступков.

Например, если, желая похвалить ребенка, который аккуратно ест, вы скажете просто: «Молодец!», это вовсе не плохо, но в ваших словах заключено довольно мало информации. А если вы скажете ребенку: «Отлично, что стараешься есть аккуратно, вокруг тебя очень чистый стол!», ребенок получит гораздо больше информации о том, что:

  • он действует правильно, кладет еду, куда надо, ест правильно;
  • стараться что-то делать тоже вообще-то хорошо;
  • сохраняет чистый стол, и это нравится маме.

Не делайте похвалу единственным методом поощрения ребенка. Вследствие того что ребенка хвалят за все подряд, он привыкает к этому и становится слишком зависим от похвалы. Тогда единственным мотивом совершения хороших поступков становится не собственное удовольствие от совершения действий, а внешняя похвала. Ребенок полностью становится зависим от мнения тех, кто его хвалит. Самооценка малыша при этом остается хрупкой, несмотря на обилие похвалы. Похвала - это всегда оценка, а если ребенок ощущает постоянную оценку, то он может жить в бессознательном страхе в конечном итоге не оправдать возложенных на него ожиданий и не получить желаемой похвалы.

Традиционно, когда хотят поощрить ребенка, хвалят его. Похвала нужна, безусловно, но это далеко не единственный способ поддержать ребенка.

Как правильно поощрять ребенка: описание поведения

Всегда описывайте поведение малыша. Это одна из самых мощных форм поощрения желательного поведения ребенка. Этот метод практически не имеет ограничений в использовании и очень эффективен. Применяя его, вы описываете то поведение, которое хотели бы видеть чаще.

Желая поощрить ребенка одеваться самостоятельно, вы можете сказать: «Я вижу, ты уже безо всякой помощи надел носки!»

Если вы увидели, что малыш сложил свои игрушки, скажите ему: «Я вижу, что после твоей работы все кубики оказались на месте и книжки сложены на полку». Это тоже пример приема описания для поощрения действий ребенка.

Не используйте метод поощрения, если вы на самом деле НЕ хотите, чтобы действие продолжалось. Не стоит говорить ребенку: «Маме помогаешь, всю посуду в шкаф поставил!», если вы на самом деле не хотите, чтобы малыш возился с посудой.

Метод описания действительно работает, поэтому используйте его в тех случаях, когда вы хотите, чтобы какое-то поведение продолжалось и повторялось чаще.

Закономерность этого правила работает и в обратном направлении: когда взрослые много внимания уделяют плохому поведению, бесконечно обсуждают его между собой, вовлекают в беседу все новых людей (например, знакомых и соседей), отчитывают малыша за него - этого поведения становится все больше. В этом случае само внимание взрослых является положительным подкреплением для плохого поведения ребенка. Такое часто происходит, если ребенок ругается грубыми словами, ведет себя агрессивно или капризничает. Родители начинают везде и со всеми это поведение обсуждать, уделяют ему огромное внимание, и оно растет, как снежный ком.

При подведении итогов вы можете сказать ребенку, который сражается с мелкими пуговками на рубашке, пытаясь застегнуть их: «Молодец, что стараешься, даже когда сложно. Вот это я называю настойчивостью!»

Этот прием поощрения детей работает отлично и помогает сформировать у малыша положительный образ себя. Именно от того, каким станет этот образ, в огромной степени зависит то, что ребенок будет делать впоследствии.

Мера поощрения ребенка в семье: «Я-сообщения»

Чтобы подкрепить поведение ребенка, вы можете использовать сообщения о своих чувствах, так называемые «Я-сообщения».

Чувства родителей являются мощным мотиватором для детей. Для того чтобы сообщить о своих эмоциях, используйте прямые высказывания.

Нюанс этой меры поощрения ребенка в семье состоит в том, что, если её использовать слишком часто и сделать по существу главным методом поощрения, вы рискуете навязать ребенку ответственность за свое состояние, внушить малышу, что за ваше настроение ответственен именно он. То есть сделать чувства родителей центром внимания ребенка!

При умеренном уместном использовании «Я-сообщения» о своих чувствах могут стать одним из самых действенных методов поощрения при воспитании ребенка. Кроме этого, сообщая о своем состоянии, вы даете ребенку понять, как его поступки влияют на других. Это для малыша ценная информация о мире и взаимоотношениях людей.

Как можно поощрять ребенка в семье: невербальные виды похвалы

И ещё один эффективный метод, как можно поощрять ребенка, это использовать невербальные похвалы. Ободряющая улыбка, ласковый жест, аплодисменты, одобрительные возгласы - все это отличный способ дать ребенку понять, что вы положительно относитесь к его действиям.

У этого метода есть дополнительное преимущество - его оперативность. Метод этот также можно использовать непосредственно в момент совершения желательного действия. Например, если вы считаете полезным научить ребенка идти с вами за руку в шумном месте - используйте легкие поглаживания ручки малыша, когда ведете его. Вы делаете нечто приятное малышу в тот момент, когда желательное поведение реализуется, - ребенок спокойно идет с вами за руку. В следующий раз малыш охотно протянет руку, если вы его попросите об этом.

При поощрении ребенка дома используйте условные подкрепления - некие символы, обозначения того, что в данный момент ребенок действует правильно. Сами по себе условные подкрепления практически не имеют ценности, они работают только как символ, знак того, что сделано что-то правильно. Систему условных подкреплений хорошо использовать, если вы хотите научить ребенка какому-то навыку, ввести нечто в привычку. Например, вы хотите, чтобы малыш чистил самостоятельно зубы или складывал в шкаф игрушки.

Условными обозначениями могут быть небольшие картонные фигурки, наклейки и т.д.

Важный момент состоит в том, чтобы давать обозначение только после совершения действия и не принуждать ребенка это делать в обмен на вознаграждение. Малыш не должен знать заранее о сюрпризе и тем более торговаться с родителями по поводу его содержания. Если ребенок пытается это делать, не поддерживайте такое поведение, не идите на условия малыша. В противном случае процессом формирования поведения будет занят ребенок, а не родитель. Известная шутка на эту тему состоит в том, что родители - простейшие существа, управлять которыми может любой ребенок.

Условные подкрепления уже не требуются, когда действие вошло в привычку.

Как видите, поощрять ребенка в семье совсем несложно, а эффект от похвалы может быть больше, чем от наказаний.

Статья прочитана 4 179 раз(a).

Maia. Майя. Bakulina. Бакулина.
Золотые правила наказания и поощрения детей

Золотые правила наказания и поощрения детей.

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Поощрения и наказания - важные рычаги воспитания. Формируясь как личность, ребенок совершает выбор, а с этим - судьбу. Посеешь поступок - пожнешь судьбу. И он выбирает сам, выбирает похвалу или наказания. Он выбирает поощряемый или осуждаемый путь. Выбирает очень рано, еще неосознанно. И это - самое важное. Ребенок, сам того не ведая, своими поступками, своим отношением к поощрениям и наказаниям делает первые шаги на пути формирования характера. Родители, поощряя и наказывая, формируют характер ребенка. А каков характер, такова во многом судьба человека.

Учить ребёнка добру взрослым следует прежде всего на своём личном примере. А что касается плохого, то опять же ребёнок должен видеть как относятся к этому плохому взрослые.

Можно иногда за что-то похвалить, но не надо хвалить часто. Надо чтобы ребёнок ценил похвалу.

Наказывать надо редко, только за плохие или опасные вещи. Только если простых объяснений не достаточно.

Смотря какой ребёнок.. Для одно и строгий взгляд уже наказание, а на другого повлияешь разве что тем что в угол поставишь или посидишь на стул, подумать над своим поведением.

Методы поощрения и наказания могут быть как дополнительными методами воздействия.

Основной метод - это личный пример. Кто хочет что-то от ребёнка тот пусть прежде всего начинает требовать с себя.

Словесный метод и игровой метод тоже важны. С детьми надо общаться, играть, заниматься творческой деятельностью и тому подобное.

НАКАЗАНИЕ.

Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. В этом разделе я уделю внимание тем ситуациям, в которых ребенок получает либо незаслуженное, либо наказание «непонятно за что».

1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. Наказание имеет тройное значение. Во-первых, оно должно исправить вред, причиненный дурным поведением. Во-вторых, наказание способствует тому, чтобы такие действия не повторялись. Третье значение заключается в снятие вины с ребенка.

4. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

5. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

6. Наказание достигает цели только тогда, когда оно порождает раскаяние, а не обиду, унижение или ожесточенность. Ребенка наказывает только тот, кто его любит. Наказание не должно быть судом скорым и потому несправедливым. Если ребенок ляжет спать ненаказанным, то новый день он начнет, чувствуя себя прощенным. Наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете. Наказание должно быть последовательным. Плохо, если за один и тот же проступок сегодня наказали, а завтра - нет. Плохо, если за один и тот же поступок отец хвалит, а мать наказывает. Это дезориентирует ребенка.

ПООЩРЕНИЕ.

Нельзя хвалить за посредственное, поскольку это трижды опасно: ребенок принимает посредственное за отличное; привыкает поступать, действовать посредственно, а думать поверхностно; похвала обесценивается и перестает воздействовать.

Нельзя хвалить из жалости. Похвала из жалости оскорбляет.

1. Поощрить ребенка так, чтобы это было действительно на пользу его воспитанию и развитию, очень непросто. Потому что истинные потребности детей состоят не в получении все новых и новых удовольствий, а в настоящем внимании к их внутреннему миру, в заинтересованном общении с ними, в уважении их достоинства и доверии к ним, в совместных с ними трудовых делах, в поддержке всего доброго, к чему ребята порой неосознанно тянутся.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность. Важным элементом воспитания ребенка является не только наказание, но и поощрение. А хвалить надо уметь. Если вы по любому поводу и без него будете хвалить ребенка - этот способ со временем утратит свою эффективность. Родителям стоит знать об этом.

В первую очередь ребенка необходимо поощрять за его работу, за те полезные действия, которые он выполнил. Конечно же стоит ему говорить и о том что он самых хороший, любимый и умный - но не часто.

4. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

5. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

6. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Главный вывод: Поощрение и наказание должны стать средством морального воздействия. Тогда в поощрении ребенок начинает больше всего ценить наше одобрение, доверие, уважение, а наказанный, учится правильно понимать, что и почему мы не одобряем и осуждаем.

Публикации по теме:

Сценарий мероприятия по ПДД «Помни: правила ГАИ - это правила твои» Тема: «Помни: правила ГАИ – это правила твои». Задачи: Закрепить правила движения по улицам; переход через улицу; значение сигналов светофора;.

В нашей стране День Матери совсем ещё молодой праздник (ему всего 18 лет, но при этом очень популярный. Думаю секрет его популярности в.

Акция "Золотые слова" В нашем детском саду" Солнышко"г. Новошахтинска проходит ежегодная акция "Золотой ключик к сердцу ребенка". Направлена.

Информационно-познавательный творческий проект для детей второй младшей группы «Золотые краски осени!» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колокольчик» с. Тербуны Тербунского муниципального района Липецкой.

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о правилах поведения на улице, обозначении дорожных знаков. Задачи: обобщить знания детей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: