Как выполнить тиснение по коже. Хобби - тиснение кожи

Сшитой на заказ или своими руками одеждой из кожи, кожаными сумками, обувью и другими аксессуарами из этого приятного к телу натурального материала на сегодняшний день никого уже не удивишь. Однако обработка вещей и аксессуаров в технике тиснение может сделать вещь оригинальной, именной. Вроде бы все просто, оформил кожу теснением и наслаждаешься результатом, но, к сожалению, подобная технология обработки кожаных предметов гардероба в домашних условиях до сих пор остается доступной немногим. В этой статье мы расскажем и покажем, как сделать самостоятельно качественное тиснение на натуральной коже быстро и просто в домашних условиях.

Итак, начнем с того, что техника теснения по коже подразделяется на следующие виды:

  • Тиснение холодное или горячее
  • Конгревное тиснение
  • Тиснение вслепую
  • Тиснение на коже фольгой
  • Тиснение с использованием клише

Для тиснения кожи в домашних условиях обычно используют последний метод с клише. Набор с клише можно приобрести уже готовыми в специализированном магазине, сделать на заказ либо изготовить самому.

Тиснение по коже не назовешь простым в изготовлении видом хэндмейда, но объемные и цветные оттиски различных изображений и орнаментов заметно оживят и изменят до неузнаваемости скучные повседневные предметы гардероба. После того, как вы набьете руку в этом мастерстве, вы не только облагородите собственные вещи, обувь и аксессуары, но сможете изготовить оригинальные именные подарки для своих близких.

Одним из главных инструментов по изготовлению орнамента на коже является поворотный нож с насадками всевозможных размеров и форм. Наиглавнейшим инструментом для тиснения являются клише или, как их по-другому называют, штампы. Чтобы изображение с клише оттиснулось на коже, необходимо по нему ударить небольшим молотком. Четверку основных инструментов для тиснения закрывают разметчик и бевеллер – это специальный нож, которым срезают кромку кожи и ее истончения.

Кроме того, к инструментам для тиснения по коже можно отнести разнообразные трафареты с изображениями животных, растений, различных орнаментов.

Как сделать тиснение на коже в домашних условиях в мастер-классе

Если вы уже счастливый обладатель такого набора инструментов для тиснения, предлагаем вам ознакомиться с легким в изготовлении мастер классом по тиснению кожаных предметов.

Для работы понадобится:

  • Отрезок кожи
  • Набор инструментов для тиснения и клише
  • Стилус
  • Смоченная в воде губка
  • Ножницы
  1. Из отрезка кожи вырезается деталь нужной формы и размера. Для этого лучше использовать ножницы достаточно тяжелого веса с острыми лезвиями, что позволит срезать кожу ровно. Изображения для тиснения нарисуйте на кожаной детали либо распечатайте готовое изображение на бумаге.
  2. Если вы хотите оформить деталь перфорацией, то нужно это делать сейчас до начала основной работы. Специальным дыроколом проделываются отверстия по контуру детали. Затем деталь тщательно смачивается водой при помощи губки. Для того, чтобы кожа размягчилась до рабочего состояния, на это потребуется не менее получаса времени.
  3. Пора приступать непосредственно к тиснению. Для этого под кожаную деталь подкладывается деревянная дощечка, чтобы не испортить поверхность стола или пола, на которых вы выполняете эти действия. Клише ставится перпендикулярно изделию, тиснение наносится кожу во время ударов молотков по клише. Мягкий вид кожи поддается с первого удара, для более жесткого типа потребуется несколько ударов по инструменту.
  4. Для нанесения на кожу плавных линий потребуется стилус. После того, как орнамент на коже закончен, изделие протирается водой и сушится в естественных условиях.

Изучаем тиснение по коже в сочетании рисунка и надписи

Первым этапом в изготовлении такого тиснения будет предварительное размягчение кожи губкой, смоченной в воде. Затем при помощи стилуса легкими надавливаниями наносится рисунок, в итоге у вас получится легкий оттиск на поверхности кожи.

Следующим этапом в тиснении подобного рода является вырезание специальным скальпелем по коже изображения. Вырезать нужно осторожно, в результате должны получиться срезы, одинаковые с обеих сторон.

Штампами с несколькими размерами головок при помощи молотка оформляются срезы и линии, дабы придать им эффект 3-d.

После того, как нужный объем достигнут, поворотный нож удаляет все изъяны на поверхности кожаного изделия, сглаживает все шероховатости. Специальной краской по коже оформляется изображение на тиснении.

Когда краска по коже полностью высохла, кожаное изделие тщательно полируется мягкой тряпочкой.

Видео по теме статьи

Предлагаем вашему вниманию небольшую видеоподборку. Приятного просмотра!

Есть некоторая разница между между возможностью тиснения на коже из которой изготовлены полиграфические изделия и на коже с которой работают мастера ремесленники. Соответственно есть различия в выборе и использовании клише и штампов для таких видов работ.
В рекламной сфере и полиграфической деятельности применяют как натуральную. так и рециклированную или искусственную кожу. Реальность такова, что натуральная высококачественная кожа для полиграфических изделий

стоит весьма дорого и навряд ли вы ее встретите в ассортименте рекламных агентств. Большинство ежедневников, обложек,различных аксессуаров предлагаемых рекламными и полиграфическими компаниями изготавливаются из рециклированой кожи. Такая кожа эластична, прочна, имеет запах кожи, более экономична в использовании поскольку пласт создается на фабрике и имеет правильную форму прямоугольника без дефектов и удобен для раскроя.
Искусственная кожа распространена повсеместно и широко используется в производстве различных изделий - брелки, ежедневники, различные аксессуары.
Теперь о самом тиснении. Тиснение искусственной кожи - простейший процесс подвластный любому новичку.Клише можно применять даже пластиковое изготовленное фотополимерным способом. В идеале для любого вида тиснения лучше иметь металлическое клише (магний, цинк, латунь, медь) . Температура минимальна - от 60 до 100 градусов. Тиснение рециклированной кожи требует наличия некоторого опыта. Температура от 100 до 150 градусов. В обоих вариантах речь идет о простом блинтовом тиснении.
Блинтовое тиснение не требует особого мастерства. Нужно иметь подходящее оборудование - специальный пресс для тиснения, материал или готовые изделия для нанесения тиснения, клише. Если нет навыков - то небольшая тренировка и консультация мастера позволят получить быстрый и неплохой результат. На большинстве ежедневников, обложек и различных аксессуарах - тиснение нанесено именно блинтовое.
Конгревное тиснение также применимо в отношении искусственной и рециклированной кожи. Нужно специальное клише состоящее из двух частей. Важна также и толщина кожи - для конгрева используют только тонкую кожу. Клише подойдет только металлическое - желательно латунь, медь или при малых тиражах - магний. Вообще считаю, что конгревное тиснение один из самых эффектных способов декорирования кожаных изделий.
Тиснение фольгой - может применяться на искусственной или рециклированной коже имеющей гладкую или не слишком фактурную поверхность. Для тиснения фольгой вполне можно ограничиться наличием пластиковых клише, - но тираж должен быть небольшим.
Самый сложный и трудоемкий вид тиснения - это тиснение на настоящей натуральной коже. В этом направлении работают в основном мастера ремеслинники в сфере народных промыслов и ремесел. Здесь имеются свои секреты и традиции передаваемые мастерами из поколения в поколение. Огромное значение имеет выбор натуральной кожи и ее дальнейшая подготовка. Клише используются только металлические. Наилучший результат у латунных и медных клише с глубоким рельефом.
Многие изделия из натуральной кожи с нанесением декоративного тиснения ввиду сложности изготовления относятся именно к сфере народных промыслов и ремесел, а не к сфере рекламной и полиграфической деятельности. Кожу лучше выбирать ту, которая имеет растительное (или комбинированное) дубление. Увы такую кожу производят не все производители, но изделия из нее получаются наиболее качественные и красивые .
Особая красота создается когда правильно подобрана температура, тип кожи, сила прижима. Тогда получаются вот такие изделия имеющие два цвета. Но если выбор кожи сделан неправильно или неправильно подобрана температура. время выдержки, давление, - то кожа может при тиснении не поменять свой цвет. Такой двойной цвет не получиться также на некоторых видах кожи специального дубления или на рециклированной коже.Натуральная качественная кожа имеет более высокие характеристики, чем рециклированная кожа и прослужит более долгое время. Мастера ремесленники работают только с натуральной кожей , поскольку в отличие даже от рециклированной, с ней можно проводить массу дополнительных операций - подкраска, ретуширование, перфорирование, пирография и т.д. Кстати пирография - один из критериев, что бы самому определить настоящая кожа или нет.
В следующих постах я приведу примеры по созданию и использованию различных клише для кожи.

Тиснение на коже в последнее время стало достаточно популярным видом рукоделия, которым можно заниматься дома. Благодаря ему можно украшать различные кожаные изделия: блокноты, ремни, сумки и даже обувь. Производится оно специальными прессами. Тиснение может быть горячим и холодным. Несмотря на всего два метода отделки кожи, вариантов декора можно найти очень много. Процедура используется для нанесения логотипов и даже для рисования картин. Дома таким способом декорируются в основном подарочные изделия.

Для работы обычно применяются небольшие прессы. В домашних условиях часто используется молоток и другие инструменты. Однако тут нужно быть осторожным, чтобы не испортить основу.

Горячее тиснение на коже используется для нанесения рисунка на основу, которая имеет толщину 1,5-3 мм. Наносится рисунок при помощи горячего клише. Роль такого инструмента могут играть штампы из металла или другие инструменты, поэтому заниматься таким искусством можно и дома.

Такая процедура может быть слепой и конгревной. При слепом тиснении используется только штамп и кожа. Никаких дополнительных элементов использовать не нужно. Готовый рисунок получается словно вдавленным в основу. То, насколько качественным будет отпечаток, зависит от усилий, которые будут прикладываться к инструменту.

Тиснение на коже конгревного типа дает противоположный эффект, то есть рисунок получается выпуклым. Для нанесения узора используются контрматрица и матрица. Во время проведения процедуры можно применять различные краски.

Если штампы не подогреваются, то выполняется холодное тиснение. Эта процедура дает возможность делать рисунки на (толщина 0,8-1,2 мм). В основном рисунок получается путем спрессовывания основы между матрицей и ее ответной частью.

Очень популярным является тиснение золотом, то есть для работы кроме пресса используется фольга. Естественно, рисунок может получаться не только золотым, так как фольги значительно расширился.

Тиснение на коже таким способом производится так же, как и слепое, только на поверхность кожи дополнительно накладывается фольга. Естественно, это влияет на глубину оттиска (небольшая). Для такого тиснения пресс должен быть нагретым. Во время прессования кожи разделительный слой фольги расплавляется, а металлический слой, благодаря давлению, переносится на рисунок.

Фольга для такого вида тиснения должна быть качественной. То, насколько хорошо металлизированный слой прилипнет к оттиску, зависит от качества и толщины адгезионного слоя. Кроме металлизированной фольги в наше время можно использовать цветную, глянцевую или матовую, а также голографическую фольгу. Она должна быть устойчивой к ультрафиолету, химическим веществам, стиранию и механическим повреждениям. Естественно, фольга не должна портиться под воздействием температуры. Однако иногда бывает так, что отпечаток фольги остается не на рельефе, а на штампе. Поэтому к тиснению с фольгой необходимо тщательно подготовиться.

Выкладывай работы и технологии. Мы тебе не конкуренты, можешь смело делиться.

В этом деле вообще нет конкурентов. Все делятся и помогают друг другу. Потому что понимают что в современном мире все проще и дешевле заказать в Китае, а индивидуальное производство не выгодно. Двадцать лет назад у нас в гильдии было в 2 или 3 раза больше людей. Сердце болит когда видишь что средний возраст мастеров где-то 50-60. Старики умирают, а смены нет. Я один из самых молодых.

Евгений -расскажите как готовить кожу перед работой. Обычной водой смачивается или есть специальные составы защищающие от лишней влаги и удержания продавленного рисунка.

И красители и лаки на какой основе. Подробнее о них.

Как готовить кожу перед работой:

Кожа смачивается обычной водой, специально готовить ничего не надо. Есть специальные составы для смачивания, но я не видел чтобы ими кто-то пользовался. Секрет правильного смачивания в том, чтобы влаги было не слишком много или слишком мало. Если кожа слишком влажная, штамп будет отскакивать как от резины, и рисунок не будет таким четким. Если влаги недостаточно, то волокна кожи будут по-прежнему прижаты друг к другу, и штамп не сможет уплотнить их там где нужно.

Самый простой способ определить "готовность" кожи для работы: когда кожа впитывает воду, она темнеет. Нужно подождать несколько минут пока ее цвет начнет возвращаться к исходному.

Мастера советуют смачивать кожу не губкой, а окунанием в воду, или даже замачиванием. После этого ее кладут на 12-24 часа в холодильник. Потом вынимают и ждут когда ее цвет начнет возвращаться. Во время работы накрывают стеклом ту часть рисунка который уже смочен, но над ним в данный момент не работают - чтобы его влажность не изменялась. Однако это уже высший пилотаж, я так никогда не делал.

Про красители :

Красители бывают 3х видов: краски, морилки (dye) и старители (antique - честно не знаю как этот тип красителя правильно называется на русском).

Краски остаются на поверхности, морилки впитываются между волокон кожи. Соответственно морилки более устойчивы к механическим повреждениям поверхности, их используют там где кожа будет касаться - ремни, седла. Так как краски остаются на поверхности, их можно стереть или повредить. Плюсы красок в том, что они намного более яркие чем морилки и краской можно закрыть другую краску. Теоретически, несколькими слоями белой краски можно закрыть черную. С морилкой так не получится, там всегда нужно начинать со светлой и (если нужно) продолжать более темной.

Морилки между собой отличаются цветом и основой. Цвета бывают синий, зеленый, красный, желтый, но их оттенки не выпускают и если нужно получить оттенки, морилки можно смешивать между собой.

Небольшое отступление про смешивание красок и морилок .

При смешивании необходимо учитывать какие цвета дополняют друг друга, а какие противоположны. Например если смешать синий и желтый, то будет зеленый. А если синий и оранжевый, то будет грязь непонятно коричневого цвета.

Традиционно используют морилки коричневых оттенков, и именно этих оттенков продается большое количество.

Основа морилок.

Они бывают на водной, спиртовой и масляной основе.

Водные : не ядовиты, можно пользоваться детям, не нужно проветривание, легко изменять их концентрацию добавлением воды из крана, хорошо смешиваются на коже потому что не так быстро высыхают. Минус: они не такие яркие как спиртовые и масляные.

Спиртовые : более яркие чем водные. Минус: быстро высыхают, во время покраски предыдуший мазок не всегда хочет смешиваться с новым. На видео вверху я пользуюсь спиртовой морилкой.

Масляные : самые дорогие. Их главный плюс в том, что все другие морилки делают кожу более жесткой. Только морилки на масляной основе не изменяют жесткость кожи.

Этот ремень покрашен морилкой на водной основе:

Основа красок.

Краски бывают на водной или акриловой основе. Водные краски выпускают специально для кожи. Они более тусклые и мне лично не нравятся. Акриловые краски можно использовать любые, на них не должно быть написано что они сделаны специально для кожи. Естественно, чем выше качество краски, тем лучше она будет себя вести во время покраски, и потом, когда высохнет. Я пользуюсь красками фирмы Liquitex, они дорогие (купил на распродаже! :)) но того стоят. Этот рисунок покрашен акриловой краской:

Плоский лист с рисунком:

Лист согнут в трубу:

старители (antique) - это краска на водной основе которая "не прилипает". Ей покрывают весь рисунок, а потом вытирают влажной тряпкой или бумажным полотенцем. После этого краска остается только в углублениях и подчеркивает контуры рисунка.

Защитные слои

Когда рисунок вырезан и выдавлен, и Вы на 90% довольны работой (даже если другие не видят, там все равно есть ошибки и проблемы которые видны Вам....) кожу покрывают защитным слоем чтобы она не впитывала воду, не портилась, не гнила. Защитные слои бывают нескольких типов.

Историческая защита кожи это масло или воск . Воск остается на поверхности, масло проникает вглубь. Минусы обоих - их нужно периодически обновлять.

Акриловые защитные слои - хорошо защищают, хорошо держатся на коже. Бывают блестящие и матовые.

Также есть много современных продуктов на основе масла или жиров

Нужно добавить что краски и защитные слои обычно используются только на лицевой (grain) стороне кожи. Чтобы защитить внутреннюю сторону (suede), склеивают и/или сшивают два куска кожи внутренней стороной друг к другу.

Изменено 29 октября 2013 пользователем maker2013

Друзья, мы делаем тиснение на коже. Все изображения на изделиях, что вы видите на этой странице, сделаны при помощи клише и станка для тиснения ТС-800

Тиснение — это полиграфический процесс, относящийся к послепечатной отделке продукции, производящийся на ручных, полуавтоматических и автоматических прессах для тиснения, основанный на припрессовке горячим или холодным способом металлизированной, пигментной фольги или полимерной пленки с напылением нужного вещества.

Виды тиснения:

Тиснение фольгой — тиснение, при котором между нагретым клише и материалом (бумагой, кожей) протягивается фольга и производится прессование. Под действием нагретого клише металлизированное или пигментное напыление отстает от пленки-носителя и закрепляется клеевым слоем на поверхности тиснимого материала.

При помощи технологии тиснение, на кожу можно наносить изображения разных цветов, имея при этом только одно клише.


Слепое тиснение (блинт) — (от нем. blint — слепой) тиснение с помощью клише, с целью получить оттиск с гладкой поверхностью (например, на текстурной бумаге, на коже). Фольга не применяется, но для получения лучшей гладкости или глянца могут применяться специальные пленки. Рабочие температуры процесса, как правило, выше, чем при тиснении фольгой.


Немного фантазии и мир станет ярче!))))

Услуга тиснение

Коллектив компании Rus-Workshop предлагает услугу нанесение вашего логотипа/рисунка, практически, на любое изделие из натуральной кожи и переплетных материалов.

Золотое, серебряное и блинтовое тиснение, а так же тиснение цветной фольгой.

Для своей работы мы используем позолотный пресс ТС-800.

Дорогие друзья, мы работаем на заказ от 3000 руб. Если вам нужно сделать тиснение на одном готовом предмете, например вашем ежедневнике, обложке на паспорт, или крои, цена будет от 3000 руб. +1500 руб. клише.

В 4500 руб. входи: м акет, а именно, отрисовка изображения в векторе маленьких рисунков, инициалы, фамилии. Маленькое клише, размером 8 см на 8 см по крайним точкам изображения (клише после работы отдадим вам),приладка, нанесение тиснения - оттиск. Если клише больше, то цена растёт пропорционально размеру клише.

Если у вас большой тираж, тиснение считается индивидуально. Сложный макет, считаем индивидуально.

ВНИМАНИЕ!!! Тиснение на сапогах, коньках, сумках, креслах, стульях, диванах, подушках, воротничках, куртках, плащах, жилетах и т.д. возможно только на крои, дело в том, что готовый сапог, сумку или стул не возможно засунуть под плиту станка тс 800

Также, прошу, обратите внимание на то, что, нужен обязательно образец для приладки, иначе возможен брак 50% . Образец нужен для того чтобы выровнять давление, подобрать температуру, попробовать положить фольгу, то есть сделать оттиск.

Проба на вашем куске кожи, нашим клише стоит 500 руб. Обращаю ваше внимание, далеко не все кожи и материалы могут тисниться. Не покупайте материал не убедившись, что на нем можно сделать нанесение тиснения. Так же, к коже нужно тщательно подбирать фольгу, иначе тиснение не получиться.

Если вы не знаете, что такое макет для тиснения, и что такое тиснение зайдите на наш сайте, раздел мастер - класс.

Услуга подготовка макета. Рассмотрим все варианты сотрудничества.

Коллектив компании Rus-Workshop предлагает подготовить макет клише/штампа в программе CorelDRAW, для нанесения изображения при помощи технологии «горячее тиснение».

Цена: от 250 руб. - 3000 руб.

Услуга изготовление клише/штампа. Клише мы делаем только для своих заказов.

Изображение, для изготовления клише, которое входит в размер от 1см2 (например цифры) до 8 см2, цена одна 1500 руб .

Клише, которые превышают эти размеры, рассчитываются индивидуально.

Если у вас большой тираж с разними названиями (например переплёт библиотеки), разные фамилии и инициалы (например индивидуальные подарки, ежедневники), мы сделаем вам хорошую скидку на изготовление клише.

Срок изготовления клише, с утвержденным макетом в CorelDRAW X3 , 1-2 рабочих дня.

Обращаем ваше внимание, мы не работаем с макетами в программах Illustrator,AutoCad, и другие графические программы. Надеемся на понимание.

Ручное тиснение

При ручном тиснение используют штриховки (филеты), накатки (ролики), утюжки (гладильники), штампы (штемпели), пуансоны, литеры и т. д.

С уважением, коллектив Rus-Workshop



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: