Как развить красноречие. Основные правила создания красивой речи

С днем рожденья, милая подруга!
Помню с детства эту дату я,
Жизнь не представляли друг без друга.
И дружили мы, секретов не тая.

Ты в душе - такая же девчонка,
Как когда-то были мы с тобой.
Пусть печали все идут сторонкой,
Оставайся дольше ты такой.

Солнце и сейчас пусть так смеется,
Нежность и тепло тебе даря,
Звонкий смех твой, как и в детстве, льется.
Будь ты счастлива, подруженька моя!

Сколько лет мы знакомы друг с другом,
Уж сегодня не будем считать!
Я сейчас, дорогая подруга,
Пару слов хочу добрых сказать!

Я желаю любить, быть любимой,
Любовь в сердце хранить и дарить,
Быть единственной, неповторимой
И во всём красоту находить!

Прилетит пускай белая птица
И исполнит желание твое!
И пусть чудо с тобой приключится -
Обретешь в жизни счастье свое!

Поздравляю свою хорошую подружку, с которой мы вместе провели чудесные годы детства. Желаю тебе дорогая, оставаться всегда энергичной, чтобы сил хватало не только на работу, но и на поиски безумных приключений. Желаю никогда не терять того детского запала и лёгкости на подъем. Желаю, чтобы мечты стали реальностью, чтобы планы непременно осуществились. И хочу пожелать, чтобы ты обязательно поймала свою синюю птицу счастья. С днем рождения!

От крепкой дружбы никуда не деться,
Года проходят - а она с тобой,
Любимая моя подруга детства,
Сегодня отмечаем праздник твой!

Желаю быть тебе желанной, нужной,
В ладу с людьми да и с самой собой,
И пусть лишь только крепнет наша дружба,
Испытанная жизнью и судьбой!

И пусть, как в детстве, будет беззаботной
Твоя душа, не знающая зла,
Удачи - и в семье, и на работе,
Пусть будут лучше всех твои дела!

Подруге детства в день рожденья
Любви желаю и везенья,
Подарков дорогих и разных,
И сотни нежных слов прекрасных.

И счастья полные ладошки,
Еще терпения немножко,
Цветов огромные охапки
И жизни радостной и сладкой!

Если б мы узнали средство,
Как попасть обратно в детство,
Мы б играли и шалили,
И куличики лепили!

Но теперь у нас заботы,
И полным-полно работы,
Жизнь - для взрослых не игрушка.
С днем рождения, подружка!

Подруга детства, дорогая и любимая,
Ты помнишь наши дни неповторимые,
Смешные, беззаботные, веселые,
Когда играли и ходили в школу мы!

Тебя я с днем рожденья поздравляю,
Шикарно жить и путешествовать желаю,
Объездить и увидеть целый свет,
Найти на все вопросы свой ответ!

Любить сердечно и любимой быть,
Работать и с коллегами дружить,
Чтоб в доме и уют, и благодать,
Своих родных могла ты восхищать!

Через года, сквозь череду событий,
Тебе, как прежде, я добра сейчас желаю,
Побольше радостных и удивительных открытий,
Побольше новых встреч, воспоминаний.

Пускай судьба наполнится везеньем,
Пусть каждый день тебе несет успех,
Тебя, подруга, поздравляю с днем рожденья!
Желаю быть счастливей и удачливее всех!

Ну, подруга, ты даешь!
Хорошеешь и цветешь,
В каждый свой ты день рождения
Фору молодым даешь.
Будь же ты всегда такой:
Непоседой, озорной,
Неприступной и красивой.
И богатой, и любимой.
Пусть сбываются мечты,
Их достойна только ты.

Подруга! С днем рождения!
Живи, пари легко.
Наш путь - не совпадение...
Пусть детство далеко.

Я помню наш веселый смех,
Глобальность детских тем...
Да будет рядышком успех,
Без лишних бед, проблем.

Любви, тепла, уюта в дом,
Друзей, чтоб как броня.
Купайся в счастье неземном
И помни про меня.

Знаю тебя сотню лет,
Много вместе мы прошли.
Куча радостей и бед
Нас с тобой не обошли.

И ты от этого ценней,
Моя подруга дорогая,
Тебя на свете нет родней,
Я это точно знаю.

Будь счастлива всегда, везде,
Пускай исполнятся мечты.
Желаю лучшего тебе,
Ведь заслужила это ты.

Записей 1 - 16 из 16

С днем рожденья, милая подруга!
Помню с детства эту дату я,
Жизнь не представляли друг без друга.
И дружили мы, секретов не тая.

Ты в душе - такая же девчонка,
Как когда-то были мы с тобой.
Пусть печали все идут сторонкой,
Оставайся дольше ты такой.

Солнце и сейчас пусть так смеется,
Нежность и тепло тебе даря,
Звонкий смех твой, как и в детстве, льется.
Будь ты счастлива, подруженька моя!

Желаю жизни в шоколаде:
И цифр внушительных в окладе,
И отдыхать в местах роскошных,
Свершений самых невозможных.

Любви безудержной и сочной,
И женской мудрости восточной,
И красоты тебе журнальной,
Успешности феноменальной.

И счастья женского простого,
И пониманья с полуслова.
Всех покорять прекрасным ликом
И день рожденья справить с шиком.

Поздравляю тебя с днем рождения,
Дорогая подруга моя,
Пусть играет твое настроение,
Как на солнце столетний коньяк.

Помнишь детство, как рядом мы жили,
Наши игры в зеленом дворе,
И как крепко с тобой мы дружили,
В той далекой прекрасной поре!

Мы разъехались, кончилось детство,
И лишь редкие письма ты шлешь.
Сообщая без тени кокетства,
Как на дальней сторонке живешь.

Я желаю тебе в этот праздник
Светлых чувств и надежд неземных,
И чтоб двор наш и маленький садик
Вспоминала ты в мыслях своих.

С тобой играли в куклы, в прятки,
И мир большой казался сложным.
Всегда дружили без оглядки,
Ты для меня всего дороже.

Подруга детства как сестра...
Желаю я тебе любви -
Такой, чтоб счастлива была,
Ну а в душе цвели цветы.

Пусть день рожденья принесет
Тебе чуть-чуть адреналина.
Бокал шампанского нальет
И принесет родной мужчина.

Ну, подруга, ты даешь!
Хорошеешь и цветешь,
В каждый свой ты день рождения
Фору молодым даешь.
Будь же ты всегда такой:
Непоседой, озорной,
Неприступной и красивой.
И богатой, и любимой.
Пусть сбываются мечты,
Их достойна только ты.

С детства мы с тобою дружим,
Дружбы нашей крепче нет,
Ты любимая подруга
Можешь дать всегда совет,
И сегодня в день рожденья
Тост хочу сказать такой:
Очень здорово, что в детстве
Познакомились с тобой!
Я тебе желаю счастья,
Заслужила ты вполне,
Пусть удача и везенье
Будут у тебя вдвойне.

С тобою были с детства мы дружны,
Подруга милая и дорогая,
Воспоминанья радостью полны!
Тебя я с днем рожденья поздравляю!

Всегда желаю быть на высоте,
Блистать здоровьем, красотою,
Приблизиться скорей к своей мечте,
И этот мир наполнить добротою!

Подружка детская моя, соседка-хохотушка,
А помнишь, в детстве золотом ходили мы в веснушках!
И с днем рождения тебя, как прежде, поздравляю,
Веселых, добрых, теплых дней я от души желаю!

Чтоб счастье ласточкой к тебе почаще залетало,
И было все так хорошо, как раньше не бывало,
Чтобы любимою была, сама его любила,
С улыбкой радости всегда по жизни ты ходила!

Нет уж той песочницы,
Где мы замки строили.
В детство часто хочется -
Там мы познакомились.

С днем рожденья, милая!
В честь тебя - салют!
Где нас ни носило бы,
Помню и люблю
Я тебя так искренне -
Не хватает слов...
Звезд тебе бесчисленных,
В глазках - огоньков!

Детство нам беспечное
Не вернуть назад.
Только дружба вечная...
В дружбе нет преград!

Подруга моя, с днем рожденья!
С тобою мы с детства знакомы.
Мне хочется без промедленья
Тебе пожелать лишь симптомы
Удачи, доверия, счастья,
Терпения, нежности, веры,
Пусть дом твой обходят несчастья,
По жизни исчезнут барьеры.

Куклы и песочница,
Давно уже прошли,
Как хорошо, что в детстве,
Друг друга мы нашли!

И чтобы не случилось,
Всегда поможешь ты,
Дашь мощный пендель в жизни,
Осуществишь мечты!

Пускай твоя карьера,
Растёт день ото дня,
И с этим днём рожденья,
Поздравят все тебя!

Не забуду, где ты, что ты.
Позвоню: «Ну как дела?»
Хорошо, что через годы
Наша дружба не ушла.

Время разведет едва ли:
Не забуду никогда,
Как с тобою мы играли
И шалили иногда.

И сегодня, между нами,
Знаю я наверняка,
Что останемся друзьями
Мы с тобою на века.

С детства знаем мы друг друга
Разные секреты.
С днем рождения, подруга,
Лучшая на свете.

Станет ближе сразу вдруг
Далёкое детство.
Лишь на встрече двух подруг -
Вот от грусти средство!

Поздравляю от души,
Будь всегда счастливой.
Дни пусть будут хороши,
А любовь - красивой!

Ты много значишь для меня,
Подруга милая моя.
Ведь детство породнило нас,
Оно в сердцах даже сейчас.

И в день рождения тебе
Желаю радости в судьбе -
Такой, как в детстве, как тогда.
Будь счастлива, будь молода.

Дари свою улыбку мне.
Ты для меня как свет в окне.
Ребенком быть в душе желаю
И с днем рожденья поздравляю!

Помнишь, мы с тобой играли,
Выпекая куличи?
А теперь постарше стали,
Уже взрослые почти,

И теперь уже в игрушки
Не играем мы с тобой!
С днем рождения, подружка
Пусть удастся праздник твой!

Все мои секреты знаешь только ты.
Горести и беды, радость и мечты -
Мы с тобою делим всё напополам.
Если бы не это, было б трудно нам.

Я тебе желаю счастья без границ!
И любви без края и счастливых лиц
В окруженьи близком! Пусть твои мечты
Воплотятся в жизни так, как хочешь ты!

Некоторые утверждают, что красноречие - это дар Божий, и если не дано тебе «глаголом жечь сердца людей», то и пытаться не стоит. Однако, как показывает опыт многих известных ораторов, красноречию можно научиться. Подтверждением тому - выступления тульских семинаристов на конкурсе красноречия «Толкование живописцами притч Христовых».

Подготовленная семинарским Церковно-археологическим кабинетом выставка иллюстраций к притчам Господа Иисуса Христа стала для студентов поводом ещё и ещё раз обратиться к евангельским текстам, глубже осмыслить их, познакомиться с посвящёнными им произведениями иконописи и живописи. А потом блеснуть красноречием, споря или соглашаясь с художниками разных стран, обратившимися к евангельским сюжетам.

Директор епархиального культурно-просветительского центра «Фавор», преподаватель ТулДС Марина Александровна Михалёва напомнила, что участники конкурса должны стремиться как можно полнее, логичнее и убедительнее раскрыть тему, обращая внимание на правильность, яркость и выразительность своей речи. Очень важен и контакт с аудиторией, умение заинтересовать её.

Жюри возглавил студент 5-го курса Сектора заочного обучения ТулДС иерей Константин Шишнин.

Студент подготовительного отделения Роман Канищев посвятил своё выступление притче о бедной вдове, положившей в сокровищницу храма две лепты. Господь высоко оценил её жертву: «…истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила всё пропитание своё, какое имела…» (Лк. 21, 2- 4).

Студент 2-го курса бакалавриата Геннадий Феоктистов продемонстрировал своё владение ораторским искусством, рассказывая о том, как толкуют русские и западноевропейские живописцы притчу «О бревне в глазу»: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?..» (Мф. 7, 3).

К притче «О немилосердном должнике» обратился студент 1-го курса бакалавриата Николай Щербатых. Эта притча (Мф. 18, 23 - 35) рассказывает о царе, который, внемля просьбам раба своего об отсрочке долга, простил ему плату. Но после того как тот не поступил схожим образом по отношению к своему должнику, раб отдан был истязателям до уплаты всего долга. Николай выразил несогласие с интерпретацией некоторыми художниками этой притчи и убедительно обосновал своё мнение.

Студент подготовительного отделения Константин Герман поделился размышлениями о смысле притчи «О неправедном судии», чем вызвал живой отклик аудитории. Притча учит тому, что «должно всегда молиться и не унывать», ведь если даже неправедный судия, который «Бога не боялся и людей не стыдился», защитил докучавшую ему просьбами вдову, то «Бог ли не защитит избранных своих, вопиющих к Нему день и ночь…» (Лк. 18, 1-7).

Студент 5-го курса специалитета Валентин Елисеев проанализировал произведения живописцев, посвящённые притче Иисуса Христа «О двух должниках»: «У одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбил его?..» (Лк. 7, 41- 43).

После подсчёта баллов жюри объявило итоги конкурса. Победители, а ими стали Геннадий Феоктистов (I место), Константин Герман (II место) и Николай Щербатых (III место), получили призы.

Поздравляя победителей и всех участников конкурса, священник Константин Шишнин подчеркнул, как важен для будущих пастырей багаж знаний, приобретённых в семинарии, как важно учиться красноречию, чтобы делиться этими знаниями с людьми. Иерей Константин поблагодарил Марину Александровну Михалёву за организацию выставки и конкурса, который многому научил его участников.

Марина Горчакова

Фото Сергея Макшанова

Сравнивая царства минералов, растений и животных с человечеством, мы замечаем, что не только человек, но и все остальные существа наделены даром выражения. Камень обладает наименьшей способностью к выражению, и к нему мы чувствуем наименьшую привязанность. Мы бьем и колем его, мы добываем его в каменоломнях, и находим для него всевозможное применение, и совсем не симпатизируем ему, потому что он не разговаривает с нами. Он говорит нам слишком мало. Гораздо больше симпатии мы испытываем к растению; мы любим его, оберегаем, даем ему воду, и, поскольку оно обладает большей выразительностью, мы заботимся о нем больше. Но и среди камней есть некоторые, говорящие с нами более других; в особенности мы ценим алмазы, рубины и изумруды. Мы платим за них тысячи фунтов; мы носим их на себе.

Животные наделены гораздо большим даром выражения, чем растение или камень, и кажутся нам несравнимо более близкими существами. Собака вилянием хвоста, прыжками, каждым моментом своей жизни говорит: «Я тебя люблю»,- и мы дарим ей значительно больше заботы. Мы не нуждаемся в том, чтобы рядом с нами в кресле лежало растение, но если собака сидит в кресле, то нам это нравится. Кошка тоже не владеет речью, но все равно умеет общаться с нами своим голосом. Во всех частях света люди ценят соловья за его голос, его выразительность. В лесах множество птиц, о которых мы никогда не думаем, потому что они не имеют голоса. Но певчих птиц мы все знаем и любим держать попугаев, которые могут говорить.

В Коране говорится, что Аллах сделал человека Халифом, правителем над всеми творениями, благодаря этому его дару – речи. Только человек наделен даром красноречия. Но тогда как одни люди подобны камню, некоторые – растению или животному, другие обладают человеческими качествами. Человек, похожий на камень, не способен к выражению; в нем нет магнетизма, притягательной силы. Он имеет лишь то, что присутствует в его внешнем облике – совсем как камни, пусть даже рубины и изумруды; если отбросить внешнее, больше ничего не останется. Человек, подобный растению, лишен интеллекта; у него есть лишь некоторые чувства, некоторая индивидуальность. Он может быть красив, а может походить на колючку или ядовитое растение. Человек-животное наделен чувствами и страстями, но не способен их выразить. Лишь тот является подлинно человеческим существом, кто наделен даром выражения, кто может говорить о том, что он чувствует.

Дар красноречия у индусов олицетворяет Вак, богиня речи. Почему не Бог? Потому что тот, кто говорит, отзывчив Создателю, Богу внутри нас. Индусы также различали 3 типа людей: ракшаса , или монстр, мануша , или человек, и дэвата , богоподобный человек. Монстром является тот, кто лишен речи и чувств. Человек-мануша наделен чувствами, но лишен выражения. Богоподобный человек красноречив; и именно это делает его тем, кто он есть.

Красноречие существует от начала времен, потому что вначале было Слово, предшествующее созданию человека. Но ни камень, ни растение, ни животное не могли выразить Слово; это оказалось по силам только человеку, и когда он это сделал, то стал инструментом письма для Божественного Сущего. Вот почему творение обрело в человеке совершенство, вот почему он стал высшим из всех живых существ. Но говоря и раня своей речью сердце и чувства другого человека, он злоупотребляет красноречием. Русская пословица гласит: «Красноречивый язык – это меч, побеждающий мир» . Меч может побеждать, а может и убивать. И язык тоже способен или побеждать, или разить. Эта же мысль выражена в евангельской проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» .

Мир подобен куполу, где все сказанное возвращается к нам. Если мы скажем: «Как красиво!» – эти слова вернутся к нам. Если скажем: «Ты глупец!» – эхо отзовется: ты глупец. Иной может считать себя очень важной персоной, которой позволено говорить все что вздумается, но однажды эхо его дурных слов настигнет его.

Иногда человек и не хотел бы говорить другу ранящих слов, но, сам не желая того, говорит грубо, потому что его ум переполнен плохими впечатлениями, хранящимися в нем. Поэтому мы должны сохранять только хорошие впечатления, не удерживая при этом другие, для того чтобы от нас исходило только добро.

О предмете можно говорить 2-мя способами. Прежде чем начать говорить, можно вспомнить все известное о предмете, а затем перечислить все доводы, всплывшие в уме. Это речь попугая. Человек повторяет то, что он выучил, совсем как попугай, говорящий определенные слова, потому что его научили так делать. Другой способ высказываться состоит в том, чтобы опереться на хранилище, на знание, всегда присутствующее в самом человеке. Чтобы обнаружить это знание, нужна стрела; такой стрелой служит глубинное чувство, что пронзает все преграды. Знание всегда с нами, но без красноречия мы отрезаны от него.

Когда мы видим ковыляющего по улице кривобокого калеку, то очень легко посмеяться над ним, но маленькое чувство вызовет в нас сожаление, а глубинное чувство принесет с собой способность выразить сожаление и сострадание.

Сила молчания

В Веданте дыхание называется праной, жизнью. Дыхание – это цепочка, связующая воедино тело, сердце и душу. Дыхание так важно, что когда оно уходит, то покинутое им тело – тело, которое так любили и о котором так заботились, что даже из-за маленького насморка или кашля бежали к докторам и хватались за лекарства, становится больше не нужно. Оно уже не может оставаться живым.

Речь являет собой разрыв в дыхании. Иначе говоря, когда человек говорит, ему приходится делать больше вдохов и выдохов, чем в случае молчания. Дыхание подобно обручу, с которым играют дети: чем сильнее удар палочки, тем больше оборотов сделает обруч, катясь по земле; когда импульс толчка будет исчерпан, обруч упадет. Можно также привести в пример ход часов. Часы идут в течение такого периода времени, на который хватает их завода; его может хватить на 24 часа или на неделю, но дольше этого срока они идти не смогут, как бы сильно их ни заводили. Или вспомним детский волчок: он делает столько оборотов, на сколько хватит силы, с которой его раскрутили, а когда сила исчерпана, волчок падает.

От первого вздоха зависит, насколько длинной будет наша жизнь: сколько вдохов и выдохов нам отпущено. Разговаривая, мы тратим очень много жизненных сил; молчание в течение одного дня означает удлинение жизни на неделю или больше, а день, проведенный в разговорах, отнимает неделю жизни. Молчание – это лекарство от многих бед, хотя человек, живущий в миру, разумеется, не может практиковать его постоянно. Но он в состоянии следить за своими словами; человек мог бы помнить, что за каждое сказанное им слово он будет награжден небесами или наказан адом.

В Индии с древних времен живут мистики, которых называют муни. Они никогда не говорят, хотя в остальном живут как все люди. Эти мистики часто живут намного дольше, чем мы в настоящее время: 300 лет, 500 лет и даже более.

При воздержании от речи дыхание остается непотревоженным; оно равномерно и спокойно. Мистики всегда уделяли большое внимание дыханию и сделали его изучение принципиальным моментом своих занятий. Тот, кто овладел дыханием, овладел и собственной жизнью; тот, кто не может управлять дыханием, подвержен всем возможным болезням. Есть люди, управляющие дыханием бессознательно, например боксеры и борцы, а также некоторые люди, ведущие праведную жизнь.

В наше время мы настолько любим поговорить, что оставшийся в одиночестве человек испытывает желание выйти из дома и попытаться найти какого-нибудь собеседника. Часто люди наедине с собой начинают разговаривать с окружающими предметами, а многие говорят сами с собой, если больше не с кем. Если бы кто-нибудь объяснил им, они бы, возможно, поняли, как много энергии теряют с каждым сказанным словом. Молчание – это расслабление ума и тела; оно дарит отдых и лечит. Сила молчания очень велика, и не только с точки зрения получения и накопления энергии и жизненной силы, но и с моральной: много пользы можно приобрести молчанием.

Многие глупости, совершаемые нами, это глупости речи. За каждую неделю на одно ошибочное действие мы совершаем тысячи ошибок речи. Часто мы оскорбляем или раним другого только лишь потому, что слишком много говорим; воздержись мы от речи, этого бы не случилось.

Кроме того, существует тенденция к преувеличению. Все идеалисты, любящие чем-либо восхищаться, имеют склонность к преувеличениям. Если человек вышел из дома и увидел на плакате, что прилетает «цеппелин», он стремится напугать своих друзей и рассказывает, что летят 20 «цеппелинов». Когда его друзья впадают в панику, он испытывает определенное удовлетворение. Если идеалисты питают нежные чувства к другому, они говорят, что он – солнце и луна в небесах. Нет никакой нужды говорить все это.

В разговорах человек развивает в себе еще и склонность к противоречию. Что бы ни говорилось, он желает сказать нечто противоположное. Он становится похож на боксера или борца: если ему не с кем мериться силами, он чувствует себя обманутым, настолько велика его склонность к речи.

Однажды я присутствовал на приеме в доме друга, где среди людей был некто, споривший с каждым гостем, так что все они от него устали. Я старался избежать общения с ним, но кто-то представил нас друг другу, и, когда он услышал, что я преподаю философию, он решил: «Вот кто мне нужен». Первым делом он сказал: «Я не верю в Бога». Я спросил его: «В самом деле? Но верите ли вы в этот проявленный мир, в красоту этого мира многообразия и в то, что за ним стоит сила, породившая все это?». Он ответил: «Я верю во все это, но почему я должен поклоняться определенной личности и называть ее Богом? Я верю во все это, но не называю это Богом». Я сказал ему: «Вы верите, что каждое следствие имеет свою причину и что у всех этих причин должна быть одна изначальная причина. Вы называете это причиной, я – Богом; это одно и то же. Всегда есть кто-то главный, которому вы отдаете честь, кто-то над вами, перед которым вы склоняетесь, например, отец и мать, есть нечто светлое, что вы любите и чему поклоняетесь, есть кто-то, к кому вы относитесь с уважением, некая сила, перед которой вы чувствуете себя беспомощным. Каким же могуществом должна обладать Личность, которая создала и теперь держит под контролем все это, и насколько более она достойна веры и почитания!». Он ответил: «Но я не называю ее божественной силой, я зову ее универсальной силой, свойством, действующим механически, согласовывая все». Когда я пытался удерживать разговор на одном предмете, он перескакивал на другой; когда я следовал за ним, он опять перескакивал на следующий, пока наконец я не бросил это занятие, припомнив слова Шанкарачарья : «Все невозможное можно сделать возможным кроме одного: нельзя подвести к истине ум глупца» .

Стремление противоречить может разрастись настолько, что, даже если человек слышит собственную мысль из уст кого-то другого, он занимает противоположную позицию, чтобы обеспечить возможность спора. Есть персидская поговорка : «О Молчание, ты есмь бесценное блаженство, ты скрываешь промашки глупцов и даришь вдохновение мудрым!» .

Как много неразумного мы говорим из одной только привычки говорить! Как много бесполезных слов произносим! Если нас представили кому-то, то мы обязаны говорить, иначе нас сочтут невежливыми. И начинается беседа вроде этой: «Какой ясный день; сегодня холодно»,- или еще что-нибудь о погоде и так далее; привычка к таким бесцельным беседам со временем превращается в болезнь, так что человек не может успокоиться, пока не опустошит головы окружающих обсуждением бесполезных вещей. Он больше не может ни минуты прожить без того, чтобы следовать этому самоинтересу; он становится так увлечен речью, что может в один прекрасный день рассказать историю своей жизни незнакомцу, не давая ему вставить слово, хотя человек может быть весьма этим раздражен и готов сказать: «Мне-то что за дело?» Люди также часто выбалтывают тайны, о чем потом им приходится жалеть.

Под властью этих же чар человек выказывает в своих речах равнодушие, гордость, предубеждение, в чем после раскаивается. Все это порождается отсутствием контроля за речью. Иногда слово оказывается более ценным, чем все сокровища мира, а в других случаях слово может обратиться в меч.

Есть разные пути к вдохновению, но лучший среди них – молчание. Все мистики хранят молчание. Во время странствий по Индии я встречал многих великих людей, и все они воздерживались от речи хотя бы несколько часов в день, а некоторые – все 24 часа в сутки.

В Хайдарабаде жил мистик по имени Шах Кхамуш. Его звали так по причине его молчания. В юности это был очень умный и энергичный человек, который однажды пришел к своему муршиду с очередным вопросом наготове, что так естественно для ученика. Муршид сидел, погруженный в экстаз, и так как он не желал говорить, то приказал ему: «Молчи». Мальчик был глубоко поражен. Он никогда прежде не слышал таких слов от своего муршида, всегда такого доброго, терпеливого и готового ответить на любой вопрос. Но этого урока хватило ему на всю жизнь, поскольку он был разумным человеком. Он вернулся домой и не говорил ни с кем из семьи, даже с родителями. Тогда его муршид, видя это, тоже перестал разговаривать с ним. В течение многих лет Шах Кхамуш не проронил ни слова, и его психическая сила возросла настолько, что достаточно было взглянуть на него, чтобы испытать вдохновение. Одним своим взглядом он вдохновлял любого. Одним взглядом лечил. Это случилось не так давно, лет 25 назад.

Активность несет опьянение, а в наши дни активность так увеличилась, что с утра до вечера у нас нет ни минуты передышки из-за каждодневной вечной занятости, заставляющей нас без конца двигаться. К вечеру мы так устаем, что хотим только спать, а с утра все начинается снова. Этот образ жизни многое губит; человек так жаждет удовольствий, что забывает о жизни, которая сама по себе является удовольствием. У каждого должен быть хотя бы 1 час в день, посвященный тишине и неподвижности.

Следом за молчанием речи приходит молчание мыслей. Иногда человек сидит неподвижно, ничего не говоря, но мысли его непрерывно скачут. Ум может не хотеть этих мыслей, но они все равно приходят. Ум оказывается для них танцевальным залом, в котором они беспрепятственно кружатся и кружатся. Надо, чтобы одна мысль стала такой интересной, такой важной, что смогла бы вытеснить все прочие.

Когда мысли утихомириваются, наступает тишина в чувствах. Мы можем ничего не говорить против какого-либо человека, можем даже не иметь мыслей против него, но если хотя бы легкая неприязнь к нему присутствует в нашем сердце, то он это почувствует. Он ощутит в этом сердце ожесточение. Так же обстоит дело с любовью и привязанностью.

Абстрактное означает существование за пределами этого мира, где все формы существования сливаются, где все они встречаются друг с другом, и это отвлеченное состояние имеет собственное звучание. Когда этот звук также затихает и человек поднимается над ним, он достигает высшего состояния, наджат, вечности; но, определенно, чтобы достичь этого состояния требуется очень много усилий.

Красноречие - качество, которым в наши дни полезно обладать не только представителям определенных профессий: политикам, педагогам, телеведущим. Одни люди наделены им от рождения, другие вынуждены долго и упорно добиваться его развития. Как развить красноречие тем, кто пока не владеет искусством говорить красиво? Упражнения, собранные в статье, помогут в этом.

Как развить красноречие: эффективное упражнение

Упражнение, которое часто рекомендуют на курсах ораторского мастерства, может показаться забавным, однако дает превосходные результаты. Как развить красноречие, не посещая специальные тренинги? Нужно выбрать какой-либо предмет скажем, кастрюлю, а затем максимально подробно описать его, выражаясь красивым литературным языком.

Люди, у которых вызывает сложности это задание, могут начать с трехминутного описания. Время постепенно увеличивается, пока человек не научится говорить об одном и том же предмете в течение получаса, не повторяясь в своих мыслях и не прибегая к одним и тем же характеристикам.

Работа со словарем

Как развить красноречие с помощью словаря русского языка (любого)? Исследования показали, что среднестатистический человек в повседневной жизни использует около 4 тысяч слов. В результате люди не способны выразить мысли, возникающие у них, из-за нехватки словарного запаса. Проблема имеет простое решение - заучивание наизусть новых слов.

Необходимо приобрести небольшой словарик, который легко носить с собой, и ежедневно заниматься с ним в свободные минуты. Можно поставить себе задачу - каждый день запоминать значение не менее 10 незнакомых слов. Упражнение положительно сказывается не только на красноречии, но и на интеллекте и памяти.

Как развить красноречие, не прибегая к использованию словаря? Расширять словарный запас помогает чтение. Причем штудировать нужно не только художественную литературу, но и научную, справочную, техническую.

Замена слов

Как развить красноречие, чтобы разговаривать свободно на разные темы? Отличные результаты показывает упражнение, связанное с заменой слов. Скажем, нужно взять небольшой текст, а затем все присутствующие в нем глаголы заменить синонимами, соответствующими по смыслу. Аналогичные операции можно проделать со всеми словами: прилагательными, существительными, причастиями. Это упражнение приводит к активизации пассивного словарного запаса, которым человек обладает, но не привык пользоваться.

Похожее упражнение - составление словосочетаний со словами, обладающими противоположным смыслом. Допустим, маленький великан, горький сахар, быстрая черепаха и так далее. Это положительно сказывается не только на красноречии, но и на креативном мышлении.

Еще одно увлекательное упражнение - «расшифровка» слов. Необходимо выбрать слово, а затем вообразить, что оно представляет собой аббревиатуру, которую необходимо расшифровать. Для начала лучше всего использовать короткие слова, далее можно переходить к более сложным. Скажем, лето - «ласковый енот топчет опилки». Сначала можно пренебречь здравым смыслом, и постепенно «перевод» будет получаться все более удачным.

Пересказ

Как развить красноречие? Упражнения, связанные с пересказом текстов, обязательно помогут. Необходимо взять газетную статью, внимательно прочитать ее, а затем изложить содержание заметки в разговорном стиле. Пересказ повторяется несколько раз, история дополняется и расширяется, обогащается новыми подробностями, в том числе и выдуманными. Обязательно высказывается о прочитанной статье. В качестве слушателя можно выбрать зеркало.

Важно, чтобы хотя бы первые десять предложений оказались связными, плавными, без искусственных пауз. Также необходимо научиться передавать содержание текста в единственном предложении. Вместо газетной статьи можно брать параграфы из учебников, главы из книг. Кроме того, полезно описывать увиденные картины, дополняя описание оценкой мастерства художника.

Самая сложная задача - пересказ текста, в теме которого рассказчик абсолютно не разбирается. Однако постоянные тренировки с простыми текстами помогут постепенно освоить и это искусство.

Управление мимикой

Красноречие: как развить в себе этот дар, о котором мечтают многие люди? Обогащение словарного запаса и пересказ текстов обязательно помогут, однако необходимо уделить внимание и упражнениям, которые позволяют научиться управлять своей мимикой.

Встав перед зеркалом, нужно пересказать любой текст (художественный, научный, технический) без эмоций, а затем повторить его, подключив мимику и жестикуляцию. Также полезно многократно проговаривать одну и ту же фразу, постоянно меняя интонации и темп речи.

Как развить красноречие? Этого невозможно добиться, лишь изучая теорию, потому что будущий искусный оратор нуждается в постоянной практике. Необходимо общаться как можно больше, планомерно расширяя круг общения, знакомясь с новыми интересными людьми. Также полезно наблюдать за выступлениями ведущих по телевизору, посещать тренинги и оценивать речи ораторов. Наконец, необходимо уделить внимание развитию собственного чувства юмора, так как удачная шутка послужит украшением любой истории. Добиться этого легко, заучивая наизусть смешные анекдоты и просматривая юмористические передачи.

Как развить красноречие у ребенка? Добиться этого, как и в случае со взрослыми людьми, помогут несложные упражнения. Нужно попросить сына или дочь взять в руки тот или иной предмет, а затем описать его максимально подробно: форма, материал, цвет и так далее. Упростить ребенку задачу помогут наводящие вопросы.

Также взрослым стоит чаще задавать детям вопросы, не предполагающие односложного ответа. К примеру, можно просто поинтересоваться у ребенка, чем он сегодня занимался в садике, а затем внимательно выслушать ответ, поощряя маленького рассказчика к подробностям.

Главное - упражняться регулярно, и тогда результат не заставит ждать себя.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: