Как приучить месячного ребенка к режиму кормления. Режим дня новорожденного ребенка в первый месяц жизни

Е.Н. Корнеева «Эти загадочные малыши»
(100 ответов на родительские «почему»).
Ярославль, «Академия развития», 1999.

Приучение ребенка к режиму - это не просто формирование привычки вовремя ложиться и вовремя вставать, кушать и гулять по часам.

Приучение ребенка к условиям детского сада

Попробуем разобраться в ней вместе. На каждые сто детей приходится два-три случая длительной или полной дезадаптации ребятишек к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие малыши, просидевшие длительное время дома с мамой или бабушкой.

Мой сын так и не смог привыкнуть к детскому саду. Туда отправляешь со слезами, приходишь забирать, говорят, он с 11 часов лежит в кроватке, ни с кем не играет, кушать отказывается. Три недели промучались, так и сняли. Сколько же можно ребенку нервы трепать? Пришлось свекрови с работы уходить, чтобы с ним сидеть.

В группе у меня есть одна девочка, умненькая такая, рассуждает как взрослая. А что делать с ней, не знаю. Сидит целыми днями у окна и только всех спрашивает: «А когда за мной мама придет?» Сядешь с ней, почитаешь, книжки посмотришь, вроде успокаивается на какое-то время. А потом опять за свое. Но я ведь не могу только ей одной заниматься, у меня другие, дети в группе брошены.

Лучший момент для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму пребывания в детском саду - это возраст в два-три года. На этот период приходится кризис раннего детства, обычно именуемый психологами кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянутся к самостоятельности, относительной автономности существования. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде.

Наименее благоприятный период - это четыре года и промежуток от пяти до шести лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким человеком, хорошо чувствующим его настроение, знающим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям.

Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности. Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, непрестанного нытья по выходным, а иногда и соматических расстройств - повышения температуры, появления болей в животе и жидкого стула, обострения хронических заболеваний.

Дети прибегают к манипулированию, проливают горючие слезы, ластятся к родителям, требуя возврата к прежней вольготной жизни дома. Ребенок как бы вовлекает взрослых в затяжную «войну», где вопрос, кто кого, решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно по такой схеме: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они, остается еще одно средство - болезнь. Если после выздоровления малыша намерения родителей относительно его остаются непоколебимыми и они опять собираются водить ребенка в садик, наступает рецидив.

Облегчить процесс ломки взрослые могут двумя путями. Ребенок должен знать с первого дня, что выбора у него нет - посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-либо положительного для себя в этой ситуации и скорейшую адаптацию. Главная трудность здесь - выдержать характер и не поддаться на провокации малыша. Второй путь заключается в установлении договоренности с администрацией детского сада и работающим персоналом о необходимой длительности вашего пребывания в саду.

Вы должны будете находиться в группе столько времени, сколько потребуется для того, чтобы ребенок окончательно освоился и научился обходиться без вашей помощи и поддержки. Может потребоваться неделя, месяц, а то и больше, но зато потом вы станете совершенно спокойно оставлять своего ребенка в саду.

Либеральные же действия лишь усугубляют ситуацию ломки. Если по часу сидеть в раздевалке, слушая душераздирающие вопли своего ребенка или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, прибегнуть к приему сокращения времени нахождения ребенка в группе с другими ребятами до полутора-двух часов в день, то ситуация станет еще более тяжелой для вас, для ребенка и для воспитательного персонала детского сада.

Поэтому если вопрос о необходимости отдать ребенка в сад решен окончательно, то не стоит дожидаться момента, когда малыш подрастет и станет самостоятельным. Учиться кушать, одеваться, завязывать шнурки, заправлять кроватку не обязательно дома. Не тратьте свои усилия на муштру и наставления. Лучше потратьте время своего дополнительного отпуска по уходу за малышом на более полезные и актуальные вещи. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то скорее всего и он легче перенесет ее. Тем более нечего опасаться, что контакты с другими детьми снизят привязанность малыша к вам.

Скорее наоборот, пребывание в детском саду усиливает любовь детей к дому и родителям.

Теперь поговорим немного об организации подъемов и отбоев

Родители часто беспокоятся о том, как поднять ребенка рано утром. Ведь в домашних условиях многие дошкольники бодрствуют до 11-12 часов и ложатся отдыхать вместе с взрослыми членами семьи. Подъем их также не регламентирован и происходит у кого в 10 утра, а у кого и ближе к обеду. Переход к новому режиму поэтому начинается с попыток уложить таких детишек в кровать чуть ли не в 8 часов вечера. Даже если это удается, то сон не наступает и родители вынуждены провести несколько малоприятных часов у постели своей крошки, изводя ее просьбами поскорее закрыть глазки и спать.

Организм маленьких детей достаточно пластичен. Перестройка ритмов сна и бодрствования происходит за два-три дня. Поэтому стоит только поднять малыша в нужное время, и он восполнит возникший дефицит более продолжительным дневным сном и ранним отбоем. Тогда режим засыпания и просыпания будет без уговоров и насилия, а исходя из потребности организма. Уже через неделю вам не придется тратить много времени и сил, чтобы собрать свое чадо в сад. А чтобы ребенку было легче просыпаться по утрам, включайте бодрую музыку или приходите будить его вместе с любимой игрушкой - медвежонком, котиком или мартышкой.

То же касается и нелюбимых блюд

Первое время можно давать малышу с собой яблоко или морковку. Если, отказавшись от нелюбимого кушанья, он проголодается, то сможет съесть этот запас. Только не давайте ему шоколад, конфеты и печенье. Наевшись сладкого, ребенок вряд ли будет с аппетитом есть даже любимые блюда. Да и другие ребята станут смотреть на него с завистью. Впоследствии же дети привыкают к употреблению непривычной пищи и за компанию съедают все, даже то, что дома не едят.

Несколько советов по приучению детей к режиму от доктора Комаровского

Режим дня ребенка – это определенный распорядок действий, составленный с учетом возрастных особенностей и потребностей и направленный на здоровое физическое и интеллектуальное развитие. Некоторые мамы думают, что режим необходим только ослабленным, часто болеющим детям, но это не так. Приучать малыша к распорядку дня необходимо с первых месяцев жизни. Не стоит рассчитывать, что новорожденный ребенок с первых дней будет засыпать и просыпаться по часам, но определенные навыки, которые составят основу детского режима в старшем возрасте, можно выработать уже в первый месяц жизни младенца.

Режим кормлений: по часам или по требованию?

Если ребенок находится на грудном вскармливании, педиатры советуют кормить его по требованию. Если ребенок здоров, хорошо прибавляет в весе и развивается согласно установленным нормам, такого режима можно придерживаться до трехмесячного возраста. Если мама и дальше продолжит давать грудь ребенку, когда он этого попросит, могут возникнуть осложнения в работе пищеварительной системы, связанные с перекормом. Это могут быть кишечные , болезненные спазмы, расстройство стула, боли в животе.

Кормление по требованию имеет свои плюсы и минусы, поэтому каждая мама сама должна принять решение о том, как организовать кормление ребенка, чтобы обеспечить его потребности и не ущемить интересы остальных членов семьи.

Доктор Комаровский о режиме кормления

Среди плюсов кормлений по требованию специалисты выделяют:

  • более гармоничное развитие ребенка за счет частого и длительного контакта с мамой;
  • стабильная (при таком режиме кормления молоко в молочных железах вырабатывается в количестве, необходимом для обеспечения потребностей конкретного младенца);
  • снижение риска гнойного мастита, развивающегося на фоне застоя молока.

Если мама решит кормить малыша по требованию, она должна понимать, что такой режим дня новорожденного в первый месяц имеет и существенные минусы. Один из них – невозможность отлучиться из дома в первые недели жизни ребенка. Большое значение имеет и организация кормления: если ребенок берет грудь неправильно (захватывает не ареолу, а только сосок), слишком частые кормления могут привести к образованию долго заживающих трещин, которые могут инфицироваться при недостаточной личной гигиене.

Кормление на искусственном или смешанном вскармливании

Если новорожденный в качестве основного или дополнительного питания получает молочную смесь, кормить грудного ребенка следует по установленному распорядку. В отличие от материнского молока, состав , их жирность – показатели постоянные и не меняются в зависимости от внешних факторов. Основным отличием молочной смеси от является наличие в составе сложных белков (лактоглобулинов), для расщепления и переваривания которых требуется больше времени. Если ребенок получит новую порцию смеси раньше, чем его организм переварит предыдущее питание, могут возникнуть расстройства со стороны желудочно-кишечного тракта, например:

  • и рвота;
  • (ребенок плачет, отказывается от бутылочки, живот напряжен, может возникать болезненность при пальпации);
  • запор (может сохраняться до 3 дней).

Примерный график кормлений по часам

Родители новорожденных детей, находящихся на искусственном или смешанном вскармливании, при организации питания могут придерживаться графика, приведенного в таблице.

Ночью ребенок может проснуться в любое время, так как режим ночных кормлений устанавливается обычно только к 2-3 месяцам. Объем одной порции смеси для новорожденных в первый месяц составляет 90 мл (с третьей недели жизни этот объем можно увеличить до 120 мл). Нормой для детей на грудном вскармливании является объем от 50 до 90 мл на одно кормление.

Важно! Интервал между кормлениями смесью должен составлять около 3 часов, то есть ребенок должен получать питание до 8 раз в день. Дети, находящиеся на грудном вскармливании по требованию, могут получать материнское молоко до 8-10 раз в день (промежутки между кормлениями – не менее 2-2,5 часов).

Ночные кормления

Дети первого месяца жизни могут просыпаться до 3-4 раз за ночь. Если малыш получает грудь по требованию, допускается такое количество кормлений в ночное время, но важно следить, чтобы у ребенка не было признаков перекорма (обильное срыгивание после еды, вздувшийся живот и т.д.). Не стоит ограничивать сосание груди ночью, так как именно в это время в организме женщины вырабатывается повышенное количество гормонов, необходимых для продуцирования молока.

Важно! Новорожденных детей, получающих молочные смеси, нельзя кормить больше 1 раза за ночь.

Если ребенок просыпается чаще, важно выяснить причину. Это может быть неудобная одежда, холод (или, наоборот, слишком высокая температура в помещении), сухой и пыльный воздух. обычно начинаются в начале третьей недели жизни и могут продолжаться до 3-4 месяцев (реже – до полугода).

Чтобы помочь малышу, можно использовать следующие способы борьбы с повышенным газообразованием:

  • сухое тепло на живот (сложенная в несколько слоев фланелевая пеленка, проглаженная утюгом, );
  • (выполняется по часовой стрелке поглаживающими движениями);
  • специальная гимнастика (подведение согнутых в коленях ног к животу).

Если альтернативные методы не помогают, можно воспользоваться ( , ).

Нужно ли давать воду при грудном вскармливании новорожденному

Материнское молоко на 87-88 % состоит из воды, поэтому дети с хорошим аппетитом не нуждаются в дополнительном допаивании. Малышей на искусственном вскармливании можно допаивать водичкой с ложки или из бутылочки. Норма ее зависит от веса ребенка, темпов общего развития и других факторов и может составлять от 30 до 70 мл в день. Давать лучше бутилированную воду, предназначенную специально для детского питания. Не стоит добавлять в нее сахар, так как потом ребенок может отказаться от пресных продуктов прикорма, например, овощных пюре. Некоторые дети охотнее пьют подогретую водичку, но важно следить, чтобы ее температуры не превышала 28°-30°.

Бывают ситуации, когда воду необходимо давать даже новорожденным, питающимся только грудным молоком:

  • заболевания, сопровождающиеся обильной рвотой и диареей (для предотвращения обезвоживания);
  • слишком сухой воздух в детской комнате.

Важно! Опасными признаками обезвоживания является сухие губы и редкие мочеиспускания (в норме новорожденный должен мочиться не меньше 8 раз в день).

Сколько должен съедать ребенок за одно кормление в первые месяцы жизни

Как приучить к режиму новорожденного?

Начинать приучение новорожденного ребенка к определенному распорядку необходимо с двухнедельного возраста. В 2-3 недели у ребенка уже устанавливаются определенные биологические ритмы, которые необходимо учитывать при составлении режима. Проще всего в этот период организовать дневной сон, так как у новорожденных детей он обычно совмещен с прогулкой.

Важно! Начинать приучать ребенка к режиму дня проще всего с организации режима сна.

Прогулки с новорожденным можно начинать на 3-5 день после выписки из роддома (после того, как кроху осмотрит патронажная медсестра и даст необходимые рекомендации). Лучше всего выходить на улицу в одно и то же время: в период утреннего и вечернего сна. Вечерние прогулки особенно важны для приучения к режиму: насыщение кислородом поможет ребенку быстрее уснуть во время ночного укладывания и обеспечит более здоровый и длительный сон ночью.

Укладывать новорожденного спать также лучше в одно время. Даже если малыш капризничает, не стоит доставать его из кроватки и долго укачивать на руках. Чем раньше ребенок поймет, что кроватка ассоциируется со сном, тем проще будет в дальнейшем наладить правильный режим.

Педиатры советуют перед отходом ко сну соблюдать определенный ритуал, который может быть примерно таким:

  • и вечерний массаж (поглаживания, растирания);
  • переодевание в пижаму или спальный комбинезон (важное действие, помогающее быстрее выработать привычку засыпать в кроватке);
  • кормление и спокойное общение с ребенком;
  • укладывание в кровать.

Мама может побыть с ребенком, пока он не заснет, но не рекомендуется брать ребенка на руки после того, как его уложили в кровать.

Как приучить к режиму — мнение врача педиатра

Сторонники организованного распорядка дня утверждают, что режим необходим ребенку для общей организации, приучает к пунктуальности, порядку и дисциплине. Противники жизни по расписанию говорят, что режим подавляет индивидуальность и ограничивает личную свободу. Детские психологи, врачи и педагоги считают, что истина, как обычно находится посередине.

Конечно, режим дня очень нужен. И не только детям, но и их родителям, так как помогает организовать свой день. Привычный распорядок включает время на кормление, прогулки, игры и занятия, на необходимый дневной отдых и крепкий ночной сон.

Однако при этом, нужно обязательно учитывать индивидуальные особенности ребенка и родителей, их привычки и желания. Это очень важно, чтобы всем было удобно и комфортно жить в заданном ритме, соблюдая заведенный в семье распорядок.

Для чего нужен и как в течении дня приучить ребенка к режиму дня и режиму сна? Поговорим об этом подробнее на сайте «Популярно о здоровье»:

Для чего нужен режим ?

Каждая мама знает, что маленькому ребенку очень нужен дневной сон. Если, по какой-то причине, он днем не поспал, становится капризным, трудноуправляемым и быстро утомляется. И чем младше ребенок, тем труднее он переносит его отсутствие. При этом у многих малышей потребность в дневном сне сохраняется до 5-6 лет.

Поэтому просто необходимо определить час, когда малыш будет спать днем. На это время мама может запланировать какую-либо работу по дому, заняться любимым делом, либо также просто отдохнуть.

И вообще, чтобы всем было удобно и комфортно, полезно распланировать свой день заранее: определить время для занятий с малышом, игр, прогулок, дневного отдыха, ночного отхода ко сну и конкретный час приема пищи.

Установленный и контролируемый родителями режим ночи и дня для ребенка помогает его организму равномерно распределить силы в физиологическом, физическом и психическом плане, устанавливает и выравнивает биологические ритмы.

А кроме того, вырабатывает условные рефлексы: к определенному часу принятия пищи возникает чувство голода, вечерние гигиенические процедуры, выключение света в комнате служит сигналом ложиться в постель и т.п.

В дальнейшем, приученный к режиму ребенок лучше адаптируется к распорядку в детском саду и школе, легче усваивает новые правила и переносит нагрузки. А главное, режим формирует у подрастающего человека психологическую уверенность в собственных силах.

Как же ребенка приучать к режиму дня и сна ?

Нужно определить постоянное время для основных мероприятий, которые вы проводите каждый день. Завтрак, обед, ужин, прогулки, игры, дневной и ночной сон - должны иметь свой час, который следует соблюдать беспрекословно. Малыш постепенно привыкнет и у вас появится свободное время.

Укладывая ребенка вечером спать в определенное время будьте тверды и настойчивы. Никаких «ну, мамочка, еще пять минут...». Спать, значит, спать. Если он ни как не хочет ложиться, а, наоборот, втягивает вас в игру, начинает баловаться, показывайте всем свои видом, что наступило время подготовки ложиться в постель, поэтому играть с ним вы будете завтра.

При этом ведите себя не только твердо и настойчиво, но и спокойно. Это очень важно для психологического настроя малыша. Ваши крики только спровоцируют слезы, а то и истерику. В дальнейшем такое в давление вызовет у него отторжение к режиму вообще.

Поэтому будьте мудры и настаивайте твердо, но мягко. Спокойный, ласковый голос передаст ему сигнал о спокойствии и он быстро поймет, что вы от него хотите. Постепенно он привыкнет и будет ложиться спать безо всякого давления.

Не стоит также практиковать ночные кормления, так как это не полезно малышу, а для его мамы ежедневное прерывание сна на ребенка - большой стресс для организма. Для кормящей женщины очень важно высыпаться.

Неоднократно вставать ночью по первому требованию малыша вскоре вызовет нервное истощение и другие негативные последствия для здоровья.

Чтобы малыш быстрее приучился спокойно спать на протяжение всей ночи, несколько ограничивайте его дневной сон.

Чтобы малыш меньше капризничал и нервничал во время приучения его к распорядку дня, увеличьте в его рационе количество продуктов, богатых кальцием. Вообще, следите за питанием - оно должно быть сбалансированным, разнообразным, витаминизированным и вызывать аппетит.

Чаще гуляйте, увеличьте время прогулок. Подышав свежим воздухом, малыш лучше поест днем и обязательно захочет спать. Прогулки, подвижные игры, занятия, походы на детскую площадку - все это очень нужно для привыкания к режиму. Чем насыщенней его день, тем быстрее и спокойнее он уснет вечером.

Только, все перечисленные мероприятия должны происходить в одно и тоже, строго определенное время.

Однако при составлении общего распорядка дня, важно оставить часы для свободного времяпрепровождения, когда ребенок может заниматься тем, чем хочет. Тогда режим не будет его тяготить, а значит, легче сформируется привычка к дисциплине, появятся навыки ответственности и организованности, необходимые для будущего ученика.

И еще, чтобы малыш быстрее привык к режиму, ему необходим психологический комфорт. Поэтому постарайтесь создать в семье максимально спокойную обстановку. Крики, ссоры, разговоры на повышенных тонах этому не способствуют.

Многие детские психологи настаивают, что правильно составленный распорядок дня, в значительной степени способствует правильному физиологическому развитию детей до трех лет.

Более старших детей он приучает к самостоятельности, ответственности и дисциплине. Важно сохранить заранее заведенный распорядок. Однако при необходимости, вносите в него корректировки, в зависимости от меняющихся биоритмов, нагрузок и желаний ребенка.

К семи годам он должен укладываться спать сам, в определенное время. Утром самостоятельно вставать по сигналу будильника. К десяти годам ответственным за соблюдение режима становится сам ребенок. Роль родителей должна отводиться только к периодическому контролю.

В заключение отметим, что не стоит составлять слишком плотное, строгое расписание дня, которое будет утомлять ребенка и в конце концов, он взбунтуется. Первым делом присмотритесь к его пристрастиям и привычкам, прислушайтесь к его желаниям. Определите его биоритмы. Так вы наилучшим образом определите самое комфортное для ребенка время кормления, игр и прогулок. Соответственно, легко удастся приучить ко сну и бодрствованию.

Являются кормление, бодрствование и сон. Постарайтесь удовлетворять их в период новорожденности таким образом, чтобы кроха понял, что есть, спать - очень приятно. И если действительно у вас получится сделать именно так, то вы сумеете предотвратить многие проблемы поведения малыша в первый год жизни.

Ухаживая за малышом, старайтесь угадывать его потребности до того как он применит свое последнее средство – плач, чтобы сообщить о том, что ему требуется ваше внимание. Конечно, поначалу трудно определить, что именно нужно малышу: он хочет поесть или попить, ему больно или он не может уснуть. Решить любую из этих проблем очень просто, приложив малыша к , не соблюдая расписание и время . Так устанавливается ваш эмоциональный контакт с малышом, у крохи формируется ощущение, что мама полностью его принимает.

Подстраивайтесь под малыша: период жизни по режиму придет немного позже. А поначалу, изучая время бодрствования, сна и кормления крохи, вы увидите, что малыш сам поможет установить нужное ему расписание. В период младенчества вашей задачей будет корректировать установленный им режим меняющимися потребностями ребенка. Не забывайте, что с каждой неделей потребности крохи изменяются по качественному или количественному параметрам, но их сущность остается прежней. Старайтесь понять суть перемен и включить это в распорядок крохи, слегка обновив его. Например, по мере его взросления совершать более продолжительные прогулки, больше времени уделять бодрствованию, играм для развития малыша и т.п.

Во время кормления малыша не отвлекайтесь ни на что другое, чтобы этот процесс закрепился в сознании крохи как приятное ощущение: не только удовлетворял чувство , но и оставлял положительные эмоции.

Малыш может быть спокоен только тогда, когда чувствует, что мама где-то рядом, что она точно знает, что ему нужно, и удовлетворит его потребность. Пока подобная не повториться несколько раз, малыш будет беспокоиться. Поэтому и сон крохи будет спокойным, только если мама будет рядом. Младенцы чувствуют стиль и ритм движения, звуки и запах мамы. Если вы спите вместе, то крохе достаточно вашего дыхания и запаха. Если малыш спит в другой комнате, то он будет постоянно просыпаться, чтобы , где его мама. Поэтому поставьте его рядом с вашей, тогда кроха будет спать, пробуждаясь только , а утром проснется веселым и отдохнувшим.

Здоровый, крепкий и продолжительный сон ребенка в ночное время - мечта большинства родителей. Поэтому приучить малыша спать по ночам , соблюдая постоянный режим день за днем, следует еще в грудном возрасте.

Инструкция

Соблюдайте суточный режим, начиная с первых дней жизни . В первые недели спят большую . Просыпаются они часто, как правило тогда, когда хотят есть, когда пришло поменять пеленку или когда испытывают какие-либо неприятные чувства - холод, боли в животике и др. Также ребенок может проснуться от движений собственных рук и ног, от резких громких звуков, от перемены звукового фона (к примеру, при включении или выключении телевизора или радио).

Помните, что в первые месяцы жизни сон ребенка может быть неспокойным, но именно в это время следует приучать его к ночному длительному сну.

Вырабатывайте у малыша рефлекс «засыпания», совершая один и тот же ежевечерний ритуал сном. Пусть в него входят купание, гигиенические процедуры, легкий массаж, пеленание, кормление. При этом в комнате должен гореть ночник, а не верхний свет. Говорите в это время тише обычного, можно петь и убаюкивать малыша. Попросите родных убавить звук телевизора.

Появившись на свет, ребенок не различает время суток, он может проспать весь день, а ночью не сомкнуть глаз. На приучение ребенка к режиму дня придется потратить 2–3 недели прежде, чем малыш привыкнет.

Маме в первые недели жизни малыша нужно просто понаблюдать за ним: во сколько он просыпается, когда начинает просить кушать, сколько времени ему требуется на общение и сон. Насильно малыша ничего не заставляйте делать в первый месяц, просто записывайте свои наблюдения. Руководствуясь записями, вы можете заметить, что какие-то действия младенец совершает в одно и то же время (ваша отправная точка).

Утреннее пробуждение начинайте с улыбки и приятных слов в адрес ребенка, атмосфера должна излучать спокойствие и радость. Если вы заметили, что малыш проснулся раньше времени, но при этом не капризничает и не плачет, не спешите вынимать ребенка из кровати, возможно, он уснет снова.

Для того чтобы ребенок засыпал без проблем, старайтесь совершать определенный ритуал перед сном. Например, проветривая комнату, укачивайте малыша в течение 10 минут, спойте колыбельную песенку, а затем переложите в кроватку. Укладывая новорожденного на ночной сон, не рекомендуется проводить активные игры, так малыш может перевозбудиться и начнет капризничать.

Спустя 2–3 недели начинайте мягко проявлять настойчивость к поведению малыша. В случае длительного сна ребенка следует, разбудит.

Преимущества режима дня

У новорожденного потребность во сне, пище, игре и отдыхе наступает через определенные промежутки времени именно из-за правильного распорядка дня. Сопровождаются эти действия изменениями в структуре головного мозга, т. е. организм сам перестраивается во время бодрствования и состояния покоя.

Определенный распорядок дня приносит пользу малышу:

  • приучает отличать день от ночи;
  • учит правильной смене бодрствования и сна;
  • защищает малыша от переутомления;
  • прививает дисциплину;
  • ребенок меньше капризничает;
  • создает условия активности и бодрости ребенка, что положительно влияет на правильное умственное и физическое развитие.

Роль процедуры кормления в режиме дня

Ребенок, находясь в утробе, получал пищу непрерывно, недостатка в питании не было. Поэтому первое время после рождения кормить ребенка необходимо по требованию. Вряд ли у вас хватит сил, и терпения слушать плач своего малютки, когда он голоден.

Прикладывание ребенка к груди в первый месяц жизни должно осуществляться в промежутке 2–3 часа и по мере взросления немного увеличиваться. Малышу частое прикладывание является не только процессом получения пищи, но и способом общения. Тактильное ощущение матери дает чувство защищенности и психологического спокойствия.

Женщине регулярное прикладывание помогает наладить лактацию, а также избежать застоя молока в груди.

С момента введения прикорма в рацион младенца нужно приучать к совместной трапезе со всеми членами семьи.

Достаточно сложно кормить ребенка по определённому режиму, в первые два месяца жизни требуется каждые 2–3 часа кормить младенца. Не отказывайте малышу в желании кушать. Увеличивать время между кормлениями до 4 часов нужно, начиная с 3–4 месяца жизни. Проведите небольшой эксперимент: малыш проснувшись, начинает плакать спустя 2 часа после кормления, т. е. снова требует грудь, не подходите к нему сразу. Дайте ему попить водички и предложите пустышку. Тем самым вы постепенно приучите ребенка к более длительным промежуткам между кормлениями.

Немного по-другому обстоят дела детей на искусственном вскармливании. Режим питания и количество смеси устанавливается врачом-педиатром в зависимости от возраста, веса, физического состояния малыша. Поэтому кормление ребенка происходит не по требованию, а имеет установленные временные интервалы.

Особенности ночного кормления

Во время ночного кормления старайтесь не включать свет в комнате, общайтесь с малышом вполголоса. Чтобы вы и ребенок за ночь выспались, возьмите карапуза с собой в кровать, нет ничего плохого в совместном сне. Малыш будет спокойнее спать, в близком присутствии мамы.

Некоторые детки поначалу могут просыпаться ровно в 2 часа ночи за очередной порцией пищи. Если этого не происходит, то не стоит будить ребенка специально, чувство голода не настолько сильное и совсем его не беспокоит.

Кроме того, услышав капризы ребенка среди ночи, не спишите подсовывать ему грудь, дайте тепленькой водички и подождите минут 10–15, возможно малыш успокоится и уснет, так вы приучите пропускать кормления.

Начинаем различать день и ночь

Чтобы грудничок не путал день с ночью, следуйте простым правилам:

  1. Регулярно проветривайте комнату, в которой спит малыш. Подходящая температура в комнате 18–20 градусов, влажность воздуха 60–80%.
  2. Не пытайтесь оградить чадо от домашних звуков и шума. Пусть в другой комнате идет телевизор, в ванной комнате может работать стиральная машина, папа может активно стучать по клавиатуре компьютера.
  3. Во время дневного сна не создавайте в комнате ребенка затемненную обстановку, не задергивайте шторы. Рекомендуется оградить кроху от прямых солнечных лучей. Ночью же, наоборот, не рекомендуется зажигать яркий искусственный свет, приобретите небольшой ночник.
  4. Последнее кормление перед сном должно проводите около 23 часов, тогда длительный сон гарантирован.
  5. В течение дня ребенка нужно постоянно чем-то занимать: прогулками, игрой, массажем, общением. Искупать ребенка желательно около 21–22 часов.
  6. Найдите причину ночных бодрствований, это могут быть кишечные колики, головные боли, высокая температура тела, сыпь и т. д. Покажите малыша педиатру, в случае необходимости он назначит лечение.

Случаи, когда дети в возрасте от полугода начинают путать день с ночью:

  • уменьшение дневного сна, т. е. переход на двухразовый сон с трехразового;
  • длительность дневного сна боле 4 часов;
  • не соблюдается распорядок дня.

Все эти случаи могут стать причиной излишней активности ребенка в вечернее время, он может продолжать играть, ползать по кроватке.

Примерный режим дня новорожденного ребенка в возрасте 1–3 месяца

  • 6.00 Утренний туалет
  • 6.30 Кормление
  • 6.30–7.30 Бодрствование (занятие гимнастикой, массаж)
  • 7.30–9.30 Сон
  • 9.30 Кормление
  • 9.30–11.00 Бодрствование (прогулка, игра)
  • 11.00–13.00 Сон
  • 13.00 Кормление
  • 13.00–14.30 Бодрствование (общение, игра)
  • 14.30–16.30 Сон
  • 16.30 Кормление
  • 16.30–18.30 Бодрствование (вечерняя прогулка, гимнастика)
  • 18.30– 20.00 Сон
  • 20.00–21.30 Бодрствование (купание, общение, игра)
  • 21.30 Кормление
  • 22.00–6.00 Ночной сон (ночное кормление в 1.00 и 3.00)

По мере роста ребенка режим дня можно сдвигать на 1 час, т. е. кормление начинать не с 6.00 часов, а с 7.00.

Время бодрствования ребенка увеличивается с взрослением. В течение первого месяца жизни общая продолжительность сна может достигать 20 часов, с 1 до 3 месяцев – от 17 до 18 часов, от 3 месяцев до полугода – 15–16 часов, с 6 месяцев до года – 14–15 часов. При этом количество периодов сна также уменьшается: с 5–6 в месячном возрасте, до 1–2 в годовалом. Режим дня придется корректировать в любом случае в зависимости от увеличения продолжительности бодрствования ребенка.

Бывает и так, что дети сами выбирают себе режим. Ребенок начинает тереть глазки, зевать, отказываться от кормления грудью, то можно уложить спать пораньше. Грудничок может переутомиться за день, испытывая новые эмоции, например, в игре или развивающем обучении. А в таких состояниях, как болезнь и перенесенная инфекция малыш нуждается в спокойной и тихой обстановке почти в течение всего дня.

Ребенок отказывается спать, он активный и его не беспокоят какие-либо болезненные состояния, пообщайтесь с ним, развлеките чем-нибудь, насильно укладывать спать не нужно.

Пребывание на свежем воздухе должно присутствовать ежедневно. В случае дождя и низкой температуры воздуха (ниже 20 градусов), уложите ребенка спать в люльке на балконе, лоджие.

Гигиенические процедуры

Начинайте новый день с утреннего умывания новорожденного, смены подгузников и подмывания. Эти процедуры сигнализируют о наступлении утра. Когда ребенку исполнится 5–6 месяцев и наступит время прикорма, проводите ритуалы мытья ручек перед кормлением и после, а также по возвращению с прогулок.

Расскажем подробнее о процедурах купания и закаливания. Купание – это водные процедуры, совершаемые за 1–2 часа до ночного сна. Уже после выписки из роддома, т. е. на 5–7 день жизни воспользоваться детской ванночкой, а также купать ребенка с помощью специального круга. Теплая вода снимает психологическое и физическое напряжение у ребенка, расслабляет мышцы. Опустив ребенка в ванну с водой, он начнет плавать самостоятельно, отталкиваясь ручками и ножками. Вам останется только наблюдать за ним и переворачивать со спинки на животик.

Процедуры закаливания заключаются в принятии малышом солнечных и воздушных ванн. Ребенка предварительно необходимо раздеть. Проследите, чтобы не было сквозняков в квартире. Возьмите чистую салфетку и, смачивая ее в теплой воде, протирайте тело младенца начиная с ручек, затем грудь, живот, спина и ноги. Можно уложить новорожденного на пеленальный столик и попутно делать массаж и гимнастику.

Ребенку легче будет адаптироваться к определенному режиму дня, если в вашей семье заведена традиция распорядка времени, ведь дети часто копируют поведение взрослых, их привычки. Режим дня нужно поддерживать не только в будние дни, но и выходные и праздничные, иначе ребенок перестанет понимать, почему именно в определенные дни требуется кушать и спать по расписанию.

Предложенный распорядок дня поможет вам своевременно выполнять работу по дому, наполняться жизненными силами во время сна ребенка, а также находиться в хорошем расположении духа весь день.

Комаровский о режиме



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: