Как правильно объяснить ребенку, что — хорошо, а что — плохо.

Подрастая, малыши начинают задавать неудобные вопросы, в частности, о том, как они появились на свет. Это естественный этап взросления, но часто он застает родителей врасплох. Поэтому сегодня мы попробуем разобраться, как объяснить ребенку, откуда берутся дети, не повторяя чужих ошибок.

Правдивая информация очень важна для формирования здорового отношения к вопросу полов. Но, конечно, ее нужно сообщать дозировано, принимая во внимание возраст малыша.

Как понять, что наступила пора объяснить, откуда берутся дети? Обычно, ребенок сам дает знать о своей заинтересованности, задавая вопросы. У большинства малышей любознательность появляется к трем годам.

Если никаких вопросов на эту тему ребенок не задает, можно подождать. Но в любом случае просветить чадо стоит до начала подросткового возраста, оптимально – до школы.

Как рассказать детям разных возрастов

Форма подачи информации должна зависеть от возраста ребенка. Самым маленьким ни к чему биологические подробности, а подросткам нужно узнать обо всем максимально правдиво.

Совсем маленьким детям

Если совсем кроха задает вопрос о том, как он появился, не отмахивайтесь, под предлогом, что ему еще рано такое знать. Это может испортить доверительные отношения и спровоцировать ребенка в будущем искать ответы в других местах.

В раннем возрасте достаточно сказать, что его родила мама. Если это не удовлетворило интерес малыша, можно добавить, что до этого он был совсем маленьким и рос в животике, деткам там тепло и безопасно.

В 3-4 года

Чтобы правильно объяснить ребенку, откуда берутся дети, в 3-4 годика лучше воспользоваться завуалированными фразами, доступными для его понимания. К общей информации, описанной выше, можно добавить, что малыши вырастают в животике у мамы из маленького зернышка, которое дарит папа.

Нужно уточнить, что такое зернышко есть только у взрослых мужчин. И только взрослая женщина может его принять.

В дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте стоит более подробно объяснить ребенку, откуда появляются дети. Это нужно не только для удовлетворения его любопытства, но и для понимания разницы между полами.

Можно рассказать, что дети рождаются из «секретного места» внизу живота у мамы. И что у всех девочек оно есть, а у мальчиков органы другие. Чтобы информация была нагляднее, покажите ребенку детскую энциклопедию с картинками на эту тему.

Также стоит затронуть вопрос приличий и личной безопасности. Объясните малышу, что интимные места нельзя показывать посторонним людям (исключение – врачу с вашего разрешения) и если кто-то просит это сделать, нужно звать на помощь и обязательно рассказать родителям.

В школьном возрасте

Школьники уже обычно знают, откуда они взялись и имеют общее представление об основах физиологии. Учитывая тенденцию к раннему половому созреванию у современных детей, до 10 лет им нужно донести информацию о предстоящих этапах взросления.

Девочки должны знать о том, что у них будут менструации, о роли этого процесса в жизни молодой девушки и мерах гигиены в «особые» дни. Мальчики – о ломке голоса, росте волос на лице, поллюциях.

Убедите ребенка, что в этом нет ничего постыдного, и он может в любой момент обратиться к вам за помощью, если его что-то беспокоит. Также уместно поговорить о первой симпатии и приемлемых ее проявлениях в этом возрасте.

Все подростки, так или иначе, интересуются темой секса, но, конечно, мало кто хочет обсуждать это с родителями. Тем не менее, нужно побеседовать с взрослеющими детьми о том, почему важна контрацепция и как происходит зачатие. Информация, которую они найдут самостоятельно, может быть неполной или ошибочной.

Чтобы ребенок прислушался к вам, постарайтесь выбрать подходящий момент и называть вещи свои именами, без смущения. Обращайте внимание на реакцию сына или дочки и уделяйте больше внимания вопросам, вызывающим у них интерес в данный момент.

Девочкам-старшеклассницам важно сообщить о риске нежелательной беременности, ЗППП, последствиях абортов и ранних родов для здоровья и дальнейшей жизни. За объяснениями мальчику желательно затронуть аспект ответственности парня в интимных отношениях. Ему нужно понять, что пока он не готов к созданию семьи, контрацепция и его проблема тоже, как и последствия ее отсутствия.

Каких ошибок необходимо избегать?

Разговоры с детьми о том, как они появились на свет, не всегда проходят идеально. Но можно, по крайней мере, не усугублять ситуацию.

Наиболее распространенные ошибки родителей:

  1. Отказаться отвечать. Если не расскажете вы – ребенок все равно узнает интересующее, но из других источников (неизвестно, из каких и как). К тому же, получив отказ один раз, вряд ли подойдет с этой темой снова, даже если будет нужна помощь.
  2. Рассказывать «сказки». Капуста, аисты и тому подобное – проверенные временем отговорки, но они снижают доверие малыша к родителям, ведь он все равно скоро узнает, что вы его обманули.
  3. Полностью заменить личные беседы выдачей энциклопедии. Не факт, что дети в ней все поймут сами, а разбираться в этом самим быстро наскучит. Да и во время разговора информация усваивается лучше, особенно если ребенок надеется обсудить беспокоящие его моменты.
  4. Отправить чадо за объяснениями к родителю одного с ним пола. Если ребенок подошел к вам, значит больше доверяет в этом вопросе. Конечно, некоторые нюансы физиологии мать сможет лучше объяснить дочери, а отец – сыну. Но в остальном не столь важно, кто будет беседовать с ребенком.
  5. Сообщить слишком много подробностей. Не стоит на невинный вопрос малыша о том, откуда он взялся, выкладывать все, начиная от процесса зачатия до родов, оперируя сложными терминами. А физиологические подробности процесса родов не стоит описывать даже подросшим детям.
  6. Надеяться, что ребенок сам все узнает. Информация, полученная из интернета и от друзей, вряд ли будет подаваться в пристойной форме и, скорее всего, не затронет действительно важные аспекты.
  7. Не поднимать тему сексуального насилия. Детям не обязательно сообщать ужасные подробности таких преступлений, но их нужно научить правильно себя вести, если взрослые (в том числе и старшие дети) предлагают раздеться или пойти куда-нибудь с ними за подарки и деньги.

Первыми рассказать ребенку, откуда берутся дети, обязательно должны родители, а не приятели. При этом важно говорить правду, адаптируя ее к возрасту.


Большинство современных родителей до сих пор имеют проблемы с воспитанием детей, и основной вопрос родителей заключается в том, . Ведь ребенок сам не может понимать, что ему можно делать, а что нельзя. Кончено родители в основном советуются с друзьями или родственниками или ищут информацию в интернете, но если подумать, то все те люди, которые вам что-то советуют, сами не разбираются в данном вопросе, не имея никакого опыта в данной проблеме.

Вы можете продолжать слушать их, но как вы видите сами, результата никакого это вам не дает. Психологи выяснили основные причины и методы, которые помогут вам понять, как правильно объяснять ребенку про запреты, и применили данные советы на других семьях. К удивлению психологов все 100% родителей, которые следовали их советам, решили данную проблему практически за 3-4 дня. Ваш выбор за вами, слушать родных и близких, которые мало в этом разбираются, ради уважения или же раз и навсегда решить проблему.

Что вы хотите запретить ребенку

Первая и важная проблема на пути решения вопроса как правильно объяснять ребенку про запреты , заключается в том, что родители сами не понимают, что запрещать ребенку. Вы наверно также не понимаете, что вы хотите от ребенка, а уже создаете проблему, которая не имеет смысла. Успокойтесь, возьмите и напишите все то, что вы собираетесь запретить ребенку делать, видеть и думать. Это эффективнее чем просто бессмысленно о чем-то думать и переживать.

Нужно действовать, а для этого нужно понять чего вы хотите от ребенка. Запреты должны быть в меру разумного, ведь вы любите своего ребенка, и хотите, чтобы он жил здоровой, счастливой и свободной жизнью. Нужно подобрать те запреты, которые могут навредить ребенку. Психологи выделяют самые главные и часто встречаемые запреты, которые могут навредить ребенку, это: телевидение, курение, алкоголь, преступления, воровство, оскорбительные слова, интернет, неправильные компании. Это только малая часть списка, но основа вам понятна. Составьте свой список, хорошо подумав о проблеме.

Ребенок не хочет слушать ваши запреты .

Так же часто встречаемая проблема на пути к решению вопроса как правильно объяснять ребенку про запреты, заключается в том, что ребенок просто не хочет слушать вас и, то, что вы запрещаете, продолжает делать. Здесь сразу доказано что крики и физическое применение не поможет. Нужен иной подход, психологический. Так как все дети разные, вам нужно либо самим изучить своего ребенка или обратиться к психологу. Но в любом случае вы можете просто прочитать статью: как воспитать послушного ребенка , что поможет вам решить вашу проблему, которая мешает решить вопрос и основную проблему. Конечно, жестокий контроль ребенку не нужен, и постоянно контролировать, что ребенок делает запретного, не имеет смысла. Нужно научиться правильно, объяснять ребенку, делиться собственным опытом и на примере показывать как это хорошо или плохо. Слова играют небольшую роль, но если их подкрепить виденьем чтобы ребенок сам увидел как это, тогда вам не нужно будет больше контролировать ребенка, так как он сам знает что это плохо.

Как правильно объяснять ребенку

В первую очередь нужно не только уметь запрещать ребенку что-то делать, нужно еще просто научиться объяснять ребенку про запреты. Запретить ребенку что-то может каждый, а вот рассказать, показать и объяснить умеют немногие. На самом деле все просто, нужно выделить 1 день их вашей жизни на все это. Этот день будет посвящен только ребенку. В этот прекрасный день вам нужно непросто постоянно говорить о том, что можно, а что нельзя. Вам нужно просто хорошо провести вместе время, начать доверять, уважать и любить друг друга. Без этого последующий разговор будет бессмысленным. Определите место, где вы будете вместе проводить данный день, определитесь сразу с темами разговоров, подготовьте ребенка к приятному время провождению. Все не должно быть сильно серьезно и принудительно.

Если ребенок не хочет, отложите на следующий день. В процессе общения с ребенком, когда вы начали доверять друг другу, понимать и любить начните разговор о жизни. Спросите ребенка о том, чего он хочет добиться в жизни, есть ли у него мечта, цели, счастлив ли он, и что ему не хватает для полного счастья. После чего невзначай намекните, что для того, чтобы он смог добиться своей мечты ему нужно отказать от тех или иных вредных привычек, не правильного образа жизни и всего, что есть в вашем списке. Вы не поверите, но 100% испытуемых семей, которые применяли данный метод, улучшили именно за этот день состояние в семье, им больше не нужно контролировать детей, так как они сами понимают, что это нельзя делать, так как это помешает им добиться своей мечты и стать счастливыми.

Проводите чаще свое время с семьей и детьми

У каждой семьи есть проблемы , были и будут, но для того, чтобы объяснять ребенку, что ему нельзя делать, объясните лучше ему как жить, если у вас самих есть опыт. Так как проблема не в детях, а в родителях, которые сами до сих пор не научились жить, и к тому же имеют плохие привычки и совершают запреты, которые хотят запретить детям. Если вы так же поступаете, то поймите что ребенок самый умный человек, он копирует своих родителей, и будет делать все, что делает родитель. Поэтому измените, сначала себя, если хотите чтобы изменились дети. Нет смысла учить ребенка тому, в чем вы сами плохо разбираетесь. Любите своих детей, цените каждую их ошибку, давайте им шанс самим исправить ее.

Проводите больше времени с семьей и детьми, если работа не дает вам этого сделать, то осознайте что вам важнее работа или семья. Ведь можно проводить время с семьей и работать, сочетая приятное с полезным. Все в ваших руках, ваш разум сделает все, что вы захотите, нужно просто научиться думать и мыслить правильно, что умеют каждые. Если хотите развить в ребенке творческие способности, что достаточно просто, прочитайте статью: учим детей рисовать , так как, когда ребенок занят какой-то деятельностью, у него не будет времени на плохие дела.

Если у вас есть опыт, знания или у вас сложилось свое мнение о данном вопросе и проблеме, напишите свои мысли в комментариях. Если возникли проблемы или вопросы, связанные с данной темой, смело задавайте их в комментариях.

Здравствуйте!

Сегодня мы с Вами разберём важную тему, без которой спокойная жизнь с детьми не мыслима. Очень часто возникают вопросы - как объяснить ребёнку, что нельзя?

Вы говорите: «Нельзя!», а ребёнок продолжает делать, будто вы вещаете в пустоту. Бывает такое? Ну и отлично!

Значит после прочтения статьи вы получите готовый алгоритм действий.

Итак - начнём с самого понятия запрета и как это видит ребёнок.

Когда мы видим с вами, что ребёнок делает что-то недозволенное, или что-то не хорошее, или что-то опасное - мы конечно же ему запрещаем.

Маленький ребёнок очень импульсивный, у него пока ещё не развита произвольность. Для того, что бы он осознал, подумал, хорошо ли он это делает или плохо - таких навыков у него пока нет.

И если он что-то хочет, он сразу идёт это делать, он хочет это получить, он пока не способен долго ждать.

И вот на пути встречается мамин запрет, конечно же ребёнок будет переживать по этому поводу.

Как ребёнок реагирует на слово «нельзя»?

У каждого малыша уровень переживания будет разный:

  • кто-то очень внимательно посмотрит на маму,
  • другой ребёнок может пустить слезу,
  • третий может начать капризничать и кричать: «дай, дай, дай» ,
  • а четвёртый завалится на пол, будет дрыгать ногами и биться головой и требовать чтобы, конечно, маму переломить.

Как правильно формулировать свои запреты, чтобы они не провоцировали у ребёнка капризы и истерику?

1. Следите за словами.

Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово «нельзя».

Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали «нельзя», то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать.

Но ситуация чаще всего обратная, почему?

Потому что «нельзя» разводится очень много, и это слово теряет свое изначальное значение.

Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: «Ваня, нельзя, Ваня, нельзя» и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово.

Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?

2. Слово НЕЛЬЗЯ использовать только для жизненно важных вещей.

Например: нельзя совать палец в розетку,

нельзя трогать горячее,

нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать.

3. Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!

Не трогай, положи на место, будь осторожен, это легко бьётся, это мамино, это чужое и так далее.

Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо нельзя так - «Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши».

Обратите внимание на последнее правило.

4. Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.

В вышеприведённом примере про сумку - если не играть с сумкой, то чем можно играть?

Если ребёнок лезет в какое-то недозволенное место, то можно сказать: «Саша, там высоко. Давай заберёмся вот на эту ступеньку, на эту ступеньку залезать можно».

Действуя по такому алгоритму, мы объясняем ребёнку значимость слова НЕЛЬЗЯ.

Его мы используем только в критических, опасных ситуациях. И тогда запрет действительно будет иметь тот самый желанный эффект, железобетонный эффект остановки в опасной ситуации.

Попробуйте начать применять эти простые способы в своем общении с ребёнком и вы увидите, что гораздо проще стало с ребёнком договариваться.

Ребёнок перестанет негативно реагировать на ваши запреты и спокойствие и взаимопонимание в ваших отношениях станет гораздо больше.

Смотрите также мой видеоурок о причинах того, что ребенок Вас не слышит :

Пожалуйста, напишите в комментариях про свой опыт: ЧТО обычно вы запрещаете ребёнку и КАК вы это делаете?

В каких ситуациях запреты совершенно не работают и ребёнок продолжает делать то, что хочет, а вы не знаете как добиться желаемого поведения? Я выберу самые распространённые и подготовлю для вас материал с разбором вашей ситуации.

Людмила Шарова,

детский психолог.

Маленький человечек растет и с интересом познает мир. Родители слышат от него тысячу вопросов и очень радуются его любознательности. До тех пор, пока однажды не прозвучит именно этот вопрос: «Откуда берутся дети?»

Современными психологами и педагогами выработано единое мнение на этот счет — рассказывать надо. И не про аистов, а про то, что на самом деле. Малыш должен получать от родителей правдивую информацию о мире, о том, как он появился на свет, и о сексе, в том числе.

Когда начинать разговаривать на эту тему?

Когда нужно начинать разговаривать с ребенком на темы сексуального воспитания? На самом деле ответить на этот вопрос крайне просто — тогда, когда он об этом спросит. Только подавать информацию нужно именно на том уровне, на которым ваш сын или дочь готовы ее воспринять.

Так, совсем маленькому крохе можно рассказать о том, что в животике у мамы есть специальная клеточка, которая соединяется с папиной. Использовать специальные термины и оглашать подробности не нужно.

В возрасте около 3 лет дети начинают узнавать о своей принадлежности к определенному полу. Приблизительно в этом возрасте и появляются первые вопросы «про это». Хотя, скорее всего, это родителям кажется, что в вопросе есть что-то неприличное, ребенок же просто познает мир.

А вот если вы станете уклоняться от ответа или выражать какие-то сильные эмоции, то тема станет болезненной и вызывающей излишний интерес.

Почему разговор с родителями так важен?

Так не бывает, чтобы ребенок до подросткового возраста остался в стороне от знаний об этой части «взрослой» жизни. Информация, особенно в наше время, подается со всех сторон.

Хотите ли вы, чтобы ваш малыш узнал о таинстве любви, о рождении детей от ребят во дворе или с экрана компьютера?

Для того, чтобы сексуальная жизнь человека сложилась успешно, важно, чтобы у него выработалось правильное, адекватное отношение к вопросам секса и сексуальных отношений. В ваших руках дать своему сыну или дочери взвешенные, правильные ответы.

Кроме того, не боитесь ли вы, что ребенок может получить попросту неверную информацию? К скольким нежелательным беременностям привела юношеская легенда о том, что «в первый раз не забеременеешь»! Так что лучше поговорить обо всем вовремя.

Насильно доносить информацию не нужно, но если малыш дорос до 1 класса, а вопрос «Откуда я взялся?» еще не прозвучал, лучше взять инициативу в свои руки. Может быть он стесняется. Или уже получил сведения из других источников. Лучше поговорить — возможно, кое-что что придется откорректировать.

Как подавать информацию в разном возрасте?

Несмотря на то, что беседовать о вопросах взаимоотношении полов никогда не рано, очень важно, чтобы разговор шел в том ключе, который соответствует возрасту вашего ребенка.

Совсем маленьким детишкам

Маленьким детям можно все рассказать упрощенно и с минимумом деталей. Кроха будет взрослеть, и его знания в это области будут расти и расширяться.

Совет: Никогда не забывайте об анекдоте, в котором мама рассказывала, что такое аборт, а дочка имела в виду фразу из песни «...и бьются о борт корабля». Иногда банан — это просто банан.

В три-четыре года

Если трехлетний ребенок спрашивает у вас, как он появился на свет, отвечайте только на поставленный вопрос. Не надо о сексе и прочих радостях.

Вариации ответа будут повествовать о том, что в животе у мамы ждет встречи с семьей маленький малыш, а потом, когда он подрастает, выходит на свет через специальную дверку. Детям в 3-4 года этого вполне достаточно.

Дошколятам

В 6 лет малыши начинают спрашивать не только, откуда берутся дети, но и как они туда попадают. Вот здесь начинает заикаться большинство родителей. И зря. Скажите как есть. Но на уровне шестилетки.

Что-то о том, что когда мама и папа любят друг друга, они обнимаются и целуются, и папина клеточка соединяется с маминой. А далее по тексту — о том, что в животике у мамы растет малыш.

Младшеклассникам

Следующий виток вопросов возникает, как правило, чуть позже — лет в 8-9. Объяснить ребенку, откуда берутся дети, уже не так просто, потому что более глубокое раскрытие темы крайне смущает родителей.

Если ранее вопросы физиологии и отличия мужчины от женщины не обсуждались — теперь самое время. В этом возрасте проще разговаривать, используя медицинские термины: вагина, пенис. Кстати, такой подход часто более удобен и взрослым, так как тема переходит в научное русло.

«Большой разговор» в этом возрасте удобно совмещать с просмотром детских энциклопедий с изображениям устройства человека или специализированных книг для детей на эту тему.

Такие детские книжки могут оказать большую услугу мамам и папам, так как описывают сложные вопросы как раз сообразно детскому возрасту.

Еще одно правило: Не вдавайтесь в ненужные детали. Ребенок пока не воспринимает всю систему целиком. Он строит свою базу знаний по аналогии с деревом. Каждая новая информация становится еще одной веточкой «древа знаний».

Избыточные сведения запутают малыша и могут даже напугать его. Введите за правило — отвечать только на конкретный вопрос. Как правило, полученная ребенком порция сведений требуют осмысления. Чуть позже он придет за следующим ответом.

Подросткам

Следующий важный момент — подростковый возраст. Физиологические изменения, происходящие в организме, могут вызывать психологический стресс. Поэтому детям нужно рассказывать заранее о том, что с ними происходит.

Обязательно нужно рассказать о менструациях и поллюциях. Подумайте, может быть, имеет смысл описать сыну изменения в девичьем организме, а дочке — сообщить о том, что происходит с юношами, чтобы у них сложилось правильное впечатление о взрослеющих сверстниках.

Отсюда же плавно разговор может перейти на тему, откуда появляются дети. Теперь, когда выяснили, зачем мальчику пенис, легко понять, как сперматозоиды попадают в женскую матку.

Нужно ли разговаривать с подростками о сексе?

Конечно, да. Однако, здесь имеется очень тонкая грань, нарушив которую, можно потерять доверие сына или дочери. Если они открылись вам для беседы, постарайтесь избежать нотаций и ругани.

Отношения с противоположным полом — тонкая тема, постарайтесь сохранить контакт со своим ребенком.

Интерес к информации о сексе вовсе не означает, что подросток поспешит им заниматься. Наоборот, предупрежден — значит вооружен. Расскажите о необходимости предохранения от беременности и болезней, о том, что лучший вариант в этом возрасте — презервативы.

И не забывайте напомнить о любви. Секс — высшее проявление чувства, а не способ удовлетворить свое любопытство или уступить партнеру.

Как найти нужные слова?

Если вам сложно подобрать слова, попробуйте подыскать подходящую литературу. Сейчас можно найти отличные книжки, написанные как для маленьких детей, так и для школьников, рассказывающие «об этом» подробно, но соответственно возрасту.

Самое важное, считают педагоги и психологи, сразу называть вещи своими именами. Называя части тела, не придумывайте «краники» и прочие иносказания. Ребенок относится к своим половым органам также, как к руке или ноге. Не смущайтесь и вы.

Рассказывая о появлении детей, делайте акцент на любви и взаимоотношениях. Ведь действительно, именно потому, что мама с папой любят друг друга, у них рождаются дети.

Пусть ваша история выглядит как-то так:

«Любящие люди начинают жить вместе. У них появляется свой дом, они все делают вдвоем. Им нравится обниматься и целоваться. Пожив немного вместе, они могут захотеть, чтобы у них был ребенок.

Ты уже знаешь, что мужчины и женщины по-разному устроены. Это специально так придумано, чтобы они могли иметь детей. Папин пенис отдает маме маленькую клеточку. Соединившись с маминой, эта клеточка совершает настоящие чудеса. Из нее получается настоящий ребенок.

Правда, сначала он очень маленький, и живет в мамином животе, пока не подрастет и не наберется сил. Тогда он выходит на свет через отверстие в мамином теле.»

Конечно, когда ребенок станет старше, рассказ начнет обрастать деталями. Помните — не нужно бежать впереди паровоза.

Как не совершить ошибок?

Не отмахивайтесь

Если не знаете, как сказать, или стесняетесь, пообещайте подумать и продолжить беседу позже. Но не откладывайте надолго. Если обещали «после ужина» и ребенок не спрашивает, напомните сами.

Не обманывайте

Рассказ о капусте и аисте не поможет вашему ребенку. Ему важно знать, что он появился на свет именно у вас.

Не забывайте говорить о любви

Очень важно донести до ребенка, что это — основная составляющая взаимоотношений. К тому же это очень упрощает ваш ответ: «Мама с папой любят друг друга, обнимаются, целуются и у них рождаются дети».

Не усложняйте

Не отсылайте ребенка к медицинской энциклопедии. Если вам требуется помощь — найдите книгу, подходящую по возрасту.

Для маленьких детей написаны чудесные книги типа «Откуда я взялся?», для заканчивающих школу больше подойдет «Сексуальная энциклопедия для подростков». На таких книгах всегда указан рекомендуемый возраст детей.

По возможности, не отсылайте к родителю противоположного пола

Детям важно беседовать на такие темы с близким человеком того же пола, что и они. Девочке проще прийти за советом к маме, а мальчику — к папе.

Если у вас неполная семья, возможно, с ребенком может поговорить кто-то из родственников или близких знакомых. Если такого человека нет — не тушуйтесь. Папа тоже может объяснить девочке о менархе или беременности, а мама побеседовать с сыном о первом сексе.

Труднее всего начать такой разговор. Может быть, стоит предложить сначала ребенку какую-то из предложенных выше книг или обсудить просмотренный фильм.

Не перегружайте лишней информацией

Расскажите, откуда берутся дети, но не стоит пока говорить о болезненных родах или осложнениях. Всему свое время. По мере взросления малыша информация, конечно, будет расширяться, но вываливать сразу слишком много не стоит.

К примеру, если вопрос о боли все-таки возникнет, можно сказать, что женщине и ребенку помогают врачи. Он следят за тем, чтобы с мамой и малышом все было хорошо. И несмотря на болезненные ощущения, рождение ребенка — это огромная радость и счастье.

Не избегайте тем насилия

С самого раннего детства ваш сын или дочка должны знать, что никто не имеет права трогать их без их согласия. Заложите основы безопасности уже сейчас. Не нужно пугать детей страшными историями, но сообщить, что есть вещи, которые делать нельзя, следует обязательно.

Не делайте из темы сексуальных отношений культа

Придерживайтесь золотой середины. Рассказывать ребенку, откуда берутся дети, надо, а вот навязывать информацию о технике секса — не стоит.

Будьте не только родителем, но и другом

Постарайтесь стать своему малышу другом. Если он не боится и не стесняется вас, вы сможете обсудить любые вопросы.

Приходит время, когда ребенок начинает интересоваться, откуда появился он, его младший братик или сестренка. На столь деликатный вопрос родители предпочитают или вовсе не отвечать, или «отмахиваться» самыми популярными фразами: «нашли в капусте», «тебя нам принес аист», «ты еще до этого не дорос». Современные психологи уверены, что неправда, рассказанная родителями о рождении малышей, является одной из причин развития у ребенка недоверия к своим родителям.

Как правильно объяснить ребенку 3-6 лет, 6-10 лет и старше, откуда берутся дети - советы психологов и опытных родителей

Если ребенок заинтересовался вопросом, как рождаются дети, то он не отступит, пока не получит ответ. И ответить ему нужно правду, преподнесенную с учетом его возраста. Иначе он все равно докопается до истины, но узнает ее из других источников, которые не будут столь щепетильны в подобном вопросе как родители.

Варианты объяснения для детей 3-6 лет

Детям 3-6 лет нужно сказать правду, но не раскрывать всех подробностей. Можно рассказать, как папа и мама встретились друг с другом, как влюбились, а потом поженились. Мама забеременела, малыш жил девять месяцев в ее животике, а после родился.

На этом этапе необязательно объяснять все мелочи, потому что ребенок к ним не готов. Но правдивый ответ уже поможет установить доверительные отношения ребенка с родителями, с которыми он всегда сможет обсудить любой вопрос.

Педагог А. Соболева:

Говорить с ребенком о сексе надо на языке, соответствующему его возрасту. В 3, 4 или 5 лет на вопрос, откуда появляются дети, можно спокойно ответить: «Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, они вырастают у мамы под сердцем». Для самых маленьких это будет достаточно.

На вопрос «А как ребенок появляется на свет?» — ответьте: «У мамы внизу живота есть специальное отверстие, через него при помощи доктора малыш выбирается на свет». — «Я хочу посмотреть!» — говорит ребенок. — «А это невозможно. У всех на теле есть особые места, которые никому нельзя показывать». Кстати, тут же неплохо было бы спросить, знает ли он, какие именно это места.

Следующий вопрос: «А как ребенок попадает к маме в живот?» Об этом, как правило, спрашивают более взрослые дети. Ответ: «У мамы в животике появляется семечко, из которого вырастает малыш. Когда мама с папой вместе спят, они обнимаются, и семечко от папы переходит к маме».

В возрасте 10-11 лет можно уже объяснить, как именно это происходит: «Когда мама и папа хотят иметь ребенка, потому что они любят друг друга, они нежно обнимаются и целуются, перед тем как заснуть, и тогда семя из папиного пениса через отверстие внизу маминого живота попадает внутрь ее организма. Так зарождается новая жизнь».

Психолог М. Хорс:

Я же считаю, что правильнее всего вводить в жизнь ребёнка такую информацию постепенно. Но при этом ни в коем случае не надо врать своим детям. Даже если Вы считаете, что говорить правду по данному вопросу неуместно, есть возможность говорить не всю правду сразу!

В сексуальном воспитании своих детей я придерживаюсь следующей схемы:

  1. Когда в 3-4 года дочки начали задавать вопросы на тему собственного происхождения, я говорил, что дети рождаются, если папа и мама любят друг друга – всё честно, ведь про секс часто так и говорят: «Давай займёмся любовью».
  2. Через пару лет я добавил информацию про то, что для рождения детей нужно не только любить друг друга, но еще и целоваться, тогда в животе у мамы появляется малыш – опять никакого вранья, действительно во время секса чаще всего целуются.
  3. На сегодняшний день (в возрасте 8 и 10 лет) мои дочки знают, что для появления детей, мужчина и женщина должны спать обнявшись в одной постели, целоваться, любить друг друга и очень хотеть ребёнка – всё чистая правда.
  4. На очереди сообщение, что обнимашки в постели приносят удовольствие и радость всем участникам процесса.

При таком подходе, мне будет гораздо проще дать им завершающий транш информации. И это не будет шоком для них.

Психолог Оксана Ямашкина:

Самое главное здесь - расслабиться и понять, что это абсолютно нормальный вопрос. Не стоит стесняться, надо сказать правду и не придумывать историй про капусту и аиста, иначе, узнав правду от других, ваш ребенок перестанет вам доверять. Не стоит расписывать процесс пошагово, достаточно сказать, что он растет «у мамы в животике» как результат любви родителей. Если вы смущаетесь, вам на помощь придут видеоролики и фото в Интернете. Они наглядно объяснят ребенку, как он появился на свет. Не стоит бояться их показывать.

Ирина, мать четырехлетней дочки:

У меня дочке 4 года и 3 месяца, спрашивала откуда она взялась. Я ей отвечала из маминого животика. Поначалу её этот ответ устраивал, но вот буквально вчера спрашивает, а откуда я в животике взялась. Я ответила — от папы.

Наталья, мать 2-х детей:

Первый раз Таня спросила года в 3-4. Я сказала, что папа и мама спят вместе под одним одеялом, и папа так любит маму, что у неё в животе поселяется малыш. Потом он рождается (вот это важно сказать, что он рождается, в этом возрасте вопрос КАК просто не возникнет. Просто потому, что он ещё неизвестен и не характерен для этого возраста). Но Таня задала другой вопрос, точнее ехидно подметила: «Что-то вы с папой спите-спите вместе, а никто у вас больше не рождается!»

Второй раз был буквально неделю-полторы назад… Сижу за компом, уже выключаю его. Таня на своём диване убирает карандаши. Папа уже лежит под одеялом. Собираемся спать. И тут:
— Мам, а как ребёнок из живота вылезает?
Я аж икать начала. Смотрю, Андрей в подушку вжался… То есть вопрос «как он туда попадает» мы решили не выяснять… Сразу к сути перешла девочка. Я говорю:
-А ты как думаешь?
-Я думаю, что через живот. Может через пупок?
-Ну, у кого-то и через живот, — говорю я.
Тут Таня делает довольное лицо и изрекает:
— Так я и знала!

Всё. Любопытство удовлетворено. Не надо бежать впереди паровоза и рассказывать подробности. Надо просто отвечать на вопросы, по возможности правдиво. Поскольку я ни про каких аистов рассказывать дочке не собираюсь, и никакую капусту в огороде тоже разводить не хочу, чуть позже я обязательно покажу ей книгу Роберта Ротенберга «Расти здоровым», где есть всё о человеке, о здоровье, о зачатии и рождении. Просто я подумала, что рассказать сейчас Тане о процессе рождения не могу. Она просто испугается. Не нужно этого знать девочке в 5 лет.

Как ответить ребенку 6-10 лет?

В наши дни выпускают специальную просветительскую литературу, адаптированную для младшего школьного возраста (6 -10 лет). Именно эти книги или специальные детские энциклопедии стоит почитать и посмотреть с ребенком.

Нейропсихолог А. Ишина:

Давайте предположим, что вашему ребенку уже 6 лет, а вопросов о сексе он вам еще не задавал и интереса к данной проблеме вы у него не наблюдали. Может быть тогда и не стоит затрагивать эту скользкую тему, полагая, что до свадьбы он так и будет больше всего интересоваться мультяшками и собранием фантиков от жвачек? В конце концов, в школе будут уроки анатомии… Но до анатомии у вашего ребенка еще 8 лет учебы. А за эти годы ему такого сверстники расскажут… И потом урок есть урок: это лишь изложение каких-либо знаний на научном языке. А кто расскажет вашему ребенку о любви, нежности, возвышенности чувств? Кто объяснит, что в отличие от животных люди руководствуются в интимных отношениях не инстинктом, а чувствами? Поэтому в 6 лет надо спровоцировать разговор на данную тему самим. Как? Это чисто ваше творчество, вот, например, такой вариант:

«Как хорошо, что Дима и Света наконец поженились! Они так любят друг друга. Скоро у Светы вырастет живот, а потом оттуда появится маленький сыночек или дочка. Правда, здорово?» Далее беседа потечет сама собой, и вы ненавязчиво подтолкнете ребенка к теме, которая его рано или поздно заинтересует, а также выявите и скорректируете его знание по данному вопросу.

Детский психолог, психоаналитик Н.В. Богданова:

Рассказ может быть таким: «Когда мужчина и женщина любят друг друга, они решают жить вместе. У них появляется общий дом, который они обустраивают, создают уют. Вскоре они начинают подумывать о ребенке. Ты уже знаешь, что мужчина и женщина устроены по-разному и у них есть органы, которые называются половыми. Они и служат для того, чтобы у мамы и папы мог появиться ребенок. Когда мужчина и женщина любят друг друга, они целуются и ласкают друг друга. Это им очень нравится, это приятно. Они хотят зачать ребенка, из папиного пениса исходит жидкость, в которой находится множество малюсеньких, подвижных «головастиков» — сперматозоидов. Эта жидкость попадает во влагалище (в маленькую щелочку мамы). В маминой матке, небольшом мешочке с толстыми стенками, находится круглая «клеточка» — яйцеклетка. Когда один из маленьких «головастиков» встречается с «клеточкой» мамы, они сливаются, из них появляется совсем маленький ребеночек, который в течение девяти месяцев растет у мамы в животе. Ему там уютно и безопасно. Когда ребенок готов появится на свет, он выходит наружу через щелочку в мамином теле, которая в это время становится шире, чтобы он мог через нее пройти».

Психолог Виктория Зиневич:

Что ответить? План ясен. Речь нужно подготовить заранее. Мы начинаем рассказывать малышу, что должны быть папа и мама, они должны быть очень счастливы, и если это так, то папа дает мамочке его семена в животик. Животик мамы уже подготовил свои семена, а когда эти два семени встречаются и дружат, то дальше в утробе матери строятся клеточки как из Lego. И когда придет нужное время мама идет к врачу и ребенок выходит наружу. Ну, это хотя бы правда, или какая-то часть ее.

Ребенок должен узнать о физиологических особенностях мужчины и женщины, о том, как складываются взаимоотношения между полами. Нужно рассказать сексе, о методах контрацепции, а также заболеваниях, передающихся половым путем. Эта тема присутствует в учебниках анатомии, но зачастую учителя либо избегают ее, либо дают на самостоятельное изучение.

Что надо сказать подростку?

Ребенку-подростку стоит рассказать не только о положительных сторонах интимной жизни, но об отрицательных. Не стоит забывать об ответственности, которую берет на себя человек, начиная интимную жизнь. Ранняя половая жизнь может привести к истощению молодого организма и бесплодию. Кроме того, она может привести к ранней нежелательной беременности, как следствие – раннему аборту и бесплодию.

Ребенку необходимо привить , связанные с взаимоотношениями мужчины и женщины, рассказать, к чему может привести смена половых партнеров, а также поговорить о священности брака, рождении детей в браке, о планировании своей семьи.

Также нужно поговорить с ребенком о его сексуальном здоровье. За этим термином скрывается не только забота о том, чтобы защитить себя от разных болезней, но и привитие правильного уважительного подхода к половым отношениям. Мальчикам нужно сформировать уважительное отношение к девочкам, ее желаниям и потребностям. Девочкам необходимо привить правильное представление о семье и материнстве. Главное - дать понять, что сексуальное здоровье напрямую зависит от сексуальной культуры.

7 ошибок при ответе на вопрос, откуда появляются дети

  1. Отказываться отвечать, если ребенок задает вопросы интимного характера. Если ребенок смутил и застал таким вопросом вас врасплох, лучше сказать ему, что вы ответите ему позже. А за время тайм-аута вы сможете подготовиться к разговору с ребенком, посоветоваться с психологами, более опытными родителями, приобрести специальную детскую литературу. Нельзя давать ребенку понять, что вы оставляете его наедине с его нерешенными вопросами, предоставляя ему право на самостоятельный поиск информации, которая может быть подана в неверном ключе.
  2. Отвечать на вопрос, цитируя статью из медицинской энциклопедии. Не нужно формировать у ребенка представление о начале новой жизни, как о механическом процессе. В таких книгах никогда не дают представления о чувствах, эмоциях, не дают представлении о том, что ребенок – это плод любви мужчины и женщины друг к другу. Ребенок хочет услышать не сухие, но точные объяснения, а получить ответ, сформулированный специально для него, ориентированный на его возраст.
  3. Ребенку отвечает на вопрос родитель противоположного пола. Если ребенок заинтересовался вопросами сексуальной жизни, лучше если их с ним обсудит родитель одного с ним пола. С мальчиком завести интимный разговор должен отец, а с девочкой – мама. Это способствует дальнейшему правильному позиционированию себя в обществе в качестве женщины и мужчины. Детям старшего возраста гораздо легче и комфортнее говорить на такие темы с родителем одного с ним пола.
  4. Не касаться вопросов сексуального воспитания, если ребенок не задает вопросы. Ребенок может не обращаться к родителям с вопросами интимного характера не потому, что его не интересует эта тема, а просто он испытывает волнения, которое мешает задавать интересующие его вопросы. Родители должны знать, что с ребенком 3-5 лет нужно разговаривать о жизни, любви и даже смерти.
  5. Торопиться раньше времени разговаривать с ребенком о сексуальном воспитании. Не нужно рассказывать ребенку о том, чего он еще не понимает и не воспринимает. До двух лет этой темы можно не касаться вообще. В этом возрасте ребенок делает только первые шаги в познании мира и человеческих отношений.
  6. Затрагивать слишком сложные темы. Например, рассказывая девочке о рождении ребенка, не стоит упоминать о сложностях, которые могут быть во время беременности, о боли во время естественных родов и при кесаревом сечении. Не нужно углубляться в теорию, связанную с половым актом.
  7. Избегать тем, связанных с сексуальным насилием. Ребенок должен знать о возможных опасностях, но запугивать и устрашать его не нужно. Главное предупредить, чтобы он никуда не уходил с незнакомыми людьми. И никому не давал себя трогать. Если это происходит, например, на каких-нибудь тренировках, нужно об этом обязательно сообщить родителям.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: