Как понять какой склад ума у ребенка. Склад ума гуманитарный и аналитический

Из основ психологии известно, что за мыслительную функцию отвечают полушария мозга. Люди с доминирующим правым полушарием более эмоциональные, они отличаются образным, абстрактным мышлением. У таких личностей гуманитарный склад ума. Если же доминирует левое полушарие, человек является более практичным, обладает аналитическим мышлением и математическим складом ума.

Различают 5 основных категорий человеческого мышления:
- практический склад ума;
- художественно-образный;
- гуманитарный;
- математический ();
- универсальный склад ума ().

Каким типом мышления вы обладаете?

Для того чтобы понять свой тип мышления, в первую очередь вам необходимо ознакомится более подробнее с каждым из них.

Практический склад ума. Люди, которые им обладают, в повседневной жизни отдают предпочтение предметному мышлению. Они последовательны во всем и обладают неразрывной связью между предметом-пространством-временем. Человек с таким складом ума по своей сути , не склонный фантазировать и мечтать.

Художественно-образный склад ума. При таком мышлении вся информация обрабатывается при помощи образов. Такие люди имеют развитое воображение и запас слов. Им проще рассказать, чем показать действием. Человека с художественно-образным складом ума очень легко распознать, так как он резко реагирует на критику и эмоционален практически во всех проявлениях. Аналитические способности у такой личности выражены значительно меньше.


Человеку, обладающему художественно-образным складом ума, прекрасно подойдут профессии психолога, социального работника, а также творческие профессии.

Гуманитарный склад ума, который можно охарактеризовать как знаковое мышление. Личность подобного склада обрабатывает информацию при помощи умозаключения. Такой человек не выстраивает логическую цепочку по «мелким деталям», а привязывает ее к конкретной воображаемой цели. В этом ему помогает развитая интуиция и творческое начало, которое основано на воображении и чувствах. Эмоциональный метод познания – это первое, на что опирается человек-гуманитарий.

Математический (аналитический) склад ума. В этой ситуации все наоборот. Люди с таким складом ума отдают предпочтение законам, правилам и формулам. В отличие от гуманитариев, эти личности способны адекватнее оценивать ситуацию и решать серьезные вопросы. Холодные расчеты помогают преуспеть в коммерческой сфере деятельности. Аналитический склад ума основывается на логике рассуждения и является полной противоположностью интуитивного мышления. Факты, объективные сведения и цифры - это то, чем предпочитают руководствоваться такие люди.


Математическое (аналитическое) мышление имеет большое сходство с практическим складом ума.

Универсальное (синтетическое) мышление. Людей, обладающих таким складом ума, можно назвать счастливчиками, ведь они обладают всеми способностями. У них прекрасно развиты и левое, и правое полушарие. Они достаточно ясно представляют картину мира и хорошо разбираются в технических дисциплинах. Они эмоциональные реалисты. Однако эти способности разделены не поровну, а с некоторым перевесом. И чтобы выявить преобладающий тип мышления, необходимо пройти специальный психологический тест.

Исходя из вышесказанного, знания о типах мышления и складе ума имеют огромное влияние на ваше дальнейшее успешное будущее. Развивайтесь в правильном направлении! Успехов вам!

Часто можно столкнуться с делением людей на гуманитариев и технарей. Интернет заполнен бесконечными спорами между этими двумя группами. Но кто же такие гуманитарии и технари в действительности? И как определить, к какой из групп относится ребенок? Ответы на эти вопросы нужно искать в склонностях, задатках, интересах и особенностях склада ума каждого человека. Сегодня мы посмотрим, какими особенностями обладают люди с гуманитарным и техническим (аналитическим) складом ума.

Предпосылки склонности к гуманитарным или техническим наукам


Склонность можно заметить уже в раннем детстве.

Практически каждый человек обладает склонностью к определенным типам наук, т.е. одни дисциплины вызывают больший интерес, чем другие. Например, одни предпочитают проводить расчеты (склонность к математике), а другие читать книги и анализировать тексты (склонность к литературе и языку). Наиболее ярко эта склонность проявляется в школьные годы, а в некоторых случаях заметна и в более раннем возрасте. Существует несколько предпосылок для этого:

  1. Задатки. Это природные качества человека, которые определяют его успешность в каком-то определенном виде деятельности. Это врожденные физиологические, психологические особенности, особенности нервной системы и строения мозга. Например, абсолютный слух, сильный тип нервной системы, отличная память и др. При благоприятных условиях развития задатки переходят в способности: музыкальные, математические и др.
  2. Воспитание. Даже при отсутствии определенных задатков и способностей можно привить ребенку любовь к какой-то науке. Например, достаточно распространены семьи потомственных математиков, врачей, педагогов и т.д. Воспитываясь в той или иной семье, ребенок перенимает представления, нормы и ценности своих родителей. А особенно ярко интерес к гуманитарным или техническим наукам будет проявляться в том случае, если взрослые будут заниматься с ребенком и поддерживать его увлеченность.
  3. Интерес. Может сформироваться под влиянием родителей, педагогов, друзей и т.д. Иногда интерес к той или иной науке вспыхивает у ребенка как бы спонтанно, т.е. целенаправленно его никто не прививает. В этом случае он будет в большей степени обусловлен задатками и складом ума.
  4. Склад ума. Под этим понятием подразумевается то, каким именно способом человек мыслит, как выражает и реализует свои мысли и идеи. В большей степени он обусловлен природной составляющей (т.е. присущ человеку с рождения), однако и воспитание играет значительную роль в его формировании.

Каждая из этих четырех предпосылок существенно влияет на склонность ребенка к гуманитарным или техническим наукам. Однако разделение людей на две категории (гуманитариев и техников) происходит именно по складу ума, который в каждом случае обладает своими особенностями.

Особенности людей с гуманитарным складом ума

Считается, что такой склад ума присущ людям, у которых более развитым является правое полушарие. Т.е. людям с, так называемым, художественным типом личности. Их особенностями являются:

  • Эмоциональный способ познания мира. Такие люди больше ориентированы на чувства и эмоции, познавая что-то, они пропускают это через себя. Например, слушая сказку, такой ребенок будет обращать больше внимания на чувства героев, переживать за них.
  • Способ действия. Гуманитарии в большей степени теоретики, нежели практики. Они с жадностью интересуются открытиями других людей, изучают историю различных явлений и при этом не особо стремятся создавать что-то самостоятельно. Собственные открытия они совершают в том случае, если имеющихся знаний недостаточно для объяснения того или иного явления. Ребенок с гуманитарным складом ума в играх будет действовать по имеющимся правилам (если они понятны и устраивают его), не стремясь отходить от них и выдумывать что-то новое.
  • Принятие множественности точек зрения. Люди с такой склонностью способны принять существование других точек зрения, понять, что другие люди могут думать не так как они. Дети-гуманитарии будут стремиться найти различные объяснения заинтересовавшего их явления, например, они не удовольствуются одной теорией происхождения человека, а постараются ознакомиться со всеми.
  • Преобладание наглядно-образного типа мышления. У таких детей очень развито воображение, они легко могут представить себе какой-то объект или явление (но только если уже однажды видели его), им необязательно иметь перед собой предмет, чтобы мысленно произвести с ним какие-то действия. Однако стоит отметить, что преобладание у человека данного типа мышления не обязательно обуславливает гуманитарный склад ума.
  • Любовь к гуманитарным наукам. Ребенок-гуманитарий скорее предпочтет литературу, язык, историю и т.д., чем математику, физику и другие естественные и технические науки. Однако бывают случаи, когда люди с таким складом ума любят не только гуманитарные науки, но даются они им сложнее.

Итак, гуманитарный склад ума у ребенка можно определить по его повышенной эмоциональности и чувствительности, по умению понимать людей и налаживать с ними контакты, по любви к рассуждениям и мыслям. Прочитав какую-то интересную книгу или просмотрев фильм, такие дети будут обдумывать ее/его, постараются прочувствовать и представить. Гуманитарии отнюдь не пассивны, но они менее активны и бойки, чем дети с аналитическим складом ума. Они постепенно накапливают знания, собирают их по крупицам, а потом могут удивить взрослых обширностью своих познаний. При этом они отлично умеют применять эти знания в жизни, в общении с людьми и т.д.

Наиболее предпочтительные профессии для людей с таким складом ума: психолог, педагог, филолог, историк, археолог, юрист, политолог, экономист, социолог и др.


Особенности людей с техническим (аналитическим) складом ума

Как правило, у таких людей более развитым и ведущим является левое полушарие. Дети с техническим складом ума относятся к мыслительному типу личности и характеризуются:

  • Познанием мира через логические схемы. Сталкиваясь с какой-то новой ситуацией или явлением, техник постарается проанализировать ее со всех возможных сторон и аспектов, рассмотреть каждую мелочь. Например, в сказках такие дети будут больше внимание обращать на поступки героев, расспрашивать, как им удалось сделать то или иное действие. Техники не лишены чувств и эмоций, но у них они уходят на второй план.
  • Активным способом действия. Техники предпочитаю действовать, а не рассуждать. При этом они стремятся все детально обдумать, сделать деятельность четкой и целенаправленной. Таким детям не столько интересно выслушивать об открытиях других, сколько самим делать эти открытия. Даже в играх они стремятся изобрести что-то новое, придумать и ввести собственные правила.
  • Приверженностью к одной определенной точке зрения. Как правило, техники склонны к одной точке зрения, к одному способу действия и т.д. Им сложно принять существование других мнений. По этой причине изучение наук, где существует множество теорий и парадигм, объясняющих одно явление, для них затруднительно.
  • Преобладанием абстрактно-логического типа мышления. Как правило, такие люди мыслят категориями, которых в природе не существует. Они все стремятся объяснить с точки зрения логики: связать понятия между собой, сделать умозаключение и т.д. Но стоит помнить, что преобладание данного типа мышления не обязательно будет обуславливать технический склад ума.
  • Любовью к естественным и техническим наукам. Математика, геометрия, физика, химия, области, в которых преобладают чертежи и схемы, - вот стихия людей-техников. Это не означает, что они не любят читать книги и смотреть фильмы, не интересуются искусством. Просто анализ, рассуждения и обсуждения для детей с аналитическим складом ума не свойственны.

Кратко охарактеризовать детей с техническим складом ума можно как очень подвижных, но в то же время рациональных и редко проявляющих свои эмоции. Они стремятся все познать на собственном опыте, сделать великие открытия, войти в историю. Их цель – получение новых знаний, новых способов действия. При этом совершенно не важно, что эти знания и способы действия могли существовать и ранее. Технари энергичны и самоуверенны, но при этом находить общий язык с окружающими им бывает сложно, да они и не всегда стремятся к этому. Они любят технику и хорошо владеют ею.

Наиболее предпочтительные профессии для людей с техническим складом ума: математик, физик, химик, инженер, архитектор, механик, программист, биотехник, повар (кулинар) и т.д.


Способности к математике – один из главных показателей.

Можно ли изменить склонность

Склонность и склад ума в большинстве случаев определяют будущую профессию и род деятельности. Однако не редко возникают ситуации, когда вопреки этим критериям приходится выбирать иную область деятельности. Так можно ли изменить склонность ребенка к техническим или гуманитарным наукам? Да, в некоторых ситуациях это допустимо:

  1. Ребенок обладает синтетическим складом ума. Это значит, что и гуманитарные и технические науки даются ему в равной степени. В этом случае стоит заинтересовать его другими дисциплинами, привить любовь к ним.
  2. Ребенок проявляет интерес к противоположной области знаний. Большое желание – прекрасная движущая сила для освоения любой области знаний. Имея интерес, желание и поддержку близких, ребенок сможет успешно освоить любую профессию, даже противоречащую его складу ума.

Стоит помнить, что ни один человек не лишен полностью способности осваивать те или иные науки. Просто к одним он испытывает большую любовь, и они даются ему на порядок легче. Чаще всего, именно исходя из этой склонности, и выбирается будущая профессия. Однако мозг человека настолько сложен, что при большом желании и стремлении позволяет добиться успеха даже в тех областях, которые кажутся бесконечно далекими от его склада ума.

Всем известны жаркие споры между «гуманитариями» и «технарями». «Физики» частенько подсмеиваются над «лириками», считая их людьми чудаковатыми и недалекого ума. Мол, действительно талантливого и сообразительного человека отличает способность одновременно к запоминанию и аналитическому мышлению. Действительно ли это так? Как определить, гуманитарный склад ума у человека, или технический? В чем «сильные стороны» «лириков»?

Особенности гуманитарного склада ума

«Гуманитарии» запросто могут разбираться в формулах и физических явлениях. Конечно, если захотят. Однако чаще такая деятельность их не привлекает. Его обладателям куда интереснее заниматься литературой, общественными науками, пробовать себя в творческой деятельности. Отметим, что деление на «физиков» и «лириков» условно. Человек может прекрасно знать законы сопротивления материалов, но выбрать общественную деятельность, которая ему ближе.

Для гуманитарного склада ума характерно преобладание духовной составляющей личности. Многие ученые-естественники (физики, химики) испытывали потребность выражать себя в творчестве и преуспевали в этом. Например, Михаила Васильевича Ломоносова ценили за поэтический талант, великий Леонардо да Винчи был и художником, и изобретателем, Альберт Эйнштейн играл на скрипке.

Считается, что гуманитарии видят мир в совокупности интеллектуальной и эмоциональной составляющих, которые тесно переплетаются между собой в одно целое. Это не только хорошая способность к запоминанию или увлечение изобразительным искусством, а в большей степени многогранное восприятие мира, видят окружающее со всех сторон. Их отличает четкое осознание «двух сторон медали», возможности другого мнения, видения, опыта, интерпретации.

Люди с «техническим» умом любят все «раскладывать по полочкам». Ключевой момент для них – все должно быть «по правилам». «Физики» готовы до бесконечности спорить о существовании незыблемых законов мироздания, «истин в последней инстанции», безусловному подчинению единственно верным утверждениям. Для творческих людей такое восприятие неприемлемо. Они могут отвергать противоположное своему мнение, не соглашаться с ним, но признают его право на существование.

Преобладание типа ума определяется без особого труда. Педагоги, например, сразу видят, к чему тяготеет ученик – математическим или гуманитарным дисциплинам.

Типичные признаки «лириков»:

  • высокая грамотность;
  • способность к иностранным языкам;
  • творческие способности (увлечение музыкой, живописью, поэзией);
  • хорошая память;
  • способность к философским рассуждениям.

Существуют специальные тесты для определения способностей. Диапазон профессий для гуманитариев достаточно широк – от библиотечной деятельности до политической карьеры. Стоит учитывать склонности и предпочтения к той или иной сфере деятельности.

Как проявляется гуманитарный склад ума у детей

Особенности мыслительной деятельности видны уже в раннем возрасте. Как определить, эмоциональный склад ума у малыша, или рациональный?

«Гуманитарные» признаки, которые появляются первыми:

  • Хорошо развито осязание и обоняние, чувствительность к запахам, прикосновениям, визуальным эффектам, которые «технари» могут просто не замечать.
  • Равнодушны к головоломкам, логическим играм (сортерам, пирамидкам, матрешкам), зато любят лепить, рисовать, раскрашивать, мастерить из разных материалов.
  • Анализируют прочитанные литературные произведения, высказывают свое мнение о сюжете и героях, пытаются обсуждать их критически.
  • Увлеченно играют в «войну», «дочки-матери», т.е. предпочитают деятельность сюжетно-ролевого характера.
  • Не боятся спать без света.
  • Не задают «исследовательских» естественнонаучных вопросов, что такое звезды, где зимуют лягушки, спят ли рыбы, откуда у зверей хвост и т.п.

Заметили проявление этих признаков у ребенка? Подумайте о том, на какую профессию его стоит нацеливать в будущем. Следует учесть, что гуманитарные науки тоже могут быть точными. В качестве примера приведем лингвистику или психологию.

Гуманитарии, как правило, обладают хорошими коммуникативными способностями. Эта черта проявляется еще в детстве. Они легко налаживают контакты с окружающими, независимо от того, совпадают или разнятся их мировоззрения. С такими людьми всегда легко и интересно, они обладают яркой харизмой, к ним тянутся люди с разными темпераментами, религиозными убеждениями, менталитетом, профессиями. Они могут быть талантливыми психологами, политиками, ораторами, артистами, ведущими.

Внимание! Есть довольно известный и простой способ определения типа мышления. Нужно переплести пальцы кистей рук и посмотреть, какой из больших пальцев окажется сверху. Если «лидирует» левая, преобладает гуманитарно-эмоциональный аспект. И наоборот, если первенство за правой, человеку ближе рациональная составляющая.

У метода много сторонников, но есть и противники. Принимать ли его во внимание, каждый решает для себя сам.

Склад ума у взрослых

Мы уже говорили о том, что «лирики» «волею судеб» вполне могут быть востребованными инженерами, математиками или физиками-ядерщиками. Точно так же есть «технари» среди чиновников, психологов, культурологов.

Таким образом, склад ума не всегда определяет выбор профессии, тем более, что далеко не все занимаются делом по душе. Тем не менее, эмоциональный и умственный тип личности оказывает влияние на жизненный путь любого человека.

Вы – гуманитарий, если:

  • Обладаете знаковым мышлением – обозначаете связи между предметами при помощи понятий.
  • Можете сказать, что у вас большой круг знакомств, реальных и виртуальных – множество контактов в записной книжке телефона и социальных сетях.
  • Любите шумные компании, общество других людей.
  • Охотно овладеваете новыми знаниями и навыками.
  • Умеете излагать свои мысли, рассуждать, анализировать, выделять главное.
  • Интересуетесь культурой и обычаями других стран.

Гуманитарию подойдет профессия:

  • журналиста;
  • критика;
  • социолога;
  • педагога;
  • переводчика;
  • экскурсовода;
  • маркетолога;
  • юриста;
  • дизайнера;
  • модельера;
  • археолога;
  • писателя;
  • врача;
  • парикмахера;
  • менеджера по туризму.

Важно! Не устраивает, как сложилась карьера и жизнь? Есть смысл определить склад ума и подумать, чего вы хотите на самом деле с учетом склонностей и способностей. Изменить свою жизнь никогда не поздно!

И родители, и педагоги должны иметь в виду, что учить, воспитывать, развивать детей нужно с умом, учитывать темперамент и интересы ребенка, и тип его интеллекта, который имеется даже у самого маленького крохи. Если особенности интеллекта ребенка учитываются, то обучение пройдет легко, а его результаты обязательно порадуют. Чтобы определить, какой у ребенка тип интеллекта, за малышом надо понаблюдать и проанализировать наблюдения.

Особенности детей с логически-математическим типом интеллекта

Если у малыша логическо-математический тип мышления, то он во всем любит точность, имеет абстрактное мышление, на удивление организован, любит считать. Такие дети с раннего возраста проявляют интерес к логическим экспериментам, компьютерам, к решению задач - и все это дается им очень легко. Им легко дается математика, физика, химия, то есть предметы, которые требуют развитой логики, точности и особенного склада ума. Чтобы вызвать интерес у этих детей к обучению, нужно ставить перед ними разные задачи, использовать для наглядности таблицы и схемы, предлагать проведение различных экспериментов, играть в математические игры.

Предпочтения детей с логически-математическим типом интеллекта

Если у ребенка преобладает логико-математическое мышление, то ему по нраву моделирование, исследование отношений, строго упорядоченная деятельность. Также ему нравится математика. Он любит экспериментировать с вещами, которых он не понимает. Такой ученик любит задавать вопросы, работать с числами, исследовать отношения и модели. Ему интересно развязывать логические задачи. С целью самого эффективного обучения дети с логико-математическим типом интеллекта предпочитают классифицировать информацию, они мыслят абстрактно и стараются понять основные принципы. Дети с развитыми математическими способностями, как правило, становятся математиками, биологами, медиками-технологами, геологами, инженерами, физиками, исследователями и другими учеными. Люди с этим типом мышления легко разбираются в сложной схеме или читают чертеж. Они любят развязывать логические и математические задачи, более того, чем труднее задача, тем интереснее им ее решать. Поэтому, математики, физика, химия и экономика им даются легче всего.

Способности детей с логико-математическим типом интеллекта


Дети с логико-математическим типом интеллекта имеют ярко выраженные способности, которые уже с раннего возраста выделяют этих ребят среди их сверстников. Основными способностями таких детей можно назвать:

  • Легкость восприятия абстрактных идей;
  • Как правило, пунктуальность;
  • Опираются в большей мере на разум и логику, нежели на чувства;
  • Любят технику и хорошо в ней разбираются;
  • При решении проблемы стараются все хорошенько обдумать, проанализировать все возможные варианты и выбрать оптимальный;
  • Составляют аккуратные конспекты;
  • Лучше запоминают лица, нежели имена.

Чтобы обучение юных «математиков» было максимально успешным, с ними нужно анализировать данные; играть в математические игры; всегда использовать логику. Таких детей в процессе обучения необходимо всячески вдохновлять, помогать в совершении практических экспериментов; вместе с ними стремиться прогнозировать результаты; подключать к решению проблем дедуктивные методы; стараться в процессе обучения максимально использовать графики и таблицы.

Надо сказать, такой тип интеллекта часто называют академическим, научным.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: