Как подготовить ребенка к детскому саду - I Первый в жизни коллектив: правила адаптации. Подготовка ребенка к детскому саду

ГОТОВИМ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ.

Многих родителей мысль о том, что рано или поздно надо будет отдать ребенка с садик, приводит в волнение, вызывает переживание: «А как все сложится?». Не надо переживать, надо действовать. Ведь именно от того, как родители подготовят малыша к новому для него периоду жизни, во многом зависит, как сложится эта жизнь.

Детский сад - это новые условия, новое окружение, новые люди, это первый серьезный опыт социализации ребенка. Процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям принято называть адаптацией. Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе в отсутствии матери. Из привычного мира семьи ребенок попадает в совершенно новые условия многоликой детской среды и то, как будет проходить привыкание ребенка к новым для него условиям, во многом зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни.

По многочисленным исследованиям ученых, самым критическим возрастом для адаптации является возраст от 7-ми месяцев до 1 года 6 месяцев. Длительная разлука с матерью в этот период несет непопровимый вред психике ребенка. На вопрос родителей, в каком же возрасте лучше отдать ребенка в садик, большая часть психологов ответит, что возраст после 2-х лет 2-х месяцев допустим, а лучше - ближе к 3- 3,5 годам.

Не каждый ребенок проходит длительный период привыкания. Есть трехгодовалые дети, которым начало детсадовской жизни дается легко. В то же время на консультацию к психологу приводят детей, которые не могут адаптироваться к садику и в четыре - пять лет.

Ребенок в период адаптации - живая модель стрессового состояния. Стресс - это реакция на борьбу с трудностями, норма перехода от одних условий к другим. Стрессовое напряжение в период адаптации связано с изменением гормональной системы организма. На кору головного мозга действуют отрицательные эмоции, и организм на это реагирует системой защиты - изменениями в гормональной системе: гипоталамус, гипофиз, надпочечники выбрасывают в кровяное русло «гормон борьбы» норадреналин, в результате чего сосуды сужаются, сердце работает неровно, ребенок напряжен. Ослабевает иммунная система организма.

На уровне поведения ребенка родители могут наблюдать следующие проявления:

1) Нарушается сон, даже дома ребенок не может уснуть, а уснув, спит беспокойно, может просыпаться ночью с плачем и т. п.

2) Нарушаться аппетит. Ребенок может отказываться от пищи в садике и компенсировать это дома.

3) Меняется эмоциональное состояние ребенка. Дома ребенок не отпускает от себя мать, становится более плаксивым, пугливым или агрессивным. Как следствие этого могут возникнуть временные невротические проявления: сосание пальцев, энурез (недержание мочи), тики, страхи, запинки в речи, может меняться терморегуляция.

4) Ребенок чаще бегает в туалет, может происходить обезвоживание организма, если ребенка не поить, кожа становится более сухой, может появиться синюшность под глазами.

5) Наблюдается временный регресс в игровой деятельности - ребенок, который хорошо играл дома до поступления в садик, становится пассивным, либо игра его становится примитивной; могут временно утрачиваться какие - то навыки, например, до поступления в садик ребенок хорошо рисовал, а теперь еле держит карандаш в руках.

6) Меняется общая активность: одни дети становятся вялыми и заторможенными, другие - гиперактивными, это зависит от типа нервной системы ребенка.

Адаптационный период условно делят на три этапа.

1. Подготовительный . Задача этапа - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему максимально безболезненно приобщиться к новым для него условиям.

Подготовительный этап следует начинать примерно 1-2 месяца до предполагаемого приема ребенка в садик.

Готовя ребенка к посещению садика, родителям необходимо проанализировать, насколько стереотипы поведения ребенка дома соответствуют стереотипам поведения, которые приняты и существуют в детском дошкольном учреждении. Прежде всего, речь идет о следующих важных моментах:

1) Способ кормления. В детском саду ребенку придется есть самостоятельно. Он должен уметь пользоваться ложкой, есть ложкой жидкую пищу, пить из кружки. Воспитатель будет докармливать ребенка лишь в случае острой необходимости.

Если ваш ребенок пьет только из бутылочки или кружки-непроливайки, не умеет использовать ложку по ее назначению, не ест сам, то обучению ребенка способам самостоятельного приема пищи необходимо заняться в подготовительный период.

2) Рацион питания. В детском саду детям предлагают каши, супы, запеканки, суфле, биточки, рагу, кисели, компоты и т. д. Ребенку должны быть знакомы эти блюда. Достаточно часто дети отказываются есть в детском саду, т. к. воспринимают предлагаемую пищу как абсолютно незнакомую. Знакомым для них оказывается только хлеб!

3) Способ засыпания. Предполагается, что ребенок должен самостоятельно засыпать, лежа в кроватке.

Ребенку будет трудно привыкать, если домашний стереотип засыпания сильно отличается от требуемого в садике. Например, дома ребенок засыпает у вас на руках, вы укачиваете его в коляске, засыпает под определенную музыку.

4) Навыки самостоятельности. Чем большим количеством навыков самообслуживания владеет ребенок, тем лучше. Научите ребенка мыть руки и вытирать их полотенцем, пользоваться салфеткой и носовым платком, частично раздеться и одеться, снять и надеть обувь.

5) Навыки гигиены. К моменту поступления в детский сад желательно, чтобы ребенок умел пользоваться горшком.

6) Навыки общения. К моменту поступления в садик хорошо, если ребенок будет владеть элементарными навыками общения с взрослыми и детьми, привыкнет что-то делать вместе.

2. Основной этап. Начало систематического посещения детского сада.

Главная задача - создание положительного образа воспитателя. Постарайтесь установить с воспитателем доброжелательные отношения. Расскажите воспитателю о вашем ребенке, что он любит, как его легче успокоить, на что он реагирует особо болезненно.

Если есть возможность, то, в первые дни, лучше приводить ребенка только на прогулку - так ему проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Причем желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются. В первые дни, стоит приводить ребенка в группу позже 8 часов, чтобы он не был свидетелем слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамами.

Ребенка сразу следует познакомить со всеми помещениями группы. Рассказать ему для чего они предназначены, когда ими пользуются, можно ли входить туда самостоятельно или только с разрешения взрослых.

В уставах большей части детских садов прописано, что родители имеют право присутствовать с ребенком в группе, правда с оговоркой «если это не нарушает режима». К сожалению, в большинстве случаев присутствие родителей в группе не одобряется, а практически запрещается. Максимум, что предлагается родителям после отправления ребенка в групповое помещение, - сидеть в коридоре, привлекая тем самым внимание ребенка к входной двери.

В первые дни время пребывания ребенка в детском саду должно быть сокращено до нескольких часов. Не следует оставлять ребенка на дневной сон, если он еще не привык к группе. Постепенно время пребывания в группе увеличивайте на 1 - 2 часа в день.

3. Заключительный этап. Ребенок остается в садике один на 2-4 часа, затем остается на сон.

В процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие, затем - аппетит, в последнюю очередь - сон.

Принято различать легкую, среднюю и тяжелую адаптацию.

Легкая адаптация (для детей раннего возраста в пределах месяца, дошкольного - 10-15 дней):

Временное нарушение сна (нормализуется а течение 7-10 дней), аппетита (норма по истечении 10 дней,

Неадекватные эмоциональные реакции (капризы, замкнутость, агрессия, угнетенное состояние, и т. д.), изменения в речевой, ориентировочной и игровой активности приходят в норму за 20-30 дней,

Характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не меняются,

Функциональные нарушения практически не выражены, заболеваний не возникает.

Нормативно основные симптомы исчезают в течение 2-3 недель.

Средняя адаптация (этап растягивается до 40 дней). Все нарушения выражены более ярко и длительно:

Сон и аппетит восстанавливаются в течение 20-40 дней,

Речевая активность в течение 30-40 дней.

Эмоциональное состояние - 30 дней,

Двигательная активность, претерпевающая значительные изменения, приходит в норму за 30-35 дней,

Взаимодействие со взрослыми и сверстниками не нарушается,

Функциональные нарушения отчетливо выражены, ребенок заболевает (например, ОРВИ).

Тяжелая адаптация (от 2 до 6 месяцев) сопровождается грубым нарушением всех проявлений и реакций ребенка. Данный тип адаптации отмечается у 10-15% детей: характеризуется снижением аппетита (иногда возникает рвота при кормлении или полный отказ от пищи), резким нарушением сна, ребенок нередко избегает контактов со сверстниками, пытается уединиться, отмечаются проявления агрессии, подавленное состояние в течение долгого времени. Обычно видимые изменения происходят в речевой и двигательной активности.

При тяжелой адаптации, как правило, дети заболевают в течение первых десяти дней и продолжают повторно болеть в течение всего времени привыкания к коллективу сверстников.

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ.

1. Разработайте свой собственный ритуал прощания. Например, пусть ребенок помашет вам рукой из окна, или по очереди из нескольких окон. Придумайте секретный пароль и повторяйте его, оставляя ребенка и возвращаясь за ним вечером. И скажите, что всегда думаете о нем, даже в разлуке.

2. У ребенка увеличивается потребность в тепле, нежности, любви, уделите ему больше внимания, меньше критикуйте его и «воспитывайте».

3. В присутствии ребенка изготовьте маленькую вещицу-амулет, которая всегда будет при ребенке в садике. Это может быть маленькая куколка из ткани или какое-то существо на веревочке, чтобы ребенок мог носить поделку на шее. Скажите ребенку, что эта куколка напомнит ему маму, когда ему будет грустно, и ему станет легче.

4. Для снятия психо-эмоционального напряжения после возвращения из садика способствуйте игре ребенка с неструктурированными материалами: водой, песком, пластилином, глиной (поставьте в ванной комнате таз с водой, мойте игрушки, запускайте кораблики, переливайте воду леечкой). Постарайтесь, чтобы ребенок больше двигался. Перед сном сделайте ребенку расслабляющий массаж в виде поглаживания.

5. В период адаптации нельзя разрушать любые привычки, в том числе вредные (например, сосание пальца), займетесь этим после того, как ребенок адаптируется.

6. Посоветуйтесь с врачом и применяйте адаптогены и седативные средства с целью уравновешивания процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ, ГОТОВЯЩИМ РЕБЕНКА К ДДУ.

· Настрой семьи, родителей.

При подготовке ребенка к садику очень важен ваш личный настрой и отношение семьи к этому факту. Многие родители, осознавая необходимость и неизбежность этого события, боятся его, внутренне не готовы расстаться с ребенком. Это может быть связано с рядом причин: личный негативный опыт родителей, связанный с их детством и воспоминаниями о детском саде, высокая личностная тревожность родителей и т.д.

Ваш эмоциональный настрой легко может передаться ребенку, обычно дети очень чувствительны и легко «считывают» тревогу родителей. Постарайтесь не обсуждать при ребенке, в том числе в телефонных разговорах, ваши переживания и опасения относительно детского сада, предполагаемые трудности ребенка в период адаптации. Будьте уверенны, ребенок не только внимает, но и впитывает как губка! И пока на подсознательном уровне усваивает: готовится что-то неприятное.

· Создание позитивного, но и правдоподобного образа детского сада у ребенка.

Постарайтесь создать у ребенка чувство определенности относительно детского сада. Расскажите ему, что это за место, почему детей отводят в детский сад, что дети там делают. Постарайтесь назвать какие-то привлекательные моменты в посещении детского сада, значимые именно для вашего ребенка (новые игрушки, научиться чему-то новому, найти друга, стать самостоятельным и т. д.). Покажите ребенку здание детского сада, погуляйте на участке, при возможности - зайдите внутрь, загляните в группу. Постарайтесь не идеализировать садик, но и не пугать им.

Хорошо если вы поиграете в детский сад с ребенком, используя имеющиеся дома игрушки. Мелкие куклы или мягкие игрушки могут быть детьми, игрушки покрупнее - воспитателем или няней. Поиграйте в то, как родители приводят детей в садик и передают их воспитателю, как дети играют, моют руки, садятся есть, просятся в туалет и т. д., покажите ребенку все основные режимные моменты садика. Закончите игру приходом в садик родителей, которые забирают своих малышей, хвалят их, ведут домой.

Полезно будет рассказать ребенку историю - сказку про детский сад, где главный герой отправляется первый раз в садик с некоторым опасением, но опасения не оправдываются, он знакомится с ребятами, играет, гордится перед мамой, когда она его забирает, что стал таким самостоятельным, отпустил маму на работу.

· Тренируйте адаптивные механизмы вашего ребенка.

Адаптивные возможности людей могут очень отличаться друг от друга. Одни дети легко и просто привыкают ко всему новому, другим, для того, что бы привыкнуть, надо достаточно много времени. Наблюдая за своим ребенком в различных жизненных ситуациях, родители имеют представление о его адаптивных возможностях. Детский сад, зачастую, становится первым серьезным испытанием адаптационных возможностей ребенка. Задолго до садика начинайте тренировать адаптационные возможности своего ребенка. В социальном плане такая возможность не формируется сама по себе. Это качество требует определенной тренировки, которая должна усложняться с возрастом, но не должна превышать возрастных возможностей. Формирование этого важного качества должно идти параллельно с общей социализацией ребенка, с развитием его психики. Даже если ребенок не поступает в дошкольное учреждение, его все равно надо ставить в такие условия, когда ему необходимо будет менять свою форму поведения.

· Тренируйте навыки общения ребенка с взрослыми и детьми.

Одни дети приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают, чем им заняться, и начинают играть. Другие делают это с меньшей уверенностью, больше наблюдают за воспитателем и выполняют предложенные им действия. Третьи проявляют по отношению к воспитателю негативизм, отклоняют все предложения, боятся не только расстаться, но и отойти от мамы, много и громко плачут. Чем же объясняется такое разное поведение детей?

Причины могут быть самыми разными, однако главной и основной причиной такого поведения является отсутствие у ребенка опыта общения с взрослыми и детьми. Особенно страдают при вхождении в группу те дети, опыт общения которых был сужен до минимума (мама - ребенок, бабушка - ребенок), ограничен рамками семьи (отец, мать, бабушка, дедушка). Знакомство с новыми людьми, установление с ними контакта весьма затруднительно для таких детей. Чем более узок был круг общения до поступления в детское учреждение, тем труднее ребёнку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем. Привязанность только к близким людям, умение общаться только с ними, неумение войти в контакт с незнакомыми людьми определяют характер поведения.

Когда у ребёнка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться, скрыться от всех. Такой ребёнок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, льнёт к воспитателю, заглядывает ему в глаза, хочет убедиться в постоянной поддержке. Дети у которых уже имеется положительный опыт общения с взрослыми и сверстниками, составляют самую благоприятную группу по характеру поведения, и привыкают они к детскому саду сравнительно быстро.

В процессе общения ребёнок познаёт окружающих, узнаёт, как действовать в той или иной обстановке, учится устанавливать взаимоотношения с взрослыми и детьми. А главное, в общении он узнаёт себя, границы своих возможностей. Поэтому чем шире у ребёнка практика общения, тем легче он входит в детский коллектив, и наоборот, чем меньше опыт ребёнка, тем ему труднее.

Навык общения, как и любой другой навык, требует тренировки. Для расширения навыка общения с взрослыми используйте обычные бытовые ситуации. Например, войдя в транспорт, поручите ребенку обратиться к кондуктору и попросить билет, в магазине пусть ребенок попросит продавца что-то взвесить. Стимулируйте ребенка самостоятельно обращаться к взрослым, когда вы находитесь в гостях, на детской площадке. Поиграйте в детский сад, пусть вы или другой взрослый изобразит воспитателя, а ребенок попросит у воспитателя попить, скажет, что хочет в туалет и т. д.

Общаться с детьми ребенок научается постепенно, осваивая элементарные навыки, такие как: умение спросить имя, назвать свое имя, попросить игрушку, предложить свою игрушку в обмен на желаемую, просто играть рядом, не опасаясь другого ребенка. Для освоения таких навыков ребенок время от времени должен находиться рядом с другими детьми. Хороши для решения таких задач адаптационные группы, где вместе находятся несколько детей с мамами.

· Формируйте у ребенка навыки самостоятельности.

Необходимо обратить внимание на формирование навыков самостоятельности у ребенка. Ребенок умеющий есть, раздеваться, одеваться, пользоваться горшком, мыть и вытирать руки, в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на некоторое время сгладить остроту отрицательных эмоций.

· Приближайте стереотипы поведения дома, к принятым в садике.

Постарайтесь приблизить режимные моменты, существующие в вашей семье к ритму жизни садика. Это касается утреннего пробуждения, дневного сна, приема пищи, прогулок. Можно говорить ребенку: «А сейчас детки в детском саду ложатся спать (идут гулять, садятся обедать). Помните, чем больше расхождений, тем труднее будет ребенку привыкать к новому режиму.

Готовя ребенка к садику, особое внимание уделите рациону питания малыша. Приучите есть каши, разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле, пить компоты и кисели. Тогда в детском саду ребенок не будет отказываться от знакомой пищи и не останется голодным.

Большое значение имеют и такие моменты, как способ кормления, укладывания спать.

· Для детского сада нужна удобная одежда и обувь. Возьмите ребенка с собой за покупками вещей. Выбирайте вещи максимально простые и удобные, без лишних застежек и пуговиц. Обувь должна быть на липучках или на молнии. Научиться завязывать шнурки ребенку трудно, поэтому пусть лучше учится завязывать их дома, без спешки.

Детский сад - серьезный вызов в жизни ребенка, большое испытание для малыша. А любое испытание - или ломает, или закаляет, делает сильнее, продвигает вперед в развитии - или отбрасывает назад. Способность ребенка адаптироваться не только в детском саду - но и в любом социуме - в большой степени зависит от психологической установки его родителей: понимают ли они, признают ли, что малыш - отдельное существо, призванное прожить свою особую жизнь, в которой ему самому придется искать себя и свой путь. Конечно в сопровождении мудрого и любящего взрослого. Удачи вам!

Итак, вы решили отдать ребенка в детский сад . Ваша семья находится теперь на пороге другой жизни. Будем считать, что вы уже нашли подходящий детский сад и договорились о приеме малыша. Теперь на очереди следующий важный этап - адаптация вашего малыша. Для того, чтобы адаптация ребенка к прошла менее болезненно, очень важно заранее - месяца за 3--4 - заняться самостоятельной подготовкой ребенка к детскому саду .

  1. Расскажите ребенку, что такое детский сад , зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад . Например: "Детский сад - это такой большой дом с красивым садиком, куда мамы и папы приводят своих детей. Тебе там очень понравится: там много других детишек, которые все делают вместе - кушают, играют, гуляют. Вместо меня там будет с тобой тетя-воспитательница, которая станет заботиться о тебе, как и о других малышах. В детском саду очень много игрушек, там замечательная детская площадка, можно играть с другими детьми в разные игры и т.д.". Другой вариант: "В детскому саду дети играют друг с другом и вместе кушают. Я очень хочу пойти на работу, потому что мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский садик - потому что тебе там понравится. Утром я отведу тебя в садик, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в детском саду , а я расскажу тебе, что у меня произошло за день на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот детский сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло - осенью я начну тебя туда водить".
  2. Когда вы идете мимо детского сада , с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло - осенью он сможет сюда ходить. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, - ведь его приняли в детский сад . И через некоторое время ваш ребенок будет сам с гордостью говорить окружающим о том, что скоро он пойдет в детский сад .
  3. Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада : что, как и в какой последовательности он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад . Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что он будет делать в саду после прогулки, куда он будет складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, и что он будет делать после обеда. Задавая эти вопросы, вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность действий. В детском саду малышей обычно пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее "обещано", - он чувствует себя увереннее.
  4. Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду . Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: "Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: "Я хочу пить", и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю". Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: "Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать".
  5. Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
  6. Пусть малыш сам выберет себе в компаньоны любимую игрушку, с которой он сможет ходить в детский сад - ведь вместе намного веселее!
  7. Существуют разные мнения о том, стоит ли находиться маме рядом с малышом в начальный период адаптации к детскому саду . Казалось бы, что тут плохого, если мама посещает садик вместе с ребенком? Все довольны, малыш не плачет, мама спокойна. Но тем самым неизбежное расставание только затягивается. Да и другие дети, глядя на чужую маму, не могут понять - а где же в таком случае моя? Поэтому будет лучше для всех, если с первого же дня ребенок попытается остаться в группе один, без опеки мамы. А опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки.
  8. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания - так ему будет проще отпустить вас. Например, поцелуйте его в одну щечку, в другую, помашите ручкой, после чего он спокойно идет в садик.
  9. Помните, что на привыкание малыша к детскому саду может потребоваться до полугода времени, поэтому тщательно рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность "подстроиться" под особенности адаптации малыша.
  10. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности детсадовского воспитания. Любые ваши колебания хитрый малыш сумеет использовать для того, чтобы остаться дома и помешать расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, для родителей которых детский сад является единственной альтернативой.
  11. Ребенок привыкнет к детскому саду тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего малыша по именам. Спрашивайте его дома о новых друзьях. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем легче будет вашему ребенку.
  12. Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.
  13. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Внимание - никогда не пугайте ребенка детским садом !
  14. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Чаще обнимайте его, целуйте.

В каком возрасте отдавать ребенка в детский сад

Психологи и педагоги в большинстве случаев не дают четких ответов на вопрос, обязательно ли отдавать малыша в детский сад.

Они утверждают:

  • решение о посещении дошкольного учреждения должно приниматься родителями, основываясь на обстоятельствах, индивидуальных особенностях характера ребенка и необходимости;
  • при походе в детский сад необходимо опираться на понимание готовности малыша к таким изменениям в жизни;
  • трезво оценивать все за и против, выбрать тот вариант, который подходит. Психологи и педагоги четко разграничивают временные рамки для начала посещения дошкольного учреждения.

Если нет острой необходимости, то отдавать ребенка в ДОУ в 1,5-2 года нежелательно. Малыш еще не созрел для общения с внешним миром без близких людей, ему еще не интересно общение о сверстниками, а долгая разлука с мамой может стать причиной стресса, которая оставит отпечаток на всю жизнь.

К 2,5-3,5 годам в детский сад можно отдавать детей, которые имеют уравновешенный характер и стремятся общаться. В этом возрасте малыши еще недостаточно заинтересованы в совместной деятельности с другими детьми, поэтому крохам с неуравновешенным типом личности (холерикам и меланхоликам) по возможности лучше быть дома до 3,5-4 лет.

Дети 4-6 лет, по мнению психологов и педагогов, должны посещать детский сад в том случае, если родители не могут обеспечить им должного обучения в домашних условиях, дать возможность общаться со сверстниками и другими детьми ежедневно, привить необходимые навыки режима и самообслуживания. Специалисты в области психологии говорят, что если родители сомневаются в необходимости посещения ребенком детского сада, то, вероятнее всего, на подсознательном уровне они чувствуют неготовность крохи.

Немалую роль играет и психологическая готовность родителей к таким переменам. Мама или другой взрослый должны избегать излишней тревожности и психологически готовиться к этому шагу.

Как правильно подготовить ребенка к посещению детского сада

Подготовка ребенка к детскому саду должна начинаться минимум за месяц до первого посещения.

Для минимизации первоначального стресса лучше всего:

Постепенно рассказывая, показывая и обучая малыша необходимым навыкам, вы сможете безболезненно подойти к важному в жизни малыша событию - походу в детский сад.

Адаптация ребенка в детском садике

Знакомить малыша с детским садом нужно постепенно. Первоначально приведя его в группу, чтобы познакомиться с воспитателями и детьми, показать игрушки и общую атмосферу. На следующий день можно побыть с ребенком в группе чуть больше, дать ему возможность поиграть. Постепенно увеличивая время нахождения малыша в ДОУ, внимательно изучая его реакцию, понемногу необходимо довести пребывание до целого дня.

Важно: в период адаптации нельзя пропускать дни и оставаться дома. Не показывайте малышу, что есть такой вариант. При малейшем затруднении он будет требовать от вас всеми возможными способами оставить его дома. Лучше избегать такой ситуации. Сразу четко дать понять, что изменения в его жизни уже произошли.

Процесс адаптации у всех проходит по-разному. Это зависит от возраста ребенка, его характера, эмоциональной готовности и психологического состояния матери. У детей, которых отдают в сад до 3,5 лет возможны кризисные явления. Дело в том, что дети в этом возрасте еще не созрели для игры со сверстниками. Взрослый воспринимается как объект для подражания, напарник для игр и постоянный зритель. Другие дети сами нуждаются во внимании. Поэтому процесс адаптации в этом возрасте протекает в активной форме.

Еще одним фактором, влияющим на адаптацию детей к детскому саду, является боязнь взрослых и новых незнакомых ситуаций. Привыкание к детскому саду – стресс. Малыш может становиться возбужденным, обидчивым, даже закатывать истерику. Доказано, что некоторые дети на фоне стресса от привыкания к детскому саду могут чаще болеть. При этом мальчики сложнее переносят этот период, чем девочки. Это обусловлено привязанностью к матери. Но не стоит настраиваться негативно.

В большинстве случаев период адаптации протекает у детей:

  • 1-3 года – 7-10 дней;
  • 3-4 года − 2-3 недели;
  • 4-6 лет – 1 месяц.

В случае, если этот процесс затягивается, то нужно обратить внимание на собственное отношение к ребенку, часто причиной сложности в привыкании является негативное отношение матери.

Излишняя тревога, беспокойное поведение, которое видит малыш вызывает у него ощущение, что в саду с ним может что-то случиться. Понятно, что избежать волнения не удастся, но следует не показывать этого ребенку. Сохранять веселый настрой и подбадривать кроху. Если процесс адаптации не проходит в течение года, то нужно обратиться к неврологу, чтобы исключить невроз. В такой ситуации посещение детского сада нужно будет отложить.

Отдельной категорией, имеющей сложности с адаптацией, являются единственные в семье дети. Привыкшие к полноценному вниманию, выполнению требований и постоянной поддержке со стороны матери, они могут сложно реагировать на смену обстановки, выражая это бурными протестами и истериками. В таком случае лучше набраться терпения. Попробовать поговорить с малышом, узнать, что ему не нравится и объяснить, в чем прелесть нового в его жизни дела.

Важно понимать, что если вы заметили сложности в адаптации ребенка к детскому саду, то нужно в первую очередь переговорить с воспитателем, спросить ее мнения по этому вопросу. Она видит, как он реагирует на группу, ведет себя в ваше отсутствие и сможет, исходя из своего опыта, предложить наиболее подходящий вариант.

Основные правила для родителей начинающих воспитанников детского сада:

  1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, запомните их имена, пообщайтесь. Расскажите о вашем ребенке, его особенностях и привычках. Будьте вежливы и доброжелательны. Старайтесь находить общий язык и поддерживать инициативы людей, которые будут заниматься воспитанием вашего малыша.
  2. Обязательно, если есть аллергическая реакция, расскажите об этом в саду. Напишите список лекарств и продуктов, которые вызывают у него нежелательные осложнения.
  3. Проверьте, чтобы у воспитателя были все ваши номера для связи.
  4. Не рассказывайте ребенку о негативном опыте в детстве, связанным с садиком.
  5. Пусть у него сложится впечатление о ДОУ, как об интересном месте, где с ним ничего не произойдет.
  6. Будьте оптимистичны и помогайте пройти сложности адаптации. Проявите терпение при проявлении агрессии, истерии. Не срывайтесь на крохе, поддержите его. Постарайтесь уделить ему больше времени.
  7. Старайтесь предусмотреть различные ситуации. Подготовьте второй комплект одежды, в который можно переодеть малыша. Для детей, не приученных к горшку, обязательно позаботьтесь о подгузниках. Старайтесь запоминать важную информацию, которую вам говорит воспитатель.
  8. Если ребенок негативно отзывается о воспитателе в течение нескольких дней, то стоит к нему прислушаться.

Поговорите с другими родителями. Возможно стоит поменять группу или садик. Но не стоит часто менять ДОУ, малыш должен привыкать к различным ситуациям, справляться с ними при вашей поддержке.

Дошкольная подготовка ребенка в детском саду

Чаще всего родителей малышей волнует вопрос сможет ли воспитатель в детском саду обучить малыша всем необходимым навыкам и знаниям.

Вопрос дошкольной подготовки остро стоит по ряду причин:

    • Нехватка высокопрофессиональных кадров в ДОУ. Чтобы найти хорошего воспитателя, родителям нужно постараться;
    • Сложности восприятия материала в коллективе. Не все дети легко понимают предложенные знания и могут концентрироваться в шумной среде. В зависимости от темперамента, особенностей восприятия и состояния здоровья дети по-разному справляются с заданиями. В такой ситуации необходима дополнительная работа дома;
    • При посещении детского сада в первые 2 года некоторые дети часто болеют, привыкая к микроклимату группы. Вынужденно пропуская занятия, не всегда могут догнать сверстников без дополнительной поддержки.

Что же делать родителям? Как не упустить важных моментов в дошкольном обучении?

Решение этих вопросов:

  • Знать базовый набор , идущего в школу;
  • Ежегодно проводить ;
  • Играть с ребенком в развивающие и обучающие игры;
  • Ежедневно интересоваться, чем малыш занимался в саду;
  • Изучать план занятий на неделю в ДОУ.

Не стоит думать, если вы отдали кроху в детский сад, то его образование полностью находится в руках воспитателей. Работники ДОУ одновременно обучают большие группы детей и физически не успеют уделить каждому ребенку большое количество времени. В ваших интересах помочь малышу, если у него возникнут сложности с постижением новых умений и знаний.

В жизни детей происходит много адаптационных периодов, одним их которых является адаптация к детскому саду. В это время многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка посещать детский садик. Рассмотрим некоторые моменты, которые помогут справиться с данной ситуацией.

Адаптацию ребенка к детскому саду условно можно разделить на 2 этапа: подготовительный и непосредственно адаптация.

Первый этап – подготовительный

Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.

1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).

2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.

3. Приучаем :

* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);

* просить о помощи, если что-то не получается;

* кушать ложкой за столом, не играть с едой;

* отучаем от памперсов.

4. В песочнице учим основам общения , приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.

5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».

6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей - сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад» . Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.

7. Еще одна очень полезная игра – «прятки» , в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.

8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.

Что нельзя делать ни в кое случае - так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».

Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.

Второй этап - непосредственно адаптация

1. Идем в садик! Каждое утро желательно чтобы ребенка будила игрушка , которую озвучивает мама. Пусть игрушка «пожелает» ребенку: «Доброе утро!», расскажет, как она спала и что ей снилось. Пусть даже ребенок всё это время будет лежать с закрытыми глазами. Игрушка «скажет», что сегодня будет интересный и замечательный день. Можно и дальше продолжать диалог от имени игрушки, тогда дети и одеваются охотнее, и капризничают меньше.

2. Первые 2-3 дня приводим ребенка только на прогулку со своей группой , а это примерно на 2 часа. За это время он успеет познакомиться с воспитателями и детьми. Если есть возможность, то и в вечерней прогулке желательно тоже поучаствовать. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят домой. Обращаем внимание на то, как радуются мамы и папы встрече со своими детьми и как радуются детишки этой встрече. Вечером прогуливаемся до ближайшего садика и показываем, что на ночь он закрылся, все люди, которые там работают, ушли домой, и детишки сейчас тоже дома со своими любимыми родителями, а завтра утром садик снова откроет свои двери.

3. В последующие дни первой недели время пребывания постепенно увеличиваем (пошаговую схему вам объяснят специалисты садика), но на дневной сон оставлять ребенка не рекомендуется.

4. На второй неделе в первый день тоже еще не укладываем спать. А вот на следующий день забираем малыша сразу после сна . На третий день забираем уже после 16 часов.

5. Утром в группу приводим ребенка в числе первых, спокойно и доверительно разговариваем с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике.

6. Раздевание не затягиваем. Предпочтение отдаём той одежде, которую удобно надевать и снимать. Расставаясь с малышом, говорим, когда за ним вернемся: «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это время ты успеешь покушать и погулять» . Обязательно сдерживаем свое обещание. Также можно сказать: «Марина Ивановна обязательно покормит тебя, уложит спать, погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяем это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и спокойно уходим, передав ребенка воспитателю.

7. Если малыш с трудом расстается с мамой, то лучше, если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С собой из дома можно взять игрушку, которая также будет «ходить» в детский сад, и знакомиться с детсадовскими игрушками. Маленьким детишкам хорошо в шкафчике иметь семейный альбом с фотографиями родителей . В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома. Детишкам постарше даем с собой ключ, якобы от квартиры, где живет вся семья, и теперь он единственный, кто может открыть и закрыть эту дверь. Для ребенка это гарантия, что его теперь точно заберут из садика.

8. Вечером приходим за ребенком в хорошем настроении, с улыбкой, не проявляем обеспокоенность, и не выясняем, много ли он плакал (это лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). Одевая говорим, что очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали . Хвалим , за то, что провел время с ребятами в детском саду, интересуемся, что успел сделать: «Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда радуюсь за тебя». Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе.

9. Вечером и в выходные уделяем ребенку больше внимания, играем в совместные игры, рисуем, читаем, гуляем. Не кричим, не ругаемся, минимизируем просмотр телевизора, а лучше совсем исключаем. В общем, создаем бережную обстановку для нервной системы малыша. В присутствии ребенка рассказываем знакомым с гордостью о том, какой он взрослый, т.к. уже ходит в садик. Отрицательно же могут повлиять на адаптацию нелестные разговоры о воспитателях, детях группы в присутствие ребенка. Нужно заметить, что адаптация у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по истечении которых их тревога снижается.

Но помните, если ребенок не будет посещать ДОУ более 21 дня, придется адаптироваться к садику повторно. Поэтому старайтесь не делать такой большой перерыв в посещении детского сада.

Рассмотренные выше рекомендации помогут подготовить вашего ребенка к посещению детского сада и облегчить адаптационный период. Если у вас возникнут сложности в преодолении адаптационного периода, вы всегда сможете обратиться к специалистам Психологического центра «Согласие» по телефону: 383-29-56.

Самое главное, чтобы мама была уверена в правильности своего решения, когда начала водить ребенка в детский сад. А если мама уверена, значит, она спокойна. А если она внутренне спокойна, то и малыш чувствует себя комфортно.

Удачи всем семьям в этот адаптационный период!

Зыбина Ольга Владимировна ,

руководитель Психологического центра «Согласие»

контактный телефон: 383-29-56.

Филиалы Детского сада-школы «Согласие»:

ул. Московская, 77 (ЖК «Москва», новый филиал в Центре), тел.: 345-9-987

ул. Сакко и Ванцетти, 99 (Галерея «Тихвинъ»), тел. 215-68-08

ул. Лиственная, 67 (Широкая речка), тел. 382-12-06

ул. Гагарина, 33 (УПИ), тел. 266-30-21

ул. Ясная, 22 г (Юго-Запад), тел. 215-84-08

ул. Фурманова, 35 (Автовокзал), тел. 216-07-44

Начинаем готовиться заранее, как и сказала психолог в нашем саду. Взяла я эту инфо с сайта нашего садика, надеюсь, окажется кому-то полезной.

... пришло время отдавать РЕБЕНКА в детский сад. Что ждет вашего кроху за стенами садика, быстро ли он привыкнет, будет ли часто болеть... Вопросы, сомнения, переживания естественны для родителей, ведь на 4-5 лет детский сад станет частью вашей жизни, от него во многом будет зависеть и развитие, и здоровье, и душевное благополучие ребенка. Поэтому очень важно, сможет ли ваш малыш успешно адаптироваться к детскому саду, и помочь ему в этом — задача не только воспитателей. В первую очередь — это забота мамы и папы.

Подготовка к детскому саду

Готовиться к переменам желательно за несколько месяцев до начала посещения садика.

Особенно тяжело вливаются в коллектив детского сада застенчивые, пугливые дети. Если ваш ребенок сторонится незнакомых людей, на детской площадке боится отпустить вас, подойти к другим детям, даже самая хорошая воспитательница не спасет его от дезадаптации, ведь для таких детишек стресс от посещения детского садика будет во много раз усиливаться раз от раза. Постарайтесь расширить круг общения ребенка — чаще ходите с ним в гости, обсуждайте, что делают и как ведут себя дети на детской площадке, поощряйте и поддерживайте его инициативу в общении с окружающими. Учите ребенка общаться! Если вы пришли на детскую площадку, покажите малышу, как можно попросить игрушку, предложить поменяться, пригласить другого ребенка в игру или спросить разрешения поиграть вместе.

Учите ребенка знакомиться — сначала вы будете спрашивать детей, как их зовут, и представлять им своего стеснительного кроху, но рано или поздно он начнет брать с вас пример. Попробуйте на прогулках организовать игры для детишек — пусть это будет даже самая обычная игра в мяч — главное, чтобы малыш увидел, что играть вместе с другими детьми может быть очень весело. Запишитесь, если у вас есть такая возможность, в детский клуб или центр развития. В нашем садике есть группа кратковременного пребывания.В такие группы набирают детей 2-3 лет, и они приходят туда 2-3 раза в неделю на 2-3 часа вместе с мамой. Идеальный вариант — если в такой группе с ребенком будет заниматься воспитатель, который в дальнейшем будет вести ясельную группу.

Познакомитесь с режимом дня детского садика, в который вы планируете ходить, и постепенно начинайте приучать к нему своего малыша. Этот режим примерно одинаков для всех детских садов и может отличаться где-то на полчаса. Обычно в 8.30 в садиках дети завтракают, с 9 до 10 утра с ними проводятся занятия, затем примерно до 11.30 дети гуляют, около 12 часов обед, в 12.30&-13.00 — сон до 15.00-15.30. После пробуждения детей ждет полдник, затем они опять выходят на прогулку (в теплое время года) или играют в группе. Ужин начинается около 5 часов.

Неработающей маме, конечно, дома довольно сложно организовать точно такой же режим, но приученному к нему ребенку будет действительно гораздо легче привыкать к саду. Особенно тяжело приходится крохам во время сна, если дома их днем не укладывали спать. Поэтому очень важно, чтобы с 13 до 15 малыш привыкал находиться в кровати. Если он не может заснуть — приучайте его просто спокойно лежать. Чаще всего в садиках воспитатели не уделяют персональное внимание "неспящим" детям (то есть их все равно заставляют тихо лежать). Если ваш кроха отказывается лежать в кроватке, то время, в течение которого вам придется забирать своего малыша до сна, может сильно затянутся.

Учите малыша играть! К сожалению, современные дети все меньше умеют заниматься этой естественной для них деятельностью. Они не умеют играть самостоятельно, строить игровой сюжет, и вся их игровая деятельность сводится к простым манипуляциям с игрушками (постучать, покидать, поломать). Ребенку, умеющему занять себя игрой проще влиться в коллектив детского сада, найти себе друзей. Вовлекайте ребенка в совместные сюжетно-ролевые игры (куклы, домики, больница и т.д.), они учат ребенка общению, развивают эмоции, знакомят с окружающим миром.

Играйте с ребенком в "детский сад", рассказывайте ему о детском садике. О том, что если мама и папа работают, то они отводят своих деток в детский сад, туда, где много других ребят, где есть интересные игрушки, веселые занятия. Расскажите, что в садике дети едят и спят, там у каждого есть кроватка, шкафчик, полотенце. Пусть ваши игрушки станут "детками", которых привели в садик, а ваш малыш как заботливая воспитательница будет кормить их обедом и укладывать спать. Если вы будете регулярно говорить о садике и играть в него — больше вероятность того, что кроха начнет ходить туда с радостью, и конечно он уже будет знать, что это за место и чем там занимаются.

Читайте и рассказывайте ребенку стихи, сказки и приучайте его внимательно слушать. Пусть даже сначала кроху будет хватать лишь на пару минут. Старайтесь постепенно увеличивать время чтения, развивая у малыша произвольное внимание.

Играйте в игры на подражание — "попрыгаем, как зайчики", "полетаем, как воробушки", "походим, как мишки". Умение повторять действия взрослых пригодятся ребенку и на физкультурных, и на музыкальных занятиях, во время подвижных игр с воспитателем.

Приучайте ребенка к самостоятельности в сфере гигиены и самообслуживания. Если на момент поступления в детский сад ваш малыш будет уметь сам надевать сандалии, садиться на горшок, он будет чувствовать себя в группе более уверенно. Если вы знаете, что в скором времени ребенок начнет посещать детский сад, снимите с него памперс (пусть даже на первых порах вам придется носить с собой запасную одежду и постоянно вытирать лужи). Приучайте малыша к горшку (унитазу) — обычно в ясельках есть и то, и другое. Нужно, чтобы он, по крайней мере, спокойно относился к высаживанию.

Дайте малышу в руки ложку, покажите, как нужно ей правильно пользоваться. Объясните, что нельзя играть за столом, есть во время просмотра телевизора. Что уж греха таить — многим мамам гораздо проще включить ребенку мультики и, пока он, открыв рот, их смотрит, вливать туда суп. Но если ребенок привыкнет так есть, в садике он будет ходить постоянно голодным. Конечно, на первых порах воспитатели будут его докармливать, но детей много, а время завтрака, обеда и ужина ограничено режимом.

Собираясь на прогулку, не торопитесь одеть ребенка — пусть он попробует справиться сам, даже если это займет больше времени. Спокойно помогайте малышу во время одевания, объясняйте, как правильно надеть сандалии, колготки, футболку. Работая в яслях, я часто вижу, как мамы и папы, приводя детей в садик или забирая, переодевают их, хотя их малыши уже давно умеют делать это сами и на прогулку одеваются самостоятельно.

Укрепляйте здоровье ребенка. Многие дети (можно сказать, большинство), которые до начала посещения садика почти не болели, начинают там часто болеть. Причина этого — и новые вирусы, с которыми ребенок сталкивается, приходя в садик. Всего вирусов ОРВИ более 200 разновидностей, и если организм вашего ребенка еще с ними не сталкивался — он, скорее всего, заболеет, но тяжесть болезни будет зависеть от силы его иммунитета — у одних детей все выльется в недельный насморк, а у других — в отит, бронхит, пневмонию. Стресс, который ребенок переживает в новых условиях, сам по себе тоже снижает защитные силы организма.

Самый просто способ укрепить иммунитет — это не снижать его, пытаясь держать ребенка в тепличных условиях. Если вы слишком тепло одеваете ребенка даже дома, даете ему только теплое питье, стараетесь с ним поменьше бывать в общественных местах, чтобы он не болел, то в детском саду вы получите как раз обратный эффект. Одевайте ребенка всегда по погоде (если на улице плюс 18ºС, колготки ему уже не нужны), ходите в гости, не бойтесь давать сок из холодильника. Дома ребенок может ходить босиком и в одних трусиках, если температура в комнате около 20 градусов. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице. Если вы готовы уделять систематическое внимание закаливанию ребенка — начинайте постепенно приучать его к обливаниям холодной водой, запишитесь с ним в бассейн.

Здравствуй, детский сад!

Если вы все делали правильно, то к началу посещения садика малыш уже будет знать, что такое детский сад, зачем он будет туда ходить. И хотя воспитатели и говорят, что для садика ребенку уметь ничего не нужно (всему научим), все-таки ребенку будет лучше, если он уже будет уметь самостоятельно пользоваться ложкой и горшком, принимать активное участие в одевании, мытье рук. Будет готов к общению со сверстниками (хотя бы на уровне: поздороваться, попросить игрушку), не будет стесняться обращаться за помощью к воспитателю и будет положительно настроен на посещение детского сада.

На мой взгляд, приводить ребенка в садик лучше летом (конец июля — август или в самом начале учебного года), наихудший — конец осени, зима, начало весны — на этот период приходится наибольшая заболеваемость гриппом и ОРВИ. Муниципальные садики, как и другие образовательные учреждения, занятия проводят с сентября по май, поэтому желательно, чтобы до начала учебного года ребенок уже привык к садику, тогда он сможет принимать активное участие в занятиях вместе с другими детьми.

Итак, ваш ребенок начал ходить в детский сад. Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Правда, в группе одни дети быстро отвлекаются и успокаиваются, другие плачут все время до прихода родителей. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. Меняется и поведение детей после садика — часто родители жалуются, что их кроха стал неуправляемым, плохо засыпает, часто плачет, стал агрессивным. Это естественно в период адаптации, ребенок еще не может осознать, что с ним происходит, и таким образом реагирует на переживания и нервное напряжение. Некоторые дети могут даже "регрессировать" — они начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно.

В это период родителям нужно постараться ограничить нагрузку на нервную систему ребенка — свести к минимуму просмотр телевизора, избегать шумных мероприятий, и, наоборот, как можно больше времени проводить с ним в спокойных играх, за чтением книг. Старайтесь чаще обнимать и целовать кроху — телесный контакт с родителями поможет снять психоэмоциональное напряжение и успокоиться. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.

Как долго может протекать адаптационный период? Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Деткам — интровертам привыкать к садику сложнее, чем детям-экстравертам, дети с ослабленным здоровьем (даже если им нравится в садике) часто болеют, что тоже отрицательно сказывается на продолжительности адаптации. Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше.

Что можно сделать, чтобы облегчить этот сложный период?

Самое главное — ваше эмоциональное состояние! Принимаете ли вы для себя то, что ваш ребенок будет посещать детский сад. Если вы негативно относитесь к садику, испытываете чувство вины за то, что приводите туда ребенка, и не ждете от садика ничего хорошего — ваш ребенок обязательно будет чувствовать то же самое. Если для вас садик — это новый этап в жизни вашего ребенка, вы уверены в необходимости его посещения, в том, что ребенку в нем будет хорошо — эти же чувства будут передаваться и ему.

Заранее поговорите с воспитателем о вашем ребенке. Расскажите о его привычках, особенностях поведения, что он любит (не любит), какие предпочитает игры (занятия), о методах воспитания, принятых в вашей семье — обо всем том, что, по вашему мнению, должен знать воспитатель. Эта информация очень поможет в дальнейшей работе с вашим ребенком, поможет найти к нему индивидуальный подход.

Обговорите с воспитателем режим посещения на период адаптации. Обычно он планируется строго индивидуально и зависит от особенностей ребенка. Кто-то уже через неделю остается на сон, кто-то в течение месяца ходит с плачем только до обеда.

В любом случае первые дни ребенка приводят в садик на 1,5-2 часа. Если воспитатель разрешает, можете посидеть с малышом в группе, чтобы резкое расставание с мамой не стало для него сильным стрессом. Как один из вариантов — ребенка приводят на час — полтора на прогулку, затем он начинает оставаться в группе до обеда. Конечно, в идеале привыкание к садику должно быть постепенным, и следовать вы должны желаниям ребенка: сначала вы полгода ходите в кратковременную группу вместе с ним, затем около двух недель приводите на прогулку, затем еще две недели он приходит с утра на два часа. Потом в течение 2-3 недель малыш остается только до обеда, затем еще неделю-две вы забираете его сразу после сна.

Примерно такое же время должно занять привыкание к полднику и ужину. Хорошо, если ребенок сам проявляет инициативу остаться покушать (поспать, поиграть) вместе с ребятами, однако на практике такой режим адаптации очень редко устраивает родителей, и уже через неделю-две они просят оставлять ребенка на полный день. Но для душевного благополучия малыша с этим не стоит торопиться.

Но некоторые режимные моменты затягивать не рекомендуется. Не стоит устраивать долгое прощание перед группой, это может вылиться в настоящую истерику. Твердо и уверено скажите малышу, что сейчас вы оставите его и придете за ним на прогулке (после обеда, сна). И сразу уходите. Можете договориться о "прощальном ритуале", например, что обязательно помашете ему в окошко.

Если расставание с мамой проходит очень тяжело, пусть в садик его попробует отводить кто-то другой (например, папа, бабушка).

Дайте ребенку с собой какую-нибудь вещь, которая будет напоминать о маме (платочек, фотографию). Можно дать ему с собой "ключ от квартиры", без которого вы не попадете домой, пока не заберете его из садика.

Если у ребенка трудности с укладыванием на сон, договоритесь с воспитателем о том, чтобы она разрешила брать с собой любимую игрушку для засыпания.

Придумывайте, как мотивировать ребенка для похода в садик, например, в садике ему нужно будет обязательно поздороваться с черепахой, посмотреть, как кормят рыбок, а может быть, в садике по нему будут очень скучать любимая машинка или кукла?

Дома играйте в "детский сад", пусть игрушки возьмут на себя роли "деток" и "воспитателей", это поможет не только вам узнать, как воспринимает новое место ваш ребенок, но и поможет ему отреагировать неприятные эмоции и напряжение.

Постарайтесь не делать перерывов в посещении садика в период адаптации, исключение — болезнь с температурой. Насморк не является поводом для отказа от похода в садик.

Не обсуждайте при ребенке моменты, которые вас не устраивают в детском саду, не говорите при нем плохо о воспитателях.

Говорите малышу, как вы рады, что он уже такой большой и самостоятельный, что ходит в детский сад. Расскажите об этом вашим родственникам и друзьям, и пусть он слышит, как вы им гордитесь!

Об успешности адаптации будет свидетельствовать нормализация эмоционального состояния крохи, однако это не означает, что он будет радостно бежать в детский сад. Ребенок имеет полное право не любить ходить в детский садик, грустить и плакать при расставании с вами. Однако ребенок, адаптировавшийся к детскому саду, принимает для себя необходимость его посещения.

Нравится



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: