Один из основных аспектов формирования у детей чётких временных представлений – это их знакомство с понятиями «сутки» и «части суток».
Готовые конспекты занятий по развитию этой функции моделирования последовательности событий можно найти на страницах данного раздела. Как грамотно построить подобное занятие (или серию занятий), как сделать его увлекательным и доступным для понимания, какие наглядные средства и пособия есть смысл использовать – ответы на все эти вопросы Вы без труда найдёте в этих публикациях.
Знакомим детей с временными понятиями в занимательной форме.
Содержится в разделах:- Математика. Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)
Показаны публикации 1-10
из 156
.
Все разделы
| Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь
Беседа «Части суток» Беседа «Части суток » для детей старшей группы . Подготовила Халина Галина Владимировна. Цель : учить детей определять части суток . Ход. - Дети, мы сегодня получили конверт. Давайте посмотрим, что в нём? Здесь записка и какие-то буквы. В записке просьба составить из букв слово....
Дидактическая игра по ознакомлению детей дошкольного возраста с частями суток . Эта дидактическая игра может быть рекомендована для изучения и закрепления у детей 3-5 лет знаний о времени суток . Дидактическое пособие «Собери странички в книжке» Цель : упражнять детей в умении...
Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь - План конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Части суток. Ночь»
Публикация «План конспект интегрированного занятия в первой младшей группе «Части...»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: познавательное развитие. ИНТЕГРАЦИЯ: коммуникация, социализация, художественное творчество ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей с временными понятиями частей суток: утро, день, вечер, ночь. 2. Закрепить временное понятие: ночь, через коллективный аппликацию 3....
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
НОД по ознакомлению с окружающим миром «День и ночь - сутки прочь» НОД по ознакомлению с окружающим миром « День и ночь - сутки прочь». Возраст 3-4года. Задача: 1. Познакомить детей с частями суток, 2. обогащать словарный запас детей; 3. знать названия частей суток; 4. учить образовывать сложные слова путём сложения; 5. иметь представление, что...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени Отчет о работе по теме «Что такое сутки» Для развития представления детей о частях суток (день, ночь) с детьми группы «Ромашка» была проведена очень большая работа: беседы в утреннее...
Презентация «Сутки» Сутки делятся на четыре части: утро, день, вечер, ночь. Такое деление связано с объективными изменениями, происходящими в окружающей среде в связи с различным положением солнца, освещенностью земной поверхности, воздушного пространства, появлением и исчезновением луны, звезд, а...
Сутки. Знакомим детей с частями суток: утро, день, вечер, ночь - Консультация для родителей «Части суток»
Знакомим детей с частями суток Аннотация: с проблемой времени человек сталкивается ежедневно, глядя вкалендарь, ежеминутно, глядя на часы. У детей ещё не развита ориентировка во времени. Они знакомятся с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск «Детский сад №80 комбинированного вида» Консультация для родителей На тему: «Использование светоотражающих элементов на одежде детей в тёмное время суток» Подготовила воспитатель: Шарабарова...
Наталья Шапошникова
Конспект НОД «Части суток» (старшая группа)
Программное содержание :
Основная задача : уточнить знания о частях суток , об их характерных особенностях. Сформировать представление о последовательности частей суток ,называть и определять части суток между утром и вечером, днём и ночью, ориентироваться во времени. Воспитывать интерес и желание заниматься, пополнять и активизировать словарь детей.
Развивающая среда :
глобус, фонарик (или настольная лампа,круг, разделенный на 4 части ,на каждой части круга – картина с изображением времени суток : утро, день, вечер, ночь (на каждого ребенка) ; картинки с изображение частей суток , игра – календарь «Части суток » с набором карточек, книжка, раскраски.
Связь с другими занятиями и видами деятельности.
Чтение стихотворений о времени суток , пальчиковая игра, настольная дидактическая игра «Части суток » , словесные игры, беседы.
Методические приемы :
Наблюдения, рассматривание картин, карточек, пальчиковые игры, дидактическая игра, беседа, чтение художественного произведения.
Ход занятия:
(Дети входят в зал и встают возле стола, на котором приготовлено все для проведения эксперимента.)
В : Ребята, сегодня нас ждет необычная работа – мы сегодня будем играть, запоминать и не только. А чтобы не было скучно - я вам приготовила сюрпризы.
Ребята, кто знает, что это? (показывает глобус) . Молодцы. Конечно же это наша планета Земля. А еще точнее – это модель земного шара. Глобус может вращаться вокруг своей оси, точно так же как и Земля. Наша Земля вращается вокруг Солнца непрерывно и Солнечные лучи освещают ее. Но со всех ли сторон одинаково? Предлагаю проверить. Первый сюрприз – мы сегодня проведем небольшой эксперимент. Усаживайтесь поудобнее (дети садятся на стульчики) . Представьте себе, что мы отправились с вами в путешествие на большом космическом корабле. Поднявшись высоко вверх и оказавшись в космическом пространстве, в иллюминаторах корабля, мы с вами увидели нашу прекрасную голубую планету (поставить глобус перед зажженным фонарем) . Кто знает, почему ее увидели? Конечно. Потому что солнечные лучи ее освящают. Разглядеть можно и моря, и горы, реки. А что же происходит с обратной стороны? Давайте посмотрим (дети переходят на противоположную сторону) . Здесь темно. На той части нашей планеты , которая не освещена солнечными лучами, царит ночь, а на освященной части Земли сияет светлый день. Земля находится в постоянном движении, поэтому день и ночь сменяют друг друга. Несколько столетий назад жизнь людей протекала в более размеренном и медленном темпе. Ведь еще не было ни автомобилей, ни самолетов, ни электропоездов, ни телефонной связи, ни телевидения. Люди добирались до нужного им места несколько дней или месяцев, в зависимости от расстояния. Особенная точность при определении времени в быту людям была не нужна. Поэтому время суток определяли примерно .
В : ребята, а можно ли сутки разделить на части ?
Д : можно.
В : и как же они называются?
Д : утро, день, вечер и ночь.
В : верно. Я вам буду ставить картинки, а вы расскажете что можно делать в то или иное время суток . Хорошо?
(Дети садятся на стульчики перед планшетом.)
В : кто может сказать, что это за часть суток (ставит картинку «Утро» ?
В : (читает стихотворение)
Доброе утро – птицы запели.
Добрые люди, вставайте с постели.
Прячется вся темнота по углам,
Солнце встает и идет по делам!
(А. Кондратьева) .
В : А с чего начинается ваше утро?
Д : (Дети перечисляю) .
В : за утром следует -… (день) (ставим «День» ). Что вы делаете днем?
(Воспитатель ставит остальные картинки, дети их комментируют.)
В : какие молодцы. Вы много рассказали о том, что делаете вы и все люди в разное время суток . А что же происходит в природе? А чтобы это узнать, хочу подарить вам небольшую, но очень поучительную книжку. В свободное время, мы ее почитаем (показывает книгу детям) .
В : что-то мы засиделись. Предлагаю поиграть. Вот вам конвертики. Ваша задача – как можно быстрее построить части суток по порядку . Смотрите, не перепутайте. (дети выполняют задание на полу. Затем все вместе еще раз повторяют последовательность и исправляют ошибки).
В : а теперь еще одна игра. И называется она – «Соседи» . Вы закрываете глаза и называете соседей той части суток , которую я вам скажу (если дети ошибаются, им разрешается подсмотреть) .
В : а чтобы еще лучше запомнить части суток , послушайте стихотворение :
Утром солнышко встаёт,
Спать ребятам не даёт!
Ну-ка, детки, подымайтесь,
Заряжайтесь, умывайтесь,
Аккуратно одевайтесь
И за завтрак принимайтесь.
В полдень солнышко в зените,
У него лучи, как нити,
Землю щедро согревают,
Нам пословица гласит :
Долог день до вечера,
Когда делать нечего.
Ну, а вечером, ребята,
Всё окутает прохлада,
Солнцу отдых тоже нужен
А ребятам - вкусный ужин.
Ночью на небе - луна,
Очень строгая она :
Наблюдает - все ли
Улеглись в постели?
Закрывайте глазки,
Пусть вам снятся сказки.
Закрывайте очи
Всем - спокойной ночи!
От утра и до утра
Сутки знает детвора.
Н. Григорьева
В : ребята, у меня есть еще один сюрприз – вот такая игра «Части суток » . Ее можно будет повесить в нашей группе и играть в любое время. Как в нее играть? Можно устраивать соревнования, можно находить и исправлять ошибки – в общем – по- разному. Вот только предлагаю вам сначала немного размять свои руки.
«Утречко» .
Утро настало, солнышко встало.
Эй, братец Федя, разбуди соседей!
Вставай, большак, вставай,указка,
Вставай, середка, вставай, сиротка!
Вставай, крошка Митрошка!
Привет ладошка! Все потянулись и проснулись.
В : здесь на столе лежат картинки – схемы того что мы с вами делаем в течении суток . Необходимо их приклеить на свои места. Кто не боится? Кто желает попробовать? А может мы все это сделаем? (дети выбирают карточки соответствующие частям суток и наклеивают их на полоски, затем садятся на стульчики).
В : проверим как мы все сегодня запомнили. поиграем в игру «Закончи предложение» .
Завтракаем мы утром, а ужинаем (Вечером) .
Спим мы ночью, а делаем зарядку (Утром) .
Днем мы обедаем, а завтракаем (Утром) .
Солнце светит днем,а луна (Ночью) .
Ужинаем мы вечером, а обедаем (Днем) .
В : молодцы! В какие интересные игры мы сегодня играли. Сколько всего вспомнили и узнали. А что больше всего понравилось (дети высказывают свое мнение, подводя итог занятия? И последний сюрприз – не простой, а с заданием. Если у вас что-то не получится – можно будет сделать вместе с родителями дома. Хочу вам подарить вот такие раскраски. Истории про гномика. Когда вы ее правильно закрасите – то узнаете, чем занимался гномик в разное время суток (подарить детям раскраски) .
Все чаще в нашем обществе наблюдается картина, когда дети не могут четко сказать, какое сейчас время года или время суток. Возможно, малыш и слышал эти слова в речи взрослых и даже употреблял в собственной, но не может соотнести утро, день, вечер, ночь и их признаки. Иногда это происходит не от незнания, а от отсутствия в представлении ребенка целостной картины в природе в данный период.
Основные правила
Как правило, утро, день, вечер, ночь ассоциируются у малыша с действиями, которые производит в это время он или окружающие его люди.
- Так, утром он идет в детсад, а мама на работу;
- днем он обедает и спит;
- вечером мама приходит с работы, забирает его из детсада;
- ночью он должен спать.
Ребенку не очень интересно, что в это время происходит в природе, а наблюдать полную картину каждого времени суток порой бывает некогда родителям. Однако малыша всему можно и нужно научить.
Для этого предлагаем вам картинки под названием «Утро, день, вечер, ночь». Обучение по ним можно проводить различными способами.
- Во-первых, можно опереться на методику Домана и показывать ребенку картинки в течение нескольких секунд, давая вслух названия времени суток. Постепенно малыш запомнит картинку и будет различать утро, день, вечер, ночь по их признакам в природе.
- Во-вторых, картинки под названием «Утро, день, вечер, ночь» можно повесить в разных частях комнаты, и, подходя к одной из них, рассказывать ребенку о времени суток.
- В-третьих, просто выберите картинки и побеседуйте о них с малышом: рассмотрите все детали, обговорите их и прокомментируйте. Так, постепенно утро, день, вечер, ночь для ребенка будут связаны не только с повседневными занятиями – малыш научится понимать природу и видеть в ней красоту.
Картинки под названием «Утро, день, вечер, ночь» можно скачать и распечатать с нашего сайта. Идеально, если для занятий по ним вы будете отводить строго определенные часы в одно и то же время суток. Так, утро вы изучаете утром, сравнивая картинку на рисунке с видом за окном и находя сходные характеристики. Также поступаем с другими картинками. Все признаки ночи можно наблюдать вечером в зимнее время, когда еще не поздно и малыш не спит.
Обсуждаем картинки с ребенком
После подробного изучения картинок постарайтесь добиться от ребенка ответной реакции. Проводить такие занятия можно уже с детьми 2-2,5 лет: они вполне способны ответить на вопросы.
Попросите малыша сказать:
- что происходит на небе ночью,
- как наступает утро,
- почему становится светло,
- почему днем теплее, а вечером становится холоднее и т.д.
Такие задачи вполне по силу ребенку, если, конечно, он предварительно получил от вас всю необходимую информацию. Спрашиваем только то, чему научили сами!
И, конечно, полезным этапом в обучении станут раскраски. При изучении картинок обращайте внимание на те цвета и полутона, которые господствуют в природе в определенное время суток. Предлагая малышу раскраску на данную тему, попросите отобразить основные цвета утра, вечера, ночи. Это отличная тренировка памяти и воображения.
Таким образом, предложенные на нашем сайте картинки помогут вам развить ребенка, изучить с ним новые понятия, глубже познать окружающую нас природу.
Подборка бесплатных материалов
Режим дня ребенка
Тематическое занятие из Школы семи гномов по теме: Распорядок дня ребенка.Плакат: Режим дня школьника. Распорядок дня дошкольника.
Распорядок дня дошкольника.
Раскраски по теме
«Утро, день, вечер, ночь» — распорядок дня: