Как наказывают детей в китае. Особенности системы воспитания детей в разных странах мира: от Китая до Скандинавии

Что нам известно о Китае? Это трудолюбивые, тихие и спокойные люди, работающие сутками напролет в ужасных условиях и изготовляющие большое количество продукции от банальных погремушек для детей до габаритных станков для тяжелой промышленности. Китайцы и китайское производство заполнили всю планету. Китай гордится изобретением шелка, пороха, бумаги и фарфора. Они являются очень дисциплинированной и спортивной нацией, чьи достижения на олимпиадах и всяческих чемпионатах не перестают впечатлять. Воспитание детей точно также осуществляется в пределах национальных традиций и продолжает восхищать. Какой же базис воспитания малышей в Китае?

Принципы воспитания детей в Поднебесной

Способы воспитания детей в Китае значительно отличаются от обычных европейских. В Китае о воспитании детей думает страна. Для обычных китайских семей в целом нормально сдать в ясли еще трех месячного ребенка. С раннего возраста воспитание не сильно строгое. Маленькие китайцы способны уснуть в какой-либо позе, они очень спокойны и почти не прихотливы. Обучение ребенка песням, рисованию, счету и письму начинается еще с полуторагодичного возраста. В Китае предельно ответственно относятся к процессу образования и воспитания детей, в связи с чем, к занятиям в настолько маленьком возрасте подходят вполне серьезно. Малышей обучают быть послушными и не капризными, коммуникабельными и общительными.

Проблемы, связанные с воспитанием в китайских семьях совершенно не такие как у нас в стране. Предположим картину, когда мама идет в магазин и говорит малышу: «Подожди», и дети ждут час, а то и больше без малейшего переживания. Подумайте, если бы что-то такое попросила наша мама, и что бы за пару часов успел совершить карапуз.

Покорность и самоуменьшение – два главных аспекта в воспитании китайцев. Раньше в провинциях ребенок весь день находился с матерью везде и повсюду, просто привязанным к ней лоскутом ткани. Грудное вскармливание продолжалось длительный период, кормили малыша по требованию, спали дети только с родителями. Казалось бы все в пределах разумного, но в тот же час утверждали, что пол грязный, и малышу не позволяли лазить по полу. Преимущественно дети просто сидели на стуле, иногда, даже привязанные. С ходом времени методы воспитания претерпевали изменений, но принципы покорности и принятие со смирением всего происходящего остались главными.

Воспитание мальчиков и девочек в Древнем Китае.

Появление на свет мальчика – огромный праздник для китайской семьи. Поэтому и воспитание мальчика – очень важное событие. В соответствии с народным поверием, беременной девушке, в качестве подарка отправляли волчка на веревочке, который способствовал рождению наследника мужского пола. Когда рождался мальчик, на него надевали красную одежду, что обозначало радость, и демонстрировали всем друзьям и родственникам. В основе процесса воспитания находится уважение к отцу семейства и это прослеживается как в воспитании мальчиков, так и девочек.

За воспитание берутся с самого рождения. Когда в Европе властвуют свободные методы воспитания, то система воспитания в Поднебесной отличается значительной строгостью. Полагают, что когда ребенок умеет доносить руку ко рту, значит его пора обучать кушать самостоятельно и можно отлучать от груди. Воспитание мальчиков принято считать более тяжёлым и важным сравнительно с воспитанием девочек. Будущих жен и мам обучали вежливости, песням правильного содержания, показывали календарь. В то же время, мальчики посещали школу. Девочкам хватало научиться скромности, послушанию, пассивности и обходить домашнее хозяйство. Тогда как мальчиков воспитывали с помощью игр, трудового процесса. Из мальчиков делали полноценных тружеников, способных к трудоемкой длительной работе.

В то время как, рождение девочки - не настолько важное событие в семье. Еще с детства девочкам оказывали неравноправие с мальчиками. Особенно в селах довольно распространенными оказывались девичьи имена, что в переводе означают «большая ошибка». И разумеется же мальчики и девочки воспитывались по-отдельности.

Воспитание в современном Китае.

Естественно, нынешние принципы воспитания имеют отличия от древних. Сегодняшний Китай значительно отличается от минувшего и внешне и по строю жизни. Заметно вырос вклад образования не лишь мальчиков, но и девочек. Пожалуй, как и ранее, в множестве семей рождение ребенка мужского пола есть более желанным, нежели рождение девочки. Касательно дошкольного воспитания, то оно осуществляется в наиболее разнообразных формах. Имеются как специализированные учебные единицы, так и приватные, детские сады от общественных организаций и отдельных предприятий. Все они руководствуются соединением двух аспектов – воспитания и физического развития. Прежде всего они настроены на всестороннее развитие малыша. Существуют все условия чтобы раскрыть способности ребенка. Подобным же принципам подчиняются и школы. Образование является обязательным для каждого ребенка с 6 лет. Начальная школа продолжается 6 лет, и еще средняя 3 года. В крупных населенных пунктах полное среднее образование приобретают все дети, тогда как в сельской местности – только половина. Каждое учебное заведение стремится преподнести воспитанникам гармоничное и всестороннее развитие личности: физическое, интеллектуальное, эстетическое воспитание.

За последние два десятилетия Китай достиг огромного уровня в экономической, спортивной, банковской, и научной сферах. А все это благодаря способам, которыми руководствуются при воспитании детей в Поднебесной.

Китай, начиная еще с древних времен, уделял большое внимание воспитанию детей. Воспитание начиналось с рождения. Покорность и смирение - два основных принципа воспитания китайцев. Ранее в сельской местности ребенок целый день проводил с матерью, будучи привязанным к ней куском ткани. Грудное вскармливание длилось долгое время, кормили ребенка по требованию, спали малыши с родителями. Людям представлялось, что существуют божества, следящие за их поведением и нравами на земле. Считалось, что у каждого дома есть свой покровитель (цзаован), который оценивает поведение, труд и прилежание членов семьи. Всем членам семьи следовало соблюдать определенные правила и ограничения, например, запрет на бранные слова, поступки, которые могут повредить старшим и остальным родственникам. Поэтому в жилищах развешивались картинки с изображениями нравоучительных сценок.

Считалось, что для достижения успешной жизни, хорошей семьи каждому человеку необходимо совершенствовать свой характер, работать над собой. Начиналось воспитание с игры в мяч с перьями, «волки и овцы» и так далее. Но как только ребенку исполнялось семь лет, игры прекращались. Начиналось жесткое воспитание, основанное на дисциплине.

Воспитание в Древнем Китае делилось на два направления - семейное и школьное. В основе семейного воспитания лежало стремление научить ребенка различать добро и зло, развивать нравственность и добродетель. В школе предпочтение отдавалась истории, музыке. Дети обучались основам мироздания, изучали начала «небо», «землю» и «человека». Им преподавали теории добродетелей и пяти элементов .

Как правило, мальчиков воспитывали более серьезно, чем девочек. Их учили вежливости, нравственным песнопениям, знакомили с летоисчислением и календарем. Для девочек было достаточно научиться скромности и быть послушными. Как будущих хозяек их учили правилам ведения домашнего хозяйства.

В Китае веками складывался педагогический идеал, который предусматривал воспитание начитанного, внешне вежливого, обладающего внутренним самообладанием человека, умеющего «заглянуть глубоко в себя и установить мир и гармонию в своей душе».

В основе воспитательных отношений лежало уважение младших к старшим. Наставник почитался, как отец. Деятельность учителя считалась весьма почтенной. Приобретение образования было делом крайне важным.

Согласно древним книгам, первые школы в Китае появились в 3-м тысячелетии до н. э. Они назывались сян и сюй. Сян возникли на месте прибежищ для престарелых, бравшихся обучать и наставлять молодежь. В сюй поначалу учили военному делу, в частности, стрельбе из лука. Позже для обозначения учебного заведения пользовались словом сюэ (учить, учиться). Первые свидетельства о сюэ содержатся в отдельных надписях эпохи Шан (Инь) (XVI-XI вв. до н. э.). В тогдашних сюэ учились лишь дети свободных и состоятельных людей. В программу обучения и воспитания входили шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыка, стрельба из лука, управление лошадью.

Эпоху Шан (Инь) сменила эпоха Чжоу (XI-III вв. до н. э.). В этот период в школах обучались дети из высокопоставленных слоев (госюэ) и менее родовитой знати (сансюэ): госюэ -в столице, сансюэ - в провинциальных городах.

Подход к школьному обучению в Древнем Китае сводился к краткой, но емкой формуле:легкость, согласие между учеником и учителем, самостоятельность школяров. Наставник заботился о том, чтобы научить своих питомцев самостоятельно ставить и решать различные вопросы .

Китай стоит в ряду древних цивилизаций, где были сделаны первые попытки теоретически осмыслить воспитание и образование. Основные философские школы сформировались в Китае к VI в. до н. э. К ним относились: даосизм, буддизм и конфуцианство.

Наиболее архаичные традиции были свойственны даосизму (основатель Лаоцзы - VII в. до н. э.), рассматривавшему образование как нечто искусственное на пути к гармонии человека и неба. Наибольшее воздействие на развитие педагогической мысли оказали Конфуций и его последователи.

Конфуций (551-479 гг. до н. э.) создал свою школу, где, по преданию, прошли обучение до 3 тыс. учеников. В дальнейшем мыслитель почитался как божественный покровитель науки и образования. Методика преподавания в школе Конфуция предусматривала диалоги учителя с учениками, классификацию и сравнение фактов и явлений, подражание образцам.

Конфуций обобщил опыт воспитания и образования Древнего Китая и высказал собственные оригинальные идеи в этой области.

В основе идей лежали общефилософские и социальные воззрения. Конфуций рассматривал воспитание, нравственное самосовершенствование как существенные факторы человеческого бытия, непременные условия благополучия. Стабильность общества, считал Конфуций, покоится на воспитании согласно социальному назначению: «Государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном» .

Философский смысл заложен в постановке Конфуцием проблемы роли природы и общества в воспитании. Природа человека - тот материал, из которого при правильном воспитании можно формировать идеальную личность. Усматривая в воспитании огромную созидательную мощь, Конфуций, однако, не считал его всесильным, увязывая конечный педагогический результат с наследственностью.

Развивая этот тезис, Конфуций отмечал, что возможности людей от природы неодинаковы. Он различал обладателей высшей врожденной мудрости («сыны неба», «правители»), тех, кто достигает знания благодаря учению и вопреки ограниченным природным задаткам («благородные мужи», «опора государства»), людей, не способных к трудному процессу постижения знаний («чернь»).

Идеально воспитанный человек, по Конфуцию, должен обладать высокими качествами: благородством, стремлением к истине, правдивостью, почтительностью, богатой духовной культурой. По сути, философу принадлежит едва ли не первая в истории человечества идея всестороннего развития личности, где преимущество перед образованностью отдается нравственному началу, раскрытая в трактате «Беседы и суждения» («Лунь юй»).

Приведем некоторые высказывания из этого трактата: «Если не можешь совершенствоваться сам, то как ты сможешь совершенствовать других людей?»,

«Учиться без пресыщения»,

«Учиться и время от времени повторять изученное».

394Последователями Конфуция на протяжении четырех веков был составлен трактат «Книга обрядов» (IV-I вв. до н. э.). В этой книге школьное образование признается необходимым и первостепенным для человека: «Думай о том, чтобы постоянно пребывать в учении». В книге изложена система педагогических принципов, методов и приемов: «Если не пресечь дурное, когда оно обнаружилось, то дурное не преодолеть»; «Благородный муж наставляет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, открывает путь, но не доводит до конца», «Благородный муж в учении закаливается, совершенствуется, приобретает знания в развлечениях»; «Если учиться, когда ушло время, успеха не добьешься»; «Питай почтение к последовательности»;«Если учиться в одиночестве, кругозор будет ограничен, а познания скудны», «Учитель и ученик растут вместе» и т.д..

Китайские мыслители Мэнцзы (Мэн Кэ) (372-289 гг. до н. э.) и Сюнъцзы (Сюнь Куан) (298-238 гг. до н. э.) продолжили развитие конфуцианского взгляда на воспитание и образование, внеся свои коррективы. Оба имели свои школы. Мэнцзы выдвигал тезис о доброй природе человека, и потому определял воспитание как формирование высоконравственных людей. Сюньцзы, напротив, придерживался взгляда о злой природе человека и задачу воспитания видел в преодолении злого начала.

На исходе эпохи Древнего Китая (II в. до н. э.-II в. н. э.) конфуцианство являлось официальной идеологией, в том числе идеологией образования и воспитания. В этот период образованность получила сравнительно широкое распространение. Вырос престиж обученного человека, сложился своеобразный культ образованности. Школьное дело превратилось в неотъемлемую часть государственной политики. Возникла система государственных экзаменов на чиновничьи должности. Прошедшие курс школьного образования в сдаче таких экзаменов видели путь к общественной карьере (Джуринский) .

Итогом воспитания в Древнем Китае считалось получение человеком определенных положительных качеств, таких как благородство, благовоспитанность, стремление к получению истины, почтительность к старшим. Большое влияние на теории воспитания оказало учение Конфуция. Человек, согласно его учению, должен быть спокойным и усердным, и в то же время последовательным в самообразовании.

В основе культуры воспитания лежит почтительное отношение младшего поколения к старшему. Именно итогом такого отношения стала выработка в человеке терпения, самоконтроля, самообладания, которые и до сих пор считаются приоритетными качествами при оценке человека.

Средневековая эпоха Китая охватывает временное пространство с конца 1го тысячелетия до н. э. до конца XIX в., состоящая из ряда периодов, имеющ их свои особенности в педагогической мысли, образовании и воспитании. При династии Цинь (II в. до н. э.) была создана централизованная система образования из правительственных (казенных) школ (Гуанъ сюэ) и частных школ (Сы Сюэ). Эта типология учебных заведений просуществовала до начала XX в.

В период династии Хань (II в. до н. э. - II в. н.э.) развивается трехступенчатая система образования, предусматривающая начальные, средние и высшие школы. Первые высшие школы (Тай сюэ) являлись столичными государственными учреждениями и были предназначены для состоятельных людей. Официальной идеологией воспитания и образования становится конфуцианство. Классические конфуцианские трактаты делаются главным предметом изучения в школах. Окончивший курс мог сдавать экзамены на ученую степень, которая позволяла занять место в государственном аппарате.

Особый расцвет культура и образование Средневекового Китая переживали в период с III по X в. Расширялась сеть учебных заведений. Благоденствовали высшие школы. Появились первые учебные заведения университетского типа. Произошли важные перемены в государственных экзаменах. К ним стали допускать практически любого человека, независимо от социального происхождения. На исходе «золотого века» китайского Средневековья все заметнее стал проявляться разрыв между системой образования и практическими потребностями общества. Некоторые ученые считали, что средством преодоления застоя в образовании является корректировка конфуцианства как идейной основы теории и практики воспитания. К их числу принадлежал Ван Анъши (1019-1086). В этой ревизии особая заслуга принадлежала философу и педагогу Чжу Си (1130-1200), трактовавшего жизнь как победу человеческого разума и любви. Начатая им реформа, однако, не принесла успеха. В результате были вновь обоснованы идеи безусловного подчинения младших старшим.

При монгольской династии Юань (1279-1368) происходит развитие естественных и точных наук, что привело к появлению математических, медицинских, астрономических и других специализированных школ. Прежние идеи воспитания были подтверждены.

В период правления династии Мин (1368-1644) возникли предпосылки для организации всеобщего начального обучения за счет увеличения сети учебных заведений элементарного образования.

При маньчжурской династии Цин (1644-1911) китайская школа не претерпела никаких серьезных перемен, воспитание и обучение по-прежнему определялись неоконфуцианской идеологией. На ее основе, например, были составлены правила морального поведения, популяризировали которые специальные лица - беседчики. Учащиеся фактически не получали никаких сведений о соседних и дальних странах. Им внушалась мысль, что «Китай есть весь мир». Школьная система и государственные экзамены сохранялись в традиционном виде. Обучение мальчиков грамоте начиналось с 6-7летнего возраста и проходило в государственных школах за небольшую плату. Длилось обучение 7-8 лет. Девочки получали лиш ь домашнее воспитание. Состоятельные родители нанимали домашних учителей или отдавали детей в частную школу. Придя впервые в школу, мальчик кланялся изображению Конфуция, припадал к ногам учителя и получал иное - школьное имя. Понятие учебного года отсутствовало, так как прием в школу происходил в любое время года. Учились весь календарный год за вычетом праздников и новогодних каникул, с 7 ч утра до 18 ч вечера с перерывом на 2-часовой обед. Символ власти учителя - бамбуковая трость - красовалась на видном месте и ее то и дело пускали в ход. Каждый учился в собственном ритме. Главным методом было мнемоническое обучение. Программа предусматривала последовательное заучивание текстов классических и других книг нравоучительного характера, например, «Детские годы». Сдав экзамен в начальной школе, учащиеся могли продолжить образование на следующей ступени. Обучение здесь длилось 5-6 лет. В качестве учебных пособий использовались два конфуцианских трактата: «Четверокнижие» и «Пятикнижие». Преподавались лишь начала арифметики. Учащиеся регулярно сдавали экзамены (месячные, семестровые, годовые). По окончании школы 18-19-летние юноши готовились к сдаче государственных экзаменов.

После прихода к власти Гоминьдана продолжали существовать классическое начальное китайское образование, которое включало в себя знакомство с учением Конфуция и изучение древнекитайской литературы.

К середине XX века экономическая, политическая и социальная ситуация в Китае была крайне тяжелой - недавно закончилась Вторая мировая война, а так же гражданская война между Коммунистической партией Китая и правительством Гоминьдана. Так же, как и многие другие отрасли, образование находилось в упадке, 80% населения были неграмотны, и новому правительству было необходимо срочно принимать меры для улучшения ситуации. В Китайской народной республики (1949) стали активно развиваться школы с введением учебных дисциплин, которые изучались в Советском Союзе. В связи с расширением международного сотрудничества Советского Союза и КНР в 50-х - начале 60-х гг. учебные заведения Китая всех видов изучали педагогическую теорию и опыт Советского Союза, а также приглашали советских специалистов. Советская помощь сыграла большую роль, особенно в создании широкой сети производственного обучения и профессионально-технического образования. В конце 50-х - начале 60-х гг. в учебных заведениях СССР прошли обучение более 10 тысяч китайских специалистов.

Мероприятия КНР в области образования были направлены на скорейшее преодоление неграмотности большинства населения путем создания централизованной системы учебных заведений, активное сотрудничество с Советским Союзом и расширение сети педагогических вузов.

В 1958 году КНР провозгласила «Большой скачок» как новый курс партии. Целью курса был быстрый рост экономического и технического потенциала страны. Однако Кампания «большого скачка» с треском проваливается. После провозглашения политики «Большого скачка» управление образованием было передано от Министерства просвещения местным органам власти - народным коммунам. Они создавали самостоятельные учебные заведения, главным образом, с сокращённым сроком обучения по упрощённым программам, в которых половина времени отводилась на труд. Число учащихся начало сокращаться. Ухудшилось качество обучения.

В соответствии с ранее объявленной Мао программой «Учимся социализму», в стране провозглашались социалистические принципы. Социализму учили в школах, не допуская никакого «буржуазного» влияния. Все образование было поставлено на идеологическую основу, знание основ социализма стало обязательным. При этом подчеркивалось необходимость усердного учения, самовоспитания.

Приведем некоторые цитаты Мао Цзэдуна :

«Когда наша интеллигенция прочитает ряд марксистских произведений и в той или иной мере осмыслит их в ходе сближения с рабоче-крестьянскими массами, через практику своей работы, то у всех нас появится общий язык, и не только в области патриотизма и социализма, но, возможно, и в области коммунистического мировоззрения. В таком случае работа у всех пойдет намного лучше».

Речь на Всекитайском совещании КПК по вопросам пропагандистской работы» (12 марта 1957 года) .

«Когда мы говорим, что учиться и применять знания на практике нелегко, мы имеем в виду, что нелегко досконально изучить и безукоризненно применять изученное; когда же мы говорим, что штатский может быстро превратиться в военного, мы имеем в виду, что переступить этот порог совсем нетрудно. Словом, здесь уместно вспомнить старую китайскую пословицу: «в мире нет трудных дел - нужны лишь усердные люди». Переступить этот порог нетрудно и совершенствоваться возможно - нужно лишь усердие, нужно лишь умение учиться» («Вопросы стратегии революционной войны в Китае» (декабрь 1936 года), Избранные произведения, т. I).

«Как говорится, «учиться самому, не зная насыщения, учить других, не зная устали»- вот как мы должны поступать» («Место Коммунистической партии Китая в национальной войне» (октябрь 1938 года), Избранные произведения, т. II).

«Культурная революция» в Китае вылилась в открытое уничтожение инакомыслящих и сопровождалась массовыми убийствами. 1июня 1966 года после прочтения по радио дацзыбао, сочинённого Не Юаньцзы, преподавателем философии Пекинского университета, миллионы школьников и студентов организовались в отряды и начали выискивать «монстров» среди преподавателей, университетского руководства, а затем среди местных и городских властей, которые пытались защищать преподавателей. Хунвейбины активно занимались поисками «пережитков буржуазной идеологии», на этом основании были организованы массовые кампании по переселению представителей интеллигенции в деревни, гонения, перевоспитание членов КПК и кадровых работников в «школах 7 мая».

В ходе «культурной революции» хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов КНР. Например, были уничтожены тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов ит.д.

«Культурная революция» нанесла огромный ущерб образованию. Большинство университетов было закрыто. В том числе закрылся Пекинский педагогический университет, и его студенты приняли активной участие в революции. Многие педагогические вузы так же приостановили работу, а их сотрудники были отправлены в лагеря. «Культурная революция» практически свела на нет все успехи модернизации образования в начале 50х г.г.

Восстановление и дальнейшее развитие образования началось с 1978 года, когда было признано, что «Культурная революция» привела образование в состояние глубокого кризиса и полностью дезориентировала работу учебных заведений.

В результате была сформирована следующая система образования: дошкольные учреждения при городских промышленных предприятиях, сельских и поселковых народных коммунах; 9-летние школы для детей в возрасте от 7 до 15 лет (5-летняя младшая школа, 2-годичная неполная средняя и 2-годичная полная средняя), профессиональные и высшие учебные заведения (срок обучения не менее 3 лет после 9-летней школы), затем практика на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве или в военных организациях. В 1978 решением Госсовета КНР было введено 10летнее общее образование (начальная школа - 5 лет обучения; неполная средняя - 3 года; полная средняя - 2 года), был также увеличен до 4-5 лет срок обучения в высшей школе. В 1-й половине 80-х гг. восстановлено 12летнее общее образование: младшая школа (6 лет обучения), неполная средняя (3 года), полная средняя (3 года).

Базовое образование в Китае включает в себя дошкольное образование, обязательное девятилетнее образование (начальная и средняя школа низшей ступени), обучение на высшей ступени средней школы, специальное образование для детей-инвалидов и образование в рамках программы ликвидации безграмотности.

В Китае насчитывается более 200 млн. школьников в начальных и средних классах. Число детей школьного и дошкольного возраста составляют 1/6 всего населения Китая, поэтому правительство уделяет особое внимание школьному образованию. В том числе правительство создало специальный фонд, средства которого направлены на улучшение условий обучения в школах, строительство новых учебных заведений, приобретение современного оборудования, учебных материалов и др. Правительство КНР проводит активную политику в сфере образования, направленную на уменьшение количества малообразованного населения. Работа по повышению доступности девятилетнего обязательного образования выходит на новый уровень (Шилов А. П. Проблемы образования в современном Китае // Вопросы культурологии. 2009. № 2. С. 49-51).

В настоящее время в Китае проводился в жизнь курс, согласно которому «образование должно служить социалистической модернизации, должно быть соединено с производством и с трудом, растить всесторонне развитых строителей социализма и их смену в моральном, интеллектуальном, физическом и эстетическом отношениях».

После выхода известной книги Эми Чуа “Боевой клич матери тигрицы” а также статьи “Почему китайские матери лучше всех” в известном американском издании The Wall Street Journal, среди родителей продолжаются После выхода известной книги Эми Чуа Боевой клич матери тигрицы а также статьи Почему китайские матери лучше всех в известном американском издании The...

После выхода известной книги Эми Чуа “Боевой клич матери тигрицы” а также статьи “Почему китайские матери лучше всех” в известном американском издании The Wall Street Journal, среди родителей продолжаются дебаты об особенностях воспитания в различных культурах. Например, Эми Чуа утверждает, что китайские методы воспитания помогают вырастить более успешных детей.

Этим вопросом заинтересовались и исследователи из Стенфордского университета. Они решили пролить свет на то, каковы ключевые фундаментальные различия между методами воспитания китайских и американских родителей. Результаты этого исследования были опубликованы в научном издании Personality and Social Psychology Bulletin.

Китайское воспитание детей

Чтобы выявить культурные различия в воспитании детей, исследователи сравнили то, как ученики старших классов (по происхождению китайцы и американцы) описывают свои отношения со своими мамами. Ученые также изучили: мотивируют ли китайские и американские матери своих детей для достижения успехов в школе.

Ведущий исследователь Алисса Фу объясняет, что научная работа фокусируется на материнском отношении, потому что в китайских семьях матери, как правило, принимают более активное участие в жизни детей. «Китайские родители поощряют своих детей выстраивать прочные отношений с родителями. Другими словами, китайских детей готовят к тому, чтобы они были взаимозависимыми”, - отмечает эксперт.

В то же время европейских и американских детей родители готовят к независимости. Родители поощряют своих детей, чтобы те видели в себе личностей. Мамы и папы также стремятся изучить мысли и переживания своих детей. Это ключевое различие между китайским воспитанием и американским.

Китайская мудрость о воспитании детей и американские принципы

Алисса Фу с коллегами провела уже четыре исследования на эту тему. В первом исследовании школьников просили просто рассказать о своих мамах. Китайские дети чаще всего описывали свои отношения с мамой (например, говорили: “Она подталкивает меня, чтобы я преуспел”), в то время, как европейские и американские дети чаще описывали матерей как отдельных личностей, говорили о том, как они выглядят. (Например, “У моей мамы голубые глаза, и она любит читать”.)

Во время второго исследования школьников просили оценить, какие чувства связывают их со своими матерями, а также испытывают ли они давление со стороны родителей. Как и предполагали ученые, китайские дети испытывают большую взаимозависимость от своих матерей. Они также испытывают большее давление со стороны своих матерей, но не ощущают от этого дискомфорта.

Европейские же и американские дети сообщили, что давление со стороны своих матерей они расценивают, как негативный фактор. И чем больше давление они чувствуют, тем меньше им кажется, что матери их поддерживают. Европейские и американские дети также чаще чувствуют, что матери их не понимают. Они также стремятся отстаивать свою независимость.

Во время третьего и четвертого исследования школьников попросили решить сложную задачу. При этом у китайских детей появлялось больше мотивации решить задачу, когда они думали о своих мамах. Европейские и американские дети были более мотивированы, думали о своем собственном будущем.

Интересным оказался тот факт, что что китайским школьникам помогали не столько мысли о маме, сколько воспоминания о каких-либо моментах, когда мать “давила” на своих чад и заставляла что-либо делать.

Все эти четыре исследования подчеркивают принципиальные различия в методах воспитания, присутствующих в разных культурах. Взаимозависимость китайских матерей и их детей позволяет использовать эту связь для мотивации во время решения сложных задач. Европейские и американские дети напротив считают себя независимыми от своих матерей. Соответственно давление мамы для них не может быть чем-то мотивирующим. В европейском и американском контексте преодоление неудач является личным достижением, а не коллективным.

Китайская система воспитания детей

Результаты научной работы касаются не только отношений детей и родителей. Они также объясняют определенную динамику отношений между студентами и преподавателями. «Например, китайцы весьма чувствительны не только к ожиданиям своих матерей, но и к соиальной иерархии. Поэтому для них большую роль играет авторитет учителя на много больше, чем для европейских и американских детей”, - объясняет эксперт.

Ученые считают, что оба подхода - и китайский, и американский являются в чем-то верными. Европейские и американские матери правы в своем предположении, что слишком много материнского участия может убить мотивацию. Поэтому они прививают своим детям сильное чувство независимости. А вот китайские мамы правильно считают, что их взаимосвязь с ребенком может послужить отличной мотивацией для сына или дочери.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Китай считается одной из самых перспективных и быстро развивающихся стран современности. Китайцы известны всему миру как очень трудолюбивая и целеустремленная нация. Что же формирует такой характер у подрастающего поколения?

Воспитание детей в Китае имеет свои особенности, о которых мы и хотим поговорить сегодня. Статья ниже расскажет об особенностях китайского воспитания, роли государства и образования в нем, кратко поведает о воспитательных методах в разные временные отрезки: от древних времен до наших дней.

Древний Китай

Древнекитайские мамы практически сразу после родов всегда были заняты работой, домашними хлопотами, поэтому просто привязывали к себе чадо куском материи и носили его с собой повсюду. Детей всегда очень любили, но воспитывали в строгих, иногда даже спартанских условиях. К примеру, пол часто был грязным, поэтому, чтобы ребенок не ползал, его могли даже привязать к стулу.

Часто дети спали в одной кровати с родителями. С рождения младенцев кормили грудным молоком, но, как только он учился подносить ладошки ко рту, считалось, что пора ему есть самостоятельно ложкой.

Древние китайские города

В древности особой радостью считалось появление в семье сына – наследника. Его облачали в красное одеяние как символ счастья и представляли всем родным, близким и дальним. Воспитанию мальчиков уделяли гораздо больше внимания, чем воспитанию девочек.

В сельской местности было распространено женское имя, которое переводится как «большая ошибка».

Девочками прививали основы, которые должны были пригодиться в будущей семейной жизни:

  • покорность;
  • скромность;
  • умение быть хорошей хозяйкой.

Мальчиков, кроме домашнего воспитания, ждало еще и школьное. Там их обучали:

  • календарному летоисчислению;
  • теории мироздания;
  • труду;
  • песнопению;
  • небесным телам;
  • знаниям о Земле;
  • устройству человека;
  • истории;
  • музыкальному искусству.


Школа в Древнем Китае

Ученые говорят, что школы появились еще в 30-х веках до нашей эры. Во времена династий Шан и Чжоу (16-3 столетия до нашей эры) они носили название «сюэ» — там учили считать, писать, стрелять из лука, управлять конем, музицировать, а также отличать плохое от хорошего. В cюэ обучались представители знати, они были как в столичном городе, так и в провинциях.

В cюэ упор делали на самостоятельную работу и уважительные, доверительные взаимоотношения «ученик-учитель».

Влияние конфуцианства

На отношения к детям, начиная с периода 6-5 столетий до нашей эры, когда жил Конфуций, оказали влияние его идеи. Он придерживался традиционного воспитания и считал, что заниматься им нужно не только в детские годы, но и в более старшем возрасте, до конца жизни. Родители должны не только вырастить, но и воспитать хорошего человека для страны.

Конфуций объединил воспитательные и образовательные аспекты в собственной школе. Главными ее методами считалась связь обучающихся со своим наставником, исследование вещей путем сравнительной характеристики, следование идеалам и образцам.


Портрет Конфуция

Ученый считал основой хорошего воспитания так называемый «жень», согласно которому воспитанный человек должен быть:

  • гуманным
  • благородным;
  • честным;
  • искренним;
  • верным;
  • почтительным к окружающим;
  • трудолюбивым.

Чтобы ребенок вырос хорошим и полезным обществу, ему прививали трудолюбие, учили трудиться и правильно обращаться с деньгами, растили в строгости, не баловали. Даже в богатых семьях не принято было выделять большие суммы на будущее молодого человека, и уж тем более он не мог пользоваться родительским положением в обществе – всего он должен был добиться самостоятельно.

Считалось, что то, каким вырастет малыш, во многом зависит от окружающей его обстановки. Поэтому его любили и уважали в семье – среди родственников, соседей, а также в большой семье, которой считалось государство в целом. Этот принцип работал и в обратную сторону – человек с самого детства долженпочтительно относиться к старшим, окружающим и государству в целом.


Конфуций называл одним из главных принципов воспитания «сяо» – почтительность сыновей. Она выражается в уважении к взрослому поколению, семейным ценностям. Интересы семьи должны стоять выше личных интересов.

От средних веков до нашего времени

Конфуцианские устои и воспитательные принципы существовали в разные периоды истории и по большей части сохранились до наших дней. Во время китайского феодализма, когда государство было разделено на множество царств, подчинявшихся одному императору, правитель имел огромное влияние на всех жителей страны.

Императора почитали наравне и даже выше собственных родителей, и на него в первую очередь распространялось правило «сяо».


Портрет Императора. Китайская живопись

С 3 по 10 столетия существующие воспитательные методы и система образования сохранялись, появлялись все новые школы, а также возникли первые университеты. При семье Юань (13-14 века) большую важность приобрели науки вроде математики, медицины, естествознания, астрономии. Эти тенденции сохранились при воцарении империй Мин и Цин (14 - начало 20 века).

Ситуация меняется в 20 веке, при падении императорской власти и приходу к социализму. Система воспитания подверглась большему влиянию государства, демографической политики, новых образовательных учреждений и дисциплин, пропагандирующих социализм.

Принципы воспитания сегодня

Китайские родители, пожалуй, одни из самых строгих, даже авторитарных в мире. У них не принято уделять личности, психической уязвимости детей большое внимание. В стремлении научить младшее поколение дисциплине современные китайцы нечасто прибегают к похвале, а даже за малейшие проступки могут наказывать своих чад.

В Китае есть поговорка, которая гласит, что родители хотят увидеть в каждом мальчике дракона, а в девочке – феникса.

Воспитание призвано в первую очередь взрастить в ребенке важные качества:

  • трудолюбие;
  • целеустремленность;
  • терпение;
  • покорность;
  • уважение к близким;
  • всестороннее развитие;
  • лидерство.


Последний пункт считается китайской национальной особенностью. Ребенок должен быть не просто хорошим, он должен быть лучшим, причем важно, чтобы он преуспел не только в одном направлении, а во всех сразу. Даже за «пять с минусом» школьника могут строго отчитать, требуя объяснений, за что был получен этот «минус».

Одна из самых популярных книг по воспитанию, известная по всему миру сегодня, называется «Боевой гимн матери-тигрицы» и принадлежит перу Эми Чуа – китаянке, которая стала одной из влиятельнейших женщин Америки и по совместительству матерью двоих детей.

Демографическая политика государства

В 70-80 годы прошлого столетия руководство осознало проблему перенаселения страны, поэтому стала набирать обороты государственная демографическая политика, в основе которой лежал принцип «Одна семья – один ребенок». Семьи, где рождалось больше одного ребенка, подвергались высоким налогам, а иногда даже гонениям. Это привело к большому количеству абортов, а также нелегальных родов.


Китай. Снимок 70-х годов

Такая политика сказалась также и на методике воспитания. Во-первых, ребенок становился единственной надеждой, поэтому его заставляли много трудиться, чтобы стать самым умным, сильным, талантливым. Во-вторых, внимание всех родственников — родителей, бабушек, дедушек, дядь, теть — было сконцентрировано на нем одном, и вырастал этакий «маленький император».

Даже сегодня рождение сына считается более привилегированным, и женщины иногда способны на аборт, узнав, что ожидается девочка. Как следствие – мужчин в стране на двадцать миллионов больше, чем женщин, и эта цифра продолжает расти.

Впрочем, становиться слишком эгоистичным ребенку не дает общество – среди полуторамиллиардного населения, в условиях неизменно высокой конкуренции дети сами стремятся учиться, развиваться. С поступлением в школу детство становится все менее беззаботным, ведь школьное воспитание, а с ним семейное, становится все строже.


В 21 веке закон о регулировании рождаемости отменили, но и в наши дни все равно в большинстве семей – по одному ребенку. Дело в том, что детейсодержать дорого, а китайцы привыкли давать своим чадам только самое лучшее – образование, секции, кружки, частные школы, курсы, развивающие игры.

Декретный отпуск китаянок длится всего 3-4 месяца в зависимости от того, в какой провинции она проживает.

Образование

Молодые китайские мамы занимаются развитием младенца еще до его рождения. При беременности они стараются слушать классическую или национальную приятную музыку, наслаждаться природой, смотреть только на прекрасное.

Так как срок декретного отпуска очень короткий, детей с трехмесячного возраста начинают принимать в ясли. Уже здесь они привыкают быть в коллективе и воспринимать себя как его часть.

Иногда китайцы прибегают к услугам няни, которые очень недешевы – до 2 тысяч долларов в месяц, за что их называют «золотыми няньками». Часто их нанимают всего на несколько недель, чтобы мать с их помощью научилась ухаживать за ребенком. Когда есть возможность, роль няни исполняет бабушка ребенка.


Китайские малыши развиваются не по годам:

  • с 1,5 лет обучаются счету, пению, рисованию, физической культуре;
  • к 2,5 годам уже знают несколько стихов и песен;
  • к 3-м – несколько сотен иероглифов;
  • к 4-м – осваивают музыкальные инструменты, посещают спортивные секции, например настольный теннис, боевое искусство вроде у-шу, английский язык, рисование.

С 3 до 6 лет ребята идут в детский сад: обычно детсады государственные, хотя при желании детишек можно отдать в частное заведение, которое стоит на порядок дороже. Если малыш не умеет сам ходить в туалет, одеваться, есть, то его не возьмут в государственный садик.

В Китае говорят, что, когда малышу исполнилось три года, можно уже сказать, каким он станет человеком в будущем.

Шестилетние детки идут в начальную школу, где учатся шесть лет, то есть до достижения 12 лет. С 12 до 15 лет – средняя школа, тоже обязательная. А в старшую школу, которая длится еще три года, берут только самых способных, отличившихся учеников.

Дети, начиная с детсадовских времен, заняты с утра до вечера. В детском саду – развивающие игры, прогулки, после которых следуют занятия, в школе – дополнительные курсы после уроков, выполнение домашних заданий и обязательно – самообразование.


Несмотря на огромную нагрузку, школьники не подвержены стрессам, депрессиям, перегрузкам и нервному истощению. Хотя, возможно, что взрослые просто не придают этому значения.

Отличия от западного воспитания

Воспитательные правила китайцев разительно отличаются от подхода к детям со стороны представителей Запада.

Это проявляется в том, что китайцы:

  • почти не уделяют внимание психическом состоянию, а поход к психологу здесь – большая редкость;
  • отказ от занятий объясняют как лень, упрямство и непослушание, а не усталость;
  • делают упор на нужды коллектива, а не на личные желания;
  • наказывают даже за мельчайшие оплошности;
  • могут заставлять заниматься искусством даже по 3-4 часа в день;
  • заставляют постоянно учиться, чтобы ребенок не просто преуспел, а стал лучшим во всем;
  • очень беспокоятся, если ребенок учится не на одни пятерки;
  • тратят в 10 раз больше времени, чтобы делать или проверять домашние задания;
  • ждут от детей беспрекословного подчинения;
  • считают, что лучше знают, что нужно детям;
  • не разрешают много времени проводить за компьютерными играми, развлекаться и заводить отношения с противоположным полом.

Несмотря на такие ограничения, кажущиеся европейским детям спартанскими условиями выживания, китайцы, когда вырастают, не ненавидят, а наоборот, любят и бесконечно уважают родителей, испытывают чувство огромной благодарности. Повзрослев, они ухаживают за родителями, тем самым убеждая их, что те вырастили достойных людей.


Заключение

Китайское воспитание складывалось еще с древних времен, и его основы мало поменялись за многие столетия. Детей все также растят в строгости, но при этом в атмосфере любви, стараясь прививать трудолюбие, честность, смирение, послушание.

Именно поэтому китайцы – не каждый сам за себя, а только вместе. Для них семья – не только их родные, но и вся страна.

Кажущаяся иногда чрезмерной строгость китайцев по отношению к младшему поколению на самом деле является проявлением заботы. Маленькие китайцы, находясь в условиях постоянной конкурентной борьбы, понимают, что должны учиться, чтобы преуспеть и найти свое место во взрослой жизни. Китайская модель воспитания показывает свою эффективность, и, возможно, жителям Запада можно позаимствовать некоторые ее методы.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, вам понравилась статья, и вы узнали для себя что-то новое. Если это так, поддержите нас – поделитесь ссылкой на статью с друзьями в социальных сетях. Не стесняйтесь оставлять комментарии, если вам есть что сказать – будем рады искать истину вместе с вами.

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

До скорых встреч!

Путешественница и журналист-фрилансер Виктория Лоскутова специально для разузнала все возможные подробности об укладе семейной жизни в Китае. Сейчас Вика живет на острове на юге страны, в провинции Хайнань и курортном городе Санья. Она учит деток английскому, ведет блог об Азии (куда я вас обязательно приглашаю) и радуется жизни.

Кто определяет в семье, что нужно завести ребенка?

Решают вдвоем. Но если один из партнеров не согласен, то ничего не выйдет. Лучше говорить об этом до брака, иначе такой важный вопрос может перерасти в огромную проблему и пропасть между родными.

Типичная китайская семья (возраст родителей, характер, отношение к родительству).

Семья в Китае - главное. На улицах всегда много людей с детьми, редко можно увидеть одиноко слоняющихся подростков, практически никогда. Все с семьей или заняты учебой, спортом, кружками. Жениться и выходить замуж в Китае считается нормальным после выпуска из высшего учебного заведения в возрасте от двадцати пяти до тридцати лет. В это же время хорошо заводить ребенка. Характер у китайцев разный, как и у людей любой другой национальности. Относительно недавно отменили закон, который запрещал уроженцам КНР заводить больше одного ребенка. Однако и после его отмены не многие решаются на второго, потому что детям в Китае отдается буквально все и тянуть двоих или больше - тяжелый труд и огромные деньги.

Иногда отношения между родителями плохие, но они живут вместе - ради детей. Малышей балуют, холят и лелеют, стараются дать максимум заботы, любви, все самое лучшее. Многие из них из-за этого растут избалованными, могут кричать на родителей и капризничать в общественном месте, зная, что им за это ничего не будет. Однажды дочь моей подруги (9 лет) была за что-то обижена на маму и прямо в ресторане подошла и вытерла рот о рукав ее белоснежной блузки. Я в тот момент перестала жевать. Подруга лишь недовольно посмотрела на дочь, поговорила с ней дома, но не на людях. Да, не била, не наказывала, просто поговорила. Она всегда говорит, что все свои уроки ее дочь получит позже, а пока надо дать ей ориентир для будущей жизни. Я не знаю, как она проводит с ней беседы, но заметила, что в последнее время поведение девочки изменилось в лучшую сторону.

Китайские мужчины присутствуют при родах жены?

Нет, ни в коем случае. Мужчинам запрещено присутствовать при родах. Китайские звезды ездят рожать зарубеж, где мужчины могут увидеть, как их ребенок появился на свет. Также среди звезд считается, что это лучше и, естественно, престижней.

Сколько принято сидеть в декрете среди китаянок?

В каждой провинции по-разному. В основном это всего лишь около месяца - 30-35 дней! Китайские мамы очень много работают, наравне с мужчинами. В некоторых провинциях это 98, 127 декретных дней. В провинции Сычуань, известной своей очень острой кухней, например, на декрет отводится 158 дней.

Детские садики в Китае.

Детские сады здесь популярны в формате gym baby. В такие принимают от 1,5 до 5 лет. Деток приводят в 8.30 и забирают около 16-17.00. Начинается день с завтрака и зарядки в игровом формате. Потом игры в специально оборудованных комнатах, пол в которых полностью застелен мягкими матами. Так что если ребенок падает (а падают они постоянно, когда бегают и прыгают), то он ничего не повредит себе ничего. Углы тоже отделаны так, что, ударившись о такой, малыш не почувствует боли. Игры чередуют с занятиями английским. Да, таких маленьких тоже учат! В основном это отдельные слова и короткие словосочетания. Во время занятий часто используют видео-программы в виде мультика и карточки с рисунками. Игрушки, конечно, тоже идут в ход. Между завтраком и обедом перекус фруктами. После обеда тихий час. После сна детки играются и вскоре их забирают родители. Это лишь одна модель китайского детского сада. Программа может отличаться. Есть, например, такие заведения, в которые родители, бабушки и дедушки могут вместе с малышами прийти поиграться, что-то вроде клуба для детей.

Развитие детей в Китае: интересные игрушки, развивающие секции, языки, спорт

Для развития детей в Китае есть все. Игрушек полно, игровые площадки, огромные комнаты в моллах, в которых кроме батутов и горок есть также современные электронные игры. Например, настольный теннис (который популярен в Китае). На экране загружается игра и дети просто в воздухе управляют ракетками, отбивая воображаемый мячик рукой в воздухе. Там работают няньки, которые следят за детьми, пока родители занимаются покупками. Больше всего детей сейчас учат английскому, с самого раннего возраста. Для этого есть специальные тренинговые центры, в которые они ходят после общеобразовательной школы. Также нанимают репетиторов для занятий один на один с ребенком. В Китае популярны различные спортивные секции, кунг-фу, настольный теннис, упомянутый ранее. Очень популярно играть на пианино и других музыкальных инструментах. Вообще дети сильно загружены с утра до вечера, практически все семь дней в неделю.

Как в Китае родители проводят досуг с детьми? Распорядок дня типичной китайский семьи на выходных?

Все тренинговые центры больше всего загружены на выходных, так как в эти дни нет школьных занятий. Загружены и игровые комнаты в моллах, зоопарки, аквапарки, парки с площадками для роллеров. В больших отелях прямо под открытым небом показывают сказки или мультики, люди ходят в бассейны, на пляж (на юге Китая или летом), в кафе, рестораны. В ход идет мороженое и другие вкусности. В выходные все работает для семейного отдыха. В будние дни обычно родители работают, дети до вечера в школе и на кружках.

Кто глава семейства обычно, как определяется?

Иногда глава мужчина, иногда женщина, зависит от того, кто больше получает. Бывает, мужчина получает много, но он прислушивается к жене. Также это зависит от провинции. В провинции Сычуань, например, правят женщины в семье. Мужчины боятся своих жен. Возможно, это как-то относится к острой пище, которую едят в этой провинции. Но говорят, что мужчины так сильно любят своих жен, что не хотят злить их, поэтому приходится слушаться! Я видела много ситуаций, когда женщины, мягко говоря, строго разговаривали со своими мужчинами и те лишь молчали в ответ. Кроме того, много лет назад считалось, что иметь сына - гордость, он император, наследник. А дочь - несчастье. Поэтому многие женщины, узнав, что беременны девочкой, делали аборт. Мальчиков баловали и исторически так сложилось, что девочкам приходилось быть сильнее и даже мужественней, чтобы выжить. Возможно, поэтому до сих пор в генах у китаянок столько силы и они пытаются управлять своими мужьями.

Значения няни в жизни китайских родителей?

Более состоятельные люди оплачивают няньку на втором месяце жизни ребенка. Это очень дорого - 15000 юаней в месяц ($2140). Такую няню называют Золотая Няня. Ее нанимают только на один месяц, чтобы научить маму, как кормить и ухаживать за младенцем. Это практикуют молодые семьи. Но чаще всего просят маму жены помочь. Обеспеченные семьи могут позволить себе няню на каждый день.

Главные принципы воспитания китайских родителей (говорят же, что французские дети не плюются едой, что в таком случае делают и не делают китайские дети)?

Нужно учиться делать все самостоятельно. При этом родители говорят: “Учись делать сам(а), потому что когда ты вырастешь, я уже не смогу этого сделать за тебя”. Особенным есть то, что старшие люди всегда накладывают еду себе первыми, самые маленькие - последними.

Если китайские дети балуются, как их усмиряют?

Если честно, они все время балуются. Родители либо никак их не усмиряют, либо наказывают, бывает, сильно, ругают, бьют… Если время есть, тебя звали-звали, а ты заигрался, могут оставить голодным. Несколько лет назад ввели закон, который запрещает родителям бить детей. Сперва это выговор в полиции, если ничего не меняется, то может быть суд и срок на несколько месяцев.

Отношения родителей: кто несет большую ответственность за ребенка?

Всегда мама. Папа занимается намного меньше детьми. Так сложилось исторически, что мама делает все, и дети рассчитывают больше на нее, чем на отца.

  • Праздники в КНР имеют семейный уклон и семья обязательно собирается у родителей мужа.
  • Старший сын всегда ответственен больше всех перед родителями.
  • Если у девушки есть младшие братья, то один месяц после рождения ее ребенка, она не может жить дома с ними и мамой под одной крышей. Считается, что это нехорошо по отношению к братьям.
  • Но сейчас все традиции постепенно сводятся на нет. Китайцы смотрят в сторону запада, китаянки все чаще выходят замуж за иностранцев и покидают родину.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: