Как избавиться от страсти к мужчине православие. О борьбе со страстями

Каждая из нас хочет любви и ласки, мечтает быть страстной и проявлять в постели полную самоотдачу. Но иногда мы путаем любовь со страстью, и тогда… разрушаем себя своими же благими намерениями и действиями.

Вас как магнитом тянет к мужчине. Вам кажется, что без него – «единственного и неповторимого» - нет смысла в этой жизни. Рабочий день лишь начался, но Ваши мысли витают вокруг вечера, когда чувственный порыв и желание сольются в одно целое.

Вы ни о чем не можете думать, кроме него. Постоянно пишете ему смс или звоните, предлагая встречу. Вы хотите не просто внимания, а того, чтобы он был рядом и принадлежал Вам и только Вам.

Мысли вращаются исключительно вокруг него. И даже то, что он обидел или оскорбил Вас в последний вечер встречи, не играет никакой роли. Главное - вновь увидеть его, оказаться в его объятиях. В постели с ним Вам хорошо, и в этой жизни больше ничего не нужно.

Нет ничего страшнее, - утверждает психолог и терапевт доктор Герти Сенгер , - чем стать объектом сексуальной зависимости, которая несет в себе разрушительную силу. Эта способна «уничтожить» человека, так как является своеобразным видом разрушения человеческой личности. В этой ненормальной зависимости от другого человека подчиненный партнер «отключается» от мира и находится во власти стихии, которая носит название СТРАСТЬ.

В эту сексуальную зависимость человек попадает как в рыболовные сети и выпутаться из них порою бывает очень трудно. То, что человеком управляет не , а страсть, хорошо видно окружающим. Но сам человек, попавший в эти сети, этого факта осознавать не хочет и строит воздушные замки, которые под собою не имеют никакой реальной основы.

Вы о нем думаете и днем, и ночью, отправляете ему смс, постоянно звоните и навязываете встречу. Вы изматываете себя, нервничаете, плачете. Эта «любовь» выматывает, причиняет боль.

Одним полушарием головного мозга Вы понимаете, что эта любовь ничего хорошего Вам не принесет, что это напрасно потраченное время. Но есть еще и другое полушарие, которое не хочет видеть реального и продолжает стучать руками и ногами в закрытые ворота, куда нет входа.

Вы оказались во власти страсти, своеобразного наркотика, который медленно и упорно начал разрушать Вашу личность.

Как избавиться от страсти

Человек попавший в сети страсти, не хочет осознавать этого факта. Он верит, что объект его воздыханий все равно будет рядом, что все будет хорошо, только нужно немножко подождать.

Не исключено, что человеку, попавшему в эту зависимость, неоднократно об этом говорят родственники, друзья, по работе.

Следует попытаться побороть себя и спуститься с небес на землю и понять самую простую вещь, что ваша навязчивая идея – это всего лишь страсть, но не любовь, которая Вам кроме страдания ничего хорошего не приносит и не принесет .

Попытайтесь разобраться в себе и начните заниматься аутотренингом. Этот метод, используемый уже не одно десятилетие в психотерапии, может Вам успокоиться и избавиться от . Постарайтесь внушить себе, что объект Ваших страстей - не тот человек, который сможет сделать Вас счастливой. Внушайте себе каждое утро, что Вы самая красивая, самая умная и самая желанная женщина, и счастье обязательно постучится в вашу дверь, стоит только распахнуть ваше сердце и впустить в него другого человека.

Поверьте, что нет смысла обрекать себя на муки и страдания, тем более если они не имеют под собою реальной основы.

Попробуйте отвлечь себя от навязчивой страсти. Не сидите на диване и не ждите звонка. Встречайтесь с подругами и знакомыми, ходите на вечеринки и в рестораны, съездите куда-нибудь подальше от дома. Постарайтесь загружать себя работой и ходите по магазинам.

Не тратьте время на пустоту. Полюбите себя больше, чем объект вашей страсти.

Уже весна, а следом придет и . Время, когда все расцветает.

Оглянитесь вокруг. Возможно, возле Вас - тот человек, который сможет вас сделать по-настоящему счастливой женщиной.

Будьте счастливы и не создавайте себе проблем!

писал:

«Страстей много есть в нас, но главных три: славолюбие, сластолюбие и сребролюбие; а от сих еще пять, о коих подробно пишут святые Кассиан и и как оным противиться. Еще у святого Исаака много писано о страстях и у прочих отцов».

Плотские, борющиеся и совершенные

По отношению к борьбе со страстями преподобный Варсонофий разделял людей на три категории:

«Все люди в этом отношении разделяются на три категории: плотские, борющиеся и совершенные. Люди плотские - это те, которые являются рабами страстей, страсти ими повелевают. Например, диавол внушает: “Убей такого-то: он тебе много сделал зла”, - и человек всё это совершает. Люди, отдающиеся во власть страстям, погибнут, если только не покаются, а если раскаются в своих грехах и начнут по силе бороться со страстями, то будут спасены. Примером может служить разбойник на кресте: он убивал, грабил, совершал всякие злодейства, но когда покаялся и воззвал ко Господу: “Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем” (Лк. 23: 42), - то был помилован.

Люди второй категории - это борющиеся со своими страстями. Их борют всякие страсти: гнев, и блуд, и злоба - но они стараются не подчиняться им. Например, чувствует такой человек злобу к кому-нибудь: так бы, кажется, разорвал своего противника на части - но он не поддается страсти, не выражает свою нелюбовь, а стремится еще сделать какое-либо добро ненавидимому - такой борется со страстью. И так во всём. Борющиеся будут спасены. Господь не попустит таким погибнуть…

Наконец, люди совершенные - это те, которые владычествуют над страстями. У них есть страсти, но они вполне покорили их под свою власть. Эти люди особенные, а нам, грешным, хорошо, если мы будем находиться и среди борющихся со страстями, и за это, слава Господу, не потеряем тогда надежды на спасение».

Как преодолевать свои страсти

На вопрос о том, как преодолевать свои страсти, отвечал, что человек сам не в силах победить их, это действие силы Божией:

«Страсти победить сам собою человек не может. Это дело Десницы Вышнего, действие силы Божеской. С нашей стороны должно только непосредственно хранить данное нам от Бога святое произволение и по оному прилагать старание достигнуть в страну бесстрастия».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) для облегчения борьбы со страстями советовал следующее:

«Надо облегчать брань, поменьше есть и спать, не зазирать других, не забывать Бога и иметь память смерти, и главное - смиряться: без сего брань со страстями тяжела. А спастись кающемуся грешнику всегда можно за неизреченное милосердие Божие».

Преподобный Макарий напоминал о важной роли духовного наставника и послушания:

«Да поможет вам Господь обрести наставника непрелестного и чрез послушание освободиться от страстей».

Преподобный советовал изучать труды святых отцов:

«Читайте учение святых отцев подвижников: святого Иоанна Лествичника, святого аввы Дорофея, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита и прочее…»

Спасение в самоукорении и смирении

Но одного чтения недостаточно. Преподобный Макарий подчеркивал, что для борьбы со страстями нужна духовная практика, нужно бороться со страстями на деле, искать спасения в самоукорении и смирении:

«Помни же, что от одного чтения и понятия о вещах духовных не можем иметь об них понятия духовного, когда сами не пройдем их практикою».

«Начало нашего спасения состоит в искреннем сознании своей греховности и проистекающем отсюда самоукорении и смирении себя пред Богом и людьми. “Сердце же сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 50: 19)».

Старец учил:

«Против каждой страсти надобно бороться и противопоставлять ей добродетель. Против гордости - смирение, против чревообъядения - воздержание, против зависти и злопомнения - любовь; но когда этого нет, то поне (по крайней мере) будем укорять себя, смиряться и просить помощи от Бога».

Преподобный Варсонофий отвечал на вопрос, как укорять себя:

«Как укорять? Очень просто. Совесть сразу заговорит, сразу будет обличать, а вам остается только согласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении».

Кроме того, старец Варсонофий объяснял, что бывает и незаконное самоукорение, когда мы не хотим сделать над собой усилия в борьбе со страстями:

«Укоряйте себя. Укорить себя нетрудно, а некоторые и этого не хотят. Перенести укор от брата труднее, а самому укорить себя не трудно. Кроме того, если мы и будем укорять себя, а не будем бороться со страстями… то такое самоукорение незаконное, оно не принесет пользы.

Если мы укоряем себя, впадая невольно в согрешения, то такое самоукорение законно. В борьбе со страстями, если и побеждаемся ими, но укоряем себя, каемся, смиряемся и продолжаем бороться, мы непрестанно идем вперед. Нам осталось одно: смирение».

Преподобный Иосиф также учил, что страсти врачуются только Божией благодатью, а благодать дается за покаяние и смирение:

«Страсти исцеляются не способами, а благодатию Божией, а благодать Божия дается за покаяние и за смирение наше. А это обман вражий, чтобы внушением истребить страсти. И это грешно. И от этого способа немудрено большой беды нажить вместо исцеления».

«Не усилия наши, не труды, не время избавляют нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным. Сие всегда помни и никогда не полагайся на себя, хотя бы и много лет не тревожила тебя страсть, ибо и чудотворцы, и великие постники внезапно были побеждаемы и низвергаемы страстию. Но всегда между страхом и надеждою провождай свое жительство, призывая на помощь Господа и смиряя себя всячески».

Терпение необходимо

Преподобный Варсонофий советовал всегда быть настороже, потому что страсти хоть и замирают у благочестивых людей, но всё еще живы. Он приводил в пример слова одного блаженного:

«В городе Костроме жил некогда один блаженный, который часто спрашивал у одного благочестивого купца: “Ну что, живы ли ещё покойнички?” Некоторые смеялись над его словами, не понимая их значения, но человек духовный понимал, что под покойничками блаженный подразумевал страсти, которые замирают у людей благочестивых, но всё еще живы, и надо всегда быть настороже».

Преподобный писал:

«Страсть остается в человеке до самой смерти, и бесстрастие может быть только относительное… Чем молитва сильнее действует в человеке, чем она более утверждается в сердце подвижника, тем всё тише и тише действуют страсти: они как бы спят».

Нужно учиться бороться со страстями, но и терпеть себя немощного, не способного сразу стать бесстрастным. В желании мгновенно обрести бесстрастие кроется духовная гордость. Преподобный Никон писал духовному чаду:

«В терпении надо стяжевать свое спасение. Терпение необходимо. Другими словами - необходим крест».

Всякая страсть ослепляет человека

На вопрос, можно ли доверять своей совести в определении собственных страстей и погрешностей, преподобный Иларион отвечал так:

«На вопрос твой, может ли твоя совесть безошибочно показывать тебе твои погрешности, отвечу так: много доверять своей совести не должно, потому что она не очищена ещё, как надо».

Что же делать? Преподобный Макарий советовал:

«Так как всякая страсть ослепляет человека, то просить Господа, чтобы не попустил помрачиться зрению душевному от страстей».

Преподобный Иосиф писал:

«Слава Богу, что познаёшь свои недостатки. Это есть начало здравия души».

Вооружиться сначала против своей главной страсти

Преподобный Варсонофий учил, что враг обычно особенно напирает на какую-то одну страсть:

«Враг всегда особенно нападает с одной стороны, напирая на какую-либо одну страсть. Например, завлекая в чревоугодие, он не будет в то же время смущать сребролюбием, ибо он этим может разрушить свою работу: пожалуй, станет человек скупиться и для угождения чреву. Или, завлекая в сети сребролюбия, он не станет ещё напирать на блуд, ибо опять может разрушить свою работу».

Старец объяснял, что лучше всего начинать борьбу, вооружившись вначале против своей главной страсти:

«Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас преобладает, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, и притом главную, переходить к искоренению другой и т.д.»

По совету старца, чтобы найти свою главную страсть, надо молиться:

«Надо молиться, чтобы Господь открыл главную страсть, - сам ее не найдешь. А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направлять свои силы, то есть знать, с какою страстию преимущественно бороться».

Куда ни пойдем, туда и страсти свои понесем

Иногда люди мучаются от тоски, уныния, зависти, осуждения или других страстей и пытаются сменить обстановку, работу, место жительства, чтобы получить свободу от страсти. Таковым преподобный Макарий напоминал:

«Довольно известно, что куда ни пойдем, то и страсти туда с собою понесем».

Преподобный Никон предупреждал:

«Место не спасает. От себя никуда не уйдешь».

Особое нападение страстей

Преподобный Антоний предостерегал:

«Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех, и кроме блуда и кроме иного искушения, оскверняет не тело точию, но и самую душу нашу».

Сохранять сердце свое в спокойствии от смущения

Преподобный Антоний учил при наплыве страстей не смущаться, а спокойным духом покаяться, сохранить свое сердце в спокойствии от смущения как от неприязненного духа:

«Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: “Помилуй мя, Господи, яко немощна есмь”. Не исполнили благого желания от лености и нерадения, опять спокойным духом скажите: “Господи, не вниди в суд с рабой Твоей”. Пришли дурные мысли, паки спокойным духом скажите: “Господи, избави меня от сих”. Осердились на кого или осудили за что, паки темже покойным духом обратитесь ко Господу и скажите: ”Согреших, Господи! Прости меня, горделивую и нетерпеливую!”

Вдруг, как туча, нашли тоска и отчаяние, паки ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: “Вскую прискорбна еси душа моя, и вскую смущаеши мя! Уповай на Бога”. И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения как от неприязненного духа».

Страсти могут передаваться

Преподобный Варсонофий предупреждал о том, что страсти могут передаваться через предметы:

«Греховные страсти губительно действуют и на душу, и на тело. Уже находясь в монастыре и читая святых отцов, я узнал, что страсти так же заразительны, как заразные болезни, и как последние могут передаваться через предметы, так и первые.

Когда , ехал на Вселенский Собор, то на пути остановился в одной гостинице. Сопровождавший святого инок, войдя к нему, спросил:

Отче, не могу понять, отчего это наша лошадь не ест капусты, которую я ей купил у нашего хозяина; капуста хорошая, свежая, хоть бы человеку есть, а лошадь не ест.

Оттого, - сказал святой, - что животное чувствует нестерпимый смрад, исходящий от капусты, который происходит оттого, что наш хозяин заражен страстью скупости.

Человек, не просвещенный духом, этого не замечает, но святые имеют дар Божий распознавать страсти».

Кто разумно служит больным - освобождается от страстей

Еще один совет преподобного Макария касается тех, кто служит больным:

«Касательно служения твоего больному брату, помни, что “боляй и служай едину мзду примут”; да и чувство сострадания заставит без смущения переносить всё скорбное. Авва Дорофей говорит, что кто разумно служит больным, тот освобождается и от страстей, и от браней».

Почему страсти иногда не мучают духовных младенцев

Если страсти не мучают духовных младенцев, это не означает, что у них нет страстей. Иногда Господь хранит человека по его духовному младенчеству. Преподобный Макарий писал:

«Читая о падениях людей, удивляйся милосердию Божию и удаляй от себя смущение от разговоров о тебе ли или о чем другом. Этому нечего дивиться, что ты прежде не была борима страстьми: ты еще была младенец, и до тебя ничто не доходило. Но разве в этом-то спасение, чтобы не быть бориму, а думать о себе много? И не знать своих страстей и немощей? Познавая же их, смиряйся и научайся борению и смирению».

Преподобный Иосиф предостерегал от ложного мнения о своем бесстрастии:

«Бесстрастием не хвались и не мни его в себе. Оно снискивается долгими трудами и многими постами и молитвами и подается человеку благодатию Божией во время, Богу угодное. А нам с тобой очень полезно считать себя порабощенными всяким страстям и по этой причине глубже смиряться и на всякий час просить помощи Божией».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Святые отцы много писали о том, как зарождаются и живут в душе человека разрушительные чувства и греховные желания. Но как увидеть в себе действие страстей и с чего начать с ними бороться? Рассказывает протоиерей Георгий БРЕЕВ, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

Внимай себе

Увидеть в себе действие страстей может только тот, кто начинает трезвиться разумом. Первый принцип — внимать тому, что осуществляется в душе, выражается в мыслях, движениях сердечных, в чувствах, а это не столь просто. Такое пристальное отношение помогает провести маленькое исследование в самом себе. Откуда, что, почему берется. Не хочу чего-то, а делаю. Стремлюсь к одному, а мотивы какие-то противоположные возникают. Об этом прекрасно сказал в своем послании апостол Павел — горе мне, бедный я человек: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю все снова и снова» (Рим. 7: 19). Во мне действует грех, говорит апостол Павел дальше. И когда человек это действие увидит — не просто почитает, узнает из книг, а именно увидит в себе, — тогда он будет способен каяться.

Я помню, что, когда в молодости читал аскетику, я стал смотреть внутрь себя внимательно и понял, что во мне действуют какие-то настроения, побуждения, от которых мне бы хотелось избавиться. А если человек обнаружит это действие в себе, то он способен каяться. Иначе, если он этого не видит, не знает, то в чем каяться? Только во внешних проявлениях? Но они существенно человека не меняют. А ведь только благодаря познанию того, что наша душа поражена действием страстей, начинается настоящая духовная жизнь. И она совсем не простая. Вся жизнь христианина проходит в духовной брани. Между разумом нашим, нашей душой и теми помыслами, которые непрестанно воздействуют на человека. Так же как если перенестись в область физики, можно сказать, что на нас действуют космические энергии — солнечные лучи, магнитное поле. Часто средства массовой информации говорят, что сегодня магнитные бури, принимайте лекарства, может повыситься давление. И те, кто подвержен их влиянию, принимают меры предосторожности. Так же и в духовном мире — прилоги, помыслы, брань находят на душу человеческую. Человек часто бывает застигнут этим состоянием врасплох и сам не понимает, откуда это и что с ним происходит. Только когда он начнет читать Священное Писание, внимать слову Евангелия, читать святоотеческую литературу, тогда у него возникнет полная картина. Оказывается, что ветхая природа человека, адамова природа, о которой воздыхал апостол Павел, она действительно нам свойственна и является полем действия страстей, которое каждый человек в себе несет.

Цепь пленения

Страсть не врожденное понятие — не бывает у младенцев дурных склонностей. Они прививаются со временем. Вырастают на естественной почве, если человек совершает поступки, которые противоположны совести, нравственным нормам поведения. Если он не внимает этому, тогда вырабатывается привычка. Начинается тяга к дурному — к курению, к рюмке, еще к чему-нибудь. Вот пожалуйста, казалось бы, ничего тут такого особенно неприличного нет. Ну что я, взрослые пьют, и я немного, а потом незаметно, если никто не следит, не одергивает, не воспитывает, может появиться болезнь, когда человек уже зависим. Здесь приходит склонность к пороку, к проявлению какой-то немощи. Если будем внимательны, если человек преодолеет прилог, искушающий его, осознает сам или ему подскажут, он согласится и скажет: «Я лучше воздержусь». Тогда в нем не разовьется порочная страсть.

В духовной жизни каждого человека вначале идет прилог. Он может идти от падшей природы, от излишеств в пище, от невнимательной жизни. Прилог может идти и от демонов. Потому что демоны овладевают человеком путем насаждения в его душу страстей. И если человек преодолеет на начальном уровне их прилог — умом, волею, покаянием, — то слава Богу. А если не преодолеет, за прилогом последует пленение души, согласие сердца, и потом, по определению аскетики, в нем рождается страсть. Святые отцы говорят, что страсть — это начало демонического влияния, которое попадает в человеческую душу и разрушает ее. Когда человек обнаруживает в себе действие страстей, молясь, постясь, воздерживаясь, прибегая к покаянию, читая Священное Писание, он понимает, что не свободен. У одного гордыня непомерная, у другого — блудные наваждения.

В клетке со львами

Один святой отец говорил, что борьба со страстью подобна битве со львами. Что будет, если нас бросить в клетку со львами? Да они нас сразу разорвут. Поэтому нельзя относиться к этой борьбе слишком легковесно — вот, мол, я сейчас пойду, попощусь, помолюсь, и страсть во мне перестанет действовать. Да, она может ослабнуть, если ты искренне принесешь покаяние, если ты действительно по-настоящему принесешь Богу пост, смиришься, вооружишься терпением, постоянной молитвой. Но сказать, что ты стал полностью свободен от страсти, нельзя, потому что придет время, когда действие страстей в тебе может снова заявить о себе. Они в тебе остаются, хотя и приглушены. Действие страстей сравнивают с сорняками, с тернием. Хозяин посеял злаки и вдруг, как сказано в евангельской притче о сеятеле, рядом с такой же силой и даже с большей начинают расти сорняки. В этой притче показано, что доброе семя растет в нас рядом с семенем страстей. И часто бывает, что семя порока заглушает доброе. Что делать? Во многих притчах Господь объяснял, что поле своего сердца нужно постоянно обрабатывать, так чтобы влияние терния страстей не заглушало добрых насаждений, добрых плодов, которые ты должен в жизни принести. Поэтому святые отцы рекомендуют не браться сразу, с наскока. Не думайте, что борьба со страстями — это просто. Нет, эта брань, может быть, дело всей жизни. Почему? Потому что свобода от страстей — это уже бесстрастие. А бесстрастие есть у кого? У святых. Только подвигом веры, подвигом любви к Богу, исполнением заповедей Божиих можно победить страсти и стать святым. А мы еще стоим на этом пути. В какую-то меру мы, чуть-чуть увидев свои страсти в покаянии, можем пресекать их действие, но корни остаются глубоко. Мы не должны расслабляться и думать, что уже освятились, очистились, избавились от них. Нет, всегда нужно трезвиться, бодрствовать и малейшее движение, помысел дурной — пресекать. Это то, чему нужно в первую очередь учиться в духовной брани: пришел помысел, ага, я осудил другого, но нет, я тебя не приму, ты семя не мое, ты чуждое семя, и я не хочу, чтобы ты имело место в моей душе. Пришел гнев — ему нужно тут же противостать, взмолиться: «Господи, помоги мне, избавь меня от этого порочного намерения, потому что оно разрушающе действует на мою душу!» Господь говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Вот трезвение, бодрствование, пост, молитва, покаяние и помогают человеку преодолеть порочное состояние и очистить те страсти, которые в них действуют от неразумной жизни.

Восемь страстей и восемь добродетелей

В нашей аскетике описаны восемь основных страстей: объядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость, из которых потом вырастают другие грехи. Каждой страсти есть противоположная добродетель. Сребролюбию — милосердие, гордости — смирение и самоукорение, обжорству — воздержание и пост, лености — молитва. В учении аскетики говорится не только о страстях, но раскрываются и добродетели, при помощи которых человек может противостоять действию страсти, и она будет ослабевать.

Для начала рекомендуется выбрать какую-то основную свою страсть и, вступая на борьбу с ней, просить Бога, умолять, чтобы Он помог в этой брани, избавил бы от нее. Например, человек осуждал всех подряд, но понял, как это пагубно, как это ему вредит, и стал внимательнее следить за собой. Или, допустим, он сквернословил, но потом понял слова апостола Павла, что пусто благочестие человека, если он не обуздывает своего языка, и положил начало этой брани, сказал себе: «Я буду разумно произносить слова, а пустых буду избегать» — так он начинает борьбу. Потом с Божией помощью, преуспев, он сможет перейти и к исправлению помыслов, а исправляя помыслы, начинает врачевать саму страсть.

Как понять, какая страсть главная? Есть разные мнения. Некоторые святые отцы считают, что все начинается с лености и праздности. От них рождается уныние, от уныния может прийти отчаяние, а потом от отчаяния человек и жизни не рад, готов с собой покончить. Это перспектива, которая идет от земли к небу или от простого к более высокому. Другие святые считают, что начало всех грехов — гордость. Потому что от гордости начинается зависть, обособление себя, эгоцентризм, самолюбие, самооправдание, самовозношение. Священное Писание прямо говорит, что от зависти дьявола в мир вошел грех. Дьявол позавидовал человеку, Адаму и Еве, всеял гордый помысел, что они будут как Боги, им действительно этого захотелось, и началось их отпадение от Бога. Этот путь развития страсти явно указан Священным Писанием. Но как бы мы ни подошли к этому, мы видим, что страсти начинают развиваться в человеческой душе и проявлять свое пагубное влияние, когда человек или от нерадения, или от неверия начинает расслабляться, унывать, наступает духовная леность, гордость ума. Гордый теряет благодать, а без благодати Божией тут же страсти входят в человеческую душу. От гордости человек может дойти до скотского состояния, когда говорит, что он лучше всех, что ему все позволено, или, увидев свои страсти, говорит, что с ними и бороться нечего, «я такой, какой есть, у меня характер такой».

Часто люди, которые говорят «у меня такой характер», на самом деле просто не хотят работать над собой. Потому что исправить себя — это самое трудное дело. Даже Петр I говорил: «Стрельцов смирил, сестру свою Софию отправил в монастырь, шведов победил, а себя победить не могу». Так же и мы иногда говорим. Я такой, я такая, у меня характер. В аскетической литературе есть рассуждения о том, что благодать, действуя в человеке, сохраняет за каждой личностью характерные ей природные качества. Были такие даже поговорки: суров — иди на Соловки, там подвизайся, а если ты по характеру упрям — иди на Валаам… Один решительный, другой горячий, третий тихий, четвертый милосердный, смиренный духом. Святые отцы утверждали, что благодать не меняет природу, она дает человеку избыток Божественной силы, но его качества могут оставаться прежними. Только нужно внимательно следить, чтобы за этими природными данными не скрывалось нерадение, леность, безразличие к духовной жизни. Если твой характер ведет к дурному, тогда отсекай это дурное от своего характера. Меняй свой дурной характер.

Жизнь по средствам

Борьба со страстями должна быть очень разумной. Человек должен осознать, что борется с силой, которая во многом превосходит его. Легко допустить в себя действие демонических страстей, но исцелить себя самому невозможно. Когда увидишь все это, руки опускаются. Как я могу с этим справиться? Действительно, если человек без рассуждения отнесется к этому, а опыта духовного еще нет, и вера, может, еще слаба, решимости, может, мало, воли к исправлению, — тогда получится плохо. Есть в Евангелии такое слово Спасителя: если ты собираешься строить дом, посмотри, есть ли у тебя на него средства, а то фундамент сделаешь, а на сам дом не хватит. Так же если твоей стране грозят войной и ты сразу пойдешь сражаться, можешь попасть впросак. Нет, ты сначала сходи, посмотри, узнай, какое там войско, в каком оно снаряжении, какие средства вооружения у него есть, какое количество воинов, потом взвесь, сможешь ли противостоять? Вот так и в духовной борьбе. Часто в ревности и горячности человек начинает призывать: «Давайте сейчас будем поститься, молиться, все страсти разом победим». Особенно это свойственно неофитам: пост — значит сухоядение, и вот они начинают проповедовать Великим постом, что масло не надо, варить тоже не надо! Это только показывает, что человек еще совсем не опытный, он не понимает, что духовная жизнь организуется не на один день, не на два, не на пост, а на всю жизнь. Возьмется по горячности, может и других увлечь за собой, но потом все это, как правило, рассыпается.

Постижение духовного мира возможно только с большим терпением, с вниманием, постоянством, углубленностью — тогда только открывается эта область, в которой ты можешь по крайней мере определиться, увидеть, познать и со смирением, с терпением, уповая на благодать Божию, постепенно начинать борьбу со страстью. Если человек не смиренный и не имеет дара рассуждения, знания Священного Писания, правил аскетики, он не справится.

Так как же правильно начать эту борьбу со страстями? Молясь, веруя, исповедуя свои грехи, веди простой и воздержанный образ жизни, соответствующий уровню твоей духовности. Не впадай в самочиние, в крайности, проси Бога о помощи, и Он не оставит тебя в этой борьбе наедине со львами!

К добру мостись, а от худого отпыхивайся.
Русская пословица.

Весь христианский подвиг в том состоит, чтобы вначале пресекать злые помыслы, которые восстают против веры святой и Божиего закона и хотят благочестивое сердце извратить, и не попускать им возрастать и усиливаться.

Познавший бедственное состояние души своей не должен медлить, а скорее от злого обычая отстать, ибо чем более будешь медлить в страстном обычае, тем более он усилится, и труднее от него отстать; также как чем более продолжается болезнь телесная, тем сложнее ее бывает вылечить.
Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружиться.
Преподобный Варсонофий Оптинский (1845-1913).

Какие страсти замечаешь в себе, с теми и борись. Только не одними своими силами, а с Божией помощью, однако, особенное внимание обрати на главную страсть, которая больше тебя борет.
Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Когда душа испытывается в великих испытаниях и разнообразных бедствиях и принимает помощь благодати, стойко претерпевая в надежде на Господа, всякий вид зла в ней понемногу убывает, и тяжкое бремя сопутствующего ей греха сбрасывается...
Преподобный Макарий Великий (IV век).

Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстью усиливает ее, постоянное увлечение страсти порабощает страсти увлекающегося ею.

Навык сначала жестоко противится тому, кто захочет свергнуть иго его, сначала представляется неодолимым; но по времени, при постоянной борьбе с ним, при каждом неповиновении ему, становится слабее и слабее.

Если в продолжение борьбы случится тебе, по какому-либо неожиданному обстоятельству, быть побежденным, не мутись, не впади в безнадежие - снова начинай борьбу…

Милостивый и всемогущий Господь принимает всякого приходящего к Нему, простирает десницу для поддержания немощи нашей. И потому хотя бы ты был весь в злых навыках, как в тяжких цепях, не отчаивайся в получении свободы. Вступи в невидимую брань, сражайся мужественно и постоянно, с великодушием переноси свои побеждения. По временам предоставляет Бог нас самим себе, чтоб мы познали опытом, как мы слабы в нашем одиночестве, и по причине этого познания неотступно держались Бога, Который Един может быть победителем греха в истинно произволяющих узреть в себе грех побежденным.

В духовном подвиге должно преимущественно вооружаться против начальных страстей: последствия их будут уничтожаться сами собой. Отрекшийся от телесных наслаждений, от человеческой славы, от любостяжания, от рассеянной жизни не будет предаваться гневу и печали, не обуяет его ни гордость, ни зависть; беспрепятственно будет он шествовать по пути заповедей Божиих к спасению, к обширному Богопознанию, доступному для одних чистых сердцем.

Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов, получает необыкновенную твердость и силу; напротив того, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать и наконец совершенно извращается.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867).

Страсти подобны собачонкам, которые привыкли быть на мясных рынках и убегают от одного голоса, а если не обратят на них внимания, поступают как самые большие львы. Уничтожай малую похоть, чтобы не питать в себе мысли о силе разжжения ее; потому что временно терпение в малом удаляет опасность в великом. Невозможно преодолеть великого, если не препобедишь маловажного.

Надо прежде труды и поты подъять, потом уже начнут показываться плоды. Условие неложное - не жалеть себя. Не жалеть себя - не значит горы на себя наваливать, а ту же жизнь тянуть, не допуская ослаблений ни в чем.
Позвольте себе записать в памяти, что с минуты пробуждения до закрытия глаз ко сну, все время должно так вести дела, чтобы весь день представлял непрерывную цепь актов самоотвержения и все - Господа ради, перед лицом Его, во славу Его.
Акты самоотвержения не огромное что суть, а идут среди обычных дел житейских и состоят во внутренних решениях и поворотах воли. Они могут быть при всяком слове, взгляде, движении, при всякой мелочи.
Отличительная черта их - не допускать самоугодия и во всем идти наперекор себе (начинаешь ли сердиться или осуждать ближнего, или засматриваться на женщину, или есть лишнее - сейчас же нужно запретить себе).

Когда пьете воду, то вынимаете и малейшую попавшую туда мушку; когда занозите палец, то будь заноза едва видна по малости, вы спешите избавиться от беспокойства, ею причиняемого; когда попадет в глаз порошинка самомалейшая и мутит глаз, вы поднимаете большие хлопоты, чтобы поскорее очистить от нее глаз. Так положите себе законом действовать и по отношению к страстям: с каком бы маленьком виде они не проявлялись, спешите выгнать их, и так безжалостно, чтобы и следа их не осталось.
Как выгонять? Неприязненным к ним движением гнева или рассерчанием на них. Как только заметите страстное, поскорее постарайтесь возбудить в себе серчание на них. Сие серчание есть решительное отвержение страстного.

Серчание, осуждение, неснисходительность, взыскательность… всё это, конечно, не добродетели и умаляют общую добростность вашего нрава. Потому подлежат исключению из списка ваших качеств. Как это сделать? Ищите и обрящете, просите и дастся вам (Лк. 11, 9). Первое: не давать ходу сим движениям, а как покажутся, так их посекать и подавлять, чтобы, где зародились, там и оставались, не выходя наружу. Второе: после всякого обнаружения сих движений кайтесь пред Господом и очищайте сердце. Третье: всякий такой случай обсуждайте и выводите для себя урок, как бы в следующий подобный раз избегать серчания.
Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Три силы сатаны предшествуют всем грехам: первая - забвение, вторая - нерадение, третья - греховное вожделение… Если ум столько будет трезвен, что воспротивится забвению, то он не впадет в нерадение; если не вознерадит, то не подчинится вожделению; если не подчинится вожделению, то никогда не падет, вспомоществуемый благодатью Христовой.
Неизвестный старец, из "Отечника".

Кто помышляет о близости смерти, тот легко укрощает страсти. Кто же надеется долго жить, тот опутывается многими грехами.

Старайся помнить, что Бог взирает на тебя и что открыто пред Ним то, о чем ты размышляешь в тайне сердца. Скажи душе твоей: "ты остерегаешься подобных тебе грешников, чтобы они не увидали тебя в то время, как ты совершаешь согрешение, тем более должно бояться и стыдиться Бога, Который видит сокровенные движения сердца". От такого размышления возбудится страх Божий в душе, и если поступишь под водительство страха Божия, то никакая страсть не будет насиловать тебя.
Преподобный Исаия (IV век).

Страсти отвращать лучше памятованием добродетелей, нежели сопротивлением, потому что страсти, когда выступают из области своей и воздвигаются на брань, отпечатлевают в уме свои образы и подобия. Брань сия приобретает великую власть над умом, сильно возмущая и приводя в смятение помышления. А если поступит по первому, сказанному нам правилу, то не оказывается в уме и следа страстей по отгнании их.
Преподобный Исаак Сирин (VII век).

Всегда отсекайте страсти, пока они еще молоды, прежде чем они укрепятся в вас и станут удручать вас, ибо тогда придется вам много пострадать от них; потому что одно дело вырвать маленькую былинку, и другое — искоренить большое дерево.

Не возмущайся, не приходи в недоумение, когда увидишь в себе действие какой-либо страсти. Когда восстанет страсть, подвизайся против нее, старайся обуздать и искоренить ее смирением и молитвой.
Авва Дорофей (†620).

Более всего мы должны стараться очистить себя от тайных страстей. Мы должны знать, что враг наш диавол различными хитростями старается прельстить нас и посредством добрых дел повергнуть в бездну пороков.
Преподобный Антоний Великий (251-355).

Когда борет тебя страсть чревоугодия, то всеми силами подвизайся Бога ради не давать телу столько, сколько оно требует. И в отношении сребролюбия поступай подобным же образом: пока беспокоит тебя брань, отнюдь не приобретай ничего лишнего, даже до рубашки и глиняного сосуда, и в самых малых вещах подвизайся (против сребролюбия). Когда же, при помощи Божией, победишь сию брань, то приобрети, по Богу, нужное тебе. И при других страстях поступай таким же образом.
Преподобный Иоанн Пророк (VI в.).

Никто не может приобрести мир, не имея других добродетелей, добродетель же не приобретается без исполнения заповедей, а заповедь, в свою очередь, не может исполняться в совершенстве без любви, любовь же не возобновляется без Божественного Причащения. Итак, без Божественного Причащения мы напрасно трудимся.
Прп. Никодим Святогорец (1749-1809) и свт. Макарий Коринфский (1731-1805).

Самое надежнейшее средство искоренить гнездящуюся в нашем сердце стихию дьявола есть животворящие Тайны, которые, быв приняты с верою, боголепно действуют на сердце, гнездилище темной силы, «попаляя греховное вещество, и сжигая страстей терние» (песнь 5-я канона ко Святому Причащению - сост.).

Когда увлекает тебя страсть вражды к брату, представь, как любит нас Бог; когда гордость - представь, как Господь нас ради обнища богат Сый (2 Кор. 8, 9), и как он был кроток и смирен сердцем (Мф. 11, 29); когда скупость - представь яснее, как щедр к тебе Господь, как рука Его никогда не сокращается на дары тебе…

Все делай напротив того, что враг внушает: он внушает ненавидеть обидящих нас - ты люби их; ругающих благословляй, и взимающих твоё не истязуй и с охотой сам отдавай; когда хочешь смеяться - плач; когда находит уныние - старайся развеселиться; когда зависть - радуйся чужому благополучию; когда борет противоречие, непокорность - немедленно запри чувства от всего внешнего и размышляй о едином на потребу...
Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Если тебя палит огнь похоти плотской, противопоставь ему огнь геенский, - и огнь похоти твоей тотчас погаснет и исчезнет. Хочешь ли сказать что-нибудь гнусное, помысли о том скрежете зубов, и страх обуздает язык твой. Желаешь ли сделать какое похищение, послушай, что Судия повелевает и говорит: свяжите ему руце и нозе, и вверзите его во тму кромешную (Мф. 22, 13); и таким образом изгонишь и сию страсть.
Если ты предан пьянству и ведешь жизнь невоздержную, то послушай, что говорил богач: поcли Лазаря да омочит конец перста своего в воде, и устудит язык мой: яко стражду в пламени сем; и не получил помощи (Лк. 16, 24, 25). Часто приводя это на память, ты отстанешь от страсти невоздержания. Если ты любишь увеселения, рассуждай о тесноте и скорбях, имеющих быть там; после этого ты и думать не станешь об увеселениях. Если ты жесток и немилосерден: то почаще припоминай тех дев, которые за то, что погасли их светильники, не были допущены в чертог Жениха, - и ты скоро сделаешься человеколюбивым. Нерадив ты и беспечен? размышляй о судьбе скрывшего талант свой, - и ты сделаешься быстрее огня. Тебя снедает страсть, как бы завладеть достоянием ближнего твоего? Воображай непрестанно тот не умирающий червь, - и легко освободишься и от этой болезни, и все прочие слабости свои исправишь. Бог Ничего не заповедал нам трудного и тяжелого. От чего же кажутся нам тяжкими заповеди Его? - От нашего расслабления. Ибо как самое трудное при нашем старании и ревности делается легким и удобоисполнимым: так и легкое от нашей лени делается тяжким. Рассуждая о всем этом, мы должны смотреть не на то, как одни предаются роскоши и невоздержанию; а на то, каков конец их будет. Но конец их в здешней жизни - гной и утучнение плоти; а в будущей - червь и огнь. Равно должно смотреть не на то, как другие похищают, а на конец их жизни; а их и в этой жизни снедает беспокойство, страх, мучение совести, а в будущей ожидают неразрешимые узы.
Святитель Иоанн Златоуст (†407).

Подобно есть Царствие Небесное семени, еже человек всевает в землю, и семя прозябает и растет, якоже не весть он. Между снятием и жатвой бывает не только дождь, и ветер, и холод, и жар, но и зима. Да сеет человек доброе семя в душе, да поливает, да хранит посеянное и да ожидает милости от Бога, Который един возращает.
Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

Страсти искоренять начинай с самоукорения, познания своих (а не сестринских немощей) и считай себя достойной скорбей. Такая жизнь успокоит тебя.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов) (1824-1894).

Надо терпеливо понуждать себя на всякую добродетель ради Господа, трезвенно следить за всеми своими чувствами, мыслями, делами, надо призывать на помощь Господа Бога, надо прийти в смирение и сознать, что своими делами без Божественной помощи человек ничего не успеет.
Преподобный Никон Оптинский (1888-1931).

Войдите в мысли свои, сколько оных в уме, или в душе вашей пребывает ежеминутно! Для того и должно ежеминутно каяться и говорить: «Господи, согрешила, прости; Господи, даждь ми исправление; Господи, даждь ми мысль благу». Ежели будете примечать свои мысли, воображения, и истреблять худые и стараться насаждать добрые, духовные, то и можете мало-помалу исправить жизнь свою.
Архимандрит Феофан Новозерский (XVIII-XIX вв.).

Что умножает в нас духовную силу? — преодоленное искушение.
Священник Александр Ельчанинов (1881-1934).

Никогда не начинай свою борьбу с того, что ты не можешь сделать, но начинай ее с того, что ты сделать можешь.

Те люди, которые были невнимательными и в мирской жизни приобрели дурные привычки, пусть после своего обращения безропотно терпят брань от врага, не возделывая, однако, злых похотей. Если они станут таким образом подвизаться, то очистятся и достигнут состояния людей целомудренных.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

В этой статье Вы найдёте наставления старца Паисия о страсти. Как избавиться от страстей, похоти и блуда? Ответы – в диалогах со святогорским старцем!

Паисий Святогорец

Как бороться со страстями?

– Когда человек подвизается много лет и не чувствует никакого прогресса, что это означает?

– Если мы не видим преуспеяния в подвиге – значит у нас нет трезвения или Бог не попускает нам идти дальше, дабы мы не возгордились и не повредили себе.

– Геронда, мне кажется, что я с каждым днём станов­люсь всё хуже и хуже, что же со мной будет?

– В духовной жизни есть три этапа. На первом этапе Бог даёт человеку конфеты и шоколад, потому что видит слабость души и её потребность в утешении. На втором -понемногу отнимает Свою благодать в воспитательных целях, чтобы человек осознал, что без Божией помощи он не может сделать даже самого малого. Так в челове­ке рождается смирение и он чувствует необходимость во всём прибегать к Богу. Третий этап – это постоянное ровное хорошее духовное состояние. Ты находишься между вторым и третьим этапами: немного проходишь вперёд, потом забываешь свою немощь, Христос отни­мает благодать, ты остаёшься ни с чем, снова начинаешь ощущать свою немощь и приходишь в себя. Если бы ты мне сказала, что чем дальше продвигаешься, тем лучше становишься, то это бы меня напугало – значит в тебе сидит гордость. Но теперь, когда ты говоришь, что сама себе кажешься всё хуже и хуже, то я радуюсь, потому что вижу, что у тебя всё хорошо. Не бойся: чем дальше чело­век продвигается вперёд, тем отчётливее видит свои не­достатки и несовершенство, а это – прогресс.

– Геронда, может так быть, что Бог меня не слышит, когда я прошу Его избавить меня от страсти?

– Что наш Бог – Ваал? (См.3Цар.18, 26) Бог слышит нас и помогает нам. Может, ты не чувствуешь Его помощи? Но тогда виноват в этом не Бог, а ты сама, потому что своей гордостью про­гоняешь Его помощь.

Если нет опасности, что Его помощь станет поводом к превозношению, то невозможно, чтобы Бог не помог. Благой Бог хочет, чтобы мы избавились от страстей, но если в нас есть гордость или предрасположенность к гордости, то Он не будет помогать, чтобы мы не подумали, что победили их своей силой.

Поэтому, когда мы от всего сердца просим Бога по­мочь нам избавиться от какой-либо страсти и не полу­чаем помощи, тогда сразу должны понять, что за нашей страстью стоит другая, большая страсть – гордость. По­скольку мы не видим гордости, то Бог попускает оста­ваться той страсти, которую видим, например объядению, пустословию, гневу и т. д., для нашего смирения. Когда мы из-за частых падений возненавидим свои страсти, познаем свою немощь и смиримся, тогда полу­чим помощь от Бога и начнём ступенька за ступенькой подниматься вверх по духовной лестнице.

Страсти искореняются легко, пока они “молоды”

– Геронда, вижу, что у меня много страстей.

– Да, страстей в тебе много, но и возраст у тебя моло­дой, и мужество есть, чтобы потрудиться и очистить свой сад от колючек и насадить лилии, гиацинты, розы, а по­том смотреть на всё это и радоваться. Пока ты молодая, страсти у тебя, словно молодые побеги, искореняются легко. И бурьян, и колючка пока не выросли, легко вы­дёргиваются из земли, но когда наберут силу и огрубеют, то вырываются с трудом. И крапива, когда пускает пер­вые листочки, мягкая на ощупь, как и базилик. Можно её спокойно взять в руки, потому что её побеги ещё мо­лодые. Поэтому постарайся искоренить в себе страсти, пока ты молода, если оставить их расти дальше, то потом душу поработят различные похоти, и уже будет трудно от них избавиться.

Люди, которые в молодости не искореняют свои страс­ти, в старости очень страдают, потому что их страсти стареют вместе с ними и переходят в трудноизлечимую привычку. С возрастом человек начинает любить свои страсти, становится более снисходительным к себе, воля ослабевает, и бороться со страстями становится труднее. В молодости человек энергичен и, если он направит эту энергию на искоренение страстей, преуспеет.

Как избавиться от страстей

– Геронда, почему я постоянно страдаю от объедения?

– Потому что здесь у тебя слабое место. Диавол напа­дает на заставу, что послабее, другие – хорошо защищен­ные – он не трогает. “Если мне удастся захватить эту заставу, – говорит он, – то потом одну за одной за­хвачу и другие”. Поэтому слабое место нужно хорошо укреплять.

– Видя свои страсти, я совершенно теряюсь.

– Не теряйся и не робей. Смело одну за другой по­беждай свои страсти, начиная с самой главной. Полезно вначале особо не рассуждать, а брать и истреблять самые грубые, наиболее заметные. И когда начнут засыхать тол­стые корни главных страстей, то вместе с ними станут засыхать и более тонкие корешки. Следовательно, иско­реняя большую страсть, вместе с ней ты искореняешь и другие, поменьше

– Почему, геронда, хотя я постоянно решаю начать серьёзную борьбу со страстями, но так ничего и не делаю?

– Зачем ты берёшься за всё сразу? Страсти, как и доб­родетели, составляют единую цепь. Одна страсть следует за другой, и одна добродетель соединена с другой добро­детелью, как вагоны в составе. Если ты станешь какое-то время бороться с одной страстью и взращивать в душе противоположную этой страсти добродетель, то в конце концов преуспеешь. И вместе с побеждённой страстью избавишься и от других страстей, и в тебе разовьются про­тивоположные им добродетели. Скажем, ты завидуешь. Если ты будешь бороться против зависти, возделывать в себе любовь, доброту, то, победив зависть, одновременно освободишься от гнева, осуждения, злобы, печали.

– Геронда, а страсти или дурные привычки лучше от­секать сразу или избавляться от них постепенно?

– Лучше, если можешь, отсечь их сразу – иначе они бу­дут расти. Здесь ждать не надо. Когда человек переходит ручей, особенно зимой, то старается перебежать на дру­гой берег как можно быстрее, чтобы не замёрзнуть. Если перебежит быстро, то замёрзнуть не успеет. Кони, когда их привязывают, одним резким движением обрывают узду, так и при искушении – обрывать узду надо резко.

– Геронда, авва Исаак Сирин говорит “Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, что­бы не принимать их в себя”. Может бесстрастный чело­век смущаться страстями?

– Может, но что бы диавол ему не подбрасывал, всё это сгорает в божественном огне, который в подвижнике воспламенился. Диавол не прекращает искушать челове­ка, но, если человек не принимает вражеских внушений, тогда сердце его очищается и в нём поселяется Христос. Его сердце превращается в пещь, в “купину неопальную” (См. Исх. 3, 2-3), и что бы потом ни попало в сердце – всё сгорает.

Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями

– Геронда, может ли только одна благодарность Богу подвигнуть нас на борьбу со страстями?

– Одной благодарности к Богу недостаточно, необхо­димо ещё благое произволение, признание собственной греховности и усердный подвиг.

– Память смертная помогает внутреннему деланию?

– Да, очень помогает. Если мы имеем смертную память с надеждой на Бога, то познаем суетность этого мира и получим духовную помощь. Поэтому нужно приводить на ум Суд Божий и не забывать, что нам предстоит дать ответ в своих нераскаянных грехах. “Что я делаю? По­чему живу так нерадиво? Если я сейчас умру, то что со мной будет? Разве я заключил договор со смертью? Ведь умирают и большие и малые”. Если я буду думать о том, что Бог вскоре может меня призвать к Себе, то грешить не буду.

Чтобы страсти умерли, мы должны думать о смерти, о будущем Суде и показать усердие ко Христу, Который много пострадал, чтобы нас искупить. Борьба со страс­тями – это постоянное сладкое мученичество за соблю­дение заповедей ради любви Христовой. Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями и оскор­бить Христа

– Геронда, мне тяжело бороться.

– Занозу и то больно из пальца вытаскивать, а выдер­гивать из себя страсть намного больнее! Знай ещё, что когда человек старается отсечь какую-нибудь страсть, то искушение ставит на пути его препятствия, и человек страдает, как страдает бесноватый, когда его отчиты­вают, потому что в этот момент идёт борьба с Диаволом. Но потом бесноватый освобождается.

Очищение себя не происходит автоматически, без труда, нажатием кнопки. Страсти отсекаются не сразу, как ствол дерева не перепиливается одним движением Пилой работают долго, пока не пропилят весь ствол на­сквозь. Но и на этом работа не заканчивается. Чтобы бревно стало мебелью, сколько нужно труда! Сначала нужно бревно распилить на доски, затем их будет долго обрабатывать мастер, делая из них нужную мебель.

– А если я не понимаю, что этот труд необходим?

– Тогда останешься пнём и тебя бросят в огонь.

Нужно сажать, чтобы Бог возрастил

– Геронда, каждый день я говорю: “С завтрашнего дня начну молиться и исправляться”, но всё остаётся по-прежнему.

– Поставляй впереди Бога, говори так: “Силой Божией я буду стараться исправиться”, тогда Бог по­может. То, что ты хочешь исправиться, означает, что принимаешь помощь. Просишь у Бога помощи – и Он призирает на тебя. Делаешь то немногое, что можешь сделать, и так идёшь вперёд. Кто из людей, видя, как маленький ребёнок своими ручками старается сдви­нуть с места большой камень, не подбежит к нему, чтобы помочь? Так и Бог, видя твоё небольшое усилие, поможет тебе победить.

Некоторые, хотя сами не прилагают никаких усилий к исправлению, говорят. “Христе мой, во мне есть такие-то страсти. Ты можешь меня от них избавить. Избавь меня от них!” Как тут Бог сможет помочь? Чтобы Бог помог, нужно, чтобы сам человек постарался. Есть некоторые вещи, которые должен сделать сам человек, чтобы потом Бог послал Свою помощь. Не бывает так, чтобы человек получил помощь, если он сам не желает себе помочь.

Иногда мы пытаемся стяжать благодать и дары Бо­жий каким-то магическим способом Думаем, что без борьбы приобретём какую-нибудь добродетель и даже станем святыми. Но, чтобы Бог что-то дал, мы должны поусердствовать. Как Бог нам может что-то дать без на­шего труда? В тропаре как: сказано? “Пустыни бесплодное возделал еси” (Из тропаря преподобному, ин тропарь, глас 8-й). Бог даёт дождь, размягчает землю, но мы должны “обрабатывать” своё поле. Земля готова, но нужно пустить лемех по полю и его засеять. И тогда что посеем – то и пожнем Если не пахать, то как сеять? А если не посеем, то что будем жать?

Поэтому не надо спрашивать, что Бог может сделать, но надо себя спрашивать, что я могу сделать. В банке у Христа проценты очень высокие. Но если у нас нет счёта в этом банке, то как нам получить оттуда деньги?

Печатается по изданию: Старец Паисий Святогорец.
Страсти и добродетели. М., Святая гора”, 2008

Паисий Святогорец - Как избавиться от страстей



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: