Из чего состоит шелковая ткань. О шелке

Шёлк - это натуральная ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Шелк имеет мягкую структуру и блеск, который получается от отражения солнечного света благодаря треугольной структуре волокна.

Родина шёлка - Китай. В Китае шелк считался ценным товаром и экспортировался в страны Европы. Технология производства шелка держалась в секрете, а за разглашение тайны можно было лишиться жизни. Но спустя время тайна была раскрыта. На сегодняшний день Китай производит 50% шелка, это самый большой процент по сравнению с другими странами.

Гусеница шелкопряда питается зелеными листьями тутового дерева, поэтому шелководства развито там где растут тутовые деревья. Перед превращением в куколку, шелкопряд выделяет своими железами нить шёлка. Коконовая нить состоит из 2-х склеенных шелковин. Длина шёлковых нитей бывает от 800 метров до 1000 метров. Гусеница в коконе превращается в бабочку через 2-2.5 недели. Кокон собирают на 7 день и отправляют на первичную обработку. Шёлк получаемый гусеницей шелкопряда плотный и лёгкий. Коконная нить имеет разную длину и может достигать 15000 м, но однородная ее часть из этой длины получается только 600-900 м. Шелк впитывает влагу 10.5%.

Шёлковые нити могут иметь разные цвета: белый, кремовый, сливочный, розовый, зеленоватый. Но в промышленности ценным считается белый цвет, поэтому разводят породы шелкопряда производящие нити белого цвета.

Свойства шёлка

Шёлковые волокна считаются по свойствам лучше шерстяных. Шёлк стойкий к кислотам, щелочам и органическим растворителям. Растворяется только в концентрированной щелочи при кипячении. Теряет прочность при высокой температуре 110 градусов и при попадании прямых солнечных лучей. При горении дает запах паленого волоса, если убрать волокно из пламени, то горение прекращается.

Шёлк имеет положительные свойства:

  • воздухопроницаемый
  • быстро впитывают и отдаёт влагу
  • имеет красивый блеск
  • износостойкий
  • мягкий, хорошо драпирующийся
  • приятный телу

К недостаткам можно отнести большую усадку ткани, соблюдение осторожности при стирке шёлковой ткани и способность потери яркости красок.

Виды шёлка

Ассортимент шёлковых тканей получают благодаря разным видам волокон, разным переплетениям нитей и способов обработки и различаются по внешнему виду и своим свойствам. Ткани могут быть мягкими или более жёсткими, плотными или прозрачными, тяжёлыми и лёгкими.

Шёлковые ткани отличаются по внешнему виду, они бывают: отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестротканые, тисненные, с блестящими рисунками, узорами и так далее.

Изделия из шёлка

Шёлковые ткани используют для пошива женской одежды - это летние платья, пижамы, рубашки, блузки, нижнее бельё. Также используют шёлковые ткани для пошива платков и шарфов. Из шёлка изготавливают постельное бельё и шторы.

Уход за одеждой из шёлка

Не смотря на свои положительные качества и износостойкость к швейным изделиям из шёлка следует относиться бережно.

Стирка

Шёлковые изделия следует отдавать в химчистку, так как шёлк не боится химии, но если вы решили постирать швейные изделия, то выбирайте деликатную стирку. Поскольку шёлковая ткань даёт усадку и имеет свойства терять цвет, руками стирать не рекомендуется. Можно замочить в мягком стирающем средстве, сполоснуть и оставить без отжима на высыхание. Температура воды при стирке не выше 30 градусов. Никаких отбеливателей и отжимов.

Сушка

Сушить следует при комнатной температуре в дали от батарей и нагревающихся приборов. Также не рекомендуется сушить на открытом солнце, шёлк теряет свою прочность при попадании на него прямых солнечных лучей.

Утюжка

Утюжить шёлковые изделия следует утюгом при невысокой температуре предназначенной для деликатных тканей. Ткань можно утюжить как сухую так и увлажнённую. Влаги нужно минимальное количество.

Хранение

Хранить одежду из шёлка следует в чехлах для одежды из воздухопроницаемой ткани, это нужно для того, чтобы шёлковая ткань имея способность забирать влагу с окружающей среды не заплесневела в синтетическом чехле. Можно платья хранить и без чехла на вешалке в полной темноте, чтобы не выцвели краски.

Сегодня совокупное производство шелковых тканей, уступает по объему лишь производству тканей из хлопчатобумажных нитей. При этом нужно понимать, что современный шелк изготавливается не только из натурального сырья, но и из химических или смесовых волокон, а доля аутентичной продукции на рынке незначительна и составляет всего 2-3% от общего объема.

Из чего делают шелковые ткани

Шелк ткут из натуральных, искусственных и синтетических нитей. Две последние разновидности можно объединить в одну группу – химическую. Натуральная ― элитная и дорогая шелковая ткань с большим количеством преимуществ, которыми не обладают ее химические аналоги, это:

  • Высокая гигроскопичность. Способность впитывать влагу до половины своего веса и быстро высыхать.
  • Гипоаллергенность. Не накапливает пыль, не электрилизуется, не вызывает аллергии, препятствует размножению микробов и нейтрализует неприятные запахи.
  • Отличная терморегуляция. Под такой одеждой в любую погоду сохраняется комфортная для человека температуру тела.
  • Воздухо — и паропроницаемость. Несмотря на высокую плотность изделия из природных волокон прекрасно пропускают воздух и водяные пары, обеспечивая оптимальные условия для жизнедеятельности организма человека.
  • Долговечность и износостойкость. Ткань шелк служит долгие годы без потери качества. Она устойчива даже к воздействию уксуса и спирта. Повредить ее можно только концентрированным раствором щелочи или кислоты или постоянным нахождением на солнце.
  • Пожаробезопасность. При попадании искры не горит, а лишь медленно тлеет, распространяя вокруг запах горелых перьев.

К недостаткам изделий из природных белковых волокон можно отнести:

  • высокую стоимость;
  • большую (до 5%) усадку;
  • плохое держание формы;
  • низкую термоустойчивость;
  • сложность при пошиве (сыпучесть, перекашивание).

Особенности производства

Производство шелка очень трудоемкий процесс, поэтому на протяжении веков проводились эксперименты для создания его синтетического аналога. Первые размышления на эту тему прослеживаются в труде известного английского естествоиспытателя Роберта Гука, изданном в далеком 1667 году. Чуть позже начинания Гука получили дальнейшее развитие в идеях его французского коллеги Рене Реомюра. А спустя столетие, в 1842 году немецкий изобретатель и фабрикант Людвиг Швабе представил миру прототип первой машины по производству химической нити. Прошло еще 13 лет после этого события, и в Англии был запатентован способ трансформации тутовой целлюлозы с применением серной и азотной кислоты. Дальнейшие эксперименты и практические разработки доказали на практике свою состоятельность, приведшую к тому, что все производимые сегодня виды шелковых тканей почти на 97% искусственные или синтетические.

Искусственные нити изготавливают из соединений целлюлозы. Волокна из этого природного, возобновляемого источника сырья больше всего соответствуют гигиеническим стандартам. В настоящее время существует три вида волокон сделанных из высокомолекулярной целлюлозы, имеющие разные сравнительные характеристики:

  1. Вискозные.
  2. Ацетатные.
  3. Триацетатные.

Помимо вышеперечисленных искусственных типов волокон, существуют и синтетические разновидности: полиамидные (например, капрон, анид, эпан) и полиэфирные (например, лавсан). Главными их недостатками считаются низкая гигроскопичность и повышенная электризуемость.

Почему химические аналоги натурального материала называют шелком?

Устоявшееся обозначение – шелковая ткань, уже никого не смущает, даже если покупатель приобретает изделие, являющееся результатом достижений химической промышленности. Но все же в идеале так можно называть только материал, сделанный из белковых нитей кокона гусеницы шелкопряда: тутового или дубового. А все остальные разновидности было бы правильнее именовать подделками, тогда не будет необходимости добавлять к настоящему шелку слово-приставку – натуральный.

Если подходить к вопросу принадлежности того или иного материала к шелку с позиции химии, то сразу становится очевидным их различие в молекулярной структуре. А если попытаться лабораторно синтезировать протеиновую структуру продукта жизнедеятельности уникальной бабочки, то на выходе может оказаться идентичный материал, стоимость которого, многократно будет превышать цену на натуральное сырье.

Нельзя объединить весь ассортимент этого вида тканей и по плетению. Существует огромное количество разновидностей, полученных с применением разных способов переплетения. Например, атлас, характеризуется атласным плетением, саржа – саржевым и т.д., но все эти ткани относятся к шелковым.

И все же почему все эти виды объединены в одну большую группу? Попытаемся разобраться в этом вопросе последовательно. На первое место можно поставить эстетическую составляющую на основании зрительного восприятия (например: я вижу – это из шелка). В качестве второго критерия связи можно поставить тактильное восприятие потребителем того или иного вида (например: на ощупь я чувствую, что это шелковая вещь). Рассмотренные аспекты, являются объединяющими факторами для всех сегментов шелковых групп и связанных подгрупп в независимости от того, из чего вырабатывается материал.

Подытожим. Цветовое оформление, блеск или матовость, эластичность, упругость, переливчатость, жесткость или мягкость и другие характеристики, будут теми условиями, что объединяет шелковые ткани по эстетическим критериям, то есть объединение следует искать в потребительских (ассоциативных) свойствах этой большой группы.

Виды шелковых тканей

Шелковые полотна производятся различными способами переплетения. Наиболее популярные из них:

  • атласное;
  • саржевое;
  • полотняное;
  • мелкоузорчатое;
  • крупноузорчатое.

Важным признаком всех этих разновидностей является приятный глазу благородный блеск.

По волоконному составу их делят на изделия из нитей:

  • натуральных;
  • искусственных;
  • синтетических;
  • смесовых.

Смесовый материал ― это необязательно смесь природных и химических волокон. Он может состоять и из только натуральных волокон, но разного происхождения. Например, в последнее время при пошиве костюмов и платьев очень популярна ткань шерсть с шелком в процентном отношении 60/40.

Все эти группы в свою очередь можно разделить еще и на подгруппы по фактуре:

  • креповые;
  • гладьевые;
  • жаккардовые;
  • ворсовые.

А также на подгруппы по назначению:

  • специального назначения;
  • штучные (покрывала и скатерти);
  • технические;
  • плащевые и курточные;
  • декоративные;
  • для текстильной галантереи;
  • подкладочные;
  • сорочечные;
  • платьево-костюмные;
  • платьево-блузочные.

Креповые ткани

К креповым относятся виды шелка, изготовленные с применением правой или левой креповой крутки в основе или утке. Такая крутка обеспечивает материалу шероховатость, мелкозернистость, подвижную структуру и драпируемость, а также хорошее растяжение и эластичность. Что касается переплетения, оно может быть как крепополотняным, так и чисто креповым.

Наиболее распространенные виды креповых материй это:

  1. Креп-шифон или шелк шифон – мягкая, полупрозрачная и легкая шелковая ткань из двух — или трехнитчатого крепа.
  2. Креп-жоржет – тонкая шелковая ткань, не настолько прозрачная, как креп-шифон, более блестящая, чем креп-сатин, сделанная из трех — и четырехнитчатого крепа.
  3. Креп-гофре – тонкий шелк, произведенный из креп-жоржета или крепдешина, отличается «жатой» поверхностью, достигаемой использованием уточных нитей с разной креповой круткой.

К полукреповым видам, в первую очередь, можно отнести тонкий шелк крепдешин. В его основу входит шелк-сырец (метакса), обеспечивающий данному материалу привлекательный глянец, а полотняное переплетение дает ему устойчивость структуры, эластичность и драпируемость. Изделия из крепдешина обладают пониженной сминаемостью, что обеспечивает практичность носки.

Так же к полукрепам относится такая плотная и тяжелая шелковая ткань, как креп-сатин и очень похожий на него внешне креп-атлас. Они отличаются гладкой лицевой поверхностью и мелкозернистой изнанкой и атласным плетением с креповым кручением нитей утка. Используются, повсеместно: от одежды для ежедневной носки, вечерних платьев и пеньюаров до скатертей, чехлов, штор и сценических жалюзи.

К полотнам репсового плетения относится креп-марокен, с очень сильно скрученной нитью в основе. Обладает хорошей износоустойчивостью и прочностью, рельефной текстурой и шероховатостью. Из него шьют повседневные и вечерние платья и костюмы. Еще один представитель репсового плетения, разновидность крепдешина ― файдешин с повышенной структурной плотностью, отчего его лицевая сторона без явного поперечного рубчика. Из нее также шьют одежду и иногда шторы.

Гладьевые ткани

Как и вышеперечисленные материалы они очень разнообразны по своему волоконному составу. Шелковая гладкая блестящая ткань может быть:

  1. С вискозной основой и ацетатным утком.
  2. С ацетатной основой и вискозным утком.
  3. С вискозной основой и триацетатным утком.
  4. С триацетатной основой и вискозным утком.

Полотна гладьевой подгруппы объединяют такие общие свойства как гладкая поверхность и невысокая плотность. Они изготавливаются полотняным, саржевым, атласным или мелкоузорчатым плетением из метаксы слабой пологой крутки, не дающей крепового эффекта. В перечень гладьевой подгруппы входят фуляры и туали, в основе которых находится метакса, а уток представляет собой нить с невысокой степенью кручения. Представители этой группы схожи по виду с хлопковыми, но более мягкие и блестящие.

Самые популярные гладьевые разновидности это:

  • Атлас — сатин или мокрый шелк – переливчатая шелковая ткань атласного плетения с блеском на лицевой стороне и матовой изнаночной частью. Хорошо драпируются.
  • Шелк-полотно – плотная шелковая ткань с мягким блеском и минимальной прозрачностью. Внешне схож со штапельным полотном, но обладает меньшей сминаемостью.
  • Муслин – тонкая, прозрачная шелковая ткань с переливами из нитей среднего (муслинового) кручения. Имеют приятный внешний вид, но имеют один недостаток – раздвигаемость нитей.
  • Шифон – тонкая и легкая шелковая ткань. Бывает как с гладкоокрашеным, так и набивным рисунком. Чаще всего используется для пошива блузок и платьев.
  • Туаль, фуляр – оба вида выполнены полотняным плетением и отличаются мягкостью и легкостью. Причем фуляр незначительно легче туаля.

Мокрый шелк в свою очередь тоже делится на несколько разновидностей: дюпон, шармез и фай ― с разной степенью блеска и разной плотности, используемые преимущественно для пошива роскошных вечерних нарядов и эксклюзивного постельного белья.

Жаккардовые ткани

Эта подгруппа отличается высокой декоративностью. Жаккардовое плетение придает материалу объем за счет всевозможных цветовых переливов от светлого к темному. А блеск, которым отличается эта переливчатая шелковая ткань с узорами, добавляет зрительному образу эффект металлизированной поверхности. Рисунки на жаккарде могут быть разными: цветочными, геометрическими, двухцветными, многоцветными. Дополнительными вкраплениями усиливаются контрасты фактуры, и подчеркивается рельеф.

Ассортимент жаккардовой подгруппы не очень большой. Сырьем для нее служит преимущественно ацетатное и триацетатное волокно. Жаккардовые полотна очень плотные, на ощупь жестковатые и отличаются одним очень хорошим качеством – не требуют значительных сил при уходе за ними. Области применения: нарядная и повседневная одежда, сценические костюмы, всевозможный домашний текстиль.

Ворсовые ткани

Ворсовые материалы отличаются повышенной декоративностью и нарядностью. Они очень не просты в обработке и работа с ними требует особых профессиональных навыков, включающих правильное раскладывание лекал и тщательность при обрабатывании швов. К главным критериям качества материала этой подгруппы можно отнести плотное и прочное крепление ворса, отсутствие недочетов в рисунке и его выразительность.

К ворсовым разновидностям относятся:

  • платьевой бархат – ворс сплошной, с устойчивым вертикальным расположением, достаточно плотный, небольшой. Чаще всего он гладкоокрашенный, реже встречается с набивным рисунком;
  • велюр-бархат – плотная материя с гладким, немного наклоненным вискозным ворсом длиной 2 мм. Такой бархат намного тяжелее платьевого;
  • вытравной велюр-бархат – ворс вискозный, не сплошной, а выполненный в отдельных участках полотен с учетом рисунка.

Как отличить натуральный текстиль от искусственного и синтетического аналога

Отличить натуральный материал от искусственного, в отличие синтетических аналогов, которые не являются природными, а существуют лишь в виде сложных химических соединений порой очень сложно. Кроме как положиться на личные ощущения, которые порой обманчивы, или использовать нехитрый способ проверки на горение, возможности выявить различие у обычного покупателя, просто нет.

Присмотреться следует к следующим признакам:

  • Синтетика более жесткая, не дает усадку, сильно электризуется, не впитывает жидкость, и несмотря на то, что синтетическая шелковая ткань тоже с переливами, они имеют более «резкий» блеск. При сожжении нити плавятся с характерным «пластмассовым» запахом.
  • Искусственный шелк не такой эластичный, как натуральный и сильнее мнется. На последнем признаке базируется органолептичекий метод сравнения: необходимо сильно сжать скомканный кусочек отреза в кулаке и выдержать несколько секунд, после чего расправить и посмотреть на результат. Полотна из целлюлозы, прошедшие для придания естественного блеска мерсеризацию, оставляют четкие заломы. Еще один способ – поджечь нитку «исследуемого» образца. Искусственная материя будет гореть «как бумага», ровным не прекращающимся горением, с соответствующим бумажным запахом.
  • Настоящий шелк приятен на ощупь и настолько гладок, что при подвешивании на руку, буквально «стекает» с нее. При прикладывании к коже он не вызывает дискомфорта: быстро нагревается до температуры тела, создавая эффект присутствия «второй кожи». Подобное качество проявляется из-за того, что натуральные нити являются протеиновым продуктом жизнедеятельности насекомого и не «чужеродны» для рецепторов нашей кожи. При поджигании природное волокно тлеет и при обычных условиях не способно самостоятельно гореть без внешних источников (быстро «скидывает» пламя). Во время тления «издает» слабый запах горелой шерсти или волос. После сгорания остается запекшийся комок, легко перетираемый пальцами.

Уход за шелковыми изделиями требует отдельного, индивидуального описания по причине «разношерстности», используемого для ее изготовления сырья.

[Оценивших: 3 Средняя оценка: 3.7]

Введение. Нет, пожалуй, на свете женщины, которая не хотела бы иметь в своём гардеробе как можно больше вещей с надписью на этикетке-составнике: «Шёлк 100%».
Это и не удивительно, так как шелковая ткань обладает уникальными эстетическими и потребительскими свойствами, которые не может повторить ни один из видов натуральных и синтетических материалов.

Что же такое шёлк?
Шелковой тканью называют полотно, получаемое из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Нити эти чрезвычайно тонкие - их толщина колеблется от 20 до 30 микрометров (для сравнения: диаметр человеческого волоса составляет 80-110 микрометров). Благодаря малой толщине шелковых нитей, ткань, сотканная из них, получается очень мягкой и струящейся. Кроме того, шелковые нити имеют треугольное поперечное сечение, что позволяет им, подобно призме, преломлять свет, в следствие чего ткань приобретает красивое переливание и блеск.
Шелковые ткани весьма дороги, что обусловлено высокой трудоёмкостью получения сырья для их изготовления. Вкратце это процесс таков.
Гусениц шелкопряда, находящихся внутри кокона, умертвляют высокотемпературным паром, после чего коконы помещают в кипящую воду и вываривают, чтобы растворился белковый клей, скрепляющий витки шелковой нити. Затем вручную находят концы нитей и разматывают каждый кокон, соединяя концы нитей из разных коконов и сматывая их на одну шпулю. Полученный таким образом шелк-сырец скручивают в нить, пригодную для ткачества, и уже из таких крученых нитей на ткацком станке изготавливают шелковое полотно.

© Типография «Два клёна», 2017.
При перепечатке ссылка на сайт обязательна.

Шёлк – мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Изначально шёлк происходил из Китая и был важным товаром, который доставлялся в Европу по Шёлковому пути. Толщина волокна – 20–30 микрометров. Длина шёлковой нити (шелковины) из одного кокона достигает 400–1500 м. Нить имеет треугольное сечение и, подобно призме, преломляет свет, что вызывает красивое переливание и блеск.

В настоящее время крупнейшим производителем шёлка является Китай (около 50 % всего мирового производства). Индия производит около 15 % мирового шёлка, за ней следуют Узбекистан (около 3 %) и Бразилия (около 2,5 %). Значимыми производителями также являются Иран, Таиланд и Вьетнам.

История

Легенды о появлении шелка в Китае

Шелк – продукт жизнедеятельности тутового шелкопряда, свивающего вокруг себя прочный кокон. Но кто же первым (или первой) догадался расплести этот кокон и свить нить, а затем выткать ткань? В Китае сложено немало легенд на сей счет. Наиболее известная из них связывает появление шелководства с Лэй-цзу, старшей женой мифического императора Хуан-ди, который, как утверждают традиционные источники, правил Поднебесной с 2698 по 2598 год до н. э.

Однажды молодая женщина пила чай в саду, под тутовым деревом. И в чашку случайно упало несколько коконов шелкопряда. Она стала их вынимать, коконы стали разматываться в длинную нить. Тогда Лэй-цзу стала срывать остальные коконы, висевшие на дереве и разматывать их. Из полученных нитей она выткала ткань и сшила одежду своему супругу. Хуан-ди, узнав об этом открытии, усовершенствовал методы разведения шелкопрядов и производства шелка. Так появилось шелководство и шелкоткачество.

Благодаря своему открытию Лэй-цзу также стали именовать Силин-чи – Владычицей шелкового червя и она стала считаться богиней-покровительницей шелководства. До сих пор в начале апреля в провинции Чжэцзян проводятся празднества в честь Лэй-цзу.

Согласно другой легенде, наиболее фантастичной, некогда жили отец с дочерью, и у них был волшебный конь, который не только мог летать в небесах, но и понимал человеческий язык. Однажды отец ушел по своим делам и пропал. Тогда его дочь дала клятву: если конь сможет найти ее отца, то она выйдет замуж за этого коня. Конь нашел отца, и они вместе вернулись домой. Однако когда отец узнал об этой клятве, он был шокирован, и чтобы не допустить этого брака, убил ни в чем не повинную лошадь. Но когда они стали свежевать тушу, кожа коня неожиданно подхватила девушку и унесла прочь. Они летели и летели, и, наконец, опустились на тутовое дерево. И в тот момент, когда девушка коснулась ветвей, она превратилась в шелкопряда. Она выпускала из себя длинные и тонкие нити, которые выражали ее чувство разлуки с любимым конем.

Еще одна легенда гласит, что женщины Древнего Китая совершенно случайно обнаружили шелк. Они собирали плоды с деревьев и наткнулись на странные фрукты белого цвета, слишком твердые для еды. Тогда они стали варить их, чтобы размягчить, но они едва ли годились для еды. В конце концов, женщины потеряли терпение и стали бить их толстыми палками. И тут-то и были открыты шелк и шелкопряды. Оказалось, что белый фрукт был не чем иным, как коконом тутового шелкопряда!

История производства шелка

Существующие легенды – лишь красивые предания старины. Согласно археологическим данным, свойства шелкопряда и секрет изготовления шелка были известны уже 5 тысяч лет тому назад. Так, во время археологических раскопок в различных районах на территории Китая в культурных слоях III тысячелетия до н.э. находили фрагменты коконов шелкопряда.

Первые шелковые ткани были весьма редки и дорогостоящи, поэтому их носили только правители и члены их семьи. По всей вероятности, внутри дворца они облачались в белые одежды, а на торжественных выходах – в желтые. С расширением производства шелк постепенно стал доступен двору, а затем и более широким слоям населения.

Постепенно в Китае зародился настоящий культ шелка. В старых китайских текстах упоминается о жертвоприношениях Богу шелкопряда, а также о священных тутовых рощах и почитании отдельных тутовых деревьев.

Изготовление шёлковой ткани

Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс, используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань.

Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина, красящих и жировых веществ); крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья – декатировка – обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Виды шелка


Отличие натурального шелка от искусственного

«Поддельный шелк» ткут из нитей, полученных из целлюлозных материалов.
От настоящего отличается меньшей износостойкостью, не стимулирует регенерационных процессов, отсутствием способности отпугивать вредных насекомых, склонностью к электризации.

Как определяют искусственный шелк:

  • не имеет переливчатого блеска, искусственная ткань «светится» тускло;
  • в отличие от полиэстровых тканей, даже гладкий вид шелка имеет некоторые погрешности на поверхности;
  • шелк-холодок ткут из нитей искусственного происхождения;
  • шелковые нити растворяются в теплом 10% растворе щелочи;
  • подожженные искусственные волокна издают запах горящего пластика или древесины;
  • при сжатии в кулаке образуются заломы с четкими линиями.

Свойства шелка

  • Натуральный шелк обладает уникальным приятным умеренным блеском, который не исчезает с годами. В лучах солнца шелковая ткань будет сверкать и переливаться, играя различными оттенками в зависимости от угла падения света.
  • Шелк отличается высокой гигроскопичностью (все шелковые ткани впитывают влагу, равную по количеству половине собственного веса и при этом очень быстро сохнут).
  • Внешний вид нитей: белые, слегка кремовые, гладкие, длинные (около 1000м), тонкие, мягкие.
  • Толщина элементарной нити – 10-12 мкм, комплексной – 32мкм.
  • Шелк настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.
  • Шелк обладает хорошими механическими свойствами: разрывное напряжение – порядка 40 кгс/мм? (1 кгс/мм?=107н/м?); разрывное удлинение 14–18%.
  • Во влажном состоянии разрывное напряжение падает на 10%, разрывное удлинение растет на 10%.
  • Шелк малоустойчив к действию щелочей (в 5%-ном растворе NaOH быстро разрушается); более устойчив к действию минеральных кислот. В обычных органических растворителях не растворяется.
  • Шелк не тянется и не дает усадку
  • Шелк прекрасно драпируется. Это свойство позволяет использовать шелк не только для создания одежды практически любых форм, но и для штор, постельного белья и др. предметов домашнего интерьера
  • К действию света устойчивость шелка невелика. При попадании прямых солнечных лучей разрушение шелка происходит быстрее, чем у других натуральных волокон.
  • Особенности горения: горит медленно, при вынесении из пламени горение само затухает, присутствие слабого запаха жженого волоса, продукт горения – черный пушистый хрупкий пепел.
  • Получение шелка связано с большими трудовыми затратами, что делает его одним из наиболее дорогих текстильных материалом.

Применение

Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Отделка интерьеров

В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.

На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.

Пошив одежды

Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.

Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.

Домашний текстиль

Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.

Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.

Медицина

Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.

Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.

Рукоделие

Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.

Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.

Уход

Чтобы шёлковое изделие служило долго и много лет радовало вас своей красотой, необходимо соблюдать простые правила:

  1. Стирать шёлковые платки (шарфики и др. изделия) нужно вручную, в теплой (30-40 градусов) воде, причём без предварительного замачивания, без отбеливателей.
  2. Для стирки использовать мягкие моющие средства для шелка (типа Ласка), нейтральный шампунь или детское мыло. Налейте воды в тазик, добавьте пару капель (много не нужно) моющего средства, взболтайте его до пены. Только после этого опускайте шёлк в воду.
  3. При стирке и полоскании шёлк не рекомендуется тереть руками, т.к. ткань очень нежная и от сильного давления может потерять свою красоту. Поболтайте ткань в мыльном растворе пару-другую минут, несколько раз поднимите её из воды и опустите вниз. После таких несложных движений в мыльном растворе шёлк можно полоскать в прохладной воде. При этом при первых стирках возможно незначительное окрашивание воды. Не пугайтесь! Если вода осталась такая же прозрачная, но чуть-чуть окрасилась, изделие цвет не теряет. Это выходят излишки краски из очень ярких изделий.
  4. Для освежения цвета шёлк желательно полоскать в прохладной воде с добавлением уксуса (2 ст. ложки на 10 л воды). Вода должна быть слегка кисленькой. Но можно этого и не делать. Полощите шёлк и сливайте воду до тех пор, пока не останется пены.
  5. Отжимать шёлк надо бережно, без выкручивания. Не забывайте, что шёлк, даже атласный – очень нежная и деликатная ткань! Сжимайте её, зажав между двумя руками, пока не перестанет течь вода. После этого – можно отжать в чистом полотенце.
  6. Сушить шёлк лучше в расправленном виде, вдали от отопительных приборов, чтобы не образовались складочки, которые потом придётся снова намочить, чтобы разгладить. Исключение – шёлк, окрашенный способом шибори, когда ткани специально придают фактурность. После заключительной стирки её скручивают жгутом (не сильно) и сушат, не разворачивая.
  7. Гладить шёлк лучше всего пока он влажный, т.к. шёлк разглаживается лучше во влажном состоянии максимально горячим утюгом в режиме «хлопок». Натуральный шёлк температуры не боится и не расплавится, как искусственные (вискоза и ацетат) или синтетические (полиэстер и капрон) ткани. С изнаночной стороны в режиме «шёлк» нужно гладить также изделия, окрашенные акриловой краской и имеющие контурный (выпуклый) рисунок. Для надёжности их лучше гладить через тонкую хлопковую ткань.
  8. Избегайте попадания на шёлковые изделия химических средств (духи, крем, лак для волос, дезодорант). От этого краски могут потерять яркость или даже обесцветиться. Чтобы этого не произошло, повязывайте платок (шарф) после того, как парфюмерия высохнет.
  9. Пятна от пота и другие сильно загрязненные места аккуратно протрите спиртом.

  1. На изготовление 500 граммов шелка нужно около 3 тысяч коконов тутового шелкопряда. Для формирования мотка шелковой нити весом 250 грамм требуется 12 часов работы.
  2. Шелковая нить обладает потрясающей прочностью, она выдерживает сильное давление и очень крепка на разрыв. Не так давно было установлено, что 16 слоев шелка выдерживают пулю из Магнума 357 (со свинцовым сердечником).
  3. В изделиях из натурального шёлка не заводится пылевой клещ. Этому свойству шёлк обязан серицину. Серицин, шёлковый клей, вязкий белок натурального шёлка. Большая его часть вымывается при обработке (промывке) шёлка в горячей воде, но то что остаётся, достаточно для того, что бы противостоять появлению пылевого клеща. Благодаря этому натуральный шелк абсолютно гипоаллергенен.
  4. Отличить натуральный шёлк от не натурального можно с помощью теста «на горение». Как и в случае с шерстью, от горящего шелка исходит неприятный запах, а если убрать источник огня, материал прекращает гореть, а сама нить затем рассыпается в пепел.
  5. 80% всего производимого шелка в мире принадлежит Китаю.
  6. Более трех тысяч лет Китай хранил тайну этого удивительного материала, а любая попытка вывезти коконы шелкопряда из страны каралась смертной казнью. По преданию, только в 550 году нашей эры два бродячих монаха в своих посохах выдолбили небольшие отверстия, куда и спрятали личинки тутового шелкопряда. Так шелк попал в Византию.
  7. В Индии шелк появился благодаря хитрости индийского царя, посватавшегося к китайской принцессе и в качестве приданого потребовавшего семена тутового дерева и личинки шелкопряда. Не в силах отказать жениху, принцесса спрятала семена и личинки в прическу и вывезла из страны.
  8. Для создания всего одного метра шелковой материи требуется в среднем от 2.800 до 3.300 коконов, на галстук уходит 110, 650 требуется для изготовления блузки, а для шелкового одеяла может потребоваться до 12.000 коконов тутового шелкопряда.
  9. Если распутать нити десяти коконов тутового шелкопряда, их хватит, чтобы овить ими Эверест.
  10. Одно из самых ценных свойств шелка – терморегуляция. В жару натуральный шелк «холодит», а зимой прекрасно держит тепло. При этом изделия из шелка отлично впитывают влагу.

Текстиль из натурального шелка – один из самых дорогих в производстве. Но, несмотря на это, он заслужено пользуется большим спросом уже много веков. Причина тому – прекрасный внешний вид, экологичность и высокие гигиенические характеристики таких материй. Натуральная шелковая ткань – это истинное наслаждение как для тела, так и для глаз. Она приятна на ощупь, очень комфортна в носке, при этом обладает ни с чем не сравнимой «текучестью» полотна, отличается мягкостью, нежностью, неповторимым шелковым блеском.

Сложности производства

Родиной этого удивительного материала является Китай. Именно там начали его производство еще до нашей эры. При этом носить нарядные одеяния из этой ткани полагалось только самым богатым и высокопоставленным особам. Являя собой признак власти и роскоши, для простолюдинов натуральный шелк был под строгим запретом. А искусственный тогда выпускать еще не научились.

В Древнем Китае процесс производства шелкового текстиля являлся секретом, за разглашение которого можно было поплатиться жизнью.

Сегодня никакой тайны в этом нет. Однако подробное описание этого процесса весьма объемно. Если кратко, то выглядит это так.

  1. Яйца гусеницы-шелкопряда примерно на неделю помещают в специальный инкубатор.
  2. Вылупившихся личинок отправляют на откармливание листьями тутовника (шелковицы).
  3. После окукливания насекомых коконы сортируют по размеру и цвету.
  4. Чтобы кокон размотать, его нужно обдать паром или кипятком – так клейкий слой растворится, а волокна станут эластичными (личинки при этом умерщвляются).
  5. Волокна скручивают по несколько вместе (до восьми), получая нити нужной толщины ().
  6. Полученную пряжу замачивают в различных растворах – в зависимости от того, какие свойства нужно получить, – а затем ткут из нее полотно.
  7. Готовую ткань подвергают окончательной обработке (отбеливанию, окраске, пропитке специальными составами).

При этом чтобы произвести один килограмм шелка-сырца, понадобится примерно 18 кг коконов. Для их получения нужно не менее 1000 гусениц. Для выработки нитей насекомым требуется достаточное питание (они должны съесть не менее 60 кг тутовых листьев – то есть уничтожить примерно 3 дерева).

Из 100 кг шелка-сырца получается всего 9 кг пригодных к производству нитей. Отсюда нетрудно понять, почему настоящий шелк стоит так дорого.


Виды шелковых тканей

По качеству получаемых волокон шелк бывает двух видов. Более тонкий и легкий – малбери – используют для одежных тканей, шелк тусса применяют для производства мебельных и интерьерных материалов.

Кроме того, шелковые материалы различают по способу производства.

  • Буретный шелк выпускают из коротких, нескручиваемых волокон, расположенных снаружи и внутри коконов. Такие нити обладают бактерицидным качеством, которое делает его незаменимым в медицине (используется как шовный материал).
  • Шелк-сырец – продукт, получаемый при перемотке нитей коконов. Чаще всего применяется для изготовления шелковых тканей одежной группы.
  • Вискозный материал производят с добавлением одноименных искусственных волокон. По своим характеристикам и внешне он практически не отличается от натурального. Обнаружить примеси можно только путем сжигания кусочка материи.
  • Парашютный – довольно плотный и прочный вид. Из него изготавливают как одежду, так и материалы технического назначения.
  • Мокрый шелк (атлас-сатин) – текстиль очень нарядный. Из него шьют элегантные платья, изготавливают обивку для элитной мебели.
  • Вареный шелк внешне чем-то напоминает замшу. Поверхность его матовая. Используют для производства одежды.
  • – ткань искусственная. Производится он из природного сырья (целлюлозы) путем сложной химической обработки с помощью уксусных кислот (слово «ацетат» и происходит от слова «уксус»). В отличие от натурального материала, ацетатный не боится ультрафиолета, меньше сминается, гораздо меньше загрязняется. Но при этом негигроскопичен – тело в нем не дышит.



В отдельную группу стоит вынести шелк синтетический. Сходство с природным материалом у него только внешнее. В остальном это полностью химическое соединение. Сырьем для него служит полиэстер. Отличить его можно уже механически: в отличие от натурального, синтетический шелк практически не мнется, зато электризуется.

Не приобретайте синтетическую «шелковую» одежду для постоянного ношения летом. В ней будет крайне некомфортно, эффект сауны обеспечен.

Кроме того, шелковые ткани различают по виду переплетения:

  • креповые ( , );
  • полукреповые ( , );
  • плотные (сатин – в том числе нарядный жаккард, чесуча, атлас);
  • тонкие гладьевые (шифон, туаль, фуляр);
  • ворсовые ( , бархат).


Свойства натурального текстиля

Нетрудно догадаться, что у синтетики гигиенические характеристики будут значительно ниже: она не дышит, неэластична, накапливает статическое электричество, может вызвать аллергическую реакцию… Кроме того, ацетатный материал может деформироваться при сушке, не отличается прочностью. Самое главное преимущество такого текстиля – его доступная цена.



Однако при всех этих прекрасных свойствах деликатный природный материал обладает и весьма существенными недостатками, предполагающими особо бережное отношение.

  • Мнется ли материя из шелка? Да, и довольно легко.
  • На красивой дорогой поверхности даже от малейшей капли воды остается некрасивый след.
  • Натуральный шелк быстро разрушается под воздействием ультрафиолета.
  • Деликатную ткань нужно особо бережно гладить – при больших температурах ее легко испортить.

Кроме этого, натуральный материал не может стоить дешево.

Не сушите вещи из натуральной материи на открытом солнце и не приобретайте их для ношения на пляж, где тоже придется долго находиться под солнечными лучами. Это значительно сократит срок их службы.


Применение шелкового текстиля

Этот материал используется достаточно широко, применение его не ограничивается только пошивом одежды.

  • Отделка интерьеров. Мокрый шелк применяют в специальных видах декоративной штукатурки и для обивки дорогой мебели.
  • Домашний текстиль. Из этой материи получаются прекрасные изделия – необычайно приятное к телу постельное белье, нарядные покрывала, шторы, декоративные наволочки, чехлы для мебели и т. д.
  • Медицина. Бактерицидные свойства натурального шелкового волокна позволяют применять его для производства качественных нитей для послеоперационных швов.
  • Рукоделие. Из этого материала изготавливают нити для дорогой вышивки и пряжу для вязания.
  • Пошив одежды. Все-таки это самый распространенный способ использования шелка. Ткани из его волокон идут на пошив дорогой качественной одежды – как повседневной, так и очень нарядной. Платья, блузы, костюмы, шарфы, рубашки, белье способны подарить своим обладателям ни с чем не сравнимые ощущения. В таком текстиле часто присутствуют искусственные добавки для удешевления изделий.


Как отличить натуральный шелк от искусственного?

Шелк довольно часто подделывают, выдавая за него совершенно другую материю. Как проверить ткань на натуральность? Самый верный способ определить состав ткани – метод горения. Делается это следующим образом. Нужно отрезать небольшой кусочек материи и поджечь. При этом природное, искусственное и синтетическое волокно будут вести себя по-разному.

  • Вискоза горит с запахом бумаги, оставляя за собой рассыпчатый пепел (собственно, так горит и сама бумага, ведь состоят они из одного волокна – целлюлозы).
  • Ацетат будет вести себя примерно так же, отличаясь по запаху: это смесь запаха жженой бумаги и горячего уксуса.
  • Синтетика горит (а вернее, плавится) с запахом пластмассы, образуя спекшийся плотный шарик.
  • Натуральное шелковое волокно горит без копоти, образуя легко раздавливаемый шарик и выделяя запах жженого пера.

При выборе ткани в магазине можно попробовать определить подделку визуально: у нее не такой благородный блеск, она, скорее всего, будет электризоваться, если ее потереть. Натуральный материал, в отличие от искусственного или синтетического, сильнее мнется, гораздо меньше осыпается с краев, не имеет никаких внешних дефектов и намного мягче на ощупь.


Как ухаживать за изделиями из таких материалов?

Как уже говорилось, шелковый текстиль достаточно капризен. Взамен на неповторимый комфорт он требует от своих хозяев самого деликатного обращения. Уход в домашних условиях – это не только стирка и глажка, но еще и аккуратная носка. Здесь важно учитывать следующие особенности.

  • Стирка в машине предполагает специальный режим («Шелковые ткани» или «Деликатная стирка»).
  • Стирка руками должна быть бережной – вещь нельзя сильно жать и тереть.
  • Стирать такие изделия нужно при температуре не выше 30 градусов.
  • Чтобы продлить яркость окраски, при полоскании можно добавить 4-5 столовых ложек 9%-го уксуса в 10 литров воды.
  • Отжимать вещи нужно осторожно, без сильных сдавливающих и скручивающих движений.
  • При сушке в помещении одежду развешивают на плечики вдали от отопительных приборов и батарей.
  • Гладить ее нужно на минимальной температуре, лучше без пара (помня, что малейшие капли влаги оставят след).
  • В одежде из шелковой материи нужно быть весьма аккуратным: пятно на вещь поставить очень просто. Пятна остаются от жира, пота, фруктов, и т. д. Порой достаточно попасть под дождь, чтобы вещь приобрела окрас «в неряшливую крапинку».
  • При носке одежды из материи или следует быть осторожными с аксессуарами, способными оставлять зацепки: пряжками, брошами, цепочками, большими кулонами с массивными подвесками и т. д. Особенность этих переплетений в том, что за них очень легко зацепиться, оставив некрасивый брак на вещи.

Шелк – один из древнейших видов природного текстиля. Изначально являясь символом роскоши и высокого положения в обществе, сегодня он занял в нашей жизни самые разные ниши: от сугубо практических до декоративных. И не утратил при этом главного: прекрасных внешних и эксплуатационных характеристик. Так что истинные ценители роскошного комфорта не жалеют средств на приобретение качественной шелковой материи.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: