История развития косметики: когда вся косметика была натуральной. История косметики

История декоративной косметики. Технология визажа

1.1 История декоративной косметики

Косметика (от греч. кптмзфйкЮ - "имеющий силу приводить в порядок" или "обладающий опытом декорирования") - "учение о средствах и методах улучшения внешности человека.

Некоторые исследователи считают, что слово "косметика" произошло от латинского слова "cosmetae". Так в Римской империи называли рабов, в обязанности которых входило купание господ в ваннах с благовониями. К космету обращались за помощью женщины, имеющие так называемые косметические недостатки. Он помогал скрыть, замаскировать их с помощью грима. К нему же приходили люди, желающие подольше сохранить красоту и молодость. Он прописывал кремы, притирания, водные процедуры.

Таким образом, с самой глубокой древности существовало две косметики - косметика, сохраняющая красоту, и косметика, маскирующая недостатки.

У многих племен в древности существовал обычай раскрашивать лицо и тело перед праздниками, религиозными обрядами, военными походами. Делалось это для устрашения врага и для внушения почтительности.

Губная помада была обнаружена при раскопках поселений первобытного человека. Состав помады почти такой же, что и теперь, - смесь жира и красящего вещества.

Уже первобытный человек обнаружил, что натуральные и минеральные краски очень вредны для кожи. Тогда их стали смешивать с маслом и животными жирами. Это уже был настоящий грим, состав которого тоже сохранился до наших дней.

В глубокой древности египтянки красили волосы, смазывали

тело благовонными мазями, подкрашивали кожу лица, делили маникюр и педикюр. Специалистами по косметике считались жрецы, владеющие искусством изготовления красок и других косметических средств. В египетских захоронениях в больших количествах находят сосуды для хранения белил и румян.

До наших дней дошла мода египетских красавиц - удлинять глаза с помощью темной линии вдоль века по направлению к виску. Египтянки использовали ядовито-зеленый карандаш из растертого малахита, позже - черную краску из жженой слоновой кости и древесного угля.

Женщины Древнего Египта не только умело красились, они умело изготовляли краски, пудры, особые румяна и белила. Непременной принадлежностью туалета были бритвы, щипчики для удаления волос на лице и теле. Египтянки стремились иметь гладкую, умащенную благовониями и маслами кожу. Пожилые женщины с целью предупредить появление седины красили волосы жиром черных быков и яйцами воронов. А для того, что бы волосы хорошо росли, использовали жир льва. В косметических целях применяли коровий и костный жир, вывозили из Финикии оливковое и кедровое масло, на которых приготовляли косметические средства.

В Древнем Египте давно было известно и применялось мыло. А когда его не было, женщины использовали соду и золу. Не случайно Египет называют колыбелью древней косметики. Именно там был найден первый справочник по косметике, составленный царицей Клеопатрой. Ее рецепты (приготовление пудр, белил, румян, губной помады) использовались и рекомендовались медиками и в более поздние времена.

Японские модницы сбривали брови и густо рисовали две черты черной тушью. Они белились, замазывали все щербинки, родимые пятна на лице и груди, тушью же обводили лоб по краям, у самых волос; ярко красили губы.

В Древнем Китае мужчины отращивали длинные волосы и заплетали их в косу. Девочкам с пятилетнего возраста бинтовали стопу, чтобы она не росла. Китаянки белили лица, румянили щеки, удлиняли брови, отращивали длинные ногти и красили их в красный цвет.

Женщины Индии чернили брови и красили ногти красной краской, красили ресницы, золотили губы и покрывали коричневой краской зубы.

В Древней Греции существовал культ физической красоты. Об этом упоминает в своих стихах Гомер, об этом пишет отец медицины Гиппократ (460-377 гг. до н.э.). Гречанки применяли для украшения лица белила и кармин, подводили глаза копотью от сгорания специальной эссенции. Чтобы лицо было бледным, на ночь накладывали маски из ячменного теста с яйцом и приправами. По древнегреческому мифу даже богиню красоты Афродиту уличили в том, что она подкрашивала и пудрила лицо перед состязанием богинь.

Гречанки широко использовали в косметических целях молочные продукты. В Афинах впервые появились парикмахерские, где причесывали дам и брили мужчин.

В Древнем Риме косметика приобрела несколько иное направление. Она широко сочеталась с общей гигиеной тела. До нас дошли описания знаменитых римских бань. Римляне первыми стали использовать солярии. Богатые римлянки, кроме пудры, румян, крема (в который уже в те времена входил ланолин), использовали молоко, сливки, кисломолочные продукты. Жены римских патрициев брали с собой в путешествия стада ослиц, в молоке которых они купались. У древних римлянок были модными белокурые волосы. Они знали секрет окраски черных волос в белые, который удалось найти спустя много веков. Волосы протирались губкой, смоченной мылом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивались солнечными лучами. Позже для обесцвечивания волос стали применять перекись водорода.

В эпоху Возрождения косметика проникает в Европу, и прежде всего во Францию. Но развивалась она здесь в основном как декоративная косметика. Гигиене тела и лица значения не придавалось. Косметические средства - румяна, пудры, помады, кремы и пасты - завезли во Францию итальянские артисты при Екатерине Медичи.

Начиная с XVI века Франция играет ведущую роль в изготовлении и употреблении косметических средств. Рецепты держались в строгом секрете и передавались по наследству.

В середине XVIII века английский парламент издал специальный закон против "чудо-зелий”. Согласно ему все женщины, пользующиеся парфюмерией и гримом, подлежали наказанию как колдуньи, а браки, заключенные с ними, расторгались. И все-таки попытки запретить косметику какими-либо указами были безрезультатны. Косметические рецепты переходили из поколения в поколение различными путями, одним из которых была литература.

На Руси еще в древности для улучшения кожи умывались молоком, простоквашей. Применяли различные пластыри для того, чтобы скрыть дефекты лица, украшали лицо мушками, белились.

В XVII веке русские женщины портили свои белые нежные лица толстым слоем румян и белил, сурьмили ресницы и брови, чернили светлые и белили черные брови. Для белизны лица в России издавна применяли настой бензойной смолы, так называемое "девье молоко”. Деревенские девушки красили щеки свекольным соком, подводили брови древесным углем.

В XVIII в. в Италии, а затем во Франции развивается парфюмерия и косметическая промышленность. Начинается выпуск одеколонов, духов, масел, кремов.

В XIX в. в Европе появляются первые синтетические косметические препараты. К этому времени принято относить начало научной эпохи в развитии косметики. В понятие "косметика" стали включать процедуры для лечения заболеваний кожи, профилактику и устранение косметических её дефектов, уход за кожей лица, шеи, волосистой части головы, рук и ног. К середине XIX в. во многих странах стали строиться крупные фабрики по выпуску косметических и парфюмерных средств. Это потребовало привлечения большого круга специалистов: медиков, химиков, фармакологов, физиологов и других. Косметика обогатилась знаниями и начала оформляться в новую самостоятельную науку - косметологию.

К XX веку относится появление врачебной косметики. В большей мере этому способствовало общее развитие медицины, успехи в такой науке, как биохимия, открытие в растениях биологически активных веществ, витаминов. Количество растений, пригодных для использования в косметических целях, значительно возросло.

Косметика в наши дни - это современные химические препараты, изготовленные на основе целостной системы знаний о строении кожи, о ее роли в процессах жизнедеятельности и общем обмене организма, о терморегуляторной, защитной, дыхательной, выделительной и других ее функциях, о механизмах поглощения ею различных, в частности, биологически активных веществ.

От косметических средств сегодня требуется не только внешний эффект, но и продолжительное благотворное внутреннее воздействие на кожу, направленное против процессов старения, преждевременного увядания кожи. В состав современных кремов и других косметических средств включают различные натуральные компоненты с биологически активным действием. Эти вещества стимулируют восстановительные процессы в коже, т.е. способствуют обновлению клеток и улучшают общее состояние кожи.

Косметика настоящего времени имеет несколько направлений: косметика консервативная, лечебно-профилактическая и декоративная.

Декоративная живопись

Говоря об использовании цвета и фактуры как средств композиции, нельзя не коснуться вопросов применения декоративной живописи...

Декоративная живопись

Композиция - важнейший организующий момент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому...

Монументальная живопись имеет огромное значение в общем развитии живописного искусства потому что, первые произведения живописи, известные нам, появились на стенах жилищ («пещерная живопись») первых людей на земле...

Декоративная живопись в интерьере

Дымковская игрушка

Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см...

Разработка и выполнение грима этнической маски на тему: "Культурное наследие африканских народов"

Таблица 3 № Название средства декоративной косметики Торговая марка Характеристика 1. Жидкий аквагрим Mehron Аквагрим коричневого цвета, быстро сохнет, насыщенный цвет. Используется для покрытия больших участков кожи. 2...

Монументальная живопись имеет огромное значение в общем развитии живописного искусства потому что, первые произведения живописи, известные нам, появились на стенах жилищ ("пещерная живопись") первых людей на земле...

Разработка проекта декоративного панно для современного интерьера по сюжету фильма Квентина Тарантино "Death proof"

В период складывания и расцвета феодализма на Руси (конец Х-XVII вв.) искусство формировалось на основе культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих землях скифов и кочевых сарматов...

Роль цвета в одежде

Цвет с научной точки зрения определяется как ощущение, возникающее в результате взаимодействия явлений физических и психологических. Многообразие цвета мы видим благодаря свету (освещённости) и физиологическим особенностям наших глаз...

изучить стилизацию декоративной композиции; выявить основные этапы работы; разработать рекомендации для использования декоративной живописи в создании панно. Новизна и практическая значимость работы...

Создание декоративного панно для живописных постановок

Стремление к творческому развитию личности впервые обнаруживается в европейской духовной традиции эпохи эллинизма. В этот период творчество и профессиональное ремесло рассматривались как тождественные по своей природе виды деятельности...

Создание декоративного панно для живописных постановок

Стиль произведения изобразительного искусства проявляет себя совокупностью особенностей общего вида произведения и его частей, деталей изображения, колорита, композиции и всех остальных особенностей произведения...

Способы графической подачи эскизов

Композиции подвластно многое. С помощью композиционных средств можно передать на картине события, имеющие протяжённость во времени, то есть происходящие не одновременно, а одно за другим...

13337

18.12.13 13:23

Вполне вероятно, что первые проявления интеллектуальной деятельности принадлежат женским представителям человеческой расы. Попытки изменения своего внешнего вида – прообраз макияжа, для привлечения противоположного пола, были настолько успешными, что постепенно переросли в вид определенной деятельности.

Тысячелетия назад мужчина мало оправдывал название «человек разумный», гоняясь за мамонтом, бизоном или оленем. Голод и охота за пищей полностью занимали его интеллект.

Вызвать интерес к себе у такого озабоченного экземпляра, «венца природы» – задача, которая успешно решалась женщинами изменением своей внешности, и в первую очередь, своего лица.

Макияж женщин в древности – это роспись лица и частей тела с помощью цветных глин, сажи и других натуральных красителей. Цель одна – привлечь внимание, показать уровень развития женских достоинств, добиться ответной реакции.

Боевая раскраска мужчин древности (американские и бразильские индейцы, индейцы майя, африканские племена) очень схожая по исполнению с макияжем. Однако цели этой раскраски совершенно противоположные: испугать, подавить, вызвать ужас.

В начале нашей эры женщины древних Греции и Рима использовали мел для отбеливания лица и черную краску для бровей и ресниц. В Персии красавицы пользовались хной. Румяна для щек входили в набор тогдашних модниц. Мужчин украшали шрамы, и макияж был только женским уделом.

В культуре древнего Востока служители религии владели секретами мазей и жидкостей для создания на своем лице определенной мимики. Эти ухищрения вызывали благоговение людей, пришедших в храмы.

Опыт служителей культа с успехом перенимался женщинами. Раздражающий сок ириса вызывал румянец на щеках древних египтянок.

Отбеливая кожу лица мелом, красавицы древности создавали эффектный контраст румян и белил. Чернение порошком сурьмы бровей усиливало этот контраст.

Отношение к «накрашенным» женщинам не всегда было лояльным. Были периоды полного неприятия и презрения. Макияж в Англии в 19-м веке означал принадлежность к проституткам или актрисам и полностью отрицался в высшем обществе.

Спрос на изменение внешности со стороны женской половины человечества был настолько велик, что макияж превратился в вид искусства. Огромным толчком в его развитии послужило появление косметических средств.

В косметических рецептах, мазях, духах, пудре и различных притираниях в средние века использовали ртуть и окислы свинца. Токсичность такой косметики вызывала негативные последствия для ее пользователей. Плата за временную красоту была очень высокой: преждевременное увядание кожи, воспаления и кожные болезни.

20-ый век дал макияжу научную базу – косметологию. Достижения химии, дерматологии, физиотерапии легли в основу современного макияжа. Появляются профессии: врач-косметолог, визажист.

В терминологии современного макияжа есть понятия: утренний, дневной и вечерний. Макияж связывают с прической, украшениями и одеждой, со временем года, и торжественностью момента (официальный прием, свадьба, банкет).

Пик развития современного макияжа – это перманентный макияж и хирургическая косметология. Массаж, наружная косметика и физиотерапия уступают место подкожным инъекциям красящих веществ и скальпелю.

Макияж будущего основан на проникновении генной инженерии в косметологию и … деградации мужской части человечества.

Успехи генетиков позволят химикам и биологам создать мази и кремы, надолго изменяющие внешность без хирургического вмешательства. Омоложение, как факт генетического макияжа, будет в обиходе визажистов завтрашнего дня.

Парады геев, проходящие во многих странах, не могут обойтись без яркого макияжа их участников. Только макияж подсказывает в однополых парах, кто из них «женщина». Узаконивание таких связей повсеместно приведет к повышению спроса на специфический макияж.

Взгляд в прошлое и будущее макияжа приводит к выводу, что макияж, как способ изменения внешности, всегда применялся с единственной целью: привлечь внимание к своей внешности представителей противоположного пола. А развитие и его мощные перспективы в будущем, говорят о том, что макияж – вечен.

Первый мастер-класс по визажу состоялся в каменном веке, а косметические фабрики работали еще при Клеопатре. Косметика - это неотъемлемая часть жизни любой представительницы слабого пола. В наши дни на улице редко встретишь женщину без мейкапа. А уж по количеству баночек и тюбиков с кремами, лосьонами, бальзамами и тониками наши туалетные столики с легкостью дадут форы небольшой косметической лавочке. И каждая из нас хотя бы раз в жизни задавалась вопросом: а кто же придумал первое косметическое средство?

С чего начиналась история развития косметики ? Как далеко продвинулся прогресс в производстве натуральной косметики за последние тысячелетия? И в что же лучше - проверенные веками "бабушкины" методы или последние достижения научно-технического прогресса?

Косметика в Древнем Мире

Существует мнение, что все самое интересное в этом мире создали древние египтяне. Первые косметические средства - тоже их рук дело. Женщины в Древнем Египте следили за собой с маниакальной дотошностью. В распоряжении египетских модниц были лечебный и эротический массаж, маски для лица, солевые ванны, румяна, тушь для ресниц и подводка для глаз. Именно здесь было создано и первое мыло ручной работы - его использовали в лечебных целях. Главными "поставщиками" косметики в Древнем Египте были жрецы.

Вместо лауретсульфатов и метилпарабена они использовали в своих рецептах растительные и животные жиры, травяные настои, природные окрашивающие минералы, глину, молоко и мед. Именно жрецы долгое время были единственными, кому было позволено пользоваться мейкапом, т.к. краска на лице была определенной символикой. Только в середине ІІІ века до н.э. в число "избранных" вошли знатные египтянки.

Древняя Греция стала первой страной, где женщины задумались о продлении своей молодости и пользовались для и предотвращения морщин настоем из цветочной росы и виноградного сока. Именно поэтому легенды об их неувядающей красоте дошли и до наших дней. Косметика в Древней Греции изготавливалась исключительно в подсобных помещениях храмов. Тогда же и появилась профессия "космета" - человека, к которому обращались с просьбой откорректировать недостатки лица или тела.

Но лучшим в искусстве ухода за собой в то время стал Древний Рим. Здесь в ходу были восстанавливающие маски для лица на растительной основе с применением бобовой муки, глины, растений; ночные крема из животных жиров и эфирных масел; освежающие и омолаживающие ванны. Римлянки стали первыми, кто начал красить волосы. Краской служили исключительно натуральные вещества: для придания красного оттенка использовали пепел и египетскую хенну, черный цвет получали при помощи дикой лебеды, чечевицы, кипарисовых листьев. Именно жительницы Древнего Рима подарили миру эпиляцию.

Древний Восток также не отставал от античных империй. Еще 4000 лет назад в Индии женщины красили копотью глаза и надбровные дуги, рисовали красивое пятнышко «тилака» на лбу обрамляя композицию маленьким драгоценным камушком. Велика была в те времена и роль ароматов. Считалось что воскуренный дым мирры, смолы тропических растений и ладан отгоняют злых духов. В праздничные дни ладони ступни разрисовывали глиной и цветными мелками. Индийские мужчины и женщины так же любили , который родом как раз и тех времен

Косметика в Средневековье

Аскетичное Средневековье в святом порыве отказа от роскоши запретило человечеству не только парфюмерию и косметику, но и средства элементарной личной гигиены. Но запреты часто нарушались: короли выбеливали и позолачивали волосы и румянили лицо, а в Неаполе появляются первые мыловары.Но все же стремление выглядеть хорошо вносило свои коррективы в развитие косметики Средневековья.

Во время Возрождения искусство совершенствования собственного образа расцвело в Италии и распространилось по всей Европе. У знатных дам в туалетных комнатах стояли крема и помады, пудра, мази и духи. Итальянки пользовались отбеливающими средствами для лица и рук, осветляли волосы на солнце, для свежести дыхания жевали мяту, а для ухода за телом принимали цветочные ванны. Но и в Средневековье, и далее во времени с личной гигиеной было по-прежнему туго.

Вместо того, чтобы избавиться от неприятных запахов пота и пыли, их попросту забивали сильными парфюмами. Короли и придворные в Средневековье мылись два раза в жизни - будучи младенцами и перед погребением. В 17 веке Король-Солнце мылся 4 раза в своей жизни.

Тем не менее производство мыла постепенно начинает развиваться. И в пятнадцатом веке оно проникает в Россию. Мыло было в 2 формах выпуска - жидкое или “немецкое” и твердое или “китайское”. А в 18 веке русские фабрики вырабатывают собственное качественное туалетное мыло. Правда, оно по- прежнему было предметом роскоши для бедных слоев населения - последние умывали лицо глиной, а стирали с помощью золы и даже картофеля. В качестве “бюджетных” румян были свекла или бодяга, а парная телятина освежала лицо. Позже российские производители пошли навстречу беднякам и выпустили в продажу детское мыло в форме игрушек или овощей по цене не больше копейки.

Мало кто тут знает, чем именно я занимаюсь в те моменты, когда я не хожу на пляж, не пишу в блог и не выкладываю офигительные снимки в инстаграм, а я между прочим работаю на полную ставку (и не спрашивайте меня, как я все успеваю)... По профессии я - маркетолог, который занимается разработкой бьюти-средств: для ухода за кожей, за волосами, гели для душа, мейкап - все то, о чем любят судачить девушки на переменках в школе и после школы. А я могу сделать практически любой косметический продукт! Хотя в свое время начинала только с мейкапа и даже писала это (пост ). Сегодня я не собираюсь вдаваться во все детали, иначе мы тут подзависнем надолго, а просто расскажу про один аспект - на ком или на чем тестируют продукты (ведь мы все знаем, что их не тестируют на животных).

Давайте вернемся к вопросу: "как тестируют продукты в процессе разработки ", вернее я бы даже поставила вопрос так "а зачем их вообще тестировать? ". Когда разрабатывается продукт, то это ведь не "сферический конь в вакууме", он будет стоять на одной полке с другими аналогичными товарами, поэтому в процессе работы над продуктом мы всегда смотрим на похожие товары в данном сегменте. Мы сравниваем многие аспекты - ингредиенты, свойства, обещания на упаковке, тестуру, цвет, аромат и многое другое. Иногда мы копаем настолько глубоко, что даже измеряем уровень пенности (например, у геля для душа) - какой высоты получается пена - да, да меряем линеечкой.

Но самое важное, наша цель - обеспечить продукт определенным уровнем эффективности. т.е. продукт должен работать! Например, если мы колдуем над шампунем, который обещает волосам объем, то он действительно должен придавать объем. Но как это понять? Существуют слепые тесты на добровольцах, а также компьютерные тесты. Например, можно помыть половину головы прототипом шампуня, а вторую половину лидером продаж, затем сфотографировать волосы и померять линеечкой на фото, на сколько увеличился объем и получить результат прямо в сантиметрах. Работая над шампунем, мы будем сравнивать с другим продуктом, который уже существует на рынке - придает он больше объема волосам или меньше или столько же?

Скажу откровенно, иногда наш клиент хочет, чтобы продукт был лучше всех существующих на рынке, а иногда и чтобы не хуже определенного продукта (например, лидера продаж в своем сегменте).

Но чтобы дойти до компьютерных тестов или тестов на добровольцах (а это все деньги, Зин, деньги!) мы должны уже иметь продукт - стоп, стоп, а как же в процессе разработки понять, что он будет работать ? Химики собирают первую пробную формулу продукта, которая затем тестируется... А теперь самое главное... На ком? ... Так на нас же, на сотрудниках компании! Из-за возникших вопросов и комментариев, я хочу добавить, что химик "собирает" продукт из безопасных, качественных и разрешенных к использованию ингредиентов, что исключает ситуации "а что если помада получится токсичной?". В Австралии любой продукт, который продается в любом магазине должен состоять из разрешенных ингредиентов, которые внесены в специальный реестр (называется NICNAS), что обеспечивает изначальную безопасность.

***
И на какие только жертвы нам не приходится идти... Например, однажды мы всем отделом (человек 5-7) тестировали лак для ногтей, а именно его долгостойкость... А теперь представьте, что вам нужно ходить с лаком на ногтях, который начал облупляться... Сначала предательски на одном пальце, потом еще на одном... Руки чешутся быстрее схватиться за ацетон, а нельзя! Потом начинаешь стыдливо прятать руки в магазине или в общественном транспорте - не дай Бог кто увидит, что у тебя на ногтях облупляться лак! О боже! Стыд и позор!

***
А в другой раз мы тестировали помаду... А химики как назло "наварили" нам темно-вишневую, аж модного цвета "вырви-глаз-фиолетово-вишневым"! А наш задача была, опять, протестировать ее стойкость. А губы-то уже никуда не спрячешь, ну разве что изображать гламурную даму с веером, да только руки-то заняты - ты в офисе, и руки порхают по клавиатуре... А теперь представьте, заглядываете вы в уголок в девчонкам из маркетинга, а там франкенштейны с фиолетовыми губами - все как на подбор! Главное в тот день было перемещаться по офису по одиночке (ни в коем случае не вместе со своими коллегами) и косить под готичную даму в образе...

***
Или вот из недавних случаев: автозагар постепенного действия (типа gradual tan). Задача точно такая же: взять лидера рынка и сравнить с эффективностью нашего продукта. Десять (!!! только вдумайтесь в эту цифру) человек из офиса был выбраны в жертвы для тестирования. Каждому в течение 5 дней вкатывали дозу автозагара на руку. А в Австралии, на минуточку, лето и все ходят в кофточках без рукавов... и все как один с красивыми коричневыми полосками на руками ниже локтя - вот насколько мы любим свою работу! Досталось всем: и девочкам, и даже мальчикам... Последние смотрели на все это как на фокусы мартышек в цирке. Ускользнула только одна девушка, которой через пару дней было идти на свадьбу - ее пожалели;) Но ничего, на ней мы отыграемся в следующий раз...

Ведь не в последний раз безумно тестируем безумные продукты, которые потребитель потом полюбит всей душой...

История косметики так же длинна, как и история человечества. При этом в разные времена косметике придавалось совершенно различное значение.
Косметика могла использоваться и в религиозных, и в декоративных целях, ее могли наносить как мужчины, так и женщины. Или же наоборот – она могла быть запрещена.

Само слово «косметика» греческое. И, как и слово «космос», в переводе означает «порядок» – порядок во вселенной и порядок на лице. В Древней Греции были косметы – рабы, в чьи обязанности входило купание греческих граждан в специальных ваннах с душистыми маслами, а также они занимались массажем. Слово же «косметика» для обозначения средств для нанесения макияжа впервые было использовано на Международной выставке в Париже в 1867 году. Именно в этот год мыловары и парфюмеры начали представлять свою продукцию отдельно от продукции фармацевтов.
Косметика в Древнем Египте
Косметику использовали ещё в Древнем Египте и странах Месопотамии. Так, в Месопотамии уже 5000 лет тому назад была известна губная помада. Красили губы и древние египтянки. В Древнем Египте в качестве помады использовали смесь на основе животного жира с добавлением пчелиного воска и красного пигмента или же красную глину. Помада в Древнем Египте чаще всего имела тёмные оттенки. Кроме помады, египтянки также использовали тени для век, подводку для глаз, красили ногти и волосы.
Глаза в Древнем Египте подводили как мужчины, так и женщины, при этом совсем не с целью украсить себя. В те времена считалось, что подводка защищает глаза от проникновения через них в душу человека злых духов. Для подводки глаз египтяне использовали краски из сурьмы (кохль – до сих пор используется в качестве подводки в мусульманских странах, это чёрный камень, растолчённый в порошок и разведённый обычно касторовым маслом) и сажи.


Веки красили тёртым малахитом, смесью зелёной меди и сернистым свинцом, рудой. К слову, свинец ещё и отпугивал насекомых. Румяна в Древнем Египте делали из сырья растений и кустарников.
На головах египтяне носили масляные ароматные конусы, ношение которых уже было связано с практическими нуждами, – они защищали от насекомых, которых в жарком климате Древнего Египта было множество.
Ногти египтяне красили хной, о чем сохранились сведения в упоминаниях о самой известной египетской царице Клеопатре. К слову, Клеопатра очень любила косметику и даже написала целый трактат о косметических средствах под названием «Лекарства для кожи».
Первые письменные сведения о косметике также связаны с Древним Египтом – папирус Эберта – первый письменный документ, в котором содержатся советы по использованию косметических средств.


Косметика в Древней Греции
В Древней Греции также любили косметику. О косметических средствах можно прочитать и в «Одиссее» Гомера, и в трудах известного древнегреческого врача Гиппократа, который описывал ряд средств, позволяющих стать женщинам ещё краше.
Гречанки красили губы, румянили щеки, осветляли волосы. Тушь для ресниц греческие девушки делали из сажи, помаду из кошенили (травяная тля) или же с добавлением пигментов сурик, киноварь, которые, к слову, ядовиты.
О ядовитости некоторых косметических средств, а соответственно их вреде, уже позже, во времена Древнего Рима, будет писать врач Клавдий Гален. Ведь киноварь – это ртутный минерал, а сурик – минерал, содержащий в своём составе не менее вредный для здоровья свинец. Тем не менее, римлянки всё равно будут использовать свои помады.


Древний Рим и история косметики
В Древнем Риме, в отличие от Греции, косметику использовали не только женщины, но и мужчины – подводили губы и румянили щеки. В Древнем Риме в качестве краски для век использовался уголь, фукус (морская водоросль), в основном, красного цвета - для щёк и губ, воск - в качестве средства для удаления волос, ячменная мука и масло - для удаления прыщей, а пемза - для отбеливания зубов.
Римляне проводили много времени в банях, следя за чистотой тела, а также в соляриумах, принимая солнечные ванны.


Косметика Древней Японии и Древнего Китая
В Японии женщины белили лица, выбривали брови и на их месте делали две густые черты чёрной тушью или же рисовали чёрные круги. Лоб по краям у линии роста волос подводили тушью и ярко красили губы. Использовалась помада зеленого цвета. Замужние женщины могли красить зубы чёрным лаком.
Мужчины также использовали косметические средства – рисовали небольшие усики, использовали ароматические вещества, ухаживали за пальцами рук и ног, применяя паровые ванны.
Женщины Древнего Китая также, как и японки, белили лица и наносили румяна на щеки, удлиняли брови, отращивали длинные ногти и красили их в красный цвет.

Современный макияж с элементами китайского стиля
Средневековье и косметика
В Средневековой Европе модными считались бледные, нетронутые загаром лица, а католическая церковь была настроена решительно против любого использования косметики. Ведь главное – это красота душевная, но никак не физическая. Но, тем не менее, женщины всё же подкрашивали губы и румянили щёки. В моду также вошла высокая линия лба – и волосы надо лбом могли сбриваться, выщипывались брови и ресницы. Мода на высокую линию лба сохранится и позже – в период Возрождения.

Возрождение
Во времена Возрождения (Ренессанса) лица красили свинцовыми белилами, использовали помаду, а также пудру.
Продавалась в те времена в Италии и пудра на мышьяковой основе. Такую пудру можно было купить в косметической лавке госпожи Туфании из семейства Тофана. Весьма сообразительные покупательницы могли использовать такую пудру не только в косметических целях, но и в качестве яда – растворив её в воде.
Свою жизнь госпожа Туфания закончила на костре. Но ее дело продолжила Теофания ди Адамо также из семейства Тофана. Теофания считается изобретательницей яда «аква Тофану», секрет которого так и не был раскрыт до сих пор. Данный яд был ядом без вкуса и запаха. При этом он убивал постепенного, а признаки отравления легко можно было спутать с признаками болезни, к примеру, брюшного тифа. Жертвами яда «аква Тофану» в основном становились мужчины – мужья и любовники роковых итальянок. Теофания также была казнена святой инквизицией.
XVII-XVIII века
В XVII и XVIII веках – периоды барокко и рококо – моду задает французский двор. Косметику в те времена использовали в больших количествах. Использовали как мужчины, так и женщины – красили яркой помадой губы, румянили щёки, белили лица – бледный цвет лица по-прежнему в моде, пудрили парики, использовали разнообразные ароматические вещества и духи в огромных количествах. В том числе и для того, чтобы заглушить запах немытого тела, так признавалась испанская королева, правда ещё в XV веке Изабелла Кастильская – за всю жизнь она мылась всего два раза – при рождении и в день свадьбы.
Людовик ХIV, французский король XVII века, король-солнце, также мылся несколько раз в жизни – и то по совету врачей. В те времена дворяне лишь омывались – во дворцах были тазики с водой, в которых они полоскали руки и лицо. Поэтому французские аристократы и дамы тех времён благоухали не ароматами туберозы и лаванды, а совсем иными запахами. К слову сказать, на Руси всегда любили мыться в русской бане, даже простые мужики.

В период рококо мода на бледные лица усиливается – лица не только покрываются белилами, но ещё и голубой краской подводили линии вен. При этом на фоне бледного лица должны были выделяться ярким красным пятном губы и румяные щеки – как у женщин, так и у мужчин. И всё это в сочетании с прическами невероятных размеров.
В Англии времён Королевы Елизаветы I (период царствования 17 ноября 1558 - 24 марта 1603 года) косметику наоборот старались не использовать, считая её вредной для здоровья. В то время бытовало поверье, что косметика не дает коже испарять влагу. Не любили косметику англичане и периода правления королевы Виктории (XIX век). Впрочем, англичанки, чтобы придать щекам хоть какой-то румянец перед выходом в свет, нещадно пощипывали их и кусали губы, с целью придать им более яркий цвет.

Косметика в XIX веке
В XIX веке косметикой будут пользоваться повсеместно, при этом не только знатные и богатые женщины, как это было ранее, но и женщины со средним доходом. Косметика же станет уделом женщин, но не мужчин, а её цвета перестанут быть яркими и насыщенными, и приблизятся к естественным природным цветам, при помощи которых лицам придавался здоровый румяный цвет.
Чрезмерное использование косметики и яркий макияж будут всячески осуждаться. При этом яркий и вызывающий макияж станет признаком женщин лёгкого поведения. Подобное убеждение сохранилось в сознании многих и по сей день, хотя на дворе давно XXI век.


Помада
Корни слова фр. pommade, итал. pomata и лат. pomum - яблоко, цвет помады – как цвет спелого яблока.
Первая помада в форме карандаша была представлена в 1883 году в Амстердаме, она была завернута в шёлковую бумагу. Помаду в тюбике впервые представила фирма GUERLAIN. В 1915 году в США появилась помада в металлической упаковке, что сделало её использование весьма удобным. А уже в 1949 году также в США появляются машины для выпуска помады в металлических, а позже и в пластиковых тюбиках. В таком виде помада выпускается и по сей день.
Тушь для ресниц впервые была выпущена в XIX веке английским торговцем родом из Франции Юджином Риммелом. А слово «rimmel» и по сей день во многих языках – турецкий, румынский, португальский – обозначает тушь. Тени для век начала выпускать компания Max Factor, первые тени для век компанией Max Factor были разработаны на основе хны.
Первый тональный крем также был разработан компанией Max Factor в 1936 году.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: