История появления каблука на обуви. Кто придумал каблуки и шпильки


Древний мир

В Древнем Египте обувь изготавливали из папируса. Носить ее на ранней стадии государственности могли лишь фараон и его приближенные. Интересно, что супруга фараона к числу приближенных не относилась и ходила босиком. Стоили такие сандалии по-королевски. Геродот как-то написал, что на изготовление одной пары сандалий для фараона уходил годовой доход среднего города.

Египту история должна и изобретением каблука, без которого нереально представить современную обувь. Правда, носили их не фараоны и жрецы, а обыкновенные землепашцы, которым каблуки создавали нужный упор, чтоб легче было передвигаться по рыхловатой земле.

Знатные римляне поначалу надевали на ноги что-то вроде перчаток (их натягивали на каждый палец). Позже им понравились греческие сандалии - и началось! Сандалии модернизировали, на их возникли вышивки, железные декорации в виде львиных морд, цепей, венков и т.д.

Была особая обувь для плебеев, философов, для посещения Сената. Целомудренным дамам полагалось иметь закрытую обувь, а путаны носили сандалии - чтоб показать красоту собственных ног. Заметный вклад в историю обуви внесли и древнегреческие куртизанки. По их заказу сапожники подбивали гвоздями обувь так, чтоб она оставляла следы с надписью “Следуй за мной”.

Барокко
Как ни удивительно, законодателем моды эры барокко становится французский офицер, носивший ботфорты - томные высочайшие кожаные сапоги с обязательными наборными каблуками.

Высочайшие каблуки были необходимы, чтоб при верховой езде нога лучше закреплялась в стремени. Вообщем, в моде были не только военные сапоги, но и светские. Так длилось до конца XVII века, когда возникли обтягивающие ногу трикотажные чулки, и пришла мода на башмаки, чем-то напоминавшие современные мужские туфли. В 1680 году в моду вошли туфли на таком высочайшем и узком каблуке, что дамы могли ходить на их, лишь делая упор на трость. Кавалеры не захотели отставать от слабенького пола, и мода на каблуки стала повальной. Сейчас цари обязаны были издавать особые указы, регламентировавшие уже высоту каблуков по сословиям. Естественно, и в данный раз самые высочайшие каблуки были преимуществом знати и членов королевских семей. Тогда же возник известный красноватый каблук, отличавший дворянство от иных сословий.

Эпоха революций
Французская революция 1789 года лишила дам больших каблуков практически на 50 лет. Дамские туфли наполеоновской эры напоминают современные балетные тапочки. Европу охватила мысль “упрощения” стиля жизни. Докторы, философы, высоколобые интеллектуалы открыто выступили против вредных для здоровья корсетов, узеньких туфель на больших каблуках и, как ни удивительно, одержали победу. На парижских улицах возникли дамы с недлинной стрижкой, в платьях из тонких тканей и в сандалиях на плоской подошве. Но новоиспеченному императору Наполеону Бонапарту таковая мода не понравилась. Мода отдала задний ход, и в гардероб парижских красоток возвратились и “талия в корсете”, и громоздкие кринолины. А каблуки остались в изгнании. Все дело в том, что умение отлично плясать в то время числилось обязательным, а что быть может удобнее для танцев, чем шелковые туфли-тапочки на узкой кожаной подошве?

Век прошлый был реальным триумфом обувщиков. За это время было придумано столько фасонов, сколько не изобрели предки за всю прошедшую историю. Натуральный каучук повысил водонепроницаемость подошв, и обувь стала наиболее практичной. Опосля 2-ой мировой войны химики открыли капрон и целофан. Сейчас новая модель обуви живет в среднем 9 недель. Не связанный по рукам техническими ограничениями, сапожник может творить все, что душе его угодно.

История каблука

Совершенно не понятно, как дамы жили до 1950 года. Ведь до этого времени не было каблуков шпилек!!! С той самой поры дамы сознательно портят ноги ради моды.
Правда, 1-ые каблуки возникли у восточных всадников еще в 12 веке, но именовать их каблуками трудно. Это были некоторые нашлепки, которые служили для очень практичных целей: мужчины приколачивали их к туфлям, чтоб нога прочно держалась в стремени при скачке. А вот кто и когда изобрел реальный каблук, точно непонятно, но принято считать, что вышло это в 17 веке в Испании с легкой руки мастеров из городка Кордова. Они разработали структуру и конструкцию каблука, основными формами которого были скошенные вовнутрь и "французские" - с "талией" в центре. Со временем форма претерпевала разные конфигурации и, в конце концов, в 1950 году итальянский дизайнер Сальваторе Феррагамо в качестве опоры для каблука предложил долгий металлической стержень-стилет. И, таким образом, стал папой известной шпильки.
Хотя авторство сотворения первого каблука-шпильки приписывают и Роже Вивье, который работал в доме Диора и в 1955 г. представил целую коллекцию из туфель на больших тонких каблуках различной формы. Приблизительно в это же время во Франции Шарль Журдан делал высочайший узкий каблук на собственных моделях.

Кто придумал шпильку?

История возникновения "шпильки" закутана обилием легенд. Сходу несколько именитых европейских обувщиков претендуют на почтенное звание изобретателя этого каблука. Посреди их два француза - Роже Вивьер и Раймоне Массаро, и один итальянец - Сальваторе Феррагамо.
По одной из версий первым все-же был Роже Вивьер. Еще в 1953 году для коронации Елизаветы Британской он создал эксклюзивные босоножки на тонких и высоченных по тем временам каблуках, испещренных рубинами. Модель была так необыкновенной, что Одри Хепберн, Джеки Кеннеди и Мария Калласс сразу же обратились к маэстро с просьбой создать и для их нечто схожее. Роже не мог отказать. Не сумел он отказать и миллионам обычных дам, скоро смекнувших, что дама на больших каблуках с волнующей походкой не знает себе равных. В числе именитых клиенток Вивьера были Софии Лорен, Элезабет Тэйлор, жена шаха Ирана Фара и баронесса Виндзорская. Все они с схожим нетерпением ожидали новейших моделей от "короля обуви". И он не подвел их ни разу.
Вообщем, более именитые клиентки были и у другого короля дамской обуви - Раймоне Массаро. Конкретно ему некие исследователи моды приписывают создание "шпильки". В мастерской Массаро до сих пор хранятся концертные туфли Марлен Дитрих на высочайшем каблуке, увенчанном стразами. Они были заказаны актрисой в 1960 году, но, ежели верить Раймоне, он выдумал эту модель еще ранее. Графиня Бисмарк (жена правнука Стального Канцлера и крупная поклонница таланта Моссаро) имела в собственном арсенале тыщу (!!!) пар обуви данной марки. А некоторая экстравагантная американка, сменив по просьбе дочери "шпильки" от Массаро на наиболее спокойный каблук, здесь же сломала щиколотку. Гордость Раймоне - туфли на высоченной "шпильке", увенчанной жемчугом, бриллиантами и рубинами. В одном из интервью дизайнер признался, что создал их не для реализации, просто выполнил свою давнюю мечту. Позднее мечту Массаро заполучила неизвестная дама за миллион франков. Поднять "шпильку" на высоту наиболее 10 см додумался Сальваторе Феррагамо. Вышло это в 953 году. Нельзя сказать, что дамы были в восторге от задумки итальянца и к придуманным им каблукам относились сначала очень настороженно. Предпосылки на то были очень суровые: 1-ые "шпильки" от Феррагамо были древесными и просто ломались. Зато опосля того, как Сальваторе додумался насадить высочайший каблук на железный стержень и облечь его в кожу либо пластик, каблуки-стилеты произвели реальную революцию. К Феррагамо выстроилась целая очередь из звезд и царствующих особ. Одной из первых в данной очереди оказалась Мерлин Монро. Сделанные Феррагамо туфельки украсили её тонкие ножки в именитом эпизоде, где ветер из нью-йоркской подземки вздымает платье актрисы. Позднее эти самые туфельки были проданы на аукционе за 40 восемь тыщ баксов.

Сегодня в гардеробе каждой девушки есть множество пар обуви на каблуках, но вряд ли кто из нас задумывался, кто придумал каблуки, когда и зачем. А между тем этот элемент обуви имеет корни, уходящие в Древнюю Грецию. И тот, кто придумал туфли на каблуках, сделал это не ради красоты. Дело в том, что древним грекам, которые посещали театральные постановки, трудно было разглядеть актеров на сцене, поэтому последние и обували котурны – сандалии из пробки с толстой подошвой, уплотненной на пятках. Средневековая Европа не могла обойтись без каблуков по иным причинам. Высокие каблуки были гарантией того, что ноги не окажутся вымазанными нечистотами, которые выливались прямо на улицы городов. А жители Востока обувь на каблуках носили в бане, что помогало избежать ожогов об горячий пол.

Каблук и современность

Сегодня каблук выполняет декоративную функцию. Переворот произошел в XVII столетии, когда итальянские мастера предложили дамам туфельки на каблуке, которые и по сей день украшают женские ножки. А вот разобраться в том, кто придумал каблук-шпильку, не так уж просто. Эта страсть многих женщин была изобретена в середине шестидесятых годов прошлого столетия. Однако на авторство претендует тройка знаменитых модельеров. Первый – Роже Вивьер. В 1953 году в туфельках на невероятно узком и высоком каблучке, созданных Вивьером, явилась на церемонию коронации Елизавета ІІ. Второй претендент – Сальваторе Феррагамо. В том же году знаменитый обувных дел мастер предложил девушкам носить туфли, высота каблука в которых достигала невероятных на то время 10 сантиметров. А сам каблук при этом был изготовлен из дерева. Третьим претендентом на роль отца-открывателя шпильки считают Раймонда Массаро. В туфлях на шпильке в 1960 году вышла на сцену легендарная . Смущает тот факт, что разница в выходе Елизаветы II и Марлен Дитрих составляет семь лет, но сам маэстро утверждал, что создал шпильку намного раньше. Как бы там ни было, а все женщины мира благодарны этим талантливым мужчинам за роскошный подарок – туфли на высоких каблуках!

Что может быть привлекательнее для мужского глаза, чем женщина на высоком каблуке? Каблук удлиняет ноги, делает походку просто волшебной.Мы привыкли к нему в повседневной жизни и даже не спрашиваем себя: откуда же взялся этот столь необходимый предмет?

Откуда же и когда появился каблук?

Впервые упоминания о каблуке появились в Древнем Египте и Древней Греции. Точно сказать кому принадлежит пальма первенства невозможно. И тогда каблуки не были прерогативой женщин. В Египте была обувь похожая на платформу. Ее использовали крестьяне, чтобы не напачкать ноги. В Древней Греции платформы – котурны использовались актерами. Причем чем важнее изображаемый человек, тем они были выше.

Платформы использовались и в древнем Китае и Японии. Как известно, распространенной практикой там было пеленание ног, чтобы женская стопа была миниатюрной. Это приводило к тому, что женщина не могла быстро и уверенно ходить. При дальних пеших прогулках ей требовалась поддержка. Платформа в те времена была непластична, создавала значительные неудобства при ходьбе и поэтому взяла на себя функцию пеленания ног. Как считалось, это должно было сдержать падение нравов.

Улицы Европы в средние века не отличались чистотой. Пройти не запачкавшись было просто нереально. Поэтому для передвижения по улице были придуманы специальные деревянные башмаки. Кожаными ремнями они крепились поверх обуви и назывались сабо. На Востоке похожую обувь (кабкаб) придумали для посещения бань: чтобы избежать ожога когда наступаешь на горячий пол.

В Венеции женщины легкого поведения надевали на ноги высокие платформы. Такая обувь называлась цокколи. Становясь выше всех они привлекали внимание прохожих.

А вот в Турции обратная ситуация. В гаремах женщины носили обувь на «каблуках», считалось, что неудобная обувь не даст далеко убежать.

Первые упоминания о каблуках можно встретить в XIV веке. Это была прерогатива военных и любителей охоты. Обувь с плоской подошвой очень часто соскальзывала со стремени. Сначала мастера обувного дела просто делали утолщение на подошве, затем был изготовлен и сам каблук.

Когда же каблуками стали пользоваться женщины?

Точно об этом сказать невозможно. Но считается, что впервые из женщин встала на каблуки Екатерина Медичи. Она была маленького роста, поэтому надела их на свою свадьбу.

После этого монополия мужчин на каблуки была разрушена. Каблук делал походку женщины более величественной, волнующей. Конечно в те времена такого понятия как «супинатор» не знали. Да и отличия для правой и левой ноги при изготовлении обуви не делали. Поэтому нужен был определенный навык, а часто и поддержка одного, а то и двух человек для того, чтобы передвигаться в туфлях на каблуке.

Цвет каблука того времени целиком зависел от моды. Красный цвет во многом благодаря Людовику XIV. Этот король носил туфли подошва и каблук которых был выкрашен в красный цвет. Ну чем не лабутены?

В XVIII появился так называемый французский каблук. Оптически он уменьшал размер ноги.

Затем была Французская революция. Всю Европу охватил принцип здорового образа жизни. Многочисленные ученые выступали против всего, что несло вред здоровью: каблуков, корсетов, париков. Женщины стали носить короткие стрижки, тонкие платья и сандалии. Наполеону не понравилась такая мода. Вернулись пышные платья, корсеты. А каблуки нет. В те времена одним из главных умений женщины было умение танцевать. Каблуки были еще очень далеки от совершенства, поэтому танцевать в тоненьких балетках на кожаной подошве было значительно удобнее.

В XIX веке каблуки стали ниже, устойчивее надежнее.

И в XX веке произошел апофеоз развития каблука: был придуман каблук – шпилька. Впервые эти каблуки надела Мерилин Монро в фильме «В джазе только девушки».
Ее походка покорила весь мир. Точно неизвестно кто автор этого изобретения. Но имя сапожника, впервые прибившего на них металлическую набойку, известно. Это итальянский сапожник Сальваторе Феррамо.

Каблуки не потеряли своей актуальности и в XXI веке. Каких только нет. Они различаются по высоте, форме, цвету. История каблука не дописана и ждет своего продолжения.

И конечно, как и в давние времена, ходить на каблуках это целое искусство…

50-е и 60-е годы прошлого века стали просто прорывом в области моды. Границы стиля были настолько расширены и реформированы, что нередко вызывали не только непонимание, но и откровенное осуждением и неприятие определенной части общества. Вторая волна нововведений, так называемый феминистский суфражизм 60-х, освободила женщин от условностей моды, позволив им самим выбирать длину юбки, надевать туфли на шпильке и не стесняться показывать ноги (вспомните мини).

На самом деле туфли на высоком каблуке , шпильке, появились гораздо раньше 50-х годов прошлого века. Где-то в середине 16 века модная публика носила туфли на высоком остром каблуке, поразительно напоминавшем наши современные шпильки. Шпильками в моде (да и в народе) окрестили разновидность каблука высотой более восьми сантиметров и диаметром примерно в сантиметр. Несколько веков назад туфли на таком каблуке носили в Италии, Франции и Испании. Как правило, это были туфли высотой около двадцати сантиметров, не отличавшиеся особым комфортом и практичностью. Такая обувь, прежде всего, указывала на социальный статус человек, считалось, чем выше каблук, тем более высокое место он или она занимает в социальной иерархии.

Некоторые исторические источники утверждают, что идея туфель на высоком остром каблуке принадлежит никому иному, как Леонардо да Винчи. В некотором роде он был фут-фетишистом и именно этому славному ученому принадлежит выражение «человеческая стопа – шедевр инженерии и настоящее произведение искусства». Помимо деятельности да Винчи история располагает более поздними свидетельствами изобретения обуви на шпильке итальянскими мастерами.

Обувь 17-18 веков

При дворе Людовика XVI французские куртизанки снова ввели моду на обувь с высоким тонким каблуком. 18-й век – эра элегантности и роскоши, своими пышными нарядами знать лишний раз подчеркивала свое происхождение и богатство. Обувь на высоком каблуке в буквальном смысле возвышала вельмож и знатных дам над всеми остальными, позволяя им смотреть свысока на всех, кто был ниже статусом и не соответствовал их кругу.

Каблуки некоторых знатных дам достигли такой высоты, что им для поддержки равновесия требовалась трость или рука компаньонки. Вскоре мода на высокие каблуки перекинулась и на побережье туманного Альбиона, куда ее привез, вернувшийся из французского изгнания принц Чарльз. Во второй половине 18-го века многие английские мужчины начали носить туфли на высоком каблуке, и для них эта обувь также служила показателем их социального статуса и аристократического происхождения. Французская революция (1793-1794) практически свела на нет популярность такого вида обуви, даже самые богатые аристократы значительно снизили высоту каблука, а то и вовсе перешли на обувь на низком ходу.

До середины 19-го века обувь на высоком каблуке оставалась в некоем забвении. Викторианская эпоха славилась своими танцевальными вечерами, поэтому бальные туфли были более популярны, чем не очень практичная обувь на высоком каблуке. Модницы стали носить туфли без задника, с открытой пяткой и закрытым носом. Чуть позже такая разновидность обуви претерпела изменения, она стала закрывать лодыжку, что было очень уместно при типичной английской погоде. Затем появились мужские сапоги для верховой езды, и с изобретением лакированной кожи в 1790-х годах обувь из этого материала стала привычным делом и для дам.

Изобретение каблука-шпильки

Первые туфли, похожие на современные «шпильки», были замечены на французской певице Мистингетт в 1940-х годах, хотя нечто подобные носили и звезды 1920-30-х годов, в частности Джин Харлоу. Мистингетт – была иконой шоу-бизнеса и звездой парижской богемы тех времен, и ее стиль оказал существенное влияние на дизайн обуви. Она стала идеальной моделью для Андрэ Перуджиа, дизайнера обуви, которому приписывают изобретение туфель на шпильке.

Перуджиа, итальянец по происхождению, был сыном сапожника и модельера обуви. В шестнадцать лет юноша пришел к выводу, что стиль, в котором работает его отец, слишком старомоден, и решил придумать нечто новое в дизайне обуви. Он открыл свой первый магазин в Париже, именно ему принадлежит идея каблука с металлическим штифтом внутри. Такая конструкция придавала тонкому узкому каблуку устойчивость и необходимую поддержку. Не смотря на старания Перуджиа, больше внимания историки моды уделяют итальянскому дизайнеру обуви Роджеру Вивьеру, он также вставил штифт внутрь тонкого каблука-шпильки своих роскошных туфель. Обувь Вивьера отличалась вычурным и богатым дизайном, что, безусловно, привлекало знатную и богатую публику.

В 1930-х он начал сотрудничать с Эльзой Чипарелли, а затем начал работу с Кристианом Диором, его сотрудничество с Великим маэстро моды продолжалось более десяти лет. Диор считал, что скульптурный и высокий дизайн обуви Вивьера как нельзя лучше сочетается с одеждой из его коллекций. Вивьер не боялся экспериментов, его привлекал смелый яркий дизайн и оригинальные решения, однако, при всем эпатаже, ему удавались и изысканные элегантные модели, именно в его туфлях в 1953 году была коронована Елизавета II.

Именно Вивьер в 50-е годы ввел моду на остроносые туфли с тонким, как шпилька, каблуком, высота которого превышала восемь сантиметров. Новая волна дизайна, автором которой стал Диор, делала акцент на изящной ножке, тонкой щиколотке и аккуратных лодыжках, и обувь Вивьера пришлась как нельзя кстати. Впервые его обувь была включена в показ коллекции Диора в 1952 году.

Говоря о туфлях на шпильке, следует вспомнить еще одного выдающего итальянца из мира моды – Сальваторе Феррагамо. В молодые годы он владел собственным магазином обуви и создавал коллекции классических моделей обуви. Обладая тонким чутьем в области стиля и богатой фантазией, Феррагамо становится популярным стилистом ведущих звезд Голливуда и мирового кинематографа. В начале своей карьеры он работал как с мужчинами, так и с женщинами, в частности, его клинтами были Рудольф Валентино и Мэри Пикфорд.

В 1953 году Феррагамо выпускает коллекцию обуви, в которой не последнее место занимают женские туфли на высоком тонком каблуке-шпильке. Будучи уже известным стилистом, после этого он получает негласное прозвище «звёздного обувщика». Его «шпильки» носили Мэрилин Монро и Одри Хэпберн. В 60-70-х годах прошлого века «шпильки» стали одним из основных факторов, определяющих модные направления в дизайне обуви. Юбки и шорты становились все короче, а каблуки, соответственно, прибавляли в высоте. Модницы всех мастей были в восторге от «шпилек», особенно в 60-е, когда женщины стали буквально помешаны на откровенных нарядах.

Стоит признать, что туфли на шпильке - далеко не самая удобная и практичная обувь. Неестественное положение стопы приводит к повышенной нагрузке на кончики пальцев ног, передняя часть тела неестественным образом подается вперед, спина приобретает форму буквы S, а ягодицы слишком выдаются назад. С другой стороны высокий каблук создает визуальное впечатление более вытянутой и стройной фигуры, ноги становятся длиннее, хотя при этом нарушается осанка и походка. Девушки на шпильках, как правило, передвигаются мелкими осторожными шажками. Несмотря на все предостережения медиков, девушки продолжают восхищаться «шпильками», продолжают покупать и носить эти неудобные, но такие привлекательные туфли.

Столбик, клеш, танкетка, клиновидный, венский, ковбойский… Все это - о каблуке.

О гении, создавшем основу, поднимающую вас над окружающими, история умалчивает, как и о точной дате ее создания. Известно лишь, что сам термин, похоже, произошел от тюркского kabluk, а если копнуть еще глубже, то от арабского kab - «пятка». При этом высокую обувь на плоской подошве - котурны - носили все-таки греки, отсюда и осторожное предположение, что прадеды каблука - те самые деревянные «копытца».

Впрочем, каблуками котурны не стали. А их потомки перекочевали на залитые нечистотами улицы средневековой Европы. Последние напоминали калоши на платформе, носились поверх туфель и назывались сабо (хотя, например, в Италии у них было свое название: цокколи, чопины и пьянелле). Интересно, что их больше всего полюбили женщины, причем те, которые проживали в городе всех влюбленных - Венеции. Считалось, что такая обувь не только спасала от грязи, но и показывала уровень благородства и величия венецианских дам. Это «величие» было не таким уж великим - несколько сантиметров, но иногда достигало и 20.

В азиатских странах ни о каком благородстве не помышляли и носили подобную обувь - она называлась кабкаб - в бане, чтобы пятки не обжечь.

Каблук как таковой появился на Востоке - в Персии. В Средние века обувь с утолщением под пяткой была атрибутом наездников - устройство удерживало ногу в стремени.

В Европу каблуки пришли во времена правления французского короля Людовика XIV - период, когда каждый второй хотел быть охотником и виртуозным наездником. Сапоги на высоких каблуках считались не только признаком аристократического статуса, но и символом мужественности. Новинка пришлась по душе и военным, которые надевали обувь на каблуке для того, чтобы было удобнее передвигаться и на лошадях, и пешком.

Вслед за мужчинами на деревяшку с пяткой обратили внимание дамы. Так, в XVIII веке появилась знаменитая «голубиная лапа» - очень изогнутый каблук, который позволяет зрительно сократить длину стопы. Этот вид обуви оставался популярным не один десяток лет (его можно увидеть даже сегодня) - причем не только у женщин, но и у мужчин.

Каблук то выходил из моды, то вновь возвращался в нее с триумфом. Интересно, что в середине XIX века очередному витку его популярности способствовала порнография. Вернее, фотографии с порнографическим содержанием. Тогдашние фотографы снимали обнаженных женщин, которых при этом водружали на туфли с высоким каблуком. Это был фурор: каблук на обнаженной женской ножке стал для мужчин фетишем.

А потом появилась шпилька. Создателем «булавки для насаживания мужских сердец» считается итальянский модельер Сальваторе Феррагамо, который создал такой каблук в 1950-е годы специально для фильма «В джазе только девушки» и его главной героини в образе Мэрилин Монро. Так самая сексуальная женщина XX века и прожила свою яркую, но короткую жизнь - на «острие иглы».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: