Искусственная вентиляция легких у детей. Восстановление проходимости дыхательных путей

У детей остановка кровообращения вследствие кардиальных причин возникает очень редко. У новорожденных и грудных детей причинами остановки кровообращения могут быть: асфиксия, синдром внезапной смерти новорожденных, пневмония и бронхиолоспазм, утопление, сепсис, неврологические заболевания. У детей первых лет жизни основная причина смерти - травмы (автодорожные, пешеходные, велосипедные), асфиксия (в результате заболеваний или аспирации инородных тел), утопление,

Ожоги и огнестрельные ранения. Техника манипуляций примерно такая же, что и у взрослых, однако есть некоторые особенности.

Определить пульс на сонных артериях у новорожденных достаточно сложно из-за короткой и круглой шеи. Поэтому проверять пульс у детей младше одного года рекомендуется на плечевой артерии, а у детей старше одного года - на сонной артерии.

Проходимость воздухоносных путей достигается простым подъемом подбородка или выдвижением нижней челюсти вперед. Если самостоятельное дыхание у ребенка первых лет жизни отсутствует, то самым важным реанимационным мероприятием является ИВЛ. При проведении ИВЛ у детей руководствуются следующими правилами. У детей до 6 мес ИВЛ проводят путем вдувания воздуха в рот и нос одновременно. У детей старше 6 мес дыхание проводят изо рта в рот, зажимая при этом нос ребенка I и II пальцами. Следует соблюдать осторожность в отношении объема вдуваемого воздуха и создаваемого этим объемом давления в дыхательных путях. Воздух вдувают медленно в течение 1-1,5 с. Объем каждого вдувания должен вызывать спокойный подъем грудной клетки. Частота ИВЛ для детей первых лет жизни - 20 дыхательных движений в 1 мин. Если при ИВЛ грудная клетка не поднимается, то это свидетельствует об обструкции дыхательных путей. Самая частая причина обструкции - неполное открытие дыхательных путей в связи с недостаточно правильным положением головы реанимируемого ребенка. Следует осторожно изменить положение головы и затем вновь начать ИВЛ.

Дыхательный объем определяется по формуле: ДО (мл) = масса тела (кг)х10. На практике эффективность ИВЛ оценивается по экскурсии грудной клетки и потоку воздуха во время выдоха. Темп ИВЛ у новорожденных приблизительно 40 в минуту, у детей старше 1 года - 20 в минуту, у подростков - 15 в минуту.

Наружный массаж сердца у грудных детей осуществляется двумя пальцами, а точка компрессии располагается на 1 палец ниже межсосковой линии. Оказывающий помощь поддерживает голову ребенка в положении, обеспечивающем проходимость дыхательных путей.

Глубина компрессии грудины - от 1,5 до 2,5 см, частота надавливаний - 100 в минуту (5 компрессий за 3 с и быстрее). Соотношение компрессия: вентиляция =5:1. Если ребенку не проведена интубация, на дыхательный цикл отводится 1-1,5 с (в паузе между компрессиями). После 10 циклов (5 компрессий: 1 вдох) нужно попытаться в течение 5 с определить пульс на плечевой артерии.

У детей в возрасте 1-8 лет надавливают на нижнюю треть грудины (на толщину пальца выше мечевидного отростка) основанием ладони. Глубина компрессии грудины - от 2,5 до 4 см, частота массажа - не менее 100 в минуту. Каждая 5-я компрессия сопровождается паузой для вдоха. Отношение частоты компрессий к темпу ИВЛ для детей первых лет жизни должно составлять 5:1, независимо от того, сколько человек участвуют в реанимации. Состояние ребенка (пульс на сонной артерии) повторно оценивают через 1 мин после начала реанимации, а затем каждые 2-3 мин.

У детей старше 8 лет методика СЛР такая же, как и у взрослых.

Дозировка препаратов у детей при СЛР: адреналин - 0,01 мг/кг; лидо-каин - 1 мг/кг = 0,05 мл 2 % раствора; бикарбонат натрия - 1 ммоль/кг = 1 мл 8,4 % раствора.

При введении 8,4 % раствора бикарбоната натрия детям его следует развести пополам изотоническим раствором хлорида натрия.

Дефибрилляция у детей до 6 лет производится разрядом 2 Дж/кг массы тела. Если требуется повторная дефибрилляция, разряд может быть увеличен до 4 Дж/кг массы тела.

Техника проведения искусственной вентиляции легких рассматривается в этом обзоре как сочетание физиологии, медицины и инженерных принципов. Их объединение способствовало развитию механической вентиляции, выявило самые насущные потребности в улучшении данной технологии и наиболее перспективные идеи для будущего развития этого направления.

Что такое реанимация

Реанимацией именуется комплекс действий, в состав которого входят мероприятия по восстановлению внезапно утраченных жизненно важных функций организма. Основная их цель - применение способов проведения искусственной вентиляции легких, чтобы восстановить сердечную деятельность, дыхание и жизнедеятельность организма.

Терминальное состояние организма подразумевает наличие патологических изменений. Они затрагивают участки всех органов и систем:

  • мозга и сердца;
  • и системы обмена веществ.

Методы проведения требуют учета той особенности организма, что жизнь органов и тканей немного продолжается и после того, как полностью остановилось сердце и дыхание. Своевременная реанимация позволяет достигать эффективного приведения пострадавшего в чувства.

Искусственная вентиляция, также называемая искусственным дыханием, - это любое средство оказания помощи или стимулирования дыхания, метаболический процесс, связанный с общим обменом газами в организме с помощью вентиляции легких, внешнего и внутреннего дыхания. Он может принимать форму ручной подачи воздуха человеку, который не дышит, или не прилагает достаточных усилий для дыхания. Или это может быть механическая вентиляция с использованием устройства для перемещения воздуха из легких, когда человек не может самостоятельно дышать, например, во время операции с общей анестезией или, когда человек находится в коме.

Задачей реанимации является добиться следующих результатов:

  • дыхательные пути должны быть очищены и свободны;
  • нужно своевременно провести ИВЛ;
  • необходимо восстановить кровообращение.

Особенности техники проведения ИВЛ

Легочная вентиляция достигается путем ручного устройства вдувания воздуха в легкие либо с помощью спасателя, подающего его в орган пациента путем реанимации от рта ко рту, либо с помощью механического аппарата, предназначенного для этой процедуры. Последний метод оказался более эффективным, чем те, которые включают ручные манипуляции с грудью или руками пациента, такие, как метод Сильвестра.

Реанимация «рот в рот» также является частью что делает ее важным навыком оказания первой помощи. В некоторых ситуациях этот способ применяется, как наиболее эффективный, если под рукой нет специального оборудования, например, при опиатных передозировках. Производительность метода в настоящее время ограничена в большинстве протоколов для специалистов в области здравоохранения. Младшим медицинским работникам рекомендуется проводить механическую ИВЛ в каждом случае, когда пациент неполноценно дышит.

Последовательность выполнения действий

Техника проведения искусственной вентиляции легких заключается в проведении следующих мер:

  1. Пострадавший укладывается на спину, расстегивается его одежда.
  2. Запрокидывается голова пострадавшего. Для этого одна рука подводится под шею, другая осторожно приподнимает подбородок. Важно максимально запрокинуть голову и раскрыть рот потерпевшего.
  3. Если такая ситуация, когда не получается открыть рот, надо постараться надавить на участок подбородка и добиться, чтобы рот машинально открылся.
  4. Если человек без сознания, выдвиньте нижнюю челюсть вперед путем введения в рот пальца.
  5. Если подозреваете, что есть травма в шейном отделе позвоночника, важно аккуратно запрокинуть голову и проверить, не забиты ли дыхательные пути.

Разновидности техник проведения ИВЛ

Для приведения человека в чувства разработаны следующие способы выполнения искусственной вентиляции:

  • «рот в рот»;
  • «рот в нос»;
  • «рот-устройство-рот» - с введением S-образной трубки.

Техники проведения искусственной вентиляции легких требует знания некоторых особенностей.

Важно при выполнении таких операций следить, не остановилось ли сердце.

Признаками такого состояния могут быть:

  • Появление резкой синюшности или бледности на коже.
  • Отсутствие пульса на участках сонной артерии.
  • Отсутствие сознания.

Если остановилось сердце

В случае остановки сердца необходимо выполнить закрытый массаж сердца:

  • Человек быстро укладывается на спину, важно выбрать для этого жесткую поверхность.
  • Реанимирующий становится на колени с боку.
  • Надо положить ладонь основанием на область грудины пострадавшего. При этом не забыть, что нельзя дотрагиваться до мечевидного отростка. Сверху одной руки ложится другая рука ладонью.
  • Массаж выполняется с помощью энергичных толчкообразных движений, глубина которых должна быть четыре-пять сантиметров.
  • Каждое надавливание должно чередоваться с выпрямлением.

Выполнение подразумевает следующие процедуры при проведении искусственной вентиляции легких:

  • Максимального запрокидывания головы, чтобы выпрямились дыхательные пути.
  • Выдвигания вперед нижней челюсти, чтобы не западал язык.
  • Легкое открывание рта.

Особенности метода «рот к носу»

Техника проведения искусственной вентиляции легких способом «рот в нос» подразумевает необходимость закрытия рта пострадавшего и выдвигания вперед нижней челюсти. Также надо охватить с помощью губ область носа и вдувать туда воздух.

Вдувать одновременно и в ротовую, и в носовую полость необходимо с осторожностью, чтобы уберечь ткань легких от возможного разрыва. Это касается, прежде всего, особенности проведения ИВЛ (искусственной вентиляции легких) детям.

Правила выполнения непрямого массажа сердца

Процедуры по запуску сердца должны выполняться вместе с вентиляцией легких искусственным способом. Важно обеспечить положение больного на твердом полу или досках.

Понадобится выполнение толчкообразных движений с применением тяжести собственного тела спасателя. Частота толчков должна составлять 60 надавливаний за 60 секунд. После этого надо выполнить от десяти до двенадцати надавливаний на область грудной клетки.

Техника проведения искусственной вентиляции легких покажет большую эффективность, если будет проводиться двумя спасателями. Проведение реанимации должно продолжаться до тех пор, пока не восстановится дыхание и сердцебиение. Прекратить действия понадобится и в том случае, если произошла биологическая смерть пациента, что можно определить по характерным признакам.

Важные замечания при проведении искусственного дыхания

Правила проведения механическим способом:

  • вентиляция может выполняться путем применения аппарата, называемого вентилятором;
  • вставить прибор в рот пациента и рукой привести его в действие, соблюдая необходимый интервал при введении воздуха в легкие;
  • с дыханием может помочь медсестра, врач, помощник врача, респираторный терапевт, фельдшер или другой подходящий человек, сжимающий маску мешочного клапана или набор сильфонов.

Механическая вентиляция называется инвазивной, если она включает любой инструмент, проникающий через рот (например, эндотрахеальную трубку) или кожу (например, трахеостомическую трубку).

Существует два основных режима механической вентиляции в двух отделах:

  • вентиляция с принудительным давлением, где воздух (или другая газовая смесь) попадает в трахею;
  • вентиляция с отрицательным давлением, где воздух, по существу, всасывается в легкие.

Интубация трахеи часто используется для краткосрочной механической вентиляции. Трубка вводится через нос (назотрахеальная интубация) или рот (ортотрахеальная интубация) и продвигается в трахею. В большинстве случаев изделия с надувными манжетами используются для защиты от утечки и аспирации. Считается, что интубация с помощью манжетной трубки обеспечивает лучшую защиту от аспирации. Трахеальные трубки неизбежно вызывают боль и кашель. Поэтому, если пациент не находится в бессознательном состоянии или не подвергается анестезии по другим причинам, седативные препараты обычно назначают для обеспечения толерантности к трубке. Другими недостатками являются повреждение слизистой оболочки носоглотки.

История метода

Общим методом внешних механических манипуляций, введенным в 1858 году, был «Метод Сильвестра», изобретенный доктором Генри Робертом Сильвестром. Пациент лежит на спине, а его руки подняты над головой, чтобы помочь вдыханию и затем прижимаются к груди.

Недостатки механической манипуляции привели к тому, что врачи в 1880-х годах разработали усовершенствованные методы механической вентиляции, в том числе метод доктора Джорджа Эдварда Фелла и второй, состоящий из сильфона и дыхательного клапана для прохождения воздуха через трахеотомию. Сотрудничество с доктором Джозефом О"Двайером позволило изобрести аппарат Фелл-О"Двайера: мехи и инструменты для введения и извлечения трубки, которую продвигали вниз по трахее пациентов.

Подведем итоги

Особенностью проведения искусственной вентиляции легких в экстренной ситуации является то, что ее могут использовать не только специалисты здравоохранения (метод "рот в рот"). Хотя для большей эффективности в дыхательные пути нужно ввести трубку через отверстие, сделанное хирургическим путем, что под силу только медработникам или спасателям. Это похоже на трахеостомию, но крикотиреотомия зарезервирована для экстренного доступа к легким. Обычно она используется только при полной блокировке глотки или, если имеется массивная челюстно-лицевая травма, предотвращающая использование других вспомогательных средств.

Особенности проведения искусственной вентиляции легких детям заключаются в аккуратном проведении процедур одновременно в ротовой и носовой полостях. Использование респиратора и кислородного мешка поможет облегчить проведение процедуры.

При проведении искусственной вентиляции легких необходимо контролировать работу сердца. Реанимационные процедуры прекращаются, когда пациент начинает дышать самостоятельно, или же у него появились признаки биологической смерти.

В отличие от взрослых, внутренние органы у детей еще здоровы, и для остановки кровообращения обычно требуется какое-либо радикальное внешнее воздействие (наиболее частая причина - утопление).

Синдром внезапной детской смерти

Исключением из всего вышесказанного является синдром внезапной детской смерти, когда дети первого года жизни умирают во сне без каких-либо видимых причин. Какому отцу или какой матери не знакомо это стремление вечером или ночью еще разок проверить малыша, чтобы убедиться, что у него все в порядке? Внезапная потеря ребенка без признаков какой-либо болезни - это чудовищное событие для родителей. Медицина до сих пор бессильна перед этим явлением. Точные причины внезапной детской смерти по-прежнему покрыты мраком. Существует множество различных предположений и статистических исследований, но они мало способствуют решению этой проблемы.

Внезапная детская смерть - трагическое событие с множеством загадок.

Если тут можно говорить о каких-либо профилактических мерах, то рекомендуется всегда класть спящих детей на спину. Курение во время и после беременности повышает риск внезапной детской смерти. Следует убрать из детской кроватки меховые шкуры, цепочки для сосок и лишние игрушки, чтобы предотвратить угрозу удушения. Сами соски не представляют опасности.

Не следует укутывать ребенка слишком тепло. Лучше всего использовать спальный мешок. Оптимальная температура в спальне составляет 16-18 градусов по Цельсию.

Системы наблюдения за детьми следует приобретать в первую очередь для больных детей. Сразу после появления таких систем, способных, к примеру, следить за дыхательной активностью ребенка, часто происходило их ложное срабатывание, что стоило родителям немало нервов. Есть немало родителей, очень довольных своими системами наблюдения, поскольку ложные срабатывания теперь практически не случаются. В этом вопросе крайне рекомендуется получить индивидуальную консультацию опытных клинических врачей.

Когда родители обращаются ко мне за консультациями, рекомендуется им делать прививки не раньше, чем когда ребенку исполнится год, поскольку каждая прививка является огромным стрессом для организма. Естественно, медики неохотно слышат про взаимосвязь между прививками и синдромом внезапной детской смерти, но существуют исследования, согласно которым делать прививки детям старше одного года безопаснее.

Быстрота оказания помощи играет решающую роль

Остановка дыхания и кровообращения влечет за собой недостаточное снабжение мозга кислородом. Как вы думаете, сколько времени мозг может обходиться без кислорода? Лишь очень короткое время. Считается, что мозг способен пережить 3-5 минут без наступления необратимых последствий. При переохлаждении тела этот интервал увеличивается вследствие сокращения потребности мозга в кислороде. По этой причине хирургические операции на сердце проводятся в специально охлаждаемых операционных. Поэтому и у детей, зимой провалившихся под лед, дольше сохраняются высокие шансы на выживание. Известен случай, когда мальчик провалился под лед, и его спасли и реанимировали лишь спустя 30 минут. Он пережил этот несчастный случай без каких-либо необратимых последствий.

Сердечно-легочная реанимация: что происходит с сердцем?

Если при проверке было обнаружено, что дыхание отсутствует и пациент больше не подает признаков жизни, то необходимо искусственно поддерживать эти две жизненно важные функции до прибытия врача. В этом случае нужно попеременно выполнять искусственное дыхание в сочетании с непрямым массажем сердца.

Остановка сердечной деятельности и кровообращения имеет место только в том случае, если ребенок находится без сознания, не дышит и у него отсутствует пульс.

Искусственное дыхание уже описывалось в предыдущем разделе, и вам следует как-нибудь потренироваться в его выполнении с вашим ребенком (или партнером). Это может быть очень весело. А вот непрямой массаж сердца потренировать не получится, поскольку это может повредить работе здорового сердца.

При давлении, оказываемом на грудную клетку при непрямом массаже сердца, из него выдавливается кровь. Когда давление прекращается, грудная клетка возвращается в свое исходное положение, и сердце снова наполняется кровью. Четыре сердечных клапана при этом играют роль обратных вентилей, обеспечивая движение крови, как при нормальной сердечной деятельности!

Будьте спокойны: вы не можете сделать ничего неправильного.

Если вы раньше думали, что сердце располагается в левой части грудной клетки, то вы стали жертвой широко распространенного заблуждения. Сердце находится практически по центру груди, и только его верхушка немного смещена в левую часть грудной клетки. По этой причине необходимо выполнять непрямой массаж сердца точно на грудине (точка давления приходится на центр грудины).

Глубина нажатия составляет примерно треть от высоты грудной клетки. Кажется, что это много, но грудная клетка детей и подростков очень эластична и спокойно выдерживает такое давление. Переломы ребер случаются главным образом у старых людей, кости которых уже стали хрупкими. Так что вам не нужно волноваться. Существует множество слухов о том, что сердечно-легочная реанимация опасна и лучше ее не делать, поскольку при этом можно, к примеру, сломать ребра. Такие высказывания абсолютно неверны и являются лишь предлогом для того, чтобы не делать вообще ничего. Я еще ни разу не встречал на практике случаев оказания неправильной или вредной первой помощи. Иногда некоторые вещи делаются немного некорректно, но настоящий вред в экстренных ситуациях наносит только бездействие. Так что если вы хоть немного уверены в своих познаниях в области мероприятий по оживлению, то в критической ситуации лучше оказать помощь, чем медлить.

Кстати: до сих пор людей, оказавших первую помощь, еще ни разу не привлекали к ответственности за допущенные ошибки, а вот за бездействие и неоказание помощи отвечать приходилось!

Проведение реанимационных мероприятий

Для проведения реанимационных мероприятий сначала необходимо создать подходящие условия. Найдите такое место, где вы легко сможете подступиться сбоку к верхней части туловища и голове ребенка. Младенцев и детей младшего возраста лучше всего уложить на стол, тогда вам не придется стоять на коленях на полу и низко наклоняться. Поверхность, на которой лежит пострадавший, должна быть жесткой - при выполнении непрямого массажа сердца кровать будет слишком сильно прогибаться. Новая тенденция в реанимации заключается в том, что теперь грудных детей, детей старшего возраста и взрослых реанимируют с использованием одинаковых циклов из двух вдуваний воздуха и 30 надавливаний. Кроме того, из соображений экономии времени больше не нужно точно определять точку давления.

Если вы убедились в отсутствии признаков жизни у ребенка, то начните с двух вдуваний воздуха. При этом вы должны увидеть, как поднимается и опускается грудная клетка. Только после этого следует вызвать скорую помощь.

Затем приступайте к непрямому массажу сердца. Чем младше ребенок, тем чаще нужно надавливать. Сердце грудного ребенка бьется в два раза быстрее, чем у взрослого человека. Соответственно, и надавливать на грудь необходимо с такой же частотой (примерно 80-100 надавливаний в минуту). При выполнении надавливаний считайте их вслух. Во-первых, это позволит вам не сбиться с ритма, а во-вторых, звук собственного голоса поможет вам успокоиться.

Грудные дети

Грудные дети/дети младшего возраста Нажатия следует выполнять двумя пальцами примерно на ширину одного пальца ниже условной линии, соединяющей соски.

Точка нажатия находится в центре грудины, примерно на ширину одного пальца ниже условной линии, соединяющей соски. Но не нужно выискивать эту точку с точностью до сантиметра. Достаточно выполнять нажатия приблизительно посередине грудины или чуть-чуть пониже.

Вдувание воздуха и нажатия на грудную клетку чередуются в соотношении 2:30: после двух вдуваний следует 30 нажатий.

Дети детсадовского возраста

Точка нажатия располагается примерно на ширину одного пальца выше нижнего конца грудины. После двух вдуваний следует 30 нажатий.

Точка нажатия находится в нижней половине грудины. Чтобы ее найти, нужно нащупать нижний конец грудины. Точка нажатия располагается на ширину одного пальца выше. Но не нужно выискивать эту точку с точностью до сантиметра. Нажатия выполняются одной рукой, выпрямленной в локтевом суставе. Давить следует только мягкой частью ладони (подушечкой в основании большого пальца). Удобнее всего это делать, стоя на коленях на полу рядом с ребенком.

После двух вдуваний воздуха следует 30 нажатий (соотношение 2:30).

Школьники

Точка нажатия располагается примерно на ширину одного пальца выше нижнего конца грудины. Надавливания выполняются одной или двумя руками. После двух вдуваний следует 30 нажатий.

Чтобы обеспечить необходимую силу воздействия, школьникам непрямой массаж сердца делают двумя руками. Для этого ладони накладываются одна на другую, а их пальцы сцепляются. Важно: обе руки должны быть выпрямлены в локтях, поскольку надавливать необходимо силой всего тела, а не одних только рук. Для надавливания руками требуется слишком много сил, и их хватает лишь на короткое время.

Необходимо вжать грудную клетку приблизительно на одну треть ее высоты. После двух вдуваний воздуха следует сделать 30 нажатий (соотношение 2:30).

Сердечно-легочную реанимацию всегда необходимо выполнять вплоть до момента прибытия бригады, которая возьмет на себя проведение мероприятий по оживлению пострадавшего.

Бригада скорой помощи сможет сделать искусственное дыхание с помощью 100% кислорода. У врача имеются сильнодействующие медицинские препараты (к примеру, адреналин), а мобильная установка ЭКГ позволит отслеживать реакцию сердца на мониторе. Часто эти вспомогательные средства оказываются необходимы для восстановления самостоятельной работы сердца.

Тот, кто спас одну жизнь, спас целый мир

Mishnah Sanhedrin

Особенности сердечно-легочной реанимации у детей разных возрастов, рекомендованные Европейским советом по реанимации, были опубликованы в ноябре 2005 года в трех зарубежных журналах: Resuscitation, Circulation и Pediatrics.

Последовательность реанимационных мероприятий у детей в общих чертах сходна с таковой у взрослых, но при проведении мероприятий по поддержанию жизни у детей (ABC) особое внимание уделяется пунктам А и В. Если реанимация взрослых основана на факте первичности сердечной недостаточности, то у ребенка остановка сердца - это финал процесса постепенного угасания физиологических функций организма, инициированного, как правило, дыхательной недостаточностью. Первичная остановка сердца очень редка, фибрилляция желудочков и тахикардия являются ее причинами менее чем в 15% случаев. Многие дети имеют относительно длинную фазу «предостановки», что и определяет необходимость ранней диагностики данной фазы.

Педиатрическая реанимация слагается из двух этапов, которые представлены в виде схем-алгоритмов (рис. 1, 2).

Восстановление проходимости дыхательных путей (ДП) у пациентов с потерей сознания направлено на уменьшение обструкции, частой причиной которой является западение языка. Если тонус мышц нижней челюсти достаточный, то запрокидывание головы вызовет движение нижней челюсти вперед и откроет дыхательные пути (рис. 3).

При отсутствии достаточного тонуса, запрокидывание головы нужно сочетать с выдвижением вперед нижней челюсти (рис. 4).

Однако у детей грудного возраста существуют особенности выполнения этих манипуляций:

  • не следует чрезмерно запрокидывать голову ребенка;
  • не следует сжимать мягкие ткани подбородка, так как это может вызвать обструкцию дыхательных путей.

После освобождения дыхательных путей необходимо проверить, насколько эффективно дышит пациент: нужно присматриваться, прислушиваться, наблюдать за движениями его грудной клетки и живота. Часто восстановления проходимости дыхательных путей и ее поддержания бывает достаточно для того, чтобы пациент в последующем дышал эффективно.

Особенность проведения искусственной вентиляции легких у детей раннего возраста определяется тем, что маленький диаметр дыхательных путей ребенка обеспечивает большое сопротивление потоку вдыхаемого воздуха. Для минимизации повышения давления в воздухоносных путях и предупреждения перерастяжения желудка вдохи должны быть медленными, а частота дыхательных циклов определяется возрастом (табл. 1).

Достаточный объем каждого вдоха – это объем, обеспечивающий адекватные движения грудной клетки.

Убедиться в адекватности дыхания, наличии кашля, движений, пульса. Если присутствуют признаки циркуляции – продолжить дыхательную поддержку, если циркуляции нет – начать непрямой массаж сердца.

У детей до года, оказывающий помощь, своим ртом плотно и герметично захватывает нос и рот ребенка (рис. 5)

у старших детей реанимирующий предварительно двумя пальцами зажимает нос пациента и своим ртом накрывает его рот (рис. 6).

В детской практике остановка сердца обычно вторична по отношению к обструкции дыхательных путей, которую чаще всего вызывают инородное тело, инфекция или аллергический процесс, приводящие к отеку дыхательных путей. Очень важна дифференциальная диагностика между обструкцией дыхательных путей, вызванной инородным телом, и инфекцией. На фоне инфекции действия по удалению инородного тела опасны, так как могут привести к ненужной задержке в транспортировке и лечении пациента. У пациентов без цианоза, с адекватной вентиляцией следует стимулировать кашель, нецелесообразно использовать искусственное дыхание.

Методика устранения обструкции дыхательных путей, вызванной инородным телом, зависит от возраста ребенка. Очистку пальцем верхних дыхательных путей вслепую у детей не рекомендуют использовать, так как в этот момент можно протолкнуть инородное тело глубже. Если инородное тело видно, его можно удалить, используя зажим Келли или пинцет Меджила. Надавливание на живот не рекомендуют применять у детей до года, поскольку при этом существует угроза повреждения органов брюшной полости, особенно печени. Ребенку в этом возрасте можно оказать помощь, удерживая его на руке в позиции «всадника» с головой, опущенной ниже туловища (рис. 7).

Голову ребенка поддерживают рукой вокруг нижней челюсти и грудной клетки. По спине между лопатками быстро наносят четыре удара проксимальной частью ладони. Затем ребенка укладывают на спину так, чтобы голова пострадавшего была ниже туловища в течение всего приема и выполняют четыре надавливания на грудную клетку. Если ребенок слишком крупный, чтобы поместить его на предплечье, его помещают на бедре так, чтобы голова находилась ниже туловища. После очистки дыхательных путей и восстановления их свободной проходимости при отсутствии спонтанного дыхания начинают искусственную вентиляцию легких. У детей старшего возраста или взрослых при обструкции дыхательных путей инородным телом рекомендуют использовать прием Хеймлиха – серию субдиафрагмальных надавливаний (рис. 8).

Неотложная крикотиреотомия – один из вариантов поддержания проходимости дыхательных путей у больных, которым не удается интубировать трахею.

Как только дыхательные пути освобождены и выполнено два пробных дыхательных движения, необходимо установить, была ли у ребенка только остановка дыхания или одновременно была и остановка сердца – определяют пульс на крупных артериях.

У детей до года пульс оценивается на плечевой артерии (рис. 9)

Т. к. короткая и широкая шея младенца делает затруднительным быстрый поиск сонной артерии.

У детей старшего возраста, как и у взрослых, пульс оценивается на сонной артерии (рис. 10).


Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей включает пять этапов. На первом выполняют подготовительные мероприятия, На втором – проверяют проходимость дыхательных путей. На третьем этапе выполняется искусственная вентиляция легких. Четвертый этап заключается в непрямом массаже сердца. Пятый – в правильной медикаментозной терапии.

Алгоритм проведения сердечно-легочной реанимации у детей: подготовка и ИВЛ

При подготовке к сердечно-легочной реанимации у детей проверяют наличие сознания, самостоятельного дыхания, пульса на сонной артерии. Также подготовительный этап включает выявление наличия травм шеи и черепа.

Следующий этап алгоритма сердечно-легочной реанимации у детей – проверка проходимости дыхательных путей.

Для этого ребенку открывают рот, очищают верхние дыхательные пути от инородных тел, слизи, рвотных масс, запрокидывают голову, приподнимают подбородок.

При подозрении на травму шейного отдела позвоночника перед началом помощи фиксируют шейный отдел позвоночника.

При проведении сердечно-легочной реанимации детям выполняют искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).

У детей до года. Ртом обхватывают рот и нос ребенка и плотно прижимают губы к коже его лица. Медленно, в течение 1-1,5 секунд равномерно вдыхают воздух до видимого расширения грудной клетки. Особенность сердечно-легочной реанимации у детей в этом возрасте заключается в том, что дыхательный объем не должен быть больше объема щек.

У детей старше года. Ребенку зажимают нос, обхватывают губами его губы, одновременно запрокидывая ему голову и приподнимая подбородок. Медленно выдыхают воздух в рот больного.

При повреждении ротовой полости ИВЛ проводят методом «рот в нос».

Частота дыхания: до года: 40-36 в минуту, от 1 до 7 лет 36-24 в минуту, старше 8 лет 24-20 в минуту (нормальные частота дыхания и показатели АД в зависимости от возраста представлены в таблице).

Возрастные нормы частоты пульса, АД, частоты дыхательных движений у детей

Возраст

Показатель

Частота пульса, в минуту

АД (систолическое), мм рт. ст.

Частота дыхательных движений, в минуту

Новорожденный

3-5 месяцев

6-11 месяцев

Сердечно-легочная реанимация у детей: массаж сердца и введение медикаментов

Ребенка укладывают на спину. Детям до 1 года надавливают на грудину 1-2 пальцами. Большие пальцы рук располагают на передней поверхности грудной клетки малыша так, чтобы их концы сходились на точке, расположенной на 1 см ниже линии, мысленно проведенной через левый сосок. Остальные пальцы должны находиться под спиной ребенка.

Детям старше 1 года массаж сердца проводят основанием одной кисти или обеими кистями (в более старшем возрасте), стоя сбоку.

Подкожные, внутрикожные и внутримышечные инъекции малышам делают так же, как и взрослым. Но этот путь введения медикаментов не очень эффективен - действовать они начинают минут через 10-20, а такого времени иногда просто нет. Дело в том, что любое заболевание у детей развивается молниеносно. Самое простое и безопасное - поставить больному крохе микроклизму; лекарственное средство разводят теплым (37-40 °С) 0,9%-ным раствором натрия хлорида (3,0-5,0 мл) с добавлением 70% этилового спирта (0,5-1,0 мл). Через прямую кишку вводят 1,0-10,0 мл препарата.

Особенности проведения сердечно-легочной реанимации у детей заключаются в дозировке используемых .

Адреналин (эпинефрин): 0,1 мл/кг или 0,01 мг/кг. 1,0 мл препарата разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида; в 1 мл этого раствора содержится 0,1 мг препарата. При невозможности сделать быстрый расчет по весу больного адреналин применяют по 1 мл на год жизни в разведении (0,1% - 0,1 мл/год чистого адреналина).

Атропин: 0,01 мг/кг (0,1 мл/кг). 1,0мл 0,1%-ного атропина разводят в 10,0 мл 0,9%-ного раствора натрия хлорида, при этом разведении можно вводить препарат по 1 мл на год жизни. Введение можно повторять каждые 3-5 минуты до достижения общей дозы 0,04 мг/кг.

Лидокаин: 10%-ный раствор- 1 мг/кг.

Натрия гидрокарбонат: 4% -ный раствор - 2 мл/кг.

Раствор натрия хлорида: 0,9%-ный раствор - 20 мл/кг.

Статья прочитана 15 187 раз(a).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: