Интересные разминки для детей 5 6 лет. Материал на тему: Игры разминки для работы с упрямыми детьми

Ежегодно рождается некоторое число детей с какими-либо нарушениями слуха. Хороший слух необходим для развития речи, поэтому крайне важно своевременное выявление тугоухости. В этой статье мы расскажем вам, как можно проверить слух у маленького ребенка.

У всех детей проверяют слух в первый год жизни. Традиционно между 7 и 9 месяцами патронажная сестра проводит тест с отвлечением внимания, часто это происходит в ходе стандартной оценки развития ребенка в возрасте 8 месяцев.

Тест с отвлечением внимания чтобы проверить слух

  1. Во время этого теста ребенок сидит на коленях у матери, а патронажная сестра сидит перед ними и привлекает внимание ребенка с помощью игрушки.
  2. Затем игрушку убирают, и вторая патронажная сестра производит шум, используя погремушку, колокольчик или собственный голос, стоя сбоку и позади ребенка вне поля его зрения.
  3. Малыш должен повернуться в сторону источника звука.
  4. Тест повторяется для проверки обоих ушей с использованием звуков разной громкости.

Если ребенок простужен или не склонен к сотрудничеству, тест проводят повторно через несколько недель.

Оценка слуха у ребенка от специалиста-аудиолога

На этом этапе в случае сомнений ребенка направляют на консультацию к аудиологу. С помощью отоскопа можно увидеть жидкость в ухе, а отличить проблемы со средним ухом от глухоты, связанной с поражением слухового нерва, позволяет такой прехтой прибор, как импедансный аудиометр.

Проверить слух у ребенка поможет неонатальный тест

Тест с отвлечением внимания в настоящее время постепенно вытесняется неонатальным скрининг-тестом, который позволяет оценить функцию внутреннего уха. Этот безболезненный тест занимает всего пару минут и проводится у новорожденного до выписки из больницы или в первые 3 месяца жизни.

  • Во время теста зонд, падающий потрескивающие звуки, помещается в ухо спящего младенца.
  • При нормальном функционировании уха улитка производит отраженный звук, который можно обнаружить и зарегистрировать.
  • Этот тест очень точно определяет нормальный слух.

Если сомнения все еще остаются, имеются более сложные способы, позволяющие измерить степень тугоухости.

Дети, которые прошли неонатальный скрининг-тест, обычно не нуждаются в проверке слуха с отвлечением внимания, проводимом в восьмимесячном возрасте. Однако проблемы со слухом могут возникнуть у ребенка и позднее. Поэтому, если родителей беспокоит какой-то симптом или при наличии таких факторов риска, как тугоухость или менингит в семейном анамнезе, этот тест все же рекомендуется провести.

Проверка слуха у ребенка

Проблемы со слухом обычно выявляются во время стандартного обследования в возрасте 8 месяцев. До этого времени некоторые родители не знают, что их ребенок страдает тугоухостью, поскольку он реагирует на визуальные раздражители - их лица, а не на голоса.

В каком возрасте проверяю слух у детей?

До недавнего времени можно было проверить слух у ребенка только начиная с шестимесячного возраста. К тому же слуховые аппараты устанавливали в среднем в 18 месяцев. Во многих случаях диагноз ставили, когда ребенку уже было больше 2 лет.

Новейшие технические достижения позволяют проверять слух у новорожденных. Благодаря этому появилась возможность, при необходимости, устанавливать слуховой аппарат ранее шестимесячного возраста, что существенно влияет на раннее развитие речи у слабослышащих детей.

К моменту оценки развития, проводимой в возрасте 6 недель, младенцы с нормальным слухом реагируют на внезапные громкие звуки, моргая или широко раскрывая глаза.

Реакция на звуки

Дети начинают поворачиваться в направлении источника громких звуков примерно с 3 месяцев. К 6 месяцам они реагируют на более тихие звуки, именно эта реакция формирует основу проверки слуха в 8 месяцев. В 9 месяцев малыши начинают издавать лепечущие звуки. Дети чуть старше должны реагировать на простые спокойные фразы и просьбы без визуальных подсказок.

Простые и доступные методики проверки слуха в домашних условиях у детей младенческого и раннего возраста

Зачем проверять слух у ребенка

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.

Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.

Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит, насколько хорошо будет развиваться ребенок.

Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов чтобы уточнить причины проблем ребенка — узнать, слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи, потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.

Развитие слуха у младенца: что нужно знать о развитии слуха ребенка первого года жизни

В первые две – три недели жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.

В первые три месяца жизни малыша Вы можете увидеть, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (широко открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется обычно в возрасте двух – трех недель.

Это проще всего проверить во время крика ребенка. Если ребенок кричал, а в это время Вы подали неожиданно длительный звуковой сигнал недалеко от ребенка (например, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.

В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.

В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.

В три – шесть месяцев младенец также в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.

С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже. Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы. Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.

Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка постепенно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.

С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.

Это очень важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.

Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.

Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!

И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома. Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.

Ниже в этой статье Вы найдете:

Часть 1 — методика проверки слуха у ребенка первого года жизни в домашних условиях

Часть 2 — методика проверки слуха у ребенка второго — третьего года жизни.

Часть 1. Как проверить слух младенца (ребенка первого года жизни) дома

Дома можно проверить слух малышей (даже в возрасте первых месяцев жизни) с помощью метода гороховых проб . Этот метод был предложен Институтом раннего вмешательства Санкт- Петербурга. Метод могут использовать педагоги и родители малышей.

Как сделать материалы для проверки слуха ребенка первого года жизни.

Возьмите четыре одинаковых пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза или старой фотопленки.

Баночки нужно заполнить так:

Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.

Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.

Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.

Баночка №4. Остается пустой.

Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:

— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,

— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,

— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Если Вы будете использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенк а в течение первого года жизни, то меняйте наполнители через три месяца . Например, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и хотите ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.

Методика проверки слуха ребенка первого года жизни дома

Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.

Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого его взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи Вами звуков.

Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.

Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).

Наблюдайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?

Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.

Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.

Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.

Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:

— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.

— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).

Как интерпретировать результаты проверки слуха с помощью «гороховой пробы»:

До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!

— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.

При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.

— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.

Реакции ребенка первого года жизни на звук, который он слышит

Ниже дан список наиболее информативных для нас безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):

— мигание век,

— вздрагивание всего тела,

— замирание (застывание) ребенка,

— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,

— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него (в случае резкого звука),

— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,

— сосательные движения,

— изменение ритма дыхания,

— широкое открывание глаз.

Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.

Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.

Упражнения для развития слуха и слухового сосредоточения для детей первого года жизни по месяцам даны в рубрике сайта

Часть 2. Как проверить слух ребенка с года до трех лет (в раннем возрасте)

Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.

Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.

Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.

Первый способ проверки слуха у ребенка 1- 2 лет

Поставьте перед ребенком хорошо известные ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее чтобы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите «дай куклу», «покажи мячик», «где собачка? Где у собачки хвостик?» «где у куклы ротик, глазки,носик» и т.д.

Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).

Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).

Как интерпретировать результаты проверки слуха этим методом:

Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров . Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.

Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.

Как проверить слух ребенка в возрасте 1-2 года: второй способ

Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.

Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).

Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.

После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.

Список звуковых сигналов для проверки слуха:

— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),

— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),

— барабан (низкочастотное звучание),

— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).

Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:

— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.

— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.

— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.

— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.

Играем и проверяем слух ребенка раннего возраста.

Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:

— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.

— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.

— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.

После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.

Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.

Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.

Интерпретация результатов обследования слуха вторым способом.

При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.

Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.

Желаю Вам и Вашим деткам здоровья и радостного развития! Надеюсь, что эта статья будет полезна Вам и буду рада Вашим комментариям.

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще о развитии ребенка раннего возраста на нашем сайте:

Как подбирать матрешку по возрасту ребенка, как играть, стихи для игр с матрешками.

Из бумаги, картона, ткани. Как сделать и как заниматься с ребенком по книжке.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Врачи-сурдологи медицинского центра ГУТА-КЛИНИК занимаются подбором и настройкой слуховых аппаратов для пациентов от 16 лет . Для детей моложе этого возраста мы предлагаем .

Пациентам младшего возраста рекомендуются с индивидуально изготовленным вкладышем. Их отличительная особенность – компактные разноцветные корпуса. Для таких детей заушные аппараты являются наиболее подходящими. Они обеспечивают правильную звуковую стимуляцию, необходимую для развития слухового центра в мозге.

Пациенты постарше могут использовать , которые изготавливаются на заказ и помещаются внутри уха. Данные аппараты предназначены при потере слуха от 1 до 3 степени . Как правило, такие аппараты рекомендованы взрослым людям, так как они потеряли слух после того, как овладели речью. В связи с тем, что дети растут быстро, - устройство может стать маленьким и его придется менять.

Как проверить слух у ребенка?

Если у вас есть подозрения, что ребенок плохо слышит – это повод для обращения к врачу. Слух у ребенка полностью развит при рождении, поэтому врач сможет осмотреть и провести диагностику, в том числе у новорожденного.

Чем раньше будут выявлены нарушения, тем больше шансов у ребенка в дальнейшем жить полноценной жизнью. Ранняя проверка слуха рекомендована, когда в семье происходили случаи наследственной потери слуха. Другими причинами нарушения слуха могут быть различные заболевания (риниты, отиты), ведь слух напрямую связан с состоянием носоглотки.

Проверить слух у ребенка в домашних условиях можно различными наблюдениями, но это не заменит профессиональную диагностику на специальном высокоточном оборудовании. Для решения данной проблемы Вы можете:

  • Записаться к педиатру или оториноларингологу в поликлинике, где Вы прикреплены. Врач выпишет направление к врачу-сурдологу для дальнейшего обследования в один из центров по проблемам слуха.
  • Обратиться в этот же или ближайший день в специализированный центр ГУТА-КЛИНИК, где Вашему ребенку в комфортной обстановке проведут все необходимые обследования слуха на современном оборудовании и назначат корректное лечение.

Какой метод диагностики выбрать?

Компьютерная аудиометрия
  • Время на процедуру: 1,5-2 часа
Данный метод позволяет:
  • измерить остроту слуха,
  • определить нарушения в работе слухового нерва,
  • диагностировать врожденную патологию.
При проведении обследования к голове ребенка присоединяют электроды, соединенные с компьютером. Аппарат фиксирует данные слуховой нервной системы в ответ на сигнал в наушниках. Процедура длительна по времени, поэтому ее можно делать, когда ребенок спит.

Тональная пороговая аудиометрия

  • Во сколько лет можно применять: с 4 лет
  • Время на процедуру: от 30 минут до 1 часа
Метод проходит в игровой форме и определяет пороги слуха - минимальный и максимальный уровни слышимости при разных частотах и интенсивности. В специальной звукоизолирующей камере на голову надевают наушники и отправляют тональные сигналы. В ответ на звук ребенок должен нажать кнопку или выполнить другие действия: собрать пирамидку, поднять руку.

Результатом двух первых методов диагностики служит аудиограмма с показателями частоты слуха и его отклонениями.

Акустическая импедансометрия

  • Во сколько лет можно применять: с 6 месяцев
Суть данного метода - подача громкого сигнала в ухо.
Акустическая импедансометрия позволяет диагностировать заболевания среднего уха и слуховой трубы, определяются пороги дискомфорта – показатели, необходимые при подборе и настройке слуховых аппаратов.

Тимпанометрия

  • Во сколько лет можно применять: с рождения
  • Время на процедуру: 10-20 минут
С помощью тимпанометрии проверяется подвижность барабанной перепонки.
Диагностика осуществляется под давлением воздуха при помощи аппарата (импедансометра), при этом пациент может ощущать заложенность ушей (как при полете, подъеме на высоту).
Тимпанометрию используют при проблемах со слухом, воспалении и заболевании барабанной перепонки, слуховых труб и др.

Миф

Точное тестирование слуха можно провести только когда ребенку исполнится 5-6 месяцев.

Факт

Современные технологии позволяет проводить точную оценку слуха у детей, уже через несколько часов после рождения. В некоторых государствах мира детей и мам не выписывают из больницы без подобного тестирования.

Зачем проверять слух ребенка?

У ребенка с незамеченной потерей слуха не сможет правильно развиваться речь, языковые навыки и познавательные способности (формирование знаний, мышления, и суждений), необходимые для обучения. Дети с не выявленной потерей слуха, в возрасте 2 или 3 лет, могут страдать от постоянных нарушений речи и отставать в остальных навыках, присущих их сверстникам.

Раннее выявление нарушений слуха позволяет начать лечение своевременно и скорректировать проблемы, связанные с потерей слуха. Таким образом, речь и языковые способности у ребенка будут развиваться не хуже, чем у его сверстников.

Потеря слуха может варьироваться от легкой тугоухости до полной глухоты. Многие люди думают, что человек либо слышит, либо глух. Нередко так же происходит с детьми, когда он или она реагирует на звуки и голоса, родители считают, что со слухом у ребенка все в порядке. Тем не менее, есть много тонких градаций между нормальным слухом и глухотой, и потому частичную потерю слуха ребенка не всегда можно определить без специального тестирования.

Например, очень часто у ребенка с умеренной потерей слуха речь и языковые навыки развиваются нормально, без видимых отклонений, однако при этом он или она не слышит половины того, что говорится. Ребенок в такой ситуации явно оказывается в невыгодном для себя положении относительно процесса обучения.

Дополнительным стрессом для ребенка с нарушением слуха может быть то, что он или она не понимает, почему, казалось бы, простой материал дается с трудом.

Степень потери слуха часто определяет, какое влияние это окажет на всю жизнь ребенка. Тем не менее, при раннем выявлении и своевременном лечении, последствия данного дефекта могут быть уменьшены.

Каковы причины, факторы риска и признаки потери слуха у детей?

Есть ряд факторов риска потери слуха у детей, а также ряд причин, по которым следует провести проверку слуха вашего ребенка.


Общие признаки необходимости проведения проверки слуха:

· задержка в развитии речи и языковых навыков
· частые или рецидивирующие инфекции уха
· семейный анамнез потери слуха (потеря слуха может наследоваться)
· синдромы, связанные с потерей слуха (например, синдром Дауна, синдром Алпорта и синдром Крузона)
· инфекционные заболевания, приводящие к потере слуха (например, менингит, корь и цитомегаловирус [ЦМВ-инфекции])
· медицинские процедуры и лекарства, которые могут вызвать потерю слуха, в том числе антибиотики и некоторые агенты химиотерапии
· плохая успеваемость в школе
· низкий вес при рождении (менее 2 фунтов) и / или преждевременное рождение
· вспомогательная вентиляция легких (проводимая в течение более 10 дней после рождения)
· низкие показатели по шкале Апгар
· желтуха после рождения
· болезни матери во время беременности (например, краснуха)
· гидроцефалия

Некоторые родители начинают подозревать, что их ребенок плохо слышит, когда ребенок не отзывается на свое имя или переспрашивает слова, фразы и предложения. Другим знаком того, что ребенок плохо слышит, может быть отсутствие реакции на звуки внешней среды.

В среднем, только половина всех детей с диагнозом «потеря слуха» на самом деле полностью теряют слух. Это происходит тогда, когда причина потери слуха не определена вовремя. Поэтому, во многих штатах в США ввели универсальное тестирование слуха. Все новорожденные дети проходят такую проверку перед выпиской из больницы.

Какой специалист проверяет слух ребенка?

Специалист, который проверяет слух, называется отоларинголог. Отоларингологов обучают диагностическим методикам проверки слуха и слуховой реабилитацией детей и взрослых. Однако тестирование слуха у детей требует специального оборудования и специальных навыков, поэтому не все отоларингологи могут проверять слух у детей. Когда ребенка отправляют на такое тестирование, следует удостовериться, что врач имеет подходящую специализацию и оборудование, чтобы проводить тест. Детские аудиологи специализируются на работе с младенцами и детьми младшего дошкольного возраста.

Может ли любой маленький ребенок пройти слуховой тест?

Ребенок любого возраста может пройти проверку слуха. Тип теста зависит от возраста ребенка и уровня его развития. Некоторые слуховые тесты не требуют поведенческой реакции ребенка, в то время как другие тесты, проводимые в виде игры, рассчитаны на интерес ребенка. Самое главное – правильно подобрать индивидуальный тест для каждого ребенка.

Как тестируют слух у младенцев или маленьких детей, которые не могу следовать специальным инструкциям?

И послушные и беспокойные малыши, а также дети младшего дошкольного возраста (от 5 месяцев до 2 с половиной лет) часто тестируются при использовании метода, аудиометрии подкрепленной визуально. Во время такого теста, ребенок сидит на коленях у врача в центре комнаты.

Колонки располагаются справа и слева от ребенка. Под колонками в темных коробках подвешиваются игрушки, которые могут анимироваться в ходе тестирования. Ребенок должен поворачивать голову в ту сторону, откуда исходит звук, если ребенок правильно поворачивает голову, коробка подсвечивается, а игрушки начинают двигаться. Так поощряется участие ребенка в процессе тестирования. Во время теста определяется самый тихий звук, который слышит ребенок. Дети (и взрослые) автоматически поворачиваются лицом в ту сторону, откуда идет новый звук, поэтому этот тест является эффективным для детей в возрасте от 5 месяцев. Этот метод также может быть использован с маленькими наушниками, которые позволяют проверить слух в каждом ухе отдельно. Ниже изображена схема установки для VRA тестирования (аудиометрия, подкрепленная визуально).

Однако для VRA теста существуют некоторые ограничения. Для точности теста, ребенок должен активно участвовать в процессе и быть заинтересованным в нем. Кроме того, если для тестирования слуха используются только колонки, невозможно различать порог восприятия звуков для одного уха. Разве что подавать звук в одно ухо, в то время как второе изолировать от звуков (например, с помощью наушников). Чтобы проверить оба уха, вместе с VRA тестированием часто проводится отоакустическая эмиссия (OAE). (OAE тестирование описывается ниже в данной статье).

Дети 3-5 лет, которые могут выполнять более сложные задания проходят проверку слуха с помощью теста игровой аудиометрии. Например, ребенок держит брусок возле щеки, а когда слышит звук, кладет брусок на специальную доску.

Проверка порога восприятия речи может быть дополнена использованием картинок, например, ребенок указывает на ту картинку, которую аудиолог называет. В процессе тестирования врач говорит все тише и тише, таким образом, определяется порог восприятия речи. В этом тесте от ребенка требуется активное участие. Преимущество этого формата в том, что результаты, получаемые в ходе такого исследования не менее детальные, чем результаты тестирования взрослых.

Как проводится проверка слуха у детей, которые не могут сотрудничать?

Некоторые дети не могут сотрудничать во время проверки слуха, из-за возраста или задержки развития (например, дети с умственной отсталостью) В настоящее время существуют два разных метода, позволяющих осуществить проверку слуха у детей, которые не могут сотрудничать. Один из этих методов называется оценка ответов ствола мозга на слуховые раздражения (ABR) и заключается в измерении электрической активности головного мозга в ответ на звуковые сигналы. Это метод проверяет целостность слуховой системы по направлению от уха к мозгу. Во время теста к голове ребенка прикрепляются четыре или пять электродов, после чего различные звуки передаются ребенку через небольшие наушники. Электрическая активность, вырабатываемая нервом, записывается посредством электродов и передается на экран компьютера. Аудиолог контролирует громкость каждого звука и определяет самый тихий звук, который ребенок слышит.

Для ABR тестирования существует ограничение – ребенок должен вести себя тихо и спокойно. Любое движение мышц, в том числе моргание, может помешать проведению теста; Поэтому, дети обычно тестируются в спящем состоянии. Дети в возрасте до 3 месяцев, могут быть проверены в процессе естественного сна. Детям старше 3-х месяцев, как правило, дают седативное средство (под наблюдением врача), обеспечивающее час принудительного сна. Общепринятым седативным средством, использующимся в таких случаях, является хлоралгидрат.

Второй тип тестирования слуха называется отоакустическая эмиссия (ОАЕ). Этот тест может быть проведен в качестве дополнения к ABR, или в качестве начального тестирования слуха. Отоакустический тест представляет собой акустический ответ, который является отражением нормального функционирования слухового рецептора. Это чрезвычайно слабые звуковые колебания, генерируемые улиткой, которые могут быть зарегистрированы в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. В ходе испытания, в ухо ребенка помещается небольшой зонд, который содержит микрофон и динамик.

Во время исследования ребенок сидит или лежит неподвижно, звуки генерируются в зонде и регистрируются ответы, которые вернулись из улитки. После того как улитка обработает сигнал, электрический импульс направляется в ствол мозга, но, кроме того, есть второй, отдельный звук, который не передается по нерву, а возвращается в ушной канал ребенка. Этот "побочный звук" является отоакустической эмиссией. Эмиссия записывается с помощью зонда и представляется графически на экране компьютера.

Аудиолог может определить какие звуки дали ответ/эмиссию и установить силу ответов. Если эмиссия наблюдается на звуках критичных для восприятия речи, значит ребенок «прошел» тестирование слуха. Как дополнение к ABR, OAE помогает либо подтвердить нормальный слух, либо зафиксировать отклонения. OAE проверяет работоспособность органа слуха, а именно, - позволяет диагностировать функцию улитки внутреннего уха, но не проверяет другие органы слуха. Поэтому OAE часто совмещается с ABR или с поведенческим тестом, оценивающим реакцию ребенка на звуки.

Результаты исследований ABR и OAE могут предсказать, развитие слуха ребенка, определить степень тугоухости, а также помочь при принятии решений относительно лечения.

Существуют ли какие-либо дополнительные анализы при педиатрической оценке слуха?

Тимпанограмма
– это объективный метод подтверждения нарушения способности барабанной перепонки и косточек среднего уха передавать волны звукового давления.

Причины нарушения:

Жидкость за барабанной перепонкой
отверстие или перфорация барабанной перепонки, или
жесткость барабанной перепонки или косточек среднего уха (например, отосклероз).

Тимпанограмма выполняется с помощью зонда, который плотно вставляется в ухо, создавая вакуум. Звуковые колебания вызывают изменения давления, воздействуя на барабанную перепонку. Таким образом, определяется суммарная жесткость, создаваемая напряжением барабанной перепонки и других структур уха. Это быстрое, безболезненное и объективное тестирование (хотя иногда дети плачут, пока им в ушки вставляют зонд).

Когда громкий звук поступает в здоровое ухо, барабанная перепонка сокращается - это своего рода встроенный механизм защиты (хотя не очень эффективный). Такое сокращение барабанной перепонки называют акустическим рефлексом. Отсутствие этого рефлекса также подтверждает наличие проблемы среднего уха и может помочь определить или подтвердить диагноз. Акустические рефлексы проверяются, как правило, одновременно с тимпанограммой.

Очень часто педиатры выполняют такую проверку в отделениях во время скрининг-теста, чтобы диагностировать инфекции уха или выпоты (жидкость в пространстве среднего уха).

Что происходит после того, как ребенку диагностировали потерю слуха? Какое лечение назначается в таком случае?

После диагностирования потери слуха, прежде всего, следует определить причины, вызвавшие это отклонение. Во многих случаях, потеря слуха может быть вызвана инфекцией уха. В этой ситуации, педиатр назначают антибиотики для лечения инфекции. Если инфекция стойкая, и потеря слуха все еще наблюдается после лечения инфекции, то ребенка должны направить к врачу, который специализируется на болезнях уха и слуховой системы (отоларингологу или ЛОРу). Отоларинголог назначит дополнительные тестирования слуха, а в некоторых ситуациях, может рекомендовать дополнительные радикальные меры лечения, такие как хирургия. Если потеря слуха является стойкой или связанна с нервом или проблемами внутреннего уха, отоларинголог часто рекомендуют обратиться к сурдологу для подбора слухового аппарата и назначения реабилитационной терапии.

Какие самые современные способы тестирования слуха ребенка?

Один из новейших тестов, использующихся для проверки слуха, называется «ответ на постоянный модулированный тон» (ASSR). Это тест используется в сочетании с ABR. Тест проводится, когда ребенок спит, или находится в состоянии покоя. В это время производится регистрация вызванных акустических ответов мозга на постоянные модулированные тоны. Генераторы для этого теста обычно очень похожи на ABR. Одним из преимуществ теста является то, что ASSR проверяет слух ребенка на конкретные частоты, что позволяет отоларингологу прогнозировать уровень слуха для широкого диапазона звуков с повышенной точностью. Кроме того, ASSR тест не занимает много времени и имеет более широкий диапазон уровней громкости, чем ABR, что позволяет установить разграничения между серьезными и легкими проблемами со слухом. Следует отметить, однако, что сложно провести разграничение между незначительной потерей слуха и нормальным слухом, поэтому существует вероятность неправильного диагноза для детей с незначительной потерей слуха.

Определение потери слуха у ребенка

Слух можно проверить у ребенка любого возраста.
Есть несколько факторов риска, связанных с потерей слуха, в том числе инфекции уха, недоношенность, болезни и синдромы.
Раннее выявление нарушений слуха позволит предпринять эффективные меры, благодаря которым дети не будут отставать от своих сверстников по развитию речи и другим навыкам.
ABR (ответы ствола мозга на слуховые раздражения) и OAE (вызванная ото-акустическая эмиссия) - эффективные тесты для проверки слуха младенцев и детей младшего дошкольного возраста, которые не могут дать обратную связь при традиционных методах оценки слуха.
Аудиометрия, подкрепленная визуально и игровая аудиометрия - это два поведенческих метода тестирования, используемые для тестирования детей, которые могут дать обратную связь.
Проверка среднего уха – тестирование, которое должны проходить все дети, у которых проверяют слух.

Если тугоухость обнаружена, ребенка должны отправить на консультацию к отоларингологу (ЛОРу), чтобы определить причину потери слуха. Дальнейшие рекомендации могут быть сделаны ЛОРом.

Для того чтобы учебный процесс в детских садах и школах проходил максимально эффективно, в программу обязательно включают пятиминутки для отдыха.

Разминка для детей направлена не только на расслабление, но и на развитие любви к физическим упражнениям. Иногда мнения по поводу целесообразности проведения разминок расходятся. Некоторые считают их пустой тратой времени, отведенного на обучение. Так ли это на самом деле?

Для чего предназначена разминка для детей?

Все мы знаем, что ребенку легче усваивать информацию во время игры. И если в детских садах практически вся программа обучения содержит элементы увлекательных и веселых игр, то в школах нередко преподаватели считают, что время забав закончилось. Однако все дети разные.

Некоторые непоседы не способны концентрировать свое внимание длительное время на скучных занятиях. Поэтому просто необходима какая-либо увлекательная разминка для детей на уроке. Тем более что существуют не только физические, но и интеллектуальные упражнения.

Они способствуют тому, что ребенок с интересом настраивается на учебный процесс. При этом развиваются его Играя, даже проявляют поразительное умение обобщить и выделить главное. Разминка для детей в школе особенно важна перед началом учебного дня. Она позволит ученикам настроиться на нужный лад, окончательно проснуться и запастись положительным зарядом энергии.

Как проводится разминка?

Основная задача преподавателя - сохранить интерес детской аудитории на протяжении всего занятия. Поэтому он должен подготовить какую-либо увлекательную разминку перед уроком, для того чтобы дети с большим интересом отнеслись к обучающей информации. Также примерно в середине занятий рекомендуют сделать небольшую паузу, которая позволит расслабиться мышцам и отдохнуть мозгу учеников. Несколько минут физических упражнений, которые сопровождаются веселыми стишками или песенками, оказывают огромное влияние на снятие не только мышечного тонуса, но и эмоционального напряжения.

Разминка для детей должна выбираться с учетом возрастной категории учеников. Дети должны выполнять упражнения с удовольствием. Так как чаще всего они копируют поведение взрослых, необходимо показывать новую разминку ученикам, обыграв ее эмоциями. Тогда и дети не будут повторять движения вяло и без особого энтузиазма. В завершение обязательно нужно похвалить ребят за то, что они выполняли упражнения правильно и весело.

Разминка для детей позволит сохранить здоровье

Помимо того, что благодаря интересным разминкам учитель может объяснить сложный материал и удержать внимание детей к теме в течение всего урока, это еще и забота о физическом здоровье учеников. Прервать урок для того, чтобы размять мышцы, провести несколько упражнений для снятия напряжения с глаз не трудно. Зато такие мероприятия являются профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы и ухудшения зрения. Поэтому переоценить значение разминки в учебных заведениях невозможно!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: