Игры с мальчиком 3 лет дома.

Казалось бы, чего только не пробовали родители и дети за три года! Рисование на всех видах покрытий (и даже на стенах), лепка из пластилина, чтение книжек, наклейки и «развивалки». Увы, все это рано или поздно приедается и маме, и ее малышу. Потому так актуален вопрос: чем занять ребенка в 3 года дома?

Идеи для лепки

Песочная масса

Да, лепкой из пластилина уже не удивить. Но можно попробовать другие материалы. Дети любят лепить из песочной массы (так называемая домашняя песочница). Хороший вариант в весенне-зимний период, когда в песке не поиграть.
Лучше брать наборы с разными цветами, это сделает игру увлекательнее. Продаются они в магазинах. Некоторые укомплектованы формочками, некоторые – нет. В последнем случае не забудьте докупить обычные формочки для песка небольшого размера. Лепите одинаковые фигуры разных цветов, считайте, ломайте!

Тесто

Если вы еще «не дошли» до поделок из теста, обязательно попробуйте! Тесто для лепки есть в продаже, но сам процесс его изготовления может быть интересен вашему чаду. Самый простой способ – смешать соль и муку в соотношении 200/200 грамм и добавить полстакана воды. Если творческие способности не позволяют лепить шедевры, делайте из теста геометрические фигуры, бусы и другие простые вещи.

Инсценировка сказок

Конечно, ваш ребенок уже знает кто такой колобок, и как дедка со своими домочадцами репку вытаскивал. Но видел ли он, как это происходит?

Кукольный театр – интересное занятие, которое доставит море удовольствия всей семье. Вы можете сделать кукол на руку сами, но есть они и во многих детских магазинах. Притом продаются готовыми наборами для сказки.

Для пальчикового театра можно нарисовать персонажей самостоятельно или вырезать их из старой книги. Такие куклы могут держаться разными способами: с помощью бумажного кольца, отверстий для пальцев, либо по принципу напальчника. Занятия хорошо развивают воображение и память.

Пластилиновые картины

Доступное развлечение на досуге. Вы можете взять забытый развивающий журнал и дать ему вторую жизнь, раскрасив любую картину пластилином или добавив элементы (пластилиновые лепестки цветов, солнце и т.д.).

Второй вариант – сделать пластилиновую дощечку и лепить на ней. Для этого возьмите кусок картона, тонким слоем раскатайте по нему пластилин одного цвета так, чтобы он лежал равномерно. Теперь сюда можно лепить все что угодно! Составляйте картины из природных материалов: фасоли, гречки, гороха.

Создание коллажей и аппликаций

Не знаете, что делать со старыми раскрасками, книгами и детскими журналами? Возьмите ножницы, клей, листок бумаги (картона) и творите! Детям интересно создавать коллажи. Они будут смотреть, как вы вырезаете любимых персонажей, попробуют сделать это сами и приклеят их так, как им того хочется. Для мелкой моторики и фантазии такие занятия не пройдут даром.

«Нестандартное» рисование

Вы уже наверняка умеете рисовать пальцами или специальными красками на стекле. Существует еще одна интересная техника – эбру. Это рисование гуашью по воде. Для того, чтобы сделать такой рисунок, следует взять емкость и налить в нее 1,5-2 см воды. Художники используют специальные прямоугольные емкости. Но если ваше произведение не претендует на высокохудожественное, для начала подойдет и большой салатник или другая посуда.

В этой статье мы предлагаем 12 оригинальных игр, которые сделают ваш досуг с ребенком не только увлекательным, но и очень полезным.

Почему необходимо играть с ребенком?

Почему именно вам нужно играть с ребенком? Не просто покупать горы игрушек в надежде, что кроха себя сам как-нибудь займет и не будет приставать к вам час-другой. А оторваться в выходной день на этот самый час от своих дел, чтобы повозиться на ковре, вырезать фигурки из цветной бумаги, поболтать о всякой чепухе, почитать.

Общение с вами дает ребенку значительно больше, чем любая механическая "развивающая" игрушка. Проводя время со родителями, близкими, бабушками и дедушками, малыш растет счастливым, эмоционально здоровым и смышленым.

Не знаете во что поиграть?

Вам скучно собирать пирамидку из кубиков из раза в раз, да и ребенка это уже не занимает? Мы собрали для вас идеи, которые помогут раскрыть физический потенциал ребенка, выработать новые навыки. 12 активных игр для развития общей моторики, творческие занятия, задания на улучшение координации и равновесия.

Через игровой процесс вы поможете ребенку улучшить речь, подготовите его к успешному старту обучения в садике и школе. Разовьете искусство общения, заложите в характере малыша лидерские качества, повысите его самооценку, ориентируете на успех.

Именно в формате игры и фантазии ребенку проще всего раскрыть себя, выразить свои чувства, мечты и желания, избавиться от страхов. Кроме того, например, разыгрывание сценок и эпизодов из знакомых сказок учит основным принципам вежливого общения: делиться, дожидаться своей очереди, помогать другу в сложной ситуации.

Создавая для ребенка стимулирующую образовательную среду, вы помогаете ему полностью раскрыть заложенный в нем потенциал.

Играем!

Но, перейдем от слов к делу! Ниже мы приводим описания 12-ти разнообразных игр для детей от 3 до 7 лет. Прочитайте их, выберете те, в которые вы поиграете сегодня, а какие оставите на завтра или на следующую неделю. Подготовьте все необходимое для игрового процесса. Выберете удобное время и пригласите ребенка провести с вами время. Постарайтесь не отвлекаться в процессе на телефонные звонки или телевизор. Уделите полчаса-час качественному общению с ребенком. Это совсем не много, но такое общение невозможно переоценить. Сегодня вы закладываете фундамент вашей дружбы с ребенком, реабилитируетесь за рабочую неделю, создаете благоприятную, обучающую обстановку и...просто отдыхаете! Желаем вам приятного выходного времяпрепровождения.

Части животных

Потребуются:

  • Изображения животных, вырезанные из журналов или нарисованные
  • Ножницы
  • Лист плотной бумаги

Предложите ребенку подобрать головы и хвосты различным животным. Можно добавить игре веселья, создав чудо-зверей на усмотрение малыша.

1. Заранее вырежьте изображения различных животных.

2. Разрежьте изображения пополам, разделив на головную часть и хвостовую.

3. Положите половинки всех картинок вперемежку перед ребенком, попросите подобрать соответствующие хвост к голове.

4. Пусть ребенок наклеит целое животное на лист бумаги.

Вариант игры: предложите ребенку специально перепутать головы и хвосты, чтобы получились новые невиданные звери!

Безопасность: используйте клей-карандаш и ножницы с закругленными концами.

Угадай!

Загадайте предмет из вашего окружения. Если вы дадите ребенку достаточно подсказок, он сможет сразу угадать, что вы имеете в виду. Также будет правильно дать возможность малышу загадать загадку вам!

Где играть: дома, на прогулке, в гостях или магазине.

1. Выберите интересный и хорошо знакомый ребенку предмет.

2. Скажите, что вы загадали предмет из того, что вас окружает. Дайте одну подсказку, например, цвет, форму, размер или первую букву, с которой начинается слово.

3. Пусть ребенок с помощью наводящих вопросов попробует угадать, что за предмет вы задумали.

4. Поменяйтесь ролями и постарайтесь угадать, что загадал ваш малыш.

Ритм-рифма

Следовать ритму звучащей песни не так-то просто. Эта игра требует координации, способствует развитию слуха у малыша, чувства рифмы и ритма. Игра будет уместна, например, в машине. Она займет и отвлечет ребенка в дороге.

Потребуется:

  • Музыка

1. Предложите слово, например «день».

2. Проговаривайте слово в ритм играющей музыке: «День-день-день-день-день».

3. Попросите ребенка продолжить музыкальный ритм новым словом, которое бы звучало в рифму с предыдущим: «День-день-день-пень-день-день-день».

4. Придумывайте слова по очереди, пока игра не надоест.


Определи на ощупь

Научите ребенка использовать осязание для исследования окружающей среды. Пусть он создает мысленные образы вещей, к которым имеет возможность прикоснуться с закрытыми глазами.

Что потребуется:

  • Несколько предметов небольшого размера: мягкая игрушка, чашка, печенье, мячик, мочалка, ложка, расческа и другие
  • Большой пакет или корзина
  • Повязка на глаза

1. Подберите предметы для игры и сложите их в пакет или корзину.

2. Сядьте с ребенком на полу друг перед другом, объясните суть игры.

3. Завяжите малышу глаза.

4. По очереди вкладывайте предметы из корзины в руки ребенку.

5. Просите тщательно ощупать и угадать, что он держит.

6. Давайте подсказки, если ребенок не справляется.

Безопасность: обязательно оговорите с малышом, что вы собираетесь завязать ему глаза. Если ему не понравится повязка, вы можете играть просто зажмурившись. И, конечно, все предметы должны быть безопасными.

Книга обо мне

Сделайте с ребенком особенную книжку — где он сам будет главным героем!

Что потребуется:

  • Плотная бумага
  • Журналы с картинками
  • Фотографии вашего ребенка и других членов семьи
  • Рисунки ребенка
  • Ножницы
  • Степлер
  • Ручка

1. Соберите визуальные элементы, значимые для вашего ребенка, в том числе его рисунки, фотографии его и друзей, питомцев, поделок, семейные фотоснимки.

2. Соберите альбом из листов бумаги, поместив коллаж из изображений, вырезок и комментариев малыша.

3. Скрепите листы между собой.

4. Приложите обложку: «Все обо мне!»

5. Когда книга будет завершена, прочитайте ее вместе.

Такой проект может быть растянут во времени не на один день. Возвращайтесь к работе, когда у вас и у ребенка будет настроение.

Поверьте, спустя год, два и даже 10 лет эта книжка будет иметь огромную популярность! Вы и сами уже забудете, что когда-то была вот такая история, или что кроха не выговаривал букву «р», а как смешно шутил, когда ему было всего 3 года!

Столько воспоминаний, собранных вместе, со временем станут настоящим сокровищем, а потом, возможно, и отличным подарком, например, на свадьбу:)

Найди часы!

Всего несколько минут на то, чтобы найти тикающие часы! Как это увлекательно и захватывающе! Где же они могут быть? Нужно слушать очень внимательно, а думать и двигаться - быстро.

Что потребуется:

Кухонный таймер или будильник, который тикает достаточно громко.

1. Заведите таймер на 3-5 минут и спрячьте его в комнате или на улице.

2. Попросите ребенка прислушаться.

3. Скажите малышу, что у него есть 3 минуты на то, чтобы найти таймер! А для успешного поиска нужно быть очень внимательным!)

4. Если малыш испытывает трудности, давайте подсказки.

5. Сыграйте еще раз, уменьшив время поиска.

Вариант игры: вы можете помочь в поисках, говоря «горячо» или «холодно», когда ребенок приближается или удаляется от часов.


Падающая башня

Помните, мы начали с того, что постройка «башенок» из кубиков вас утомила? Поиграйте наоборот, не стройте, а разрушайте! Малышам порой больше нравится разрушать что-то, чем создавать. Это не страшно, ведь это всего лишь игра!

Строить с малышом башенки из кубиков можно до бесконечности. И каждый раз процесс падения постройки будет вызывать у него бурю эмоций. Еще бы, башня была такая высокая и вот она с грохотом падает на пол! Дух захватывает!

Что потребуется:

  • Кубики, палочки, брусочки или другие предметы, из которых можно сложить башню.

1. Удобнее всего играть на полу.

2. По очереди складывайте друг на друга предметы, чтобы получилась высокая башня.

Вариант игры: вы можете складывать параллельно две башни - чья получится выше? Многоярусные постройки также пользуются большой популярностью у малышей.


Разговор по душам

Иногда намного интереснее разговор складывается по телефону, чем с глазу на глаз. Сделайте самодельный аппарат из двух бумажных стаканчиков и веревочки, продетой между ними.

1. Смастерите аппарат и украсьте каждый свою «трубку» наклейками или рисунками.

2. Разойдитесь по разным концам комнаты или сядьте по обе стороны дивана.

3. Начните разговор, как это обычно бывает: «Привет, это мама!»

4. Поговорите о том, что случилось сегодня у каждого из вас.


Танцуй, рука!

Как танцевать, если в твоем распоряжении всего одна часть тела? Попробуем?

Что потребуется:

  • Музыка

1. Используйте любую танцевальную музыку. Попросите ребенка прислушаться к ритму.

2. Устройте танцевальный батл. По очереди говорите друг другу, какая часть тела будет сейчас танцевать.

Покажи, что чувствуешь

Порой детям непросто верно выразить свои эмоции. Эта игра поможет ребенку лучше разбираться в собственных чувствах и правильно воспринимать чужие.

Что потребуется:

  • Иллюстрации или картинки, на которых изображены человеческие эмоции

1. Подберите картинки с различными эмоциями: веселье, радость, печаль, страх, огорчение, испуг, нежность, любовь, безразличие и другие.

2. Обсудите с ребенком, что чувствуют люди на изображениях, как они выражают эти чувства.

3. Сложите картинки стопкой «лицом» вниз.

4. Переворачивайте картинки по одной и попросите ребенка изобразить отраженную эмоцию, не прибегая к словам.

5. Вы должны угадать, что за эмоция изображена на картинке по тому, как малыш ее покажет.


Угадай конец

Научите ребенка предсказывать конец истории. В дальнейшем он сможет применять этот навык в выполнении любых когнитивных задач.

Что потребуется:

  • Книжка с замечательным концом

1. Найдите уютное место для чтения.

2. Прочитайте ребенку часть сказки или рассказа и остановитесь, не доходя до конца.

3. Спросите его, что, по его мнению, произойдет дальше.

4. Предложите ему придумать несколько возможных вариантов развития событий.

5. Дочитайте книгу до конца, чтобы узнать, чем она закончилась.

Следуй за наклейками!

Эта игра — вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка внимательно идти по следам. А куда и к чему они его приведут — зависит от вас.

Что потребуется:

  • Цветные наклейки
  • Награда-сокровище
  • Место для игры

1. Придумайте маршрут, по которому предстоит пройти ребенку-кладоискателю.

2. Поместите наклейки на виду по пути следования.

3. В конце пути положите награду.

4. Объясните ребенку, как нужно проводить поиски и что его ожидает в конце.

5. Обязательно вместе отпразднуйте успешный итог мероприятия.


В заключение

Несколько стимулирующих идей, кое-какие материалы для творчества и время — это все, что вам потребуется для создания неповторимой среды в виде игры-обучения для ребенка.

Не забывайте:

1. Ребенок учится особенно продуктивно, только если вы являетесь активным участником процесса.

2. Вы — лучший учитель для своего малыша, и в ваших силах сделать процесс обучения веселым.

3. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите вместе! Потом вы получите такую отдачу, о которой даже не мечтали.

Период до школы — самое благоприятное время для игр в жизни малыша. Вы получите огромное удовольствие, наблюдая, как он становится более ловким, как растет его словарный запас, как из эгоцентричного карапуза он превращается в социально адаптированного ребенка.

Описание 12 игр для детей взяты из книги "150 развивающих игр для детей от трех до шести лет" издательства «Альпина Нон-фикшн»

Трёхлетний малыш активно развивается как физически, так и эмоционально и психически. Это уже относительно самостоятельный маленький человек, который имеет своё мнение, проявляет настойчивость и сообразительность, обладает индивидуальностью. Родителям уже не нужно находиться каждую секунду рядом и контролировать чадо, им лишь необходимо знать, чем занять ребёнка в 3 года дома, и создать подходящие для этого условия.

Особенности трёхлетнего возраста

В три года дети становятся всё более самостоятельными. Раньше им в любом деле требовалась помощь взрослого, сейчас же они пытаются сделать всё сами, и родителям не следует препятствовать. Чрезмерная опека приведёт к тому, что сын или дочь вырастет инфантильным, неуверенным в себе и окружающем мире. Поэтому взрослым рекомендуется поощрять стремление к самостоятельности и не подавлять ребёнка своим авторитетом. Кроме самостоятельности, трёхлетний возраст характеризуется следующими особенностями:

Игра остаётся основной деятельностью трёхлетнего малыша. В этом возрасте дети любят разыгрывать сценки, представляя себя тем или иным героем. И это не случайно, ведь у малыша развивается воображение, абстрактное мышление, и ему интересно почувствовать себя в разных ролях.

Совместные игры с ребёнком

Родители должны понимать, что игра для детей необходима, ведь в процессе они обучаются и моделируют события реальной жизни, самостоятельные же увлечения учат мыслить и справляться с возможными сложностями. Заняться с ребёнком 3 лет дома можно как подвижными, так и тихими играми.

Домашний театр

Обычно трёхлетки любят слушать сказки и разыгрывать по их мотивам целые спектакли, используя различные предметы или игрушки. Это увлечение можно поддержать и создать собственный . Для этого нужно подготовить персонажей. Это могут быть готовые игрушки из магазина или самостоятельно сшитые куклы. Можно сделать актёров совместно с малышом, вырезая фигурки из плотного картона и раскрашивая их. Неплохой вариант - пальчиковые куклы. Для этого достаточно сшить маленькие разноцветные фигурки, которые надеваются на палец.

Чтобы всё выглядело, как в настоящем театре, необходимо сделать занавес, используя штору или покрывало. В качестве сюжета выбирается любимая сказка или самостоятельно придуманная история. Для первых представлений рекомендуется выбирать сказки , в которых присутствуют не более трёх персонажей (так ребёнку будет легче и интересней, ведь он не запутается в сюжете). Подготовленный спектакль показывают старшим братьям и сёстрам, папе, иным родственникам.

Модный показ

Занимательная игра для девочек. Маме следует подготовить множество разной одежды. Не нужно использовать дорогие вещи, вполне подойдут юбки, платья, шляпки, которые уже не нужны маме или старшим детям. В качестве накидки можно использовать старые тюлевые занавески или куски органзы. Главное, чтобы вещей было побольше. Пусть маленькая модница сама выбирает из общей кучи то, что ей нравится, примеряет, меняет наряды, любуется на себя в зеркало. Это занятие может настолько увлечь девочку, что она захочет сама создать уникальный наряд. Здесь маме нужно приглядывать, чтобы в руки малышки не попали ножницы.

Различные роли

Дети с удовольствием подражают взрослым. Бывает достаточно предложить ролевую игру, которая больше всего нравится, и дети будут очень довольны. Возможно, мальчик захочет изобразить строителя, водителя, полицейского, космонавта и т. д. Девочки зачастую хотят побыть доктором, продавцом, мамой или дочкой, воспитателем, принцессой. Но здесь всё индивидуально, и родителям следует ориентироваться на предпочтения малыша. Распределив роли, можно моделировать различные ситуации, и это будет не только развлечением, но и весёлой учёбой, ведь малыш сам решает, как поступить и что сказать в том или ином случае.

Мамины помощники

Иногда молодые мамы задаются вопросом, во что поиграть с ребёнком 3 лет так, чтобы и кроха был под присмотром, и работу по дому успеть выполнить. Ответ прост - нужно через игру увлечь его домашними делами , ведь дети так любят помогать.

Например, если началась уборка, сыну или дочке можно дать тряпочку и предложить вместе с мамочкой протереть полку. Пока малыш будет усердно её тереть, мама успеет вымыть весь шкаф. Во время стирки развести в отдельном тазике немного тёплой воды с натуральным мылом и позволить малышу поплескаться в нём ручками, запустить кораблик и даже «постирать» носовой платочек или салфетку. При стряпне дать комок теста - пусть ребёнок лепит из него что-нибудь по своему желанию, запечь детское произведение можно вместе с основной выпечкой.

Главное - чтобы все дела делались в хорошем настроении, легко и весело. Можно устраивать небольшие состязания, например, кто быстрее соберёт игрушки или унесёт маечки в стиральную машину. Конечно, необходимо почаще хвалить малыша. Такие занятия понемногу приучат его к домашней работе, которую он не будет воспринимать в будущем как тяжёлую повинность.

Весёлая дискотека

Детская дискотека - отличное занятие. И девочкам, и мальчикам нравится танцевать и прыгать под весёлую ритмичную музыку. Если же к ним присоединятся родители, братья и сёстры, будет в несколько раз интереснее. Можно пригласить в гости соседских ребятишек и устроить конкурс танцев, где судьями будут родители, а небольшие призы получит каждый участник. Хорошо, если есть специальные детские микрофоны, в которых уже записаны известные песенки. Слушая и повторяя их, дети развивают память. Кроме того, с такими микрофонами можно устроить настоящее караоке прямо дома.

Тихие занятия

Весёлые подвижные игры нужно чередовать с тихими. Это поможет малышу успокоиться, приучит его к усидчивости. Наиболее популярные спокойные занятия:

Конечно, это не весь перечень того, чем можно занять трёхлетнего ребёнка дома. Ориентируясь на его интересы, можно предложить аппликации из бумаги или кусочков ткани, совместные поделки из природных материалов, изготовление новогодних игрушек из цветного картона, обклеивание небольших предметов самоклеющейся плёнкой, прослушивание детских книг с голосами животных и т. д.

Самостоятельные занятия для детей

К трём годам ребёнок зачастую выражает желание играть самостоятельно. Это очень важно, ведь навыки самостоятельных игр помогут в будущем не только малышу, но и родителям, которые смогут в это время заняться домашними делами. Основная задача взрослых - убедиться, что ребёнку интересно, и он знает, как играть. Например, можно приобрести простую мозаику и показать сыну или дочери начало выкладывания, заинтересовать малыша и попросить продолжить выкладку самостоятельно.

Кроме мозаики, дети любят складывать пазлы и картины из кубиков, собирать фигуры из конструктора и т. п. (для трёхлеток следует приобретать варианты с мягкими и крупными деталями). Такие занятия научат детей принимать решения, рассуждать и аналитически мыслить, разовьют усидчивость и внимательность. Важно, чтобы ребёнок знал, что, если ему понадобится помощь, мама или папа рядом.

В 3 года ребенок начинает активно контактировать с окружающими. Тем не менее, родители продолжают оставаться его основным примером, ориентиром. И именно на них возложена ответственность за организацию досуга, грамотное развитие личности.

Что должен уметь трехлетний малыш

Трехлетний возраст знаменуется резким скачком сообразительности чада, который уже с легкостью:

  • различает левую и правую стороны;
  • знает несколько простеньких стишков;
  • верно употребляет местоимения;
  • собирает предметы в группы;
  • ездит на трехколесном велосипеде;
  • складывает картинки из крупных пазлов;
  • умеет найти нужную игрушку;
  • объясняет сходство, различие между предметами;
  • рисует, лепит без посторонней помощи.

Важно уже в 3 года приучить к навыкам гигиены : расчесыванию, мытью рук, чистке зубов, использованию платочка. Ничего страшного, если вы не разрешаете чистить зубы с помощью пасты, самостоятельно пользоваться расческой. Полезно привить саму привычку по утрам и вечерам следить за полостью рта, прической, телом, одеждой.

А ещё он должен быть приучен к аккуратности : умению складывать вещи, своевременно переодеваться, если одежда испачкана. Так как дети проводят много времени на полу, задача родителей - следить за идеальной чистотой помещения, своевременным проветриванием.

Приблизительный план на день: чем заняться с ребенком 3 лет дома

Главное - распределить режим бодрствования и отдыха рационально. Четкий распорядок дня - это гарантия хорошего самочувствия, эмоциональной стабильности, поддержания здоровой физической формы. Чем раньше малыш привыкнет к режиму, тем проще ему будет адаптироваться в социуме. Для непосед, посещающих детский сад, точный распорядок дня - это норма. Аналогичный режим должен распространяться и на тех, кто остается дома.

  1. Подъем нужно осуществлять в одно и то же время. Отклоняться в ту или иную сторону не рекомендуется. Постоянство упростит не только само пробуждение, но и вечерний отход ко сну. В выходной день можно позволить крохе поваляться в постели чуточку дольше обычного, но и залеживаться ему до обеда тоже нельзя разрешать, чтобы не выбить из привычной колеи.
  2. Гигиенические процедуры. Здесь важнее выработать привычку умываться, при этом не обязательно следить, чтобы кроха все сделал, как положено.
  3. Организация питания по часам. В минуты перекуса нельзя предлагать мучное, сладкое. Лучше дать стакан свежего сока, фрукты, ягоды.
  4. Обязательным пунктом должны стать ежедневные прогулки на свежем воздухе в любую погоду . Препятствием может стать только ливень, стихийный ветер. Дождь, мороз не должны пугать ни родителей, ни детей. Главным условием при этом выступает качественная одежда и обувь.
  5. Дневной сон - еще один обязательный момент, который способен сохранить детскую психику и физическую работоспособность в хорошей форме.
  6. Игры, развлечения, самостоятельное времяпровождение.

Грамотные родители не упустят времени и позволят ребенку, не посещающему детское учреждение, развиваться разнопланово.

Чем занять 3-летнего ребенка дома

К 3 годам непоседа запросто может организовать свое игровое время. Родителям нельзя поддаваться искушению оставить его наедине с собой, чтобы заняться своими делами. Важнее общения, развивающих игр в его возрасте ничего быть не может. Кроме того, нельзя отмахиваться от рассказов, умозаключений, уставать отвечать на вопросы, иначе его любознательность может резко иссякнуть.

Физические упражнения, игры на воздухе

«Выпустить пар», поиграть в мяч, догонялки, позволить покататься на велосипеде - важная составляющая физического развития. Подвижные игры формируют координацию движений, укрепляют мышцы, учат непоседу падать, группироваться.

Головоломки, развивающие игрушки

Конструкторы, пазлы, мозаики, калейдоскопы, кубики должны быть в арсенале игр любого ребенка. Развитие мышления, мелкой моторики не должно останавливаться ни при каких условиях.

Поделки, рисование, лепка, ролевые игры

Развитие пространственного, творческого мышления, фантазии не менее важны для трехлетнего чада. Родители обязаны позаботиться о наличии наборов «юного парикмахера», «врача», «таксиста», побыть в роли клиентов, пациентов, обеспечить место и принадлежности для рисования, лепки, аппликаций.

Кроме того, творческие задания могут увлечь малыша на некоторое время и предоставить маме свободные минуты для личных дел. При этом надо всегда быть начеку - вовремя подсказать, «дорисовать», «вылепить», отрезать, если что-то не получается.

Помощь по дому

На то, чтобы проделать совместно домашнюю работу, требуется ворох терпения и выдержки. разрешайте детям участвовать в процессе уборки, приготовления пищи, при сортировке чистого белья. Это не только позволит занять делом, но еще и приучит к аккуратности.

Например, складывая светлое белье в стиральную машину, попросите кроху принести кукольное платье белого цвета. Малыш при этом закрепит знание цветов, озадачится и найдет среди игрушек нужную вещь, переоденет куклу, отвлечется на время и предоставит вам свободное время. Разбирая вещи после стирки, крохе тоже можно дать ответственное задание - сложить отдельно свои носочки, разобрать их по парам.

Чтение книг, просмотр мультфильмов

Не отмахивайтесь от ребенка, который просит почитать книжку. Не забывайте каждый раз после прочтения, обязательно обсудить сюжет сказки, рассказа, мультфильма. Этим вы не только развиваете словарный запас, но и учите думать, развиваете память.

Думаю, будет лишним напомнить о том, что в возрасте трех лет вредно смотреть телевизор долгое время . Об этом не устают твердить известные медики, педагоги. Старайтесь ограничивать время пребывания всего одной серией мультфильма.

Важно увидеть в возрасте 3-4 лет, к чему тянется ребенок, что у него получается лучше всего, всячески поощрять такие упражнения. Если выявятся особые склонности, таланты - родителям следует проявить инициативу и начать водить его на индивидуальные курсы иностранных языков, танцы, плавание, рисование, занятия музыкой.

Вы можете предложить ребенку всевозможные игры на интеллектуальное развитие. С помощью игр, представленных ниже, можно развивать память, внимание, воображение и мышление малышей. Посредством игры дети приобретают новые знания и умения, развивают различные способности. Игры, ориентированные на интеллектуальное развитие ребенка, можно условно подразделить на следующие группы:

Игры, которые направлены на развитие восприятия. Благодаря таким играм ребенок учится анализировать предметы по форме, цвету и величине. Малыша нужно научить ориентироваться в основных цветах спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), а также различать их оттенки. Ориентированы подобные игры также на знание основных геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Малыш в игре учится подбирать предметы вышеперечисленных форм по образцу или по названию. И наконец, познание величины предмета выражается в расположении одинаковых предметов различной величины по возрастанию и убыванию;

Игры, направленные на развитие внимания. С их помощью малыш учится сосредоточиваться на той или иной деятельности;

Игры, направленные на развитие памяти. Они помогают ребенку запоминать предметы и действия, тренируя его память и готовя малыша к более взрослой жизни.

К развивающим играм относят и игры на развитие речи. Основное средство развития речи малыша 2 — 3-летнего возраста — это его общение со взрослыми. Общаться с ребенком вы можете, не отрываясь от домашних хлопот, С более маленькими детьми можно общаться «в фоновом режиме», комментируя свои действия. При этом вы будете знакомить ребенка с реальным миром вещей, событий и явлений. Для развития речи малышей важно читать им книги, понятные для детей того или иного возраста.

Во многие из подобных игр малыш может играть самостоятельно или с вашим участием.

Катаем предметы

Посредством этой игры малыш знакомится с формой предмета. Соорудите горку из подручных материалов или просто предложите малышу докатить фигурку до выстроенных на полу или столе ворот. Среди фигурок, которыми будет пользоваться ребенок, должны быть шарик и кубик. Поначалу вашему малышу будет безразлично, какую фигурку катить. Но постепенно он поймет, что шарик катится быстрее. Обратите внимание ребенка на острые углы, мешающие катиться кубику. Поучите малыша рисовать шарик и кубик (круг и квадрат) на бумаге.

Одежда для кукол

Эта игра позволяет сформировать у ребенка понятия большое-малое. Предложите малышу одеть кукол. Для этого дайте ему большую и маленькую кукол и два комплекта одежды. Поставленную задачу ребенок должен решить самостоятельно. Сначала малыш может распределить вещи неправильно. В этом случае обратите его внимание на то, что одежда велика для маленькой куклы (мала для большой), и пусть подумает еще. Для того чтобы усложнить задачу, дайте ребенку три куклы разных размеров.

Строитель башни

Эта игра позволяет выработать у малыша понятия устойчивости и неустойчивости. Для нее потребуются кубики разных размеров. Малыш должен убедиться на собственном опыте, что для устойчивости башни внизу необходимо расположить самый большой кубик, то есть выстроить кубики по мере их уменьшения.

Воздушные шарики

Эта игра способствует ориентированию ребенка в мире цвета. Малыш научится подбирать одинаковые цвета. Для подготовки к игре наклейте на картонную основу узкие полоски разных цветов (лучше всего использовать основные цвета спектра). Из бумаги тех же цветов вырежьте круги или овалы. Объясните малышу, что полоски — это ниточки, а круги — шарики. Шарики оторвались от ниточек, и их необходимо «привязать» на место. Покажите, как это сделать. После чего дайте ребенку возможность самостоятельно действовать.

Сравнение

Играть в эту игру вы можете, занимаясь своими делами и периодически поправляя ребенка, если он был неточен. Поставьте перед малышом две игрушки и предложите ему сказать, чем они похожи, а потом — чем отличаются. Например, мышка и тигренок похожи тем, что у них есть ушки, глазки, лапки, хвостики, они пушистые. Отличаются они тем, что тигренок большой, а мышка маленькая, тигренок рыжий в полосочку, а мышка — серая и пр. Таким образом ваш малыш может сравнивать любые пары игрушек. Для того чтобы усложнить игру, поставьте перед малышом более похожие игрушки (разные машинки, разные мячики или кубики).

Что лишнее?

Для этой игры вам потребуются карточки с изображением различных предметов. Разложите перед малышом три карточки с предметами из одной смысловой группы, одну — из другой и попросите ребенка найти лишнюю картинку. Картинки могут изображать фрукты, овощи, диких и домашних животных, посуду, книжки и пр.

По порядку

Для этой игры вам потребуются рисунки, связанные тематически. Например, на одной картинке изображено семечко растения, на второй — росток, на следующей — цветок или дерево, а на последней — плод. Положите карточки перед малышом в произвольном порядке и попросите его определить, что произошло раньше, а что — позже. Пусть ребенок правильно разложит рисунки.

Что может быть...?

Посредством такой игры малыши учатся обобщать свойства предметов, сравнивать их. Также с помощью этой игры ребенку проще освоить значение таких понятий, как ширина, высота и длина. Сначала вы задаете вопросы, а ваш малыш на них отвечает. Потом малыш задает вопросы вам. Например, вопросы могут быть следующими.

Что может быть высоким?

Что может быть длинным?

Что может быть коротким?

Что может быть широким?

Что может быть узким?

Что может быть круглым?

Что может быть квадратным?

Что может быть треугольным?

Что может быть черным?

Что может быть белым?

Что может быть мягким?

Что может быть пушистым?

Что может быть зеленым?

Что может быть холодным?

Что может быть теплым?

Отыщи такой же

Эта игра ориентирована на развитие внимания ребенка. Предложите ребенку выбрать из 4—5 мячиков (домиков, кубиков и пр.) такой же, как образец. Чтобы усложнить игру, увеличьте количество похожих предметов.

Ошибки

Эта игра ориентирована на развитие внимания ребенка. Для нее вам потребуется нарисовать картинку, на которой специально изображено несколько ошибок. Например, если летним днем на лесной полянке играют дети, изобразите одного ребенка в зимней одежде, нарисуйте снеговика и пр. Содержание картинки и допущенные ошибки должны быть понятны вашему ребенку. Пусть он найдет ваши неточности.

Вместо рисования можете вместе с малышом склеить несколько коллажей, вырезав детали из разных старых журналов. После чего предложите малышу найти неправильности.

Играем в магазин

Эта игра ориентирована на развитие памяти малыша. Предложите ребенку сходить в «магазин» (комнату с игрушками) и принести оттуда 1—2 предмета. Постепенно количество предметов увеличивают до 4 — 5. Попросите у ребенка, например, мячик и кубик. Постепенно можете предлагать ему и более сложные задания: принести маленького зайчика, большого мишку и рыжую белочку.

Кто кем будет?

Эта игра удобна тем, что в нее можно играть вдвоем с малышом, занимаясь своими делами. Задавайте друг другу вопросы. При этом обязательно следите, чтобы ребенок правильно отвечал. Примерный список вопросов вы можете расширить на свое усмотрение.

Кем будет яйцо? (Птенцом, змеей, черепахой.)

Кем будет цыпленок? (Курочкой, петухом.)

Кем будет мальчик? (Мужчиной.)

Кем будет девочка? (Женщиной.)

Кем будет жеребенок? (Лошадью.)

Чем будет вода зимой? (Льдом.)

Чем будет семечко? (Цветком, деревом.)

Чем будет мука? (Пирогом, блинчиками.)

Проведите также обратную игру «Кто кем был?». Играть в нее следует по тому же принципу.

Кто что любит?

Для этой игры вам потребуются картинки с изображениями животных и еды для них. Разложите перед малышом картинки с изображением животных, отдельно положите картинки с едой. Предложите ребенку «накормить» всех зверей.

Одним словом

Назовите малышу слова одной группы и попросите сказать, каким словом их можно обозначить. Например: ворона, сорока, голубь, воробей — птица; морковь, картофель, капуста, редиса — овощи, Маша, Ваня, Света — дети.

Назови слова

В эту игру вы можете играть с ребенком, параллельно занимаясь делами по дому.

Предложите малышу назвать как можно слов, обозначающих какое-либо понятие. Например, пусть ребенок перечислит всех известных ему птиц, зверей, пусть назовет фрукты и овощи и пр.

Наоборот

Предложите малышу поиграть в эту игру. Объясните, что вы называете слово, а ребенок должен сказать наоборот, например: высокий — низкий, верх — низ.

Что где находится?

Эта игра способствует развитию внимания, расширению кругозора ребенка и увеличению познавательной активности. Предложите ребенку хлопать в ладоши, если он услышит слово на заданную тему, например «птицы». После этого произносите ряд слов: клюв, перья, синица, одежда, когти. Если ваш малыш ошибется, игру можно начинать сначала. Постепенно задачу можно усложнить: предложите ребенку топать ножкой, если он услышит название птицы, и хлопать в ладоши, если будет произнесено название зверя.

Найди перемены

Перед началом игры подготовьте различные мелкие предметы и разложите их на столе. Позовите ребенка и предложите ему посмотреть на предметы в течение 1 мин и запомнить их расположение. Когда ребенок отвернется, поменяйте предметы местами. После этого ваш малыш должен сказать, что изменилось. В такую игру вы можете играть, занимаясь домашними делами: вместо мелких предметов используйте овощи и фрукты, посуду и салфетки на кухне, а на туалетном столике задействуйте флаконы с духами и кремами.

Докрась

Для развития внимания можете предложить малышу и такое упражнение. Дайте малышу картинку с изображенным на ней предметом, раскрашенным наполовину. Вторую половину пусть ребенок докрасит сам.

Складываем узоры

Для проведения такой игры вам потребуются разнообразные фигуры. Составьте из маленьких игрушек какой-либо узор или дорожку. Попросите своего малыша посмотреть на узор, после чего пусть ребенок отвернется, а вы измените расположение сначала одной фигурки (потом — двух, трех и более). После этого пусть ваш малыш поворачивается и восстанавливает первоначальный вид узора. Эта игра способствует развитию внимания и памяти.

Чтобы усложнить задачу, уберите со стола узор и предложите малышу восстановить его самостоятельно.

Играем в обезьянок

Эта игра способствует развитию памяти, внимания, координации движений.

Вам потребуются кубики одного или нескольких цветов. На глазах у ребенка сложите конструкцию из кубиков. Малыш должен скопировать конструкцию и, по возможности, все ваши движения. Прикройте сложенную конструкцию тканью и предложите малышу восстановить ее по памяти, после чего сравнить с образцом.

Определи на ощупь

Возьмите большую коробку из картона, положите в нее разные игрушки, посуду и любые другие предметы. Сверху накройте коробку платком. Попросите ребенка на ощупь определить, что лежит в коробке. Пусть малыш, озвучив свою догадку, вытащит предмет из коробки и убедится в том, насколько верно он угадал. Такая игра способствует развитию мелкой моторики, тактильных ощущений ребенка и знакомит малыша с окружающим миром.

В очереди

Такая игра тоже способствует развитию памяти и внимания ребенка. Предложите ему условия игры: вместе с игрушками или карточками-картинками ребенок сидит в очереди, например, к парикмахеру или зубному врачу. Попросите малыша отвернуться и уберите какой-нибудь предмет. Потом спросите: «А кто убежал из очереди?» Или поменяйте игрушки местами и спросите у малыша, кто перепутал очередь. Также вы можете переворачивать карточки и интересоваться у ребенка, где находилась та или иная картинка.

Играем в цифры

Эта игра для ребенка, который знает достаточно большое количество цифр. Напишите вразнобой цифры от 1 до 5. Положите перед малышом табличку и предложите ему как можно быстрее назвать все цифры в правильном порядке и показать их. Можно усложнить задачу: написать вразнобой цифры от 1 до 10, а несколько пропустить, оставив пустое место. Пусть малыш обнаружит недостающие цифры.

Что ты слышал?

Эта игра способствует развитию слухового внимания. Благодаря ей ваш малыш научится сосредоточиваться на звуке, чтобы слушать и понимать речь независимо от ее громкости. Вам потребуются различные игрушки. Шепотом окликните малыша с расстояния 2 — 3 м. Шепотом же давайте ему простые задания, такие как «Подними машинку», «Принеси куклу» и пр.

Где звенит?

Задача этой игры заключается в умении определять направление звука. Также подобные развлечения учат вашего малыша ориентироваться в пространстве, развивают слуховое внимание.

Для того чтобы поиграть в такую игру, вам потребуется колокольчик. Перемещаясь по квартире, звоните в колокольчик и предлагайте малышу догадаться, из какой комнаты доносился звук, из какого места помещения. Когда ребенок привыкнет к звуку колокольчика, можете завязать ему глаза и звонить с какой-либо стороны от него. Пусть малыш догадается, откуда звонил колокольчик.

Что это шумит?

Задача этой игры заключается в развитии слухового внимания малыша. Вам потребуются различные предметы, которые производят характерные звуки, такие как ложка, колокольчик, кастрюля, стеклянный стакан, барабан, бумага, книжка. Называйте предметы, привлекая внимание малыша к издаваемым ими звукам. После чего попросите ребенка воспроизвести эти звуки с помощью предметов. Постепенно количество предметов можно увеличивать.

Телефонные беседы

Малыш может разговаривать по телефону, даже если толком не умеет говорить. Такое занятие само по себе стимулирует речевую активность ребенка, поскольку малыш не может видеть собеседника, показать что-либо с использованием жестов. Поначалу пусть взрослый, с которым беседует ребенок, задает ему простые вопросы, на которые малыш ответит «да» или «нет». Постепенно можно приступать и к более сложным разговорам.

Каким бывает?

Игру начните словами «Твердым бывает пол, а еще дерево, а еще твердым может быть...» и попросите ребенка продолжить предложение. Если малыш не справится с заданием, закончите фразу сами и предложите ребенку подобную фразу с другим признаком. Поинтересуйтесь у ребенка, может ли, например, плюшевый мишка быть одновременно большим и маленьким, мягким и жестким.

Еще вы можете задавать ребенку самые разные вопросы:

Что бывает острым?

Что бывает жидким?

Что бывает горячим?

Что бывает круглым?

Что бывает длинным?

Что бывает пушистым?

Что бывает квадратным?

Что бывает розовым?

Что бывает белым?

Что бывает прыгучим?

Что бывает мокрым?

Можете предложить ребенку побывать на вашем месте. Пусть малыш задает вам подобные вопросы, а вы будете на них отвечать. Иногда допускайте ошибки, это поможет вам понять, насколько увлечен игрой ребенок, насколько он внимателен.

Сначала и потом

Эта игра ориентирована на знакомство малыша с такими понятиями, как «сначала» и «потом». Обучить малыша различать эти понятия можно на конкретных предметах. Допустим, вы накрываете на стол. Комментируйте свои действия: «Сначала мы ставим тарелочки, будем есть суп. Потом мы поставим чашечки, будем пить чай». Когда ребенок освоится с новыми для него понятиями, предложите ему продолжать фразы, такие как:

Сначала ты просыпаешься, а потом...

Сначала наливают чай, а потом...

Сначала курочка откладывает яичко, а потом...

Разумеется, чем младше ваш ребенок, тем проще и понятнее должны быть фразы, которые ему требуется закончить.

Можете также «запутаться», произнести неправильные фразы, и пусть малыш вас исправит. Например: «Сначала у кошечки рождается котенок, а потом из котенка вырастает большая собака».

Вопросы, вопросы...

Задавайте малышу как можно больше вопросов, интересуясь его впечатлениями, проблемами, прошедшими событиями, мнением по поводу того или иного явления или предмета. Пусть малыш каждый вечер рассказывает вам о том, что произошло у него задень, что он видел и во что играл, что ему понравилось, а что не очень. Ребенку при этом нужно помогать наводящими вопросами.

Когда ребенок увлечен игрой с игрушками, интересуйтесь у него целью игры, спрашивайте, что будет дальше и пр.

Что с чем можно делать?

Спросите у малыша, что можно делать мячиком, с водой, с кастрюлькой или шкафом. Если ребенок затрудняется, помогите ему: «Воду можно пить. Водой можно умываться, в ней можно плавать, купаться» или «Мячик можно катать, ронять, отбивать ногой, бросать».

Когда ребенок освоится с игрой, поменяйтесь с ним местами: пусть малыш начинает фразу, а взрослый продолжает.

Аналогично строится и такая игра. Начните одну из приведенных ниже фраз и предложите малышу закончить их:

Солнышко светит, сияет, греет, а еще...

Чайник свистит, кипит...

Автобус едет, гудит, светит...

Дождь — идет...

Собачка — бегает, ходит, лает, спит...

Предложите малышу найти общее действие для двух живых существ, которых вы назовете. Например, собачка и кошечка могут бегать, прыгать, спать, есть, пить; лягушка и зайчик прыгают; муха и птица летают; снег и дождик падают на землю; лед и снег тают.

Предложите малышу подумать, что светит (солнышко, фонарь, лампа, фара, свеча и пр.), что едет (велосипед, самокат, поезд, машина), что тает (снег, лед, мороженое).

Что у нас есть?

Сначала предложите малышу прогуляться по квартире. Задавайте ему вопросы:

Что у нас есть на кухне?

Что у нас есть в прихожей?

Где у нас стоит телевизор?

Где у нас лежат кастрюли?

Затем предложите малышу совершить воображаемое путешествие. Скажите ему: «Мы идем в лес гулять». И задавайте вопросы.

Что растет в лесу?

Кто сидит на ветке?

Кто ползает в траве?

Кто прыгает с травинки на травинку?

Кто сидит в дупле?

Где сидит бабочка?

Что там, внутри?

Вы называете место или предмет, а ваш малыш в ответ должен назвать что-либо или кого-либо, находящегося внутри предмета, на этом месте. Например, можете задействовать такие пары слов: дом — стул, шкаф — куртка, холодильник — молоко, стол — книжка, кастрюля — каша, дупло — белка, улей — пчелки, автобус — пассажиры, больница — врачи.

Больше-меньше

Поставьте ребенку следующую задачу: вы называете что-либо или кого-либо, а малыш должен назвать животное или предмет, больший по размеру, чем названный. Например, слон — дом; мышка — собака; карандаш — кастрюля; телевизор — диван. Также можете играть в игру «наоборот»: вы называете больший предмет, малыш должен назвать что-либо, что будет меньше названного.

Один и не один

С помощью этого задания ребенок учится понятию множества. Для примера произнесите несколько пар типа мышь — мыши, а потом предложите ребенку вам помочь. Например, стул — стулья, кастрюля — кастрюли, морковка — морковки, яблоко — яблоки, кошка — кошки, дом — дома и пр. После того как ваш малыш начнет уверенно справляться с заданием, начните называть слова в более быстром темпе.

Для этих игр вы можете подобрать слова произвольно, ориентируясь на окружающие вас предметы, а можете придерживаться одной темы: называть все, что растет в лесу, или что есть в магазине. В этом случае объясните, что если вы назвали предмет, которого в том или ином месте быть не может, малыш не продолжает за вами и не называет этот предмет во множественном числе.

Уменьшаем и увеличиваем

Предложите малышу сделать называемый вами объект маленьким, например дом — домик, стул — стульчик, книга — книжка. Можете играть и наоборот: вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ваш малыш произносит слово без него.

Можно изменить игру. Предложите ему ласкова назвать животное и пр. Например, заяц — зайчик, слон — слоник. Ребенок может использовать названия детенышей животных. Например, вместо «заяц — зайчик» сказать «заяц — зайчонок» и пр.

Подобным образом поиграйте, используя «увеличивающие» суффиксы: дом — домище, волк — волчище и пр.

Одним словом

Предложите малышу такую игру. Вы описываете что-либо, а ребенок называет описанный предмет одним словом. Например: «Вечерняя еда — ужин» и пр. Потом предложите малышу поменяться ролями. Если у ребенка поначалу не получится создать описание, обязательно помогите ему.

В подобную игру можно поиграть и с описаниями. Предложите малышу одним словом описать предмет. Например, вы говорите «чашка для чая», а малыш должен сказать «чайная» и пр.

Как узнать...

Спрашивайте у ребенка, как он может узнать что-либо. Эта игра способствует интеллектуальному и речевому развитию малыша, помогает ему лучше ориентироваться в окружающем мире. Вы можете задавать следующие вопросы:

Как можно узнать, тепло ли на улице? (Посмотреть на градусник за окном.)

Как можно узнать, высохла ли кофта? (Потрогать.)

Как можно узнать, сладкий ли компот? (Попробовать.)

Как можно узнать, пишет ручка или нет? (Попробовать писать.)

Как можно узнать, крепко ли завязан шнурок? (Потянуть.)

Как можно узнать, есть ли вода в чашке? (Посмотреть.)

Как можно узнать, есть ли игрушка в закрытой коробке? (Потрясти.)

Как можно узнать, есть ли кто-нибудь дома? (Позвонить в дверь или по телефону.)

Как можно узнать, работает ли телевизор? (Включить.)

Как можно узнать, одинаковой ли длины полоски нарисованы? (Измерить линейкой.)

Как можно узнать, интересная ли книжка? (Прочитать.)

Как можно узнать, мягкий ли хлеб? (Потрогать.)

Как можно узнать, любит ли кошка кашу? (Дать кошке ее попробовать.)

Как сказать по-другому и наоборот

Эта игра подготовит разум вашего малыша к восприятию синонимов и антонимов. Игра построена на примерах. Скажите малышу, что есть слова, означающие одно и то же. Например: блестеть — сиять; враг — противник; жесткий — твердый; печальный — грустный; сердиться — злиться; смелый — храбрый.

Пока вы произносите одно из подобных слов, пусть малыш подумает, как то же самое назвать другим словом. А потом скажите ребенку, что существуют и слова, означающие противоположные понятия. Например: белый — черный; говорить — молчать; горький — сладкий; добро — зло; друг — враг; жара — холод; закрывать — открывать; здоровый — больной; ложиться — вставать; смеяться — плакать.

Предложите малышу самостоятельно подобрать к словам антонимы. Пусть ваш ребенок тоже придумает вам задание, которое вы будете выполнять.

Найди лишнее

Эта игра давно известна. Вы называете четыре слова, а ваш малыш должен выбрать лишнее — слово, которое имеет другое значение. В такую игру гораздо проще играть, если использовать картинки. На слух ваш малыш может не сразу сориентироваться. Ведь ему придется хорошо запомнить все слова, понять, что не вписывается в общий ряд. Для начала играйте в эту игру по более простому сценарию.

Назовите малышу признак, по которому следует выбрать лишнее слово. Например, предметы, с помощью которых можно есть: ложка, вилка, тарелка, телефон. Малыш сразу же поймет, что телефон вряд ли поможет в приеме пищи, и даст вам верный ответ.

Тренируясь с ребенком, попытайтесь предлагать ему разнообразные признаки, объединяющие слова (назначение предметов, цвет, размеры, материал, мягкость-жесткость, прозрачность-непрозрачность, тепло- элод и пр.). Можете называть животных, объединяя их по признаку места обитания, способа передвижения, пищевых пристрастии и пр.

Усложняя игру, перечисляйте три слова, из которых одно — лишнее. Но при этом не называйте признака, которым они объединены, и пусть ваш малыш догадается самостоятельно. Например: туфли, сапоги, стол.

Продолжи рассказ

В эту игру можно играть без отрыва от домашних дел. Подключите свою фантазию и предложите малышу закончить предложения. Например:

Принцесса неожиданно проснулась, потому что...

Ворона не смогла позавтракать с утра, ей пришлось...

Развиваем фонематический слух

Предложите малышу хлопать в ладоши, когда они услышат слово с заданным звуком, и перечисляйте разные слова. Произнесите несколько слов с общим звуком и поинтересуйтесь у малыша, какой он.

Предложите малышу несколько заданий на сообразительность. Например, подобрать слово, которое начинается на последний звук слова СТУЛ; вспомнить название птицы, в котором есть последний звук слова СЫР; подобрать слово, первый звук которого К, а последний А; назвать предметы, расположенные в комнате, с заданным звуком.

В такую же игру можно играть, используя различные картинки.

Пошутим-пошутим

Прочитайте малышу строчки из известного им стихотворения, заменяя в словах буквы. Ребенок должен на слух найти ошибки и исправить их. Например, такие строчки:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в ГРЕЧКУ мячик.

Тихо, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

Можете поиграть так с самыми разными стихотворными строчками. Ваш малыш при этом будет тренировать фонематический слух.

Учим буквы

В современное время детей начинают обучать читать практически с пеленок. Мы не настаиваем на том, чтобы вы следовали новейшим методикам. Но в возрасте 2 — 4 лет ребенка лучше готовить к восприятию букв.

Ваш малыш уже умеет сравнивать предметы, находить похожие. Подготовьте лист ватмана, напишите на нем разные буквы. Буквы должны повторяться. Пусть ваш малыш соединит похожие буквы линиями. Чтобы усложнить задачу, рисуйте буквы фломастерами разных цветов. То же самое вы можете проделать и с цифрами.

Постепенно задачу можно усложнить. Если ребенок начал учить алфавит и счет, предложите ему соединить буквы в алфавитном порядке, а цифры — в порядке возрастания. Такое задание способствует тренировке мышления и памяти, а также помогает вашему малышу запоминать буквы и цифры.

Игры с лентами

Развивающие игры с лентами — это не только развлечение для вашего малыша. Они способствуют обучению через подражание, учат ребенка действовать одновременно обеими руками, отрабатывать новые движения и развивать фантазию. Благодаря таким играм ваш малыш становится более ловким, учится манипулировать самыми разными предметами. Конечно, сначала вам придется показать ребенку, как действовать.

Изготовьте ленты из цветной бумаги длиной до 40 см. Возьмите несколько бумажных лент разных цветов в руку. Подойдите к ребенку и начните играть с лентой таким образом, чтобы она в ваших руках извивалась. Ваш малыш заинтересуется и захочет к вам присоединиться. Предложите ему выбрать одну из лент и покажите, каким образом он может держать и двигать ленту. Когда малыш научится управлять бумажной лентой, покажите ему, как «рисовать» лентой в воздухе различные фигуры. Можете предложить ребенку заниматься с лентами разных цветов, действовать одновременно двумя руками, двигаться под музыку.

Катаем шарик

Эта игра способствует развитию пространственного ориентирования ребенка. Поставьте дощечку под углом к плоскости стола. На некотором расстоянии от импровизированной горки проведите черту. Дайте малышу шарик и попросите его спустить с горки таким образом, чтобы шарик остановился у черты. Такая задача увлечет вашего малыша на достаточно длительное время.

Паровоз

Эта игра ориентирована на развитие логического мышления ребенка. В ней поначалу вам придется принимать непосредственное участие. Также вы можете объяснить малышу правила и впоследствии проверять, насколько верно он их понял.

Для игры вам потребуется десять картинок одинакового размера. Все картинки должны быть разными. Каждая картинка — это отдельный вагончик. Прежде чем приступить к игре, объясните ребенку, что паровозик необходимо не просто собрать. Поезд должен быть составлен из вагончиков в определенной последовательности. Ведь у настоящего поезда вагончики соединяются между собой, чтобы на ходу не отцепиться. Вагончики-рисунки тоже нужно скрепить. А делается это следующим образом. Например, ребенок положил картинку с чашкой. Следующим должен идти вагончик с ложкой, потому что и чашка, и ложка — это посуда. Потом поставьте картинку, например, с книжкой. Следующей пойдет вагончик с тетрадкой, потому что оба изображенных предмета сделаны из одинакового материала — бумаги. Когда ваш ребенок поймет принцип, пусть займется составлением поезда. Справившись с заданием, он должен будет объяснить вам, почему составил поезд таким образом, а не иначе.

В такую игру постепенно можно добавлять новые рисунки самых разных тематик.

Запомни

В эту игру ребенок может играть с вами или с друзьями. Попросите ребенка повторять за вами движения. Для начала пусть это будут простые движения: например, вы вытираете тарелку, а малыш должен жестами изобразить то же самое. Подметаете — ребенок делает вид, что тоже подметает пол. Постепенно задачу можно усложнять. Например, расставьте на столе несколько чашек в произвольном порядке и проведите между ними запутанную дорожку, попросив ребенка внимательно за вами наблюдать. Потом попросите малыша повторить «пройденный путь». Такая игра способствует развитию памяти ребенка.

Половинки

Для этой игры на бумаге в клетку нарисуйте какое-либо несложное изображение. Это может быть елочка, например. Только не целиком, а половину. Попросите малыша дорисовать картинку, ориентируясь на клетки.

Постепенно вы можете усложнять задачу. Нарисуйте более сложное изображение по клеточкам, раскрасьте его в разные цвета. Пусть малыш дорисует вторую половинку. Ребенку можно сказать, что художник успел нарисовать только одну часть рисунка. И малышу придется закончить картину художника. Только вторая половина картинки должна быть точно такой же, как и первая.

Найди общее

Для такой игры вам потребуются картинки с изображением различных предметов: посуды, игрушек, музыкальных инструментов, растений и пр. Попросите ребенка рассмотреть рисунки и разложить их по группам по смыслу. Поначалу такое задание может показаться сложным вашему ребенку. Но постепенно, когда малыш начнет с легкостью справляться с поставленной задачей, можете ее усложнять. Добавьте картинки с новыми предметами.

Игра в словосочетания

Предложите ребенку такую игру. Вы называете любое существительное, а ваш ребенок должен быстро добавить глагол, подходящий по смыслу. Например, «кот мяукает», «снег вдет», «гром гремит», «листья шуршат». Эта игра способствует развитию внимания, памяти и логических связей.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: