Игры, развивающие мелкую моторику разными способами. Как развивать мелкую моторику у леворуких детей и малышей и нарушением зрения

Когда говорят о развитии моторики у детей 1-3 лет, многие почему-то представляют исключительно мелку моторику пальцев – то, как малыш может совершать хватательные движения, как держит в руках игрушки и другие предметы. Тем временем понятие «развитие моторики у ребенка 1,2 и 3-го года жизни» намного шире: речь идет и о навыке ходьбы, и о способности координировать движения, и о развитии артикуляционного аппарата.

Особенности развития моторики у ребенка в 1 год

Большинство детей начинают ходить в годовалом возрасте. Это, конечно, повод порадоваться для всех - и для родителей, и для малыша. Самые первые шаги ребенок делает, держась за руки матери или отца или держась руками за любые предметы, которые могут послужить опорой, а затем по мере тренировки шаги его становятся все более уверенными, и наконец, ребенок перестает нуждаться в постоянной поддержке и идет самостоятельно.

Развитие моторики в 1 год ещё недостаточно, поэтому первые шаги малышу даются с трудом, изящной его походку не назовешь. Движения его еще не скоординированы. То, что взрослому кажется простым, не требующим никаких усилий, ребенком завоевывается упорным повторением действий.

Ходьба годовалого ребенка значительно отличается от передвижения взрослого. Во-первых, малыш ставит стопы параллельно; во-вторых, не умеет перекатывать стопу с пятки на носок, а ходит, «печатая шаг»; в-третьих, ребенку приходится учиться держать в равновесии центр тяжести своего тела.

Низкий уровень развития моторики в год не позволяет долго удерживать равновесие, поэтому малыш часто падает. Падая вперед, ребенок еще не умеет вытягивать руки. Поэтому взрослым следует предохранять его от падений. В то же время не следует судорожно бросаться к упавшему ребенку, поднимать его, да еще и ругать. Просто нужно быть рядом с малышом, оказывая ему необходимую поддержку.

Причиной неправильной походки у ребенка могут быть врожденный вывих или подвывих бедра, врожденная косолапость, вывих в коленном суставе, травма и др. Возникшие подозрения лучше развеять и посоветоваться со специалистом - врачом-ортопедом.

К концу 1 года жизни детей развитие моторики более совершенно, малыш начинает лучше и увереннее ходить, усовершенствуются движения рук, особенно пальчиков. Ребенок уже может пользоваться пультом для телевизора, изучать другую бытовую технику.

В 1 год 3 месяца ребенок уже вполне самостоятельно приседает, наклоняется. Важным этапом в развитии является способность малыша сесть из положения стоя, придерживаясь за опору. Движения его становятся более координированными, он может перешагивать через препятствия.

Особенности развитие моторики у детей в 2-3 года

Очередной рубеж в развитии моторики у детей - 2 года: малыш уже с удовольствием перешагивает через препятствия, чередуя шаг, воспроизводит ряд последовательных действий (купает, раздевает и укладывает спать куклу).

Малыш с удовольствием рисует цветными мелками на асфальте или восковыми мелками на плотной бумаге. Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики пальцев. С годовалого возраста у ребенка развиваются движения не только большого, но и указательного пальца. Дети начинают осваивать более тонкие движения.

Связь развитие моторики рук у детей 2-3 лет с речью была установлена еще в 1928 г. В. М. Бехтеревым, который отмечал стимулирующее влияние движений руки на развитие речи. Позже другими учеными было доказано, что движения пальцев рук стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.

Не следует забывать, что в тренировке нуждаются не только ноги, руки, спина, шея, но также язык, губы и щеки. Мышечные волокна, из которых состоят эти речевые органы, также надо тренировать. Иногда мышцы артикуляционного аппарата в результате родовой травмы могут быть слишком напряженными или, наоборот, слабыми и вялыми.

Поэтому для развития моторики в 2-3 года в одном случае мышцам нужно помочь расслабиться, а в другом - активизировать их. Значит, физическая нагрузка и специальные упражнения им просто необходимы.

Самые простые упражнения - это декламирование стихов наизусть и чтение по ролям с четким произнесением звуков.

Одно из основных направлений коррекционной работы - это .

Всякое ограничение движений ребенка тормозит не только формирование двигательных навыков, но и своевременное развитие речевых функций.

У правши действия всех подвижных частей тела и особенно пальцев рук, речевого и артикуляционного аппарата генетически заложены в левом полушарии, а у левши - в правом полушарии. Левше обязательно следует давать работать левой рукой, что позволит ему гармонично развиваться. Последние исследования показали, что не следует переучивать ребенка держать ложку в правой руке, если ему удобнее делать это левой.

При свободе действий малыш-левша часто начинает одинаково хорошо действовать обеими руками.

Учитывая особенности развития моторики у детей 1-2 лет, малышам нужно давать самые разные коробочки, которые открываются сверху, сбоку, путем проталкивания. Еще лучше, если они будут разной формы: круглые, квадратные, плоские, треугольные. Ребенок может с их помощью получить свои первые навыки о разнице в форме предметов. Снимая с коробок крышечки, а затем, пытаясь вернуть их на место, он дает замечательную зарядку всем пальцам.

Статья прочитана 2 280 раз(a).

Екатерина Ракитина

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 23.01.2017

Мозг человека – это сложная система организма, посылающая сигналы к действию. Центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, находятся в непосредственной близости друг от друга. Таким образом, развитие мелкой моторики у детей, стимулируют зону речи, а также помогает контролировать свои действия при помощи зрения.

Мелкая моторика – это координация и контроль движения пальцев рук либо всей кисти разными системами организма: нервной, костной, мышечной, зрительной.

Чем раньше, любящие родители начнут стимулировать моторику рук, тем быстрее будет проходить развитие крохи.

Маленький человечек приходит в наш огромный мир без каких-либо знаний и навыков. Даже движения пальцами он совершает неосознанно, мышцы ребенка слабы и неразвиты. Одна из первостепенных задач родителей – это помочь своему малышу освоиться, сформировать необходимые навыки:

  • развитие памяти и речи;
  • освоение рисования и письма;
  • формирование логического мышления;
  • развитие ловкости;
  • расширение кругозора;
  • развитие воображения и фантазии;
  • подготовка к навыкам ручного труда.

Ребенок до года

Существует мнение, что крохам до года нет необходимости развивать моторику пальцев рук. Но не следует забывать, что новорожденный стремится познать окружающий мир, который постепенно расширяется вокруг него.

К трем месяцам у ребенка формируется хватательный рефлекс. Сначала он тянется всей ручкой к яркому пятну, затем начинает хватать и сжимать пальчиками все что попадется.

Что могут сделать родители для развития мелкой моторики у малыша до года?

  1. Каждый день выполнять нежный массаж пальчиков и ладошек. При кормлении, осторожно поглаживать сжатые кулачки, аккуратно разжимая каждый пальчик. Малыш до года хорошо запоминает эмоции – положительные и отрицательные, поэтому приятное поглаживание будет действовать на него успокаивающе.
  2. Новорожденные всегда стараются ухватиться за протянутые пальцы рук, через некоторое время, почувствовав свою силу, они смогут приподниматься с помощью родителей и опираться только на свои пальчики.
  3. Когда у ребенка появится достаточно сил удержать игрушку, необходимо приобрести погремушку с волнистой поверхностью, которая станет первым помощником в развитии мелкой моторики.
  4. Детям до года очень нравится шелест бумаги. Покажите, что газетные листы и салфетки можно скручивать, мять, рвать.
  5. Полугодовалым детям уже можно покупать кубики, большой конструктор, пирамидку. Играя, малыши развивают свои пальчики.
  6. Для малыша от 6-7 месяцев до года большой интерес представляет все предметы на кухне. Позвольте ему поиграть под вашим присмотром с фасолью, макаронами, раскладывая и пересыпая их по разным мисочкам, тарелочкам и кастрюлькам.

Важно! Не оставляйте ребенка наедине с бумагой и мелкими предметами. Малыши очень любят пробовать все на вкус.

Игра и развитие мелкой моторики у детей

Маленького человечка нельзя заставлять силой что-нибудь выполнить. Итог будет один – слезы и капризы.

Запомните! Только при помощи игр мы развиваем мелкую моторику у малышей и тем самым способствуем расширению их кругозора.

1.Гимнастика для маленьких пальчиков.

Очень важно развивать гибкость пальцев рук, так как скоро малышу предстоит осваивать навыки письма. Гибкость также поможет формированию аккуратного и разборчивого почерка.

Инсценировка маленьких стишков и сказок будет способствовать не только развитию моторики рук, но и запоминанию, а также научит ребенка фантазировать. Простой стишок-потешку про шатающегося бычка со временем можно превратить в целое представление с добавлением слов и мелких театральных реквизитов. Например:

  • добавить разную интонацию – грустную или комедийную;
  • дорисовать на пальчиках глазки, носик, ротик, копытца;
  • построить шатающийся мостик.

Игра позволит ребенку ориентироваться, где находятся: верх, низ, право, лево.

Следите за временем! Не утомляйте ребенка, особенно если ему нет еще и года. Лучше прекратить игру через 3-4 минуты, чем стараться удерживать внимание.

2.Игры с мелкими предметами.

Лучше всего подойдут детям постарше, которые уже отличают предметы друг от друга и знают их свойства. Можно предложить ребенку на ощупь, с закрытыми глазами определить, что это такое.

Пуговицы, бусинки, камешки, орехи – все эти предметы можно перекладывать, пересыпать.

Бусинки и пуговицы можно нанизывать на нитку, а из семян и крупы – выкладывать картинки на столе.

Все дети обожают строить фигурки из песка. Необязательно сидеть на улице в песочнице, наберите в ведерко песок, промойте его. Для ребенка станет увлекательным занятие – поиск мелких предметов, спрятанных в коробке с песком. Это занятие принесет несомненную пользу для развития мелкой моторики рук.

Предложите пальчиками нарисовать на песочной поверхности простой рисунок или буквы.

Покажите, что бумагу можно не только мять и рвать на мелкие клочки, а можно вырывать кусочки, которые затем приклеивать на другой лист бумаги, составляя узор.

Объясните малышу правила пользования ножницами, доверьте ему что-нибудь вырезать.

Не оставляйте ребенка наедине с острыми предметами. Если малыш начинает баловаться – заберите у него ножницы, спокойно объясните причину, не поддавайтесь на слезы.

Все малыши любят лепить. Материал для лепки – тесто, пластилин, глина.

Если вы боитесь, что пластилин и глина отправятся в рот, то тесто станет самым прекрасным материалом для первых фигурок. Если вы самостоятельно готовите тесто для пельменей или печенья, то даже кроха чуть старше года сможет слепить колобка или маленькую колбаску. Научите кроху пользоваться маленьким пластмассовым ножичком для теста, и процесс лепки станет занимательней. С детьми постарше вы можете собирать более сложные композиции из глины и пластилина.

6.Шнуровка.

Существует много разных игр с использованием шнуровки. Но намного интересней – будет изготовленная игрушка своими руками, например, из коробки от набора конфет. Через хаотично расположенные отверстия по очереди протягивайте шнурки (ленточку), создавая паутинку для паучка.

7.Завинчивание.

Дети с удовольствием будут закручивать и откручивать пробки у бутылок и баночек. Устройте соревнования.

8.Раскраски нашего детства.

Вспомните, как сами сидели за столом, неловко держа карандаш и чуть высунув язык, старательно раскрашивали картинку.

Приучайте своего ребенка к аккуратности с первого момента, тем самым вы способствуете чувствовать прекрасное, учите сочетать цвета, развиваете творческое мышление.

9.Рисование.

Учить рисовать можно начинать красками без кисточки. Макаем пальчик в краску и учим ставить первые следы и кляксы на бумаге.

Затем, даем ребенку карандаш, фломастер, ручку. Для начала можно научить:
  • обводить контур ладошки, стакана, формочек;
  • рисовать по намеченному контуру;
  • дорисовывать рисунок.

После, можно приступать к выполнению более сложных рисунков.

Способы развития моторики у малышей до года и после разнообразны. Главное правило – используйте игровые элементы, тогда обучение превратится в легкий и необременительный процесс.

Мелкая моторика рук играет важную роль в развитии памяти, речи, мышления. Игровой процесс поможет не только сформировать необходимые навыки, но и выявить скрытые таланты малыша.

Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Если у ребёнка речь развита плохо, то необходимы как занятия с логопедом, так и занятия на развитие двигательных способностей рук.

Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.

Когда следует начинать развивать мелкую моторику ребёнка?

Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев малыша, тем лучше. Начинать можно и нужно с самого рождения, массируя пальчики младенца, его ладони. Такой массаж воздействует на активные точки, которые имеют прямую взаимосвязь с головным мозгом. По мере взросления ребёнка можно использовать пальчиковые игры, которые сопровождаются стихотворным текстом. Далее необходимо приучать ребёнка самостоятельно застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Конечно, это поначалу будет даваться с большим трудом, но с вашей помощью ребёнок быстро этому научится. Даже такие, на первый взгляд элементарные игры с малышами, как «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и «Ладушки» имеют далеко не только развлекательный характер, но ещё и способствуют развитию пальчиков малыша. Очень полезны для мелкой моторики лепка, аппликация, нанизывание бусин, рисование, вырезание и другие виды деятельности, в которых задействованы ручки ребёнка.

Упражнения для развития мелкой моторики

1) Массаж кистей рук, который можно начинать с самого младенчества. Это занятие и приятно, и полезно как для развития пальчиков, активизации речевых центров головного мозга, так и для общего развития ребёнка.

2) «Найди меня» - эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается горох или фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.

3) Лепка. В настоящее время представляется огромное количество материалов, из которых можно лепить. Это и пластилин, и глина, и слоёное тесто, и другие. Детям это занятие очень нравится. Начинать можно с простых шариков и колбасок, постепенно усложняя задания. Главное, чтобы материал для лепки был мягким и пластичным.

4) «Распредели по местам» - для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом – для этого пусть ребёнок растирает их в руках.

5) Выкладывание мозаики – в любом магазине детских товаров можно приобрести мозаики и выкладывать их вместе с ребёнком. При этом важно помнить, что мозаика должна соответствовать возрасту ребёнка.

6) Пальчиковые гимнастики, когда взрослый читает стихотворение, а малыш в это время выполняет определённые движения руками. Таких и гимнастик можно найти очень много в специальной литературе.

7) Игры-шнуровки. Такие игры можно купить уже в готовом виде, а можно сделать самим. Для этого на картоне рисуется изображение, например, яблоко, и по его контуру делаются отверстия с помощью дырокола. Ребёнок берёт шнурок и продевает его в эти отверстия.

8) Нанизывание бусин на нитку. Чем меньше возраст малыша, тем крупнее должны быть бусины, при этом следует внимательно следить, чтобы малыш не использовал их не по назначения, ведь маленькие непоседы очень любят всё пробовать на вкус. Старшим дошкольникам можно нанизывать бисер, а чтобы это было не простое нанизывание – делайте бусы, ожерелья, браслеты и т. п.

9) Сортировка бусин. Бусины смешиваются в одной ёмкости, а потом сортируются по цвету, форме, размеру. Чтобы детям не было скучно, активизируйте свою фантазию. Пусть красные бусины – это будет угощение для мишки, а зелёные – для зайки. Это занятие требует большой усидчивости и внимания, поэтому заниматься им дольше десяти минут не стоит, чтобы у ребёнка не пропал интерес к нему. Не смешивайте много бусин, чтобы ребёнок смог перебрать всё до конца, не бросая дело, не завершив его.

10) «Рыболов» - в ванну наливается вода, в неё помещаются нетонущие игрушки. Ребёнок должен их выловить из воды, используя небольшое сито.

11) «Переливаем, пересыпаем» - в одну ёмкость можно налить воды или что-нибудь насыпать. Ребёнок должен аккуратно пересыпать или перелить воду в пустую ёмкость. Если что-то просыпется, то пусть он соберёт это на совок и выкинет, а если прольётся вода, то ребёнок должен будет её вытереть тряпочкой. Одновременно это будет формировать в ребёнке аккуратность. Пересыпать и переливать можно из одной ёмкости в другую с помощью ложки. Можно даже устроить небольшое семейное соревнование.

Заключение

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребёнок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами напролёт смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Развитие детской моторики является длительным процессом, который напрямую коррелирует с «взрослением» коры головного мозга.

Общая информация

Моторика – это совокупность произвольных и последовательных движений, в результате которых можно выполнить конкретное задание (например – сесть, шагнуть, сжать кулак). Конечно же, для взрослых эта активность не представляет собой никакой сложности, ведь за годы жизни «тренировок» было достаточно, а в памяти вряд ли запечатлелись моменты, когда они только начали приобретать эти, на первый взгляд, элементарные навыки.

Следует отличать следующие виды моторики:

  • крупную – ориентирована на «автоматические» движения определенными группами мышц;
  • мелкую – касается точных движений руки, а также процессов, в которых нужно координировать работу глаз и верхних конечностей.

информация Как мы упомянули выше, развитие мелкой и крупной моторики у детей тесно связано с появлением межнейронных связей в мозге и его развитием.

Это значит, что при рождении центральная нервная система малыша является незрелой – он умеет лишь бесцельно двигать ручками и ножками, и даже не может сконцентрировать взгляд на крупном предмете.

Но учитывая тот факт, что процессы развития обратно пропорциональны возрасту ребенка, уже к первому месяцу двигательные навыки чада заметно прогрессируют.

Крупная моторика у детей

В ходе ежемесячного медицинского осмотра врач оценивает развитие крупной и мелкой моторики у детей. Далее эти проверки становятся реже, но все же остаются не менее важными, ведь каждое новое достижение, последовательность которых, в целом, предопределена, говорит нам о том, что ребенок развивается в соответствии с возрастом, и центральная нервная система, а также мышцы и костно-суставной аппарат – в порядке.

Возраст Крупная моторика
0-2 мес. Ребенок начинает поворачивать головку, лежа на спине, а движения ручками и ножками становятся более осознанными.
3-5 мес. Малышу удается все лучше и лучше контролировать головку, и он даже будет в состоянии поднять ее и плечики из положения «лежа на животе». Также теперь они могут свести ручки, но начинать играть в ладушки все же рановато.
6-8 мес. В этом возрасте малыш будет хватать ручками и подтягиваться таким образом, чтобы сесть из положения лежа на спине. Ну а, достигнув 8 месяцев, он уже будет способен сидеть без посторонней помощи. Также вскоре ребенок сможет садиться и из положения «лежа на животе».
9-11 мес. Период, в который малыш активно начинает изучать окружающий мир. Ведь теперь он отлично ползает и встает на ноги, держась за мебель.
12-14 мес. Ребенок взрослеет очень быстро, и уже на свой первый день рождения, возможно, он будет готов самостоятельно шагнуть. Конечно же, выглядит это нелепо – широко расставленные ножки, руки вытянуты перед собой. Но это всего лишь начало. Ближе к 14 месяцам ваше чадо будет карабкаться на невысокие стулья, кресла и поднимать с пола различные предметы.
15-17 мес. Помимо того, что ребенок уже будет хорошо ходить, он сможет довольно уверенно пятиться назад и шагать влево и вправо. Также вызовет большой интерес игра в мяч – ведь развитие моторики достигает уровня, когда ребенок может пинать предметы.
18-20 мес. Аккуратно, держась за ручки, карапуз впервые спустится и поднимется по лестнице. Будут и первые попытки бегать и прыгать.
21-23 мес. Бег и прыжки становятся обыденным делом, ребенок готов теперь «оседлать» трехколесный велосипед и также уверено сидеть за столом.
2 года Малыш учится балансировать – ему интересно ходить по бордюру, он очень старается удержаться. Теперь он отлично бегает, практически не падает и прыгает вниз.
3 года В этом возрасте ребенок спускается по лестнице на манер взрослых – чередуя левую и правую ногу.
4 года Ребенок к этому возрасту двигается очень уверенно – он даже способен удерживаться в течение 10 секунд на одной ноге, ловить мяч и очень уверенно управлять велосипедом.
5 лет К этому возрасту некогда сложные задания становятся совсем обыденными. Сидение, бег, прыжки – все это выполняется с легкостью и непринужденностью. К тому же, теперь можно легко перепрыгивать через препятствия и различать лево и право.

Развитие мелкой моторики у детей

Считается, что развитие мелкой моторики у детей является фундаментом будущих способностей и талантов ребенка. Все дело в том, что центры, которые отвечают за нее, очень близко расположены к зонам внимания, мышления, координации, воображения, наблюдательности, зрительной и двигательной памяти и речи. Также существует тесная связь между развитием мелкой моторики и речи. Это научно доказанный факт, поэтому старайтесь как можно больше внимания уделить этой главе.

Развитие мелкой моторики также тесно связано с дальнейшей жизнью ребёнка – ведь координированные движения пальчиков и рук будут необходимы для того, чтобы производить некоторые неотъемлемые для жизни действия:

  • застегивать пуговицы;
  • писать;
  • рисовать и т.п.

важно Игры на развитие мелкой моторики имеют очень важную роль, ведь посредством игры ребенок запоминает последовательность движений, учится координировать, ну а вкупе с прибаутками они являются замечательными «тренерами» для развития речи.

Таким образом, можно извлечь огромную пользу с минимальными вложениями.

Главное, что нужно запомнить – это то, что развитие мелкой моторики у детей следует определенному шаблону. То есть ребенок постепенно учится выполнять простые задания, и уже исходя из них разучивает новые. Не расстраивайтесь, если малыш не схватывает их сразу – возможно, нужно вернуться на шаг назад и попробовать что-то проще.

Календарь развития мелкой моторики у ребенка

Ниже следует описание основных действий, связанных с мелкой моторикой, которые дети обычно могут выполнять в конкретном возрасте.

0-4 месяца

В этот период ребенок учится двигать ножками и ручками, таким образом, чтобы дотянуться до игрушки или другого предмета, который ему стал интересен. Контроль над правой и левой рукой – одинаковый. Также малыши учатся координировать движения головы и глаз. К примеру, в этом возрасте ребенок поворачивает головку, когда слышит мамин голос. Помимо этого, кроха может схватить игрушку, но это действие является рефлективным, а не осознанным.

4-12 месяцев

В течение этого периода малыш обретает больший контроль над ручками. Теперь с помощью только одной руки он может выполнять действия, которые ранее требовали использование обеих. Ребенок хватает игрушку вполне осознано, и с 6 месяцев величина предмета, который берет ваш малыш, уменьшается. Ближе к году увеличивается риск обструкции дыхательных путей – ведь в этом возрасте чадо способно взять в руку даже мельчайшую вещь.

Помимо этого, дети в этом возрастном промежутке учатся перекладывать предмет из одной руки в другую, а также переворачивать страницы в их любимых книгах и пинать мячик.

1-2 года

Ребенок уже хорошо держит равновесие, когда сидит, и он больше не использует ручки для того чтобы помогать себе в этом. Поэтому он вовсю используют их для игр. В этом возрасте дети также используют с одинаковым успехом правую и левую руку, но ближе к двум годам ребенок определяется с доминантной.

Движения пальчиками становятся все более уверенными. Кроха будет использовать указательный, чтобы лопнуть мыльный пузырь, но все же пока он держит карандаш всей рукой. До 24 месяцев он рисует лишь кружочки, а к двум годам способен на горизонтальные и вертикальные линии.

2-3 года

В течение этого периода развития балансировка, координация, а также контроль над туловищем дает больше возможностей для использования рук и пальчиков. В движениях теперь, в основном, используется кисть и предплечье.

После двух лет ребенок меняет манеру рисования. Теперь он держит карандаш так, будто бы указывая с его помощью на лист бумаги. Ближе к трем годам малыш хорошо рисует линии, круги, и понемногу создает с их помощью различные рисунки. Также в 36 месяцев ребенок должен быть способен разрезать лист бумаги на 2 части (не по ровной линии, конечно).

3-4 года

Ребенок хорошо использует для работы обе руки – одну доминантную, которой, к примеру, держит карандаш, и другую как вспомогательную – ей он фиксирует бумажный лист. Рисунки становятся более сложными, малыш пытается копировать фигуры из книг и раскрасок. К четырем годам он держит ручку или карандаш тремя пальцами, таким же образом, как и взрослые. Считается, что теперь ваше чадо готово для освоения основных письменных навыков. Также он гораздо более умело использует ножницы: режет вдоль нарисованной линии.

4-5 лет

В этом возрасте развитие пальчиковой моторики достигает такого уровня, что малыш выполняет нужные движения только кистью, без использования предплечья и плеча (если только не требуется).

Ребенок уже хорошо раскрашивает, не выходя за контур. Вырезать квадрат также не составляет большой сложности.

5-6 лет

Движения рук хорошо скоординированы и гармоничны. Ручка уверенно должна быть удержана тремя пальцами, а ножницы – на манер взрослых. Мелкие детали учитываются во время раскрашивания. Адекватное развитие мелкой моторики у дошкольников является путевкой в продуктивное дальнейшее обучение в первом классе, поэтому уделяйте чаду достаточно внимания и убедитесь, что он соответствует календарю взросления.

Упражнения на развитие мелкой моторики

  1. Упражнения на пальчиковую моторику – игры «Здравствуй, пальчик!», «Кто это приехал». Включайте воображение и инсценируйте. Можно устроить целый театр.
  2. Используйте пластилин – катайте шарики, просите ребенка слепить вам что-то конкретное. Начинайте всегда с самого простого и постепенно вводите более мелкие детали.
  3. Рвите на мелкие кусочки бумагу . Чем мельче будут кусочки, тем выше развитие мелкой моторики у малыша.
  4. Перебирайте бусы, четки, другие мелкие предметы . Выбирайте разные формы, размеры и фактуры, так вы будете развивать и чувство осязания у ребенка.
  5. Завязывайте узелки, а потом развязывайте их, застегивайте пуговки . Всегда руководствуйтесь принципом «от большого - к маленькому».

Игрушки для развития мелкой моторики у детей

Существует огромное количество различных предметов, которые могут поспособствовать развитию мелкой моторики. Для начала отметим тот факт, что вы можете использовать все что угодно для игр.

Даже сухой горох и фасоль может стать предметом развивашек . К примеру, смешайте разные сорта бобовых и попросите ребенка рассортировать. Конечно же, это не рекомендуется для детей младше 3 лет, ну а если ваше чадо перешагнуло этот рубеж – игра в Золушку будет как нельзя кстати.

Также можно играть с малышом в «Угадайку» . Правила очень просты: завяжите ребенку глаза, и по очереди давайте ему в руки знакомые предметы. Просите описать их, а потом – угадать.

Канцтовары и наборы для рисования являются замечательными игрушками для развития мелкой моторики . Карандаши, фломастеры, детские ножницы, раскраски – всё это дает простор для фантазии.

Мозаика является замечательным дополнением . Существуют различные типы и размеры для детей любого возраста. Постепенно можно переходить и на паззлы. Они развивают логику, мышление, воображение, и, безусловно, моторику.

Куклы-перчатки – также замечательная возможность посодействовать многогранному развитию вашего чада. Использовать их можно с самого раннего возраста, но в этом случае вести игру будет, конечно же, взрослый. Со временем можно передавать инициативу в руки ребенка. Разыгрывайте знакомые сюжеты, а когда с ними не будет возникать никаких проблем – можно будет выдумывать и свои собственные.

Значимость развития мелкой ручной моторики в становлении высших психических функций и овладении речью известна каждому, кто сталкивался с проблемой развития речи ребенка в раннем возрасте. Многие дети с ОВЗ обращают на себя внимание педагогов и медиков именно тогда, когда их сверстники начинают говорить.

Недоразвитие речи становится поводом проконсультироваться у невролога, логопеда, дефектолога, и нередко специалисты сообщают родителям неутешительные новости о том, что их ребенку потребуется много усилий семьи и педагогов для того, чтобы получить результат, достающийся большинству детей без труда. Чаще всего родители выражают готовность сделать для своего чада все возможное и включаются в борьбу за лучшее будущее для своего сына или дочери.

Ранний возраст и дошкольное детство у особого ребенка в таком случае проходят в интенсивном процессе восстановления, реабилитации, в занятиях с логопедами и дефектологами, большинство из которых используют развитие мелкой моторики в интересах развития речи и достигают определенных результатов.

Родители тоже понимают, что нужно использовать сензитивный период по максимуму, и дополняют занятия, проводимые с их ребенком специалистами, самостоятельными проектами: рисуют, читают, играют, занимаются лепкой и аппликацией, строго следят, чтобы ребенок был постоянно при деле, а не таращился бессмысленно в телевизор. К сожалению, целью этой титанической борьбы бывает не достижение ребенком своего максимума, не работа с его индивидуальной зоной ближайшего развития, а более прозаический результат — достижение ребенком уровня развития его усредненного сверстника, приближение его возможностей к требованиям общеобразовательной школы.

Как правило, чем бы ни закончилась эта гонка: ребенок «успел впрыгнуть в последний вагон» и попал в первый класс на равных с другими основаниях; несмотря на все усилия, учебное заведение пришлось изыскивать специальное, рассчитанное на малышей с разного рода ОВЗ, — родители принимают факт поступления ребенка в школу как повод немного расслабиться и поручить его стараниям специалистов. Именно в этот момент они пересекают психологически значимый рубеж и перестают требовать от своего ребенка постоянной занятости головы и рук чем-то полезным, предполагая, что в школе им дали дневную норму развития, а дома нужно отдохнуть. Ребенок начинает бесконтрольно смотреть телевизор, приобщается к компьютерным играм, отстраняется от помощи по хозяйству на правах человека, уставшего на учебе.

Мелкая моторика, которой упорно занимались до сих пор, тоже перестает интересовать родителей, воспринимаясь ими как средство, которое должно было развить речь и подготовить руку к письму и которое на определенном этапе сработало или не сработало. В то же время процессы развития продолжают идти в своем режиме, более не поддерживаемые извне.

Без специально организованной деятельности мелкая моторика дошкольника хронически недогружается. В современной школе каллиграфии уделяется значительно меньше внимания, чем во времена учебы мам и пап. Современные молодые люди понятия не имеют о том, что значит «ставить почерк» или «вырабатывать наклон». Объективно говоря, письменная речь все больше используется в печатном виде, и школьников все чаще обязывают сдавать письменные работы распечатанными. В том, что школа идет в ногу со временем, нет ничего плохого, но с уменьшением нагрузки на кисть руки уменьшается и возможность развивать точность мелких движений, регулировать силу нажима, систематически упражнять пальцы, вырабатывать произвольность ручных операций.

Развлекательная деятельность детей в последнее время тоже претерпевает изменения. В ряде случаев она превращает ребенка из непосредственного исполнителя и участника развлечения в простого зрителя, слушателя, пассивного читателя. Собственная подвижность современного ребенка все чаще сводится к управлению понятливой современной техникой, которая все стремится сделать сама. Казалось бы, для гаджетов, которые так полюбились современным детям и подросткам, тоже необходимы мелкие движения, но они довольно специфичны, не подразумевают приложения усилия, соотнесения движения пальцев относительно друг друга, разнообразия движений.

Мир изменился — изменился и человек. Уже встречаются взрослые люди, не умеющие зашнуровать собственную обувь, поскольку они с детства носили обувь, которую легко можно застегнуть молнией или «липучкой». Многие испытывают затруднения при рукописном заполнении бланков, поскольку для собственных нужд к письменной речи не прибегали довольно давно. Понаблюдайте, каким пальцем вы нажимаете на кнопку дверного звонка. Сегодня большинство детей и взрослых сделают это большим пальцем правой руки, хотя до широкого распространения мобильных телефонов, несомненно, воспользовались бы указательным. Повседневные ручные манипуляции изменились, техника становится все более удобной и понятливой, все больше рассчитывается «на ленивого пользователя».

В то же время если у нас есть задача постоянно стимулировать развитие психических функций и речь подрастающего ребенка, нам нужно выводить его из зоны комфорта и возвращать к ручному труду, к тренировке кисти в разнообразных целенаправленных движениях.

Но как можно заставить подростка возобновить работу над развитием мелкой моторики? В пальчиковые игры он играть уже не расположен, раскрасками заинтересуется вряд ли. В то же время есть виды деятельности, которые отвечают требованиям развития и в то же время не покажутся подростку излишне детскими.

Одним из увлекательных видов деятельности, тренирующих мелкую моторику, являются настольные игры, возвращающие себе былую популярность. Ряд игр, предлагаемых потребителю сегодня, имеют привлекательный универсальный дизайн, одинаково подходящий и детям, и взрослым. Обратите внимание на игры, в которых требуется уравновешивать балансирующую конструкцию небольшими игровыми фигурами, интересны варианты, в которых требуется вытаскивать элементы сложной конфигурации из общей массы, стараясь не потревожить остальные фигуры. Многие логические настольные игры требуют, кроме мыслительной деятельности, достаточно точных и выверенных движений, аккуратности, координации. Для кого-то полезными могут стать игры, в которых требования к точности движений сочетаются с требованиями к быстроте реакции.

Не стоит недооценивать ценность обслуживающего труда. В любом доме работа по его благоустройству и содержанию в чистоте и порядке не заканчивается никогда, особенно если возложить ее всю на маму или бабушку, выбивающихся из сил. Составьте список дел, который ваш ребенок способен выполнять самостоятельно, привлеките его к составлению перечня его полезных для дома и семьи умений. Закрепите за ребенком те дела, которые будут по-настоящему нужными, посильными и в то же время позволят ему упражняться в экономности, точности, аккуратности движений.

Не менее интересными и полезными для развития мелкой моторики подростков с ОВЗ могут стать творческие и технические хобби, особенно требующие освоения разного рода ручных операций и архаичных технологий. Если у вас нет возможности занять ребенка творчеством под руководством профессионалов, в ваших силах осваивать различные изобразительные техники самостоятельно. Для тех, кто в детстве любил раскрашивать картинки, в последнее время появились наборы для раскрашивания живописных полотен, как по мотивам классических сюжетов, так и с декоративными мотивами: они позволяют работать в своем режиме и удобными материалами, развивая не только точность и произвольность движений, но и эстетический вкус. Другие наборы для творчества могут ознакомить вашего ребенка с техниками линогравюры, литографии, эстампа и многих других, каждая из которых любопытна по-своему и в то же время не требует от исполнителя совершенных навыков рисования, специфических художественных талантов.

Поощряйте интерес подростка к собственным творческим проектам, пробам сил в новых техниках, присоединяйтесь к его деятельности, если он или она об этом попросят. Девочкам может быть полезна работа с бисером, лентами, вышивкой, изготовлением игрушек из ткани, плетение индейских нитяных браслетов, известных у молодежи как «фенечки». Мальчики могут проявить себя в моделировании, раскрашивании коллекционных фигурок, художественном творчестве, связанном с обработкой материалов, рукописных комиксах, изготовлении разного рода инвентаря для увлечений, связанных с исторической или литературной реконструкцией. Важным условием успеха в развитии мелкой ручной моторики является положительное, эмоционально окрашенное отношение к деятельности. Иными словами, дело должно быть не только для рук, но и для души.

Еще одним интересным методом коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей и подростков являются кинезиологические упражнения (кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение).

Программа кинезиологических упражнений «Гимнастика Мозга» (ГМ) была разработана в 1970-х гг. американским доктором Полом Деннисоном в Центре группового учения для неуспевающих «Долина» в Калифорнии, где он в течение 20 лет помогал детям и взрослым. Деннисон разработал систему быстрых, простых, специфичных движений, приносящих пользу каждому обучающемуся независимо от его проблемы. Особенно эффективна оказалась она в отношении детей, диагностированных как «неспособных к обучению». Каждый ученик делал упражнения ГМ по 10—15 минут ежедневно. Показатели прогресса учеников за 1 год таковы, что их успеваемость повысилась на 50%. Значительно повысилась способность учащихся концентрироваться на выполняемом задании.

Кинезиологи исходят из идеи, что развитие идет от движения к мышлению, а не наоборот. Справедливо ли это их предположение или нет, но комплексы специальных кинезиологических упражнений используются во многих детских учреждениях и объективно способствуют развитию детей и подростков с ОВЗ.

Упражнения ГМ доступны во всемирной сети, если вы готовы подойти к этому проекту системно и комплексно. В случае недоступности специфических упражнений важно уловить основную идею полезности физических упражнений, направленных на развитие координации, на крупные и мелкие симметричные и ассиметричные движения, связанные со сменой сосредоточения, неподвижности и активности.

В этом ключе подростку могут быть полезны также дыхательные гимнастики и практики восточных единоборств, не включающие в себя собственно контактные формы борьбы. Если здоровье и состояние ребенка позволяют систематические занятия спортом — плаванием, гимнастикой, общеразвивающими физическими упражнениями, то дозированные нагрузки (спорт высоких достижений в виду не имеется) позитивно скажутся на общем психофизическом статусе подростка.

Таким образом, важно помнить, что, несмотря на то что сензитивным к развитию речи и мышления путем развития телесной моторики преимущественно является ранний и дошкольный возраст, связь, позволяющая стимулировать созревание ЦНС, не нарушается и после. Поэтому необходимо продолжать специальные занятия, направленные на совершенствование скоординированности и точности ручных операций, и за пределами младшего школьного возраста. Помимо того, что подобного рода занятость организует, дисциплинирует особого ребенка, она также положительно сказывается на его реабилитации.

Займите ребенка ручным трудом и займитесь им сами. Можно проводить свободное время у экрана телевизора или компьютера, но лучший отдых — это смена деятельности, интересное творческое хобби станет еще одним поводом торопиться с работы домой в хорошем настроении, а ваш положительный пример будет полезен ребенку в сто крат больше, чем ряд душеспасительных бесед.

Кропивянская С.О.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: