Как пройти собеседование по телефону. Собеседование по телефону при устройстве на работу

Резюме составлено, вакансии отобраны, сопроводительные письма написаны, и вы с нетерпением ждете личной встречи с потенциальным работодателем. Однако, ожидая приглашения на собеседование, не стоит забывать еще об одном возможном испытании – телефонном интервью. Как произвести положительное впечатление на рекрутера еще до визита в офис?

Чтобы короткий телефонный разговор обернулся удачным трудоустройством, прислушайтесь к советам .

Плюсы и минусы телефонного интервью
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, гласит народная мудрость. Именно поэтому телефонное интервью при подборе персонала – скорее исключение, чем правило: большинство рекрутеров предпочитает короткой беседе по телефону обстоятельную личную встречу. Неслучайно собеседование часто сравнивают с первым свиданием: где еще, как не на интервью и не на свидании, можно оценить человека со всех сторон? То, как вы одеты, как себя ведете, - все это очень ценная информация для профессионального менеджера по подбору кадров.

И все же собеседование по телефону занимает достойное место в рекрутинговой практике. Чаще всего оно не заменяет, а лишь предваряет традиционную встречу в офисе: прежде чем пригласить кандидата на интервью, менеджер по кадрам задает ему несколько вопросов по телефону и уже после этого принимает решение о приглашении на очную встречу.

По данным Исследовательского центра рекрутингового портала сайт, телефонное интервью при подборе персонала использует подавляющее большинство рекрутеров (91%), при этом 50% - в определенных случаях, а 41% - всегда. «Я рассказываю соискателю об условиях работы и отвечаю на его вопросы – закладываю фундамент для будущей встречи»; «Предварительная оценка необходима перед принятием решения о приглашении на собеседование»; «Как правило, это позволяет сэкономить время обеим сторонам, в случае если мы друг другу не подходим»; «Работаю в региональном подборе, и без телефонного интервью обойтись просто невозможно», - делятся своим опытом проведения собеседований по телефону кадровики. Вообще не практикуют телефонных интервью лишь 9% менеджеров по персоналу.

Достаточно широко используется рекрутерами и такое средство связи, как Skype.. По их мнению, этот метод незаменим, если соискатель живет в другом городе или в силу ряда причин (например, еще не уволился с предыдущего места работы) не имеет возможности приехать в офис. Кроме того, Skype, как и телефон, нередко используют для проведения предварительных интервью.

У собеседования по телефону много преимуществ. Во-первых, оно экономит время соискателя и рекрутера. Зачем тратить два часа на поездку в офис, если в первые же пять минут переговоров выясняется, что вакансия не подходит кандидату, а кандидат – компании? Во-вторых, в условиях территориальной отдаленности (например, если компания подыскивает регионального представителя) экономятся еще и деньги на дорогу. Наконец, предварительное телефонное интервью удобно с психологической точки зрения: такая форма общения накладывает меньше обязательств и на менеджера по кадрам, и на кандидата.

Правда, есть у телефонного интервью и недостатки: не всегда хорошее качество связи, краткость беседы и т.д. Тем не менее соискатель должен быть морально готов к тому, что, прежде чем лично посмотреть в глаза работодателю, ему придется пройти и этот этап.

«В данный момент я занят…»
Итак, увидев на экране мобильного телефона незнакомый номер, приготовьтесь к тому, что, возможно, вам придется побеседовать с рекрутером, причем не только договориться о встрече, но и ответить на некоторые вопросы.

Если вы едете в метро или в лифте, вокруг вас дети или собаки, наконец, если вы находитесь в офисе компании, из которой еще не успели уволиться, лучше сообщить собеседнику о невозможности продолжать разговор. Не стоит пытаться одновременно быть вежливым с рекрутером и, например, вести машину. Собеседование, хоть и телефонное, требует сосредоточенности.

«Спасибо, что позвонили. К сожалению, в данный момент я занят и не могу поговорить с вами. Когда лучше всего вам перезвонить?» - такой максимально нейтральный текст, без излишних подробностей, даст понять звонящему: перед ним вежливый человек, знакомый с деловым этикетом и правилами телефонного общения.

Ручка, бумага, деньги на счете…
Итак, все посторонние раздражители устранены и вы готовы к телефонной беседе. Проверьте, есть ли поблизости ручка и бумага для записей. Отключите вторую линию связи в вашем телефонном аппарате. Если вы намерены разговаривать по мобильному, уточните наличие средств на счете, чтобы ваша беседа не прервалась в самый неподходящий момент. Готовиться к телефонному интервью следует так же, как и к традиционному, – вам предстоит самопрезентация, хоть и в несколько иной форме.

Если вы намерены разговаривать по Skype, то есть с использованием видеосвязи, то нужно не только психологически настроиться, но и привести себя в порядок. Костюм и галстук надевать необязательно, но и домашняя футболка тоже не годится. Классическая рубашка или блузка спокойных тонов вполне подойдет для такого случая.

Четкие вопросы – конкретные ответы
Какие вопросы может задать рекрутер на предварительном телефонном интервью? Как правило, они конкретизируют изложенную в резюме информацию о вашем профессиональном опыте, планах, умениях и навыках. «Почему вы решили сменить компанию?»; «Какие предложения вас интересуют?»; «Не смущает ли возможность ненормированного рабочего дня?»; «Где вы территориально живете?»; «Готовы ли к командировкам?»; «На какую зарплату рассчитываете?» - скорее всего, вопросы будут предполагать четкие и ясные ответы, которые надо дать без долгих рассуждений и размышлений.

Отвечая на них, помните: обычно цель рекрутера на данном этапе – не составить ваш подробный психологический портрет, а всего лишь понять, заинтересованы ли вы в вакансии и стоит ли приглашать вас на личную встречу. Так что воздержитесь от всего, что уводит разговор в сторону от вашего опыта работы и интереса к компании.

В своих ответах будьте по возможности конкретны, оставьте детали вашей биографии и описание тернистого пути к профессиональным высотам для традиционного собеседования. Телефонный разговор подразумевает ощутимо большую информационную насыщенность. Помните, что краткость – сестра таланта, однако и чрезмерная лаконичность, сухость и односложные ответы на вопросы недопустимы.

Обычно рекрутер также считает своим долгом рассказать о компании и вакансии. Не стесняйтесь задать несколько вопросов о будущей работе, обязанностях – тем самым вы еще раз продемонстрируете свою заинтересованность, а также получите полезные сведения. Выяснение деталей оставьте на потом, главное – узнать максимум информации о вакансии. В конце концов, подробные сведения о компании вы всегда сможете почерпнуть из интернета.

Не упустите возможность хотя бы раз назвать собеседника по имени или по имени и отчеству (в зависимости от того, как он представился). Помните: психологи считают, что обращение к человеку по имени всегда располагает его к вам. Услышав имя рекрутера, сразу же зафиксируйте эту информацию на бумаге, чтобы впоследствии не допустить досадных ошибок.

Когда разговор закончится, рекрутер, скорее всего, сам предложит вам дальнейшую схему взаимодействия: либо пригласит в офис для личной встречи, либо сообщит, что вы не вполне соответствуете вакансии. Поблагодарите за звонок, за интерес и уделенное вам время. А в случае приглашения на традиционное собеседование уточните детали – где и когда оно состоится, как лучше всего добраться до места встречи.

Успехов вам на собеседовании – и телефонном, и личном!

О чем не следует спрашивать работодателя при первом звонке? Для удобства выделим 6 групп вопросов.

1. 33 вопроса про соцпакет

1) С первых минут уточняя про питание, страховку и в целом про соцпакет, вы выставляете себя не в лучшем свете. «Выглядит так, как будто вам не важно содержание вашей будущей работы. Даже специалисты с высокой квалификацией уточняют детали и презентуют себя» , - говорит Настасья Воронина , руководитель отдела подбора персонала компании «Чайхона №1».

2) Лилия Князькова , начальник отдела подбора и адаптации транспортной компании «Траско», советует не уточнять по телефону про больничный. По ее словам это, скорее всего, создаст впечатление, что претендент на должность не слишком настроен работать в принципе.

3) «Зарплата белая?» Такой вопрос лучше переформулировать и спросить, какой процент зарплаты облагается налогом.

2. Любопытство не в тему

1) «Я слышал, у вашей компании были проблемы (задержка зарплаты, изменение направления развития, концепции и т.д.) Это так?» Такую информацию даст рекрутер на очном собеседовании успешному кандидату.

2) «Планируете открывать филиал в Химках (Питере, возле моего дома, за границей)?» Во-первых, если соискателю сразу не сказали о возможности работать рядом с домом, значит, не планируют. Работодатель видит адрес проживания в резюме. Во-вторых, эта информация может быть закрыта.

3) «А вот у нас была схема… А у вас как?» Такие вопросы лучше задавать только на очном собеседовании. И, скорее всего, непосредственно руководителю отдела, в котором вы собираетесь работать. Рекрутер может не знать об этих нюансах.


3. Вопросы про выручку, финансовые показатели

Настасья Воронина: «Если материально ответственные лица задают вопросы про финансовые потоки, схемы инкассаций и прочее, это наводит на мысль, что есть вероятность нечистой руки».

4. Вопросы, граничащие с глупостью

1) «А Вася Пупкин еще у вас работает?»

2) «Это та компания, которая на Измайловской (Павелецкой, Выхино)?» Если работодатель сам вам звонит и вы не видели вакансию раньше, уместно сказать: «Расскажите подробнее о компании». А вот если вы звоните сами , то такой вопрос поставит вас в невыгодное положение. Изучите сайт компании перед тем, как звонить.

Елена Король , директор службы по работе с людьми компании «Евросеть»: «Расскажите о Вашей компании» - неверный вопрос, который означает, что вы не поинтересовались компанией или вам лень погуглить».

3) «Опишите мне личность моего руководителя». Такой вопрос выявляет не деловой подход. Сначала выясните условия работы, выгоды, познакомьтесь с потенциальным работодателем. Вопрос надо переформулировать.

Как только Ваше резюме произвело благоприятное впечатление на потенциального работодателя, Вам предстоит телефонное интервью. Для того чтобы оно прошло успешно, нужно знать о некоторых важных вещах. Когда Вам позвонит представитель работодателя для уточнения каких либо моментов, Вы должны быть готовы к этому. Голос должен быть ровным и абсолютно спокойным, нельзя отвечать возбуждённым, запыхавшимся голосом, не должно быть никаких посторонних звуков на заднем плане. Если Вам позвонили неожиданно и Вы не готовы вести беседу в данный момент, принесите свои извинения и спросите, можете ли Вы перезвонить позже. Вам будет предложено перезвонить попозже или Вам позвонят представители работодателя самостоятельно.

При общении по телефону собеседники не видят друг друга, и поэтому огромное информационное значение уделяется словам и интонации, с какой они будут произнесены. По статистике психологов при личном общении максимальное количество информации мы получаем с помощью мимики, жестов, телодвижений. В телефонном разговоре мы всего этого лишены, поэтому важно уделить внимание комфортному восприятию ваших слов. Попытайтесь облегчить понимание другой стороны, делая тон максимально нейтральным и спокойным.

Если же Вы решили самостоятельно позвонить в компанию по поводу интересующей Вас вакансии в Майкопе , то к этому также необходимо тщательно подготовиться. Согласно нормам этикета телефонный разговор должен начаться с приветствия. Не лишним будет поинтересоваться, с кем Вы разговариваете и насколько этот человек компетентен в решении Вашего вопроса. Подготовьте заранее список вопросов, которые Вы хотели бы задать. Далее внимательно выслушайте ответ. Полученный ответ Вас либо заинтересует, либо нет, и от того, насколько он удовлетворяет ваши представления о работе, Вы должны либо согласиться, либо отказаться. И то, и другое обязательно нужно сделать максимально вежливо и кратко. Если цель Вашего звонка достигнута и Вас приглашают на собеседование, договоритесь о подходящем времени. В конце разговора не забудьте поблагодарить собеседника за потраченное на Вас время и попрощайтесь, даже если вы не смогли найти работу в Майкопе таким образом.

Важно помнить, что средняя продолжительность собеседования по телефону обычно составляет около 10 минут, поэтому важно вписаться именно в эти временные рамки. Как бы это абсурдно не звучало, но постарайтесь улыбаться во время телефонного разговора. Хоть Ваш собеседник и не увидит этого, но Вашему голосу будут приданы доброжелательные нотки и интонации, которые непременно сыграют хорошую роль в формировании Вашего положительного образа. Ни в коем случае не перебивайте собеседника, дайте ему закончить свою мысль. Во-первых, это создаст впечатление, что вы очень вежливый и тактичный человек, во-вторых, подчеркнет Вашу заинтересованность в этой работе. Никогда не повышайте голос и тем более не вздумайте кричать. Если возникли проблемы со слышимостью из-за качества связи, лучше перезвоните ещё раз. Но и при нормальной слышимости проговаривайте слова чётко и ясно.

При положительном результате Вашего телефонного разговора с представителем работодателя запишите адрес и уточните контактный телефон, на который Вы можете впоследствии позвонить в случае затруднительной ситуации. Если Вы что-то не расслышали или не поняли, не стесняйтесь переспросить об этом у собеседника, но помните, что всё это должно быть в максимально корректной и вежливой форме, не стоит злоупотреблять чужим терпением и временем.

Если вы будете придерживаться всех этих советов, будете уверенным, спокойным и сконцентрированным, то телефонное собеседование непременно пройдет с положительным для Вас результатом.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: