Гигиенические требования к одежде и обуви. Памятка родителям "основные требования к детской одежде и обуви"

Значение одежды для сохранения здоровья, улучшения физического развития, повышения работоспособности человека очень велико. Одежда используется для защиты тела от неблагоприятных воздействий внешней среды: низкой или высокой температуры, метеорологических осадков, химических, механических повреждений и других загрязнений, а также для обеспечения комфортного теплового состояния организма путем создания вокруг него оптимального микроклимата. Эти назначения одежды особенно важны для детского организма, так как особенности его терморегуляции создают возможность более легкого, чем у взрослого, нарушения теплового состояния: перегревания или охлаждения, а кожа детей нежна и легкоранима. Поэтому к одежде детей предъявляются особые, повышенные требования. Эти требования не могут быть едиными для всех видов одежды или тканей, ее составляющих. Они зависят как от метеорологических условий, так и от конкретного назначения одежды и вида деятельности детей. Различны требования и к конструкции одежды.

В холодное, дождливое время года одежда должна защищать от излишней потери тепла, а в жаркое - не препятствовать наибольшей теплопотери. Поэтому верхняя зимняя одежда должна достаточно плотно прилегать, иметь более замкнутую конструкцию, препятствующую проникновению холодного воздуха под одежду. Ткани для такой одежды должны иметь низкие показатели воздухопроницаемости. Гигроскопичность тканей также должна быть небольшой, чтобы меньше адсорбировать водяные пары из воздуха.

Летняя одежда, особенно для жаркой и сухой погоды, должна быть максимально открытой и свободной, обеспечивающей хорошую вентиляцию пододежного пространства.

Известно, что кожа принимает активное участие в обменных процессах организма с окружающей средой: поглощает кислород, выделяет жидкие и газообразные продукты обмена. Поэтому одежда не должна препятствовать свободному доступу воздуха к телу, обеспечивая нормальный процесс кожного дыхания. В первую очередь это относится к одежде, прилегающей к телу: белье, легкое летнее платье и т. п. Ткани для таких изделий должны обладать высокой воздухо- и паропроницаемостью, хорошей гигроскопичностью.

Общими для любой одежды являются следующие гигиенические требования: мягкость, легкость, удобный покрой и красивый фасон, соответствие возрасту и размерам тела детей. Все эти требования направлены на обеспечение свободы движений ребенка. Движения, особенно на свежем воздухе, являются сильнейшим стимулом нормального роста и развития организма. Детям свойственна большая естественная подвижность, и одежда не должна ей препятствовать.

Одежда не должна быть слишком длинной и широкой, а также тесной, затрудняющей свободные движения ребенка. Кроме того, грубая и тесная одежда сдавливает кожные покровы и находящиеся в них кровеносные и лимфатические сосуды, тем самым нарушая нормальное функционирование внутренних органов и систем организма. В младшем возрасте, когда скелет очень податлив механическим воздействиям, такая тесная и узкая одежда может способствовать нарушению правильной осанки и развитию различных искривлений позвоночника. Тугие пояса, лифы, резинки, высокие тесные воротнички, стягивающие манжеты и т. п. из ассортимента детской одежды должны исключаться.

Кроме того, одежда должна быстро и легко надеваться и сниматься, быть красивой, воспитывать эстетический вкус у ребенка. Слишком длинная одежда, как и тесная, затрудняет движения и делает детей неуклюжими.

От покроя одежда во многом зависит нормальное развитие детей . Поэтому покрой детской одежды должен быть таким, чтобы основная ее масса приходилась на плечевой пояс и равномерно по нему распределялась. Все это будет способствовать сохранению правильной осанки. Фасон должен быть простым (без рюшек, оборок, большого количества складок и пр.), обеспечивать быстрый и удобный уход за одеждой (чистка щетками, стирка, глажение и т. д.).

Комфортность состояния и самочувствия человека в большой степени зависит от свойств материалов, из которых изготовлена одежда, особенно контактирующая с кожными покровами.

Интенсивное развитие химической промышленности в последние годы способствует широкому использованию в производстве тканей и трикотажа синтетических (полимерных) волокон. Последние могут оказывать неблагоприятное воздействие на организм детей не только в силу своей химической нестабильности, но и вследствие неудовлетворительных физико-химических свойств: низкая гигроскопичность, большая электризуемость и пр. Неблагоприятное воздействие химических веществ на организм детей значительно сильнее, чем на взрослых, в силу еще недостаточной зрелости защитно-приспособительных механизмов. Поэтому полимерные материалы, предназначенные для изготовления одежды для детей, должны отвечать особенно высоким требованиям. Обязательным является их использование в смеси с натуральными волокнами и при строгой регламентации процентного вложения в материалы различного назначения. Рекомендуется использовать примеси синтетических волокон не в тканях, а в трикотажных полотнах, поскольку структура последних обеспечивает более благоприятные физико-гигиенические свойства материала. Особенно недопустимо использование синтетических материалов для изготовления бельевых изделий и легкого платья, т. е. того ассортимента детской одежды, которая близко соприкасается с телом.

Белье - это первый слой- одежды. Для мальчиков и девочек оно состоит из рубашки, майки, трусов.

Нижнее детское белье шьют из тканей мягких, тонких, имеющих высокую воздухо- и паропроницаемость, хорошую гигроскопичность и смачиваемость (гидрофильность). Этим требованиям в наибольшей степени отвечают тонкие и мягкие хлопчатобумажные и льняные ткани, вискозное и трикотажное хлопчатобумажное полотно. Однако последнее из-за того, что оно более плотно прилегает к телу (особенно при обильном потоотделении), не рекомендуется носить при высокой температуре воздуха. Запрещается нижнее белье для детей новорожденных, ясельного и младшего дошкольного возраста из синтетических и ацетатных волокон. Допускается для изготовления белья детей старшего дошкольного и школьного возраста использование капровискозного и хлопколавсанового полотна с содержанием капрона и лавсана не более 40%, а также хлопчатобумажное полотно в сочетании с капроновой текстурированной нитью эластик (не более 23%). Белье должно иметь свободный покрой, не сдавливать тело, не иметь толстых рубцов. В трусах и ночнойсорочке (пижаме) резинка должна вдеваться только сзади.

Одежда во время сна не должна стеснять ребенка; рекомендуется длинная (до пят) свободная ночная рубашка с коротким (для теплой погоды) и длинным (в зимнее время) рукавом или пижама. Не разрешается спать в лифчиках, штанах, чулках, колготках и т. п.

Детское белье рекомендуется изготавливать из светлых, лучше всего белых, тканей. Его не следует крахмалить, так как крахмал закупоривает поры ткани. При использовании во время стирки синтетических моющих средств белье следует тщательно прополаскивать тёплой, лучше проточной, водой. Менять белье надлежит по мере загрязнения, но не реже одного раза в неделю; трусы, чулки, носки, колготки следует стирать ежедневно.

Легкое платье - это второй слой одежды. Для девочек - это платье или юбка с блузой, сарафан; для мальчиков - рубашка и штанишки (короткие или длинные). Покрой легкого платья должен быть свободным, чтобы в летнее время обеспечивать максимальное обнажение тела. Платье делают короткими, с короткими рукавами или без них, с широким вырезом у шеи, лучше сарафаны. На детей ясельного и дошкольного возраста в жаркие дни надевают трусы и майки.

Для пошива летних платьев применяют Тонкие хлопчатобумажные и льняные ткани, ситец, сатин, батист и т. п. Для пошива изделий для детей ясельного и дошкольного возраста используют также фланель и бумазею, которые даже при частой стирке меньше, чем шерстяные ткани, теряют гигиенические свойства. В жаркую погоду не рекомендуются для постоянной носки платья из шелковых тканей. Детям нельзя носить платья из капрона и других синтетических (полимерных) материалов. Летняя одежда должна быть светлых тонов, которые отражают тепловые (инфракрасные) и хорошо пропускают ультрафиолетовые лучи, необходимые для здоровья детей. В условиях юга, где резко повышена интенсивность солнечной радиации, более целесообразна одежда красного и синего цветов, так как они в меньшей степени, чем белая, пропускают ультрафиолетовые лучи.

Форменная одежда для девочек из шерстяной «школьной» ткани в значительной мере отвечает гигиеническим требованиям. В настоящее время традиционной становится форма в виде юбки, жакета или жилета. Блузки могут быть различными как по цвету, материалу, так и по покрою. Праздничная форма - белая блузка. Для мальчиков рекомендуется форменная одежда из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического волокна.

Одежда детей в помещении определяется температурой воздуха. При температуре 20° С и выше одежда должна быть такой же, как и в летнее время. С понижением температуры воздуха в помещении теплозащитный эффект одежды должен повышаться. Например, при температуре 16-17°С для девочек рекомендуется 3-4-слойная одежда: хлопчатобумажное белье, платье (байковое, полушерстяное, шерстяное) , трикотажная кофта, колготки, на ногах - теплые тапочки или туфли.

Наиболее распространенной зимней верхней одеждой для детей являются зимнее пальто и меховая шуба. Меховые шубы целесообразно носить в районах с суровыми климатическими условиями (низкие температуры воздуха и сильные ветры). В условиях умеренного климата с целью закаливания организма детей рекомендуется более легкая одежда. Для верха такой одежды рекомендуется использовать ткани, имеющие небольшую массу, низкие показатели воздухопроницаемости и влагоемкости (плащевая ткань с водоотталкивающей пропиткой и т. п.).Утеплителем могут быть шерстяной или полушерстяной ватин, сочетание его с синтетическим мехом или ватой с обязательной хлопчатобумажной или вискозной подкладкой.

Для детей младших возрастов, проводящих значительную часть времени на открытом воздухе в движении, более приемлемой является зимняя одежда в виде комбинезона или полукомбинезона. В суровых климатических условиях рекомендуется зимняя одежда замкнутой конструкции, с защитными приспособлениями от проникновения холодного воздуха под одежду и с дополнительным слоем утеплителя. Для районов с сильными ветрами зимнюю одежду надо шить из более плотной ткани, чем детский драп; в «пакет» одежды могут быть введены ветрозащитные прокладки.

Для переходного времени года (осень, весна), а также для занятий физкультурой на воздухе в зимнее время рекомендуется надевать трикотажные костюмы из шерстяного и хлопчатобумажного трикотажа (с шерстяным или полушерстяным начесом}; при наличии ветра дополнительно необходимо надевать куртку из плащевого материала, «лаке» с подкладкой и т. д. Очень удобна одежда, состоящая из брюк, куртки и пристегивающегося к брюкам жилета, который позволяет изменять теплозащитные свойства одежды.

Особым видом одежды являются спальные мешки, предназначенные для организации сна детей на свежем воздухе. Спальные мешки изготавливают из стеганой ваты или меха, снаружи и изнутри покрывают съемными чехлами из хлопчатобумажной ткани. Спальный мешок состоит из длинной центральной части, на которой ребенок лежит, двух полок и капюшона. Конструкция спального мешка для детей школьного возраста должна предусматривать возможность самостоятельно его надевать и перемещаться в нем из помещения к месту сна. Спальные мешки изготавливают нескольких размеров как для детей дошкольного возраста, так и для школьников. Комфортное состояние детей в спальных мешках при различной температуре наружного воздуха должно обеспечиваться изменением нижней одежды. Например, если при температуре от +5° С до -2° С достаточно надеть пижаму и носки, то при более низкой температуре необходим шерстяной костюм

Гигиенические требования к детской одежде основываются на возрастных анатомо-физиологических особенностях детей.

По мере развития дети осваивают новые движения, совершенствуют приобретенные двигательные умения и навыки. Одежда их должна соответствовать величине и пропорциям тела, давать свободу движениям. Эти качества обеспечиваются размером и покроем одежды. Тесная одежда ограничивает движения, затрудняет кровоток, а иногда препятствует свободному дыханию. Все это мешает росту и развитию. Из одежды детей следует исключить тугие пояса, узкие проймы, опоясывающие резинки. Основную тяжесть одежды необходимо переносить на плечи. Слишком свободная, большая по размеру одежда также затрудняет движения. В соответствии с возрастными стандартами физического развития установлены стандартные размеры детской одежды. Один размер одежды может быть использован для детей с разницей в росте не более 10-12 см.

Детскому организму свойственно несовершенство терморегуляторной функции, тем более выраженное, чем моложе ребенок. Одежда ребенка должна обладать высокими теплозащитными свойствами, предохранять тело от охлаждения, но вместе с тем она не должна способствовать и перегреванию. Лишь при строгом соответствии одежды температурным условиям окружающей среды обеспечиваются оптимальные условия для поддержания постоянства температуры тела без напряжения механизмов терморегуляции.

Кожа ребенка тонкая и нежная. В связи с этим возрастает и защитная роль одежды. Одежда, предохраняя от травм, не должна травмировать сама. На изготовление детской одежды используются мягкие эластичные ткани.

Гигиенические требования к детской одежде зависят от ее назначения. При этом одежда детей каждой возрастной группы имеет свои особенности. Одежда для детей 2-3 лет и для дошкольников существенных различий не имеет. Терморегуляция в этом возрасте уже достигает значительного развития, и организм лучше справляется с температурными колебаниями наружного воздуха. Покрой одежды должен обеспечивать большой доступ воздуха к телу. Штанишки шьются до колена, нижние рубашки - с большим вырезом. Закаленные дети и зимой в помещении могут ходить в носках. Белье и платье для детей этого возраста целесообразно шить из хлопчатобумажных тканей, обладающих высокими гигиеническими свойствами и хорошо переносящих стирку.



Гигиенические требования к одежде для пребывания на воздухе зависят от времени года и климатических условий.

Летом в теплые и жаркие дни одежда состоит из 1-2 слоев. Свободный покрой ее обеспечивает широкий доступ воздуха к поверхности тела. На пошив используются ткани, обладающие высокой воздухопроводностью: тонкие сорта хлопчатобумажной ткани, шелковая, льняная. На юге для предохранения от чрезмерной радиации целесообразно носить одежду из льняных тканей, очень мало пропускающих ультрафиолетовые лучи. В средней полосе и северных широтах, где отмечается недостаток ультрафиолетовой радиации, лучше использовать ткани из искусственного шелка, пропускающие значительную часть ультрафиолетовых лучей. Чтобы предупредить перегревание, применяются ткани светлых тонов. Во время пребывания на солнце обязательно надевать легкий головной убор (панаму, косынку).

В переходное время года следует надевать теплый шерстяной трикотажный костюм или осеннее пальто. В дошкольном возрасте пальто может быть заменено комбинезоном из водоотталкивающей ткани на шерстяной подкладке.

Верхняя одежда, предназначенная для холодного времени года, должна обладать высокими теплозащитными свойствами, отличаться малой воздухопроницаемостью и малой гигроскопичностью. Лучшие условия для свободы движений создаются при ношении комбинезонов. Появление новых синтетических тканей открывает перспективу создания более легкой и теплой зимней одежды.

Спортивные занятия сопровождаются высоким теплообразованием и усиленным потоотделением. В связи с этим спортивная одежда должна быть максимально облегченной. Для занятий в физкультурном зале и летом на участке используются футболка или майка, трусы или короткие шорты и спортивные тапочки. Зимняя спортивная одежда состоит из нижнего белья, шерстяного трикотажного костюма, шерстяной шапки и специальной обуви. Шерстяной трикотаж является незаменимым для изготовления этой одежды. Шерстяная ткань хорошо впитывает влагу с поверхности тела, при этом сохраняет свои теплозащитные свойства, так как в ее порах остается значительное количество воздуха. Испарение влаги с поверхности ткани происходит медленно, в связи с этим охлаждение тела невелико. В ветреную погоду поверх шерстяного костюма надевают куртку из ветрозащитной ткани.

Обувь также предохраняет организм от неблагоприятных метеорологических влияний и от механических повреждений. Будучи нерационально построенной, она может препятствовать нормальному функционированию стопы и приводит к различным деформациям - плоскостопию, искривлению пальцев, и др. Известно, что не только у взрослых, но и у детей довольно часто возникают, уплощения стопы, деформации пальцев, потертости. Обувь может препятствовать нормальному развитию стопы.

К детской обуви предъявляются гигиенические требования, основывающиеся на морфологических и функциональных особенностях детской стопы. В детском возрасте стопа довольно быстро растет. Среднегодовой прирост стопы у дошкольника равен в среднем 10-11 мм. В возрасте 7-9 лет прирост уменьшается, составляя в год около 4 мм, в предпубертатный период - вновь увеличивается. Разница между соседними номерами обуви составляет 6,67 мм. Исходя из этого, в дошкольном возрасте примерно через каждые полгода следует менять номер обуви, в последующем смена номера обуви осуществляется через большие отрезки времени. В раннем возрасте в подошвенной части имеется жировая подушка, которая к 5-б годам исчезает. Целесообразно поверхность стельки моделировать по форме следа стопы.

Для занятий физкультурой ребенку обязательно понадобятся спортивные тапки или кеды. При покупке выбирайте обувь без шнурков и завязок, например, на резинке или на липучке. Обувь должна плотно прилегать к ноге и не хлябать, иначе малыш может упасть во время бега или прыжка. Верх обуви должен быть сделан из материалов, пропускающих воздух. Подошва обуви должна быть плотной, не гибкой, но податливой для амортизации при ходьбе. Обращайте особое внимание на наличие супинатора.

Ортопеды не рекомендуют надевать чужую обувь, бывшую в употреблении. Обувь следует подбирать соответственно размеру стопы, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращения. Спортивная обувь должна быть легкой, удобной. Как показали длительные наблюдения и исследования, для физкультурных занятий очень удобны и гигиеничны тапки или кеды, которые изготавливаются из прорезиненной ткани с рифленой подошвой.

Спортивная одежда должна храниться в специальных мешках, которые удобно вешать на крючок (или в шкаф) для каждого ребенка. Обувь хранится отдельно.

Омская государственная медицинская академия

Кафедра гигиены с курсом гигиены детей и подростков.

Курсовая работа.

Гигиенические требования к детской одежде и обуви. Элементы личной гигиены


ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановление

Москва

17.04.2003 № 52

Об отмене Сан Пин 42-125-4390-876 в части одежды.

На основании Федерального закона "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации 1999, N 14, ст.1650) и "Положения о государственном санитарно- эпидемиологическом нормировании", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295)

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. С момента введения в действие санитарных правил "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых. СанПиН 2.4.7./1.1.1286-03", с 20.06.2003 года считать утратившим силу "СанПиН 42-125-4390-87. Вложение химических волокон в материалы для детской одежды и обуви в соответствии с их гигиеническими показателями", в части, касающиеся одежды, утвержденных 13.07.1987 г.

Гигиена детей и подростков

«Гигиена детей и подростков» - это учебная дисциплина, из самого названия которой видно, что она занимается гигиеническими проблемами детей и подростков. Эти проблемы касаются огромного контингента населения Российской Федерации. По данным последней переписи населения (1989), в России проживает свыше 40 млн детей и подростков в возрасте до 17 лет (включительно) - 27,2 % населения страны. На 1 января 1999 г., по данным Отдела медицинской статистики и информатики Министерства здравоохранения России, абсолютное число детей до 15 лет (включительно) составляло 27 833 383 человека (38,3 % населения страны), но не только численность детского населения определяет большое значение тех вопросов, которые изучает предмет «гигиена детей и подростков».

По сравнению с взрослыми дети находятся в своеобразных условиях, поэтому гигиенические принципы обучения и воспитания не совпадают с принципами профессионального труда или общественного существования взрослых.

Детям свойственны такие биологические особенности, которые резко, не только количественно, но и качественно, отличают их от взрослых и требуют для них несколько иной гигиены, отличающейся от «гигиены взрослых». Об этом более 100 лет назад (1898) говорил в своей вступительной лекции студентам Военно-медицинской академии выдающийся педиатр Н.П. Гундобин: «Гигиена детского возраста, благодаря анатомо-физиологическим особенностям организма, будет иная, чем у взрослых».

Основная особенность детей и подростков заключается в том, что в отличие от взрослых их организм не достиг еще полной зрелости, а находится в процессе роста и развития.

Проблема роста и развития не встает ни перед одной другой отраслью гигиены и придает гигиене детей и подростков особую специфику. Незавершенность развития организма детей и подростков обусловливает его пластичность. Организм детей и подростков в большей степени по сравнению с взрослыми подвержен влиянию как благоприятных, так и неблагоприятных воздействий. Поэтому гигиеническое значение приобретают воздействия весьма малой интенсивности, микродозы, которые для взрослых могут оказаться (а часто и оказываются) незаметными и незначительными. В настоящее время эти проблемы усугубляются ухудшением во многих населенных местах эколого-гигиенической ситуации.

Основное же отличие организма детей и подростков от организма взрослого человека в том, что внешние воздействия сказываются не только на его функциональном состоянии в настоящий момент, но и очень сильно влияют на его развитие и дальнейшее существование.

Здоровье взрослого населения в значительной степени определяется здоровьем детей, так как многие формы патологии формируются в детстве.

Все эти проблемы изучает гигиена детей и подростков.

Если гигиена изучает влияние факторов окружающей среды (природных и социальных) на организм человека и разрабатывает научно обоснованные нормативы и рекомендации, направленные на сохранение и укрепление здоровья человека, то гигиена детей и подростков, кроме этого, учитывает благоприятное развитие ребенка в данных условиях.

Таким образом, гигиена детей и подростков ~ профилактическая медицина, изучающая условия среды обитания и деятельности детей, а также влияние этих условий на здоровье и функциональное состояние растущего организма и разрабатывающая научные основы и практические меры, направленные на сохранение и укрепление здоровья, поддержку оптимального уровня функций и благоприятного развития организма детей и подростков.

Задача гигиены детей и подростков, как и гигиены вообще, в конечном счете, сводится к нормированию внешней среды, т.е. к установлению норм и их последующему осуществлению Задача гигиены детей и подростков заключается в следующем: не нарушая естественного хода процессов развития организма ребенка, целенаправленно воздействовать средой и воспитанием на формирование здорового человека, совершенствовать его функциональные и физические возможности.

Гигиенические требования к предметам детского обихода:

С первых минут жизни ребенок постоянно соприкасается с вещами окружающего его нового мира. Это одежда, начиная с пеленок, подгузников, постельного белья (в последующем ее набор существенно расширяется), обувь. Взрослея, ребенок приобщается к миру игрушек и игр (в том числе электронных), детским книгам, в школьные годы - к учебникам и учебным пособиям, в это же время его окружают школьные принадлежности, включая технические средства обучения и персональные компьютеры. Мебель и различное оборудование также являются постоянными элементами окружающей ребенка среды - предметами обихода детей и подростков. Известно, что социально-гигиенические факторы, условия воспитания и обучения детей в образовательных учреждениях оказывают выраженное влияние (28-35%) на формирование здоровья подросткового поколения. От образа жизни зависит в 3-11% случаев заболеваемость детей до 11 лет. Это указывает на значимость гигиенически адекватной среды, окружающей ребенка и формирующей его как личность, здоровую в физическом и психическом плане. Условия жизнедеятельности должны быть благоприятными для обучения и воспитания и способствовать нормальному росту и развитию детей.

Это возможно, если предметы детского обихода соответствуют морфофункциональным особенностям детей различного пола и возраста и отвечают физиолого-гигиеническим требованиям.

Основным гигиеническим требованием к предметам детского обихода является их безвредность для здоровья ребенка.


ДЕТСКАЯ ОДЕЖДА И ОБУВЬ

Функции одежды.

Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность кожи от механических повреждений и загрязнений. С помощью одежды вокруг тела создается искусственный пододежный микроклимат, значительно отличающийся от климата внешней среды. Температура его колеблется от 28 до 34 °С, относительная влажность составляет 20-40 %, скорость движения воздуха очень незначительна, содержание углекислоты колеблется в пределах 0,006-0,097 %. Создавая пододежный микроклимат, одежда существенно снижает теплопотери организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает терморегуляторную функцию кожи, обеспечивает процессы газообмена через кожные покровы.

Защитные свойства одежды особенно важны для детей, так как:

В детском возрасте механизмы терморегуляции весьма несовершенны, переохлаждение и перегревание организма могут привести к нарушениям в состоянии здоровья;

Дети отличаются большой двигательной активностью, при которой уровень теплопродукции возрастает в 2-4 раза;

Кожа детей нежна и легко ранима;

Кожное дыхание имеет больший удельный вес в обменных процессах организма, чем у взрослых.

Одежда детей по своей конструкции и физико-гигиеническим показателям материалов должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям, виду деятельности и метеорологическим условиям; не препятствовать быстрому и легкому надеванию и снятию, способствовать воспитанию эстетического вкуса ребенка.

Требования, предъявляемые к материалам, используемым в производстве одежды.

При оценке детской одежды санитарно-гигиенической экспертизе подлежат ткани, используемые для ее изготовления, пакеты тканей - комплекты размером 1 м 2 , состоящие из верхнего покровного слоя, теплозащитного слоя и подкладки, а также готовые изделия.

Волокна, из которых изготавливаются ткани, могут быть натуральными (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные), искусственными или синтетическими. Нити, производимые из волокон, бывают кручеными и плотными или рыхлыми и пушистыми. По структуре ткани подразделяются на тканые и трикотажно-вязаные.

Использование тех или иных тканей для производства детской одежды связано с их физико-гигиеническими показателями: толщиной, массой, объемной массой, пористостью, воздухо- и паропроницаемостью, гигроскопичностью, влагоемкостью, гидро- и липофильностью, а также теплопроводностью. Эти свойства в значительной мере определяются структурой ткани, количеством и размером пор, заполненных воздухом.

Толщина тканей измеряется в миллиметрах и непосредственно влияет на теплозащитные свойства ткани. В материалах, имеющих большую толщину, содержится больше воздуха, который обладает очень низкой теплопроводностью. Следовательно, чем толще материал, тем он теплее (например, батист - 0,1 мм, драп - 5 мм, натуральный мех - 30-50 мм).

Масса ткани измеряется в граммах по отношению к определенной площади материала (1 м 2 или 1 см 2). Гигиенически оптимальной является ткань с минимальной массой и сохранением всех необходимых ей свойств (например, крепдешин - 25 г/м 2 , драп - 77 г/м 2 , натуральный мех - 1000,0 г/м 2).

ГЛАВА 9

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА

Здоровье человека во многомзависит от влияния факторов окружающей среды. Поэтому соблюдение гигиенических нормативов и правил в повседневной жизни определяет сохранение и укрепление индивидуального здоровья . Медицинский подход к вопросам укрепления индивидуального здоровья был неоднозначен в различные периоды развития общества. Первоначально медицина связывала значимость сохранения индивидуального здоровья с рационализацией питания, закаливанием, организацией труда и быта. По мере развития крупных городов, промышленного производства, обязательного всеобщего обучения детей, общественного питания потребовались гигиенические нормативы и рекомендации по организации водоснабжения и удалению нечистот в крупных городах, планировке и застройке новых населенных пунктов, предупреждению инфекционных и профессиональных заболеваний, а вопросы укрепления индивидуального здоровья отошли на второй план.

Сегодня практически все окружающие нас предметы изготавливаются из новых экономичных синтетических и полимерных материалов, продуктов химического синтеза – строительные материалы, мебель, предметы быта, одежда и обувь. Тем не менее, несмотря на их практичность, многие наши «удобства» загрязняют воздух токсичными веществами, накапливают статическое электричество и в результате могут вызывать неблагоприятные изменения в организме, воспалительные и аллергические заболевания. Предметы быта и само жилище могут накапливать пыль и микроорганизмы, что приводит к распространению возбудителей воздушно-капельных инфекций, туберкулеза, вирусных заболеваний.

Поэтому в настоящее время важнейшей задачей медицины является не только поддержание и распространение известных догм личной гигиены, но и разработка на научной основе гигиенических требований к содержанию жилища, новой бытовой технике, предметам быта, одежде, обуви, косметическим средствам и средствам личной гигиены.

Гигиена кожи

Кожа защищает организм человека от неблагоприятных метеорологических, механических и физических факторов окружающей среды. Неповрежденная кожа непроницаема почти для всех микроорганизмов, участвует в процессах теплообмена организма с окружающей средой, выполняет сигнальную функцию.

К средствам очистки, питания и регулирования обмена кожи относят воду, мыло, а также различные косметические и синтетические моющие средства (кремы, лосьоны).

При умывании водой с кожи удаляются грязь, пот, жир и отмершие ороговевшие клетки. В результате умывания кожные сосуды расширяются, повышается обмен веществ, роговой слой набухает и размягчается, облегчаются выделение и впитывание различных веществ. Туалетное мыло лучше использовать нейтральное или пережиренное, с небольшим добавлением красителя и парфюмерных средств.

Кремы изготавливают на основе жиров, они делают кожу мягкой и эластичной, облегчают проникновение в кожу некоторых лекарственных веществ. Лосьоны состоят из спирта, ароматических веществ и дистиллированной воды, содержат окисляющие или дезинфицирующие добавки. Лосьоны высушивают, обезжиривают, охлаждают, тонизируют кожу и стягивают поры в зависимости от химического состава и процента спирта.

Для поддержания чистоты тела необходимо 2 раза в день принимать душ и один раз в неделю нужно мыться в теплой ванне с мылом. Следить за чистотой кожи кистей рук и ног, особенно подногтевых пространств, где скапливается до 95 % всех микробов. Поэтому свободный край ногтя нужно систематически срезать так, чтобы он лишь несколько выступал над мягкой частью пальца.

Волосы принимают участие в теплообмене человека и выполняют барьерные функции. На голове волосы образуют покров, плохо проводящий конвекционное и лучистое тепло и предохраняющий мозг от резких колебаний температуры. Волосы лучше всего мыть в хорошо нагретой воде, так как она легко устраняет загрязнения, расширяет кровеносные сосуды кожи головы, усиливает прилив крови, что способствует лучшему со­хранению и росту волос. Жирные волосы моют дольше (голову намыливают дважды), чем сухие. Кроме того, жирные волосы нужно мыть чаще, а сухие - реже, так как частое мытье обезжиривает их, сушит, лишает блеска и вызывает расщепление концов волос.

Как и всякий неподвижный орган, волосы под­вержены атрофии. Поэтому важно пользоваться расческой, соответствующей вашим волосам (лучше всего деревянной). Особенно густые волосы следует расчесывать расческой с редкими, гладкими и ровными зубцами. Большое положительное воздействие оказывает расчесывание волос с помощью щетки. Расчесывание щеткой осво­бождает волосы от пыли, вентилирует их, увеличивает прилив крови к корням волос вследствие нанесения лег­ких уколов кожи, способствует удалению мертвых волос и придает волосам мягкий шелковистый блеск.

Гигиенические требования к одежде и обуви

Одежда служит для регулирования теплоотдачи тела, является защитой от неблагоприятных метеорологических условий, внешних загрязнений, механических повреждений.

В связи с различными физиологическими особенностями организма, характером выполняемой работы и условиями окружающей среды различают бытовую, детскую, профессиональную, спортивную, военную и больничную одежду.

Бытовая одежда, изготавливается с учетом сезонных и климатических особенностей (зимняя, летняя, одежда для средних широт, севера, юга). Детская одежда, которая при малой массе, свободном покрое и изготовлении из мягких тканей обеспечивает высокую теплозащиту в холодное время года и не приводит к перегреванию летом. Профессиональная одежда, сконструированная с учетом условий труда, защищает человека от воздействия профессиональных вредностей. Спортивная одежда, предназначенная для занятий различными видами спорта из эластичных, с хорошей гигроскопичностью и воздухопроницаемостью тканей. Военная одежда имеет особый покрой из определенного ассортимента тканей. Больничная одежда, состоящая преимущественно из белья, пижамы и халата, должна быть легкой, хорошо очищаться от загрязнений, легко дезинфицироваться; ее изготавливают обычно из хлопчатобумажных тканей.

Одежда независимо от назначения и типа должна соответствовать производимой работе, не затруднять кровообращения и дыхания, легко очищаться от грязи и пыли. В рационально подобранной одежде микроклимат пододежного пространства характеризуется температурой от 30,5 до 34,6°С, влажностью воздуха 20-40% и содержанием углекислоты около 1,5-2,3 %. В загрязненной одежде на поверхности кожи, особенно при увлажнении и повышении температуры, происходит интенсивное разложение пота и органических веществ со значительным увеличением содержания углекислоты в воздухе пододежного пространства.

В зависимости от назначения одежды ткани должны обладать следующими свойствами: воздухопроницаемостью, гигроскопичностью, теплопроводностью и газопоглощаемостью.

Для летней одежды важна хорошая воздухопроницаемость и, наоборот, одежда для работы на ветру при низкой температуре воздуха должна иметь минимальную воздухопроницаемость.

Важным показателем тканей является их отношение к воде. Гигроскопичность означает способность тканей поглощать воду в виде водяных паров из воздуха. Гигроскопичность тканей различна. Если гигроскопичность льняного полотна принять за единицу, то гигроскопичность ситца составит 0,97, сукна - 1,59, шелка - 1,37, замши - 3,13. Влажная одежда из шелка, ситца или полотна даже при достаточно высокой температуре воздуха вызывает ощущение зябкости. Надетая поверх фланелевая или шерстяная одежда значительно смягчает эти ощущения.

Теплопроводность ткани зависит от величины пор в материале, причем имеют значение не столько крупные промежутки между волокнами, сколько мелкие - так называемые капиллярные поры. Теплопроводность ношеной или неоднократно стираной ткани повышается, так как капиллярных пор становится меньше, число более крупных промежутков увеличивается.

Определенную роль играет газопоглощаемость тканей. Величина поглощения газов зависит от их концентрации и влажности ткани. Шерсть поглощает газов больше, чем хлопчатобумажная ткань, и медленнее их выделяет. Иногда количество газов, адсорбированных тканями, настолько велико, что при обратном их выделении они могут стать причиной отравления. Способность тканей сорбировать газы или пары из воздуха зависит также от структуры ткани и характера ее обработки.

По мере загрязнения одежду необходимо подвергать стирке, так как ткань, загрязненная пылью, выделениями и испарениями, может содержать патогенные микроорганизмы - возбудители туберкулеза, тифопаратифозных и других болезней. Особенно сильно загрязняются белье и шерстяная одежда, большая толщина которой, рыхлость и сравнительно редкая стирка способствуют накоплению микроорганизмов.

Требования к обуви заключаются в защите ног от механических воздействий, ударов и неровностей почвы, от холода и промокания. Обувь должна быть мягкой, легкой, удобной в носке, соответствовать погоде и условиям труда. Узкая и тесная обувь ведет к деформации стопы: сначала появляются утолщения и стертости кожи, затем деформируются мягкие части и кости стопы, также способствует врастанию ногтей, ухудшает кровообращение, усиливает потливость ног, ведет к развитию плоскостопия.

Наилучшим материалом для изготовления обуви является натуральная кожа, которая достаточно воздухопроницаема, устойчива к намоканию, хорошо удерживает тепло.

В настоящее время широко применяются искусственные материалы. Искусственные кожи должны быть пористыми, паро-, воздухо- и водопроницаемыми, поглощать и отдавать влагу, иметь малую теплопроводность для предупреждения перегревания организма в жару и охлаждения в холодное время; не изменять размеров при изменении содержания влаги, не коробиться при увлажнении и последующем высыхании; не изменять свойств под действием пота, высокой влажности и температуры воздуха. Они должны быть стойкими к старению, к действию плесени и не выделять химических веществ в количествах, представляющих потенциальную опасность для здоровья. В настоящее время при создании обуви используется также искусственная замша, текстовит, синтетический мех в качестве утеплителя. Эти материалы износоустойчивы, легки, красивы.

Гигиена полости рта

Систематический и правильно орга­низованный уход за полостью рта является неотъемлемой частью профилактики в предупреждении заболеваний зубов, тканей пародонта и слизистой оболочки рта, но и в сни­жении заболеваний всего организма.

К средствам ухода за полостью рта и зубами относятся пасты, порошки и соответствующие инструменты: щетки, зубочистки, зубные нити.

Зубная щетка выполняет основную функцию в уходе за зубами. Она состоит из ручки и головки (рабочей части), на которой укреплены пучки щетинок, расположенные рядами. Имеется несколько видов щеток в зави­симости от величины и формы головок, длины, толщины, густоты и качества щетины. Наи­более рациональная зубная щетка должна иметь головку длиной 25 - 30 мм при ширине 10 - 12 мм. Ряды щетинок должны располагаться редко, на расстоянии 2 - 2,5 мм, не более трех в ряду.

В последние годы поя­вились электрические зубные щетки. Электрическая зубная щетка работает с помощью дви­гателя, дающего 3000 - 4000 об/мин, за этот период времени она совершает во много раз больше вибрационных и чистящих движе­ний, чем при ручной чистке зубов. Это способствует более полноценной очистке зубов во время гигиенических манипуляций, про­изводится вибрационный массаж слизистой оболочки дес­ны, улучшающий кровообращение и способствующий усилению обменных процессов.

Зубную щетку необходимо содержать в абсолютной чистоте, так как она может служить источником инфекции. Зубная щетка - предмет индивидуального пользования. Новую щетку перед употреблением не­обходимо тщательно вымыть. В промежутках между чисткой зубов щетка может находиться в стакане или чашке, которые также должны быть индивидуальными. Хранить щетку в стакане можно вверх головкой, вниз головкой, внутри специального футляра, вдетой в стеклянную пробирку, намыленной, обсыпанной солью. В специальных футлярах хранить зубную щетку мож­но только временно, например, при поездках. Длительность хранение щетки в футляре лишает ее света и воздуха, способствует размножению микробов, вредно влияющих на организм.

Выбор зубной щетки зависит от возраста человека, а также от состояния зубов и мягких тканей полости рта. Детям необходимо пользоваться ма­ленькой щеткой, чтобы свободно манипулировать ею в полости рта, последовательно очищая зубы со всех сто­рон. Щетина детской зубной щетки не должна быть жест­кой, потому что эмаль детских зубов менее прочна, чем у взрослых, а слизистая оболочка десны нежная и легко ранимая. У подростков и взрослых зубные щетки могут быть несколько крупнее, но их головка не должна быть более 30 мм.

При заболеваниях тканей зубов (повышенная стираемость) и слизистой оболочки полости рта (пародонтоз, пародонтит, гингивит, стоматит) надо пользоваться мяг­кой зубной щеткой, согласовав все гигиенические мани­пуляции с лечащим врачом-стоматологом.

Для того чтобы хорошо очистить зубы, необходимо произвести примерно 300-400 парных движений зубной щеткой. Эти движения должны идти по оси зуба в виде «скребущих» или «подметающих». Последние более эффективны, так как способствует лучшей очистке зубов и массажу десен. Обычно в области одной из групп зубов, подвергающихся чистке, производят не менее 6-8 парных движений щеткой. Особенно тщательно необходимо чистить язычные поверхности нижних зубов, так как именно на них чаще всего накапливается и отлагается зубной налет, преобразуясь впоследствии в зубной камень. Жевательные поверхности зубов чистят в двух направлениях: вдоль и подметающими движениями поперек.

Зубная щетка должна проникать в межзубные промежутки, между буграми зубов, то есть в наиболее характерные места скопления и задержки остатков пищи. Вся процедура, включая энергичное полоскание, должна занимать не менее 2,5-3,5 мин. При соблюдении этих условий можно достичь хорошей (на 70-75 %) очистки зубов от налета.

Следует помнить, что регулярный и гра­мотный уход за полостью рта является хотя и важной, но только частью целого комплекса про­филактических мероприятий, который включает здоровый образ жизни, заключаю­щийся в рациональном и правильном питании, исключение вредных привычек (употребление алкогольных на­питков, курение и др.), гармоническом физическом раз­витии организма (физическая культура и спорт, прогулки на свежем воздухе, правильное чередование труда и отдыха).

Детская одежда должна быть удобной, соответствовать по размерам и покрою возрасту ребенка, не быть тесной или не по росту большой. Она должна быть прочной и легко очищаться от грязи.

Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, - на­тельное белье (рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, чулки, лиф­чик, комбинация).

Оно должно отвечать следующим требованиям: иметь до­статочную воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, гидравлич- ность, испаряемость.

Нательное белье надо менять по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чулки и носки менять через каждые 2 - 3 дня. Наиболее гигиеничны колготы из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. В детском или под­ростковом возрасте вместо лифчиков-бюстгальтеров лучше надевать обыч­ные лифчики с вытачками. Бретельки у лифчика должны быть широкими, не уже 2см.

Второй слой одежды (платья, блузки, юбки, костюмы и пр.) надевают на белье.

Школьную форменную одежду шьют из шерстяной школьной ткани (для девочек) и из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического во­локна (для мальчиков).

Спортивная одежда зависит от видов спорта и от того, где проходят за­нятия: в спортивных залах или на открытых площадках. Для выполнения гимнастических упражнений, удобен тренировочный костюм, состоящий из длинных брюк и майки с короткими рукавами. Специальные гимнастические туфли с резинками или шнурками, с мягким кожаным верхом и такими же мягкими подошвами наиболее подходящими для занятий гимнастикой. Луч­шая одежда для занятий легкоатлетическими упражнениями - майка, трусы и легкая кожаная обувь с мягкими носками на шнурах, а для бега или прыжков - туфли с шипами.

Трусы и тренировочные брюки мальчики должны надевать на плавки, которые совершенно необходимы во время занятий физкультурой. Наличие плавок облегчает выполнение физических упражнений, в них дети не чув­ствуют себя скованными. Девочкам рекомендуете я надевать трусы из плот­ного трикотажа, обтягивающего ноги. Обязательная принадлежность спор­тивной одежды девочек среднего и старшего возраста - бюстгальтер с застеж­кой, закрепленной на широкой резинке.

Третий слой одежды - для улицы. Зимняя одежда должна быть пори­стой, чтобы в ней было много воздуха. Теплопроводность такой одежды низ­кая. Зимнее пальто шьют из плотной шерстяной ткани на вате или шерстяном ватине, с меховым воротником. Высокими теплозащитными свойствами об­ладает одежда из тканей с водоотталкивающей пропиткой на поролоне. Из нее шьют пальто и куртки. Эта одежда легкая, теплая, удобная.

Лучшим головным убором для школьников в зимнее время года слу­жит меховая шапка-ушанка или шапка из шерстяной ткани на подкладке из ваты. Их следует носить только в сильные морозы. В прохладную погоду ре­комендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема). В весенне-осеннее время, кепки, береты, вязаные шапочки, а девочки - береты, вязанные или фетровые шапочки.

Летний головной убор панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготовляют из легкой, пушистой, светлой ткани - соломки, свет­лой парусины или пике.

Обувь - должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответ­ствовать форме и размерам стопы.

Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть про­стой, удобной формы, на широком низком каблуке (1 - 2см). В зимнее время года сапожки или ботинки на теплой шерстяной или войлочной подкладке. В сырую, дождливую погоду резиновые сапожки или обувь с подошвами из во­донепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др.

В летние месяцы наиболее гигиенична легкая открытая обувь с широ­ким вырезом - сандалеты, босоножки или туфли на кожаной подошве с вер­хом из текстиля и других материалов с пористой структурой.

Контрольные вопросы к семинару темы 10:

1. Какие гигиенические требования предъявляются к школьному участку?

2. Какие гигиенические требования предъявляются к школьному зданию?

3. Какие гигиенические требования предъявляются к классным комнатам?

4. Какие гигиенические требования предъявляются к уроку физической культуры?

5. Какие гигиенические требования предъявляются к школьным ма­стерским и лабораториям?

6. Какие гигиенические требования предъявляются к организации учеб­ного процесса школьников?

7. Каким должно быть питание школьника?

8. Каково соотношение белков, жиров и углеводов в детском питании?

9. В каких основных витаминах нуждается организм школьника? С чем это связано?

10. Основными источниками чего являются молоко и молочные про­дукты?

11. Что включает в себя примерный суточный набор продуктов для школьника?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белецкая В.И. и др. Школьная гигиена: Учеб. пособие для студентов биол. спец. пед. ин-тов. / В.И. Белецкая, З.П. Громова, Т.И. Егорова. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.

2. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в раз­личных видах современных общеобразовательных учреждений: Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.4.2.576-96. - М.: Минздрав России, 1997.

3. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 512 с.

4. Кузнецов П.И. Гигиенические требования к обучению в образова­тельных учреждениях. - Омск: СибГАФК, 2000. - 44 с.

5. Сердюковская Г.Н.. Сухарев А.Г. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 1989. - 265 с.

6. Соковня-Семенова И.И. Основы физиологии и гигиены детей и под­ростков с методикой преподавания медицинских знаний: Учеб. пособие для сред.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 144

7. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 252 с.

Еще по теме Требования к одежде и обуви школьников:

  1. Личная гигиена школьников. Уход за кожей и волосами. Гигиенические требования к одежде и обуви, уход за ними
  2. Инструкция по дезинфекции и дезинсекции одежды, постельных принадлежностей, обуви и других объектов в паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционных камерах и дезинсекции этих объектов в воздушных дезинсекционных камерах


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: