Гендерные отношения. Психология гендерных отношений

Новая отрасль социальной психологии – гендерная, рассматривает взаимодействие полов, их сходство, определенное поведение в обществе, некоторые другие вопросы. Анатомические различия между людьми не играют здесь никакой роли. Это направление помогает лучше понять психологию мужчины и женщин и складывающиеся взаимоотношения между ними.

Что значит гендер?

Термин произошел от англ. gender – «пол», «род». Он был введен в использование в 1950-е годы американским сексологом Джоном Мани. Понятие гендер в психологии характеризует социальные представления о женщинах и мужчинах, совокупность качеств, которые человек проявляет, находясь в социуме. Можно иметь мужской и женский гендер, но это не предел. Например, в Таиланде разделяют пять гендерных типов: гетеросексуалы, гомосексуалы, третий пол «катой» и два вида гомосексуальных женщин, отличающихся феминностью и маскулинностью. Гендер и биологический пол могут не совпадать.

Пол и гендер

Эти два понятия характеризуют разделение всех людей на две группы: мужскую и женскую. В буквальном переводе термины равны и иногда употребляются как синонимы. Однако изначально эти понятия противопоставлены друг другу. Различия между полом и гендером в следующем: первый относится к биологическому, а второй – к социальному разделению людей. Если половая принадлежность человека определена еще до его рождения по анатомическим признакам и никак не зависит от окружения и культуры, то gender – социальный пол – связан с целой системой представлений о поведении в социуме.

Гендерная идентичность

В результате коммуникаций с другими людьми и воспитания человек осознает свою принадлежность к той или иной группе. Тогда можно говорить о гендерной идентичности. Уже к двум-трем годам ребенок осознает, девочка он или мальчик, начинает вести себя соответственно, одеваться в «правильную» по его меркам одежду и так далее. Приходит осознание, что гендерная принадлежность постоянна и не может измениться со временем. Гендерный пол – это всегда выбор, правильный или неправильный.

Гендер – осознанное значение пола и последующее освоение тех моделей поведения, которые от человека ожидают в социуме. Именно это понятие, а не половая принадлежность обусловливает психологические особенности, способности, качества, виды деятельности. Все эти аспекты регулируются через правовые и этические нормы, традиции, обычаи, систему воспитания.

Гендерное развитие

В гендерной психологии выделяют два направления: психология пола и развития личности. Этот аспект обуславливается половой принадлежностью индивида. В развитии личности человека принимают прямое участие его ближайшее окружение (родители, родственники, воспитатели, друзья). Ребенок примеряет на себе гендерные роли, учится быть женственней или мужественней, на примере взрослых узнает, как общаться с людьми противоположного пола. В человеке в разной степени могут проявляться черты обоих полов.

Гендер в психологии – измерение фундаментальное, характеризующее социальные отношения. Но наравне с устойчивыми элементами в нем есть и изменчивые. Для разных поколений, социальных слоев, религиозных, этнических и культурных групп представление о роли мужчины и женщины могут различаться. Существующие в сообществе формальные и неформальные правила и нормы меняются со временем.

Психология гендерных отношений в семье

Гендерная психология уделяет большое внимание изучению взаимоотношений между гендерными группами и разнополыми субъектами. Она рассматривает такую важную сторону жизни, как институт брака и семьи. Психология гендерных отношений в семье выделяет модели поведения:

  1. Партнерская, при которой все обязанности в семье не имеют строгого разделения, супруги делят их поровну, решения принимают тоже вместе.
  2. Доминантно-зависимая, при которой один из супругов играет доминирующую роль, принимает решения в бытовых вопросах. Чаще всего эта роль достается жене.

Гендерные проблемы

Различия в поведении разнополых людей могут стать причиной противоречий, как внутриличностных, так межличностных и межгрупповых. Гендерные стереотипы – устоявшаяся модель поведения, искажающая мнение о представителях обоих полов. Они загоняют людей в узкие рамки правил и навязывают определенную модель поведения, создают почву для дискриминации и тесно с ней связаны. Это прождает определенные проблемы, к которым относят гендерные:

  • неравенство (различные возможности в обществе для различных групп);
  • гендерно-ролевой стресс (трудности при поддержании предписанной роли);
  • стереотипы;
  • дискриминацию.

Гендерные конфликты

Люди по-разному воспринимают гендерные ценности и роли. При столкновении личных интересов с принятыми нормами возникает серьезное разногласие. Человек не желает или не может соответствовать тем установкам, которые диктует ему социум и гендерное поведение. В общем смысле гендерные конфликты психология рассматривает как социальные. В их основе лежит борьба за собственные интересы. С точки зрения более узких межличностных отношений конфликты – это столкновения между людьми. Самые распространенные из них происходят в семье и профессиональной сфере.


Гендерная дискриминация

Одна из самых острых проблем гендерных отношений – , известная как сексизм. В таком случае одному полу по сравнению с другим отдается предпочтение. Возникает гендерное неравенство. Дискриминации в трудовых, правовых, семейных и прочих сферах могут подвергаться представители обоих полов, хотя чаще всего говорят об ущемлении женщин в правах. Попытка добиться равенства с «сильным полом» породило такое понятие, как феминизм.

Данная форма сексизма бывает открытой, но чаще всего она завуалирована, так как явное его проявление чревато последствиями и в политической, и в общественной сфере. Латентной формой могут стать:

  • пренебрежение;
  • унижение;
  • предвзятость;
  • различные негативные проявления относительно людей противоположного пола.

Гендерное насилие

Гендерное неравенство и дискриминация становятся основой конфликта, когда человек оказывает насильственные действия в отношении представителя противоположного пола. Гендерное насилие – это попытка продемонстрировать свое половое превосходство. Признают четыре вида такого насилия: физическое, психологическое, сексуальное и экономическое. Один – гендерный узурпатор – пытается захватить власть насильственным путем. Чаще всего в роли деспота выступает мужчина, поскольку в современном обществе не провозглашается доминирование женщин.

Гендерная психология – молодая область научного знания. Психологические исследования в данной области акцентируются на изучении личностных характеристик обоих полов. Главные достижения этой науки – изучение тактики поведения и стратегии в преодолении . Так, например, женщина может и должна быть успешна в бизнесе, а мужчина – на семейном поприще. Не анатомические особенности, а соблюдение предписанных гендерных ролей и успешное преодоление возникающих проблем и конфликтов позволяют называться мужчиной или женщиной.

Приступая к рассмотрению данного вопроса, необходимо уточнить некоторые по­нятия. Мы будем говорить о трех различных явлениях: об организации взаимо­действия и общения полов (половая сегрегация и конвергенция), о различиях ме­жду полами в личностных характеристиках и социальном поведении (мужской и женской субкультурах) и о гендерных отношениях внутри пола или между пола­ми (конфронтации полов или их гармоничных взаимоотношениях). Все эти явле­ния взаимосвязаны и находятся под мощным влиянием общего фактора под на­званием «культура». Общество почему-то заинтересовано в том, чтобы мужчины и женщины являли собой почти различные миры, представители которых с тру­дом понимают друг друга. Это демонстрирует даже само понятие «противополож­ный пол» (которое представляется мне некорректным, поскольку в скрытом виде предполагает наличие конфронтации между полами, но, поскольку оно общепри­нято, я также иногда буду его употреблять). Нас интересуют именно гендерные отношения, которые складываются в условиях половой сегрегации и конверген­ции и при наличии двух разных субкультур - мужской и женской. Поэтому для анализа мы будем использовать все три указанных явления.

Раздел гендерной психологии, изучающий взаимоотношения между предста­вителями обоего пола, только начинает складываться. Он связан с другими обла­стями психологии: психологией лидерства и менеджмента, психологией конф­ликта, психологией девиантного поведения, психологией сексуального поведения и сексуальных отношений. Иногда его называют «социальной психологией взаи­моотношений между мужчинами и женщинами» (Del Boca, Ashmore, 1986). Ис­следования в этой области разрозненны и не подвергались столь тщательному и обобщенному анализу, как, скажем, многолетние исследования в психологии по­ловых различий, однако я попытаюсь нарисовать определенную картину (там, где позволяют эмпирические данные).

Мы рассмотрим гендерные отношения в детских группировках, в деловых группах, в интимных группах (дружеских и сексуальных), между супругами, в се­мье (родители-дети), в ситуации конфликта и в девиантных ситуациях. Для этих групп в детстве и во взрослости характерно наличие двух тенденций: а) половой или гендерной сегрегации (общения с представителями своего пола) и б) конвер­генции полов (общения с представителями противоположного пола). Обе тенден­ции неравнозначны в различные возрастные периоды и в различных типах отно­шений. Очевидно, и в разных культурах также можно отметить подобную нерав­нозначность (существуют культуры, в которых два пола почти целиком отделены друг от друга: например, в домах имеются «женская» и «мужская» половины, или мужчины и женщины не садятся вместе за стол).


Гендерные отношения 277

Гендерная сегрегация в наибольшей степени характерна для:

1 ) детских дружеских группировок;

2) свободного общения детей между собой (в отсутствие взрослых, в условиях свободного выбора партнеров) в школьном возрасте:

3) делового мира взрослых - в ситуациях неформального общения; 4) дружбы во взрослости (обычно она однополая);

5) сексуальных гомогендерных связей (мужчины-гомосексуалы и лесбиянки пред­почитают сексуальное общение со своим полом, отвергая противоположный).

Следствиями этой сегрегации являются, во-первых, формирование двух раз­личных субкультур - мужской и женской и, во-вторых, наличие конфронтации полов, которая проявляется в сложных или даже враждебных взаимоотношениях между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами (в том числе в особых конфликтах между ними и в девиантных отношениях, когда один пол совершает насилие по отношению к другому).

Противоположная тенденция - конвергенция полов - проявляется преиму­щественно:

1) в детских играх (начиная с 1 года и позднее - в различные возрастные периоды);

2) в зарождении интереса к противоположному полу в конце младшего школьно­го возраста;

3) в формировании «любовных отношений» (влюбленности, романтической люб­ви) в подростковом и юношеском возрасте;

4) в любовных и сексуальных отношениях в молодости и зрелости;

5) в супружеских отношениях;

6) в выполнении родительских ролей - в отношениях «родители-дети»; 7) в деловых отношениях взрослых.

Перечень можно продолжить. Следствием второй тенденции является уста­новление хороших, гармоничных отношений между полами.

Обе эти тенденции существуют в различных культурах. В разные возрастные периоды то одна, то другая является более сильной и значимой для обоих полов (хотя ни одна из них не исчезает полностью). Эти тенденции представляют собой столь сложные явления, что трудно говорить о причинах, их порождающих. На се­годняшний день развитие гендерной психологии не позволяет однозначно на­звать причины сегрегации и конвергенции полов. Я могу высказать лишь некото-рые предположения (исходя из имеющихся литературных данных).

Более понятна тенденция конвергенции: если оба иола будут существовать от­дельно, человеческий род прекратит свое существование (поэтому так опасен рост гомогендерных сексуальных связей; если представить себе в утрированном виде ситуации), что таких связей станет большинство, то некому будет рожать и воспи­тывать детей). Кроме того, мы живем в мире, состоящем из двух полов. И в дело­вых ситуациях, и в повседневном общении мы должны уметь общаться не только с представителями своего (к этому мы привыкли с детства), но и противополож­ного пола.

Почему же так устойчива другая тенденция - к сегрегации полов? Причины ее неясны. Самая мощная причина - это влияние культуры. Во многих обществах


278 Глава 9. Гендерные отношения

принято такое разделение полов. В детстве дети играют с представителями своего пола, и это не беспокоит взрослых. Возможно, их даже устраивает такая ситуация: так легче происходит освоение гендерной роли (мальчик учится у других мальчи­ков мужскому поведению, а девочка - у других девочек - женскому). Однако Э. Маккоби и другие исследователи показывают, что это не вполне безобидное яв­ление. Следствием его является уже вышеупомянутая конфронтация полов. Да и наличие двух субкультур (проявляющихся, к примеру, в речевых паттернах, пра­вилах, способах общения) в дальнейшем приводит к непониманию представите­лей разных полов, к конфликтам на работе, в семье, в разных взглядах на воспита­ние детей и т. п.

Все сказанное не означает, что нужно непременно стремиться к исключению тенденции половой сегрегации. Некоторые из ее последствий позитивны. Так, существование дружбы с представителем своего пола (как мужской, так и жен­ской) - это прекрасное явление, которое украшает жизнь людей в любом возрасте (и особенно значимо для тех людей, которые в силу каких-либо причин одиноки, не имеют семьи или не умеют общаться с противоположным полом). Также пози­тивным, на мой взгляд, является складывающееся своеобразие полов. Более нега­тивной в моем восприятии выглядит тенденция к появлению «унисекса», свойст­венного прежде всего современной молодежной субкультуре - нивелирования патовых различий в одежде, в манере поведения, в речи (к примеру, одинаковой по степени грубости для юношей и девушек). Мне кажется, мы, психологи, долж­ны стремиться сохранить своеобразие полов, но одновременно помочь взаимопо­ниманию мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

Помимо этого, необходимо отметить, что два таких явления, как половая сегре­гация и наличие двух субкультур (мужской и женской), переплетены друг с дру­гом. Вначале возникают различия в поведении мальчиков и девочек по отношению к своему и противоположному полу (уже обусловленные влиянием культуры) - их можно назвать «первичными различиями». Они порождают стремление к по­ловой сегрегации (в основе этого стремления у мальчиков и девочек лежат разные причины: у девочек - желание защититься от хулиганства мальчиков, а у мальчи­ков - желание оградить себя от всего «девчоночьего»). Затем возникшая половая сегрегация как явление, в котором протекает гендерная социализация девочек и мальчиков (а позже в некоторой степени и взрослых мужчин и женщин), приво­дит к усилению различий между ними - эти различия можно назвать «вторичны­ми». Последние сохраняются и во взрослости. Вопрос о том, что (половая сегрега­ция или две субкультуры) вторично, а что первично, остается открытым. Скорее всего, оба фактора (и различия в поведении, и сегрегация) в равной степени влия­ют друг на друга. Различия в поведении и стремление к сегрегации приводят к этой сегрегации, а позднее сегрегация усиливает различия. Главное, что общество поощряет такую тенденцию. Возможно, такая тенденция выгодна (в частности, для традиционного патриархального общества), так как под ее влиянием форми­руются мужчины и женщины с личностными качествами, необходимыми в дан­ном обществе: мужчины предназначены для доминирования, а женщины - для подчинения. Однако в современном мире эта ситуация порождает множество про­блем (в том числе и непонимание между полами, которое может вести к распаду семей, к особым конфликтам на работе и т. п.), поэтому необходимо осознавать позитивные и негативные стороны гендерных отношений.


Гендерная сегрегация в детских группах 279

Итак, рассмотрим явления сегрегации и конвергенции в различные возраст­ные периоды и в различных ситуациях, начиная с детства.


Динамика индивидуализации, которая выражается в желании достигать и потреблять, а также в стремлении к самореализации, способствует изменению гендерных границ, установленных традиционной семьей. Гендерные отношения в современной российской семье регулируются достаточно гибкими нормами. Однако в этих отношениях присутствует тенденция борьбы за доминирование между мужчинами и женщинами в нескольких сферах. Во-первых, это сфера распоряжения деньгами. Здесь мужчины чаще, чем женщины, поддерживают идею зависимости семейного главенства от экономического вклада.

Во-вторых, сфера сексуальных отношений, в частности проблема сексуальной свободы в браке. На ее отсутствии настаивают мужчины, которые уверены, что факт измены жены должен однозначно приводить к разводу. Женщины готовы мириться с изменой и предпочитают сохранять брак. В-третьих, область воспитания детей. Сегодня мужчины чаще, чем женщины, оказываются сторонниками самостоятельности детей, женщины же склонны к гиперопеке и чрезмерному контролю.
Нормы гендерных отношений в российской семье, в целом унаследованные от советской эпохи, различаются также у людей старших и младших поколений. Женщины старших возрастов (55 лет и более) считают, что «жена должна работать наравне с мужем, чтобы было, на что содержать семью». Это убеждение связано не с идеей гендерного равноправия, а с опытом «равенства в бедности» и вынужденной женской занятости. Соответствующий этой норме тип поведения, широко распространенный в советское время, теперь встречается чаще всего среди малоимущих и среди пожилых женщин. Подавляющее большинство молодых женщин склоняется к тому, что наилучший способ организации семейной жизни - это семья с мужчиной-кормиль- цем. Молодые женщины и часть женщин среднего возраста (до 24 лет и 25-34 года) чаще, чем все остальные, стремятся к стабильности брака и придают особое значение сексуальным отношениям супругов, видя в них гарантию прочности отношений. Для женщин средних и старших возрастов (35-44, 45-54 года, 55 лет и старше) характерна установка на родительскую опеку и стремление строго контролировать детей.
Мужчины старших возрастов полагают, что семья для женщины, безусловно, важнее, чем профессия, не отрицая возможности «двойной" занятости» женщины. Молодые мужчины составляют большинство среди тех, кто считает нормой семью с главенством мужчины: в ней муж принимает решения о крупных покупках, жена должна выбирать одежду в соответствии с его вкусами, и «только отец может вырастить из мальчика полноценного мужчину». Они уверены, что дом и дети - дело женщины, а «настоящая женщина охотно занимается домашним хо

зяйством». Самые молодые мужчины (моложе 24 лет) убеждены, что «деньгами в семье должен распоряжаться тот, кто их зарабатывает».
Многие отечественные исследования показывают, что женщины сегодня выступают за сохранение основ равноправной семьи советского типа, добавляя к этому требование, что зарабатывать обязан мужчина. Женщина в такой семье может работать и даже делать карьеру, хотя основная ответственность за семью и детей тоже лежит на ней. По сути, женщины стремятся сохранить контроль над мужчиной и детьми внутри семьи, но при этом не готовы принять роль домашней хозяйки и хотели бы снять с себя ответственность за экономическую сторону семейной жизни. Мужчины, прежде всего молодые, мыслят себя в роли главы семьи и стремятся построить супружеские отношения по традиционному образцу, а детско-родительские - по модернизированному, ослабив родительский контроль и опеку. Тем не менее, большинство мужчин признают, что карьера жены достаточно важна и супруги должны делить между собой обязанности по дому.
Исследования современной, модернизированной семьи обнаружили, что гендерная асимметрия закреплена прежде всего в семейных нормах, что является необходимым условием внутрисемейного договора. В российском обществе происходит фактическое усиление гендерной асимметрии в повседневной жизни мужчин и женщин, что демонстрируется массовыми представлениями о семейных нормах и особенностями внутрисемейного договора. Советская модель семьи работающей матери трансформируется в семью с более определенно прописанными гендерными границами, хотя на первый взгляд это кажется возвратом к опыту традиционной семьи. Происходит движение от «равноправной» семьи советского типа с двойной занятостью работающей женщины-матери к семье с мужем-кормильцем. Ее признают наилучшей и мужчины, и женщины, но она не превращается в семью с мужским главенством.

«Внутисемейный гендерный договор» - это договор, определяющий сферы компетенции мужчины и женщины, меру ответственности каждого за семью и за сохранение отношений, а также границы, нарушение которых может привести к их разрыву. По сути, это неписанные правила взаимодействия, сложившиеся в семье. Такой договор основывается на гендерной асимметрии, которая сложились в обществе, но фактически он определяется повседневной практикой отношений мужчины и женщины в семье. Считается, что в России почти не тронуты традиционные гендерные границы, которые устанавливают различия между «настоящим мужчиной» и «настоящей женщиной» и определяют представления о норме и отклонении в поведении мужчин и женщин. Считая такие границы естественно заданными и незыблемыми, женщины и мужчины часто оказываются дезориентированными в условиях возможных жизненных изменений. Более адаптированными оказываются те, кто готов пересматривать прежние границы и устанавливать новые, менее жесткие, меняя тем самым условия «договора». Наряду с «явным» гендерным договором, который базируется на том, что сущностью идентичности мужчины остается роль кормильца семьи, существует «скрытый» гендерный договор. Основой «скрытого» гендерного договора является отказ мужчины (ради семейного благополучия) от ранее избранного профессионального пути, т. е. отказ от профессиональной идентичности во имя семейной и мужской идентичности. Подобный внутрисемейный гендерный договор предпочитают молодые образованные люди в возрасте 29-35 лет. Он часто сопровождается полным изменением жизненной (прежде всего профессиональной) стратегии и женщин и мужчин. Мужья, вошедшие в роль единственного добытчика и кормильца, определяют свой брак как «традиционный» и рассматривают работу жены как развлечение, «простительную блажь» или потребность в общении. В таких семьях жены сознательно отказываются конкурировать в сферах, где «делаются деньги». В связи с этим в российской семье роль мужчины-
кормильца остается одной из главных гендерных границ и центральным пунктом идентичности «настоящего мужчины». Одновременно возрастает значение эмоциональной и психологической поддержки жены и ее вклада в поддержание семейного единства. Это заставляет мужчин и женщин, исповедующих ценность традиционной семьи (в которой, вообще-то, эмоциональная близость никогда не находилась в ряду главных семейных ценностей), быть внимательнее друг к другу, осознавать ценность интимности и оберегать эмоциональную близость.
Итак, «скрытый» договор предполагает, что мужья ради того, чтобы обеспечить семью, отказываются от профессиональной самореализации в соответствии с полученным образованием. Жены, напротив, могут работать ради самореализации, но не претендуют зарабатывать деньги и отказываются прилагать сверхусилия, чтобы совмещать семью и профессию, отбирать время у семьи ради профессии. При этом чем более мужья обеспокоены балансом власти в семье, тем настойчивее они повторяют, что работа жены - это ее «хобби», способ уйти от скучного быта, «прихоть». Но и самые авторитарные из мужей не решаются отрицать право жен стремиться к профессиональной самореализации, даже если они рассматривают это стремление как «каприз». Очевидный на первый взгляд сдвиг в направлении традиционной модели («муж - кормилец и опора семьи», «жена - домашний ангел-хранитель») не ведет к возрождению патриархальной модели семейной власти, так как является лишь распространенным способом адаптации мужчин и женщин в обществе, где «каждый за себя». В этом случае семья, дающая иллюзию убежища в жестоком мире, превращается в сверхценность.

Гендерные отношения – это различные формы взаимосвязи людей как представителей определенного пола, возникающие в процессе их совместной жизнедеятельности.

Гендерные отношения встроены в широкий социальный контекст и проявляются на разных уровнях социума, то есть это многоуровневые отношения, существующие на макро-, мезо– и микроуровнях социальной реальности, а также на внутриличностном уровне. Другими словами, гендерные отношения – это:

социально организованные отношения на уровне общества, между государством и гендерными группами;

отношения между различными гендерными группами;

отношения между субъектами разного пола;

отношение личности к самой себе как представителю определенной гендерной группы.

Гендерные отношения представляют собой разновидность социально-психологических отношений и имеют сходные со вторыми детерминанты. Гендерные отношения зависят от таких факторов, как гендерные представления, стереотипы, установки, гендерная идентичность личности или групп, которые отражают социальные представления, стереотипы, установки и социальную идентичность.

Основой для формирования гендерных отношений, характерных для всех уровней, является: поляризация, дифференциация позиций мужчин и женщин как двух гендерных групп, феномены неравенства, доминирования, власти, подчинения. Поскольку социально-конструктивистская парадигма особое внимание уделяет этим феноменам, можно рассматривать дифференцированность ролей и статусов мужчин и женщин, а также иерархичность, соподчиненность их позиций как основные параметры анализа гендерных отношений. Таким образом, можно в целом выделить два вектора измерения гендерных отношений: горизонтальный, где основным параметром является дифференциация ролей и статусов мужчин и женщин, и вертикальный, который определяется параметром иерархических позиций мужчин и женщин или гендерных групп.

Все многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнерской и доминантно-зависимой.

Первая модель – партнерские отношения – это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Несмотря на наличие индивидуализированных целей, каждый принимает во внимание цели и интересы другого. В таких отношениях важнее всего согласование позиций и устремлений между партнерами. Общение и взаимодействие тут отличаются уважением и корректностью, умением поставить себя на место партнера, вникнуть в его проблемы и ситуацию; такие установки свойственны не одному из партнеров, а обоим.


На противоположном полюсе стоит доминантно-зависимая модель отношений, которая не предполагает равноправия позиций: тут одна сторона занимает доминантную позицию, другая – зависимую. В этом случае один субъект отношений побуждает другого подчиниться себе и учитывать цели и интересы, не согласующиеся с устремлениями зависимого партнера. Доминантная позиция включает в себя такие поведенческие проявления, как уверенность в себе, независимость, властность, демонстрация собственной значимости, умение настоять на своем. Представитель доминантной позиции стремится к соперничеству, он презирает слабость и стремится к силе как к самодовлеющей ценности.

Для измерения стратифицированного гендерного пространства обычно используются следующие критерии:

– позиция в иерархии доходов, и как следствие – способы и формы потребления доступных материальных и социальных благ (образ и стиль жизни);

– власть (иерархия отношений политического и экономического влияния индивидов и групп друг на друга).

На макросоциальном уровне гендерные отношения анализируются в системах: «общество (государство) – группа мужчин или женщин»; «общество (государство) – личность мужчины или женщины». Социально-психологическими детерминантами гендерных отношений здесь выступают гендерные представления как разновидность социальных представлений.

Специфика проявлений гендерных отношений с позиций государства задается социальной политикой, направленной на конкретную гендерную группу, а политика определяется доминирующей в обществе гендерной идеологией. Специфика проявлений гендерных отношений с позиций гендерных групп находит выражение в социальных ролях мужчин и женщин как членов общества, эти роли определяются как гендерные.

В соответствии с гендерной идеологией общества, которая утверждается господствующими социальными структурами и направлена на гендерные группы, мужчины и женщины как объект социальной политики и идеологического воздействия в процессе исполнения гендерных ролей создают (реализуют) гендерные отношения.

Гендер - пол, в соответствии с которым человек строит свое поведение в обществе.

Понимание человеческого по­ведения как в большей части социального феномена, ис­пытывающего влияние культурного контекста, приводит к понятию половой или сексуальной роли, которая предпи­сывается субъекту как члену группы. В этом случае разли­чия, о которых идет речь, исследуются как полоролевые стереотипы, обусловливающие женский или мужской тип поведения.

Таким образом, возникают закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, полового разделения труда, культурные символы и социально-психологические стереотипы "мужественности" (маскулинности) и "женственности" (феминности) и их влияние на различные аспекты социального поведения, общественной жизни.

Гендер конструируется через определенную систему социализации, разделения труда и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Принятые в обществе гендерные нормы и стереотипы в определенной степени определяют психологические качества (поощряя одни и негативно оценивая другие), способности, виды деятельности, профессии людей в зависимости от их биологического пола.

Гендерный подход как научная теория при анализе психологических аспектов гендерных отношений доказывает необоснованность и нецелесообразность сложившихся традиционных, неравноправных моделей поведения в ситуациях межполового взаимодействия. Принятие позиции, что биологический пол не является первопричиной психологических характеристик поведения, социальных ролей и позиций, позволяет по-новому реконструировать сложившуюся систему отношений, навязанную системой полоролевых представлений, дает возможность мужчинам и женщинам по-новому оценить свои возможности и притязания, определить перспективы жизнетворчества, активизировать личностные ресурсы для выбора субъективных стратегий самореализации и оптимизации межличностных отношений.

ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ - упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей.

Гендерная идентичность - осознанная половая принадлежность индивида, с которой соотносятся прочие свойства его самосознания.

Гендерная роль - модель социального поведения; специфический набор требований и ожиданий, предъявляемых обществом к лицам мужского или женского пола.

Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах (семье, политической структуре, экономике, культуре и образовании, и др.). Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/феминное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Сущностью конструирования гендера является полярность и противопоставление. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Не имеет значения, какие это социальные роли: они могут быть различными в разных обществах, но то, что приписывается и предписывается женщинам, оценивается как вторичное (второсортное). Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.



К основным теориям гендера, принятым сегодня в социальных и гуманитарных науках, относятся теория социального конструирования гендера, понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. Помимо этого, весьма популярным в отечественных работах остается псевдогендерный подход. Псевдогендерными исследованиями я называю такие, где это понятие используется как синоним термина пол или термина социополовая роль. Типичным примером социополового, а не гендерного подхода является традиционный вопрос социологов, адресованный только женщинам: "Хотели бы Вы сидеть дома, если бы имели такую материальную возможность?" или опросы на тему "Может ли женщина быть политиком?" Псевдогендерными исследованиями являются также и популярные исследования по социологии труда, в которых описание "мужских и женских" профессий или рабочих мест не сопровождается анализом причин и смысла этой дифференциации. С позиций социополового подхода невозможно объяснить, почему подавляющую часть врачей, судей или банковских служащих в СССР составляли женщины, а в Европе и США это были в подавляющей массе мужчины. Ситуация проясняется только тогда, когда с позиций гендерной теории исследователь анализирует, каковы престижность той или иной профессии в обществе и размер оплаты труда.



88. Семья и ее основные функции жизнедеятельности.

А. Г. Харчев определил семью как основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью.

Семья – это малая социально – психологическая группа, основанная на браке, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства. Одна из существенных особенностей семьи заключается в эмоциональной связи между ее членами, моральной ответственности друг пред другом и оказании взаимопомощи.

В жизни каждого человека семья занимает особое место. У человека две семьи: одна из которой он вышел, другая которую создал.

Семья является социальной ячейкой общества. От уровня ее духовной культуры зависит уровень духовной культуры общества.

В семье ребенок усваивает нормы общежития, человеческие отношения, впитывая добро и зло, получая опыт моральных норм поведения.

От тока, как приучен ребенок к труду в семье, будет ли семья трудовой, какой ее вклад в копилку общества, зависит экономическое состояние общества.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: