Формула расчета питания детей до года. Вопросы

Существует несколько методов ориентировочного расчета необходимого новорожденному количества молока.

Так, по видоизмененной формуле Филькинштейна, количество молока, необходимое ребенку в течение суток, определяется следующим образом:

n*70 или 80,

где: n — день жизни ребенка.

Для определения количества молока, необходимого ребенку в течение суток, число дней его жизни умножается на 70 (при массе тела менее 3200 г) или на 80 (при массе тела более 3200 г). Например, ребенку в возрасте 5 дней необходимо в сутки 70*5 = 350 мл молока, и если он кормится 7 раз, то в одно кормление ему нужно 350:7 = 50 мл.

По формуле Г. И. Зайцевой, суточное количество молока, равное 2% массы тела ребенка при рождении, умножается на n, где n — день жизни ребенка.

Можно пользоваться и другим подсчетом: при семикратном кормлении новорожденный должен получать в каждое кормление количество молока, равное 10, умноженное на день его жизни (например, 5-дневный ребенок в одно кормление должен получать 10*5 = 50 мл молока).

Если ребенок не высасывает нужное количество молока вследствие какого-либо соматического неблагополучия, то целесообразно каждый раз докармливать его с ложечки сцеженным молозивным молоком до нужного объема. Если же ребенок вяло сосет при общем удовлетворительном состоянии («ленивый» сосун), то докармливать его следует периодически, 2—3 раза в день, чтобы некоторое недоедание стимулировало активность ребенка при следующем прикладывании к груди.

В случаях, когда недоедание ребенка объясняется недостаточной лактацией у матери, рекомендуется какое-то время кормить из обеих грудей.

При этом необходимо соблюдать некоторые правила: вторую грудь давать только после того, как ребенок все высосал из первой, чередовать порядок прикладывания. Более частое прикладывание и полное опорожнение груди стимулируют лактацию.

Если же у матери выявлена стойкая гипогалактия и количество молока, высасываемого ребенком, не покрывает его потребностей (что сказывается на самочувствии ребенка, весовой кривой и объективно подтверждается повторным контрольным кормлением, то необходимо назначать докорм донорским молоком.

Докорм лучше всего проводить только что сцеженным некипяченым молозивным молоком с ложечки. Но это возможно лишь при условии строгого асептического сбора его. Если уверенности в этом нет, то молоко подвергается пастеризации (но не кипячению) в течение 30—40 минут при температуре 65—75 °С.

В тех редких случаях, когда отсутствует донорское молоко, докорм новорожденных производится адаптированными смесями «Малютка» или «Виталакт». Помимо адекватного вскармливания, новорожденные должны получать с первых дней жизни питье в виде 5% раствора глюкозы или слегка подслащенного чая. Питье ребенку назначается дробно, по 10 мл 8—10 раз, всего до 50—100 мл в сутки.

Своевременное назначение раствора глюкозы или чая с сахаром, особенно при недостаточной лактации у матери и высокой температуре воздуха, уменьшает физиологическую потерю массы тела, предупреждает развитие гипогликемии и физиологической гипертермии. После выписки из роддома ребенка в первое время нужно кормить в соответствии с режимом, установленным в роддоме. В дальнейшем число кормлений ребенка уменьшают.

«Уход, питание и вакцино-профилактика ребёнка», Ф.М.Китикарь

Неправильная форма сосков: малые, плоские, втянутые, расщепленные и др. Неправильная форма и малая величина сосков нередко являются признаком инфантильности матери и часто сочетаются с истинной гипогалактией или даже агалактией. Если у беременной плоские соски, то следует рекомендовать ей за 2—3 недели до родов самой аккуратно их вытягивать, ежедневно 2 раза по 2—3 минуты (после обмывания…

Проблема рационального искусственного вскармливания в настоящее время является очень актуальной, так как в большинстве высокоразвитых стран отмечается тенденция к увеличению частоты искусственного вскармливания детей. В связи с этим возникает необходимость обеспечить детей полноценными молочными смесями, приближающимися по составу к женскому молоку. Было предложено большое количество смесей — заменителей женского молока, но не все они выдержали…

В настоящее время наиболее распространенным является семиразовое кормление недоношенных детей (через 3 часа с ночным перерывом 6 часов), глубоконедоношенных кормят 8 раз без ночного перерыва. Переход с 8-разового кормления на 7-разовое проводится обычно к 2-недельному возрасту. Увеличивать количество пищи для глубоко недоношенных детей следует осторожно и постепенно. При ухудшении состояния их объем молока во время…

Физиологическое нагрубание молочных желез Иногда у матери наблюдается повышенная упругость груди из-за притока молока, лимфы, крови. В этих случаях ребенок может испытывать затруднения при сосании. Напряжение груди можно ослабить, сцеживая некоторое количество молока перед кормлением ребенка. Патологическое нагрубание молочных желез У некоторых женщин возникает чрезмерное патологическое нагрубание грудных желез, которое сопровождается болями, затруднениями при кормлении…

Б-смеси применяются короткое время (как переходные смеси) — в первые 2 недели жизни ребенка с последующим переходом на В-смеси с обязательным добавлением к ним 10% сливок (1/8—1/10 объема). В этом случае В-смеси становятся сбалансированными по белкам, жирам и углеводам, хотя дефицит ПНЖК, железа и витаминов у них остается. С 3 месяцев жизни дети постепенно переводятся…

Полноценное сбалансированное питание – обязательное условие нормального развития всех органов и систем младенца. Важно, чтобы дети ежедневно получали определенное количество макронутриентов (белков, жиров, углеводов), минералов и витаминов. Благодаря этому они будут расти здоровыми, жизнерадостными и сообразительными. Как же правильно организовать вскармливание детей до года? Разберемся в этом вопросе, интересующем всех сознательных родителей.

Виды питания детей до года

Выделяют три типа вскармливания детей до года: естественное, искусственное и смешанное. Для каждого из них характерен свой режим питания. Рассмотрим особенности разных видов меню новорожденных. Общие схемы приведены для здоровых грудничков. В случае нарушений нормы потребления пищи устанавливает врач.

Естественное вскармливание

Ребенок на естественном вскармливании от 0 до 6 месяцев получает только материнское молоко. Согласно рекомендациям ВОЗ после этого возраста в его диету постепенно вводится твердая пища (прикорм). Доля грудного молока в суточном объеме пищи снижается, но остается высокой. Известный детский доктор Е.О. Комаровский настаивает, что введение прикорма в более ранний период нецелесообразно.

При естественном вскармливании большинство специалистов рекомендует кормить младенца свободно, то есть по его требованию. Такой подход позволяет поддерживать лактацию на необходимом уровне. После 2-3 месяцев даже в случае свободного вскармливания устанавливается гибкий график питания новорожденного: трапезы происходят с интервалом 2-2,5 часа.

Искусственное вскармливание


При искусственном вскармливании ребенок получает адаптированную молочную смесь. В его меню может присутствовать грудное молоко, но в небольшом количестве – до 20% от общего объема пищи.

Искусственное вскармливание требует соблюдения четкого графика питания с определенными интервалами между трапезами. Е.О. Комаровский напоминает, что их необходимо выдерживать, так как смесь переваривается медленнее, чем материнское молоко.

Смешанное вскармливание

Необходимость в смешанном вскармливании возникает тогда, когда у матери вырабатывается грудное молоко, но его недостаточно для ребенка. Нехватка компенсируется с помощью искусственных смесей.

Доля материнского молока при смешанном вскармливании – более 20% от суточного рациона. Режим кормлений при таком типе питания зависит от уровня лактации у матери. Если основой рациона является грудное молоко, то график приближается к свободному. В случае преобладания смеси кормление происходит по часам.

Как рассчитать объем необходимый объем пищи?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Первые 7-10 дней

Расчет суточного объема смеси или грудного молока для детей в первые 7-10 дней жизни проводится одним из двух способов:

  1. Формула Зайцевой. Необходимо умножить массу тела ребенка при рождении на количество дней его жизни и найти от этого числа 2%. В итоге получится необходимый объем пищи в сутки.
  2. Формула Финкельштейна. Для определения суточного количества молока или смеси для ребенка массой менее 3,2 кг следует умножить его возраст в днях на 70. Если вес крохи менее 3,2 кг, нужно найти произведение числа его дней жизни и 80.

Независимо от используемой формулы полученный суточный объем требуется разделить на число кормлений. Так можно узнать количество молока или смеси, достаточное для одной трапезы.

Старше 7-10 дней

Для расчета объема питания новорожденного старше 7-10 дней до 12 месяцев применяется методика по Гейбенеру и Черни либо объемная. Способ Гейбенера и Черни позволяет найти требуемое общее количество жидкости в сутки, в том числе смеси, молока, воды, сока, чая и так далее. При этом учитывается вес ребенка и его возраст. Основные рекомендации представлены в таблице.

Например, малыш в 3 месяца весит 5,2 кг. В сутки ему необходимо 5200÷6=867 мл молока или смеси. Этот показатель следует разделить на количество трапез. Общий объем жидкости не должен превышать 1 л в 24 часа.

В современных условия методика по Гейбенеру и Черни применяется редко, так как она не рассчитана на детей с повышенной массой тела, которых в последнее время рождается все больше. Более рациональным считается объемный способ.

Нормы потребления еды, зависящие от возраста ребенка, показаны в таблице.

Введение прикорма

Существуют специальные инструкции ВОЗ, в которых содержится информация о последовательности введения в рацион детей первого года жизни твердой пищи. Рекомендации с разбивкой по месяцам представлены ниже.

Каши необходимо варить на воде. Начиная с 6 месяцев в пюре и каши следует добавлять растительное масло. В первый раз рекомендуется ограничиться 1 каплей, постепенно доведя объем до 1 чайной ложки. Сливочное масло вводится в рацион в 7 месяцев. Начальная доза – 1 г, средняя – 10 г. Желательно добавлять его в готовые каши.

Приведенная схема прикорма актуальна для детей на естественном вскармливании. Если ребенок получает смесь, то твердую пищу можно вводить с 5 месяцев, так как его организм нуждается в витаминах и минералах для нормального развития. Используется та же таблица, но все строки сдвигаются на месяц.

Подробную информацию о том, как кормить малыша «взрослыми» продуктами можно узнать из таблицы. Все рекомендации носят общий характер. Перед вводом прикорма следует проконсультироваться с педиатром.

Продукт Срок Количество Блюда для начала прикорма
Овощи При нормальной или избыточной массе тела с 6 (иногда с 5-5,5) месяцев. Пюре из 1 овоща белого или зеленого цвета.
Каши При нормальной или избыточной массе тела с 6 -7 месяцев. Если вес недостаточный, то вводятся с 4-5 месяцев. Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. Крупы без глютена, сваренные на воде, – гречка, рис, кукурузная, овсянка. После ввода каждой каши по отдельности можно варить миксы злаков.
Растительное масло 6 месяцев Начальное – 3-5 капель. Максимальное – 1 чайная ложка. Подсолнечное, кукурузное, оливковое масла. Их следует добавлять в пюре из овощей или мяса.
Сливочное масло 7 Начальное – 1/3 чайной ложки. Максимальное – 10-20 г. Качественное сливочное масло без растительных компонентов нужно добавлять в овощные пюре и каши.
Фрукты 8 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 100-200 г. Монопюре из неярких фруктов. Постепенно можно делать многокомпонентные блюда.
Мясо 8 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50-100 г. Пюре из одного компонента – кролика, индейки, телятины, говядины.
Желток 8 Начальное – 1/4 чайной ложки. Максимальное – ½ желтка яйца курицы. Необходимо сварить яйцо и добавить измельченный желток в пюре или кашу.
Кисломолочные продукты* 9 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 150-200 г. Детский йогурт, кефир или биолакт. После 10 месяцев можно вводить продукты с наполнителями (рекомендуем прочитать: ).
Творог* 9 Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 50 г. Детский творог в чистом виде. С 10 месяцев его стоит дополнять фруктовым пюре.
Печенье детское 9-10 Начальное – 1/3 печенья. Максимальное – 5 штук.
Рыба Средний срок введения – 10 месяцев (рекомендуем прочитать: ). При наличии у ребенка склонности к аллергии – 1 год. Начальное – ½ чайной ложки. Максимальное – 60 г. Кормить малыша рыбой стоит 1-2 раза в неделю. Нежирные сорта рыбы – окунь речной, хек, треска. Ее следует варить или готовить на пару, а затем превращать в пюре.
Соки 10-12 Начальное – 2-3 капли. Максимальное – 100 мл. Осветленные соки из зеленых и белых фруктов.

*Отметим, что подход доктора Е.О. Комаровского относительно прикорма отличается от рекомендаций ВОЗ. Он предлагает начинать знакомство со взрослой пищей с помощью кисломолчки - кефира и творога.

Новый продукт нужно давать малышу в первой половине дня. Количество рекомендуется наращивать очень медленно, постепенно доводя до возрастной нормы и отслеживая реакцию организма ребенка. В неделю чадо стоит знакомить с одним новым блюдом. Если возникла аллергия или сбой в работе ЖКТ, продукт нужно убрать из меню.

Питание после года

Меню ребенка после 12 месяцев включает все основные группы продуктов. Он уже не нуждается в грудном молоке в качестве пищи, поэтому многие мамы принимают решение о прекращении лактации. Однако в нем содержатся ценные для малыша вещества, и причины продолжать естественное вскармливание остаются.

Лактацию можно сохранить, даже если мама выходит на работу. Частота прикладываний к груди при этом снизится, но младенец будет получать ценные элементы. Если же существует необходимость прекратить лактацию, врачи советуют не делать этого в период болезни ребенка, когда его организм ослаблен, а также летом, так как в это время высока вероятность заражения кишечной инфекцией.

Питание крохи в 1 год не отличается от его меню в 11 месяцев, но немного увеличиваются порции (рекомендуем прочитать: ). На завтрак и полдник его следует кормить кашей или пюре из овощей. Ужин и обед должны быть сытными. На десерт можно предложить мармелад, зефир, пастилу, а в качестве питья – воду, чай, кисель, компот или морс.

Объемный метод расчета питания

Наиболее удобный и быстрый способ расчета питания. Учитывается возраст и масса тела ребенка.

Этим методом можно пользоваться, если масса тела ребенка соот­ветствует средним возрастным нормам.

Количество молока в сутки должно составлять

Фиксированный режим кормлений

Фиксированный

через определенный интервал времени с ночным перерывом или без него

Калорийный метод расчета питания

Более точный способ расчета питания, когда, определив необхо­димое суточное количество килокалорий и исходя из энергетической ценности грудного молока, рассчитывают суточный объем молока.

Особенно показан при расчете питания детям с гипотрофией и недоношенным.

Суточная потребность калорий на 1 кг массы тела

Энергетическая ценность 1 л(1000мл) грудного молока - 700 ккал. Разовый объем кормления

Разовый объем кормлений = суточный объем / число кормлений.

Примечание: суточный объем питания для детей первого года жиз­ни не должен превышать 1000 мл.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ

Овощное пюре

Раскладка на 200 г:

· разные овощи (морковь, свекла, капуста и др.) - 160 г;

· картофель - 40 г;

· молоко - 50 мл;

· масло (сливочное или растительное) - 5 г;

· 25% р-р соли - 3 мл.

Приготовление: овощи промыть щеткой, обдать кипятком, почис­тить, нарезать кубиками и вымочить в холодной воде 4-6 ч. После вымачивания выложить овощи в кастрюлю с небольшим количест­вом (слой воды 2-3 см) кипящей воды, закрыть крышкой и варить 10 мин. Затем добавить нарезанный картофель и варить еще 30 мин.

Следить за тем, чтобы на дне кастрюли всегда была вода, и овощи ту­шились паром. Варить до мягкости. Сваренные овощи протереть че­рез сито или взбить блендером, добавить раствор соли, молоко. Всю массу взбить, довести до кипения на огне, добавить сливочное или растительное масло.

В овощное пюре полезно добавить шпинат, зеленый горошек, цветную капусту.

Каша

Раскладка:

· молоко - 200 мл;

· вода 50 мл;

· крупа - 20 г (4 чайных ложки);

· сахарный сироп - 10 мл;

· 25% р-р соли;

· сливочное масло.

Приготовление", в кипящую воду тонкой струйкой всыпать просе­янную крупу (помолотую). Разваривать на медленном огне 30 мин, тщательно взбивая. Когда крупа разварится, влить сахарный сироп, раствор соли, подогретое до появления пара молоко. Довести до ки­пения, добавить сливочное масло.

Каша должна быть достаточно густой, гомогенной, без комочков. Кормить с ложки.

Примечание: детям грудного возраста рекомендуется давать кашу безглютеновую (гречневую, рисовую, кукурузную), допустимо ис­пользовать в питании детей овсяную кашу. Целесообразно кормить детей первого года жизни кашами промышленного производства

УХОД ЗА БОЛЬНЫМ РЕБЕНКОМ

ПЕРОРАЛЬНАЯ РЕГИДРАТАЦИЯ

Цель:

· восстановить водно-солевой баланс организ­ма;

· ликвидировать эксикоз и не допустить его пов­торного развития.

Показания: эксикоз.

Противопоказания: абсолютных противопо­казаний нет.

Оснащение:

· мерная емкость (ложка, пипетка, стакан);

· бумага, ручка (для фиксации потерь жидкос­ти);

· растворы:

XVIII. бессолевые - сладкий чай, кипяченая вода, рисовый отвар, отвар изюма, кароти­новая смесь;

XIX. сахарно-солевые - в 1 л кипяченой воды растворить 1 ч.л. соли и 8 ч.л. сахара, «до­машний регидрон» - отварить в 1 л воды 100 г изюма или 500 г нарезанной кусочка­ми моркови, процедить, добавить 1 ч.л. соли, ’/ ч.л. питьевой соды, 4 ч.л. сахарного песка, вновь довести до кипения и осту­дить;

XX. глюкозо-солевые: «Регидрон», «Оралит», «Глюкосолан», «Цитроглюкосолан»;

минеральная вода без газов

Примечания:

· расчет жидкости на сутки для пероральной регидратации произво­дит врач;

· после разведения глюкозо-солевых растворов готовый раствор не кипятить, хранить не более 1 сут;

· критерии адекватной регидратации: восстановление диуреза, пуль­са, цвета кожных покровов, нарастание массы тела.

Этапы Обоснованиеi

Подготовка к манипуляции

Выполнение манипуляции

1. Поить грудного ребенка по 1-2 ч. л. че­рез 5-10 мин или каплями под язык, де­тей старшего возраста по 1-2 ст. л. через 5-10 мин. Чередовать бессолевые и глюкозо-солевые растворы Профилактика рвоты. Обеспечение оптимального всасывания (усвоения) жид­кости организмом
2. Медсестра проводит учет и регистра­цию: а) выпитой жидкости б) продолжающихся потерь жидкости Оценка эффективности тера­пии
3. Через 4-6 ч проверить признаки экси- коза у ребенка (состояние большого род­ничка, кожи, слизистых оболочек и т.д.). Возможны три варианта состояния: Оценка эффективности прове­денного этапа пероральной регидратации
а) эксикоз нарастает - перейти на в/в введение растворов; Вводимый раствор не всасыва­ется в кишечнике.


Этапы Обоснование
б) эксикоз уменьшился, но еще сохраня­ется - повторить проведенные меропри­ятия; в) эксикоза нет - перейти на поддержива­ющую регидратацию - каждые 4-6 ч энте- рально вводить столько раствора, сколько он потерял за предыдущие 4-6 ч (см. лист фиксации потерь жидкости) + фиксиро­вать продолжающиеся потери жидкости Рассчитанное для первичной ре гидратации количество рас­твора не смогло восполнить имеющиеся у ребенка потери жидкости. Профилактика повторного раз­вития эксикоза при невоспол- нении продолжающихся потерь жидкости
4. При отсутствии рвоты постепенно уве­личивать дозу питья на один прием Адекватное увеличение объема циркулирующей крови
Завершение манипуляции
Поддерживающую регидратацию прово­дить до прекращения рвоты и жидкого стула Обеспечение эффективности проведения пероральной ре­гидратации

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ОЧИСТИТЕЛЬНОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Цель: освобождение нижнего отдела толстого кишечника от кало­вых масс и газов.

Показания:

· задержка стула,

· отравления,

· подготовка к операциям,

· проведение лекарственной клизмы,

· подготовка к рентгенологическим и эндоскопическим исследова­ниям органов брюшной полости, УЗИ.

Противопоказания:

· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишеч­ника;

· неясные боли в животе;

· геморрой;

· кровотечения из прямой кишки.

Оснащение:

· стерильный грушевидный баллон с резиновым наконечником от № 1 до № 9 или кружка Эсмарха в зависимости от возраста ребенка:

XXI. баллон № 1 (30 мл) - новорожденному ребенку;

XXII. баллон № 2 (60 мл), № 3 (75 мл), № 4 (100 мл) - грудному ребен­ку;

XXIII. баллон № 5 (150 мл) - ребенку 1 года;

XXIV. баллон № 6 (200 мл) - ребенку 2-3 лет и т.д.;

XXV. детям до 9 лет - до 400 мл, старше 9 лет - 500 мл и более;

· кипяченая вода (температура 28-30 °С);

· стерильный вазелин или глицерин;

· фартук, резиновые перчатки;

· шпатель, марлевые салфетки;

· клеенка, пеленка;

· емкость с дезинфицирующим раствором.

Техника безопасности: не оставлять ребенка без присмотра. Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

· отказ родителей от выполнения манипуляции,

· повреждение прямой кишки.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку суть и ход пред­стоящей манипуляции, получить согласие Право пациента (родите­лей) на информацию
2. Вымыть руки, надеть клеенчатый фар­тук, перчатки Обеспечение инфекцион­ной безопасности персо­нала
3. Положить на пеленальный стол (кровать) клеенку, сверху пеленку При неудержании воды в прямой кишке она будет вытекать, не загрязняя белье
4. Заполнить грушевидный баллон кипяче­ной водой комнатной температуры - детям старшего возраста, 28-30 °С - детям ран­него возраста Холодная вода стимулиру­ет перистальтику кишеч­ника
5. Наконечник баллона смазать вазелином с помощью шпателя и марлевой салфетки Облегчен иевведен и я нако­нечника в прямую кишку

Выполнение манипуляции

1. В правую руку взять баллон с водой и выпустить из него воздух Предупреждение введения воздуха в прямую кишку
2. Осторожно без усилий ввести наконеч­ник в анус на глубину 3-5 см детям раннего возраста, на 6-8 см детям старшего возрас­та. При введении наконечник направлять сначала к пупку, затем, преодолев сопро­тивление внутреннего сфинктера анально­го отверстия, параллельно копчику Предупреждение неприят­ных ощущений у ребенка. Учет анатомических изги­бов прямой кишки
3. Медленно нажимая на баллон, ввести воду в кишечник Неосторожное введение может привести к травме прямой кишки
4. После введения жидкости левой рукой зажмите ягодицы ребенка, а правой рукой осторожно извлеките наконечник, не раз­жимая баллона Чтобы вода не вылилась наружу
5. Придержать некоторое время (8-10 мин) ягодицы сжатыми, чтобы вода не вытекала до усиления перистальтики кишечника Для лучшего размягчения каловых масс
6. У грудныхдетей испражнения выделяют­ся в рыхло скомканную пеленку, старших детей высадить на горшок Исключение загрязнения окружающей среды
7. Убедиться, что манипуляция прошла эффективно (отделяемое должно содержать фекалии) Оценка эффективности манипуляции

Завершение манипуляции

Примечания: обработка резинового баллона производится путем погружения в дезраствор (2% веркон, пресепт, 0,3% аламинол). За­тем промыть под проточной водой, замочить в моющем растворе («Биолот») на 15 мин, промыть в этом же растворе, затем еще раз промыть под проточной водой, промыть в дистиллированной воде; готовить к стерилизации.

Хранить в параформалиновых камерах.

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ЛЕКАРСТВЕННОЙ КЛИЗМЫ ДЕТЯМ

Цель: ввести лекарственный препарат через прямую кишку и обеспечить его всасывание.

Показания:

· невозможность и неэффективность введения лекарства через рот;

· необходимость воздействия на слизистую оболочку прямой кишки в случаях воспаления, изъязвления и т.д.

Противопоказания:

· воспалительные заболевания в нижнем отделе толстого кишечни­ка;

· неясные боли в животе;

· выпадение слизистой оболочки прямой кишки;

· геморрой;

· кровотечения из прямой кишки;

· непереносимость вводимого лекарственного вещества.

Оснащение:

· резиновые перчатки и фартук;

· клеенка, пеленка, полотенце;

· резиновый грушевидный баллончик (№ 1 или № 2);

· газоотводная трубка;

· марлевая салфетка;

вазелиновое масло;

· емкость с лекарственным препаратом;

· лоток с дезраствором для отработанного материала.

Этапы Обоснование

Подготовка к манипуляции

1. Объяснить маме/ребенку цель и ход проведения манипуляции, получить согласие Обеспечение права на инфор­мацию, участие в манипуля­ции
2. За 20-30 мин до постановки лекарс­твенной клизмы сделать ребенку очис­тительную клизму Очищение слизистой оболочки прямой кишки и обеспечение возможности терапевтического действия
3. Постелить клеенку, накрыть ее пе­ленкой Обеспечение комфортных ус­ловий
4. Вымыть и осушить руки, надеть фартук, перчатки
5. Подогреть лекарственный препарат до t= 37-38 °С и набрать его в резино­вый баллончик Количество лекарственного препарата зависит от возраста ребенка: от 0 до 5 лет - 20-25 мл; от 5 до 10 лет - до 50 мл; от 10 лет - 75 мл Теплый лекарственный пре­парат быстрее всасывается в кишечнике. Исключается возможность по­явления преждевременной пе­ристальтики
6. Смазать конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива Облегчение введения газо­отводной трубки в прямую кишку. Предупреждение возникнове­ния неприятных ощущений у ребенка

Выполнение манипуляции

Этапы Обоснование
2. Пережав свободный конец газоот­водной трубки, ввести ее осторожно без усилий в анальное отверстие и про­двинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, парал­лельно копчику
Обеспечение инфекционной безопасности

Завершение манипуляции

Этапы Обоснование
2. Пережав свободный конец газоот­водной трубки, ввести ее осторожно без усилий ванальное отверстие и про­двинуть ее в прямую кишку на 2 / 3 ее длины, направляя сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, парал­лельно копчику Предупреждение возможно­го вытекания содержимого кишечника во время введения газоотводной трубки. Учет ана­томических изгибов прямой кишки
3. Расположив резиновый баллончик с лекарственным препаратом наконеч­ником вверх, нажать на него снизу большим пальцем правой руки. Не разжимая баллончик, присоединить его к газоотводной трубке Удаление из баллончика возду­ха и предупреждение попада­ния воздуха в прямую кишку
4. Медленно нажимая на баллончик снизу, ввести лекарственный раствор и, не разжимая резиновый баллон, отсоединить его от газоотводной труб­ки, предварительно пережав ее сво­бодный конец (баллончик поместить в лоток с дезраствором) Предотвращение всасыва­ния лекарственного раствора обратно в баллончик и пре­дупреждение его истечения из газоотводной трубки. Обеспечение инфекционной безопасности
5. Извлечь газоотводную трубку из пря­мой кишки, пропустив ее через салфет­ку (газоотводную трубку и салфетку поместить в лоток с дезраствором) Обеспечение инфекционной безопасности
6. Левой рукой сжать ягодицы ребенка на 10 мин и уложить ребенка на живот Время, необходимое для умень­шения спазма гладкой муску­латуры кишечника и начала всасывания лекарственного препарата

Завершение манипуляции

Цель: выведение газов из кишечника.

Показания:

· метеоризм;

· запоры;

· парез кишечника.

Противопоказания:

· кровотечения;

· заболевания прямой кишки.

Оснащение:

· резиновые перчатки;

· клеенка, пеленка;

· емкость с дезраствором;

· судно или емкость с водой.

Техника безопасности: Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

Этапы Обоснование

Выполнение манипуляции

4. Укрыть ребенка одеялом Профилактика охлаждения
Профилактика возникно­вения пролежней стенки кишки.
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным расти­тельным маслом, одеть ребенка

Завершение манипуляции

Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится так же, как резино­вого грушевидного баллончика.

ТЕХНИКА ВВЕДЕНИЯ ГАЗООТВОДНОЙ ТРУБКИ ДЕТЯМ РАЗНОГО ВОЗРАСТА

Цель: выведение газов из кишечника.

Показания:

· метеоризм;

· запоры;

· парез кишечника.

Противопоказания:

· кровотечения;

· заболевания прямой кишки.

Оснащение:

· стерильная газоотводная трубка (длина и диаметр зависят от возрас­та ребенка: для дошкольников длина 15-30 см, диаметр 3 мм; для школьников длина 30-50 см, диаметр 5 мм);

· резиновые перчатки;

· клеенка, пеленка;

Вазелин, шпатель, марлевая салфетка;

· емкость с дезраствором;

· судно или емкость с водой.

Техника безопасности: не оставляйте ребенка без присмотра. Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

· негативное отношение матери к проведению манипуляции.

Этапы Обоснование

Выполнение манипуляции

1. Смазать закругленный конец газоотвод­ной трубки вазелиновым маслом Облегчает введение газо­отводной трубки в кишеч­ник
2. Перегнуть трубку, зажать ее свободный конец 4-м и 5-м пальцами правой руки; взять закругленный конец, как ручку Исключение вытекания содержимого кишечника во время введения трубки
3. Раздвинуть ягодицы 1-м и 2-м пальцами левой руки, осторожно вращательными дви­жениями ввести в прямую кишку газоотвод­ную трубку сначала к пупку, затем, преодо­лев сопротивление внутреннего сфинктера анального отверстия, параллельно копчику. Опустив ее свободный конец в емкость с водой (газоотводная трубка вводится на глу­бину: н/р - 3-4 см, грудным детям - 7-8 см, 1-3 года - 8-10 см, 3-10 лет - 10-15 см, старшим - 20-30 см и более) Обеспечение свободного продвижения трубки. Обеспечение сбора жид­ких каловых масс
4. Укрыть ребенка одеялом Профилактика охлаждения
5. Извлечь трубку из ануса по достижении эффекта через 5-10 мин, но не более 20 мин и поместить в лоток с дезраствором
6. После отхождения газов и каловых масс подмыть ребенка, обтереть, обработать кожу вокруг анального отверстия детским кремом или простерилизованным расти­тельным маслом,одеть ребенка Гигиена кожных покро­вов, обеспечение комфор­тных условий

Завершение манипуляции

Примечание: Повторить манипуляцию можно через 3-4 ч. Обработка газоотводной трубки производится также, как резино­вого грушевидного баллончика.

ПОСТАНОВКА СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА НА ОКОЛОУШНУЮ ОБЛАСТЬ

Цель: рассасывающий и болеутоляющий эффект. Показания: воспаление среднего уха.

Противопоказания:

· аллергические и гнойничковые высыпания на коже;

· нарушение целостности кожных покровов;

· предварительная обработка кожи раствором йода (может спровоци­ровать глубокие ожоги).

Оснащение:

· компрессная бумага;

· марлевая салфетка;

· косынка или широкий бинт;

· ножницы;

· подогретый до температуры тела раствор лекарственного средства (этиловый спирт, разбавленный водой в соотношении 1:2, камфор­ное масло).

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
Мотивация пациента/мамы к сотрудничеству и соблю­дение прав пациента
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекцион­ной безопасности
3. Отрезать ножницами достаточный по величине кусок марлевой салфетки или бинта и сложить его в 6-8 слоев. Вырезать кусок вощеной бумаги по пери­метру на 1-2 см больше салфетки. В мар­левой салфетке и компрессной бумаге прорезать отверстия для ушной ракови­ны. Приготовить кусок ваты по перимет­ру на 1-2 см больше, чем бумага Подготовка необходимого оснащения для эффектив­ного проведения манипу­ляции
Выполнение манипуляции
1. Смочить подогретым лекарственным средством салфетку и отжать ее Исключается чувство дис­комфорта
Этапы Обоснование
2. Приложить салфетку к уху, ушную раковину вывести через разрез наружу. Сверху уложить вощеную бумагу и вывес­ти через разрез ушную раковину. Сверху на ухо положить слой ваты тол­щиной 2-3 см Обеспечивается рефлектор­ное воздействие через хемо- и терморецепторы кожи
3. Зафиксировать компресс косынкой плотно, но не туго или широким бинтом в соответствии с требованиями десмургии Не нарушается повседнев­ная жизнедеятельность
Завершение манипуляции
1. Объяснить маме, что компресс пос­тавлен на 4-6 ч. Необходимо следить за сохранением герметичности компресса Обеспечение участия мамы в манипуляции. Нарушение герметичности может привести к местному охлаждению и обратному эффекту
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекцион­ной безопасности
3. После снятия компресса надеть ребен­ку шапочку Профилактика охлаждения

Примечание:

· ушная раковина и слуховой проход должны оставаться открытыми. В слуховой проход можно поместить турунду, смоченную лекарс­твенными препаратами «Отинум», «Отипакс», «Софрадекс», 1% спиртовым раствором борной кислоты или смазанную мазью «Ги- оксизон», это уменьшает боль;

· слои компресса необходимо накладывать достаточно быстро, чтобы избежать охлаждения салфетки, смоченной подогретым раствором.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ ИНГАЛЯЦИЙ ДЕТЯМ

Цель:

· восстановление проходимости дыхательных путей;

· введение лекарственных средств в организм;

· отвлекающая терапия.

Показания: микробно-воспалительные и аллергические заболева­ния органовдыхания.

Противопоказания:

· индивидуальная непереносимость лекарств;

· повышенная температура тела (при паровой ингаляции).

Оснащение:

· стационарный или портативный ингаляторы;

· емкость для кипячения воды;

· лекарственные препараты;

· 2% р-р питьевой соды.

Техника безопасности: при проведении паровой ингаляции не ос­тавлять ребенка без присмотра.

Примечание: применяются ингаляции паровые, тепловлажные,

А. Паровые

Подготовка к манипуляции

Выполнение манипуляции

Этапы Обоснование
3. Медсестра или мать просит ребен­ка глубоко дышать. Крик ребенка грудного возраста способствует более глубокому вдыханию теплого пара. Продолжать манипуляцию 5-10 мин Обеспечивается вдыхание тепло го пара в верхние дыхательные пути
Завершение манипуляции
Ребенка вытереть насухо, переодеть в сухую одежду, уложить в постель с возвышенным головным концом Продолжается положительное действие манипуляции. Улучшается вентиляционная функция легких
Б. Аэрозоли (ингалятор)
Подготовка к манипуляции
1. Прочитать название препарата Исключается ошибка
2. Объяснить цель и ход манипуляции маме и ребенку, получить согласие Право пациента и родителей на информацию
3. Усадить ребенка, а лучше провес­ти ингаляцию стоя Эффективнее дыхательная фун­кция
4. Снять с ингалятора колпачок, перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном строго перпендикуляр­но, встряхнуть его Обеспечивается успешное прове­дение манипуляции
Выполнение манипуляции
1. Попросить ребенка старшего воз­раста сделать глубокий выдох Обеспечивается более успешное выполнение манипуляции
2. Вставив мундштук ингалятора ребенку в рот, попросить плотнее обхватить его губами. Голову слегка запрокинуть назад Предупреждаются потери препа­рата во внешнюю среду. Иначе до 90% препарата остается в глотке
3. Просим ребенка сделать глубокий вдох, одновременно нажимая на дно баллончика, задержать дыхание на 5-10 сек, сделать спокойный выдох Обеспечивается вдыхание препа­рата в дыхательные пути
4. Через 5-Шеек просим ребенка повторить пункты 1, 2, 3 Достигается достаточная тера­певтическая доза
Завершение манипуляции
Закрыть ингалятор колпачком Условия хранения препарата

Примечание: удобнее использовать ингаляторы промышленно­го производства для проведения паровых ингаляций в домашних условиях.

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ НОЖНОЙ И РУЧНОЙ ВАННЫ ДЕТЯМ

Цель: отвлекающее действие, способствующее рефлекторному уменьшению отека слизистой оболочки дыхательных путей. Показания: заболевания органов дыхания.

Противопоказания:

· повышенная температура тела ребенка;

· заболевания кожи;

· индивидуальная непереносимость горчицы.

Оснащение:

· водный термометр;

· таз (ведро, бачок);

· кастрюля с горячей водой;

· сухая горчица или питьевая сода;

· полотенце, пеленки, одежда.

Примечание:

· температура воды повышается постепенно от 37 до 40 °С;

· горячая вода подливается медленной струей, чтобы температура воды повышалась примерно на 1 °С за 2 мин;

· для усиления раздражающего действия в воду добавляют сухую гор­чицу (2 ст.л. на 10 л воды), предварительно выяснив переносимость ребенком горчицы;

· при кашле более эффективны ручные ванны, при насморке - ножные;

· продолжительность манипуляции 10-15 мин.

Выполнение манипуляции

Завершение манипуляции

ТЕХНИКА ПОСТАНОВКИ ГОРЧИЧНИКОВ ДЕТЯМ

Цель: рефлекторная терапия.

Показания: заболевания органов дыхания. Противопоказания:

· повышенная температура тела у ребенка;

· заболевания кожи;

· злокачественные новообразования;

· индивидуальная непереносимость горчицы ребенком.

Оснащение:

· горчичные пакеты;

· лоток с водой 40-45 °С;

полотенце, пеленки, одеяло;

· водный термометр, часы;

· лоток для отработанного материала.

Примечание: не ставить горчичники на область сердца и позво­ночник.

Этапы Обоснование
Подготовка к манипуляции
1. Объяснить маме/ребенку цель и ход предстоящей манипуляции, получить согласие Обеспечение права на информа­цию, участие в манипуляции
2. Вымыть и осушить руки
3. Проверить пригодность горчич­ников (срок годности)
4. Раздеть ребенка по пояс, осмот­реть кожные покровы Горчичники ставятся только на неповрежденную кожу
5. Уложить ребенка на кровать на животик Обязательное условие выполне­ния манипуляции
Выполнение манипуляции
1. В приготовленный лоток с водой поочередно погружают горчичные пакеты на 5-10 сек и накладывают на спину ребенку Обеспечение эффективности ма­нипуляции
3. Укрыть ребенка полотенцем, затем одеялом Сохранение тепла
4. Через каждые 2-3 мин осматри­вать кожу Предупреждение ожогов кожи
5. При появлении стойкой гипере­мии кожи (через 5-15 мин) снять горчичные пакеты, сбросить их в лоток для отработанного материала Достижение рефлекторного воз­действия
Завершение манипуляции
1. Протереть кожу пеленкой, смо­ченной в теплой воде, затем кожу протереть насухо, укрыть ребенка теплым одеялом Обеспечение сохранения тепла
2. Вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной без­опасности

ТЕХНИКА ОБРАБОТКИ ПОЛОСТИ РТА ПРИ СТОМАТИТАХ И МОЛОЧНИЦЕ

· удаление налетов;

· противовоспалительное действие;

· обезболивание;

· эпителизация язв.

Показания: микробно-воспалительные заболевания слизистой оболочки полости рта.

Противопоказания: индивидуальная непереносимость лекарствен­ного препарата.

Методы:

· орошение полости рта;

· обработка слизистой оболочки марлевыми салфетками;

· полоскание (с 3 лет).

Оснащение:

· резиновый грушевидный баллончик;

· шпатели;

· марлевые салфетки (бинт);

· стакан;

· настои трав, растворы: 3% перекиси водорода, 2% гидрокарбоната натрия, 1% метиленового синего, 0,05% хлоргексидина;

· винилин, витаминная смесь, облепиховое масло и др.;

· гексорал, взвесь нистатина (1 таблетка + 5 мл женского молока), гель «МетрогилДента».

Техника безопасности: хорошо зафиксировать тампон.

Этапы Обоснование
Выполнение манипуляции
А. Орошение при стоматитах Необходимые условия для прове­дения манипуляции
1. Набрать в стерильный резиновый баллончик один из растворов
2. Шпателем открыть рот ребенка
3. Поднести баллончик ко рту ребенка и направить струю жидкости к твердому небу. Мать при этом наклоняет голову ребенка на один, а затем на другой бок
4. Раствор из ротовой полости должен стекать в подставленный лоток
Б. Обработка марлевыми салфетками (бинтом) при молочнице Оптимальные условия для удале­ния налетов
1. Один конец шпателя или палец обмо­тать марлевой салфеткой или бинтом. Концы бинта зафиксировать в ладони
2. Смочить салфетку раствором мето­дом полива
3. Шпателем открыть рот ребенку
4. Смачивая слизистую оболочку рас­твором, снять с нее налеты (менять сал­фетки 2-3 раза)
Завершение манипуляции
1. Использованный материал собрать в лоток
2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки Обеспечение инфекционной бе­зопасности

Примечание:

· при кандидозном стоматите применяют противогрибковые средс­тва: нистатин, леворин, пимафуцин;

· при герпетическом стоматитеместно применяют противовирус­ные мази: бонафтон, риодоксол, теброфен, флореналь, оксолино- вую мазь, мундизал-гель, гель «МетрогилДента», гексорал, лейко­цитарный интерферон или интерфероновую мазь;

Для ускорения эпителизации слизистой оболочки используют репа- ранты:ретинола ацетат, винилин, цитраль, масло шиповника и обле­пихи, каратолин, сок каланхоэ, солкосерил-гель дентальный.

ТЕХНИКА ЗАКАПЫВАНИЯ КАПЕЛЬ В ГЛАЗА, НОС, УХО РЕБЕНКА

Цель: введение лекарственного вещества в конъюнктивальный мешок, на слизистую оболочку носа, в наружный слуховой проход. Показания: заболевания уха, горла, носа, глаз.

Противопоказания: абсолютных противопоказаний нет, кроме индивидуальной непереносимости какого-либо препарата, который может быть заменен.

Оснащение:

· стерильные пипетки;

· стерильные ватные шарики, ватные и марлевые турунды;

· лекарственные препараты;

· лоток для использованного материала;

· резиновые перчатки.

Техника безопасности:

· не оставлять ребенка без присмотра;

· детям раннего возраста закапывать капли с помощником, который фиксирует голову ребенка, его руки и ноги.

Возможные проблемы:

· беспокойство,

· чувство страха,

Все молодые мамы озабочены одним и тем же вопросом: наедается ли мой малыш. Особенно если у женщины это первый ребёнок. Конечно, на подсознательном уровне мы все понимаем, что инстинкт самосохранения не даст крохе голодать, и тем не менее каждая мамочка хочет, чтобы ребёночек хорошо кушал и правильно развивался. Для этого необходимо знать о нормах питания. Они отличаются в зависимости от типа кормления новорождённого - естественного, искусственного или смешанного, возраста карапуза и его веса. Далее рассмотрим все нюансы этого важного вопроса.

Особенности питания малыша на грудном вскармливании

Грудное вскармливание (ГВ) – это естественное продолжение связи матери и ребёнка, которое позволяет малышу легче справляться со стрессом появления на свет. Но в новом мире крохе нужно учиться всему, в том чисел и кушать (для этого нужно развить сосательный рефлекс). Так что не удивительно, что новоиспечённая мама переживает, сыт ли её малыш.

Первое кормление

«Молозиво» или первые порции молока матери - это настоящая сокровищница питательных веществ для ребёнка. Крепкое здоровье и слаженная работа иммунитета крохи во многом зависит от огромного количества витаминов, хорошо усвояемых белков и антиоксидантов, содержащихся в молозиве.

Первые кормления важны для всей последующей жизни маленького человечка

Это интересно. Объём желудка новорожденного около 12 мл.

Переесть молозива нельзя. В первый приём пищи кроха съёдает около 8 мл. Учитывая, что количество кормлений в сутки обычно около 12 раз, то в целом новорожденный съест приблизительно 100 мл жидкости. С каждым днём суточная норма будет увеличиваться на 10 грамм.

Таблица норм питания для ребёнка 2–4 дней жизни

Есть ещё один вариант расчёта количества съеденного. Он требует математического решения уравнения Х х 10 = мл в однократный приём пищи, где Х - это возраст, то есть дни жизни ребёнка. Например, новорожденный на 7-й день после рождения должен съедать за раз около 70 мл грудного молока.

Таблица норм питания для ребёнка со 2 недели жизни до года

Нормы кормления разработаны с учётом введения прикорма с полугодовалого возраста

Обратите внимание, что эти цифры приблизительны, так что расхождение плюс или минус 5–10 грамм не существенно. А вот что действительно важно, так это интервал между кормлениями. На первых порах он должен быть не более 2 часов. Затем интервалы будут увеличиваться, так как карапуз будет интенсивнее сосать, то есть получать больше жидкости. Совершенствование сосательного рефлекса приведёт к тому, что время кормления будет уменьшаться.

Как определить количество молока, которое необходимо съедать (в зависимости от веса ребёнка)?

Итак, цифры - вещь хорошая, но у многих мамочек точно возникнет абсолютно логичный вопрос: а как узнать, сколько ребёнок съел?

Самый простой способ узнать, сколько съел малыш, это взвесить карапуза до и после приёма пищи

Для этого можно взвесить ребёнка до и после кормления. Разница и будет искомой величиной. Для вычисления суточной нормы, нужно сложить все полученные результаты кормлений за 24 часа. Этот способ подходит и для естественников, и для искусственников.

Сколько держать младенца у груди?

В среднем у груди кроха пребывает каждые 2–3 часа. А сколько же должен продолжаться приём пищи? Специалисты по грудному вскармливанию утверждают, что около 30–40 минут, если карапуз не выпустит грудь раньше. К слову, кормление в течение 15–20 минут - это не отклонение от нормы, если ребёнок хорошо набирает вес и не капризничает. А вот пребывание «на груди» более 40 минут говорит о том, что малыш использует сосок в качестве соски, то есть играется. В дальнейшем это может создавать массу неудобств и маме, и малышу, так что лучше не доводить до подобных развлечений.

Видео. Доктор Комаровский: самый лучший режим кормления для новорожденного

Особенности питания ребёнка на искусственном вскармливании

Искусственное вскармливание (ИВ) в отличие от ГВ требует более точных расчётов, ведь смесь переваривается сложнее, чем грудное молоко, поэтому перебор может привести к проблемам с желудочно-кишечным трактом ребёнка. Но и такая задача посильна для молодой мамочки.

Режим питания и время кормления

Эта самая важная составляющая правильного ухода за грудничком-искусственником.

Для правильного развития ребёнка-искусственника нужно соблюдать режим питания

Ребёнок до 2 месяцев должен кушать 8–9 раз с перерывом в 2,5–3 часа, в 2–3 месяца - 7–8 раз, в 4 месяца - 6–7 раз, в 5–6 месяцев - 5–6 раз, а с 7 месяцев до года - от 4 до 6 раз в сутки. При этом одно кормление будет длиться не более 15 минут, ведь из соски пить значительно проще, чем сосать грудь.

Нормы питания при ИВ

Как правило, дозы и нормы производители смесей указывают на упаковках. Но средние, ориентировочные, данные знать всё же не помешает.

Таблица норм питания детей от 10 дней до года

Сколько грамм в суточной и однократной дозе и как их рассчитать?

На банках со смесью обязательно указаны нормы для детей разного возраста

Это интересно. Самая популярная расчётная формула суточной и однократной дозы смеси для детей, находящихся на ИВ, называется методом Гейбенера и Черни.

Например, малыш весит 4 850 гр. Ему 2 месяца, значит, в сутки он должен потреблять 1/6 веса. Соответственно, 4850/6, получаем суточную дозу - 808 мл. Делим это количество на число кормлений, получаем однократную дозу - 135 мл. Ещё пример: новорожденный весит 4 000 гр, кушать 1/5 своего веса, получается, что суточная доза составляет 800 мл, а однократная - 100 мл.

Методы расчёта количества смеси для детей от 10 дней до месяца

В первый месяц малыш только начинает приспосабливаться к новому питанию. Поэтому расчёт количества смеси немного отличается от описанного выше. Есть два способа.

  • Использовать формулу Зайцевой. 2% массы тела при рождении умножаем на дни возраста, что даёт суточную дозу. Полученный результат делим на число кормлений, что равняется объёму разовой дозы.
  • Использовать формулу Финкельштейна. Если малыш при рождении весил меньше 3 200 гр, то возраст в днях умножаем на 70, полученное значение будет суточной дозой. Если вес при рождении был больше 3 200 гр, то для получения суточной нормы возраст в днях нужно умножить на 80.

В обоих случаях для определения однократной дозы нужно суточную разделить на число кормлений.

На сколько кормлений хватает 400 гр банки смеси?

Опять-таки эти расчёты будут примерными, так как всё зависит от того, сколько весит ваш малыш, и сколько раз в сутки вы его кормите. К тому же, чем старше ребёнок, тем больше он ест. В среднем, до 2 месяцев требуется 1 банка на 5–6 дней, в месяц уходит 5 банок. В 3–4 месяца 1 банки будет хватать на 3–4 дня, значит, в месяц потребуется 7,5 банок.

Сколько смеси нужно малышу на смешанном вскармливании (СВ)?

В этом случае математика будет очень сложной. Рекомендуем воспользоваться одним из двух методов введения докорма.

При смешанном вскармливании основным всё равно считается грудное молоко

  • Мама вводит смесь, начиная с минимального количества. Например, 30 мл 1–2 раза в сутки. Раз в неделю мама проводит контрольные взвешивания и, при наборе менее 125 г/неделю, увеличивает объем докорма в сутки на минимальное количество: добавляет ещё 1–2 кормлений по 30 мл. Если кормлений по 30 мл набралось 6–7, то дальше начинается увеличение объёма разового кормления: 6 кормлений 30 мл + 1 кормление 40 мл до всех кормлений по 40 мл и т.д. Увеличение объема докорма следует остановить тогда, когда ребёнок начинает набирать 125г/неделю или больше. Можно провести ещё одно дополнительное контрольное взвешивание (контрольное - не то, которое до еды и после, а контрольное - набрали 125 г или нет), чтобы убедиться, что такого объёма достаточно.
  • Мама считает количество мочеиспусканий ребёнка и добавляет примерно 30 мл докорма на каждый недостающий раз. Например, малыш за сутки пописал 8 раз. До нормы ему не хватает 2–4 раз, значит, минимальный объём докорма можно устанавливать в 2 кормления по 30 мл. Через два-три дня подсчёт мочеиспусканий повторяют. Как только количество мочеиспусканий устанавливается чуть выше минимальной нормы (12–14), увеличение докорма останавливают. Внимание: этот способ требует подтверждения контролем прибавки веса! Т.е. после установления нужного количества мочеиспусканий требуется провести одно-два взвешивания с перерывом в 7 дней, чтобы убедиться, что набор веса составляет 125 г/неделю или больше.

3 правила докорма детей на СВ

Соблюдение этих советов позволит докармливать малыша, не сокращая при этом лактацию.

  • Смесь дают не из бутылочки, а из ложечки. Это позволит избежать ситуации, когда малыш будет лениться сосать грудь, если есть более лёгкий вариант - пить через соску.
  • Докорм необходимо дозировать мелкими порциями, то есть необходимый суточный объём стоит разделить на несколько раз.
  • Смесь нужно давать строго по часам. В остальное время потребности в еде удовлетворять грудью.

Как определить, что малыш наелся молоком?

Есть 4 основных признака того, что карапуз сыт:

  • он хорошо спит, активен в период бодрствования;
  • у малыша стабильный стул, не сопровождающийся вздутием или истериками;
  • кроха выдерживает интервалы между приёмами пищи, ночью они в два раза больше;
  • еженедельно ребёнок прибавляет в весе на 150–200 гр.

Объемы питания должны соответствовать физиологической вмести­мости желудка новорожденного и младенца.

Объем желудка:

При рождении - 7 мл.

На четвертые сутки - до 40 мл.

На десятые сутки - до 80 мл.

С каждым последующим месяцем - увеличение на 25 мл.

Формула Н.Ф. Филатова для определения объема (V) разового пита­ния детей первого года жизни:

V=30 мл +30 n,

где n - число месяцев.

Первые 10 дней жизни.

1. Формула Г.И. Зайцевой:

суточный объем молока = 2% массы при рождении х возраст в днях.

Пример: возраст ребенка - 5 дней

масса при рождении – З5ООг

суточный объем молока = 70 х 5 = 350 (мл).

Объем молока на одно кормление при режиме 1а (свободное вскарм­ливание или количество кормлений не менее 10) - 35 мл (30-40 мл); при режиме 1 (7 раз в сутки) - 50 мл.

2. Формула Финкельштейна

Если масса ребенка при рождении менее 3200 г, то суточный объем молока = возраст в днях х70.

Если масса ребенка при рождении более 3200 г, то суточный объем молока = возраст в днях х 80.

Пример: возраст ребенка - 6 дней.

масса при рождении: 3 100 г 3500г

суточный объем молока: 6 х 70 = 420 (мл) 6 х 80 = 480 (мл)

Объем молока на одно кормление:

при режиме 1а 40 мл 50 мл

при режиме 1 60 мл 70 мл

После 10-го дня жизни.
1. Объемный метод.
Суточный объем питания составляет:
в возрасте от 10 дней до 2 мес. 1/5 от массы тела ребенка

от 2 мес. - 4 мес. 1/6 -"-

от 4 мес. - 6 мес. 1/7 -"-

от 6 мес. - 8 мес. 1/8 -"-

старше 8-9 мес. 1/9-1/10
и до конца года 1000-1200 мл

2.Калорийный метод.

Суточный объем пищи рассчитывается, исходя из потребности ребенка в энергии и содержания калорий в продуктах питания. Метод удобен для расчета объема питания в первые 6 мес. жизни. Пример: возраст ребенка 2 месяца, масса тела 4,6 кг; потребность в энергии (ккал)-115 ккал на 1 кг массы тела. В сутки ребенок должен получить: 4,6x115 =530 (ккал).

Зная, что 1 литр женского молока в среднем содержит 700 ккал, легко можно рассчитать, сколько ребенок должен получить молока в сутки. Составляем пропорцию:

1000 мл молока -700 ккал Суточный объем молока 760 мл.

Х мл солока - 530 ккал Объем молока на 1 кормление при

Х = 530 х100 =760 мл. 6-разовом питании (режим 2) – 130 мл;

700 при 7 – разовом (режим 1) – 110 мл.

Режимы детей первого года жизни

Прибавка массы и длины тела доношенных детей на первом году жизни (по данным Института педиатрии АМН СССР, 1966 г.)

Возраст в мес. Прибавка веса за месяц в году Прибавка веса за истекший период Прибавка роста за месяц в см Прибавка роста за истекший период
2,5 8,5
2,5
1,5 20,5
1,5
1,5 23,5
1,5

Средние месячные пробавки массы и длины тела на первом году жизни у недоношенных детей

Возраст в месяцах Масса при рождении, г
800-1000 800-1000 1001-1500 1001-1500 1501-2000 1501-2000 2001-2500 2001-2500
масса длина масса длина масса длина масса длина
3,9 3,7 3,8 3,7
3,5 4,0 700-800 3,9 3,6
600-700 2,5 600-700 4,2 700-800 3,6 700-800 3,6
3,5 600-800 3,7 800-900 3,8 700-800 3,3
3,7 3,6 3,3 2,3
3,7 2,8 2,3 2,0
2,5 3,0 2,3 1,6
2,5 1,6 1,8 1,5
4,5 2,1 1,0 1,2
2,5 1,7 0,8 1,5
2,2 0,6 0,9 1,0
1,7 1,2 1,5 1,2

ГЛАВА 2. ГИПОГАЛАКТИЯ

Гипогалактия - сниженная секреторная функция молочных желез в лактационном периоде.

Классификация

1. Этиологический фактор:

Первичная

Вторичная

2. Срок проявления:

Поздняя

3. Степень дефицита молока по отношению к потребности ребёнка:

I степень - 25%.

II степень - 50%.

III степень - 75%.

IV степень - более 75%.

Учитывая гормональные механизмы становления лактации, диагноз гипогалактии в первые 7 суток послеродового периода ставить прежде­временно. По истечении указанного срока врача - педиатра должны насто­рожить признаки, которые могут указывать на недостаточное поступ­ление молока ребенку:

♦ Беспокойство ребенка при отнятии от груди.

♦ Уплощенная весовая кривая. В течение первых трех месяцев ребе­нок ежедневно должен прибавлять в массе в среднем по 20-30 г.

♦ Уменьшение числа мочеиспусканий (ребенок первых месяцев жиз­ни должен мочиться не менее 10-8 раз в сутки).

♦ Уменьшение частоты дефекаций, отсутствие стула в течение 1-2-х суток, изменение характера стула - скудный, сухой - "голодный стул".

Истинную гипогалактию необходимо отличать от лактационных кризов - снижения отделения молока, обусловленного особенностями гормональной регуляции в организме лактирующих женщин, и независи­мого от состояния здоровья женщины и ее психологических установок. Лактационные кризы могут повторяться с периодичностью каждые 30-40 дней. Наиболее часто кризы возникают на 20-30-й день и на 3-м, 4-м месяцах лактации.

Увеличение частоты прикладываний ребенка к груди, коррекция питания достаточны для восстановления объема лактации. Допускается в эти периоды назначение кормящей женщине метаболических комплексов.

Причины гипогалактии

Причины гипогалактии являются отражением всей сложности регуляции лактации. Факторы, влияющие на количество секретируемого молока, условно можно разделить на психологические, физиологические и социальные. Они часто тесно переплетены, что затрудняет определение степени каждого из них.

1. Психологические факторы. Нейрогенный стресс является однойиз самых распространенных причин развития гипогалактии. Психическиепереживания матери, неизбежно отражающиеся на состоянии ее лактации,могут быть обусловлены множеством причин:

♦ невнимательное отношение к роженице в раннем послеродовом периоде, отсутствие навыков и опыта в налаживании процесса кормления, прикладывания новорожденного к груди со стороны медицинского персонала как родильного отделения, так и персонала отделения новорожденных;

♦ болезни ребенка и матери;

♦ социальная неустроенность семьи;

♦ психологическое давление со стороны средств массовой информации, обусловленное рекламированием искусственных заменителей молока.

2. Физиологические факторы. Определяют способность выработкимолока и его выделения. Они могут исходить как со стороны матери, так исо стороны ребенка.

В основе первичной гипогалактии лежат нейро-эндокринные расстройства, в результате которых нарушаются рост и развитие молочных желез, продукция гормонов лактогенного комплекса и моторная функция молочной железы. Первичная гипогалактия встречается не более, чем у 3-5% женщин.

Развитию вторичной гипогалактии способствуют:

а) экстрагенитальная патология:

Заболевания сердечно-сосудистой системы: гипертоническая болезнь, пороки сердца врожденного и приобретенного харак­тера;

Заболевания эндокринной системы;

б) заболевания половой сферы:

Аднекситы и другие воспалительные процессы,

Опухолевые и предопухолевые состояния матки и яичников,

Бесплодие вторичного происхождения;

в) отягощенный акушерский анамнез:

Самопроизвольные и большое количество медицинских прерываний беременности;

г) неблагополучное течение беременности:

Тяжелые формы гестоза, длительная угроза невынашивания,

д) осложненное течение родового периода:

Патологическая кровопотеря в родах (более 500 мл) вызывает не только уменьшение секреции, но и ухудшение качества молозива;

Патологические роды, которые могут явиться непосредственной причиной рождения травмированного ребенка. Отсюда возникает проблема "вялых сосунов", играющая роль в отсутствии запусков лактационных механизмов у матери;

Использование ряда лекарственных веществ, тормозящих секрецию молока (метилэргометрин, гестагены, сочетание эстрогенов и прогестерона);

е) осложнения в послеродовом периоде:

Заболевания матери и ребенка, что может явиться причиной позднего прикладывания ребенка к груди и позднего отделения молозивного молока Длительная "разлука" родильницы и новорожденного обусловливают неуклонное угасание лактации уже в течение первого месяца послеродового периода;

Некоторые врожденные пороки развития челюстно-лицевой области ребенка, а также заболевания, являющиеся абсолютным противопоказанием для грудного вскармливания.

3. Социальные факторы:

Вредные привычки до и во время беременности: курение, употребление алкоголя; у женщин-курильщиц лактация прекращается в течение первых 3-5 недель после родов;

Неполноценное питание кормящей женщины: ограничение в рационе продуктов-носителей полноценного белка, животных и растительных жиров, витаминов и микроэлементов;

Несоблюдение женщиной режима;

Учеба и работа матери;

Отсутствие психологического комфорта в семье.

Перечисленные факторы риска вторичной гипогалактии, являясь косвенными причинами ее развития, приводят к основным:

К уменьшению количества прикладываний ребенка к груди;

К уменьшению продолжительности кормления;

К исключению ночных кормлений;

К поспешному назначению докорма, сопровождающегося сниже­нием интенсивности сосания груди;

К формированию "соскового сосания" вследствие введения "бутылочного докорма".

Схемы лечения гипогалактии

Схема № 1.

Никотиновая кислота. Назначается по 0,05 г за 15-30 минут до кормления ребенка (не менее, чем через 40 минут после приема пищи самой матерью) 4 раза в день. Если после приема указанной дозы препарата мать не ощущает тепла в какой-либо части тела или прилива молока, то разовую дозу следует увеличить до 0,075 г, а далее, при необходимости, до 0,1 г, но не более.

Глютаминовая кислота по 1,0 г 3 раза в день через 20 минут после еды; более эффективным является сочетание с аскорбиновой кислотой по 0,2 г 3 раза в день.

Гендевит назначается женщинам до 30 лет по 1 драже 3 раза в день, старше 30 лет - ундевит по 1 таблетке 3 раза в день.

Апилак обладает тонизирующим свойством, назначается на 10-15 дней по 10 мг 3 раза в день под язык до рассасывания.

Витамин Е (токоферола ацетат) целесообразно начинать еще во время беременности тем женщинам, у которых имелась гипогалак-тия после предыдущих родов, - по 15-20 мг в день 1-1,5 месяца, в послеродовом периоде женщинам с массой тела до 60 кг - по 100 мг в день, с массой тела более 60 кг - по 200 мг в день в 2-3 приема 2-3 недели.

Душе-массажные процедуры. После кормления ребёнка и сцеживания молока грудную железу, которой кормили ребенка, рекомендуется облить горячим душем при температуре воды не более 44-45°С. Параллельно должен проводиться массаж железы круговыми разминающими движениями от центра к периферии и сверху вниз с одновременным сцеживанием остатков молока. Процедура повторяется 4 раза в день (2 раза для каждой груди в чередовании) по 10 минут. Душ можно заменить компрессом из мягкой ткани, смоченной горячей водой. Противопоказаниями для душе-массажных процедур являются мастит и выраженная лакторея.

Ультразвуковое или ультрафиолетовое облучение молочных желез.Комплекс проводится в течение 2 недель, рекомендуется повторное

его назначение через 2-3 недели.

Внимание!

Главными условиями становления лактации и предупреждения разви­тия гипогалактии в ранние сроки являются:

S соблюдение правильной техники кормления; S осуществление кормлений "по требованию"; S регулярное расцеживание молочных желез; S недопущение "бутылочного" докорма.


Схема № 2.

Ультразвуковая терапия в импульсном режиме.

Глютаминовая кислота в сочетании с аскорбиновой кислотой.

Тиамин в сочетании с цианкобаламином. Витамин В } применяется в виде тиамина хлорида или тиамина бромида внутримышечно в дозе 60 мг через день 10-15 дней. Витамин B i 2 обладает выраженным га-лактопоэтическим эффектом, применяется в дозе 50-100 мкг внут­римышечно 10-15 дней. Введение препаратов чередуется через день.

Пирроксан особенно покшан эмоционально лабильным женщинам, кормящим матерям, страдающим гипертонической болезнью. Лак-топоэтический эффект пирроксана позволяет рекомендовать его для лечения гипогалактии, одной из возможных причин которой явился поздний токсикоз беременности. Назначается пирроксан перорально по 0,15 г за 15-20 минут до еды 3 раза в день или внутримышечно по 1 мл 1,5% раствора 2 раза в день в течение 5-7 дней.

Окситоцин за 1-2 минуты до кормления ребенка парентерально (подкожно, внутримышечно) по 1,5-2 ЕД 2 раза в сутки.

Схема № 3.

Диетическая коррекция путем применения специальных продуктов для кормящих матерей ("Mama Plus", "ЭнфаМама").

Метаболическая коррекция: никотиновая кислота; глютаминовая кислота; витамин Е; гендевит или ундевит.

Фитотерапия: настой крапивы (см. приложение 9).

Иглорефлексотерапия. Количество сеансов ИРТ составляет от 7 до 10. Применяется метод возбуждения В^ с прогреванием локальных сегментарных точек молочных желез передне-срединного меридиа­на и меридиана желудка. Горячий душе-массаж молочных желез 5 раз в день (4 раза днем и на ночь).

Продолжительность данной; схемы составляет две недели.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: