Формирование потребностей в здоровом образе жизни. Воспитание потребности в здоровом образе жизни у младших дошкольников

Формирование потребности у детей в здоровом образе жизни .

Народная мудрость гласит: “Здоровье – всему голова”. Трудно с этим не согласиться. Здоровье бесценный дар природы, и его надо уметь сохранить.

Мы рождены,чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Сегодня, как никогда,усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

К ним относятся: 1.Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 2.Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия,проблемно-игровые, коммуникативные игры,образовательная деятельность здоровьесбережение.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии. И тут возникает такой вопрос: «А может ли сам ребенок заботиться о своем здоровье?»

Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребенок рос здоровым. Но их усилия достигнут результата лишь при одном условии: если к этому же будет стремиться и сам ребенок, если он, поняв, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о своем собственном здоровье.

Возможно ли это? Достижимо ли? Да, вполне возможно и достижимо. Только для этого он должен узнать, как устроен человеческий организм, от чего зависит нормальная слаженная работа всех его органов, что может ему повредить, что помочь, главное же, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить свое здоровье.

В состоянии ли ребенок эти знания и умения усвоить, т. е. сделать своим, личностно значимым именно для него достоянием? И на этот вопрос мы, работники дошкольного образования, отвечаем утвердительно. Дошкольный возраст – сенситивный период для воспитания и формирования потребности в здоровом образе жизни. Возраст – когда закладываются основы характера, отношения к окружающей жизни и к самому себе. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, но и его самого нужно приучать заботиться о своем здоровье. Нужно лишь отобрать необходимую ребенку информацию и преподнести ее в интересной и доступной для его понимания форме. Как это сделать?

Читаем с ним иллюстрированные детские книги, статьи из детских энциклопедий. Подобных изданий сейчас много на книжном рынке.

Рассказываем ребенку о том, что надо делать, чтобы помочь своему организму работать четко и слаженно, как часы, от чего может пострадать слух, ухудшиться зрение, как можно избежать болезней и т. д. Для этого не нужно специального времени, подходящий случай всегда найдется. Ребенок не по погоде оделся, собираясь гулять; предпочитает есть только сладости; любит понежиться в постели; не моет руки перед едой; сидит, согнувшись за столом, - эти и подобные ситуации могут стать темой для обсуждения. Спрашиваем: почему так не стоит делать? Почему этого «не любит» желудок? Почему эта привычка вредна для организма? Пусть ребенок попытается оценить свои действия и спрогнозировать их последствия. А потом предлагаем ему представить себя в роли доктора. Какие бы советы он дал и почему им надо следовать.

Друзья нашего здоровья – это солнце, воздух и вода, это главные факторы помогающие сохранить и укрепить здоровье, надо только умело ими пользоваться, чтобы закалить свой организм, т. е. сделать его устойчивым против болезней.

Очень важно, чтобы ребенок не сопротивлялся закаливающим процедурам, а захотел их выполнять, особенно на первых порах, пока они не стали привычкой.

Очень высокий оздоровительный эффект имеет солнце,которое способствует уничтожению микробов, повышает сопротивляемость и устойчивость организма против болезней, закаляет. Недаром известный русский хирург, анатом и педагог Н.И. Пирогов постоянно напоминал родителям: «Где редко бывает Солнце, там часто бывает врач». Дети очень любят играть на воздухе в солнечные дни, но они должны знать, как «обращаться» с солнцем. Расскажите им, что под действием солнечных лучей можно получить солнечный удар. Для того чтобы этого не случилось, нужно обязательно носить легкий головной убор, причем лучше светлый. Что ребенок должен знать о воде? Человеческий организм не может жить и развиваться без воды. Летом, в жару, человек потеет, и вода уходит из организма. Поэтому нужно восполнять «утерянную» воду. В течение дня следует выпивать до двух литров жидкости, но не стоит увлекаться сладкой газировкой: она не утоляет жажды.

Самое доступное средство закаливания летом - купание в море, реке, озере, а в условиях детского сада – искусственном бассейне.

Еще один друг здоровья - свежий воздух.

Свежий воздух, как вода и солнце, - средство закаливания. Ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день. Подбираем комплексы физических упражнений, подвижных игр, ведь ребенку хочется двигаться, скакать, резвиться, в этом педагог является хорошим партнером для ребенка,который не только получает массу положительных эмоций, но и учится преодолевать конфликтные ситуации, управляет своими чувствами, поведением, реакциями в общении с другими детьми. Все это - условия сохранения его психического здоровья и нормального развития.

Многие родители, у которых дети часто и подолгу болеют, считают, что слабого здоровьем ребенка не стоит нагружать физическими упражнениями. Это мнение ошибочно: противопоказаний для занятий физкультурой нет. Сейчас разработано множество различных комплексов физических упражнений. Главное, подобрать каждому ребенку необходимую ему физическую нагрузку. Самый простой критерий отбора - хорошее самочувствие и настроение ребенка во время и после занятий. Очень важно также соблюдать принцип постепенности, чтобы физическая активность улучшала работу всех жизненно важных органов.

Систематические занятия, посильные для малыша физические упражнения непременно укрепят его здоровье, сделают сильным, ловким, выносливым.

В повседневной деятельности, учим ребенка навыкам самоконтроля за состоянием собственного здоровья. Например, он должен уметь проверять свою осанку и следить за ней. Вы, конечно же, знаете этот прием. Встать спиной к стене, плотно прижав к ней пятки, ягодицы, лопатки и голову. Зафиксировать это положение и, отойдя от стены, запомнить. При многократном повторении вырабатывается мышечная «память».

Ребенок должен знать о тех болезнях, виновником которых может стать он сам, и о том, как предупредить эти болезни, т. е. сохранить здоровье.

Например, мы рассказываем ребенку об устройстве его организма, правилах личной гигиены. Но важно не просто знать, а применять эти знания в жизни. Ребенок должен сознательно относиться к выполнению правил личной гигиены и знать, что его ждет, если он не будет соблюдать эти правила.

Многие расстройства желудочно-кишечного тракта (боли в животе, тошнота, понос) называют болезнями «грязных рук».

Почему? На этот вопрос малыш может ответить самостоятельно, установив связь между неправильным поведением и болезнью, т. е. между причиной и следствием. Проверьте знания ребенка, предложив ему игру-тест «Как я поступаю?». Каждый ответ (да, нет) оценивается одним баллом.

Я забываю мыть руки перед едой.

Я ем фрукты и овощи немытыми..

Я ем слишком быстро.

Я плохо пережевываю пищу.

Я ем слишком много, переедаю.

Я люблю чипсы и ем их часто.

Я грызу ногти на руках.

Я ем много сладостей.

Суммировав баллы (установив, каких ответов больше), ребенок должен сам сделать вывод: может ли у него заболеть живот и отчего.

Такие же тесты можно предложить о других факторах здоровья - закаливании, занятиях физкультурой, условиях сохранения хорошего зрения, слуха и т. д.

Стараемся разъяснить ребенку, почему не нужно покупать на улице и на рынке конфеты-леденцы, пирожки и другую заманчивую еду, приготовленную кустарным способом или не подлежащую долгому хранению.

Ребенка нужно как можно раньше познакомить с опасными для жизни ядовитыми ягодами и грибами: поганками, мухоморами, ложными опятами, показываем, как они выглядят (по рисункам в книгах или в природных условиях). Это тоже лучше делать в игре, побуждая ребенка размышлять, делать выводы из специально создаваемой проблемной ситуации.

Очень важно объяснить ребенку, что многие микробы (мельчайшие живые организмы) передаются воздушно-капельным путем. В результате возникают болезни дыхательной системы: ангина (сильное воспаление нёбных миндалин), бронхит (воспаление бронхов), грипп (повышение температуры, слабость, головная боль, тошнота, иногда рвота, поражение слизистой оболочки дыхательных путей).

Учим ребенка пользоваться маской (марлевой повязкой) или носовым платком, если он сам заболел или рядом находится больной человек, который чихает и кашляет. Объясняем, почему нельзя есть из одной посуды с больным человеком, брать у него из рук еду, есть одно яблоко и т. д.

Рассказываем е ребенку, если он заболеет, как нужно себя вести. Он будет стремиться выполнять все предписания врача, когда поймет их смысл и назначение. Учим ребенка контролировать свое поведение и после болезни, чтобы удостовериться, что он здоров. Спрашиваем о его ощущениях, объясняем, почему надо избегать резких охлаждений, не прыгать, не бегать: организму после болезни (грипп в тяжелой форме, длительная ангина, бронхит, пневмония и т. д.) необходимо восстановиться.

Нередко у детей возникают головные боли, вызванные внешними, вполне устранимыми причинами. Назовем эти причины.

Во-первых, нарушение режима дня, в результате чего наступает утомление.

Что делать: создать такие условия, чтобы ребенок вовремя гулял, ел, ложился спать, не сидел часами перед телевизором или за компьютером.

Во-вторых, нарушение порядка чередования труда и отдыха, что тоже приводит к утомлению.

Что делать: правильно организовать занятия, обеспечить активный отдых (физкультминутки, прогулки).

В-третьих, недостаточная двигательная активность, ослабляющая организм и снижающая его работоспособность.

Что делать: привлечь ребенка к занятиям физической культурой и спортом. При проведении занятий по ОБЖ, рассказываем ребенку, что в его доме (квартире) имеется большое количество бытовой техники и бытовых приборов, которые, улучшая условия жизни, в то же время требуют соблюдения правил их безопасной эксплуатации.

Первая опасность - пожар. Участившиеся пожары, ставят эту проблему на первый план. Поэтому ребенок должен знать, что может вызвать это бедствие. 90 % пожаров в жилых домах возникают по вине человека - чаще всего из-за нарушения правил эксплуатации бытовых электроприборов, шалостей с огнем (игры со спичками, пользование петардами, хлопушками, бенгальским огнем), использования неисправного газового оборудования.

Учим детей, как действовать в случае возникновения пожара: позвонить по телефону пожарной охраны «01» и сообщить об опасности; покинуть помещение; при эвакуации из горящего помещения закрыть за собой дверь; преодолевая огонь, укрыться мокрым пальто или одеялом; покидая здание, не пользоваться лифтом.

Необходимо, чтобы дети усвоили, почему нельзя прикасаться мокрыми руками к электрической бытовой технике или включать неисправные электроприборы. Учим их пользоваться электрическим чайником, плитой.

Какие еще опасные предметы есть в наших домах? Стиральная машина, электрическая мясорубка, кофемолка. Вся эта домашняя техника имеет крутящиеся детали. Дети должны знать, что нельзя туда засовывать пальцы!

На плите стоят горячий чайник, сковорода, кастрюли. Брать их нужно кухонным полотенцем или прихваткой, иначе можно получить ожог. Обжечься можно также горячим паром или кипятком.

Рисуем вместе с детьми символы, обозначающие опасности, которые подстерегают его дома, например препараты бытовой химии. Их нельзя нюхать и пробовать на вкус.

Предупреждаем ребенка, что из домашней аптечки нельзя брать ничего без ведома взрослых

Знак опасности можно прикрепить у окна или на дверь балкона: нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или выходить без взрослых на балкон - можно упасть и разбиться.

Что еще должен знать и уметь ребенок, чтобы сохранить собственное здоровье? Нужно знать правила поведения на улице. Наибольшее количество несчастных случаев связано с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП). Трагическое положение складывается с безопасностью детей в младшем дошкольно-школьном возрасте. Из общего числа пострадавших детей около 30 % становятся инвалидами. Зачастую виновником ДТП является пешеход, нарушающий правила поведения на дорогах.

Осваивать правила перехода улицы лучше всего в игровой форме. В работе для закрепления знаний используем настольные игры: «Светофор», «Правила уличного движения» и др. Потом, переходя улицу вместе с детьми проверяем, как они руководствуется этими правилами на практике, все ли выполняют точно.

В работе с родителями, предлагаем пользоваться советами и рекомендациями:

Совет 1 .Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научить ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4. Помогать ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений.

Совет 5. Научить ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывать у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.

Совет 6. Помнить, что в движении - жизнь. Заниматься вместе с ребенком спортом, больше гулять, играть на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.

Совет 7. Следить за правильным питанием ребёнка и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9. Познакомить ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учить его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Проводимая нами физкультурно-оздоровительная и коррекционная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной и творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность физкультурной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело – все это дает положительный эффект в нашей работе. Дети показывают хорошие результаты развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, а также достаточный уровень развития основных движений.

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Таким образом, применяя на практике новые методы технологии по здоровьесбережению мы, педагоги, формируем у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Бабенкова Е.А.Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.-М.: Вентана-Граф,2004.

Копылов Ю.А.,Полянская Н.В.Физическое воспитание ослабленных детей-М.: Вентана-Граф,20004.

Зайцева В.А.Полные и худощавые дети.- М.:Вентана-Граф,2004.

Лемяскина Н.А.,Обухова М.А.Тридцать уроков здоровья.М.,2001.

Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб ТЦ «СФЕРА» 1995.

Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела. СПб ТЦ «СФЕРА» 1997.

ГБОУ Школа №1375 г. Москва.

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ВОСПИТАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ»
(Путь к здоровью через двигательную активность)

Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровья? Здоровье – это многогранное и многоуровневое понятие. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается — «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» . Таким образом,здоровье включает физический, психический и нравственный компоненты, здоровьет.е. это система нравственных ценностей и совокупность личных качеств человека. Согласно исследованиям специалистов 75% болезней взрослых заложены в детстве. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Исследования показали, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит»-гиподинамию. Таким образом, интенсивность физического развития детей,и их здоровье зависит от двигательной активности. Поэтому, чем больше ребенок двигается, тем успешнее происходит весь сложный процесс биологического формирования организма.

Задачами развития двигательной активности у ребенка дошкольного возраста является:

Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
Формирование необходимых двигательных умений;
Формирование моральных качеств (выносливость,сила воли);
Развития интереса к физическим упражнениям и подвижным играм;
Профилактика простудных заболеваний;
Коррекционно-восстановительная работа,направленная на предупреж-
дение в физическом развитии;
Выявление интересов и способностей детей через систему спортивно-оздоровительной работы.

Необходимо формирование активной деятельности, в физическом самосовершенствовании, получения удовольствий от игр, упражнений и танцев.

Надо сделать так, чтоб ребенок хотел быть здоровым,ловким,сильным,смелым.

Любил играть в подвижные игры, больше бывать на природе, преодолевать трудности физического и психического характера. Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Хорошо, когда здоровый образ жизни является традицией семьи. Но часто родители заняты работой. В этой ситуации возрастает роль дошкольного учреждения в формировании здорового образа жизни ребенка.

Формами организации физкультурно-оздоровительной в детском саду являются:

Физкультурные занятия;
Подвижные игры;
Утренняя гимнастика;
Физкультминутки;
Закаливающие процедуры;
Оздоровительные процедуры (бассейн);
Прогулки;
Дни здоровья;
Физкультурные досуги;
Самостоятельная двигательная активность;
Работа с родителями.
Родителям должен быть предложен алгоритм формирования здорового образа жизни:
Здоровое питание;
Рациональный режим;
Спортивные секции;
Танцевальные студии;
Посещение бассейнов, спортивных площадок;
Ежедневные прогулки;
Закаливающие процедуры;
Различные виды массажа;
Формирование культурно-гигиенических навыков.

В каждой возрастной группе хорошо бы провести родительское собрание по воспитанию здорового образа жизни. Значимость результатов в работе с родителями состоит в том,что,помимо активного участия в образовательном процессе, в жизни группы,у родителей изменилось отношение к собственному здоровью и здоровью детей.

Успехов в укреплении здоровья детей,их полноценном развитии, повышении двигательной активности можно добиться при единстве системы физического воспитания в детском саду и семье.
Необходимо превратить здоровый образ жизни в осознанную индивидуальную потребность детей и родителей, изменить отношение к собственному здоровью и здоровью своих детей на основе личной ответственности.

Самое раннее из определений здоровья - определение Алкмеона, имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня: "Здоровье есть гармония противоположно направленных сил". Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье - это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Согласно К.Ясперсу, психиатры рассматривают здоровье как способность реализовать "естественный врожденный потенциал человеческого призвания". Существует и другие формулировки: здоровье - обретение человеком своей самости, "реализация Я", полноценная и гармоничная включенность в сообщество людей. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2007, 269 с. с. 114 К. Роджерс также воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни. Этот человек подвижен и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям, терпим к другим, эмоционален и рефлексивен.

Ф. Перлз рассматривает человека как единое целое, считая, что психическое здоровье связано со зрелостью личности, проявляющейся в способности к осознанию собственных потребностей, конструктивному поведению, здоровой адаптивности и умению принимать ответственность за самого себя. Зрелая и здоровая личность аутентична, спонтанна и внутренне свободна.

З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек -- это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности. По К.Г. Юнгу здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом. С точки В. Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье: “…состояние полного, физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

По мнению С.В. Попова “Если вдуматься в это определение, то можно сделать вывод, что абсолютное здоровье является абстракцией и кроме того, что это определение изначально исключает людей, имеющих какие-либо (врожденные или приобретенные) физические дефекты, даже в стадии компенсации”. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 2007. с. 136

В 1968 году ВОЗ приняла следующую формулировку: “Здоровье - свойство человека выполнять свои биосоциальные функции в изменяющейся среде, с перегрузками и без потерь, при условии отсутствия болезней и дефектов. Здоровье бывает физическим, психическим и нравственным».

Г.Л. Билич, Л.В. Назарова взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, «здоровье - это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов».

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм.

Академик Н.М. Амосов полагает, что «здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций». Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 2007 с. 44 В.П. Казначеев трактует здоровье как «процесс (динамическое состояние) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни».

Прав академик Ю.П. Лисицын, что «здоровье человека не может сводиться лишь к констатации отсутствия болезней, недомогания, дискомфорта, оно - состояние, которое позволяет человеку вести неестественную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции, прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, то есть испытывать душевное, физическое и социальное благополучие».

И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье - валеологии, определяет здоровье как «способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - 4-е изд. - М.: Физкультура и спорт, 2004. с. 37

А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья: 1) биологический - изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, минимум адаптации; 2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру; 3) личностный, психологический - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но как “стратегия жизни человека”. Иванюшкин А.Я. “Здоровье” и “болезнь” в системе ценностных ориентаций человека // Вестник РАН РФ. 2005. Т.45. №1, с.49-58, №4, с.29-33.

Итак, здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Согласно заключению экспертов ВОЗ, если принять уровень здоровья за 100%,то состояние здоровья лишь на 10% зависит от деятельности системы здравоохранения, на 20% - от наследственных факторов, на 20% - от состояния окружающей среды. А остальные 50% зависят от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

В другом подходе понятие образ жизни рассматривается как интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как “система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды”, где система взаимоотношений человека с самим собой представляет собой сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его.

А.М. Изуткин и Г.Ц. Царегородцев структуру образа жизни представляют в виде следующих элементов: “1) преобразовательная деятельность, направленная на изменение природы, общества и самого человека; 2) способы удовлетворения материальных и духовных потребностей; 3) формы участия людей в общественно политической деятельности и в управлении государством; 4) познавательная деятельность на уровне теоретического, эмпирического и ценностно-ориентированного знания; 5) коммуникативная деятельность, включающая общение между людьми в обществе и его подсистемах (народ, класс, семья и др.); 6) медико-педагогическая деятельность, направленная на физическое и духовное развитие человека”. Ю.П. Лисицын, Н.В. Полунина, Е.Н. Савельева и др. предлагают такие составные части (аспекты) образа жизни, как производственная, общественно-политическая, внетрудовая, медицинская активность . Лисицын Ю.П., Полунина И.В. Здоровый образ жизни ребенка. М., 2006.

Другие авторы в понятие образ жизни включают трудовую деятельность человека, социальную, психоинтеллектуальную, двигательную активность, общение и бытовые взаимоотношения, привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения.

Образ жизни - тип жизнедеятельности людей обусловленный особенностями общественно-экономической формации. Основными параметрами образа жизни являются труд (учеба для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их организация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основание говорить о реализации здорового образа жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаимодействие индивида с окружающей средой.

Мы считаем прав, говоря об образе жизни С.В.Попов, что следует помнить о том, что хотя он в значительной степени обусловлен социально-экономическими условиями, в то же время во многом зависит от мотивов деятельности конкретного человека, от особенностей его психики, состояния здоровья и функциональных возможностей организма. Этим, в частности, объясняется реальное многообразие вариантов образа жизни различных людей. Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни. Попов С.В. Валеология в школе и дома // О физическом благополучии школьников. СПб, 2004. с. 196

Уровень жизни - это в первую очередь экономическая категория, представляющая степень удовлетворения материальных, духовных и культурных потребностей человека. Под качеством жизни понимают степень комфорта в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социальная категория). Стиль жизни характеризует поведенческие особенности жизни человека, то есть определенный стандарт под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Здоровье человека будет в первую очередь зависеть от стиля жизни, который в большей степени носит персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями (менталитете) и личностными наклонностями (образ).

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии здоровый образ жизни; это понятие положено в основу валеологии. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

В западной и русской науке проблему здорового образа жизни затрагивали такие врачи и мыслители как Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П. Ж. Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев. Васильева О.С., Журавлева Е.В. Исследование представлений о здоровом образе жизни // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2005, Вып.9. с. 422

Б.Н. Чумаков охарактеризует здоровый образ жизни, как «активная деятельность людей, направленная, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом должно учитываться то, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменения стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями». Чумаков Б.Н. Валеология. Избранные лекции. М., 2004. с. 213

С.В. Попов выделяет биологические и социальные принципы ЗОЖ. Биологические принципы характеризуются следующим: образ жизни должен быть возрастным, обеспечен энергетически, укрепляющим, ритмичным, аскетичным.

Социальные принципы предъявляют к образу жизни следующие требования: он должен быть эстетичным, нравственным волевым, самоограничительным.

Однако образ жизни людей не может быть одинаковым, так как все мы исходно различны. Известно, что здоровым считается такой образ жизни, который приводит человека к оптимальным продолжительности и качеству жизни. Это возможно только тогда, когда человек действительно заинтересован в своем здоровье и способен им управлять.

Для сохранения и восстановления здоровья недостаточно пассивного ожидания, когда природа организма раньше или позже сделает свое дело. Человеку самому необходимо совершать определенную работу в данном направлении. Но, к сожалению, большинством людей ценность здоровья осознается только тогда, когда возникает серьезная угроза для здоровья или оно в значительной степени утрачено, вследствие чего возникает мотивация вылечить болезнь, вернуть здоровье. А вот положительной мотивации к совершенствованию здоровья у здоровых людей явно недостаточно. И.И. Брехман выделяет две возможные причины этого: человек не осознает своего здоровья, не знает величины его резервов и заботу о нем откладывает на потом, к выходу на пенсию или на случай болезни. Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. Л., 2005. 125 с. с. 84 Вместе с тем, здоровый человек может и должен ориентироваться в своем образе жизни на положительный опыт старшего поколения и на отрицательный - больных людей. Однако, такой подход действует далеко не на всех и с недостаточной силой. Очень многие люди своим образом и поведением не то, что способствуют здоровью, а разрушают его.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций. И выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как и индивидуального, так и общественного здоровья.

Людмила Иванова
Воспитание потребности в здоровом образе жизни у младших дошкольников

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ручеек»

Воспитание потребности в

здоровом образе жизни

у младших дошкольников

Подготовила :

Иванова Людмила Ивановна,

воспитатель

г. Новый Уренгой

На сегодняшний день, в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования направление «Физическое развитие» решает основные цели и задачи :

Формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни ;

сохранение, укрепление и охрана здоровья детей ;

повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение переутомления;

Обеспечение гармоничного физического развития, совершенствование умений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты , грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки;

Формирование потребности в ежедневной двигательной активности;

Развитие интереса к участию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; интереса и любви к спорту.

«Физическая культура» занимает одно из ведущих мест в воспитательно- образовательном процессе дошкольников . И это не случайно.

С каждым годом возрастает процент детей, имеющих нарушенное здоровье , наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста . Это связано с множеством негативных явлений современной жизни : непростыми социально-экономическими условиями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи . От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни представляется в современном обществе достаточно актуальной.

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будет выстроить потребность в здоровом образе жизни . Эта потребность зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Основы здорового образа жизни у детей дошкольного возраста определяются наличием сформированности представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима дня, гигиенических процедур, двигательной активности, и умением реализовывать их в поведении и деятельности доступными для ребенка способами (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку) .

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных научных исследований, оно обусловливается на 50% - образом жизни , на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

1. Творцом здорового образа жизни является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная или физическая деятельность).

2. Соблюдение принципов рационального питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов , и расход энергии в процессе жизнедеятельности )

3. Рациональная двигательная активность.

4. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, регулирующих все сферы жизнедеятельности человека и т . д.

5. Отказ от вредных привычек (злоупотребления алкоголем , курения, наркотиков и токсических веществ).

В то же время следует учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своими особенностями, которые следует учитывать в работе по формированию ЗОЖ.

Дети младшего дошкольного возраста понимают , что такое болезнь, но дать самую элементарную характеристику здоровью еще не могут . Вследствие этого никакого отношения к нему у маленьких детей практически не складывается

В среднем дошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «не болезни» . Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативное отношение к болезни на основании своего опыта. Но что значит «быть здоровым » и чувствовать себя здоровым , они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение к здоровью , как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым - значит не болеть . На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .

В старшем дошкольном возрасте , благодаря возрастанию личного опыта, отношение к здоровью существенно меняется. Но, при этом наблюдается смешение понятий «здоровый » - как «большой, хороший» (вот здорово ) и «здоровый » - как не больной. Дети, по-прежнему, соотносят здоровье с болезнью , но уже более отчетливо определяют угрозы здоровью как от своего собственного действия («нельзя есть грязные фрукты» , «нельзя брать еду грязными руками» и пр., так и от внешней среды. При определенной воспитательной работе дети соотносят понятие «здоровье » с выполнением правил гигиены.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают соотносить занятия физкультурой с укреплением здоровья и в его определении (как, собственно, и взрослые) на первое место ставят физическую составляющую. В этом возрасте дети, хотя еще интуитивно, начинают выделять и психическую, и социальную компоненты здоровья («там все так кричали, ругались, и у меня голова заболела» ). Но, несмотря на имеющиеся представления о здоровье и способах его сохранения, в целом отношение к нему у детей старшего дошкольного возраста остается достаточно пассивным.

Привычка к здоровому образу жизни - это главная , основная, жизненно важная привычка ; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных , образовательных и воспитательных задач . Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве , заложить основы здорового образа жизни , используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку необходимо помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья , осознать цель его жизни , побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье .

Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью , нам, воспитателям , необходимо знать, прежде всего, что сам термин "здоровье " определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни , адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни .

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ : Занятия физкультурой и прогулки. Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены : закаливание, создание условий для полноценного сна. Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды. Бережное отношение к окружающей среде, к природе. Медицинское воспитание , своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций. Формирование понятия "не вреди себе сам".

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека . В настоящее время значительно возросло количество детей с плохим здоровьем , появляется все больше детей с частыми простудными заболеваниями, излишним весом, нарушениями осанки. Этот перечень можно было бы продолжать еще очень долго. Причин сложившейся ситуации множество, но одна из основных - малоподвижный образ жизни .

Дома родители предпочитают завлечь ребёнка спокойными играми : в лучшем случае рисованием, интеллектуальными или другими настольными играми, в худшем - просмотром телепередач или видеофильмов. И это вполне понятно : родители хотят отдохнуть после напряженного рабочего дня, в квартирах много мебели и мало места, а ребенок, разбегавшись, может получить травму или что-то разбить. Пусть лучше посидит - спокойнее будет. Движение - врожденная потребность человека , от удовлетворения которой зависит его здоровье . Поэтому крайне необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении . Оно служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника .

Необходимо пересмотреть равнодушное, потребительское отношение к своему организму. Ведь зачастую проявлять беспокойство мы начинаем только тогда, когда болезнь уже на пороге. Следует изменить пассивный образ жизни на здоровый , пронизанный вдумчивой заботой и любовью к своему телу, душе, научиться всему, что нам помогает, и отторгнуть то, что явно лишнее, ненужное, приобщить к здоровому образу жизни детей .

Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям :

1. Привитие культурно-гигиенических навыков. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки , закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья , физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения .

Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков нами был разработан перспективный план, который состоит из 2-х разделов – это изучение на занятиях и повседневная жизнь , где использовались разные формы организации : дидактические игры, игры – упражнения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, показ инсценировок, рассказывание, заучивание, сюжетно-ролевые игры.

2. Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья : каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая её владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма! Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов ненужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте. Нельзя заставлять свой организм долго ждать, если возникла потребность в уринизации , дефекации и т. д. Приучаем ребёнка к гигиеническому индивидуализму : своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка. Подводим детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья , но и здоровья окружающих . Обучение организовываем не только на занятиях, но и в повседневной жизни , когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения по этой проблеме.

3. Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма. Оформили альбом “Правила поведения для малышей”, куда подобрали иллюстрации и стихи к положительному и негативному воздействию на организм человека. Особое внимание обращаем на значимость для организма сна, прогулки, еды и других режимных процессов. Разработали план закаливающих мероприятий соответствующих возрасту детей.

4. Формирование привычки к ежедневным физкультурным упражнениям. Одним из показателей здорового образа жизни является отношение человека к движениям, к физкультурным упражнениям, к использованию их в своей жизнедеятельности . Сегодня результаты исследования двигательной активности детей третьего года жизни просто пугают . За время пребывания в детском саду ребёнок находится в движении всего 1,5 – 2 ч! Для решения этой проблемы мы разработали двигательный режим, а также пополнили физкультурный уголок нестандартными пособиями для выполнения физкультурных упражнений.

5. Формирование потребности семьи (родителей) ребенка в здоровом образе жизнедеятельности и личного примера в укреплении и сохранении здоровья . Главными союзниками в нашей работе по формированию привычки к здоровому образу жизни у малышей являются родители. С первых дней знакомства с ними, мы показываем и рассказываем всё, что ждёт их детей в нашем детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей . Выслушиваем их просьбы относительно питания, сна, одежды ребёнка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводим с согласия родителей. Но, главное, на что в первую очередь направлена наша работа – это доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. В приёмной оформлен уголок “Это интересно!”, где содержатся советы и рекомендации по вопросу формирования привычки к здоровому образу жизни , а также имеется ящик “Ваш вопрос – наш ответ”, часто проводятся фотовыставки “В здоровом теле - здоровый дух” . Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, посещают открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулки и т. д., оказывают помощь в приобретении и изготовлении физкультурных атрибутов, обучаются упражнениям выполняемые их детьми с целью проведения подобных игр – занятий дома.

Таким образом , необходимо с малых лет приобщать ребенка в семейном и общественном воспитание к здоровому образу жизни формировать у малыша навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих .

В уставе Всемирной организации здравоохранения записано: «Здоровье – это состояние полного физического и социального благополучия, а не отсутствие болезней или физических дефектов». В приложении к растущему организму ребенка это определение условно, т. к. «состояние полного физического и социального благополучия» определяется в динамике роста, как результат взаимодействия изменяющихся во времени количественных и качественных признаков, которые формируются под влиянием генотипа и развивающейся нейро-эндокринной системы. Перестройка этих регуляторных систем в процессе развития у каждого ребенка характеризуется существованием «критических периодов», когда возрастает риск формирования стойких отклонений в состоянии здоровья. Известно и другое: дети даже одного возраста могут значительно отличаться по уровню биологической зрелости. Наибольшие расхождения наблюдаются в подростковом возрасте.

Существенное влияние на формирование здоровья ребенка оказывает индивидуальная конституция растущего организма, его реактивность, унаследованная от родителей и изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды. Наследственное или семейное предрасположение может явиться причиной практически любого заболевания человека, изначально формирующегося под флагом диатеза (неврастенического, вегето-дистонического, аллергического и др.).

Среди функциональных отклонений у школьников отмечаются расстройства нервной системы (раздражительность, головные боли, страхи, плохой сон) и функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы. Они не только снижают работоспособность и эмоциональный тонус детей, но и могут стать причиной более серьезных заболеваний.

Педагог В. А. Сухомлинский отмечал, что у большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является плохое состояние здоровья, какое-либо заболевание, чаще всего малозаметное, но поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы. Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды, качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу – формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение, пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь здоровье, не вредить здоровью. Эти слова часто звучат на уроке. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо учить. Почему санитарно-гигиеническое просвещение оказывается не всегда эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно. Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.

Встреча ребенка со школой происходит в возрасте, рецептивном к педагогическому воздействию, следовательно, к формированию жизненно важных мотивов, в том числе мотивов здоровья.

Ответственное отношение к здоровью - это достаточно сложное психическое новообразование. Оно включает:

Отношение к здоровью как к ценности;
- формирование представлений о себе как о здоровом человеке;
- переживание возможности утраты здоровья, мысль об этом должна вызывать тревогу;
- способность использовать в поведении всю информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, причем энергия опасения должна преобразовываться в энергию действия;
- конкретные привычки здорового образа жизни.

Показателем сформированности такого новообразования являются прочные знания о способах сохранения здоровья, умение анализировать свои поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на состояние здоровья, наличие умений проводить самонаблюдения. Важно уметь контролировать и оценивать функциональное состояние организма или отдельных систем органов, с тем чтобы своевременно выявлять отклонения и проводить коррекцию (это простые оздоровительные действия: закаливание, тренировка, регуляция массы тела путем изменения рациона питания, снятие напряжения с помощью изменения режима дня, выполнения релаксационных упражнений).

Самооценку текущего состояния здоровья по результатам анализа объективных и субъективных показателей можно научить учащихся осуществлять с помощью несложных методик.

Наша школа работает над проблемой «Формирование потребности в ЗОЖ у школьников». Все МО и службы школы свои усилия направили на просвещение педагогов (они должны обладать определенной суммой знаний и необходимыми методиками), просвещение родителей и учеников и выработку у них практических умений и навыков.

Формирование у взрослых и детей валеологической грамотности (знание научных основ здорового образа жизни, умения и навыки укрепления здоровья), воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения здоровья нации.

На уроках биологии мною используются задания для самостоятельного отслеживания школьниками состояния своего здоровья.

Задания для самоанализа по биологии.

Задание № 1.

Определите свой тип телосложения. Для этого необходимо измерить свой рост и определить массу тела по формуле: масса тела (в кг.) найти К (коэффициент типа телосложения). Рост (в см.)

Результат от деления в пределах: 0,28 – 0,31 свидетельствует о недостаточной массе, астеническом типе телосложения (астеник худощав, несколько плоскогруд, мускулатура развита слабо);

0,32 - 0,44 свидетельствует о нормальной массе, нормостеническом типе телосложения (нормостеник, или атлетик, широкогруд, плечист, мускулатура выражена отчетливо);

0,45 – 0,53 свидетельствует о чрезмерной массе, гиперстенический тип телосложения (гиперстеник имеет плотное телосложение).

Цифры ниже или выше пределов – свидетельство либо истощения, либо ожирения.

Задание № 2.

Определите показатель развития грудной клетки (ПРГК)

Окружность грудной клетки (в см.)

ПРГК = рост (в см.) * 100

Если ПРГК меньше 50 см. – у вас слабое развитие грудной клетки;

ПРГК 50 – 55 – среднее развитие грудной клетки;

ПРГК больше 56 – отличное развитие грудной клетки;

Разница в сантиметрах между окружностью грудной клетки во время глубокого вдоха и глубокого выдоха называется экскурсией грудной клетки. У ученика 9 – 10 класса она равна 5 – 7 сантиметров. Большая экскурсия свидетельство хорошего объема легких и пропорционального телосложения, меньшая – недостаточный объем легких.

Задание № 3.

Определите пропорциональность своего телосложения.

Примерное соотношение между частями тела:

  • окружность шеи вдвое больше окружности запястья и вдвое меньше окружности талии;
  • окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени;
  • окружность голени примерно равна окружности шеи (у девушек) и окружности напряженного бицепса (у юношей).

Данные измерений запишите в тетради, сравните, как сильно они отличаются от требуемых показателей.

При больших отличиях необходимы дополнительные занятия физической культурой.

Задание № 4.

Проверьте свою осанку, используя рисунок:

При искривлении поясничного отдела позвоночника формируется лордоз, характеризующийся выгнутостью позвоночника и грудной клетки, что приводит к нарушению функций дыхательной и пищеварительной систем.

Если происходит искривление в грудном отделе позвоночника, то развивается кифоз – сутулость.

Если происходит боковое искривление позвоночника, то развивается сколиоз.

Задание № 5.

В течение 2 месяцев выполняйте упражнения, способствующие формированию осанки и развитию мышц плечевого пояса и плеча. Данные заносите в таблицу:

Сравните данные. Дайте объяснение полученным результатам.

Задание № 6.

Проведите самонаблюдение за состоянием тренированности сердца.

1. Найдите пульс, прощупав лучевую артерию. Пульс подсчитывайте за 15 сек. (в пересчете на минуту). Примите лежачее положение и расслабьте мышцы на 2 – 3 минуты. Подсчитайте пульс. Затем подсчитайте пульс сидя за столом. Попрыгайте на месте в течение 2 минут, сразу после прыжков подсчитайте пульс. Проделайте в течение 2 минут упражнения с грузом и запишите результаты после подсчета пульса. Сведите все данные в таблицу:

Почему меняется пульс?

2. Определите степень тренированности сердца по формуле:

П 2 – П 1

Т = П 1 * 100%, где

П 1 – частота пульса в положении сидя;

П 2 – частота пульса после 10 приседаний.

Оценка результатов:

Т < 30% - тренированность сердца хорошая;

Т = 38% - тренированность сердца недостаточная;

Т > 45% - тренированность сердца низкая.

Задание № 7.

Определите наименьшее расстояние зрения.

  1. Закройте один глаз и приближайте к другому глазу книгу с мелким шрифтом до тех пор, пока еще можно читать.
  2. С помощью линейки определите то наименьшее расстояние, на котором Вы видите текст. Для человека с нормальным зрением это расстояние равно 10 – 13 сантиметрам. Если расстояние больше, то у Вас дальнозоркость, если меньше – близорукость.

Задание № 8.

Подсчитайте количество энергии, необходимой для написания контрольной работы.

При письме сидя, на 1 килограмм массы тела человек тратит 7,12 кДж в 1 час (например, m = 50 кг., урок длится 45 минут, т. е. 0,45 часа. Значит, энерготраты составляют: 7,12 * 50 * 0,45= 267 кДж). Сделайте вывод о причинах энерготраты и источниках энергии.

Задание № 9.

Подсчитайте энергетическую ценность дневного рациона (в кДж). Для подсчета используйте счетчик калорий А. Покровского (если его нет, то можно использовать сантиметровую линейку, где 1 мм. = 100 кДж). Составьте свой дневной рацион с помощью таблицы «Энергоемкость продуктов питания», определите энергетическую ценность каждого блюда.

Задание № 10.

1. Изучите ротовую полость.

Сядьте за стол, поставьте перед собой зеркало. Ротовую полость осветите электрическим фонариком. Найдите резцы, клыки, малые и большие коренные зубы. Отметьте, какие из зубов повреждены, какие отсутствуют. С помощью двух карманных зеркал рассмотрите зубные коронки с наружной и внутренней сторон. После выполнения задания заполните таблицу «Мои зубы». Наличие зубов обозначайте цифрой 1. поврежденные зубы обозначайте звездочкой, запломбированные – точкой, удаленные, - знаком тире.

Мои зубы.

Левая сторона Правая сторона Всего
Рез-цы Клы-ки Малые коренные зубы Большие коренные зубы Рез-цы Клыки Малые коренные зубы Большие корен-ные зу-бы
Верхняя
Нижняя

2. Сделайте общий вывод о состоянии своих зубов. Дайте рекомендации по улучшению состояния своих зубов. Обоснуйте, как правильно чистить зубы.

Задание № 11.

Определите чувствительность слуха. Ручные часы медленно приближайте к правому (или левому) уху. Когда начнете слышать их тиканье, измерьте расстояние, на котором находятся часы от уха испытуемого: чем больше это расстояние, тем выше слуховая чувствительность.

Задание № 12.

Если Вы оценили свое здоровье на 5 баллов, постарайтесь не терять достигнутого уровня.

Если оценили ниже 5 баллов – ищите причину отклонений в здоровье.

Задание № 13.

Самооценка физического здоровья (проба по К.П. Бутейко).

  • Сядьте удобно, расслабьтесь;
  • Сделайте спокойный вдох и неполный выдох;
  • Зажмите нос пальцами и заметьте, сколько секунд Вы сможете не дышать.

Если после задержки дыхания возникает глубокий вдох, значит проба проведена неточно. Не нужно себя пересиливать при задержке дыхания: как только захочется вдохнуть, откройте нос и дышите спокойно.

Проба по Бутейко оценивается так: более 40 секунд – здоров, от 20 до 40 секунд – здоровье ослаблено, менее 20 секунд – имеются какие-то заболевания.

Запишите свой результат и периодически повторяйте пробу.

(размер здоровья по Н.М. Амосову).

Если Вы не болели в течение учебного года – у Вас самый высокий уровень здоровья.

Если заболевание возникло во время эпидемии или во время экзаменов – средний уровень здоровья.

А если Вы болеете во время обычных учебных нагрузок – уровень Вашего здоровья самый низкий.

Проанализируйте свое здоровье за последний год и сделайте выводы.

Здоровье человека зависит от множества факторов, половину из которых составляет образ жизни.

  • Достаточно ли внимания уделяете физической нагрузке?
  • Правильно ли питаетесь?
  • Замечаете ли Вы у себя какие-нибудь вредные привычки?
  • Умеете ли Вы уменьшать проявления болезни?

Полученную сумму баллов разделите на 4. Получилась средняя оценка. Сделайте вывод, на что Вам надо обратить внимание, чтобы быть здоровым.

Задание № 16.

Научитесь снимать утомление глаз.

После чтения, письма и другой нагрузки на глаза полезно выполнять следующие упражнения (выполняются сидя):

Упражнение №1

  • зажмурить глаза на 3 – 5 секунд;
  • затем открыть на 3 – 5 секунд;
  • повторить 6 – 8 раз.

Упражнение №2

  • быстро моргать в течение 2 – 3 минут

Упражнение №3

  • закрыть веки;
  • нежно массировать их круговыми движениями пальца в течение 1 минуты.

Упражнение №4

  • закрыть глаза;
  • тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки на 1 – 2 секунды;
  • повторить 3 – 4 раза.

Задание № 17.

Определите степень физической подготовки (пробы Купера).

1) 12 – минутный тест ходьбы и бега (в километрах).

2) тест ходьбы на 2400 метров (в мин., сек.).

Задание № 18.

Определите уровень физической подготовленности по частоте пульса.

  1. Если во время бега Вы можете разговаривать, значит, нагрузка допустимая (тест «разговором» по К. Куперу).
  2. Максимально допустимая частота пульса = 220 – возраст.
  3. Наиболее благоприятная частота пульса при физической нагрузке – 130 ударов в минуту.

Задание № 19.

Определите, правильно ли Вы питаетесь.

Внимательно прочитайте правила питания:

  1. пищу надо принимать 4 – 5 раз в день, в определенные часы, не чаще чем через 4 часа;
  2. пережевывать пищу медленно и тщательно;
  3. вечером не пить чай, кофе;
  4. сахар заменить медом, фруктами, ягодами, овощами;
  5. белый хлеб есть как можно реже;
  6. стараться обходиться без соли;
  7. воду пить небольшими порциями до двух литров в день. Не пить воду во время еды (снижается концентрация желудочного сока);
  8. пищу принимать свежеприготовленную, в теплом виде;
  9. во время еды не разговаривать, не читать, не смотреть телевизор;
  10. садиться за стол только тогда, когда хочется есть.

Запишите свое отношение к правилам в баллах: «да» - 2 балла; «нет» - 0 баллов; «иногда» - 1 балл.

Оценка питания:

20 – 19 баллов – отлично;

18 – 17 баллов – хорошо;

15 – 16 баллов – удовлетворительно;

14 баллов и менее – плохо.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: