Формирование потребностей в здоровом образе жизни. Формирование здорового образа жизни

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Шувойская средняя общеобразовательная школа
Администрации городского округа Егорьевск
Формирование потребности здорового образа жизни:
возможности образовательного процесса и внеурочной
деятельности

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.
При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и
крепкого здоровья т.к. это – основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные
задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и
здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь
долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо
сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ
жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого
ребенка и подростка.
Все родители хотят обеспечить своим детям счастливое детство, дать хороший старт
во взрослую жизнь. Но современного школьника подстерегает большое количество
соблазнов, которые мешают вести правильный образ жизни, обеспечивающий хорошее
здоровье и успеваемость на уроках. Чрезмерное увлечение компьютерными играми и
телепередачами, предпочтение чипсов домашнему обеду – все это является негативными
факторами, постепенно разрушающими здоровье наших детей.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые
встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа, однако
решающая роль принадлежит, в первую очередь, семье.
Здоровый образ жизни школьника включает: правильное питание, занятие
физическими упражнениями, закаливание, соблюдение режима дня, соблюдение норм
гигиены, отказ от вредных привычек.
Здоровый образ жизни школьника – это условие не только здоровья, но и дальнейшей
успешной работы семейной жизни.
У большинства неуспешных учеников главной причиной отставания в учебе является
плохое состояние здоровья, какое­либо заболевание, чаще всего малозаметное, но
поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, докторов и школы.
Здоровье человека зависит не только от наследственных факторов, условий среды,
качества жизни (степени удовлетворенности потребности) но и от образа жизни (как он
относится к своему здоровью). Именно доля влияния образа жизни на состояние здоровья
составляет 50 % . Вот почему сейчас возрастает роль гигиенического обучения и

воспитания школьников, которые должны воздействовать прежде всего на общую культуру
детей. Крайне важно создавать у ребенка культ здоровья, показывать всеми средствами
красоту физического и психического совершенства. Сейчас жизнь ставит новую задачу –
формировать у школьников убежденность в необходимости ведения здорового образа
жизни (использование свободного времени с пользой для здоровья, соблюдение режима
дня, выработка негативного отношения к таким вредным привычкам, как курение,
пьянство, наркомания, самолечение). Иными словами, здоровью надо учить. И пусть эта
мысль не покажется странной. Мы больше привыкли к иным « формулам»: беречь
здоровье, не вредить здоровью. Но чтобы они не остались лишь призывами, благими
пожеланиями, их нужно довести до сознания каждого школьника. То есть этому надо
учить.
Почему санитарно­гигиеническое просвещение оказывается не всегда
эффективным? Дело в том, что вести здоровый образ жизни, чтобы не болеть, способны не
все. Самих по себе знаний о пользе здорового образа жизни недостаточно: важны
соответствующие мотивы. Но у взрослого человека такие мотивы сформировать очень
сложно. Кроме того, вредные для здоровья особенности поведения людей имеют важную
черту: будучи вредными на перспективу, в каждый данный момент они связаны с
определенным удовольствием. Переедаем, потому что приятно съесть побольше, двигаемся
мало, т. к. хочется полежать и т. п. Болезненные нарушения в организме, связанные с
неправильным образом жизни, возникают лишь постепенно и накапливаются незаметно.
Таким образом, отказ от вредных привычек связан с сиюминутным отказом от привычных
удовольствий, а польза от этого отказа прогнозируется только в далеком будущем.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Скажем лишь о том, что
режим дня – это на самом деле режим суток, все 24 часа должны быть спланированы
определенным образом и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если
он выдерживается. Если попытаться выразить суть режима в двух словах, то надо будет
сказать, что это рациональное чередование работы и отдыха.
Режим дня школьников включает следующие компоненты: учебные занятия в школе;
учебные занятия дома (выполнение домашних заданий);
физическими упражнениями; отдых; занятия в свободное время.
сон; питание; занятия
Некоторые родители крайне скептически относятся к самому понятию «режим». А
зря. Нельзя понимать соблюдение режима ребенка как некую догму.
Выполнение режима дня позволяет ребенку сохранять физическое и психическое
равновесие, что дает возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы,

взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной
неустойчивостью, которая ведет к хронической усталости и утомляемости. Эти
постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребенка.

Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать
возрастные возможности.
Должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на
свежем воздухе).
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать
занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5­2 часа. Активный отдых после уроков
обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении,
общении, то есть школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в
первой половине дня.
Пребывание детей на воздухе – это использование естественных факторов природы
для оздоровления и закаливания их организма. Помните: чем больше ребенок двигается,
тем лучше он развивается и растет. Вы ведь и сами замечаете, как после прогулки у
ребенка розовеют щеки, он становится активным, веселым, перестает жаловаться на
усталость.
Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано.
Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее
состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об
удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.
Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум,
разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок,
должен быть свежим.
Здоровье человека - тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и
народов, а в XXI веке она становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как важно заниматься физкультурой и спортом,
как здорово закаливать свой организм, делать зарядку, больше двигаться, но как трудно
бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы
откладываем занятия физкультурой и спортом на «потом», обещаем себе, что рано или
поздно начнем, но иногда становится поздно начинать...
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного
отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.

Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья
ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических
занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения
однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой
активности большой пользы не дает.
Зарядка по утрам, вечерние пешие прогулки, активный отдых во время каникул,
выходные дни на природе - вот лекарство от тех болезней души и тела, которые могут
проявиться, если родители не воспитают у детей привычки быть душевно и физически
здоровыми.
Часто в беседах с родителями слышишь сетования на то, что им некогда, что нужно
кормить семью, и нет времени на такие глупости, как занятия физкультурой и спортом. А
главный аргумент - отсутствие времени и денег на платные секции и кружки. Но не всегда
и не за все нужно платить.
Достаточно вместе с ребенком утром или вечером 10 минут подвигаться, но
ежедневно и не зависимо от складывающихся ситуаций - результат успешности ребенка
будет налицо.
Ребенку важно, чтобы папа и мама делали упражнения вместе с ним, помогая ему и
одобряя его.
Родители ни в коем случае не должны отворачиваться от своего ребенка и показывать
свое недовольство. Как показывают статистические данные, намного чаще рецидивы
случаются у тех подростков, у которых были сложные отношения с родителями. Конечно
же, ваше негодование и расстройство абсолютно понятны, и даже в вашей агрессии нет
ничего постыдного. Однако вам необходимо взять себя в руки и быть рядом с вашим
ребенком в течение всего времени лечения. Ведь ваша любовь и поддержка значат для него
гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

Формирование потребности у детей в здоровом образе жизни.

Народная мудрость гласит: "Здоровье - всему голова". Трудно с этим не согласиться. Здоровье бесценный дар природы, и его надо уметь сохранить.

Мы рождены,чтоб жить на свете долго;

Грустить и петь, смеяться и любить.

Но чтобы стали все мечты возможны,

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. По данным НИИ социальной гигиены и организации здравоохранения, в России только около 40% детей можно считать условно здоровыми. Сегодня, как никогда,усилия работников ДОУ направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

К ним относятся: 1.Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. 2.Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурные занятия,проблемно-игровые, коммуникативные игры,образовательная деятельность здоровьесбережение.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии . И тут возникает такой вопрос: «А может ли сам ребенок заботиться о своем здоровье?»

Все родители стараются сделать всё, чтобы их ребенок рос здоровым. Но их усилия достигнут результата лишь при одном ус ловии: если к этому же будет стремиться и сам ребенок, если он, по няв, как важно быть здоровым, станет ежедневно заботиться о сво ем собственном здоровье.

Возможно ли это? Достижимо ли? Да, вполне возможно и достижимо. Только для этого он должен узнать, как устроен челове ческий организм, от чего зависит нормальная слаженная работа всех его органов, что может ему повредить, что помочь, главное же, что и как нужно делать, чтобы не испортить, а укрепить свое здоровье.

В состоянии ли ребенок эти знания и умения усвоить, т. е. сделать своим, личностно значимым именно для него достоянием? И на этот вопрос мы, работники дошкольного образования, отвечаем утвердительно. Дошкольный возраст - сенситивный период для воспитания и формирования потребности в здоровом образе жизни. Возраст - когда закладываются основы характера, отношения к окружающей жизни и к самому себе. Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых, но и его самого нужно приучать заботиться о своем здоровье. Нужно лишь ото брать необходимую ребенку информацию и преподнести ее в ин тересной и доступной для его понимания форме. Как это сделать?

Читаем с ним иллюстрированные детские книги, статьи из детских энциклопедий. Подобных изданий сей час много на книжном рынке.

Рассказываем ребенку о том, что надо де лать, чтобы помочь своему организму работать четко и слаженно, как часы, от чего может пострадать слух, ухудшиться зрение, как можно избежать болезней и т. д. Для этого не нужно специально го времени, подходящий случай всегда найдется. Ребенок не по погоде оделся, собираясь гулять; предпочитает есть только сладо сти; любит понежиться в постели; не моет руки перед едой; сидит, согнувшись за столом, - эти и подобные ситуации могут стать те мой для обсуждения. Спрашиваем: почему так не стоит делать? Поче му этого «не любит» желудок? Почему эта привычка вредна для организма? Пусть ребенок попытается оценить свои действия и спрогнозировать их последствия. А потом предлагаем ему пред ставить себя в роли доктора. Какие бы советы он дал и почему им надо следовать.

Друзья нашего здоровья - это солнце, воздух и вода, это главные факторы помогающие сохранить и укрепить здоровье, надо только умело ими пользоваться, чтобы закалить свой орга низм, т. е. сделать его устойчивым против болезней.

Очень важно, чтобы ребенок не сопротивлялся закаливаю щим процедурам, а захотел их выполнять, особенно на первых по рах, пока они не стали привычкой.

Очень высокий оздоровительный эффект имеет солнце, которое способствует уничтожению микробов, повышает сопро тивляемость и устойчивость организма против болезней, закаля ет. Недаром известный русский хирург, анатом и педагог Н.И. Пирогов постоянно напоминал родителям: «Где редко бы вает Солнце, там часто бывает врач». Дети очень любят играть на воздухе в солнечные дни, но они должны знать, как «обра щаться» с солнцем. Расскажите им, что под действием солнечных лучей можно получить солнечный удар. Для того чтобы этого не случилось, нужно обязательно носить легкий головной убор, причем лучше светлый. Что ребенок должен знать о воде? Человеческий организм не может жить и развиваться без воды. Летом, в жару, человек потеет, и вода уходит из организма. Поэтому нужно восполнять «утерянную» воду. В течение дня следует выпивать до двух лит ров жидкости, но не стоит увлекаться сладкой газировкой: она не утоляет жажды.

Самое доступное средство закаливания летом - купание в море, реке, озере, а в условиях детского сада - искусственном бассейне.

Еще один друг здоровья - свежий воздух.

Свежий воздух, как вода и солнце, - средство закалива ния. Ребенок должен проводить на свежем воздухе не менее двух часов в день. Подбираем комплексы физических упражне ний, подвижных игр, ведь ребенку хочется двигаться, скакать, резвиться, в этом педагог является хорошим партнером для ребенка,который не только получает массу положительных эмоций, но и учится пре одолевать конфликтные ситуации, управляет своими чувствами, поведением, реакциями в общении с другими детьми. Все это - условия сохранения его психического здоровья и нормального развития.

Многие родители, у которых дети часто и подолгу болеют, считают, что слабого здоровьем ребенка не стоит нагружать физическими упражнениями. Это мнение ошибочно: противопо казаний для занятий физкультурой нет. Сейчас разработано множество различных комплексов физических упражнений. Главное, подобрать каждому ребенку необходимую ему физи ческую нагрузку. Самый простой критерий отбора - хорошее самочувствие и настроение ребенка во время и после занятий. Очень важно также соблюдать принцип постепенности, чтобы физическая активность улучшала работу всех жизненно важных органов.

Систематические занятия, посильные для малыша физиче ские упражнения непременно укрепят его здоровье, сделают сильным, ловким, выносливым.

В повседневной деятельности, учим ребенка навыкам самоконтроля за состоянием соб ственного здоровья. Например, он должен уметь проверять свою осанку и следить за ней. Вы, конечно же, знаете этот при ем. Встать спиной к стене, плотно прижав к ней пятки, ягодицы, лопатки и голову. Зафиксировать это положение и, отойдя от стены, запомнить. При многократном повторении вырабатыва ется мышечная «память».

Ребенок должен знать о тех болезнях, виновником которых может стать он сам, и о том, как предупредить эти болезни, т. е. со хранить здоровье.

Например, мы рассказываем ребенку об устройстве его орга низма, правилах личной гигиены. Но важно не просто знать, а при менять эти знания в жизни. Ребенок должен сознательно относить ся к выполнению правил личной гигиены и знать, что его ждет, если он не будет соблюдать эти правила.

Многие расстройства желудочно-кишечного тракта (боли в животе, тошнота, понос) называют болезнями «грязных рук».

Почему? На этот вопрос малыш может ответить самостоя тельно, установив связь между неправильным поведением и болез нью, т. е. между причиной и следствием. Проверьте знания ребен ка, предложив ему игру-тест «Как я поступаю?». Каждый ответ (да, нет) оценивается одним баллом.

  1. Я забываю мыть руки перед едой.
  2. Я ем фрукты и овощи немытыми..
  3. Я ем слишком быстро.
  4. Я плохо пережевываю пищу.
  5. Я ем слишком много, переедаю.
  6. Я люблю чипсы и ем их часто.
  7. Я грызу ногти на руках.
  8. Я ем много сладостей.

Суммировав баллы (установив, каких ответов больше), ре бенок должен сам сделать вывод: может ли у него заболеть живот и отчего.

Такие же тесты можно предложить о других факторах здо ровья - закаливании, занятиях физкультурой, условиях сохране ния хорошего зрения, слуха и т. д.

Стараемся разъяснить ребенку, почему не нужно покупать на улице и на рынке конфеты-леденцы, пирожки и другую заманчивую еду, приготовленную кустарным способом или не под лежащую долгому хранению.

Ребенка нужно как можно раньше познакомить с опасными для жизни ядовитыми ягодами и грибами: поганками, мухоморами, ложными опятами, показываем, как они выглядят (по рисункам в книгах или в природных условиях). Это тоже лучше делать в игре, по буждая ребенка размышлять, делать выводы из специально созда ваемой проблемной ситуации.

Очень важно объяснить ребенку, что многие микробы (мель чайшие живые организмы) передаются воздушно-капельным путем. В результате возникают болезни дыхательной системы: ангина (сильное воспаление нёбных миндалин), бронхит (воспаление бронхов), грипп (повышение температуры, слабость, головная боль, тошнота, иногда рвота, поражение слизистой оболочки ды хательных путей).

Учим ребенка пользоваться маской (марлевой повязкой) или носовым платком, если он сам заболел или рядом находится больной человек, который чихает и кашляет. Объясняем, почему нельзя есть из одной посуды с больным человеком, брать у него из рук еду, есть одно яблоко и т. д.

Рассказываем е ребенку, если он заболеет, как нужно себя вести. Он будет стремиться выполнять все предписания врача, ко гда поймет их смысл и назначение. Учим ребенка контролировать свое поведение и после болезни, чтобы удостовериться, что он здо ров. Спрашиваем о его ощущениях, объясняем, почему надо из бегать резких охлаждений, не прыгать, не бегать: организму после болезни (грипп в тяжелой форме, длительная ангина, бронхит, пневмония и т. д.) необходимо восстановиться.

Нередко у детей возникают головные боли, вызванные внеш ними, вполне устранимыми причинами. Назовем эти причины.

Во-первых, нарушение режима дня, в результате чего на ступает утомление.

Что делать: создать такие условия, чтобы ребенок вовремя гулял, ел, ложился спать, не сидел часами перед телевизором или за компьютером.

Во-вторых, нарушение порядка чередования труда и отды ха, что тоже приводит к утомлению.

Что делать: правильно организовать занятия, обеспечить активный отдых (физкультминутки, прогулки).

В-третьих, недостаточная двигательная активность, ослаб ляющая организм и снижающая его работоспособность.

Что делать: привлечь ребенка к занятиям физической куль турой и спортом. При проведении занятий по ОБЖ, рассказываем ребенку, что в его доме (квартире) имеется боль шое количество бытовой техники и бытовых приборов, которые, улучшая условия жизни, в то же время требуют соблюдения правил их безопасной эксплуатации.

Первая опасность - пожар. Участившиеся пожары, ставят эту проблему на первый план. Поэтому ребенок должен знать, что может вызвать это бедствие. 90 % пожаров в жилых домах воз никают по вине человека - чаще всего из-за нарушения правил эксплуатации бытовых электроприборов, шалостей с огнем (игры со спичками, пользование петардами, хлопушками, бенгальским огнем), использования неисправного газового оборудования.

Учим детей, как действовать в случае возникнове ния пожара: позвонить по телефону пожарной охраны «01» и со общить об опасности; покинуть помещение; при эвакуации из го рящего помещения закрыть за собой дверь; преодолевая огонь, укрыться мокрым пальто или одеялом; покидая здание, не пользо ваться лифтом.

Необходимо, чтобы дети усвоили, почему нельзя прика саться мокрыми руками к электрической бытовой технике или включать неисправные электроприборы. Учим их поль зоваться электрическим чайником, плитой.

Какие еще опасные предметы есть в наших домах? Стираль ная машина, электрическая мясорубка, кофемолка. Вся эта домашняя техника имеет крутящиеся детали. Дети должны знать, что нельзя туда засовывать пальцы!

На плите стоят горячий чайник, сковорода, кастрюли. Брать их нужно кухонным полотенцем или прихваткой, иначе можно получить ожог. Обжечься можно также горячим паром или кипятком.

Рисуем вместе с детьми символы, обозначающие опасности, которые подстерегают его дома, например препараты бытовой химии. Их нельзя нюхать и пробовать на вкус.

Предупреждаем ребенка, что из домашней аптечки нельзя брать ничего без ведома взрослых

Знак опасности можно прикрепить у окна или на дверь бал кона: нельзя высовываться из окна, сидеть на подоконнике или вы ходить без взрослых на балкон - можно упасть и разбиться.

Что еще должен знать и уметь ребенок, чтобы сохранить собственное здоровье? Нужно знать правила поведения на улице. Наибольшее количество несчастных случаев связано с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП). Трагическое положение складывается с безопасностью детей в младшем дошкольно-школьном возрас те. Из общего числа пострадавших детей около 30 % становятся инвалидами. Зачастую виновником ДТП является пешеход, нару шающий правила поведения на дорогах.

Осваивать правила перехода улицы лучше всего в игровой форме. В работе для закрепления знаний используем настольные игры: «Светофор», «Правила уличного движения» и др. Потом, переходя улицу вместе с детьми проверяем, как они руководствуется этими правила ми на практике, все ли выполняют точно.

В работе с родителями, предлагаем пользоваться советами и рекомендациями:

Совет 1 .Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней заряд ки, закаливания, правильного питания.

Совет 2. Научить ребенка неукоснительно соблюдать гигие нические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.

Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.

Совет 4. Помогать ребенку овладеть навыками самоконтро ля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражне ний.

Совет 5. Научить ребенка правильно пользоваться естест венными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывать у ребенка стремление и привычку к зака ливанию организма.

Совет 6. Помнить, что в движении - жизнь. Заниматься вместе с ребенком спортом, больше гулять, играть на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - за лог здоровья ребенка.

Совет 7. Следить за правильным питанием ребёнка и вос питывать положительное отношение к соблюдению режима пи тания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.

Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профи лактики инфекционных заболеваний: держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает; не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой; не надевать обувь или головные уборы других детей. Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.

Совет 9. Познакомить ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учить его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.

Проводимая нами физкультурно-оздоровительная и коррекционная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении. Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной и творческой личности. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность физкультурной деятельности, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело - все это дает положительный эффект в нашей работе. Дети показывают хорошие результаты развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, а также достаточный уровень развития основных движений.

Взгляни вокруг: прекрасная природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Таким образом, применяя на практике новые методы технологии по здоровьесбережению мы, педагоги, формируем у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, повышаем результативность воспитательно-образовательного процесса, формируем у детей и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бабенкова Е.А.Как приучить ребенка заботиться о своем здоровье.-М.: Вентана-Граф,2004.
  2. Копылов Ю.А.,Полянская Н.В.Физическое воспитание ослабленных детей-М.: Вентана-Граф,20004.
  3. Зайцева В.А.Полные и худощавые дети.- М.:Вентана-Граф,2004.
  4. Лемяскина Н.А.,Обухова М.А.Тридцать уроков здоровья.М.,2001.
  5. Зайцев Г.К. Твои первые уроки здоровья. СПб ТЦ «СФЕРА» 1995.
  6. Латохина Л.И.Творим здоровье души и тела. СПб ТЦ «СФЕРА» 1997.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность.

Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

Следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно - правовыми документами, как Закон РФ "Об образовании" (ст.51), "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

занятия физкультурой, прогулки.

рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

Правильное питание обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья. Правильная организация питания имеет большое значение для развития детского организма, в предупреждении и лечении многих заболеваний.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение: "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". И действительно, использование этих естественных сил природы, использование разумное, рациональное, приводит к тому, что человек делается закаленным, успешно противостоит неблагоприятным факторам внешней среды - переохлаждению и перегреву. Закаливание - эффективное средство укрепления здоровья человека. Успешность и эффективность закаливания возможны только при соблюдении ряда принципов:

Постепенность;

Систематичность;

Комплексность;

Учет индивидуальных особенностей.

Психическая закалка стимулирует и физиологические защитные механизмы: иммунитет, функцию эндокринных желез, Говоря о положительных эмоциях, следует также помнить, что в педагогике поощрение считается более эффективным рычагом воздействия на ребенка, чем наказание. Поощряя ребенка, мы сохраняем и укрепляем его здоровье

дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

бережное отношение к окружающей среде, к природе

медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций

формирование понятия "не вреди себе сам"

Физкультурно-оздоровительная деятельность включает в себя:

Создание системы двигательной активности в течение дня:

утренняя гимнастика (ежедневно);

физкультурные занятия (3 раза в неделю);

музыкально - ритмические занятия (2 +2 раза в неделю);

прогулки с включением подвижных игр;

оздоровительный бег (ежедневно);

пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)

зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях

оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно);

физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);

эмоциональные разрядки, релаксация;

ходьба по массажным коврикам, песку, гальке (босохождение);

спортивные досуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)

Необходимость поддержания и укрепления здоровья детей.

Потребность в здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основе представлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том, что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, не стричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают на специальных занятиях в нашем детском саду.

Задачи работы по формированию здорового образа жизни дошкольников:

формировать представления о том, что быть здоровым - хорошо, а болеть - плохо; о некоторых признаках здоровья;

воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть побольше овощей, фруктов; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; соблюдать режим;

помочь овладеть устойчивыми навыками поведения;

развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;

вырабатывать навыки правильной осанки;

обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;

развивать художественный интерес

Задача сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста является главной в работе детского сада.

Поэтому особенно важно формировать у них с дошкольного возраста заинтересованное отношения к своему здоровью. Исходя из этого, целью нашей деятельности является: формирование культуры здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Реализацию цели осуществляю через решение следующих задач:

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

обеспечение физического и психического благополучия;

содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;

воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;

сформировать здоровьесберегающие навыки и привычки.

В своей работе мы опираемся на “Программу воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, главной задачей которой является сохранение и укрепление здоровья детей, формирование заинтересованного отношения к своему здоровью.

Считаю важным сформировать у детей адекватные представления об организме человека (о строении собственного тела); помочь им создать целостное представление о своем теле; научить слышать и слушать свой организм; осознать самоценность своей жизни и ценность жизни другого человека; формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни; привить навыки профилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников; развивать охранительное самосознание, оптимистическое миро- и самоощущение, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли.

Отталкиваясь от поставленных мною целей и задач, организовала развивающую предметную среду. Среда, окружающая детей в группе, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врожденную потребность детей в движении, которое служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нем, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Зона обучения - хорошо освещена, в ней размешены столы, где проходят занятия. Столы располагаются по кругу, т.е. так чтобы педагог работал "не над", а "вместе" с детьми. Функциональная роль этой зоны - обучающая, релаксационная. Дети находятся здесь не только на занятии, но и могут организовать игры, отдохнуть. В течение дня здесь проходят пальчиковая гимнастика (способствующая нервно-психическому развитию) и дыхательные упражнения.

Зелёная лаборатория создана для развития у детей познавательного интереса к исследовательской деятельности и способствует формирования научного мировоззрения. Здесь же находится центр "воды и песка". Дети с удовольствием обследуют песок, познавая его свойства, плещутся в воде, открывая её тайны. Игры детей с водой способствуют улучшению дыхания, закаливанию организма (кисти рук, также, как и стопы, являются зонами теплообменниками; через эти зоны проходит 70% тепла; температура воды должна быть не ниже 28 градусов). Функциональная роль центра - познавательная, оздоровительная. В лаборатории разбиваем "огород на подоконнике" - где круглый год выращиваем лук, укроп, петрушку, использую затем всё это в рационе питания детей, тем самым, повышая запас витаминов.

Все известные педагоги с древности и до наших дней отмечают: движение - важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Движения - первые истоки смелости, выносливости, решительности маленького ребенка. Условия жизни детей в детском саду следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности малыша. Отправной точкой служит следующее: все, что есть в детском саду (в помещениях, на территории), должно быть приемлемо для ребенка и ни в коей мере не должно наносить ущерб его здоровью и благополучию (физическому, психическому, социальному).

Двигательная активность способствует повышению умственной работоспособности, речевому развитию, полноценному формированию произвольных движений и действий, лежащих в основе двигательного поведения человека. Именно прогресс в развитии движений (двигательного анализатора) в большой мере определяет прогресс развития функций мозга человека. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг ребенка, тем интенсивнее идет его развитие. Кроме того, ребенок может осуществлять непрерывную деятельность в течение 12 – 15 минут, после чего необходим отдых или смена деятельности. А вынужденную статическую позу ребенок старшего возраста может сохранять в течение 3 – 4 минут, после чего необходима ее смена. Исходя из этого, проводя учебные занятия, я стараюсь организовать детей так, чтобы их динамическая поза во время занятия менялась на всем его протяжении – дети сидят за столом, полукругом на стульях, на ковре и т.д. Также во время занятий использую разнообразные формы организации детей – они работают в паре, индивидуально и коллективно. Кроме того, учитывая небольшую протяженность непрерывной деятельности детей, во время занятий проводятся физкультминутки, динамические паузы. Их тематика соответствует теме занятия.

Кроме того, я стараюсь наполнить жизнь детей движением не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Составила картотеку подвижных игр и упражнений, и постоянно использую их в работе с детьми.

Ежедневно организую пальчиковые игры, т.к. они позволяют удовлетворить потребность в движении не только крупных мышц, но и более мелких (пальцев рук). Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Широко использую пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях, в утренний отрезок времени, в играх предлагаю детям выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т.д. Гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка. В группе имеются картотеки пальчиковых игр, различные предметы и массажеры для выполнения упражнений.

Таким образом, я забочусь об удовлетворении двигательной активности во время занятий и в свободной деятельности детей, а движения для ребенка – это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта.

Для укрепления здоровья детей применяю также различные методы закаливания. Один из наиболее популярных - хождение по солевым дорожками после дневного сна. Этот режимный момент у нас в группе превращен в веселую игру – упражнения на индивидуальных и общих массажных ковриках сопровождаются различными потешками. Так же детям очень нравится обливание рук до локтя водой комнатной температуры. Так как дети иммуно-ослабленные, я в своей работе использую щадящее закаливание.

Что такое массаж, знают многие. Слово массаж происходит от арабского слова масс – касаться. Благоприятное воздействие массажа на организм переоценить невозможно. Массаж является одним из средств лечебно-профилактической работы. И еще очень важно – массаж не требует особого дорогостоящего оборудования. Как же сделать, чтобы благотворное действие массажа наиболее полно влияло на здоровье и самочувствие каждого ребенка? Я решила обучить каждого ребенка самомассажу. Разные виды самомассажа подобрала с учетом возраста, возможностями детей и условиями детского сада. Многие комплексы самомассажей имеют игровую форму, упражнениям даны названия, понятные детям. Каждому виду массажа определено время в режиме дня.

На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (разработки А.А.Уманской). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба), у внутренних концов бровей (параллельно), у крыльев носа (параллельно), у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4–5-летнего возраста.

Также использую массаж «Пять маленьких лекарей». Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца. Самомассаж доступен всем, даже малышам, а это здорово! И, конечно, - здоровье!

Во время занятий широко использую музыку. Использование музыки в физкультурной деятельности делает ее увлекательной и эффективной. Она поднимает настроение, организует движение детей и облегчает в ряде случаев их усвоение. Музыка способствует улучшению осанки, придает движениям выразительность, способствует развитию их точности, координированности.

Особое внимание стараюсь уделять прогулке детей. На прогулках проводятся различные игры с водой, дыхательные упражнения, ходьба босиком, солнечные ванны.

Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Поэтому, положительных результатов при решении поставленных задач ложно достигнуть, если в группе создано сообщество дети - родители - педагог.

Проводятся беседы с родителями о влияние образа жизни на состояние здоровья;

на собраниях рассказываю о значении движений в жизни детей дошкольного возраста;

на общих родительских собраниях с привлечением специалистов учреждения: инструктора по физической культуре, логопеда, муз. руководителей, врача, ст. медсестры, ст. воспитателя рассказываем о наших планах, задумках и возникающих проблемах;

оформила уголок здоровья для родителей с рекомендациями и медицинскими советами по оздоровлению, где ежемесячно вывешиваются листы здоровья, откуда родители узнают о том, что индекс здоровья у наших детей повышается;

проводим анкетирование по ЗОЖ.

Результаты анкетирования говорят о том, что наших родителей очень волнует состояние здоровья детей, и они готовы быть нашими помощниками и союзниками. Это приводит к тесному контакту в работе с родителями, т. к. только родители могут донести до нашего сведения те особенности ребенка, которые он проявляет в домашней обстановке, ведь не секрет, что в нашей практике встречаются такие дети, которые по-разному ведут себя в детском саду и дома.

Я убедилась, что внедрение здоровьесберегающих технологий в педагогический процесс способствует сохранению и укреплению здоровья детей, а также их интеллектуальному развитию. У детей сформированы здоровьесберегающие навыки и привычки. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма. Позволяет системно решать сложный вопрос сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование здорового образа жизни.

Основной идеей Концепции формирования здорового образа жизни в системе непрерывного образования является развитие физического и психического здоровья подрастающего поколения, что станет важным компонентом философского гуманистического образования, необходимого для решения задачи понимания ценности жизни каждого человека в общей системе мироздания.

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то оздоровительную направленность должна иметь вся жизнедеятельность ребёнка в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). А в первую очередь принципу оздоровительной направленности должна отвечать организация физического воспитания дошкольников.

Следует отметить, что сохранению и укреплению здоровья способствует система здоровьесберегающих форм жизнедеятельности человека - здоровый образ жизни, который закладывается с раннего возраста. На формирование системы знаний и умений в области познания ребенка самого себя, своих возможностей и способов их развития наибольшее влияние оказывают образовательные учреждения, на которые возлагаются задачи по формированию культуры здорового образа жизни, исходя из социальных основ здоровья и осознания ответственности обществаза здоровье детей.

Осуществление оздоровительной направленности физического воспитания дошкольников будет эффективным если:

У дошкольников сформированы знания об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности) и эмоционально-положительное отношение к данным элементам, а также умение реализовывать их в поведении и деятельности;

Педагоги в доступной форме доносят иформацию дошкольникам об основах здорового образа жизни и формируют на этой базе эмоционально-положительное отношения к данному процессу;

Организовано сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного взаимодействия.

Третий год жизни малыша - завершающий период раннего детства. Он имеет свои, только этому году присущие, возрастные особенности. В этот период замедляется интенсивность физического развития, столь характерная для первых двух лет. За счет ускоренного роста рук и особенно ног изменяются пропорции тела. Меняется осанка, дети становятся стройнее. У них четче выражена мускулатура; в результате развития мелких мышц кистей и пальцев, совершенствуется точность движений. Хрящевая ткань усиленно заменяется костной. Интенсивно растут кости черепа, кистей и стоп. Но интенсивность роста в длину снижается, однако возможны индивидуальные колебания. В: среднем за год масса тела возрастает на 2 кг, длина тела увеличивается на 7-8 см. К 3 годам масса тела ребенка достигает, как правило, 14,8-15,0 кг, длина тела 95-96 см, окружность грудной клетки 52 см.

На третьем году жизни заканчивается прорезывание молочных зубов. После 2 лет абсолютные и относительные величины годичных приростов тотальных размеров тела уменьшаются

В возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается ускоренное развитие физических качеств, связанное с расширением объема движений. Это первый критический период в развитии двигательной функции.

Младший дошкольный возраст - это период активного совершенствования качества движений, которыми овладел ребенок на предыдущих этапах. Более координированными становятся движения рук и ног, исчезают лишние движения, которые ребенок делал раньше. В этом возрасте дети овладевают, всеми видами основных движений таких, как ходьба, бег, лазание, метание, бросание, прыжки.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Формирование потребности в здоровом образе жизни [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

За последние сто лет человечество достигло невиданных успехов во многих областях науки и сферах производства материальных благ. Все, что создано, – результат деятельности человека, его таланта и интеллекта. Труд преобразует не только окружающую среду, но и самого человека. Однако благополучие любого сообщества и каждого человека в отдельности определяется не материальными благами, а состоянием его здоровья.

Понятие и особенности формирования потребности в здоровом образе жизни

Здоровье человека в значительной мере зависит от существующих в обществе систем ценностей, определяющих смысл жизни. Здоровье является личной и общественной ценностью.

Понятие "здоровый образ жизни" однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П.А.Виноградов, Визитей Н. Н., В.А. Пономарчук, В.И.Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (М.Я. Виленский и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации.

Здоровый образ жизни – это "результирующая действий многих внутренних и внешних факторов, объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья" .

Здоровый образ жизни – это реализация комплекса действий во всех основных формах жизнедеятельности человека: трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой.

В немалом количестве болезней виноваты не природа, не окружающая среда и общество, а только сам человек, являющийся частью этой природы и этого общества. Чаще всего, особенно в зрелом возрасте, человек заболевает от малой подвижности и несоблюдения режима питания. При этом он надеется на медицину. Медицина может неплохо лечить многие болезни, но не может сделать человека абсолютно здоровым. Роль медицины заключается в том, чтобы научить человека, как стать таким. Для того чтобы стать и быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. К счастью, мы сами можем укрепить свое здоровье, соблюдая здоровый образ жизни, однако необходимые усилия возрастают по мере взросления и старения организма. К сожалению, здоровье, как важная жизненная потребность в достижении той или иной цели, осознается человеком, когда его старость становится близкой реальностью.

Формирование потребностей в здоровом образе жизни


Здоровый образ жизни (ЗОЖ) является комплексом оздоровительных мероприятий, обеспечивающий гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого и физического долголетия.


ЗОЖ содержит в себе следующие основные элементы:- личную гигиену, - рациональное питание,- отказ от вредных привычек,- закаливание,- оптимальный двигательный режим.


Личная гигиена включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом и полостью рта, гигиену одежду и обуви. Знание правил личной гигиены необходимо каждому человеку, поскольку их строгое соблюдение способствует укреплению здоровья, повышению умственной и физической работоспособности


Рациональное питание является фактором, во многом определяющим здоровье. Пища представляет собой определенную комбинацию продуктов питания, состоящих из белков, жиров, углеводов, минеральных солей и воды. Суточная потребность в энергии и питательных веществах перекрывается за счет пищи, при этом часть необходимых витаминов образуется в кишечнике.


Вредные привычки не совместимы с занятиями физической культурой и спортом. Курение, употребление алкоголя и наркотиков оказывают пагубное воздействие на здоровье и значительно снижают умственную и физическую работоспособность. Таким образом, для организации здорового образа жизни и улучшения собственного физического состояния и здоровья, необходимо отказаться от вредных привычек и не возвращаться к ним


Закаливание – это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к различным воздействиям окружающей среды (холода, тепла, солнечной радиации, пониженного атмосферного давления)


Недостаточность мышечных движений на производстве и в быту, а также при передвижениях, отрицательным образом сказывается на физиологических функциях организма современного человека. Человек, в принципе, может жить при полном отсутствии движений, но это приводит к атрофии мышц, ухудшению функциональных возможностей сердечно-сосудистой и других систем


Применение системного подхода к формированию у подростков здорового образа жизни и ответственного отношения к собственному здоровью предполагает целый ряд мер и мероприятий, проводимых с детьми


В работе с родителями, предлагаем пользоваться советами и рекомендациями:


Совет 1. Активно участвовать в оздоровлении своего ребенка. Не только рассказывать ему, что нужно делать, чтобы не болеть, но и личным примером показывать полезность для здоровья выполнения правил личной гигиены, утренней зарядки, закаливания, правильного питания.


Совет 2. Научить ребенка неукоснительно соблюдать гигиенические требования к чистоте тела, белья, одежды, жилища.


Совет 3. Приучить ребенка строить свой день, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими упражнениями и спортом, прогулки и игры на свежем воздухе, а также полноценное питание и крепкий сон - лучшая профилактика утомления и болезней.


Совет 4. Помогать ребенку овладеть навыками самоконтроля за здоровьем, особенно при выполнении физических упражнений.


Совет 5. Научить ребенка правильно пользоваться естественными оздоровительными факторами - солнцем, воздухом и водой. Воспитывать у ребенка стремление и привычку к закаливанию организма.


Совет 6. Помнить, что в движении - жизнь. Заниматься вместе с ребенком спортом, больше гулять, играть на свежем воздухе. Здоровый образ жизни, культивируемый в семье, - залог здоровья ребенка.


Совет 7. Следить за правильным питанием ребёнка и воспитывать положительное отношение к соблюдению режима питания. Ребенок должен знать, какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.


Совет 8. Научить ребенка элементарным правилам профилактики инфекционных заболеваний:- держаться подальше от тех, кто кашляет и чихает;- не пользоваться чужой посудой или зубной щеткой;- не надевать обувь или головные уборы других детей.Если ребенок болен сам, чихает и кашляет, он должен знать, что надо прикрывать рот и нос маской или платком, не играть с друзьями, выполнять назначения врача.


Совет 9. Познакомить ребенка с правилами безопасного поведения в доме, на улице, на отдыхе и учить его выполнять эти правила, чтобы избегать ситуаций, опасных для жизни.



Спасибо за внимание!!!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: