Эссе педагога моя педагогическая философия. Эссе воспитателя детского сада «Моя педагогическая философия»

Эссе воспитателя ДОУ «Моя педагогическая философия»

Амирова Галина Ринадовна, воспитатель МАДОУ детский сад "Дарование", с. Ташла, Ташлинский район, Оренбургская область.
Описание материала: Предлагаю вам эссе «Моя педагогическая философия». Может быть полезен воспитателям и учителям начальных классов при составлении портфолио педагога.

Чтобы стать настоящим воспитателем детей,надо отдать им свое сердце.
Сухомлинский В.А.

«Отдаю свое сердце детям…»
Тем, кто каждый день встречает меня радостной улыбкой, ясными глазами и чистым сердцем. Это мои счастливые минуты жизни. Я рада, что это счастье получаю в своей профессии, профессии воспитателя детского сада.
Я рада, что не ошиблась в своем выборе. Выбор, который был сделан еще в школе. Моим воспитателем в детском саду была Нина Ивановна Зайцева. она умела все: петь, танцевать, читать стихи. Но самое главное, она умела видеть каждого из нас, чувствовала, уважала. И мне очень хотелось стать похожей на нее.
И вот я в профессии!

Иду вслед за любимым воспитателем, усвоив ее нравственный закон «детству следует оказывать величайшее уважение»
Моя задача воспитывать.А что это значить?
В словаре В.И.Даля сказано, что «воспитывать значит заботиться о нравственных потребностях ребенка до возраста его, обучать всему, что для жизни нужно»
Воспитание человека начинается с самого рождения; он еще не говорит,еще не слушает, но уже учится. И сменяя, воспитателя начинается этот процесс в длиною в жизнь.
Как же много профессий вбирает моя!
Это и педагог. и психолог, и доктор, и актер, и музыкант, и танцор! Почему? Потому что ребенок мал, доверчив, беззащитен, раним, но очень любознателен. Я же ввожу детей в окружающий мир, помогаю каждому найти свой путь, учу преодолевать трудности и препятствия.
Как это я делаю?
Увожу в мир игры…
потому что игра – это огромное светлое окно, через которое духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
« Игра – это искра,зажигающая огонек пытливости и любознательности».
/Сухомлинский В.А./

Опять иду за Сухомлинским:
«…если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка останется недоступным счастье труда». Труда созидающего, развивающего, преображающего, который возводит нас до добродетели.
Привожу детей…
К пониманию необходимости творить добрые дела, совершать благородные поступки и дела для милосердия, что является основой нравственности,фундаментом их будущей жизни.
Я хочу научить каждого ребенка жить в согласии с самим собой и окружающим миром; показать, как красив и приветлив мир, в котором мы живем.
Стремлюсь воспитать в них взаимоуважение, взаимопонимание, человеколюбие, чтобы нравственные ценности стали главными ориентирами на жизненном пути.
Все это возможно только при одном условии: впусти ребенка в свое сердце, стань частицей его открытого детского мира.
Я счастливый человек, потому что делаю самое важное дело на Земле: формирую духовный мир маленького Человека.

Эссе воспитателя

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Тулуна «Детский сад «Светлячок»

Устиновой М. Г. на тему: «Моя педагогическая философия».

«Детство - это цветущий луч, залитый солнцем,

По которому бежишь без оглядки к далекому горизонту.

И как важно, чтобы рядом с тобой был

Любящий и опытный поводырь».

А.И. Баркан

Моя педагогическая философия. А в чем же заключается моя педагогическая философия? Ответ на этот вопрос не так-то прост. Ведь профессия «воспитатель» очень трудная, но, в то же время, очень благодарная профессия. Давайте попробуем поразмыслить на эту тему.

Я работаю в дошкольном образовании 18 лет. За эти годы кто-то из моих воспитанников уже успел создать семью, кто - то еще учиться в школе, а кто - то, только перешел порог этого дома.

Пусть говорят, что наша профессия не благодарная, я же, считаю, что это совсем не так. Идя по улице, мне встречаются мои уже взрослые воспитанники. И, может, не сразу всех я узнаю, но они узнают меня и говорят слова благодарности. Мы можем стоять часами, забыв про свои дела, и вспоминать то время, когда они были детьми. Как было им хорошо, тепло и уютно в родном детском садике.

Сказать, что моя работа это каждодневный праздник - трудно, все же мы каждый день имеем дело с разными характерами. Иногда просто опускаются руки, но стоит ребенку тебе улыбнуться и все, ты понимаешь, что просто не в силах их предать. Не зря же ребенок, забывшись, называет тебя мамой. Разве это не высший балл доверия?

Для меня «воспитатель» - это жизнь. Я не работаю воспитателем, я живу воспитателем!

Я с уверенностью могу сказать, что я счастливый человек! Мне позволено судьбой, быть рядом с нашим будущим - с нашими детьми! Каждая мать счастлива, когда вновь проживает период детства со своим ребёнком. А мне посчастливилось наслаждаться этим возрастом многократно, каждый раз «уча других, учиться самой»!

Как говорил Л.Н.Толстой: «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь». В этих словах, и заключается смысл того, зачем мы ежедневно идем к детям.

Мне нравиться рассуждать об окружающем мире глазами детей. Находить в этом радость и удовлетворение. Каждое утро, приходя на работу, я вижу глаза своих детей. Они все такие разные и такие одинаковые. Но все они идут с доверием, с любопытством на предстоящий день.

Я уверенна, что детей надо любить такими, какие они есть. Воспитывать в них чувства собственного достоинства и ответственности за себя и свои поступки. Хвалить, поощрять, одобрять, создавать положительную атмосферу вокруг него. Всегда нужно верить в возможности каждого ребёнка, в то доброе, что в нём заложено. Я учу детей доброте, заботе о ближнем, уважению к другим людям.

Мой педагогический опыт приходил поэтапно - вместе с опытом формируется, и педагогическое кредо, в основе которого положено отношение к детям - «Принимаю с любовью, выпускаю с гордостью».

Ребенок, это самая главная ценность в моей деятельности, и я, как педагог, несу ответственность за то, чтобы этот ребенок состоялся как личность, чтобы он узнал, кто он, понял, каковы его возможности, что он умеет, чего хочет и чего не хочет.

Я согласна с тем, что есть «Педагоги» с большой буквы. Это не всегда обозначает высокий профессионализм, здесь огромную роль играют ещё и человеческие качества. Если воспитатель имеет любовь к делу, он будет хороший воспитатель.

Могу ли я назвать себя Воспитателем с большой буквы? Я считаю, что это звание должно складываться из отзывов родителей и, конечно же, наших детей.

Но важно не столько мнение окружающих, сколько сам процесс ежеминутного взаимодействия с детьми. Хотя всё в жизни взаимосвязано. С радостью ли ребёнок переступает каждый день порог детского сада, встречает ли тебя с улыбкой, даже если он уже учится в школе, играет ли в сюжетно-ролевую игру «Детский сад» дома, непременно становясь именно на твоё место - вот наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет наград и медалей. Высшая награда - любовь детей!

Так в чем же заключается моя педагогическая философия? Наверное, просто в безграничной любви к детям!

Мне хотелось бы закончить своё эссе словами:

«Стал детский сад для нас с тобой судьбою,

Не совсем безоблачной, простой.

Только человек чего-то стоит,

Коль ребенка вскормит добротой.

Шум детей кого-то раздражает,

Вызывая часто дискомфорт.

Только воспитатель понимает:

Гомон малышей - Земли комфорт.

Каждый день мы видим их глазенки милые, лучистые порой.

Пусть растут мальчишки и девчонки,

Годы прибавляя нам с тобой.

Мысли о делах всегда со мною,

Спать ли я ложусь или встаю.

Только ни за что не променяю

Трудную профессию свою».

Уже глубокая ночь, а листок, лежащий передо мной, до сих пор чистый. Сижу на подоконнике и смотрю в окно. С чего начать свои размышления? Многие начинают с детства, когда мечтали стать воспитателем. Скажу честно, я никогда даже не думала, что буду работать в детском саду. Хотя пример истинного профессионализма у меня всегда был перед глазами. Моя бабуля, родной мой человек, всю жизнь проработала воспитателем, имела множество наград, благодарностей, грамот. Но самой дорогой наградой для нее была любовь ее воспитанников, которые даже спустя 20 (!!!) лет приходили к ней в садик, чтобы поздравить с днем рождения. Я всегда гордилась ею, но стать воспитателем не хотела никогда….

Многие мои знакомые первые годы моей работы постоянно задавали мне один и тот же вопрос: «Ну, не наигралась еще в своем саду? Когда нормальную работу искать будешь?». А еще встречались такие, которые были уверены, что воспитателем может работать каждый, что «особого ума здесь не надо», достаточно просто «быть добрым». А я всегда им объясняла, что в нашей работе важна не только сердечная теплота, но и огромный талант, вдохновение, творческий подход и глубокие знания педагога. По моему мнению, современный воспитатель - это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника. Воспитатель за целый день должен перевоплощаться несколько раз, и чем правдоподобнее это сделает мастер своего дела, тем ощутимее результат. Работа воспитателя - это не только безграничное творчество, не только серьезная ответственность, но и трудная работа, требующая больших усилий и эмоциональных затрат. И неважно когда - вчера, сегодня или завтра; воспитатель обязан работать над собой, познавать что-то новое, расширять свой кругозор, ставить перед собой высокие цели, двигаться к ним несмотря ни на что, а достигая, не останавливаться, идти вперед к новым вершинам. Только тогда он интересен, любим своими воспитанниками, уважаем коллегами и, самое главное, доволен своей работой. Многие представляют работу воспитателя лишь как игру с детьми, и не подозревают, что требуется много кропотливого труда, терпения, чтобы каждый ребёнок вырос настоящим человеком. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Совершенно уверена, что любовь и уважение дошколят нельзя заслужить, только вооружившись современными методиками и новыми технологиями. Нужен ещё и нелёгкий труд души. Главное - научиться видеть и ценить в ребёнке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, суметь обеспечить свободу самовыражения его личности и понять, что ребёнок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства.

К. Гельвеций сказал: «Воспитатель - это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что знает и умеет воспитатель, зависит и то, чему и как он научит своих воспитанников». Мое педагогическое кредо заключается в неустанном труде души, в творении личности. Ведь еще древние говорили: сейте хлеб - это на годы, выращивайте лес - это на десятилетия, занимайтесь воспитанием - это на века.

…Они вырастут и уйдут, но я знаю, что та частичка моего сердца, вложенная в них, не пропадет даром. И если они хоть раз вспомнят обо мне, своем воспитателе, то и частичка их сердца вернется ко мне с теплотой. Я буду безумно этому рада! Тот, кто предан своей профессии, меня поймет!

…Три часа ночи. А ведь завтра на работу. Любимую. Что я там написала в самом начале? «Я никогда не хотела быть воспитателем». Неправда! Я всегда хотела им быть!!!

Эссе «Моя педагогическая философия»

«Я - воспитатель!»

Кто с детством свою жизнь связать решил,

Тот молодым останется навек

А значит, повезло ему по праву.

А значит, он счастливый человек.

Каждый день я просыпаюсь с осознанием того, что я - счастливый человек.

Я - воспитатель! У меня самая удивительная профессия! У кого ещё есть возможность заглянуть в страну детства, погрузиться в мир ребенка, только у воспитателя. Дети - самое лучшее и светлое, что есть в жизни. Я счастлива от того, что мне неведома скучная, однообразная, рутинная работа, наоборот, я с радостью и любовью свои знания, свой опыт отдаю детям.

Детский сад давно стал для меня вторым домом. Ежедневно, приходя в свой любимый детский сад, я смотрю в глаза своих милых воспитанников. Сколько в них чувств, переживаний. Глаза ребенка - это состояние души, в которых многое можно увидеть. Чтобы узнать о ребенке больше, сердце воспитателя должно быть не только добрым, но и зрячим. Я все время стараюсь не «работать» с детьми, а жить с ними, делить их радости и печали, успехи и неудачи, не допуская фальши в отношениях.

Так кто же такой воспитатель детского сада? Конечно же, воспитатель - это, прежде всего, человек! Человек, воспитывающий детей, любящий их, и поэтому он, и они счастливы. Доброта и милосердие должны быть присуще любому человеку, а тем более воспитателю, так как его авторитет складывается от его отношения к делу и профессии вообще.

К.Д.Ушинский писал: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само отыщет вас». А счастливого воспитателя сразу видно - он живет в среде детей, понимает их потребности, налаживает контакты с их родителями, вдумчиво относится ко всему, что окружает его, стойко переносит невзгоды беспокойной педагогической жизни. Труд воспитателя может быть нелегким, отнимающим порой все и физические и моральные силы, но рутинным, неинтересным его не назовешь. Быть воспитателем - огромная ответственность, но и огромное счастье. Ведь суть профессии - дарить, дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным. И для того чтобы это осуществить, педагогу необходимо обладать профессиональной компетентностью. Человеку, выбравшему профессию воспитателя, необходимо быть искренне заинтересованным, стремиться познавать новое в мире и науке, повышать уровень методической грамотности. Важно уметь каждому педагогу применять профессиональные знания на практике: организовывать учебно-воспитательный процесс с учетом личностных особенностей каждого ребенка, веря в него и уважая внутренний мир малыша. Большое значение в успешности воспитателя имеет педагогическая культура. Корректность, грамотная речь, доброжелательность, коммуникабельность помогут подобрать ключик к каждому малышу, найти общий язык с родителями и коллегами.

На сегодняшний день очевидной стала проблема необходимости качественного, современного дошкольного образовательного процесса в ДОУ. В соответствие с задачами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), необходимо объединять обучение и воспитание детей в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формировать общую культуру личности детей, развивать их социальные, нравственные, эстетические качества, инициативность, самостоятельность и ответственность ребенка. И поэтому мне, как современному педагогу необходимо вносить инновационные преобразования, связанные с внедрением новых программ и технологий. Я постоянно занимаюсь поиском эффективных моделей организации педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи.

В своей педагогической работе я активно применяю информационно-коммуникативные технологии, так как современную образовательную деятельность невозможно представить без технических средств обучения. Но, никакой, даже самый современный компьютер не заменит воспитателя, его эмоционального слова. В современных условиях, чтобы соответствовать постоянно изменяющимся потребностям общества, нужно настойчиво искать новую информацию, профессионально её использовать. Я, как педагог, нахожусь в постоянном профессиональном поиске своего «я» в профессии.

Детский мир намного интереснее, безграничнее и богаче, чем мир взрослого. В. А. Сухомлинский писал, что «детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». И задача, моя, как воспитателя - не разрушить эту детскую самобытность, а влиться в нее, привив и вложив духовно-нравственные ценности. Ведь, именно мне, как педагогу дошкольного образования отводится особая роль, поскольку личность взрослого «мощный фактор развития личности ребёнка» (В. А. Петровский). Освоение ребёнком нравственных норм и правил осуществляется через воспитателя, его личность, его культуру и его нравственную позицию.

Воспитание в детском саду - это не просто игровая деятельность, это ежесекундный кропотливый труд, требующий выдержки, огромного терпения. Мои старания направлены на то, чтобы дети выросли настоящими людьми, гражданами своей страны, любящими окружающий мир, людей, природу; чтобы могли отличать хорошее от плохого; чтобы всегда умели постоять за себя и своего товарища; чтобы могли видеть, чувствовать и понимать прекрасное. Воспитание такой личности включает в себя овладение всеми богатствами родного языка, развитие устной речи на основе овладения литературным языком своего народа.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Чтобы сохранить эту «тоненькую ниточку», эту связь с прежними поколениями, я считаю необходимо приобщать ребёнка к народной культуре, играм, традициям своего народа и делать это нужно именно в дошкольном возрасте.

Работая педагогом, я стараюсь уделить внимание воспитанию у детей любви к истории и традициям своего народа, к народным играм. Народная игра - одна из тропинок, ведущих вглубь. Она тесно связана с историей человечества и находится в постоянном развитии и обновлении. Вся жизнь ребенка - дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя.

Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте - движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Современный дошкольник сталкивается с большим потоком информации, который детям прежних поколений и не снился. Он развитый, любознательный, умный - именно таким вижу его я. Не смотря на то, что ребёнок нового века создан компьютером, у него такие же добрые и пытливые глазки, они блестят, как и прежде, много поколений назад. Он также играет, подражает взрослым, огорчается неудачами и радуется своим успехам.

Общаясь с родителями воспитанников, я заметила, что взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. Передо мной, как педагогам стоит задача - помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и обычаев. Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети». Поэтому считаю важным создать условия для благоприятного взаимодействия с родителями, установления с ними доверительных и партнерских отношений, вовлечение семьи в единое образовательное пространство. Ведь в наших руках находится самое главное в жизни - дети. Мы готовим их к большой жизни, и какими они станут, зависит и от нас - воспитателей.

Развивая творчество у детей, я вместе с ними учусь быть творческим, современным педагогом. Стараюсь все время находиться в поиске нового, интересного, чтобы наша жизнь в группе не стояла на месте. Пытаюсь быть для своих любимых ребят не только воспитателем, который всё знает, всему учит, но и товарищем по играм: не стать скучным взрослым, быть всегда «чуть-чуть» ребёнком, уметь учиться у детей их видению мира, их наивности, уметь вместе смеяться, думать.

Меняется мир, меняются и требования. И современный воспитатель, несмотря на возраст и другие обстоятельства, должен им соответствовать. Иначе нельзя. Воспитатель сегодня должен быть современным человеком, способным обучаться, схватывать все на лету, уметь управлять современными компьютерными технологиями, брать на вооружение новые методики воспитания и обучения подрастающего поколения. А самое главное он должен быть такой, как и во все времена - добрый, приветливый, внимательный, терпеливый, любознательный, ласковый и обязательно любил детей!

Я люблю свою нелёгкую, но интересную и нужную профессию и благодарю судьбу за возможность прожить детство многократно. Ведь вместе с воспитанниками я расту, развиваюсь, проживаю самые счастливые годы!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: