Если ребенок стал жертвой агрессии сверстников. Как не вырастить из ребенка жертву

У моего племянника десяти лет такая проблема: его очень сильно обижали в школе. Родители перевели его в другую - и там, похоже, ситуация начинает повторяться, он становится изгоем. В прошлом году он ездил в детский лагерь - там тоже были проблемы, пришлось даже забрать его раньше срока. При этом, насколько я могу наблюдать его, когда бываю у своей сестры (мамы мальчика), он совершенно нормальный парень, ну, может, только очень скромный. Сестра переживает - может быть, это она допустила какие-то ошибки в воспитании? Что делать в этой ситуации? Алла

Дмитрий ТЮТТЕРИН, педагог:

В один совсем не прекрасный день вы поняли, что ваш ребенок в коллективе становится изгоем, объектом для насмешек, что его травят и обижают. И так повторяется вне зависимости от коллектива, времени и места. Словом, проблема в самом ребенке. Родители в подобных ситуациях нередко задают себе вопрос: «В чем я ошибся? Где был не прав?» Попробуем описать несколько самых распространенных ошибок.

Спартанское воспитание. Если родитель, сам бывший жертвой в детстве, огорчен сложившимися обстоятельствами, то родитель-лидер, человек, многого добившийся в жизни, еще и ошарашен. Еще бы, с детства тренировать ребенка быть самостоятельным, общаться в новом коллективе, уметь постоять за себя - и в итоге получить размазню, которую все шпыняют. Это распространенная ситуация: интенсивные тренировки «сильной личности» зачастую приводят к обратному результату. Казалось бы, это противоречит нормальной логике: хочешь научиться бегать - бегай, хочешь стать уверенным в общении - общайся. Однако последователи такой логики часто забывают о достаточно простой вещи: нельзя научить всему и сразу. У ребенка (да и у любого человека) существует зона ближайшего развития, внутри которой он действует. Развитие происходит поступательно: сначала младенец учится переворачиваться, потом ползать, ходить, потом спускаться по лестнице. Так же и в общении - недостаточно ребенка бросать в жизненные ситуации, требующие от него решительности и мужества. Постоянные проигрыши только убедят его в несостоятельности. Это все равно как если бы вы учились драться, выходя ежедневно на ринг с боксером Валуевым. Все, чему бы вы научились, - получать по голове. Если вы хотите, чтобы ребенок вырос самостоятельным, придумывайте для него занятия по возрасту и развитию. Но главное - поддерживайте и приободряйте.

Зачастую за формированием из ребенка «сильной личности» стоит нежелание родителя принять своего ребенка таким, какой он есть. Это серьезная проблема самого родителя, не решив которую, не справиться с проблемами ребенка. Современная семья - не Спарта, где недостаточно сильных сбрасывали в пропасть. На ребенка нельзя просто закрыть глаза или решить переделать его по своему образу и подобию. Таким, какой он есть, его создал Бог, и, если вы попытаетесь вглядеться в этот прекрасный Божий замысел, вам захочется сделать все, чтобы воплотить его таким, каким ваш чудесный ребенок был задуман.

Недостаток витамина Л. Рассмотрим ситуацию в семье: ребенок возвращается домой, его спрашивают: как дела в школе? Он радостно начинает рассказывать. Родители вполуха выслушивают и возвращаются к своим делам. Грустный ребенок, чей рассказ на самом деле недослушали, уходит к себе. Теперь вообразите: ребенок рассказывает, что его кто-то обидел (ударил, дразнил). Родители сразу вскинутся - расспрашивать, жалеть, грозить обидчикам. Ребенок обласкан, накормлен, и на следующее утро папа сам отвел его в школу. И даже обидчика покарал, если повезет.

Ребенок быстро схватывает: чтобы восполнить нехватку родительского внимания и чувств, надо, чтобы тебя обидели. Надо быть жертвой. Дальше события развиваются столь стремительно, что первоначальный смысл затеи забывается: репутация жертвы и связанные с этим жизненные привычки вырабатываются практически сразу же. Родителям быстро надоедает сочувствовать и заступаться. Постоянное нытье и жалобы начинают раздражать, а ребенок все продолжает отчаянно пытаться привлечь к себе внимание.

Чтобы справиться с этой проблемой, необходимо прежде всего внимательно наблюдать - не пытается ли ребенок с помощью жалоб манипулировать вами? И если все же пытается - прекратить поддержку его в ситуациях жалобы. Но вместе с тем стократно усилить поддержку в иных ситуациях. Ведь его манипулирование - всего лишь сигнал, что ему не хватает вашего внимания, поддержки, любви.

Собственный пример. Однако что бы вы ни меняли в своем отношении - это не поможет, если в семье ребенка кто-то унижен, подавлен (например, мама папой или наоборот), если родителей унижают соседи или родственники, а они ничего не предпринимают. Или, наоборот, провоцируют конфликты хамством и грубостью. В таком случае, даже не испытывая внутренней потребности в том, чтобы оказаться жертвой, ребенок все же ведет себя так, автоматически копируя схему поведения старших.

Чтобы вырастить красивое и сильное растение, требуется хороший уход, полив, подпитка удобрениями. И солнце, к которому надо тянуться. Так же и ребенок: если вы хотите, чтобы он перестал быть жертвой, дайте ему вашу любовь, внимание и поддержку. И покажите ему пример здоровых отношений. А бросать его сразу в сухую землю со словами «ему все равно жить в этом мире - пусть привыкает» - просто-напросто способ отделаться от ребенка. Ведь мы с вами знаем, что происходит с семенем на дурной почве, правда?

Евгения ПАЙСОН, психолог:

Ребенок-жертва - это сплав особенностей характера, темперамента и родительского воспитания. Поговорим о трех основных группах детей-жертв.

Бейте меня, бейте! Я ничего не стою! Первая группа - это дети с так называемым виктимным поведением, поведением жертвы. В таком случае ребенок уже своим видом говорит: я плохой, я ничего не стою, меня можно обижать. Как формируется такая самооценка? Во-первых, есть дети высокой тревожности, которые постоянно беспокоятся о правильности своих действий. Если ребенок двадцать раз за день спрашивает маму: «Мамочка! Я тут чашку поставил, я хорошо сделал?»; «А вот я написал - я хорошо написал?», родителям это, конечно, быстро надоедает, и они отмахиваются от ребенка. Не получая поддержки, ребенок решает, что он поступает плохо, просто мама не говорит, потому что не хочет его расстраивать. Во-вторых, это дети, воспитанные в семьях, где их старались не хвалить. Существует ложное мнение, что похвала препятствует личностному росту. В-третьих, это дети из семей с гиперопекой или гипоопекой. Гиперопека создает человека, разуверившегося в своей самостоятельности и умениях что-то делать самому. А гипоопека действует так, что недостаток внимания, контакта ребенок принимает на свой счет: я плохой. И в-четвертых, если ребенок и в семье козел отпущения, если на него кричат и поднимают руку, то он и в любом другом коллективе позволит к себе так относиться.

Скорректировать заниженную самооценку проще, чем завышенную. Не стоит бояться ее поднимать, на самом деле заниженную самооценку невозможно поднять слишком высоко. Одно из решений проблемы - давать детям ответственную работу, дать им возможность заниматься какими-то значимыми делами. Другое решение - перевести ребенка в такую школу, где он мог бы проявить себя, мог бы убедиться, что он что-то умеет, что-то может, чем-то ценен и где бы его уважали.

Самое страшное время для детей-жертв - это подростковый возраст, примерно с пятого по десятый класс. Потом с проблемой справиться проще. Если она не изжита, взрослый человек может найти выход: выбрать себе работу со свободным режимом или сменить коллектив, если в нем начались конфликты. Взрослые люди (бывшие «жертвы») с заниженной самооценкой нередко осознают свою проблему и пытаются ее решить с помощью психолога. Для них понятно, что если «я - плохой», то, значит, проблема во мне. И работа в этом направлении не быстро, но все же дает свои положительные результаты. Кроме того, с возрастом человек все больше отдаляется от семьи, которая как-то его «занижала», попадает в ту среду, где его будут ценить, уважать и любить. Успешное замужество и женитьба часто решают вопрос заниженной самооценки. У женщин огромную роль в этом играет рождение детей.

Я - звезда! Вы ничего не стоите! Вторая категория - это дети со слишком завышенной самооценкой. Они всем своим видом говорят: я самый лучший, а все остальные ничего не стоят. Возможно, этот ребенок действительно обладает какими-то исключительными способностями, но его отношение к окружающим («вы - ничто!») выводит его за рамки детских системных отношений.

Ребенок с завышенной самооценкой, как правило, получает сильную поддержку взрослых в семье, им все восхищаются. Чаще всего это дети из благополучных семей, нередко такой ребенок - единственный в семье. Он привык быть центром внимания. Такой ребенок к семи годам уже искренне уверен, что он все делает лучше, чем другие. «Не будьте тупицами, делайте то, что я вам говорю!» Таким детям гораздо сложнее помочь. Если они внезапно поймут, что вовсе не являются центром вселенной, может произойти катастрофа. Поэтому работа с такими детьми начинается с работы с их родителями. Именно родители должны выбирать ребенку адекватное окружение. Если он лучший в своем классе и ему все легко дается, можно попытаться перевести его в другой класс посильнее, чтобы он почувствовал, что ему «есть куда расти», или поискать ему дополнительные занятия.

Если проблема не решена, то опыт душевных травм может привести взрослого человека с завышенной самооценкой к убеждению, что он один прав, а другие всегда ошибаются. Такой человек не признает своих ошибок, он не увидит свою проблему, ведь проблема, как он считает, не в нем, а в его окружении. Поэтому человек живет с убеждением, что он жертва, жертва обстоятельств.

Ребенок - «звонок». Существуют дети, которые болезненно реагируют на обиды и оскорбления. Такая резкая реакция вызывает у других детей желание обидеть его еще раз. Как звонок: нажимаешь на него - звенит. Интересно! А если «нажать еще раз» - еще раз толкнуть, обозвать, стукнуть? «Зазвенит»? А если ожидаемой реакции не следует - обидчикам быстро надоедает впустую «нажимать на кнопку». В данном случае родителям нужно заниматься выработкой у ребенка правильной реакции на оскорбления. Обычно бывает, что родители, особенно папы, советуют ребенку давать сдачи обидчикам. Что же получается? Ребенка обозвали, а он палкой в ответ, и кто будет виноват? Ответ очевиден. Как тогда поступить? Тебя обозвали - ответь, только сделай это не так, чтобы получалось «дурак - сам дурак». Родителям стоит помочь ребенку заранее подготовиться и продумать, что можно ответить обидчику.

Школьная дедовщина. Но дело не только в детях и их родителях. В том, что в классе есть ребенок-жертва, может быть виноват и учитель. Как в армии для плохого командира, которому не хочется заниматься обучением и взращиванием молодых, удобна дедовщина, так и бывают учителя, которые поддерживают своего рода дедовщину в классе - управлять и манипулировать запуганными детьми с помощью любимчиков легче. Советую родителям, у которых есть дети - потенциальные «жертвы» или дети с особенностями, внимательно выбирать школу и учителя. Не нужно искать «заслуженного учителя», нужно найти человека, который поможет каждому ребенку найти свое место в классе и поможет избежать травли тех, кто не похож на других.

Могут привести к развитию у ребенка комплекса жертвы. Почему человек может действовать в ущерб себе и как не вырастить из ребенка жертву, рассказал психолог Михаил Лабковский в рамках лекции-консультации «Психология жертвы».

Мы приводим вам выдержки из лекции «Психология жертвы» в надежде, что советы психолога помогут вам избежать ошибок и воспитать в детях уверенность в себе.

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА: КАК НЕ ВЫРАСТИТЬ ИЗ РЕБЕНКА ЖЕРТВУ

Психология жертвы — это определенный поведенческий стереотип, выработанный под воздействием страха. Страх может закрепиться в результате психологической травмы от любой пережитой в детстве ситуации, не обязательно это последствие родительского воспитания детей.

Как вести себя с ребенком, если замечаешь у него признаки поведения жертвы (ред. виктимное поведение)? Например, он слишком много извиняется и стесняется взять последнюю конфету со стола? Как объяснить, что есть вежливое поведение, а есть перегибы?

Границу между вежливым поведением и поведением жертвы (ред. виктимное поведение) обнаружить просто: второе начинается тогда, когда человек делает что-то против своей воли. Например, когда ребенок хочет последнюю конфету, но отказывается — это плохо. Если у ребенка нормальная самооценка и он считает себя хорошим, он не видит ничего предосудительного в том, чтобы взять конфету. Он считает себя правым.

Как-то раз я был в гостях у родственника из Канады, за столом было трое детей, и как раз осталась последняя конфета. Отец семейства без зазрения совести ее взял и сказал золотые слова: «Они свое еще съедят, мы-то раньше умрем».

"Есть несколько правил, которые помогают преодолеть психологию жертвы: стараться делать только то, что вы хотите, не делать того, чего не хотите, и вы должны говорить сразу, если вам что-то не нравится. Потому что жертвы никогда не говорят сразу, они очень любят беречь это чувство обиды внутри, чтобы взорваться через год".

Нельзя пугать детей милиционером, который их заберет, и прочими глупостями. Не надо их одергивать в духе «ах, что ты сделал, из-за этого такой ужас может случиться!». Вы всегда должны принимать их сторону, даже когда они неправы.

Но самое главное и самое сложное — самому не быть жертвой. Детям передаются страхи взрослых, поэтому, если вы не хотите, чтобы ваш ребенок стал жертвой, ведите себя рядом с ним уверенно. Представьте, что видят и слышат дети людей, которые постоянно жалуются. Они ведь слушают телефонные разговоры, видят, как родители общаются с другими людьми в общественных местах, и считают, что так и надо.

Моя дочь как-то захотела в Диснейленд, я ей обещал, и мы поехали. Там я увидел огромные страшные «американские горки», на которых вагончик зависает на несколько секунд в петле и пассажиры оказываются вниз головой. Я смотрел на него и думал: «Зачем я вообще приехал...», потом решил, что надо обязательно прокатиться, раз мы пришли, поскольку, если дочь поймет, что папа чего-то боится, она тоже начнет бояться.

Не давайте страху в себе поселиться. Если вы попали в ДТП, непременно, как только сможете, садитесь за руль и поезжайте на место происшествия. Была аварийная посадка самолета? Сразу же берите новый билет и летите. В Израиле, когда в очередной раз взрывают автобус, на остановке через некоторое время собирается огромная толпа людей — все они хотят снова проехать на автобусе, чтобы побороть панику.

По материалам Сноб

Обсудить тему воспитания детей, задать вопрос другим родителям, как повысить самооценку ребенка или дать совет вы можете на нашем форуме.

ВОЗ, 23% российских девочек и 27% мальчиков в возрасте 11 лет подвергались унижениям в школе два или более раз в месяц за последние два месяца. Как правило, родители не догадываются о том, что их ребенок стал жертвой травли, либо узнают об этом тогда, когда ситуация уже приняла масштаб катастрофы.

Мы пригласили педагога-психолога с 20-летним стажем, бывшего учителя русского языка общеобразовательной школы, Полякову Ольгу Васильевну , чтобы разобраться в причинах травли и понять, что нужно делать, если ребенок стал жертвой нападок.

Травля, или буллинг (англ. bullying) - агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов) со стороны остальных членов коллектива или его части.
В отличие от обычного конфликта, у буллинга есть 3 характерных черты - намеренность, повторяемость и неравенство сил.

Буллинг проявляется по-разному: ребенка могут дразнить, портить его вещи, отбирать деньги, бить, бойкотировать, распространять слухи, давать прозвища.

“С развитием технологий, доступа к Интернет, дети становятся изощреннее в выборе способов травли , - комментирует Ольга Полякова. - Из реальной жизни буллинг переходит в виртуальную. Это так называемый кибербуллинг - травля в виртуальном пространстве, которая осуществляется с помощью сообщений в социальных сетях, мессенджерах, СМС”.

Согласно недавнему исследованию ВОЗ, российские школьники в возрасте 11 лет заняли первое место в мире по жалобам на интернет-травлю. При кибербуллинге агрессоры могут распространять в сети слухи, порочащие фотографии, делать непристойные коллажи с лицами жертв. Информация распространяется молниеносно, а анонимность вселяет в агрессора еще большее чувство безнаказанности.

Чаще всего, травля начинается в коллективах 11-12-летних детей, а ее пик приходится на группы детей 13-15 лет. В этом возрасте у детей возникает потребность занять свое место в социуме. Ввиду того, что самый доступный способ заслужить авторитет в этом возрасте - это самоутвердиться за счет кого-то, дети выбирают объект для постоянных издевок, который по каким-либо признакам отличается от стальных.

Кто становится жертвой?

Объектом нападок становятся дети, отличающиеся от большинства группы по какому-либо признаку - внешнему виду (толстый, длинный), национальности, особенностям развития (заикается, плохо видит), материальному положению.

“Ошибочно считать, что жертвой буллинга может стать только тот ребенок, который отличается от остальных в худшую сторону” , - комментирует Ольга. - Объектом для нападок может быть ребенок, который “слишком хорошо одет”, “слишком хорошо учится”, даже просто новичок в классе, которого хотят “проверить на прочность” и узнать границы дозволенного” .

Как узнать, что случилась беда?

Достаточно часто дети скрывают, что становятся объектом систематических издевательств в школе. Причины могут быть разными - стыд, страх показать свою слабость, опасение, что ребенка обвинят в “стукачестве”, нежелание расстраивать маму и папу, непредсказуемая реакция родителей.

Неопытный учитель может не заметить, что кого-то в классе унижают - агрессоры действуют хитро, исподтишка, а вот жертва ввиду своей чувствительности реагирует на издевательства сразу. В итоге учитель видит результат нападок, но что послужило их причиной - нет.

Родителя должно насторожить следующее:

  • нежелание ребенка идти в школу,
  • ухудшение успеваемости,
  • испорченные вещи, пропажа вещей, которые ребенок не может объяснить,
  • агрессия, обращенная на младших братьев и сестер, домашних животных,
  • синяки, ссадины, прокомментировать происхождение которых ребенок не в состоянии,
  • замкнутость, уединение ребенка.

На помощь приходят и технологии. Большую популярность среди родителей всего мира набирают программы родительского контроля, которые помогают вовремя выявить факты кибербуллинга.

Такие программы устанавливаются на смартфон или планшет ребенка для мониторинга его активностей: переписок в СМС, мессенджерах, социальных сетях, истории интернет-трафика, содержания фото и видео на устройстве ребенка. В случае обнаружения подозрительного контента, например, оскорбительного СМС, программа уведомляет родителя об опасности. Подобные программы позволяют узнать об умалчиваемых ребенком проблемах и вовремя прийти помощь.

На рынке представлен широкий выбор программ родительского контроля, все они отличаются по функционалу и стоимости. Например, последняя разработка для Android-устройств, доступная совершенно бесплатно - приложение Sentry .

Что делать?

Ольга Полякова: “Спросите ребенка, хочет ли он чтобы вы напрямую вмешивались?”

Узнав о буллинге, у родителя возникает естественное желание сразу же вмешаться: пристыдить обидчиков, поговорить с их родителями, вынести вопрос на обсуждение в школе. Подождите.
Медлить нельзя в ситуациях, когда имеет место физическое насилие. В остальных случаях спросите у ребенка, хочет ли он чтобы вы открыто вмешивались в происходящее. Возможно, ребенок предпочтет, чтобы вы помогли ему справится со стрессом, оказали моральную поддержку, научили правильно реагировать на усмешки.

Вот несколько советов, как помочь ребенку:

  • Объясните ребенку, что проблема не в нем, а в группе. Ребенок может не являться жертвой в другом коллективе или даже в той же группе, но при смене ее лидера. Донесите мысль, что обидчиками, как правило, становятся недолюбленные, обделенные вниманием дети, а также те, которые некоторое время назад сами были жертвами нападок (например, дома).
  • Помогите повысить самооценку. Например, можно записать ребенка в секцию, где он раскроет свои таланты, займется любимым хобби, найдет единомышленников. Это поможет укрепить уверенность в своих силах, самоутвердиться.
  • Научите правильно реагировать на оскорбления. Отрепетируйте все сценарии, с которыми может столкнуться ребенок в школе. Обидчик обзывается? Пусть ребенок отвечает спокойно и уверенно, не поддаваясь на провокацию: “У тебя тоже есть прозвище, но я все равно буду называть тебя по имени”, “Да, я действительно худой, как и ты”.
  • Обратитесь к психологу. Возможно, посещать специалиста придется всей семьей - зачастую синдром жертвы берет начало во внутрисемейных отношениях.

Ольга Полякова: “Чего точно не стоит делать, так это давить на жалость обидчиков. Это может оказать какой-то положительный эффект в младших классах, но в средней и старшей школе вы сделаете только хуже” .

Озвучивая проблемы жертвы (“Посмотри, как ему плохо”, “Он итак плохо учится, а ты еще больше мешаешь ему сконцентрироваться”), вы еще больше занижаете самооценку пострадавшего и подтверждаете превосходство обидчика.

Решить проблему травли на уровне “нападающий-жертва” невозможно. Травля касается всех участников группы, в том числе, наблюдателей. Если ваш ребенок “просто” наблюдатель буллинга, не исключено, что однажды группа назначит его “исполнителем” акта насилия.

Именно поэтому важная роль отводится учителю, который может способствовать формированию здоровой атмосферы в классе: этого можно достичь путем совместной работы над проектами, осуществления внеклассной деятельности и т.д.

Если травля не прекращается или учитель отрицает свою роль в решении проблемы, нужно обращаться выше - к директору школы, РОНО и т.д. Важно назвать вещи своими именами - травля - это насилие, а не то, что дети “перерастут” или “всегда бывает в любом классе”.

В конечном итоге, вы можете сменить школу и продолжать работать над повышением самооценки и уверенности ребенка. Обратите внимание на взаимоотношения в своей семье: относитесь уважительно ко всем ее членам, избавьтесь от сплетен и зависти, будьте внимательны к детям - постоянно транслируйте им мысль о том, что они нужны, важны, прекрасны и любимы.

Берегите своих детей!

© Анастасия Харитонова, маркетолог

Согласно актуальным исследованиям, в Германии каждый шестой ребенок становился жертвой травли или, как это еще называют, моббинга. Однако в реальности с агрессией сталкивался каждый второй ребенок. Что могут сделать родители для того, чтобы защитить своих детей от моббинга? И как им распознать, что их ребенок стал жертвой травли?

Что такое моббинг?

Моббинг – это агрессивные действия, которые могут в течение долгого времени осуществляться по отношению к определенному человеку. Это могут быть угрозы, оскорбления, насильственные действия.

Есть ли типичные жертвы травли?

Карстен Шталь, бывший телеведущий (передача Privatdetektive im Einsatz) ежедневно общается с жертвами моббинга, уже три года активно посещает школы Германии и оказывает помощь школьникам. В марте 2018 года он выпустил книгу, посвященную теме травли: «Ты преступник, ты жертва. Быть сильным против насилия и травли» (Du Täter, Du Opfer. Stark gegen Mobbing und Gewalt).

«Каждый может стать жертвой травли. Неправильная футболка, какой-то талант, изъян или физический недостаток – есть множество причин, по которым человек может стать жертвой моббинга. Часто жертвами становятся потенциальные аутсайдеры, которые не могут должным образом защититься от насмешек», – сообщает Шталь.

Как понять, что мой ребенок подвергается травле?

«Многие дети не осмеливаются говорить об этом. Кроме того, нередко агрессоры заставляют их никому не говорить о случившемся, угрожая насилием. Поэтому родителям нужно внимательно следить за своими детьми», – советует эксперт.

Нужно обращать внимание на следующие моменты: изменилось ли поведение ребенка за последнее время? Если да, в какую сторону? Приводит ли он друзей домой? Его приглашают на детские праздники и дни рождения? Придумывает ли он отговорки, чтобы не пойти в школу? У него хороший аппетит?

Если у вас есть подозрение в том, что ваш ребенок стал жертвой травли, поговорите с ним и расскажите о своем опыте. Возможно, после этого он решится рассказать о той ситуации, которая произошла или происходит с ним.

Важный момент: советы вроде «Не провоцируй их» или «Не обращай на них внимания» не работают. Подобное пассивное поведение, наоборот, провоцирует агрессоров. Проблема может быть решена, если те, кто издеваются над ребенком, поймут, что за ним стоят взрослые, и что они могут вмешаться.

С моббингом нужно бороться там, где он происходит. Например, в школе. Родители должны обязательно пообщаться с учителями, директором школы. Если руководство школы не реагирует не проблему, пообщайтесь с другими родителями, объединитесь с ними.

Что делать, если мой ребенок – тот, кто унижает других учеников?

В таком случае нельзя бездействовать. Найдите причины агрессивного поведения ребенка: возможно, у него проблемы, или раньше он сам был жертвой травли, а теперь решил отомстить. Поговорите с ним и объясните, что насилие и унижение – это не выход, более того, такое поведение нарушает закон и может повлечь за собой последствия.

Должны ли родители пострадавшего от травли ребенка пообщаться с родителями ребенка-агрессора?

Ни в коем случае! Родители виноватого ребенка будут либо защищать его, либо накажут, что сделает его более агрессивным или покажет ему, что наказание – это правильная модель поведения. Из-за этого жертву будут еще больше подвергать насмешкам и унижению.

Беспомощная жертва в нашем обществе далеко не всегда пробуждает сочувствие. Слабость ребенка, его унижение могут вызывать презрение и отторжение у других ребят. В подростковой среде может сформироваться негативное отношение к жертве школьного насилия по принципу «сам виноват, не может дать отпор». Ребенок же испытывает в этой ситуации полную беспомощность, безысходность, безнадежность. Им владеют страх перед встречей с обидчиками, перед новыми мучениями и издевательствами, стыд за свою беспомощность и унижение. Для ребенка-жертвы также часто характерны самообвинения и оправдание поведения агрессора.

Может ли в ситуации буллинга ребенок самостоятельно защитить себя, решить свои внутренние психологические проблемы, проблемы окружения, сформировавшего благоприятную для насилия среду, и выйти счастливым победителем? Обычно это возможно только с помощью взрослых.

Кого чаще травят в школе?

Дети и подростки, по разным причинам имеющие психологическую модель «жертвы», также обычно становятся объектами буллинга. На формирование стереотипов поведения «жертвы», безусловно, влияют такие факторы, как длительная травмирующая ситуация, ситуации домашнего и сексуального насилия, воспитание, направленное на подавление личности, хронические заболевания. Ребенок с выработанным стереотипным поведением «жертвы» принимает насилие по отношению к себе как обыденную ситуацию, создает своим поведением условия, способствующие «растормаживанию» агрессора.

Жертвами буллинга обычно становятся тревожные, социально незащищенные, молчаливые и сдержанные дети; они пугливы, чувствительны, замкнуты и застенчивы; не уверены в себе, несчастны; склонны к депрессии и суицидальным мыслям; одиноки, плохо находят общий язык со сверстниками и легче общаются со взрослыми; если это мальчики, они могут быть физически слабее своих ровесников и чувствительнее других мальчиков, с пониженной самооценкой и страдающим самоуважением. Такие дети ранимы и не могут за себя постоять.

Особенности поведения ребенка, вызванные психологическим насилием:

Нервный тик, энурез; проблемы с аппетитом; печальный вид;

Участившиеся случаи простудных и других заболеваний;

Беспокойство, тревожность, нарушения сна;

Длительно сохраняющееся подавленное состояние;

Агрессивность;

Склонность к уединению, нежелание общаться;

Излишняя уступчивость или осторожность;

Плохая успеваемость.

Чаще всего эти особенности характера формируются на основе признаков, выделяющих их из общей массы сверстников. Поводом для неприятия могут стать этническая или культурная принадлежность, сексуальная ориентация, принадлежность к той или иной религиозной конфессии, социальный статус или другие отличия. Часто подвергаются буллингу дети с отклонениями в развитии, имеющие видимые анатомические дефекты. Такие проблемы ребенка, как заикание, энурез, слабое зрение и необходимость постоянного ношения очков, могут сделать его уязвимым. Цвет кожи, слишком высокий или низкий рост, другие особенности внешности также могут стать поводом для травли в школе.

Детям, которые не посещали детские сады, редко проводили время со сверстниками в детских коллективах, находились на индивидуальном воспитании, обучении, труднее устанавливать здоровые отношения в школьной среде. Увлеченность каким-либо предметом, занятием и т.п. иногда раздражает сверстников. Высокие или низкие интеллектуальные способности могут вызвать негативное отношение одноклассников.

Как можно предотвратить буллинг?

Чаще приглашать одноклассников ребенка в гости , и особенно тех, кому он симпатизирует. Если у вас есть какое-то необычное хобби, интересное детям, можно рассказать о нем сверстникам ребенка. Ведь если вы можете часами рассказывать о всевозможных марках автомобилей, то даже самые отъявленные драчуны будут смотреть вам в рот и после этого вряд ли тронут пальцем вашего ребенка.

Создать ему «буферную зону». Научить не бояться своих одноклассников, у которых не меньше проблем, чем у него. Помогать ребенку стать членом классного коллектива, а не просто ходить в школу «за знаниями» или же по принуждению родителей. Помните, что ребенку-изгою важны не только сторонние наблюдатели, но и люди, не дающие его в обиду. Наряду с педагогами это может быть и симпатизирующая ему группа детей, составляющая своеобразную буферную зону. А так как акты насилия в школе происходят чаще всего не на виду у педагогов, а на переменах, в школьном дворе и на игровых площадках, то такая «буферная зона» детей сможет помочь ему в подобных ситуациях.

Призывать не смиряться с участью жертвы , а восставать против этого, привлекая на свою сторону своих друзей. Не показывать свою слабость и свой страх перед насильниками и вместо рыданий и просьб о помиловании набрасываться на своих преследователей, озадачивая их неожиданными вопросами или хотя бы знанием нелестных фактов о них самих.

Вырабатывать адекватную самооценку. В случае завышенной самооценки объяснять, что у любого человека есть ахиллесова пята, и тот, кто преуспевает в математике, может отставать по физкультуре, и наоборот, победитель в соревнованиях по легкой атлетике может с трудом справляться с математикой; все люди разные, и способности в какой-то области – не повод для хвастовства и демонстрации превосходства над другими.

Как реагировать на сообщение ребенка о насилии?

1. Отнеситесь к ребенку серьезно.

2. Попытайтесь оставаться спокойными.

3. Выясните, насколько велика угроза для жизни ребенка.

4. Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми; «Мне жаль, что с тобой это случилось».

5. Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего обидчика.

6. Отвечайте на вопросы и постарайтесь помочь преодолеть тревоги ребенка.

7. Продумайте и обсудите тактику оказания помощи и обеспечения безопасности ребенка.

Чем еще помочь ребенку?

Не отчаивайтесь, поддерживайте ребенка, если он оказался в роли жертвы школьного насилия, и вместе ищите ресурсы для преодоления ситуации. Напомните ему, что есть сферы его жизни, в которых он чувствует себя уверенно, есть люди (одноклассники, родственники, родители), которые могут быть привлечены для участия в решении проблемы, есть его «зоны успешности», на которых важно концентрировать внимание. Это поможет ребенку восстановить самооценку. Очень часто ребенок оправдывает своего преследователя, обвиняет себя в том, что происходит. Необходимо совместно с ребенком обсудить мотивы поведения агрессора: самоутверждение, психологическая компенсация за испытанное самим насилие, своеобразная самооборона от агрессии окружающего мира. Выход может оказаться простым, но ребенку в состоянии стресса не приходит в голову использовать имеющиеся у него ресурсы. Иногда достаточно малейшего вмешательства, простой демонстрации намерения защитить, чтобы прекратить преследования. Об этом – история 45-летней Елены: «Я хожу гулять с собакой в одно и то же время и периодически встречаю школьника лет 12, в это же время он обычно идет домой из школы. В один из осенних вечеров, прогуливаясь мимо остановки, я увидела его в компании трех подростков, которые агрессивно общались с ним, явно что-то требуя. Когда я проходила совсем близко к ребятам, мальчик вырвался из их круга и приблизился ко мне: «Можно я с вами?» Ситуация была понятной и мне, и ему. Выяснилось, что подростки встречают его после школы, отбирают деньги, обзывают, но говорить родителям об этом мальчик не хочет, так как ему неприятно выглядеть доносчиком, слабаком. Мне пришлось убедить мальчика рассказать обо всем взрослым. «Или мне придется это сделать», – пообещала я. Стоило старшему брату всего пару раз встретить моего знакомого мальчика из школы, чтобы обидчики больше не появлялись».



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: