Другое название периода энда в керлинге. Керлинг: основные правила

Керлинг - (от англ. curling, curl - крутить) - разновидность игры в кегли на льду. Кёрлинг - это зимний, командный вид спорта , соревнования по которому проходят на ледяной площадке. Участники команд поочередно "катят" гранитные снаряды в сторону нарисованной на льду мишени. Главная задача - точнее поразить мишень.

История

Достоверно известно, что родиной кёрлинга является Шотландия. Именно в этом государстве в 16 веке появилась игра. Главным доказательством существования данного спорта в те далекие времена является специальный снаряд для кёрлинга, найденный на дне водоема Данбан, на котором стоит дата изготовления - 1511 год. Существование игры доказывают и монастырские книги аббатства Пэйсли, описывающие события 1541 года.

В 1565 году художник Питер Брегель нарисовал картины о том, как голландские крестьяне играют в кёрлинг - это еще одно явное подтверждение происхождения игры. Ведь тогда у Голландии и Шотландии были налажены торговые связи, которые и принесли игру в Европу.

Самая древняя ассоциация кёрлинга образована в 1716 году, в той же Шотландии, в городке Килсит. Там же было создано и первое рукотворное поле для игры - искусственная дамба, которая отгородила пруд и задала полю необходимые размеры: 100х250 метров.

Само слово curling, которым в наше время называют игру, стало употребляться в 17 веке, после его упоминания в поэме Генри Адамсона.

Многие ученые придерживаются мнения, что такое имя игра получила не из-за завитков, которые снаряды оставляют на льду, а от глагола "curr", который означает "рев". Дело в том, что снаряд для кёрлинга, скользя по льду, касался маленьких ледяных зазубрин, создавая такой интересный звук. Именно по этой причине некоторые люди до сир пор величают вид спорта "Игра в ревущие камни".

Стоит сказать, что в прошлом люди не придерживались тактик, стратегий, ведь и поле, и снаряды были несовершенны, кривоваты, что позволяло выигрывать лишь самому удачливому человеку и его команде.

Только в 18 веке снаряды для игры в кёрлинг стандартизировали: их диаметр составил 11,5 дюймов, вес - 44 фунта, высота - 4,5 дюйма. Вскоре после этого игра стала распространяться по миру.

Холодный климат, условия и достаточно простые правила позволили игре стать знаменитой сначала в Шотландии, а потом и в других странах. После открытия Америки игра была принесена туда и тоже получила популярность. Так, в 1768 году в США прошли первые соревнования.

Первый мировой чемпионат по кёрлингу был проведен в 1959 в Эдинбурге под названием "Соревнования на шотландский кубок". Выиграла его команда из Канады под руководством Эрни Ричардса. Женский чемпионат прошел в 1979 тоже в Шотландии, в городе Перт, его победительницами стали представительницы Швейцарии. С тех пор чемпионаты мира стали проводиться каждый год.

Показательные соревнования по керлингу проводились на зимних Олимпийских играх в 1924, 1932, 1936, 1964, 1992. В программу Олимпийских игр он вошел в 1998 году. Но поскольку первые соревнования по этому спорту были проведены на Играх 1924 года, то было решено считать эту дату началом кёрлинга в Олимпийской программе.

Правила

Конечно же, говоря о кёрлинге, нельзя оставить без внимания правила игры. Площадка для соревнований - это прямоугольное поле размером 146 футов (31 м.) в длину и 14 футов 2 (3 м.) дюйма в ширину. Мишень, которую иначе называют "дом", имеет диаметр 12 футов, камень, которым нужно попасть в мишень должен весить 44 фунта. Изготавливается он из гранита, с плоской скользящей поверхностью, сверху к нему приделана ручка.

В каждой команде 4 человека. Один матч состоит из 10 периодов (эндов), в течение каждого игроки команд выпускают по 8 камней. Они отталкиваются от определенной площадки и разгоняют по льду снаряд, дабы поставить камень в нужную позицию, либо выбить камень соперника из "дома". Другие игроки могут направлять движение снаряда, протирая перед ним специальными щетками и слегка разогревая лед.

По результатам энда проводится подсчет камней, стоящих в мишени. Камень какой команды ближе к центру, та и считается победившей.

Победитель игры определяется по сумме очков за проведенные 10 периодов. Если же счет оказывается равным, то проводится "экста энд", который и выявляет победителя.

, площадка для керлинга в длину составляет 45 метров. На каждом конце площадки есть нарисованный подо льдом круг, называющийся "домом". Сначала игроки команды бросают все камни в одну сторону, а потом - в другую.

В игре соревнуются 2 команды по четыре человека. В состав каждой команды входит:

  • 1) скип - капитан команды, определяющий стратегию игры, из которой указывает щеткой место, на которое должен прибыть камень, дает направление камню, управляет действиями партнёров;
  • 2) вице-скип - вице-капитан команды, на которого переходит право управления действиями партнеров, когда бросает скип. Обычно бросает камни перед скипом;
  • 3) первый ;
  • 4) второй .

Игра длится 2-2,5 часа и состоит из 10-и периодов, которые называются "эндами ". Участниками команд совершаются броски камней по очереди по 2 броска каждый, итого команда совершает 8 бросков на протяжении одного энда. У кого последний бросок - тот имеет некое преимущество, ведь можно оценить и взвесить сложившуюся в "доме" ситуацию и последним камнем сделать так, чтобы выбить из зачётной зоны камни противника или бросить свой камень таким образом, чтобы он оказался ближе к центру "дома". Бросок совершается игроком следующим образом: он отталкивается от стартовой колодки, разгоняет камень на льду и некоторое время сопровождает его рукой, не отпуская снаряд до размеченной линии HogLine ("хоглайн"). По правилам , игрок должен отпустить ручку камня до того, как он пересечет линию "ХогЛайн", иначе судьи не засчитают бросок, а бита удаляется из игры. После того как игрок отпускает камень, за работу берутся свиперы , которые щетками трут лёд, тем самым направляя камень в указанную скипом сторону. Что интересно, так это то, что свиповать можно и камни противника, только если камень его попадает в зону за линию "ТиЛайн". Это делается одним игроком команды соперника для того, чтобы камень вышел за штрафную заднюю линию игровой зоны.

После первого энда, производится подсчёт очков. Энд выигрывает та команда, чей камень лежит ближе к центру мишени, чем ближайший к центру снаряд соперника. Этой команде засчитывается по одному очку за каждый камень, который находится внутри "дома". На второй энд право последнего броска отдается команде, проигравшей предыдущий энд (для первого энда это право определяет жеребьёвка). Если в финале энда ни у одной из команд не оказалось камня в доме, то период заканчивается нулевой ничьей, а право последнего броска остается у той команды, у которой это право было перед этим.

В зависимости от поставленной капитаном задачи, все броски в кёрлинге делятся на 2 группы: выталкивающие камни соперника и броски на попадание своего камня в дом. Часто игроки специально выстраивают камни так, что они закрывают другие удачно расположившиеся в доме снаряды, чтобы соперник не мог изменить их месторасположение.

В игре также было введено правило Free Guard Zone (зона «свободных защитников») , которое действует до пятого броска каждого энда. Согласно ему запрещается вибивать из игры камни, которые расположены не в доме, а между Тилайн и ХогЛайн. Но пододвигать камни можно. Если игроком правило Free Guard Zone все же нарушается, то на площадке восстанавливается ситуация месторасположения камней перед броском, а камень нарушителя выбывает из розыгрыша. Любые выбивающие действия камнями можно выполнять уже, начиная с 5-го броска в энде.

После игры суммируются очки всех эндов и по большей сумме определяется победитель. Если же очков получается равное количество, тогда назначается дополнительный энд (экстра-энд), победитель которого стает победителем всего матча.

Официальной олимпийской дисциплиной керлинг стал совсем недавно, в 1998 году. Этот вид спорта требует специально подготовленного поля, поверхность которого должна быть ледяной. Размеры площадки для керлинга составляют 45,7*5,0 метра. Если взглянуть на поле сверху, вполне доступно рассмотреть специальную разметку, с соблюдением границ которой проходит непосредственно сама игра. Важным элементом считается дом, который представляет собой отображение мишени для стрельбы. Именно к этой цели спортсмены должны подвести «камень» (специальную кеглю). Максимально близкое расположение игрового снаряда – это оптимальное достижение для игроков той или иной команды.

Снаряды и экипировка

Правила крлинга предусматривают определенные требования к спортивному снаряду. Кегля должна соответствовать следующим параметрам:

  • Иметь округлую полусферическую форму;
  • Изготавливаться из гранита;
  • Диаметр снаряда должен быть менее 91,4 сантиметра. По высоте кегля имеет ограничение в 11,4 сантиметра.

Масса камня колеблется в пределах от 17,2 до 19,9 кг. К спортивному элементу крепится металлическая рукоятка для удобного запуска камня. Согласно регламенту соревнований по керлингу, в игре должно присутствовать восемь камней. Комплект камней дополняет щетка и подставка, предназначенная для скольжения во время стартового запуска.

Важным элементом для керлингистов является правильный подбор обуви. В качестве экипировки используется две пары ботинок. Один комплект оснащен подошвой с повышенными скользящими свойствами, другая пара обуви имеет подошву с обратным эффектом. К техническому оснащению спортсменов относится и секундомер.

Формат игры

Матч по керлингу состоит из 10 игровых партий, которые именуются эндами. По результатам всех раундов подводится итоговый подсчет очков. Особенность присуждения баллов заключается в том, что они даются той команде, камни которой окажутся ближе к центру мишени. Чем больше камней подряд по результатам энда находится ближе к центру мишени, тем больше очков получает команда. Проигравшая энд команда остается без очков. Конечный результат складывается путем суммирования баллов за отдельные этапы игры.

Особенности бросков

Согласно правилам керлинга, ничейный результат в игре исключается. При достижении одинаковых показателей спортсмены играют экстра-энд. По его результатам определяется окончательный победитель.

Для выигрыша в матче немаловажную роль играет правильный и тонкий расчет, направленный на то, чтобы верно выбрать точку, в которой оптимально будет совершить следующее действие. Сила броска также является одним из составляющих факторов успеха в этом виде спорта. Дальнейший процесс зависит от мастерства керлингиста и того, как быстро его партнеры справятся с расчисткой пути перед камнем. Эта манипуляция позволяет быстрее и точнее доставить кеглю к намеченной цели.

Дополнительная партия

Используя последний бросок, команда может буквально вырвать преимущество. Право первого броска в дополнительном энде определяется методом жеребьевки. В остальных раундах бросать начинают участники, которые проиграли предыдущий отрезок матча. Иногда в промежуточных партиях выгодно сделать проброс.

Размеры поля для игры

Основные правила игры в керлинг предусматривают определенные требования к площадке.

Ее длина составляет 44 с половиной метра. В ширину поле для керлинга имеет 4,3 метра. Дом в виде стрелковой мишени выполняется в диаметре 3,6 метра. Стандартный вес камня из гранита составляет 19,9 килограмм.

Как гласят официальные правила, керлинг основывается на нескольких главных требованиях:

  • В матче задействованы две команды из четырех керлингистов;
  • Противостояние делится на десять отдельных партий (эндов);
  • В каждом энде коллективы поочередно запускают камни в количестве восьми штук;
  • Прежде чем послать камень в цель, игрок отталкивается от специальной колонки и разгоняется по поверхности льда;
  • Цель — послать снаряд в задуманном месте или выталкивание камня соперников;
  • Во многом успех зависит от выбранной тактики и реализации плана на игру;
  • Остальные участники команды помогают ускорить и придать точность снаряду путем натирания поверхности перед ним щетками;
  • Эти манипуляции они выполняют в максимальной близости перед камнем, что еще и позволяет слегка скорректировать ее направление.

Подытожим: после розыгрыша всех камней обеими командами-участницами производится подсчет баллов. Учету, которое ведут судьи, подлежат исключительно камни, не покинувшие рубежи дома. Игроки, чья кегля приблизилась максимально близко к центру мишени-дома, выигрывают энд. Команда получает очко за каждый снаряд, оказавшийся как можно ближе к центральной части дома, чем камни оппонентов.

Правила бейсбола, которые вы должны знать

Игровые командные виды спорта всегда привлекали внимание огромной массы спортивных болельщиков. Не...

СОРЕВНОВАНИЯ СРЕДИ СМЕШАННЫХ ПАР

1) Команда состоит из двух игроков - 1 мужчины и 1 женщины. Запасные игроки не допускаются. Оба игрока должны принимать участие в игре на протяжении всего матча, в противном случае команда проигрывает матч. У каждой команды может быть один тренер.

2) Счет игры ведется также, как и в обычном Кёрлинге. «Стационарные» камни, устанавливаемые перед началом каждого энда, могут приносить очки.

3) Игра состоит из 8 эндов.

4) Каждая команда выполняет 5 бросков за энд. Игрок, выполняющий первый бросок, выполняет также и последний бросок в энде. Другой игрок команды выполняет второй, третий и четв.ртый броски в этом энде. Игрок, выполняющий первый бросок, может меняться от энда к энду.

5) Ни один камень, включая «стационарные» камни и те, что находятся в доме, не может быть выбит за пределы площадки до выполнения четв.ртого броска в энде (четв.ртый выпущенный камень является первым камнем, которым можно выбивать какой-либо камень за пределы площадки). При нарушении этого правила, выпущенный камень изымается из игры, а все сдвинутые камни возвращаются на свои прежние позиции командой, не нарушавшей правило.

6) Перед началом каждого энда одна из команд должна поставить свой «стационарный» камень в одно из двух положений в игровой зоне площадки, обозначенных «А» и «В». Камень соперника устанавливается в положение, оставшееся свободным. Положения «стационарных» камней должны быть следующими:

а) Положение «А»: камень располагается на центральной линии либо непосредственно перед, либо непосредственно после одной из 3 обозначенных на центральной линии точек: Посередине между «хог» - линией и внешним краем ближайшей окружности. На расстоянии 0,915 метров (3 фута) от первого положения ближе к дому. На расстоянии 0,915 метров (3 фута) от первого положения ближе к «хог» - линии

Принимая во внимание состояние льда, до начала предматчевой разминки команды должны определить положение «А» для каждой игровой площадки. Это положение должно быть использовано на протяжении всего матча.

б) Положение «В»: камень располагается на центральной линии и за «ти» - линией, при этом касаясь е. внешнего края.

7) Порядок определения команды, принимающей решение о положении «стационарных» камней:

а) Команды, участвующие в матче, определяют, какая из них будет принимать решение о положении «стационарных» камней в первом энде, при помощи

тестовых бросков. Решение принимает команда с меньшим результатом тестового броска.

б) В процессе игры решение о положении «стационарных» камней принимает команда, проигравшая предыдущий энд.

в) Если энд закончился с нулевым счетом, решение о положении «стационарных» камней принимает команда, начинавшая этот энд.

8) Команда, чей «стационарный» камень находится в положении «А» (перед домом), выполняет первый бросок в этом энде. Команда, чей «стационарный» камень находится в положении «В» (в доме), выполняет второй бросок в этом энде.

9) Во время непосредственного выполнения броска одним из игроков команды, другой игрок должен находиться на льду игровой зоны своей площадки. После того, как игрок, выполняющий бросок, выпустил камень, оба игрока могут выполнять свипинг выпущенного камня, а также любых своих камней, пришедших в движение, в любом месте площадки до «ти» - линии. Данное правило применяется ко всем броскам команды, включая тестовые броски.

10) Если игрок выполняет бросок вне очереди, камень возвращается к колодке, и бросок выполняется по правилам, после того как все сдвинутые камни возвращены на свои прежние позиции командой, не нарушившей правило. Если нарушение не было обнаружено до выполнения следующего броска, игра продолжается так, как если бы нарушения не было.

Площадка для кёрлинга - продолговатое игровое поле ледяной поверхности прямоугольной формы длиной от 44,5 до 45,72 м и шириной от 4,42 м до 5 м с двумя круглыми мишенями ("домами") на каждой стороне площадки.

Диаметр "дома" = 3,66 м. Цель представляет собой три виниловых разноцветных кольца, которые размечены подо льдом. Диаметр самого меньшего кольца "дома" приблизительно равняется 30 см. Центр «дома» называется «ти».

Расстояние от центра дома и до центра противоположного дома одной игровой площадки = 34,75 м.

Игровое поле ограничивают боковые и задние линии, но интересно то, что ширина боковых линий не входит в ширину площадки, а ширина задних учитывается в ее длину.

TeeLine ("тилайн") – линия, что проходит через центр "дома" перпендикулярно длине площадки. CentreLine ("центрлайн") - другая осевая линия, проходящая через центр "дома" в длину игровой площадки. Выражаясь математическими понятиями, можно сказать, что TeeLine и CentreLine - центральные оси круга ("дома"). HogLine ("хоглайн") - это линия, параллельная "тилайн", с которой камень для керлинга отпускается спортсменами для дальнейшего скольжения к цели. Расстояние от ХогЛайн и до ТиЛайн равняется 6,4 метрам. Начиная с метки ХогЛайн, игрок отпускает гранитный снаряд, а свиперы трут лёд, управляя направлением камня на льду. После «дома» через 1,83 м расположена задняя линия.

Температура льда - около -5 °C, за этой температурой, а также его гладкостью и влажностью, а также температурой воздух, ведется постоянный контроль работниками кёрлинг-клуба. Перед игрой лёд всегда проверяется судьями на соответствие требованиям.

Площадку для кёрлинга можно сделать и самому, например, на замерзшем водоеме. Главным условием для нормальной игры есть гладкая поверхность льда и правильная разметка, которую можно нанести непосредственно поверх льда, лишь бы ее было хорошо видно игрокам.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: