До какого возраста дети в россии считаются несовершеннолетними. До какого возраста дети считаются детьми: мнения и реальность

Все люди с самого рождения развиваются. Мы растем, взрослеем и отлучаемся от своих родительских семей. Но рано или поздно, будучи еще маленькими, люди начинают говорить, что они "уже достаточно взрослые". Давайте попытаемся разобраться, до какого возрасти дети считаются детьми. По правде говоря, данная тема довольно трудна, так как она имеет множество нюансов и влияющих факторов. Так что никто стопроцентно не сможет ответить точно, до какого возраста считается ребенок таковым.

С точки зрения биологической

Для начала стоит упомянуть о том, что мнений о поставленном нами вопросе очень много. Тем не менее их можно разбить на несколько категорий. Сначала мы посмотрим, до какого возраста человек считается ребенком с точки зрения биологии и процессов, происходящих в организме детском и уже созревшем.

Очень часто люди сталкиваются с классифицированием детей: новорожденный, грудничок, малыш, ребенок, школьник, подросток... На чем же основаны оные описания? До какого возраста ребенок считается новорожденным, например? С точки зрения биологии, новорожденный малыш - маленький человек возрастом до 4 недель. В это время он еще похож на то маленькое создание, что находилось в утробе матери. Новорожденный готовится стать грудничком, знакомиться с внешним миром и другими живыми существами.

А что касается уже более-менее взрослых деток? С точки зрения науки, ребенок считается таковым до тех пор, пока у него не начинается период полового созревания. Раньше это было примерно лет в 13-14. После этого человек считается подростком. Но сейчас сие созревание, как правило, начинается в разы раньше - у девочек с 10, у мальчиков с 12 лет. Так что не стоит принимать школьника за совсем маленького ребенка. Но бытуют в мире и другие мнения.

Юридическая сторона

До какого возраста лицо считается ребенком с юридической точки зрения? Как известно, любой человек имеет свои права и обязанности. Они очень часто зависят от возраста. Так, к примеру, малыши не могут совершать покупки, иметь в суде и нести ответственность за свои деяния. До какого возраста дети считаются детьми? Вопрос несколько спорный.

Дело в том, что у ребят могут спрашивать мнение на суде уже с 10 лет. Уголовная ответственность, как и административная, наступает по достижении возраста 14 лет. Тем не менее в это время за многие действия своего отпрыска ответ несут его родители. Полностью взрослым ребенок считается уже в возрасте 18 лет. Но есть и некоторые исключения. Например, эмансипация. Если подросток сам зарабатывает себе на жизнь, при этом его режим не мешает учебе, имеется возможность проживать отдельно от родителей (то есть вести вполне взрослую жизнь), то такое лицо может обратиться в соответствующие органы за признанием эмансипации. После этого он станет полностью дееспособным. Как правило, одобрение получают с 16 лет. Также после вступления несовершеннолетним лицом в брак оно становится полноценным гражданином, который имеет полное право зваться взрослым.

Психология

Психологи тоже могут ответить, до какого возраста ребенок считается оным. Правда, не совсем однозначно. Тут имеют место многие факторы и окружающая атмосфера.

Так, например, психологи утверждают, что до 18 лет у человека только формируется нервная система и "устаканиваются" взгляды на жизнь. В этот период можно легко навредить детскому организму. Тем не менее в то же время многие говорят, что человек считается ребенком до того момента, пока не начнет рассуждать и действовать, как взрослое, развитое и уравновешенное лицо. Обычно такое поведение может начинать проявляться уже с 10 лет.

Восточные сказки

Честно говоря, у разных народов есть свои ответы на вопрос о том, до какого возраста дети считаются детьми. Нас заинтересовало мнение восточных стран мира, так как у них на этот счет довольно необычные предположения. Итак, давайте же посмотрим, что думают, скажем, в Японии.

Наверное, многие слышали о японской методике воспитания. Как раз она - это и есть основная определяющая толкования возраста среди японцев. Смысл заключается в том, что до 3 лет малышу можно делать все, после этого до 14 следуют одни запреты, а после - сладкая свобода. Таким образом, следует предположить, что у этой восточной страны дети перестают считаться маленькими после того, как проживут на этом свете 14 лет. Существует некая формулировка японской методики воспитания, которая докажет, что с данного возраста ребенок не считается оным: "До трех лет с ребенком мы обращаемся как с царем, с трех до четырнадцати - как с рабом, а после 14 лет - как с равным".

Для самих себя

Интересно, до какого возраста человек считается ребенком? Подумайте, во сколько лет вы стали думать, что повзрослели? Наверное, относительно данных мыслей существует отдельное мнение. Какое же?

Доказано, что мы во все времена считаем себя взрослыми людьми. Точнее, как только наше развитие начинает помогать нам четко излагать свои мысли, выражать мнение, чем-то отличаться от других. Можно сказать, стоит человеку хоть немного научиться делать что-то самостоятельно, как он сразу говорит, что взрослый. К сожалению, так уж устроено наше сознание. Но есть и мнение, которое может нанести огромный вред абсолютно любому, а вот связано оно как раз с нашей темой.

Родители

Люди часто задают вопрос родителям: "До какого возраста дети считаются детьми?" И получают всегда один и тот же ответ: "Всегда". Для наших "предков" мы остаемся малышами абсолютно всегда: и в пять лет, и в сорок пять. Лишь единицы, коих можно пересчитать по пальцам, готовы признать, что их ребенок вырос, имеет собственное мнение и является самостоятельным. Именно непонимание данного вопроса имеет разрушительную силу, причем для детей.

Дело в том, что родители, считающие своего ребенка оным постоянно, вечно лезут в его жизнь. Ни для кого не секрет, что подобное поведение разрушает молодые семьи. По статистике, около 40% браков распадаются именно из-за излишнего вмешательства наших предков. Запомните одно - как только человек научится здраво мыслить и содержать себя, он имеет полное право называться взрослым. До какого возраста дети считаются детьми - вопрос неоднозначный, так что обращайте внимание на многие факторы.

Родителям младенцев пока рано задумываться над вопросом, когда ребёнок сможет остаться дома в одиночестве. Однако через несколько лет (шесть? восемь?) ответ искать всё же придётся.

Любопытно, что точных временных рамок не существует, поскольку всё будет зависеть от сочетания нескольких факторов: физических и интеллектуальных способностей малыша, уровня его самостоятельности, отзывчивости соседей, желания самого ребёнка и, безусловно, психологического настроя мамы и папы.

В любом случае родителям следует знать не только, с какого возраста дети остаются в одиночестве дома, но и правила подготовки малыша к данному событию и основные меры безопасности.

Первоначально обратимся к зарубежному опыту. Так, в США нет единого закона, который бы регламентировал минимальный возраст, начиная с которого ребёнок способен находиться дома в полном одиночестве. Законодатели каждого штата решают этот вопрос на своё усмотрение.

Например, в Аризоне возраст «домашней самостоятельности» начинается с 10 лет, а в Мэриленде – когда ребёнку исполнится 18 лет. Естественно, за несоблюдение этих законодательных актов родители понесут строгую ответственность.

Канадские законы более конкретные: во многих провинциях запрещается оставлять ребёнка до 10-летнего возраста. А вот если чаду нет ещё 16 лет, то возможно покинуть его не более чем на 2 часа. Если этот временной интервал увеличивается, взрослые должны предоставить уважительную причину задержки.

В подавляющем большинстве европейских стран не существуют возрастных ограничений. То есть данный вопрос отдан «на откуп» родителям. Однако в случае форс-мажора власти будут решать, правомочно ли поступил взрослый, оставив ребёнка в одиночестве. Кроме того, имеются и многочисленные рекомендации, не носящие обязательный характер.

Отечественным законодательством также не определены чёткие возрастные границы, по достижению которых ребёнок может оставаться один дома. Таким образом, этот вопрос всецело передан на родительское усмотрение. Вот почему взрослым необходимо руководствоваться здравым смыслом и понимать, что именно на них лежит ответственность за благополучие ребёнка.

Тест на самостоятельность

Психологи убеждены, что оставлять ребёнка дома одного можно с семилетнего возраста. Среднестатистический первоклассник обычно понимает разрешённые и запрещённые действия, умеет пользоваться средствами связи.

Читайте также: Как оформить загранпаспорт через интернет в Воронеже? Часть 1. Портал госуслуг

Однако специалисты отмечают, что 7 лет – условный ориентир, поскольку следует принимать во внимание особенности темперамента, поведенческих реакций и сформированность навыков самообслуживания.


Оценить предварительную готовность ребёнка к «домашнему одиночеству» можно при помощи нескольких вопросов.

  1. Ребёнок способен занять себя на 1,5-2 часа, не дёргая постоянно родственников?
  2. Он не против оставаться в одиночестве и стремится к самостоятельности?
  3. Его не страшит темнота, закрытые помещения?
  4. Он осознаёт рамки дозволенного, понимает смысл слова «нельзя»?
  5. Он может пользоваться мобильником, популярными мессенджерами?
  6. Справляется ли он с определёнными домашними обязанностями?
  7. Родителям нет нужды отслеживать каждое его действие?
  8. Он назубок знает телефоны служб экстренной помощи?
  9. Он способен позвать на помощь соседей?
  10. Сможет ли он разогреть себе пищу, налить воды?

Положительные ответы на все вопросы означают, что ребёнок готов к самостоятельному времяпрепровождению. Если есть сомнение хотя бы по одному пункту, лучше не рисковать.


  • в данный момент недомогает (лихорадочное состояние, рвота, астматический или эпилептический приступ могут угрожать здоровью);
  • «особенный» (не следует оставлять одного аутиста, ребёнка с ДЦП или интеллектуальной неполноценностью);
  • отличается чрезмерной активностью, инициативностью, непослушанием (такие дети нередко придумывают занятия, могущие закончиться плачевно);
  • отличается доверчивостью и может открыть дверь любому незнакомцу;
  • излишне впечатлителен и эмоционально неустойчив, боится громких шумов, темноты.

Таким образом, прежде чем оставить ребёнка одного в квартире, следует учесть множество нюансов. Возраст не является единственным показателем, гораздо важнее, насколько психологически взрослым является ваше чадо.

Принципы домашней безопасности

Представьте, что целая квартира остаётся в полном распоряжении маленького экспериментатора. Представили? Теперь нужно максимально обезопасить ребёнка от возможных инцидентов. Начать нужно с жилья, а уже затем перейти к обсуждению правил поведения с ребёнком.

  1. Предварительно закройте все оконные рамы. Лучше всего их оборудовать особыми блокираторами, которые сможет открыть только взрослый.
  2. Если у ребёнка есть доступ к интернету, следует установить на компьютер особое программное обеспечение, которое убережёт технику от вирусных атак, а ребёнка – от вредной информации.
  3. Уберите подальше все таблетки, спички, табачные изделия, химические препараты и алкогольные напитки. Также следует перекрыть газ (желательно!), спрятать опасные острые предметы, проверить исправность электрических приборов и проводки.
  4. Убедитесь, что ребёнок умеет пользоваться микроволновой печкой. Если нет, то следует приготовить перекусы, не нуждающиеся в разогревании: бутерброды, хлопья с молоком.
  5. Объясните, что при возникновении ЧП (чувствуется запах дыма, гари, отсутствует электричество, хлещет вода в ванной) необходимо обратиться за помощью, а не пытаться исправлять ситуацию своими силами.
  6. Запишите в сотовый телефон ребёнка свой и бабушкин номер, а также номера скорой, пожарной помощи. Проверьте, чтобы малыш знал имена мамы и папы, адрес проживания.
  7. Объясните, что запрещено впускать в квартиру незнакомцев, даже если они представляются медиками, сотрудниками полиции. Если кто-то звонит в дверь, необходимо сообщить об этом маме.
  8. Через определённый промежуток времени нужно звонить ребёнку, чтобы убедиться – всё в порядке. Разговаривать нужно спокойно, чтобы малышу не передалась ваша тревога. Можно заранее договориться с соседями, чтобы те наблюдали со стороны за вашим чадом.

Не следует закрывать ребёнка в квартире! В случае возникновения экстренной ситуации, например, пожара, он не сможет выбраться из помещения, что может закончиться плачевно.

Подготовка и первый опыт

Итак, все инструкции розданы, ребёнок готов к самостоятельному времяпрепровождению. Осталось понять, как пройдёт этот самый первый одинокий день вашего чада.

  • Не оставляйте в первый день ребёнка надолго. Отправьтесь в магазин или аптеку на четверть часа. Затем время отлучки следует увеличивать до получаса, 60 минут. В 7-8 лет ребёнок не должен быть в одиночестве больше 1,5-2 часов.
  • Всегда возвращайтесь в строго оговоренное время. У ребёнка в восьмилетнем возрасте возникают страхи, касающиеся смерти родственников. Так что каждое опоздание будет для него настоящим стрессом.
  • Нельзя оставлять ребёнка наедине с самим собой, если заранее не придумать ему увлекательное занятие. Это может быть обучающая игра на компьютере, раскраска с карандашами, конструктор, интересные мультфильмы. Отсутствие развлечений чревато баловством.
  • Нельзя уходить из квартиры, если ребёнок спит. Даже самый самостоятельный отпрыск может перепугаться, обнаружив отсутствие домочадцев. Такие случаи чреваты возникновением страхов и отказом от нахождения дома в одиночестве.
  • Не стоит наказывать ребёнка за беспорядок, устроенный в ваше отсутствие. Совершенно естественно, что, став на время единоличным хозяином квартиры, малыш начнёт её изучать. Так, девочка может мерить мамину одежду, мальчуган – изучать отцовские инструменты.
  • Обязательно расспрашивайте, чем был занят ребёнок. После возвращения родителям необходимо заняться сначала ребёнком, а уже затем домашними хлопотами. Не забудьте похвалить его за отвагу и проведите вечер вместе, читая книжку или просматривая мультфильмы.

Это один из вопросов сегодняшней подборки, которую мы составили на основе конференции о нянях и гувернантках на www.7ya.ru Когда отпускать школьника одного в школу, на кружки, в поездки по городу? Второй вопрос: как поддержать связь с няней, которая посвятила ребенку много лет, но собственно няней быть уже не может — сын или дочка выросли?

Тема: почти о нянях в СПб, пока не переносите:)

Когда ваши детки ушли в самостоятельное плавание в большом городе? Мне настоятельно советуют оставлять одного и не маяться. Вырос с бабушками до 10 лет. А он на метро все равно пока не ездит. Рассеянный до безумия. И болеет часто. При резком старте заболевании не раз уезжали с неотложкой.
Моя няня в больницу, похоже, ляжет. Уволиться не могу.
Пару слов

У меня дети сами в школу и из школы ходили с 3-го класса с продленки. Сидеть с ними было некому особо, да и денег на няню тоже не было. У соседки сын примерно такой же, как ваш, с первого класса все сам, обед подогревает в микроволновке, уроки доделывают вечером.
Можно поискать друзей, с которыми сам будет из школы возвращаться, можно попросить кого-то из школы — типа мам-бабушек, чтобы проводили до дома за небольшую плату.
Лабра

Не, ну он дойдет из школы и обратно. Но я не могу даже лишний раз к врачу пойти с ним. Вот на выписку няня ходила. Сейчас, похоже, к лору опять надо. Значит, назначат какие-то процедуры, и это каждый год так... Плюс на метро. Вроде как деньги на няню есть пока, не хочется лишний раз дергаться... Мои нервы дорого стоят...
Пару слов

Да, а что с бабушками? Их не стало или что?..
Cима Пoлoсатая

Они из др. города ездили. Свекровь чередовалась с моей мамой. На лето сын туда уезжал. Потом мой папа сильно заболел, т.е. маме пришлось уехать, свекровь сама в больницу полегла осенью. Им по 70 лет, куда тут уже...
Пару слов

Понятно... Просто из исходной темы это не совсем ясно было.
Cима Пoлoсатая

Сима, ну ты смешная... Я к тому, что на бабушек рассчитывать вообще очень сложно.
Альт

Это зависит от бабушек. Знаю таких бабушек (это не наши, к сожалению:), которые пестуют внуков от рождения до совершеннолетия и ещё на правнуков сил хватает...
Cима Пoлoсатая

Я тоже таких бабушек знаю. У моей подружки мама, свекровь и папа со свекром чуть не дерутся за возможность посидеть с единственной внучкой. Но это крайне редкий пример. В реальной жизни бабушки есть, но рассчитывать на них нельзя.
Альт

Мне повезло с бабушками. Иначе я бы, конечно, не смогла работать с таким кол-вом детских болезней.
Пару слов

А что значит «ушли в самостоятельное плавание в большом городе»? Ходить самому (с друзьями) из школы? Открывать дверь квартиры? Ездить на доп. занятия на транспорте? Оставаться одному в каникулы?
Всё вместе или по отдельности?
Моей 12. С 10 ходит сама из школы и на рисование, но без транспорта, всё в пределах квартала-двух. Из школы идёт или к свёкрам, или домой (если я дома). Всё равно волнуюсь, конечно, и если не могу дозвониться, бегаю по потолку.
В каникулы дома одна сидит с удовольствием (если никуда не отправляем), в метро одна ещё не бывала.
По проблеме, к сожалению, помочь не могу, у самих нянь никогда не было.
Cима Пoлoсатая

Хочу все вместе. В свои 10 лет он сам до школы ходит, в магазин, в ближний кружок. Один сидит, конечно, но не целый же день. Тем более, когда болеет. И в Анничков на занятия ездить надо.
Пару слов

В Аничков откуда?
Имхо, метро не страшно само по себе.
Мадам Шредингер

Нет, в 10, ИМХО, рановато в метро...
Cима Пoлoсатая

Что в метро более страшного, чем в автобусе или пешком пойти? Имхо, с автобусами-маршрутками скорее заблудишься.
Я не настаиваю, мне просто интересно узнать.
Я ездила в метро с 11 лет, но до того мы жили в Шушарах, и дело было не в метро, а в электричках, на них меня не отпускали. По той же ветке, от Ломоносовской до Маяковской.
Мужнину племянницу именно в метро лет до 13 не пускали, хотя на автобусах она ездила и по своим делам пешком ходила. До смешного доходило — ее надо было довезти до ее (или не ее) станции метро, а там она сама шла!
Мадам Шредингер

В метро могут в толпе затолкать (особенно если ребёнок мелкий), перрон тоже опасная зона, вон, взрослых, бывает, толкают под поезд, сколько сообщений...
Cима Пoлoсатая

Там, именно там — станции закрытого типа, под поезд не затолкают.
Мадам Шредингер

Ну Василеостровская и Гостинка — да, но... всё равно, мне самой некомфортно в метро: то нищие ходят, то цыгане, то коробейники какие-то. Да и народ иной раз такой странный попадается — недавно какая-то полоумная старушка чуть ли не с пеной у рта срывала рекламные постеры и орала что-то про правительство. Скорей бы уже на своей машине ездить, что ли.
Cима Пoлoсатая

Это да, там неприятно, вопрос — опаснее ли?
Еще раз — я не настаиваю ни на чем, я рассуждаю.
Мадам Шредингер

Да как приучишь. Мой пока не надрессирован. Выходит на Невском и этак рассеянно: «А мне кажется, мы тут когда-то были». А мы возили его туда годами...
Пару слов

Я такая же была. А перед 5-м классом (по новому) мы переехали к Ломоносовской.
Раз 20 ездили по этому маршруту, у меня напротив школы бабушка жила.
А 1-го сентября мама сказала: ну, иди в школу сама.
Мадам Шредингер

Я как-то не особо заморачиваюсь. Всему свое время. Вот не смогу взять няню — сядет и сам поедет. Пока могу — зачем мне даже думать об этом? На Ваське толпа, на Невском тоже. Каждый раз созвонись, доехал или нет. Пообедал или нет. Температура есть или нет. Потом звонок: «Ма-ам, мне тут в дверь звонят, мне открыть или нет». Звоню соседке... Не говорю об уроках.
Пару слов

Чем метро и Невский хуже подъезда? Подъезд хуже, имхо.
Мадам Шредингер

На Невском уж больно народу много... Я б свою одну ни в Питере на Невский, ни в Москве в самый центр не отпустила бы. Только потому, что там в любое время суток — толпы маловменяемого народу. А у нас, на окраине, ездит моя 10-летка из школы 2 остановки на метро с пересадкой (в середине дня, когда у нас тут относительное затишье).
Чиффа (поеживаясь)

Так что плохого-то в «много народу»?
Как раз пустая улица — опаснее, имхо.
Мадам Шредингер

Плохо не просто, что много народу. Плохо, что в центре — всегда толкучка. А в какой момент эта безобидная в общем-то толкучка вдруг превращается в толпу, неуправляемую, невменяемую, сметающую все на своем пути, — предсказать невозможно. Вот в эту-то толпу я и боюсь отпускать дитятку (я ее и сама-то боюсь до смерти, хотя по метро мотаюсь с тех самых 10 лет).
Чиффа

На Ваське из метро и в метро часто вносят и выносят. Хотя я философски отношусь, но ребенку выбрали время, когда меньше народу. Невозможно выйти просто.
Пару слов

Тема: Что делать с няней?

Частенько топики с похожим названием здесь негативные. И я тоже в разные времена выливала здесь негатив.
Сейчас вопрос обратный. У нас няня, работает с Марусиного детского сада, то есть уже больше 7 лет! Летом девочке 12 исполняется, в 6-м классе с няней как-то... Ну, наверное, уже не то. Няня это знает, еще с прошлого года мы договорились, что скорее всего работает она у нас на постоянной основе последний год...
Няня замечательная. Она очень любит Марусю, а Маруся любит ее. Я не могу вот так взять и разделить их. Как в таких случаях лучше построить общение? В гости приглашать? Созваниваться? Она, правда, очень привязалась к дочери, и ей больно расставаться, как мне кажется.
virus

Года 2-3 тому назад я заводила похожий топик.
В результате наша няня теперь опекает девочку, которая ходит в ту же школу. Дети с ней видятся регулярно, еще и в музыкалке. Поздравляют друг друга с праздниками. Вот так счастливо разрешилась ситуация. Но няня живет в нашем районе.
Может, и у вас будет такая же возможность?
Люблюкошек

Ну вот, Вашей 12 хотя бы, а моей летом 10 будет, и она на следующий год требует отменить няню. Говорит, отлично сама справится, будет из школы сама ездить и на курсы тоже. С одной стороны (с денежной) очень соблазнительно освободить энную сумму в семейном бюджете. А с другой стороны — рано ведь, наверное, слишком. Из школы она доедет сама, а если надо будет пойти куда-нибудь справку получить или еще что... Не могу решить пока. А няня у нас эта проработала уже 7,5 лет.
Жука

Мой сын сейчас в 8-м классе, и последние пару лет няня продолжала у нас работать, но уже не няней, а как бы сказать — нашей няней, что ли, или помощником. Постоянно есть дела, которые некогда делать, но нужно в раб. время. Взять справку, записаться к врачу, отплатить квитанцию, съездить куда-то и т.д.
Я ей платила постоянный оклад. Не сильно большой, но эти деньги не были для меня решающими, а расставаться я с ней не хотела, и руки у меня были развязаны.
London

Наверняка у вас будут ситуации, когда будет нужен сопровождающий, а самой ехать неохота. Или уехать куда, а ребенка вроде не с кем оставить? Не бывает?
Шерлок

Бывают, конечно! Но я не уверена, что няня будет свободна — наверняка найдет работу на полный день...
virus

Да, это я как-то совсем упустила из виду.
Шерлок

Время от времени отправлять их вдвоем на какие-нибудь культурные мероприятия — типа музеев, экскурсий или театра?
Лось_Анджелес

Как обычно, все очень индивидуально. Есть примеры и самостоятельных первоклашек, которые топают пешком в школу и обратно, ездят на автобусе в секцию и даже доезжают несколько остановок на метро до бабушкиного дома. Есть и 13-летние подростки, которым комфортнее все это проделывать с сопровождающим. Решить, отменять няню или нет, можно, ориентируясь в том числе на такие признаки. Если ребенок просит (требует) самостоятельности — обычно это происходит после 10 лет, — стоит принять это во внимание и постепенно уровень опеки снижать. Если маме очень неспокойно — значит, надо искать компромиссные варианты: во-первых, беспокойство передается ребенку и превращается в неуверенность; во-вторых, маме постепенно тоже надо привыкать к тому, что ребенок, как это ни странно, растет...


Вопросы развития физических навыков у грудных детей являются одними из самых острых для родителей, особенно волнует своевременность появления того или иного умения. Очень часто мамы грудничков начинают бить тревогу из-за того, что их малыш не сидит в возрасте полугода, тогда как соседский ребенок уже вполне сносно справляется с этим. Стоит ли волноваться и с какого возраста можно начинать присаживать маленьких детей, мы расскажем в этом материале.


Когда и как малыш начинает сидеть?

Вопрос о том, когда ребенок должен начать сидеть самостоятельно, звучит несколько некорректно, ведь все дети - разные, а потому и сроки развития у каждого малыша сугубо индивидуальные. Однако среднестатистические нормы существуют, но относиться к ним следует исключительно как к примерным ориентирам, а не как к истине в последней инстанции.

Считается, что здоровый грудничок должен начать садиться в возрасте полугода, к 7 месяцам он должен освоить сидение с поддержкой, а без таковой свободно садиться ребенок должен в возрасте 9-10 месяцев.

Уверенному сидению обычно предшествуют длительный подготовительный этап, который начинается еще с периода новорожденности. Чтобы сесть, малышу нужно иметь достаточно хорошо развитые мышцы шеи, спины, рук и живота. Они помогут позвоночнику выдерживать новый тип нагрузки в виде собственного веса малыша в положении сидя. К тому же ребенку еще нужно научиться держать баланс.


Если вы заметили, что малыш научился переворачиваться и делает это достаточно часто и активно, то можете быть спокойны - скоро он сядет. Присаживаться малыши начинают по-разному. Но для всех первый этап является краткосрочным, то есть ребенок принимает положение сидя на попе, но не может удерживать нагрузку, поэтому снова заваливается на спину или на бок.

Примерно через месяц после начала первых попыток ребенок учится сидеть с поддержкой, а еще через месяц-полтора и без нее. Примерно в 8 месяцев ребенок может довольно долго провести сидя, играя, некоторые даже пытаются встать на четвереньки и начать ползать.

Родителям бывает очень трудно находиться в режиме ожидания, и они все время стараются вмешаться в естественные природные процессы и помочь ребенку сесть быстрее.

Торопить кроху не нужно, он развивается согласной собственной программе, вмешательство в которую может навредить его физическому развитию и здоровью.


Факторы влияния

Если природа диктует свои условия, то почему эти условия для разных детей разные: один ребенок начинает садиться самостоятельно лишь после 9 месяцев, а другой пытается сесть в пять? Дело в факторах влияния, которые накладывают свой отпечаток на скорость освоения новых умений и навыков.


Давайте рассмотрим их более подробно.

  • Состояние здоровья. Малыши, которые появились в срок, не имеющие в анамнезе родовых травм, гипоксии, ишемии, дисплазии тазобедренных суставов и врожденных заболеваний, садятся традиционно раньше. Ослабленные и часто заболевающие дети в физическом развитии могут отставать от своих более крепких ровесников. Неврологические нарушения, даже незначительные, тоже снижают скорость обучения новым навыкам. Самый сильный из этих факторов - недоношенность. Это не означает, что ослабленные или недоношенные дети отстают в развитии, им просто требуется чуть больше времени для адаптации к окружающему миру и для развития их костно-мышечной системы.
  • Вес ребенка. Пухлые детишки выглядят умилительно, но лишний вес еще никому не помогал легче выдерживать физические нагрузки. Это распространяется и на грудничков. Малыши с нормальным весом и худощавые детки (доношенные) обычно садятся и начинают ползать раньше своих пухлых ровесников.
  • Темперамент. Собственные черты характера у плода появляются еще в период беременности, а уж после рождения без труда можно определить, кто есть кто. Флегматичные и меланхолически настроенные дети садятся позднее по причине некоторой лени и медлительности, свойственных им. А вот холерики и сангвиники стремятся двигаться больше и в итоге раньше осваивают новые умения.
  • Окружающая среда и мотивация. Этот фактор - единственный, который зависит от родителей, и то частично. Так, ребенок, которому дают свободу, не ограничивая его постоянно манежем или пределами детской кроватки, начинает садиться раньше. Если у малыша нет острой потребности и желания сесть, он не будет торопиться. А потому родителям вполне по силам создать такую мотивацию, например, подвесив игрушку так, чтобы достать ее можно было только в положении сидя.
  • Влияет и наследственность. Если мама и папа в своем детстве тоже были «поздними» детьми, то рассчитывать на стахановское опережение всех мыслимых и немыслимых сроков их собственным чадом по меньшей мере неправильно.

О половых особенностях

Считается, что девочки развиваются раньше, что они менее ленивы и быстрее учатся новым движениям. В то же время считается, что мальчиков можно присаживать раньше, поскольку у девочек половая система устроена так, что присаживание до 7 месяцев может привести к последующему во взрослом возрасте бесплодию. Оба утверждения не соответствуют действительности.

Костная и мышечная системы, а также суставная и хрящевая ткани развиваются вне зависимости от пола человека. Да и вопрос о медлительности мальчиков довольно спорный. Медицина не имеет доказательств тому, что девочки развиваются быстрее. В период, предшествующий пубертатному периоду, и во время полового созревания, разница, действительно, есть, но обусловлена она разными половыми гормонами. Дети же первого года жизни развиваются одинаково.

Присаживать и мальчиков, и девочек, не рекомендуется до полугода. Многие педиатры вообще не рекомендуют высаживать детей до тех пор, пока те не сядут самостоятельно.

Если кроха сделает это рано - в 5 месяцев, например, препятствовать ребенку не нужно. Но и заставлять ребенка сидеть, если он не может, нельзя.


О присаживании

Говоря о присаживании, нужно четко понимать, что это такое. В народе ошибочно называют присаживанием и посадку чада между подушек, и вертикализацию на руках у мамы.

Правильно называть присаживанием относительную вертикализацию, при которой позвоночник ребенка не располагается под прямым углом к тазу. Иными словами, держать малыша на руках вертикально, прижимая к себе спинкой, – это вариант правильного присаживания. Уложить ребенка в коляску и примерно на 45 градусов приподнять дно коляски - это тоже правильно.


Понять, что малыш «созрел» для присаживания, несложно: карапуз начнет крутиться и пыхтеть лежа в кроватке или коляске, пытаться приподняться на локтях. Мама должна помнить, что пока чадо не готово к сидению, вертикально держать нужно с обязательной поддержкой под попу ладонью.

Если сажают малыша на колени, взрослый должен не сидеть прямо, а полулежать. И тогда нагрузка на позвоночник будет существенно уменьшена.

К сожалению, мамы не часто вдаются в нюансы словообразования, и под понятием «присаживать» подразумевают принудительную вертикализацию ребенка, посадку. Делать этого врачи не советуют вообще. На неокрепший позвоночник, суставы, мышцы, ложится несоразмерная для них нагрузка. Последствиями могут быть нарушение осанки, сколиоз, вывихи, подвывихи и переломы тазобедренных суставов, травмы костей малого таза (особенно опасно для репродуктивной функции и общего здоровья девочек), деформация конечностей, неправильная постановка стоп в будущем, возникновение компрессионных изменений позвонков, межпозвоночных грыж.

Поэтому присаживать в смысле «сажать ребенка» можно не раньше, чем он сам научится сидеть.


Запрещенные действия

Чтобы обезопасить ребенка, многие врачи, в том числе и известный доктор Евгений Комаровский, рекомендуют родителям оставить ребенка в покое. Он сядет тогда, когда он сам будет к этому готов, когда он сам сможет.

При желании можно делать гимнастику, включая в нее упражнения для развития спины, шеи, рук и живота. Полезны массаж и прогулки, купание и закаливание, отсутствие принуждения в приеме пищи.



Родители должны знать, что начинать вертикализацию с применением прыгунков или ходунков очень опасно. Эти устройства заставляют ребенка находиться в положении, которое нельзя считать естественным для его возраста, а потому вертикальная нагрузка будет очень существенной. Какими бы яркими и заманчивыми ни были прыгунки в детском магазине, помните о том, что они не просто вредны, они потенциально опасны для здоровья вашего чада.

Если ребенок начал присаживаться, на стадии кратковременного сидения следует обезопасить его от ударов при падении. Падать малыш будет обязательно, а потому нужно обложить его подушками или пуфиками, а также постоянно находиться рядом, чтобы исключить нештатные ситуации, например, механическую асфиксию, которая может случиться, если упавший малыш застрянет между подушками.


На что следует обратить внимание

  • Поза ребенка при попытках сесть может быть любой. Одни малыши опираются на ладошку, другие на две руки, третьи - на локти, а четвертые присаживаются только после того, как примут позу на четвереньках. Не пытайтесь исправить детский способ достижения цели - он делает это так, как ему удобно.
  • Когда ребенок начал сидеть, обратите внимание на его позу. Круглая спина с опущенными плечиками говорит о том, что у малыша слабоваты мышцы шеи и спины. Если малыш заваливается назад, нужно начинать укреплять мышцы живота, пресс. Если падает он на бок, надо укреплять мышцы живота и косые боковые мышцы. На помощь родителям придут комплексы упражнения для каждой отдельной мышечной группы. Нельзя разрешать ребенку сидеть на коленках с выворотом наружу. W-образная посадка травмирует тазобедренные суставы.
  • Если у ребенка в 9 месяцев не наблюдается даже попыток присесть самостоятельно, обязательно покажите его неврологу, ортопеду и педиатру.


О том, с какого возраста можно присаживать ребенка, смотрите в следующем видео.

Рассчитайте календарь прививок

С самого рождения каждый гражданин страны наделен определенными правами и обязанностями. Если младенческий возраст ребенка подразумевает полную зависимость от родителей, то по мере взросления перечень прав растущего человека увеличивается, но и круг обязанностей тоже расширяется. Данная статья поможет понять, кто такие малолетние дети, до какого возраста продолжается этот период, также рассматриваются основные правовые гарантии, имеющиеся у ребенка и его родителей, законных представителей.

Возрастные периоды развития

Конституция Российской Федерации четко прописывает определение понятия ребенка как гражданина, не достигшего совершеннолетия, то есть 18-летнего возраста, и выделяет 2 возрастных периода с юридической точки зрения:

  1. С рождения до 14 лет. Прописывание законом того, до какого возраста дети считаются малолетними, позволяет определить его статус и обозначить недееспособность перед законом. То есть в этот период от имени ребенка действуют его законные представители - оба родителя, один из них, опекуны, усыновители.
  2. С 14 до 18 лет. В этот период ребенок является несовершеннолетним. Объем прав и обязанностей у него меняется, он наделяется частичной дееспособностью. По достижении 18-летнего возраста гражданин утрачивает статус ребенка и становится совершеннолетним.

Законное определение понятия «малолетний ребенок»

Для того чтобы права и обязанности ребенка были законно урегулированы, существуют специальные правовые статьи, прописывающие определение понятий, касающихся детей:

  • Статья 54 Семейного кодекса РФ - «Ребенком называется лицо, не достигшее 18 лет».
  • Статья 28 Гражданского кодекса РФ определяется с понятием возраста малолетнего ребенка - «…несовершеннолетний, не достигший 14 лет».
  • Статья 28 Конституции РФ определяет понятие родителя как лица, обязанного заботиться о ребенке.

Права малолетних детей

Детям с раннего возраста необходимо внушать понятие гражданина, рассказывать ему о его правах, в наглядной и доступной форме доносить информацию о том, что наряду со взрослыми он должен нести определенные виды ответственности. Права детей можно разделить на несколько видов: имущественные, неимущественные и зависящие от возраста. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Имущественные права включают в себя следующее:

  • материальное содержание от родителей, других членов семьи;
  • пособия, предусмотренные законом, в том числе материнский капитал;
  • собственные доходы, имущество, приобретенное на них;
  • совместное проживание с родителями, совладение общим имуществом.

Неимущественные права включают в себя:

  • владение фамилией, именем, отчеством;
  • возможность получать образование в дошкольных, средних, специальных, высших учебных заведениях;
  • охрана здоровья;
  • жизнь в семье и общение с родственниками;
  • организация отдыха и досуга;
  • выражение собственного мнения;
  • соблюдение интересов и защита прав.

Возраст -- это еще один критерий, влияющий на увеличение и расширение детских прав:

  • В 2 месяца у новорожденного появляется право на дошкольное образование.
  • С 6-летнего возраста ребенок вправе совершать мелкие бытовые и направленные на безвозмездное получение выгоды сделки и самостоятельно распоряжаться средствами, предоставленными ему родителями или законными представителями.
  • 6,5 лет - возраст, когда у ребенка появляется право на получение начального образования в школе.
  • В детские общественные объединения ребенок может самостоятельно вступать в возрасте 8 лет.

Интересуетесь тем, до какого возраста малолетние дети в РФ не могут выражать свое мнение? До 10 лет. А вот после они имеют право на:

  • выражение своего мнения при решении внутрисемейных вопросов, затрагивающих его интересы;
  • решать, с кем из родителей он хочет проживать после расторжения брака;
  • соглашаться или нет с изменением своих фамилии, имени, отчества;
  • участвовать в восстановлении родительских прав;
  • соглашаться или нет со своим усыновлением, передачей в приемную семью, назначением опекуна.

Подводя итоги, можно утверждать, что права ребенок приобретает по мере взросления, поэтапно. В малолетнем возрасте он имеет право на жизнь и свободу, личную неприкосновенность и социальную защиту, имя и гражданство, семью и образование, первоочередную помощь и защиту, выражать свое мнение и пользоваться имущественными правами.

Обязанности детей малолетнего возраста

Следующий вопрос, который необходимо прояснить, касается того, до какого возраста малолетние дети не имеют обязанностей. Вообще, весь период с 0 до 14 протекает под девизом «Больше прав и меньше обязанностей». Тем не менее, первые юридические обязанности появляются у ребенка в тот момент, когда он начинает посещать начальную школу. Дошколятам обязанности устанавливают родители и другие члены семьи. Здесь следует говорить об уважении к старшим и домашних бытовых обязанностях, к которым ребенка необходимо приучать как можно раньше. А с 6,5 - 7 лет у ребенка появляются следующие юридические обязанности:

  • ежедневное посещение школы;
  • соблюдение устава школы, где прописаны все права и обязанности учащихся и учителей;
  • участие в образовательном процессе, выполнение домашних заданий;
  • бережное отношение к школьному имуществу (родителям следует помнить, что за порчу школьного имущества они несут непосредственную ответственность);
  • соблюдение правил внутреннего распорядка школы;
  • уважение чести и достоинства всех членов школьного сообщества.

Обязанности родителей

Поскольку малолетними считаются дети в возрасте до 14 лет, в этот период за них несут ответственность их родители, законные представители. На них лежат следующие обязанности по отношению к детям:

  • материальные;
  • воспитательные;
  • здоровьесберегающие;
  • образовательные.

Собственного представления обо всех родительских обязанностях недостаточно, они четко регламентируется соответствующими законами и их несоблюдение влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Получение паспорта в 14 лет

По достижении ребенком 14-летнего возраста, то есть в тот момент, когда понятие «малолетний» теряет свою юридическую силу, он обязан получить паспорт РФ. Срок получения документа ограничен 30-ю днями с момента наступления дня рождения. Ребенок должен иметь российское гражданство. Перечень документов, необходимых для оформления документа следующий:

  • оригинал свидетельства о рождении;
  • документ, подтверждающий гражданство;
  • 2 фотографии;
  • квитанция об оплате гос. пошлины;
  • заявление на выдачу паспорта.

Ответ на вопрос: «До какого возраста дети малолетние?» можно перефразировать следующим образом: до тех пор, пока не получат паспорт.

Подростковый возраст

Начало подросткового возраста с физиологической точки зрения происходит в 12 лет. У юристов свое определение. На вопрос о том, до какого возраста ребенок малолетний по закону, каждый правовед ответит - до 14. А после он становится по закону несовершеннолетним подростком. Подросток получает паспорт, может начать официальную трудовую деятельность с заведением трудовой книжки, открыть в банке счет и карту на свое имя, получать заработную плату безналичным способом, обращаться в суд, участвовать в приватизации. За неправомерные действия его ожидает административная и уголовная ответственность.

Совершеннолетие

В разных мировых сообществах понимание того, до какого возраста дети малолетние, может существенно отличаться. Так, совершеннолетие происходит в различных государствах по-разному: где-то в 19 лет, а где-то в 21. В Российской Федерации ребенок становится совершеннолетним в 18 лет. Он признается полностью дееспособным и самостоятельно отвечает за свои поступки перед законом. Может пользоваться всеми правами и обязанностями взрослого человека: покупать алкогольно-табачную продукцию и голосовать на выборах, появляться в ночное время суток на улице без сопровождающих его взрослых людей и нести административную или уголовную ответственность за проступки, трудиться полный рабочий день и вступать в права наследования. Очень важно владеть исчерпывающей информацией о своих правах и обязанностях, быть грамотным и ответственным гражданином.

Конституционно-правовой статус малолетних

В РК и малолетний возраст ребенка, и несовершеннолетний четко прописаны. Юридическое значение понятия «малолетний» подразумевает причастность к отдельной категории субъектов с особенным специальным конституционно-правовым статусом. Понимание необходимости особенного отношения к малолетним детям осуществлялось на протяжении тысячелетий: начинаясь с отождествления ребенка с вещью, красной нитью проходя через насилие над ним, приводящее зачастую к необратимым последствиям. Наконец, постепенно привело к пониманию того, что только гуманное отношение к детям может сформировать в них лучшие человеческие качества, а соответственно, приведет к прогрессивному развитию всего человечества. Наделение малолетних специальным конституционно-правовым статусом, их определение в особенную группу, находящуюся под защитой государства, относится к созданию специального вида общественных отношений по защите прав, свобод и законных интересов малолетних и несовершеннолетних детей. Ими занимается ювенальная юстиция.

Немного об ответственности

Ответственность - это желание и способность принимать на себя такие обязательства, которые позволяют самостоятельно проживать свою жизнь, заботиться о себе. Ответственность бывает:

  • гражданская;
  • административная;
  • уголовная.

Никакой вид ответственности нельзя отождествлять друг с другом, у каждого из них своя специфика. Зная, до какого возраста дети малолетние по УК РФ, можно судить о том, какие у них обязанности перед государством и обществом. По мере взросления объем прав ребенка увеличивается, ответственность за их соблюдение возрастает. Родительская ответственность обратно пропорциональна его взрослению, то есть чем старше ребенок, тем меньше за него и его поступки отвечают родители.

Законы о правах ребенка

Права ребенка определены не только законами определенной страны, но и прописаны международными нормативными документами. Об основных понятиях по правам ребенка в РФ говорится в следующих законах:

  • Конституция РФ. Она обеспечивает детству, материнству и семье в целом обеспечение государственной защиты и поддержки.
  • Семейный кодекс РФ. Прописывает, до какого возраста ребенок является малолетним, предусматривает соблюдение его прав на жизнь, имя, семью, выражение собственного мнения и много другое.
  • Закон № 124-ФЗ. В нем говорится о гарантированном урегулировании основных прав ребенка.
  • Конвенция «О правах ребенка». Действует с момента принятия 20 ноября 1989 г.
  • Декларация «По правам ребенка». Была провозглашена 20 ноября 1959 г Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В ней установлены 10 принципов, которым необходимо следовать для того, чтобы детям было обеспечено счастливое детство.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: