Дидактические игры с фольклорном элементом для дошкольников. Дидактические игры по народному творчеству

Дидактические игры - это разновидность игр в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры специально созданы педагогами для обучения детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Это один из методов активного обучения дошкольников и учеников начальной школы, и это не случайно. Ребенок не будет сидеть и слушать нудную лекцию или доклад, он ничего не запомнит, потому что ему это не интересно. Ребенок любит играть. Поэтому педагогика соединила приятное с полезным, играя в дидактические игры, ребенок обучается, сам того не подозревая. Ему интересно. Он запоминает. Множество дидактических игр на совершенно разные темы мы предлагаем воспитателям и учителям начальных классов, а также родителям на сайте 7гуру.

© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу - специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)

Картотека дидактических игр по теме: «Народное творчество!»

Д/и "Назови правильно"
Дидактические задачи: закрепить знания детей о народных промыслах, их признаках. Закреплять умение находить нужный промысел среди других, обосновывать свой выбор, составлять описательный рассказ. Материал: карточки с изображением народных промыслов России. Игровые правила: дети поочередно задают друг другу задание и отгадывают, какой промысел изображен. Поощряется, если ребенок может назвать промысел, место его возникновения и характерные особенности.

Д/и «Укрась поднос»
Дидактические задачи: закреплять знания о жостовской росписи – ее колорите, составными элементами; учить располагать узор; развивать чувство ритма, композиции; формировать эстетическое отношение к народному творчеству. Материал: трафареты подносов разной формы, вырезанные из картона, различные цветы, литья по размеру, форме, цвету. Игровое правило: брать по одному элементу. Игровое действие: выбрав поднос определенной формы расположить узор.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Д/и «Найди лишнее»
Дидактические задачи: учить находить предметы определенного промысла среди предложенных; развивать внимание, наблюдательность, речь – доказательство. Материал: 3-4 карточки с их изображением одного промысла и одна - любого другого. Игровые правила: выигрывает тот, кто быстро и правильно найдет лишнее изделие, т. е. непохожее на другие, и сможет объяснить свой выбор. Ход игры: выставляются 4-5 предметов. Следует найти лишний и объяснить почему, к какому промыслу относится, что ему свойственно.
Варианты: в игре может быть постоянный ведущий. Тот игрок, кто правильно ответит, получает фишку (жетон). Победителем станет тот, кто соберет больше жетонов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Д/и «Угадай и расскажи»
Дидактические задачи: закрепить знания детей о народной игрушке как об одной из форм народного декоративно-прикладного искусства. Закреплять умение узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус. Материал: карточки с изображением изделий народных игрушек. Игровые правила: дети поочередно друг у друга вытаскивают карточку и отгадывают, игрушка какого промысла изображена. Поощряется, если ребенок может доказать правильность своего ответа.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Д/и «Собери матрешку»
Дидактические задачи: закреплять знания детей о народной игрушке – матрешке, умение собирать матрешку из частей по способу мозаики, выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству. Материал: матрешки из бумаги (картона, поделенные на несколько частей.
Игровые правила: собрать из отдельных частей целую матрешку. Побеждает тот, кто больше собрал матрешек.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Д/и «Городецкие узоры»
Дидактические задачи: закреплять умение детей составлять городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запоминать порядок выполнения узора, самостоятельно подбирать цвет и оттенок для него. Развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции. Материал: трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др., набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты). Игровые правила: детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Д/и «Народные промыслы»
Игра проводиться по подгруппам 5-6 человек с детьми 5-7лет.
Цель игры: продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, обогащать зрительные впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.
Задачи:
- расширять представление о многообразии узоров народных промыслов России;
- совершенствовать представление о характерных элементах узора и цветосочетании народного декоративно – прикладного искусства: «Городецкая роспись», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Хохлома»;
- воспитывать чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к своим национальным корням;
- развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.
Материал: игра проводиться в мини-музее «Русская изба». Предварительно туда вносятся игрушки, предметы, картинки с росписью народных мастеров. Также для игры можно использовать работы детей по декоративному рисованию и аппликации.
Ход игры.
Вариант p.
Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов двух народных промыслов. В избе выставляются предметы из одного народного промысла. Дети должны отгадать, в каком стиле оформлена изба.
Постепенно количество рассматриваемых элементов росписи народных промыслов увеличивается.

Вариант pp.
Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов одного народного промысла. В избе выставляются предметы из двух народных промыслов. Дети должны убрать из избы лишние предметы.
Постепенно количество предметов, не относящихся к демонстрируемым элементам народного промысла, могут быть увеличены.

Вариант ppp
Перед началом игры в избе заменяется старинный предмет на современный. Например, лапти на сандалии. Дети должны угадать какой предмет заменили и назвать, что вместо этого предмета должно быть.
Для этого варианта игры детей предварительно знакомят с названиями, назначением и использованием старинных предметов (см. приложение 1).

Вариант pV
Перед началом игры детям читают стихи и загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти в «Русской избе» предметы на заданную тему (см.приложение 2).

Приложение 1.
Лапти, обувь, сплетённая из лыка или берёсты (иногда для прочности вплетались и кожаные ремни). Раньше на Руси лапти служили основным видом обуви крестьянского населения.
Коромысло – толстая, изогнутая дугой, деревянная палка с крючками или выемками на концах для носки ведёр на плече. Раньше на Руси воды не было в домах и её носили их рек, озёр и колодцев. Чтобы принести сразу два ведра воды и использовали коромысло.
Прялка - приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечей шерсти. Работали на прялке так: правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом то наматывалась.
Половик - плетеный, тканый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, расстилаемый на полу.
Косоворо
·тка рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.
Сарафан - русская национальная женская одежда платье, обычно безрукавное, которое надевали поверх рубахи. Сарафаны украшали золотными кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами, а также вышивкой.
Русская печь - это традиционное устройство для отопления помещения и приготовления пищи, безраздельно применявшееся на протяжении столетий почти во всех уголках мира. Знания и опыт в искусстве сооружения печей являлись мерилом зрелости и талантливости народа. Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях. Кроме того, печи служили не только для отопления и приготовления пищи, но и для сушки продуктов впрок.
Чугунок – металлический горшок для приготовления пищи. Чугунные горшки были круглые и по форме напоминали глиняные. Их ставили на огонь или в печку специальными приспособлениями - ухватами. В них пища готовилась быстрее и они были прочнее чем глиняные горшки.
Ухват - это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Русские куклы. Раньше на Руси кукол мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, деревянных ложек. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. Кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны.
Русские утюги. С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этих целей был изобретен утюг. Вначале это был плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. А потом изобрели утюг с горящими углями внутри. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка».

Приложение 2.
Хохлома.
В деревне Семёново - в русском краю,
Стояли избушки там в бытность свою...
И пели там птицы, кормила земля.
И жёлтая ржица ласкала поля.
Леса там родили рябину, цветы.
И люди там жили, лелея мечты.
Чтоб жизнь была краше для жителей тех-
Писали на чашах узор для потех.
Писали узоры их руки, души.
Молились в соборах, чтоб не было суши.
А в этих узорах рябиновых лоз.
Царили соборы, леса и покос.
Там музу вершил кистью русский народ.
И сказку творил, нежно вписаный плод.
Там сказка вплеталась в ковши и дома.
Вот так зарождалась у нас(Хохлома).
______________________________
И чего здесь только нету:
Гроздья огненных рябин,
Маки солнечного лета
И ромашки луговин.
Всё вобрала, словно память:
Зорь червонные лучи
И узорчатый орнамент
Древнесуздальской парчи.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы.
Входим в царство Берендея,
В мир волшебной красоты.
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Небывалой красоты.
Блестят они, как золотые,
Как будто солнцем залитые.
Все листочки как листочки,
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют(Хохломой).

Гжель.
Сине-голубые розы, листья, птицы.
Увидев вас впервые, каждый удивится.
Чудо на фарфоре – синяя купель.
Это называется просто роспись (гжель).
______________________________________
Какие розы и пионы на чашках пишут мастера.
И сине-белые бутоны прекрасны нынче, как вчера!
Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,
Синими цветочками, нежными виточками.
На белом фарфоре, как на заснеженном поле,
Из-под белого снежочка растут синие цветочки.
Неужели, неужели, вы не слышали о(Гжели).
_
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель,
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая (Гжель)
Городецкая роспись.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь,
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись(Городца).
____________________________________________
Есть на Волге город древний по названью – Городец.
Славиться по всей России своей росписью творец.
Распускаются букеты ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки ты увидишь чудеса!
Конь бежит, вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!

Дымковская игрушка.
Ели спят у большака
В инее седом.
Спят деревья, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали,
И село большое Дымково назвали.
Там любили песни, пляски.
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны,
И лепили там из глины.
Все игрушки не простые,
А волшебно расписные.
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
И пошла о Дымке слава,
Заслужив на это право.
Говорят о ней повсюду.
Удивительному чуду
Мы поклонимся не раз,
А затем пустимся в пляс.
Хороша игрушка расписная,
Вся поет бесхитростно светла.
И видна мне радость молодая
Ставшего искусством ремесла.
Не потому ль игрушкой этой
Народ так свято дорожил,
Что он свое стремленье к свету
В фигурки яркие вложил?
Сегодня игрушек сверкающий ряд
Выходит на свет показать свой наряд.
_______________________________________
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей!
В ней нету цвету дымного,
Что серости серей.
В ней что-то есть от радуги
От капелек росы
В ней что-то есть от радости
Гремящей, как басы!
__________________________________
Конь домчит до карусели.
На седло залез Емеля.
Влез, встал, засвистал –
Засвистал, поскакал.
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
Посмотри, как хороша эта девица-душа.
Щечки алые горят, удивительный наряд,
Сидит кокошник горделиво,
Барышня так красива.
Как лебедушка плывет, песню тихую поет.
__________________________________________

Через горные отроги, через крыши деревень,
Краснорогий, желторогий мчится глиняный олень.
Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.
У большого индюка все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –
Точно солнечный цветок, да алеет гребешок.

Филимоновская игрушка.
Есть под Тулой деревенька,
Филимоново зовут.
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут.
И добро там не простое,
И не злато, серебро.
Игрушкой (Филимоновской)
Называется оно.
_____________________________
Сильно вытянуты шеи
И корова, как жираф,
И медведь, что Змей Горыныч,
Только это просто так.
Чтобы звери, птицы, кони,
Барышни, солдаты,
И коровы, и медведи
Нравились ребятам.
_______________________________________
Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная
И чуть-чуть пузатая!
-Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
- Филимоновская я!

Дидактическое пособие лепбук

«Народные промыслы»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования мы ищем новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. А использование в своей работе дидактического пособия лепбука (книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему) - это отличный способ закрепить определенную тему с воспитанниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

В рамках программы мы проходили модуль «Народная культура и традиции». В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что у многих ребят возникают трудности в умении узнать и назвать вид росписи, часто они не могут отличить дымковскую игрушку от филимоновской и т.д. Поэтому возникла идея создания лэпбука по данной тематике. Тема «Народная культура и традиции» очень объемная и сложная для ребят. Поэтому наш творческий коллектив группы изготовил дидактическое пособие «Наследие предков» который состоит из трех лэпбуков: «Народные промыслы», «Русский народный костюм», «Традиции русского народа».

Хочу представить вашему вниманию свой лэпбук (это уже третий лэпбук изготовленный мной лично) «Народные промыслы», в котором в доступной и интересной для детей форме, представлена информация о народных промыслах, о росписи, народной игрушке.

Данный лэпбук представляет собой книжку - раскладушку, состоящую из обложек и 4-ех страниц, причем задняя обложка так же содержит дидактический материал. Лишь бросив мимолетный взгляд на обложку без особого труда можно определить тематику данного лэпбука. Поскольку перед нашим взором представлен натюрморт из предметов посуды расписанной в стиле хохломской росписи. А в центре натюрморта наш взгляд привлекает яркий предмет, выбивающийся из общей композиции своей цветовой гаммой. Это петушок, расписанный под гжель, а вокруг него черные буквы вещают название лэпбука, которое точно отражает его наполненность.

Вот так он выглядит в закрытом виде.



Очень тщательно подбирала материал, многие игры в данном лэпбуке авторские.

Лэпбук в развернутом виде (стр. 1,2,3,)

Лэпбук в развернутом виде (стр. 4, передняя и задняя обложка)

На первой странице расположены:

Книжка – самоделка «Народные промыслы»;

Лото «Народные промыслы России»;

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Все представленные материалы на данной странице являются плодом моей работы, изготовлены и подобраны мной самостоятельно из различных источников, их еще нет нигде, кроме этого лэпбука в том виде, в каком они представлены здесь.


На страницах книжки-самоделки дети знакомятся с основными видами росписи: хохлома, гжель, городецкая роспись, дымковская и филимоновская игрушки. Книга

состоит из пяти листов, каждый лист – одина роспись. Содержание даной информации: история возникновения (основная, краткая), что представляет собой данный вид росписи, чем отличается от остальных, небольшие стихотворения о каждой росписи, картинки расписанных предметов (посуда, мебель, игрушки), а так же картинки элементов, орнаментов, узоры.





Д/и «Четвертый лишний»



Д/и – лото «Народные промыслы России»

На второй странице расположены:

Дидактическая игра – пазл «Народные промыслы»;



Дидактическая игра «Собери картинку»


Третья страница:

Доска творчества (представлены шаблоны предметов для быстрого рисования)

Дидактическая игра «Назови народный промысел»




Д/и «Назови народный промысел»

В игре предлагаются: наборы из 5-ти маленьких карточек с изображением элемента росписи (орнамента, узора) и одной большой карточки с иллюстрацией расписанного предмета по каждому виду росписи. Необходимо подобрать к каждому предмету карточки с элементами (орнаментами, узорами) входящих в этот вид росписи.

Четвертая страница:

Дидактическая игра «Назови народное искусство по узору» (набор из маленьких карточек с изображением русских красавиц одетых в наряды расписанные под хохлому, гжель, городец, дымковскую и филимоновскую росписи, а так же набор из 5-ти больших карточек с элементами (орнаментами, узорами) с помощью которых дети будут определять к какому виду росписи относится данный наряд;

Дидактическая игра «Собери матрешку» (набор карточек в которых надо к верхней части матрешки подобрать нижнюю часть, из предложенных, подходящую по узору);

Дидактическая игра «Найди лишний элемент» (набор из 10 картинок – пазлов в котором присутствует лишний элемент).




Д/и «Назови народное искусство по узору» Д/и «Собери матрешку»


Д/ и «Найди лишний элемент»

Задняя обложка:

Набор загадок и пословиц о народных промыслах;

- дидактическая игра «Собери матрешку» (по типу- разрезные картинки);

- дидактическая игра «Назови игрушку».


Д/и «Назови игрушку»


Д/и «Собери матрешку» «Загадки, пословицы»

К данному лэпбуку так же прилагается книжка – инструкция, в которой прописаны все игры, их правила и вариативность, усложнение их использования, входящие в лэпбук.



В результате у меня получилось еще одно новое пособие, не только невероятно полезное и интересное, но и универсальное, в котором поместилось очень много информации. Детям очень понравился лэпбук . Они с удовольствием отгадывали загадки, играли в разные игры, расписывали посуду, игрушки, наряды и т.д., заинтересовались народными промыслами, а так же росписью. Теперь наши ребята без затруднений могут определить вид промысла.

На основе этого лэпбука можно провести занятие. Так же рекомендую использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной работе с детьми, или для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, пособие прекрасно «впишется» в предметно пространственную среду группы.

Буду рада, если моя работа поможет вам в создании своего лепбука. Желаю всем творческих идей.

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»

Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая. Веселья вам да радости.

Ведущий. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник не на­ чинаем.

Ведущая. Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому - правда, кому - сказка, кому - песенка.

Ведущий. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Если все готовы, отправляемся в путе­ шествие по стране «Устное народное творчество».

Ведущая. Что означают слова устное народное творчество?

Ведущий. Какие сказочные, волшебные средства передви­ жения вы знаете? На чем ездил Емсля Дурачок?

Ведущая. Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто по­ мнит заклинание?

Ведущий. Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание! (По щучьему веленью, по наше­му хотенью, ступай, печь, на станцию «Пословицы».)

Станция I . «Пословицы»

1-й конкурс

Ведущая. О чем бывают пословицы?

Ведущий. Какие пословицы о труде вы знаете?

(Делу время, потехе - час.

Ведущая. А о дружбе?

Все за одного, один за всех.

2-й конкурс

Учитель: В русском фольклоре много пословиц и погово­ рок. А как хорошо вы их знаете, мы сейчас узнаем. На сцену приглашаем семь знатоков пословиц. (Обращаясь к участникам.) Каждому из вас будет дана карточка с началом пословицы, а вы должны найти карточку с ее концовкой. (Выдаются половинки открыток с началом пословиц.)

Лесом шел... а дров не видел.

Под лежачий камень... и вода не течет.

Мороз невелик... а стоять не велит

Встать пораньше... да шагнуть подальше.

Лес рубят... щепки летят.

О чем эти пословицы?

Ведущий. Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание.

(Ребята хором говорят заклинание.)

Станция II . «Считалки»

Ведущая. Какие считалки вы знаете?

Ведущий . Давайте вместе выучим русскую народную счи­ талку.

Начинается считалка:

На берегу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

( С помощью этой считалки выбираются 2 ведущих.)

Ведущая. Отправляемся на следующую станцию.

( Ребята хором говорят заклинание.)

Станция III . «Игры»

Учитель. На Руси немало игр, в которые любили и любят играть дети. Давайте их вспомним и поиграем.

Дети играют в русские народные игры: «кошки-мышки»; «ручеек»; «каравай» и другие. Тихо играет пластинка с русскими народными песнями.

Станция IV . «Песни»

Ведущий. Какие русские народные песни вы знаете?

Ведущая. Какие русские народные музыкальные инстру­ менты вы знаете?

(Создаётся оркестр народных инструментов (трещотки, ложки, свистульки). Оркестр сопровождает хор, дети поют песню «Два весёлых гуся», «Посею лебеду на берегу».)

Станция V . «Скороговорки»

Учитель: Мы с вами хорошо знаем скороговорки, многие из них произносим в начале урока чтения. Вот и давайте посо­ревнуемся: кто лучше произнесет скороговорку. Каждый из вас получит скороговорку, оторвав лепесток нашей ромашки.

Вы можете потренироваться 1 минуту, а потом нужно выйти и быстро 3 раза проговорить скороговорку.

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

У пеньков опять пять опят.

Слушала старушка,

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Ушел косой козел с козой.

Шел Егор через двор,

Нес Егор с собой топор,

Шел Егор чинить забор.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Хитрую сороку

Поймать морока,

А сорок сорок -

Сорок морок.

Станция VI . «Загадки»

Ребята загадывают друг другу загадки.

Учитель: А теперь отгадайте мои загадки.

    Кто может говорить на всех языках? (Эхо.)

    Что делает свеча, поставленная на стол? (Бросает тень.)

    Кто может ткать без станка и без рук? (Паук.)

    Что родится без костей? (Язык.)

    Кто всегда идет и с места не сходит? (Часы.)

    Одного отца и одной матери дитя, но ни одного человека
    не сын? (Дочь.)

    Москву строили, во что первый гвоздь вбивали? (В шляпку.)

    Что после семи лет козе будет? (Восьмой год пойдет.)

    Кто хозяин мельницы? (Мельник.)
    10. От чего плавает гусь? (От берега.)

Подведение итогов

В течение путешествия за каждый правильный ответ вам давался жетон.

Победил тот, кто набрал большее количество жетонов. Давайте посчитаем.

Победители награждаются книжками с русскими народными сказками

(Делу время, потехе - час.

Терпение и труд все перетрут.

Семь раз отмерь, один - отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

(Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

Лесом шел… а дров не видел.

Под лежачий камень...

и вода не течет.

Мороз невелик...

а стоять не велит

Встать пораньше...

Лес рубят... щепки летят.

Сто раз отмерь... один раз отрежь.

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

У пеньков опять пять опят.

Слушала старушка,

Как куковала кукушка на опушке.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Ушел косой козел с козой.

Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

Шел Егор через двор,

Нес Егор с собой топор,

Шел Егор чинить забор.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Хитрую сороку

Поймать морока,

А сорок сорок -

Сорок морок.

МОУ «Уразовская СОШ №2»

Игра-путешествие по стране

«Устное народное творчество»

Воспитатель:

Слесаренко Н.Ф.

Уразово 2008

Дидактические игры и упражнения, являясь одновременно и методом, и формой обучения, представляют собой специфический инструмент в педагогическом процессе, средство всестороннего развития ребенка дошкольного возраста. Дидактическая игра содействует развитию . Ребенок, включенный в ситуацию игры, гораздо легче усваивает учебный материал. Охотно, без принуждения, дети выполняют игровые правила и действия, что способствует более эффективному усвоению знаний, формированию представлений, овладению умениями и навыками.

«РАЗЛОЖИ КАРТИНКИ»

(На выявление, закрепление или формирование знаний об изделиях мастеров декоративно-прикладного искусства).

Дидактическая задача: различать и называть образцы изделий белорусского и русского декоративно-прикладного искусства, определять материалы, из которых они сделаны; классифицировать в зависимости от принадлежности к белорусским или русским промыслам.

Материал: 2 бумажные объемные куклы-девочки (выполненные на основе бумажных конусов) в русской и белорусской национальной одежде; набор карточек с изображением изделий белорусских и русских мастеров (20-26 штук): глиняные игрушки, матрешки, шкатулки, деревянные ложки, декоративные тарелки, куклы из соломы и льна, вышитые изделия и др.

Первый вариант (на выявление представлений о декоративно-прикладном искусстве Беларуси и России).

В игре принимают участие двое детей. Перед одним из них раскладываются куклы, а другой получает набор карточек. Один ребенок показывает карточку, а второй должен сказать, что на ней изображено и из какого материала сделано, а затем положить карточку возле одной из кукол.

Взрослый фиксирует результат и предлагает детям поменяться ролями. Игра продолжается, в конце педагог подводит ее итог.

Второй вариант (на закрепление и формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве Беларуси и России).

В игре могут принимать участие двое или больше детей. Карточки перемешиваются и раскладываются на столе лицевой стороной вверх. По сигналу (словесному, музыкальному или др.) дети должны быстро подобрать куклам соответствующие предметы. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.

Примечание

При проведении коллективных игр с большим количеством детей необходимо увеличить число кукол и карточек с изделиями. Увеличив размер кукол и карточек, можно проводить игру на полу и включать ее в игры-занятия.

Третий вариант (на закрепление и формирование знаний, представлений).

Играют 6-8 детей (2 команды по 2-4 человека). Куклы расставляются на некотором расстоянии одна от другой. Карточки перемешаны и разложены на столе лицевой стороной вниз. Дети из первой команды берут карточку, рассматривают ее и, не показывая, описывают изображенный на ней предмет. Дети из второй команды по описанию должны догадаться, что изображено на карточке, и решить, которой из кукол этот предмет надо отдать. Рассмотренную карточку они кладут возле выбранной ими куклы. Следующую карточку описывают дети из другой команды. После того, как рассмотрены и разложены возле кукол все карточки, детям предлагается все проверить. Выигрывает та команда, дети которой правильно описали карточки и разложили их возле каждой куклы.

Примечание

У каждой команды должно быть по две куклы в белорусском и русском костюмах.

«ПРОДОЛЖИ РЯД»

(На выявление знаний о белорусском и русском узорах).

Цель дидактической игры: выявить представления детей о характере белорусского и русского (дымковская и хохломская роспись) узоров, умения в изображении элементов росписи.

Материал: набор карточек (всем участникам по одной), каждая из которых разделена на 3 полосы. В верхней части каждой полосы изображены по два декоративных элемента: на одной - белорусские, на другой - дымковские, на третьей - хохломские; разноцветные карандаши или фломастеры; 2-4 куклы в белорусском и русском костюмах.

Примечание

При необходимости допускается перед началом упражнения уточнение узоров, к которым принадлежат изображенные на карточках элементы; задание можно усложнить - предложить 2-3 играющим посоревноваться, кто вспомнит и нарисует больше элементов белорусского и русского узоров. При выполнении игрового задания дети должны сидеть так, чтобы не видеть работы друг друга.

«СОСТАВЬ КАРТИНКУ»

(На закрепление знаний об изделиях белорусских мастеров, выполненных из традиционных материалов).

Дидактическая задача: закрепить представления об изделиях белорусских промыслов, классифицировать их по принадлежности к традиционному материалу, из которого они сделаны; активизировать ощущение формы и цвета.

Материал: 6-9 карт (25х25 см) с изображением изделий декоративно-прикладного искусства Беларуси: из глины (игрушки, украшения, посуда и др.), из соломы (куклы, птицы, животные, предметы быта, декоративные изделия), из льна (куклы, салфетки, цветы и др.). Картинки с изображением изделий разрезаны на несколько частей, 6-9 картинок такого же размера с изображением только контуров изделий, которые размещены на разрезанных картах.

Детям предлагается составить из частей одну-две картинки так, чтобы появился предмет, контур которого изображен на карточке, находящейся у играющего.

Примечание

В игру можно ввести элемент соревнования - кто быстрее составит картинку (несколько картинок); разрезанные части картинок и картинки с контурным изображением предметов можно использовать для упражнений в индивидуальной работе.

«НАЙДИ ТАКОЙ УЗОР»

(На выявление и формирование знаний об элементах белорусского узора).

Дидактическая задача: узнавать и называть элементы белорусского узора, находить их и фрагменты одинаковых узоров разных предметов. Способствовать активизации имеющихся в опыте детей представлений.

Материал: 7 карточек, на которых изображены образцы узоров с элементами белорусского орнамента; 14 силуэтных изображений предметов, из которых каждые два (разные по форме) имеют одинаковые узоры, соответствующие одному из образцов (рис. 3).

Первый вариант (принимают участие один или несколько детей).

На столе раскладываются карточки лицевой стороной вниз. Разрисованные узорами силуэты предметов расставляются на полке стенда лицевой стороной к детям. Ребенку предлагается взять одну из карточек, внимательно рассмотреть на ней узоры и выбрать из расставленных на полке силуэтов предметы, на которых есть такой же узор.

Второй вариант (участвуют несколько детей).

Ребенок выбирает одну из карточек и, не показывая ее остальным детям, описывает узор, изображенный на одной из полосок карточки. Другой (другие) участник(и) игры должен быстро отыскать один или два силуэтных предмета, украшенных описанным узором, и положить карточку рядом с ним.

Третий вариант (участвуют две команды).

Карточки расставляются на полках стенда на большом расстоянии одна от другой. Силуэты предметов раздаются поровну каждой команде. Один ребенок из какой-нибудь команды вслух описывает любой из узоров на карточке, дети второй команды должны рассмотреть свои силуэты. Те, у кого оказался такой же узор на предметах, быстро ставят свои силуэты предметов рядом с описанной карточкой.

Если все сделано верно, карточку надо повернуть обратной стороной к детям (чтобы они повторно не описывали один и тот же узор). Следующим описывает карточку ребенок из второй ко-манды, и игра проходит в описанном выше порядке до тех пор, пока у детей не закончатся карточки. Выигрывает та команда, дети которой быстрее и правильнее выполнили задание.

Примечание

При организации дидактической игры с элементами соревнования можно отмечать каждый правильный ответ, правильное выполнение задания фишкой и предложить детям в конце игры самим подсчитать их.

«ЧУДО-ПТИЦА»

(На формирование и закрепление знаний в области декоративно-прикладного искусства).

Цель дидактической игры: формировать знания о белорусском и русском декоративно-прикладном искусстве; группировать силуэтные изображения по принадлежности к белорусскому и русскому узорам.

Материал: 3 силуэта птицы, у каждой разрисовано крыло белорусским, дымковским и хохломским узорами; на месте хвоста контуром обозначены перья (5-6 у каждой птицы); набор перьев, вырезанных из плотной бумаги (15-18 штук) и украшенных теми же узорами, которые украшают крылья каждой птицы.

Первый вариант (задание выполняет один ребенок).

Ребенку предлагается вернуть любой из птиц перья хвоста, которые унес злой Ураган, и превратить ее опять в красивую чудо-птицу. Для этого ребенок должен выбрать те перья, которые по узору подходят к ее крылу, и разложить их на хвосте так, чтобы они совпали с формой и величиной нарисованных на хвосте контурных перьев, прокомментировать свой выбор.

Второй вариант (играет небольшая группа детей).

По словесному сигналу «Перышко» каждый из детей начинает выбирать перья для своей птицы и составлять из них хвост. Выигрывает тот, кто правильно подберет по узору перья и быстрее выполнит задание.

«МАГАЗИН СУВЕНИРОВ»

На формирование и закрепление представлений о характере русской ( , хохломской и гжельской) и белорусской.

Дидактическая задача: узнавать и называть знакомые элементы белорусского и русского узоров; упражнять в классификации предметов, изделий, изображенных на карточках, по принадлежности к белорусскому или русскому декоративно-прикладному искусству.

Материал: набор карточек с изображением изделий белорусских мастеров, выполненных из традиционных материалов (глина, солома, лен, нитки, дерево и др.)- 10-12 штук; набор карточек с изображением изделий, украшенных дымковской, хохломской и гжельской росписью, - 10-13 штук. Вместо карточек с изображением изделий по возможности следует использовать натуральные предметы; 4 столика, оборудованных в виде подиумов, застланных салфетками, набор кубиков и брусков разной величины - подставки для изделий (или 4 стенда с полочками, если игра будет проводиться с картинками); коробка-посылка с письмом и спрятанными в ней изделиями (или заменяющими их карточками).

Первый вариант

В этом случае можно уменьшить количество карточек или предметов.

Ребенок (несколько детей) получает игровое задание: все изделия надо распределить для 4 витрин, т.е. на 4 группы, а по какому признаку их разделить, он должен догадаться сам. Если ребенок не справляется с заданием, педагог может оказать ребенку необходимую помощь.

Второй вариант (в игре-занятии может принять участие подгруппа детей).

После распределения изделий (картинок) детей делят на 4 подгруппы и предлагают им принять участие в рекламе изделий магазина сувениров. Каждая подгруппа оформляет свою витрину, используя определенные изделия (карточки), придумывает название витрины, зазывалки, выполняет эмблему, рекламу, используя специально приготовленные материалы (ножницы, бумагу, клей, фломастеры, маркеры, цветную бумагу, вырезки из старых журналов, открытки и др.).

После оформления витрин можно организовать рекламирование изделий с помощью белорусских и русских песен, плясок, стихов, частушек.

«БАБОЧКИ»

(На закрепление элементов узора белорусского и русского орнамента).

Дидактическая задача: стимулировать проявление способности к самостоятельному анализу элементов белорусского и русского узоров и их композиции, дополнять образ недостающими частями по общему признаку - характеру узора.

Материал: 12 бабочек из плотной бумаги или картона, у которых разрисована узором только одна пара крылышек, расположенных с одной стороны; 26 крылышек, 12 из которых украшены такими же узорами, как и крылышки у бабочек; наборы фломастеров или карандашей.

Первый вариант (принимает участие один ребенок или небольшая группа детей).

Создается игровая ситуация: злая волшебница заколдовала бабочек, и у каждой из них пропал узор на двух крылышках. Бабочкам можно помочь, если среди разложенных на столе крылышек найти такие же, как те, что остались у бабочек, и закрыть ими нераскрашенные части крылышек.

Второй вариант (принимают участие несколько детей).

Детям раздается по 2-3 бабочки каждому. Вводятся элементы соревнования: кто быстрее найдет крылышки своим бабочкам. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.

Примечание

После игры целесообразно раздать бабочек и предложить дорисовать узор на крылышках, повторив узор, изображенный на одной из половинок бабочки.

«КТО БОЛЬШЕ?»

(на формирование или закрепление умений находить сходство и различие в декоративных композициях).

Цель дидактической игры: находить сходство и различие в несложных декоративных композициях, включающих элементы белорусского и русского узоров, упражнять в их воссоздании.

Материал: 6-8 карточек с нарисованными в цвете декоративными композициями. На одной половине карточек изображены узоры, включающие элементы белорусского орнамента, на остальных карточках - узоры, включающие элементы русского узора (дымковская и хохломская росписи); листочки бумаги, наборы фломастеров или цветных карандашей.

Первый вариант (дети могут сидеть рядом).

Показываются две карточки с равными по композиции белорусскими узорами. Дети по очереди называют отличия узоров, затем их сходство (по использованию элементов, по их расположению, цвету и др.). Выигрывает тот, кто последним назовет какой-либо признак отличия или сходства.

Второй вариант (участвуют 2-4 детей). Каждому из детей дается по две карточки с вариативными узорами, включающими одинаковые и разные элементы. У одного ребенка на обеих карточках должен быть только белорусский или только русский узор. Предлагается рассмотреть свои карточки и нарисовать на листочках бумаги все элементы узора, которые не повторяются на карточках (или, наоборот, изобразить только те элементы, которые повторяются на двух карточках у ребенка).



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: