Детская субкультура как механизм социализации дошкольников. Курсовая работа: Психолого-педагогической анализ особенностей детской субкультуры Игра как форма детской субкультуры

Консультация "Детская субкультура"

Очень часто родители не знают и не видят специфики существования и развития детской субкультуры. Усилия взрослых направлены в основном на познание внешней, объективной формы существования мира детства, которая выделяет детей в особую демографическую группу и предполагает наличие определенных атрибутов ее существования, правил общения, воспитательных приемов, обычаев, традиций, направленных как на передачу социокультурного опыта, так и на их "социальное причесывание".

Однако, мир детства существует как объективная реальность, в которой каждый ребенок и детское общество в целом создают и проживают свой уникальный мир, для которого характерны отличительные особенности восприятия и познания социального мира, а также своеобразные способы конструирования культурно-воспитательного пространства жизнедеятельности каждого из ее членов.

Детская субкультура - это особая система социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, влияющих на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они".

Неинституионализированная форма социального образования детства, регулирующая взаимодействие детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп. Носителями основных культурных ценностей является детское сообщество, которое транслирует их через соответствующие традиции, ритуалы и др.

Детский правовой кодекс, раскрывающий своеобразие норм поведения, взаимоотношения со сверстниками, в том числе правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, ритуальные компоненты детского общения (например, примирительные ритуалы);
- специфические способы воспитательных воздействий на сверстников, разрешение спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки, обзывалки);
- детский фольклор (прибаутки, потешки, считалки);
- увлечения: детское собирательство (сокровищницы, секреты, тайники, коллекционирование);
- способы и формы свободного времяпровождения (разнообразные виды игровой и продуктивной деятельности, походы в "страшные места" (подвалы, чердаки, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (стройки, свалки), рассказывание страшных историй;
- детская мода;
- субкультурные формы, которые играют решающую роль в процессе овладения содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, смеховой мир детства (перевертыши, нелепицы, истории-небылицы, "черный юмор", сказочный мир);
- детская картина мира, т. е. особая система мировоззренческих знаний.


Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передающей специфические способы организации детской деятельности, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношения со сверстниками, ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир.

Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность, выполняют воспитательную функцию, а также помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость.

Колыбельные песни, потешки, прибаутки знакомят детей с простейшей моделью мироустройства (дом, как защита от опасного внешнего мира, куда до поры до времени ходить не надо); раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и миру в целом (место ребенка в доме – самое хорошее и красивое, мама – самая лучшая и заботливая, семья - защита и надежность).

Детское собирательство дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы ("я - есть", "я - могу"), помогает пережить чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.

Предпочитаемые источники информации.

Книги.

В первую очередь - это сказки, затем комиксы, детские энциклопедии, книги о животных, научно-популярная, историческая литература.

Телевидение.

Дети смотрят разнообразные передачи. В первую очередь это, конечно же мультфильмы и детские фильмы. Очень охотно дети смотрят развлекательные передачи. Привлекают внимание детей и телесериалы для взрослых. И очень редко телепередачи познавательного цикла.

Детское коллекционирование.

Детское коллекционирование - это, прежде всего, обозначение собственности (дети очень любят, если чего-то много), а не возможность расширения кругозора. Поэтому взрослым следует обратить внимание на то, чтобы детское коллекционирование носило познавательный характер.

Остановимся кратко на характеристике некоторых компонентов детской субкультуры.

Детский фольклор

Например, стихотворение "Раз, два, три, четыре, пять вышел зайчик погулять" было опубликовано в 1851 году, это была подпись к картинке в детской книжке, автор поэт Федор Миллер. В данный момент существует множество вариантов этих стихов, адаптированных детьми для разных случаев жизни (песенки, считалки и др.)

Уникальный жанр детского фольклора не имеющий аналогов во взрослом фольклоре - считалки. Благодаря им в детской среде регулируются конфликты во время игры.

Дразнилки, иначе их называют поддевками или обзывалками. Они берут свое начало в быту взрослых. На почве раздоров и столкновений взрослые давали друг другу прозвища и клички, а дети перенимали у них эту манеру. Дразнилка - это расширенная кличка или прозвище состоит из имени и рифмованного положения к нему: Ленка-пенка, Ксюшка-соплюшка.

Дразнилки высмеивают детские недостатки: жадность, глупость, хвастовство, плаксивость.

Причем в 4-5 лет дразнилки обезличенные: рева-корова. Ябеда-корябеда, жадина-говядина.

В 6-7 лет обидные дразнилки уже согласуют с именем. Но в этом возрасте дети уже готовы к психологической самозащите и появляются ответные дразнилки-сопротивления: кто обзывается, тот сам так называется.

Дразнилки имеют и воспитательную функцию и регулятивную (соблюдение норм и правил в отношениях детей).

Дразнилки всегда публичны, это испытание на психологическую прочность, тренируют у детей навыки самозащиты.

Детское словотворчество.

Это активное конструирование детьми речи. Дети придумывают новые слова по аналогии уже с существующими.

Варит-варилка, лечит-лечилка.

Смеховой мир детства.

К нему относятся:

Перевертыши, нелепицы, небылицы - особые словесные произведения, где наизнанку выворачивается обычное положение вещей, проблематизируется общепринятое представление об окружающем.

Страшилки.

До 5 лет многие дети их боятся. В 5-6 лет начинают обыгрывать ситуацию «страшно» (играть в приведения). В 6-7 лет появляются словесные страшилки

В целом для ребенка прохождение через испытание страшилкой это переход на более высокую возрастную ступень (бояться только маленькие).

Садисткие стишки .

Страшилка середины 80-х годов. Мнение о них проблематично. Одни считают, что высмеивается зло, другие - говорят, что это свидетельство о дегуманизации детской жизни.

Анекдоты.

Зафиксированы в общении детей с 5-летнего возраста. Они способствуют благополучному принятию ребенка в коллектив.

Коллекционирование и собирательство.

Коллекционирование - тип детского собирательства, в основу которого положен принцип объединения и систематизации материала. Коллекция социальна и связана с жизнью ребенка в группе сверстников: модой, соперничеством, меновыми отношениями.

После 5 лет у детей появляются собственные сокровищницы.

Секрет (ямка в земле, куда закапывают что-то) - представляет собой одну из форм детского дизайна. Открывается только избранным, распространенным видом детской мести является уничтожение секретов друг друга.

Коллекционирование и собирательство дает ребенку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах.

Посещение страшных мест.

Групповое посещение страшных мест - одна из ранних попыток самостоятельного исследования и эмоционального проживания значимых элементов окружающей среды формирования детского мифа о мире.

Со временем детская субкультура претерпевает изменения в связи с особенностями действительности. Трансформируются старые формы, появляются новые, характерные для данного времени.

Познание, понимание и приятие взрослыми детской субкультуры и ребенка как носителя и автора определенного культурного и субкультурного опыта не только помогут в поиске новых подходов к построению взаимоотношений взрослых и детей, взаимодействия мира детства и мира взрослых, но и помогут социализации ребенка. Социализация – процесс развития и саморазвития человека в ходе усвоения и воспроизводства социокультурного опыта.

Социализация - адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей и норм, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам.

Социализация - это и формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в ходе которой создается новый социокультурный опыт.

Особенности современной социализации ребенка:

Раннее приобщение к миру взрослых (телепередачи, родители не скрывают от детей дошкольного возраста негативных сторон своей жизни (ссоры, нецензурная брань, распитие спиртных напитков, темы разговоров родителей не всегда приемлемы для детей); в связи со сложившейся криминогенной обстановкой дети дошкольного возраста меньше бывают во дворах одни, а из-за занятости родителей это время еще более сокращается, компьютер и телевизор занимают в жизни детей больше места, чем общение со сверстниками, имущественное расслоение общества также оказывает влияние на общение детей, у детей мало свободного времени (перегрузка организованной деятельностью, посещение детьми всевозможных школ, кружков, студий).

В настоящее время только в дошкольном учреждении ребенок общается с большим количеством сверстников, поэтому именно здесь детская субкультура находит благоприятную почву, а это очень важно.

Почему сейчас уделяется такое внимание детской субкультуре?

В процессе приобщения к детской субкультуре создаются условия, способствующие накоплению социального опыта ребенком, развитию его умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. осуществлять процесс социальной адаптации. Вместе с тем познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы, корректировать и формировать собственную систему ценностей.

У ребенка развивается самостоятельность и ответственность (а это основные ценности системы взросления), расширяется и обогащается опыт взаимодействия с окружающими, строятся социальные отношения на основе своего неповторимого личного потенциала, формируемся образ школьника как эмоционально привлекательный и социально желаемый внутренне.

Понятие «субкультура»

игра ребенок воспитатель

Субкультура -- система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные, субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи» в большом обществе. Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре.

Среди многообразия субкультур особое место занимает детская субкультура.

Детская субкультура

Детская субкультура - в широком значении - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых. Детская субкультура -- это особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и "встроенная" в общее культурное целое. В широком значении -- это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком -- смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых. Наличие детской субкультуры долгое время оспаривалось. Медленно и постепенно формировался современный взгляд на ребенка как на сравнительно самостоятельного и активного социального индивида. В науке XX в. было немного ученых, которые обратили внимание на существование особого детского мира, обладающего собственной культуральной системой представлений о мире и людях, социальных норм и правил, наследуемых от поколения к поколению детей традиционных форм игрового и бытового поведения и детских фольклорных текстов. В России первым, кто попытался исследовать культуральную систему детского мира - детскую субкультуру, был известный профессор-фольклорист Г.С. Виноградов. В 20-е годы он опубликовал на эту тему серию блестящих работ. Однако его научная деятельность, как и исследования других авторов в этой области, были в СССР насильственно прерваны в начале 30-х годов. Во второй половине XX в. мощным толчком для изучения детской субкультуры в разных странах мира стала книга английских ученых Айоны и Питера Опи «Фольклор и язык школьников». Она вышла в свет в конце 50-х годов и определила стратегию исследований на три десятилетия вперед. Эта книга получила большой общественный резонанс. Ведущие английские газеты писали, что А. и П. Опи открыли в современном мире особое племя детей - многочисленное, обладающее древней традицией, развитой самобытной культурой, о существовании которой никто даже не подозревал. На уровне досуговой самореализации детскую субкультуру отличают следующие особенности, актуальные в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности:

  • 1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуника-тивной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
  • 2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.
  • 3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах.
  • 4. Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).
  • 5. Внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация детей и подростков осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения -- наиболее влиятельного институционального источника социализирующего воздействия.
  • 6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной модели воспитания, в любом случае -- вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм.

Содержание детской субкультуры -- тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Его составляют: традиционные народные игры, детский фольклор и юмор (считалки, дразнилки, анекдоты, розыгрыши, сказки), детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, фантастические истории-небылицы); детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.), эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка), религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Выделяют следующие компоненты детской субкультуры:

  • - детский «правовой кодекс» -- правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, разнообразные ритуальные компоненты детского общения, знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки, обзывалки, отговорки);
  • - детский фольклор -- колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки;
  • - детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки); смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы, "черный юмор" или детские садистские стишки);
  • - своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), детское коллекционирование;
  • - способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные вилы деятельности, а также походы в "особые, страшные" места (подвалы, чердаки, кладбища, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;
  • - детская мода; эстетические представления детей (составление веночков, "секреты");
  • - субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, сказочный мир;
  • - детская картина мира -- особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.

Функции детской субкультуры для ребенка, во-первых, заключаются в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает социальную компетентность в группе равных, это значит, что основная функция детской субкультуры - социализирующая, и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Важнейшую и самую первую личностную категорию -- половую принадлежность -- ребенок усваивает во многом благодаря другим детям, мальчикам и девочкам, роль детской группы в формировании половой идентичности трудно переоценить.

Детская субкультура, во-вторых, предоставляет ребенку веер возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры пространства.

В отличие от культуры взрослых, задающей путь развития ребенка, -- от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и пр., детская субкультура задает целый спектр различных путей развития, определяет зону вариативного развития, погружая в иные логики, другие языки, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях. В-третьих, пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира -- выполнение психотерапевтической функции.

В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и пр., утраченные современной цивилизацией. Многими этнографами и фольклористами отмечается перемещение культурных ценностей из обихода взрослых в детскую среду как момент сохранения традиций с обновленной функциональностью. Подобно тому, как детский язык помогает отыскать общие лингвистические законы, в детских играх находят чудом сохранившиеся исторические свидетельства глубокой древности.

Страница 9 из 19

Детская субкультура

Субкультура - система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей определенной социальной группы, отличающаяся от господствующей в обществе культуры, хотя и связанная с ней.

В современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако это понятие находит наиболее частое применение в исследованиях молодежных культур и девиантности. Например, считается, что делинквентные, или преступные, субкультуры имеют своей задачей решение проблем их членов, видящих в принадлежности к субкультуре некоторую компенсацию своей «неудачи» в большом обществе. Молодежные культуры, часто рассматриваемые как девиантные, развиваются на основе своеобразных стилей в одежде и музыке, которые отличают их от прочих членов общества. Некоторые исследователи рассматривают практику субкультур как выражение оппозиции господствующей культуре.

Среди многообразия субкультур особое место занимает детская субкультура.

Детская субкультура - в широком значении - все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.

Детская субкультура - это особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам, хотя и "встроенная" в общее культурное целое. В широком значении - это все, что создано в человеческом обществе для детей и детьми; в более узком - смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место и вместе с тем обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.

Наличие детской субкультуры долгое время оспаривалось. Медленно и постепенно формировался современный взгляд на ребенка как на сравнительно самостоятельного и активного социального индивида. Постепенный процесс автономизации подрастающего поколения повлек за собой формирование в детских сообществах собственного мира "для себя", который постепенно стал неинституционализированной формой социального образования детства, регулирующей социальные взаимодействия детей внутри своей группы и на уровне возрастных подгрупп.

Благодаря детской субкультуре ребенок обретает свою сущность, конструирует свой собственный мир. Так, например:

Дразнилки и обзывалки, высмеивающие ябедничество, плаксивость, жадность,
т.е. выполняющие воспитательную функцию, помогают ребенку отстаивать себя при нападках сверстников в форме словесной самозащиты, тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание;

Колыбельные песни, потешки, прибаутки для самых маленьких имеют мировоззренческое значение, так как знакомят с простейшей моделью мироустройства: дом-защита и опасный внешний мир, куда до поры до времени ребенку ходить не надо - раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют базовое доверие к близким и к миру в целом;

Детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) дает возможность ребенку материализовать свое тайное присутствие в том или ином месте и утвердить себя через эти предметы: "я есть", "я могу"; помогает переживать чувство одиночества индивидуального существования, которое возникает в результате формирующейся личностной автономии.

Детская субкультура - это культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Детская субкультура реализуется в рамках организации досуга, совместного времяпрепровождения.
На уровне досуговой самореализации детскую субкультуру отличают следующие особенности, актуальные в различных социальных и возрастных когортах с разной степенью интенсивности.

1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность. Наряду с коммуника-тивной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.

2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов. Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном воспроизведении.

3. Приоритет потребительских ориентаций над креативными. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах.

4. Слабая индивидуализированностъ и избирательность культуры. Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд «отверженных»), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения (референтной группе).

5. Внеинституциональная культурная самореализация. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация детей и подростков осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника социализирующего воздействия.

6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации. Интериоризация норм и ценностей, проходящая именно в этот возрастной период, базируется либо на традиционно советской, либо западной модели воспитания, в любом случае - вненациональной, в то время как интериоризация этнокультурного содержания практически отсутствует. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимается как анахронизм.

С одной стороны, в процессе приобщения к детской субкультуре целенаправленно создаются условия, обеспечивающие накопление социального опыта взаимодействий ребенка со взрослыми и сверстниками, развитие умений ребенка войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно формируется позиция "Я в группе".

С другой стороны, познание мира сверстников, взрослых дает возможность обращаться к ценностям других людей, называть свои отличия, предпочтения, интересы; корректировать и формировать свою систему ценностей, удовлетворяя потребности в признании, завоевании личностного статуса, отличного от формального статуса ребенка в семье; детская субкультура оказывает влияние на становление личности, формирование "Я-концепции" ребенка, т.е. обеспечивает формирование позиции "Я и группа".

Функции детской субкультуры для ребенка, во-первых, заключаются в том, что она предоставляет ему особое психологическое пространство, благодаря которому ребенок приобретает социальную компетентность в группе равных, это значит, что основная функция детской субкультуры – социализирующая, и основным агентом социализации выступает группа сверстников. Важнейшую и самую первую личностную категорию - половую принадлежность - ребенок усваивает во многом благодаря другим детям, мальчикам и девочкам, роль детской группы в формировании половой идентичности трудно переоценить.

Детская субкультура, во-вторых, предоставляет ребенку веер возможностей для самореализации, экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, погружая его в иные логики, иные миры пространства.

В отличие от культуры взрослых, задающей путь развития ребенка, - от простого к сложному, от конкретного к абстрактному и пр., детская субкультура задает целый спектр различных путей развития, определяет зону вариативного развития, погружая в иные логики, другие языки, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях. В-третьих, пространство детской субкультуры создает ребенку «психологическое укрытие», защиту от неблагоприятных воздействий взрослого мира - выполнение психотерапевтической функции.
В-четвертых, детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию: в ее недрах сохраняются жанры, устные тексты, обряды, элементы сакральности и пр., утраченные современной цивилизацией. Многими этнографами и фольклористами отмечается перемещение культурных ценностей из обихода взрослых в детскую среду как момент сохранения традиций с обновленной функциональностью. Подобно тому, как детский язык помогает отыскать общие лингвистические законы, в детских играх находят чудом сохранившиеся исторические свидетельства глубокой древности.

В детской субкультуре существуют механизмы, помогающие ребенку выработать готовность к решениям проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе его развития, и сформировать алгоритм адекватного действия. В этом проявляется особая прогностическая функция детской субкультуры. В ситуации культурного взрыва, переживаемого нашей страной, когда повышается фактор неопределенности, когда оказываются несостоятельными многие прогнозы, рассчитанные на стабильные ситуации, в детской субкультуре существует прогностический потенциал предчувствия, предвосхищения траектории развития культуры. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация детей и подростков осуществляется вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения - наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.

Содержание детской субкультуры - тот мир, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Его составляют: традиционные народные игры, детский фольклор и юмор (считалки, дразнилки, анекдоты, розыгрыши, сказки), детская магия и мифотворчество («колдовство» против везучего, фантастические истории-небылицы); детское философствование (вопросы типа «почему», рассуждения о жизни и смерти и пр.), эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка), религиозные представления (детские молитвы, обряды).

В содержании детской субкультуры разные авторы выделяют различные компоненты. Традиционно особое внимание уделялось и уделяется исследованию детского фольклора. Именно с него и начинались в XX в. исследования детской субкультуры в целом (Г.С. Виноградов,
О.И. Капица, А. и П. Опи, Л. Виртанен и др.). Наиболее исследованными формами являются считалки, жеребьевки, игры с правилами, дразнилки. Но есть и скрытые детские традиции, которые, с точки зрения педагогического сознания взрослых, всегда оценивались отрицательно.
К ним относятся детские анекдоты, эротический детский фольклор, гадания, детская магия, страшные истории, традиционные шалости и испытания храбрости.

Выделяют следующие компоненты детской субкультуры:

- детский «правовой кодекс» - правила вступления и выхода из различных форм и видов детской деятельности, разнообразные ритуальные компоненты детского общения, знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, специфические способы воспитательных воздействий на сверстников и разрешения спорных, конфликтных ситуаций (например, дразнилки, обзывалки, отговорки);

- детский фольклор - колыбельные песни, прибаутки, потешки, считалки;

Детский юмор (анекдоты, розыгрыши, поддевки); смеховой мир детства (перевертыши, истории-небылицы, "черный юмор" или детские садистские стишки);

Своеобразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники), детское коллекционирование;

Способы и формы свободного времяпрепровождения, среди которых ведущее место занимают разнообразные виды игровой деятельности и продуктивные вилы деятельности,
а также походы в "особые, страшные" места (подвалы, чердаки, кладбища, заброшенные дома) и места, запрещенные взрослыми для посещений (свалка, стройка); рассказывание страшных историй, детское гадание и т.д.;

Детская мода; эстетические представления детей (составление веночков, "секреты");

Субкультурные формы, которые играют решающую роль при овладении ребенком содержанием общечеловеческих ценностей: детские проблематизации, детское философствование, словотворчество, сказочный мир;

- детская картина мира - особая система мировоззренческих знаний, которая включает в себя совокупность представлений, смысловых отношений, охватывающих основные стороны взаимодействия ребенка с миром.

Рассмотрим формы детской субкультуры.

Это, прежде всего, игры, влияние которых на процесс социализации трудно переоценить. Игра, как школа произвольного поведения и своеобразное моделирование социальных отношений, является ведущей деятельностью ребенка по совершенствованию и управлению собственным поведением. Важнейшее значение здесь приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиций в игровом процессе, постановку себя на место другого.

Традиционная игра - это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире. Творческая переработка совокупного опыта предшествующих поколений в игре является условием автономизации мира детства и возникновения широкого круга феноменов детской субкультуры, таких как различные жанры детского фольклора.

К ним, в частности, относятся: считалки и другие формы жеребьевки; дразнилки (именные - для мальчиков и девочек, а также дразнилки, высмеивающие детские недостатки и проступки), благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания своих членов. Дразнилки тренируют эмоциональную устойчивость и самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты.

Считалка - уникальный жанр, не имеющий аналогов во взрослом фольклоре, представляет собой вместе с жеребьевками своеобразную прелюдию к игре, необходимый ее атрибут и культурно оформленную реализацию параигровых отношений. Именно благодаря считалке устраняются нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры, и обогащается репертуар традиционных текстов.

Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе.

Детская субкультура может меняться в зависимости от возрастных характеристик детей, например, если до 8-10 лет в детских сообществах наблюдаются преимущественно стихотворные жанры фольклора, в 11-13 лет в общении между детьми используются прозаические тексты демонстративного или юмористического содержания. А в 14-17 лет - это песни, пародии, анекдоты, «черный юмор», как особые средства приобретения социального статуса среди сверстников и удовлетворения потребности подростков в коммуникации, а также в приобретении стиля поведения, моды.

Важнейшая черта детской субкультуры - наличие собственного языка общения между детьми, отличающегося особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью. В процессе коммуникации дети придумывают «тайные языки», недоступные пониманию непосвященных, прежде всего взрослых, зачастую это может быть прибавление к слову какой-либо тарабарской приставки или окончания, типа «ус». Более старшие дети пользуются особым сленгом в устном общении и разработанной тайнописью - в письменном. Все эти ухищрения, иногда довольно наивные, необходимы детям для создания покрова романтической таинственности и свидетельствуют о стремлении к автономизации детской субкультуры.

Еще одна важная черта детской субкультуры - табуирование личных имен в детских сообществах и наделение сверстников прозвищами и кличками - как проявление автономизации детской группы, особенно характерной для подростковой и юношеской среды. Прозвище, в отличие от собственного имени ребенка, всегда эмоционально насыщено, оно несет в себе моменты оценки (позитивной/негативной, либо амбивалентной).

В отличие от прозвищ в детской среде, клички в криминальной субкультуре несовершеннолетних полностью заменяют им имя и фамилию, жестко и однозначно закрепляют статус личности в групповой иерархии. Таким образом, наделение прозвищами, создание своего языка сленга внутри сообщества представляет собой атрибутивную характеристику любой субкультуры, в том числе и детской, служит обособлению и автономизации социальной группы, ее структуризации и оценочным характеристикам ее членов.

Важнейшим элементом детской субкультуры являются религиозные представления и духовная жизнь детей.

Духовная жизнь - такая деятельность сознания, которая направлена на определение личностью критериев добра и зла, формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также на поиск смысла жизни и своего места в ней. Совесть - духовная инстанция, выражение нравственного самосознания личности, позволяющего осуществлять контроль и оценку собственных поступков.

Детская духовная жизнь - наиболее глубокая, интимная сторона жизни ребенка, наиболее сокрытая от внешнего наблюдателя ее часть (не только взрослого, но и сверстника).

В силу особой мифологичности детского сознания, каждый ребенок естественно религиозен. В детских традиционных верованиях, свойственных религиозному фольклорному сознанию, в среде младших школьников бытуют различные «языческие» рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях (Красное пятно, Черная рука и др.).

Существование высшего, святого всегда предполагает и наличие - пусть в скрытой форме - низшего, бесовского, так что наряду с религиозными представлениями детей можно говорить и о смеховом мире детской культуры. Подобно тому как в Древней Руси, наряду с исключительной духовной культурой и благочестием, существовала смеховая культура рождественских Святок и Масленицы, буйных игр, «срамных» песен и плясок, также и внутри детской субкультуры наблюдаются «низовые» формы устных текстов фольклора.

К ним могут быть отнесены всевозможные розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых (типа современного озорства с дверными и телефонными звонками в городах), пародии
(типа "У Лукоморья дуб спилили..."), а также детская неприличная (скабрезная) поэзия, садистские стишки и другие формы, в которых комическое, веселое, к которому всегда стремится ребенок, приобретало психологический смысл нарушения запретов взрослых. Любовь ребенка к дразнилкам, перевертышам, временному нарушению статусов, смеховым ситуациям в одно и то же время и разрушает, и утверждает порядок и незыблемость мира, проверяемого им на прочность. Смеховая активность ребенка - это подтверждение собственного существования через как бы выворачивание себя и окружающих «наизнанку».

Смеховой мир детства встроен в детскую субкультуру наряду с миром страшного, опасного, а также с миром божественного, мистического - в социокультурной регуляции жизни детского сообщества.

Носители детской субкультуры - детская группа, детское сообщество, формирующееся на достаточно ранних ступенях социогенеза человечества и индивидуальной истории человека в процессе совместной деятельности детей, направленной на овладение и воспроизведение ими общественно-исторического опыта и форм человеческих взаимоотношений.

Основными задачами приобщения к детской субкультуре выступают:

Развитие самостоятельности и ответственности у детей как основных ценностей системы взросления в процессе организации разновозрастного общения;

Расширение и обогащение опыта взаимодействия с окружающими на межличностном уровне и построения социальных отношений на основе личностного потенциала.

В ходе работы используются различные формы деятельности:

Презентации жизни детской группы ("Новогодние фантазии", "Как мы играем", "В гостях у сказки" и др.), презентации как личных, так и семейных коллекций;

Организацию выставок: персональных ("Мои увлечения" и др.), тематических ("Семейные увлечения", "Моя любимая книга"). Эта форма работы направлена на трансляцию ребенком собственного внутреннего мира и осознание значимости личности, а также дает возможность представить ребенку ценности культуры на основе принципа вариативности;

Проведение праздничных событий и игровых тематических проектов ("Ярмарка современной игрушки", конкурс "Антимода", организация работы по изданию детского журнала, фотоателье). Включение ребенка в эти формы работы обеспечивает накопление опыта социальных взаимодействий, развитие групповой сплоченности и эмоционального сближения детей друг с другом; совместные праздники детей и родителей.

В процессе подготовки и проведения праздников создаются условия для гуманизации межличностных отношений между детьми и родителями, для поддержания веры ребенка в себя, свои силы, его желания "быть хорошим".

В истории человечества совместная деятельность детей первоначально возникла как их общая деятельность со взрослыми на основе трудовых, бытовых и ритуальных форм жизнедеятельности. В дальнейшем в школе организуется учебная деятельность, приобретающая особый характер. Оставаясь по внешней форме совместной, она оказалась фактически индивидуальной. Каждый ученик решал свои учебные задачи самостоятельно и мог надеяться только на себя и на помощь
со стороны учителя. В условиях учебной деятельности жесткая ролевая структура
("учитель-ученики") не только не предполагала, но и запрещала контакты между детьми. Например, подсказка как непосредственная форма помощи товарищу во время учебных занятий всегда оценивалась резко отрицательно. В процессе учебы потребность в общении и взаимодействии со сверстниками дети могли реализовать лишь во внеучебной деятельности.

В настоящее время большая часть различных видов совместной деятельности в группах детей и подростков является регламентированной.

Регламентированная деятельность - подчинение детей социальным требованиям и контролю со стороны взрослых. Все виды регламентированной совместной деятельности в значительной степени задаются, контролируются и оцениваются взрослыми, которые определяют порядок деятельности, ее цели и организацию. На протяжении всего социогенеза регламентированные формы совместной деятельности достаточно часто выходят из-под жесткого контроля, и дети находят возможность проявлять себя и в нерегламентированных видах совместной деятельности.

Такой нерегламентированной или, точнее сказать, частично регламентированной совместной деятельностью является игровая деятельность, прежде всего - ролевая игра, игры с правилами, групповые соревновательные игры. Все они относительно автономны и самодеятельны, поскольку в них сами дети определяют их конкретное содержание, осуществляют функции контроля и руководства. Вмешательство взрослых с очевидной целью управления способно лишь разрушить игру, однако "играющий взрослый", т.е. взрослый, которого дети принимают в игру, может ее развить и обогатить.

Другой нерегламентированной совместной деятельностью является самодеятельная организация сферы досуга и общения в группах сверстников, - это так называемые самодеятельные группы по интересам, получившие в последние годы широкое распространение среди подростков. К ним относятся многочисленные группы любителей джаза и рок-музыки, самодеятельные вокально-инструментальные ансамбли, группы технического творчества, литературно-театральные студии и пр.

В силу обособленности и закрытости неформальных молодежных групп, и потому ослабления возможностей социального контроля усиливается податливость подростков групповым влияниям, и совместная деятельность в таких группах может приобретать асоциальную, а порой антисоциальную направленность.

Детская группа - социально-психологическая реальность, включенная в конкретные обстоятельства развития общества (общественно-политические, экономические, правовые) и обладающая собственным социальным статусом.

Динамическое выражение социального статуса - объективного места в обществе, его реализацией является социальная роль детской группы, которую она осваивает и выполняет по отношению к другим социальным общностям. Подчиняясь основным социально-психологическим закономерностям, детская группа имеет собственную специфику, обусловленную не только возрастными ограничениями, но и особенностями детской субкультуры, а также специфической ролью сверстников в социализации ребенка.

Изучение детских сообществ показало, что группа сверстников предоставляет многообразные возможности построения новых отношений с самим собой и с другими, помогая человеку понять себя, свое предназначение, позволяя испытать чувство принадлежности и попробовать силы в ситуации соревнования.

Исследования детских групп в онтогенезе нередко оказывались связанными с так называемыми неформальными группами молодежи, представляющими собой контркультуру. Контркультура - оппозиция культурным ценностям и обществу взрослых. Рост и различные формы отклоняющегося поведения детей в последние десятилетия (алкоголизм, наркомания, проституция), а также изменение статуса делинквентности (степени противоправности поступков) детей, начиная с младшего школьного возраста (грабежи, нанесение тяжких телесных повреждений, насилия, убийства), заставляют пересмотреть концепцию детского коллектива.

Необходимо формировать такие группы сверстников, которые на основе личностно значимой совместной деятельности способны создать атмосферу:

1) теплоты, тесных личностных связей и общения;

2) общего дела, объединяющего группу, общих целей и задач, общих врагов и друзей;

3) атрибутов взрослости, собственной значимости;

4) элемента «особости», порой тайны превосходства над другими подобными группами, некоторой экстремальности групповой деятельности.

Таким характеристикам соответствуют традиционные сообщества детей, осваивающие содержание детской субкультуры.

Пренебрежение вопросами бытия детской субкультуры оборачивается появлением в обществе социального барьера между миром детей и миром взрослых и стихийным проявлением таких детских объединений и групп, которые несут в себе контркультуру, как оппозицию культурным ценностям.

Таким образом, детская субкультура представляет собой совокупность разнообразных форм активности. В ней происходит формирование целостного жизненного опыта индивида, и удовлетворяются важнейшие потребности ребенка.



Оглавление
Организация досуга детей в семье.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Закаливание ребенка
Программа индивидуального адаптивного развития при подготовке детей к школе
Рациональная организация учебных занятий
Все страницы

– всё, что создано человеческим обществом для детей, в более узком смысле – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития»

Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и проявляется в детском фольклоре, играх, художественном творчестве, традициях.

Н.Иванова в своей статье определяет детскую субкультуру как особую систему социально-психологических признаков, компонентов, атрибутов, которые влияют на стиль жизни и мышление детей, позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы», отличного от «они»

В.Кудрявцев, Т.Алиева рассматривают детскую субкультуру как «особую систему бытующих в детской среде представлений о мире, ценностей и т.д., которая отчасти стихийно складывается внутри господствующей культурной традиции данного общества и занимает в ней относительно автономное место» Детская культура является культурой в культуре, которая, не смотря на то, что «встроена» в общее культурное целое, живёт по специфическим и самобытным законам. Она неразрывно связана с общей культурной традицией, в которой родился и живёт ребёнок.

Детская традиция – это «совокупность разнообразных форм активности детской группы, тесно связанных с половозрастными особенностями психического развития и характером социализации детей в рамках данной субкультуры (тайные языки и шифры, шалости, детская «магия» и т.д.)»

В разных периодах детства особую важность приобретают различные элементы детской субкультуры: для дошкольников и младших школьников – игры, считалки, дразнилки, загадки, для детей 8-13 лет – другой фольклорный репертуар и традиции, для подростков – мода, организация неформальных групп и разнообразные правила общения.

М.В.Осорина в своих работах отмечает, что «мир детей существует в одном пространстве с миром взрослых . Взрослые бывают слепы по отношению к жизни и культуре детского сообщества» Любая человеческая культура несёт в себе модель мира, которая создана этнокультурной общностью людей. Эта модель мира воплощена в мифах, отражена в системе религиозных верований. Она воспроизводится в обрядах и ритуалах, закрепляется в языке, материализуется в планировке поселений человека и организации внутреннего пространства жилищ.

В детской субкультуре просматривается своеобразный способ освоения ребёнком новых сторон социальной действительности и его самоутверждения в ней. Мир детства в детской субкультуре «манифестирует» своё отличие от мира взрослых

Каждое поколение получает определённую модель мироздания в наследство. И эта модель служит опорой для построения индивидуальной картины мира каждого отдельного человека. Вместе с тем она объединяет этих людей как культурную общность.

Такую модель мира ребёнок получает о взрослых, активно усваивая её из культурно-предметной и природной среды. Также он активно творит модель мира сам.

Благодаря детской субкультуре, из поколения в поколение передаются специфические способы организации деятельности детей, нормы и ценности мировосприятия, взаимоотношений со сверстниками. Ребёнок имеет возможность обрести свою сущность, констатировать свой собственный мир.

Компоненты детской субкультуры

Детская субкультура является миром, который детское сообщество создавало «для себя» на протяжении всего социогенеза. Исследователи выделяют множество компонентов, характерных для детской субкультуры. Рассмотрим наиболее яркие из них.

Прежде всего, необходимо выделить детскую игру, которая является главным спутником детства. Игра помогает детям освоить опыт человеческой деятельности.

Д.Б.Эльконин изучал значение игры для ребёнка. В своей книге «Психология игры» он отмечает: «Игра в дошкольном возрасте особенно сенситивна к сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений, и установление, что основным содержанием игры является человек – его деятельность и отношения взрослых друг к другу, и в силу этого игра есть форма ориентации в задачах и мотивах человеческой деятельности» В.Кудрявцев, Т.Алиева подчёркивают, что игра – это своеобразный способ преодоления разрыва между взрослыми и детьми. В игре дети усваивают общие смыслы и мотивы деятельности человека, воспроизводят социальные отношения, которые складываются в мире взрослых. Через игру дети включаются в жизнь взрослых, удовлетворяя свои потребности в причастности к этой жизни.

В.Абраменкова отмечает, что «традиционная игра – это не просто воспроизведение детским сообществом исторически сложившихся отношений взрослых, а переосмысление им этих отношений и определения своего самобытного места в мире».

В играх ребёнок имеет большую возможность активно действовать, познавая окружающий мир, осваивать отношения между людьми, моделировать их, совершенствовать своё поведение и учиться управлять им. Важное значение здесь приобретают групповые игры, которые носят особый интерактивный характер и предполагают строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К таким играм можно отнести такие традиционные для Росси игры, как «Жмурки», «Горелки», «Казаки-разбойники», «Лапта», «Бояре» и другие.

Многие народные игры связаны с календарными праздниками. Они воспроизводят взрослую жизнь: жатву, посев, охоту. В этих играх ребёнок знакомится с нелёгким крестьянским трудом, учится ценить и уважать его.

Число игр, отражающих труд людей, велико. Это «Редька», «Горох», «Хмель» и другие. Все они не только показывают всё разнообразие труда, но и учат ценить его, выражать своё отношение к происходящему.

Все русские праздники проходили с участием детей. Среди них - русская свадьба. Считалось, что играми в свадьбу, своими шуточными действиями дети благословляют молодых на счастливый брак.

Шуточная свадьба имела свою магическую силу, являлась оберёгом настоящей свадьбы. Кроме этого, она играла и социальную роль, знакомя детей в игровой форме с серьёзным обрядом взрослых.

Детский фольклор является важнейшей составляющей детской субкультуры. По определению М.В.Осориной детский фольклор – это «одна из форм коллективного творчества детей, реализуемого и закрепляемого в системе устойчивых устных текстов, передающихся непосредственно из поколения в поколение детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности»

В основе детского фольклора лежат произведения, авторами которых являются взрослые. Эти произведения, передающиеся из поколения в поколение, используются для общения с детьми. В их число входят всевозможные колыбельные песни, считалки, пестушки, прибаутки, сказки, загадки, игры и т.д., которые максимально адаптированы к восприятию детьми.

Как правило, эти произведения не транслируются в детской среде в чистом виде, и сами дети не обращаются к ним спонтанно. Но всё же они становятся достоянием детской субкультуры, утрачивая при этом свои функции и приобретая новые, так как дети всячески видоизменяют их, насыщают нетривиальной информацией. Поэтому произведения детского фольклора в разных модификациях могут передаваться из поколения в поколение в устной форме.

Детский фольклор может показать две взаимопротиворечивые характеристики детской субкультуры. Удерживая и воспроизводя в себе тексты, игры, ритуалы, «возраст» которых исчисляется десятилетиями и столетиями, детская субкультура является достаточно консервативной. Вместе с тем она и довольно динамична за счёт того, что ни одно произведение в ней не имеет лишь одного варианта. Обычно можно найти несколько «версий» одного и того же фольклорного произведения.

Дети имеют возможность наделять произведения фольклора новыми смыслами, что развивает их воображение, приобщает к процессам культурного творчества. В этом просматривается демократизм детской субкультуры, которая открыта к изменению и развитию. Она приглашает любого ребёнка стать своим автором. Следует отметить, что вариативность свойственна практически всем компонентам детской субкультуры.

Колыбельные песни, потешки и прибаутки помогают ребёнку познакомиться с простейшей моделью окружающего мира, раскрывают принципы семейного жизнеустройства, формируют основу доверия к близким и миру в целом. Дом в произведениях детского фольклора предстаёт как защита от опасного внешнего мира, куда пока ещё «ходить не надо». У ребёнка место в доме – самое хорошее и красивое, а мама самая заботливая и лучшая. Семья становится символом защиты и надёжности.

В детском фольклоре находят своё отражение и страшные фантазии, в устной форме передающиеся от поколения к поколению детей. М.Осорина выделяет один из самых распространённых по территории России сюжет, в котором рассказывается о том, как некая семья с детьми живёт в комнате, где на стене или потолке есть подозрительное пятно. Оно может быть жёлтым, красным или чёрным. Иногда пятно обнаруживается при переезде на новую квартиру. Бывает, что кто-то из членов семьи ставит его случайно (капнет чёрными чернилами). Герои сюжета пытаются безрезультатно оттереть это пятно. Ночью пятно начинает проявлять свою зловещую сущность. Оно начинает медленно расти, и из него появляется огромная, в соответствии с цветом пятна, рука, уносящая из ночи в ночь в пятно всех членов семьи. Как правило, руку удаётся проследить. Тогда вызывают милицию, устраивают засаду, отрубают эту руку и находят на чердаке колдунью, бандита или шпиона. В конце все члены семьи могут ожить.

Исследователями отмечено, что для индивидуальных страшных детских фантазий характерен мотив уноса ребёнка из пространства дома в иной мир. Этот мотив нашёл своё отражение в текстах коллективного детского фольклора (сюжет об уходе ребёнка внутрь картины, висящей на стене). Также он встречается и в литературе для детей, например, «Алиса в зазеркалье». Субкультурные формы порой играют немаловажную роль при овладении ребёнком содержанием общечеловеческих ценностей. Такой формой являются стихийные детские проблематизации. Чаще они выражаются в форме вопросов на темы превращения обычного в необычное, предполагают выход за рамки обыденных причинно-следственных связей. Вопросы служат средством расширения детского сознания, ориентируют как ребёнка, так и взрослого на динамическое общение и творческое сотрудничество, создают такую ситуацию, в которой необходим творческий поиск, совместный для взрослого и ребёнка. Эти явления исследователи называют «детским философствованием», которое образует особую составляющую субкультуры детства.

«Философствованием» могут быть размышления детей о природе, жизни, космосе, добре и зле, душе, мысли и многом другом. Они носят преимущественно косвенный характер, но всё же затрагивают вопросы человеческого бытия. «Философские темы» детей во многом создают ту самобытную картину мира, которая рождается в их сознании. Обычно эта картина объединяет в себе всё необходимое и случайное, общее и частное, реальное и вымышленное. Она не столько упорядочивает действительность, сколько задаёт вопросы, разрушая очевидное. Это и является началом человеческого познания, которое имеет творческую природу. Субкультурный феномен познания помогает ребёнку более глубоко приобщиться к творческому опыту людей.

Детское словотворчество занимает значительное место внутри детской субкультуры. Оно является своеобразным вызовом сознанию взрослых, ограниченному готовым общественным опытом.

В попытках словотворчества ребёнок пытается выделить свою уникальную речь из речи взрослых , вместе с тем побуждая взрослых к общению. Словотворчество является средством обособления ребёнка, его призывом к творческому единению с взрослым.

Занимаясь словотворчеством, дети делают слово более живым и предметным, гибким и пластичным, вбирающим в себя все возможные оттенки его значения. Дети освобождают силу, свёрнутую в лингвистических и грамматических нормах языка. Можно сказать, что они дарят языку жизнь в культуре, не позволяя ей омертветь.

Как отмечают В.Кудрявцев и Т.Алиева, субкультура детства неэлитарна, а «массовидна», её опытом в той или иной степени овладевает каждый человек. Именно эта особенность обеспечивает огромные возможности языка, которые не ограничиваются профессиональными литературными текстами. В словотворчестве дети бессознательно раскрывают резервный потенциал родного языка, скрытый для большинства взрослых: «колоток», «кусарик», «мазелин», «мокресс».

Перевёртыши являются примечательной сферой явлений детской субкультуры. «Перевёртыши – это особые словесные произведения, где наизнанку выворачивается подсказываемое здравым смыслом обычное положение вещей, проблематизируются повседневные общепринятые представления об окружающем» Свои истоки они черпают из народной смеховой культуры и малых фольклорных жанров, рассчитанных на детей:

«Ехала деревня мимо мужика,

Глядь, из-под собаки лают ворота».

«Он на пегой телеге, на дубовой лошади».

В различных культурах такое «переворачивание» считалось средством расширения творческих способностей детей и взрослых. Его момент всегда имел смысл в науке, изобретательстве, искусстве. В дошкольном возрасте «перевёртыши» имеют особый смысл. Не случайно К.Чуковский называл их как «лепые нелепицы». Малыш, чтобы воспринять мир таким, какой он есть, сначала должен увидеть его перевёрнутым. Это связано с особенностью зрения новорождённых. И лишь постепенно картина выправляется. То же самое исследователи относят и к умственному и духовному зрению ребёнка, чем объясняют противоречивость и парадоксальность детской картины мира, в которой всё постоянно меняется местами, наделяется непривычными свойствам и возможностями. Педагогическая ценность перевёртышей состоит в том, что в них ребёнок разоблачает фантазии и служит торжеству разума, пытается по-новому утвердиться в знании «нормы».

Жанр считалки, характерный для детской субкультуры, является уникальным. Он не имеет аналогов во взрослом фольклоре и представляет собой вместе с жеребьевками своеобразную подготовку к игре. Это необходимый атрибут игры и культурно представленная реализация распределения ролей:

«Вышел месяц из тумана,

Вынул ножик из кармана.

Буду резать, буду бить –

Всё равно тебе водить!»

Считалка помогает устранять нежелательные конфликты в детской среде по поводу игры , обогащает традиционные тексты.

Дразнилки высмеивают детские недостатки и проступки: ябедничество, глупость, хвастовство, жадность, плаксивость:

«Жадина-говядина, солёный огурец,

На полу валяется, никто его не ест!»

В.Абраменкова отмечает, что помимо указанных форм фольклора в детской субкультуре существуют так называемые «низовые» формы устных фольклорных текстов. К ним можно отнести разнообразные розыгрыши и поддевки сверстников и взрослых, пародии, детские неприличные и садистские стишки, в которых комическое, весёлое приобретает психологический смысл нарушения запретов взрослых:

«Дети в подвале играли в гестапо.

Зверски замучен сантехник Потапов».

Любовь ребёнка ко всяческим дразнилкам, смеховым ситуациям одновременно и разрушает, и утверждает порядок окружающего мира, проверяя тем самым его на прочность. Смеховая активность детей – это подтверждение их собственного существования через выворачивание себя и окружающих «наизнанку».

Как отмечает В.Абраменкова, дети с чувством юмора в детской субкультуре органично вписываются в представления о смеховом мире как мире нарушения приличий и норм поведения, свержения авторитетов и переворачивания привычных понятий. Они могут увидеть смешное в серьёзном, представить ситуацию в самом неожиданном свете, вызывая повышенный интерес окружающих к себе. Шалуны, используя для своих экспериментов вялых, трусливых или безалаберных детей, потешаются над ними, заставляют их двигаться. Обороняться. В этом они имеют большое значение в педагогическом процессе.

Одним из важных компонентов детской субкультуры является наличие собственного языка общения между детьми, который отличается особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью.

В процессе общения дети придумывают «тайные языки», которые не доступны пониманию взрослых или других детей, не посвящённых в это дело. Например, к каждому слову дети могут прибавлять какие-либо тарабарские приставки или окончания и получится примерно такой текст:

«Нашаус кошкаус вчераус принеслаус домойуc котятус».

Дети более старшего возраста пользуются в устном общении особым сленгом, а в письменном – специально разработанной тайнописью. Всё это свидетельствует о стремлении детской культуры к автономизации.

В.Абраменкова выделяет ещё одну важную черту, присущую детской субкультуре – табуирование личных имён в сообществах детей и наделение сверстников прозвищами и кличками. В отличие от имени собственного, прозвище эмоционально насыщено и несёт в себе момент оценки , которая может быть позитивной, негативной или же носить какой-нибудь подтекст или скрытый смысл.

В младшем школьном возрасте прозвище обычно является выражением яркой индивидуальности ребёнка. У подростков могут быть оскорбительные прозвища. Но в любом случае иметь прозвище – значит, быть замеченным сверстниками.

Религиозные представления и духовная жизнь детей – ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя.

Исследователи отмечают особую мифологичность детского сознания, веру в сверхъестественное. В силу этого каждый ребёнок естественно религиозен. Даже если ребёнок отлучен от религиозной традиции, его душе свойственен поиск эмоциональной связи с внешним.

В традиционных детских верованиях среди младших школьников довольно распространенными являются «языческие» рассказы о колдовстве, нечистой силе и предметах-вредителях (чёрная рука, белое пианино и т.д.). В более старшем возрасте в детской среде бытуют и христианские православные представления: рассказы о святых, о чудесном спасении, о посещении «того» света. Как отмечает В.Абраменкова, чаще всего дети скрывают свои религиозные чувства от сверстников во избежание насмешек, предпочитая обращаться к «высшим силам» непосредственно.

М.Осорина среди компонентов детской субкультуры выделяет разнообразные увлечения: детское собирательство (сокровищницы, тайники, секреты) и коллекционирование.

Детское собирательство раннего детства характеризуется тем, что «штучки», найденные ребёнком, не имеют никакой потребительской ценности и привлекают его внимание своей формой, цветом, некоторым сходством с реальными вещами. Находя в большом мире разные «штучки», ребёнок прибирает их к рукам во благо собственных интересов. Таким образом он раздвигает свои границы и, как высказывается М.Осорина, «уточняет» себя этими маленькими символами «Я» - «его делается много» Находки настолько приобретают смысл для ребёнка, что он включает их в свои фантазии и переживания.

Примерно после пяти лет детское собирательство приобретает другие черты. У ребёнка появляется своя «сокровищница», которая обычно хранится дома. Это может быть коробочка, мешочек у девочки и карман у мальчика, так как мальчики предпочитают всё носить с собой. «Сокровищница» наполняется мелкими предметами, найденными на улице. Это всевозможные бусины, красивые пуговицы, значки, сломанные брошки, редкие монеты и предметы с , привлекающие внимание ребёнка. Обычно ребёнку нравится общаться со своими «сокровищами» наедине, чтобы никто не помешал: рассматривать их, любоваться и фантазировать.

Как правило, «сокровищница» существует несколько лет и незаметно исчезает. На смену ей, примерно после шести-семи лет, приходит детское коллекционирование. Если «сокровищница» была более личной, индивидуальной, то коллекция социальна и более обусловлена внешними факторами, связанными с жизнью ребёнка в группе сверстников: престижем, соперничеством, модой. Коллекции дети показывают друг другу, хвастаются и гордятся ими.

Появление коллекции свидетельствует о вхождении ребёнка в новую фазу социализации в детской субкультуре. Обычно это связано с началом школьной жизни. В это время происходит активное формирование самостоятельного опыта детей среди людей, где ребёнок учится подчиняться правилам жизни в группе, усваивает общепринятые модели поведения.

Чаще всего дети семи - десяти лет коллекционируют предметы, которые можно добыть без денег: фантики, обёртки, пробки и т.д. Содержимое такой коллекции воспринимается детьми как личная добыча её владельца. Количество и редкость найденных предметов говорит о высоком развитии у него социально ценных, с точки зрения сообщества детей, качеств, благодаря которым он добыл то, что имеет.

Многие привлекательные предметы становятся содержимым девчоночьих «секретов» и «мальчишечьих» тайников.

«Секрет» девочки представляет собой небольшую ямку, выкопанную в земле, которая выкладывается чем-либо красивым. Обычно делается фон из фольги или листьев, на нём раскладываются различные интересные «штучки», головки цветов, камешки. Сверху сделанная композиция накрывается кусочком красивого прозрачного стекла. Затем всё засыпается тонким слоем земли так, чтобы снаружи не было видно.

Создание «секретов» является традицией детской субкультуры, следовательно, идея и формы воплощения передаются от старших детей к младшим в виде культурного наследия. «Секреты» по своей сути можно считать массовой формой детского дизайнерского творчества.

Мальчишечьи «тайники» создаются с целью материализации своего тайного присутствия в пространстве окружающего мира. Чаще всего они располагаются в различных нишах, укрытиях, щелях, незаметных для окружающих. Туда складываются разнообразные предметы, которые могут быть личностно значимыми, ценными для мальчика.

«Секреты», «тайники» и «сокровищницы» являются попытками детей установить личный углублённый контакт с местом обитания.

В детской субкультуре М.Осорина выделяет способы и формы свободного времяпровождения, среди которых - походы детей в различные места, разнообразные виды продуктивной деятельности детей, например, рассказывание страшных историй. Наблюдения исследователей дали возможность выделить перечень мест, которые посещают дети.

Места игр - те места, где дети собираются для тех или иных видов игр. Как правило, места игр девочек и мальчиков находятся отдельно, но неподалёку друг от друга. Для организации общей игры они собираются между этими территориями.

«Страшные места» относятся к разряду опасных, запретных и чуждых ребёнку зон пространства. Обычно это чердак, подвал, погреб, колодец, заброшенный дом и т.д. Входы в эти места являются для детей точками соприкосновения их обычного мира с миром другим - таинственным, мрачным, населённым враждебными силами. Они вызывают у детей ужас. Ребёнок, объединившись с группой других детей, пытается активно совладать с этим ужасом.

Постепенно «страшные места» становятся «страшно интересными», куда дети отправляются не только переживать, а целенаправленно их познавать, исследовать. В 6-7 лет страхи символически прорабатываются детским коллективным сознанием, а уже в младшем школьном возрасте исследование «страшных мест» становится испытанием храбрости и её тренировкой, даёт возможность удовлетворения исследовательских инстинктов и личного самоутверждения. Это также является и своеобразным выяснением статуса каждого участника в групповой иерархии.

«Интересные места» - это места, где можно беспрепятственно наблюдать чужую жизнь, отличную от жизни ребёнка. Обычно это жизнь маленьких существ (головастиков, лягушек, муравьёв) или взрослых людей, которые не знают, что на них смотрят, и заняты чем-либо интересным для ребёнка (стройка, мастерская и т.д.)

«Злачные места» - места, где добывается запретное или совершается недолжное. Самое типичное место - свалка. Она является для ребёнка изнанкой мира взрослых, его потаённой стороной, вывернутой наружу.

Вид «нечейных вещей», наличие ломаного и отсутствие какой-либо регламентации пробуждает у некоторых детей деструктивные желания. Здесь можно нарушать запреты взрослых на проявление агрессивных чувств и выплёскивать их в разрушающих действиях, за которые не будет наказания. Помойка для детей становится «островком свободы для ненормативных действий» Но есть и другая сторона общения детей с помойкой, более конструктивная и творческая. Сломанные вещи, ставшие негодными для обычного употребления, могут быть использованы детьми для самых различных нужд благодаря их фантазии. Свалка становится местом творческого экспериментирования.

«Места уединения» - те места, где не потревожат, где ребёнку удобно и уютно. «Места встреч» являются местом общего сбора детей, посиделок, разговоров компании приятелей. Они выбираются там, где удобно сидеть, где много места и всех видно, где взрослые не мешают.


methodologicals -> Конспект нод по оо «Художественное творчество»
methodologicals -> Конспект организованной образовательной деятельности тема: «дружба народов поволжья» старшая группа

Субкультура детства

Субкультура - это система ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которая присуща относительно мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной

Субкультура детства - это проявление самовыражения личности ребёнка. В период детства начинает складываться тонкий и чувствительный мир ребёнка, представляющий собой целостную и ценностную модель мира культуры, отражённую в системе представлений ребёнка «Я – Мир». Для того, чтобы определить воздействие культуры на формирование представлений ребёнка о мире и о себе, необходимо рассматривать культуру как на одно из важнейших условий его жизни.

Детская субкультура существует как стихия детских переживаний и не служит средством достижения какой-либо прагматической цели, в отличие от взрослой культуры. Дети самовыражаются личностно и утверждают своё существование в коллективе сверстников, а также среди взрослого сообщества.

Современное детство отмечено увеличением протекания хронологического периода. Реально, оно длиться подчас до 18-лет, вследствие социальных, демографических проблем, включающих в себя необходимость в усвоении новым поколением всё более усложняющейся и расширяющейся системы информационного потока. В настоящее время складывается многоуровневая градация субкультуры Детства: дошкольная, школьная, подростковая и юношеская.

Специфическими проявлениями субкультуры российских детей дошкольного возраста мы можем назвать следующие: речевая деятельность ребёнка (словотворчество, сленг, стихи-дразнилки, считалки и т. д.), обычаи, коллективные игры, атрибутика, предметы собственных ценностей. Субкультуру школьного периода можно дифференцировать тремя периодами: начальные классы (дети 6/7-10/11 лет), среднее звено (дети 11/12-15/16 лет - подростки) и старшее звено (16-18 лет).

Социогенетический анализ детской субкультуры, имеет большое значение для развития сознания и личности ребенка, - детского сообщества, группы сверстников.

Детская субкультура (от лат. sub – под и cultura – возделывание, воспитание, развитие) – в широком значении – все, что создано человеческим обществом для детей и детьми; в более узком – смысловое пространство ценностей, установок, способов деятельности и форм общения, осуществляемых в детских сообществах в той или иной конкретно-исторической социальной ситуации развития. В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых.

Понятие детской субкультуры возникло в последние десятилетия в связи с ростом гуманизации и демократизации общественной жизни: Организацией Объединенных Наций в 1959 г. принята "Декларация прав ребенка", 1979 г. объявлен Годом ребенка, в 1989 г. по инициативе Польши была принята Международная Конвенция о правах ребенка - все эти акты послужили поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь "готовящегося стать личностью", к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни.

Возникновение детской субкультуры как целостного историко-культурного феномена обусловлено половозрастной стратификацией общества, уходящей своими корнями в глубокую древность, когда не прошедшие инициацию (особый обряд посвящения во взрослость) члены общины объединялись для осуществления совместных форм жизнедеятельности, тождественной взрослым. С развитием человеческого общества эти формы все более автономизировались, делая переход от прямого подражания трудовым, бытовым и ритуальным действиям взрослых - к игре как особой непродуктивной форме активности, благодаря которой осуществляется управление собственным поведением ребенка, его ориентация в смыслах человеческой деятельности и отношений (Д.Б. Эльконин).

Это тот мир, который детское сообщество создавало "для себя" на протяжении всего социогенеза, его составляют: традиционные народные игры (хороводы, подвижные игры, военно-спортивные состязания и пр.); детский фольклор (считалки, дразнилки, заклички, сказки, страшилки, загадки); детский правовой кодекс (знаки собственности, взыскание долгов, мены, право старшинства и опекунское право в разновозрастных группах, право на использование грибного/ягодного места); детский юмор (потешки, анекдоты, розыгрыши, поддевки); детская магия и мифотворчество ("колдовство" против везучего, призывание сил природы для исполнения желания, фантастические истории-небылицы); детское философствование (вопросы типа "почему", рассуждения о жизни и смерти и пр.); детское словотворчество (этимология, языковые перевертыши, неологизмы); эстетические представления детей (составление веночков и букетов, рисунки и лепка, "секреты"); наделение прозвищами сверстников и взрослых; религиозные представления (детские молитвы, обряды).

Остановимся на некоторых формах детской субкультуры. Это прежде всего игры, влияние которых в процессе социализации трудно переоценить. Игра как школа произвольного поведения "школа морали в действия" (А.Н. Леонтьев) и своеобразное моделирование социальных отношений является ведущей деятельностью ребенка по совершенствованию и управлению собственный поведением (Эльконин, 1978). Важнейшее значение здесь приобретают групповые игры, носящие особый интерактивный характер, предполагающие строгие правила, смену позиции в игровом процессе, постановку себя на место другого. К ним относятся такие традиционные для России игры, как "Лапта", "Горелки" "Казаки-разбойники", "Жмурки", "Бояре" и многие другие (Детский поэтический фольклор, 1995; Мир детства и.., 1996).

Одна из важнейших черт детской субкультуры – наличие собственного языка общения между детьми, отличающегося особым синтаксическим и лексическим строем, образностью, зашифрованностью. Д.Б. Элъконин при изучении устной и письменной речи учащихся обнаружил своеобразие не только лексических значений и грамматических форм, но и синтаксиса детского языка, например, при несовпадении грамматического и психологического подлежащего [Эльконин, 1998].

В процессе коммуникации дети придумывают "тайные языки", недоступные пониманию непосвященных, прежде всего взрослых, зачастую это может быть прибавление к слову какой-либо тарабарской приставки или окончания, типа "ус", тогда обычная фраза принимает странное звучание: "Мамаус ушлаус наус работус, приходиус коус мнеус" (мама ушла на работу, приходи ко мне). Более старшие дети пользуются особым сленгом в устном общении и разработанной тайнописью - в письменном. Все эти ухищрения, иногда довольно наивные, необходимы детям для создания покрова романтической таинственности и свидетельствуют о стремлении к автономизации детской субкультуры.

В отличие от взрослого, ребенок свободно экспериментирует с языковым материалом, чувствует скрытую энергию слова, которая осела в нормативном словаре; подобно поэтам, дети снимают с родного языка закостенелые напластования и ищут первозданные его смыслы, делая слово живым и предметным, пластичным и вбирающим все возможные оттенки значения (Абраменкова, 1974; Чуковский, 1981).

Еще одна важная черта детской субкультуры - табуирование личных имен в детских сообществах и наделение сверстников прозвищами и кличками. Эта сторона проявления автономизации детской группы, особенно характерная для подростковой и юношеской среды, к сожалению, до сих пор не стала предметом внимания исследователей. Между тем именно прозвища представляют собой своеобразное проявление самого содержания детской субкультуры и богатый материал для уяснения механизмов функционирования детских сообществ в онто- и социогенезе.

Прозвище, в отличие от собственного имени ребенка, всегда эмоционально насыщено, оно несет в себе момент оценки (позитивной/негативной, либо амбивалентной). Однако смысловые акценты могут быть различимы, лишь исходя из внутреннего социокультурного контекста детского сообщества. Если в младшем школьном возрасте прозвище - это, как правило, печать яркой индивидуальности, а отсутствие его обидно, то у подростков оскорбительные прозвища - признак аутсайдера, но в любом случае: иметь прозвище - значит, быть замеченным сверстниками.

Важнейшим элементом детской субкультуры являются религиозные представления и духовная жизнь детей. Духовное нами понимается как такая деятельность сознания, которая направлена на определение личностью критериев добра и зла, формирование мотивов поведения в согласии (или противоречии) с совестью, а также и на поиск смысла жизни и своего места в ней. Совесть - духовная инстанция, выражение нравственного самосознания личности, позволяющего осуществлять контроль и оценку собственных поступков.

Детская духовная жизнь являет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребенка, но и наиболее сокрытую часть от внешнего наблюдателя (не только взрослого, но и сверстника). Именно это имел в виду и об этом прекрасно сказал В.В. Зеньковский: "Мы знаем, мы глубоко чувствуем, что там, в глубине детской души, есть много прекрасных струн, знаем, что в душе детской звучат мелодии - видим следы их на детском лице, как бы вдыхаем в себя благоуханье, исходящее от детской души, - но стоим перед всем этим с мучительным чувством закрытой и недоступной нам тайны" (Зеньковский, 1995. - С. 208).

В силу особой мифологичности детского сознания с верой в сверхъестественное, потребностью в обретении высшего средоточия целостного мира, его Творца, и Вседержителя каждый ребенок естественно религиозен. Даже в том случае, если ребенок отлучен от религиозной традиции, как подавляющее большинство детей России постреволюционного периода, потребность в "горней сфере", поиск эмоциональной связи с высшим, живое богообщение свойственно детской душе в полной мере, подобно душе первобытного человека [Тайлор, 1989; Топоров, 1995].

Смеховой мир детской субкультуры.

Шалуны и озорники в детской субкультуре вполне вписываются в представления о смеховом мире как мире нарушения-приличий и норм поведения, свержения авторитетов и переворачивания привычных понятий. Эти дети с выраженным чувством юмора умеют видеть смешное в самом серьезном, представлять ситуации в самом неожиданном свете и тем вызывать к ним повышенный интерес окружающих. "Работая на публику", шалуны включают в орбиту своих экспериментов вялых, безалаберных или трусливых детей, потешаясь над ними, заставляют их двигаться, обороняться. Известный педагог Ш. Амонашвили придавал шалунам большое значение в педагогическом процессе, подчеркивая в них остроумие, сообразительность, жизнерадостность, умение применять свои способности в любых неожиданных условиях и вызывать у взрослых чувство необходимости переоценки ситуаций и отношений. В его книгах есть немало страниц, представляющих собой своеобразную "хвалебную оду" шалунам: "Нельзя было бы строить настоящую педагогику, не будь детских шалостей, не будь озорников. Они дают пищу для того, чтобы педагогическая мысль двигалась дальше и чтобы воспитатели были постоянно озабочены необходимостью думать творчески, Проявлять новаторство, педагогическое дерзание" (Амонашвили, 1983. - С. 26). Воистину, шалуны - двигатели педагогического прогресса!

Таким образом, смеховой мир детства встроен в детскую субкультуру наряду с миром страшного, опасного, а также с миром божественного, мистического - в социокультурной регуляции жизни детского сообщества.

В современном обществе существенное влияние на субкультуру детства оказывает аудио- и видео-средства массовой информации. Неограниченное господство экрана (как телевизионного, гак и компьютерного) вторглось в сферу человеческого существования. Экран для современного ребенка является не столько информатором и источником построения картины мира, сколько ее конструктором. Экранная культура посредством оптических эффектов, «клиповости» и др. трансформирует традиционную детскую картину мира в иную (визуальную) реальность, погружая ребенка в особые, измененные состояния сознания.





Понравилась статья? Поделиться с друзьями: