Да будут двое в плоть едину…. "и будут оба в плоть едину"

«Есть в русской земле город, называемый Муромом», - так начинается «Повесть о Петре и Февронии Муромских» за авторством священника одного из кремлевских соборов Ермолая, в монашестве Еразма. Начало - как настоящий сказочный зачин, сразу представляются далекие земли с лесами зелеными, реками молочными, берегами кисельными. Не уступает по сказочности и содержание, но из века в век православный люд воспринимает эту повесть не как сказку, а как житие, которым она по сути и является, несмотря на то, что при перечислении происходивших чудес и знамений очень редко упоминаются словосочетания «Божьей милостью» или «обратившись к Господу за помощью». О чем же идет речь?

Когда-то Муромом правил князь по имени Павел - вполне себе историческая личность. У этого князя были супруга и брат, что тоже вполне подтверждается историческими фактами. А вот относительно дальнейших событий каждый решает сам для себя, где - история, а где - сказка.

При чем здесь какой-то князь Павел, если речь должна идти вовсе даже о княгине Февронии, можете спросить вы? Но сейчас поймете, что без предисловия никуда. Все дело в том, что к жене князя Павла стал наведываться змей, принимавший на время постельных утех вид ее супруга. Рано или поздно обман вскрылся, и княжеская чета озаботилась проблемой уничтожения незваного гостя. Стало известно, что змея ждет смерть «от Петрова плеча, от Агрикова меча» - и в вопросе о том, что за Петр такой, разночтений быть не могло: брат князя Павла.

Агриков меч тоже не замедлил обнаружиться: во время уединенной молитвы, которую очень любил Петр, явился светлый юноша и указал, где в алтарной стене между плитами хранится меч. Дело оставалось за малым: определить, где настоящий князь, а где принявший его облик змей, но в результате Петр справился и с этим. Правда, не обошлось без последствий: кровь убитого змея облила победителя с ног до головы, после чего все тело княжеского брата покрылось струпьями и язвами, излечить которые не мог ни один муромский врач. Пришлось обращаться за помощью в соседние княжества, особенно в известную своими лекарями рязанскую землю. И тут на сцену выходит Феврония.

Девушку случайно находит один из княжеских отроков, посланных на розыски местных целителей. Паренек входит в один из домов села Ласково и видит там девушку, перед которой скачет заяц. «Плохо, когда дом без ушей, а горница без очей!» - говорит она вместо приветствия, а в ответ на вопрос о хозяевах отвечает, что ее отец и мать ушли плакать взаймы, а брат сквозь ноги смерти в глаза смотрит.

Бедный княжий посланец просит девушку пояснить все ею сказанное, на что получает ответ, что если бы в доме была собака, то она бы залаяла при приближении незнакомого человека - вот и уши. А если бы в избе был ребенок, то он бы сообщил о госте, увидев его в окно - вот и глаза. Родители же ушли на похороны, где оплакивают покойника - а когда придет их очередь, то соседи придут оплакивать их - вот и плач взаймы. Что касается брата, то он, как и отец - древолаз, собирает с лесных деревьев мед. При такой работе надо быть очень внимательным и тщательно смотреть на землю сквозь ноги, чтобы не сорваться.

Юноша оказался так впечатлен этим разговором, что рассказал Февронии о том, что они приехали искать лекаря для муромского князя, на что девушка сказала: «Приведи князя твоего сюда. Если он будет чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров». Посланник радостно передает князю эти слова, и Петр обещает девушке большую награду, но получает ответ, что никаких даров ей не надо, а нужно стать его супругой.

На этом месте Повести многие - и я в их числе - спотыкаются. Как так, почему вдруг простая деревенская девушка точно знает о том, что ей предназначен в супруги именно этот человек, да еще и княжеский брат? И более того, обладая умением вылечить мужчину, ставит такое странное условие, в котором, на первый взгляд, нет ни любви, ни чести. Примерно так рассуждает и Петр, отягощенный, к тому же, острым пониманием социального неравенства.

Рассудив, что адекватным ответом на такое странное требование будет банальный обман, больной отвечает согласием, которое слуги и сообщают Февронии. И тут происходит нечто, что опять вызывает ряд сомнений и вопросов: внешне девушка занимается откровенным колдовством, взяв хлебной закваски, дунув на нее и отдав посланцам с повелением, чтобы Петр помазал этим раствором все струпы, кроме одного.

Получив закваску, Петр повелевает срочно истопить баню, а сам пока желает проверить слова слуги об интересных и мудрых ответах девицы, так что посылает ей маленький пучочек льна с указанием сделать из него рубашку, штаны и платок за то время, пока сам Петр моется в бане. Феврония, не дрогнув лицом, посылает в ответ небольшой кусочек полена с наказанием сделать из него ткацкий станок за то время, пока она будет вычесывать лен. Удовлетворившись подобным «взаимозачетом», Петр отправляется в баню мазать свое больное тело. Он послушно оставляет одну из язв необработанной, а все остальное тело становится после смазывания закваской чистым и здоровым. Радостный Петр посылает Февронии богатые дары и уезжает, совершенно не собираясь выполнять обещание и жениться на своей исцелительнице.

Стоит ли говорить, что предпринятая девушкой разумная предосторожность в виде одного необработанного струпа моментально дала о себе знать: вскоре обманщик Петр снова покрыт язвами с ног до головы. Он покаянно приезжает за Февронией, и та, ничуть не укоряя мужчину, снова дает ему хлебной закваски. Петр отправляется в баню, а оттуда - за свадебный стол. После чего уезжает в Муром с молодой женой.

Вскоре князь Павел умирает, и его брат и спаситель супружеской чести Петр становится муромским князем. И он, и его супруга проводят свои дни в благочестии и заботе о народе, но, как положено в сказках о князьях, коварные бояре недовольны существующим положением дел - и они, и особенно их жены, никак не могут смириться с тем, что княгиней стала какая-то простолюдинка, дочь обыкновенного рязанского древолаза. Так, например, они смеются над тем, что после каждого окончания трапезы княгиня аккуратно сметает все крошка со стола себе в руку - и в конечном итоге так допекают этим самого Петра, что однажды тот, не выдержав, ловит жену за руку и требует разжать ее, чтобы высмеять эти крошки еды. Феврония разжимает руку, и пораженный Петр видит не объедки, а благоухающий ладан.

Однако бояре не отступали, им было мало княжеского слова о неприкосновенности его супруги. В какой-то момент целая делегация пришла к Петру со словами, что они отказываются дальше служить этой княгине, так что князь волен выбрать себе новую супругу или жить один - но как-то изменить ситуацию он должен. Ошеломленный Петр отправил бояр к Февронии, предложив послушать, что она на это ответит.

Княгиня, смиренно выслушав все, что сказали ей бояре, согласилась покинуть Муром, попросив лишь забрать с собой то, что она попросит. Обрадованные противники пообещали отдать женщине все, что угодно - и тогда она сказала: «Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!». Презрев все обязанности защищать и оберегать своего князя, бояре радостно согласились, для приличия лишь сказав, что если сам Петр не будет против, они не будут чинить препятствий. Автор Повести объясняет подобную покладистость тем, что каждый из них в душе лелеял мечту сам занять вакантный княжеский престол, когда тот освободится от законного правителя.

А дальше в Повести мы можем прочитать рассуждения о том, что «блаженный князь Петр не хотел нарушить Божьих заповедей ради царствования в жизни этой. Ведь сказано, что если кто прогонит жену свою, не обвиненную в прелюбодеянии, и женится на другой, то сам прелюбодействует. Сей же блаженный князь по Евангелию поступил». И вот на этих словах тем, кто еще не проникся любовью и уважением к княжеской чете, особенно к Февронии, снова можно споткнуться: получается, Петр поступил так не из-за любви к своей супруге, а исключительно ради страха Божия? Это похвально с точки зрения христианина, но имеет ли это отношение к любви между мужчиной и женщиной? Или, быть может, тут как раз уже совсем другая, надмирная, не всем доступная правда брака?..

Так или иначе, супруги оставляют Муром, уплывают из него на любезно предоставленных боярами судах. В ходе плавания происходит еще один эпизод, вызывающий множество споров и разногласий: праведная Феврония угадывает направленные на нее блудные мысли одного из сопровождающих, чья жена при этом находится с ними же. Княгиня предлагает мужчине зачерпнуть воды сначала с одной стороны от лодки, потом с другой, а затем сравнить, отличается ли вкус. «Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв про свою жену, о чужой помышляешь?» И здесь снова можно задать вопрос, почему речь идет не о любви и ее исключительности, а напротив, об одинаковости женского естества?

Остановившись на привал, слуги занимаются приготовлением еды и, в частности, срубают несколько молодых деревьев. Феврония видит их и благословляет обрубки со словами «Да будут они утром большими деревьями с ветвями и листвой» - и на следующий день все с удивлением видят мощные стволы на месте вчера срубленных деревцев.

Тем временем в Муроме бояре устроили настоящую гражданскую войну, в связи с чем наиболее разумная часть общества посылает за Петром со словами: «Прости нас, князь! Вернись и правь нами вместе с Февронией, мы все - ваши рабы!». Дальше Повесть описывает чаяния любого народа: «Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония возвратились в город свой. И правили они в городе том, соблюдая все заповеди и наставления Господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать. Ко всем питали они равную любовь, не любили жестокости и стяжательства, не жалели тленного богатства, но богатели божьим богатством. И были они для своего города истинными пастырями, а не как наемниками. А городом своим управляли со справедливостью и кротостью, а не с яростью. Странников принимали, голодных насыщали, нагих одевали, бедных от напастей избавляли.»

Тем не менее даже такому благочестивому правлению рано или поздно приходит конец: смерть забирает даже самых лучших князей. Петр и Феврония умолили Бога, чтобы Он послал им одновременную смерть, а свои тела они завещали положить в одну каменную гробницу с тонкой перегородкой. Незадолго до смерти супруги приняли монашеский постриг: князь Петр стал Давидом, а княгиня Феврония - Евфросинией. Новая инокиня спешила докончить до своей кончины вышивку воздухов для соборного храма, но монах Давид уже дважды посылал слуг, чтобы сказать своей бывшей супруге, что смерть уже стоит на пороге его кельи, так что ей нужно поторопиться, если они хотят действительно умереть в один день.

Дважды князь-инок соглашался подождать, пока Феврония закончит работу, но на третий раз прислал гонца со словами, что не может больше ждать. Тогда монахиня Евфросиния воткнула иголку в недовышитое полотно, обмотала вокруг нитку и послала слугу сказать бывшему мужу, что готова умирать. Помолившись, святые одновременно отошли к Богу в разных сторонах города Мурома.

После смерти Петру и Февронии тоже не сразу удалось быть всегда вместе, несмотря на оставленное ими завещание. Люди рассудили, что, раз супруги приняли монашеский постриг, негоже хоронить их в одном гробу, так что положили Петра в городской церкви Богородицы, а Февронию оставили в загородном храме Воздвиженья Креста Господня. Наутро святые тела оказались вместе в приготовленном супругами гробу в городском соборе. Попробовали снова разделить князя с княгиней, но опять не преуспели в этом, после чего оставили лежать так, как святые сами завещали: «в едином гробе, который Бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление».

Можно по-разному относиться к новым российским праздникам, но нельзя не признать, что, наверное, несмотря на множество вопросов и разногласий, это действительно один из самых лучших дней, которые можно было выбрать для подобного рода торжеств.

Юная Феврония Князь Петр
Сон князя Петра Встреча Петра и Февронии
Обман князя Петра. Феврония уходит Раскаяние князя Петра Второй сон князя Петра
Прощение Феврония невеста Венчание князя Петра и Февронии
Единение душ Зависть боярских жён Нашептывание бояр
Что Бог сочетал — человек да не разлучит Изгнание князя Петра и княгини Февронии Княгиня Феврония утешает князя Петра
Петр и Феврония Муром просит вернуться князя с княгиней Возвращение в Муром
Семья — малая церковь За чтением Евангелия
Князь Петр. Строительство храмов
Княгиня Феврония. Помощь людям Осенние листья
Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Разговор душ на расстоянии Петр. Отхождение в вечность
Феврония. Отхождение в вечность И умерли они в один день и час Святые супруги

При републикации материалов сайта «Матроны.ру» прямая активная ссылка на исходный текст материала обязательна.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Портал «Матроны» активно развивается, наша аудитория растет, но нам не хватает средств для работы редакции. Многие темы, которые нам хотелось бы поднять и которые интересны вам, нашим читателям, остаются неосвещенными из-за финансовых ограничений. В отличие от многих СМИ, мы сознательно не делаем платную подписку, потому что хотим, чтобы наши материалы были доступны всем желающим.

Но. Матроны - это ежедневные статьи, колонки и интервью, переводы лучших англоязычных статей о семье и воспитании, это редакторы, хостинг и серверы. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц - это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета - немного. Для Матрон - много.

Если каждый, кто читает Матроны, поддержит нас 50 рублями в месяц, то сделает огромный вклад в возможность развития издания и появления новых актуальных и интересных материалов о жизни женщины в современном мире, семье, воспитании детей, творческой самореализации и духовных смыслах.

10 Comment threads

8 Thread replies

0 Followers

Most reacted comment

Hottest comment thread

новые старые популярные

0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Вы должны войти, чтобы проголосовать 0 Вы должны войти, чтобы проголосовать

Существует расхожее представление о счастье как о некой сумме земных благ, своего рода социальном пакете, который делает жизнь человека комфортной и беспечной. Для каждого он свой, но все равно: либо тебе повезло и ты счастлив, либо тебе остается влачить жалкое существование неудачника. Такое понимание счастья является примитивным и упрощенным.

Счастье нематериально: это состояние души. Конечно, счастье разными людьми понимается по-разному. Кто-то находит его в семье, кто-то идет в монастырь, чтобы всю свою жизнь посвятить служению Богу: для монаха это является счастьем. Кто-то не имеет семьи, но находит счастье в труде на пользу людям, в том, что его работа приносит радость ему и другим. У кого-то, может быть, вообще ничего нет, но он все равно счастлив. Рад тому, что на улице хорошая погода и у него в данный момент ничего не болит. Разные бывают люди. Случается, что человеку дается все: здоровье, материальный достаток, хорошая семья; казалось бы: живи и радуйся, а он все равно несчастлив, не ценит все это и все время чем-то недоволен.

Итак, счастье не очень-то зависит от материальных условий жизни, оно находится внутри самого человека, в его собственной душе: "Не придет Царствие Божие приметным образом... Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17: 20, 21). Это, как уже было сказано, состояние души: умение ценить все то, что нам дается, и благодарить Бога за это.

Каждый день может подарить нам счастье, нужно просто уметь видеть его.

Один батюшка советовал своим духовным чадам в конце каждого дня записывать не менее 50 пунктов того, "за что должно благодарить Бога". Без умения видеть в каждом дне что-нибудь радостное, светлое не только нельзя быть счастливым, но и просто невозможно жить нормальной жизнью. У А.И. Солженицына есть рассказ "Один день Ивана Денисовича". Там описан обычный день заключенного лагеря особого (то есть самого строгого) режима. Но рассказ этот не об ужасах лагерной жизни, а о том, как человек в этой, казалось бы, беспросветной мгле умудряется увидеть что-то хорошее и позитивное.

Вот ему удалось получить лишний кусок хлеба, и он предвкушает, как с удовольствием съест его; вдруг неожиданно находит кусок пилы и может сделать сапожный ножичек и немного подработать. Ему удается избежать карцера - и это большая радость. Даже от работы Иван Денисович получает удовольствие. Во-первых, на работе можно согреться, не так берет стужа, во-вторых, он, бывший крестьянин, любит труд, ему нравится хорошо делать свое дело. В окружающих его людях герой рассказа старается увидеть добрые человеческие черты. Он очень ценит поддержку и помощь своих товарищей-заключенных. Даже в тюрьме, на каторге этот человек не выпадает из жизни, каждый день приносит ему радость.

Как-то один священник подошел к ныне покойному старцу отцу Николаю Гурьянову и начал рассказывать про какие-то свои скорби и проблемы. Отец Николай выслушал его и сказал: "Радуйся!" "Чему же тут радоваться?" - подумал батюшка. А старец продолжил: "Радуйся, что родился, радуйся, что крестился, радуйся, что в вере православной, радуйся, что жив пока!" И, может быть, слова апостола Павла: "Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите" (1 Фес. 5: 16-18) и есть формула счастья? Уметь радоваться жизни, всегда быть с Богом и благодарить Его за все, что Он нам посылает.

Известно, что благодарение привлекает новые дары Божии и помогает пережить трудные периоды жизни.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Случилось хорошее - благословляй Бога, и хорошее останется. Случилось плохое - благословляй Бога, и плохое прекратится. Слава Богу за все!"

Нужно не только уметь видеть счастье в своей жизни, но и относиться к нему бережно, не расплескать его. На эту тему есть одна восточная притча. Некий юноша как-то спросил у отца: "Что есть счастье?" И отец послал его к знаменитому мудрецу. И вот молодой человек идет к прославленному учителю и ожидает увидеть подвижника, аскета, но оказалось, что мудрец - человек весьма богатый, у него роскошный дворец, наполненный произведениями искусства. Юноша приходит во дворец к мудрецу и задает ему свой вопрос: "Учитель, скажи мне, что такое счастье, как это можно понять?" Учитель дал ему маленькую ложку, наполнил ее оливковым маслом и сказал: "Обойди мой дворец, осмотри все те сокровища и прекрасные творения, которые в нем находятся, и, вернувшись, расскажи, что ты видел. Но сделай это так, чтобы не пролилось это масло из ложечки". Через некоторое время юноша вернулся и стал рассказывать о том, что он видел, но добавил, что не смог обойти и осмотреть все сокровища, так как пока он разглядывал, масло расплескалось из ложечки. Тогда мудрец вновь наполнил ложку маслом и повторил просьбу. Когда юноша вернулся и учитель спросил его о том, что он видел, то отрок сказал: "Я ничего не смог увидеть в твоем дворце, потому что я следил за тем, чтобы не расплескалось масло". И действительно, он принес ложку, не пролив из нее ни капли. "Вот в этом и есть счастье, - сказал мудрец, - суметь сохранить тот дар, что у тебя есть, не растратив его впустую". Эта притча говорит нам о том, что, заглядываясь на богатства и красоту, которые нам не принадлежат, которыми нам не дано обладать, мы не только не сможем даже толком рассмотреть их, но и потеряем то, что у нас есть.

Некоторые люди (и таких немало) всю жизнь гоняются за птицей счастья, за недостижимым идеалом, ища счастья в одном браке, в другом, третьем, разочаровываясь и снова влюбляясь. Они проходят мимо своего счастья, и жизнь проходит мимо них. Такие люди глубоко несчастны. На этот счет есть прекрасное высказывание английского писателя и мыслителя Г.К. Честертона: "Верность одной женщине - недорогая плата за то, чтобы увидеть хоть одну женщину. Жаловаться, что жениться можно только раз, все равно что жаловаться, что родиться можно лишь однажды. Это несоизмеримо с величайшим переживанием, о котором идет речь, и обнаруживает не преувеличенную чувственность, но странное бесчувствие. Только дурак недоволен, что нельзя войти в Эдем сразу через пять ворот. Полигамия - недостаток любви, словно ты рассеянно перебираешь десяток бесценных жемчужин".

Говоря о счастье вообще и о семейном счастье в частности, невозможно не затронуть тему любви, ибо любовь и счастье - это родные сестры; два этих понятия тесно связаны друг с другом. Один мудрый человек сказал: "Счастье не в том, чтобы быть счастливым самому, а в том, чтобы делать счастливыми других людей". Можно дополнить эту мысль: "Тот, кто делает других счастливыми, и сам счастлив". Ведь возможность любить, дарить людям счастье - это есть проявление в нас образа Божия. В этом мы уподобляемся Самому Богу. Господь творит мир и человека именно из любви. Бог не может не изливать Свою любовь, не заботиться о человеке, ибо Он Сам и есть Любовь.

И конечно, по-настоящему счастлив только тот человек, который умеет любить и дарить любовь и счастье другим людям.

В советское время существовал такой лозунг: "Человек сам кузнец своего счастья". На первый взгляд звучит несколько горделиво, но если задуматься, никакого противоречия с христианством здесь нет. Ведь счастье напрямую зависит от нашего отношения к действительности, от того, как мы строим нашу жизнь, относимся к людям и ценим все то, что нам посылает Бог.

О венчании

Люди верующие, православные в семейной супружеской жизни, конечно, тоже не застрахованы от тех искушений, испытаний и бурь, которые подстерегают любую обычную семью. Можно сказать, что почти каждая семья проходит в своей жизни через одни и те же ошибки. Одни успешно преодолевают эти трудности, закаляются в них, приобретая еще большую любовь друг к другу, другие, к сожалению, ломаются.

Но каждая православная семья имеет великое оружие: веру в Бога, взаимную молитву и, конечно же, благодать и благословение, получаемое в таинстве венчания. Супруги уже не одни, с ними Бог.

Люди, далекие от вопросов веры, как правило, считают венчание просто красивым обрядом. Венчаются все: кинозвезды, представители шоубизнеса. Все очень красиво: свечи, образа, священник и белый лимузин у храма. В наше время суеверий и оккультизма появилось еще и другое понимание таинства венчания - как некоего магического действия, которое свяжет супругов навечно, независимо от того, как они будут себя вести. Большинство людей так и понимают все таинства и обряды церковные. Что-то такое сделать, покропить, пошептать - и у меня будет все хорошо. При этом сам человек никаких усилий, естественно, прилагать не хочет. Почему все это неверно? Потому что без наших трудов и молитвы никакое таинство не будет иметь для нас пользы. И не только таинство, но и любое молитвенное действие. Например, освящение машины. Когда я освящаю автомобиль, то обычно спрашиваю: "Для чего в машине на приборной панели наклеивают иконы?" Обычно говорят: "Ну, чтобы оберегали машину..." Ответ неверный. Иконы находятся в машине, чтобы мы вспомнили, как только сели за руль: "Мы же забыли помолиться перед поездкой!" И если человек это будет помнить, Господь ему поможет. "Бог не спасает нас без нас". И кольца на руках супругов, которые надеваются при обручении, - это тоже напоминание о том даре благодати Божией, который мы получили в таинстве венчания, и о том, чтобы мы возгревали этот дар и не забывали молиться Богу о семейном благополучии и, конечно, друг за друга. Кольца также напоминают нам об обетах верности, которые жених и невеста дают друг другу.

Но давайте по порядку. Венчанию предшествует чин обручения, когда будущие супруги обмениваются кольцами - в знак любви и верности. По традиции (которая, правда, не всегда соблюдается) жениху надевается серебряное кольцо, невесте - золотое. Но это не их кольца. Конечно, они сделаны по их размеру, но им лично не принадлежат. Ибо муж носит серебряное кольцо жены: серебро - символ луны, получающей свой свет от солнца, а жена - золотое кольцо мужа: золото, соответственно, символизирует солнце, и муж, как глава семьи, сравнивается с этим небесным светилом.

Кольца, как уже говорилось, есть памятка супругам, что они уже не принадлежат себе.

Когда я учился в семинарии, молодых женатых семинаристов монахи и люди холостые в шутку называли "окольцованными". Ну, монахи вообще народ веселый. Кольцуют, как известно, птиц, и кольцо показывает, что за птицей наблюдают, что она на виду и уже не свободна, кому-то принадлежит. Человек с кольцом тоже показывает, что уже не свободен, сердце его занято, и сам он уже навеки связан со своей половиной. Недаром кольца без начала и конца - символ вечности, бесконечности.

При чине обручения священник молится о том, чтобы Господь утвердил обручение жениха и невесты "в вере и единомыслии... истине и любви". Здесь, конечно же, имеется в виду вера в Бога как Подателя всех благ, ибо "без Меня не можете творить ничего". Но тут есть еще и другой смысл. Супруги должны иметь взаимную веру. Вера - это доверие тому, кого любишь, и твоя верность любимому человеку.

После обручения следует само таинство венчания. Я не буду во всех подробностях раскрывать богословский смысл венчания, задача наша другая. Остановлюсь лишь на самых основных моментах.

При венчании читаются три молитвы. В них как бы описывается вся история ветхозаветного супружества от Адама и Евы и подчеркивается богоустановленность брака. Здесь вспоминаются Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль, явившие нам пример истинного супружества. Также супругам испрашивается благословение на рождение детей. Священник просит, чтобы Господь благословил новобрачных чадами, как Он благословил благим плодом Захарию и Елисавету и Иоакима и Анну. Супругам испрашивается твердая вера в Бога и друг в друга, любовь и единомыслие. Упоминаются также и родители брачующихся. Говорится, что молитвы родителей утверждают основание домов их чад. Родители отпускают от себя детей, доверяют их друг другу и должны помогать своей молитвой и любовью созидать новую "Малую Церковь". Детям тоже следует помнить, что их долг любви и заботы о родителях не заканчивается с выходом из отчего дома.

Кульминацией таинства венчания является возложение на жениха и невесту венцов. Что это за венцы? Митрополит Антоний Сурожский пишет: "В древности каждый раз, когда бывал праздник - самый обыкновенный семейный, или городской, или государственный праздник - люди надевали венцы из цветов. Сейчас это практикуется и при венчании церковном, например, у греков, которые надевают венцы из живых цветов.

В Древней Руси в день своего венчания невеста и жених назывались князь и княгиня. Почему? Потому что в древнем обществе, пока человек не был женат или замужем, он являлся членом своей семьи и был во всем подвластен старшему в семье - отцу ли, деду ли. Только когда человек женился, он делался хозяином своей жизни. Древнее государство состояло как бы из союза суверенных, то есть независимых, семей. Они были свободны выбирать свою судьбу. Все вопросы решались в согласии, во взаимном понимании, но каждая семья имела свой голос и свои права". Происходило как бы венчание на новое царство. Но у этих венцов есть и другое значение. Это также венцы мученические, которыми Господь венчает своих верных рабов, выстоявших во всех страданиях и испытаниях. Брак - это не только семейные радости, это совместная ноша, иногда очень нелегкая, крест, который несут супруги, испытания и бури, которые выпадают на их долю. В браке иногда спасаться ничуть не легче, чем в монастыре. Это ежедневное "ношение тягот друг друга". Безропотное несение жизненного креста вообще называют бескровным мученичеством.

После возложения венцов следуют два чтения из Священного Писания. Сначала читается Послание апостола Павла к Ефесянам - об обязанностях мужа и жены. Почему-то всем запоминаются последние слова Послания. Нередко какой-нибудь громогласный диакон или чтец на весь храм возглашает: "А жена да боится своего мужа!" От подобного громогласия все читанное ранее почти забывается. А ведь там заключена вся суть и объяснение последней фразы. "Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф. 5: 25), - говорит апостол. То есть муж должен любить свою жену до самопожертвования, быть готовым отдать свою жизнь, пожертвовать самым дорогим.

Далее апостол Павел призывает мужей любить жен как самих себя, как свое тело. "Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее" (Еф. 5: 29), так и Господь любит Церковь, ибо она тело Его. Обязанности мужа - заботиться о жене, "питать и греть" ее. Муж должен свои отношения с женой рассматривать как отношения Церкви и Христа. Может ли Господь обидеть или оскорбить Церковь? Вопрос абсурдный. Вот какие требования к главе семьи. И только после этого говорится: "А жена да боится..." Как боится? Трепещет, что муж придет усталый или пьяный с работы, и она попадет под горячую руку? Конечно, нет. Муж - образ Христа в семье. Мы говорим "страх Божий", "бойтесь не людей, а Бога" вовсе не потому, что боимся какой-то кары от Господа. Это боязнь другого рода: обидеть любимого, расстроить его, оказаться недостойным его любви. Мне эта боязнь знакома с детства. Отец никогда не бил нас, да и особо не наказывал, разве что когда были совсем маленькими. Но то, что папа расстроится из-за шалости, плохого поступка, думать, что сам он так бы никогда не поступил, было пострашнее ремня.

Да, апостол Павел говорит, что жены должны повиноваться своим мужьям, как Господу, но, повторю, и муж обязан любить свою жену, как Христос любит Церковь.

Второе чтение - из Евангелия от Иоанна. Это рассказ о том, как Господь Иисус Христос пришел в Кану Галилейскую на брак. На брачном пиру случился недостаток вина. И Христос творит чудо: проявляя милосердие и любовь к пригласившим Его, Он превращает воду в прекрасное вино, и свадебное веселье продолжается. Кроме исторического значения и благословения Господом брачного союза, это событие имеет и другой смысл. В Священном Писании всегда несколько слоев: во-первых, исторический, бытийный; во-вторых, общецерковный и, в-третьих, имеющий значение для каждого из нас лично. Какое же значение заключается здесь для супругов? В жизни семей не может быть постоянного пламенного горения любви, бывают и сложные периоды. Митрополит Антоний пишет: "Когда радости вашей начинает приходить конец, когда вы уже почувствовали, что вы друг другу дали все, что только могли дать, что нового вы ничего не сможете сказать... тогда прислушайтесь к тому, что Бог говорит в ваших сердцах, прислушайтесь глубоко к тому, что Он вам скажет - и что бы Он вам ни сказал, то сделайте, и тогда вода обычной жизни - серость жизни, бесцветность ее - вдруг просияет". Неужели Господь, Который сотворил небо и землю и претворил обычную воду в вино, не поможет людям в сложный для них период, и не обновит в них любовь, и не дарует радость большую, чем они имели прежде? "Просите, и дастся вам". И, конечно, сами прилагайте усилия.

После краткой ектении и пения молитвы "Отче Наш" венчающиеся пьют общую чашу. Чаша подается три раза сначала мужу, а потом жене. Чаша символизирует то, что в браке все радости и испытания супруги должны делить пополам, поровну. Интересно, что муж начинает пить, а жена заканчивает и допивает до дна все, что осталось в чаше. Как-то я венчал одну пару. И когда настало время пить вино из общей чаши, муж сказал, что не может, страдает алкоголизмом (видимо, был закодирован). И жене пришлось самой пить всю чашу. И я подумал, что, когда супруг страдает недугом пьянства, жене приходится как бы пить двойную чашу - за себя и за него.

Жених и невеста три раза обводятся священником вокруг аналоя - в знак духовной радости. Держатся они за руки - в знак того, что будут неразлучно, вместе идти и по жизни. На аналое лежит Евангелие, и они совершают вокруг него круг. Этот круг есть символ жизни человеческой, которая не ограничивается временными рамками, а продолжается вечно. Если супруги сами не разорвут этот круг, их брак будет продолжаться и на небесах. Троекратное хождение венчающихся сопровождается пением тропарей: "Исаия, ликуй", "Святи мученицы" и "Слава Тебе, Христе Боже". Про то, что, перенося все тяготы и испытания вместе, супруги уподобляются мученикам, речь уже была. Но в браке открывается и великая радость и утешение. Радость взаимной любви и рождения детей. Поэтому в тропаре "Исаия, ликуй" говорится о рождении от Девы Марии Спасителя.

Почти все таинство венчания супруги стоят рядом, вместе, но смотрят не друг на друга, а в одну сторону - на иконы, на священника. Уже неоднократно говорилось, что в браке так и должно быть. Муж и жена должны не замыкаться в своем узком мирке, а идти к одной цели - ко спасению.

Дорога жизни

Жизнь часто сравнивают с дорогой: образ дороги, движения позволяет понять многое в нашей жизни. И потому напомню правила поведения на дорогах для... водителей, которые применимы и в жизни. Каждому водителю следует не забывать два самых главных из них: первое - глядеть в оба, то есть видеть дорожную ситуацию и то, что хотят предпринять другие участники движения; второе - быть заметным для окружающих, вовремя информировать их о своих намерениях. Так, опытный и осторожный шофер не только вовремя включит сигнал поворота, но и перед поворотом качнет рулем, показывая, что он хочет повернуть. Такой водитель никогда не совершает резкие, непредсказуемые действия. Но на трассе мало быть предупредительным самому, нужно уметь прогнозировать действия других водителей, даже если они не подают положенных сигналов. Очень много ДТП случается из-за несогласованности действий: люди не смогли понять друг друга. И в семейной жизни неплохо было бы вовремя замечать желания и хотения другого и самим не быть "закрытой книгой". Мы вообще мало друг другом интересуемся.

Бывает такое: жена, например, слишком занята работой, карьерой (что вообще не очень нормально), мало времени уделяет мужу, дому, не любит готовить, предпочитает покупать полуфабрикаты или заказывать готовую пищу на дом. А мужу нравится хорошая домашняя еда. Для мужского пола вопрос питания вообще имеет довольно большое значение, вспомним, что "путь к сердцу мужчины лежит через его желудок". И вот муж не решатся сказать жене, что ему хочется нормально питаться, что ему нравится то, что ему готовит супруга; раздражение накапливается, но он держит это в себе: так часто бывает, когда человек воспитывался в интеллигентной семье, где сделать замечание считалось плохим тоном. Жене кажется, что все нормально, раз муж не показывает своего недовольства. А потом происходит взрыв, потому что один обиды копил и держал в себе, а другая ни о чем не догадывалась. Я знал супругов, брак которых распался после 18 лет совместной жизни. Объясняя причину своего ухода к другой женщине, муж вспоминал какие-то мелочи, причем очень давнишние: тут жена что-то не так сказала, там что-то не так сделала, о чем он просил 15 лет назад. И все это время он свое недовольство держал в себе! Оказалось, что женщина прожила с мужем 18 лет, и они совершенно не знали друг друга. Конечно, мужа тут оправдать нельзя: он изменил жене да еще вылил на нее всю накопившуюся в душе обиду и злобу. Но причиной развода послужила их обоюдная невнимательность друг к другу.

Мы рассмотрели пример мужской закрытости и женской невнимательности, но часто бывает и по-другому. Мужчины вообще внимательностью не отличаются.

Потому и хочу лишний раз напомнить: будьте внимательны. Побольше информации о себе и о том, что вам нужно, - от мелочей до самых важных предметов. Супруги - это единое целое, они должны делить и радости, и неприятности. Нужно научиться откровенно, доверительно разговаривать. Вести такой разговор нужно, естественно, в дружелюбной обстановке и совершенно спокойном состоянии духа.

Думаю, когда люди достаточное время живут в браке, им несложно узнать, чего хочет каждый из них. Но если человек все же не замечает наших пожеланий, то не стоит сразу обвинять его в невнимательности и эгоизме. Может быть, он просто что-то не понимает или считает, что это несущественно. Будем помнить, что у мужчин и женщин могут быть очень разные взгляды на один и тот же предмет. Скорее подействует какое-то положительное подкрепление и поощрение. Например, жена ждет от мужа какой-нибудь помощи по хозяйству, и когда он наконец что-то сделал, вместо того чтобы говорить: "Ну, наконец-то, не прошло и полгода!", следует похвалить его, сказать, что он настоящий мужчина, что она очень ценит его работу, ведь он сделал это именно ради нее. Другая ситуация: муж любит, чтобы жена баловала его чем-нибудь вкусненьким. Например, ему нравится ее выпечка; можно же сказать ей что-нибудь такое: "Мне так нравятся твои пирожки, когда я их ем, то каждый раз вспоминаю нашу первую встречу, когда ты меня ими угощала". Людям нужно немного: внимание и сознание того, что они дороги для нас. Чужая душа, конечно, потемки, мы даже себя порой понять не можем, но если любишь человека и проявляешь интерес к нему, догадаться о его мыслях, чувствах и желаниях все-таки можно.

К близкому человеку нужно проявлять искренний интерес, тогда нам самим будет гораздо легче рядом с ним. Если в наших отношениях возникла трещина и мы видим, что положение лучше не становится, нельзя упорно не замечать проблемы и делать вид, что все хорошо. Ведь бывают же фантастические истории, когда муж на протяжении 12 лет изменял жене, а жена ни о чем не знала. Или когда человек уже несколько лет употребляет наркотики, и только когда случается передозировка, узнают, что он наркоман. Неужели раньше ничего не видели? Или просто не хотели замечать? Есть люди, которые очень боятся проблем, боятся смотреть правде в глаза, им гораздо легче отворачиваться и думать, что все само собой рассосется. Если опять использовать автомобильно-дорожное сравнение, то можно сказать так: на них мчится КАМАЗ, а они закрывают глаза и думают, что он исчезнет.

Конечно, это определенный труд - жить не по инерции и "проживем как-нибудь", а стараясь понять другого человека и самому быть понятным и открытым для него.

(Продолжение следует.)

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/7440.htm


Что ждет мужчина от женщины

Мы уже вспоминали о том, что Господь сказал при сотворении первой женщины Евы: «Нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Что значит «помощника, соответственного ему»? Тут, конечно, имеется в виду не какой-то письмоводитель, секретарь, который будет помогать Адаму давать имена сотворенным животным. И в древности, и в наши дни мужчина по своему естеству, несмотря на свою внешнюю силу, мощь, толстокожесть, был существом весьма уязвимым и ранимым, причем гораздо более, чем женщина. Под броней мужественности мужчина скрывает весьма хрупкую натуру. И мужчине нужно, чтобы рядом был кто-то, кто будет его любить и жалеть, а значит, помогать ему. Ибо помогать мужу, поддерживать его - это не только ждать его домой с горячим обедом и поддерживать огонь в домашнем очаге, а нечто большее. На земле не было равного из сотворенных человеку. И вот Господь творит женщину - существо, которое может дать мужчине такую любовь, на какую он, может быть, даже не способен. Потому что женщине дано чувствовать гораздо острее и полнее, чем мужчине.

Почему Господь сотворил мужчину таким уязвимым, ранимым? Сложно сказать, но Бог ничего случайно не делает. Значит, Он хотел, чтобы мужчина был любим и сам мог любить. О том, что душа мужчины более хрупка, свидетельствует один факт. Женщины в пять раз чаще идут на суицид, но при этом в три раза реже погибают в результате самоубийства. Для женщины, как правило, попытка самоубийства - это некое «баловство» (если можно так выразиться). Не желание действительно уйти из жизни, а желание жалости и сочувствия. Известно, что женский пол более подвержен депрессиям, правда, выходит из этого состояния гораздо легче. Сколько раз замечено: женщина унывает, плачет: всё, конец жизни. Немножко ее пожалеешь, посочувствуешь, и она уже воспряла духом, улыбается. У мужчин не так. У мужчин чувства могут быть спрятаны очень глубоко, но психологических проблем оказывается больше, чем у женщин. О способности женщин к перестройке, адаптации к условиям жизни уже была речь выше.

Еще один момент: мужчины традиционно скрывают свои чувства, переживания; для них они - проявление мужской слабости. И это нужно знать женщинам, чтобы, когда надо, прийти на помощь мужчинам. Мужчина не любит показывать свои чувства, это делает его уязвимым. Но это не значит, что он ничего не чувствует.

Для мужчины то, что он делает обычно, - работа, любимое дело - имеет очень большое значение. Это, опять-таки, связано с его мужским предназначением, с сущностью его доминирующей личности, кормильца семьи. Тяжелое оскорбление для мужчины, если жена называет его неудачником или слабаком. Это для него хуже женской неверности. Даже ситуация, когда жена зарабатывает чуть больше, чем муж, или достигла более высокого положения, является для мужчины причиной постоянного внутреннего недовольства. Другое дело, что мужчина иногда бывает сам в этом виноват. Но речь не о том. А о том, что задача женщины - вдохновлять мужчину в его деятельности.

Во все времена мужчины совершали подвиги, поступки ради женщин. Рыцари выигрывали турниры ради дам сердца, поэты посвящали им стихи, художники писали полотна и ваяли статуи в их честь. Женщины являлись музами мужчин. Мужчина подобен ребенку, его деятельность нуждается в постоянной высокой оценке и благосклонности любимой женщины. Ему нужно положительное подкрепление. Очень нехороший симптом, если женщина не интересуется тем, чем занимается муж, что у него происходит на работе. Не раз уже было замечено, что, когда муж достиг каких-то высот, для него выше всех премий и государственных наград является похвала жены. Он как бы посвящает ей свои достижения. Если человек является гроссмейстером, чемпионом мира, его все носят на руках, а жене наплевать на то, чем он занимается (а значит, она его не любит), будет ли он счастлив? Вряд ли.

Есть такая русская пословица: «Умная жена мужу госпожа». Что она означает? Конечно, не то, что жена господствует, властвует над мужем. А то, что жена, которая поддерживает мужа, когда ему плохо, поощряет его, когда он сделает что-то хорошее, может достичь гораздо большего, чем если будет ходить за ним и пилить и надоедать бесконечными просьбами. В мужчине нужно культивировать его лучшие стороны через оценку, положительное подкрепление этих качеств. И в первую очередь мужчина ждет этой поддержки от любимой женщины. Мы уже говорили о женской и мужской депрессии. Женщины более отходчивы. Женщины по натуре в большей степени оптимистки. Иначе они не смогли бы выжить в условиях современного (да и не только) постоянно меняющегося агрессивного мира. И раз задача женщины быть «прекрасной дамой», «музой», «добрым гением» для мужчины, то она должна иметь это качество, чтобы вселять жизнелюбие, жизнерадостность и в него.

Каждой супруге необходимо помнить, что не только общественная деятельность мужчины нуждается в подкреплении и поощрении, хотя и это очень важно. Недаром говорят, что успешность мужчины часто определяется тем, какая рядом с ним женщина. Но в первую очередь в оценке нуждается то, что мужчина делает для самой женщины. Для мужчины похвала из уст любимой женщины, благодарность за то, что он для нее сделал (даже если это какая-нибудь мелочь), выше всех наград и призов. И умная женщина это очень хорошо знает. Как говорила святая мученица императрица Александра Федоровна: «Любви нужен ее ежедневный хлеб».

Но самое главное - мужчина ждет от женщины бескорыстной любви. Мужчине очень важно чувствовать, что любят его самого , а не за что-то, любят его таким, какой он есть . Ради этого мужчина готов на многое.

Если муж начинает жаловаться на свою жену, у меня не возникает к нему никакого сострадания. Почему? Во-первых, потому что он сам сделал свой выбор. Никто его на аркане под венец не тянул. А во-вторых, спрашивается, какой же ты мужчина, если ноешь, что тебя обижает слабая женщина? К тому же, женщине измениться гораздо легче, чем мужчине. Поведение женщины очень сильно детерминировано условиями жизни и тем, какой мужчина находится рядом с ней. Говоря проще: настоящей женщиной женщина будет только рядом с настоящим мужчиной. Так что если у мужчины неблагополучно в семье, он должен не жаловаться, а повнимательнее поглядеть в зеркало, может быть, что-то и разглядит.

«Оставит человек отца и матерь свою..»

У апостола Павла есть замечательные слова, обращенные к супругам. Слова эти так точно раскрывают смысл брака, что Церковь включила их в чинопоследование таинства венчания: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви». И далее: «Мужья, любите своих жен, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 22−23; 25).

Велико предназначение мужчины. Он не просто глава жены, призванный покровительствовать ей и принимать решения, важные для всей семьи. Он сравнивается со Христом. Куда уж выше! Христос не просто любит Церковь. Он пастырь, Который душу Свою полагает за овец Своих. Но Христос не только Супруг Церкви. Он и Отец ее. Раз муж во всем сравнивается со Христом, значит, он тоже в чем-то является отцом не только для всей семьи, но и для супруги.

Остановимся на этом подробнее. Существует теория о том, что жены по типу характера подразделяются на дочек и матерей. Понятно, о чем речь. Мать - доминирующая, главенствующая женщина. Дочка - ведомая, подчиняющаяся. Классическая схема - это отец - дочь, когда муж является и отцом. Он опекает, заботится о жене, принимает решения, отвечает за себя, жену и детей. Жена слушает мужа, подчиняется ему как человеку более опытному и сильному. В принципе, это модель нормального христианского брака. Просто не нужно очень уж ее упрощать. Ясно, что состоявшаяся, взрослая женщина - это не девочка-подросток. Но и отцы бывают разные. Мы называем отцами священников, есть крестные отцы, духовные отцы. Понятно, что они не являются нашими родителями. Они наши наставники, руководители, те, кто могут дать нам совет, помочь, берут ответственность перед Богом за нас. Женщина выходит замуж, уходит из родительского дома, где ее растили, воспитывали, заботились о ней, и прилепляется к мужу - он ей становится вместо отца.

В Библии сказано про мужчину: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2: 24). Что это значит? То, что мужчина оставляет мать, женщину, которая заботилась о нем, дарила свое тепло, доброту; но он, взрослея, вступая во взрослую ответственную жизнь, не менее нуждается в любви, ласке и заботе. Жена заменяет ему в этом родную мать. Вспомним, что и жену священника называют «матушка». И она как бы является матерью не только для прихожан, но и для мужа, поддерживая его в нелегком священническом служении. Не раз слышал, как в некоторых семьях мужья называют своих жен «мама». И не только потому, что она мать его детей, а так он привык с детства. Мужчина в женщине видит еще и мать. Конечно, родителей нам никто не заменит. Супруги есть супруги, родители наши остаются всегда родителями. Но человеку трудно идти по жизни одному, поэтому в детстве мы идем вместе с родителями, а взрослея - вместе с супругом или супругой.

Пусть никто не увидит в моих рассуждениях скрытый фрейдизм с его Эдиповым комплексом и комплексом Электры. Все, о чем я говорю, имеет основание в Священном Писании. В наше время инфантильных мужчин нередко можно видеть такое явление, когда мужчины (часто имеющие властных, сильных матерей) не хотят вырастать из коротких штанишек и находят себе таких же властных, как и их мать, жен. Об этом мы уже говорили. Ситуация эта, повторюсь, ненормальна, но она - хорошая иллюстрация к того, чего мужчина ждет от жены: одни ждут ласки и заботы, другие руководства и опеки.

Чего не любит мужчина

Мы выяснили, чего хочет мужчина, а теперь применим метод «от противного» и поговорим немного о том, чего мужчины не любят.

Известно, что мужчины не любят так называемых истеричек и дам, часто впадающих в меланхолию и депрессию. Призвание женщины - вдохновлять мужчину на подвиги, поддерживать его, вселять в него оптимизм и целеустремленность. Это бывает на пользу, в первую очередь, самой женщине, так как мужчина совершает хорошие поступки ради нее. Жить рядом с человеком депрессивным, мрачным, подверженным постоянным перепадам настроения - тяжелый крест. Депрессия - штука заразная, точно так же заразителен и оптимизм. Говорим же мы: человек заразительно смеется. Если жене что-то не нравится в поведении мужа, она гораздо большего может добиться не выяснением отношений, а поощрением и хорошим настроением. Когда мужчина раздражен, в тоске и говорит, что все вокруг плохо, последнее дело - садиться рядом с ним и начинать поддакивать: «Да, действительно, все очень плохо, ты совершенно прав». Этим мы человеку не поможем. Когда муж приходит с работы усталый и начинает сердиться, ворчать, жене нужно не начинать оправдываться, спорить или самой впадать в тоску, а приветливым, хорошим настроением поддерживать его, вселить уверенность. Святитель Феофан Затворник дает такой совет жене, у которой начались семейные неурядицы: «..чтобы нос не вешала и не ворчала на мужа, а весело всегда встречала. Ворчанием и хмурением только раздражать его будешь. А лучше делать вид, будто одобряет его подвиги на охоте» (муж уехал охотиться. - о.П.Г. ).

Придирками, ворчанием, недовольством многие жены выкопали могилу своему семейному счастью.

Что касается истеричного, переменчивого поведения, то, ясное дело, оно не может понравиться никому. Но мужчинам особенно. Мужская душа устроена более строго и просто, чем женская, и он ждет адекватного, объяснимого поведения. Мужчинам очень плохо понятны женские капризы и эмоции.

Мужчины не любят слишком «умных» женщин. Я не случайно взял это слово в кавычки. Ум - это не сумма каких-то знаний, нахватанность в сочетании с самоуверенностью и желанием самоутвердиться, оставить за собой последнее слово. Такое поведение женщины мужчине не может понравиться. Ум - это мудрость, умение пользоваться теми знаниями, которые имеешь, умение жить и строить отношения с людьми, сохранять мир с ближними.

Еще один момент. Мужчинам очень не нравится, когда их перебивают. В отличие от женщины, для мужчины каждое слово в фразе имеет значение и означает именно то, что должно означать. А женщины любят всевозможные намеки, междустрочия, подтексты. Для мужчины очень важно, чтобы было услышано именно то, что он хочет сказать.

Нелишне сказать, что глупых женщин мужчины тоже не любят. Ведь мужчина - существо рациональное, разумное, а значит, уважает и ценит в собеседнике интеллект.

Мужчины очень не любят корыстных женщин. Для мужчины крайне важно, чтобы его любили не за что-то, будь это красота, физическая сила, щедрость или материальное обеспечение. Ему важно, чтобы любили его самого . Собственно говоря, настоящая любовь как раз и должна быть такой. Мы любим детей не за что-то. Дети для нас, как правило, очень мало делают. Если говорить в житейском плане, дети - это вообще сплошные нервы, расходы и бессонные ночи. Но мы любим их больше жизни. Так как эта любовь дает нам больше, чем все блага мира. Человек создан по образу и подобию Божию. И одним из свойств Божиих является любовь. Ведь Бог и есть Любовь. Поэтому мы и получаем такое удовольствие оттого, что кого-то любим, ведь мы уподобляемся в этом Творцу.

Уважай меня!

Мы подходим к не очень приятной теме, но она помогает выяснить, что мужчина ждет от женщины. То, что женщина находится в пассивном, ведомом положении по отношении к мужу, совершенно не значит, что она должна быть унижена и забита. И уже совсем не означает, что мужчине подавленное положение жены должно нравиться. Конечно, бывают всякие извращения. Но мы рассматриваем не патологии, не пограничные состояния психики, а общие для всех особенности женской и мужской души.

Русские женщины просто фантастически добры и терпеливы. Однажды я столкнулся с ситуацией, когда муж не только пил, дебоширил и отравлял жизнь всей своей семье, но и приводил прямо в дом любовницу. А жена все это безропотно переносила: «Ну, как же, ведь я люблю его». Скажите, после этого будет муж уважать ее? Если она сама себя не уважает? Если мы действительно любим человека, то должны не слепо потакать его капризам, а бороться за него. Например, если человек болен паранойей и хочет всех убить, разве мы купим ему пистолет? Ведь он перестреляет своих «врагов», а потом убьет нас и сам себя. Всем очевидно: болезнь требует лечения, иногда неприятного и горького. Некоторые матери (особенно одиночки) бесконечно балуют детей игрушками, TV, компьютерными играми, а потом удивляются, почему ребенок вырос жадным эгоистом. Мужчина - это, в сущности, большой ребенок. Я заметил: в семьях, где муж бьет жену, жена сама допустила очень большую ошибку и, когда все это только началось, не приняла мер. Так она унизила свое женское достоинство. Конечно, мужа это нисколько не оправдывает. Бить женщину может только очень слабый мужчина, который не способен дать отпор сильному, или же он просто извращенец. Некоторым униженным женщинам кажется, что такая рабская покорность очень нравится их «владыкам». На самом деле женщина, потерявшая достоинство и забитая, не нужна никому. Вид жены, которая стоит на коленях и буквально целует его ноги, вызывает в мужчине чувство брезгливости, а не жалости. Так что женщинам хочу посоветовать: не теряйте себя, своего достоинства. Да, мужчинам нравится, когда их слушаются, подчиняются, но не унижаются перед ними. Есть вещи, которые нельзя терпеть и переносить безропотно. Это побои, измены, запойное пьянство и наркомания. Это не значит, что жене нужно драться с мужем, нужно за него бороться. Равнодушие погубит и вас, и его.

Подведем итог. Слова книги Бытия «К мужу влечение твое» выражают суть женского поведения и предназначения. Ясно, что под этим влечением понимается не сексуальное возбуждение (известно, что мужчина более возбудим), а любовь и привязанность к мужу, стремление к мужчине как к существу более сильному, способному защитить, позаботиться, принять решение. Все это очень важно как для женщины, так и для ее детей. Парадокс в том, что женщина вроде бы имеет большее влечение к мужчине и зависимость от него, но доказано, что мужчинам гораздо тяжелее обходиться без женского общества, чем женщине без мужского. Известно, что женщина, не выйдя замуж или оставшись без мужа, значительно легче привыкает к этому, чем мужчина. Мужчина более нуждается в поддержке, любви, подкреплении. Так устроена его природа. Одним словом, закон (а вернее, Божественное установление) взаимного тяготения друг к другу мужского и женского пола посильнее закона всемирного тяготения. Ведь этот закон служит великой цели - продления жизни и любви на земле.

Священник Павел Гумеров

Мужчины и женщины… Такие противоположные друг другу и так нуждающиеся друг в друге, Богом соединенные в единое целое – в семью. О мужском и женском предназначении, о том, как найти гармонию в их взаимоотношениях, сохранить мир и лад в семье продолжает размышлять священник Павел Гумеров.

И сотворил Бог мужчину и женщину

И будут оба в плоть едину
Мф. 19: 5

Бог мужчину и женщину сотворил их.
Мк. 10: 6

Все мы очень разные. У каждого своя генетика, характер, воспитание, образование. Поэтому нам порой бывает сложно найти общий язык, договориться. Но люди еще делятся на мужчин и женщин. Разница между ними просто огромна. Порой кажется, что это существа как бы из разных миров. Мужчина и женщина зеркально противоположны друг другу. Но живем мы на одной планете, и продолжение жизни на Земле зависит от взаимодействия мужского и женского пола. Значит, нам просто необходимо научиться понимать друг друга.
Почему Господь создал мужской пол и женский? Что ждет женщина от мужчины и мужчина от женщины? Как нам придти к взаимопониманию и любви? На эти и другие вопросы я пытаюсь найти ответ в своих статьях.

Часто бывает, что человек, подошедший к священнику с просьбой помочь ему разобраться в сложной семейной ситуации, плохо воспринимает то, что ему отвечают. Стоит, слушает, но как-то в пол-уха, как будто речь не про него. Происходит это из-за того, что люди не хотят видеть, в чем их вина и как исправить положение, начав с себя. Но когда этот же человек читает описание аналогичного случая, он с радостью восклицает: «Да это же просто про меня написано!» Печатное слово действует иногда лучше долгой беседы, так как позволяет взглянуть на себя со стороны.

Несколько слов хочется сказать и о психологии. Среди благочестивых православных христиан к психологии отношение, мягко говоря, настороженное. И это во многом справедливо. Пользуясь тем, что люди сейчас духовно дезориентированы, психоаналитики, особенно на Западе, узурпировали функции духовников. Люди имеют потребность выговориться, снять с души бремя и хотят получить совет. Но идут часто не в церковь, а к психоаналитику. Но ни один психолог не имеет власти вязать и решить грехи человеческие. Человек никогда не решит своих духовных проблем до конца, если не обратится к Богу. Хорошо, если психолог верующий и может направить человека в храм. Сегодня книжные прилавки изобилуют книгами по психоанализу и самопознанию. Но психология бывает разная. Кроме сочинений Зигмунда Фрейда, кроме пособий по астрологической и оккультной психологии, кроме книг о том, как возлюбить себя и научиться манипулировать людьми, существуют и вполне нормальные книжки. Они базируются на хорошем знании человеческого поведения, психотерапии, психиатрии. Однако и эти книги нужно читать с большим рассуждением. Хотя в психологии накопился немалый опыт, который можно использовать «в мирных целях». Даже многим батюшкам не помешали бы некоторые психологические знания. В семинарии преподают очень много дисциплин, дается большой объем знаний, но психология и педагогика изучаются очень мало.

Светские психологи совершают одну большую ошибку. Они совершенно сбрасывают со счетов понятия дух, душа, страсть, грех. Они как бы для них не существуют. Процессы, происходящие в душе человека, они объясняют только с психофизиологической точки зрения, описывают детали (иногда очень мастерски), но не видят всей картины. Они как бы блуждают по темной комнате, натыкаются на предметы, ощупывают их и говорят: «Вот это стул, здесь стол». Но всей комнаты им видеть не дано. Поэтому очень хорошо было бы соединить те ценные наработки, которые, несомненно, имеются в психологии с опытом Церкви. Ведь все уже давно сказано в Священном Писании и творениях святых отцов, как нам жить, как побеждать в себе грех и любить ближнего, как обрести счастье в семье.

Прежде чем начать разговор о том, как найти семейное счастье и избежать конфликтов в семье, необходимо хотя бы вкратце поговорить о том, чем мы отличаемся друг от друга. В чем особенности мужской и женской психики и каково предназначение мужчины и женщины? Мужчина и Женщина. Два совершенно разных существа. Ни для кого не секрет, что люди при внешнем сходстве – есть руки, ноги, голова – поразительным образом отличаются друг от друга по половому признаку. И дело тут даже не в строении тела, не в физиологии, а в том, что мужчины и женщины мыслят и чувствуют совершенно по-разному. На тему мужской и женской психологии написано огромное количество работ. Существуют множество теорий, пытающихся объяснить особенности поведения и мышления мужчин и женщин. Среди них немало совершенно вздорных, то говорящих о том, что половые различия были необходимы как двигатель эволюции, то сравнивающих мужчин и женщин с самцами и самками. Притом мужские измены и распущенность в них объясняются стремлением самца оплодотворить как можно большее количество самок. А женщине в этих построениях отводится незавидная роль мясомолочной фермы по производству потомства. Ну, у кого что болит, тот о том и говорит. Главная ошибка в том, что исследователи этой проблемы считают человека лишь высшим животным, пусть очень сложным и умным, но все-таки зверем. Человек же, в отличие от животного, имеет разум, бессмертную душу и совсем иное призвание.

Каково же истинное предназначение мужского и женского пола, и что мужчины и женщины хотят друг от друга?

Ответ на этот вопрос был дан давным-давно, еще до зарождения всех человеческих цивилизаций. Откроем величайшую из всех написанных когда-либо книг – Библию.

Известно, что Бог сотворил первого человека Адама, а потом Еву. «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника, соответственного ему… И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию… И сказал человек: “Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей, она будет называться женою, ибо взята от мужа (своего)”» (Быт. 2: 18, 21, 23). Существует много толкований этого места, по одному из которых слово «ребро» переводится как грань, сторона мужской природы; и именно из нее была сотворена женщина. Но это все не так важно, а важно то, что женщина не была сотворена как самостоятельное существо, а взята от своего мужа. Про жену сказано следующее: «И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобой» (Быт. 3: 16). Примем это как аксиому, ибо все, что сказано в Библии о взаимоотношениях мужчины и женщины – истина, проверенная многотысячелетней историей человечества. Какое это имеет отношение к тайне поведения мужчины и женщины? Самое прямое.

Эти слова Священного Писания помогают ответить на очень важный вопрос: «Что хочет женщина от мужчины и что мужчина, в свою очередь, хочет от женщины?» Мы уже говорили, что образ мысли и поведения существ разного пола имеют между собой очень мало общего. Думаю, всем известно выражение «женская логика». Придумали это словосочетание, конечно, мужчины, и произошло это потому, что они не смогли понять то, что мужчины и женщины в одной и той же ситуации мыслят и ведут себя совершенно по-разному. И в этом очень большая проблема. Мужчина, стремясь понять женщину, пытается встать на ее место, но у него ничего не получается, потому что он… мужчина, а не женщина. В результате он заявляет, что женское мышление иррационально, нелогично и что к нормальному мышлению женщина в принципе не способна. То же самое происходит, когда женщина пытается понять мужчин. Каждый смотрит со своей колокольни. Все это очень мешает, особенно в браке. Итак, постараемся проникнуть в эту тайну. Хочу сразу предупредить, что мы будем говорить не о конкретных представителях мужского и женского пола, ибо этот мир весьма многообразен, а об общих законах естества, которые заложены от природы в психике мужчины и женщины. Слова Бога, обращенные к Еве: «…к мужу твоему влечение твое», – выражают суть женского поведения по отношению к мужчине. В женском естестве заложены изначально, генетически любовь и тяготение к мужу и зависимость от него. Осмелюсь сказать большее: так любить, как любит женщина, мужчина не способен. И второе: призвание женщины – быть матерью. «Жена… спасается через чадородие», – говорит нам Священное Писание (1 Тим. 2: 14–15). И эти два желания: быть матерью и стремление к мужчине как существу сильному, крепкому, который может дать ей защиту, поддержку и опору, заложено в природе каждой женщины. И стремление это лежит не столько в сознании, сколько в подсознании женской души. Даже если женщина вовсе не хочет заводить детей, даже если она всю жизнь посвятила борьбе за идеалы феминизма, равенства и равноправия женщин с мужчинами, против природы, как говорится, не попрешь. Постараюсь объяснить.

Эмансипация – победа или поражение?

Абсолютно точно известно: когда женщина начинает бороться за равенство с мужчинами, это значит, что у нее неблагополучно в личной жизни. Вся эта борьба – бессильный протест против несложившейся судьбы и тайное желание простого женского счастья.

Однажды протоиерея Димитрия Смирнова известный общественный деятель Екатерина Лахова пригласила выступить в Государственной Думе перед женщинами. В зале Думы собралось полторы тысячи женщин – парламентариев, представителей власти со всей России. Вот что рассказал отец Димитрий: «По прическам, по фигурам, по внешнему виду я видел, что все они очень сильные по характеру женщины. И сама Екатерина Филипповна, по русскому выражению, бой-баба, не то что коня, слона “на скаку остановит”. Пока они выступали, я все думал, что бы им такое сказать? И тут меня осенило! Я обратился к ним с такими словами: “Дорогие женщины! Все вы здесь выступали за равноправие с мужчинами, говорили о политике, об эмансипации. Но представьте себе на секунду, что через неделю вы встретите мужчину – настоящего рыцаря, который физически, психически и по всем качествам сильнее, благороднее вас. И он скажет: "Я тебя люблю, бросай все и иди за мной". И я уверен, что любая из вас пойдет”. По залу прокатился стон. А потом пронеслось: “Да!!!” И тогда отец Димитрий сказал: “Вот видите: да! И это нормально, это правильно. Вы занялись политикой согласно вашим качествам. Но это произошло и потому, что у вас не сложилась личная жизнь. Вы либо не замужем, либо разведены, либо муж вам попался не пара. Этим все и объясняется”.

В основе, в корне эмансипации и движения феминисток лежит не борьба против мужчин вообще, а как бы подсознательный протест против мужской несостоятельности, слабости. В давние времена мужчина просто не мог позволить себе быть слабым (хотя бывали, конечно, исключения). Жизнь была такая: охота, войны, тяжелые условия жизни. Он в поте лица добывал хлеб и потом охранял его с оружием в руках. Мужчины и женщины помнили о своем предназначении. С разрушением традиционных устоев общества, с падением веры и нравственности люди стали забывать об этом. В XVIII веке произошла кровавая Французская революция. Тогда-то и зародилась женская эмансипация. Конечно, руку к этому приложили и женщины, и мужчины. Мужчины – своей слабостью и попустительством. Женщины – своей гордыней и глупостью. Но женский пол сам же и пострадал от этого больше всего. Но за что боролись, как говорится, на то и напоролись. Всеобщая эмансипация породила культ «сильной женщины», этакой «амазонки», и это привело к тому, что настоящих сильных мужчин осталось очень мало. Мужской пол измельчал. Ведь быть сильным рядом с самостоятельной и волевой женщиной весьма сложно: планка очень высока.

Эмансипация породила и другое зло – инфантилизм. Многим представителям мужского пола понравилось во всем зависеть от женщины, сначала от матери, потом от жены. Их идеалом стала «роковая женщина» – эмансипированная, сильная, доминирующая. Такой тип женщины вызывает у них уважение. Но если «инфантил» женится на подобной «эмансипе», счастья в таком браке не будет. Жену очень скоро начинает раздражать слабохарактерность мужа, она хочет от него совсем другого поведения, она разочарована, начинает раздражаться, «воевать» с мужем, а он принимает все это с точностью до наоборот: не как разочарование в его мужественности, а как проявление силы и решительности ее характера. Конечно, такое поведение недостойно мужчины и граничит с извращением, но, к сожалению, такая модель поведения не редкость в наше время. Вот что наделала женщина в своем стремлении быть «мужественной»! Эмансипация не возвышение, а унижение женщины, ибо является отрицанием ее сущности, ее прекрасного и великого предназначения быть хранительницей мира и любви в семье и тем сосудом, в котором зарождается новая жизнь.

«И будут два , – сказано, – одной плотью» , а единая плоть да имеет и одинаковую честь. Павел же внушает целомудрие и примером. Каким примером и как? «Тайна эта велика; я говорю по отношению к Христу и к Церкви» (Еф.5:32) . Хорошо жене – почитать Христа в лице мужа, хорошо и мужу – не бесчестить Церковь в лице жены. «Жена , – говорит он, – да убоится мужа своего» , потому что боится и Христа, но и «муж да любит свою жену» , потому что и Христос любит Церковь. Вникнем в слова эти с большим тщанием. «Сбивание молока производит масло» (Притч.30:33) , исследуй, и, может быть, найдешь в них нечто более питательное. Мне кажется, что здесь слово Божие не одобряет двоеженства, ибо если два Христа, то два и мужа, две и жены, а если один Христос, одна глава Церкви, то и плоть одна, а всякая другая да будет отринута. А если удерживает от второго брака, то что сказать о третьем? Первый есть закон, второй – снисхождение, третий – беззаконие. А кто преступает и этот предел, тот подобен свинье и немного имеет примеров такого срама. Хотя Закон дает развод по всякой вине, но Христос – не по всякой вине, а позволяет только разлучаться с прелюбодейкой, все же прочее повелевает переносить любомудренно, и прелюбодейку отлучает потому, что она повреждает род. Касательно же всего прочего будем терпеливы и любомудренны, или, лучше сказать, будьте терпеливы и любомудренны – вы, принявшие на себя иго брака. Видишь ли, что жена приукрасилась или подкрасилась, – сотри; или у нее язык весьма дерзкий – уцеломудрь; или смех неблагопристойный, – сделай скромным; или замечаешь неумеренность в расходах и в питье – ограничь; или неблаговременные выходы из дома, – положи преграду; или рассеянный взор, – исправь, но не отсекай, не отлучай от себя поспешно, ибо неизвестно, кто подвергается опасности, отлучающий или отлучаемый. «Источники твои» , сказано, «пусть будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою; любезной ланью и прекрасной серной услаждайся постоянно» (Притч.5:17–19) . Итак, не будь рекой чуждой и не старайся нравиться другим больше, нежели жене своей. А если стремишься в иное место, то и члену своему поставляешь в закон бесстыдство. Так учит Спаситель.

Слова. Слово 37.

Свт. Иоанн Златоуст

И рече: сего ради оставит человек отца (своего) и матерь и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину

Прп. Иустин (Попович)

Блж. Иероним Стридонский

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть

Таким же точно образом Он говорит: «Прилепится к жене своей », а не: «к женам». И будут двое одной плотью . Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производить один дух.

Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

Бог сочетал, сделав одною плоть мужчины и женщины; [никакой] человек не может разделить ее, кроме одного только Бога. Человек разлучает тогда, когда отпускает первую жену вследствие желания иметь жену другую; Бог же разлучает, - Бог, который и соединил, - тогда, когда ради служения Богу, по взаимному соглашению (потому, что время близко), мы имеем жен так, как будто мы не имеем их (1 Кор. 7:29) .

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью

Ориген

Ст. 5-6 И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает

Поскольку апостол относит ко Христу и Церкви слова: и будут два одною плотью , следует сказать, что Христос развелся с прежней своей женой (то есть прежней синагогой) не по иной причине (ибо соблюдал [слова]: что Бог сочетал, того человек да не разлучает )у как по той, что та жена вела блудную жизнь, прелюбодействуя с грешником, вместе с ним злоумышляя против Мужа и убив Его словами: Истреби от земли такого! (Деян. 22:22) и Распни, распни Его (Лк. 23:21) . Итак, скорее она сама отступилась, чем муж развелся и отослал ее. Поэтому, упрекая ее в том, что она Его оставила, Господь говорит у Исайи: Где разводное письмо вашей матери, с которым Я отпустил ее?



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: