Что значит если ты левша. Чем отличаются левши от правшей в области мышления

анна основа

За развитие и мышление человека отвечает ведущее полушарие головного мозга: у левшей – правое, и левое у правшей. Однако рабочая рука еще не определяет главное полушарие. Есть абсолютные и парциальные левши и правши. У первых одно из полушарий сильно доминирует над другим, у вторых такого явного различия нет. Если у человека развиты оба полушария, то он амбидекстр.

Левое полушарие отвечает за речь, а так же рациональное и конструктивное мышление, восприятие вербальных сигналов. Оно стремится к постоянности и конкретности. Правшам проще концентрировать внимание, в отличие от рассеянных левшей.

Правое полушарие «ассоциативное». У левшей развита интуиция. Они постоянно тесно контактируют со своим подсознанием, поэтому у них развиты творческие способности, ведь именно бессознательное обрабатывают всю воспринимаемую человеком информацию. Если уметь к нему прислушиваться, оно точно подкинет самую невообразимую и гениальную идею. Это ответ на вопрос, почему среди левшей было так много .

Немного статистики

Левши в мире правшей

Ученые выдвигают несколько гипотез о том, почему же правшей больше, чем левшей: это и естественный отбор, и изначальная предрасположенность. Вот самая убедительная из них: левая половина мозга стала резко преобладать над правой в тот момент, когда человек овладел речью и мышлением. Случилось это в незапамятные времена, когда первобытные люди жили в пещерах, охотились на диких зверей и выживали любыми способами. На древних рисунках времен позднего палеолита человек уже изображается с копьем-металкой или дубинкой в правой руке.

Естественно, что орудия труда изготавливались под нужды большинства. Хозяйство и быт формировались таким образом, чтобы им занималась основная часть человечества — праворукая. Так строился жестокий мир правшей. Для леворуких детей он был суров и беспощаден. В Средние века матери из страха пеленали и фиксировали левую руку младенца, пока занимались кормлением грудью. Леворукий ребенок становился не только бесполезным для общества, но и опасным. Во время покоса пшеницы крестьянин–левша мог ранить другого работника серпом или сломать пилу, работая в паре. Девушкам–рукодельницам тоже приходилось несладко, многие навыки требовали активного использования правой руки.

Слово «левый» ассоциировалось с чем-то плохим, негативным. В Испании Дьявола считали левшой. На иконах с изображением страшного суда грешники обязательно рисовались с левой стороны от Христа. При Петре Первом свидетелями в суде не допускали кривых, рыжих и леворуких.

В XXI веке в цивилизованных странах создают удобные условия для жизни леворуких людей. Выпускаются предметы бытового назначения для левшей, и даже изготавливаются рабочие станки, машины и прочая серьезная техника.

Исторические исключения

На греческих вазах встречаются изображения воинов-левшей: они держат щит правой рукой, а меч – левой.
В армии Александра Македонского существовал отряд блестящих воинов из 700 человек. Все они были левшами и назывались «Левой дивизией».
У египтян войти в дом с левой ноги было хорошей приметой.
Леворукость считалась большим счастьем у инков.
У эскимосов принято с почтением относиться к каждому левше, потому что он носитель колдовской силы.

Как определить главное полушарие

Определить, левша или правша ребенок, можно только с 1,5-2 лет. До этого возраста детям свойственна «оберукость». Они используют то одну, то другую руку в разные промежутки развития, их длительность от 1 до 3 месяцев. С двух лет понять, какая рука будет ведущей, уже несложно. Понаблюдайте за ребенком, какой рукой он рисует, играет, причесывается, одевается, кушает.

Для детей старшего возраста и взрослых подойдут следующие тесты, которые помогут определить главное полушарие:

Сложите руки на груди в позе Наполеона. Какая из них сверху? Левая рука — преобладает правое полушарие, а если правая – левое.
Переплетите пальцы рук. Большой палец, оказавшийся сверху, покажет, какое полушарие доминирует. Закономерность та же, что и в предыдущем тесте.
При прыжке человек отталкивается от земли ведущей ногой. Попрыгайте.
Чтобы определить ведущий глаз, выберите предмет и укажите на него карандашом или ручкой. Сфокусируйтесь на цели двумя глазами. Закройте левый, затем правый. Ведущий глаз тот, при зажмуривании которого цель смещается сильнее.

Левши и правши различия

Леворукие люди впечатлительны и эмоционально возбудимы, они сильно и глубоко переживают негативные события в своей жизни, легко обижаются. Левшам свойственна повышенная капризность.
Левши подвержены влиянию и настроению окружающих больше, чем правши.
Левшам свойственна затрудненность в произношении некоторых звуков и сложности с речью. Часто у них возникают проблемы с написанием букв, иногда целых слов и даже фраз: они пишут зеркально (феномен да Винчи). Правши с подобным не сталкиваются.
Правши более практичны и стабильны, в отличие от непостоянных, чувствительных и переменчивых левшей.
Праворуким детям проще концентрироваться на учебе, чем их леворуким одноклассникам с рассеянным вниманием.

Выдающиеся левши

Многие известные деятели изобразительного искусства, писатели, музыканты и ученые обладали правосторонним мышлением: Леонардо да Винчи, В.И. Даль, Н.Л. Павлов, Наполеон Бонапарт, Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Альберт Эйнштейн, М.В. Ломоносов, Юлий Цезарь, Моцарт, Билл Гейтс, Льюис Кэрролл…И это далеко не полный список.

15 февраля 2014

Все мы знаем, что левшей на свете гораздо меньше, чем правшей, однако далеко не всем известно, как достоверно определить, является ли человек лево- или праворуким, какие особенности личности психологи связывают с данными группами и насколько достоверны расхожие мнения о специфике характера право- и левополушарных. Именно эти понятия, явления и процессы я решила сделать объектом своего исследования.

В связи с этим в своей работе я решила рассмотреть типы мышления под несколько нетрадиционным углом — с точки зрения право- и левополушарности. Вследствие этого, тема моего исследования, на первый взгляд, может показаться не вполне корректной: с типами мышления у психологов, как правило, ассоциируется конвергентность, дивергентность, логика, интуитивность, интровертность, экстравертность и ряд других понятий. Однако, с моей точки зрения, доминирование одного из полушарий человеческого мозга оказывает на формирование личности, характера и темперамента человека влияние, глубину которого сложно переоценить, и одной из целей моего исследования является обоснование и доказательство данного тезиса.

Из остальных задач моей работы следует отметить определение соотношения между правшами, левшами и амбидекстрами, а также определение зависимости между функциональной ассиметрией головного мозга и некоторыми особенностями восприятия и реакции методом тестирования.

Из истории

На нашей планете, вне зависимости от национальности и расовой принадлежности, больше правшей. Так было всегда. Закрепление функции речи за левым полушарием, доминирующем у правшей, произошло еще во времена верхнего палеолита. На наскальных рисунках, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Французский ученый Джерре Леви объясняет это явление принципами естественного отбора: мужчины всегда выполняли роль охотников и руководителей переселений, и те из них, кто обладал хорошими зрительно-пространственными способностями (а подобные свойства психология приписывает, в основном, праворуким), имели преимущество.

Но человечество никогда не состояло исключительно из правшей. На древнегреческих вазах нередко встречаются изображения воинов, которые правой рукой прикрываются щитом, а левой наносят удар. В войске Александра Македонского имелась специальная «левая дивизия» — семьсот отборных воинов-левшей.

В древние времена леворуких людей считали «нечистыми». В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она левша. В фольклоре многих народов и в Библии слово «левый» означает все плохое, а слово «правый» — все хорошее. По-английски левый — еще и «зловещий», «скверный», по-французски — «неуклюжий», «нечестный», по-итальянски — «дефектный», а по-русски — «некачественный».

В Италии каждый ребёнок знает, что дьявол — левша. На иконах, изображающих страшный суд, праведники стоят справа от Спасителя, а слева — грешники. О традиционном отношении к левшам говорят и народные поговорки и приметы: «Встал с левой ноги — весь день пойдёт наперекосяк», «Родинка на левом плече — останешься старой девой», если кто-то протягивает для приветствия левую руку — значит, недолюбливает, желает зла. Существует убеждение, что чёрная кошка перебегает дорогу исключительно слева направо.

В средние века, охотясь на ведьм, леворукость связывали с дьяволом. Возможно, тот факт, что Жанна д’Арк была левшой, помог инквизиторам приговорить ее к сожжению на костре. Император Петр Первый запрещал свидетельствовать в суде кривым, рыжим и леворуким, «понеже Бог шельму метит». А в Советском Союзе левшей переучивали вплоть до 1985 года.

Но леворукость отнюдь не всегда и не везде считалась дефектом. Так, древние египтяне считали хорошей приметой войти в дом с левой ноги, ацтеки делали операции на почках левой рукой, древние инки считали, что быть левшой — большое счастье, а эскимосы по сей день верят, что каждый левша — колдун, а значит человек, пользующийся уважением и многочисленными привилегиями.

Если говорить о более современных примерах, то левша Наполеон Бонапарт был изображен своим современником на картине верхом на лошади и держа телескоп у левого глаза. При работе над Сикстинской Часовней Микеланджело рисовал обеими руками — он, как и президент США, Джеймс Гарфилд, который одной рукой мог писать по-латински, а другой - по-гречески, был амбидекстром.

Нейл Армстронг свой знаменитый «маленький шаг одного человека — и огромный шаг всего человечества» сделал левой ногой. Все кандидаты на президентских выборах 1992 года в США — Билл Клинтон, Росс Пэрот и Джордж Буш — были левшами.

Разделение функций между полушариями

Из-за особенностей строения головного мозга большинство людей пишет, рисует, перелистывает страницы книги, держит телефонную трубку, нажимает кнопки в лифте и так далее какой-нибудь одной рукой, вследствие чего мы разделяем мир на правшей и левшей.

Вышеупомянутые особенности строения мозга заключаются в его функциональной ассиметрии: левое полушарие контролирует сокращения мышц правой части тела, а правое — левой. В упрощенном виде это явление характеризуют термины «правополушарность» и «левополушарность», обозначающие, соответственно, правшей и левшей; разделение же функций между гемисферами получило название функциональной ассиметрии.

Изучение принципов «разделения труда» между большими полушариями головного мозга началось в середине XIX века на пациентах с очаговыми поражениями головного мозга, обусловленных кровоизлияниями и черепно-мозговыми травмами. К примеру, у правшей при поражении правого полушария выявлялись обонятельные галлюцинации, нарушение образного мышления, топографической памяти; при поражении левого полушарие наблюдалось нарушение речи, сознания, вербальной памяти; у левшей же были отдельные, только им присущие синдромы — такие, как состояние сумеречного сознания, зеркальность, кожно-оптическое чувство, нарушение сна с последующим развитием эндогенной депрессии и нарушение речи (в 85% случаев), что впервые было установлено английским ученым Э. Броком.

Исходя из этого, легко предположить, что задачи правого и левого полушарий различны. Более того, современные медики с уверенностью могут сказать, что нет такой функции, за которую были бы ответственны как правая, так и левая гемисфера.

Однако, исследователями были зафиксированы факты «обмена» функциями между полушариями. В частности, широко известен случай с двухмесячного возраста британским подданным Брайаном Бертеном, попавшим в автокатастрофу. Мальчику удалили левое, сильно травмированное полушарие и создали самые благоприятные условия для развития, после чего, вопреки прогнозам, он стал нормально говорить (т.е. функции речи взяло на себя оставшееся у него правое полушарие). Врачи и нейрофизиологи наблюдали за Брайаном в течение многих лет. Пять лет спустя после операции коэффициент интеллекта у него составлял 164 пункта из 200, а к 26 годам Бертен окончил университет и получил ученую степень.

Но, по мнению ученых, этот случай должен оставаться исключением, не переходящим в правило. Считается, что причиной невротизации детей независимо от их функциональной ассиметрии полушарий является нарушение межполушарного взаимодействия: блокирование активности ведущего и перегрузки менее активного полушария. Прямым следствием этого являются различные невротические расстройства — истерия, психастения, шизофрения и т.п.

В 30-40 годах началось изучение функциональной асимметрии на здоровых людях. Выявленные асимметрии разбили на три основных вида: психическая, моторная и сенсорная.

Моторная асимметрия — асимметрия функционирования ног, рук, мышц лица. Например, у правшей левая рука более вынослива, чем правая к статичному усилию; мышцы левой части лица сильнее правой, в результате левая половина лица кажется более мужественной.

Сенсорная асимметрия — асимметрия функционирования органов чувств. Различают асимметрию органов зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Информация, воспринимаемая сенсорными системами, поступает в правое и левое полушарие, а ее обработка и хранение происходит в гемисфере, адаптированной к данному виду информации.

Наиболее выражена асимметрия функционирования органов зрения и слуха. Известно, что ведущий глаз первый «ловит» предмет, поэтому быстрее происходит его аккомодация. Объект ведущим глазом воспринимается как больший по размеру и более и контрастный. В опытах по изучению асимметрии осязания установлено, что болевой порог выше на ведущей руке, а температурная чувствительность — у неведущей.

На данный момент времени не существует убедительных данных, доказывающих существование функциональной асимметрии органа вкуса и обоняния.

Распределении высших нервных функций между полушариями (мышление, сознание, эмоции, восприятие пространства и времени, речь) определяется как психическая асимметрия. Известно, что в формировании отрицательных эмоций принимает участие правое полушарие: состояние отрицательного эмоционального напряжения проявляется активацией теменно-височной области правой гемосферы: в результате выработки некоторых веществ в данной зоне в крови повышается уровень кортизола, наблюдается сдвиг болевого порога, повышение частоты и сила сердечных сокращений.

Психическая асимметрия полушарий мозга проявляется также в отношении речевых функций. Центр речи лишь в 15% случаев локализуется справа, что чаще обусловлено перемещением центра речи из левого в правое полушарие в результате травмы левой гемисферы головного мозга в период детства и полового созревания.

Правши, левши и оберукие

Исходя из анализа трех типов функциональной ассиметрии, составляется профиль ассиметрии человека, который позволяет условно разделить людей на правшей и левшей. При этом лишь наличие 75—100% «левых» или «правых» признаков позволяет говорить о том, что человек является так называемым истинным левшой или правшой.

Всех остальных относят к людям «смешанного типа», способным пользоваться обеими руками, ногами, глазами и так далее в равной степени. Их называют оберукими или амбидекстрами, и они, в свою очередь, делятся на «чистых» и «смешанных». «Чистые» оберукие одинаково хорошо работают и правой, и левой рукой. Но чаще амбидекстры одной рукой хорошо пишут, а другой, например, держат ложку — это «смешанный» тип. Французы для большей ясности даже ввели понятие «графический левша, но бытовой правша» — для тех, кто все делает правой, а левой только пишет или рисует.

Оберукость — явление не столь редкое, как может показаться. Так, с точки зрения физиологии, у детей до двух лет обе руки развиты совершенно одинаково — из-за этого, кстати, возникло предположение, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых детей, превращаемся в калек-взрослых.

Медики утверждают, что распознать в человеке правшу или левшу можно только на четвертом-пятом году жизни. С этим утверждением, правда, не согласны психологи, которые заявляют, что леворукость дает о себе знать уже на третьем месяце. Народные приметы говорят о том, что если, лежа на спине, ребенок принимает «позу фехтовальщика», значит, он, скорее всего, станет левшой; если же младенец все время норовит повернуть голову вправо, значит, будет правшой.

Почему человечество разделилось на правшей и левшей неясно. Так, З. Фрейд полагал, что леворукость — это эмоциональное следствие чего-то негативного, что было в жизни человека; генетики утверждают, что лево-/праворукость передается по наследству, а некоторые совсем уж фантастические теории говорят о том, что когда-то на нашей планете побывала экспедиция из «параллельной Вселенной». У пришельцев, внешне не отличавшихся от людей, были еще и необыкновенные психические способности. Наши предки восприняли их как богов, спустившихся с неба. Позже земные женщины родили от этих «богов» детей — левшей, обладавших удивительными способностями и талантами.

Сперва левшей считали «неправильными»: во многих европейских языках «левый» означает «плохой». Так обстоит дело не только в русской разговорной речи, но и, например, в английском, где sinister («зловещий») восходит к латинскому слову, которое писалось точно так же, но означало просто «левый». Во многих мусульманских странах передать человеку какой-нибудь предмет левой рукой до сих пор считается сознательным оскорблением. Левшей переучивали держать ручку и ложку, применяя к ним порой суровые наказания: например, еще в XIX веке в ряде школ детям-левшам привязывали левую руку за спину, не оставляя другого выбора, кроме как научиться в совершенстве владеть «правильной» рукой. И это при том, что доля левшей среди людей довольно велика - около 15%! А в 1903 году Чезаре Ломброзо подвел под эти дискриминационные представления «научную» базу, опубликовав работу, в которой утверждал, что левши в 3 раза чаще правшей становятся преступниками и чаще страдают лунатизмом. С ходом времени левшам стали приписывать предрасположенность и к различным психическим болезням - в частности, шизофрении.

Удивительно: прошло чуть более века, и ситуация поменялась на зеркально противоположную - с подачи популярных психологов в общественном сознании закрепилось представление о том, что левши гораздо талантливее правшей: в СМИ то и дело встречаются сообщения о том, что левши гораздо способнее к музыке, лучше водят машину, легче овладевают иностранными языками... Впрочем, авторы публикаций, в которых приводятся эти утверждения, редко дают ссылки на исследования, в которых они подкреплялись бы статистикой или экспериментами.

Так ли важно, какая рука для человека главная? Правда ли, что природа связала количество талантов, которые даны человеку уже при рождении, с тем, какое из полушарий его мозга лучше развито? Отметим две причины, по которым могло закрепиться представление, согласно которому левши - талантливее. Первая - в спорте у левшей есть преимущество неожиданности: например, в боксе боец-правша с трудом приспосабливается к тому, что его «неправильный» противник предпочитает другую стойку и с большой точностью наносит удары с той стороны, которую принято считать относительно безопасной.

Вторая причина - в силу того, что левшей продолжают переучивать (не только в некоторых школах, но и в кружках и спортивных секциях), они привыкают одинаково хорошо владеть обеими руками. У таких людей - амбидекстров - действительно есть преимущества: у них лучше развиты способности, за которые отвечают большие полушария мозга. Но так ли обстоит дело с обычными левшами, которых никто не переучивал?Прежде всего отметим: современные исследования показали, что левши как минимум обладают ничуть не большей предрасположенностью к психическим недугам, чем правши. Так, окончательно похоронило один из мифов, созданных последователями Ломброзо, проведенное в 2010 году исследование, в котором приняли участие около полутора тысяч человек. Чуть менее половины из них страдали шизофренией, остальные участники были их братьями и сестрами. Часть участников - как здоровых, так и тех, кто страдал шизофренией, - принадлежала к левшам. Задачей ученых было установить, предрасполагает ли к шизофрении асимметрия больших полушарий. Исследование показало, что никакого влияния на возникновение и развитие недуга право- и леворукость не оказывают.

А вот что касается когнитивных способностей, то здесь результаты весьма противоречивы. Например, в 2001 году нейропсихологи сравнили структуру мозга 465 добровольцев, примерно половина которых была левшами, и установили, что асимметрия больших полушарий не отражается ни на общем объеме серого вещества, ни на его распределении по разным отделам мозга. Иными словами, существенных врожденных задатков, чтобы быть умнее, ни у левшей, ни у правшей нет.

Но если брать более тонкие когнитивные процессы, здесь все оказывается куда интереснее: так, исследование, проведенное психологами Афинского университета, показало, что левши демонстрируют большую гибкость ума в решении сложных задач, лучше справляются с собой и обладают в целом более сильной краткосрочной памятью. Например, левши в экспериментах гораздо лучше справлялись с задачей, по условиям которой нужно было соединить два объекта в третий, новый, - например, сделать из жестянки и палочки скворечник. Кроме того, они намного лучше группировали случайный набор слов в самые разные категории, подмечая сходные признаки у понятий, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего. А несколько других исследований показали, что процент левшей среди архитекторов, музыкантов и представителей ряда других профессий, имеющих отношение к искусству, существеннее, чем средняя доля левшей в обществе. Зато среди ученых доля левшей ничуть не выше тех 15%, о которых мы говорили выше.

Итак, миф о неполноценности левшей давно развенчан, а вот гипотеза о том, что мозг левшей работает быстрее, чем мозг правшей, может оказаться верной. Однако даже в этом случае не следует преувеличивать значение этого факта: левши - не какой-то особый вид человека: разница в особенностях когнитивных процессов между ними и правшами, например, несравнимо меньше, чем между мужчинами и женщинами.

Простой тульский ремесленник Левша не отличается какими-либо особенными характеристиками. Мужчина живет в родном городе, заботится о пожилых родителях и проводит много времени за любимым делом. И даже получив возможно кардинально изменить собственную жизнь, герой не изменяет простым жизненным радостям.

История создания

В 1881 году на страницах журнала «Русь» вышла повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», главная мысль которой была изложена в предисловии:

«В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке».

Последнюю фразу читатели и критики поняли буквально, и автора повести – – обвинили в простом пересказе забытой сказки. На самом деле, рассказ о Левше был написан Лесковым самостоятельно.


Иллюстрация к книге "Левша"

Возможным прототипом главного героя послужил ремесленник Алексей Михайлович Сурнин. Мужчина прожил два года в Англии, где проходил обучение на заводе. После возвращения Сурнин обучал российских мастеров и разрабатывал новые инструменты для работы с металлами.

Со временем имя главного героя приобрело нарицательное значение, а исследователи и биографа признали Лескова единственным автором патриотичной «легенды».

Сюжет


Мужчина по прозвищу Левша жил в городе Тула и прославился собственными металлолитейными работами. Внешность героя, как и мастерство, была выдающаяся:

«…на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны...».

Именно к Левше и двум его товарищам обратился донской казак Платов с царским поручением. Николай Павлович, взошедший на престол после , обнаружил в вещах брата металлическую блоху, которую царь привез из Англии.


Желая доказать, что в России работают не менее искусные мастера, монарх отправил старого военного на поиски лучших мастеров. Мужчинам велено сделать из металла такую диковинку, которая поразит англичан.

Получив распоряжения от Платова, лучшие тульские мастеровые заперлись в доме Левши и несколько дней провели за работой. Когда же донской казак вернулся, то не проявил к стараниям мастеров должного уважения. Платов, решивший, что мужики его провели, закинул Левшу в карету и повез героя к монарху.


Иллюстрация к книге "Левша"

На аудиенции у царя казак признался, что не выполнил поручения и привез из Тулы одного из обманщиков. решил лично побеседовать с горе-мастером. Оказавшись в царских палатах, Левша, который не привык разговаривать со столь высокопоставленными чиновниками, в народных выражениях объяснил государю задумку мастеров.

Мужчины подковали блоху и выгравировали собственные имена на подковах. Только имени Левши там не значилось. Герой сделал самую тонкую работу – ковал гвозди для подков.

Российский двор без сомнений признал, что у мастера – золотые руки. Чтобы утереть нос англичанам, государь решает отправить подкованную блоху обратно и вместе с необычным подарком послать за границу Левшу. Так в биографии простого тульского кузнеца произошел невероятный поворот.


Отмыв сельского мужика и придав герою вид более презентабельный, Платов отправляет Левшу за рубеж. В Лондоне, куда вскоре прибыла российская делегация, искусного мастера рассматривали как небывалое чудо.

Местные кузнецы и прочие ремесленники задавали смелому герою вопросы об образовании и опыте. Левша же без стеснения признавался, что не знает даже азов арифметики. Впечатленные талантами простого русского мужика, англичане попытались переманить мастера на свою сторону.

Но Левша, верный родине и тоскующий по родителям, оставшимся в Туле, отказался от предложения переехать в Англию. Единственное, на что согласился мастер, – остаться в Лондоне, чтобы осмотреть местные фабрики и заводы.


Англичане показали Левше последние ремесленные чудеса, но ничего из новинок не впечатлило героя. Зато старые ружья вызвали у тульского жителя необоснованный интерес. После тщательного изучения пистолетов Левша попросился домой.

Так как мужчина не знал иностранных языков, решено было отправить ремесленника морем. Довольно быстро Левша нашел себе приятеля – английского полушкипера, который говорил по-русски. Всю дорогу до России героя съедало нетерпение. Что-то увиденное в Англии так заинтересовало Левшу, что мужчина считал минуты до аудиенции у государя.

Чтобы скоротать время, полушкипер и ремесленник решили провести состязание. Мужчины захотели проверить, кто кого перепьет. И к моменту схода на берег оба действующих лица были так пьяны, что не могли говорить.


Уже в России англичанина немедленно доставили в посольство, а Левшу, который забыл документы еще в Туле, выбросили на улице. Долго страдал смертельно пьяный ремесленник на холодной дороге, пока не подобрали несчастного и не доставили в больницу.

Героя обокрали и много раз роняли, пока везли в госпиталь, принимающий больных без документов. К моменту, когда о приключениях Левши стало известно высокопоставленным лицам, тульский ремесленник умер. Единственное, что успел сказать герой перед смертью врачевателю:

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Но никто не послушал совета опытного мастера.

Экранизации и постановки


На территории СССР повесть Лескова воспринималась как произведение для детей. Неудивительно, что первая экранизация произведения представляет собой мультипликационный фильм. В 1964 году состоялась премьера мультфильма «Левша». Текст повести читает актер .

В 1986 году по мотивам повести Лескова снят фильм «Левша». Съемочный процесс занял много времени, и самые масштабные сцены снимались в Большом дворце Гатчины. Роль ремесленника исполнил Николай Стоцкий.


В 2013 году повесть об искусном мастере послужила основой для оперного произведения. Автором музыки для «Левши» выступил . Партию главного героя писали специально для тенора Андрея Попова.

Цитаты

«Горите себе, а нам некогда».
«Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было».
«Только так нашу работу и заметить можно: тогда все и удивление окажется».
«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: