Что такое институты социализации. Механизмы и институты социализации

На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу, но сам набор средств воздействия можно свести вслед за Ж. Пиаже к следующему: это нормы, ценности и знаки. Иными словами, можно сказать, что общество и группа передают становящейся личности некоторую систему норм и ценностей посредством знаков. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации. Выявление их роли в процессе социализации опирается на общий социологический анализ роли социальных институтов в обществе.

На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства - семья и играющие все большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья рассматривалась традиционно как важнейший институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе - половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка "образа-Я" (Бернс, 1986). Роль семьи как института социализации, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах (увеличение числа разводов, малодетность, ослабление традиционной позиции отца, трудовая занятость женщины), ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой (Кон, 1989. С. 26).

Что касается дошкольных детских учреждений, то их анализ до сих пор не получил прав гражданства в социальной психологии. "Оправданием" этому служит утверждение о том, что социальная психология имеет дело с группами, где функционирует развитая личность и поэтому вся область групп, связанных именно со становлением личности, просто выпадает из анализа. Правомерность такого решения является предметом дискуссий, но надо отметить, что предложения либо о включении в социальную психологию раздела возрастной социальной психологии, либо о создании такой самостоятельной области исследований можно встретить все чаще. Я.Л.Коломинский, например, употребляет понятие "возрастная социальная психология" и активно отстаивает право на существование такой области психологической науки (Коломинский, 1972). Так или иначе, но до сих пор детские дошкольные учреждения оказываются объектом исследования лишь возрастной психологии, в то время как специфические социально-психологические аспекты при этом не получают полного освещения. Практическая же необходимость в социально-психологическом анализе тех систем отношений, которые складываются в дошкольных учреждениях, абсолютно очевидна. К сожалению, нет таких лонгитюдных исследований, которые показали бы зависимость формирования личности от того, какой тип социальных институтов был включен в процесс социализации в раннем детстве.

Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Наряду с возрастной и педагогической психологией социальная психология проявляет естественно большой интерес к этому объекту исследования. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само есть важнейший элемент социализации, но кроме того, школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. По сравнению с семьей школа в большей мере зависит от общества и государства, хотя эта зависимость и различна в тоталитарных и демократических обществах. Но так или иначе школа задает первичные представления человеку как гражданину и, следовательно, способствует (или препятствует!) его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа (Бронфенбреннер, 1976).

Для социального психолога особенно важен акцент в исследованиях на проблемы старших возрастов, на тот период жизни школьника, который связан с юностью. С точки зрения социализации, это чрезвычайно важный период в становлении личности, период "ролевого моратория", потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, партнера по браку, системы ценностей и т.д. (Кон, 1967. С. 166). Если в теоретическом плане активность личности может быть определена самым различным образом, то в экспериментальном исследовании она изучается часто через анализ способов принятия решения. Юность с этой точки зрения - хорошая естественная лаборатория для социального психолога: это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом принципиальное значение имеет исследование того, насколько такой институт социализации, как школа, обеспечивает, облегчает или обучает принятию таких решений.

В зависимости от того, включается ли во вторую стадию социализации период высшего образования, должен решаться вопрос и о таком социальном институте, как вуз. Пока исследований высших учебных заведений в данном контексте нет, хотя сама проблематика студенчества занимает все более значительное место в системе различных общественных наук.

Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. В социальной психологии огромное большинство исследований выполнено именно на материале трудовых коллективов, хотя надо признать, что выявление их роли именно как институтов социализации еще недостаточно. Конечно, можно интерпретировать любое исследование трудового коллектива в этом плане: в определенном смысле, действительно, всякий анализ, например стиля лидерства или группового принятия решений, характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации. Однако не все аспекты проблемы при этом освещаются: можно сказать, к примеру, о таком повороте этой проблемы, как причины отрыва личности от трудового коллектива, уход ее в группы антисоциального характера, когда на смену институту социализации приходит своеобразный институт "десоциализации" в виде преступной группы, группы пьяниц и т.д. Идея референтной группы наполняется новым содержанием, если ее рассмотреть в контексте институтов социализации, их силы и слабости, их возможности выполнить роль передачи социально-позитивного опыта.

Таким же спорным, как сам вопрос о существовании послетрудовой стадии социализации, является вопрос о ее институтах. Можно, конечно, назвать на основе житейских наблюдений в качестве таких институтов различные общественные организации, членами которых по преимуществу являются пенсионеры, но это не есть разработка проблемы. Если для пожилых возрастов закономерно признание понятия социализации, то предстоит исследовать вопрос и об институтах этой стадии.

Естественно, что каждый из названных здесь институтов социализации обладает целым рядом других функций, его деятельность не может быть сведена только к функции передачи социального опыта. Рассмотрение названных учреждений в контексте социализации означает лишь своеобразное "извлечение" из всей совокупности выполняемых ими общественных задач.

При анализе больших групп был выяснен тот факт, что психология таких групп фиксирует социально-типическое, в разной степени представленное в психологии отдельных личностей, составляющих группу. Мера представленное в индивидуальной психологии социально-типического должна быть объяснена. Процесс социализации позволяет подойти к поискам такого объяснения. Для личности небезразлично, в условиях какой большой группы осуществляется процесс социализации. Так, при определении стадий социализации необходимо учитывать социально-экономические различия города и деревни, историко-культурные различия стран и т.п. Сам институт социализации, осуществляя свое воздействие на личность, как бы сталкивается с системой воздействия, которая задается большой социальной группой, в частности, через традиции, обычаи, привычки, образ жизни. От того, какой будет та равнодействующая, которая сложится из систем таких воздействий, зависит конкретный результат социализации (Мудрик, 1994). Таким образом, проблема социализации при дальнейшем развитии исследований должна предстать как своеобразное связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.

Институты социализации

Определение 1

Институты социализации – это социальные учреждения, направляющие процессы социализации и оказывающие на них влияние.

Различают:

  • первичные институты социализации;
  • вторичные институты социализации.

Формирование личности, переход молодого поколения к взрослой жизни осуществляется благодаря эффективному функционированию семьи и социальных институтов образования – традиционных институтов социализации.

В современном мире на социализацию личности все большее влияние оказывает Интернет и СМИ. Виртуальный мир дает свободу для выражения своих чувств, эмоций, взглядов и настроений, жизненных позиций, помогает преодолеть внутриличностные, внешние конфликты (конфликты со сверстниками, в семье и т.д.).

Сетевая среда оказывает негативное воздействие на социализацию личности. Интернет:

  • усиливает процесс опосредованного общения,
  • воздействует на психическое состояние,
  • формирует негативные поведенческие установки,
  • вызывает интернет-зависимость.

Негативное влияние на социализацию личности оказывает увлечение компьютерными играми, часто сопровождающимися элементами насилия.

Институты первичной социализации

Определение 2

Первичная социализация – сфера межличностных отношений, непосредственного окружения человека.

К институтам первичной социализации относятся:

  • семья,
  • школа,
  • группа сверстников,
  • спортивные секции,
  • творческие кружки.

Агенты первичной социализации:

  • родители,
  • бабушка и дедушка,
  • братья и сестры,
  • тети, дяди и другие родственники,
  • учителя,
  • тренеры, руководители кружков,
  • друзья,
  • лидеры молодежных группировок.

Наиболее близким «социальным окружением» ребенка является семья. Она помогает ребенку безболезненно вписаться в социум.

Первичная социальная сущность ребенка формируется в семье, так как в ней:

  • проходит процесс половой идентификации,
  • ребенок знакомится с половыми ролевыми стереотипами,
  • получает определенный социальный статус,
  • определяется будущий образовательный и культурный уровень.

Семья может оказать негативное влияние на процессы социализации личности, если

  • родители обладают низким социальным положением,
  • наблюдается социальное отчуждение,
  • семья неполная,
  • с ребенком жестоко обращаются,
  • родители злоупотребляют алкоголем или другими наркотическими, или психотропными веществами,
  • наблюдаются девиации в поведении родителей.

Школа – институт социализации, она выступает эмоционально нейтральной средой, где отношение к ребенку строится объективно, исходя из его реальных качеств.

В школьный период социализации наблюдается:

  • формирование самооценки,
  • осознание ребенком, что представляет собой успех и неудача,
  • понимание соревновательной составляющей,
  • умение преодолевать препятствия и трудности.

Одним из важнейших институтов социализации является спорт, оказывающий позитивное влияние на формирование духовно и физически здоровой личности.

Замечание 1

В современном мире с развитием компьютерных технологий, компьютеризацией семьи и школы наблюдается значительное снижение уровня физической активности ребенка, что негативно сказывется на его развитии.

Институты вторичной социализации

Вторичная социализация – сфера социальных, формальных отношений, оказывающая влияние на формирование личности.

К институтам вторичной социализации относятся:

  • государство,
  • государственные органы,
  • школа,
  • университеты,
  • армия,
  • производство,
  • церковь,
  • средства массовой информации,
  • Интернет.

Агенты вторичной социализации:

  • представители органов власти,
  • администрация учебных заведений,
  • руководители предприятий,
  • вышестоящие по званию лица в армии,
  • сотрудники средств массовой информации.

В индустриальном обществе важным фактором социализации является работа. Работа интегрирует личность во взрослую жизнь. Профессия помогает найти свое место в обществе, является мощным средством самоидентификации, позволяет быть признанным в социуме.

Труд дает ощущение престижа, наделяет человека социальной значимостью. Через труд формируется опыт общения с коллегами и работодателями, индивид знакомится с нормами и правилами, принятыми в профессиональной среде.

На производственную социализацию может быть три типа реакции:

  • конформизм – принятие всех норм и ценностей безоговорочно;
  • творческий индивидуализм – принятие основных норм и ценностей (выборочно);
  • протест – отказ от всех норм и ценностей.

1. Семья (имеет двойное социализирующее воздействие, суть ко­торого состоит в том, что не только родители воспитывают детей, но и дети воспитывают родителей, заставляет усваивать их новые роли, превращает их из супругов в родителей, в отца и мать с соответст­вующими обязанностями и функциями. Став взрослыми, родители должны заботиться не только о детях, но и о стариках, т.е. о своих родителях и живущих прародителях, также помнить и заботиться об умерших членах семьи. Все эти отношения имеют свои социализи­рующие оттенки).

2. Система образования (от детских дошкольных учреждений до школы, вуза и учреждений послевузовской подготовки. В рамках этой системы осуществляется основной массив социализирующего воздействия. Именно здесь закладываются основы личности как гражданина).

3. Институты трудовой деятельности (включающие сферы мате­риального производства, обслуживания, управления, силовых струк-


тур и т.д. Здесь человек, вливаясь в трудовой коллектив, получает, а затем культивирует навыки профессиональной деятельности и дело­вого общения. Социализация здесь также имеет характер взаимного воздействия: не только руководитель воспитывает подчиненных, но и подчиненные воспитывают руководителя).

4. Институты духовной сферы (философия, наука, религия, ис­кусство, массовая культура, средства массовой информации).

Человек, прошедший все основные стадии социализации и усво­ивший ее основные требования, ставший полноценной личностью, соответствующим образом ведет себя в обществе: в семье, в трудо­вом коллективе, в общественных местах. Именно такой человек олицетворяет нормальное стандартизированное (с элементами пози­тивной инновации) поведение. Благодаря массовому преобладанию таких нормальных форм поведения и деятельности осуществляется гармоничное функционирование и развитие общества в целом.

Однако общество нельзя представить состоящим из одних только типизированных личностей. Наряду с нормальным поведением в обществе имеют место и такие формы поведения, которые отклоня­ются от общепринятых норм морали и права. Такое поведение, как уже отмечалось, называется отклоняющимся, или девиантным.



Девиации имею два вектора своего проявления: конструктивный и деструктивный. Конструктивные девиации представляют собой такой вид деятельности, при которой носитель девиации, как бы об­гоняя свое время, продуцирует идеи или объекты будущей культуры. Это открытия в науке (Д. Бруно, Галилей и многие другие), техниче­ские изобретения и новации в искусстве, это проявление свободо­мыслия в религии, философии и политике. Отнюдь не все из этих новаций оцениваются современниками положительно, большинство из них воспринималось именно как отклоняющееся поведение.

Деструктивные девиации связаны с формированием асоциальных типов личности (наркомания, алкоголизм, проституция, бродяжни­чество) и преступными действиями, направленными против лично­сти и общества. Последние могут проявляться в деятельности как отдельных простых личностей, так и в деятельности крупных исто­рических личностей, стремящихся само общество возвести в ранг девиантно функционирующей системы. Достаточно вспомнить дея­тельность Нерона, Тамерлана, Гитлера, Сталина или Пол Пота.

Социология личности как раз таки и занимается изучением всех аспектов становления личности и ее общественного поведения.

Человек, являясь исходным «атомом» социальной структуры, по­стоянно находится во взаимодействии с другими людьми. Объеди-


С точки же зрения структурной организации, семья представляет собой малую социальную группу, типичные условия создания, функционирования и распада которой представляют особый интерес

для социологии.

Если речь идет о классическом понимании семьи, то необходимо указать на наличие супругов (брачного союза между мужчиной и женщиной, санкционированного общественным мнением и традици­ей, церковным обрядом или актом гражданской регистрации) и кровного родства между родителями и детьми, братьями и сестрами. Как и любой организм семья зарождается, развивается и распада­ется, исторически меняются формы семьи и брака. В своем истори­ческом развитии семья и брак прошли множество стадий своего формирования и преобразования. От коллективных неупорядочен­ных брачных отношений, при которых половая связь не исключалась даже между близкими родственниками, через парный брак, утвер­ждение патриархата на стадии разложения первобытного строя - к моногамии при зарождении частной собственности и государства.

Как наиболее важные события в жизни человека и общества же­нитьба, рождение и смерть постепенно приобретали сакральный смысл, породили множество ритуалов, стали регулироваться тради­цией, церковным освящением и гражданским кодексом, ибо семья это не просто союз (объединение) людей, их духовно-нравственные отношения, но это еще и сложные родственные и хозяйственно-экономические отношения между людьми, между ближними и даль­ними родственниками.

Лишь наличие этого триединого отношения (супружество - ро-дительство - родство) позволяет говорить о семье в строгом значе­нии этого слова. Правда, в быту этим понятием обозначают и непол­ные семьи (бездетные супруги, дети с одним из родителей, семьи с усыновленными детьми, наличие в семье отчима или мачехи и т.д.). Учитывая эти замечания, семью можно определить следующим об­разом: семья это основанное на браке и родстве объединение лю­дей, связанных общностью быта, взаимной ответственностью и поддержкой. Основой семьи являются брак, супружество, родство.

Основными этапами исторического развития семьи и брака явля­ются:

- первобытная орда (господство промискуитета - неупорядо­ченных половых связей, в которые могли вступать даже близкие родственники);

- групповая семья (первобытно-общинный строй, ограничение половых связей между близкими родственниками, в частности меж­ду родителями и детьми);


- пуналуальная семья (матриархат, групповой брак, но с за­претом брачных связей между братьями и сестрами);

- парная семья (при сохранении матриархата и коллективного брака выделяется один мужчина в качестве главного мужа, вокруг которого начинает концентрироваться имущество семьи, происходит разделение труда, зарождение ремесел и частной собственности);

- патриархальная семья (лидирующее положение в семье за­нимает мужчина, с сохранением пережитков коллективного брака в виде многоженства, от мужчины начинает вестись родословная, женщина попадает в полную зависимость от мужчины, становится, в сущности, рабыней, домашней служанкой и орудием деторождения. Новое положение мужчины в семье и обществе закрепляется рели­гией);

- моногамная семья (парный брак, который сопровождает весь период цивилизации от рабовладельческого строя до наших дней,-имея свою собственную историю и множество вариантов заключе­ния брака, от родительского выбора, воровства невест и сватовства до свободного выбора супругов по любви).

Имеются свои стадии развития семьи и в онтогенезе. К ним отно­сятся:

Предбрачные отношения между потенциальными супругами (лю­бовь, сватовство, помолвка);

Вступление в брак;

Стадия молодой семьи;

Появление детей, формирование полной семьи;

" стадия зрелой семьи (взросление детей, их выращивание и воспи­тание);

Стадия распада семьи (развод; гибель одного из родителей; старение
родителей, их болезнь и смерть; отделение детей от родителей).

В семье, как и в обществе в целом, формируются определенные роли, которые выполняют члены семьи, - муж, жена; отец, мать; ро­дители, дети; дочь, сын; тесть, теща, зять, невестка и т.д. От того, насколько успешно выполняются эти роли, зависит морально-психологический климат семьи^ ее гармоничное существование и функционирование.

Отношения между членами семьи регулируются традицией, нравственными, правовыми, религиозными нормами, а также инди­видуальными особенностями характера, воспитанностью и культу­рой каждого члена семьи.

По выбору места жительства семьи подразделяются на:

Патрилокальную (молодожены живут с родителями мужа);

Матрилокальную (молодожены живут с родителями жены);

Неолокальную (молодожены живут отдельно от родителей).

Функции семьи

Сущность семьи как социального института выражается в ее функциях. Последние регулируют отношение членов семьи друг с другом (мужа и жены, родителей и детей, родителей и прародителей и т.д.), служат укреплению семьи и ее нормальному функциониро­ванию в структуре общества. В качестве основных можно указать следующие функции:

сексуально-репродуктивная (регулирует сексуальные потребно­сти родителей, рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения);

воспитательно-регулятивная (первичная социализация и пер­вичный социальный контроль);

рекреативно-досуговая (обеспечение отдыха, укрепление, вос­становление здоровья, организация рационального досуга);

эмоционально-коммуникативная_(общение на основе родст­венных чувств, культивирование спокойного приятного миро­ощущения, забота о ближних, гордость за успехи каждого члена семьи и т.д.);

хозяйственно-экономическая (ведение домашнего хозяйства и
обеспечение нетрудоспособных членов семьи средствами суще­
ствования).

Наличие этих функций помогает понять, что семья это не только человеческий материал и отношения между членами семьи, но и са­мо место проживания, хозяйственная деятельность членов семьи, бытовые условия существования. Поэтому материально-пространственная характеристика семьи выражается такими поня­тиями, как дом, двор, усадьба, хутор, квартира. А место появления человека на свет определяется понятием «родина». В доиндустри-альных обществах хозяйственная деятельность семьи имела общесо­циальный смысл, т.к. двор крестьянина, двор помещика (феодала), мастерская ремесленника или лавка торговца одновременно были и местом проживания семьи. Такие традиции сохраняются в ряде тра­диционных обществ или в сельской местности. В индустриальных обществах производственная сфера и сфера проживания постепенно


отделяются друг от друга. Дом становится лишь сферой быта, мно­гие стороны которой также подвергаются индустриализации (сти­ральные машины, кухонные комбайны, пылесосы, холодильники, пищевые полуфабрикаты, фабричное консервирование продуктов, радиоаппаратура и т.д.).

Таким образом, семья это не только люди, но и их быт, и место проживания, и хозяйственно-бытовая деятельность. Экономическая же деятельность членов семьи выносится за сферу дома и выражает­ся в зарплате (доходе) дееспособных членов семьи или пенсий (сти­пендий) у ее недееспособных членов.

3. На основе указанных теоретических положений в соединении с демографическими данными и социально-экономической статисти­кой строится социология семьи, которая стремится типизировать процессы изменения и развития современной семьи в каждом кон­кретном обществе. Для этого используется анализ документов, ста­тистические данные, опросы населения по различным вопросам се­мейной жизни.

Особое значение здесь имеют мотивы заключения браков, причи­ны разводов, процентное соотношение полных и неполных семей, соотношение господствующего мнения и реального положения дел относительно числа детей в семье, об изменении функций мужчины и женщины в семье и т.д.

Средняя величина семей в странах СНГ составляет 3,8 человека. В Беларуси - 3,3, в республиках Средней Азии - 6. Причем просле­живается общая тенденция снижения числа детей в семье. Дело до­ходит до критической отметки, когда естественный прирост населе­ния не перекрывает его смертность. За период с 1959 по 1966 г. доля небольших семей в Беларуси возросла в 2 раза, а доля многодетных семей, состоящих из 6 и более человек, уменьшилась с 21,5% до 3,1%.

Для Беларуси характерна высокая степень брачности населения. \ По данным переписи населения 1989 г., в возрасте 45 - 49 лет в рес­публике было всего 3,6% мужчин и 3,3% женщин, никогда не состо­явших в браке. Но только 1/3 семей считается благополучной. О чем свидетельствует количество разводов.

Если сравнивать количество заключенных в течение года браков с количеством разводов, то оказывается, что ежегодно распадается каждый 3 - 4-й брак. Правда, картина представляется не столь мрач­ной, если сравнивать количество разводов по отношению ко всем существующим семьям - всего лишь 1,4%.

В большинстве случаев в Беларуси инициаторами разводов явля­ются женщины, хотя они и понимают, что возможности заключения нового брака при наличии детей весьма ограничены.

Среди основных причин разводов, по данным социологических ис­следований, выступают:

Пьянство, грубость, взаимное неуважение супругов, что в семье может складываться постепенно и приводить к разводу после долгих лет совместной жизни;

Супружеская неверность;

Психологическая и сексуальная несовместимость, что чаще всего проявляется в молодежной семье;

Завышенные притязания друг к другу;

Невыполнение (или плохое выполнение) одним из супругов своих семеино-бытовых функций;

Бытовые неурядицы (отсутствие нормального жилья, большая скученность проживающих, противоречия между молодоженами и их родителями, особенно, при совместном проживании) и ряд других.

Специалисты, изучающие семейные отношения, констатируют тот факт, что современное общество столкнулось с «кризисом семьи». Об этом говорят следующие обстоятельства:

Снижение рождаемости;

Увеличение разводов и образование неполных семей; снижение социализирующего воздействия семьи в силу болезни, пьянства или наркомании родителей, из-за ухудшения жилищно-бытовых условий, разлада между родителями и т.д.;

Ранний распад семей из-за смерти родителей в результате болез­ней, бытовых и техногенных катастроф, при выполнении слу­жебных обязанностей и т.д.

Во все времена семейно-брачные отношения были и остаются в центре внимания общественности и основных социальных институ­тов, каковыми являются религия и государство. Однако в обществе происходят кризисные ситуации, снижающие положительное воз­действие этих институтов. Но какие бы кризисы не происходили, семья всегда оставалась основной ячейкой общества, его основным структурообразующим стержнем. От здоровья общества во многом зависит и здоровье семьи, благополучие семейно-брачных отношений.


Группа как система и элемент социальной структуры. Социометрические методы изучения внутригрупповых отношений

План лекции:

1. Понятие группы и ее роль в образовании социальной структу­ры.

2. Типология социальных групп.

3. Социометрия малых групп.

1. Как уже отмечалось, человек постоянно находится в окруже­нии других людей. Это окружение имеет свои масштабы и свои структурообразующие функции. Дома он член семьи, на улице и в транспорте он член трансмиссионной сети (пешеход, пассажир), на производстве он член производственного коллектива и по многим другим параметрам он действительно является членом того или ино­го социального образования. Для обобщенного обозначения этих образований в социологии используются два основных понятия: «группа» и «общность». Правда, граница между ними редко четко обозначается. Дело в том, что в теории различают малую, среднюю и большую группу. Последняя чаще всего и олицетворяет общность. Но иногда понятие общности переносится и на другие масштабы групповых объединений. Тогда общность выступает как общее по­нятие, включающее в себя все объединения людей, в том числе се­мью и даже малую группу.

А между тем, эти понятия имеют строгий терминологический смысл и нуждаются в более строгом определении и употреблении. Так, основным критерием группы является такой признак, как непо­средственное общение ее членов друг с другом. Общность же обо­значает большое количество людей, выделяемых по какому-либо признаку, например, этнос, нация, гражданство, профессия, класс, сословие, слой, конфессия и т.д. Ясно, что социологический смысл этих понятий и их социообразующая роль будут различными, и это различие необходимо учитывать в теории.

Под группой следует понимать первичное социальное объедине­ние людей, вступающих друг с другом в непосредственный контакт при выполнении определенных социальных функций, объединенных общими целями и интересами.

В социологической теории различают понятия «группы», «пер­вичной группы» и «малой группы». С тем, чтобы не путаться в тер­минологических тонкостях, мы эти понятия будем использовать как равнозначные. С точки зрения А.А. и К.А. Радугиных, социальные

Группы, в отличие от массовых общностей, характеризуются: 1) ус­тойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и ста­бильности их существования; 2) высокой степенью сплоченности; 3) выраженной однородностью состава, т.е. наличием признаков, присущих всем членам группы; 4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных элементов.

Примерами первичных социальных групп могут быть: группы детей детского сада, школьные классы, студенческие потоки и груп­пы, группа соседей, приятельский коллектив, спортивная команда, участники спортивной секции, производственная бригада, коллектив цеха или смены, учительский коллектив, работники кафедры или деканата, театральная труппа, члены оркестра, работники подразде­лов министерств и государственных органов управления, мелкое подразделение силовых структур и т.д.

Большинство этих групповых образований имеют формальный статус и структуру, где есть свои руководители и рядовые члены, есть свои профессиональные функции и роли, совокупность которых и образует структуру группы. Личные симпатии (или антипатии) здесь имеют место, но они являются как бы вторичными по сравне­нию с должностными обязанностями. Особая сплоченность группы наблюдается в том случае, если ее официальная структура и отно­шения совпадают с личными симпатиями или, как говорят, фор­мальная и неформальная структуры совпадают.

Наряду с формальными групповыми объединениями существуют и неформальные - это группы по интересам или хобби (охотники, рыболовы, меломаны, болельщики), а также различного рода пре­ступные объединения типа банды, мафии, клана.

Таким образом, группа - это такое объединение людей, в рамках которого проходит общественно-производственная деятельность людей. Слаженное функционирование групп определяет гармонич­ное функционирование коллектива предприятия, организации, уч­реждения и общества в целом.

Положительное значение групповых объединений проявляется в том, что группа не только суммирует возможности и усилия каждого члена, а приводит их к новому интегральному единству (то, что мо­жет сделать группа из 10 человек, не делает 10 человек в отдельно­сти). Это интегральное единство проявляется в степени сплоченно­сти и взаимодействия членов группы. Поэтому важным показателем жизнедеятельности группы является ее организованность, т.е. дисцип­линированность и согласованность действий каждого члена группы.

Подчеркивая этот момент групповых объединений, Ф. Энгельс в своей работе «Анти-Дюринг» приводит следующие слова Наполео­на: «Два мамлюка, безусловно, превосходили трех французов; 100


мамлюк были равны 100 французам; 300 французов обычно одержи­вали верх над 300 мамлюками, а 1000 французов всегда побивали 1500 мамлюков» (Энгельс Ф. Анти-Дюринг // Соч., т. 20, с. 131). Это превосходство определялось именно организованностью французов.

Мнение членов группы и ближайших руководителей оказывает решающее воздействие на поведение ее отдельных членов. Во фран­цузском учебнике по социологии А. Мендера приводится следующий пример: «Война позволила провести эксперименты в характерных обстоятельствах. Американское Министерство обороны обратилось к социальным психологам с просьбой определить, в каких условиях американские солдаты воюют лучше. Укрепляет ли их дух понима­ние того, что они защищают вечные ценности западной цивилиза­ции. Социальные психологи пришли к тем же выводам, что и Мэйо в индустриальной социологии: важнее всего личные отношения сол­дат, унтер-офицеров и офицеров. Именно человеческий и групповой факторы определяют дисциплину и мораль, воодушевляют солдат хорошо исполнять свой воинский долг» (Мендера А. Основы социоло­гии. - М., 2000, С. 64).

Таким образом, социализирующая роль группы (а речь идет именно о первичной группе) проявляется в ряде факторов, к ним относятся:

Интегрирующая роль;

Повышение уровня индивидуальной мотивации;

Защитная роль коллектива.

Группа, как и любой сложный объект, имеет свою структуру и структурные отношения. Различают формальную и неформальную структуру группы. Первая представляет разделение ролей (функций) внутри группы, вторая - эмоциональное (экспрессивное) отношение членов группы друг к другу.

В теории малых групп выделяют разные типы взаимоотношений между ее членами. Эти типы определяются понятиями: «круг», «цепь», «У» и «крест». Для выполнения одних социальных целей предпочтительней отношения типа «У» или «креста», для других -«круга» или «цепи». Например, в воинском коллективе или на про­изводстве важна строгая централизация коллективных действий, где все расписано строго по функциям и где реализуются схемы «У» или «креста». В научном же или творческом коллективе такая организа­ция может иметь негативные последствия, поэтому здесь предпочти­тельней отношения типа «круга» или «цепи».

Структура группы определяется ролевым поведением. Цели этого поведения различны, но они могут быть сгруппированы в три основ-

ных блока: достижение основной задачи, стоящей перед группой; консолидирующее воздействие, выполняемое формальными или не­формальными лидерами; дисгармонические действия, предприни­маемые какой-то частью группы или отдельными ее членами. На этой основе можно выделить следующие роли.

Роли консолидации группы:

информатора (четкое разъяснение задач, стоящих перед членами группы):

гармонизатора (руководитель или член группы выступает по­средником между конфликтующими участниками группы);

привратника (активизатора более пассивных членов группы, раскрытие их внутренних потенций).

Роли дисгармонизации группы:

блокирование (члены группы не согласны с теми задачами, ко­торые ставятся перед ними);

агрессивность (постоянный конфликт отдельных членов группы со своим коллективом или руководством группы);

неадекватное стремление к признанию (болезненное стремле­ние все время находиться в центре внимания);

абсентизм (демонстративное безразличие ко всему происходя­щему в группе, устраненность от коллективных мероприятий);

доминирование (стремление занять лидирующее положение в группе при отсутствии на это необходимых качеств);

беспомощность (культивирование своей слабости, стремление вызвать к себе снисходительное отношение и жалость, чтобы оп­равдать свою лень и недееспособность).

Выполнение этих ролей определяет сплоченность группы и ее динамику, т.е. любая группа не есть что-то застывшее, раз и навсе­гда данное. В силу изменения состава или начала функционирования нового коллектива группа формируется, достигает стадии своей зре­лости и может распадаться из-за возникших в ней конфликтных си­туаций или вновь поставленных задач. Таковы структура, функцио­нирование и динамика группы.

Из сказанного ясно, что, наряду с выполнением своих основных социально-производственных функций, группа, как и семья, выпол­няет социализирующую роль, прививая навыки коллективного твор­чества, взаимоуважения и взаимоподдержки, дух престижности профессии, чувство гордости за деятельность фирмы (предприятия), коллектива и т.д.


Типологию социальных групп можно проводить по нескольким критериям (основаниям).

По степени сплоченности различают группы первичные и вто­ричные.

По масштабу - малые и большие. (В качестве больших групп выступают коллективы. Например, коллектив предприятия, учреж­дения, вуза, театра, министерства и т.д.).

По производственному признаку выделяются группы в сфере ма­териального производства, культуры, образования, науки, искусства, спорта, армии, системы управления и т.д.

По формам образования выделяются формальные и нефор­мальные группы. Формальная группа - это такое объединение лю­дей, состав и функции которого регулируются официальными доку­ментами: юридическими нормами, уставами, служебными инструк­циями, профессиональными требованиями и т.д. Поэтому формаль­ная группа имеет строгую структуру, упорядоченную иерархию, предписанные ролевые функции, регулирующие деятельность ее членов. По времени такие группы могут существовать достаточно долго, изменяя свой личностный состав, но сохраняя структуру и ролевые функции. Формальная структура такой группы представля­ет собой исходное звено социальной структуры общества в целом. Неформальная группа возникает стихийно. Для нее характерны дружеские, доверительные отношения между ее членами. В рамках неформальных групповых объединений при их стихийном созда­нии следует различать неформальные и вполне формальные отно­шения, которые постепенно в ней устанавливаются. Например, не­формальные объединения в рамках преступного мира, которые создаются снизу по принципу личного доверия постепенно приоб­ретают характер жестко структурированных образований с четко обозначенными функциями и суровой дисциплиной - это банда, мафия, преступный клан.

Неформальные объединения дружеского типа могут возникать и в рамках формальных групп. Скажем, в студенческой группе, как официальном объединении, всегда существуют и небольшие микро­группы приятельского или дружеского характера. Это личностные групповые объединения. Фактором сплочения здесь выступают сим­патии, привычки, общие интересы и т.д. Порядок и связь в такой группе основаны на традиции, авторитете, уважении, альтруизме, ярко выраженном чувстве взаимопомощи и поддержки.

Каждый человек может быть членом нескольких формальных и неформальных групп, где он рассматривается как «свой». Кроме то­го, он может наблюдать и за деятельностью других «чужих» групп, каждая из которых оценивается как своеобразный идеал. Первые из

этих групп называются группами присутствия, вторые - идеаль­ными, т.е. носителями неких идеальных качеств.

Кроме реально существующих человек может моделировать в своем сознании и такие группы, которые реально не существуют, но представляются человеку наиболее идеальными. Такие группы на­зываются воображаемыми. Обычно они создаются из кумирных образцов сферы политики, искусства, спорта, бизнеса.

Группа (присутствия или идеальная, реальная или воображаемая), которая для человека выступает в качестве эталона, на нормы, цен­ности и мнения которой он ориентируется, называется референт­ной. Большую роль в формировании референтных стереотипов иг­рают средства массовой информации, создающие определенный «имидж» как отдельных личностей, так и групповых объединений: спортивных команд, популярных музыкальных коллективов, поли­тических групп и т.д.

Таковы основные типы социальных групп.

3. Изучение внутригрупповых и межгрупповых отношений в раз­личных сферах материальной и общественной жизни имеет большой социальный смысл. Изучение этих отношений является одной из основных задач социальной психологии и социологии. Теоретико-методической основой изучения этих отношений являются социо­метрия, основоположником которой является американский иссле­дователь Якоб Морено.

Социометрия - это одновременно и теория социальной структуры и методы ее изучения. Морено трактовал структуру общества как иерархию групповых отношений, т.е. пространственного размеще­ния людей относительно друг друга в различных сферах их жизне­деятельности. Любая группа характеризуется как внешними (объек­тивными), так и внутренними (субъективными) связями и отноше­ниями. Внешние связи он определил как выражение макроструктуры общества, а внутренние - как микроструктуру. Если внешние и внутренние связи не соответствуют друг другу, то возникают проти­воречия и социальные конфликты. Целью социометрии является изучение эмоциональных предпочтений в рамках групповых органи­заций. Суть общей теории социометрии состоит в том, что отноше­ния в группе строятся по принципу притяжения, отталкивания или нейтралитета (безразличия). Из заданной исследователем конкрет­ной ситуации фиксируется установка испытуемых на взаимодейст­вие друг с другом. В ситуации социометрического выбора основным содержанием социальной межличностной установки является по­требность в общении с объектом выбора.


Процедура проведения социометрического исследования состоит из выбора социометрических критериев, определения числа этих критериев, опроса испытуемых и обработки данных социометриче­ских измерений. Данные социометрического опроса обычно выра­жаются с помощью социограмм и социоматриц, помогающих в формальной форме выявить неформальные отношения в группе.

Особым методом социометрического исследования являются со­циометрический театр, имеющий две разновидности: социодрама (проигрывание различных социальных ситуаций, моделирующих те или иные роли в рамках групповых отношений, помогающих членам группы находить пути урегулирования проблем и разрешения кон­фликтов) и психодрама (моделирование и проигрывание ситуаций межличностного общения с целью устранения неадекватных эмо­циональных ситуаций и снятия нервных напряжений).

Социометрическое изучение позволяет широко использовать средства математического анализа и машинной обработки данных, что придает ему особую научную ценность и респектабельность.

Социальная общность как макроэлемент структуры общества. Социальная стратификация и мобильность

План лекции:

1. Понятие социальной общности.

2. Типологическая характеристика социальных общностей и проблемы их изучения.

3. Социальная стратификация и социальная мобильность.

1. Общество как целостная социокультурная система состоит из множества подсистем (с равным правом называемых и системами) с различными системообразующими качествами и свойствами. Мы уже разобрали такие системы, как человек, семья, группа. Следующей по структурообразующему значению выступает такая система, как социальная общность.

Общность - это макросоциальное объединение людей, выделяе­мое по одному или нескольким признакам, локализированное в про­странстве или имеющее диффузную форму (типа диаспоры) и дей­ствующее как единый социальный субъект; это реально существую­щая совокупность людей, отличающаяся своей масштабностью и определенной целостностью, представляющая собой самостоятель­ный элемент социальной структуры, особый субъект социального действия, взаимодействия и поведения.


Необходимо различать два значения понятия «общность». В од­ном случае оно выступает как общее понятие для обозначения любо­го объединения людей. Тогда такие объединения, как семья, группа, коллектив, население, класс, слой и т.д. - все будут подходить под понятие общности. В другом случае это понятие обозначает особый социальный объект, отличающийся от группы, семьи, коллектива своей масштабностью, особенностями структурной организации, т.е. имеет собственный онтологический смысл. Не различение этих зна­чений часто приводит к бесплодным теоретическим дискуссиям по поводу того, что считать группой, а что общностью. На самом же деле это яркий пример словесной омонимии, когда одно и то же сло­во обозначает два разных предмета. Поэтому правы и те авторы, ко­торые любое объединение людей, даже диаду, называют общностью, и те, которые рассматривают в качестве самостоятельной структур­ной единицы общества, что легко устанавливается из контекста. В данном случае это понятие используется для обозначения именно макроструктурной подсистемы общества.

Конечно, и группа, и общность представляют собой некоторые объединения людей. Но это качественно различные формы объеди­нения, имеющие свои отличительные признаки. Группа - это все же не очень крупное по количественному составу объединение людей (в пределах 100 человек), общность же может включать сотни тысяч и даже миллионы людей. Группа локализована во времени и в про­странстве, в то время как общность может иметь диффузный харак­тер и не иметь четких пространственно-временных границ. Называ­ют, например, три мировые религии, подчеркивая их безграничный характер. Представители же этих религий живут в тесном соседстве друг с другом, и даже перемешиваясь друг с другом, примерно так же, как растворяется одна жидкость в другой.

Члены группы находятся в непосредственном контакте друг с другом, в то время как члены общности, выделяемые по какому-то одному общему признаку, в большинстве своем не имеют непосред­ственных контактов друг с другом, могут даже ничего не знать друг о друге. Наконец, общность сама состоит из групп, последние вы­ступают в качестве исходных элементов ее структуры.

Таким образом, с точки зрения анализа социальной структуры, теоретически важно выделять малые и крупные объединения людей, которые весьма существенно различаются между собой и структур­но, и функционально - это группы и общности.

2. Природа и сущность общности уточняется в ее типологической характеристике. Итак, если общность - это массовое объединение людей, выделяемое на основе какого-либо общего признака, то сами


эти признаки можно увязать с основными подсистемами общества, каковыми являются экономическая, политическая и социокультур­ная сферы.

На этом основании можно выделить следующие типы общностей:

Племена, народности, нации, расы (этнические общности);

Мужчины и женщины (половые общности);

Дети, юноши, взрослые, старики (возрастные общности с последующим их делением на более мелкие возрастные группы);

Сословия, классы, слои (социально-экономические общности);

Машиностроители, строители, нефтяники, транспортники, связисты, юристы, работники сельского хозяйства, образования, культуры, управления, силовых структур и т.д. (отраслевые общности);

Каменщики, плотники, слесари, токари, животноводы, механиза­торы, врачи, преподаватели, банкиры, бизнесмены, предпринима­тели и т.д. (профессиональные общности);

Члены крупных политических партий, социальных объединений и движений (политические общности);

Православные, католики, протестанты, мусульмане, буддисты и т.д. (конфессиональные общности);

Жители (население) деревни, города, района, области, государст­ва (поселенчески-территориальные общности).

На первых ступенях социализации ведущая роль принадлежит семье. Она является главным фактором человека и именно с нее и стоит начинать рассматривать, как влияют институты социализации на его развитие.

На качество обитания всех членов семьи, взаимоотношения между ними, на детское развитие влияют следующие параметры каждой отдельно взятой семьи:
1. Параметр демографический - наличие и отца и матери, а также наличие детей и родственников, их количество.
2. Параметр социально-культурный - уровень образования всех членов семьи, их активная или пассивная жизненная позиция.
3. Параметр социально-экономический - материальное состояние семьи, занятость членов семьи на рабочих местах.
4. Параметр технико-гигиенический - обустроенность быта семьи, условия жизни.

Положение семьи в социуме, психологическая атмосфера, нормы и ценности, превалирующие в ней, - все эти факторы регулируют отношения между ее членами,
на подсознательном уровне формируют у детей восприятие традиций, шаблонов поведения, способствуют самореализации или, наоборот, навязывают свои приоритеты.

Последствия влияния таких функций семьи, как обеспечение развития ребенка (интеллектуального, эмоционального, физического,); формирование ценностей; формирование понятия о половой принадлежности и поведения, соответствующего полу; влияние на выбор пары и поведение в семейной жизни; выработка уровня самооценки настолько значимы, что проявляются всю жизнь.

Институты социализации, стоящие по влиянию на социализацию человека на втором месте после семьи, это учебные заведения. которое происходит в образовательных институтах, создает условия, помогающие развивать его возможности, формирующие ценности, дающие знания, примеры поведения, отношений, что очень важно для общества, в котором живет человек.

Образовательные институты социализации осуществляют социальный опыт через:
- организацию бытовых условий в коллективе, условий жизнедеятельности;
- обучение взаимодействию в коллективе;
- способствование самодеятельности в коллективе.

В процесс образования входит:
- обучение систематическое;
- культурная агитация (это касается неформального образования);
- мотивация самообразования.

Организация образования и социального опыта, их интенсивность, содержание, систематичность и формы зависят от принадлежности учащихся к определенному
этносу и Необходимые духовные, эмоциональные и воспитуемые приобретают в процессе взаимодействия с учителем.

Также благоприятные условия, создаваемые в учебных заведениях, способствуют приспособлению учеников к социуму, которое сопровождается положительными
изменениями их личности.

Следующие институты социализации, влияющие на адаптацию человека в социуме, - это соседи, соседские отношения. Соседи - это группа людей, проживающая на очень близкой территории. Влияние соседства на социализацию человека зависит от уровня его образования, возраста, профессии, положения в обществе и даже от размеров поселения, в котором он проживает. Больше с соседями общаются дети, начиная с дошкольного возраста и заканчивая подростковым. На примере такого общения они приобретают социальный опыт, осваивают и вообще учатся приспосабливаться к социуму. Кроме того, дети как губка впитывают определенные стереотипы, нормы поведения, лексику, разрешения и запреты, бытующие в этой среде. Характер социализирующей роли соседства может быть как позитивным, так и негативным. Соседские связи между взрослыми людьми более тесны в селах, чем в городах и уже не несут такой социальной нагрузки, не имеют такого влияния, как в детском возрасте.

Институты социализации личности часто представлены объединениями сверстников. В группу сверстников могут входить люди на несколько лет младше или старше друг друга, но они обязательно связаны общими идеями, ценностями, интересами. Социализация групп сверстников заключается в приобщении к нормам данного общества, к его культуре, обучении поведению, соответствующему характеру группы, создании условий для самореализации личности.

Все институты социализации личности в комплексе воздействуют на построение социальной стороны мира в человеческом сознании.

Во взаимодействии с разными агентами и факторами механизмы и институты социализации способствуют социальной адаптации личности в обществе.

Институты социализации - это конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта. Основные институты социализации - это семья и образовательные учреждения.

Семья . Такие институты организации, как во всех концепциях личности традиционно рассматриваются как одни из важнейших. Именно в ней дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе половые роли, формирование черт маскулинности и фемининности), осмысливают первые нормы и ценности. Тип поведения родителей (например, авторитарный или либеральный) оказывает воздействие на формирование у ребенка тех или иных особенностей «образа Я».

Такие институты социализации, как семьи имеют свою специфику, которая состоит в том, что семья, с одной стороны, может быть рассмотрена как структурный элемент общества, а с другой - как . Соответственно семья, выполняя свою социализирующую функцию по отношению к личности, является, с одной стороны, проводником макросоциальных влияний, в частности влияний культуры, а с другой - средой микросоциального взаимодействия, характеризующейся своими особенностями.

Как элемент макросреды семья является проводником ребенка в культуру: религиозные традиции, этнические стереотипы и моральные ценности дети усваивают в основном через семью. При этом отмечается, что роль семьи в трансляции культурных влияний тем больше, чем выше гомогенность окружающей ее социальной общности: в разнородном, поликультурном социуме отдельные культурные традиции могут находиться в противоречии друг с другом, затрудняя процесс вертикальной трансмиссии культуры. Однако множественные исследования показывают, что и при достаточной культурной разнородности общества родители становятся референтным источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, в которых культурные нормы стабильны (таковыми преимущественно являются религиозные убеждения, этнические и полоролевые стереотипы).

Особенно ярко это можно видеть на примере трансляции полоролевых стереотипов. Начиная с младенческого возраста родительское отношение к мальчикам и девочкам носит явный отпечаток существующих в культуре представлений о «настоящем мужчине» и «истинной женщине»: в зависимости от пола в большей или меньшей степени поощряется двигательная активность, увеличивается/уменьшается количество вербальных реакций, направленных на ребенка, варьируют причинные объяснения его поведения и т. п. Интересно, что в экспериментальной ситуации, когда пол младенца специально затрудняли для идентификации (его одежда не несла явных признаков пола), взрослые испытуемые до начала взаимодействия так или иначе все-таки категоризовали его как мальчика или девочку и лишь потом на этой основе строили свое общение с ним. Было показано также, что существует определенная преемственность полоролевых представлений родителей и подростков именно с точки зрения стереотипов мужественности/женственности, хотя частные оценки допустимости, например, тех или иных аспектов сексуального поведения могут быть причиной межпоколенных конфликтов.

Косвенным подтверждением роли родителей в трансляции этнических и религиозных установок являются данные анализа причин . Например, даже в подростково-юношеском возрасте, когда начинается процесс эмансипации ребенка от семьи, конфликты между родителями и детьми по поводу основных религиозных, политических или национально-культурных ценностей крайне редки, и независимый идеологический выбор (если он происходит) датируется уже собственно молодежным возрастом.

Как среда микросоциального взаимодействия семья может быть рассмотрена с точки зрения своего состава, сплоченности и качества коммуникации.

Так, с точки зрения состава семьи при анализе социализации отмечается следующее:
в случае отсутствия одного из родителей самовосприятие ребенка центрируется на образе того из родителей, который живет вместе с ним и заботится о нем: эта тенденция больше выражена у мальчиков, воспитываемых матерью, нежели во всех остальных случаях;
общее количество детей в семье незначимо влияет на их , впрочем, как и порядок их рождения; большее значение имеет характер отношений с родителем того же пола;
в раннем детстве (воспитание ребенка в отсутствие родителей или фигур, их замещающих) ведет к чувству собственной малозначимости, а в подростковом возрасте - к нормативной дезориентации, социальной самоизоляции и чувству бессилия перед общественными институтами;
сравнительные лонгитюдные исследования детей из полных семей и детей - воспитанников детских приютов показали, что и в возрасте 20-25 лет последние обнаруживают меньшую социальную зрелость даже при условии усыновления в школьном возрасте.

Что касается такого параметра, как сплоченность семьи, то исследования социализации показали, что:
в целом сегодня для западноевропейских стран характерно увеличение уровня семейной сплоченности (по сравнению с 50-60-ми годами XX в.), что выражается в большей материальной и эмоциональной поддержке детского поколения со стороны родителей, в увеличивающемся времени пребывания подростков и молодежи в родительском доме, в большей доверительности межпоколенных отношений;
в установлении высокого уровня семейной сплоченности на ранних этапах жизни семьи большую роль играет мать, а на этапе отделения подростка от семьи - отец: именно он занимает ключевую позицию в поведенческой и эмоциональной эмансипации подростка вне зависимости от его пола;
наибольшая эффективность в семейной жизни (в частности, по параметрам способности к конструктивному разрешению конфликтов с детьми и субъективной удовлетворенности отношениями с ними) отмечается в семьях со «средним» уровнем сплоченности: как разобщенные, так и «сверхсвязанные» семьи оказались менее успешны в этих вопросах;
одним из основных объективных факторов, влияющих на сплоченность семьи как малой группы, является возраст детей: по многочисленным данным, в целом семьи с маленькими детьми более сплоченны, чем семьи с тинэйджерами;
существует взаимосвязь между полом подростков и оценкой сплоченности семьи, которую дают они сами: как правило, юноши склонны считать свои семьи менее сплоченными, нежели девушки.

Наибольший эмпирический материал накоплен по вопросам характера коммуникации в семье. В основном он касается выделения тех или иных классификаций родительского поведения (типов родительской власти, стратегий воспитания, видов родительской любви и т. п.), а также анализа межпоколенных конфликтов. Анализ стилей родительского поведения показывает, что:
влияние родительской любви и эмоциональной поддержки различно для мальчиков и девочек: если у девочек выражение любви родителей к ним более благоприятно сказывается на общем уровне самооценки, то у мальчиков оно более значимо в плане формирования навыков социального поведения и скорости адаптации к изменяющимся условиям социальной среды, причем гиперопекающий стиль воспитания чаще отрицательно сказывается на их самооценке;
для формирования « » ребенка важны следующие три параметра родительского отношения: уровень контроля, степень эмоциональной близости и заинтересованности. Так, высокая степень авторитарности в отношениях с ребенком препятствует формированию у него позитивной «Я-концепции», эмоциональная отчужденность ведет к формированию нестабильного самоотношения, а незаинтересованность и безразличие сказываются на структурных составляющих образа «Я»;
стиль детско-родительских отношений влияет на особенности детского самоотношения. Подростки, сталкивающиеся с демократическими, эгалитарными или разрешающими типами поведения родителей, редко испытывают чувства заброшенности и отверженности, в то время как они характерны для большинства тех подростков, которые испытывают попустительскую, игнорирующую или автократическую модель родительского воздействия;
отмечается также зависимость определенных параметров социального поведения ребенка от характера родительской власти. Авторитарный и гиперопекающий стили приводят к формированию социальной ригидности, впрочем, авторитаризм воспитания традиционно оценивается как один из источников формирования предрассудков по отношению к аут-группам. Авторитарность воспитания в семье может вызвать неуверенность в отношениях со сверстниками; повышенная по отношению к сверстникам коррелирует с уровнем физического насилия в семье; способность к самостоятельному принятию решений и социальному выбору раньше формируется у подростков из семей с демократической моделью родительской власти;
либеральное воспитание (эмоциональная поддержка при отсутствии жесткого контроля) и авторитарное воспитание (отсутствие поддержки при высоком уровне контроля) в равной степени способствуют формированию у подростков ценностей, отличных от родительских;
в последнее время все большее внимание в анализе закономерностей формирования социального поведения уделяется условиям, в которых оно проявляется, например характеру сопровождающего родительского дискурса. Отмечается также важность последнего в ситуации интернализации ребенком : так, «субъективные» объяснения взрослым причин тех или иных своих предписаний оказываются более эффективными, чем «объективные», облегчая процесс рационализации.

Анализ детско-родительских отношений (в частности, отношений родителей с подростками) с точки зрения их конфликтности показывает, что:
уровень конфликтности в детско-родительских отношениях в целом выше в семьях с авторитарным стилем воспитания;
основные темы подростково-родительских конфликтов центрируются вокруг бытовых вопросов (одежды, прически, режима дня, помощи по дому), привычек, школьной успеваемости и общения со сверстниками, не затрагивая более глубокий, ценностный уровень;
объективными факторами конфликтов этого возраста являются пол подростка и родителя: девочки чаще, чем мальчики, жалуются на трудности взаимопонимания в семье; и мальчики, и девочки чаще отмечают конфликты с отцом, нежели с матерью.

Но как бы ни варьировали ракурсы исследования социализационной , общий вывод состоит в том, что ее роль в развитии ребенка является решающей. Как бы ни различались теоретико-методологические основания исследователей, они едины в одном: для развития дети нуждаются в безопасной, эмоционально-поддерживающей и предсказуемой , предоставляющей им возможности для проявления собственной активности. Естественной такой средой является семья.

Но проходит время, и в процесс социализации включаются образовательные институты.

Образовательные институты . Институты социализации также включают в себя . В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей.

Во-первых, отчетливо выраженным целенаправленным характером: для любой исторической формы образования характерна четкая экспликация своих целей, причем при всех возможных нюансах основная задача образовательной системы как социального института - воспроизводство существующей , и в этом смысле образование неминуемо консервативно.

Во-вторых, для любой системы образования характерна ориентация на идеальную модель: и учебное и воспитательное воздействие предполагает наличие некоторого идеального образца (выражаемого в сумме умений и знаний или/и в качествах личности), который необходимо получить «на выходе».

В-третьих, любой образовательный институт подразумевает наличие операциональных критериев оценки своей деятельности через степень соответствия того, что получилось «на выходе», заявленному идеальному образцу.

В-четвертых, институты образования предполагают временную фиксацию сроков воздействия и наличие штата профессиональных социализаторов, отношения ребенка с которыми существенно отличаются от характера в семейном институте социализации.

Особенности системы образования как института социализации могут быть раскрыты через систему взаимодействия ребенка и профессионального социализатора.

Так, разделяя процессы первичной (семейной) и вторичной (институциональной) социализации, некоторые исследователи видят их принципиальное различие в степени эмоциональной идентификации ребенка со значимыми Другими: грубо говоря, необходимо любить свою мать, но не учителя. В семье ребенок интернализует мир своих родителей именно как мир, как неизбежную и не подвергающуюся сомнениям реальность, вне определенного социального контекста. Задачей же вторичной социализации является усвоение именно социального контекста, и некоторые из кризисов бывают вызваны осознанием того, что мир родителей не единственный из существующих. Именно потому, что учитель есть, по сути, репрезентация специфических институциональных значений, ему и не нужно быть значимым. Другим в абсолютном смысле этого слова: при вторичной социализации роли характеризуются гораздо большей степенью формальности и анонимности, очевидно подразумевающей значительно меньшую эмоциональность межличностного взаимодействия. Именно эта особенность вторичной социализации оказывает, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, определяющее влияние на личность ребенка, а именно - на развитие его . В силу формального и анонимного характера отношений содержание, которое усваивается в процессе вторичной социализации, наделяется качеством гораздо меньшей субъективной неизбежности. Иными словами, волей-неволей ребенок живет в мире, определяемом его родителями, но он может с радостью покинуть мир математики, как только выйдет из класса. Именно это умножение интернализуемых миров, различных по степени субъективной значимости, создает возможность дифференциации «Я-концепции»: выделение целостной и частных самооценок, общеэкзистенциальных и специфически-ролевых представлений о себе связывается с началом вхождения ребенка в систему образовательных институтов.

На сегодняшний день изучение школы как института социализации весьма насыщено эмпирическими исследованиями. Например, в том, что касается особенностей личности учителя и их влияния на образовательный процесс, показано следующее:
особенности «Я-концепции» учителя связаны с выбором им того или иного стиля преподавания: чем более позитивной является «Я-концепция», тем выше поведенческая гибкость учителя в процессе преподавания;
особенности персональной идентичности учителя специфизируют особенности его обратной связи во взаимодействии с учащимися;
позитивность/негативность «Я-концепции» учителя взаимосвязана с самооценкой учащихся: благодаря большей эмоциональной поддержке, получаемой от учителя с позитивной «Я-концепцией», представления школьников о самих себе приобретают более реалистичный характер.

Отдельный исследовательский сюжет составляет изучение влияния различных типов взаимодействия, характерных для школьного обучения, на личность ребенка. В целом, как известно, выделяют два основных типа взаимодействия: характерный для предметно-ориентированного преподавания и свойственный личностно ориентированной педагогике. Интересно, что сравнительный анализ их эффективности не дает однозначных результатов. Так, было показано, что гипотезы о различиях в самооценке, в структуре «Я-концепции» и в учебных достижениях учащихся «традиционных» и «неформальных» школ не подтверждаются, единственным исключением является характер отношения детей к школе: более позитивный во втором случае. Кроме того, для детей с повышенной «неформальный» стиль преподавания выступает дополнительным стрессогенным фактором. Наибольшее же значение имеет рассогласование педагогических установок конкретного учителя и организационной структуры школы в целом: максимально негативное воздействие на самооценку большей части учащихся оказывает ситуация «традиционного» преподавания в «неформальной» школе.

Основная линия критики в адрес современных образовательных институтов заключается в подчеркивании все увеличивающегося разрыва между ними и жизнью общества, что ставит под сомнение адекватное выполнение ими социализирующей функции. Конкретные основания для таких сомнений различные исследователи видят по-разному, отмечая, в частности, что современное образование утратило свою ценностно-ориентирующую функцию в силу доминирования в нем технократического мышления, разобщенности с другими социальными институтами, чрезмерного «огосударствливания» и централизации.

Средства массовой информации . Институты социализации наряду с семьей и системой образования включают себя средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет.

С одной стороны, это связано с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков и начала XXI в. все чаще определяют как информационное общество, т. е. как такую социально-экономическую и социокультурную реальность, в которой информация становится самостоятельным экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального и духовного производства, так и социальную стратификацию.

С другой стороны, усиление роли информационных агентов влияния определяется их специфическими особенностями, которые оказываются максимально востребованы человеком современной эпохи. Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ, в силу интерпретативного характера передаваемых ими сведений, позволяют решить эту задачу максимально «удобным» способом. Как отмечает Г.М.Андреева, подаваемая ими информация уже прошла через отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений общественной жизни. Человек получает в итоге интерпретацию информации, как бы ни подчеркивался ее объективный характер.

СМИ также предоставляют современному человеку больший простор поиска оснований для . Сегодня дело даже не только в том, что информация, передаваемая через СМИ, расширяет перед индивидом возможности выбора группы принадлежности. Значительно большая интерактивность современных информационных потоков (прежде всего телевизионных и электронных) определяет и большие возможности непосредственного активного участия человека в этом процессе, возможности конструирования своей социальной идентичности.

Другая отмечаемая характерная особенность современных СМИ - их экспрессивность - также способствует общей задаче социальной ориентировки человека: готовые образы, в большинстве своем визуальные, буквально «впечатываются» в его сознание, формируя определенные идеальные модели социальной самокатегоризации.

Возрастающая роль СМИ в процессе социализации, в частности на ее подростково-юношеском этапе, неоднократно отмечается как зарубежными, так и отечественными исследователями. В большинстве случаев эта констатация опирается на данные о возрастании количества часов потребления продукции СМИ в общей структуре досугового времени подростка (в основном речь идет о телевидении). В начале 90-х годов XX в. американский школьник смотрел телевизор в среднем 6,5 ч в день, ненамного отставал от него западноевропейский сверстник - около 5 ч в день, а их российские ровесники проводили у экрана в среднем до 3 ч в день, причем с того времени доля «телеманов» в отечественной подростковой выборке значительно возросла.

Однако дело не только в том, что для большой части детей каналы «активного» и самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными» и интерпретативными. Как убедительно доказывает В. С. Собкин на материале социологических исследований школьников младших классов, определенные типы телевизионных передач «встраиваются» в традиционные, культурно отнормированные воспитательные ритуалы (например, «Спокойной ночи, малыши!» вместо родительской сказки на ночь) и не только «обслуживают» их, но и вытесняют. В результате детско-родительские отношения опосредуются телевизором («детские» передачи ребенок смотрит, как правило, один, а «взрослые» - рядом с родителями), все больше «пристраиваясь» к взрослой структуре ТВ-потребления.

Об увеличении роли современных СМИ в процессе социализации подрастающего поколения свидетельствуют также данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации (родителями, друзьями, учителями) значение СМИ (прежде всего телевизионных и электронных) постоянно растет.

Наконец, социализационное влияние СМИ определяется тем, что они во многом задают содержательное пространство, в котором разворачивается социализация современного подростка: этические нормы и поведенческие модели, транслируемые СМИ, присваиваются подростком, формируя его ценностные ориентации и нередко реальное поведение. Особенно ярко это можно видеть на примере формирования политических предпочтений, а также агрессивного и полоролевого поведения. По поводу направленности данного влияния в равной степени распространены две точки зрения: с одной стороны, демонстрация подобного содержания способствует формированию аналогичных моделей поведения в реальности, а с другой - является способом их катарсического отреагирования.

Анализируя роль информационного влияния на личность в ходе социализации, мы практически лишь обозначили возможные модификации данной проблемы в результате бурного развития новых информационных технологий. Между тем очевидно, что все большее их проникновение (особенно в виде электронных СМИ) в обыденную социальную практику задает как новые социокультурные и психологические реалии, так и соответственно возможные направления их исследования.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: