Что нужно делать на вербное воскресенье. Вербное воскресенье: что можно и нельзя делать

Иван III Васильевич родился 22.01.1440г, был сыном . С ранних лет посильно помогал слепому отцу в государственных делах, ходил с ним в походы.

В марте 1462 года тяжело заболел и умер Василий II. Незадолго до своей смерти он составил завещание. В завещании говорилось, что старший сын Иван получал великокняжеский престол, и большую часть государства, основные его города. Оставшуюся часть государства поделили между собой остальные дети Василия II.

Иван III вел очень продуктивную, мудрую политику. Во внутренней политике он, как и его отец, продолжает собирать русские земли под московским началом. Присоединил к Москве Ростовское, и Тверское, Рязанское, Белозерское и Дмитровское княжества.

Внутренняя политика Ивана III

Gрисоединение русских земель к Москве проходила весьма удачно и продуктивно. Стоит сказать, что эти земли были присоединены мирным путем. Новгородцы хотели самостоятельности, но силы московского княжества явно превосходили новгородские.

Тогда, новгородские бояре решили позаигрывать с литовским князем Казимиром. Такой ход дел не устраивал Ивана III, стремившегося объединить все русские земли под московским началом.

6 июня 1471 года московское воинство выступает в поход против Новгорода. Войска Ивана III не брезгуют грабежом и насилием, пытаясь, навести больше страха на Новгородских бояр.

Новгородские бояре тоже не сидели, сложа руки, из горожан наспех собрали ополчение, численность которого составила порядка 40 тысяч человек. Однако войско, собранное наспех, совершенно не было обучено воинскому делу. Новгородцы двинулись в направлении Пскова, для того чтобы помешать соединению Московских и Псковских войск.

Но на реке Шелони, новгородское войско, случайно, столкнулось с отрядами одного из московских воевод, где и были наголову разгромлены своим противником. Новгород оказался в осаде. В ходе переговоров с Иваном III, Новгород сохранил свою независимость, выплатил контрибуцию, и больше не имел права заигрывать с Литвой.

Весной 1477 года, в Москву прибыли жалобщики из Новгорода. Излагая свое дело, жалобщики назвали Ивана III государем, вместо традиционного господин. «Господин» - предполагал равенство «господина великого князя» и «господина великого Новгорода». Москвичи сразу же уцепились за этот предлог, и отправили в Новгород ультиматум, согласно которому Новгород должен был присоединиться к Москве.

В результате новой войны, Новгород был присоединен к Москве, должность новгородского посадника упразднена, а вечевой колокол вывезен в Москву. Это было в 1478 году. После взятия Новгорода царь продолжил собирание русских земель. Это была суть его внутренней политики. Он распространил свою власть в Вяземской земле, захватил землю коми и Великую Пермь, а так же навел свои порядки в земле хантов и манси.

С ростом могущества страны крепла и великокняжеская власть. При Иване III в России возникла система службы за землю. Это прогрессивное нововведение стало основой для формирования слоя дворянства, новой опоры великокняжеской, а впоследствии и царской власти. Централизованное государство не могло существовать без общего законодательства.

В 1497 году выходит общерусский . Судебник устанавливал правовые нормы жизни русского общества.

Внешняя политика Ивана III

Во внешней политике правителя тоже не обошлось без крупных успехов. Русь окончательно перестала зависеть от Золотой Орды, выплачивать ей дань. Произошло это событие в 1480 году, ознаменованное « ». Хан Ахмат двинул большие войска на Русь, долгое время готовился к решающему сражению, но в итоге повернул назад. Так закончилось Ордынское Иго.

Умер Иван III 27 октября 1505 года. Имя его навсегда вошло в Историю России.

Итоги

За своё правление он добился больших успехов во внутренней и внешней политике, завершил процесс собирания земли русской, раз и навсегда покончил с Ордынским Игом. Не зря Иван III Васильевич, в науке и публицистики получил прозвище Великий.

В ряду московских князей особенно выделяется Иван 3. Итоги правления этого государя действительно впечатляют. Ему удалось объединить вокруг Москвы почти все русскоязычные земли. При нем было окончательно сброшено монгольское иго. Эти и другие успехи Ивана Васильевича стали возможны благодаря его гибкой дипломатии и мудрости.

Политическая обстановка

Иван III родился в 1440 году в семье московского Василия Васильевича Темного. Его отцу пришлось почти все свое правление воевать с родственниками - претендентами на престол. Во время междоусобицы Василий был ослеплен и последние годы своей жизни почти недееспособен. Старший сын Иван стал его глазами и ушами. С юных лет наследник учился государственному управлению. Все навыки, полученные им при отце, помогли ему в дальнейшем, когда великому князю приходилось принимать тяжелые и ответственные решения.

Со смертью Василия Васильевича в 1462 году начал править Иван 3. Итоги правления его отца, несмотря на междоусобицы, были обнадеживающими. Москва стала Ее соседями были Золотая Орда, Тверское и Рязанское княжества, Литва и Новгородская республика. Все эти государства имели периодические конфликты с Кремлем, поэтому Ивану Васильевичу пришлось с первых лет правления привыкнуть к постоянной сумятице во внешней политике.

Борьба с Литвой

В эпоху монгольского владычества Москве удалось объединить большую часть земель, принадлежавших к северо-восточной Руси. Это были территории в долине верховий Волги и ее притока Оки. Однако на западе появилась другая сила, которая могла стать альтернативным русским центром.

Это была Литва, в которой, несмотря на правившую литовскую династию, заметное большинство населения составляли восточные славяне. В XIV-XV вв. это государство пошло на сближение с католической Польшей. Две страны заключили унию и создали Речь Посполитую. К новому союзу тянулась новгородская аристократия, во главе которой стояла Такого развития событий не мог допустить Иван 3. Итоги правления этого государя показали, что он всерьез осознавал польско-литовскую угрозу и всячески старался обогнать своего противника в «собирании земель» хотя бы на шаг.

Упразднение Новгородской республики

В 1471 году московский князь объявил Новгороду войну. По Коростынскому мирному договору была подтверждена вассальная независимость республики от Кремля. ненадолго успокоил ситуацию.

У Ивана было много шпионов в Новгороде, которые присматривали за настроениями местной аристократии. Когда они сообщили князю о новой попытке отправить посла польскому королю, в Москве было решено использовать это предательство как повод к войне. Новгород практически без боя сдался. Так в 1478 году он окончательно был присоединен к образующемуся Русскому государству. Главный символ местной свободы вечевой колокол был увезен в Москву.

Присоединение Твери

Так же решительно в спорах с другими соседями действовал Иван 3, итоги правления которого показали эффективность его наступательной политики. В прежние времена главным противником Москвы была Тверь. Та эпоха осталась позади, и теперь правитель этого княжества Михаил Борисович старался идти на компромисс с Кремлем. Когда Иван Васильевич был юношей, его женили на сестре тверского правителя Марии. У пары был единственный сын. Его также назвали Иваном. По материнской линии этот мальчик стал претендентом на тверской престол.

Когда Михаил попытался пойти на сближение с Польшей, Иван Васильевич тут же пришел с войском в его столицу. Тверской князь, понимая безнадежность своего положения, бежал за границу. Так в 1485 году Ивану удалось без войны присоединить его удел.

В то же время в вассальном положении по отношению к Москве оставались другие «независимые» русские города - Псков и Рязань. В этом успехе заключались итоги правления Ивана 3. Таблица показывает основные события, связанные с его правлением.

Конец ханского ига

Другой важной проблемой для всего русского народа уже давно была татаро-монгольская угроза. Долгое время ханы собирали дань со славянских князей. В 1380 году Дмитрий Донской разбил татар в Куликовской битве. С тех пор их влияние стало значительно слабее, что обусловливалось политической раздробленностью в Золотой Орде. Характеристика и итоги правления Ивана 3 были в окончательном разрешении этой проблемы.

Последним ханом, попытавшимся сделать московского князя своим данником, стал хан Большой Орды Ахмат. Он уже не владел Сибирью, Крымом и ногайцами, как его предшественники, но по-прежнему был опасен. В 1480 году он пошел походом на Москву. Иван Васильевич отправился отражать неприятеля во главе дружины. Две армии встали на противоположных берегах и так и не схлестнулись в битве из-за нерешительности Ахмата. Поняв, что он не сможет сдюжить с князем, тот повернул обратно. После этого эпизода татаро-монгольское иго было окончательно сброшено. Итоги кратко говоря, заключались в том, что он смог обезопасить Москву от внешней угрозы. Князь скончался в 1505 году, осененный своими победами и успехами.




В воскресение, которое предшествует дню Пасхи, христиане отмечают Вербное воскресение. Это торжество называют также Вход Господень в Иерусалим или Пальмовое воскресенье. Именно в этот день Иисус Христос, верхом на ишаке въехал в Иерусалим. Простой народ приветствовал Иисуса восторженными криками и веточками пальм. Вот откуда и названия праздника. Веточки пальм у нас в России были заменены на веточки вербы, ивы или других деревьев, которые расцветают в начале весны. Наиболее распространены использования веточек вербы, вот почему мы и называем этот праздник .


Что делают на Вербное воскресение? Что можно делать на Вербное воскресенье?



На вербное воскресение святят в церкви вербу (иву и т. п.) и украшают веточками свой дом. Это защитит дом и его хозяев от бед, болезней и невзгод. Лучше заготавливать вербу заранее, если она еще не распустилась, то за несколько дней до праздника. Ее стоит поместить в воду, чтобы она расцвела. Если верба уже цветет, то стоит заготовить ее накануне.

Также в этот день предсказывают урожайность текущего года, если распустилось много почек вербы, то год будет урожайным. В этот день можно проводить ритуалы и заговаривать. Чтобы улучшить здоровье, к примеру, нужно было накануне расчесать волосы и бросить их в воду, которой потом надо было полить вербу. Считалось, что при этом все болезни «уходят в землю».

Еще что нужно делать на Вербное воскресение? В этот день также изготавливались лекарства из вербы. Люди верили, что верба помогала при головных болях и болях в суставах.

Этот день считают благоприятным для посадки и пересадки растений. Считалось, что если растение посаженое в это воскресение не пропадет, и будет расти, в доме будут водиться деньги.

Наши бабушки, мамы и прабабушки верили, что если в этот день подумать о своем возлюбленном он непременно придет в этот день.

Неуверенные в себе люди могли вбить колышек из вербы в стену своего жилища, после чего они становились решительными и уверенными в себе людьми.




Вербное воскресение большой религиозный праздник, поэтому в этот день категорически запрещено работать. При праздновании вы не должны забывать, что продолжается Великий пост. Все блюда на вашем столе должны быть приготовлены с разрешенных постом продуктов. Нельзя в этот день и расчесывать волосы. Следует оградить себя от компьютера и просмотра телевизора. В этот день нельзя садить вербу, считалось, что как только верба вырастет, человек посадивший вербу умрет.

Вербное воскресение 2018 отмечается 1 апреля, за неделю до Пасхи. Главная традиция праздника - освящение веточек вербы

Вербное воскресенье - один из важнейших христианских праздников с древними традициями и обычаями. Как правильно его отметить, на какие праздничные приметы стоит обратить внимание, что можно, а что запрещается делать в Вербное воскресенье 2018 - в материале .

Традиции праздника Вербное воскресенье

1 апреля православные христиане отпразднуют Вход Господен в Иерусалим, или Вербное воскресенье 2018. Ежегодно дата праздника меняется в зависимости от числа Пасхи. Однако всегда - это воскресенье шестой недели Великого поста.

Обычаи Вербного воскресенья тесно связаны с библейской историей о прибытии Христа в Иерусалим. Сын Божий приехал в город верхом на осле, а встречали его люди с пальмовыми ветвями в руках, которые считались символом исцеления. Праздник в честь этого события и в наши дни у католиков носит название Пальмовое воскресенье. В православной вере пальму сменила верба, но символизм сохранился, ведь у славян именно этому дереву всегда приписывались целебные свойства.

Фото: Вербное воскресенье 2018 - 1 апреля (pixabay.com/stafichukanatoly)

Освящение веточек вербы является главной традицией праздника Вербное воскресенье. После утренней службы веточки нужно принести в дом, чтобы защитить его от бед, нищеты и сохранить семейное благополучие.

Существует еще один народный обычай с вербной веточкой. Освященными прутиками слегка бьют друг друга со словами: "Не я бью - верба бьет! Верба хлест - бьет до слез!". По примете, удары вербой в праздник защищают от сглаза и порчи.

Почки освященной вербы испокон веков использовались в народной медицине. Считалось, что талисман из вербных почек мужчинам добавляет физической силы, женщинам помогает забеременеть и лечат бесплодие. В отваре из веточек вербы купали детей, чтобы снять жар. Также вербой лечили домашних животных.

Вербное воскресенье 2018: что нужно делать в праздник

Праздничный день необходимо провести в семейном кругу. На службе в Вербное воскресенье следует освятить веточки вербы. Согласно традициям, прутики должны быть сорваны в этот же день до восхода солнца. Освященные вербные ветки нужно поставить в доме у иконы и хранить в течении года для защиты семьи от бед и болезней.

Так как праздник приходится на Великий пост, угощения должны соответствовать его правилам. Однако в Вербное воскресенье в рацион можно добавить блюда из рыбы и красное вино. Детям можно испечь сладкое печенье из постного теста с орехами и сухофруктами.

В Вербное воскресенье можно заняться пересадкой комнатных растений. По народным поверьям, если пересаженный в праздник цветок будет хорошо расти, семью ждет финансовое благополучие. Если же завянет - стоит ждать материальных трудностей.

Фото: Традиции на Вербное воскресенье связаны использованием веточек и почек вербы (pixabay.com/ElinaElena)

Что запрещается в Вербное воскресенье

В праздничное воскресенье не стоит выполнять физическую работу, также запрещается шить, вязать, вышивать, заниматься уборкой и стиркой.

Угощения для празднования Вербного воскресенья стоит приготовить заранее, ведь в этот день кухонные хлопоты запрещены. Особенно это касается готовки горячих блюд.

В праздник нельзя думать о плохом и ссориться.

В Вербное воскресенье нельзя расчесывать волосы. Однако есть ритуал с вербой, который можно проводить за день до праздника. Чтобы избавиться от головных болей, нужно расчесать волосы, затем несколько волосинок или расческу опустить в воду. В праздничный день следует полить этой водой вербу и произнести: "Вода, лейся на землю вместе с головной болью".

Приметы на Вербное воскресенье

По народным наблюдениям, погода в день праздника может рассказать о будущем лете и урожае. В Вербное воскресенье 2018 можно обратить внимание на такие приметы:

  • Теплая и солнечная погода на Вербное воскресенье - к хорошему урожаю фруктов.
  • На Вербное воскресенье стоит мороз - к богатому урожаю яровых хлебов.
  • Дождь на Вербное воскресенье - к урожайному лету.
  • Кто съест почку свяченой вербы - у того важное дело решится.
  • Какой ветер на Вербное воскресенье - такой и летом дуть будет.
  • Солнечная погода на праздник - к теплому лету.

Отличия в праздновании Пасхи у православных и католиков (video.сайт)

Смысл события Входа Господня в Иерусалим очень хорошо выражен богослужебными песнопениями праздника. Так, в тропаре говорится: «Общее воскресение прежде Твоея Страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне». Из приведенного текста мы видим, что само событие Входа Христа в Иерусалим в церковной традиции связывается с произошедшим накануне воскрешением одного из учеников Спасителя, праведного Лазаря, брата Марфы и Марии. Таким образом, главной идеей праздника является провозвестие накануне страданий и распятия Христа всеобщего воскресения из мертвых, возможность которого, собственно, и показана воскрешением Лазаря Четверодневного.

Кроме того, торжественный вход Христа в Иерусалим на осле указывает на еще одну особенность и никаким образом не мог быть воспринят современниками как нечто привычное и обыденное. В древности Иерусалим был тем одним-единственным во всем мире городом, в котором находился храм, посвященный Истинному Богу. Следовательно, и сам городом считался среди иудеев священным, так как только в нем приносилась жертва Единому Богу. Именно поэтому, из глубокого уважения и почтения к Святому городу, ни один верующий человек не мог себе позволить въехать в городские ворота верхом на лошади или осле. В Иерусалим можно было только войти. Поэтому тот факт, что Христос въехал в Иерусалим сидя на осле – это уже, по словам святых отцов, свидетельство о Его Божественном достоинстве. Христос входит во Святой град не как простой человек: Он входит в него как Божественный Мессия, грядущий спасти человечество от власти греха и смерти. И то, что люди выходят Ему навстречу и при этом постилают пред Ним свои одежды и ветви пальм, еще одно тому подтверждение.

Следовательно, сам праздник Входа Господня в Иерусалим призван напомнить нам, что Христос – это, прежде всего, воплотившийся Сын Божий, Который приходит в этот мир для того, чтобы воскресить нас и тем самым даровать нам вечную жизнь в Боге.

Что нужно обязательно сделать в этот день, а чего делать не следует?

Первое, и самое главное, что нужно сделать в этот день – пойти в православный храм на Божественную литургию и по возможности причаститься Святых Тела и Крови Христовых. Для церковного человека не может быть ничего важнее Причащения. Причащение – это соединение с Самим Богом, а потому, если мы хотим унаследовать вечную жизнь в Боге, мы должны как можно чаще приступать к этому Таинству. Таким образом, самым важным для нас в этот день является участие в общественном богослужении как средоточии всей духовной жизни человека.

Говоря же о том, чего в этот день делать не стоит, хотелось бы отметить несколько странную, но очень распространенную у нас практику: люди, приходя в храм, выстаивают по нескольку часов, чаще всего на улице, так и не зайдя внутрь самого храма, только для того, чтобы освятить веточку вербы. Большинство может позволить себе зайти в храм только для того, чтобы купить и поставить свечку. И на этом духовная жизнь человека заканчивается.

Следовательно, можно сделать весьма неутешительный вывод, что для многих людей в день Вербного воскресенья самым главным духовным «подвигом» является процесс «добычи» освященной вербы, с которой потом чаще всего большинство даже не знает, что делать. Подобная практика является неким пережитком языческого прошлого. Сама верба в Неделю Ваий, как это видно из богослужебных молитвословий, вовсе не является святыней сама по себе. Ветки вербы как символ пальмовых ветвей, с которыми люди в Иерусалиме встречали Христа, – это только знамение нашей веры во Христа и символ духовной радости о том, что к нам грядет наш Господь и Спаситель. Но, к сожалению, то, с чем Он к нам идет, и то, что Он нам предлагает в храме, мы принять не хотим. А предлагает Он нам ни много ни мало, но самого Себя, Свои Пречистые Тело и Кровь. Однако мы проходим мимо протянутой Христом руки и выбираем только образ Его победы над смертью, веточку вербы, но не саму победу.

Освященная верба – это хорошо, но если мы идем в храм только за вербой и при этом проходим мимо Евхаристической Чаши – плохо, это признак нашего духовного заблуждения.

Андрей Музольф, преподаватель КДА
Православная Жизнь

Просмотрено (184) раз



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: