Что можно узнать о человеке по его речи? Как по речи определить характер человека.

Одну и ту же информацию можно по-разному представить человеку (сказать), и она окажет различное воздействие на него. Важным фактором, влияющим на восприятие речи, является то, как человек говорит. Речь может быть выразительной, чувственной и эмоциональной, а может быть вялой, безразличной. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя. Рассмотрим некоторые характеристики речи.

Голос - это средство, с помощью которого сообщение доносится до других людей. Часто слушатель определяет степень важности поступающей информации по тому, как она произносится, а не по тому, что именно говорит собеседник или оратор. Голос можно использовать правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а можно использовать его как инструмент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха.

В управленческом взаимодействии большое внимание следует уделять эмоциональному состоянию, как своему, так и партнеров.

Можно метафорично сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (т.е. незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Под сознание человека порой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достоверно определять неискренность собеседника. При этом достаточно информативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:
неожиданные спазмы голоса выдают внутреннее напряжение;
частое покашливание может интерпретироваться как неуверенность в себе или обеспокоенность (хотя это может быть и просто бронхит);
не соответствующий моменту или несоответственно выраженный хохот однозначно интерпретируется как напряжение, утрата контроля над ситуацией.

Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос в процессе профессионального общения, полезно учитывать следующие характеристики.

Темп речи. Это понятие включает быстроту речи, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз. Профессиональные коммуникаторы хорошо владеют своей речью и умеют корректировать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, содержательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели).

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и нервозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приводит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем выше напряжение, тем быстрее обычно становится речь.

Во время публичного выступления следует осознавать, что даже если времени для изложения всей информации мало и лектор будет пытаться ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего он добьется, это уменьшение в два раза степени ее понимания. Однако слишком медленная и вялая речь может привести к тому, что можно потерять внимание и интерес аудитории.

Кроме того, одна из особенностей медленного темпа - тенденция к появлению назидательных интонаций. И этим нужно уметь правильно пользоваться, различая информативное и воспитательное выступление.

Громкость. У каждого человека есть способность изменять громкость своего голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознательно оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудитории и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. Например, в зашумленной аудитории человек старается говорить громче.

При этом следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением его тональности придает голосу силу, но может и создавать ощущение агрессивности.

Высота голоса является важным элементом передачи психического состояния говорящего и способна вызвать такое же состояние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверенность. Соответственно, повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание контроля над ситуацией. Если такое действительно происходит, замедлите темп речи и немного снизьте высоту вашего голоса, и вы почувствуете себя увереннее.

Интонация. Интонации, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выполняет та интонация, с которой произносятся определенные слова. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и помогают удерживать внимание. Чем резче падает интонация, тем больше категоричности. При подчеркивании формальной ситуации речь становится более монотонной. Медленно поднимающиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, недоумение, сомнение. Глубокие эмоции - грусть, жалость, нежные чувства - передаются плавной сменой интонаций в речи.

Полезно упражняться в освоении различных интонаций. Например, потренируйтесь в произнесении одинаковых фраз с различной интонацией, придавая им разный эмоциональный смысл. Попробуйте при помощи интонации передавать состояние заинтересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.

Пауза в речи. Пауза (молчание) - важный инструмент речи при умелом его использовании. Она позволяет не смешивать смыслы различных слов и предложений, выполняя разделительную функцию. Молчание в нужный момент может восприниматься как признак уверенности руководителя и оказывать сильное управленческое воздействие.

Иногда человек пытается скрыть свою неуверенность, вытесняя паузы. Вследствие этого его речь становится торопливой, сумбурной и менее понятной. Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом - это изюминка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность. Своевременное использование паузы подготавливает аудиторию, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного. Использование пауз полезно в следующем ряде случаев.

Перед началом речи. Пауза дает возможность слушателям подготовиться к восприятию, настраивает на внимательное слушание, а оратору дает возможность собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нужный момент подчеркивает значение. Использование паузы в данном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.

Вместо знаков препинания. В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.

Смысловые ударения. В процессе управленческого общения профессиональный коммуникатор помечает важность отдельных ключевых слов, усиливая их воздействие при помощи смысловых ударений. Подобные смысловые ударения можно делать при помощи:
более медленного произнесения ключевых слов;
изменения громкости в момент их произнесения;
повышения или понижения интонации в процессе произнесения слова;
выделения паузой.

Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово.

Урок № 2 Класс 2

Тема : Что можно узнать о человеке по его речи?

Цель: с помощью наглядных примеров показать учащимся, что речь является источником информации о человеке; развивать умение употреблять в речи «вежливые» слова.

Планируемые результаты: учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать и делать выводы; оценивать поступки с точки зрения общепринятых правил «доброго», «безопасного», «красивого», «правильного» поведения.

Формирование универсальных учебных действий на уроках:

Личностные:

    Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

    Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

    Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные:

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

    Использование знаково-символических средств представления информации.

Познавательные:

    Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

    Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

    Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

    Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

    Работать в паре и группе

Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).

Ресурсы: методическое пособие; Учебник; тетрадь с печатной основой; тетрадь для учащихся в узкую линейку.

Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Ход урока:

Самостоятельная работа

Орфографическая минутка

Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

м/л с. 14 № 2.

Учитель организует работу по повторению правил ЖИ-ШИ

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Применять правила орфографии на письме.

    Самоопределение к деятельности

Фронтальная работа

На доске запись:

Снежынки весной превращяются в лужы.

Прочитайте предложение на доске.

Какой это вид речи?

Что вы можете сказать о предложении?

Какие слова записаны неправильно?

Что можно сказать о человеке, который написал это предложение?

Оказывается, по речи можно многое узнать о человеке.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Находить ошибки на знакомые орфограммы, доказывать правильность их написания.

4. Работа по теме урока

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 8

Упр. 4 - устно

Словарная работа

Работа со словом «здра в ствуйте»

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Выполнять упражнение по заданию учебника и учителя.

Физминутка

5. Продолжение работы по теме

Работа по учебнику с. 8 - 9

Фронтальная работа

Упр. 5 – устно

Самостоятельная работа

Списывание слов с доски: м/л с. 16 № 2.

Списывание текста упражнения.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1

Списывать текст и выполнять задания.

6.Рефлексия

Фронтальная работа

Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете «вежливые» слова.

Учитель читает стихотворение м/л с. 16 № 2.

Р2. Оценивать свои достижения.

Ученики вставляют пропущенные слова (устно)

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».

7.Итог урока

Фронтальная работа

Что можно узнать по речи человека? С какими людьми вам приятнее общаться?

Какие слова нужно употреблять, чтобы с вами было приятнее общаться?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

8.Домашнее задание

Вспомнить и записать слова приветствия.

Л3, 4; Р2; П3.

По речи человека, по тому как и о чем, и что он говорит, легко можно вычислить человека, его характер, его мотивы, и его отношение к вам.

«КАК» и «ЧТО» мы говорим?

Цель этой статьи не столько научить вас следить за речью другого человека, сколько научить вас следить за собственными словами. Всегда легче критиковать кого-то и не замечать собственные недостатки. Будьте внимательны при чтении, возможно вы распознаете себя.

1.Синдром «владения искусством общения»

Люди, которые действительно хорошо подготовлены, точно знают, что сказать другим. Они не скупятся добрые слова, любезности и проявление симпатии. Они искренни, и реакции неподдельны и идут от сердца.
Они честны и не должны доказывать правдивость своих слов. Они думают прежде чем говорят, и поэтому никогда не говорят бестактностей. Они всегда понимают, что говорят и к кому обращаются. Они говорят то, что думают. Они говорят лаконично, по существу и понятно. Их слова не имеют скрытого смысла, и их невозможно неправильно истолковать.
Они думают не столько о себе, сколько о человеке, с которым беседуют. Это делает их хорошими слушателями. Они больше стараются проявить интерес к другому, чем произвести на него впечатление.
Люди, владеющие искусством общения, не нуждаются в том, чтобы всегда находиться в центре всеобщего внимания. Они уверены в себе, и им не нужно ничего никому доказывать.

2.Синдром «я шучу»

Когда человек говорит вам что-нибудь ироническое или грубое и сразу же добавляет: «Я шучу!», — он выдает себя с головой. Хотя «шутники» могут возразить, что просто хотели немного позабавиться и вам нужно легче ко всему относиться, на самом деле они обнаружили свою враждебность или зависть по отношению к вам.
Люди, дразнящие других подобным образом, также бессознательно пытаются изменить такое развитие событий, которое заставляет их чувствовать себя плохо (например избыточный вес или возраст). Они относятся к типу людей, которые не способны достойно переносить неприятности и скрывают свое плохое к вам отношение под маской не очень приятного юмора. На самом деле этот юмор сигнализирует о том, что человек с трудом сдерживает свое недовольство вами, собой и жизнью.

3.Синдром «те, кто не понимает, что говорит»

Дело вовсе не в том, что эти люди недостаточно умны, они могут просто не учитывать некоторых моментов или вовсе их не знать и в результате попадают в ироничные ситуации, возникающие у них на работе, в общественном месте или в семье. Они могут просто отстать от времени и современного прогресса, или не быть в курсе происходящих событий, или из-за элементарного невежества, или пользоваться сленгом, или употреблять ругательства, потому что обладают недостаточным словарным запасом.
Ограниченность словарного запаса указывает на то, что человек очень сильно отстал в своем развитии и плохо понимает насколько изменился мир вокруг него.

4.Синдром «спорщика»

Люди, которые обожают поспорить, не уверены в себе, постоянно ощущают угрозу и пытаются укрепить свое положение, возражая другим и при этом предоставляют им дополнительную информацию. Ставя других в неловкое положение, эти люди манерой своей речи показывают, что они вас не уважают. Они видят в вас опасного конкурента и не любят вас или боятся!
Этот тип поведения обычен для близких по возрасту братьев и сестер, которые часто опровергают то, что один из них говорит для того, чтобы его сконфузить. Такое нередко случается и браках, в которых супруги постоянно борются друг с другом.

5.Синдром «любителя испортить другим настроение»

Тот, кто любит портить другим настроение, похож на спорщика тем, что также не уважает, боится вас или очень завидует. Эти неуверенные в себе люди должны лишить душевного равновесия другого, чтобы збодриться самим. Для хорошего самочувствия они должны ощущать свою власть и возможность влиять на других.
Эти люди сами недовольны жизнью и поэтому не хотят, чтобы ею были довольны другие, и стараются испортить им настроение. Особенно им нравиться расстраивать вас в присутствии других, поскольку это позволяет им чувствовать себя еще более влиятельными. О чем бы вы им ни рассказали, вы никогда не дождетесь от них одобрения, они всегда будут недовольны и сумеют найти на солнце пятна.
Они будут говорить с вами и о вас, вместо того, чтобы разговаривать с вами. Их не слишком интересует, что вы хотите им сказать, потому что они предпочитают монолог. И чтобы вы ни сказали, им обязательно нужно показать свое превосходство или испортить вам настроение.

6.Синдром «болтуна»

«Замолчи! Да замолчи же ты наконец!!!» — так и хочется иногда сказать некоторым «ораторам».
Люди, которые просто не могут замолчать, не умеют общаться с другими. И хотя сначала их разговорчивость кажется очаровательной, она определенно начинает утомлять уже через час, максимум два. При этом их обычно нисколько не интересует, есть ли у другого человека время на разговоры.
Болтунов бывает очень трудно отогнать от телефона. Они не понимают, как их постоянная болтовня раздражает окружающих: они слишком поглощены собой, чтобы это заметить. Их просто нельзя заставить молчать, потому что они начинают ощущать дискомфорт и впадают в панику. Они говорят чтобы подбодрить себя или успокоиться. Болтовня отвлекает их от проблем и неприятностей, с которыми им приходится сталкиваться.

7.Синдром «сплетника»

Люди, которые плохо отзываются о других, неуправляемы. Они хотят чувствовать свою власть, сплетничают, потому что недовольны своей жизнью. Сплетники часто бывают подлецами и лгунами и втираются к вам в доверие только для того, что-то о вас разузнать и потом передать эту информацию другим. Они не умеют хранить секреты и сразу же разнесут по свету любую информацию, которой вы с ним поделитесь.
Большинство сплетников завистливы, считают других своими соперниками и думают только о том, как бы обидеть или вовсе разрушить их жизнь. Сплетня - их способ словестно уничтожить человека, с которым они состязаются. При этом, часто это состязание они навязывают сами!
Поскольку эти завистливы, они пойдут на все, чтобы подорвать вашу репутацию, предав огласке сведения личного характера, которые вы бы хотели утаить.
Всегда помните! Тот, кто сообщает вам информацию о других, обязательно также передает другим информацию о вас!

8.Синдром «вмешивающихся не свои дела»

Как и у сплетников, в жизни этих людей мало что происходит, и поэтому они хотят узнать как можно больше о вашей. В большинстве случаев они ревниво относятся к успехам других и очень любят манипулировать людьми, но в то же время грубы и не заботятся о чужом мнении. Они без стеснения вторгаются в чужую частную жизнь и никогда не бывают удовлетворены полученными ими ответами. Им всегда хочется сунуть свой нос в ваши дела еще дальше. Они застают вас врасплох и заставляют перейти к обороне. Вы чувствуете себя обязанными отвечать на их нескромные вопросы.
Поскольку большинство людей личных вопросов не задает, вы,как правило, не готовы к тому, чтобы на них отвечать, и поэтому машинально сообщаете им то, о чем они хотели бы узнать. Позже вы будете страшно винить себя и очень удивляться,зачем же вы это рассказали, но вы не виноваты, просто им удалось все у вас выведать, потому что они действовали неожиданно грубо, прямолинейно и нагло.

9.Синдром «расскажу все»

Есть люди, которые рассказывают вам абсолютно все, не важно, хотите ли вы этого или нет. Эти люди очень не уверены в себе, у них отсутствуют сдерживающие центры и чувство меры. Желая наладить с вами контакт и дружеские отношения, они делятся подробностями своей личной жизни, не замечая, что на самом деле этим от себя только отталкивают. Зачастую они выставляют себя на посмешище перед теми, кому все рассказывают.
Эти люди в своем психологическом развитии остановились на уровне двух-пятилетнего ребенка, который охотно сообщает всем окружающим абсолютно все: что он кушал и как сидел на горшке. Но как только дети достигают школьного возраста, они быстро начинают понимать, что существуют такие ситуации, например, то,что они делают в ванной, которые ни с кем обсуждать нельзя! Узнают от своих сверстников и учителей, что некоторые темы являются сугубо личными. Если же люди, повзрослев, продолжают делиться с окружающими подробностями своей личной жизни, это значит, что они ищут того же одобрения, которое они получали в детстве.

10.Синдром «любителя увиливать»

Когда люди говорят обиняками и долго не переходят к главному, возникают недоразумения, и повинны в этом чаща всего оказываются не мужчины, а женщины.
Когда люди выражают простейшие вещи крайне замысловатыми словами, они могут нанести своим отношениям с другими непоправимый урон. Люди, которые любят увиливать, обычно бывают хилыми, всего бояться и терпеть не могут создавать проблемы, при этом именно их и создают. Любители увиливать думают, что выражаются предельно доходчиво, но они ошибаются. Они предпочитают сохранять статус-кво и редко когда выступают инициаторами каких-либо существенных перемен.

11.Синдром «излишней прямолинейности»

Прямо переходить к делу очень хорошо, но бывают люди, которые переходят к делу слишком быстро, пренебрегая при этом дипломатией. Такие люди обычно не понимают, какое впечатление их слова могут произвести на других.
Они не видят ничего особенно в том, чтобы сказать прямо сказать человеку, что он не прав или что он никому не нравится. Или они недостаточно усвоили основные правила поведения в обществе, или же у них сохранилась детская психология. Обычно у детей что на уме, то и на языке, они не задумываются о последствиях, которые могут иметь их слова, и им ничего не стоит закричать в общественном месте, что кто-то жирный и вонючий.
Эти люди правдивы, но в мире взрослых из безжалостная правдивость способна стать причиной разрыва отношений. Во многих случаях это делается намеренно. Они могут быть хулиганами, которые используют свою прямолинейность как средство устрашения, способной заставить людей делать то, что им нужно.

12.Синдром «самоуничижения»

Люди, склонные к самоуничижению, живут в страхе, причем в основном они опасаются своей собственной тени. Эти люди постоянно перед всеми извиняются, даже за то, что они не сделали.
Люди, которые так себя ведут, страдают от недостаточного самоуважения и не любят создавать проблемы. Обычно им никогда не удается преуспеть в жизни, потому что они не предъявляют претензии на то, что принадлежит им по праву. Они позволяют другим себя третировать. И даже если люди предлагают им свою поддержку и говорят любезности, они все равно умудряются принизить свои заслуги. С ними бесполезно разговаривать, потому что они слишком заняты самоуничижением, чтобы позволить вам их подбодрить. Они ни за что не примут как должное чью-либо похвалу, даже вполне заслуженную. Что они действительно умеют, так это придумывать отговорки.
Эти люди не выносят когда их осуждают, однако сами оценивают других критично. По существу, такие люди относятся к другим также критично, как и к самим себе.

13.Синдром «а я не знаю»

На свете бывают люди, которые боятся совершать поступки, брать на себя ответственность, в том числе и выразить свое собственное мнение, чтобы кого-нибудь не обидеть. Редко способные занять какую-то позицию, эти люди склонны к самоуничижению и не любят создавать проблемы. К тому же они обычно боятся людей и жизни в целом. На вопросы в их сторону они как правило отвечают: «а я не знаю, а как вы сами считаете?». Стараются переложить груз забот и проблем на чужие плечи.
Эти люди склонны поддакивать и принимать позицию тех, кто окажется сильнее в той или иной ситуации, создавая при этом перевес сил в ту или иную сторону. Таких как правило часто используют в спорах и конфликтах для достижения своих целей другие люди. Такая модель общения характерна для ограниченных людей, которые чувствуют себя неуверенно, испытывают страх и придерживают информацию. Из-за этого они не вызывают у других большого доверия, не говоря уже о том, чтобы пользоваться популярностью. Если вы хотите общаться с такими людьми, то должны дать им возможность поддерживать с вами обратную связь, дать им высказаться и выслушать их.

14.Синдром «лжеца»

Неискренних людей можно определить как по их словам, так и по внешнему виду. Они могут колебаться перед тем, как сказать, и с трудом подбирают слова, чтобы выразить то, что собирались. Они могут также без конца перемежать свою речь разными звуками и мычанием типа: «гм», «э-э-э», «м-м-мда» и т.д. Часто эти повторы и колебания появляются, когда люди, говорящие неправду, слышат неожиданный вопрос или ответ. Возможно, они просто не успели заранее придумать ту ложь, которую теперь собираются сказать.
Еще один признак синдрома лжеца — излишняя щедрость на комплименты (больше похоже на лесть). Если человек так и осыпает вас комплиментами (как мы это любим!), велика вероятность того, что он питает в отношении вас неблаговидные намерения. Людям, которые так поступают, всегда что-то от вас нужно.
Во многом на «синдром лжеца» похож «синдром любителя пофлиротовать». Такие люди манипулируют другими, чтобы понять, кого они способны завлечь и как далеко с ними могут зайти. Эти люди получают удовольствие от того, что дразнят вас всевозможными сексуальными намеками и обещаниями, которые, однако, не имеют никакого продолжения (обычно хорошо получается у женщин). Они обещают, что позвонят, и никогда этого не делают. Они просто хотят узнать, сколько людей находят их сексуально привлекательными и неотразимыми, а заодно пополнить собираемую коллекцию.
Такие люди живут в постоянном страхе, что кто-то узнает о них правду. Они неуверенны в себе и должны постоянно доказывать себе свою значимость, пытаясь манипулировать другими.

15.Синдром «сленга»

Люди, которые разговаривают на сленге, делают это, чтобы не отстать от других. Используя новомодные выражения, они показывают вам, какие они крутые. Люди, которые употребляют много сленговых выражений, испытывают страстное желание быть частью какой-то группы. Они разговаривают особым образом, чтобы не допускать других в тот воображаемый круг, к которому, по их мнению, они принадлежат.
Вся беда в том, что пытаюсь выглядеть стильно и современно, они никогда не могут полностью достичь своей цели,ведь сленг меняется буквально ежеминутно и человек с таким синдромом всегда оказывается позади.

16.Синдром «нытика»

Эти люди, судя по их словам, настоящие жертвы, перед которыми все вокруг в чем-то виноваты! Они постоянно стонут и жалуются на все и на всех, они постоянно всем не довольны, им практически нельзя угодить. Их разговоры сводятся к тому, что все их обижают или они предчувствуют что-то нехорошее. Идет ди речь об их здоровье или отношениях с другими людьми, они всегда умоляют о помощи, чтобы привлечь к себе внимание. ОДНАКО!!! Когда кто-то пытается оказать им помощь, они редко реагируют на это предложение. Они ничего не ценят и склонны к разрушению.
Часто они напоминают воинов, которые всегда в строю, но живут прошлым. Эти люди вечно находящиеся в депрессии способны заразить своей тоской кого угодно. Стоит вам поговорить с ними хоть немного, и ваша энергия моментально иссякнет.
Люди этого типа являются мощными ЭНЕРГОВАМПИРАМИ.

17.Синдром «словестного провокатора»

Словестный провокатор, или тот, кто интересуется чужими делами, старается испортить вам настроение, лишив вас душевного равновесия. Такие люди находят удовольствие в том, чтобы специально говорить вам вещи, которые могут выбить вас из колеи. Они несчастливы сами и стараются сделать такими же несчастными других людей. Они постоянно делают разные намеки и мутят воду. Вы можете быть счастливы в браке и совершенно уверены в своих друзьях, но стоит вам послушать этих интриганов, и отношения вам кажутся не такими уж безоблачными, вы начинаете необоснованно кого-то в чем-то подозревать, становитесь агрессивными и создаете конфликты! На ровном месте!!!
Это несносные, двуличные, скрытные люди, которые радуются чужой беде. Они обожают совать свой нос в ваши дела и давать советы. Это ваши враги, которые намеренно говорят вам гадости, чтобы испортить вам настроение и отравить вашу жизнь.

18.Синдром «ворчуна»

Эти люди по свой сути контролеры. Они хотят удостовериться в том, что все сделано, и поэтому спрашивают вас об этом снова и снова. Они постоянно надоедают вам, чтобы вы все снова проверили и перепроверили. Они терпеть не могут, когда их игнорируют, и добиваются того, чтобы вы их заметили, раздражая вас до тех пор, пока вы не сделаете то, что они вам говорят.
Это властные чудаки, которые очень критичны по отношению к другим. Когда вы в конце концов делаете то, что они хотели, этого все равно оказывается для них мало. Они начинают вас критиковать и говорить, что вы все еще не удовлетворяете их требованиям.
Ворчание — это основная причина того, что супруги разводятся. Это взаимная демонстрация силы, при которой не бывает победителей. Если ворчун перестанет ворчать, то у членов его семьи станет больше тем для разговоров и меньше оснований для грусти или раздражения.

19.Синдром «сквернослова»

Люди, которые в разговоре постоянно употребляют ругательства, делают это для того, чтобы казаться модными или грозными. В ряде случаев это своеобразный защитный механизм, который используется для того, чтобы поставить других в тупик. Если люди любят употреблять одни и те же ругательства, это может их объединять. Сплошь и рядом люди ругаются намеренно, чтобы проверить вашу реакцию и понять, что вы собой представляете. Они могут делать это даже просто из желания кого-нибудь шокировать.
Многие хулиганы или властные чудаки ругаются, пытаясь приобрести власть над другими. Они делают это, чтобы испытать вас. Для них это способ привлечь внимание к своей персоне, доказать свое превосходство и добиться реакции. Как правило вся их власть держится на словах и чувство страха потерять эту власть, заставляет этих людей выбирать еще более угрожающие выражения.

Будьте внимательны к своим словам и выражениям. Научитесь по синдромам понимать тех, с кем общаетесь. И тогда вы сможете избежать многих душевных потрясений, наладить взаимоотношения с теми, с кем казалось бы вообще невозможно общаться.

Проблемный очерк

Речь ‒ визитная карточка человека. Так ли это? Действительно ли слова способны раскрыть человека, выявляя его черты характера, особенности, поведение? Ответ на этот вопрос берет начало в далекой древности, скрытой от нас прочной стеной времени.

Еще древние мыслители задумывались о значимости речи. Так, Сократ однажды сказал молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя». Без слов человек закрыт, «невидим для других». Действительно, составить верное представление о человеке лишь по внешнему облику кажется делом невероятно трудным, весь внешний облик лишь обложка закрытой книги, ключом к которой является речь.

Речь являет отражением внутренних установок и характера человека. Многие опытные руководители и психологи знают, что по тому, как человек изъясняется можно сказать, что это за человек, какова его стратегия поведения и как он будет взаимодействовать с другими людьми. Оказывается, мы, общаясь в друзьями на перемене, отвечая на уроке или выступая перед аудиторий, не только передаем информацию об интересующем нас предмете, но, сами того не замечая, рассказываем о себе. Как же это происходит?

Эрудиция и интеллект могут быть в известной степени оценены содержательностью речи и предполагают, прежде всего, наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек. Оценивая речь, собеседник обращает внимание на красоту и организованность речи, на построение фраз, логическую связь между предложениями. Даже одну и ту же мысль мы можем донести до слушателя по-разному! Например, даны три высказывания: «Седня холодно, вот черт», «К моему крайнему неудовольствию, погода довольно холодная, так низко температура не опускалась с января 2005 года», «Воистину русская зима! Как говорил Пушкин: «Мороз и солнце…». Проанализировав три высказывания, мы видим, что первое принадлежит, вероятно, подростку или необразованному человеку, о чем свидетельствует наличие разговорной лексики, примитивно построенные предложения. Речь второго построена грамотно, правильно и подкреплена фактами, из чего можно сделать вывод, что говорит взрослый, эрудированный человек, склонный к несколько занудной точности, излишней наукообразности, ну а третий дополняет свою речь отрывком из знаменитого стихотворения, чем показывает свое культурное развитие или претензию на нее.

Более того, наша речь рассказывает о наших чувствах, выдает эмоции, которые мы порой не можем сдержать. Психолог Антон Штангль на основе голоса характеризует личностные особенности человека следующим образом:

Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;

Спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;

Заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;

Сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;

Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
- нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

Значит, просто говорить умными фразами еще не является залогом успеха! Чтобы произвести хорошее впечатление, мы должны говорить уверенно и связно, не нарушая без причины плавную текучесть голоса. Вероятнее всего, вы заметили, что голос человека сам по себе может привлекать или отталкивать слушателей. Это действительно так. Оглянитесь в свое прошлое, присмотритесь к людям, прислушайтесь к чувствам, которые у вас вызывает голос оратора, и вы поймете, что звучание голоса имеет большое значение. Крикливый директор будет отпугивать персонал и не достигнет успеха, в то время как обладатель мягкого, приятного голоса будет притягивать публику.

Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе много информации не только о предмете обсуждаемой темы, но и о нас самих. По разговору мы можем узнать о психологическом состоянии человека, о его культуре, эрудиции и интеллекте. Может, нам стоит задуматься об этом? Я считаю, что мы должны совершенствовать свою речь и следить за тем, как мы говорим, ведь речь – это действительно наша визитная карточка.

Корепанова Елизавета, 10 класс, 2013

Трудно представить себе условия современной действительности без речи. Любое действие, требующее контакта с другими людьми, мы сопровождаем словами. Ежедневно на нас обрушивается огромный поток информации, из которой каждый выбирает для себя то, что подходит лично ему. Речь в жизни человека занимает существенную позицию: она определяет возможность любого взаимодействия и сопровождает его во всякой деятельности. Насколько бедной была бы наша жизнь без возможности облечь мысль в словесную форму! Эволюция речи человека происходила постепенно: от древности до настоящего времени она развивалась, появлялись новые значения, обогащался словарный запас. Если в прежние времена можно было заменить речь жестами, изображениями, просто взглядом, то теперь практически любая профессия требует от человека владение языком на высшем уровне. В 21 веке необходимо уметь не только грамотно и точно излагать свои мысли, но и формулировать намерения, направленные на достижение лучших результатов. Все это невозможно без речевой деятельности.

Структура речи

Речь, как и всякий другой вид деятельности, состоит из нескольких элементов.

Мотивация – важный структурный компонент, без которого никакое взаимодействие между людьми не состоялось бы. Прежде, чем совершить какое – то действие, связанное с общением, личность должна испытывать потребность во взаимодействии. Мотивация может касаться как личностных (внутренних) запросов отдельного индивида, так и выходить за рамки его потребностей.

Планирование – второй элемент в структуре речи. Здесь на первый план выходит способность к прогнозированию и ожидаемый результат. Личностные интересы человека участвуют в процессе распределения своих ресурсов и возможностей. Грамотное планирование обязательно включает в себя самоанализ и рефлексию. Человек должен знать, зачем он собирается расходовать свой ресурс, чего хочет достичь.

Реализация – это процесс, направленный на достижение поставленной цели. Когда сформулирована задача, личность обладает высокой мотивацией и осуществляет грамотный подход к пошаговым действиям. С помощью речи информация передается от одного лица другому.

Контроль – неотъемлемая составляющая любой успешной деятельности, и речь не является исключением. Чтобы понять, правильно ли решена задача, необходимо периодически отслеживать результат. Мы можем провести объемный семинар по какому – то вопросу, дать людям интересную информацию, но этого не достаточно, если имеется стремление к большим достижениям. Крайне важно получить обратную связь от участников, услышать их мнение, убедиться в своей полезности.

Функции речи

Современная психологическая наука определяет речь как высшую психическую функцию, существенный механизм в образовании интеллектуальной деятельности, процесс передачи и обмена информацией. Как всякая деятельность, она выполняет ряд важных задач.

Номинативная функция заключается в необходимости называть, обозначать предмет словом. Благодаря этому, каждый способен понять своего оппонента и не путаться в понятиях. Общение между людьми основывается по заранее созданной модели, которая существенно упрощает процесс понимания.

Обобщающая функция служит для выявления общих признаков, свойств предметов для дальнейшей классификации по группам. Слово уже обозначает не один предмет, а называет целую группу свойств или явлений. Здесь проявляется сильнейшая связь речи с мышлением, так как подобные операции требуют напряженной мыслительной деятельности.

Коммуникативная функция представляет собой этап передачи информации от одного лица другому. Данная функция может быть проявлена как в устной, так и в письменной форме.

Виды речи

В психологической науке выделяют два способа проявления речи: внешний (разговор при контакте двух и более людей друг с другом) и внутренний.

Внутренняя речь представляет собой особую форму выражения мыслей. В отличие от внешней, она характеризуется обрывочностью и фрагментарностью, нередко хаотичностью и непоследовательностью. Такой внутренний диалог происходит в сознании человека, нередко он и не выходит за его пределы. При желании им можно управлять и контролировать его. Однако сложность заключается в том, что внутренняя речь очень сильно связана с эмоциями и чувствами человека.

Особенности речи человека

Выражение эмоциональной составляющей

То, как человек говорит, оказывает существенное влияние на восприятие его слов собеседниками. Тембр голоса, интонация, паузы во время произношения, скорость придают звучащей речи своеобразную окраску, индивидуальность и неповторимость. Согласитесь, гораздо приятнее слушать человека с мягким тембром голоса, плавной интонацией и, вдобавок, интересной темой. В таком случае возникает большая заинтересованность в том материале, который преподносится.

Речь поможет личности отстоять свою позицию в споре, проявить симпатию к понравившемуся человеку, раскрыть эмоциональную составляющую. К примеру, если тема в достаточной степени по нраву личности, то, без сомнения, она будет стремиться продолжить общение.

Передача накопленного опыта

Ребенок познает окружающую реальность с помощью звучащей речи. Сначала родитель показывает ему предметы и называет их. Затем малыш растет, начинает взаимодействовать с другими людьми, узнает от них много для себя интересного и важного. Без слов было бы невозможно ни ребенку усвоить новую информацию, ни взрослому ее передать. Многое здесь, конечно, зависит от качества подачи самого материала, но значение речи является определяющим фактором.

Передача знаний и навыков, достижений современной науки является неотъемлемым звеном в применении речи. Без нее преподавательская деятельность сделалась бы невозможной. Труд писателя, мыслителя, исследователя не мог бы найти своего применения. Только благодаря живому языку, письменной и устной речи мы читаем книги, слушаем лекции, имеем возможность делиться собственным опытом с другими.

Значение речи в жизни человека

Способность к обучению

Читая книги, человек совершенствуется, расширяет свое представление о мире и о себе самом. Изучая какой – либо предмет, он так же накапливает знания. Речь при этом имеет определяющее значение: ведь не зная языка, не умея общаться, усваивать материал, личность не имела бы возможности выйти на новый уровень развития и образования. Без речи невозможно представить себе ни одной работы, ни одного исследователя, психолога, учителя или политика. Даже тот, кто считает себя в достаточной степени овладевшим родным языком и речью, должен постоянно учиться для того, чтобы достичь высоких результатов.

Способность к обучению – важная составляющая любой деятельности, если она стремиться к преуспеванию. Только постоянно узнавая новое, совершенствуя имеющиеся навыки можно выйти к успешному продвижению. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

Самосовершенствование

Иногда у человека возникает желание исправить ошибки прошлого, получить новый опыт, существенно изменить свою жизнь. Такие порывы обычно продиктованы стремлением к самореализации. В этом случае речь может пригодиться ему в качестве надежного вспомогательного средства. Изучение необходимого материала, чтение книг, проведение семинаров или тренингов – все это требует определенной подготовки и моральных сил. То, насколько личность оказывается готова приложить определенные усилия к реализации своего намерения, настолько полностью в этой непростой задаче задействована речь. Устная, письменная, обращенная вовне и внутрь себя — она ведет человека к новым свершениям, помогает ему добиться поставленной цели.

Таким образом, роль речи в жизни человека огромна, имеет первостепенное, главное значение. Речевая деятельность применима повсюду: в общении с друзьями и близкими, в сфере образования, преподавательском труде, торговле, в любой профессии, требующей контакта с людьми. Языковая культура тесным образом связана с современной психологической наукой. Если человек хочет приобрести навык эффективного общения, прослыть в своих кругах интеллигентом, культурной и образованной личностью, он должен много работать над собой, достаточно времени уделять развитию речи, правильному произношению слов и построению сложных семантических конструкций.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: