Что говорить на исповеди ребенку. Детская исповедь: не навреди! Десятая заповедь Закона Божия

Большинство детских психологов сходятся во мнении, что для ребенка возрастные кризисы просто необходимы, не пережив их, малыш не сможет полноценно развиваться. В жизни малыша чередуются стабильные и кризисные периоды – это своеобразный закон развития детской психики.

Как правило, кризисы проходят довольно быстро – всего за несколько месяцев, в то время как периоды стабильности намного продолжительней. Но, стоит отметить, что неблагоприятное стечение обстоятельств может значительно увеличить продолжительность кризисного периода, иногда беспокойный период в жизни малыша может длиться год и более.

Во время кризиса у ребенка происходит значительный сдвиг в развитии, меняется модель его поведения, обычно, эти периоды кратковременные, но достаточно бурные.

Начало и конец кризиса определить довольно сложно, обычно в это время ребенок практически не поддается воспитанию, не действуют уговоры и договоренности, которые успешно применялись родителями ранее, поведение малыша становится необъяснимым, реакция на различные ситуации довольно бурно.

Многие родители отмечают, что в периоды кризиса дети становятся более капризными, плаксивыми, появляются вспышки гнева и истерики. Но, не стоит забывать, что каждый ребенок индивидуален и каждый конкретный кризис может протекать по-разному.

Календарь кризисов ребёнка

Для ребенка этот период тоже не проходит незаметно, ему тяжело найти общий язык с окружающими, у малыша происходит внутренний конфликт.

Различают несколько возрастных кризисов:

Для того чтобы знать, как вести себя с малышом в определенный период жизни, необходимо знать, когда же случаются кризисные периоды, рассчитать их поможет календарь возрастных кризисов ребенка, он подскажет, когда ваш малыш будет особо бурно реагировать на происходящее вокруг, и когда вам стоит уделить максимум внимания своему чаду.

Давайте рассмотрим подробнее, как меняется поведение малыша в кризисные периоды и как следует себя вести родителям.

Лактационные кризисы

Лактационные кризисы, то есть, уменьшение выработки молока на фоне установленной лактации проходят довольно быстро, как правило, в течение нескольких дней. Основное условие в данный период – это неограниченное прикладывание малыша к груди, ночное кормление. Как правило, лактационные кризы случаются в первый месяц жизни малыша, в 3 месяца, 7, 11 и 12 месяцев .

Традиционно это объясняется тем, что у малыша возникает потребность в большом количестве молока, нежели вырабатывается у мамы. В эти периоды малыш становится более беспокойным, он плачет после кормления, требуя дополнительной порции. Частота прикладывания к груди в этот период возрастает. Как правило, для крохи лактационные кризисы в 1и 3 месяца не представляют какой бы то ни было угрозы или опасности.

Для того чтобы этот период прошел как можно быстрее маме стоит соблюдать режим, не волноваться и не паниковать. В этом случае лактация налаживается сама собой довольно быстро. Главное не прекращать кормить ребенка, прикладывать его к груди как можно чаще. Не стоит докармливать или допаивать ребенка в этот период, откажитесь от успокоения при помощи пустышки.

Стоит заметить, что лактационные кризисы реже случаются у мам, которые уверены в успешности грудного вскармливания и обучены правильному прикладыванию к груди.

Кризис первого года жизни малыша

Кризис в конце первого года жизни переживают практически все малыши. В этом возрасте многие дети уже начинают самостоятельно ходить, произносят первые слова, пробуют одеваться и кушать без помощи взрослых. Как правило, в это время, ребенок отвечает капризностью на чрезмерное желание родителей помогать ему во всем и опекать его.

Новые навыки дают малышу возможность почувствовать себя самостоятельным, но вместе с этим, ребенок начинает испытывать страх, что теряет маму. Девочки, обычно переживают этот кризисный период немного раньше мальчиков около полутора лет, а вот у парнишек эти волнения проходят ближе к двум годам.

Как же вести себя родителям в это непростое время? Во время первого возрастного кризиса малыш испытывает огромную потребность в общении с мамой, он хочет находиться рядом с ней всегда, не отступая ни на шаг. Если маме необходимо отлучиться, то ребенок начинает капризничать и скучать, а по возвращению просится на руки, пытается привлечь внимание к себе различными способами.

Маме, для того, чтобы иметь возможность заняться своими делами следует прежде уделить время малышу, поиграть с ним, почитать книги, поговорить. Насладившись присутствием мамочки, ребенок совсем скоро захочет поиграть самостоятельно.

Очень часто родители встречаются с проявлением упрямства в этот период жизни их крохи. Ребенок может отказываться от еды, прогулки, протестовать против одевания. Таким образом ваш малыш пытается доказать свою взрослость и самостоятельность. На помощь вам может прийти любимая игрушка ребенка: машинка или куколка собираются гулять, а зайка хорошо ведет себя за столом.

По окончанию этого периода ваш малыш получит новые знания о себе, своих возможностях и окружающем мире, проявятся ранее неизвестные черты характера. Помните, что если этот период пройдет неблагоприятно, то возможно нарушение в правильности развития.

Как пережить кризис двух лет у малыша?

В этом возрасте малыш начинает бурную исследовательскую деятельность, пытаясь выяснить, что делать можно, а чего нельзя. Это необходимо ребёнку, чтобы определить для себя границы дозволенного и почувствовать, что он находится в безопасности.

Психологи объясняют это довольно просто: модель поведения младенца формируется на основе реакции мамы и папы на то или иное действие со стороны малыша, если реакция закономерна, то она откладывается у ребенка как норма, в случае, если реакция родителей будет отличаться от привычной – малыш не будет чувствовать себя в безопасности.

Родителям важно уяснить, что такая проверка со стороны малыша является не прихотью, а желанием убедится, что все в порядке. Стоит помнить, что со временем вашему чаду придется столкнуться с сопротивлением других людей и окружающей среды.

Родителям в этот период развития стоить четко установить границы того, что делать можно и того, чего делать категорически нельзя. Отступать от этого запрета нельзя ни в коем случае. Если вы поддадитесь жалости, разрешите что-то из запретного, то ребенок моментально почувствует свою власть и будет пытаться манипулировать вами.

Каждый родитель должен находить пути воздействия на малыша самостоятельно, руководствуясь индивидуальностью ребенка, ведь кому-то достаточно намека, кто-то реагирует только на окрик, а некоторые понимают требования родителей только после проведенной беседы.

Стоит отметить, что самым действенным способом прекращения истерики признано отсутствие публики, поэтому, психологи рекомендуют иногда оставлять без внимания капризы и истерики малыша.

Что стоит делать родителям, если у ребенка случилась истерика ? Во-первых, не стоит ублажать желание ребенка, вы должны стойко придерживаться своих запретов. Во-вторых, не пытайтесь переключить внимание ребенка, этот способ подходит лишь для совсем маленьких деток. В-третьих, постарайтесь кратко и емко объяснить капризуле, почему его требования не будут выполнены. Если ребенок подойдет к вам за успокоением, не отталкивайте его и постарайтесь обсудить возникшую ситуацию, когда малыш придет в норму.

Трехлетний кризис малыша

Практически у всех малышей происходят изменения в поведении в возрасте от двух до трех лет — так называемый кризис трех лет. В это время дети становятся капризными, их поведение меняется далеко не в лучшую сторону: истерики, протест, вспышки гнева и агрессии, своеволие, негатив и упрямство – таким своего ребенка вы еще не видели. Все эти проявления кризиса связаны с тем, что именно в этом возрасте ребенок начинает позиционировать себя как самостоятельную личность, проявляет свою волю.

Ребенку необходимо давать возможность выбора, для этого родители должны применять своеобразные уловки, например, позволить малышу самостоятельно выбрать посуду из которой он будет есть или из двух кофточек ту, которую он желает надеть на прогулку.

Истерические припадки, швыряние на пол вещей и игрушек в этот период вполне естественно. Беспокоиться стоит лишь в том случае, если ребенок не может выйти из состояния истерики или они повторяются по несколько раз на дню.

Постарайтесь всяческими уговорами и объяснениями не допустить того, чтобы у малыша началась истерика, ведь предотвратить ее зачастую легче, нежели остановить. Самое главное, что должны помнить мамы и папы – нельзя допускать того, чтобы в ходе истерики ребенок получил желаемое.

Бывает ли так, что кризиса у трехлетнего ребенка не случается? Скорее, бывает так, что этот период проходит быстро и не вносит значительных изменений в характер и поведение малыша.

Ребенок в возрасте 4-5 лет капризничает – как с этим бороться?

Самым трудным детским возрастным кризисом считается кризисный период, приходящийся на трехлетний возраст. И вот, казалось бы, когда этот период остался позади должно наступить затишье, но вдруг ребенок становится снова беспокойным, капризным требовательным. С чем это связано?

В психологии кризис 4-5 лет не отмечается специалистами, скорее, наоборот, в это время малыш должен стать более устойчивым к различным ситуациям и раздражителям, в данном возрасте у малыша заканчивается период формирования речи, ребенок может достаточно четко и логично излагать свои мысли. Именно сейчас он испытывает большую потребность в общении со сверстниками.

Малыши в возрасте 4-5 лет прекрасно фантазируют, проявляют интерес к обучению, любознательность. Так что же может повлиять на психологическое состояние малыша в этом возрасте? Как правило, недостаток общения может спровоцировать кризис у ребенка 4-5 лет.

Кризис в возрасте 4-5 лет редко переживают дети, посещающие дошкольные учреждения, секции и кружки. Поэтому, если вы заметили, что ребенок стал капризным или наоборот слишком замкнутым, то, скорее всего, это повод расширить его круг общения со сверстниками.

Кризис у ребенка в 7 лет – что же делать?

Кризис семилетнего ребенка, также как и кризис у трехлетки, сопровождается резкой сменой поведения. В этот период создается впечатление, что ребенок не слышит замечания и просьбы взрослых, также ребенок в это время позволяет себе отступить от дозволенных рамок: он пререкается, оговаривается, кривляется. Довольно часто кризис у семилетнего ребенка связан с началом его учебной деятельности.

Стоит помнить, что детская психика – довольно сложна и малопредсказуема, поэтому этот кризисный период может начаться раньше (в 5-6-летнем возрасте) или позже (8-9лет). Главная причина этого кризиса заключается в том, что малыш переоценивает свои возможности.

Как же проявляется кризис в 7 лет? Ваш малыш стал быстро уставать, появилась раздражительность, нервозность, необъяснимые вспышки гнева и ярости? Тогда самое время бить тревогу, а точнее, более внимательно относиться к ребенку. В это время ребенок может быть чересчур активным, а может наоборот замкнуться в себе. Он стремится подражать взрослым во всем, у него появляются тревожность и страхи, а также неуверенность в себе.

К семи годам игра постепенно отходит на второе место, уступая обучению. Теперь ребенок познает мир совсем по-другому. Этот процесс скорее связан не с началом обучения в школе, а с тем, что ребенок пересматривает собственную личность. В это время ребенок учиться осознавать свои эмоции, теперь он понимает, по какому поводу он огорчен или испытывает радость. Болезненно малыш переживает, если его внутреннее «Я» не соответствует идеальному

Если прежде вашему крохе было достаточно просто быть уверенным в том, что он лучше всех, то теперь ему необходимо уяснить, действительно ли это так и почему. Для того чтобы оценить себя, ребенок следит за реакцией окружающих на его поведение и довольно критично анализирует все происходящее.

Родителям стоит помнить , что самолюбие ребенка еще очень уязвимо, именно поэтому самооценка может, как завышаться, так и занижаться необоснованно. И первое, и второе ведет к серьезным внутренним переживаниям малыша и может послужить причиной его замкнутости или, наоборот, гиперактивности. Кроме того, сейчас кроха стремится повзрослеть как можно скорее, взрослый мир для него очень притягателен и интересен. В этом возрасте у детей довольно часто появляются кумиры, при этом малыши активно подражают выбранному персонажу, копируя не только его положительные, но и отрицательные поступки и действия.

Что же делать родителям в это время? Конечно, прежде всего, вам нужно помочь ребенку научиться реально оценивать свои возможности, при этом сохранив его уверенность в себе. Это поможет ему научиться адекватно оценивать свои достижения и не приведет к разочарованию в самом себе. Старайтесь оценивать поступки ребенка не целиком, а по отдельным элементам, учите малыша тому, что если что-то не получилось сейчас, в будущем обязательно все пройдет именно так, как хотелось.

Ответов

Маленький шаг назад и прыжок вперед

Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей. Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. У младенцев до 1,5 лет также были известны 7 возрастных периодов, когда происходят изменения излучения головного мозга. Было установленно, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок. Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со скачками роста. Последние более многочисленны. И зубы обычно появляются не в то время, когда младенец совершает скачок развития.

Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек?

Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Например, способность распозновать "узоры". Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые "узоры", например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышащихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид "узора", только он узнается не снаружи, а внутри тела.

Как вы поймете, что ваш ребенок совершает скачек развития

"Визитной карточкой" такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме.

В каком возрасте начинаются трудные фазы

Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую.
Если ваш ребенок родился на 2 недели позже срока, то начинайте отсчет две недели раньше. Если он родился за 4 недели до срока, начинайте отсчет на 4 недели позже. Это различие так же указывает на то, что скачки связаны с излучениями головного мозга.

Ни один ребенок не может этого избежать

Все дети переживают трудные фазы, и спокойные, беспроблемные, и капризные, "с характером". Малышу "с характером" приходится даже гораздо труднее, чем "спокойному". И его маме - тоже. Такой ребенок и так требует больше внимания, а в "критические" периоды ему нужна "экстрапорция". Ему требуется еще больше маминого внимания, он жаждет учиться новому, и у него сильнее конфликты с мамой.

Вы увидите, что он может больше, чем раньше.
Это тяжело, пожалейте ребенка!

Ребенок возвращется к надежному базису

Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Если бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цеплятся к знaкомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш.

Новая способность: новый мир

Каждая новая способность помогает вашему ребенку изучать новое. Младенец получает способности, которые ему до этого возратса были недоступны, сколько бы с ним не упражнялись. Вы можете каждую новую способность сравнивать с новым миром, который ему открывается. В этом мире есть масса возможностей сделать открытия. Что-то там новое, что-то - знакомое, но гораздо улучшенное. Каждый ребенок устанавливает свои приоритеты - соответственно своим предрасположенностям, своим предпочтениям, своему темперамету. Один осматривает все и все пробует, другой увлечен одной единственной вещью. Каждый ребенок - особенный.

Помогите вашему малышу в учении

У вас есть возможность показать ребенку, что есть рядом с ним, и что ему подходит, как личности. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому вы лучше других поможете ему проявить то, что в нем заложено. Не только ваш малыш устанавливает приоритеты. Вы тоже отправляетесь в путешествие за открытиями. Что-то будет вам более интересно, что-то менее. Ведь и каждая мама - особенная. Одновременно вы, как взрослый, можете предлагать что-то, что ваш малыш не заметит. Вы может помочь ему "открыть" то, что он пропустил. С вашей помощью он учится быстрее, легче и разнообразнее.

Конфликты с малышом.

Когда ваш ребенок научится чему-то новому, ему, возможно, придется оставить прежние привычки. Если он умеет ходить, он не может больше ожидать, что мама его будет все так же носить. Если он научился ползать, он может сам брать игрушки. После каждого скачка ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее. Это понимают и мама, и малыш, и иногда это приводит к конфликтам и ссорам. Желания мам и младенцев не совпадают.

Безоблачная фаза: короткий отдых после скачка

Трудная фаза так же неожиданно проходит, как и наступает. Для большинства матерей тогда наступает время для расслабления. Малыш стал самостоятельнее. Он занят тем, что применяет то, чему он научился недавно. И он радуется. Но покой этот короткий. Скоро придет следующий скачок. Ваш младенец трудится в поте лица.

Планировать часы игр - не естественно

Если вашему малышу позволено самому решать, когда получать ваше внимание, вы обнаружите, что от недели к неделе это будет меняться. Во время каждого скачка ваш ребенок переживает следующее: - потребность в маминой близости, - потребность с мамой изучать новое. Поэтому запланированные часы игр неестественны. Может так получится, что малыш захочет внимания в незапланированное время. Волшебные, веселые, пугающие переживания с вашим малышом невозможно предвидеть. Ребенок - не видеофильм, который можно включить в определенное время. Он - не взрослый.

Календарь кризисов по неделям

Солнышко соответствует "хорошему" периоду малыша.
Тучка - самое тяжелое время.
Закрашенные недели - идущий кризис.

Огромная благодарность сообществу "Малыши" из livejournal.com за перевод и обработанные рисунки.

Хетти Вандерейт и Франс Плой "Капризничает? Значит, развивается!"
Hetty Vanderijt & Frans Plooij: The Wonder Weeks: How to Turn Your Babys & Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward

КАК ПОНЯТЬ, ГОТОВ ЛИ РЕБЕНОК ИДТИ НА ПЕРВУЮ ИСПОВЕДЬ?

Ребенок не готов к исповеди, если не может на себя критично взглянуть. Для священника неготовность ребенка сразу видна. Если на самые простые вопросы вроде: «Может быть, ты не слушался родителей?» – ребенок отвечает: «Нет, я всегда слушаюсь», то сразу видно, что он говорит не о себе реальном и грешном, а о том, какие у него есть представления о правильном поведении. И это для определенного возраста совершенно нормальное поведение. Ребенок знает, что он вообще-то хороший, а то, что и хорошие люди могут совершать плохие поступки, он еще не может понять. В пять-шесть лет – это признак нормального развития, поскольку ребенок должен жить с ощущением, что он хороший и его все любят. Гораздо хуже, если ребенок будет на все вопросы о грехах соглашаться и говорить: «Я мешаю родителям, я плохо себя веду». Это будет признаком не покаяния, а усвоенной роли плохого ребенка и заниженной самооценки. Ребенок, который внутренне созрел для исповеди, на вопросы священника будет отвечать с рассуждением: «Такого-то греха у меня нет, такой есть, а этот совсем немного».

С КАКОГО ВОЗРАСТА РЕБЕНОК ДОЛЖЕН ИДТИ НА ИСПОВЕДЬ?

Дети исповедуются обычно с семи лет. Иногда первая исповедь воцерковленного ребенка совершается раньше семилетнего возраста после серьезного проступка, который сам ребенок осознает как грех. Родители объясняют ребенку, что причащаться с таким грехом без исповеди нельзя, а ребенок сам принимает решение исповедоваться. В данном случае, пока ребенку не исполнилось семи лет, он может продолжать причащаться и без исповеди, если не будет совершен другой серьезный грех. С семи же лет дети обычно исповедуются перед каждым причастием, как это делают взрослые. Исключения, конечно же, бывают – кто-то и в шесть лет очень серьезно исповедуется, а кто-то и в восемь лет не может на себя взглянуть со стороны. Важно, чтобы родители не переусердствовали в последнем случае, заставляя ребенка исповедоваться.

НУЖНО ЛИ ЗАСТАВЛЯТЬ РЕБЕНКА ИДТИ НА ИСПОВЕДЬ?

Ребенка нельзя принуждать к исповеди – покаяние должно быть искренним и совершенно свободным. Ребенок может подчиняться родительскому авторитету, но при этом в нем не будет происходить духовного возрастания. Повзрослев, ребенок откажется исповедоваться вообще. Духовный рост гораздо важнее факта исповеди.

КАК ПОДГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ПЕРВОЙ ИСПОВЕДИ?

Ребенку можно помочь продумать свою первую исповедь, побеседовав с ним о том, какие могут быть грехи, чем мы можем оскорблять Бога и людей. Для этого можно перечислить основные заповеди Божии, объяснив каждую из них. Не стоит напоминать ребенку его конкретные проступки, настаивая, чтобы он не забыл их исповедовать. Также ребенку необходимо объяснить, что произнесение грехов на исповеди – это еще только начало покаяния и очень важно, чтобы он не повторял их. Лучше не пользоваться перечнем грехов, составленным для взрослых, чтобы прочитанное не направило раньше времени детский ум в ту сторону, куда мысль еще не заходила в силу своей детской чистоты. Неудачно заданный вопрос на исповеди или прочитанное название греха может не только не уберечь ребенка от него, а напротив, возбудить в нем интерес к этому греху. Поэтому при разговоре с ребенком о возможных грехах надо быть очень осторожным и называть только самые общие грехи. Можно ребенку объяснять те грехи, которые он может не считать грехами, например, компьютерные игры со всевозможными «стрелялками», долгое просиживание у телевизора и т.д. Но не стоит ребенку рассказывать о тяжелых грехах, надеясь на Бога и Его глас в душе человеческой – совесть.

Для ребенка от семи до десяти-одиннадцати лет (до начала переходного возраста) можно использовать следующий перечень грехов.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СТАРШИМ. Не слушался родителей или учителей. Пререкался с ними. Грубил старшим. Брал что-либо без разрешения. Гулял без разрешения. Обманывал старших. Капризничал. Плохо себя вел на уроках. Не благодарил родителей.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К МЛАДШИМ. Обижал младших. Грубил им. Издевался над животными. Не заботился о домашних животных.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ДРУЗЬЯМ И ОДНОКЛАССНИКАМ. Обманывал. Дрался. Обзывался обидными словами или кличками. Часто ссорился. Не уступал, проявлял упрямство. Ябедничал.

ОБЯЗАННОСТИ. Не убирался в комнате. Не выполнял поручения, которые давали родители. Не делал или делал небрежно домашнее задание.

ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ. Много смотрел телевизор. Много играл на компьютере.

ГРЕХИ ПО ОТНОШЕНИЮ К БОГУ. Забывал молиться утром и вечером, до и после еды. Редко исповедовался и причащался. Не благодарил Бога за Его благодеяния.

Перечисленных грехов вполне достаточно, чтобы дать ребенку правильное направление мысли, остальное ребенку подскажет его совесть.

После вступления ребенка в период переходного возраста перечень возможных грехов можно несколько дополнить:

Ругался нецензурно. Пробовал курить. Пробовал спиртные напитки. Смотрел непристойные картины или фильмы. Было вольное обращение с противоположным полом.

Этим списком можно также ограничиться, вновь надеясь на то, что направление мысли задано, а более серьезные грехи совесть не даст забыть.

Поскольку дети часто волнуются на исповеди, особенно, если они исповедуются редко, лучше предложить ребенку написать свои грехи на листочке бумаги, по которому можно прочитать грехи на исповеди. Пусть он напишет их сам не беритесь за это Вы! Не будьте любопытны, не нарушайте тайну исповеди, пытаясь узнать грехи своих детей, или расспрашивая их, что священник сказал на исповеди.

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ МОЖЕТ ПРЕОДОЛЕТЬ СТРАХ И ПОДОЙТИ К СВЯЩЕННИКУ?

Исповедь совершается перед крестом и Евангелием, которые напоминают о том, что исповедь принимает Бог, а не священник, который является только свидетелем исповеди. Поэтому можно исповедоваться, как обращаясь к священнику, так и просто перечисляя грехи, не обращаясь непосредственно к священнику. Объясните ребенку, что священник у креста и Евангелия – это не судья, который будет решать, насколько дурной поступок ты сделал. В кабинете врача сидит доктор, который нас лечит, и медсестра, которая помогает врачу. Так и на исповеди: мы стоим на исповеди перед Богом – Врачом наших душ – и священником, который словно медсестра просто помогает исповедоваться. Не бойтесь сами обратиться к священнику! Подойдите до службы или после, поделитесь тем что Ваш ребенок боится идти исповедоваться! И не забывайте,что родители должны своим примером приучать ребенка к частой исповеди, сами прибегая к этому таинству.

Детская исповедь построенная по заповедям Божиим:

Предварительные вопросы

Веришь ли ты в Бога?

– Веришь ли ты в Бога?

– Знаешь ли ты и веруешь ли в то, что исповедь принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий?

– Искренне ли жалеешь ты о том, что плохими поступками согрешил перед Богом, нарушил Его святые заповеди?

– Со всеми ли ты помирился, идя на исповедь?

Первая заповедь Закона Божия

Я – Господь Бог твой: и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.

Первая заповедь учит нас Богопознанию и накладывает на нас обязанности Богопочитания.

– Молишься ли ты утром и вечером, перед едой и после еды, перед началом и по окончании всякого дела?

– Веришь ли в то, что Бог все видит и знает, не только дела твои, но и мысли и тайные желания, видит тебя и днем и ночью, дома и вне дома, словом, всегда?

– Строишь ли ты свою жизнь сообразно с этой верой?

– Веришь ли в то, что люди сотворены Богом и что Господь является Творцом Вселенной, хотя многие люди и отрицают это?
– Любишь ли ты Бога?

– Не стыдишься ли признаваться в своей вере перед людьми? Не отказываешься ли от своей веры из боязни быть осмеянным другими?

Вторая заповедь Закона Божия

Не делай себе идола, ни какого либо изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею: не поклоняйся им и не служи им.

Второй заповедью Господь Бог запрещает идолопоклонство, то есть создавать кумиров для почитания. Поклонение святым иконам и угодникам Божиим не является идолопоклонством. Для христиан к идолопоклонству относится служение грехам и страстям: гордости, пресыщению в еде и питии, любви к земным богатствам и т. д.

– Не тратишь ли ты деньги на лакомства? Не любишь ли много кушать, не соблюдая умеренности?

– Не нарушаешь ли святых постов и постных дней: среды и пятницы?

– Не гордишься ли своими успехами в учебе, богатством своих родителей?

– Не добиваешься ли первенства среди своих сверстников? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?

– Не любишь ли командовать, быть старшим над своими товарищами?

Третья заповедь Закона Божия

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без любви, благоговения и молитвы?

– Не произносишь ли имени Божия напрасно, в пустых разговорах и шутках?

– Не ропщешь ли на жизненные тягости своих родителей?

– Не завидуешь ли детям из богатых семей?

– Благодаришь ли ты Бога в болезнях, неприятностях и жизненных неудачах?

Четвертая заповедь Закона Божия

Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято): шесть дней работай и делай в продолжение их все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.

Четвертой заповедью Господь Бог повелевает нам работать шесть дней в неделю, а седьмой день (в христианской Церкви этот день – воскресенье) посвящать служению Богу, угодным Богу делам.

– Не ленишься ли в воскресенье и в праздничные дни ходить в Церковь?

– Любишь ли бывать в храме Божием?

– Не бегаешь ли по храму, не выходишь ли из него во время службы, не позволяешь ли себе в храме шутить, играть, смеяться, разговаривать?

– Знаешь ли на память молитвы “Отче наш”, “Богородице Дево”, “Верую”?

– Не любишь ли праздно проводить время?

– Не имеешь ли пристрастия к телевизору и кино, которые разрушают веру в Бога?

– Стремишься ли к приобретению познаний, хорошей учебе? Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении?

– Всегда ли со вниманием и старанием учишь домашние уроки?

– Не тратишь ли попусту время за компьютером в играх, где присутствуют насилие или убийство?

Пятая заповедь Закона Божия

Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы ты долго прожил на земле

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам любить своих родителей, учителей, старших, заботиться о них и быть почтительным к ним.

– Почитаешь ли ты своих родителей, не оскорбляешь ли их грубыми словами и непослушанием?

– Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускаешь ли по отношению к ним оскорбления или неподчинения?

– Добросовестно ли ты выполняешь свои обязанности в школе и дома?

– Почитаешь ли старших возрастом людей? Не допускаешь ли по отношению к ним насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над увечными, калеками, больными?

– Стараешься ли исправиться в своих плохих привычках?

Шестая заповедь Закона Божия

Не убивай

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство и не только физическое, но и духовное, когда человек учит другого человека греху. К грехам против шестой заповеди относится курение и употребление наркотиков, ведущее к разрушению человеческого организма, то есть к самоубийству. Участие в войне Церковь не считает нарушением шестой заповеди, потому что воины защищают Отечество.

– Не ругаешься ли ты неприличными словами?

– Не таишь ли на кого в сердце злобу или ненависть?

– Стараешься ли утешить огорченного, опечаленного товарища своего?

– Не мучаешь ли животных? Не убиваешь ли их ради забавы?

– Любишь ли людей, как заповедал нам Господь?

– Подаешь ли, что можешь, бедным, голодным людям?

– Не ругаешься ли с каким человеком или сверстником?

– Не дерешься ли, не обижаешь ли детей, которые слабее тебя?

– Не куришь ли ты? Не употребляешь ли наркотики?

Седьмая заповедь Закона Божия

Не прелюбодействуй

Этой заповедью Господь запрещает разрушение супружеской верности, а неженатым Господь повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний.

– Не допускаешь ли ты в своем сердце нечистых плотских желаний?

– Не допускаешь ли таких поступков, о которых очень стыдно рассказать кому-либо?

– Не имеешь ли интереса к фильмам “только для взрослых”? Не рассматриваешь ли журналы и фотографии с неприличными картинками?

– Не имеешь ли друзей, которые учили бы тебя играть в карты, курить, пить спиртные напитки? Не был ли участником этих грехов?

– Не пересказываешь ли анекдоты, неприличные истории?

Восьмая заповедь Закона Божия

Не воруй

Этой заповедью запрещаются не только кражи, когда кто-либо тайком берет вещь, не принадлежащую ему, но и обман, тунеядство.

– Не брал ли тайком, без спроса, чужую вещь?

– Не присваивал ли найденные деньги, какой-либо потерянный предмет, вместо того, чтобы объявить близким людям о своей находке?

– Не заглядывал ли родителям в кошелек? Не брал ли у них без спроса деньги?

Девятая заповедь Закона Божия

Не произноси на другого ложного свидетельстваю

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.

– Не имеешь ли привычки врать? Не обманываешь ли родителей, учителей, братьев, сестер, друзей?

– Не нарушал ли данного обещания?

– Не осуждал ли кого? Не разглашал ли недостатки других людей? Не высмеивал ли недостатки товарищей?

Десятая заповедь Закона Божия

Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего того, что есть у ближнего твоего.

Десятой заповедью запрещается не только делать что-либо плохое другим, но и завидовать, допускать в сердце худые желания и помышления по отношению к ним.

– Следишь ли за чистотой своих мыслей и желаний?

– Стараешься ли исправиться в тех грехах, в которых каялся на предыдущей исповеди?

– Не завидуешь ли кому-либо?

– Не был ли недоволен, когда при тебе кого-либо хвалили?

Заключительные вопросы

– Дорожишь ли временем?

– Стараешься ли каждую минуту употребить на пользу души?

– Готовился ли ко причащению Святых Христовых Таин? Веришь ли в то, что священник вынесет в золотой Чаше для того, чтобы преподать тебе для вкушения (это непостижимо умом, но постижимо только верой сердца) Тело и Кровь Иисуса Христа?

– Каешься ли в грехах своих, то есть, искренне сокрушаясь, просишь у Бога прощения?

Исповедь и причастие. Как к ним подготовиться Русская Православная Церковь

Как подготовить к исповеди детей

Как подготовить к исповеди детей

Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2–3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить, просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вызывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к осознанию собственных проступков. Главное же, нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, чем личный пример родителей.

Начиная с семи лет, дети (отроки), как и взрослые, приступают к Таинству Причащения только после совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние можно дать им прочитать следующий список возможных прегрешений:

Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли в связи с этим утреннее молитвенное правило?

Не садился ли за стол, не помолившись, и не ложился ли спать без молитвы?

Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?

Каждое ли воскресенье ходил в церковь?

Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?

Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?

Не произносил ли без надобности имя Божие?

Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?

Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?

Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?

Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?

Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?

Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?

Не гадал ли, не ворожил?

Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?

Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?

Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?

Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?

Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?

Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?

Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?

Не обижал ли младших?

Не мучил ли животных?

Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?

Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?

Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?

Не сквернословил ли?

Не играл ли в карты?

Не занимался ли рукоблудием?

Не присваивал ли себе чужого?

Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?

Не ленился ли помогать родителям по дому?

Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?

Не завидовал ли другим?

Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует это делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.

Из книги Ступени. Беседы митрополита Антония Сурожского автора Сурожский Митрополит Антоний

Об исповеди Выше я говорил о покаянии и только коснулся вопроса исповеди. Но исповедь настолько важный вопрос, что я хочу на нем остановиться подробнее. Исповедь бывает двоякая: бывает личная, частная, исповедь, когда человек подходит к священнику и открывает в его

Из книги Вопросы священнику автора Шуляк Сергей

12. Как подготовить ребенка к первой исповеди? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте. Это совпадает с переходом из детства в отрочество. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его

Из книги Практическое руководство к молитве автора Мень Александр

III. Об исповеди Исповедь обычно происходит до начала литургии, в то время, когда в храме читаются часы или служится утреня. Если в храме не менее двух священников, исповедь может быть в начале обедни - один служит, другой исповедует. Когда в храме много народа, совершается

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как подготовить ребенка к первой исповеди? Иеромонах Иов (Гумеров)По традиции нашей Церкви, исповедь детей начинается в семилетнем возрасте. Это совпадает с переходом из детства в отрочество. Ребенок достигает первой ступени духовной зрелости. Крепнет его нравственная

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Как узнавать детей Бога и детей диавола? иеромонах Иов (Гумеров)Сатана - падший ангел. Создавать человеческие души он не может, а только соблазнять и развращать. В приведенном месте речь идет о духовном родстве. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий

Из книги Текст Требника на русском языке автора Автор неизвестен

9:1–5 Подготовить братьев к сбору пожертвований 1,2 Павел признает, что, может быть, излишне напоминать коринфянам об их участии в сборе пожертвований, потому что первоначально они сами подняли вопрос об этом (он ссылается на их вопрос в 1 Кор. 16:1–4). Более того, он хвалился в

Из книги Служебник автора Адаменко Василий Иванович

ЧИН ИСПОВЕДИ Подводит духовный отец желающего исповедаться к иконе Господа нашего Иисуса Христа и творит начало:Священник: Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.Затем: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне:

Из книги Дневник последнего старца Оптиной пустыни автора (Беляев) Иеромонах Никон

Чин исповеди: Обычное начало, 50 псалом, тропари 6 гл: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас…..»и священнические молитвы: 1. «Боже, Спаситель наш, Ты, даровавший через пророка Твоего Нафана прощение Давиду, пикаявшемуся в своих согрешениях и принявший покаянную молитву Манассии,

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

На исповеди - Ты ведь знаешь, что надо для спасения, а только старайся возгревать ревность и положись на волю Божию. Не надо добиваться человеческой правды, ищи только правду Божию. Не обижайся (по поводу книг служебных, данных мне в богадельне). - Надо ли,- спросила я,-

Из книги Главные молитвы к Пресвятой Богородице. Как, в каких случаях и пред какой иконой молиться автора Глаголева Ольга

1. И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю Взаимная ревность жен, неизбежная спутница полигамии вообще, получает особую силу и остроту в том случае, когда одна из жен была

Из книги Молитвы о здравии автора Лагутина Татьяна Владимировна

1. Взглянул Иаков и увидел, и вот, идет Исав, (брат его,) и с ним четыреста человек. И разделил (Иаков) детей Лии, Рахили и двух служанок. 2. И поставил (двух) служанок и детей их впереди, Лию и детей ее за ними, а Рахиль и Иосифа позади Несмотря на благодатное ободрение свыше, Иаков

Из книги Семья в поучениях Паисия Святогорца автора Алзанов Дмитрий

О благополучных родах и рождении здоровых детей, при желании иметь детей. Божией Матери пред Ее иконой «Слово плоть бысть» Албазинская 9(22 марта)Богородице Дево, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, Заступнице рода христианскаго!Пред чудотворною иконою Твоею

Из книги 100 молитв на быструю помощь. С толкованиями и разъяснениями автора Волкова Ирина Олеговна

Молитвы беременных женщин о благополучном разрешении от бремени и о рождении здоровых детей, а также о здравии младенцев и

Из книги Бог в помощь. Молитвы для жизни, здоровья и счастья автора Олейникова Таисия Степановна

1.4. Особенности воспитания детей в православной семье. Проблема «отцов и детей» Супружеская жизнь имеет много скорбей и тревог, но они возмещаются рядом утешений, даруемых супругам Богом. Главнейшим из них являются дети. К особенностям воспитания детей

Из книги автора

Молитвы беременных женщин о благополучном разрешении от бремени и о рождении здоровых детей, а также о здравии младенцев и детей Пресвятой Богородице перед ее иконой «Скоропослушница» Тропарь, глас 4К Богородице притецем сущии в бедах, и святей иконе Ея ныне припадем, с

Из книги автора

Молитва супругов, детей не имеющих (о даровании детей) Услышь нас, Милосердый и Всемогущий Боже, да молением нашим низпослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, воспомни закон Твой об умножении рода человеческаго и будь милостивым Покровителем,

Дни Великого Поста - время покаяния не только для взрослых, но и для самых юных прихожан. Вопросы правильной подготовки детей к Исповеди и Причастию волнуют многих мам и пап. Как объяснить маленькому ребенку, что такое Покаяние? Нужно ли помогать детям готовиться к первой Исповеди? Как уберечь регулярно исповедующегося малыша от привыкания к Таинству? В преддверии первой полной Литургии, за которой традиционно ко Кресту и Евангелию устремляется большинство православных христиан, на эти и другие вопросы отвечает настоятель храма святой мученицы Татианы протоиерей Максим Козлов.

Начиная с какого возраста ребёнок должен исповедоваться?

Прежде всего, не надо спешить. Нельзя требовать, чтобы с семи лет все дети подходили к исповеди. Норма о том, что дети должны исповедоваться перед Причастием с семи лет, устоялась с синодальной эпохи и с более ранних веков. Как, если я не ошибаюсь, писал в своей книге о таинстве Покаяния отец Владимир Воробьев, для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы. Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку? В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано. Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи. Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться). Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка - нравится: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит. Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже. Но и пусть себе позже. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь. На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него - видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет. Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге. И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью.

Что необходимо делать родителям перед первой исповедью ребенка?

Думается, что прежде нужно поговорить со священником, которому ребенок будет исповедоваться, предупредить его о том, что это будет первая исповедь, спросить у него советов, которые могут быть разными, в зависимости от практики тех или иных приходов. Но в любом случае важно, чтобы священник знал, что исповедь первая, и сказал, когда лучше прийти, чтобы не было слишком много народу и у него было бы достаточно времени, которое он мог бы уделить ребёнку. Кроме того, сейчас появились разные книги о детской исповеди. Из книги протоиерея Артемия Владимирова можно почерпнуть немало толковых советов о самой первой исповеди. Есть книги по подростковой психологии, например, священника Анатолия Гармаева о переходном возрасте.

Как часто нужно исповедовать ребёнка?

Отчасти на собственных ошибках, отчасти советуясь с более опытными священниками, я пришел к выводу, что детей надо исповедовать как можно реже. Не как можно чаще, а как можно реже. Худшее, что можно сделать, - это ввести для детей еженедельную исповедь. У них она более всего ведет к формализации. Так они ходили и просто причащались каждое воскресение или, по крайней мере, часто, что тоже вопрос, правильно ли для ребенка, а потом - с семи лет - их водят тоже чуть ли не каждое воскресение под разрешительную молитву. Дети очень быстро научаются говорить правильное священнику - то, что батюшка ожидает. Маму не слушался, в школе грубил, ластик украл. Перечень этот легко восстанавливается. И они даже не встречаются с тем, что такое исповедь как покаяние. И бывает, что целые годы приходят на исповедь с одними и теми же словами: я не слушаюсь, я грублю, я ленюсь, забываю молитвы читать - вот короткий набор обычных детских грехов. Священник, видя, что кроме этого ребенка к нему стоят ещё много других людей, отпускает ему грехи и на этот раз. Но по прошествии нескольких лет такому «воцерковленному» чаду будет вообще непонятно, что такое покаяние. Для него не составляет никакого труда сказать, что он то-то и то-то плохо сделал, «что-то пробубнить» по бумажке или по памяти, за что его или погладят по голове, или скажут: «Коля, не надо воровать ручки», а потом: «Не надо привыкать (да, потом уже привыкать) к сигаретам, смотреть эти журналы», и далее по нарастающей. А потом Коля скажет; «Не хочу я слушать тебя». Маша тоже может сказать, но девочки обычно быстрее взрослеют, они успевают приобрести личный духовный опыт раньше, чем могут прийти к такому решению.

Когда ребенка первый раз приводят в поликлинику и заставляют раздеться перед врачом, то он, конечно, стесняется, ему неприятно, а положат его в больницу и будут каждый день перед уколом рубашку задирать, то он начнет делать это совершенно автоматически без всяких эмоций. Так же и исповедь с какого-то времени может не вызывать у него уже никаких переживаний. Поэтому, благословлять их на Причастие можно достаточно часто, но исповедоваться детям нужно как можно более редко. Взрослым мы действительно по многим практическим причинам не можем разнести Причастие и таинство Покаяния надолго, но к детям-то, наверное, можно было бы эту норму применить и говорить, что ответственная серьезная исповедь отрока или отроковицы может осуществляться с достаточно большой периодичностью, а в прочее время - давать им благословение на причастие. Думаю, добро будет, посоветовавшись с духовником, исповедовать такого маленького грешника первый раз в семь лет, второй раз - в восемь, третий раз - в девять лет, несколько оттянув начало частой, регулярной исповеди, чтобы ни в коем случае она не становилась привычкой.

Насколько часто надо причащать маленьких детей?

Младенцев хорошо причащать часто, так как мы веруем, что принятие Святых Христовых Таин преподается нам во здравие души и тела. И младенец освящается как грехов неимущий, телесным своим естеством соединяясь с Господом в Таинстве Причащения. А вот когда дети начнут подрастать и когда они уже узнают, что это Кровь и Тело Христовы и что это Святыня, то очень важно не превратить Причастие в еженедельную процедуру, когда они перед Чашей резвятся и подходят к ней, не очень задумываясь о том, что они делают. И если вы видите, что ваш ребенок раскапризничался перед службой, довел вас, когда проповедь священника чуть затянулась, подрался с кем-то из сверстников, стоящих тут же на службе, не допускайте его к Чаше. Пусть он поймет, что не во всяком состоянии можно подходить к Причастию. Он только благоговейнее будет к нему относиться. И лучше пускай он будет несколько реже, чем бы вам хотелось, причащаться, но понимать, ради чего приходит в церковь. Очень важно, чтобы родители не начали относиться к причащению ребенка как к некоторому магизму, перекладывая на Бога то, что мы сами должны сделать. Однако Господь ведь от нас ждет того, что мы можем и должны сделать сами, в том числе и по отношению к нашим детям. И только там, где наших сил нет, там благодать Божия восполняет. Как говорится в другом церковном таинстве - «немощная врачует, оскудевающая восполняет». Но что ты можешь, делай сам.

Родители должны помогать детям писать записки к исповеди?

Как научить ребенка правильно исповедоваться?

Побуждать своих детей нужно скорее не к тому, как исповедаться, но к самой необходимости исповеди. Через собственный пример, через умение открыто повиниться в своих грехах перед близкими, перед своим ребёнком, если перед ним виноваты. Через наше отношение к Исповеди, так как, когда мы идем причащаться и осознаем свою немирность или те обиды, которые причинили другим, мы прежде всего должны со всеми примириться. И все это вместе взятое не может не воспитывать у детей благоговейного отношения к этому Таинству.

А главным учителем того, как ребёнку каяться, должен быть совершитель этого Таинства - священник. Ведь покаяние - это не только некое внутреннее состояние, но ещё и Таинство церковное. Не случайно исповедь называется Таинством Покаяния. В зависимости от меры духовного взросления ребёнка его надо подводить к первой исповеди. Задача родителей - объяснить, что такое исповедь и зачем она нужна. Они должны объяснить ребенку, что исповедь не имеет ничего общего с его отчетом перед ними или перед директором школы. Это то и только то, что мы сами осознаем как нехорошее и недоброе в нас, как плохое и грязное и чему мы очень не рады, о чем трудно сказать и о чем нужно сказать Богу. А дальше эту область учительства надо передавать в руки внимательного, достойного, любящего духовника, ибо ему дана в Таинстве Священства благодатная помощь говорить с человеком, в том числе и маленьким, о его грехах. И ему естественней говорить с ним о покаянии, чем его родителям, ибо это как раз тот случай, когда невозможно и неполезно апеллировать к собственным примерам или к примерам известных ему людей. Рассказывать своему ребенку, как ты сам первый раз покаялся, - в этом есть какая-то фальшь и ложное назидательство. Мы ведь не для того каялись, чтобы кому бы то ни было об этом рассказывать. Не менее ложно было бы рассказывать ему о том, как наши близкие через покаяние отошли от тех или иных грехов, ведь это означало бы хотя бы косвенно судить и оценивать те грехи, в которых они пребывали. Поэтому разумнее всего вручить ребёнка в руки того, кто от Бога поставлен учителем Таинства Исповеди.

Может ли ребёнок сам выбирать, у какого священника исповедоваться?

Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом. И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом. Обретение духовного отцовства - процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду.

А если в результате своего внутреннего духовного поиска ребенок скажет, что его сердце прилепилось к другому приходу, куда ходит подруга Таня, и что ему там больше нравится - и как поют, и как священник разговаривает, и как люди друг к другу относятся, то мудрые родители-христиане, конечно же, порадуются за этот шаг своего отрока и не будут со страхом или недоверием думать: а поехал ли он на службу, и, собственно, почему он не там, где мы? Нужно препоручать наших детей Богу, тогда Он Сам их сохранит.

Мне вообще кажется, что иной раз самим родителям важно и полезно своих детей, начиная с какого-то их возраста, посылать в другой приход, чтобы они были не с нами, не на наших глазах, чтобы не возникало этого типичного родительского искушения - боковым зрением проверить, а как там наше чадо, молится ли, не болтает ли, почему его не допустили до Причастия, за какие такие грехи? Может, мы так, косвенно, по разговору с батюшкой поймем? Вот от таких ощущений почти невозможно избавиться, если ребенок ваш рядом с вами в храме. Когда дети маленькие, то родительский досмотр в разумной мере понятен и нужен, когда же они становятся отроками, то, быть может, лучше мужественно пресечь такого рода близость с ними, подальше отойдя от их жизни, умалить себя ради того, чтобы было больше Христа, а меньше тебя.

Как воспитать в детях благоговейное отношение к Причастию и к богослужениям?

Прежде всего, нужно самим родителям любить Церковь, церковную жизнь и любить в ней каждого человека, в том числе и маленького. И любящий Церковь сумеет это передать своему малышу. Это главное, а все остальное - уже просто конкретные методики.

Мне вспоминается рассказ протоиерея Владимира Воробьева, которого в детстве водили к Причастию только несколько раз в году, но он помнит каждый этот раз, и когда это было, и какое это было духовное переживание. Тогда, в сталинское время, в церковь часто ходить было нельзя. Так как если бы тебя увидели даже твои товарищи, то это могло грозить не только потерей образования, но и тюрьмой. И отец Владимир вспоминает каждый свой приход в церковь, который был для него великим событием. Не могло быть и речи о то, чтобы на службе шалить, переговариваться, болтать со сверстниками. Нужно было прийти на литургию, помолиться, причаститься Святых Христовых Таинств и жить ожиданием следующей такой встречи. Думается, и мы должны понимать Причастие, в том числе и маленьких детей, вступивших в пору относительной сознательности, не только как лекарство во здравие души и тела, но как нечто неизмеримо более важное. Даже ребенком оно должно восприниматься прежде всего как соединение со Христом.

Главное, о чем нужно думать, - чтобы посещение службы и причастие стали для ребенка не тем, к чему мы его понуждаем, а тем, что он должен заслужить. Надо постараться так перестроить наше внутрисемейное отношение к богослужению, чтобы мы не тянули своего отрока причащаться, а он бы сам по прошествии определенного пути, подготавливающего его к принятию Святых Христовых Таин, получал право прийти на литургию и приобщиться. И, быть может, лучше, чтобы воскресным утром мы бы не тормошили своего развлекавшегося в субботу вечером ребенка: «Вставай, на литургию опаздываем!», а он бы, проснувшись без нас, увидел, что дом-то пуст. И оказался и без родителей, и без церкви, и без праздника Божиего. Пусть он до этого лишь на полчаса приходил на службу, к самому причастию, но все равно не может не почувствовать некоторое несоответствие воскресного лежания в постели тому, что должен в это время делать каждый православный христианин. Когда же сами вернетесь из церкви, не упрекните своего отрока словами. Быть может, ваша внутренняя скорбь по поводу его отсутствия на литургии даже действенней отзовется в нем, чем десять родительских понуканий «а ну пойди», «а ну подготовься», «а ну прочитай молитвы».

Поэтому родители своего ребёнка уже в его сознательном возрасте никогда не должны побуждать к исповеди или причастию. И если они смогут себя в этом сдерживать, то тогда благодать Божия обязательно коснется его души и поможет в таинствах церковных не затеряться.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: