Что делать, если ребенок плачет по дороге в детский сад. Игры по дороге в детский сад

Новорожденный спит до 22 часов в сутки. Поэтому, чтобы организм ребенка развивался правильно а его физические способности росли с каждым днем, во время его бодрствования следует делать ему массаж и самые простые гимнастические упражнения.

Эти упражнения помогут малышу так же побыстрее справиться с синдромом повышенного тонуса мышц.

Для начала, по традиции, мы дадим Вам несколько простых советов, необходимых для укрепления здоровья малыша:

  • Правильное положение во время сна – для здоровой осанки

Вы должны следить за правильным положением ребенка во время сна. Расположение его ног зависит от того, в каком положении находятся его руки. Когда ребенок спит, он, как правило, лежит на боку, его ноги подтянуты к животу, а руки прижаты к груди. Чтобы в будущем не было нарушения осанки, ребенка желательно приучить спать в положении, когда руки подложены под голову. Тогда тело ребенка будет находиться в ровном горизонтальном положении.

  • Боремся с повышенным тонусом

Большинство детей от первого дня рождения и, примерно, до 4 месяцев подвержены гипертонусу конечностей. При появлении этого симптома нужно назначать такие упражнения, которые позволяют расслабить сгибательные мышцы ручек и ножек малыша. Обычно это простое сгибание и разгибание конечностей.
При этом физические упражнения нужно сочетать с оздоровительным массажем, основным приемом которого должно стать поглаживание, расслабляющее мышцы крохи.

  • Целительные свойства воды

Не реже 1 раза в день следует проводить теплые ванны. Вода тоже обладает превосходным расслабляющим действием. А если заварить немного сухой ромашки, пустырника или корня валерианы – то можно добиться и успокаивающего эффекта.
Уже в этом возрасте ему можно начать прививать первые навыки плавания. Купая малыша, ему надо уделять много внимания, почаще с ним разговаривать и вызывать положительные эмоции.

  • Освобождаем движения крохи

Чтобы не нарушались двигательные способности ребенка, его не рекомендуется туго пеленать.

Также важно знать!
Длительность физических занятий для крохи должна составлять не более 15 минут.
Ваши руки должны быть теплыми и чистыми, а ногти на руках подстрижены. Часы, кольца и браслеты нужно снять, так как ими можно травмировать кожу ребенка.
Во время упражнений пойте, разговаривайте, играйте с ребенком - тем самым вызывая у него положительные эмоции, чтобы занятия гимнастикой ассоциировались у него с удовольствием и игрой. Можно также негромко включить приятную для слуха ритмическую музыку.
Если какое-либо упражнение вызывает у ребенка отрицательные эмоции, то его нужно исключить.
Очень важно в ходе массажа и гимнастики наблюдать за ребенком, выделяя те приемы и упражнения, которые доставляют ему положительные эмоции. Последующие сеансы массажа и гимнастики следует начинать именно с них.
Гимнастика и массаж должны проводиться не менее чем через полчаса после приема пищи малышом.

Итак – перейдем к главному:

Техника проведения массажа и гимнастики для детей от 1,5 до 3 месяцев жизни

Массажируем ножки

Положите кроху на животик. Ноги должны быть направлены к Вам.
Возьмите в одну руку ногу ребенка, а другой рукой делайте мягкие плавные поглаживания сначала задней, а затем боковой поверхности ноги. Данную процедуру следует выполнять по направлению от стопы к бедру, не дотрагиваясь до коленной чашечки. Повторяйте движения 7 раз. Так же и на другой ножке.

Обхватывающее поглаживание . Оставаясь в том же положении, возьмите в руку ногу ребенка, и обхватив ножку крохи, большим пальцем руки поглаживать боковую поверхность ноги, в другими пальцами - заднюю поверхность ноги (смотрите рисунок). Так мы с Вами способствуем развитию мышц и связок, и улучшаем кровообращение. Повтор по 5 раз на левой и на правой ногах.

Массаж стоп

И. п. - лежа на спине.
Левой рукой поддерживайте ногу ребенка в области голени. А также, чтобы зафиксировать ножку - подложите под ее тыльную часть 2 пальца правой руки (как на рисунке).
Круговыми движениями большого пальца правой руки, осторожно и нежно «рисуйте» восьмерку .

Рефлекторное сгибание и разгибание стоп
Левой рукой поддерживайте ногу ребенка, а большим пальцем правой руки слегка нажмите на стопу у основания пальцев. В этом случае, ребенок будет рефлекторно сгибать стопу. Следите за тем, чтобы все пальцы сгибались, включая большой.

После этого проведите большим пальцем по внешнему краю стопы по направлению от мизинца к пятке. Малыш сразу же разогнет пальцы ног.
Повтор по 5 раз.

Рефлекторное упражнение “ходьба”

И. п. - стоя на ногах.

Для выполнения процедуры необходимо осторожно взять ребенка подмышки и держать на весу.
Это упражнение нужно проводить на столе или на любой твердой поверхности. Малыш должен опустить ножку и дотронуться пяткой до стола. При соприкосновении с твердой поверхностью он начнет перебирать ногами, как при ходьбе .
Эта процедура очень нравится малышам и они выполняют ее с радостью.

ВНИМАНИЕ! БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ: ставить ребенка на ноги категорически нельзя, весь его вес должен приходиться на Ваша руки. Выполнение упражнения не дольше 5 секунд.

Массажируем ручки

Поглаживания.

И. п. - лежа на спине, ногами к Вам.
Направление движения Ваших рук - от кисти к плечу.
Возьмите руку ладонь ребенка, и вложив в нее большой палец, осторожно сжожмите ее в кулачок. Другой рукой нужно мягкими и плавными движениями поглаживать попеременно внутреннюю и внешнюю часть руки.
Повтор по 7 раз на каждой руке.
Также сделайте и обхватывающее поглаживание – как и в случае с ножками.

Встряхивание рук.

И. п. - лежа на спине.
Данная процедура способствует расслаблению мышц ребенка.
Зажмите в кулачке ребенка свой большой палец, а другими взять его за руку. После этого нужно плавно развести его ручки и слегка их встряхнуть.
Если Ваш малыш примет это упражнение неохотно (из-за гипертонуса), тогда откажитесь от него.

Массаж спины

Поглаживания.

И. п. - лежа на животе. Голова ребенка должна быть слегка приподнята, а руки расположены под грудью.
Это упражнение способствует укреплению мышц спины и формированию правильной осанки ребенка.
Поглаживайте спинку по направлению от ягодиц к голове - тыльной стороной кисти, а затем ладонной поверхностью кисти вести руки от головы к ягодицам. Повтор - 5 раз.

Разгибание позвоночника
И. п. - лежа на боку.
Данное упражнение рассчитано на безусловный рефлекс ребенка, связанный с раздражением мышц спины, в результате которого происходит работа мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Делая такой массаж – мы укрепляем мышцы спины у крохи.
Для этого большим и указательным пальцем осторожно проведите по спине малыша вдоль позвоночника, а свободной рукой придерживайте его ножки. При этом ребенок рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник.
Повторите по 3 раза на правом и левом боку. Желательно делать это упражнение 2-3 раза в день.

Выкладывание на живот

И. п. - лежа на животе.
Это упражнение укрепляет мышц спины и шеи.
Выложите ребенка на живот так, чтобы голова была приподнята вверх. При этом его ноги должны быть разведены в стороны, а руки - опираться на предплечья.
Упражнение следует проводить в течение 8 секунд. Если у ребенка нет никаких серьезных заболеваний, то постепенно время проведения процедуры можно увеличить до 15 секунд.

Массаж живота

И. п. - лежа на спине.
Он способствует не только развитию мускулатуры живота, но и улучшению работы кишечника, помогает при запорах и метеоризме. Поэтому его желательно повторять и в течение дня.
Поглаживайте живот ребенка плавными круговыми движениями по часовой стрелке. Во время массирования ни в коем случае не затрагивайте и не давите на половые органы ребенка и область правого подреберья.
Повтор 5 раз.
После выполнения круговых движений перейдите ко встречному поглаживанию живота . Делайте плавные встречные движения двумя руками так, чтобы тыльная сторона пальцев левой руки была внизу правой половины живота, а ладонь правой руки - в верхней части левой половины живота. Руки должны попеременно двигаться вверх и вниз.
После встречного поглаживания живота начните поглаживать косые мышцы живота ребенка . Руки должны находиться по бокам немного ниже поясницы. Плавно передвигайте руки навстречу друг другу. И в конце упражнения Ваши пальцы должны соединиться чуть выше талии ребенка. Повтор 7 раз.
В конце массажа снова вернитесь к круговым поглаживаниям живота .

Укрепляем мышцы животика
И. п. - лежа на спине.
Ваши руки располагаются под спиной ребенка вверх ладонями при этом пальцы поддерживают голову. Ножки малыша упираются Вам в живот массирующего. Медленно поднимайте кроху до вертикального положения и также плавно опустить. Упражнение способствует развитию мышц грудной клетки.
Процедуру начните с поглаживаний, которые нужно делать подушечками пальцев левой и правой рук. Левая рука должна двигаться против часовой стрелки, а правая - по часовой. Повтор каждой рукой - по 5 раз.
Следующий этап процедуры - вибрационный массаж грудной клетки. Для его выполнения положите ладони на грудь малыша так, чтобы большие пальцы были в центре грудной клетки.
А остальные - в области ребер. Процедура заключается в легком вибрирующем надавливании пальцев на грудь ребенка. Прием способствует развитию дыхательной системы ребенка.

Покачивание тела ребенка в позе “эмбриона”

Данная процедура благотворно влияет на укрепление нервной системы.
И. п. - на Ваших руках, причем подбородок крохи прижат к груди, а ножки согнуты и подтянуты к животику, колени разведены, а стопы соединены. Ручки сложены на груди.

При выполнении упражнения левой рукой поддерживайте головку крохи под затылком, а правой - его ноги и руки. Осторожно и плавно делайте покачивающие движения из стороны в сторону.

Повтор 4 раза. Для достижения наилучшего результата его следует делать 2-3 раза в день.

Гимнастические упражнения для детей 1,5-3 месяцев

С первого дня жизни и до 2 месяцев ребенок очень много спит. Его сон может продолжаться до 22 часов в сутки. Поэтому, чтобы организм ребенка развивался правильно, во время его бодрствования следует делать ему массаж и самые простые гимнастические упражнения...

Как и массаж, многие гимнастические упражнения благотворно влияют на организм ребенка. При постоянных занятиях гимнастикой происходит укрепление сердечно-сосудистой системы, улучшается кровообращение и дыхание. Такие упражнения не только развивают двигательные навыки ребенка, но и способствуют регулированию процессов нервного возбуждения и торможения.
Массаж и гимнастические упражнения рекомендуется начинать уже после 1 месяца жизни ребенка.

С первого дня жизни и до 2 месяцев ребенок очень много спит. Его сон может продолжаться до 22 часов в сутки. Поэтому, чтобы организм ребенка развивался правильно, во время его бодрствования следует делать ему массаж и самые простые гимнастические упражнения.

Родители должны следить за правильным положением ребенка во время сна. Необходимо знать, что расположение его ног зависит от того, в каком положении находятся его руки. Когда ребенок спит, он, как правило, лежит на боку, его ноги подтянуты к животу, а руки прижаты к груди. Чтобы у него не произошло нарушение осанки, ребенка нужно приучить спать в положении, когда руки подложены под голову. В этом случае тело ребенка будет находиться в ровном горизонтальном положении. Ребенка следует приучить спать только в указанной позе.

Следует отметить, что дети от первого дня рождения до 4 месяцев подвержены гипертонусу сгибателей рук и ног. При появлении этого симптома нужно назначать такие упражнения, которые позволяют расслабить сгибательные мышцы. Среди них основное внимание следует уделять упражнениям, направленным на сгибание и разгибание конечностей. При гипертонусе рук и ног физические упражнения нужно сочетать с оздоровительным массажем, основным приемом которого должно стать поглаживание, благотворно влияющее на расслабление мышц ребенка.

Все упражнения, связанные со сгибанием и разгибанием конечностей, ребенок должен выполнять с помощью взрослых. Родители должны следить, чтобы ребенок не получил травму. Однако лучше всего упражнения начинать на 5-м месяце жизни ребенка, когда мышцы ребенка окрепнут.

Гимнастические упражнения, сочетающиеся с массажем, должны проводиться не более 15 минут в день. В том случае, если ребенок по какой-либо причине противится выполнению того или иного упражнения, то от него следует отказаться или же выбрать такие, которые будут приносить ребенку положительные эмоции. Во время проведения процедур нужно постоянно ласково разговаривать с ребенком: тогда упражнения будут приносить ему радость и желание заниматься гимнастикой снова и снова.


ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА И ГИМНАСТИКИ


Массаж ног

Исходное положение - лежа на спине. Ноги должны быть направлены к массажисту.

Для проведения процедуры необходимо взять в одну руку ногу ребенка, а другой рукой делать мягкие плавные поглаживания сначала задней, а затем боковой поверхности ноги. Данную процедуру следует выполнять по направлению от стопы к бедру, не дотрагиваясь до коленной чашечки. Ее нужно повторить по 7 раз на левой и на правой ногах.

Кроме плоскостного поглаживания, во время массажа ног рекомендуется использовать прием обхватывающего поглаживания. Его следует проводить в том же положении, что и обыкновенное поглаживание.

Для проведения процедуры нужно взять в руку ногу ребенка, большим пальцем руки поглаживать боковую поверхность ноги, в другими пальцами - заднюю поверхность ноги. Этот вид поглаживания не только благотворно влияет на развитие мышц и связок, но и улучшает кровообращение. Процедуру следует повторить по 5 раз на левой и на правой ногах.


Массаж стоп

Для выполнения процедуры необходимо левой рукой поддерживать ногу ребенка в области голени. Чтобы создать для стопы опору, следует подложить на ее тыльную часть 2 пальца правой руки. Массаж нужно делать при помощи круговых движений большого пальца правой руки таким образом, чтобы он описывал восьмерку.


Рефлекторное сгибание и разгибание стоп

Для выполнения процедуры следует левой рукой поддерживать ногу ребенка, а большим пальцем правой руки слегка нажимать на стопу у основания пальцев. В этом случае, ребенок будет рефлекторно сгибать стопу.

Очень часто случается так, у новорожденных детей большой палец ноги вытянут вверх и находится в постоянном напряжении.

Чтобы снять напряжение, необходимо слегка надавливать на основание большого пальца, при этом он будет сгибаться.

После этого следует провести большим пальцем по внешнему краю стопы по направлению от мизинца к пятке и слабо нажимать на подошву. В этом положении ребенок будет рефлекторно разгибать пальцы ног.

Упражнения по сгибанию и разгибанию стопы следует повторить по 5 раз.


Рефлекторное упражнение “ходьба”

Исходное положение - стоя на ногах. Для выполнения процедуры необходимо взять ребенка подмышки и повернуть спиной к себе. Это упражнение нужно проводить на столе или на любой твердой поверхности. Малыш должен опустить ножку и дотронуться пяткой до стола. При соприкосновении с твердой поверхностью он начнет перебирать ногами, как при ходьбе. Массажист должен следить за тем, чтобы ребенок опирался то на одну ногу, то на другую.

Как правило, данная процедура очень нравится малышам и они выполняют ее с радостью. Чтобы при ее проведении ребенок не получил травму, необходимо, чтобы он наступал на твердую оверхность всей ступней, а не кончиками пальцев. Во время процедуры он должен постоянно находиться на весу.


Массаж рук

Исходное положение - лежа на спине. Ребенок лежит ногами к массажисту.

Движение рук должно проводиться от кисти к плечу.

Для начала процедуры взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок. Другой рукой нужно мягкими и плавными движениями поглаживать попеременно внутреннюю и внешнюю часть руки. Данную процедуру следует повторить 7 раз на левой руке и столько же на правой руке. Этот же вид массажа можно делать способом обхватывающего поглаживания. Здесь следует массировать руку ребенка сразу с двух сторон, причем большой палец должен находиться на внутренней стороне руки, а остальные - на внешней.

Встряхивание рук

Исходное положение - лежа на спине.

Данная процедура способствует расслаблению мышц ребенка.

Для выполнения упражнения следует зажать к кулачке ребенка свой большой палец, а другими взять его за руку. После этого нужно плавно развести его ручки и слегка их встряхнуть.

Случается так, что данное упражнение дети выполняют очень неохотно. Это связано с гипертонусом мышц, который наблюдается у многих грудных детей. В этом случае следует отказаться от встряхивания и проводить обыкновенное поглаживание рук ребенка.

Массаж спины

Исходное положение - лежа на животе. Голова ребенка должна быть слегка приподнята, а руки расположены под грудью.

Это упражнение способствует укреплению мышц спины и формированию правильной осанки ребенка.

Проводить поглаживания по направлению от ягодиц к голове нужно тыльной стороной кисти, а затем ладонной поверхностью кисти вести руки от головы к ягодицам. Для достижения лучшего результата упражнение следует проводить 5 раз.

Как уже отмечалось выше, в первые месяцы жизни лежа на животе ребенок ощущает неудобство, поэтому при проведении процедуры одной рукой его следует поддерживать за ноги. Через некоторое время можно будет перейти на массирование двумя руками. Это способствует активизации циркуляции крови и укреплению мышц спины.

Разгибание позвоночника

Исходное положение - лежа на боку.

Данное упражнение рассчитано на безусловный рефлекс ребенка, связанный с раздражением мышц спины, в результате которого происходит работа мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Этот рефлекс является врожденным и остается у человека до конца жизни. Процедура способствует укреплению мышц спины. Ее рекомендуется делать 2-3 раза в день.

Для проведения данной процедуры следует большим и указательным пальцем осторожно проводить по спине ребенка вдоль позвоночника, а свободной рукой придерживать его ноги. При этом ребенок рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник. Упражнение нужно повторить по 3 раза на правом и левом боку.

Выкладывание на живот

Исходное положение - лежа на животе.

Данное упражнение способствует укреплению мышц спины и шеи. Поэтому его следует проводить 2-3 раза в день. При его проведении необходимо учитывать безусловный рефлекс ребенка, связанный со способностью изменять положение головы лежа на животе.

Для выполнения процедуры нужно положить ребенка на живот так, чтобы голова была приподнята вверх. При этом его ноги должны быть разведены в стороны, а руки - опираться на предплечья. Упражнение следует проводить в течение 8 секунд. Если у ребенка нет никаких серьезных заболеваний, то постепенно время проведения процедуры можно увеличить до 15 секунд.

Массаж живота

Исходное положение - лежа на спине.

Данную процедуру следует проводить в сочетании с другими видами массажа, а также отдельно от других упражнений. Она способствует не только развитию мускулатуры живота, но и улучшению работы кишечника, помогает при запорах и метеоризме.

Для проведения процедуры необходимо поглаживать живот ребенка плавными круговыми движениями по часовой стрелке. Во время массирования запрещается затрагивать половые органы ребенка и область правого подреберья. Процедуру нужно повторять 5 раз.

После выполнения круговых движений нужно перейти ко встречному поглаживанию живота. Эту процедуру следует проводить в помощью двух рук. Для ее проведения нужно делать плавные встречные движения руками таким образом, чтобы тыльная сторона пальцев левой руки была внизу правой половины живота, а ладонь правой руки - в верхней части левой половины живота. Руки должны попеременно двигаться вверх и вниз.

По окончании встречного поглаживания живота следует начать поглаживать косые мышцы живота ребенка. Руки должны находиться по бокам немного ниже поясницы. Для выполнения этой процедуры нужно плавно передвигать руки навстречу друг другу. В конце упражнения пальцы массажиста должны соединиться чуть выше талии ребенка. Процедуру следует повторить 7 раз. В конце приема необходимо снова вернуться к круговым поглаживаниям живота.

Упражнение, укрепляющее мышцы живота

При выполнении этого упражнения исходное положение ребенка остается таким же, как и при предыдущих приемах массажа живота.

Руки массажиста располагаются под спиной ребенка вверх ладонями при этом пальцы поддерживают голову. Ребенка нужно расположить так, чтобы его ступни упирались в живот массирующего. Затем нужно медленно поднять ребенка до вертикального положения и также плавно опустить.

Рефлекторное ползание

Исходное положение - лежа на животе. Руки и ноги должны быть согнуты, а голова слегка приподнята.

Упражнение основано на безусловном рефлексе. Проведение данной процедуры должно соблюдаться с особой осторожностью, так как, делая резкие движения, ребенок может упасть с поверхности стола и получить травму.

Для проведения процедуры следует развести колени таким образом, чтобы пятки ребенка соединились.

Не выпуская ног ребенка, нужно подвести ладони под тыльную сторону ступней так, чтобы большими пальцами можно было провести одновременно по обеим пяткам. Во время процедуры ребенок должен пытаться разгибать ноги и делать попытки ползти вперед. В процессе выполнения упражнения не следует выпускать ножки ребенка. В противном случае он оттолкнет руки и не будет двигаться. Данное упражнение рекомендуется повторить 4 раза.

Массаж груди

Исходное положение - лежа на спине.

Упражнение способствует развитию мышц грудной клетки.

Процедуру нужно начинать с поглаживаний, которые нужно делать подушечками пальцев левой и правой рук. Левая рука должна двигаться против часовой стрелки, а правая - по часовой. Движение каждой руки повторить 5 раз.

Следующий этап процедуры - вибрационный массаж грудной клетки. Для его выполнения нужно положить ладони на грудь ребенка таким образом, чтобы большие пальцы были в центре грудной клетки, а остальные четыре - в области ребер. Процедура заключается в легком и ритмичном надавливании пальцев на грудь ребенка. Прием способствует развитию дыхательной системы ребенка.


Покачивание тела ребенка в позе “эмбриона”

Исходное положение - на руках массажиста, причем подбородок ребенка должен быть прижат к груди, ноги согнуты и подтянуты к животу, колени разведены, а стопы соединены. Руки должны быть сложены на груди.

Данная процедура благотворно влияет на укрепление нервной системы. Для достижения наилучшего результата ее следует делать 2-3 раза в день.

При выполнении упражнения нужно левой рукой поддерживать головку ребенка под затылком, а правой придерживать его ноги и руки. Покачивающие движения нужно делать из стороны в сторону и по кругу. Чтобы случайно не выронить ребенка и чтобы у него не закружилась голова, движения должны быть осторожными и плавными. Данное упражнение следует повторить 4 раза.

Массаж - способствует укреплению у ребенка всего опорно-двигательного аппарата , повышению тонуса мышечной системы, пластичности и сократительной способности мышц, эластичности и подвижности связочного аппарата .

При воздействии массажными приемами на кожу, мышцы и связки возникают ответные реакции со стороны различных органов и систем. Особенно сильное воздействие массаж оказывает на нервную систему. Ток лимфы и крови ускоряется, для органов и тканей создаются благоприятные условия. оказывает воздействие и на перифирическую капиллярную сеть. Лимфообращение также подвержено влиянию

В возрасте до 1 года массаж проводят всем детям.

Все виды детского массажа необходимо чередовать с физическими упражнениями , т.к. они так же улучшают снабжение мышц кровью, функцию внутренних органов, обменные процессы. Физические упражнения способствуют своевременному развитию у ребенка первого года жизни различных навыков и функций (ползанье, сидение, стояние, ходьба).

Важно не только, чтобы ребенок к 7 месяцам сидел, а к 1 году ходил, но еще более важно то, как он сидит и как ходит (неправильное сидение уродует грудную клетку, неправильная ходьба деформирует нижние конечности).

Назначение комплексов гимнастических упражнений проводит массажист или врач.

В двух или трех статьях мы разберем некоторые комплексы лечебного и профилактического назначения. Сразу хочу оговориться, что приемы и технику массажа подробно обсуждать не будем - информацию об этом можно получить из специальной литературы или у массажиста , который занимается с Вашим малышом

массаж упражнения .

руки Руки руками

Приемы массажа и гимнастики можно начинать с 1,5 месяцев жизни ребенка, а в некоторых случаях (н., при выявленной патологии) и ранее. Массаж можно проводить на специальном массажном столе (или на пелинальном столе); дома массаж чаще проводят на обычном столе (примерные размеры 70х70х90 или 110...120х80х75 см), на который надо положить сложенное вдвое байковое одеяло, накрытое клеенкой,(или специальный массажный коврик) и байковой пеленкой. В чем преимущество массажного коврика? Во время массажа малыши часто писают - коврик разделен специальными бороздками на клеточки-квадртики, в эти бороздки быстро и "спрячется" вся "неприятность". Малыш не огорчиться, а маме останется только заменить пеленку. Помимо этого малыш, лежа на коврике, получит немного пассивного "рефлекторного массажа ". Температура должна быть не ниже 20-22 С, иначе ребенок может замерзнуть. Начинать массаж желательно не ранее, чем через 40-45 минут после еды. Для маленького ребенка массаж и гимнастические комплексы массажа малыши крепко засыпают. Перед массажем ребенка раздевают, подмывают, укладывают на массажный стол. Ребенок должен быть спокоен, а при всех видах раздражительности, возбужденности, плаче, отказе от предстоящей процедуры , массаж делать НЕЛЬЗЯ. Массаж надо проводить теплыми, чистыми руками . Тальк , масло и различные крема на кожу ребенка наносятся только при необходимости, во всех остальных случаях массажист наносит немного крема или масла на свои руки - это необходимо для обеспечения лучшего скольжения по поверхности тела ребенка. являются такой же нагрузкой как для взрослого длительный туристический поход, поэтому чаще всего после

Последовательность проведения массажа - руки , ноги, живот, грудь, спина, ягодицы, задняя поверхность ног, стопы и выполнение гимнастических упражнений . Если в помещении прохладно - участки тела ребенка, которые в данный момент не массажируются , должны быть укрыты пеленкой.

Показания к применению массажа и гимнастики

  • врожденная мышечная кривошея
  • врожденный вывих бедра, дисплазия тазобедренного сустава
  • врожденная косолапость
  • пупочная грыжа
  • рахит
  • детский церебральный паралич
  • сколиотическая болезнь
  • послеоперационный период
  • предоперационный период
  • врожденные дефекты позвоночника
  • гипотрофия, анемия
  • пневмония новорожденных, бронхиальная астма
  • для улучшения физического развития
  • родовые травмы
  • асфиксия - при легкой форме
  • лимфатико-гипопластический диатез раннего возраста
  • хронические бронхиты, плевриты, ателектазы
  • дискинезия и дисфункция желудочно-кишечного тракта
  • болезни щитовидной железы

Как мы уже договорились ранее, речь пойдет о комплексе упражнений и массажа , которые мама сможет самостоятельно выполнить дома в основном с профилактической целью или если педиатр или другой специалист будет рекомендовать проводить такие занятия самостоятельно.

Сразу хочу предостеречь от возможных ошибок - если у ребенка есть показания для проведения занятий с лечебной целью, то следует обязательно обратиться к специалисту. Обязательно необходимо чтоб занятия хорошо воспринимались ребенком (см. выше) и у него был контакт со взрослым, который проводит процедуры , у малыша обязательно должно быть хорошее настроение. Для маленького ребенка с неврологическим статусом особенно важно проводить такие занятия в хорошем расположении духа и проводить их должен только специалист.

Техническое выполнение приемов массажа я описывать не буду - детский массаж требует особых навыков и по Вашей просьбе их Вам сможет показать массажист в поликлинике или патронажная сестра, которые должны владеть этими навыками. Так же описание всех приемов Вы сможете найти в специализированной литературе по детскому массажу широко представленной на книжном рынке.

Массаж первого года жизни включает основные приемы :

  • поглаживание
  • растирание
  • разминание
  • вибрация

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале применяют щадящие приемы массажа поглаживание ), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания конечностей), а так же разминание . (

Поглаживание выполняется в начале любого сеанса массажа и проводиться в целях подготовки массируемой области к другим элементам и приемам массажа . Поглаживание активизирует кровообращение и тем самым улучшает кровоснабжение тканей и органов. Поглаживание успокаивает нервную систему, вызывает расслабление мышц, помогает снять боль. При поглаживании живота следует избегать давления на область печени. При поглаживании спины прием выполняется вдоль позвоночника, сам позвоночный столб массировать нельзя.

Растирание способствует расслаблению мышц, улучшению кровообращения и питания тканей. Кроме того, растирание воздействует успокаивающе на нервную систему ребенка. Оно оказывает положительное влияние не только на кожу и подкожные ткани, но и на мышцы, связки и сухожилия.

Разминание успокаивает нервную систему, активизирует крово- и лимфообращение, положительно действует на суставы, связки и сухожилия, а так же на мышцы, причем не только на поверхностные, но и на расположенные достаточно глубоко. Благотворно действует разминание и на дыхательную систему.

Вибрация оказывает положительное влияние на нервную систему ребенка, улучшает обмен веществ в организме и обладает легким обезболивающим эффектом. В массаже детей первого года жизни следует применять лишь такие приемы вибрации как потряхивание и встряхивание, а с 3-4 месяцев можно применять так же легкое поколачивание пальцами.

Чтобы ребенок был здоровым , кроме массажа , с ним необходимо каждый день заниматься гимнастическими упражнениями .

Уже в первые месяцы жизни он рефлекторно выполняет отбельные виды физических упражнений . По мере роста и развития ребенка массаж спины и живота рекомендуется сочетать с несложными физическими упражнениями . Для каждого малыша следует выбрать свой индивидуальный комплекс упражнений , который будет соответствовать состоянию его здоровья . Чтобы правильно подобрать ребенку упражнения , надо проконсультироваться у врача.

Основные принципы построения комплекса упражнений, которые должна знать мама:

  1. Комплекс упражнений должен быть составлен так, чтобы в него входили упражнения для всех групп мышц, среди которых важное место следует отводить общеукрепляющим упражнениям.
  2. Комплекс упражнений необходимо сформировать по принципу от простого к сложному.
  3. Постепенно надо увеличивать физические нагрузки за счет повторений одного и того же упражнения. Если в первые дни занятий ребенок должен повторять каждое упражнение 2-3 раза, то через несколько дней с ним можно сделать и 4-5 упражнений.
  4. О времени длительности занятий следует проконсультироваться у врача. Постепенно время занятий можно увеличивать.
  5. В процессе гимнастики малыш не должен переутомляться. Все упражнения должны приносить малышу радость
Гимнастические упражнения и массаж детей от 1,5 до 3 месяцев

С первого дня жизни и до 2 месяцев ребенок очень много спит. Его сон может продолжаться до 22 часов в сутки. Поэтому, чтобы организм ребенка развивался правильно, во время его бодрствования следует делать ему массаж и самые простые гимнастические упражнения .

Когда ребенку исполняется 1 месяц, он впервые начинает реагировать на голос матери. В этом возрасте ребенок очень слаб. Он не умеет держать головку, руки и ноги почти не разгибаются, судорожно прижаты к телу. Руки , как правило, сжаты в кулаки. Однако в 2 месяца он уже ровно держит головку, а его реакция распространяется не только на голос матери, но и на другие звуки и предметы. Если с ним кто-нибудь начинает разговаривать, то он отвечает улыбкой, двигает руками , ногами и т.д. Эти положительные эмоции очень полезны для нервной системы ребенка. Чтобы его ручки и ножки как можно больше двигались, родители должны чаще обращаться к малышу и разговаривать с ним ласковым голосом. В 3 месяца малыш уже самостоятельно переворачивается на бок или даже на живот. При этом все движения ребенка рефлекторные или бессознательные.

Дети от первого дня рождения до 4 месяцев подвержены гипертонусу сгибателей рук и ног. При появлении этого симптома нужно постараться расслабить сгибательные мышцы массажем , основным приемом которого является поглаживание .

Все упражнения , связанные со сгибанием и разгибанием конечностей, ребенок должен выполнять с помощью взрослых. Выполнять все упражнения следует мягко, без усилий и при отсутствии сопротивления мышц ребенка. Эти упражнения должны непременно нравиться ребенку, вызывать у него радость и не причинять боли.

Чтобы не нарушать двигательную активность ребенка его не рекомендуется туго пеленать. Не реже 1 раза в день ребенку следует проводить теплые ванны. С самого рождения рекомендуется прививать ребенку первые навыки плавания (малыши обычно обожают это занятие, если его не испугали предыдущие встречи с водой).

Гимнастические упражнения , сочетающиеся с массажем , должны проводиться не более 15 минут в день. В том случае, если ребенок по какой-либо причине противиться выполнению того или иного упражнения , от него следует отказаться или же выбрать такие, которые будут приносить ребенку положительные эмоции. Во время проведения процедур нужно постоянно ласково разговаривать с ребенком; тогда упражнения будут приносить ему радость и желание заниматься гимнастикой снова и снова.

Примерный комплекс упражнений

Массаж ногИ.п. - лежа на спине. Ноги направлены к массажисту . Рисунок 261.

Кроме плоскостного поглаживания, во время массажа ног рекомендуется использовать прием обхватывающего поглаживания. Его следует проводить в том же положении, что и обыкновенное поглаживание.

Для проведения процедуры нужно взять в руку ногу ребенка, большим пальцем руки поглаживать боковую поверхность ноги, в другими пальцами — заднюю поверхность ноги. Этот вид поглаживания не только благотворно влияет на развитие мышц и связок, но и улучшает кровообращение (рис. 261). Процедуру следует повторить по 5 раз на левой и на правой ногах.

Массаж стоп

И. п. — лежа на спине.

Рисунок 262.

Для выполнения процедуры необходимо левой рукой поддерживать ногу ребенка в области голени. Чтобы создать для стопы опору, следует подложить на ее тыльную часть 2 пальца правой руки. Массаж нужно делать при помощи круговых движений большого пальца правой руки таким образом, чтобы он описывал восьмерку (рис. 262).

Рефлекторное сгибание и разгибание стоп

Для выполнения процедуры следует левой рукой поддерживать ногу ребенка, а большим пальцем правой руки слегка нажимать на стопу у основания пальцев. В этом случае, ребенок будет рефлекторно сгибать стопу (рис. 263).

Рисунок 263.

Очень часто случается так, у новорожденных детей большой палец ноги вытянут вверх и находится в постоянном напряжении.

Чтобы снять напряжение, необходимо слегка надавливать на основание большого пальца, при этом он будет сгибаться.

После этого следует провести большим пальцем по внешнему краю стопы по направлению от мизинца к пятке и слабо нажимать на подошву. В этом положении ребенок будет рефлекторно разгибать пальцы ног.

Упражнения по сгибанию и разгибанию стопы следует повторить по 5 раз.

Рефлекторное упражнение “ходьба”

Рисунок 264.

И. п. — стоя на ногах. Для выполнения процедуры необходимо взять ребенка подмышки и повернуть спиной к себе. Это упражнение нужно проводить на столе или на любой твердой поверхности. Малыш должен опустить ножку и дотронуться пяткой до стола. При соприкосновении с твердой поверхностью он начнет перебирать ногами, как при ходьбе. Массажист должен следить за тем, чтобы ребенок опирался то на одну ногу, то на другую (рис. 264).

Как правило, данная процедура очень нравится малышам и они выполняют ее с радостью. Чтобы при ее проведении ребенок не получил травму, необходимо, чтобы он наступал на твердую оверхность всей ступней, а не кончиками пальцев. Во время процедуры он должен постоянно находиться на весу.

Массаж рук

Рисунок 265.

И. п. — лежа на спине. Ребенок лежит ногами к массажисту.

Движение рук должно проводиться от кисти к плечу.

Для начала процедуры взять в руку ладонь ребенка, вложить в нее большой палец и, придерживая, осторожно сжать ее в кулачок. Другой рукой нужно мягкими и плавными движениями поглаживать попеременно внутреннюю и внешнюю часть руки. Данную процедуру следует повторить 7 раз на левой руке и столько же на правой руке. Этот же вид массажа можно делать способом обхватывающего поглаживания. Здесь следует массировать руку ребенка сразу с двух сторон, причем большой палец должен находиться на внутренней стороне руки, а остальные — на внешней (рис. 265).

Встряхивание рук

Рисунок 266.

И. п. — лежа на спине.

Данная процедура способствует расслаблению мышц ребенка.

Для выполнения упражнения следует зажать к кулачке ребенка свой большой палец, а другими взять его за руку. После этого нужно плавно развести его ручки и слегка их встряхнуть (рис. 266).

Случается так, что данное упражнение дети выполняют очень неохотно. Это связано с гипертонусом мышц, который наблюдается у многих грудных детей. В этом случае следует отказаться от встряхивания и проводить обыкновенное поглаживание рук ребенка.

Массаж спины

Рисунок 267.

И. п. — лежа на животе. Голова ребенка должна быть слегка приподнята, а руки расположены под грудью.

Это упражнение способствует укреплению мышц спины и формированию правильной осанки ребенка.

Проводить поглаживания по направлению от ягодиц к голове нужно тыльной стороной кисти (рис. 267), а затем ладонной поверхностью кисти вести руки от головы к ягодицам. Для достижения лучшего результата упражнение следует проводить 5 раз.

Рисунок 268.

Как уже отмечалось выше, в первые месяцы жизни лежа на животе ребенок ощущает неудобство, поэтому при проведении процедуры одной рукой его следует поддерживать за ноги (рис. 268). Через некоторое время можно будет перейти на массирование двумя руками. Это способствует активизации циркуляции крови и укреплению мышц спины.

Разгибание позвоночника

И. п. — лежа на боку.

Данное упражнение рассчитано на безусловный рефлекс ребенка, связанный с раздражением мышц спины, в результате которого происходит работа мышц-сгибателей и мышц-разгибателей. Этот рефлекс является врожденным и остается у человека до конца жизни. Процедура способствует укреплению мышц спины. Ее рекомендуется делать 2-3 раза в день.

Для проведения данной процедуры следует большим и указательным пальцем осторожно проводить по спине ребенка вдоль позвоночника, а свободной рукой придерживать его ноги. При этом ребенок рефлекторно будет сгибать и разгибать позвоночник. Упражнение нужно повторить по 3 раза на правом и левом боку.

Выкладывание на живот

И. п. — лежа на животе.

Данное упражнение способствует укреплению мышц спины и шеи. Поэтому его следует проводить 2-3 раза в день. При его проведении необходимо учитывать безусловный рефлекс ребенка, связанный со способностью изменять положение головы лежа на животе.

Для выполнения процедуры нужно положить ребенка на живот так, чтобы голова была приподнята вверх. При этом его ноги должны быть разведены в стороны, а руки — опираться на предплечья. Упражнение следует проводить в течение 8 секунд. Если у ребенка нет никаких серьезных заболеваний, то постепенно время проведения процедуры можно увеличить до 15 секунд.

Массаж живота

И. п. — лежа на спине.

Данную процедуру следует проводить в сочетании с другими видами массажа, а также отдельно от других упражнений. Она способствует не только развитию мускулатуры живота, но и улучшению работы кишечника, помогает при запорах и метеоризме.

Для проведения процедуры необходимо поглаживать живот ребенка плавными круговыми движениями по часовой стрелке. Во время массирования запрещается затрагивать половые органы ребенка и область правого подреберья. Процедуру нужно повторять 5 раз.

Рисунок 269.

После выполнения круговых движений нужно перейти ко встречному поглаживанию живота. Эту процедуру следует проводить в помощью двух рук. Для ее проведения нужно делать плавные встречные движения руками таким образом, чтобы тыльная сторона пальцев левой руки была внизу правой половины живота, а ладонь правой руки — в верхней части левой половины живота. Руки должны попеременно двигаться вверх и вниз (рис. 269).

Рисунок 270.

По окончании встречного поглаживания живота следует начать поглаживать косые мышцы живота ребенка. Руки должны находиться по бокам немного ниже поясницы. Для выполнения этой процедуры нужно плавно передвигать руки навстречу друг другу. В конце упражнения пальцы массажиста должны соединиться чуть выше талии ребенка (рис. 270). Процедуру следует повторить 7 раз. В конце приема необходимо снова вернуться к круговым поглаживаниям живота.

Упражнение, укрепляющее мышцы живота

При выполнении этого упражнения исходное положение ребенка остается таким же, как и при предыдущих приемах массажа живота.

Руки массажиста располагаются под спиной ребенка вверх ладонями при этом пальцы поддерживают голову. Ребенка нужно расположить так, чтобы его ступни упирались в живот массирующего. Затем нужно медленно поднять ребенка до вертикального положения и также плавно опустить (рис. 271).

Рисунок 271.

Рефлекторное ползание

И. п. — лежа на животе. Руки и ноги должны быть согнуты, а голова слегка приподнята.

Упражнение основано на безусловном рефлексе. Проведение данной процедуры должно соблюдаться с особой осторожностью, так как, делая резкие движения, ребенок может упасть с поверхности стола и получить травму.

Для проведения процедуры следует развести колени таким образом, чтобы пятки ребенка соединились (рис. 272).

Рисунок 272.

Не выпуская ног ребенка, нужно подвести ладони под тыльную сторону ступней так, чтобы большими пальцами можно было провести одновременно по обеим пяткам (рис. 273). Во время процедуры ребенок должен пытаться разгибать ноги и делать попытки ползти вперед. В процессе выполнения упражнения не следует выпускать ножки ребенка. В противном случае он оттолкнет руки и не будет двигаться. Данное упражнение рекомендуется повторить 4 раза.

Массаж груди

И. п. — лежа на спине.

Упражнение способствует развитию мышц грудной клетки.

Рисунок 273.

Процедуру нужно начинать с поглаживаний, которые нужно делать подушечками пальцев левой и правой рук. Левая рука должна двигаться против часовой стрелки, а правая — по часовой (рис. 274). Движение каждой руки повторить 5 раз.

Следующий этап процедуры — вибрационный массаж грудной клетки. Для его выполнения нужно положить ладони на грудь ребенка таким образом, чтобы большие пальцы были в центре грудной

Рисунок 274.

клетки, а остальные четыре — в области ребер. Процедура заключается в легком и ритмичном надавливании пальцев на грудь ребенка. Прием способствует развитию дыхательной системы ребенка.

Покачивание тела ребенка в позе “эмбриона”

И. п. — на руках массажиста, причем подбородок ребенка должен быть прижат к груди, ноги согнуты и подтянуты к

животу, колени разведены, а стопы соединены. Руки должны быть сложены на груди (рис. 275).

Рисунок 275.

Данная процедура благотворно влияет на укрепление нервной системы. Для достижения наилучшего результата ее следует делать 2-3 раза в день.

При выполнении упражнения нужно левой рукой поддерживать головку ребенка под затылком, а правой придерживать его ноги и руки. Покачивающие движения нужно делать из стороны в сторону и по кругу. Чтобы случайно не выронить ребенка и чтобы у него не закружилась голова, движения должны быть осторожными и плавными. Данное упражнение следует повторить 4 раза.

— Давай быстрее, опаздываем! — мама нетерпеливо тянет за руку Павлика, укутанного, будто капуста. Они и правда поздно вышли из дома. Сегодня виновата как раз мама. Так долго раскрашивала лицо и расчесывала свои длинные волосы, что Павлик даже устал ждать в прихожей.

Чтобы сократить путь, свернули за угол и пошли по тропинке вдоль бетонного забора. Ночью была метель, все вокруг засыпано снегом, ноги вязнут, шагать тяжело, особенно когда на тебе теплая шуба… Снег хрустит и пахнет арбузом. Павлик представляет себе огромный арбуз с белой сахарной мякотью. Жалко, что снег на вкус не очень…

Вот бы доехать до садика на санях! Они с бабушкой недавно начали разучивать красивое стихотворение. Однако продвигаются медленно. Особенно плохо обстоят дела со строчками:

Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры…

Бабушка вздыхает и говорит:

— Наверно, придется переводить тебя в логопедическую группу.

В логопедическую — так в логопедическую. Павлик не против. Это даже хорошо, ведь там — Зиночка с рыжими кудряшками, и он будет чаще играть с ней вместе.

Вдруг мама замедляет шаг. Прямо посреди тропинки расположилась очень важная ворона и явно не собирается освобождать дорогу. Вороны любят все блестящее, наверняка она нацелилась на бусинки на маминых сапожках. Павлик ни за что не даст маму в обиду, хотя у этой вороны такой страшный клюв. Ворона с вызывающим видом поглядывает на людей, но потом все же взмахивает крыльями и лениво взлетает. Хорошо, что не пришлось вступать с ней в бой.

Через некоторое время на пути снова возникает помеха, на этот раз покрупнее, чем ворона. Павлик смотрит на незнакомца снизу вверх. Незнакомый человек высокий, даже выше папы. У него большой подбородок и веселые синие глаза.
Тут Павлику на плечо запрыгивает пушистая белочка. Потом она оказывается у него в руках. Павлик, конечно, понимает, что это игрушка, но белочка так похожа на настоящую! Они недавно с мамой кормили белочек в парке.

— Это тебе.

Павлик вежливо говорит «спасибо», хотя сквозь шарф благодарность звучит не слишком разборчиво. Пока он разглядывает подарок, мама с незнакомцем тихонько беседуют.

— Ты вчера поговорила с ним?
— Нет, я собиралась, но…
— Сколько можно откладывать? Решись уже, наконец. Или мне придется прийти к твоему супругу с официальным визитом.
— С ума сошел?!
— А что мне делать? Почти три года это тянется.
— Ну хорошо, сегодня вечером или завтра ему расскажу… Если бы хоть можно было не переезжать в другой город…
— Мы же все давно решили.
— Да я знаю…

Незнакомый человек наклоняется к маме. Она сначала отстраняется, потом встает на цыпочки и кладет руки в пушистых варежках ему на плечи. Он целует ее в щеку.
Отпускает маму, садится на корточки и внимательно заглядывает в глаза Павлику.

— Мы ведь с тобой поладим, верно?

Павлик не знает, что ответить, впрочем, его ответа и не дожидаются.

Высокий человек поднимается, сходит с тропинки, оборачивается и машет рукой, а мама продолжает тянуть Павлика вперед. Останавливается только у ворот детского сада и прижимает сына к себе.

— Павлуша, — так мама называет его, лишь когда хочет приласкать, — бабушке скажешь, что игрушку тебе подарила тетя Марина. Мы с ней по пути встретились. Обещаешь?
— Обещаю!

Павлик уже привык: у взрослых есть секреты, и никогда никого не выдает. Он один знает, где бабушка хранит свою пенсию — в деревянной шкатулке, разукрашенной цветами. Или вот в прошлое воскресенье они с папой отправились в кино на новые мультики, а на самом деле сидели у дяди Саши. Папа с дядей Сашей смотрели бокс по телевизору и пили пиво. В другой комнате Павлику те же мультики включили на компьютере и поставили на стол вазочку с шоколадным печеньем. Павлик пока не догадывается, что некоторые взрослые секреты переворачивают всю жизнь маленьких мальчиков.

Наталья Чукалкина
«Время зря мы не теряем, по дороге в детский сад играем». Чем занять ребенка по дороге в детский сад

Время зря мы не теряем , по дороге в детский сад играем…

Очень часто наши детки по утрам капризничают. Родители начинают нервничать, покрикивать на своего малыша, а тот в свою очередь, начинает хныкать ещё больше. Утро испорчено, причём и у родителей, и у ребёнка.

Что же делать?

Главное не нервничать!

ЛЮБОГО МАЛЫША МОЖНО ОТВЛЕЧЬ БЕСЕДАМИ ИЛИ ПРОСТЫМИ ИГРАМИ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД , И ВЫ НЕ ЗАМЕТИТЕ, КАК БЫСТРО И ВЕСЕЛО ДОБЕРЁТЕСЬ ДО МЕСТА.

Игры – это не просто развлечение, они играют важную роль в развитии ребёнка, игры развивают все психические процессы : память, внимание, мышление, воображение, фантазию, вызывают приятные эмоции. Рекомендуемые игры и советы помогут установить в вашей семье добрые, ласковые и доверительные отношения. А у малыша будут систематически пополняться, и закрепляться полученные знания.

В игровой форме с ребёнком можно закреплять :

Дни недели;

-времена суток ;

-времена года ;

Названия месяцев каждого времени года ;

Поговорить о том, какие изменения произошли в природе;

Назвать приметы данного времени года ;

Назвать диких и домашних животных, поговорить, почему их так называют, где они живут;

Так же вспомнить и назвать названия деревьев, перелётных и зимующих птиц;

Побеседовать о том, как можно помочь животным и птицам в холодное время года ;

Повторить основные цвета, оттенки;

Тем для бесед очень много, просто оглянитесь вокруг…

Огромную роль в развитии связной речи играют речевые игры :

«Большой – маленький» .

Вы называете любой предмет большим, а ребёнок – маленьким :

дом – домик, машина – машинка, шапка – шапочка и т. д.

«Что я вижу» .

Нужно внимательно посмотреть по сторонам и ответить на вопрос :

«Что ты видишь?» - ребёнок отвечает, например : «Я вижу, едет машина» ,

«Я вижу, бежит собака» и т. д.

«Что изменилось?»

Отмечайте изменения в природе и окружающей обстановке, которые произошли со вчерашнего дня :

во дворе вчера стояли две машины, а сегодня одна.

Вчера шёл дождь, а сегодня снег.

Вчера дороги были сухими , а сегодня на дорогах лужи и т . п.

«Один – много» .

Вы называете любые предметы в ед. числе, а ребёнок во мн. числе :

один мяч – много мячей, одно ведро – много вёдер, одна конфета – много … и т. д.

«Скажи наоборот» .

Например :

большой – маленький; холодный – горячий; высокий – низкий; молодой – старый; чистый – грязный т. п.

«Скажи ласково» .

Называете всё, что видите по дороге , ребёнок называет ваше слово ласково :

лист – листик, берёза – берёзка, снег – снежок, камень – камешек, облако – облачко и т. д.

«Собери семью» .

Вы называете любое животное, а малыш называет его семью :

КОТ – мама-кошка, папа-кот, детёныш-котёнок, детёныши-котята.

ВОЛК – мама-волчица, папа-волк, детёныш-волчонок, детёныши-волчата и т. д.

«Он – она» .

Называете животное и спрашиваете у своего малыша : «Если медведь – это ОН, то кто ОНА?» - (медведица) .

«Если бык – это ОН, то кто ОНА?» (корова) .

«Если конь – это ОН, то кто ОНА?» - (лошадь) и т. д.

ЕСЛИ РЕБЁНКУ БУДЕТ СЛОЖНО, ПОМОГИТЕ ЕМУ И ВМЕСТЕ ПОВТОРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ!

«Исправь ошибки» .

Здесь Вы можете дать волю своей фантазии. Вы называете любое предложение и допускаете в нём логическую ошибку, ребёнок должен внимательно послушать, найти ошибку и сказать предложение правильно. Например : «Зубную пасту чистят зубами» . «Воду поливают огурцами» . «Одеяло укрывается мною» . «Ножницы режут бумагой» и т. п. Поверьте, эта игра доставит всем вам много радости и смеха! Попробуйте!

P.S. Помните, время проведённое с ребёнком - бесценно! Уделяйте своему малышу как можно больше внимания, ведь дороже и важнее , чем свой родной ребёнок, нет ничего на свете!



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: