Что делать если ребенка достают одноклассники. Что делать, если вашего ребенка обижают в школе? Кто обычно становится зачинщиком травли

Самым злым и жестоким существом на земле можно назвать именно человека. Только он может обидеть себе подобного ради шутки, в то время как животные убивают и обижают, чтобы выжить. И часто злыми и жестокими бывают не взрослые, а дети. Чем старше ребенок, тем его агрессивность по отношению к окружающему миру проявляется сильнее. Современный ребенок, а точнее подросток, умеет играть две роли: для родителей — он примерный и хороший, а вот среди друзей может быть очень жестким. Обычно вторая личность ребенка проявляется в школе.

В школе обижают одноклассники

В любом классе есть так называемый козел отпущения. Именно на этом ребенке его сверстники отыгрывают свои злые шутки, оттачивают когти. Такую роль может взять на себя любой ученик, который по каким-либо причинам не понравился заводилам класса. Но они стараются выбрать слабее себя, чтобы подросток не смог за себя постоять, и чтобы выглядеть круче на его фоне. Часто новенькие становятся объектами насмешек, также дети с ограниченными способностями. В общем, те, кто не похож или хоть немного отличается от остальных. Тому, над кем издеваются, будет очень сложно ужиться в данном коллективе. Поэтому нужно предпринимать действия, чтобы пресечь все это. Иначе обидные прозвища могут перерасти в нечто более серьезное.

Что делать, если обижают одноклассники?

Если конфликт происходит в возрастной категории детей младших классов, то в первую, очередь классный руководитель должен привлечь родителей всех сторон и обговорить сложившуюся ситуацию. Обидчикам должен быть сделан выговор. А также они должны принести свои извинения. Чем старше подростки, тем меньше обеим сторонам хочется вовлекать в эту историю взрослых. Обидчики не хотят получить выговор от руководства школы и родителей, а ученику, которого обижают, просто стыдно об этом рассказывать. В такой ситуации он может либо сам постараться разобраться, либо придется вовлекать руководство школы. Тот, кого обижают, должен научиться уметь постоять за себя. На резкие высказывание в свой адрес, даже физическую силу, отвечать, а не зажиматься и молчать.

Кто-то может посоветовать не обращаться внимания. Обидчикам может надоесть изводить своего одноклассника, если он никак не реагирует. Но это действует только в 20-30 % случаев. Как же приятно чувствовать власть над тем, кто слабее себя. Этот способ может помочь, если 2-3 человека из класса издеваются, а если весь класс, то не поможет.

Еще хороший вариант - это перейти в параллельный класс. Со своими бывшими одноклассниками вы будете встречаться гораздо реже, а другой коллектив, возможно, будет дружным. Некоторые переходят в другую школу. Но это уже крайняя мера.

Но если ничего не помогло, то остается поговорить, для начала, с классным руководителем и обидчиками. Если ситуация не изменится, то привлечь родителей. После этого ситуация изменится: нападки прекратятся, но уважение здесь точно уже будет не заработать.

Если ситуация еще не так далеко зашла и есть шанс занять свое место в коллективе, то необходимо налаживать отношения с одноклассниками:


Малыш пришел из школы хмурый и расстроенный. Неохотно рассказывает, что происходило днем, не изъявляет желания посещать школу на следующий день. Зачастую подобное поведение сигнализирует, что у ребенка не сложились отношения с одноклассниками, и он стал объектом их насмешек. Как вести себя при этом родителям?

Определить точную причину поведения

Доказать, что малыша оскорбляют одноклассники будет сложно. Ведь дети зачастую скрывают от пап и мам свои проблемы, боясь, что сверстники станут насмехаться еще сильнее.

Догадаться о несложившихся отношениях с коллективом помогут следующие признаки:

  • Ребенок не желает посещать школу, старается найти повод, чтобы пропустить уроки, успеваемость снижается.
  • Он замкнулся, перестал рассказывать, что его волновало в течение дня.
  • Его настроение улучшается, когда не нужно ходить в школу (праздничные и выходные дни), он с радостью будет болеть дома.
  • Любое заболевание использует, как предлог, чтобы не ходить в школу.
  • Плохо спит (мучают кошмары), возможны появление энуреза, заикание – признаки нарушения общего состояния ребенка.
  • (синяки, ссадины), порчи вещей (порванный портфель, украденные принадлежности).

Наличие хоть одного признака должно сказать родителю, что не все хорошо в школьной жизни малыша, что нужно разбираться в ситуации. И в первую очередь, конечно, необходимо откровенно поговорить с ребенком, постараться выяснить, смеются ли над ним одноклассники.

Кого могут обидеть дети?

Многие считают, что дети смеются над теми, кто сильно от них отличается. На самом деле это мнение ошибочно.

Для ребят, остро реагирующих на любое действие, повод для насмешек может быть абсолютно любым:

  1. Кто-то поступил неправильно, по их мнению.
  2. Узнали хорошо скрываемую тайну.
  3. Могут посмеяться и над одеждой (одевается не так, как все).

В любом случае, продолжительность осмеяния зависит от того, кого дети избрали своей жертвой. Если малыш не будет обращать внимания на насмешки, то гонения вскоре прекратятся: ребятам неинтересно обижать того, кто никак не реагирует.

Огромную роль в умении отстоять свое право на уважение собственного достоинства играет воспитание. Если родители поддерживают ребенка, воспитывают в нем уверенность, ему легче вынести издевательства одноклассников . Если же малыша постоянно подвергают критике, он вырастает неуверенным в себе. Это провоцирует ровесников на новые насмешки.

Зачастую сверстники осмеивают детей:

  • Из неблагополучной семьи, неспособных похвастаться модной одеждой или новыми игрушками.
  • Не сумевших дать отпор, эмоционально реагирующих на все их действия (плач).
  • Слишком бурно реагирующих на оскорбления (стремятся ударить обидчика, обозвать еще громе и обиднее).

Немаловажную роль в умении дать отпор играет самооценка: чем она выше, тем легче добиться уважения со стороны одноклассников.

Чего родителям делать нельзя?

Ни в коем случае не рекомендуется родителям идти на разборки с обидчиками ребенка . Особенно приходить в школу, жаловаться педагогам и родителям, ругать самих детей. Подобные действия могут усилить негатив к ребенку со стороны одноклассников, пробудить неприязнь к нему со стороны учителей. Худший вариант – идти на «разборки», не посоветовавшись с чадом.

Еще одна ошибка – самоустранение . Родитель обязан быть рядом ребенком, помочь найти ему выход из этой сложной ситуации, научить правильно вести себя с ровесниками.

Ну, и – это тоже не решение проблемы . Ведь в новом коллективе подобная ситуация может повториться.

Что делать родителям?

Сначала нужно прислушаться к ребенку: вполне возможно, что ему станет интересно, по какой причине над ним стали издеваться. Может, он первым чем-то задел сверстников. Тогда решение проблемы будет простым –малыш постарается исправить свое поведение.

Но если повода для оскорблений не было, виноватыми будут, конечно, обидчики. И здесь важно суметь правильно повести себя, чтобы разрешить конфликт:

  1. Узнать, над чем именно смеются одноклассники. Если это внешний вид, из-за которого он комплексует, объяснить, что он здесь ни при чем. На самом деле детям не важно, как и кто выглядит. Они унижают только неуверенных в себе. Остальные детали: полнота или худоба, плохая учеба, неумение одеваться и т.п. – только повод для насмешек.
  2. Предложить помощь, ведь ребенку необходима поддержка, он должен понять, что его любят, что он нужен таким, какой есть.
  3. Заинтересовать ребенка каким-либо занятием, чтобы он перестал думать о негативных отношениях со сверстниками, переключился на более радостные мысли.
  4. Можно организовать общий праздник для одноклассников, чтобы помирить детей, помочь им подружиться.
  5. Посоветовать ребенку не обращать внимание на издевки и насмешки. Даже если украли какую-то вещь, не стоит за нее бороться. Лучше сделать вид, что безразлично или попросить вернуть, когда надоест. Детям нужна реакция, а не сама вещь, поэтому «наиграются» они очень быстро.
  6. Разобрать ситуацию с ребенком. Ведь конфликт мог родиться из неосторожно брошенного слова или намека. Дети долго помнят обиды и могут жестоко ответить, когда наступит подходящий момент.
  7. Не нужно скрывать от педагога о конфликте в классе. Полезно будет и его подключить к воспитательной работе: классные часы, просмотр тематических фильмов тоже могут дать нужный результат.

Учитель должен реагировать на любую жалобу ребенка и принять меры по его защите от нападок сверстников, внимательнее следить за ними во время перемен. Ведь издеваются чаще всего тогда, когда взрослые не обращают внимания на детей вне уроков. Даже если школьник вел себя не совсем адекватно (полез в драку, ответил обидчикам), педагог не должен самоустраняться от разрешения конфликта.

Если никакие действия не помогают, и гонения продолжаются, а преподаватель никак не желает помогать, нужно обращаться к администрации. А если имели место побои или угрозы, то нужно писать заявление в полицию.

Важно ни в коем случае даже намекать на то, что в конфликте виноват сам ребенок . Виноватыми будут именно сверстники: это они решили самоутвердиться за чужой счет и отыграться за собственные комплексы, это они обзывали и унижали ребенка, забирали вещи и били. Те, кто высмеивает слабость других, сами слабы. И они боятся, что другим это станет известно.

Многие из нас любят вспоминать детство, а особенно школьные годы. Первые друзья, шпаргалки, шумные переменки… Нам почему-то не хочется вспоминать о конфликтах с одноклассниками и обидах . А ведь детский коллектив зачастую проявляет агрессию по отношению к тем, кто отличается от других. Любому школьнику известно, что такое драки и травля. От многих взрослых можно услышать, что их ребенок подвергается издевательствам — его обижают одноклассники в школе . Разберем ситуацию.

Почему школьники ищут себе жертву?

В любом детском коллективе имеются середнячки и «главный». Не стоит забывать и про слабое звено. Как раз оно-то и подвергается насмешкам. Если малыш чем-то отличается от ровесников, то в коллективе кто-нибудь обязательно попытается самоутвердиться за счет этого. Задача мамы и папы – своевременно помочь ребенку. Вы должны объяснить чаду, как защищаться и как научиться ладить с другими детьми.

В некоторых случаях ребенку не удается найти общий язык с ровесниками. Тогда он обычно привыкает к неудачам. Отсутствие навыков коммуникабельности делает человека замкнутым. Он становится нестабилен психически.

Одиночество в коллективе

Как правило, описываемые проблемы появляются у тех детей, которые имеют своеобразный стиль поведения, необычный внешний вид, а также дефекты речи. Известны случаи, когда лидер в определенный момент становится жертвой травли.

Малыши только учатся контактировать между собой. Ваш ребенок может даже не знать, что именно вызвало ссору с ровесниками. За словами «Одноклассники меня обижают!» зачастую кроется немало невысказанных обид. Не говорите чаду фраз типа: «Не обращай внимания!». Иначе ребенок подумает, что вас его проблемы не волнуют.

Бывает так, что взрослые, сами того не сознавая, вызывают буллинг (травлю в школе). Посудите сами! Смогут ли одноклассники уважать мальчика, которого педагог все время называет дураком? Так или иначе, травля в учебном заведении является отражением проблем современного мира. Ведь малыши и подростки во всем подражают старшим.

Выбираемся из тени

Любая мама способна почувствовать, что с ребенком происходит что-то не то. И для этого совсем не нужно просматривать его сообщения в сотовом телефоне или постоянно наведываться к учительнице. Надо только побеседовать с ребенком!

Обязательно уделяйте сыну или дочери около двадцати минут в день. Пусть ребенок расскажет вам, в какие игры он играл с одноклассниками, как он провел время. Если у малыша возникла ссора с кем-то из ровесников, непременно выясните, в связи с чем она произошла и как он поступил. Дайте ему необходимые рекомендации относительно того, что делать дальше. Если у вас возникали аналогичные ситуации, например, вас тоже обижали в школе или вы были свидетелем конфликта, расскажите о них ребенку. Объясните ему, что из любого трудного положения можно найти выход.

Если школьник стал вести себя агрессивно, капризничает по любому поводу или все время старается прогулять школу, то это является информацией к размышлению. Если ребенок чрезвычайно раним, то у него могут появиться признаки психосоматического расстройства. К примеру, боль в желудке, сильная головная боль, а также энурез. В данном случае вам необходимо как можно скорее выяснить, почему ребенок стал странно себя вести. Не стоит исключать, что он подвергается издевательствам со стороны одноклассников. Если ребенка действительно обижают в школе , то вам нужно действовать как можно скорее. Однако для начала дайте ребенку возможность самостоятельно разобраться с создавшимся положением.

Если ему этого сделать не удается, побеседуйте с классным руководителем. Педагогам обычно удается пресечь издевательства над учеником. Имейте в виду, что с преподавателем надо беседовать один на один, без третьих лиц.

Если учитель игнорирует вашу проблему, попросите о помощи школьного психолога. Он обязан будет побеседовать с одноклассниками ребенка. Если психолог вам помочь не сможет, то тогда, скорее всего, придется обратиться к директору школы.

Переход в другое учебное заведение

Многие мамы и папы думают, что при возникновении в учебном заведении какой-либо сложной ситуации наиболее оптимальным вариантом является смена школы. Однако у психологов на это противоположное мнение.

В большинстве случаев, это только бегство от проблемы. Ведь если чадо не умеет правильно контактировать с ровесниками, то казус непременно повторится. Однако порой сменить школу действительно единственный выход. Если малыш получил серьезную эмоциональную травму, то помощь психолога ему просто необходима.

Если вы решили перевести чадо в новое учебное заведение, то вам не следует рассказывать новому учителю, по каким причинам вы меняете школу. В противном случае он будет смотреть на ваше чадо как на жертву. Вы просто можете сослаться на то, что в этой школе имеются нужные факультативы или вы хотите, чтобы школа находилась недалеко от бабушки, которая может своевременно покормить ребенка.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Если ваш ребенок впал в немилость сверстникам, не стоит сидеть сложа руки, считает психолог Светлана Меркулова . Как правильно действовать в этой ситуации, она рассказала АиФ.ru.

Жертва и палач

Наталья Кожина, АиФ.ru: Светлана, какие дети чаще других становятся объектами издевательств и насмешек сверстников?

Светлана Меркулова : Насмешкам в школьном коллективе может подвергнуться любой ребенок. Но не всякий становится объектом преследования и издевательств. Такая ситуация — сигнал задуматься, каковы отношения у ребенка с собственными границами.

Тема нарушенных границ скорее имеет корни в семье, когда ребенку могут говорить, что он не имеет права на собственное мнение, когда его поступки подвергают жесткой критике. Им все время помыкают, одергивают и таким образом внушают неуверенность в собственном достоинстве и силах, ребенка отучают отстаивать себя. Поэтому велика вероятность, что в социуме ему придется столкнуться с тем же самым.

И другая крайность нарушения границ — это дети с завышенными требования к окружающему миру, которые считают, что им все должны; это такие «звезды», получающие все и сразу.

— Я всегда думала, что, когда человеку кажется, что ему все должны, он априори не станет объектом травли.

— Если ему есть что предложить социуму, кроме своего требования, чтобы его все любили просто потому, что он есть, то да, вы правы. Но если он просто говорит: «Вы мне все должны» — то велика вероятность того, что коллектив его отвергнет. В семье такого ребенка ставят на пьедестал, ему поклоняются. Он приходит в коллектив и ожидает того же самого от сверстников, но сталкивается с другими реалиями. И для него это болезненно. Иными словами дети, над которыми издеваются, часто отличаются эмоциональной и социальной незрелостью, уязвимостью, несоблюдением норм и неписаных правил.

— Каким должно быть отношение родителей к ребенку, чтобы не вырастить потенциальную жертву для одноклассников?

— Изначально ребенок должен восприниматься взрослыми, как личность, а не как продолжение самого себя. Да, вы родили этого человека, но при этом он — не вы и имеет право на свой взгляд на жизнь, возможно отличный от вашего. Уважайте вашего ребенка.

Когда малыш приходит в этот мир, он ничего не знает. Задача взрослого — объяснить, как все устроено. Даже с маленьким ребенком надо разговаривать уважительно для того, чтобы был контакт, и в будущем он не боялся делиться с вами своими чувствами, мыслями и проблемами. Первые конфликты могут возникать еще в детском садике. И они хороши тем, что не так опасны, как в школе. На их примере ребенок может научиться справляться с ситуацией с помощью взрослых. Поэтому не нужно стараться уберечь детей от подобных историй.

— С жертвами — понятно. Тогда из-за какого воспитания появляются обидчики?

— Фокус в том, что жертва и палач — две стороны одной медали. И если ребенок где-то в другом месте, не в школе, а например, дома, является жертвой, то для того, чтобы компенсировать этот факт, он может стать палачом в своем классе. В основном обидчики — дети из не очень благополучных семей, которые растут сами по себе. Они пытаются найти себя в этом мире с помощью агрессии. Это своеобразная борьба за место под солнцем. И, к сожалению, часто такие дети готовы идти на все для того, чтобы получить признание.

По сути это тоже крик о помощи: «Ребята, вы меня не видите, поэтому мне придется сделать так, чтобы вы наконец-то поняли, какой я крутой». Агрессоры — это такие же жертвы, потому что часто никто не стремится понять, почему они так некрасиво и жестко поступают, что подталкивает их к этому. Им говорят: «Вы уроды, вы плохие, вы не должны этого делать». А дело в том, что самому ребенку настолько плохо, что он хочет выместить это «плохо» на кого-то другого.

«Со мной так нельзя!»

— Следуя этой логике, если один ученик избил другого, то его еще надо пожалеть?

— Нет, жалость тут вообще не помогает, а скорее вредит, потому что тогда такие дети впадают в состояние еще большей безответственности. Здесь речь идет не об этом. С детьми нужно разговаривать, слушать, понимать их. Подобные случаи важно выносить на всеобщее обсуждение. Называть все, что происходит своими именами. Травля это травля и никак иначе она называться не может. Об этом нельзя молчать! Если взрослые будут молчать, то дети не остановятся и начнут проваливаться в этот конфликт все глубже.

Хорошо, если инициатором такой беседы станет учитель: «Ребята, мне кажется, что в классе происходит какая-то несправедливость по отношению к вашему однокласснику И.И. Объясните мне, пожалуйста, что происходит? Чем он вас конкретно не устраивает?». Главное, постоянно держать руку на пульсе и не упустить тот момент, когда может быть поздно. Да, я выше сказала, что семья играет большое значение для ребенка, но когда он находится в школе (до 6 часов в день), то не меньше ответственности лежит и на учителе. Классный руководитель должен быть внимательной мамой, по отношению к своим ученикам. Всем без исключения, даже если этот ученик не нравится ему по каким-то причинам.

— А как вести себя родителям, когда их ребенок жалуется на издевательства в школе?

— Как правило, если у ребенка с родителями хороший контакт, и он начинает рассказывать им о том, что у него не ладятся отношения со сверстниками, часто можно услышать такую фразу от взрослых: «Дай ты ему в лоб, тогда он отвяжется». Но по факту — это одна из крайностей, которая рождает продолжение конфликта. Есть еще одна крайность: «А ты не обращай внимания». К сожалению, обе они — путь в никуда. Если не обращать внимания на обидчика, это будет еще больше заводить его. Он не отвяжется от вашего ребенка и, скорее всего, будет усиливать давление ровно до тех пор, пока тот не сорвется.

— Почему нельзя говорить ребенку: «Дай сдачу, если тебя обижают»?

— Давая такие советы, вы расписываетесь в своей беспомощности. Вы не можете ничего предложить, кроме как такое же агрессивное поведение, которое проявляет другой ребенок. Это не решит проблему.

Очень важно понимать, что ваш сын или дочь приходят и рассказывают свой субъективный взгляд на произошедшие события. Да, ребенку неприятно, да, ему больно, но тут необходимо разобраться. Задайтесь вопросом: «Что такого делает мой сын/дочь, что сверстники позволяют с ним себя так вести?».

Конечно, жертва виновата не всегда. Но, тем не менее, есть дети, которые попадают в подобные ситуации и справляются с ними, потому что они абсолютно уверены, что с ними нельзя вести себя неуважительно. А есть дети, которые наоборот совершенно уверены, что их можно бить, обзывать, унижать. Здесь мы опять возвращаемся в детско-родительские отношениям. Есть хорошая фраза: «Со мной так нельзя, т.е. меня нельзя бить, обзывать, унижать». Именно ее взрослые должны вложить в голову собственного ребенка. Во многих случаях эти слова способны остановить агрессора.

— Как правильно выстраивать диалог с классным руководителем, если вы понимаете, что вашего ребенка обижают?

— Сразу хочу предостеречь родителей от того, чтобы идти в школу «с шашкой наголо». Не надо орать и топать ногами, доказывая свою правоту. Это должен быть конструктивный диалог. Чтобы беседа получилась, отложите эмоции в сторону. Понятно, что ребенка жалко, хочется наказать обидчика. Но, тем не менее, держите себя в руках.

Аналогичной тактики нужно придерживаться, если вы решили поговорить с родителями ребенка, который обижает ваше чадо. Запомните: каждый родитель всегда будет защищать «свою кровиночку». Если вы придете и начнете говорить: «ваш мальчик обижает моего несчастного сына», то диалог будет обречен на провал. Займите взрослую позицию — не скатывайтесь до «песочницы»: «ты дурак — нет, это ты дурак». Возникший конфликт — это общая проблема ваших детей. Если родители начнут договариваться между собой, их дети совершенно точно тоже пойдут навстречу друг другу.

Крайние меры

— Что делать в ситуации, когда ребенок категорически не хочет, чтобы мама или папа вмешивались в его конфликт со сверстниками?

— В этой ситуации важно дать ребенку понять, что если вдруг он не справится, вы всегда придете на помощь. Например: «Я уважаю твое решение. Знай, что я рядом, чтобы ни случилось и всегда могу помочь». Какое-то время просто понаблюдайте за ситуацией: если она начнет выходить из-под контроля, вы как взрослый человек должны все это остановить. Главное на начальном этапе дать понять своему ребенку, что он все-таки под защитой, у него есть «фундамент», на который можно опереться, в случае необходимости.

— Какие сигналы могут говорить о том, что ребенка обижают сверстники?

— Изменения настроения. Ребенок не хочет идти в школу/детский садик, канючит, говорит, как все вокруг плохо. Он не рассказывает каких-то интересных историй из жизни класса. Явные сигналы — приходит в синяках, сообщает, что потерял тетрадку, или просто начинает бесконечно «терять» вещи. Часто это происходит потому, что сверстники их портят, отнимают или просто выкидывают. Вообще желательно знать друзей ребенка. И было бы здорово, если бы они периодически посещали ваш дом.

— Допустим, у ребенка острый конфликт со сверстниками, может ли в этом случае помочь перевод в другую школу?

— Это крайняя мера. Лучше все-таки разобраться с конкретным коллективом, чем постоянно менять их. Часто бывает так, что ребенок меняет школу за школой, но не может сдружиться с одноклассниками. В этом случае нужно разбираться именно с самим ребенком — что такого он делает, что социум его не принимает? Возможно, он не верит людям, провоцирует их на какие-то плохие поступки или сам ведет себя агрессивно.

— А как вы относитесь к тому, что детишек, которые не могут вписаться в коллектив, переводят обучаться на дом?

— Это очень индивидуальная история. Нужно смотреть, насколько эмоционально задет ребенок. Кому-то, действительно, такой шаг может помочь восстановиться, снова поверить в свои силы и стать более уверенным в себе. Но параллельно ребенку обязательно нужно будет ходить к психологу и разбираться со случившейся ситуацией. И, скорее всего, не ему одному, а вообще всей семье. И когда он восстановится, «встанет на ноги», то можно возвращаться в коллектив.

Но если вы решаете проблему тем, что просто закрываете свое чадо от мира, начинаете его оберегать и говорить: «Все вокруг плохие, а ты у нас необыкновенный», — то он никогда не будет готов выйти из этих тепличных условий. И это еще больше усугубит проблему.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: