Чему нужно научить ребенка перед садиком? Полезные советы для мамы. Как подготовить ребенка к детскому саду - I Первый в жизни коллектив: правила адаптации

В жизни детей происходит много адаптационных периодов, одним их которых является адаптация к детскому саду. В это время многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка посещать детский садик. Рассмотрим некоторые моменты, которые помогут справиться с данной ситуацией.

Адаптацию ребенка к детскому саду условно можно разделить на 2 этапа: подготовительный и непосредственно адаптация.

Первый этап – подготовительный

Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.

1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).

2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.

3. Приучаем :

* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);

* просить о помощи, если что-то не получается;

* кушать ложкой за столом, не играть с едой;

* отучаем от памперсов.

4. В песочнице учим основам общения , приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.

5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».

6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей - сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад» . Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.

7. Еще одна очень полезная игра – «прятки» , в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.

8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.

Что нельзя делать ни в кое случае - так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».

Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.

Второй этап - непосредственно адаптация

1. Идем в садик! Каждое утро желательно чтобы ребенка будила игрушка , которую озвучивает мама. Пусть игрушка «пожелает» ребенку: «Доброе утро!», расскажет, как она спала и что ей снилось. Пусть даже ребенок всё это время будет лежать с закрытыми глазами. Игрушка «скажет», что сегодня будет интересный и замечательный день. Можно и дальше продолжать диалог от имени игрушки, тогда дети и одеваются охотнее, и капризничают меньше.

2. Первые 2-3 дня приводим ребенка только на прогулку со своей группой , а это примерно на 2 часа. За это время он успеет познакомиться с воспитателями и детьми. Если есть возможность, то и в вечерней прогулке желательно тоже поучаствовать. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят домой. Обращаем внимание на то, как радуются мамы и папы встрече со своими детьми и как радуются детишки этой встрече. Вечером прогуливаемся до ближайшего садика и показываем, что на ночь он закрылся, все люди, которые там работают, ушли домой, и детишки сейчас тоже дома со своими любимыми родителями, а завтра утром садик снова откроет свои двери.

3. В последующие дни первой недели время пребывания постепенно увеличиваем (пошаговую схему вам объяснят специалисты садика), но на дневной сон оставлять ребенка не рекомендуется.

4. На второй неделе в первый день тоже еще не укладываем спать. А вот на следующий день забираем малыша сразу после сна . На третий день забираем уже после 16 часов.

5. Утром в группу приводим ребенка в числе первых, спокойно и доверительно разговариваем с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике.

6. Раздевание не затягиваем. Предпочтение отдаём той одежде, которую удобно надевать и снимать. Расставаясь с малышом, говорим, когда за ним вернемся: «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это время ты успеешь покушать и погулять» . Обязательно сдерживаем свое обещание. Также можно сказать: «Марина Ивановна обязательно покормит тебя, уложит спать, погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяем это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и спокойно уходим, передав ребенка воспитателю.

7. Если малыш с трудом расстается с мамой, то лучше, если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С собой из дома можно взять игрушку, которая также будет «ходить» в детский сад, и знакомиться с детсадовскими игрушками. Маленьким детишкам хорошо в шкафчике иметь семейный альбом с фотографиями родителей . В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома. Детишкам постарше даем с собой ключ, якобы от квартиры, где живет вся семья, и теперь он единственный, кто может открыть и закрыть эту дверь. Для ребенка это гарантия, что его теперь точно заберут из садика.

8. Вечером приходим за ребенком в хорошем настроении, с улыбкой, не проявляем обеспокоенность, и не выясняем, много ли он плакал (это лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). Одевая говорим, что очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали . Хвалим , за то, что провел время с ребятами в детском саду, интересуемся, что успел сделать: «Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда радуюсь за тебя». Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе.

9. Вечером и в выходные уделяем ребенку больше внимания, играем в совместные игры, рисуем, читаем, гуляем. Не кричим, не ругаемся, минимизируем просмотр телевизора, а лучше совсем исключаем. В общем, создаем бережную обстановку для нервной системы малыша. В присутствии ребенка рассказываем знакомым с гордостью о том, какой он взрослый, т.к. уже ходит в садик. Отрицательно же могут повлиять на адаптацию нелестные разговоры о воспитателях, детях группы в присутствие ребенка. Нужно заметить, что адаптация у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1–3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по истечении которых их тревога снижается.

Но помните, если ребенок не будет посещать ДОУ более 21 дня, придется адаптироваться к садику повторно. Поэтому старайтесь не делать такой большой перерыв в посещении детского сада.

Рассмотренные выше рекомендации помогут подготовить вашего ребенка к посещению детского сада и облегчить адаптационный период. Если у вас возникнут сложности в преодолении адаптационного периода, вы всегда сможете обратиться к специалистам Психологического центра «Согласие» по телефону: 383-29-56.

Самое главное, чтобы мама была уверена в правильности своего решения, когда начала водить ребенка в детский сад. А если мама уверена, значит, она спокойна. А если она внутренне спокойна, то и малыш чувствует себя комфортно.

Удачи всем семьям в этот адаптационный период!

Зыбина Ольга Владимировна ,

руководитель Психологического центра «Согласие»

контактный телефон: 383-29-56.

Филиалы Детского сада-школы «Согласие»:

ул. Московская, 77 (ЖК «Москва», новый филиал в Центре), тел.: 345-9-987

ул. Сакко и Ванцетти, 99 (Галерея «Тихвинъ»), тел. 215-68-08

ул. Лиственная, 67 (Широкая речка), тел. 382-12-06

ул. Гагарина, 33 (УПИ), тел. 266-30-21

ул. Ясная, 22 г (Юго-Запад), тел. 215-84-08

ул. Фурманова, 35 (Автовокзал), тел. 216-07-44

Если ваш ребенок в этом году впервые идет в сад, то лучше подготовиться к этому заранее. Тем детям, которые уже ходили в ясли и разлучались с родителями, будет немного проще. А более «домашние» мальчики и девочки переживают подобные перемены довольно остро. Поэтому родителей может ждать ор «я туда не пойду», «хочу к маме!» и далее по списку.

Чтобы ребенок не цеплялся за вашу руку с криками, шантажом и истериками, предлагаем почитать советы психологов и опытных родителей, которые уже прошли данный этап (и очень этому рады).

Правило 1. Заранее переходите на правильный режим.

Чтобы ваш малыш не выглядел как зомби, вам нужно заранее приучить его к тому, что ложиться и вставать теперь нужно будет раньше. А если у вас в семье нет дневного сна, то объясните ребенку, что такое «тихий час» и почему злая воспитательница будет заставлять его целых 60 минут лежать в кровати вместо бега и игр.

«Мы вводили все постепенно. Летом перед садом (3 годика) начали ложиться строго в одно время, но вставали как попало. В августе к бабушке в деревню увезли, дали задание будить ровно в семь. Ну, в деревне с этим легче, там к этому моменту уже все встают))) Из-за того, что сна стало меньше, дневной сон сам собой пришел. Оставалось только еду перевести на нужное время, но это уже только в садике пришло. Сначала все время говорила, что она голодная, я уж думала ее там не кормят вообще)))».

«Помню, когда мой сын был маленький, я пыталась укладывать его спать днем собственным примером. Он ложился на диван, а я рядом с ним. В результате я засыпала, а он благополучно слезал с дивана и продолжал играть в свои игрушки, не мешая мне спать. Ни в какую не хотел спать днем. Но надо сказать, это никак не отражалось на его самочувствии вечером. Все дети разные».

Правило 2. Расскажите о плюсах и минусах садика.

Врать о том, что садик - это рай с кучей игрушек, вкусной едой и дружелюбными детьми - не нужно. Ребенок вас быстро раскусит, как только ему дадут запеканку или кабачки. Поэтому расскажите честно, что да - игрушки есть, да и деток много, и что могут возникнуть трудности. И тут же поясните, как преодолеть: что делать, если его кто-то обидит, если он захочет в туалет в тихий час и так далее.

«Проблема была в следующем - боялся отпроситься в туалет. Вообще не ходил, проблемы естественно от этого пришли быстро. Сначала вообще не понимали, потом воспитательница заметила, что он не ходит. Стали разговаривать, но никак не могли воздействовать. Думали уже забирать, а тут как-то раз - и пошел, громко всем об этом объявив. И все. С тех пор не боится».

«Бабушка у нас про садик так рассказала, он думал там детей насильно мучают, игрушки отбирают, какой-то образ концлагеря вообще… Орал, не хотел идти, визжал… Уговорили один день сходить. Попробовал и удивленно говорит: „Мам, а там даже кормят!“. И смех, и грех… Бабушке потом по голове настучали».

Правило 3. Забирайте ребенка вовремя.

Когда ребенок уже пошел в сад, следите за собой и всегда забирайте ребенка вовремя. В каждом садике есть один-два «пугальщика» (иногда им оказывается и воспитатель!), которые при вашем опоздании подойдут к ребенку и скажут что-то вроде: «А тебя мама бросила, никто за тобой не придет, будешь тут в кладовке жить!». А страх быть брошенным - главный у малышей. Поэтому всегда предупреждайте во сколько вы придете и даже в случае землетрясения старайтесь приходить точно в срок.

«Мой сын (5 лет 9 мес) постоянно боится нас потерять. По дороге в сад по сто раз спросит, а точно мы его заберем. В течение дня задает этот вопрос воспитателям. Дома, находясь в своей комнате, постоянно кричит „мама ты где?“. Услышав мой голос минут пять занимается своими делами, а далее вопросы повторяются».

«Моего очень напугала дурная воспиталка. Я опоздала на минут 20, по работе задержали, а она Варе сказала: „У меня рабочий день закончился. Я уйду, а ты с уборщицей сиди“. Та - в слезы, а я предупредила же! После этого моя жутко боялась ходить, думала ее оставят там».

Правило 4. Познакомьтесь с воспитательницей.

И вам, и вашему малышу будет легче, если вы познакомитесь с воспитательницей заранее. Помните, что это женщина будет следить за вашим чадом, кормить его и одевать на прогулку. Так что убедитесь в том, что это человек с опытом нахождения нужных колготок и убеждением в невероятных вкусовых качествах пюре.

«Я почему-то думала, что лучше познакомить ребенка с воспитателем именно дома. То есть самой с ней познакомиться, пригласить в гости (если получится), дома познакомить с ребенком, а потом уже ему сказать, что эта тетя работает в детском саду и он к ней пойдет».

«Олежа ходил на рисование в д.с., не хотел - мы заставили. Зато знал ребят, бывал в здании и видел восп. Так что незнакомых людей уже не боялся, нормально воспринял все. Лучше так, или в ясли сначала, у нас просто возможности не было по очереди».

Правило 5. Научитесь правильно воспринимать слезы и прощаться.

Поймите, что слезы при расставании - это нормально. И что, несмотря на них, с ребенком все-таки придется разлучиться до вечера. Не позволяйте шантажировать вас и не затягивайте утром прощание. Попросите воспитателя понаблюдать, сколько еще после вашего ухода ребенок будет капризничать и сокращается ли это время. В большинстве случаев малыш затихает, как только взрослые ушли, потому что понимает, что плач не помог и зачем тогда реветь, если можно пойти играть.

«Знаете, по опыту скажу, что мальчики реагируют гораздо острее на расставание с мамой, нежели девочки) И плакать дольше могут. Но в целом привыкают всегда. Масла в огонь подливает подход матери к ребенку, как к младенцу. То есть это когда мама всячески, жалея его, носит на ручках, тискает, продолжает делать все за ребенка (кормит с ложечки, одевает, обувает и т. д. ). Вот именно „зацелованные“ детки очень тяжело адаптируются, потому что в саду уже не так все радужно у них, как дома».

«Первую неделю ходил нормально, потом понял, что садик навсегда и начал с утра, глядя на других детей, плакать. Договаривались, приходила забирать вечером с очередной игрушкой, постепенно привык. На адаптацию ушло примерно месяц-два. Потом бывали периоды „не хочу в садик“, но уже без слез просто договаривались, что заберу пораньше. :)».

Правило 6. Не ругайте, а хвалите.

И напоследок, не ругайте малышей за излишнюю активность или раздражительность вечером после сада. У них стресс, это все равно что вы бы вдруг поменяли работу таксиста на ставку преподавателя философии. Хвалите их за самостоятельность и храбрость, почаще расспрашивайте что у них было в саду и вообще - проводите побольше времени вместе!

«Нужно ребенка заинтересовать. Чтоб он ждал похода в садик. Здесь у всех индивидуально. Моя очень любит сладкое, но я ее этим не балую. Завтра возьму с собой инжир или казинаки, или, даже, конфеты „коровка“ и только в садике сделаю ей сюрприз. По дороге в сад можно насобирать травки, листочков и подарить воспитательнице. Сделайте поход в сад целой церемонией, которую ребенок будет ждать все выходные. Ведь для ребенка - это самое важное - внимание родителей. Думаю, поможет».

ДАРИТЬ ЛИ ДЕТЯМ ДОРОГИЕ ПОДАРКИ?

«Сегодня отвела в садик. Так, ребята! Даже не пискнула. Еще дома начала говорить, что в сад не пойдет. Я ей одела любимое праздничное пальто, по дороге мы собрали цветов, она их нюхала, договорились, что подарим воспитательнице. Во дворе садика я ей сказала, что ни у кого корме нее нет таких цветов и она самая крутая. И она уже сама не знала, почему не хотела идти. Внутри еще пошли посмотрели рыбок и зашли в группу. Разделась без проблем. Я ей быстро дала цветы, сухофрукты, поцеловал и она сама пошла в группу»

Удачи вам и вашему детсадовцу!

Ваш малыш подрос и уже готов к первому и такому важному шагу в своей жизни – к детскому саду. Процесс адаптации достаточно сложен как для ребенка, так и для родителей. В большинстве случаев мамы впервые отдают малыша в сад, а сами тихо плачут под дверью, слыша рыдания своего чада. И чувствуют себя предательницами. Однако общение со сверстниками, интересные занятия, коллективные прогулки и увлекательные игры – это незаменимая часть детской жизни, которую мама при всем своем желании обеспечить не может. Да и выход на работу никто не отменял. Поэтому, нужно принять детский сад, как должное, и сделать процесс адаптации ребенка максимально комфортным и безболезненным.

Как подготовить детский организм к садику

Самая главная задача заключается в том, чтобы защитить ребенка от предстоящих болезней и максимально укрепить его иммунитет. Безусловно, редко найдется ребенок, который не будет болеть в первые месяцы хождения в сад. Но таким образом организм закаляется, учится противостоять вирусам и инфекциям. Чтобы малыш болел как можно реже, а вирус протекал легко и без последствий, нужно заранее укреплять детский иммунитет.

  1. Чтобы малыш был защищен от болезней естественными силами организма, он должен питаться правильно. С пищей он должен получать все необходимые ему витамины. В рационе ребенка каждый день должны быть молочные продукты, мясо, крупы, овощи и фрукты.
  2. Для укрепления здоровья нужно гулять с ребенком каждый день не менее трех часов. Лучше, если это будет две прогулки – одна с утра, вторая после сна.
  3. Если до похода в детский сад у вас есть еще пара месяцев, можно начать закаливать ребенка. Для этого нужно купать или обливать малыша водой, каждый день снижая температуру на один градус. Показывайте как должно происходить закаливание на собственном примере.
  4. Очень полезно ходить босиком. Это не только укрепляет иммунитет, но и препятствует развитию плоскостопия. Ходите босиком по гальке, песку, асфальту, траве.
  5. Пейте больше напитков, содержащих витамин С. Это чай с малиной и лимоном, отвар шиповника. Очень полезно малышам пить чай с имбирем и медом. Стакан горячего молока с медом перед сном не только отгонит все болезни, но и эмоционально успокоит малыша.
  6. Можно перед садиком пропить курс витаминов. Это могут быть поливитаминные препараты или рыбий жир.

Как эмоционально подготовить ребенка к детскому саду

Первый поход в детский сад — это, безусловно, стресс. Здесь для малыша все незнакомо – новая обстановка, чужие дети и взрослые. А самое главное, здесь нет мамы. Нет того безопасного мира в виде мамы, который всегда был рядом. Поэтому очень важно психологически подготовить малыша к детскому саду. Заранее разговаривайте с ним и рассказывайте о его новой группе. Скажите, что скоро малыш будет посещать детский сад, что там будет много новых игрушек, ребятишек и увлекательных занятий. Скажите, что там он будет рисовать, лепить из пластилина, петь и танцевать. Создайте вокруг предстоящего похода в сад приятную ауру. Пусть малыш будет в предвкушении от предстоящего события.

Когда вам придется оставить ребенка в саду, обязательно скажите ему, что вы за ним вернетесь. Есть некоторые мамы, которые говорят: «Будешь плохо себя вести, оставлю тебя в садике» или «Не балуйся, а то сейчас в сад пойдешь!». Это в корне неправильно с педагогической точки зрения. Не надо ассоциировать сад с наказанием. Вы должны взрастить любовь к этому месту, которая, впоследствии, станет реальной.

Обычно детей отдают в сад не раньше, чем в два года. К этому возрасту малыш должен обладать некоторыми навыками.

  1. Малыш должен уметь самостоятельно кушать. Не по всем правила этикета, конечно же, но хотя бы часть пищи должна попадать в рот. Ничего страшного, если двухлетний малыш разливает часть супа на пол, воспитатели яслей к этому привыкли. Главное научить своего ребенка кушать, чтобы он не остался голодным. Малыш старше трех лет должен уметь опрятно кушать и пользоваться вилкой. Объясните ребенку, что есть нужно аккуратно, не разговаривая во время еды и не набивая полный рот пищей.
  2. Ребенок в два года хотя бы через раз должен ходить на горшок. И, желательно, самостоятельно проситься. Если малыш еще не умеет этого делать, вам придется носить в сад памперсы. Но лучше всего, конечно, заранее научить ребенка хотя бы жестами показывать, что он хочет на горшок. Детки старшего возраста должны уметь пользоваться туалетной бумагой.
  3. Чтобы ребенок не болел, его нужно приучить к гигиене. Перед едой и после прогулки воспитатели отправляют малышей мыть руки. Очень хорошо, если ребенок умеет делать это самостоятельно.
  4. Развивайте речь малыша. Прекрасно, если ребенок может говорить и в состоянии рассказать, что с ним происходило.

Как еще подготовить ребенка

Перед походом в сад нужно обойти всех узкоспециализированных специалистов. Это окулист, невропатолог, хирург, дерматолог, ортопед. Они смотрят на общее состояние ребенка и дают заключение. Также ребенку нужно сдать кровь, мочу и кал на анализы. Помимо этого перед походом в сад вы должны проверить свой календарь прививок – все ли этапы вакцинации вы прошли. Ведь своевременная прививка может защитить ребенка от многих заболеваний. К тому же, риск заражения в детском саду очень велик.

За месяц до начала посещения детского сада ребенка нужно подстраивать под определенный график. Старайтесь пораньше поднимать малыша с утра, чтобы он привык к ранним подъемам. А для этого нужно укладывать ребенка не позже девяти часов вечера. Принимайте пищу и ложитесь в обеденное время спать примерно в то же время, как это делается в саду. Если малыш не спит днем, нужно объяснить ему, что послеобеденное время – это время тихих игр. Что в это время нужно тихонько лежать в кровати, рассматривать все предметы вокруг или считать на пальцах.

Долгие месяцы подготовки прошли, и сегодня вы ведете малыша в сад. Вот несколько рекомендаций, которые нужно выполнить, чтобы максимально безболезненно адаптировать ребенка.

  1. С утра не кормите ребенка. Будет лучше если он, проголодавшись, позавтракает в новой обстановке. Если ребенок попросил кушать, можно дать ему печенье или вафлю. Кашу он поест в группе.
  2. Перед выходом из дома смажьте нос ребенка оксолиновой мазью. Это рекомендуется делать первые две недели, пока детский организм не привыкнет.
  3. Придя в группу, выберете кровать и шкафчик для малыша. Акцентируйте на этом внимание ребенка – скажите, что этот шкафчик с яблочком его, туда он должен складывать свою одежду и обувь после прогулки.
  4. Первые дни лучше оставлять ребенка на несколько часов. Сначала на час, потом на два и т.д. Через неделю или несколько дней можно оставить малыша на тихий час.
  5. Заранее поговорите с воспитательницей. Расскажите о некоторых нюансах домашнего пребывания малыша. Возможно, он засыпает, только если почесать ему спинку.
  6. Обязательно обменяйтесь с воспитательницей номерами телефонов. Договоритесь, во сколько вам нужно прийти.
  7. После того, как вы забрали ребенка, спросите у него, чем он сегодня занимался, какие игрушки ему понравились, с кем подружился. Акцентируйте внимание на положительных моментах.
  8. По вечерам отложите все дела в сторону и проводите больше времени с малышом. Возможно, ему не хватает вас и вечером он захочет больше тактильного контакта. Обнимайте, целуйте малыша, валяйтесь с ним на кровати. Покажите, что вы любите его по-прежнему.

Детский сад – это неотъемлемая часть жизни большинства детей. И только от родителей зависит, как пройти этот непростой путь адаптации к саду. Готовьте ребенка к детскому саду и ходите туда с удовольствием!

Видео: адаптация ребенка в детском саду

В жизни каждой семьи наступает момент, когда приходится малыша отдавать в детский садик. Тогда, особенно у молодых родителей, сразу возникает много вопросов. В каком возрасте это сделать? Какое дошкольное учреждение лучше выбрать? Как обеспечить крохе комфортный адаптационный период? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Рано или поздно каждый ребенок вынужден будет сталкиваться с адаптацией в детском коллективе

Первый этап адаптации

К данному этапу необходимо начать подготавливаться заранее, примерно за два месяца до начала зачисления в детский сад. Задачей подготовительного этапа является формирование умений и навыков в поведении ребенка, благодаря которым процесс адаптации у него к неизвестным условиям будет проходить проще и быстрее.

Собираем информацию

Во-первых, необходимо попытаться собрать как можно больше сведений о дошкольных учреждениях, расположенных в вашем районе. Для полноты информации старайтесь использовать несколько источников. Воспользовавшись интернетом, можете зайти на сайт каждого из дошкольных учреждений.

Стоит наведаться в понравившийся вам садик: можете посетить с ребенком детский праздник, сходить на консультацию к психологу, побывать на дне открытых дверей, посоветоваться с другими родителями, воспитателями и заведующей. В первую очередь от них и будет зависеть, насколько вашему крохе понравится ходить в детсад.

Определяемся с оптимальным возрастом

По мнению психологов, лучше всего отдавать кроху в детский садик, когда ему исполнится 3-4 года. В таком возрасте дети намного проще приспосабливаются к неизвестной обстановке в отличие от двухлетних малышей. Это происходит благодаря тому, что они уже научились разговаривать, умеют немного сами себя обслуживать, набрались опыта общения со взрослыми. Также в этом возрасте у малышей появляется потребность общения со сверстниками, они ведут себя спокойнее когда мама отсутствует достаточно долгое время.


Возраст 3 года отлично подходит для начала посещения дошкольного учреждения

Оцениваем степень готовности всех членов семьи

Конечно, нельзя точно сказать, в каком возрасте лучше всего отдать вашего малыша в детский сад - сначала решите для себя, действительно ли в настоящий момент вы не можете обойтись без детского сада. Дети хорошо чувствуют сомнение взрослых в необходимости данного воспитания. Процесс привыкания проходит легче у тех детей, семья которых не имеет другого выбора. Помните, что после первого посещения ребенком детского сада, ближайшие 2-3 месяца у вас должен быть большой запас свободного времени, так как необходимо будет подстраиваться под комфортный для него режим посещения. Есть дети, которые с самого начала хорошо себя ощущают в дошкольном учреждении, а некоторые не могут привыкнуть длительное время - в таком случае не стоит торопить события, необходимо дать возможность ребенку постепенно привыкнуть к неизвестной обстановке.

Часто в садах создаются группы кратковременного пребывания, чтобы малыш мог постепенно привыкнуть к группе полного дня. Если такая возможность есть, не упускайте ее. Дети, посещающие подобные группы, намного проще приспосабливаются к неизвестным условиям.

В том случае, если вы планируете в ближайшее время взять отпуск и поехать отдыхать всей семьей на 2-3 недели, лучше отложить посещение детского сада. Нервная система ребенка подвергнется серьезному испытанию, так как ему снова придется приспосабливаться к неизвестной обстановке.


Чтобы ребенок не успел сильно затосковать, в первые недели лучше оставлять его в садике не на целый день

Проходим физподготовку

Перед тем как кроха проведет свой первый день в детском саду, ему необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать все анализы. Не стоит думать, что если вы получили от педиатра заключение о готовности вашего чада к посещению детсада, болезни ему не страшны. Тем не менее, вашего кроху смогут обойти стороной большинство простудных заболеваний, если правильно его. Данные процедуры необходимо начать проводить заранее, хотя бы за 3 месяца до зачисления в дошкольное учреждение. Воспитатели детских садов уже достаточно давно прибегают к такой методике во время летней оздоровительной работы.

Отличное настроение – постоянный спутник процедуры закаливания. Процедура не должна продолжаться больше 5 минут. Неплохо будет, если ваш малыш сможет регулярно ходить в бассейн или лучше всего отдадите предпочтение детскому садику с бассейном.

Начинаем жить по расписанию

Предварительно уточните, какой распорядок дня действует в дошкольном учреждении, которое вы выбрали: время прихода детей, кормления, дневной сон. Придется пересмотреть режим и дома. Корректировкой нужно заниматься за 2-3 месяца до того, как дитя пойдет в садик. Вам потребуется большое терпение и выдержка: одного желания не достаточно, чтобы кроха поменял свое расписание, так как он подвержен динамическому стереотипу. Этот вопрос требует серьезного, последовательного и систематического решения.

Необходимо разработать определенный режим и придерживаться его каждый день (каждый член семьи должен его соблюдать). Для начала надо организовать ранний подъем для крохи таким образом, чтобы он ощущал в этом необходимость: «Идем скорее гулять в парк, иначе твои любимые качели будут заняты» и т. п.


Чем раньше ребенок привыкнет к «садиковскому» расписанию, тем проще ему будет адаптироваться

Только не подавайте виду, что эти меры направлены на подготовку к детсаду, иначе у ребенка раньше времени выработается неприязнь к этому заведению. В процессе укладывания нужно использовать действия, которые нравятся карапузу: почитать книгу, послушать спокойную музыку. Дети отдают предпочтение постоянству: так они ощущают себя более комфортно и быстрее засыпают. Когда кроха пропускает дневной сон, старайтесь после обеда его просто уложить и почитать ему книжку. Если карапуз привык спать больше 3-х часов после обеда, пытайтесь сократить время сна до 2 часов.

Все сам!

Старайтесь обучать чадо самостоятельности в самообслуживании, игре, общении со взрослыми и сверстниками. Если к моменту зачисления в детский садик ребенок научится сам , пользоваться ложкой, ходить в горшок, одеваться, он будет ощущать себя в группе более комфортно.

Старайтесь . Можете дать ему в руки ложку и объяснить, для чего она предназначена. Давайте крохе возможность одеться самому. Покажите ему, как надо правильно надевать одежду и обувь. Как только малыш проявит самостоятельность, обязательно поощрите его. Помогайте лишь в случае, если это действительно необходимо. Развитие происходит благодаря преодолению трудностей. Разделите вместе с чадом радость за его успехи. Старайтесь научить кроху играть самостоятельно: кормить куклу, строить домик, управлять машинкой и т. д. Сначала примите участие в игре вместе с ним, покажите, как правильно это делать, а потом наблюдайте за игрой чада со стороны. В первое время как раз благодаря игрушке может быть налажен контакт крохи с педагогами. Игрушка станет хорошим поводом для общения с ребенком и поможет заполучить его доверие.


Самостоятельным детям в садике проще, ведь они меньше зависят от воспитателей

Чтобы у крохи появилось желание ходить в садик, нужно настроить его на правильный лад. Дайте ему понять, что он уже достаточно вырос для посещения сада. Пусть кроха думает, что это вознаграждение за его старания. Расскажите ему о своем положительном опыте. Пусть он посмотрит ваши фотографии в детском саду со сверстниками. Объясните, насколько интересно в детском саду: можно играть с друзьями, гулять, вместе кушать. Ни в коем случае не надо преувеличивать и лгать ребенку, он должен получить достоверную информацию. Выдумайте сказку, где герои вместе ходят в детский сад. Если в семье есть старший ребенок, которому нравится посещать садик, попросите, чтобы он рассказал малышу, как там хорошо.

Проводим время с другими детьми

До зачисления в детский сад кроха должен усвоить, как правильно вести себя в обществе. Его нужно научить понимать запреты, слушаться взрослых, общаться со сверстниками, не обижать других детей. Этому способствует частое времяпрепровождение на детской площадке, походы в гости к друзьям с маленькими детьми. Зовите их тоже в гости как можно чаще. Предоставьте крохе возможность общения! Опыт «песочницы» безусловно важен для всех детей - благодаря общению с другими малыш выделяет себя и раскрывает свои индивидуальные особенности.

Играя на детской площадке, расскажите ему, как правильно попросить игрушку, поменяться или предложить вместе поиграть со сверстниками. Чтобы малыш освоил навыки знакомства, сначала вы должны сами спросить, как зовут других деток, представить им своего кроху. Чадо будет подражать вам и со временем научится делать это сам.


Опыт взаимодействия с другими детьми нарабатывается еще в песочнице, поэтому мамочка должна своевременно объяснять малышу тонкости общения

Мама, не уходи!

По мнению многих психологов, то, как долго и насколько болезненно ваша кровинка будет приспосабливаться к детскому саду, зависит от отношений между детьми и родителями. Крохе будет намного проще, если до зачисления в садик он уже имел опыт расставания с мамой. Карапузу важно знать, что мама за ним обязательно вернется. Практикуйте иногда расставание с крохой, со временем увеличивая расстояние между вами. На начальном этапе можете постоять с ним песочнице, потом удалиться от него на метр, затем еще подальше, но чтобы он вас видел. Не стоит ругать дитя и торопить события, так вы можете спровоцировать еще большую тревогу.

Если есть возможность, оставляйте карапуза с родственниками или близкой подругой (кому вы полностью доверяете): вначале ненадолго, потом постепенно увеличивайте время расставания с ним на 2-3 часа, затем до восьми-девяти. До момента посещения крохой садика вам нужно постараться, чтобы он чувствовал необходимость общения с другими и активных самостоятельных действий.

Каждый раз говорите своей кровинке, во сколько вы его заберете - приходите вовремя. Если ребенок усвоит этот момент, он не станет волноваться в саду, что вы не заберете его.

Второй этап адаптации

Если на этапе подготовки вы сделали все правильно, то к моменту зачисления в детский сад кроха будет уже знать, для чего туда идет. Тем не менее, периода адаптации не избежать. Чтобы свести к минимуму возможные проблемы в это время, постарайтесь сделать следующее:

  1. Подумайте, действительно ли вы не можете обойтись без детского сада? Если у вас есть сомнения, вероятнее всего, процесс адаптации будет протекать трудно.
  2. Наберитесь терпения! В этот непростой период крохе свойственно плакать.
  3. Постарайтесь наладить контакт с воспитателями и другими родителями в группе.
  4. При входе в раздевалку всегда здоровайтесь со всеми, кто там присутствует: другими детьми, их родителями, воспитателями. Малыш почувствует, что здесь безопасно.

Мама должна всячески подчеркивать, что воспитатель и другие детки - это друзья, с которыми крохе будет интересно и безопасно
  • Некоторые считают, что первый день в детском саду целесообразно провести вместе с крохой, однако делать этого не стоит: расставания все равно не избежать, а другим детям может показаться обидным, что их мамы рядом нет.
  • Не стоит долго прощаться - уходя, лишний раз обнимите и приласкайте свое чадо, помашите ему в окошко рукой. Если карапузу тяжело с вами расставаться, кроху может отправить в садик папа или бабушка. На первых порах не оставляйте дитя надолго и оговорите с воспитателями время, в которое будете его забирать.
  • Не забывайте похвалить ребенка за успехи в саду. Пусть он вам расскажет, как провел день. Не ленитесь как можно чаще обнять и приласкать свою кровинку.
  • Можете вместе с крохой нарисовать на бумаге дом, детский сад, работу, магазин и т. д. С помощью стрелок нарисуйте маршрут и расскажите малышу, как вы отведете его в садик, сходите на работу, зайдете в магазин, а потом обязательно заберете его домой.
  • Никогда не лгите крохе, говорите лишь правду. Проявляйте дома терпение к поведению своего чада в период акклиматизации, так как сначала в дошкольном учреждении он будет себя чувствовать неуверенно.

Детский сад безусловно необходим для полноценного воспитания и развития ребенка, так как для человека очень важно находиться в коллективе. Через процесс адаптации предстоит пройти каждому малышу, достигшему 2-х или 3-х лет. Комаровский дает несколько рекомендаций, чтобы этот процесс прошел менее болезненно:

  1. Начать посещать дошкольное учреждение лучше в то время, когда у мамы еще не закончился декретный отпуск. Как только кроха заболеет, мама сразу же его сможет забрать и посидеть с ним дома некоторое время.
  2. Нужно определиться со временем года, когда вы планируете отдать малыша в сад. Оптимальным вариантом является лето или зима. Весна и осень – не лучшее время, так как в этот период велика вероятность подхватить простудные заболевания.
  3. Заранее уточните, какую политику пропагандируют в дошкольном учреждении: не заставляют ли детей кушать насильно, не слишком ли тепло одевают на прогулки - это может серьезно препятствовать процессу адаптации.

По словам Комаровского, можно также попытаться ускорить адаптационный процесс, придерживаясь следующих советов:

  1. На начальном этапе посещения детсада проявляйте к своему чаду благосклонность, не ругайте его, поскольку он и так испытывает большой стресс.
  2. Еще на этапе подготовки следует подготовить малыша к большему общению: чаще выходить на детские площадки или заводите новые знакомства.
  3. Предварительно необходимо заняться укреплением иммунитета. В таком случае кроха меньше будет болеть, а следовательно и адаптация для него пройдет намного проще.

Комаровский не отрицает, что в процессе адаптации к дошкольному учреждению есть много трудностей, но это не повод от него отказываться. Просто семье необходимо подготовиться к процессу со всей ответственностью, тогда малышу будет намного легче пройти через этот трудный период в его жизни.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями: